Гендерные Отношения в Современном Обществе
Если взять за основу разъяснение понятия «гендер» в словарях, которое толкуется как «социальный пол», то само выражение «гендерные отношения» можно рассматривать как социальные отношения членов общества, принадлежащих к разным биологическим полам. Главным в социальных взаимодействиях являются психические особенности личности, поведенческие свойства индивидуума.
То есть, говоря простым человеческим языком, можно сказать, что гендерные отношения – это несексуальные отношения между представителями мужского и представительницами женского пола в самом широком смысле этого слова.
В новых анекдотах, в различных юморесках и иронических монологах, звучащих повсеместно со сцен и телеэкранов, муссируется вопрос «женской логики» и «мужской логики». Эти два понятия противопоставляются, как бы сражаются между собой. Хотя понятие «логика» тут совсем не к месту. Таким образом высмеиваются стереотипы гендерного поведения.
Гендерные отношения обуславливаются не биологическим полом, а социальным положением человека, его образованием, его материальным положением, его местом проживания. Например, никого не удивляет тот факт, что у пожилого бизнесмена появляется молоденькая жена или любовница, которая не работает, не учится, ничего не делает по дому, зато постоянно получает дорогие украшения и посещает рестораны. Такое распределение ролей в этой категории нашего общества является почти нормой. Однако будет наивным предполагать, что в обычной деревенской семье женщина будет в будний день расхаживать в шикарном дорогом наряде, спать до обеда и нанимать для уборки в доме домработницу. Здесь совсем другие понятия о распределении гендерных ролей в жизни.
В древнем мире распределение гендерных ролей в обществе играло немаловажную роль, ведь это помогало людям выживать. Мужчине надлежала роль повелителя, а женщине следовало подчинять во всем свою волю его желаниям. Он — был защитником, кормильцем и покровителем, Она — беззащитной, зависимой и послушной рабой. В противовес понятию «пола», современное слово «гендер» полностью уравнивает женщину с мужчиной во всех сферах жизни, позволяя учитывать и изучать ее гендерные психологические особенности, но не позволяя унижать подозрением в «слабости» женского пола.
Несмотря на то, что женщины давно перебороли основные обусловленные полом внутренние и внешние поведенческие роли и стали вести себя более свободно в обществе, занимаясь не только домашними делами, но и реализуя себя в качестве успешных профессионалов, очевидным остается явное сохранение стереотипа о более сильной (умной и успешной) маскулинной природе и слабой (ущербной) феминной, отраженного в языке. Обратите внимание, ведь слова «профессионал» или, к примеру, «библиотекарь»- мужского рода, а попытка назвать женщину «профессионалом» («библиотекарем») звучит как способ ее «маскулинизировать», придать ей мужские черты. В то же время если преобразовать слово грамматически и добавить к его корню суффикс и окончание женского рода «профессионалка» или «библиотекарша» — слово прозвучит оскорблением. С этим явлением уже давно борются на Западе, внося необходимые изменения в грамматику. К примеру в немецком языке все слова относящиеся к названиям профессий имеют форму и мужского рода, и женского в обязательном порядке.
Человек допустивший грамматическую ошибку и употребивший в отношении женщины форму слова с окончанием мужского рода, рискует попасть под подозрение, как сексист, женоненавистник. Невинный (на взгляд среднестатистического жителя России) промах в поведении европейца может повлечь серьезные последствия. Ненавязчивое предложение обратиться за помощью к психоаналитику будет самым мягким из имеющихся в арсенале средств пресечения такого антиобщественного поведения. Это результат борьбы европейцев за гендерное равноправие и способ профилактики проявлений насилия в отношении женщин.
В то же время для любого европейца очевидно невежество большинства наших граждан в вопросах гендерной психологии и равноправия полов. Пренебрегая законом о равноправии мужчин и женщин, «глава семьи» в России зачастую считает нормой поведения оскорблять, унижать свою «вторую половину». Нередко в таких семьях имеет место и рукоприкладство, даже членовредительство. Ужасно даже не то, что это явление существет, а то, с каким равнодушием общество к нему относится.
Однако именно устоявшиеся гендерные стереотипы заставляют наших граждан не замечать и то, что насилию зачастую подвергаются в семье мужчины со стороны своих жен. С рождения мальчикам внушают, что девочек нельзя обижать — ведь они слабые. Такие гендерные отношения в семье приводят к тому, что вырастая и попадая «под каблук» подруги жизни, некоторые мужчины порой получают прилюдно оплеухи и оскорбления, не имея возможности (прежде всего — психологической) защитить себя.
В Америке существуют совершенно противоположные проблемы в гендерных отношениях. Известное повсеместно течение феминисток требует полнейшего равноправия. И поводом подачи заявления в суд может стать то, что мужчина пропускает даму вперёд в транспорте или раскрывает перед ней дверь.
Таким образом, понятие «гендерные отношения» относится к социальной сфере взаимодействия биологических полов, а возникающие в ней проблемы изучает гендерная психология.
Гендер, секс и феминизм: взгляд социолога • Arzamas
Анна Тёмкина — о том, как изучать неравенство между мужчинами и женщинами
Разговор Кирилл Головастиков, Ирина Калитеевская, Анна Тёмкина
Анна Тёмкина — доктор философии (Университет Хельсинки), профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Автор книги «12 лекций по гендерной социологии» (в соавторстве с Еленой Здравомысловой).
— Что такое гендер с точки зрения социолога?
— Чтобы ответить на вопрос, нужно рассказать, как формировалось представление о гендере, гендерных различиях. Социологическую постановку проблемы половых различий можно отнести к 1950-м годам, когда крупнейший американский социолог Толкотт Парсонс впервые сформулировал, что половые роли мужчин и женщин подчиняются определенным социальным ожиданиям и формируются в процессе социализации, а не буквальным образом вытекают из биологии.
Но главный толчок к современному представлению о гендере дало женское движение (вторая волна феминизма) в западных обществах в 1970–80-е годы, которое переработало и критически объединило много разрозненных социальных теорий. Например, на идею гендера (гендерных различий) сильно повлиял марксизм: оказались важны представления об эксплуатации и неравенстве в интерпретации положения женщин. С другой стороны, повлиял психоанализ — например, идея о том, что усвоение образцов женственности и мужественности и их неравенство происходит в процессе раннего психосексуального развития через отношения с матерью и с отцом, то есть через определенного рода культурные и символические структуры, а не возникает буквально из биологии. Важными являются антропологические исследования Маргарет Мид, показывающие различия половых ролей в разных культурах. К моменту возникновения второй волны феминизма существовали и собственно феминистские теории — например, экзистенциальный феминизм Симоны де Бовуар и представления об инаковости женщин. И разумеется, были важны либеральные идеи — прежде всего права человека и равенство всех перед законом.
Все эти теории получают спрос в 1970-е годы в контексте женского движения, когда у активисток и социологов возникает много вопросов: что такое женщина, чем она отличается от мужчины, откуда взялось неравенство и что с ним делать — словом, какой диагноз неравенства и социальных проблем и каковы рецепты их преодоления.
И постепенно в социальных науках начинает использоваться термин «гендер», который отделяется от термина «пол»: в интерпретациях 1980-х годов пол — это биологические, анатомические, генетические характеристики человека, а гендер — это социальные и культурные характеристики. Происходит признание того, что одному и тому же биологическому полу могут приписываться разные социальные и культурные характеристики в разных обществах, социальных и культурных контекстах. Несколько позднее в фокус гендерной социологии попадают социальные взаимодействия, в которых производится гендер (теория социального конструирования гендера), а затем — производство гендера в условиях структурных ограничений.
— Есть ли у гендерного подхода своя специфика в социологии?
— Да. Во-первых, в гендерной социологии и в гендерных исследованиях в целом есть тематики, которыми социология до этого не занималась. Например, насилие в семье, принятие решения об аборте, использование контрацепции и обсуждение этого с партнером, забота о детях и пожилых людях, переживания женщинами беременности, родов или рака молочной железы и т. п. Важной тематикой стал и баланс ролей — то, как женщины сочетают домашние и профессиональные роли, каковы различия в разных социальных группах и проч. Все это тематики сенситивные — чувствительные, многие из них болезненные, они затрагивают экзистенциальный уровень человеческого существования. Их трудно исследовать статистически, они уникальны.
Поэтому (и это вторая особенность) широкое распространение в гендерной социологии получают качественные методы — как направленные на изучение уникальных явлений в особенных контекстах. В последнее время используются и количественные методы. Они, в частности, необходимы феминистским исследователям, которые считают, что их результаты могут помочь изменить положение угнетенных групп. Следовательно, им нужна статистика, которая показывает, как мужчины и женщины представлены на разных уровнях власти, в разных экономических областях, какие у них разницы зарплат и так далее.
Очень важно и то, что благодаря качественным методам — третья особенность — в нашем распоряжении оказывается опыт из первых рук. Гендерным исследователям важно услышать те голоса, которые раньше не были слышны, — потому что эти проблемы не замечались, считались индивидуальными, а не социальными: например, семейное насилие или переживание аборта, опыт женщин-мигранток или сексуальных меньшинств. Практики невидимых групп становятся предметом исследования. В результате не только социологи получают новое знание, но и социальные группы могут, обретая данное знание, расширить диапазон своих возможностей.
