Эмпатия — Википедия
Эта статья — об узком научном понятии. О более широком бытовом понятии см. Сочувствие.Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания[1]. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии. Простыми словами — человек, чувствующий Ваши эмоции, переживания, а порой (если эмпатия сильная) даже Ваши физические ощущения, например, боль.
Слово «эмпатия» не имеет связи с какими-либо определёнными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.
Значение термина может несколько различаться в зависимости от контекста. Так, в медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием» — понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Например, при опросе пациента врачом проявление эмпатии означает, во-первых, понимание слов, чувств и жестов пациента, а во-вторых, такое проявление этого понимания, что пациенту становится ясно, что врач осознает его переживания
С точки зрения психологии способность к эмпатии считается нормой. Существуют методики выявления у людей уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности
Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции с теми, что возникли в ответ на эмоции партнёра
В фантастических произведениях способность к эмпатии часто связывается (в разной степени) с теми или иными проявлениями экстрасенсорики, каковые доступны не всем людям. В основном, описанная там эмпатия больше всего похожа на эмоциональную телепатию и может включать в себя способность воспринимать эмоциональные состояния «напрямую», даже без контакта с человеком, способность транслировать эмоциональные состояния, и многое другое
Выделяют следующие виды эмпатии:
- Эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека.
- Когнитивная эмпатия базируется на интеллектуальных процессах — сравнение, аналогия и т. п.
- Предикативная эмпатия проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях.
В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие:
- Сопереживание — это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
- Сочувствие — один из социальных аспектов эмпатии, формализованная форма выражения своего состояния по поводу переживаний другого человека[8].
Термин «эмпатия» введён Эдвардом Титченером[9], который калькировал немецкое слово Einfühlung, использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия искусства[4].
Развитая способность к эмпатии является профессионально важным качеством для людей, чья работа непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие)[4].
Для психотерапевтов развитая способность к эмпатии оказалась достаточно важной, чтобы была разработана техника эмпатического слушания, помогающая понимать эмоциональное состояние собеседника[11].
Активность мозга, отражающую состояние и действия других существ, часто описывают как активность зеркальных нейронов. Эти нейроны были впервые зарегистрированы в начале 1990-х годов в премоторной коре обезьян итальянскими учеными Риццолатти, Галлезе и их коллегами из Пармского университета
Люди, страдающие алекситимией, имеют крайне ограниченные способности к эмпатии, так как затрудняются различать даже свои обычные эмоции.
Существует несколько опросников для измерения эмпатии. Наиболее современными являются «Empathy Quotient», разработанный в 2004 году С. Бароном-Коэном и С. Уилрайт
- ↑ 1 2 Роджерс, К. Р. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the clientcentered framework // Psychology: A study of a science. Volume III: Formulations of the Person and the Social Contects / под. ред. Sigmund Koch. — Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, 1959. — Т. 3.
- ↑ John L. Coulehan, Marian L. Block. The Medical Interview: Mastering Skills for Clinical Practice. — 5е издание. — Филадельфия: F. A. Davis Company, 2005. — 409 с. — ISBN 080361246X, ISBN 978-0803612464.
- ↑ Диагностика эмпатических способностей В. Бойко
- ↑ 1 2 3 4 Управление персоналом » Словарь » Эмпатия (рус.) (html) (недоступная ссылка). Пси-фактор. Дата обращения 1 апреля 2011. Архивировано 30 апреля 2011 года.
- ↑ Ягнюк, Константин Владимирович. Природа эмпатии и её роль в психотерапии (рус.) (html). Русский Гуманитарный Интернет-Университет (1995). Дата обращения 1 апреля 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
- ↑ Моран, Дэниел Киз. Последний танцор = The Last Dancer. — АСТ, Ермак, 2004. — 640 с. — (Фантастический боевик). — 10 000 экз. — ISBN 5-93556-416-5.
- ↑ Азаро, Кэтрин. Инверсия Праймери. Укротить молнию = Primary Inversion. Catch the Lightning. — Армада, Альфа-книга, 2003. — 720 с. — (Золотая библиотека фантастики). — 8000 экз. — ISBN 5-17-018795-5, ISBN 5-9577-0038-X.
- ↑ Дефуа Н. Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии. Влияние МТ на психофизиологические особенности человека. Исследование проявления эмпатии в зависимости от ФМас — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014 — ISBN 978-3-659-52776-0, ISBN 3659527769
- ↑ Елеференко И.О.
- ↑ Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному = Der Witz und seine Beziehung zum Unbewußten. — Азбука-классика, 2006. — 288 с. — (Азбука-классика). — 15 000 экз. — ISBN 978-5-352-02127-9, ISBN 5-352-01541-6.
- ↑ Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — 5 изданий. — Москва: АСТ, с 1994 по 2008 год. — 240 с. — общий тираж более 100 000 экз. — ISBN 978-5-271-15458-4.
- ↑ Giacomo Rizzolatti et al. (1996) Premotor cortex and the recognition of motor actions
, Cognitive Brain Research 3 131—141 - ↑ Preston, S. D., & de Waal, F.B.M. (2002) Empathy: Its ultimate and proximate bases. Behavioral and Brain Sciences, 25, 1-72.
- ↑ Decety, J. (2002). Naturaliser l’empathie [Empathy naturalized]. L’Encéphale, 28, 9-20.
