это что такое? Значение слова «рассудок»
На протяжении жизни люди совершенно не задумываются, как их действия связаны с процессами в голове. Откуда приходят мысли, как происходит процесс их превращения в действие? Обычные знания о мозге никак не помогут ответить на этот вопрос. Все потому что мозг – это биологический орган людского организма.
Он контролирует практически все процессы. Но когда мы говорим о мыслях и действиях, тут речь идёт о психологии – сложном порождении мозга. Если говорить простым языком, то психологические процессы является не чем иным, как наглядным примером взаимосвязи действий и мозга, биологической части и внутренней, духовной. Тут же возникает ещё один, не менее интересный вопрос: что придаёт логику и упорядоченность нашим действиям? Этот фактор обеспечивается благодаря сознанию, точнее, его структурному элементу – рассудку.Общее понятие термина
Что такое рассудок? Это тип мышления, часть сознания, часть психологии, это сознание – все трактовки верны и ложны одновременно. Классический вариант дефиниции термина включает в себя многие аспекты, каждый из которых в той или иной степени подтверждает вышеперечисленные утверждения. Рассудок – это незаменимая способность мозга, один из элементов сознания, позволяющий осмыслять окружающий мир, придавать смысл понятиям и вещам, соотносить их, переводить полученный опыт в категорию воспоминаний и, наоборот, составлять категории. Нужно отметить тот факт, что возникло понятие «рассудок» в психологии. Это открытие произошло неслучайно. Учёные шли к нему многие годы, пытаясь понять, что именно направляет наши действия в нужное русло. Тем не менее существует большое отличие рассудка от разума. Эти два мозговых феномена хоть и похожи друг на друга, но итоги их работы в корни разные, о чём будет рассказано ниже.
Особенности рассудка
Рассудок как психологическое свойство мозга обладает особыми характеристиками. Они включают в себя все особенности, присущие только этой особой форме сознания, например:
— Рассудок помогает отделять понятия друг от друга путём выделения особых свойств. Полученные данные систематизируются, что существенно облегчает нагрузку на сознание человека.
— Воспоминания классифицируются должным образом, без потери данных или присутствия ненужных факторов. Рассудок работает таким образом, чтобы знания, накапливаемые мозгом, были наиболее необходимыми. Это позволяет не перегружать мозг в процессе работы. Тем не менее эту функцию человек может развивать для содержания как можно большего объёма информации.
— Систематизируются не только новые или старые знания. Когда человек чему-то учится, рассудок автоматически направляет полученный опыт в ту часть мозга, в которой этот опыт будет наиболее полезен.
Как мы видим, рассудок – это специфическая форма сознания, которую нельзя отождествлять с другими, подобными ей типами. Главная особенность состоит в том, что рассудок не может создавать новое знание или опыт. Его функция сугубо систематизационная. Действие рассудка также направлено на сохранение здравого смысла или же поддержание психического здоровья человека.
Философское понятие термина
Помимо психологии, следует рассматривать рассудок в философии. Это понятие приобретает совершенно другой смысл, хотя оно во многом схоже с пониманием психологов. Тем не менее трактовка последних образовывает больше медицинское, чем научное понятие. Согласно учениям многих философов, рассудок – это тот механизм, при помощи которого люди познают этот мир. Также философами выделяется такая схема прохождения информации: рассудок – разум – душа. Таким образом, этап «рассудка» является самым первым. В этом проявляется схожесть с научным пониманием, так как в нём рассудок не является главным элементом в процессе познания и всецелого разбора информации.
Нужно отметить тот факт, что в любом понимании рассудок представлен в виде своеобразного буфера или же природного «мозгового фильтра». Рассудок в философии – это этап процесса саморазвития, притом самый первый.
Влияние рассудка на поведение человека
Учитывая все вышеприведённые факты, можно сделать вывод, что рассудок выполняет аналитическую функцию. В процессе жизнедеятельности человека это самая важная деятельность мозга. Именно способность анализировать отличает человека от других живых существ, чьё поведение контролируется и направляется инстинктами.
Существует определённый тип людей, у которых функция анализа информации развита намного сильнее, чем у других. Они способны обрабатывать информацию во много раз быстрее. Подобный талант имеет название «холодный рассудок». Это особенный тип сознания, при котором информация внутри человеческого мозга обрабатывается в несколько раз быстрее из-за биологических особенностей индивида. Подобных людей немного на сегодняшний день, но они существуют.Помутнение рассудка — что это такое?