Гендерных социологов интересуют различного рода социальные барьеры — ограничения, правила, нехватка ресурсов. В ранних гендерных исследованиях шла речь о патриархате — об общем структурном препятствии для карьеры женщин в политике, экономике, в отраслях, где сосредоточены максимальные ресурсы. Эти препятствия множественные. Они могут быть связаны с гендерными стереотипами и социализацией («не женское это дело»), с нехваткой ресурсов для получения образования и географической мобильности, с семейными обязанностями. Например, женщина начинает делать карьеру, а когда у нее рождается ребенок (средний возраст сейчас около 25 лет, в крупных городах выше), она уходит в долгий отпуск по уходу за ним. Если она хочет выйти на работу (или вернуться к своим проектам), может возникнуть еще один барьер — нехватка средств на оплату помощников по уходу, недостаток качественных детских садов. И она находится дома до того момента, пока ребенку не исполнится три года. Потом у нее рождается второй ребенок — то есть при наличии и выполнении желаемой нормы детности (двое детей) женщина не работает лет пять-шесть. Или совмещает эти роли с большим напряжением. И хотя никто ее специально не дискриминировал, к 30–35 годам она уже значительно отстала в своей карьере и, соответственно, заработке.
Еще один принцип феминистского гендерного исследования, четвертый, — принцип рефлексивности. Мы как социологи должны быть чувствительны по отношению к тем людям, которых исследуем. Кстати, феминистское направление избегает слова «объект»: когда мы работаем с людьми, они такие же субъекты, как и мы. Соответственно, нужна постоянная рефлексия об отношениях между исследователем и тем, о ком исследование проводится, о том, как складываются эти отношения, как исследование может повлиять на жизнь женщин и мужчин.
Гендерные исследования сильно изменили социологию в целом — появились новые темы. Например, социология эмоций, социология заботы, исследования домашнего труда. Изучение гендера заметно повлияло на социологию сексуальности, социологию тела. Я уж не говорю о таких традиционных направлениях, как социология семьи, которая не может быть гендерно нечувствительной.
— Чем социология гендера отличается от социологии сексуальности?
— Cоциология сексуальности формировалась в своей собственной логике. Ее всегда интересовали отличия мужского и женского, но ей всегда было трудно абстрагироваться от психо- и анатомо-физиологических свойств человека. Довольно долго она имела тенденцию к эссенциализму — то есть к объяснению различий мужской и женской сексуальности природными причинами.
Для гендерных исследователей гораздо более значимым является, во-первых, социальное конструирование отношений, в том числе в сфере сексуальности, во-вторых, структурная система неравенства и отношений власти.
Важно то, что гендерные отношения — это всегда отношения власти, хотя и необязательно власти мужчины над женщиной: такие трактовки уже немного устарели. И, соответственно, интерес исследователя обращен на неравенство, на структурные барьеры, на нехватку ресурсов, на навязывание жестких норм поведения и женщинам, и мужчинам.
— Что значит, что гендерные отношения — это отношения власти?
— Это довольно очевидно для всех, кто занимается гендерными исследованиями, и часто довольно сложно для тех, кто не занимается. Попробую пояснить это от противного, через два распространенных модуса возражений.
Первый — общелиберальный модус возражения: мужчины и женщины равны, в нашей Конституции это записано, никакая формальная дискриминация в обществе недопустима. А если женщины не представлены на высшем политическом уровне или на наиболее высокооплачиваемых позициях, если их зарплаты статистически меньше, чем у мужчин, то это не вопрос власти. Женщины могут всего этого достичь, это даже приветствуется, весь репертуар возможностей им открыт. Но если этого не происходит, то потому, что женщины сами этого не хотят, у них другое природное предназначение и жизненные цели. Для либералов гендерные исследования зачастую оказываются «лишними» и «избыточными»: если структурное неравенство и власть не признаются, то непонятно, почему существует проблема и в чем состоит предмет исследования.
Второй модус — широко распространенный в современной России — консервативный. В нем говорится что-то близкое: у женщин другое природное предназначение. Но, в отличие от либерального модуса, здесь возникает сомнение в том, что женщинам нужны такие же права, как у мужчин. Утверждается, что женщины должны заниматься семьей, их зарплата вполне может быть меньшей, потому что основной добытчик — мужчина; женщины могут работать, но в той степени, в которой это не мешает воспитанию детей, обеспечению домашнего хозяйства и заботе о муже. Если женщины занимают равные с мужчинами позиции в обществе, то это ведет к определенной деградации, потому что женщины утрачивают свое природное предназначение, они перестают в надлежащей степени лично заботиться о детях и домохозяйстве. В данном модусе очень подозрительно относятся к гендерным исследованиям: они, с точки зрения консерваторов, способствуют разрушению традиционной семьи, продвижению гомосексуальности в обществе, подрыву моральных устоев и национальных ценностей.
Однако в гендерных исследованиях считается, что дискурс об ином женском природном предназначении — это один из важнейших механизмов производства неравенства и власти.
Драка на кулаках. Австралия, 1925 год © New South Wales State LibraryДругой пример — гегемонная маскулинность, термин, который возник в гендерной социологии. Это некий образец, который в данном конкретном обществе считается правильным и привлекательным для мужчин: например, это белый гетеросексуальный образованный мужчина среднего класса, у него есть профессия или должность, которая обспечивает его деньгами и престижным потреблением. Этот идеальный образец связан с наличием больших ресурсов, а большое количество ресурсов является основанием для власти, поэтому на них ориентируется большинство. По отношению к данному образцу многие другие мужчины оказываются маргинализированными: они могут быть бедными, больными, старыми, гомосексуалами, мигрантами, принадлежать к другой расе или к другой культуре — они все будут находиться в иерархических властных отношениях с гегемонной маскулинностью, доминирующей и диктующей «правильные» образцы поведения мужчин. При этом гегемонная маскулинность в социальной иерархии находится выше, чем любой тип женственности. Это еще одна интерпретация конструкций власти.
— Вы говорили о политике высокого уровня и высокооплачиваемых постах. Но как быть в случае с более бытовыми темами, отношениями внутри семьи например, в них тоже выстраиваются отношения власти? Можно ли изучать их с точки зрения гендера и не искать власть?
— Я говорила о том, как мыслятся гендерные отношения, но это не означает, что исследования всегда посвящены механизмам власти, у них могут быть другие задачи, однако они все-таки могут показать власть. Например, магистрантка Катя Иванова под моим руководством в ЕУСПб проводила исследование отношений разведенных мужчин к бывшим семьям, и ее изначальная задача была проанализировать стратегии выплаты алиментов. Но один из результатов был такой: после развода в конечном счете именно мужчины управляют экономическими отношениями со своей бывшей семьей — и женщины только в очень маленькой степени могут на это влиять. Например, мужчина хорошо обеспечен, но выплачивает только формальные алименты — долю от официальной зарплаты. В таком случае мужчина действует по закону, к нему не может быть претензий, но эти суммы очень незначительные, и никакой реальной помощи собственному ребенку он не оказывает. Другая стратегия: супруги договариваются о том, что отец выплачивает существенную сумму и реально помогает семье. Но делает он это только до тех пор, пока жена соблюдает правила, которые он ей предлагает: например, как он будет взаимодействовать с ребенком. Если она начнет этому препятствовать, он легко может снизить размер неформально обговоренной суммы до формальных алиментов. То есть власть, несмотря на развод, остается на его стороне, он управляет материальными отношениями с бывшей семьей.
Или, например, я в 2000-е годы занималась исследованием использования контрацепции современной российской молодежью. Молодые люди очень хорошо понимают риски, которые связаны с неиспользованием контрацепции. Но для многих легитимным аргументом против использования презервативов было то, что они понижают чувствительность у мужчины. И женщина идет на риск. Это тоже отношения власти, хотя более «переговорные».
— Большинство ученых говорят, что не дают оценку тому, что наблюдают. Но, учитывая всю описанную выше специфику, значит ли это, что вы как гендерный социолог даете оценку?
— Это очень сложный вопрос. От личных оценок я стараюсь воздерживаться — очень надеюсь, что у меня это получается. Но я не знаю, является ли обнаружение неравенства обязательно оценочным — и да, и нет. Есть направление исследований, которое тесно связано с социальным активизмом, оно считает, что если неравенство найдено, его нужно преодолеть или хотя бы попытаться. Я себя не отношу к данному направлению, я не настолько наивна, чтобы полагать, что вскрытые тенденции легко изменить. Моя задача — их обнаружить.
— То есть возможно такое неравенство, которое можно вскрыть, но при этом оставить?
— Его можно вскрыть — но возможно, что с ним абсолютно ничего нельзя сделать. Сколько есть исследований, например, коррупции — а она, коррупция, их даже не замечает. С другой стороны, некоторые феминистские исследователи полагают, что само обнаружение социальных проблем уже может быть изменением положения людей, к которым эта проблема относится. Например, наличие сексуальных домогательств в отношении женщин (или мужчин) или семейное насилие. Или жизнь с раком молочной железы. Обнаружение данных трендов может что-то изменить. Однако я скорее полагаю, что само по себе исследование ничего не изменяет: люди ведут себя определенным образом независимо от того, исследовали мы их или нет.
Но бывает, что нашими исследованиями интересуются журналисты, активисты или — изредка — политические деятели. Они могут что-то менять. Иногда наши студенты уже активисты — и они заранее ставят себе задачей сделать такое исследование, которое потом позволит что-то изменить в устройстве общества. Окей, говорю я им, это прекрасно, но это потом; моя задача, пока они осуществляют исследование, научить, как его проводить, отделяя от активизма.
— Есть ли знак равенства между гендерной социологией и феминистской?
— Если отвечать коротко, то да. Они вместе формировались, гендерная социология феминистски чувствительна, мне трудно представить себе гендерную социологию, которая не понимает основ феминизма. Но гендерная социология совсем необязательно ставит себе феминистские задачи — выявить структуры неравенства, изменить их. Если она их и ставит, то скорее в порядке исключения. Особенно у нас — в европейском контексте практически любая социология будет критической наукой. В европейских университетах трудно найти женщин, равнодушных к феминизму. А у нашей социологии поначалу было к нему очень настороженное отношение: в 1990-е годы он казался чем-то непонятным, чем-то из другого контекста, актуального для нас. Существовало предположение о том, что гендерным исследованиям необязательно быть феминистскими — вряд ли они будут патриархальными, конечно, но и феминистскими быть не обязаны.
Участница демонстрации в поддержку репродуктивных прав. Голландия, 1981 год © Nationaal ArchiefНо в последние несколько лет гендерная социология в России почти вся стала феминистской, и произошло это во многом благодаря консервативному повороту. Прошла мода на гендерную тематику, когда консервативный дискурс объяснил всем, что гендер разрушает семью, гетеросексуальность, нацию. Поэтому стало невозможным удержаться на неопределенной позиции — вроде бы и гендерная социология, но не признающая феминизм, власть, неравенство, дискриминацию. Ну, конечно, и накопление знаний за это время произошло, и новое поколение выросло, критически относящееся к патриархату и интересующееся самыми современными научными трендами и теориями.
— Кажется, что сейчас гендерная и феминистская тематика вызывает бешеный интерес. Прежде всего это видно по социальным сетям: обсуждение гендерного неравенства — это всегда скандал. С чем вы это связываете?
— Я не очень вижу бешеный интерес, если честно. Хотя, конечно, консерваторы очень много сделали для того, чтобы усилился интерес к гендерной тематике и у молодого феминистского поколения, и у публики, спасибо им за это. Я не слежу за скандалами в социальных сетях, они мне интересны только с одной точки зрения — как симптом формирования новых трендов, например общественного движения, феминистских инициатив. Общественные движения развиваются, если есть конфликт. Если есть движение — есть и контрдвижение, это всегда конфликт.
Конечно, тематика чувствительна, эмоционально окрашена, касается каждого. В соцсетях в обсуждении гендерного неравенства активно принимают участие и те, кто почти не информирован, они бесконечно повторяют в разных вариациях тезис о том, что мужчина должен быть мужчиной, женщина должна быть женщиной и так далее, эссенциализм очень силен. А гендер современные исследователи как раз и считают постоянным (перформативным) повторением телесных и речевых актов. Значит, данные люди таким образом утверждают свой гендер как «естественный». А информированные мужчины и женщины утверждают обратное. За скандалом могут стоять совершенно разные социальные процессы.
— То есть и нарастание консерватизма, и, наоборот, пробуждение общественного движения?
— В каком-то смысле — да. Одно измерение скандала — может быть, лучше назвать его конфликтом, — когда у людей идет формирование представлений об общественных интересах, взглядах, действиях. И они отличаются друг от друга. Например, женщины и мужчины — они равные или неравные? В правах? В отношении к детям? В политических интересах? Есть вообще общие интересы у всех женщин? Или есть разные интересы у разных групп? И так далее. Много споров внутри феминистских сообществ, иногда в академических. Другое измерение — это свидетельство консервативного поворота, негативный взгляд на гендерное равенство. Но есть и другие противоречия, когда практики людей подчиняются одним принципам, а их идеи и символы — другим. Например, мы все чаще в исследованиях фиксируем (и все мы это видим), что в эгалитарных парах из образованного среднего класса, в которых и мужчина, и женщина профессионалы, оба настроены на карьеру, по умолчанию домашнюю работу делает тот, кто может. Или они договариваются. А как одеты их дети? Девочки — строго в розовое, мальчики — строго в голубое. Вот такой парадокс: эгалитарная пара — и дети с очень ярко выраженными половыми символами, чтобы никто не перепутал.
— И почему же они так делают, если сами не выстраивают отношения власти между собой?
— Они не выстраивают отношения власти между собой, но они включены в систему государственного патриархата. Из нее нельзя быть выключенным: материнский капитал дается матерям, а не отцам, устройством в детские сады и в школы занимаются женщины, и они же в них работают, няни — это женщины и так далее. Окружающие бесконечно повторяют, что мужчины должны быть мужчинами, а женщины — женщинами. Вероятно, когда реальные различия ролей утрачиваются, обостряется необходимость проводить символическую границу — через одежду и телесные проявления (в гендерной социологии это называется гендерным дисплеем). Потому что различие мужского и женского — это способ мышления о мире, которому нас всех научили, а теперь мы сами (хотя и не все) хотим научить ему окружающих. Это способ существования социума, даже если кому-то в нем достаются по признаку пола большие объемы власти, а кому-то меньшие.
Мы сами производим себя как мужчин и женщин, даже понимая условность этой исторической конструкции. Я веду себя как женщина и не собираюсь переставать это делать, потому что слишком много телесных практик, привычек, устройство жизни выстраивается вокруг этого и встроено в них.
— Так все-таки эссенциализм — это плохо? Можно ли отделить в женских и мужских ролях природное от культурного?
— Эссенциализм — это не плохо и не хорошо, хотя феминизм и гендерные исследования относятся к нему критически. Но наша задача — объяснить его устойчивость в сознании людей и их идеях. Эссенциализм, во-первых, это «факт», задействованный в объяснении социальных и культурных различий, во-вторых, это важный ресурс. Попробую объяснить на примере. Человек постоянно вступает в огромное количество коммуникаций, и чтобы нам было проще начинать взаимодействие, мы автоматически категоризируем людей. На улице и на работе мы вступаем во взаимодействие не с абстрактным индивидом, а с мужчинами и женщинами (они также имеют возраст, этничность, сексуальность — но сейчас мы говорим о гендере). И мы впадаем в ступор, если мы не можем определить пол человека — это нас отвлекает от рутинных задач.
Более того, взаимодействуя c мужчинами и женщинами, мы автоматически наделяем их качествами, которые вообще характерны для мужчин и вообще характерны для женщин. Маленький пример: вам нужно донести тяжелые пачки книг до своего рабочего места. Вы заходите в комнату, в которой находятся не очень хорошо вам знакомые мужчина и женщина примерно одинакового возраста. Кого вы попросите помочь с учебниками?
Две женщины и член экипажа на пароходе. Австралия, 1930 год © Australian National Maritime Museum— Мужчину.
— Мужчину, естественно. А вполне возможно, что у мужчины болит позвоночник, а у женщины разряд по легкой атлетике. И от мысли, что из этих двоих женщине будет гораздо легче принести книги, мы уже вздрогнули: социальный (гендерный) порядок нарушен. Мы могли бы войти и спросить, не может ли кто-то из присутствующих помочь. Но это значит, что мы должны заранее отрефлексировать рутинную задачу, а это дополнительное усилие. И ситуаций таких миллион, одна следует за другой, поэтому гораздо удобнее взаимодействовать в повседневности, выделяя категорию мужчин и категорию женщин и наделяя их стереотипическими свойствами. А для этого их надо четко различать.
Конечно, раньше это разделение было проще: женщины находились в приватной сфере, мужчины — в публичной, выглядели они совершенно по‑разному, и привычки у них были разные. Эмиль Дюркгейм говорил о том, что чем общество цивилизованнее, тем больше различие между мужчинами и женщинами. А в современной ситуации по очень многим параметрам мужчины и женщины уже не отличаются — например, работают в одном офисе, выполняют сходные функции. Как продолжать воспроизводить социальный порядок? Надо использовать другие измерения: голубые и розовые кофточки, украшения, каблуки и прочее. Эти символические признаки будут способствовать воспроизводству категоризации, которая лежит в основе повседневности и взаимодействий, разделяя людей на мужчин и женщин.
Кроме того, либерализм и консерватизм продвигают эссенциализм, и в такой обстановке символические признаки гендера становятся ресурсом. Например, для успешной профессиональной работы во многих видах деятельности важен телесный капитал. Идешь на собеседование или работаешь с клиентом — должен хорошо выглядеть, но не абстрактно, а с учетом своего пола: женщина подчеркивает женственность, мужчина — мужественность.
Иначе говоря, очень много факторов работают на то, чтобы мужчины и женщины отделяли себя друг от друга — и нас в первую очередь интересует то, как они это делают, как на это влияют социум и культура. Но, напомню, это не просто различия. Они встраиваются в систему стереотипов, согласно которым в первую очередь женщина (по крайней мере в среднем классе) заботится о ребенке, прерывает свою карьеру (или проекты), ее зарплата не растет так быстро, как у ее мужа (партнера), она не продвигается так быстро по служебной лестнице. И она оказывается в системе гендерного неравенства, даже если в семье преобладают эгалитарные идеи.
— Расскажите о своих исследованиях и об исследованиях коллег, которые кажутся вам наиболее интересными.
— Я много занималась исследованиями сексуальности в разных обществах; меня интересовало, как меняются сексуальные практики у поколения 1990-х годов и начала 2000-х. Если в двух словах, итог был такой: налицо тенденции к либерализации и эгалитарности, практики становятся более свободными и неравенство в сексуальных отношениях уменьшается.
Моя коллега Елена Здравомыслова занимается социологией заботы: как в современных семьях организована забота о детях и пожилых. Это очень актуальная тематика и тоже гендерно выраженная, потому что основной заботящийся — это женщина. Есть феномен sandwich generation («поколение-сэндвич»): женщины стали позднее рожать, и когда их родители уже начинают болеть и становятся ограниченными в своих возможностях, дети еще не выросли. Женщина еще воспитывает детей и уже должна заботиться о своих родителях — а мы помним, что у нее к этому шесть лет отпуска по уходу за ребенком и раньше начинается пенсионный возраст, а может быть, ей даже приходится раньше срока выходить на пенсию. То есть женская карьера по времени короче мужской лет на десять. А с этим связаны и размеры заработков, и размеры пенсии.
Моя тематика в последние годы — гендер и здоровье, в частности репродуктивное здоровье. Я провожу исследование о сестринском образовании. Медсестры — это стереотип женской профессии: когда говорят о женских профессиях, в первую очередь имеют в виду нянь, медсестер, акушерок. Я изучаю, какие люди становятся сестрами и как их обучают этой «женской» профессии.
Второе направление моих исследований связано с системой родовспоможения и с тем, что сейчас изменяется в родильных домах. Меня интересует, например, как формируется сегмент платных услуг в родовспоможении и почему некоторые женщины оплачивают родовспоможение, притом что оно у нас бесплатное государственное. Не спрашивайте почему — у меня еще нет ответа.
Медсестры родильного дома c новорожденными младенцами на руках. Сосновый Бор, 1981 год © Юрий Абрамочкин / РИА «Новости»— Какие исследования сейчас были бы особенно важны в России?
— Есть ощущение, что у нас вообще очень мало того, что детально исследовано в гендерном измерении; катастрофически мало хороших работ. На английском языке одних только журналов по гендерным и феминистским исследованиям существует несколько десятков, некоторые из них имеют очень высокие рейтинги и индексы цитирования. У нас по гендерным исследованиям нет ни одного журнала. Хотя число интересных исследований и публикаций в гендерной социологии растет.
Мне кажется, что для российского контекста очень важны исследования гендерного измерения бюрократических форматов и институциональных контекстов — это то, что сильно отличает нас от многих других обществ. Формальные правила накладываются на неформальные, постоянно изменяются, люди к ним постоянно приспосабливаются. Важно исследовать, как на практике работает роддом, детская поликлиника, детский сад, школа, как взаимодействуют дети, родители и профессионалы, как матери/родители осуществляют медицинскую и иную заботу о детях. Например, в заботе о здоровье детей матери среднего класса бегают между платными и бесплатными поликлиниками, на полностью платные не хватает денег, да им и не всегда доверяют, в бесплатных — очереди и вокруг больные дети. А требования к здоровью детей растут, представления об их потребностях меняются. Важно исследовать, чем занимается мать, чем занимается отец, что делают бабушки-дедушки и как меняется их роль, какие у разных поколений идеи о семье и отношениях, о женских и мужских ролях, откуда эти идеи берутся, как они реализуются, как меняются идеи и практики с возрастом, при разводе, выходе на пенсию, наступлении нетрудоспособности и т. п. Мы не знаем, как конкретно женщины заботятся о своем здоровье и здоровье членов семьи и как это делают мужчины. Кто доверяет медицине, а кто нет и почему? Какие последствия это имеет для людей разного пола? В конце концов, почему женщины больше болеют, а мужчины меньше живут? В целом важно понимать социальные различия и гендерное устройство в разных группах и социальных институтах.
Замечу, что если мы какие-то аспекты жизни не исследовали (или с исследованиями не знакомы), то начинаем о них рассуждать как обыватели — что в социальных сетях пишут, то мы и повторяем. И другие повторяют. Или, например, с чего начинают женщины, которые собираются заводить детей, рожать или делать вакцинацию младенцу? Они открывают фейсбук. А исследований и на эту тему нет. Фейсбук стал настолько рутинной повседневной практикой, что пора эти социальные взаимодействия исследовать в гендерном измерении. С другой стороны, происходит милитаризация общества — тоже надо исследовать, как это влияет на гендерные отношения, идет консервативный поворот — то же самое, религии я вообще не коснулась, а это очень важно для интерпретации гендерных идей и практик. Так что поле непаханое.
Гендер – набор характеристик, которые культура приписывает разным полам. Это модель поведения, которого общество ожидает от мужчины или женщины. Понятие «гендер» часто путают с понятием «пол».
Пол – это совокупность физических особенностей, которые помогают отличить мужскую особь от женской. Пол может быть женским или мужским, а гендер – это поведение и действия, которых ожидает от человека общество.
Проще говоря, пол – биологическое понятие, а гендер – культурное.
Гендерные роли и гендерные стереотипы
Ожидания общества от человека с той или иной гендерной принадлежностью называются «гендерной ролью». Во многих культурах существуют четкие разграничения допустимого и недопустимого поведения для мужчин, женщин и других гендеров. Обычно это выражается на бытовом уровне, например, в виде фраз: «Ты мужчина и должен служить в армии» или «Женщина всегда должна хорошо выглядеть». Подобные убеждения называются гендерными стереотипами.
Сотрудница отдела технического контроля ВАЗ Людмила Тюрина в салоне автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули». Источник: РИА Новости / Юрий Абрамочкин
Например, в западных культурах середины XX века женской гендерной ролью была роль домохозяйки и матери. Заниматься производственным трудом в этом случае считалось нежелательным. В тот же период гендерная роль женщин социалистических стран подразумевала и работу, и занятие хозяйством.
Источник: Getty Images
Выяснить, в какой степени гендерные роли определены физиологией, а в какой – созданы обществом, наука пока не может.
Depositphotos
Гендерная идентичность: кто такие трансгендеры, цисгендеры и гендерквиры
Речь идёт о самоопределении человеком себя как представителя того или иного гендера. Если гендерная роль – это социальные ожидания от человека с той или иной гендерной принадлежностью, то его идентичность – это его самоощущение.
Когда гендерная идентичность человека совпадает с его биологическим полом, то он зовется цисгендером, если же нет – трансгендером.
Валентина Сампайо – бразильский трансгендер и модель. Источник: Instagram/valentts/
Трансгендерность бывает бинарной и небинарной.
Бинарные трансгендеры относят себя к полу, который противоположен их биологическому. Некоторые из них стремятся совершить трансгендерный переход – привести свое ощущение и гендерную роль к единству. Для этого можно пройти через операцию, поменять документы и имя.
Голубо-розово-белый флаг – символ трансгендеров. Источник: Depositphotos
Небинарные трансгендеры же изначально отрицают, что пол и гендер человека делятся только на мужской и женский. К примеру, агендеры не относят себя ни к мужчинам, ни к женщинам, а бигендеры могут ощущать себя и теми, и другими в зависимости от настроения, окружающей обстановки или собеседника. Люди, чья идентичность отличается от мужской или женской, называются гендерквирами.
На сегодняшний день трудно дать определения всем существующим гендерным идентичностям из-за их постоянной изменчивости и невозможности выделить четкие различия между ними.
отличия для мужчин и женщин
Гендерная психология:
что такое гендер
Термин произошел от англ. gender – «пол», «род». Он был введен в использование в 1950-е годы американским сексологом Джоном Мани. Понятие гендер в психологии характеризует социальные представления о женщинах и мужчинах, совокупность качеств, которые человек проявляет, находясь в социуме. Можно иметь мужской и женский гендер, но это не предел. Например, в Таиланде разделяют пять гендерных типов: гетеросексуалы, гомосексуалы, третий пол «катой» и два вида гомосексуальных женщин, отличающихся феминностью и маскулинностью. Гендер и биологический пол могут не совпадать.
Гендерная психология:
Пол и гендер
Эти два понятия характеризуют разделение всех людей на две группы: мужскую и женскую. В буквальном переводе термины равны и иногда употребляются как синонимы. Однако изначально эти понятия противопоставлены друг другу. Различия между полом и гендером в следующем: первый относится к биологическому, а второй – к социальному разделению людей. Если половая принадлежность человека определена еще до его рождения по анатомическим признакам и никак не зависит от окружения и культуры, то gender – социальный пол – связан с целой системой представлений о поведении в социуме.
Гендерная психология:
Гендерная идентичность
В результате коммуникаций с другими людьми и воспитания человек осознает свою принадлежность к той или иной группе. Тогда можно говорить о гендерной идентичности. Уже к двум-трем годам ребенок осознает, девочка он или мальчик, начинает вести себя соответственно, одеваться в «правильную» по его меркам одежду и так далее. Приходит осознание, что гендерная принадлежность постоянна и не может измениться со временем. Гендерный пол – это всегда выбор, правильный или неправильный.
Гендер – осознанное значение пола и последующее освоение тех моделей поведения, которые от человека ожидают в социуме. Именно это понятие, а не половая принадлежность обусловливает психологические особенности, способности, качества, виды деятельности. Все эти аспекты регулируются через правовые и этические нормы, традиции, обычаи, систему воспитания.
Гендерная психология:
гендерное развитие
В гендерной психологии выделяют два направления: психология пола и развития личности. Этот аспект обуславливается половой принадлежностью индивида. В развитии личности человека принимают прямое участие его ближайшее окружение (родители, родственники, воспитатели, друзья). Ребенок примеряет на себе гендерные роли, учится быть женственней или мужественней, на примере взрослых узнает, как общаться с людьми противоположного пола. В человеке в разной степени могут проявляться черты обоих полов.
Гендер в психологии – измерение фундаментальное, характеризующее социальные отношения. Но наравне с устойчивыми элементами в нем есть и изменчивые. Для разных поколений, социальных слоев, религиозных, этнических и культурных групп представление о роли мужчины и женщины могут различаться. Существующие в сообществе формальные и неформальные правила и нормы меняются со временем.
Психология гендерных отношений в семье
Гендерная психология уделяет большое внимание изучению взаимоотношений между гендерными группами и разнополыми субъектами. Она рассматривает такую важную сторону жизни, как институт брака и семьи. Психология гендерных отношений в семье выделяет модели поведения:
- Партнерская, при которой все обязанности в семье не имеют строгого разделения, супруги делят их поровну, решения принимают тоже вместе.
- Доминантно-зависимая, при которой один из супругов играет доминирующую роль, принимает решения в бытовых вопросах.
Гендерные отношения
Подходы к дефиниции гендерных отношений
Начиная со второй половины минувшего столетия, проблема внимание к проблеме гендерных ролей и гендерного равенства постоянно возрастает. Открытие «гендера», его внедрение в гуманитарные науки существенно обогатило понимание категорий «мужского» и «женского», транслируя их в социальную и мировоззренческую сферы.
Определение 1
Гендер представляет собой социальное явление, обуславливающее определенный набор социальных индивидуальных ролей, дает возможности расширения спектра поведенческих моделей.
Другими словами, в отличие от пола, который дается человеку природой и представляет собой биологическую категорию, гендер относится к социальной сфере и конструируется социокультурной средой; указанные категории выступают взаимосвязанными, но не тождественными.
Определение 2
Таким образом, под гендерной системой в современной научной литературе понимается совокупность полоролевых взаимоотношений; вид социальных отношений, который возникает в процессе воспроизводства человеческого рода.
Готовые работы на аналогичную тему
В систему гендерных отношений включают социально нормированные, общепринятые взаимодействия возрастных групп и половых классов.
Гендерные отношения как объект научных исследований
Гендерные отношения выступают предметом гендерных исследований – междисциплинарной исследовательской и образовательной практики.
В рамках исследований данного направления осуществляется изучение практически всех аспектов взаимоотношений мужчины и женщины на межличностном, семейном и социальном уровне.
В центре внимания исследований – категория гендера как аналитический инструмент для понимания механизмов и особенностей реализации социальных процессов; различия и сходство полов, общее и различное в восприятии и интерпретации социально-природной реальности, в реализации поведенческих стратегий мужчинами и женщинами. Общее и различное в рамках гендерных исследований связывают не с физиологическими особенностями мужчины и женщины, но с различиями в воспитании, образовании, господствующими в рамках каждой национальной культуры гендерными стереотипами.
Определение 3
Таким образом, гендерные исследования представляют собой особую образовательную, научно-исследовательскую сферу, в центре внимания которой анализируются гендерные взаимоотношения в различных сферах социального бытия, отрицается идея биодетерминизма при объяснении схожего и различного в поведении мужчин и женщин в обществе.
Накопление огромных массивов результатов гендерных исследований приводит к возникновению и интенсивным темпам развития отдельных научных направлений, включая психологию половых различий, психологию семьи и брака и др.
Психология половых различий
Определение 4
Данное направление научных исследований представляет собой раздел дифференциальной психологии, в центре внимания которого – различия между индивидуумами, обусловленные их половой принадлежностью.
Гендерные различия изучаются в разрезе возрастного развития личности.
Психология семьи и брака
Определение 5
Указанная научная сфера представляет собой междисциплинарное направление психологической науки, в рамках которого исследуются:
- различные факторы, влияющие на качество семейных отношений,
- циклы развития семьи,
- механизмы распределения обязанностей и полномочий между членами семьи,
- особенности межсупружеских взаимоотношений,
- детерминанты выбора брачного партнера,
- психологические особенности членов семьи в их соотнесенности со стереотипами феминности, маскулинности, полоролевыми представлениями, типичными моделями и характеристиками поведения, присущими супругам.
Таким образом, изучение гендерных отношений представляет собой одно из молодых перспективных направлений научных исследований, появление которого приводит к возникновению и развитию целого ряда новых психологических наук.
Что такое гендер? Простыми словами о сложном
Многие из нас привыкли, что называется, смешивать в одну кучу «пол» и «гендер». Уместно ли это?
Содержание статьи
Сегодня мы рассмотрим такие вопросы как гендерная принадлежность и гендерная идентификация, а также сравним значения терминов «пол» и «гендер».
Мы привыкли использовать слово «пол» в биологическом смысле, то есть, когда говорим о различиях между мужчиной и женщиной. Гендер – понятие куда более сложное. Здесь же стоит затронуть такую животрепещущую тему как гендерная роль в обществе.
Иногда генетически обусловленный пол человека идет вразрез с его гендерной идентичностью. О таких людях вы наверняка слышали – это трансгендеры, небинарные личности, люди с полным отсутствием гендера и т.д.
Попытаемся разобраться.
Полi
Как уже было сказано выше, термин «пол» (или же «sex», если речь об английском языке) используется для обозначения биологических различий между мужчиной и женщиной – анатомических и физиологических. Сюда же – гениталии и гормоны.
Генетические факторы определяют пол индивидуума. У женщин есть 46 хромосом, включая два X, а у мужчин 46, включая X и Y. Y-хромосома является доминирующей – она отвечает за рост тестикул у эмбриона.
И у мужчин и у женщин присутствуют в организме такие гормоны как тестостерон, эстроген и прогестерон. Отличие состоит в том, что в женском организме содержится больше эстрогена и прогестерона, а в мужском – тестостерона.
Принято считать, что мужчины и женщины в большинстве своем бинарны, но это не совсем так. Например, некоторые мужчины рождаются с двумя или тремя Х-хромосомами, так же как некоторые женщины рождаются с Y-хромосомой.
А в некоторых случаях ребенок рождается со смесью мужских и женских гениталий. Такие люди называются интерсексуалами. Родители такого ребенка могут самолично решить, какой пол ему назначить. Частота рождения интерсексуалов – 1 на 1500.
Гендер2
Гендером чаще всего обозначают культурные и социальные роли в обществе. Он не обязан совпадать с генетически обусловленным полом.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет гендер так:
«Гендер относится к социально сконструированным характеристикам женщин и мужчин, таким как нормы, роли и отношения между группами женщин и мужчин. Она варьируется от общества к обществу и может быть изменена».
Что значит «варьируется от общества к обществу»? Дело в том, что в некоторых культурах гендерные роли более жесткие, чем в других.
В разных странах и культурах на мужчин и женщин возлагаются разные степени ответственности за финансовое обеспечение семьи, ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Стоит также заметить, что даже в двух разных семьях, живущих в одной культурной среде, гендерные роли могут весьма отличаться.
Чтобы вам стало понятнее, отвлечемся от сложных терминов. Достаточно вспомнить, что в современном обществе многое поменялось. Теперь мужчины берут на себя «женские» роли (ведут хозяйство, занимаются маленькими детьми), а женщины играют те роли, что раньше отводились исключительно мужчинам (финансовое обеспечение семьи, например).
Гендерные роли и гендерные стереотипы весьма изменчивы.
Мужчины и каблуки3
Туфли на высоком каблуке. Какие ассоциации они у вас вызывают? Наверняка, вы тут же представляете себе красивую женщину в элегантном платье, на ногах которой вышеупомянутый вид обуви. А знаете ли вы, что изначально туфли на высоких каблуках предназначались для мужчин высшего класса? Отличная обувь для охоты на лошадях.
Как только женщины начали носить обувь на высоком каблуке, каблуки на мужских туфлях мгновенно стали укорачиваться и утолщаться. А женская обувь обзавелась высокими и тонкими каблуками.
Со временем все мы привыкли к тому, что высокий каблук – это элемент женского гардероба. Хотя можно ли говорить, что какой-либо вид обуви имеет половую принадлежность? Мы бы не воспринимали все именно так, если бы в игру не вступили социальные нормы.
Цвет и пол4
Какой цвет является женским, а какой мужским? Так уж повелось, что девочек с самого детства облачают в одежду розовых цветов, а мальчиков – в одежду голубых и синих оттенков.
А ведь изначально всех младенцев одевали в одежду белого цвета. Вся эта эпопея с «девичьими» и «мальчишечьими» цветами началась только с появлением цветной детской одежды в девятнадцатом веке.
Иными словами, пол – это генетика, а гендер – самоидентификация.
— это прикладная отрасль социальной психологии, изучающая закономерности дифференциации и иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия. Она находится в стадии становления и все очевиднее проявляет себя как самостоятельная область знания.
Появлению и развитию этой проблемной области знания предшествовала традиция изучения проблемы отношений вообще и межполовых отношений в рамках психологии, социальной психологии и социологии. Психология гендерных отношений как интегративная область знания в рамках психологической науки использует знания в сфере психологии пола, в социологии опирается на социологию пола, а в социальной психологии — на такие ее разделы, как психология больших социальных групп, психология межгрупповых отношений и психология межличностных отношений.
Современная социальная психология оказалась наиболее подготовленной дисциплиной для восприятия и развития гендерной проблематики, так как она изучает не только отношения типа «личность-личность» и «личность-группа», но и отношения типа «группа-группа», «личность-общество (государство)» и «личность-культура». Психология гендерных отношений — это новое исследовательское поле, где смыкаются в процессе изучения все основные элементы социально-психологической реальности.
Структура и система основных понятий психологии гендерных отношений задана несколькими уровнями анализа гендерных отношений.
Так, на макросоциальном уровне анализируются отношения в системе: «личность — общество, культура», «группа — общество, культура». Социально-психологическими детерминантами отношений этого уровня являются социальные представления, а детерминантами гендерных отношений — гендерные представления, как отражение полового символизма и доминирующей идеологии государства в сфере межполовых отношений.
На уровне межгрупповового взаимодействия отношения анализируются в системе «группа — группа». Детерминирующими (социально-психологическими) факторами отношений этого уровня выступают социальные стереотипы, а детерминантами межполовых отношений являются гендерные стереотипы.
На уровне межличностных отношений объектом анализа является система «личность — личность», «личность — группа». Социально-психологическими детерминантами отношений являются социальные установки, а гендерные отношения детерминированы гендерными установками.
На интраиндивидном (внутриличностном) уровне объектом анализа становится Я-концепция личности и соотношение личностной и социальной идентичности в ее структуре. Гендерный аспект внутриличностных проблем будет раскрываться через анализ гендерной идентичности, как составляющей социальной идентичности личности.
Таким образом, выделяется проблемное исследовательское поле психологии гендерных отношений, где объединяются основные элементы социо-психологической реальности: общественные структуры (культура, идеология), межгрупповое и межличностное взаимодействие и внутренний мир индивида. Гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, детерминированные гендерными представлениями, стереотипами, установками и отраженные в сознании субъектов.
Основная исследовательская методология психологии гендерных отношений — гендерный подход, который ориентирован на анализ систем доминирования и провозглашает идею равенства независимо от половой принадлежности. В рамках гендерного подхода межполовые отношения анализируются с позиций власти и доминирования не только на уровне общественных отношений (в таких сферах жизнедеятельности, как политическая, экономическая), но и на уровне психологических отношений (в сфере межличностного и межгруппового взаимодействия).
Гендерный подход как научная теория при анализе психологических аспектов гендерных отношений предлагает новый способ познания действительности, настаивая на том, что противопоставление и «очевидная» неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни. Индикаторами гендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет по-новому реконструировать Я-образ и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений.
Psychology of gender relations (англ.)
Литература:
Джерджен К. Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995.
Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. N 3-4.
Они же. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. N 6.
Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. М.,1999.
Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. Т. 19. 1998. N 1.
Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол, гендер, культура. М., 1999.
Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999.
Deaux K. Sex and Gender // Annual Review of Psychology. 1985. N 36. Р. 49-81.
Hare-Mustin R. J., Marecek J. On making a Difference // Making a Difference: Psychology a the construction of Gender. New Haven, 1990. P. 1-21.
Hare-Mustin R. J., Marecek J. Gender and the meaning of difference: postmodernism and psychology // Making a Difference: Psychology a. the construction of Gender. New Haven, 1990. P. 22-64.
Unger R. K. Imperfect reflections of reality: Psychology constructs gender // Making a difference: Psychology a. the construction of gender. New Haven; L.: Yale Univ. Press, 1990. P. 102-149.
© И. С. Клецина
Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. А. А. Денисова. 2003.
Что такое пол?
Что такое пол?
Пол определяется ФАО как ‘отношения между мужчинами и женщины, как воспринимающие, так и материальные. Пол не определяется биологически, в результате сексуальных характеристик женщин или мужчин, но построен социально. Это центральный организационный принцип общества, который часто управляет процессы производства и воспроизводства, потребления и распределения (ФАО, 1997).Несмотря на это определение, гендер часто понимают как продвижение только женщин. Однако, как мы видим из определения ФАО, гендер проблемы касаются женщин и отношений между мужчинами и женщинами, их роли, доступ к ресурсам и контроль над ними, разделение труда, интересы и необходимо. Гендерные отношения влияют на безопасность семьи, благополучие семьи, планирование, производство и многие другие аспекты жизни (Браво-Бауманн, 2000).
[Вставка 1] ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РОЛ И ГЕНДЕРА ОТНОШЕНИЯ Гендерные роли являются «социальным определением» женщины и мужчины.Они различны для разных обществ и культур, классов, возрастов и в разные периоды истории. Гендерные роли и обязанности часто обусловлены структурой домашнего хозяйства, доступом к ресурсы, конкретные последствия глобальной экономики и другие местные такие факторы, как экологические условия (ФАО, 1997). Гендерные отношения — это способы, которыми культура или общество определяет права, обязанности и идентичность мужчин и женщин в отношение друг к другу (Браво-Бауманн, 2000). |
Роль сельских жителей как производителей продуктов питания и продуктов питания поставщики, связать их непосредственно с управлением и устойчивым использованием агробиоразнообразие. Благодаря своей повседневной работе сельские жители накопили знания и навыки, касающиеся их экосистем, местных сортов сельскохозяйственных культур, животных породы, сельскохозяйственные системы и питательная ценность различных недоиспользуемых растения. Они стали экспертами в поддержании своих собственных скудных ресурсов.Мужчины и женщины действуют по-разному из-за своих социально приписанных ролей; следовательно у них разные наборы знаний и потребностей.
Опыт показывает, что сельскохозяйственные, экологические и связанные с ними В политике и программах не проводится различия между мужчинами и женщинами-фермерами. Поэтому они часто не в состоянии распознать различия между мужчинами и работа, знания, вклад и потребности женщин. Это имеет значительное последствия для биоразнообразия, а также для гендерного равенства.Например, вставка 2 показывает, что в регионе Бафулабе (Мали) женщины имеют больше знаний о традиционных сортах риса, чем у мужчин, так как рис был традиционно считается женским урожаем.
[Вставка 2] ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ЗНАНИИ ТРАДИЦИОННОГО РИСА СОРТЫ В МАЛИ В регионе Бафулабе в Мали рис традиционно считается женским урожаем. Его выращивали возле рек или там, где стояла вода во время сезона дождей.Женщины будут заботиться о поле индивидуально или в группа. Их знания местных жителей были обширны. Они могли идентифицировать 30 разных сорта по циклу роста, привычке роста растений, росту растений, количеству стеблей, урожай зерна, размер зерна, форма, цвет, качество приготовления, использование и вкус конечного продукта. Мужчины очень мало знали о традиционном рисе сорта, но они несут главную ответственность за три улучшенных риса сорта, представленные в деревне. Источник: Synnevag, 1997. |
Фермеры-мужчины и женщины играют важную роль лица, принимающие решения в управлении агробиоразнообразием. Они решают, когда сажать, собирать урожай и обрабатывать его. Они решают, сколько из каждого сорта культур сажать каждый год, сколько семян сэкономить на собственном производстве и что купить или обмен. Все эти решения влияют на общее количество генетического разнообразия. это сохраняется и используется.
В большинстве сельскохозяйственных систем существует разделение труда. это определяет различные задачи, за которые несут ответственность мужчины и женщины. Как правило, женщины играют важную роль в производстве, обработке, консервация, заготовка и продажа основных культур. Мужчины стремятся сосредоточиться на ориентированное на рынок или товарное производство. Часто мы находим разделение на урожай и практика управления животноводством. Прополка часто является женской задачей, в то время как Опрыскивание или внесение удобрений в основном осуществляется мужчинами.Женщины и дети часто ухаживают за мелкими видами скота, а мужчины часто заряд скота. Это только несколько примеров, которые обычно не применимо, но будет зависеть от конкретных ситуаций и культур, которые мы работает.
[Вставка 3] ГЕНДЕРНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СБОР, ПОДГОТОВКА И ПОТРЕБЛЕНИЕ ДИКИХ РАСТЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Эфиопия В основном дети собирают и едят фрукты из диких растений.Другие дикие и голодные растения собирают дети и женщины и подготовлен последним во всех обследованных районах. Женщины часто собирают дикая еда, когда они идут за водой, собирают дрова, рынок, и когда шел домой со своих полей. Трудоспособные мужчины-члены общины обычно мигрируют в найти работу во время нехватки продовольствия. Женщины и дети остаются в ведении лучшее, что они могут. Поэтому женщины и дети являются основными сбор, заготовка и потребление дикорастущих растений.Детский корм и лазить по деревьям для сбора, а женщины готовят и готовят. В В обычное время молодые сельские мужчины едят больше диких продуктов, чем старшее поколение. Хотя, когда есть нехватка еды, все возрасты и оба пола едят дикую природу продукты, чтобы удовлетворить их потребность в дополнительном питании, традиционное удовлетворение и местные лечебные процедуры. Это включает в себя потребление Embelia schimperi ( энкоко на амхарском языке), фрукт, который едят для контроля кишечника паразиты. Источник: Guinand and Lemessa, 2000. |
Женщины часто участвуют в выборе, улучшении и адаптация сортов растений. Они часто имеют более специализированные знания дикие растения используются в пищу, корм и лекарство, чем люди (см. вставки 2 и 3). Мужчины и женщины могут нести ответственность за разные культуры или сорта, или быть отвечает за разные задачи, связанные с одной культурой.
Последние десятилетия стали свидетелями значительного роста производительность сельского хозяйства и быстрый прогресс в сельскохозяйственной технологии.Эти успехи часто обходили женщин-фермеров и снижали их производительность. Часто изменения были связаны с кредитными требованиями, которые были либо недоступны для женщин или не были приспособлены к их потребностям и требованиям. Поэтому женщины сталкиваются с различными гендерными проблемами, поскольку фермеры и менеджеры природных ресурсов. Для того, чтобы решить проблемы пищи производство для увеличения населения, страны должны найти пути преодоления этот разрыв в производительности.
,
Что такое пол
Пол — это социально сконструированное определение женщин и мужчин. Это не то же самое, что и пол (биологические характеристики женщин и мужчин), и это не то же самое, что женщины. Пол определяется концепцией задач, функций и ролей, приписываемых женщинам и мужчинам в обществе, а также в общественной и частной жизни.
[Пол на практике.
Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству]
Гендерный подход отличается тем, что он ориентирован на женщин и мужчин, а не на женщин в изоляции.Это подчеркивает:
- различия между интересами женщин и мужчин даже внутри одного домохозяйства и как они взаимодействуют и выражаются.
- конвенции и иерархии, определяющие положение женщин и мужчин в семье, обществе и обществе в целом, в соответствии с которыми женщины обычно доминируют мужчины
- различия между женщинами и мужчинами, основанные на возрасте, богатстве, этническом происхождении и других факторах
- способ изменения гендерных ролей и отношений, часто довольно быстро, в результате социальных, экономических и технологических тенденций
[Вейк и Фрэнсис, 1999]
Гендерное равенство требует равного пользования женщинами и мужчинами социально значимыми товарами, возможностями, ресурсами и наградами.Гендерное равенство не означает, что женщины и мужчины становятся одинаковыми, но их возможности и шансы на жизнь равны.
Гендерный анализ учитывает социальные и экономические различия между женщинами и мужчинами на каждом этапе разработки политики с целью:
- Выявление потенциального различного воздействия политики, программы и законодательства на женщин и мужчин;
- Обеспечение равных результатов для женщин и мужчин, мальчиков и девочек в разработке и осуществлении мер
[КМАР]
Учет гендерных аспектов по отношению к воде определяется World Water Vision следующим образом:
«Это (гендерный подход) включает в себя удовлетворение как практических, так и гендерных потребностей, таких как улучшение условий жизни женщин путем обеспечения водоснабжения и санитарии ближе к их домам, а также стратегических гендерных потребностей: улучшение положения женщин в обществе путем повышения ее осведомленности о своей ситуации и ее способность принимать решения и влиять на изменения.Гендерный подход также направлен на предотвращение дальнейшей перегрузки женщин и подчеркивает важность того, чтобы автоматически не усиливать и не увековечивать традиционные роли. Это подразумевает необходимость решения как мужчин, так и женщин, поскольку мужчины должны изменить свое отношение и поведение, чтобы поддержать это ».
[World Water Vision, 1999]
Женщины играют главную роль в сборе, транспортировке, использовании и управлении водными ресурсами, а также в продвижении санитарных норм, и, тем не менее, практически не участвуют в принятии решений в этом секторе.
[Азиатский банк развития |
При развитии всестороннего и эффективного участия женщин на всех уровнях принятия решений необходимо учитывать то, как разные общества назначают определенную социальную, экономическую и культурную роль мужчинам и женщинам. Необходимо обеспечить, чтобы водный сектор в целом учитывал гендерные аспекты, и этот процесс должен начаться с реализации учебных программ для специалистов по водным ресурсам, а также для мобилизаторов на уровне общин или на местах.
[Глобальное водное партнерство |
Внедрение гендерного подхода в институтах и организациях и создание формальных и неформальных сетей имеют решающее значение.
[Международная конференция по пресной воде |
Гендерные роли — это «социально и культурно определенные рецепты и представления о поведении и эмоциях мужчин и женщин» (Anselmi and Law 1998, p. 195). Многие теоретики считают, что воспринимаемые гендерные роли формируют основу для развития гендерной идентичности. К выдающимся психологическим теориям гендерной роли и развития гендерной идентичности относятся эволюционная теория (Buss 1995; Shields 1975), теория объектных отношений (Chodorow 1989), теория гендерных схем (Bem 1981, 1993) и теория социальных ролей (Eagly 1987).
Эволюционные теории гендерного развития основаны на генетических основах различий между мужчинами и женщинами. Функционалисты (например, Шилдс, 1975) предлагают, чтобы мужчины и женщины развивались по-разному, чтобы выполнять свои различные и взаимодополняющие функции, которые необходимы для выживания. Точно так же социобиологи (например, Buss 1995) предполагают, что поведенческие различия между мужчинами и женщинами проистекают из различных сексуальных и репродуктивных стратегий, которые развивались, чтобы гарантировать, что мужчины и женщины способны эффективно воспроизводить и эффективно передавать свои гены.Эти эволюционные теории имеют сходство с эссенциалистской и максималистской перспективами, обсуждавшимися ранее.
Теоретики объектных отношений, напротив, фокусируются на влиянии социализации на гендерное развитие. Например, Нэнси Чодоров (1989) подчеркивает роль женщин в качестве основных опекунов в развитии половых различий. Ходоров утверждает, что ранняя связь между матерью и ребенком по-разному влияет на мальчиков и девочек. Принимая во внимание, что мальчики должны отделиться от своих матерей, чтобы сформировать свою идентичность как мужчин, девочки не должны терпеть это разделение, чтобы определить свою идентичность как женщин.Chodorow (1989) объясняет, что обесцененная роль женщин является продуктом болезненного процесса, который мужчины испытывают, чтобы отделить себя от женской роли.
Теория гендерной схемы (Bem 1981) фокусируется на роли когнитивной организации в дополнение к социализации. Эта теория постулирует, что дети учатся тому, как их культуры и / или общества определяют роли мужчин и женщин, а затем усваивают эти знания как гендерную схему или неоспоримую основную веру. Затем гендерная схема используется для организации последующего опыта (Bem 1993).Таким образом, восприятие детей мужчинами и женщинами является взаимодействием между их гендерными схемами и их опытом. В конце концов, дети включат свои собственные концепции в свою гендерную схему и примут черты и поведение, которые они считают подходящими для своего пола.
Алиса Игли (1987) предлагает еще одно объяснение гендерного развития, основанное на социализации. Теория социальной роли Игли предполагает, что половое разделение труда и общественные ожидания, основанные на стереотипах, порождают гендерные роли.Eagly (1987) проводит различие между коммунальным и агентским измерениями гендерно-стереотипных характеристик. Коммунальная роль характеризуется такими атрибутами, как заботливость и эмоциональная выразительность, которые обычно связаны с домашней деятельностью и, следовательно, с женщинами. Агентская роль характеризуется такими атрибутами, как напористость и независимость, которые обычно связаны с общественной деятельностью и, следовательно, с мужчинами. На поведение сильно влияют гендерные роли, когда культуры поддерживают гендерные стереотипы и формируют твердые ожидания, основанные на этих стереотипах (Eagly 1987).
Как предполагает Игли, гендерные роли тесно связаны с гендерными стереотипами. Стереотипы — это «чрезмерно обобщенные представления о людях, основанные на их принадлежности к одной из многих социальных категорий» (Anselmi and Law 1998, p. 195). Гендерные стереотипы варьируются в четырех измерениях: черты характера, ролевое поведение, физические характеристики и профессии (Deaux and Lewis 1983). Например, в то время как мужчины чаще воспринимаются как агрессивные и конкурентоспособные, женщины чаще воспринимаются как пассивные и способные к сотрудничеству.Традиционно мужчины рассматривались в качестве поставщиков финансовых услуг, тогда как женщины рассматривались в качестве опекунов. Физические характеристики и занятия также считались соответствующими или несовместимыми с мужской или женской ролями.
Традиционные гендерные стереотипы являются наиболее типичными для доминирующей (белой, среднего класса) культуры. Хоуп Ландрин (Hope Landrine, 1999) утверждает, что, хотя расы и социальные классы не могут быть упомянуты при опросе о гендерных стереотипах, большинство людей делают предположения об этих категориях.Ее исследования показывают, что при определении расы и социальных классов возникают различные гендерные стереотипы.
Гендерные роли и стереотипы влияют на взаимодействие пары и семьи. Например, зачастую разделение домашнего труда основано на гендерном факторе. Традиционно белые женщины в гетеросексуальных парах оставались дома и выполняли большую часть домашней работы, в то время как их партнеры-мужчины работали вне дома, чтобы обеспечить семейный доход. Хотя за последние тридцать лет женщины все чаще присоединяются к рабочей силе, они по-прежнему выполняют большую часть домашнего труда.Лоуренс Курдек (1993) изучал пары белых, гетеросексуальных, геев и лесбиянок без детей. Он обнаружил, что гетеросексуальные и однополые пары чаще, чем лесбиянки, делят домашний труд, поэтому большую часть работы выполняет один партнер. Лесбийские пары чаще всего делят домашние задания или по очереди выполняют задания (Kurdek 1993).
Гендерные роли часто становятся более дифференцированными, когда мужчины и женщины становятся родителями. В целом женщины обеспечивают более непосредственный уход и проводят больше времени с детьми (Walzer 2001).Эта забота включает в себя ответственность за умственную работу по сбору и обработке информации об уходе за младенцем, делегирование задач, связанных с уходом за младенцем, и заботу о здоровье и благополучии младенца. В целом, считается, что неравное разделение как домашнего труда, так и ухода за детьми, когда женщины выполняют основную часть работы, способствует меньшему удовлетворению в браке женщин (Walzer 2001).
Гендерные роли и стереотипы влияют на мужчин и женщин другими способами. В частности, мужчины и женщины могут судить по тому, насколько хорошо они соответствуют традиционным стереотипам.В своей теории мужской роли мужчин и женщин Джеспек Плек (1976) утверждал, что на мальчиков и мужчин оказывают давление, чтобы они соответствовали стандарту мужественности. Например, мальчики и мужчины, которые не соответствуют стандарту, часто страдают от низкой самооценки (Pleck; Sonnenstein; и Ku1993). Другие пожизненные последствия случаются с мужчинами, которые испытывают травмирующие практики социализации, такие как ритуалы, влекущие за собой насилие. Даже мужчины, которые успешно выполняют стандарт мужественности, страдают психологически или эмоционально от жестких ограничений на приемлемые родительские роли для мужчин (Pleck; Sonnonstein; и Ku 1993).Ричард Лазур и Ричард Мейджорс (1995) утверждают, что гендерная роль проявляется у мужчин цвета. Цветные люди должны уравновесить доминирующие стандарты мужественности со стандартами мужественности в своих культурах, стремясь удовлетворительно удовлетворить оба. Кроме того, люди цвета должны преодолеть предрассудки и другие препятствия, чтобы соответствовать стандартам мужественности. Результатом является усиление гендерной роли у цветных мужчин (Lazur and Majors 1995). Кроме того, белые женщины и женщины цвета могут быть ограничены стандартами женственности, такими как давление, чтобы иметь детей.
Гендерные стереотипы могут также повлиять на производительность мужчин и женщин. Угроза стереотипа определяется как «осознание индивидом того, что о нем или о нем можно судить, или он может самореализоваться в негативных стереотипах о себе или своем поле или этнической группе» (Lips 2001, p. 33). Исследования показывают, что угроза стереотипного типа может негативно повлиять на производительность, увеличивая беспокойство. Например, Стивен Спенсер, Клод Стил и Дайан Куинн (1999) обнаружили, что у женщин результаты математического теста были значительно хуже, чем у мужчин, когда участники полагали, что этот тест, вероятно, приведет к гендерным различиям.Напротив, женщины и мужчины показали одинаково хорошие результаты, когда участники полагали, что тест не выявил гендерных различий. Эти результаты показывают, что негативные стереотипы могут и действительно негативно влияют на производительность, даже если стереотип не был усвоен или включен в представление о себе.
,
Значения, определения, идентичность и выражение
Исторически, термины «пол» и «пол» использовались взаимозаменяемо, но их использование становится все более различимым, и важно понимать различия между ними.
В этой статье мы рассмотрим значение слова «секс» и различия между полами. Также будет рассмотрено значение «гендера» и концепции гендерных ролей, гендерной идентичности и гендерного выражения.
В общих чертах «пол» относится к биологическим различиям между мужчинами и женщинами, таким как гениталии и генетические различия.
«Гендер» определить труднее, но он может относиться к роли мужчины или женщины в обществе, известной как гендерная роль, или индивидуальное представление о себе, или гендерная идентичность.
Иногда генетически назначенный пол человека не совпадает с его гендерной идентичностью. Эти люди могут называть себя трансгендерами, не бинарными или гендерно несоответствующими.
Различия между мужским и женским полом анатомические и физиологические. «Секс» имеет тенденцию относиться к биологическим различиям.
Например, мужские и женские гениталии, как внутренние, так и внешние, различны. Точно так же уровни и типы гормонов, присутствующих в мужском и женском теле, различны.
Генетические факторы определяют пол человека. У женщин 46 хромосом, включая две X, а у мужчин 46, включая X и Y. Y-хромосома является доминирующей и передает эмбриону сигнал о начале роста яичек.
У мужчин и женщин есть тестостерон, эстроген и прогестерон.Тем не менее, женщины имеют более высокий уровень эстрогена и прогестерона, а мужчины имеют более высокий уровень тестостерона.
Разделение между мужчинами и женщинами часто рассматривается как двоичное, но это не совсем так. Например, некоторые мужчины рождаются с двумя или тремя Х-хромосомами, так же как некоторые женщины рождаются с Y-хромосомой.
В некоторых случаях ребенок рождается с сочетанием женских и мужских половых органов. Их иногда называют интерсексами, и родители могут решить, какой пол назначить ребенку.На интерсекс лиц приходится около 1 на 1500 рождений.
Некоторые люди считают, что секс следует считать континуумом, а не двумя взаимоисключающими категориями.
Пол имеет тенденцию обозначать социальную и культурную роль каждого пола в данном обществе. Вместо того, чтобы быть просто обусловленными генетикой, как это обычно бывает с гендерными различиями, люди часто развивают свои гендерные роли в ответ на свое окружение, включая семейные взаимодействия, средства массовой информации, сверстников и образование.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет пол как:
«Гендерный термин относится к социально сконструированным характеристикам женщин и мужчин, таким как нормы, роли и отношения между группами женщин и мужчин и между ними. Это варьируется от общества к обществу и может быть изменено ».
Гендерные роли в одних обществах более жесткие, чем в других.
Ожидаемая степень принятия решений и финансовая ответственность каждого пола и время, которое женщины или мужчины должны тратить на ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, различаются в зависимости от культуры.В рамках более широкой культуры семьи тоже имеют свои нормы.
Гендерные роли не установлены в камне.
Во многих обществах мужчины все чаще берут на себя роли, которые традиционно считаются принадлежащими женщинам, а женщины играют роли, ранее отведенные в основном мужчинам.
Гендерные роли и гендерные стереотипы очень изменчивы и могут со временем существенно измениться.
Кто носит высокие каблуки?
Например, туфли на высоком каблуке, которые в настоящее время считаются женственными в большей части мира, изначально были предназначены для мужчин высшего класса, чтобы использовать их для охоты на лошадях.
Когда женщины стали носить высокие каблуки, мужские каблуки постепенно становились все короче и толще, а женские каблуки становились все выше и тоньше.
Со временем восприятие высокого каблука постепенно стало восприниматься как женское. В высоком каблуке нет ничего женственного. Социальные нормы сделали это так.
Розовый для девочки и синий для мальчика?
Во многих странах розовый считается подходящим цветом для девочки, а мальчики — в синем.
Тем не менее, младенцы были одеты в белое, пока в середине 19-го века не были представлены цветные одежды для младенцев.
Следующая цитата взята из торговой публикации под названием Департамент младенцев Эрншоу , опубликованной в 1918 году:
«Общепринятым правилом является розовый для мальчиков и синий для девочек. Причина в том, что розовый, будучи более решительным и более сильным, больше подходит для мальчика, в то время как синий, более нежный и лакомый, красивее для девочки ».
Двигайтесь вперед на 100 лет, и во многих странах редко можно встретить мальчика в розовом.
Еще одно значение гендера — это взгляд человека на себя или его гендерная идентичность.
GLAAD (ранее Союз геев и лесбиянок против диффамации) описывает гендерную идентичность следующим образом:
«Внутреннее, личное чувство мужчины или женщины. Для трансгендерных людей их собственная внутренняя гендерная идентичность не соответствует полу, который им был назначен при рождении.
У большинства людей есть гендерная идентичность мужчины или женщины (или мальчика или девочки). Для некоторых людей их гендерная идентичность не вписывается в один из этих двух вариантов.
Аналогично, GLAAD описывает гендерное выражение следующим образом:
«Внешние проявления пола, выраженные через имя, местоимение, одежду, прическу, поведение, голос или характеристики тела. Общество идентифицирует эти сигналы как мужские и женские, хотя то, что считается мужским и женским, меняется со временем и зависит от культуры ».
В заключение можно сказать, что в общих чертах «пол» относится к биологическим характеристикам, а «пол» относится к восприятию сексуальности человеком и обществом и податливым представлениям о мужественности и женственности.