Очевидно, что качество современной продукции бывает разное, и когда мы стремимся о нем рассуждать, каждый из нас исходит из своего субъективного опыта, высоких или не очень запросов, и даже места проживания и приобретения продукции под вопросом.
Очевидно, что, например, одиозная продукция китайского происхождения относится к разным ценовым и качественным сегментам – может быть как относительно качественной, так и относительно некачественной, говоря простым языком. Но вот что для некоторых из нас далеко не очевидно, так это то, что, приобретаем мы относительно качественный продукт или относительно некачественный – хотим мы того или нет, мы за него переплачиваем – и в первом, и во втором случае, часто об этом даже не подозревая. Так же как не всегда очевидно и то, что в погоне за прибылью производитель и продавец часто обманывают нас, потребителей.
Проработав в сфере продаж около десяти лет и соглашаясь с тем, что производители продукции бывают разные – не все откровенные обманщики (есть еще и неоткровенные), я не могу согласиться и смириться с одним: перманентным обманом потребителя со стороны производителя и продавца (и не согласен я не только как обманутый потребитель, но и как вынужденный когда-то обманывать производитель).
Ясное дело, времена изменились и то, что было честно-нечестно вчера, сегодня потеряло свою недавнюю и вполне понятную определенность (то, за что вчера вызывали на дуэль, сегодня – норма). И все-таки, даже при размытых и туманных представлениях о честности и порядочности сегодняшнего дня, нельзя не заметить, что нас, потребителей, дурят, надувают и облапошивают. И не надо быть специалистом на производстве, чтобы не заметить такого очевидного стремления производителя продать нам кота в мешке.
Обман – не только когда тебе вместо килограмма яблок всучили восемьсот пятьдесят граммов – откровенно и от души обвесили. И не только когда обманули со сдачей. Сегодняшние способы «честного отъема денег у граждан» носят такой тонкий и завуалированный характер, что даже в суде бывает трудно доказать, кто кого обманул. А потребитель, дурачина, часто еще и защищает обманщика – честного на вид парня.
Сегодняшний обман потребителя производителем, в основном, базируется на некомпетентности первого и недостоверности заявленных в сопроводительной документации характеристик продукта вторым. Например, согласно Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, больше половины всех продуктов питания, реализуемых в торговых сетях и имеющих необходимые разрешительные документы, не соответствуют заявленной в сопроводительной документации информации, являются фальсификатом или попросту непригодны для безопасного потребления. По разным данным Союза потребителей РФ, от 50 до 90 % всей электроники, продаваемой в России, – либо фальсификат, либо продукция зарегистрированных лицензированных производителей (законопослушных обманщиков), которая не соответствует тому, что заявлено в сертификатах, паспортах и инструкциях.
По сравнению с потребительским бунтом несогласных в конце девяностых-начале двухтысячных, сегодня многие, похоже, смирились и не видят «ничего такого» в том, что им приходится потреблять мясные полуфабрикаты «второй свежести», а часто тухлятину – просто испорченные продукты, вредные для здоровья под видом кур-гриль, шашлыка в майонезе или готового мясо-растительного фарша.
Рыбное филе в сантиметровом ледяном панцире (которое, иногда, лежало на складах в замороженном виде до десяти и больше лет и по вкусу напоминает старую половую тряпку, которую до вас жевала корова), скумбрию под названием «тунец», минтая под названием «треска», горбушу под названием «лосось». Покупать электронику с заявленными несуществующими характеристиками. Вещи, чей состав не соответствует указанному на маркировке.
Не буду дальше перечислять, так как все это большинству и без меня известно. Только неизвестно, почему мы согласны покупать это и даже заявлять, что так и должно быть – все путем, все хорошо, прекрасная маркиза?
Но мне интересен еще и несколько другой, «нематериальный» аспект, о котором почти никто не упоминает: как у производителя хватает совести и наглости, не по глупому незнанию, а по умному намерению, умышленно и планомерно, обманывать своего потребителя? И как у некоторых потребителей хватает почти библейской кротости этот обман принимать обеими руками, в святой наивности, что если обман и есть, то их лично он не касается?
Понятное дело, любой производитель старается в производство товара вложить меньше, а получить больше – максимальную прибыль, за пыль с ногтя. Но где же та грань, когда обман становится обманом, а не маркетинговым ходом, рекламной стратегией, гнилые помидоры – гнилыми помидорами, а не «томатами второй свежести»?
…Когда-то недавно и недолго мне довелось продавать некое оборудование для охотников и подводников – серьезное, не плюнуть и растереть-футы-нуты – снаряжение, «лучшее в мире», как мы гордо заявляли, в основном, охотникам и дайверам на Западе. И я столкнулся с такой вот «маркетинговой стратегией», когда продукция производилась из дешевых бракованных частей, быстро выходила из строя и не соответствовала заявленным в документах характеристикам. Само производство было не в заявленной столице цивилизованного западного мира (кстати, так давно делают многие хитрые производители: регистрируют фирму с громким иностранным именем и три квадратных метра, где-нить под Торонто, а производят при помощи гастарбайтеров где-нить в подвалах Подмосковья или Гуанжоу – за ради доверчивого клиента, который потом его, лживого производителя, поимевшего его, еще и будет оправдывать). У нас тогда были негласные указания руководства «делать из клиента козла», как это называлось: то есть по обнаружению брака или несоответствия заявленным характеристикам уметь убедить клиента в его некомпетентности, общей слепоте и непроходимой глупости. Тот, кто это делал хорошо – был хорошим «специалистом», тот, кто плохо – был специалистом плохим.
Несуществующая западная компания по производству «лучшей в мире продукции», производство тремя китайцами в китайском подвале китайского барахла, кучка жадных до прибыли жлобов, бракованные изделия, текучка их неподготовленных обманутых своим же работодателем «специалистов», «клиенты-козлы» – ничто не помешало производителю этого барахла заработать свои тридцать сребреников, чтобы потом успешно закрыться под старым именем и, сделав себе – нет, не харакири, а ребрендинг, открыться под новым, чтобы и дальше обманывать своих потребителей. Что еще примечательно, некоторые, кого не успели обмануть, восхищались такой вот русской смекалкой зарабатывать деньги…
Чем дольше я живу на свете, тем четче вижу, что таких производителей и таких «специалистов» меньше не становится…
0 comments
Add your comment