Какие только методы не придумывало человечество, чтобы проникнуть в тайны личности! Где только ни искало зашифрованные черты характера – и в положении звезд на небе, и в линиях на ладони, и даже в шишечках на черепе! На фоне этих сомнительных попыток графологический метод кажется куда более убедительным. На первый взгляд.
Как же обосновывают свои методы современные графологи?
То, что почерк индивидуален и неповторим, как отпечатки пальцев, хорошо известно всем (особенно криминалистам). Но отпечатки пальцев даны от рождения и о Вашем характере вряд ли что-либо расскажут. А вот почерк напрямую связан с деятельностью мозга.
Как бы ни учила нас учительница правильно выводить буквы в прописи, надолго школьная однотипность почерка не задерживается. Постепенно почерк становится беглым и обретает у каждого свои неповторимые черты. Подделать почерк, конечно, можно, но грамотный эксперт почти всегда установит подделку. Ведь индивидуальный стиль написания текста чаще всего воспроизводится нами неосознанно и эту неосознанность даже талантливый мошенник не в силах воспроизвести на 100 %. Скорость его письма либо замедлится (и это сразу заметит опытный глаз), либо потеряет какие-то особенности оригинала.
Так вот, графологи считают: раз мозг подсознательно «руководит» рукой пишущего, то значит, между особенностями почерка и чертами характера обязательно должна присутствовать связь. Следовательно, при развитии и изменении характера почерк тоже меняется.
В работе с почерком графологи оценивают форму, размер, слитность и наклон букв, направление строк, силу нажима и даже поля, оставленные на листке. Правда, оценивают они их по старому средневековому принципу подобия. Буквы маленькие – писавший бережлив или скуп, большие – щедр или расточителен. Строки взмывают вверх – писал оптимист, понуро сползают вниз – пессимист. И далее в том же духе.
Правда, современные графологи осторожно уточняют, что нельзя делать вывод, рассматривая каждую деталь почерка отдельно от остальных, ведь каждый элемент сам по себе не имеет жесткой связи с какой-то чертой характера. Необходим комплексный синтезирующий подход, когда выявляется «синдром» написания – то есть устойчивое сочетание элементов почерка. Недаром графологи говорят, что их отрасль – не только наука, основанная на графологических таблицах, но и искусство, основанное на опыте и интуиции.
Также они предупреждают, что почерк не может дать точного ответа на вопросы о половой принадлежности, возрасте и семейном положении пишущего. Ведь он отображает психологию, а психологически мужчина вполне может быть женственным, а старец – молод душой.
Несмотря на всё вышесказанное, ученые убеждены, что графология вообще не является наукой, ее методы изначально ложны, а если она и искусство, то это искусство сознательного или неосознанного обмана.
Во-первых, они просят не путать графологов с экспертами почерковедения (даже если в прессе и тех и других именуют одинаково). Именно эксперты официально состоят в службе криминалистики и их цель более прозаична – установить подлинность того или иного документа. Специалисты по научной экспертизе документа должны в совершенстве знать виды бумаги и чернил, а также разнообразные стили написания. Конечно, они, как и графологи, скрупулезно изучают завитушки и наклон почерка, но лишь для того, чтобы установить – вот это писал Вася, а это – не Вася. А вот установить по почерку характер Васи, его склонности и таланты, они благоразумно не берутся. И вот почему.
«Безусловно, почерком управляет мозг, – говорят ученые, и даже уточняют: – Не весь мозг, а в основном моторный центр, располагающийся под верхушкой черепа. А вот характер человека такой жесткой локализации в мозге не имеет, поэтому ни о какой связи между оптимизмом и ползущими вверх строчками быть не может».
Конечно, кое-что об особенности психомоторики человека почерк сообщить может, но это только общие показатели, недостаточные для характеристики особенностей личности. Давно подмечено, что при некоторых психических болезнях почерк приобретает специфические черты. Например, почерк шизофреников часто отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью.
О чем же действительно может рассказать почерк?
1) о состоянии органов зрения (допустим, часто с ухудшением зрения размер букв увеличивается, что вовсе не говорит о том, что человек из интроверта вдруг превратился в экстраверта);
А. Ваксберг «Преступник будет найден»:
«Один московский следователь рассказывал мне такой случай. Грабитель на месте преступления оставил дерзкую циничную записку, бахвалился, что не будет разыскан. Записку дали прочитать криминалисту-почерковеду. Изучив ее, эксперт заявил, что у писавшего нет левого глаза: этот дефект зрения выдавали своеобразные неправильности письма. Столь важная улика значительно облегчила розыск преступника. В процессе исследования вывод эксперта полностью подтвердился. Сильно вытянутые в длину, в ширину или наискось буквы, сдвоенные штрихи и некоторые другие особенности выдают человека, страдающего астигматизмом – серьезной болезнью глаз. По этой детали удалось однажды в течение двух суток найти опасного преступника: глазные больницы дали сведения о всех больных астигматизмом, и круг подозреваемых сильно сузился».
2) о строении костно-мышечного аппарата руки и степени его подвижности;
3) об общих особенностях нервной системы и состоянии пишущего (так можно отличить почерк спокойного человека от почерка нервозного);
4) о прилежности и аккуратности (безусловно, безобразный текст на заляпанном жиром листе об аккуратности не свидетельствует, хотя лично я вполне могу представить неряшливого в быту профессора, пишущего тем не менее каллиграфически аккуратными буковками);
5) о системе обучения, иногда – о профессии (допустим, почерк чиновников XIX века отличался особой вычурностью и помпезностью);
6) о частоте писания (лично мной подмечено, что крайне «детский» почерк зачастую свидетельствует лишь о том, что люди просто редко пишут);
7) об условиях, в которых приходится писать;
8) о пишущих средствах.
А вот всё остальное, как говорится, от лукавого.
Скептики словами не ограничились и провели несколько «дискредитирующих» экспериментов.
Так директор психофизиологической лаборатории в Сорбонне А. Бине разослал некоторым известным графологам несколько рукописей, написанных мужчинами и женщинами, профессорами и бандитами. Результаты экспертиз его изрядно повеселили. Например, крупный французский ученый-физиолог был охарактеризован как человек посредственного ума, лишенный ясного мышления. А вот серийный убийца женщин получил следующую характеристику: «Сердце преобладает над остальным, отсюда альтруистичность натуры».
Похожий эксперимент провели Кинг и Кёлер из Канады. Только в роли «подопытных» были не графологи, а самые обычные люди. Им дали образцы почерков и психологические портреты знаменитых писателей, которым они, якобы, принадлежали (на самом деле «пары» подбирались случайно). Когда испытуемых попросили найти связь между почерком и личностью, они тот час стали работать, как заправские графологи, пользуясь тем же принципом подобия: почерк неровный – настроение неровное, почерк стремительный – характер энергичный и т.д.
Еще одну проверку провел и известный криминалист, профессор научной полиции Лозаннского университета А. Рейсе. На этот раз он разослал образцы почерков мужчин и женщин как графологам, так и обычным людям с просьбой установить, какого пола писавшие. Так вот у дилетантов «точных попаданий» оказалось даже больше, чем у мастеров графологии! Недаром графологи сейчас обязательно пишут, что реальный пол и возраст они установить по почерку не могут (мол, могут только «психологический»). То есть выходит, что точные проверяемые факты они определить не берутся, зато субъективные «обтекаемые» – пожалуйста!
Конечно, верить или не верить графологии, решать Вам, уважаемые читатели. Вера – вещь нерациональная.
0 comments
Add your comment