Как это ни парадоксально, но практически любой орган в теле человека может заболеть. Это касается и мозга.
Достаточно часто у людей возникает помрачение рассудка. Нельзя сказать, что этот недуг вызывается каким-либо конкретным расстройством мозга. Очень часто помрачение рассудка происходит по причине сильного душевного переживания. Проще говоря, человек сходит с ума. Это может быть единичный случай или же патологический, когда расстройство принимает форму неизлечимого психологического заболевания. В психиатрии выделяют следующие формы помрачения:— Полезное безумие.
— Меланхолия.
— Мания.
— Истерика.
Некоторые учёные выделяют и другие формы, но всех их объединяет один факт: неспособность реализовать аналитическую функцию в той или иной степени. Существует понятие «здравый рассудок». Это характеристика полностью здорового мозга, в котором все процессы и формы сознания работают должным образом. Любой человек, не имеющий никаких психических заболеваний, имеет абсолютно чистый и здоровый рассудок.
Отличие разума от рассудка
Ни в коем случае нельзя отождествлять рассудок и разум. Рассудок – это исключительно анализ. В свою очередь, разум – это способ глубокого осознания информации. Этот вид сознания на выходе даёт совершенно новое знание.
Производится не только анализ, но ещё и объективное оценивание ситуации, предмета и т.п. Рассудок является «подготовительной» частью сознания, а разум – это «заключительная часть», на которой происходит осмысление и реализация этой информации.Заключение
Итак, в статье было полностью раскрыто понятие рассудка. Рассудок – это первичный этап осознания, без которого люди не смогли бы реализовать свои функции в полной мере. Подобная форма осознания помогает конкретизировать и упорядочивать информацию внутри мозга для её дальнейшего эффективного использования.
fb.ru
РАССУДОК — это… Что такое РАССУДОК?
форма мышления, в к-рой его всеобщая диалектич. природа осуществляется и проявляется превращенно – как специфически субъективная способность логически обрабатывать материал познания, придавая ему определенность, организованность и строгость, а также как дискурсивное движение в нем. Р., в противоположность интуиции, представляется лишенным творч. функций, хотя на деле они лишь не находят в Р. явного выражения. Следует отличать Р. как филос. категорию от обыденного Р. (см. Здравый смысл). В пределах Р. абстракции наделяются самостоят., самодовлеющим значением. Поэтому мышление, становясь рассудочным, выступает как якобы лишь абстрактное в противовес чувственности, к-рая представляется монополизирующей конкретность. Отсюда – характернейшие черты Р.: ориентация на абстрактное тождество, абстрактную всеобщность и т.п. Поскольку Р. выносит характеристики мышления как творч. процесса вне себя, он фиксирует лишь р е з у л ь т а т ы разрешения всякого диалектич. противоречия, безотносительно к самому противоречию. Такие результаты неизбежно получают форму разрозненных фрагментов, замкнутых в себе «систем готового знания», не поддающихся никакому рацион. синтезу друг с другом средствами Р. Р. разрывает эмпирич. и собственно теоретич. способы применения мышления и превращает их в самостоят. «типы», из к-рых второй якобы не глубже проникает в предмет, а воспаряет над ним в абстракции. Для Р. характерны рядоположность, внешняя рефлексия. В особенности Р. свойственно гипертрофирование категории различия: с его т. зр. дистинкция есть высший символ научности. Языковое выражение, к-рое никогда не может быть единств. способом опредмечивания мыслит. деятельности, фетишизируется (знаковый фетишизм). Поэтому специфич. законам языковых операций процесса рассуждения придается значение законов будто бы самого познающего мышления. Отсюда иллюзия, будто логикой мышления должна быть не содержательная, а формальная логика. Р. гасит в знании, взятом как внешний результат, его собств. характер генетич. процесса, подменяя строгость понимания строгостью изложения. Тем самым Р. придает понятию форму, «лишенную понятия» (см. К. Marx, Das Kapital, Bd 1, В., 1960, S. 106; Bd 3, В., 1960, S. 197, 225, 382, 387, 428, 435, 869). P. свойственна иллюзия, будто возможна алгоритмизация мышления, его машинизация. На деле к движению по алгоритму не сводимо также и рассудочное мышление, ибо и здесь оно остается содержательным и подчиняется содержательной логике, хотя и в превращенной форме. Именно Р. выступает как «огрубляющее» мышление, ставящее созданную субъективной рефлексией связь на место явно предметной связи. Марксизм объясняет Р. как превращенную форму на пути анализа его с т. зр. социальной природы познания. Р. как самостоят. форма, не снятая разумом, а противостоящая ему, есть не вечная, а исторически преходящая форма, порожденная разделением деятельности, ее отчуждением. Особенность Р. и его предмета всецело определяется этими особенностями деятельности. Р. есть способ мышления, позволяющий использовать в формально-присвоенной, но творчески не освоенной форме гораздо большую теоретич. культуру, чем та, к-рая стала достоянием способностей использующего ее индивида. Однако посредством Р. все же совершается положит. работа мысли. Поэтому науч. критика Р. должна обнаруживать в нем превращенные формы познающего мышления, в противовес нигилистич. отрицанию Р. иррационализмом, алогизмом. Р. не способен отстоять науку от субъективистско-идеологич. элемента, напротив, он мирно уживается с ним, даже придавая ему респектабельный, наукообразный вид. Так, вульгарная политич. экономия, оставаясь в плену «отчужденных по отношению к внутренней связи форм проявления», «лишь вносит известный рассудочный порядок» в воспроизводящие их представления (см. тамже, Bd 3, S. 829, 885). Вульгарная т. зр. принимает формальную организованность фрагментарного знания за рациональность познания, а его универс. целостность и творч. характер – за нечто «иррациональное». Уже Гегель понял, что эта мнимая рациональность «…принадлежит на деле области рассудка», а это мнимое «и р р а ц и о н а л ь н о е» есть «начало и след р а з у м н о с т и» (Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 336). Подчеркнув правоту этой мысли Гегеля (см. К. Маркс, в кн.; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 340–41), Маркс показал, что превращенные формы, фрагментарные и «лишенные понятия», суть объективно существующие иррациональные формы (см. тамже, с. 389). «Рассудок нисколько не спотыкается о них» именно потому, что сам он – столь же превращенная, полная иррациональности форма познания (см. К. Marx, Das Kapital, Bd 3, S. 829). Поэтому анализ Р. – ключ к критике иррационализма, как такой реакции на Р., к-рая, находясь в негативной зависимости от него, еще не способна его преодолеть.Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
dic.academic.ru
Рассудок
(6 голосов: 5.0 из 5)
Рассу́док — 1) способность рассуждать, осмыслять действительность; способность логически мыслить; 2) ум, здравый смысл, определяющий поведение человека.
Ум (nous) отнюдь не адекватен рассудку, ибо значение его может быть передано такими понятиями, как «сущностное ядро», «личность» или библейский «внутренний человек».
Познанием вещей видимых и осязаемых занимается рассудок, стоящий в услужении собственно души, забота которой вся направлена на устроение быта земного. Материал же для рассудка собирают низшие силы познавательной способности, которые так или иначе, связаны с телесными органами. Это такие силы как ощущение, воображение, память и другие. Рассудок неспособен к созерцаниям мира духовного (2Кор.12:4).
Что значит иметь трезвый рассудок?
Духовное трезвение — одно из важнейших понятий христианской аскетики. С этим понятием близко соотносится другое — «бодрствование». Оба эти понятия связаны с обозначением верующих как сынов света и дня, в противовес сынам ночи и тьмы (1Сол.5:5).
Как в обыденной жизни днём не принято ни спать, ни упиваться (1Сол.5:7), так и в жизни духовной ходящим во Свете принято бодрствовать и не упиваться соблазнами грехов.
По аналогии с физической трезвостью, подразумевающей свободу душевных и телесных сил от помрачения дурманом вина, духовное трезвение подразумевает свободу духовно-нравственных качеств от влияний греха и воздействий со стороны демонических сил (состояние обльщения, прелести также сопоставляется с опьянением; см. подробнее: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?).
Как в рамках обыденной, обывательской жизни не затуманенный алкоголем, способный к правильному осмыслению действительности рассудок именуется трезвым, так и в рамках духовной жизни трезвым может быть назван рассудок, способный к здравому осмыслению и оценкам в духовно-нравственном отношении.
Стало быть, трезвый рассудок подразумевает трезвенный контроль разума как над внешними факторами, так над внутренними движениями душевных и плотских начал (контроль над помыслами, мыслями, чувствами, движением воли, побуждениями плоти).
Духовное трезвение требует наличия таких христианских добродетелей как вера, надежда, любовь (1Фес.5:8). Оно осуществимо лишь при содействии благодати Христовой (Ин.15:5).
azbyka.ru
Рассудок — Викицитатник
Рассу́док — часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность,[1] распознавать в понятиях вещи и их отношения, а также классифицировать их по приципу тождества и различия. Этимологически восходит к глаголу рассуждать.
Важными характеристиками рассудка являются: строгое отделение понятий друг от друга, способность правильно классифицировать воспринимаемое, а также непротиворечиво систематизировать опыт и знание. Рассудок не следует путать с другими формами сознания — самосознанием, разумом и духом. Рассудок не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее. Рассудок считается обычным состоянием сознания и защитником здравого смысла.
Рассудок в философии и психологии[править]
Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие — дело рассудка, оживляемого чувством. <…> | |
— Иммануил Кант, 1780-е |
Рассудок может образоваться без сердца, а сердце — без рассудка; существуют односторонние безрассудные сердца и бессердечные умы. | |
— Георг Фридрих Гегель, 1800-е |
Животное есть некое частное, оно обладает своим инстинктом и отграниченными, непереступимыми средствами удовлетворения. Существуют насекомые, которые связаны с одним определенным растением, существуют другие животные, круг которых более обширен, которые могут жить в разных климатах, но всегда поприще их жизни ограничено по сравнению с поприщем жизни человека. Потребность в жилище и одежде, необходимость не оставлять больше пищу сырой, а делать ее соответственной себе и разрушать ее природную непосредственность приводит к тому, что человеку живется не так легко, как животному, да ему, как духу, и не должно так легко житься. Рассудок, который познает различия, вносит многообразие в эти потребности, а так как вкус и полезность делаются критериями оценки, то и сами потребности захватываются им. В конечном результате уже не потребность, а мнение должно быть удовлетворено, и разложение конкретного на его особенности именно и составляет черту культуры.[2] | |
— Георг Вильгельм Фридрих Гегель, «Философия права», 1820 |
Полнота и целость разума во всех его отправлениях требуют полноты в жизни; и там, где знание оторвалось от жизни, где общество, хранящее это знание, оторвалось от своей родной основы, там может развиваться и преобладать только рассудок — сила разлагающая, а не живительная, сила скудная потому, что она может только пользоваться данными, получаемыми ею извне, сила одинокая и разъединяющая. | |
— А. С. Хомякова, «О возможности русской художественной школы», 1847 |
Наше сознание вообще представляет собою сплошной мир фикций. Наши логические аксиомы так же призрачны, как и категории нашего рассудка. Так, например, знаменитый «закон противоречия» представляет собою чисто субъективное правило нашей мысли, которому мы не имеем права придавать объективного значения. Из того, что мы не можем одновременно утверждать и отрицать одного и того же, не следует, чтобы сущее не могло обладать противоречивыми свойствами. Закон противоречия не есть свойство сущего, а выражение нашей человеческой неспособности. | |
— Евгений Трубецкой, «Философия Ницше. Критический очерк», 1903 |
В русском языке для расчленения познавательной способности употребляются понятия: рассудок, ум, разум, мудрость. Эти понятия характеризуют различные стороны нашего познания. Остановимся прежде всего на двух первых. Рассудок есть познавательная способность ― единственная функция которого ― вывод, а назначение ― доказательство. Наибольшей силы и утонченности рассудок достигает там, где устанавливается связь конкретного явления с основным принципом (например, когда подводим движение неправильного тела к трем принципам Ньютона). Рассудок ручается только за правильность выведенного, а не за действительность его. Это ― способность формальная. Разрозненные выводы напоминают груду кирпичей, сложенных в здание. Способность, соединяющая выводы в одно целое, есть ум. Выбор материала для построения единого целого предполагает контроль над материалом, а этот последний зависит от личного почина. Влиянием личности окрашивается то или иное умствование. Положение ума соединяет множество рассудочных умозаключений, располагая их в систему контролирующего способностью ума.[3] | |
— Андрей Белый, «Критицизм и символизм», 1904 |
Если бы люди были вполне добродетельны, они никогда не отступали бы от истины. Истина вредна только тому, кто делает зло. Делающий добро любит истину. Рассудок часто делается рабом греха ― направляется на то, чтобы оправдывать его. Удивляешься иногда, зачем человек защищает такие страшные, неразумные положения: религиозные, политические, научные. Поищи, и ты найдешь, что он защищает свое положение.[4] | |
— Лев Толстой, «Закон насилия и закон любви», 1908 |
Душевное вырождение прежде всего выражается ослабленным развитием умственных способностей и усиленным развитием эмотивных, страстных и чувственных проявлений. У нормального человека рассудок преобладает над чувствами и эмоциями, почему воля такого человека является результатом воздействия ума, коему соподчиняется страсть. Первая степень дегенерации выражается в том, что действиями человека руководит не рассудок, а страсти, почему эти действия будут нелогичны, безрассудны, одиночны, бессистемны, нелепы, но могут быть и возвышенными и идеальными, добрыми и злыми, и возвышенными и низкими, и идеальными и чисто животными. Иногда у этих людей бывает патологическое уклонение в мыслительной области в форме частичного, одностороннего бреда преследования, ипохондрического, сутяжничества и проч. Вторая степень дегенерации будет выражаться в том, что умственная жизнь еще больше подавляется, а в эмотивной области замечается понижение и даже отсутствие чувствований и страстных побуждений возвышенных ― любви к Богу, родителям, детям, родственникам, человечеству, человеку, самопожертвования, сочувствия, сострадания и проч.[5] | |
— Павел Ковалевский, «Император Павел I», 1910 |
В онтологическом своем значении разум есть положительный Смысл бытия, его верховный центр, его источник и цель. Отрицание мирового смысла есть вместе с тем и отрицание разума. Когда разуму было придано исключительно гносеологическое или субъективно-психологическое значение, он потерял свой вселенский характер и превратился в разум малый, в человеческий рассудок. Между разумом вселенским и разумом человеческим произошел болезненный разрыв. Начало выветриваться всякое содержание из идеи разума, и теряется право оперировать с самим словом разум. Современная философия окончательно порвала с разумом и вряд ли имеет право ссылаться на неразумность чего-либо. | |
— Николай Бердяев, «Философия свободы», 1911 |
Всякое знание есть в этом смысле самосознание. Корни науки ― в Софии, в идеальном тождестве и самосознании мира, в идеальном его организме. Зеркальная теория науки закрывает глаза на то вещее и творческое, на тот анамнезис, который в действительности происходит и в науке, вопреки ее механическому мировоззрению, как и во всякой живой, следовательно, основанной на всеобщем тождестве и всеобщей связи вещей деятельности. Ведь рассудок (ratio), лишь констатирующий схемы вещей, их описывающий и в своей деятельности наиболее приближающийся к зеркальной пассивности, бесплоден. Он не родит научных идей, он только пользуется уже родившимися, регистрирует, проверяет, он ― бухгалтер мысли, но не ее творец. В действительности же творческие мысли, новые замыслы и в науке получаются не из бухгалтерской деятельности рассудка, они родятся, восходят в сознание из недр досознательного тождества, Софии. Они осеняют своих творцов, аналогично с тем, как вдохновение осеняет художника, они сами являются плодом некоторого вдохновения, эроса, а не бухгалтерского искусства, и, лишь родившись, они попадают в руки своей строгой няньки и взыскательного акушера. | |
— Сергей Булгаков. «Философия хозяйства» (мир как хозяйство), 1912 |
Рассудок в прозе[править]
— Да-с, но вот тут-то для меня и запятая! Господа, вы меня извините, что я зафилософствовался; тут сорок лет подполья! позвольте пофантазировать. Видите ли-с: рассудок, господа, есть вещь хорошая, это бесспорно, но рассудок есть только рассудок и удовлетворяет только рассудочной способности человека, а хотенье есть проявление всей жизни, то есть всей человеческой жизни, и с рассудком, и со всеми почесываниями. И хоть жизнь наша в этом проявлении выходит зачастую дрянцо, но все-таки жизнь, а не одно только извлечение квадратного корня. Ведь я, например, совершенно естественно хочу жить для того, чтоб удовлетворить всей моей способности жить, а не для того, чтоб удовлетворить одной только моей рассудочной способности, то есть какой-нибудь одной двадцатой доли всей моей способности жить. Что знает рассудок? Рассудок знает только то, что успел узнать (иного, пожалуй, и никогда не узнает; это хоть и не утешение, но отчего же этого и не высказать?), а натура человеческая действует вся целиком, всем, что в ней есть, сознательно и бессознательно, и хоть врет, да живет. | |
— Фёдор Достоевский, «Записки из подполья», 1864 |
Тут мне очень мутно бывает, искренно считаю себя конченным, тогда предаюсь кактусам и в этой обширной пустыне пребываю до восстановления рассудка. Тогда, бывало, приходил к И<лье> С<емёновичу>, садился, наливал рюмку-две (не больше) водки, ему и себе, и этак просиживал вечер с ним, молча.[6]:256 | |
— из письма Леонида Леонова — Максиму Горькому, Москва. 21 октября 1930 г. |
Рассудок в стихах[править]
Как это разуметь, что идол мог родить? | |
— Иван Хемницер, «Народ и идолы», 1782 |
«Не все то злато, что блестит», | |
— Иван Пнин, «Говорун», 1798 |
Однакож гордый мой рассудок |
ru.wikiquote.org
Что такое разум без рассудка и рассудок без разума???))) — 2 ответа
Без рассудка
Автор Ёинеглазка задал вопрос в разделе Организация быта
Как Вы считаете : Что такое разум без рассудка и рассудок без разума???))) и получил лучший ответ
Ответ от ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ[гуру]
ВО ПЕРВЫХ ДАДИМ ПОНЯТИЯ:
РАЗУМ — одна из форм сознания, способность комбинировать полученные знания и создавать новые знания
РАССУДОК — есть одна из форм сознания, мыслящее сознание. Рассудок выражает себя в категориях и соотносительных понятиях как внутреннее-внешнее, явление-сущность, конечное-бесконечное и т. д
ладно постараюсь привести пример- разум без рассудка: допустим человек облодающий высоким разумом потерял рассудок, — тоесть учёный но псих, знает много а применить толком неможет ведь рассудок это средство для управления разума и его цэленаправленности.
рассудок без разума: вот сидит человек с сильной волей рассудок некогда не теряет не психует, рассуждает мыслит вроде хорошо а уровень знаний маленький или память плохая))))))))))
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как Вы считаете : Что такое разум без рассудка и рассудок без разума???)))
Ответ от Балясина[эксперт]
первое это компьютер чистой воды, второе глупость!
Ответ от Надя Денисова[гуру]
А такое бывает? По-моему наличие разума предполагает наличие рассудка и соответственно наоборот))
Ответ от Алиса .[гуру]
Рассудок-это способность к рассуждению, способность анализировать действительность.
Разум-от слова разуметь, понимать-это более глубокое и объективное понимание этого мира.
Рассудок без разума (горе от ума) -человек имеет способность к анализу фактов, но не обладает мудростью, как с этим жить.
Разум без рассудка-тут под словом рассудок подразумевается отношение к материальным ценностям, как у большинства-человек в силу более глубокого ощущения мира не понятен для окружающих, он живет в мире других ценностей.
Ответ от Ђатьяна Селянина (Поплевко)[гуру]
Не бывает одного без другого….
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
Рассудок на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Рассудок
Республиканская гвардия ДНР на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Республиканская гвардия ДНР
Ответить на вопрос:
2oa.ru
РАССУДОК — это… Что такое РАССУДОК?
РАССУДОК — – психическая деятельность, дающая материал для разума путем образования понятий, суждений, путем умозаключений (см. ИНТЕЛЛЕКТ). Рассудок является «мыслящей душой», способностью мыслить предметы и их связи посредством понятий (Вундт). Он… … Философская энциклопедия
рассудок — См. ум не имеющий здравого рассудка… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рассудок разум, ум, интеллект; сметка, умственные способности, мыслительные способности, разумность … Словарь синонимов
рассудок — (рассудок и разум) в философско психологической традиции два типа работы логического мышления. Рассудок, будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо… … Большая психологическая энциклопедия
РАССУДОК — РАССУДОК, дка, муж. 1. Способность к мыслительной деятельности, к осмыслению чего н. Деятельность рассудка. Лишиться рассудка (сойти с ума). 2. Здравый смысл, разумность. С рассудком поступать. Голос рассудка (разумная мысль). | прил. рассудочный … Толковый словарь Ожегова
РАССУДОК — англ. reason; нем. Vernunft. 1. Способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определенную систему. 2. Здравый смысл. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
рассудок — РАССУДОК тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения предмета мышлением. Выступая как необходимое условие работы мышления, его нормативного характера … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Рассудок — Рассудок ♦ Entendement Скромный и трудолюбивый разум, отвергающий как искушения интуиции и диалектики, так и соблазны абсолюта, тем самым определяя собственные средства познания. Способность к пониманию в ее конечной и определенной форме;… … Философский словарь Спонвиля
Рассудок — Кантианство … Википедия
рассудок — ▲ способность психики ↑ в отношении, мышление рассудок способность к мышлению; способность к логической деятельности; решение утилитарных задач, понимание окружающей обстановки; рассудок имеют все высокоорганизованные животные; способность к… … Идеографический словарь русского языка
РАССУДОК — разум, способность к познанию. Отличается от суждения, применяющего абстрактные знания рассудка к конкретным жизненным ситуациям. Картезианские философы противопоставляют рассудок (способность к познанию) воле (способности судить и действовать).… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
dic.academic.ru
Разум и рассудок — это… Что такое Разум и рассудок?
Рассудок и разум — в тесном смысле — два вида мыслительной деятельности человека, различие и взаимное отношение которых понималось неодинаково в тех или других философских учениях.
Разум — высшая форма деятельности, по сравнению с рассудком(Бруно, Шеллинг) и др. Рассудок является мыслящей душой, способностью мыслить предметы и их связи посредством понятий (Вундт), он представляет собой способность образования понятий, суждений и правил (Кант).
Рассудочная деятельность связана со строгим оперированием понятиями, классификацией фактов и явлений, систематизации знаний, при этом разум выступает как синтезирующая творческая деятельность, раскрывающая сущность действительности, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем. Разум может объединить противоположности, которые рассудок развёл в стороны. Таким образом, рассудок даёт возможность рассуждать, а разум — открывать и целеполагать.[1] В то время как рассудок исключает иррациональные процессы духа, разум может творчески включать их через сознание противоречия самого мышления. [2]
Этимология понятий
Существенное различие двух рассматриваемых понятий видно уже из того, что разумение бывает и без рассуждения; можно прямо воспринимать смысл чего-нибудь, (интуитивное восприятие). О поэтическом произведении, сочиненном по рассудку, говорятся только в смысле порицания, как и о научном трактате, внушенном фантазией.
С другой стороны, несомненно, что можно рассуждать без разумения. Вообще мы рассуждаем о каком-нибудь предмете для того, чтобы уразуметь его истинный смысл; следовательно, такое разумение, как действительное состояние мысли, является лишь в конце, а не в начале рассуждения. Различается, таким образом, двоякое разумение:
- интуитивное (присущее непосредственному сознанию и возвышаемое поэтическим и всяким другим вдохновением), не основанное на рассуждении, но могущее, а для полноты и ясности долженствующее им сопровождаться
- и разумение дискурсивное, добываемое посредством рассуждения.
Нормальный мыслительный процесс исходит, таким образом, из данного в той или другой форме (во всяком случае — в форме человеческого слова) прямого разумения, где некоторое мысленное содержание берётся в своей слитности, — проходит затем через рассуждение, то есть намеренное разделение и противопоставление мысленных элементов, и приходит к их сознательному и отчетливому соединению, или внутреннему сложению (синтезу).
Отношение разума и рассудка в философских учениях
Отношение рассуждения к разумению всего точнее и полнее представлено в философии Гегеля, тогда как у Канта оно затемнено его односторонним субъективизмом и разными искусственными построениями, а у Шеллинга недостаточно выяснено и оценено значение рассудочной стороны мышления. Шопенгауэр придаёт терминам Vernunft и Verstand значение обратное общепринятому.
Примечания
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru