Чему учат в детском саду – Чему учат детей в детском саду

Чему учат детей в детском саду

17 Октября 2013

38,138

Знание звуков, букв, умение сливать звуки в слоги, элементарные задачи на логику и на счет, достаточный словарный запас, развитое устную речь и никакого письма — именно так в общих чертах выглядит перечень того, что должен уметь ребенок после окончания детского сада. Этому, согласно программе «Уверенный старт», должны научить в детском саду.

Именно этот вопрос больше всего начинает волновать родителей, когда приходит время идти в детский сад их ребенку. Причем беспокойство проявляют не только папы и мамы, но также бабушки и дедушки, ведь процесс подготовки к школе не менее важен, чем навыки общения со сверстниками и общее развитие ребенка. Стандарты образования, по которым учились дети ранее, уже давно изменились. Меняется все: и критерии оценивания, и методы изложения материала, и программа подготовки, да и сами дети.

Так чему же все-таки учат в детском саду?

 

Оказывается, на сегодняшний день в сфере образования работает программа развития детей старшего дошкольного возраста «Уверенный старт», которая была утверждена в 2010 году. Практикуется она чуть больше двух лет и разработана до 2017 года. Основной акцент в ней делается на игровую деятельность, а также на личностное развитие детей.

Сама программа рассчитана на детей, начиная с пятилетнего возраста, причем независимо от того, где они находятся — в детском саду или же дома — она предусматривает несколько различных направлений, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка — физическое, познавательное, художественно-эстетическое и эмоционально-личностное.

Физическое развитие предполагает не только прыгучесть малыша, его выносливость, ловкость и способность выполнять упражнения, но еще и определенные знания в этой области. Ребенок должен знать и понимать, что такое здоровый образ жизни, правильное питание, уметь вести себя в экстремальных ситуациях — вызвать экстренные службы спасения. Ко всему прочему его необходимо научить самостоятельно себя обслуживать, владеть основными гигиеническими навыками.

Познавательное развитие включает в себя знания из области природоведения, окружающего мира, правовой культуры — ребенок должен иметь представление о том, что такое закон и почему его нельзя нарушать, знать и понимать нормы морали, говоря простым языком, — различать, «что такое хорошо и что такое плохо». Добавим сюда социальные знания (понятия «семья», «близкие», «детсад», «школа»), географические понятия («мой город», «моя страна», «моя улица»).

Логико-математическое развитие предусматривает решение исключительно простейших примеров, где необходимость мыслить выступает на первый план. Всем хорошо известен пример из доброй сказки про Буратино, когда Мальвина спрашивает о количестве яблок, оставшемся у деревянного героя после того, как он поделился с другом. Так вот именно такие задания и будут разбирать воспитатели с детьми в детском саду.

Художественно-эстетическое развитие включает в себя умение слушать музыку, воспринимать художественные произведения и получать от этого удовольствие, лепить, рисовать, клеить, делать простые поделки, используя и бумагу, и природный материал. Умение петь, сопереживать героям произведений, правильно выражать свои эмоции и знать, что такое театр.

Основной формой развития ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность, и перед поступлением в первый класс он должен уметь ориентироваться в разных видах игр, отображать свои представления об окружающем мире в игре, вносить изменения в уже знакомые ему игры, используя при этом различные предметы, игрушки в соответствии с тематикой развлечения, а также передавать особенности взятой на себя роли, следовать правилам игры и, конечно же, отдавать предпочтение определенной забаве.

Помимо критериев игровой деятельности, для дошколят предусмотрены и показатели трудовой. Это представление о различных видах работы взрослых: умение придерживаться определенной последовательности действий в процессе работы, применять трудовые навыки в жизненных ситуациях, умение самостоятельно одеваться и приводить себя в порядок, а также самостоятельно, без напоминания, убирать свои игрушки, с помощью взрослых расстилать и застилать кровать.

Должен ли ребенок уметь читать, идя в школу?
 

И, пожалуй, самый обсуждаемый и волнующий родителей вопрос — должен ли ребенок уметь читать, идя в школу? В критериях оценки знаний детей, согласно программе дошкольной подготовки, ребенок может интересоваться чтением, делать первые попытки в этом направлении — это односложные слова (дом, дым и т.д.), ведь основной упор приходится на звуко-буквенный анализ слов, а не на само чтение. Он должен ориентироваться на странице книжки, альбома и тетради. Уверенно выполнять графические задачи, координируя при этом свои движения и, что немаловажно, — должен уметь правильно сидеть за столом, держать в руке карандаш, ручку, знать буквы, слышать звуки в слове, а именно это является основой для чтения и грамотного письма.

Знания звуков, букв, умение сливать звуки в слоги, элементарные задачи на логику и на счет, достаточный словарный запас, развитая устная речь и никакого письма — именно так в общих чертах выглядит перечень того, что должен уметь ребенок после окончания дошкольного учебного заведения. Всему этому, согласно программе «Уверенный старт», должны научить в детском саду. Но даже в том случае, если обучение происходит в домашних условиях, родители могут взять ее на вооружение и развивать своего малыша самостоятельно.

Однако следует помнить, что наряду с интеллектуальным, большое внимание должно уделяться и личностному развитию дошкольника, а именно развитию чувств и эмоций, что позволит ему гармонично развиваться.

Конечно, когда ребенок ходит в детский сад, этот процесс проходит намного проще — в кругу друзей, да еще и в игровой форме адаптироваться в обществе и овладеть знаниями намного легче. Потому очень важно, чтобы родители принимали активное участие в развитии своих детей: совместном чтении книг, пересказе их содержания, обсуждении проблем как личностных, так и общественных, активных играх на свежем воздухе.

При таком подходе школьная программа будущему ученику уж точно будет по зубам. А желание родителей развивать личностные навыки своего ребенка шире, чем предполагает программа «Уверенный старт», заслуживает уважения.

teddyclub.info

Чему учит детский сад

25 апреля 2015      Разное

Многие родители не отдают своих детишек в детские сады, так как считают, что «играть и спать можно и дома». Они не понимают того, что в садике ребенок не только играет и спит, а еще и учиться находиться в обществе. Именно в детсадовском возрасте у детей формируются определенные понятия о жизни: как вести себя с друзьями, как помогать другим, как отстаивать свои права и т.д. Всему этому невозможно в полной мере научиться дома. Родители, конечно, имеют огромное влияние на ребенка, но именно общество детей поможет адаптироваться в социуме.


Чему учат малышей в детском саду

1) Контактировать.
В детском саду каждый день по несколько раз между разными ребятишками завязываются отношения. Дети начинают играть в разные игры, особенно в такие, где будут принимать участие все малыши. У каждого будет своя роль и свои обязанности. Дети научаться высказывать свое мнение и отстаивать свои права.
2) Правильно вести себя в коллективе.
В процессе совместно деятельности (в данном случае – игры) дети научатся принимать решения в коллективе, выслушивать мнения других ребят, помогать друг другу и т.д. Вместе они будут решать сложные задачи: например, собирать конструктор.
3) Сочувствовать и сопереживать.
Эти два качества очень важны для любого человека. Дети приобретают эти качества в процессе игры. Например, у одного мальчика сломалась машинка, он начинает плакать. Что делает второй? Отдает ему свою любимую игрушку, чтобы успокоить, ведь он сам успокаивается именно тогда, когда получает эту игрушку. Иногда малыши обнимают друг друга, вытирают слезы. Кроме того, что это правильно, это еще и трогательно.

4) Быть скромнее.
В группе детей ни один из них не может стать центром внимания, только если у него день рождения. В остальных случаях дети должны учиться быть частью коллектива.
5) Быть великодушными.
Чаще всего в одной группе в детском саду находятся дети разных возрастных категорий. Это способствует тому, что взрослые детишки помогают маленьким, учат их, поддерживают.

6) Обучение новому, подготовка к школе.

В любом детском саду есть определенный план занятий, где деток учат рисовать, лепить, делать поделки, петь, танцевать, рассказывать стихи. Детские утренники проходят в виде театрализованных представлений, где дети выступают перед аудиторией родителей. Это позволяет снять комплексы и является первой ступенькой подготовки к школе. Особенно важны в детском саду подготовительные группы, где малышей начинают готовить к школе. Такие подготовительные группы имеет частная школа Zoloche International School, где детки уже обучаются азам знаний по специальной методике.
Основы взаимоотношения зарождаются именно в детском саду. Дети учатся помогать друг другу, высказывать свое мнение, решать проблемы и преодолевать конфликты. Они уже выполняют определенные социальные роли, имеют какое-то положение. Все это важно для становления личности. А примером для них будет служить их воспитательница, которая лишь изредка будет вмешиваться в их детские разборки.

stylehome.org

Чему учат детей в детском саду

17 Октября 2013

19,755

Знание звуков, букв, умение сливать звуки в слоги, элементарные задачи на логику и на счет, достаточный словарный запас, развитое устную речь и никакого письма — именно так в общих чертах выглядит перечень того, что должен уметь ребенок после окончания детского сада. Этому, согласно программе «Уверенный старт», должны научить в детском саду.

 

Именно этот вопрос больше всего начинает волновать родителей, когда приходит время идти в детский сад их ребенку. Причем беспокойство проявляют не только папы и мамы, но также бабушки и дедушки, ведь процесс подготовки к школе не менее важен, чем навыки общения со сверстниками и общее развитие ребенка. Стандарты образования, по которым учились дети ранее, уже давно изменились. Меняется все: и критерии оценивания, и методы изложения материала, и программа подготовки, да и сами дети.

Так чему же все-таки учат в детском саду?

Оказывается, на сегодняшний день в сфере образования работает программа развития детей старшего дошкольного возраста «Уверенный старт», которая была утверждена в 2010 году. Практикуется она чуть больше двух лет и разработана вплоть до 2017 года. Основной акцент в ней делается на игровую деятельность, а также на личностное развитие детей.

Сама программа рассчитана на детей, начиная с пятилетнего возраста, причем независимо от того, где они находятся — в детском саду или же дома — она предусматривает несколько различных направлений, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка — физическое, познавательное, художественно-эстетическое и эмоционально-личностное.

Физическое развитие предполагает не только прыгучесть малыша, его выносливость, ловкость и способность выполнять упражнения, но еще и определенные знания в этой области. Ребенок должен знать и понимать, что такое здоровый образ жизни, правильное питание, уметь вести себя в экстремальных ситуациях — вызвать экстренные службы спасения. Ко всему прочему его необходимо научить самостоятельно себя обслуживать, владеть основными гигиеническими навыками.

Познавательное развитие включает в себя знания из области природоведения, окружающего мира, правовой культуры — ребенок должен иметь представление о том, что такое закон и почему его нельзя нарушать, знать и понимать нормы морали, говоря простым языком, — различать, «что такое хорошо и что такое плохо». Добавим сюда социальные знания (понятия «семья», «близкие», «детсад», «школа»), географические понятия («мой город», «моя страна», «моя улица»).

Логико-математическое развитие предусматривает решение исключительно простейших примеров, где необходимость мыслить выступает на первый план. Всем хорошо известен пример из доброй сказки про Буратино, когда Мальвина спрашивает о количестве яблок, оставшемся у деревянного героя после того, как он поделился с другом. Так вот именно такие задания и будут разбирать воспитатели с детьми в детском саду.

Художественно-эстетическое развитие включает в себя умение слушать музыку, воспринимать художественные произведения и получать от этого удовольствие, лепить, рисовать, клеить, делать простые поделки, используя и бумагу, и природный материал. Умение петь, сопереживать героям произведений, правильно выражать свои эмоции и знать, что такое театр.

Основной формой развития ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность, и перед поступлением в первый класс он должен уметь ориентироваться в разных видах игр, отображать свои представления об окружающем мире в игре, вносить изменения в уже знакомые ему игры, используя при этом различные предметы, игрушки в соответствии с тематикой развлечения, а также передавать особенности взятой на себя роли, следовать правилам игры и, конечно же, отдавать предпочтение определенной забаве.

Помимо критериев игровой деятельности, для дошколят предусмотрены и показатели трудовой. Это представление о различных видах работы взрослых: умение придерживаться определенной последовательности действий в процессе работы, применять трудовые навыки в жизненных ситуациях, умение самостоятельно одеваться и приводить себя в порядок, а также самостоятельно, без напоминания, убирать свои игрушки, с помощью взрослых расстилать и застилать кровать.

Должен ли ребенок уметь читать, идя в школу?
 

И, пожалуй, самый обсуждаемый и волнующий родителей вопрос — должен ли ребенок уметь читать, идя в школу? В критериях оценки знаний детей, согласно программе дошкольной подготовки, ребенок может интересоваться чтением, делать первые попытки в этом направлении — это односложные слова (дом, дым и т.д.), ведь основной упор приходится на звуко-буквенный анализ слов, а не на само чтение. Он должен ориентироваться на странице книжки, альбома и тетради. Уверенно выполнять графические задачи, координируя при этом свои движения и, что немаловажно, — должен уметь правильно сидеть за столом, держать в руке карандаш, ручку, знать буквы, слышать звуки в слове, а именно это является основой для чтения и грамотного письма.

Знания звуков, букв, умение сливать звуки в слоги, элементарные задачи на логику и на счет, достаточный словарный запас, развитая устная речь и никакого письма — именно так в общих чертах выглядит перечень того, что должен уметь ребенок после окончания дошкольного учебного заведения. Всему этому, согласно программе «Уверенный старт», должны научить в детском саду. Но даже в том случае, если обучение происходит в домашних условиях, родители могут взять ее на вооружение и развивать своего малыша самостоятельно.

Однако следует помнить, что наряду с интеллектуальным, большое внимание должно уделяться и личностному развитию дошкольника, а именно развитию чувств и эмоций, что позволит ему гармонично развиваться.

Конечно, когда ребенок ходит в детский сад, этот процесс проходит намного проще — в кругу друзей, да еще и в игровой форме адаптироваться в обществе и овладеть знаниями намного легче. Потому очень важно, чтобы родители принимали активное участие в развитии своих детей: совместном чтении книг, пересказе их содержания, обсуждении проблем как личностных, так и общественных, активных играх на свежем воздухе. При таком подходе школьная программа будущему ученику уж точно будет по зубам. А желание родителей развивать личностные навыки своего ребенка шире, чем предполагает программа «Уверенный старт», заслуживает уважения.

 

test.teddyclub.info

Чему мы учимся в детском саду

ФОТО Getty Images 

Основные идеи

  • Детский сад – место, где большинство из нас проводит те несколько лет, когда закладываются основы нашего поведения, а также возникают психологические проблемы и страхи.
  • В детском саду мы осваиваем три основных умения: взаимодействие с социумом (властью и правилами), навыки общения и сотрудничества, адаптация к новым условиям.
  • Выбранные нами в детстве стратегии действуют и в нашей взрослой жизни.

– Пожалуйста, угощайтесь! – приветствует меня клиент – руководитель финансовой службы большой торговой компании. Перед ним блюдо с фруктами, орешками, конфетами и тарелка с бутербродами. – Нет, это я не обедаю. Просто привык все время что-то жевать. Ничего не могу с собой поделать. Это с детства, – объясняет он неожиданное для рабочего стола съестное изобилие.

Позже, в ходе психологической работы, мы выясним по крайней мере одну из причин его невоздержанности в еде.

– Когда я был маленький, то плохо ел. Однажды в детском саду воспитательница безуспешно пыталась накормить меня кашей. Подошла повариха – злая, резкая тетка, дети ее побаивались. Она пригрозила: «Не будешь есть, скоро умрешь. Я тебе обещаю. От страха я мгновенно съел всю кашу и с тех пор не перестаю есть.
Детский сад – место, где большинство из нас провели два-три года из тех первых семи лет, когда закладываются основы нашего поведения и, когда, увы, возникают психологические проблемы.

Мы обычно мало что помним про те времена. Но даже забытые переживания имеют над нами огромную власть. Они продолжают жить в бессознательном и втягивают в свою орбиту все новые впечатления, эмоции, обстоятельства.

Три умения

В детском саду ребенок учится трем главным умениям. И в зависимости от того, насколько он хорошо их освоит, сложится его характер, отношения с окружающими и, главное, с самим собой. Вот эти три умения:

1. Организованное взаимодействие с социумом

Ребенок учится взаимодействовать с воспитателями и группой как целым. Воспитателей надо слушаться, подчиняться их требованиям, следовать принятым правилам, но в то же время уметь отстаивать собственные интересы, внятно сообщать о своих потребностях. Так развиваются навыки взаимодействия с властью, организацией, социальный интеллект и способность «встраивать» себя в социум: для этого вовсе не обязательно быть общительным, надо быть умным и чувствовать расстановку сил. Возможны разные стратегии: полное подчинение существующим порядкам и «власти», сопротивление и восстание при каждом удобном случае, либо – идеальный вариант: гармоничное сочетание послушания и неповиновения в зависимости от конкретных обстоятельств. Выбранная стратегия закрепляется и в дальнейшем становится существенной составляющей нашей личности.

«Из детского сада меня забирали со слезами: плакали родители, а не я»

У меня никогда не было начальников, я всегда работаю на себя, – рассказывает про свой детский опыт создатель и руководитель большого российского рекламного агентства. – Я не слушался воспитателей в детском саду и учителей в школе. Любая их попытка навязать свою волю и показать власть вызывали у меня отчаянный протест – даже по пустякам. Меня было невозможно заставить тихо сидеть, когда я хотел бегать, или уложить спать, когда я был в азарте игры. Когда на меня кричали, давили, требовали, я еще больше наглел и сопротивлялся. И в итоге побеждал: обессиленные моим упрямством взрослые «махали на меня рукой», и я делал что хотел. Из детского сада родители меня забирали со слезами, но плакали они, а не я. Дома я еще терпел диктат взрослых, но за его пределами – никогда. Вот и вырос таким непокорным. Зато командовать умею и люблю.

Есть и другой пример. Один из руководителей Московского зоопарка рассказал мне, что его профессиональный путь во многом определили удовольствие от взаимодействия с обитателями детсадовского «живого уголка» (морские свинки, хомяки, черепахи) и похвала взрослых за усердие.

2. Общение со сверстниками

Ребенок учится играть вместе с другими детьми, делиться переживаниями, получать удовольствие от совместной деятельности, сотрудничать, уступать, завоевывать свое место в коллективе, справляться с обидами. Дальнейшая жизнь эти навыки развивает и дополняет, но «глубинные корни» нашей способности к общению с окружающими «прорастают» именно в это время, в возрасте 3-6 лет. Тут тоже можно выделить три стратегии поведения: подчинение, доминирование и партнерство. Выбранная стратегия превалирует и в нашем взрослом поведении.

Мы непрерывно получаем опыт – положительный или негативный. Это жизнь, от которой нельзя защитить или спасти

Большинство людей, преуспевших в карьере, с удовольствием вспоминают общение в детском саду: «Я быстро подружился с ребятами в группе. И хотя мне совершенно не нравилось торчать в детском саду целый день, я охотно шел туда – мне просто хотелось играть с ребятами». «Обожал драться с мальчишками. Точнее, мы сражались – особенно во время прогулок. Именно в то время я научился не бояться связываться даже с более сильными соперниками. Это мне потом очень помогло в жизни».

Один публичный человек рассказывал, как в детстве он выступал на праздничных концертах в детском саду: «Мне тогда было так весело – от устремленных на меня одобрительных взглядов, от переизбытка эмоций, от аплодисментов! Я уверен, что именно этот ранний и радостный опыт превратил меня в публичную фигуру».

3. Адаптация к новым условиям и управление собой

Ребенок учится приспосабливаться к новым условиям и управлять своими переживаниями. Это умение можно назвать одним словом – самостоятельность. Маленький, нежный ребенок, вокруг которого вращается весь домашний быт, вдруг оказывается в холодном, строгом и, как часто кажется, враждебном пространстве. Выходить из знакомой обстановки в неизвестный, полный неопределенности и новизны мир очень непросто, даже для самых смелых. Ведь мы впервые оказываемся одни, без родных, перед лицом чужого мира, и уже только сами отвечаем за свои слова, поступки и настроение.

Упражнение: помощь внутреннему ребенку

Вспомните детский сад – мысленно пройдитесь по его залам, коридорам, закуткам. Выгляните во двор. Всмотритесь в лица воспитателей, детей. Кого-то узнаете? Какие чувства вы испытываете? Что сразу вспоминается? Какие слова слышите? Представьте, что вы – тот самый маленький мальчик или девочка, который ходит в этот детский сад. Почувствуйте его или ее энергию, силы, а может быть, трепет и даже боль. Теперь представьте, что вы, уже взрослый, стоите рядом с собой маленьким. Протяните ребенку руку, побудьте вместе среди детского шума, возгласов и указаний воспитателей, посидите за обеденным столиком, поправьте край одеяла на кроватке во время тихого сна… Спросите себя-ребенка о том, что его радует и что тревожит. Пусть он поделится с вами всем, чем захочет. Будьте с ним бережны и внимательны: выслушайте, проявите сочувствие, окажите помощь, расскажите о том, что он вырастет и станет взрослым и сильным. И утраченная гармония восстановится.

Как это пережить? Как не плакать, как отпустить мамину руку? Чем раньше мы обретаем навыки самостоятельного бытия, тем прочнее и многообразнее они становятся. «Со временем я понял, что детский сад – это не так плохо. Я могу там отдыхать от вечных наставлений моей бабушки, которая постоянно меня воспитывала. А в саду воспитательница была одна на всех. И мне было в чем-то легче, чем дома. Ведь я был там более самостоятельным, более свободным. Мне и сейчас нравится все время быть среди людей, в обществе», – такой комментарий я однажды услышала от перспективного молодого менеджера транспортной компании. Ребенок в детском саду учится адаптироваться, контролировать свои чувства, принимать реальность. Каждому это удается, кому-то – не очень.

Я начала эти размышления с истории про обжорство, берущее начало в детсадовских страхах. Есть и другие подобные истории. «Я боюсь одиночества. Когда остаюсь один, начинается беспричинная тревога. Однажды я понял, откуда это возникло. Меня забирали из детского сада позднее, чем других детей. А те, радостно уходя домой, на прощанье мне кричали: «Если тебя вообще не заберут, то будешь ночевать один в детском саду. Все уйдут, а ты будешь тут торчать всю ночь!» И правда, ведь может так случится, – с отчаяньем думал я. И накатывала ужасная тревога. Похоже, я не излечился от этих страхов до сих пор», – поделился со мной своей тайной клиент.

К сожалению, даже самые внимательные и чуткие воспитательницы и самые опытные детские психологи не могут уберечь от горьких переживаний и глубоких травм. Мы непрерывно получаем опыт – положительный или негативный. Это жизнь, от которой нельзя защитить или спасти. Но можно вспоминать, осознавать, менять отношение, даже если мы уже выросли.

Об авторе:

Мария Макарушкина – психолог, коуч, бизнес-консультант, руководитель практики VIP-консультирования в компании «ЭКОПСИ Консалтинг».

Читайте также

www.psychologies.ru

Консультация на тему: Чему учат малыша в яслях

Чему учат малыша в яслях – такой вопрос волнует молодых родителей не меньше, чем здоровье, питание и безопасность ребенка.

Занятия в яслях по возрасту

Сегодня в ясли принимают всех ребят от годика до трех, ведь в таком возрасте крохи начинают развивать память, внимание, основные движения и навыки самообслуживания. Конечно, дома с такими сложными вопросами могут помочь родители, бабушки, дедушки, ну а что происходит в садике?

Занятия в яслях напрямую зависят от возраста детишек. Ведь никто не заставит писать буквы годовалого малыша. В яслях уделяют большое внимание развитию ребят, с ними занимаются около 3 раз в день. После завтрака и предшествующей ему зарядки начинаются утренние занятия. Потом перед прогулкой приходит время развивающих игр. Да и на улице малыши тоже не сидят без дела. А после обеденного сна и полдника ребята вновь продолжают свое знакомство с таким увлекательным миром.

День маленьких непосед расписан в яслях по минутам. Все детские развлечения направлены на развитие деток и их ненавязчивое обучение. Физкультура, танцы, лепка, рисование, музыка – все это далеко не полный перечень предметов развивающей программы  для малышей. Сейчас многие родители начнут возражать, что заставить позаниматься маленьких непосед почти не реально. Опытные воспитатели знают, что веселая атмосфера и непринужденная игра способны творить чудеса.

Развивающие игры на занятиях в яслях

Главным правилом развивающих занятий в яслях является то, что они должны быть веселыми и интересными для малыша. Комфортная обстановка и интерес воспитателя значительно облегчает развитие и обучение маленького ребенка. Множество занятий направлены на развитие сенсорных способностей, где малыши учатся определять форму, цвета, размеры различных предметов, окружающих их. Такие занятия становятся базой для последующего обучения.

Занятия в яслях имеют еще одну важную составляющую  — детки учатся объединять разные предметы, искать у них общие свойства. Такие упражнения развивают и умственные способности, и мелкую моторику. Развиваются движения маленьких ручек еще и при помощи популярных игр с мозаиками, которые часто можно увидеть в садиках.

А красивые картинки, нарисованные маленьким художником? О них знает любая мама, имеющая малыша в садике. Лепка из теста, пластилина, глины давно стали классикой в детских садиках. И конечно, самая трудоемкая работа  — развитие речи у маленьких непосед. Воспитатели учат ребят воспроизводить звуки, составлять предложения, запоминать стихи, петь песенки. Такие занятия обязательно чередуются с подвижными играми.

nsportal.ru

Статья на тему: Мой взгляд на дошкольное образование: как, чему и зачем учить в детском саду статья

Мой взгляд на дошкольное образование


За многие десятилетия мировая педагогическая наука опытным путём проб и ошибок, путём научных исследований накопила изрядный запас знаний о ребёнке, методов и приёмов о том, как растить, как воспитывать, как и чему учить. 

Мне кажется, что в настоящее время очень важным и актуальным становится вопрос о месте дошкольной педагогики в общей системе образования.  

Назрела проблема  взаимоотношений со школой, преемственности между детским садом и  школой.

Дело в том, что современная система образования рассматривает  дошкольный период жизни ребёнка главным образом как возраст подготовки детей к школьному обучению. При этом упускается из виду, что этот этап жизни человека имеет самостоятельную ценность.

Всемирная педагогика прошла опыт искусственной акселерации развития детей, когда основываясь на данных о больших потенциальных возможностях дошкольников,  проводилось сверхраннее, максимально форсированное обучение, сокращающее  детство (например, обучение чтению двухлетних детей). Такая концепция может оказаться весьма опасной.

Необходимо учитывать не только то, ЧТО ребёнок может усвоить при интенсивной тренировке, но и каких физических и духовных сил это от него потребует. Перегрузки особенно опасны для растущего организма.

Мы должны отдавать себе отчёт в том, как далеко мы можем зайти по пути, так сказать, интенсификации дошкольного обучения и каковы подлинно оптимальные  педагогические условия, способные обеспечивать всестороннее и гармоническое развитие личности ребёнка.

Перед нами должны стоять вопросы не только ЧТО, но и СКОЛЬКО, КАК, КОГДА и КАКОЙ ЦЕНОЙ мы готовы этого добиваться.

В педагогике, психологии и физиологии есть очень важное понятие —     сензитивный  возраст, т.е. возраст наиболее благоприятный для развития соответствующих  новообразований.  

На всё своё время: чтобы приучаться к горшку, учиться говорить, учиться творчеству и сочувствию. Мы все помним классический пример детей-маугли.  Детей, которых начинали обучать только с  возраста  9 – 12 лет, так и не смогли научить ни  разговаривать,  ни навыкам самообслуживания, не говоря уж о том, что и мышление их так и осталось неразвитым. Они так и не смогли стать людьми в полном смысле этого слова.

Что ребёнок не дополучил в дошкольном детстве – никогда уже не будет навёрстано. На этом примере мы видим, что теряется безвозвратно. Были пропущены сензитивные периоды для формирования наиболее важных аспектов человеческой личности.

КАК и ЧТО?

Дети на протяжении всего дошкольного периода развития должны иметь возможность заниматься ведущей для данного возраста деятельностью, а именно игровой.

В  игре развиваются психические процессы (мышление, память, внимание и др.), речь. В игре формируются универсальные предпосылки учебной деятельности: функция обобщения, воображение и фантазия, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу, умение сотрудничать и др. Игра способствует развитию воли дошкольника, т.к. игра вынуждает ребёнка, выполняя её правила, действовать как бы по самопринуждению.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно игра является наиболее адекватной формой обучения в детском саду.

  Если ребёнок полноценно играл в дошкольном детстве, т.е. прошёл все ступени игры от предметной до игр с правилами, то к семи годам обучающая функция игры исчерпывается и появляется новая потребность – заняться серьёзным видом общественно признанной деятельности. Такой ребёнок, приходя в школу, воспринимает  систематическое обучение как новую интересную взрослую деятельность.

Замечено, что дети, приходящие в школу раньше семи лет и не играют полноценно, и не учатся полноценно, что сказывается на их отношении к учёбе.

Приведу простенький пример на бытовом уровне

Я как-то провела небольшой эксперимент: после занятий объявила детям, что сейчас буду читать им интересную книгу, но, если кто не хочет слушать, тот может пойти поиграть. И вот какой получила результат: вся группа дружно отправилась играть, а сказку остались слушать только двое – так сказать, мои «интеллектуалы» (причем, именно эти дети тяготели к обществу взрослых и имели проблемы в общении с другими детьми). Какие выводы можно из этого сделать? Что играть – наиважнейшее детское дело, а всё остальное потом. Что при всех наших благих намерениях вложить в воспитанников как можно больше знаний и умений нельзя забывать и о особенностях детской психики и детского организма.

Помимо игры дети в саду должны иметь возможность заниматься традиционными видами детских занятий: познавательно-исследовательской, продуктивной, слушанием литературы, общением со взрослыми и сверстниками, природой. Каждый из этих видов деятельности необходим для личностного, интеллектуального и физического развития ребёнка.

Занимаясь этими видами ребёнок получает реальный жизненный опыт, необходимый для психического и физического развития.

Так, познавательно-исследовательская деятельность помогает расширять кругозор, формировать картину мира, развивает мышление.

Занимаясь продуктивной (в т.ч.  трудовой и творческой) деятельностью он получает различные умения и навыки. Именно в процессе труда и общения воспитываются моральные и нравственные качества.

Чтение художественной  и научно-популярной литературы развивает и  речевое, и интеллектуальное, и личностное развитие.

Итак, научно доказано и проверено опытом, КАК  и ЧЕМУ мы должны учить. И на эти вопросы нам чётко даёт ответы Программа воспитания и обучения в детском саду.

К сожалению, в последние годы явно прослеживается вредная тенденция рассматривать детский сад только как ступень  перед школой. Общество в лице родителей и учителей желает, чтобы  детский сад был нацелен в основном на подготовку к школе и выдавал будущему первокласнику некий набор знаний, умений и навыков школьного типа, почти соответствующий  программе первого класса.

Наивные родители считают, что если чадо к 1-му  сентября бегло читает, считает до ста, решает задачи в два действия и пишет под диктовку, быть ему отличником от первого до последнего класса, а там и институт замаячил.

Учителя тоже с самыми лучшими намерениями считают, что у них появляется больше времени, чтобы дать ещё больше знаний.

Я видела передачу перед началом учебного года, когда ведущий спрашивает у учительницы, должны ли дети уметь читать, поступая в 1-ый класс. И та на всю страну отвечает: да, желательно, это хорошо. Для кого? Для учителя?… А для ребёнка? А ещё некоторые учителя жалуются, что дети ручку не умеют держать.

И вот, бедные родители атакуют воспитателей, нанимают тех же учителей, кнутом и пряником, сквозь слёзы штудируют программу первого класса.

Обидно, что критерием оценки нашей с вами работы у нынешних родителей стало: научили читать, считать, писать – хороший сад, нет – плохой.

На самом деле, такая псевдоподготовка к школьному обучению приводит к быстрому угасанию познавательного интереса и учебной мотивации, поскольку для младших школьников характерно стремление к новым и сложным для них заданиям, но при дублировании программы 1-го класса  они с такими уже не встречаются.  

Мы должны передать школе здорового, прежде всего, ребёнка со стойким познавательным интересом… к окружающему миру, жизни, знаниям.

Основой философии дошкольного образования должна быть, я считаю,  самоценность дошкольного детства.

Эту позицию мы должны отстаивать перед обществом.

В заключение хочу сказать, что в этих нелёгких поисках педагогической истины мы должны  всегда  знать чувство меры, полагаться на здравый смысл и соблюдать принцип  «Не навреди»!

nsportal.ru

Статья по теме: Чему и как учить дошкольников

                                   Чему и как учить дошкольника?


Сколько раз каждый из нас поражался тому, как быстро летит время! Кажется, что совсем недавно ваш малыш делал первые шаги и произносил первые слова, а теперь совсем близко пора, когда ваш ребенок, перешагнув порог школы, станет первоклассником. Для него и для вас наступит период ответственной и трудной работы: изо дня в день узнавать новое, учиться думать и рассуждать, строить свои отношения со сверстниками. И, конечно, каждого родителя не могут не волновать вопросы: как сложится школьная жизнь ребенка? Как он будет учиться? Готов ли он к школьному обучению? Что может и что должна сделать семья, чтобы школьные годы стали для ребенка радостным и счастливым периодом взросления, познания, труда?

Итак, для того, чтобы ваш ребенок хорошо усваивал школьный материал, его надо много чему научить, особенно в дошкольном возрасте. Родителям необходимо понять, что учить ребенка надо так, чтобы стимулировать не только умственное, но и психическое развитие. О том, чему и как учить дошкольника, написано немало, и все же мы довольно часто сталкиваемся с удручающим фактом: родители плохо представляют себе, что же именно они должны делать.

У них нет четкой программы действий, а значит, отсутствует и необходимая последовательность. Родители теряются в потоке разнообразной информации, начинают метаться: чему учить? Какую книжку прочитать? Какую игру лучше приобрести? В какой детский сад отдать своего малыша? И так до бесконечности: вопросы, вопросы, вопросы. А бедные дети с четырех-пяти лет, вынужденно, под давлением родителей пишут палочку, выучивают числовой ряд, заучивают наизусть длинные непонятные им стихотворения и многое, многое другое. Но что это дает для их психического развития, для развития основных познавательных процессов: восприятия, мышления, самостоятельной речи?

Очень часто педагоги и психологи сталкиваются с печальным явлением, когда не в меру способный, по мнению родителей, ребенок шести лет прекрасно считает аж до ста, но не может сосчитать десять лежащих перед ним спичек. Почему так? — спросите вы. Отвечаем: ребенок дошкольного возраста еще не способен осознать, что счет — это не способ получить похвалу родителей, а средство определения количества. Не менее печальное зрелище — знание ребенком букв, не связанное со звуко-буквенным анализом слова, а тем более с умением составлять из отдельных букв слоги и слова. Такие знания могут стать серьезным тормозом на пути не только к овладению грамотой, но и к успешному освоению школьной программы в целом.

Так чему же следует учить дошкольника для того, чтобы он правильно, гармонично развивался и был готов к школе? Ребенка надо учить всему, не только непосредственно тем навыкам, которые необходимы в школьном обучении: чтению, письму, счету, — но и всем тем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: правильно использовать предметы, окружающие его, именно действию, а не сухим знаниям о том или ином предмете или явлении.

С чего же начинается обучение и подготовка ребенка к школе? Конечно же с семейного воспитания. Помните народную мудрость: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу»? В повседневном общении с детьми закладываются семена будущего характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Пренебрежение этим зачастую обходится очень дорого! Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение или, что еще хуже, нежелание учиться — результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентации, которые в ней усваиваются.

Все родители без исключения заботятся о том, чтобы их ребенок ни в нем не нуждался, был сыт, обут и одет.
Многие не жалеют времени и сил, чтобы научить своего трехлетнего сына или дочь писать, читать и считать, ошибочно полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако для полноценного воспитания этого вовсе не достаточно. Столь же ревностно должны мы заботиться о том, чем мы заполняем ум, сердце и душу ребенка, ибо от этого во многом зависит его психологическое развитие, а значит, его становление как личности.
Развивать познавательные способности ребенка — это не значит дать ему «готовые» знания, умения и навыки; речь, прежде всего, идет о том, чтобы выработать у ребенка потребность в этих знаниях, определить возможные способы их получения, научить думать и рассуждать. От того, насколько у школьника развиты познавательная активность и самостоятельность, зависит и успешность его обучения.

Можно ли ставить такую сложную задачу применительно к дошкольнику? Конечно можно! Именно в период дошкольного возраста закладывается своеобразная база данных, которая будет необходима ребенку на протяжении всего обучения.

Познавательный опыт ребенок приобретает прежде всего в разнообразной деятельности. Каждый ее вид вносит свой, особый вклад в развитие ребенка. Как же это происходит? Первая самостоятельная деятельность дошкольника — предметная. Она вводит его в мир вещей, созданных руками человека, и помогает понять, для чего они нам нужны. Овладение предметными действиями — первый шаг в освоении материальной культуры. Однако родителям следует помнить, что так будет, только если предмет используется по своему функциональному назначению, лишь при этом условии ребенок станет полноценно постигать свойства предметов, их отношения, одновременно развивая восприятие, представление, а следовательно, и мыслительные операции.

Овладение предметными действиями сначала происходит в игре. Постепенно ребенок учится замещать недостающие предметы другими, но похожими (градусник — палочкой, мыло — кубиком), затем любыми другими, наделяя их соответствующей функцией, и, наконец, словами. Так развивается воображение, способность абстрагироваться от конкретной ситуации и моделировать новую, представляемую действительность. Позднее на этом твердом фундаменте строится познавательная деятельность ребенка.

Научите ребенка играть — сначала просто оперировать предметами, подражая реальным действиям, их логике и последовательности. Следующий этап — ребенок уже умеет самостоятельно действовать, разыгрывать целые сюжеты, основная цель которых — отражение видения ребенком отношений между другими людьми: семейных, деловых и т. д. Только на этом этапе игрового развития ребенка действия уже могут стать чисто символическими, а реальные предметы — заменяться другими, с помощью которых можно изобразить нужное действие. Пройдя весь этот игровой путь, ваш ребенок приобретет очень многое, значительно продвинувшись в своем развитии, он получит необходимые знания об окружающих его предметах, явлениях, человеческих отношениях, что будет способствовать развитию мышления и воображения.

Первые виды продуктивной деятельности ребенка — изобразительная и конструктивная. Создавая своими руками что-то новое — будь то рисунок, поделка из пластилина, постройка из кубиков, — он стремится как можно правдивее отразить окружающий мир, а это, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию восприятия, пространственных представлений. В становлении познавательных способностей ребенка важную роль играет труд, вбирающий в себя все виды деятельности.

Приобщиться к нему можно совершенно различными способами — это самообслуживание, хозяйственные и бытовые дела, работа на природе, изготовление различных поделок, овладение навыками ремесел. Воспитание у ребенка готовности к труду — одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться, воспитаны ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с учебными заданиями.

Трудовое воспитание начинается в семье. Дома и на улице люди, окружающие ребенка, заняты различным трудом; вещи, с которыми ребенок соприкасается, являются результатом труда; значение труда в жизни людей должно быть в полной мере осознано ребенком. Уважение к любому труду и к человеку, занятому делом, нужно воспитывать целенаправленно и последовательно с малых лет, оберегая детей от лени и эгоизма. К.Д. Ушинский говорил: «Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Труд ребенка должен пополнять опыт умения организовать деятельность, должен научить помогать другим, заботиться о близких. Помогите своему ребенку пережить радость хорошо выполненного дела: «Посмотри, как стало светло и чисто», «Видишь, как блестит вымытая посуда», «Как хорошо, что ты помог бабушке: теперь она может отдохнуть и поиграть с тобой». Перед сном поговорите с ребенком о том, как прошел день, что он успел сделать, что нового узнал, попросите рассказать о ярких впечатлениях и событиях. Так постепенно у дошкольника будет формироваться эталон любой деятельности и самостоятельная оценка ее результатов.

Все виды познавательной деятельности ребенка позволяют мобилизовать его познавательные возможности, а значит, развивать их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в какой-то степени изменять его. Однако, чтобы это произошло, родителям необходимо соответствующим образом организовывать любую деятельность ребенка: нужно вместе с ним определить ее цель, продумать возможные способы достижения этой цели, спланировать последовательность действий, контролировать себя во время работы, уметь правильно и объективно оценить полученный результат. Приобретение подобных навыков планирования собственной деятельности необходимо ребенку в процессе школьного обучения.

Для правильного развития и воспитания ребенка родителям очень важно создать эмоциональный комфорт, от них требуется постоянное внимание к своему поведениию и к поведению своего малыша, терпение, гибкость, чуткость и тактичность, стремление и умение понять мотивы поведения ребенка в том или ином случае. Несдержанность, окрики, брань взрослых порождают не только чувство обиды, недоверия, несправедливости, но и состояние тревожности, неуверенности в себе, что может оказать пагубное влияние на дальнейшее обучение ребенка вне дома, в общеобразовательных учреждениях.

Мы радуемся, что ребенок любит рисовать, лепить, конструировать, играть с кубиками, в куклы и машинки, — малыш занят, и родителям этого достаточно. Но часто ли вы задаете себе вопросы: что дают ему эти занятия? Как он играет, конструирует, лепит, рисует, работает? Какие затруднения при этом испытывает? Доводит ли начатое дело до конца? Между тем наблюдение за игровой деятельностью ребенка может сыграть решающую роль в познавательном развитии ребенка и подготовке его к школе. Не мешая ребенку, не подавляя его инициативы, понаблюдайте за ним, чтобы тактично помочь ему осознать и обогатить его деятельность, организовать занятия, направить их в нужное русло умственного развития.

Вот малыш играет с куклой: одевает, раздевает, кормит. Обратите его внимание на смысл этих действий: раздевает, чтобы уложить спать или искупать; одевает, чтобы пойти в гости или на прогулку; кормит, воспитывает и т. д. Проявите свою фантазию и разбудите фантазию малыша — это поможет вам и ему выработать свою модель семейного поведения.

Перед рисованием спросите его, что он хочет изобразить и что нужно для этого — краски, карандаши, фломастеры; почему он хочет выбрать именно этот цвет, а не какой-то другой. Обсудите завершенный рисунок: что удалось, а что не получилось, причем важно, чтобы ребенок сам обратил внимание на то, что получилось, а что — не очень.

Теперь поговорим об эмоциях и воле дошкольника. От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует заметить, что эмоционально-волевая сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы, иначе она может сформироваться неправильно, в результате поведение ребенка может принять нежелательные формы, он может стать эгоистичным, избалованным, а интеллектуальные способности так и останутся невостребованными.

Если ребенка воспитывают правильно, то уже к шестилетнему возрасту он не только усваивает основные нравственные понятия, но и приучается действовать в соответствии с ними.

Существенно изменяется представление ребенка о самом себе, о своем «Я»: он начинает иметь более четкое представление о своих возможностях, понимать, как относятся к нему окружающие и чем объясняется это отношение. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение — ребенок в ответ на замечание взрослых уже не плачет, не бросает занятие, а старается исправить ошибку, найти новые способы завершения начатого.

Ребенок-дошкольник часто сталкивается с различными трудностями — интеллектуальными, бытовыми, поведенческими. Но, каков бы ни был характер деятельности, вызвавшей те или иные затруднения, их можно условно разделить на две группы:

— во-первых, это такие проблемы, с которыми ребенок просто не может справиться самостоятельно, в силу своего возраста;

— во-вторых, это такие проблемы, которые ваш ребенок может преодолеть самостоятельно, используя свой прошлый опыт или действуя путем собственных проб и ошибок.

Главная задача родителей в первом случае — тактично, не настаивая, помочь малышу справиться с возникшей трудностью, объяснить, направить; а во-втором — так же чутко и гибко подтолкнуть ребенка к решению проблемы, заставить его использовать накопленный ранее опыт.

Однако взрослым необходимо помнить, что оценка всех действий ребенка должна быть в максимальной степени объективной и точной, потому что ребенок в возрасте 5 — 6 лет видит себя глазами других людей, и их отношение служит для него основой, эталоном самооценки. В этот период ваш малыш нуждается в сопереживании и понимании со стороны взрослых — родителей и воспитателей, одновременно он со своей стороны начинает оценивать поступки других людей, их характер и поведение, поэтому для родителей очень важно именно в этот период укрепить свой авторитет в глазах малыша.

К 6 — 7 годам у ребенка возникают такие чувства, как стыд, если тот или иной его поступок не соответствует принятым в семье нормам морали, и гордость, если поступок им соответствует, а особенно, если он связан с преодолением определенных трудностей и препятствий. Поэтому родителям необходимо очень внимательно наказывать или поощрять ребенка, от этого в будущем будет зависеть его стремление к хорошим поступкам.

Именно в этом возрасте у ребенка возникает осознанная потребность в общении с другими детьми. Он учится соотносить свои поступки с действиями товарищей, считаться не только со своими, но и с их желаниями и интересами, оценивать поступки сверстников и ориентироваться на их оценку. В этом возрасте зарождаются настоящие дружеские отношения, — родителям важно именно научить ребенка дружить, в каких-то случаях уступать, а в каких-то отстаивать свое мнение. Эти навыки требуются для облегчения прохождения такого важного испытания в жизни первоклассников, как жизнь в абсолютно новом школьном коллективе.
Умение общаться и находить общий язык не только со взрослыми, но и со своими ровесниками — еще одно необходимое условие развития и подготовки детей к школе.

Нужно сказать, что стремление к общению у дошкольника основано на потребности познания другого человека, незнакомых людей и сравнении себя с ними. По тому, каков ваш ребенок среди незнакомых людей, можно судить не только о его характере, привычках, но и о просчетах родителей в его воспитании. Ведь родители и другие близкие — первые люди, которые не только удовлетворяют его потребность в общении, но и дают ему эталон поведения. Поэтому взрослые обязаны заботиться о должном эмоциональном и эстетическом уровне общения ребенка, о том, чтобы научить его сопереживать и доброжелательно относиться к собеседнику.

Еще одно немаловажное условие готовности ребенка, на которое необходимо обратить особое внимание родителей, — это воспитание у малыша желания учиться. Для этого прежде всего сами родители должны четко понимать, зачем их ребенок идет в школу, — не за пятерками и хорошим аттестатом, а за знаниями, умениями и навыками.

Школьные годы — часть жизни ребенка, и поэтому важно, чтобы она была наполнена не только счастьем познания, приобщением к сокровищам мировой культуры, но и радостью общения, напряженного труда и в то же время творчества. Именно этому и нужно обучить вашего ребенка прежде всего.

В школе ребенок должен не только получить необходимые знания и умения, но и научиться самостоятельно добывать новые, видеть и творчески решать возникающие проблемы. К этому тоже необходимо приучать дошкольника на доступном для него уровне. Желание и умение учиться, радость от получения новых знаний — основа ответственного отношения к обучению. Как справедливо отмечал автор прекрасной «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко: «Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году жизни. Если вы его до пяти лет не воспитали как нужно, потом придется перевоспитывать».
Учитывая многие факторы обучения дошкольника, можно лишний раз убедиться в том, что психологическая подготовка детей к школе совершенно необходима, a «pyководить» психическим развитием ребенка нужно с самого раннего детства.

Первое и самое главное условие психической подготовки ребенка к школе — сотрудничество с окружающими его взрослыми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Причем под сотрудничеством следует понимать таким образом организованную совместную деятельность ребенка и взрослого, в процессе которой последний передает свой социальный опыт в разных его формах, а первый его перенимает и делает своим. Поэтому взрослый должен уметь смотреть на себя и свою жизнь глазами ребенка, постоянно заботясь не только о том, что и как он передает ребенку, но и о том, чтобы малыш захотел усвоить передаваемое.

У многих детей трудности вхождения в школьный коллектив связаны с тем, что они вовремя не научились строить межличностные взаимоотношения, не умеют подчинять свои желания и поступки требованиям взрослых и интересам своих товарищей. Не привыкшие считаться с чужим мнением, дети становятся эгоистичными, упрямыми, капризными, недоброжелательными по отношению к своим одноклассникам и иногда даже к учителю. Если ребенок нерадостен, импульсивен, тревожен, то причина кроется, как правило, в эмоциональной атмосфере семьи, в неуважительном и нетерпимом отношении друг к другу.

В заключение хотелось бы снова привести цитату А.С. Макаренко: «Воспитательный процесс — процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением».

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *