Запорожец, Александр Владимирович — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Александр Владимирович Запорожец | |
---|---|
Дата рождения | 30 августа (12 сентября) 1905 |
Место рождения | |
Дата смерти | 7 октября 1981(1981-10-07) (76 лет) |
Место смерти | |
Страна | |
Научная сфера | психология, педагогика |
Место работы | НИИ ОПП АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания АПН СССР |
Альма-матер | 2-й МГУ |
Учёная степень | доктор педагогических наук |
Учёное звание | профессор, член-корреспондент АПН РСФСР, академик АПН СССР |
Научный руководитель | Л. С. Выготский |
Известные ученики |
Д. М. Арановская-Дубовис, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. А. Катаева-Венгер, |
Известен как | психолог и педагог |
Награды и премии |
Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (12 сентября (30 августа) 1905 (1905-08-30), Киев, Российская империя — 7 октября 1981, Москва) — советский психолог, доктор педагогических наук (1958), профессор (1960), действительный член АПН СССР (1968; член-корреспондент АПН РСФСР с 1959).
Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925—1930).
В 1929—1931 гг. сотрудник Академии коммунистического воспитания.
В 1920—1930-е годы входил в состав мифологической пятёрки московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).
С 1931 года в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 года — доцент, с 1938 года — заведующий кафедрой психологии Харьковского педагогического института.
В 1941—1943 годах работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область).
В 1943—1960 годах — доцент, профессор кафедры психологии МГУ; в 1944—1960 годах — заведующий лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 года — директор НИИ дошкольного воспитания.
В 1965—1967 годах — академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968—1981 годах — член Президиума АПН СССР.
Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.
- Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
- Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
- Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960
- Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. — 1963. — № 5
- Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986
ru.wikipedia.org
Запорожец, Александр Владимирович — Психологос
Александр Владимирович Запорожец (30.8(12.9).1905, Киев, — 7.10.1981, Москва) — психолог, действительный член АПН СССР (1968), д-р пед. наук (1959), проф. (1960).
Биография
Научная деятельность
Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребенка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.
Основные публикации
- См. Запорожец А.В. @ ipsy.org.ru
- Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. (1941). Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток мiркування у дитини молодшого вiку // Науковi Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
- Леонтьев А. Н., & Запорожец А.В. (1945). Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
- Запорожец А.В. (1960). Развитие произвольных движений, М., 1960
- Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., Гальперин П.Я. (1963). Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопр. психол.- 1963. — № 5
- Запорожец, А. В. (1986). Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986
www.psychologos.ru
Запорожец, Александр Владимирович — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец
Биография
Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925—1930).
В 1929—1931 гг. сотрудник Академии коммунистического воспитания.
В 1920—1930-е годы входил в состав мифологической пятёрки московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).
С 1931 года в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 года — доцент, с 1938 года — заведующий кафедрой психологии Харьковского педагогического института.
В 1941—1943 годах работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область).
В 1943—1960 годах — доцент, профессор кафедры психологии МГУ; в 1944—1960 годах — заведующий лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 года — директор НИИ дошкольного воспитания.
В 1965—1967 годах — академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968—1981 годах — член Президиума АПН СССР.
Научная деятельность
Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.
Библиография (основное)
- Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
- Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
- Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960
- Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. — 1963. — № 5
- Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986
Примечания
Литература
Ссылки
wikipedia.green
Александр Владимирович Запорожец — биография, личная жизнь
Биография
Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925—1930). В 1929-31 гг. сотрудник АКВ им. Н. К. Крупской. В 1920-30е гг. входил в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). С 1931 г. в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 г. — доцент, с 1938 г. — зав. кафедрой психологии Харьковского педагогического ин-та. В 1941-43 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Ин-те психологии (Свердловская обл.). В 1943-60 гг. — доцент, проф. кафедры психологии МГУ; в 1944-60 гг. зав. лаб. психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 г. директор НИИ дошкольного воспитания. В 1965-67 гг. академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968—1981 гг. член Президиума АПН СССР.
Научная деятельность
Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребенка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.
Основные публикации
- Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. (1941). Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
- Леонтьев А. Н., & Запорожец А. В. (1945). Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
- Запорожец А. В. (1960). Развитие произвольных движений, М., 1960
- Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. (1963). Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопр. психол.- 1963. — № 5
- Запорожец, А. В. (1986). Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986
Публикации об А. В. Запорожце
biofolio.org
Запорожец, Александр Владимирович — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (12 сентября (30 августа) 1905 (1905-08-30), Киев, Российская империя — 7 октября 1981, Москва) — советский психолог, действительный член АПН СССР (1968), доктор педагогических наук (1959), профессор (1960).
Биография
Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925—1930).
В 1929—1931 гг. сотрудник Академии коммунистического воспитания.
В 1920—1930-е годы входил в состав мифологической пятёрки московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).
С 1931 года в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 года — доцент, с 1938 года — заведующий кафедрой психологии Харьковского педагогического института.
В 1941—1943 годах работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область).
В 1943—1960 годах — доцент, профессор кафедры психологии МГУ; в 1944—1960 годах — заведующий лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 года — директор НИИ дошкольного воспитания.
В 1965—1967 годах — академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968—1981 годах — член Президиума АПН СССР.
Видео по теме
Научная деятельность
Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.
Библиография (основное)
- Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
- Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
- Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960
- Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. — 1963. — № 5
- Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986
Примечания
Литература
Ссылки
wiki2.red
Запорожец, Александр Владимирович — Википедия. Что такое Запорожец, Александр Владимирович
Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (12 сентября (30 августа) 1905 (1905-08-30), Киев, Российская империя — 7 октября 1981, Москва) — советский психолог, действительный член АПН СССР (1968), доктор педагогических наук (1959), профессор (1960).
Биография
Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925—1930).
В 1929—1931 гг. сотрудник Академии коммунистического воспитания.
В 1920—1930-е годы входил в состав мифологической пятёрки московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).
С 1931 года в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 года — доцент, с 1938 года — заведующий кафедрой психологии Харьковского педагогического института.
В 1941—1943 годах работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область).
В 1943—1960 годах — доцент, профессор кафедры психологии МГУ; в 1944—1960 годах — заведующий лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 года — директор НИИ дошкольного воспитания.
В 1965—1967 годах — академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968—1981 годах — член Президиума АПН СССР.
Научная деятельность
Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.
Библиография (основное)
- Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
- Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
- Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960
- Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. — 1963. — № 5
- Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986
Примечания
Литература
Ссылки
wiki.sc
Запорожец, Александр Владимирович — это… Что такое Запорожец, Александр Владимирович?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Запорожец.Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (12 сентября (30 августа) 1905(19050830), Киев, Российская империя — 7 октября 1981, Москва) — психолог, действительный член АПН СССР (1968), д-р пед. наук (1959), проф. (1960).
Биография
Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925—1930). В 1929—1931 гг. сотрудник Академии коммунистического воспитания. В 1920—1930-е годы входил в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). С 1931 года в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 года — доцент, с 1938 года — заведующий кафедрой психологии Харьковского педагогического института. В 1941—1943 годах работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область). В 1943—1960 годах — доцент, проф. кафедры психологии МГУ; в 1944—1960 годах — заведующий лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 года — директор НИИ дошкольного воспитания. В 1965—1967 годах — академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968—1981 годах — член Президиума АПН СССР.
Научная деятельность
Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.
Библиография (основное)
- Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
- Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
- Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960
- Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. — 1963. — № 5
- Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986
Литература
- Венгер Л. А. А. В. Запорожец и его вклад в советскую психологию. Вопросы психологии, 1985. № 4. C. 121—125
- Дубовис Д. М., Хоменко К. Е. Вопросы художественного восприятия в трудах А. В. Запорожца (К 80-летию со дня рождения) (idem). — Вопросы психологии, 1985. № 5. С. 117—123
- Арановская-Дубовис, Д. М., Заика, Е. В. Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника. Вопросы психологии, 1995. № 5. С. 87-99
- Зинченко, В. П. Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца) 1995
- Титова Н. И. Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца 2001
- Международная конференция «Наука о детстве и современное образование», посвященная 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца, 6-8 декабря 2005 г.
- Кудрявцев, В. Т. А. В. Запорожец: от идеи самоценности детства — к принципам самодетерминации и амплификации детского развития (idem) 2005
- Зинченко, В. П. Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): doc/zip
dic.academic.ru