- ↑ Decety, J., & Jackson, P.L. (2004). The functional architecture of human empathy. Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews, 3, 71-100.
- ↑ Gallese, V., & Goldman, A.I. (1998). Mirror neurons and the simulation theory. Trends in Cognitive Sciences, 2, 493—501.
- ↑ Gallese, V. (2001). The «Shared Manifold» hypothesis: from mirror neurons to empathy. Journal of Consciousness Studies, 8, 33-50
- ↑ Baron-Cohen S., & Wheelwright S. (2004). The Empathy Quotient: An investigation of adults with Asperger syndrome or high functioning autism, and normal sex differences. Journal of Autism and Developmental Disorders, 34, 163—175.
- ↑ Уровень сопереживания. Опросник. (неопр.).
- ↑ Kosonogov V. (2014). The psychometric properties of the Russian version of the Empathy Quotient. Psychology in Russia: State of the Art, 7(1), 96-104.
ru.wikipedia.org
Будь на волне! Будь с нами!
Тревожные люди, которые постоянно о чем-то волнуются, отличаются от вас! Вот чем именно
От DA
25.11.2017 16:05Новейшие научные данные.
Исследования показывают, что склонность к беспокойству и тревоге может быть признаком чрезвычайно развитого интеллекта.
Люди с повышенным уровнем тревожности часто переживают из-за кучи самых разных проблем, игнорировать которые они просто не могут себе позволить.
На эту тему даже провели особое исследование.
Вот что говорит по этому поводу д-р Адам Перкинс, специалист по нейробиологии личности в Королевском колледже Лондона:
«Мне пришло в голову, что если в вашем сознании доминируют негативно окрашенные самогенерируемые мысли (благодаря высоким уровням активности в областях префронтальной коры головного мозга, отвечающих за осознанное восприятие угроз) и вы более склонны впадать в панику, чем среднестатистический человек (благодаря особенно высокой реактивности базолатеральных ядер миндалины), то это означает также способность испытывать сильные отрицательные эмоции даже в отсутствие реальной угрозы.
Это может означать, что по ряду специфических нейронных причин у людей с высоким показателем невротизма крайне развито воображение, выполняющее роль встроенного генератора угроз.
Жизнерадостные, беспечные люди по определению не тяготятся проблемами и посему, когда речь идёт о решении проблем, оказываются в менее выгодном положении по сравнению с невротичными личностями.
Наша теория легко проходит проверку на работоспособность, ведь мы видим, что гениям часто свойственна тягостная, мрачная натура, позволяющая предположить довольно высокий уровень невротизма.
Вспомните, например, биографии Исаака Ньютона, Чарльза Дарвина, Винсента ван Гога, Курта Кобейна и так далее. Пожалуй, лучше всего о связи между творческими способностями и невротизмом сказал Джон Леннон: “Гений — это боль”».
По сути, учёный хочет сказать, что те, кто волнуется чаще других, часто находят решения проблем раньше остальных.
Из-за постоянного беспокойства обо всём на свете они вечно ищут способы разрешить насущные задачи, то есть их мозг ни на секунду не перестаёт работать.
Исходя из своего научного опыта, д-р Джереми Коплан, исследователь и профессор психиатрии в Медицинском центре Университета штата Нью-Йорк, говорит:
«Хотя мы привыкли считать тревожность вредной чертой, она связана с интеллектом — это крайне адаптивный признак. Повышенный уровень тревожности может быть проблемой, и переживания пациентов часто иррациональны…Но изредка в жизни возникает непредвиденная опасность. В такой ситуации чрезмерная тревожность становится крайне адаптивной. Люди, распознающие сигналы непредвиденной опасности, смогут сохранить жизнь себе и своему потомству».
А вы как думаете, правы ли учёные? Расскажите нам в комментариях!
www.navolne.life
Как называется человек который переживает за других. Zewar Fadhil. Настоящие эмоции и переживания человека через фотографию. Эмпатия и Сочувствие
Zewar Fadhil — талантливый фотограф из Ирака, страны, которая в последние десятилетия представляет собой не лучшее место для фотохудожника. И тем не менее он является примером того, что фотография, отражающая настоящие переживания человека, не признает ограничений.
Сам Fadhil уверяет, что своим творчеством всего лишь показывает то, что говорит ему внутренний голос, вдохновение и мечты. В его работах можно увидеть огромный и словно бы пустой мир бесконечного города, по которому одиноко путешествует автор.
О начале своей карьеры фотохудожник рассказывает так: «Я обратился к фотографии еще в детстве. У моей бабушки была довольно приличная библиотека книг по философии и искусству и туристических журналов. Я посвятил очень много времени изучению всего этого. Я приходил домой после школы и читал эти книги. Чужие идеи были для меня ступеньками, по которым я все глубже проникал в искусство. Так я влюбился в него. Я начал медленно осознавать, что тоже мог бы дать выход своим идеям через искусство. Думаю, эта мысль осенила меня в тот момент, когда я набросал небольшой портрет Александра Сергеевича Пушкина».
«Через фотографии я пытаюсь понять, кто же я такой»
Быть может, этот мотив творчества совсем не нов, но он все так же пронзительно искренен. Понять самого себя — непростая задача, и каждый человек подбирает для этого собственные инструменты.
Сам Zewar Fadhil говорит об этом более подробно: «Моя работа — это отражение моего прошлого и мое нынешнее состояние ума. Все начинается с воспоминаний, часто — о чем-то печальном и болезненном. Возможно, это просто начало или остатки депрессии. Вдохновение может прийти из любого источника: из стихов, музыки, кино. Я представляю кадр мысленно и держу его в сознании, пока не буду в состоянии воплотить идею. В моих работах заключен очень глубокий и личный смысл. Должно быть, сильные эмоциональные и психологические переживания, воздух уныния помогают творить».
«Если я ничего не чувствую, я ничего не творю»
Zewar Fadhil признается, что фотография для него — это не просто творчество, но и прямое выражение эмоций. Оттого его снимки и получаются глубоко личными, словно бы приоткрывающими дверь на частную территорию, во внутренний мир фотографа. Источником вдохновения для него, помимо внутренних переживаний, является философия, и прежде всего экзистенциализм. Такие философы, как Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр и Фридрих Ницше стали почти что персонажами его мира.
Об эмоциях в творчестве Zewar Fadhil рассказывает так: «Я относительно одинокий человек и всегда в своих собственных мыслях, мечтаю о чем-то или думаю о том, что потерял. Есть два стиля, которые меня интересуют: это концептуальное искусство и художественное ню. В концептуальных темах должен быть блестящий и сильный баланс между идеей и исполнением. В ню необходимо чувствовать нежную силу и уязвимость характеров».
В своем творчестве Zewar Fadhil использует преимущественно старые советские пленочные камеры, и пленку он считает необходимым элементом своего творчества, ведь она, по его словам, «расширяет измерение кадра».
Начинающим фотографам, только ищущим свой путь к творчеству, Zewar Fadhil дает несколько советов:
«Вы должны быть свидетелем, наблюдать за миром вокруг себя, гулять каждый день и делать фотографии. Возможно, при просмотре снимков уже дома у вас будет чувство неудовлетворения, но так нужно, потому что это часть процесса обучения. Каждый шаг, который вы делаете, приближает вас к вашему собственному стилю, к посланию, которое вы хотите донести, и в конце концов вы окажетесь в самой середине пути, где именно вы должны быть. Вам нужна глубокая любовь к фотографии в целом, страсть запечатлеть все, что видит ваше сердце».
Большинство из нас доказывает свою положительность переживаниями за ближних. Чем больше человек переживает, тем он якобы положительней. В совсем еще недавнюю эпоху мы привыкли к тому, что среди нас жили люди, звучно именовавшие себя совестью нации. Сейчас темперамент послабее, но это не означает, будто число переживающих за судьбу общества сократилось. Кто не делает ничего на благо общества, тот по меньшей мере переживает и потому считает себя достойным особого уважения. Говоря без обиняков, на свете всегда были, есть и будут люди, которые не живут своей жизнью и не дают жить обществу. Так проявляется стресс переживания. Беспокоясь из-за пустяка, человек не дает ближнему этот пу
www.chalt-1school.ru
Перенос на себя эмоций других людей
Весьма часто встречаются такие проявления апперсонализации, когда реальные или воображаемые переживания окружающих людей, их несчастья и радости пациенты как бы примеряют к себе, а затем принимают за свои собственные. Это касается и поведения окружающих, оно также невольно копируется. Используя терминологию Е.Блейлера, обозначим данный феномен как симптом суммирования.
Вот свидетельства пациентов: «Пропускаю чужую беду через себя. Я как пылесос, все на себя собираю, все болезни, потому и в больнице лежать мне очень тяжело… Чужую вину могу взять на себя. Такое было еще в школе: кто-то украл что-нибудь, никто не сознается, а мне стыдно, воровкой почему-то чувствую себя… Бывает, что в разговоре с кем-то я вдруг чувствую обиду или раздражение. Причины для этого нет никакой, обидеться или вспылить должен был мой собеседник. Я думаю, что такие эмоции ощущаю потому, что они перешли ко мне от другого человека… Кому-то больно, а мне отчего-то еще больней… Легонько шлепну дочь, она тут же забывает об этом, а у меня дня три рука болит и отнимается.
Я всегда такая — чужое горе или чьи-то неприятности для меня как свои собственные… Как услышу, что кто-нибудь отравился или умер, долго не могу успокоиться. Мне кажется, что такое может случиться и со мной… Когда я слышу, как кого-то ругают, мне делается не по себе, становится тяжело, лучше бы отругали меня… Переживаю за других людей сильнее, чем они сами. Они, может, это уже забыли, а у меня из головы не выходит… У меня все болячки мамины. Беру страдания мужа на себя, мне делается даже хуже, чем ему… Я всегда была очень впечатлительной, все переносила на себя, мне казалось, что то же будет и со мной. Однажды мама рассказала о шаровой молнии, так я до сих пор панически боюсь грозы…
Бывает, услышу, что кто-то покончил с собой, мне западает это в душу и думается, а вдруг и я что-то с собой сделаю. Я перестала уже смотреть по телевизору о разных несчастьях и слушать об этом стараюсь поменьше, мне становится совсем плохо, даже снится… Когда я увидела фото чужих детей, мне вдруг показалось, что это мои дети… Моя татуировка стала как бы частью моего Я, она не раз спасала меня в трудные минуты, спасла меня и от самоубийства… Бессознательно поддаюсь мнению других людей, они будто заговаривают меня или гипнозом действуют. Я невольно перенимаю их образ мыслей, взгляды, начинаю на все смотреть будто бы их глазами… Из судьбы других обязательно что-то переходит ко мне. Я как бы беру себе от людей их голос, манеру говорить, мимику и жесты, привычки».
«Я, — говорит больная, — всегда была очень добрая. — ? — Да, да, не совсем так. Я хотела сказать, что чужое горе я принимала на себя и переживала его как свое собственное. Ко мне всегда люди приходили жаловаться, делиться со своей бедой. Они говорили, что я для них как психотерапевт. Им после этого делается легче, они сами это говорят. А я с работы прихожу, и мне так тяжело, как будто я чем-то заразилась или испачкалась. Я сразу же иду в ванную, чтобы смыть все плохое с себя. В людях я всегда вижу все самое хорошее, для меня они все как родные или близкие. Потом, когда я узнаю, что человек этот не хорош, я просто не подхожу к нему, а зла и обиды никогда не держу…
Однажды брат замахнулся ножницами, сделал вид, будто собирается проткнуть меня или выколоть мне глаза. Я поняла, что это был прикол, но все равно испугалась. Мне сразу же представилось, как я это же делаю брату, но уже не в шутку, а вполне серьезно. С тех пор я не могу отвязаться от того, что воображаю себе сцены, в которых я убиваю кого-то из близких. Это яркие, как на самом деле, ужасные сцены. Я почти вижу, как кого-то режу, кругом все залито кровью, а я будто бы все довожу до конца и не могу остановиться. Я постоянно боюсь, что меня переклинит и я сделаю что-нибудь такое же на самом деле…
Мне кажется, что я живу чужим счастьем или несчастьем, чьей-то чужой жизнью, а про себя будто забываю. Время от времени мне совершенно неожиданно встречаются люди, к которым я попадаю в полную зависимость. Они будто бы с Луны сваливаются, вскоре я надолго оказываюсь в их плену. Потом, спустя год-два, я прихожу в себя. Вспоминаю все и не могу понять, как могло так случиться, что я шла у них на поводу, а они как бы растворялись во мне. Так за последние 10 лет было четыре раза.
Последним был случайный вроде бы мужчина. Мне пришлось содержать, поить-кормить его, а он потом обнаглел, пил, вытирал об меня ноги, издевался, а под конец исчез и прихватил все ценности, какие у меня еще остались… Мне все время кажется, будто я всем должна, мне почему-то надо всем помогать, и мне постоянно стыдно за то, что я делаю для других мало. Кругом я вижу так много людей, которым живется плохо будто по моей вине, и я просто обязана им помочь. Я живу как бы для других, мне самой не остается ничего. Меня даже дети укоряют за то, что другим я отдаю последнее, а о себе не думаю».
На первый взгляд данное расстройство выглядит как проявление эмпатии, может быть, несколько преувеличенное. В действительности это не совсем так. При эмпатии индивид, действительно, способен почувствовать себя не месте другого человека, но он не принимает чужое страдание за свое собственное, то есть сохраняет свою идентичность. Сообщения же пациентов явно указывают на то, что их идентичность меняется, притом значительно и на длительное время. Кроме того, они в большинстве своем отчетливо осознают болезненность своей чрезмерной восприимчивости к внешним влияниям.
Они понимают также, что именно из-за своей особенности они нередко оказываются в рабской зависимости от окружающих, становятся подверженными влиянию преувеличенных болезненным воображением психических травм, неадекватная реакция на которые совершенно непонятна здоровому человеку. Зачастую эти личностные качества делают пациентов виктимными, привлекательными для мошенников и правонарушителей. Кроме того, при определенных обстоятельствах больные остро ощущают свою внутреннюю несвободу или, точнее, утрату прежней свободы и автономности. Иногда, как показывает одна из иллюстраций, в силу данного нарушения могут возникать и такие серьезные симптомы, как навязчивые представления. Более других проявлений симптом суммирования напоминает чрезмерную внушаемость и самовнушаемость.
Это расстройство у князя Л.Мышкина в описании Ф.М.Достоевского (1869) выглядит следующим образом: «Почти то же было и до этих писем… Как могла она об этом писать, и как могла такая безумная мечта зародиться в ее голове? Но мечта эта была уже осуществлена, и всего удивительнее для него было то, что, пока он читал эти письма, он сам почти верил в возможность и даже в оправдание этой мечты. Да, конечно, это был сон, кошмар и безумие; но тут же заключалось и что-то такое, что было мучительно-действительное и страдальчески справедливое, что оправдывало и сон, и кошмар, и безумие. Несколько часов кряду он как будто бредил тем, что прочитал, припоминал поминутно отрывки, останавливался на них, вдумывался в них. Иногда ему даже хотелось сказать себе, что он все это предчувствовал и предугадывал прежде; даже казалось ему, что как будто он уже читал это все, когда-то давно-давно, и все, о чем он тосковал с тех пор, все, чем он мучился и чего боялся, все это заключалось в этих давно уже прочитанных письмах». Князь, как видно, не только принял за «действительное» и даже «справедливое» «безумную» мечту писавшей, он будто и «предугадывал» (ошибка хиднсайта), и чувствовал, что «как будто он уже читал это все» (уже прочитанное).
К содержанию
psyclinic-center.ru
Человек который переживает за других как называется. Перенос на себя эмоций других людей. Что такое эмпатия и как она возникает
Данные материалы являются продолжением повторительно-обобщающего курса русского языка в старших классах (см. газету «Русский язык» № 46/2002, № 43/2003). В 11-м классе на функционально-семантической основе систематизируются знания учащихся по важнейшим разделам синтаксиса и пунктуации (интонация, смысл, пунктуация – логическая цепочка, определяющая «жизнедеятельность» любой синтаксической структуры).
Предлагаемое планирование уроков русского языка в 11-м классе рассчитано на 34 часа (1 час в неделю) и соответствует государственным образовательным стандартам и современным программным требованиям.
Научно-теоретическая и методико-дидактическая основа курса – программа «Русское правописание: орфография и пунктуация (спецкурс для 10–11-х классов)», составитель С.И. Львова; Пособие для занятий по русскому языку в старших классах авторов В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко; книга А.И. Горшкова «Русская словесность: От слова к словесности»; учебное пособие для 8–9-х классов «Русская речь» С.И. Львовой; Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию Д.Э. Розенталя и др.; Планирование уроков русского языка в 11-м классе, разработанное кабинетом русского языка и литературы Орловского областного института усовершенствования учителей.
Так же, как и в 10-м классе, сохранен интегративный принцип подбора текстов: разбираются стихотворения или отрывки прозаических произведений, изучаемых в курсе литературы 11-го класса.Т.А. КУШЕВИЧ,
методист Орловского ИУУ,
учитель русского языка и литературы
частного лицея «Магистр»
Планирование уроков
I. Введение в курс (5 ч.).
1. Синтаксис и пунктуация (функционально-семантический аспект).
2–3. Интонация. Смысл. Пунктуация. Мелодические рисунки речи.
4–5. Знаки препинания в конце предложения. Стилистические фигуры речи.
II. Основное содержание (20 ч.).
6–7. Обращение. Однородные члены предложения. Понятие об экспрессивном синтаксисе.
8–9. Союзы при однородных членах. Значение различных синтаксических конструкций с однородными членами предложения. Ряды однородных членов. Бессоюзие, многосоюзие как изобразительно-выразительные стилистические фигуры речи. Трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах. Однородные и неоднородные определения.
10. Вводные конструкции (слова, предложения, вставные конструкции).
11–12. Односоставные, двусоставные предложения. Полные и неполные предложения. Использование односоставных и неполных предложений в художественном тексте.
13. Проверочная работа (по темам уроков 6–10).
14–15. Обособленные члены предложения (определения, обстоятельства, дополнения). Общее грамматическое значение, условия обособления, способы выражения.
16–17. Урок-исследование «Значение обособленных членов и их функция в художественном тексте».
18. Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» (на материале стихотворений поэтов Серебряного века).
19–23. Сложное предложение. Виды СП (ССП, СПП, БСП, предложения с разными видами связи). Отношение между частями СП, средства связи. Знаки препинания. Трудные случаи постановки запятой в ССП и СПП. Запятая перед как в различных синтаксических конструкциях. Понятие о смысловом блоке и ведущей связи в предложении с разными видами связи. Составление схем СП разных типов.
24–25. Способы передачи чужой речи. Цитирование, его разновидности. Особенности постановки знаков препинания.
III. Лингвистические портреты русских писателей ХХ века: комплексный анализ художественного текста (по выбору учителя) (5 ч.) 1 .
26. М.Горький.
27. М.Цветаева.
28. М.Цветаева о В.Маяковском (штрихи к двойному портрету).
29. М.Шолохов.
30. Б.Пастернак.
IV. Повторение. Обобщение. Систематизация. Комплексная проверка знаний, умений, навыков (4 ч.).
31–32. Итоговая контрольная работа (диктант с грамматическим заданием и элементами комплексного анализа художественного текста).
33. Анализ контрольной работы.
34. Заключительный (резервный) урок.
Урок 1 (вводный)
Синтаксис и пунктуация
(функционально-семантический аспект)
Повторение теории
– Как вы понимаете лингвистические термины синтаксис и пунктуация ?
– Охарактеризуйте термины синтаксис и пунктуация с точки зрения происхождения, употребления, активного и пассивного запаса, стилистической окраски.
– Восстановите логическую цепочку, назвав пропущенные звенья: Синтаксис… Пунктуация (Синтаксис – Интонация – Смысл – Пунктуация.)
– Тема урока. Объясните подзаголовок темы урока путем подбора синонимов.
Самый знаменитый пример того, что от грамотного написания, произнесения и понимания текста порой зависит многое, даже сама жизнь, известен нам с детства: Казнить нельзя помиловать (сказка С.Маршака «Двенадцать месяцев»).
Существуют не только литературные факты, но и исторические свидетельства, документы. Так, например, постановка лишних запятых позволила И.А. Крылову придать оскорбительному письму, адресованному директору театра, который отказывал автору в постановке пьес, корректную, приличную форму: «И последний подлец, каков только может быть, Ваше превосходительство, огорчился бы…… Видя глупое, Ваше превосходительство, можно ли не смеяться……».
realartist.ru
Как правильно переживать за других?
Но вот вчера вечером, когда я стояла у больничного лифта, почти съезжая по стеночке и пытаясь вспомнить, съела ли я хоть что-нибудь за день, у меня зазвонил телефон. Звонила наша старая знакомая. «Ну, — услышала я требовательное. — Рассказывай, что там у Сережи приключилось». Я рассказала. «Ну ты держи нас в курсе, — сказали мне в ответ. — Звони нам хоть раз в день». Я ответила, что это невозможно. Я не могу обзванивать несколько десятков человек в день. Знакомая обиделась. «Ну что, лучше, что ли, будет, если я тебе буду каждый день звонить?» — сказала она.
И в этот момент я поняла, что все же напишу этот нелегкий текст. Не для таких людей — их-то точно не переделаешь, — а для самой себя. Жизнь так устроена, что в ней случаются несчастья. Люди, которых мы знаем, оказываются в больнице со страшными диагнозами, попадают в ДТП, становятся жертвами бандитов, вообще пропадают. Мы реагируем на это очень эмоционально, переживаем, хотим узнать подробности, сделать что-то. И иногда на волне своих переживаний делаем то, что только ухудшает и так тяжелую ситуацию. Я понимаю, что и сама так делаю.
Поэтому я решила записать все, что мне видится изнутри, и обещала себе перечитать эту запись, когда в следующий раз столкнусь с чьим-то горем «снаружи».
Итак, что делать, или, скорее, чего не делать.
1. Не звоните родственникам. Конечно, если вы лучший друг и уверены, что один звук вашего голоса будет поддержкой людям на другом конце провода, — дело другое. Но если вы коллега, однокурсник, одноклассник, собутыльник, партнер по танцам или рыбалке, если вы вместе отдыхали на турбазе или играли в песочек (список на удивление разнообразен и бесконечен) — не звоните.
Близким людям не до вас. Да, вы очень переживаете и хотите узнать все подробности, но постарайтесь вспомнить о том, что близким гораздо, гораздо хуже, чем вам. Они измождены морально и физически, они пережили ужасные сцены, вынимающие душу разговоры, они изведены общением с врачами или милицией, им страшно, они плачут и дрожат от усталости. Они не могут расслабиться и постоянно должны принимать важные решения.
Вы можете быть лучшим в мире специалистом по медицине, но здоровье больного будет зависеть не от вас, а от медсестры
И при этом ведь никто не отменяет всех необходимостей обычной жизни. Со стороны может казаться, что горе — это все, что происходит сейчас у людей, но на самом деле и среди горя дети должны ходить в школу и в садик, кто-то должен варить обед и гулять с собакой, и работа остается работой. А бывает и так, что работа «выбывшего» члена семьи становится дополнительной работой оставшихся.
Кроме того, телефон нужен близким людям для важного. Помню, как шесть лет назад я держала телефон в руках и ждала звонка о переводе в другую больницу. Я еле добилась этого и не могла пропустить звонок — там даже перезванивать было некуда, — а в это время мне названивала коллега мужа. Я отбивала ее звонок — она звонила по новой. И так шесть раз подряд.
От звонков телефон разряжается гораздо быстрее. А зарядить его бывает негде.
2. Если человек в больнице, не звоните в отделение больницы. В прошлый раз у нас с этим пунктом была просто катастрофа. Все сидели дома и очень переживали, и поэтому обрывали телефон в реанимации, где персоналу и так есть чем заняться. А я моталась в больницу, пытаясь хоть одним глазком увидеть врача, и будьте уверены, уже на вторые сутки мне влетело из-за этих звонков по первое число.
Вы можете быть лучшим в мире специалистом по медицине, способным дать персоналу кучу ценных советов. Но здоровье больного будет зависеть не от вас, а от медсестры. Не раздражайте медсестер.
3. Если вы непременно хотите связаться с родственниками — пишите. Эсэмэски, письма, реплики в чате. Их можно прочитать, когда удобно.
4. Не расспрашивайте, ни устно, ни письменно. Задумайтесь честно: зачем вам подробности? Если вам их сообщат, это чем-то поможет больному (пострадавшему, пропавшему…)? По-честному — это просто проявление обычного человеческого любопытства, которое как магнитом притягивается к несчастьям.
Пересказывать вновь и вновь неутешительные прогнозы, душераздирающие детали и печальную статистику очень тягостно. И даже когда прогнозы утешительные, а статистика обнадеживает, это очень тягостно все равно. Сегодня утешительные, а завтра опять нет, все меняется, и гарантий никто не даст. Если вам совсем неймется, найдите тех, кто знает больше, — у нас век цифровых технологий, в конце концов. А родственников оставьте в покое.
Если вы действительно хотите помочь кому-то деньгами, не спрашивайте, нужны ли они. Просто принесите и отдайте
Особый привет тем, кто требует, чтобы их ежедневно информировали о состоянии дел, «потому что они очень переживают». Посчитайте, сколько у человека близких родственников — детей, родителей, сестер, братьев. У нас, например, их десять. Естественно, они хотят знать, что происходит, и имеют, как ни странно, на это приоритетное право. Только на то, чтобы пересказать события дня близким родственникам, нужно много времени.
5. Не просите ответа на ваши письма и сообщения. Не спрашивайте: «Нужно ли чем-то помочь?» Просто напишите: «Я могу помочь». Я вчера ответила на несколько десятков сообщений. Ответила, потому что некоторые люди очень трепетные и обижаются, если им не отвечаешь.
6. Если вы хотите поделиться полезным контактом, поступите так же: напишите сообщение с полной информацией. То же правило: не спрашивайте «прислать телефон?» — просто пришлите, не пишите «договориться о консультации?» — напишите «я могу договориться».
И оставьте за родственниками право не воспользоваться вашим советом. Со стороны это трудно понять, но бесплодная переписка на тему «почему нам сейчас это не нужно» отнимает последние силы, которых и так нет.
7. Предлагайте только ту помощь, которую точно окажете. Когда все случилось в прошлый раз, у нас не было машины. И четыре человека написали, что могут с ней помочь, если надо. А когда было надо, трое из них не смогли. Это было очень неприятно. Просить тяжело. Всегда. А тут пришлось просить четырех человек подряд.
Если вы пообещали помочь с машиной, а в нужный момент помочь никак не можете, просто сделайте так, чтобы машина была.
8. Не предлагайте «любую помощь». Предлагайте конкретную. В некоторых случаях помощи нужно много и разной, но никто ничего у вас не попросит с вашей «любой помощью». Все потому же: просить трудно, все стараются справиться самостоятельно.
На самом деле нет такой обязанности — непременно помогать, все живут своей жизнью, и это нормально
Никто не позвонит вам с просьбой сварить обед или сделать с детьми уроки. Прикиньте, что вы действительно готовы и можете сделать. Гулять с собакой по четвергам? Поливать по-соседски грядки? Сделать часть работы? Это и предложите.
9. Про деньги. Деньги принять очень трудно. Да, конечно, иногда деньги собирают на операцию, лечение, и так далее, но я не об этом случае. Спросите: «Деньги нужны?» — и вам гарантированно ответят «нет». Это как с «любой помощью», считайте, что вы и не предлагали.
Если вы действительно хотите помочь кому-то деньгами, не спрашивайте, нужны ли они. Скажите: «Мы собрали денег. Как их передать?» Или просто принесите и отдайте.
10. Не нагнетайте. Не говорите «ужас», «кошмар», «и за что вам такое наказание», «она же такая молодая», «он ведь как раз собирался»… Не бейте по больному. От многократно повторенного «ужас» все кажется еще более ужасным.
Некоторые люди начинают подробно рассказывать, как именно они расстроены, другие начинают плакать в трубку, и их приходится утешать… Возможно, этим людям кажется, что тем самым они помогают: близкие почувствуют, что они не одни, что другие переживают тоже.
Но суровая правда жизни в том, что после разговора эти — в самом деле непритворно переживающие — люди отправятся на работу, или в кафе, или в аэропорт, или в театр. А близкие останутся в некончающемся кошмаре сломанной жизни. Не усиливайте ощущение кошмара своими разговорами.
11. Не используйте чужое несчастье для реализации своих мессианских наклонностей. Этот громоздкий эвфемизм использован здесь для замены чрезвычайно грубого выражения «засуньте себе в задницу».
Но вот честно, когда человек лежит в реанимации, а вам звонят с требованием срочно сообщить точное время и место его рождения, чтобы составить гороскоп. Или хотят передать стопроцентно действующий индийский амулет, чтобы вы его тайно ночью через окошко (на третьем этаже) передали больному. Или хотя бы просто сообщают, что вы должны немедленно отправиться в Тульскую область к чудотворной иконе (а все это я выслушивала в прошлый раз), — очень трудно остаться в рамках литературного языка.
Самое нужное и действенное — простые слова поддержки и сочувствия. Если они у вас есть
12. Рассказывать, как надо было себя вести, чтобы несчастье не произошло, тоже не стоит. Оно уже произошло. Скажите, что сочувствуете, а свой ум и предусмотрительность продемонстрируйте в других ситуациях.
13. Забудьте фразу «Все будет хорошо». Кто вы, чтобы гарантировать благополучный исход в ситуации, где все может быть очень плохо? Господь Бог? Тогда ладно. Спасибо, Господи. Но если вы не он, по этому рекламному слогану сразу станет видно, что вы находитесь где-то очень далеко от сочувствия и понимания.
14. Оставьте детей в покое. Даже если вы упрямо будете делать все, от чего я просила вас воздержаться, все-таки, пожалуйста, не делайте одной вещи: не трогайте детей. Не звоните детям, не пытайтесь добиться какой-то информации от них. Дети страшно переживают за своих близких.
Они, как правило, не сталкивались раньше с горем. Они не знают, что с ним делать, как себя вести. Не спрашивайте их ни о чем, даже если встретите случайно. Промолчите. Обнимите и дайте сладкого. Никогда не забуду, как учительница нашего сына спросила его при всем классе: «Петя, а что, у папы инсульт? И как он?» А папа в реанимации, и выживет ли, непонятно.
15. Вы не обязаны помогать. Мне кажется, много сложностей возникает из-за того, что люди чувствуют себя обязанными помочь в горе, считают, что так правильно было бы сделать, но на самом деле не имеют для этого ни сил, ни возможностей. Они сами на себя сердятся и делают из-за этого всякие странные вещи.
На самом деле нет такой обязанности — непременно помогать, все живут своей жизнью, и это нормально. Не надо делать ничего натужного. Самое нужное и действенное — простые слова поддержки и сочувствия. Если они у вас есть. Если их нет, не надо их вымучивать — нет и нет, это тоже нормально.
Читайте также
Сочувствие и сострадание — отношения равных, отношения партнеров. Никто никого не спасает, не вытаскивает, не «подпитывает энергетически». Роль сочувствующего — создать условия, в которых человек, который остро переживает свое одиночество и чувствует себя потерянным, сможет лучше себя слышать и понимать.
«Почему просто не уйти, раз все настолько плохо?» — наиболее распространенная реакция в ответ на истории о том, что кто-то подвергается домашнему насилию, унижениям, абьюзу. Но, очевидно, все не так просто: серьезные причины заставляют жертву и дальше вязнуть в мучительных отношениях.
www.psychologies.ru
15 признаков того, что вы
Вы воспринимаете других людей очень близко, будто собственные? Возможно, в вас пробудилась эмпатия! Узнайте, как это проверить!
Что такое эмпатия и как она возникает?
Эмпатия (сопереживание)¹ — способность тонко чувствовать эмоции другого как свои собственные. Люди, которые могут делать это, называются эмпатами. Эмпат — это тот, кто чувствует эмоции и чувства других. Иногда эмпатия сопровождается способностью видеть ауры.
Естественным образом люди приобретают эту способность в двух случаях:
1. Они рождаются эмпатами.
2. Этот дар самостоятельно пробуждается во время взросления и социализации.
Эмпатия — это большой подарок, если знать как правильно им пользоваться. Не все эмпаты способны управлять способностью осознанно — в большинстве случаев это происходит бессознательно.
Многие люди порой «ловят» ощущения других людей. В большинстве случаев дар эмпатии не распознается: логическим умом такие проявления объясняются как обычная психология или спонтанное НЛП².
Признаки наличия в себе сверхспособности
Если в вашей жизни происходило подобное, и вы неожиданно чувствовали несвойственные себе эмоции, вполне возможно, что это было чувство, полученное от другого человека — эмпатия так и проявляется!
До тех пор, пока вы не научитесь управлять и контролировать это, вы будете впитывать чужие эмоции и испытывать их как свои собственные.
Существует несколько признаков того, что человек является эмпатом:
1. Эмпаты чувствуют страдания в мире в крупных масштабах и желают как-то помочь миру.
2. Им трудно смотреть на чужую боль, потому что она ощущается как своя собственная.
3. Людям с такой способностью тяжело смотреть тревожные новости: они чувствуют все страдания и потом очень долго не могут прийти в себя.
Например, достаточно посмотреть новостной репортаж о бедствии или какой-то катастрофе в любой точке мира, и такой человек может ощутить боль (психологическую, а порой и физическую) от этого события.
4. Эмпатам трудно найти себя и полностью осознать свои собственные чувства.
К примеру, во время разговора с другим человеком люди с даром эмпатии ощущают его эмоции и чувства. Зачастую, они знают ответы на их жизненные вопросы, но при этом не находят ответа на свои.
5. Часто эмпатия может сделать человека застенчивым, потому что он очень хорошо знает, что чувствует другой и что он хочет.
6. Если человек не умеет управлять своей способностью, он может лишиться критического восприятия. Такие люди всегда говорят «да» на все просьбы и требования, не думая о том, нужно ли это им, хотят ли они этого на самом деле.
Эмпат настолько погружается в опыт другого человека, зная что ему нужно, что не может сказать «нет». И только потом он понимает, что не подумал о себе и своих желаниях.
7. Люди с эмпатией помогают другим за свой счет.
8. Эмпаты любят на расстоянии также, как если бы любимый человек находился рядом.
9. Они чувствуют глубокую близость с природой, животными и растениями.
Такие люди способны чувствовать не только людей, но и животных, например, встречая по улице собаку или кошку.
10. Эмпат чувствует ответственность за то, что чувствуют другие люди, пытается помочь им чувствовать себя лучше.
11. Такие люди очень чувствительны: взаимоотношения и дружба могут восприниматься слишком близко к сердцу.
12. Из-за эмпатии и неумения ей управлять, они нередко становятся отдушиной для других людей, чтобы сбрасывать на них свои эмоции.
13. Во время чтения книги или просмотра фильма эмпат очень эмоционально переживает события, практически полностью идентифицируется с персонажами.
14. Из-за постоянной нагрузки люди с этим даром забывают, что такое веселиться и радоваться жизни.
15. Эмпаты, как правило, глубоко духовные люди: дар эмпатии позволяет ощутить единство всего бытия.
Если вам близки многие из вышеперечисленных признаков, это значит, что в вас живет способность к эмпатии!
Ответьте на следующие вопросы:
- Можете ли вы контролировать этот дар?
- Умеете ли разделять свои и чужие переживания?
- Способны ли управлять своим даром, «включая» его только тогда, когда вам это нужно?
Если вы ответили «да», значит, сами научились контролировать свой дар эмпатии; в ином случае вам необходимо научиться управлять эмпатией: в примечаниях к данной статье есть ссылка на полезный материал по развитию контроля над эмпатией.
Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала
¹ Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания (Википедия).
² О способах воздействия с помощью НЛП, узнайте в статье: «Как воздействовать на человека с помощью НЛП?»
omkling.com