16 перечислите средства нравственного воспитания дошкольников – . , — .

Средствами нравственного воспитания являются сказки и игры

Нравственное воспитание является важнейшей задачей социализации детей, во время данного процесса они приобщаются к моральным ценностям общества. По мере роста малыша происходит формирование их взглядов, убеждений, они овладевают правилами поведения в конкретном коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, с собой, с природой. В нашей статье мы расскажем о том, какие методы помогут воспитать личность с набором нравственных качеств.

Нравственное воспитание — это воспитания хорошего, отзывчивого, доброго человека

Задачи нравственного воспитания детей

Что же является основой нравственного воспитания ребенка? Прежде всего это такие качества, как человечность, чуткость не только к окружающим людям, но и природе, животным, отзывчивость. Многие недоумевают, как же в наш скоростной век, когда родители все время заняты, развить чуткого и доброго дитя.

Оказывается, что ничего нового придумывать не нужно, следует ориентироваться на психологические потребности крохи и, опираясь на эталоны нравственного характера, производить формирование здоровой личности.

О важности нравственного воспитания в современное время

Итак, какие же основные задачи нравственного воспитания?

  • Прежде всего это: знакомство с нормами поведения, принятыми в данном обществе.
  • Развитие чувственности.
  • Развитие убежденности.
  • Работа над умением следовать нормам поведения.
Методы нравственного воспитания — перечень

Данные задачи можно легко решить, опираясь на внутреннюю психологическую потребность детей, как источник развития. Прежде всего это:

  • Игра.
  • Общение.
  • Познание.

Исходя из психологических состояний дошкольников, формирование нужных качеств может происходить, опираясь на такие методы, как: сюжетно-ролевая игра, чтение художественной литературы, совместный просмотр и обсуждение мультфильмов, беседа.

Сказка, как средство воспитания нравственности

Один из путей достижения нравственного развития дошкольников проходит через прочтение художественной литературы, особенно хороши для этих целей сказки. Именно сказка идет по жизни с малышом, начиная с периода младенчества. В сказке он начинает знакомиться с отношениями героев, которые переносятся затем на взаимоотношения ребенка с родственниками. Сказки являются средствами формирования личности, с индивидуальными понятиями о добре и зле. Они учатся строит речь, понимать переживания героя, учатся снимать тревогу.

Совет: подбирать сказки нужно исходя из возраста малыша, таким образом, чтобы они развивали его чувства, а не рассудок, для этого, как нельзя лучше, подойдут волшебные сказки, которые имеют незамысловатый сюжет.

Добрый сказки — мощный метод нравственного воспитания

Основная задача родителей во время нравственного развития основывается на правильном подборе сказок, которые должны оказывать лишь положительное влияние на эмоции малыша. Сказка должна воспитывать уверенность в своих силах. Для детей младшего возраста помогут для формирования справедливости, и взаимовыручки, такие сказки, как:

  1. Заюшкина избушка.
  2. Волк и семеро козлят.
  3. Лисичка со скалочкой.
  4. Кот, петух и лиса.
  5. Заяц-хваста.
Заюшкина изба — очень добрая сказка

Помогут разобрать категории добра и зла произведения, в которых добро побеждает зло, говорящие о том, что зло всегда наказуемо, это прежде всего:

  1. Заюшкина избушка.
  2. Красная шапочка.
  3. Зимовье.

Средствами формирования нравственного воспитания дошкольников выступают сказки, причем они не дают конкретных наставлений, типа: «слушайся родителей», в их сюжете содержится урок, который во время прочтения родители должны обсуждать с детьми.

Кадр из чудесного советсткого фильма «Морозко»

Слушаться родителей учат такие сказки, как:

  1. Снегурочка.
  2. Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
  3. Гуси-лебеди.

Говорят о трудолюбии:

  1. Крошечка-хаврошечка.
  2. Царевна лягушка.
  3. Мороз Иванович.
  4. Морозко.

Видео. Мультфильм «Крошечка-Хаврошечка»

Совет: даже, если ребенок читает самостоятельно, прочитанная взрослым вслух сказка воспринимается по–другому. Совместные чтения сближают душой взрослых и детей.

Сюжетно-ролевая игра, как формирование нравственности

Средствами формирования нравственности часто выступает игра, которая лежит в основе психологических потребностей дошкольников. Именно в игре ребята отражают различные события и общественные взгляды на них. Поэтому принято основой воспитания нравственности считать сюжетно-ролевую игру, в которой они учатся преодолевать трудности, сдерживать свои эмоции, общаться со взрослыми и ровесниками.

Ролевая игра «Я повар»

Для малышей трудовая деятельность, проведенная совместно с родителями, проходит в качестве игры. Когда малыш лепит с мамой пирожки или забивает с папой гвоздь, то он учится взаимопомощи, доверию, сотрудничеству.

Во время игры малышу нужно давать самостоятельно выбирать сюжет, если взрослый насильственно станет корректировать деятельность, менять правила, то он таким образом погасит интерес и радость.

Варианты ролевых игр для домашнего пользования

Если для младших детей требуется обязательное участие взрослых в игре, то для дошкольников это не обязательно. Они могут выбирать сюжет, устанавливать правила, распределять участников. Но это не значит, что нужно все оставлять на произвол. Взрослому нужно контролировать игровую деятельность и, при необходимости, корректно ее направлять. Средствами формирования нравственности выступают следующие игры:

  • Семья, где взрослые могут играть роль детей, а дети – роль взрослых. Кстати, в данной игре родители могут узнать что-то новое о своих взаимоотношениях с детьми.
  • Сделай комплимент. Можно придумать волшебный стульчик, на который садится один из членов семьи и называть хорошие качества данного человека, исходя из букв имени. Например, Ваня: В – вежливый, А — артистичный, Н — находчивый и т.д.
  • Больница, в которой дети учатся не бояться врачей и общаться в новой обстановке.
  • Чудо-дерево. Можно украсить веточку чудесными листьями, взятыми из корзиночки. На листочках можно написать добрые дела членов семьи или пожелания, или комплименты. В итоге сухое дерево повеселело и зазеленело, как и жизнь семьи, где все становятся ближе друг к другу.

Совместный просмотр мультфильма

К сожаления дети проводят много времени за просмотром мультфильмов, которые считаются основой нравственного воспитания. Герои мультиков носят образцы поведения: они говорят о добре и зле, жадности и щедрости, о помощи и вреде. Именно такие противоположности качеств считаются средствами для распознавания образцов необходимого поведения.

Мультфильм про Чебурашку — один из лучших в мировой культуре

Очень часто герои мультфильмов несут однозначную оценку, которая соответствует эмоциям конкретного возраста. Мультфильмы должны показывать перевес эмоциональной окраски над рациональной сущностью. Мультфильмы – это довольно действенные способы, помогающие формировать нравственные качества, благодаря своей зрелищности.

Важно! Добрый мультфильм, просмотренный своевременно, является прекрасным средством развития нравственной личности.

Именно поэтому ведется много споров по поводу вреда зарубежных мультиков на несформированную психику дошкольников, так как они имеют элементы насилия, агрессии, нежелательных черт поведения. Особенно данная проблема актуальна в дошкольный возраст, поскольку дети склонны к подражательству. Именно поэтому родителям необходимо обращать внимание на то, что смотрит их чадо.

Следует выбирать такие мультфильмы, в которых зло наказуемо, где перевоспитываются плохие черты, добро награждается, где отрицательные черты преподносятся с юмористической точки зрения, а главные герои имеют отрицательные черты только лишь по такой причине, что с ними никто не дружит.

Совместный просмотр мультфильмов позволяет ориентироваться в интересах детей

Среди мультфильмов, который учат дружбе, нравственности лежат такие, как:

  1. Малыш и Карлсон.
  2. Чебурашка и крокодил Гена.
  3. Цветик-семицветик.
  4. Простоквашино.
  5. Кот Леопольд.

При правильном подходе мультфильм должен быть основой развития нравственности дошкольников, ведь довольно-таки наглядны те уроки, которые преподносит экран. Однако, воспитывать малыша должен не экран, а взрослый, сидящий рядом, а мультик должен быть лишь воспитательским инструментом, таким как книги и игрушки.

Роль семьи в воспитании нравственных качеств ребенка

В основе нравственного воспитания дошкольников лежит семья, никакие корректирующие методы не помогут в формировании гармоничной личности малыша при отсутствии личного примера нравственности дома. Только в семье ребенок получает действительный опыт, а детский сад способен лишь оказать методы незначительной коррекции.

Нравственное воспитание в семье — условия

Ребенок копирует поведение родителей, словно через призму родительских взглядов он сморит на внешний мир.

Личные примеры, как методы формирования нравственности

Главные методы домашнего развития личности – это личный пример родителей. Иногда существует мнение, что и в благополучных семьях может вырасти неблагополучный ребенок. Конечно, на формирование детской психики оказывают влияние многие факторы, но все-таки главный из них – это родительский пример.

Личный пример выражается в ежедневном поведении взрослых. Детки реагируют не на «нотации», а на то, что они видят, если родители используют в речи уменьшительно-ласкательные слова, то и малыши в своей речи также будут использовать данные выражения.

Когда кроха слышит ненормативную лексику, то он во время ролевых игр будет ее использовать.

Методы родительского воспитания основаны на высказывание личностного отношения к происходящим событиям. Например, папа с сынишкой идут, а им встречается компания, которая курит и пьет пиво. В данном случае воспитательным моментом послужит негативное отношение, высказанное вслух, без лишних эмоций.

Личный пример родителей формирует поведение детей

Также способом формирования нужных качеств будет соответствие родительских слов по отношению к делу. Если взрослые что-то требуют от детей, то они должны прежде всего выполнять это требование сами.

Например, выдвигая требование убирать свои вещи на места, необходимо прежде всего следить за порядком в своих вещах. Если ребенка учат говорить только правду, а мама, не желая общаться с соседкой, просит сказать мужу, что ее нет дома. Естественно таким образом происходит неосознаваемое приучение детей говорить неправду.

Когда ребенок чувствует любовь родителей, то он растет более уверенной личностью, поэтому очень важна в доме благоприятная атмосфера, мягкий голос, добродушный тон. Когда у малыша проскальзывают нарушения в поведении, то следует посмотреть на свои поступки, особенности, потому что дети впитывают только то, что видят. Если взрослые, окружающие кроху, постоянно напряжены и встревожены, то и малыш соответствующе будет воспринимать свое окружение.

Имеются разные методы регулирования нравственности детей, но тем не менее, лишь опыт, полученный в семье, стает основой будущей личности ребенка.

Видео. Социально-моральное и нравственное воспитание детей — беседа с психологом

detki.guru

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Ключевые слова:нравственное воспитание, дети дошкольного возраста, составляющие, принципы, средства и методы нравственного воспитания.

 

Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.). Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям» [3].

В условиях обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» [12]. Образовательная программа детского сада должна способствовать «морально-нравственному развитию личности ребенка» [12].

Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии ребенка К. Д. Ушинский, по убеждению которого, «воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума» [11, с. 63]. По мнению В. А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы «нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка и превратились в нормы и правила поведения» [10, с. 114]. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование гуманизма, гражданственности, ответственности, трудолюбия, благородства и умения управлять собой.

Современные педагоги (О. С. Богданова, Н. А. Ветлугина, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковский и др.) отмечают, что значение нравственного воспитания в условиях детского сада состоит в «формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников» [1, с. 10].

Раскроем смысл понятия «нравственное воспитание» через понятия, его составляющие: «воспитание» и «нравственность».

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 № 273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей» [4]. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, воспитание — это «навыки поведения общественной жизни (социальной, нравственной, профессиональной), привитые семьёй, школой, средой» [7, с. 85].

И. Ф. Свадковский утверждает, что «нравственность — это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами» [9, с. 36]. Нравственность не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

М. Ф. Харламов под нравственным воспитанием понимает «сознательное и систематическое культивирование в подрастающем человеке общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нравственным нормам и воплощать их в практической деятельности» [13, с. 346]. Результатом нравственного воспитания, — добавляет Ю. К. Бабанский, — является «формирование нравственно цельной личности в единстве ее нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения» [8, с. 259].

И. Ф. Мулько отмечает, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста «эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали и учету возрастных и индивидуальных особенностей детей» [6, с. 18].

Обобщая все выше приведенные определения, можно выделить основные составляющие, входящие в состав нравственного воспитания дошкольников. Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение.

О. С. Богданова и Л. И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений

дошкольников — это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка. Эти авторы формулируют педагогическое правило: «нравственные представления формируются в его сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми» [1, с. 20]. Эта последовательность выражена цепочкой следующих действий: выдвижение образца нравственного поведения → действие ребенка по образцу → повторение образца → выработка стереотипа, при котором ребенок ощущает социальную значимость нравственного поступка → возникновение у ребенка потребности опираться на данный стереотип в сходных ситуациях» [1, с. 21].

Х. Штольц и Р. Рудольф указывают, что овладение нравственными представлениями — это длительный и сложный процесс. «Расширение жизненного опыта ребенка приводит, с одной стороны, к углублению и дифференцировке нравственных представлений, с другой — к их обобщению, приближению к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим, о любви к родине и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую функцию в поведении детей, их взаимоотношениях к окружающими людьми» [14, с.15].

По мнению И. Ф. Свадковского, нравственные чувства — это «эмоциональные ощущения, переживания, возникающие у ребенка в процессе реальных нравственных отношений и взаимодействий. Эти чувства формируются у ребенка дошкольного возраста в результате развития представлений о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания нравственной основы социальных норм» [9, с. 39].

Воспитание нравственного поведения дошкольников, по мнению О. С. Богдановой и Л. И. Катаевой, — это формирование «механизма перевода нравственных поступков в нравственные привычки, в результате чего ребенок усваивает нравственные ценности и нормы поведения и у него вырабатывается потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения» [1, с. 23].

Знание этих трех составляющих нравственного воспитания помогает определиться в том, что именно необходимо воспитывать в ребенке, чтобы он стал по-настоящему нравственным человеком. Все составляющие нравственного воспитания взаимосвязаны между собой. Они же дают возможность сформулировать цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которая состоит в том, чтобы сформировать у каждого ребенка нравственные представления, чувства и поведение.

Н. А. Ветлугиной, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковским определены следующиепринципы (т. е. основополагающие положения, идеи) нравственного воспитания дошкольников: воспитание в детском коллективе; уважение к личности воспитанника; учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка; целостность, непрерывность и преемственность процесса формирования нравственной направленности личности.

Основные направления нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада выделены в работах Н. А. Ветлугиной и И. Ф. Свадковского. Главное направление нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста — общение со взрослыми и сверстниками, которое направлено на «развитие нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности» [2, с. 8]. Второе направление — «формирование у ребенка нравственных потребностей в общении, в труде, в освоении культурных ценностей и т. д». [9, с. 41]. Третье направление — формирование нравственных чувств. Для этого необходимо включать дошкольника в «ситуации, которые требуют от ребенка соучастия, сопереживания и обогащают чувства ребенка нравственным содержанием» [2, с. 12]. Четвертое направление — «соподчинение мотивов поведения, ориентированное на развитие у ребенка осознанного умения руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности» [9, с. 42]. Умение сознательно управлять своими чувствами представляет для дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателей, педагогов, родителей.

Нравственное воспитание дошкольников в условиях детского сада осуществляется с помощью определенных средств, среди которых Н. А. Ветлугина выделяет следующие 4 группы [2].

1.         Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. — способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых ребенком.

2.         Природа, которая способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их и т. д.

3.         Собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность и т. д.) способствует осознанию и формированию нравственных взаимоотношений в совместной деятельности детей и взрослых и самих детей. Особое место в этом процессе принадлежит играм — сюжетно-ролевым, традиционным народным, театрализованным и др.

4.         Окружающая обстановка — социальная среда (семья, близкие взрослые, друзья, сверстники и др.) влияет на ценностные ориентации ребенка и активизирует механизм нравственною воспитания.

Методы нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада — это конкретные способы достижения цели нравственного воспитания. С. А. Козлова объединяет их в три группы: 1) методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручения, требования, ситуации нравственного выбора; 2) методы формирования нравственных чувств и поступков: этические беседы, объяснение, увещевание, внушение, просьба, личный пример; 3) методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение [5, с. 26]. Все эти методы нравственного применяются в комплексе, во взаимосвязи.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является этическая беседа. Содержание этических бесед составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. В ходе этих бесед воспитатель или сами дети дают характеристику фактам и поступкам нравственного характера. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения» [1, с. 53].

Исходя из положительного опыта моей собственной педагогической работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, рекомендуется использовать комплекс следующих мероприятий:

1.         Мероприятия, посвященные русской природе и малой родине (своему городу).

2.         Мероприятия, знакомящие детей с шедеврами русской живописи и музыки.

3.         Мероприятия, раскрывающие особенности русского народного декоративно-прикладного искусства.

4.         Мероприятия, связанные с русскими народными традиционными праздниками, обычаями.

5.         Чтение и обсуждение литературных произведений, авторы которых знакомят детей с нравственными нормами, общечеловеческими ценностями (добро, красота, дружба, совесть, ответственность, долг и т. д.).

Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается в двух аспектах: 1) это процесс формирования нравственно-духовных социальных отношений и личностных качеств, позволяющих осуществлять эти отношения; 2) целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных представлений, обогащения их нравственных чувств, привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Эффективность нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Результат нравственного воспитания дошкольников — нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения.

 

Литература:

 

1.         Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.

2.         Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. — М.: Айрис-Пресс, 2011. — 204 с

3.         Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. — 2009. — № 17 // URL: www.vestnik.edu.ru/proect.html

4.         Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 № 3266–1 (ред. от 29.12.2013 № 273) // URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.htm

5.         Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25–27.

6.         Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 96 с.

7.         Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. — 826 с.

8.         Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 2012. — 479 с.

9.         Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. — М.: Академия, 2011. — 144 с.

10.     Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М.: Академия, 2014. — 362 с.

11.     Ушинский К. Д. Избранное. — М.: Владос, 2009. — 465 с.

12.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

13.     Харламов М. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 2011. — 519 с.

14.     Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? — М.: Мозаика-Синтез, 2003. — 195 с.

moluch.ru

Статья на тему: Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»

Доклад

« Формы, методы и средства воспитания                        духовно-нравственных

ценностей у детей дошкольного возраста»

        Подготовила воспитатель

                                                                                   1 квалификационной категории

                                                                                    Филоненко Ольга Витальевна

                                       Усть-Ишим 2018 год.

Уважаемые коллеги свой доклад я хочу начать высказыванием священника Александра Ельчанинова.

«Почему так важны впечатления детства?? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего возраста?

В детстве сила доверия , простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окомененности.

Это именно та почва в которой посеянное даёт урожай в 30; 60; 100 крат.

Потом когда уже окаменеет очерствеет душа, воспринятое в детстве снова может очистить, спасти человека. Воспитав человека интеллектуально-не воспитав его нравственно-значит вырастить угрозу для общества»

Одна из важнейших проблем воспитания ,над которой бились и бьются поколения педагогов- это проблема духовного и нравственного становления личности.

Очень важно сегодня создавать среду. В которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять современной среде. Которая калечит души наших детей.

На мой взгляд актуальность духовно нравственного воспитания связана по крайней мере в следующем:

-Наше современное общество нуждается в подготовке высоконравственных образованных людей обладающими не только глубокими знаниями но и прекрасными чертами личности.

-В нашем современном мире на неокрепшую душу ребёнка  на ещё формирующуюся сферу нравственности обрушиваются источники сильного воздействия как позитивного так и негативного характера.

-Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость вырастить в душах детей таких общечеловеческих ценностей как: Истина-Добро-Красота—Вера-Надежда-Любовь.

Эмоциональное развитие ребёнка-дошкольника является важным этапом духовно-нравственного воспитания. Для ребёнка способного понять чувства и эмоции другого человека, такие понятия как дружба, справедливость, сострадание ,.доброта-не являются пустым звуком. Усваивая язык эмоций и чувств  ребёнок овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи словесных и несловесных средств. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, учится пользоваться своими чувствами осознанно.

Нравственное воспитание не должно строиться на основе заучивания и отработкой привычек поведения. Нравственные ценности ребёнок может постичь только на основе личных эмоциональных переживаний путём своих проб и ошибок в реальной жизни .

Влияние личности педагога на ребёнка является одним из условий для нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Воспитатель должен придерживаться следующих принципов:

-Нравственный пример воспитателя

-Социально педагогическое партнёрство

-Индивидуально-личностное развитие

-Уважение к Отечественной истории и  родному языку

Теперь давайте разберём методы — приёмы  и средства духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

  1. Духовно-образовательное направление(занятия, чтение детям, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей)
  2. Воспитательно-оздоровительное направление(праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы)
  3. Культурно-познавательное направление(концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, участие в православных праздниках)
  4. Нравственно-трудовое направление(труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр)

Для успешной работы в данном направлении используются разные методы:

Наглядный, словесный, и практический.

Наглядный метод используется во время(Чтение воспитателем устного народного творчества; наблюдений; показа сказок и других произведений как педагогом так и детьми; рассматривание книжных иллюстраций; проведении дидактических игр; целевых прогулок экскурсий)

Словесные методы наиболее эффективные в процессе:

(рассказ воспитателя; чтение произведения воспитателем; заучивание потешек, песен, пословиц, поговорок; бесед с элементами диалога; загадывание загадок; рассматривание наглядного материала; разбор житейских ситуаций; проведение конкурсов, утренников)

Очень важное значение имеет практический метод который используется когда необходимо:

(изготовить с детьми наглядные пособия; провести различные виды игр инсценировок; изготовить поделки на выставку; организовать постановку сказки; )

Хочу отметить что в методике используются разнообразные формы с детьми:

Это(занятия, чтение произведений, беседы, игры, проведение совместных праздников, экскурсии, тематические вечера, организация выставок, постановка сказок духовно-нравственного содержания)

В работе с родителями можно выделить следующие формы:

(собрания на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики, открытые показы НОД, вечера вопросов и ответов, проведение совместных мероприятий, индивидуальные и групповые консультации)

Так же используем наглядные виды работ с родителями такие как:

(информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки передвижки, привлечение родителей к проведению открытых занятий и утренников, выставки совместного творчества детей и родителей)

Доведение до сознания родителей духовно-нравственного воспитания даёт заметные положительные результаты.

Из всего выше сказанного я могу сделать следующий вывод:

-Для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную жизнедеятельность дошкольников; использование многообразных форм и методов приобщение дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в основании основ народной педагогики.

А закончить свой доклад я хочу такими словами: Если каждый воспитатель будет верить в это сам и убедит своих воспитанников в правильности этого утверждения, то каждое его занятие превратиться в праздник и для детей и для самого воспитателя.То что мы получили в наследство от наших предков , мы должны, обогатив и приумножив, передать в дар нашим потомкам. В этом заключается духовно-нравственное воспитание.

 

        

nsportal.ru

Нравственное воспитание дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Борзиева З. М. Нравственное воспитание дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 312-314. — URL https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 20.11.2019).



В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников. Рассматриваются направления и средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личности.

Ключевые слова: дошкольный возраст, нравственное воспитание, направления и средства нравственного воспитания.

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие.

Нравственность подразумевает под собой понятия и суждения, отражающие сущность нравственных явлений, дающих возможность детям осознать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Определяющим критерием нравственного развития являются поступки и действия, соответствующие нормам морали и общества.

Основой нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность, уважение, долг, гуманизм, трудолюбие.

С развитием общества появляются новые ценностные ориентации и принципы, нормы морали и привычки поведения. Это интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, патриотизм, гражданский долг, требовательность к себе, заинтересованность в событиях, происходящих в обществе, милосердие.

Нравственное развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, однако основы закладываются в детстве. Первые навыки нравственного воспитания дети получают в семье под влиянием жизненного опыта, этических норм, принятых в семье и посильного труда. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста необходимо уделять первостепенное внимание формированию нравственных чувств и качеств. Важную роль играет эмоциональная отзывчивость детей, которая формируется к 5 годам. На этом этапе воспитания происходит развитие чувства любви к родным и близким. Необходимо воспитывать у детей навыки бытового общения, семейного труда, взаимопомощи. Так дети признают авторитет взрослых и выполняют их требования беспрекословно. На основе этого происходит формирование уважения к старшим и послушания как черт поведения.

Для формирования у детей гуманного отношения к сверстникам воспитатель должен решать задачи становления и развития дружеских отношений. Необходимо развивать у дошкольников такие качества, как взаимопонимание, уважение чужих интересов, готовность прийти на помощь и т. д.

Для развития чувства любви к природе, к родному городу, а в дальнейшем и к стране воспитателю необходимо создать условия, которые вызовут у ребенка эти чувства и переживания. Например, проводить этические беседы, экскурсии, показывать различные произведения искусства, проводить мероприятия, посвященные природе истории страны.

Нравственно воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Художественные средства (литература, искусство, кино, музыка и т. д.) — оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей;
  2. Природа как средство, вызывающее гуманное отношение к другим людям, чувства сострадания, сопереживания и заботы — воздействует на сферу личности детей многогранно и является одним из самых средств воспитания морали;
  3. Средства собственной деятельности детей (игра, обучение, общение, труд) — способствуют развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса;
  4. Окружающая обстановка, социум (семья, близкие, друзья, товарищи и др.) — влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка

Эффективность нравственного воспитания зависит от правильного выбора средств, в соответствии с целью и задачей воспитания, возрастными особенностями детей, уровня их развития.

Итак, нравственное воспитание детей — одна из основных задач общества. Ребенок живет в обществе и на него воздействуют как положительные, так и отрицательные факторы окружающей среды. Для того, чтобы уберечь его от негативных воздействий необходимо заложить в него основы высокой морали, культуры поведения и основы уважительного отношения к окружающим его людям. Необходимо воспитать из него человека с твердыми убеждениями и жизненными взглядами. Воспитывать и формировать миропонимание подрастающего ребенка необходимо на ранних этапах его развития, когда жизненный опыт только начинает накапливаться.

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 1983. — 248 с.
  2. Логинова В. И., Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Изд-во Просвещение, 1983 г.
  3. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для высш. учеб. заведений: В2 кн. /И. П. Подласый — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, норма морали, дошкольный возраст, средство, ребенок, развитие чувства любви, воспитание детей, дальнейшее развитие личности, жизненный опыт.

moluch.ru

Материал по теме: Нравственное воспитание дошкольников


Общая характеристика нравственного воспитания детей дошкольного возраста





В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Необходимо формировать у них такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.



Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.



Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.



В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных



чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.



В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.



Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей.



В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Необходимо воспитывать у детей осознанное поведение, подчиненное нормам морали, на конкретных примерах разъяснять, как следует поступать. Например: «Заботливые дети — это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть». Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими.



Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда



 дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневой жизни в обществе сверстников.



К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде советских людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делиться игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т. д.), об уважительном отношении ко взрослым.



Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам.



В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие мотивы поведения, которые бы побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким). Формирование мотивов поведения связано с организацией разнообразной деятельности детей, общения их между собой, со взрослыми.



Даже в каждодневных обычных ситуациях взрослый всегда воспитывает, причем его воздействие носит многосторонний характер. Например, обучая ребенка раздеваться после прогулки, учит его умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирует бережное отношение к вещам, аккуратность,



целенаправленность действий, а также внимание к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.



В старших группах становятся более разнообразными поступки, отражающие усвоение детьми моральных норм поведения. Особое значение он придает культуре общения и взаимоотношений детей в коллективе, воспитывая у них навыки вежливого обращения друг к другу, умения выслушать сверстника, не спорить, а возразить в тактичной форме, не перебивать друг друга и т. д., формирует у детей умение проявить такт и уважение в разговоре со взрослым, оказать ему внимание.



Можно быть более требовательным в оценке, сдержаннее пользоваться поощрением, чаще прибегая к рассуждениям типа: «Старшие дети и должны правильно поступать. Этому вы уже научились, и стыдно заставлять взрослого снова напоминать о правилах, которые вам давно известны». Взрослый выражает и недовольство отдельными детьми, осуждает их отрицательные поступки. Порицание, замечание, звучащие в его оценках, служат детям предупреждением, запрещением повторения подобных поступков. Поэтому так важно, чтобы педагог выражал уверенность, что отрицательный поступок случаен, что он не будет повторен провинившимся. При таком подходе гораздо легче избежать случаев негативизма, упрямства, неподчинения разумному требованию. Кроме того, необходимо помнить о том, что, осуждая поступок, взрослый не должен осуждать самого ребенка.













        





Роль семьи в нравственном воспитании детей







Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.





Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.





Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.



Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.





Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.





Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.





Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.





Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.















Известные деятели педагогики



о роли нравственного воспитания в развитии личности





 



«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней»



философ Сенека





«Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает»



народное изречение





«Только нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям»



педагог- демократ Генрих Песталоцци





«Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность»



немецкий педагог Иоган Гербарт





«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»



 Л.Н. Толстой





«Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…»



К.Д.Ушинский





«Целью воспитания должно быть воспитание нравственного человека»



К.Д. Ушинский,



Если педагоги- классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.


nsportal.ru

Материал на тему: «Приемы и методы нравственного воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей

«Приемы и методы нравственного воспитания дошкольников»

Воспитание нравственности — каждодневное, прозаическое дело, обыденность. Нет готовых рецептов ни на один случай, ни на одно неожиданное обстоятельство. Иногда ни одну ситуацию, ни один факт нельзя оставить без внимания, потому что они всегда касаются основ нравственных понятий. Воспитывает воздух, которым дети дышат. Там, где проводят запрограммированные «мероприятия», не может быть настоящего воспитания, ибо это убивает живую душу педагогики…

Впервые пришли в группу двадцать малышей. Настороженные, смотрят исподлобья. Они многое еще не умеют, многого не знают, для них широкое общение с миром начинается в детском саду. И воспитатель для них — вторая мама, рядом с ней по-домашнему тепло, в трудную минуту она приласкает, успокоит, защитит, во всем разберется по-справедливому, по закону совести. Воспитатель все знает, все умеет, всему научит, он творец детской радости, с ним интересно. И вот надо начинать с организации быта ребят, учить каждого жить в коллективе, учить всему доброму и хорошему, быть чутким и внимательным друг к другу.

Так в повседневности складывается коллектив, постепенно в словарь ребят входят слова «наша группа», «наши игрушки», появляются маленькие, но общие интересы.

Воспитание повседневностью — сложное дело. Оно требует от педагога смотреть, на каждую мелочь с высоты большой педагогической мысли.

Обычный день в детском саду. Дежурный по группе, накрывая на стол выбрал для себя самую красивую чашку, положил на свою тарелку приглянувшийся кусок пирога…

Можно, конечно, не заметить в этом поступке ничего особенного всего лишь детская непосредственность. А если вдуматься поглубже? Не проявление ли это эгоизма, за которым прослеживается и другое — отсутствие чувства коллективности, неумение чувствовать себя одним из многих равных?

С решения маленькой и конкретной задачи — научить ребенка отказаться от облюбованной игрушки или лакомого куска: «я хочу, но нельзя, сначала — всем ребятам, а потом себе» — с этого начинается воспитание чувства доброты, коллективизма — и долго перед другим.

Мы часто говорим, что дети наши умные, развитые, но редко можно услышать: «Витя — добрый мальчик, душевный, внимательный к товарищу». Добрый ребенок не рождается сам собой, его надо воспитывать и в семье, и в детском салу, воспитывать так, чтобы он мог чувствовать сердцем другого человека: «Ты не один на свете, и твой долг помогать тем, кто возле тебя, заботиться о них!».

Для такого педагогического воздействия на детей жизнь предоставляет множество ситуаций. И тут не всегда нужна прямолинейность, есть обходные пути, при которых ребенок сам решает, как ему поступить и в таких случаях «воспитательное воздействие» становится наглядным уроком и стимулом морального становления ребенка.

И Оксана, и Сережа уцепились за руль велосипеда, и каждый упрямо тянет его к себе. Еще минута, и неизбежно вспыхнет ссора или драка. Как тут поступить по справедливости? Можно так: потребовать, чтобы один уступил другому — сначала покаталась Оксана, а потом — Сережа. Здесь все просто: воспитательница приказывает, дети подчиняются. А можно и иначе, чтобы мальчик добровольно уступил девочке.

— А ну-ка, не тяните велосипед, а то никому не достанется. Скажите, кто из вас сильнее? «Сильнее я», — отвечает Оксана. «Нет, я, — кричит Сережа, — ведь я и ростом выше».

 — А я не верю, Сережа, что ты сильней Оксаны. И знаешь почему? Ведь сильный всегда уступает тем, кто послабее, всегда заступиться за них. А ты как поступаешь?

Мальчик не ожидал такого поворота. Смущенный, он долго молчит, потом, махнув рукой, говорит: «Ладно, уж, пусть катается первой», хотя на лице его явное недовольство.

— Молодец, Сережа. Теперь я вижу, что ты действительно большой, сильный и добрый. Сильные — всегда добрые и отзывчивые, и быть добрым — великое счастье.

Сереже очень приятно, что эти слова слышала вся группа, и он теперь чувствует себя покровителем слабых.

Как это правильно — думать уже сейчас о воспитании в мальчишках будущих мужчин, чтобы они выросли благородными, сильными духом людьми, с уважением относились к матери, женщине, сверстницам. Заступиться за младшего, за обиженную девочку, без слез перенести боль синяка, первому съехать со «страшной» горки или перепрыгнуть через ручей, уступить дорогу взрослому — все это надо внушать в самом раннем возрасте.

До чего же удивительна профессия воспитателя! Она как бы принадлежит двум мирам — наивному, теплому миру детей и сложному миру взрослых. Для ребят многие категории оценок непостижимы. У них свой, особый взгляд на мир и вещи. И через сложный лабиринт бытия осторожно, но уверенно ведет воспитатель маленького человека, чтобы в его душу и сердце входили чувства доброты и человечности, умение видеть прекрасное.

Получил на праздничном утреннике подарок — принеси домой и угости всех. Делись с товарищем любым лакомством, игрушками — человек с добрым сердцем всегда найдет друга, который поможет в трудную минуту. На занятиях в группе, рассказывая ребятам о героях Великой Отечественной войны, о поколении космонавтов, мы стремимся внушить каждому ребенку мысль: расти и ты настоящим человеком нашей страны. Воспитание добрых чувств неразрывно связано с красотой, и не что иное, как сама природа, дает богатейшие возможности для формирования личности ребенка.

Во время прогулок на садовом участке воспитатель учит детей бережно относиться к природе, учит наблюдать, тонко подмечать, как красив закат солнца, как нежно зеленеют полянки весной или искрится на солнце всеми цветами радуги снег.

И если ребенок с любовью выхаживает каждый цветок на своей клумбе, лечит и кормит голубя с перебитой ногой, такой ребенок, взрослея, не будет ломать деревьев или стрелять из рогатки в кошек.

А приобщение к прекрасному на открытых занятиях по пейзажным картинам великих художников с чтением стихов Пушкина и слушанием музыки Чайковского, Рахманинова разве не делает каждого ребенка счастливее, внутренне чище, добрее!

Что же самое главное в работе воспитателя?

Знание и конечно, труд, и еще раз труд. И терпение. Уметь видеть себя глазами детей, уметь говорить с ними так, чтобы было понятно им. И еще справедливость — всегда и во всем. Маленькие очень чутки к несправедливости.

Много зависит от установившегося тона взаимоотношений. Например, как делать замечания? Можно по-разному в общей форме, задевая самолюбие, или в доброжелательной, рождающей в ребенке чувство стыда за неправильный поступок, В одном случае это вызывает в детской душе протест, в другом — желание следовать советам старшего. Стандарта тут быть не может, требуется строго индивидуальный подход, сочетающий ласку сердечную и строгость мудрую; когда быть доброй, снисходительной или требовательной, суровой или ласковой.

Воспитатель непрерывно влияет на детей: словом, жестом, даже молчанием, И когда выговаривает одному или хвалит другого, и когда мастерит, рисует, играет с детьми, когда разговаривает с мамами и бабушками в присутствии ребенка. Задумываемся ли мы, насколько это значительно для него?

Человек начинается с детства, вернее, человек начинается с семьи. Это первичное звено, где ребенок получает начальный урок добра и зла, от отца и матери наследует нрав, вкус, навыки, мир увлечений и любовь к ближним, к своему дому, улице, городу, к своей Родине. Добрые чувства передаются не нравоучением, а жизненным примером родителей, линией их поведения, всей атмосферой семьи. Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей. Пример взрослых, их поступки, суждения, взгляды имеют решающее значение для формирования личности маленького человека. Трудно привить чувство добра, если ребенок не видит согласия в семье.

Литература:

  1. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств.- Москва, 1984 г.
  2. Дошкольная педагогика. / Под ред. В, И. Ядешко; Ф. А. Сохина. «Просвещение» — Москва, 1978 г.
  3. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой: изд. 2 — е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978 г.

nsportal.ru

Консультация на тему: Методы нравственного воспитания

Методы нравственного воспитания дошкольников.

Методы воспитания — это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

Воспитание детей требует комплекса различных методов. В дошкольной педагогике принята такая классификация методов нравственного воспитания детей:

— методы формирования навыков и привычек поведения;

— методы Формирования нравственных представлений, суждений, сценок;

— методы коррекции поведения.

  1.  Методы формирования навыков и привычек поведения. 

Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения.

Сюда относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т.п.). К этому они приучаются с помощью упражнений. предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях).

Метод поручения дает наибольший эффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.

Большое значение имеет метод целенаправленного наблюдения. организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.

Очень важен метод организации воспитателем и родителем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и правил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.

2. Методы Формирования нравственных представлений, суждений. оценок включают:

  • беседы на этические темы,
  • чтение художественной литературы,
  • рассказ,
  • рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов;
  • метод убеждения .

Эти методы широко используются как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.

3. Методы коррекции поведения .

 Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы — вспомогательные. Это методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.

Поощрение (воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.

Поощряя, нужно учитывать следующие педагогические требования :

1, Поощрять нужно своевременно и умело.

2, Поощрение предусматривает конкретные определения, например: «добрый», «вежливый» и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.

3. Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.

4. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей.

6. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные осооенности.

Наказание нельзя рассматривать как обязательней метод воздействия, В воспитании дошкольников можно обойтись без наказаний при условии индивидуальным особенностям, при такой организации педагогического процесса, когда все дети заняты содержательной нравственно направленной деятельность». Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки.

Наказание может осуществляться в следующих формах: замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников.

Требования к использованию наказаний:

1. Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок,

2. Наказание не является обязательным методом воспитания.

3. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности.

4. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену.

5. Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий.

6. Наказание базируется на уважении к личности ребенка.

7. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *