Из имеющейся литературы, описывающей целый ряд медитативных практик, мы знаем, что медитация – это концентрация внимания человека на каком-либо конкретном предмете в состоянии внутренней сосредоточенности и отрешенности от внешнего мира.
Само слово «внимание» означает вбирание в себя какой-то информации (вбираю – «втягиваю в себя») на чувственном уровне, когда объект познания осознается не только на физическом, но и на психическом уровне.
Для осознания себя в окружающем мире человек обладает органами чувств. По учениям восточных религиозных практик, таких сенсорных органов у человека десять. Половина из них проявлена на физическом уровне, а половина не проявлена и ощущается психикой человека (астральный, ментальный планы). Из проявленных каналов восприятия действительности мы знаем зрение, осязание, обоняние, слух и вкус.
Органов чувств этих каналов достаточно человеку для полноценной жизни. С помощью зрения он получает до 90% всей поступающей информации из окружающего пространства и видит все, что происходит вокруг него. Остальные чувственные восприятия дополняют полученную зрительную информацию, добавляя к зрительному образу звуковые, осязательные, обонятельные и вкусовые характеристики.
Современная наука ориентируется на трехмерное пространство. Философия рассматривает окружающий мир с нескольких позиций, Платон, например, указывал на шесть векторов направлений, а П. Д. Успенский предлагает посмотреть на мир с позиции девяти измерений. Таким образом, можно рассматривать ориентацию органов чувств человека на получение информации от каких-то определенных направлений.
В медитации участвуют не проявленные на физическом уровне органы чувств человека. Например, внутреннее зрение, «третий глаз», открывается только после получения определенных знаний и опыта. «Третье» зрение развивается и зависит от разумных и чувственных знаний человека, от богатства его души и всего духовного содержания. Оно зависит и от рудиментарного сознания, которое действенно во всем живом.
В старину считали, что интуиция – это редчайший дар, даденый человеку как отражение всей окружающей и внутренней действительности, некое своеобразное «откровение», возникающее внезапно. Интуиция – в своем роде отражение всего существующего. Она питает репликации, а репликации питают интуицию, потому, что они взаимосвязаны, и чем интуитивней (чувствительней) человек, тем богаче видимые им образы.
Репликации (мираж) – как бы ожившие образы души. Отрываясь от сознания, которое их породило, они обретают самостоятельную жизнь в мыслях, чувствах и стремлениях человека. Они не только зрительные. У композитора они «звучат», у парфюмера «благоухают», у гурмана могут существовать в виде ощущений вкуса. У математика, физика или другого ученого репликации могут принимать нечувственные формы удовлетворения.
С этими представлениями связана мифологема о том, что миры людей и зеркальных существ когда-то не были разобщены, а зеркала не служили средством отображения человеческого мира. Из одного измерения через зеркала можно было легко проникнуть в другое. В одну из ночей зеркальный народ попытался подчинить Землю, но после ряда сражений земляне одержали победу.
Академик Сергей Вавилов неоднократно отмечал, что у человеческого глаза есть еще одна, кроме наличия порога зрения, физиологическая особенность, важная для оптики. Глаз удерживает зрительные впечатления, поступившие к нему, в течение одной десятой секунды. Чем ближе свет к красной области спектра, тем длина его волны больше, или (что одно и то же) меньше частота колебания соответствующего (мягкого) излучения.
Фиолетовый же цвет имеет самую короткую волну и самую высокую частоту колебаний. Фиолетовый диапазон спектра соответствует самым «жестким» лучам видимого света. А за красным и за фиолетовым концами спектра простираются области невидимых глазу человека излучений. Эти излучения воспринимаются другими органами чувств человека во время медитации.
Мы все по-разному реагируем на одни и те же внешние раздражения благодаря различным темпераментам и различным характерам. Поэтому медитативные практики у людей часто зависят от особенностей психики человека и имеющихся у него знаний. В медитации вселенная двигается в пространстве, и человек участвует в ее движении, он называет это судьбой.
Тайна мироздания устрашает разум, писал Виктор Гюго, описывая морские глубины, это описание подходит и к медитативному состоянию: «Человек погружен во мрак, и гнет темноты по-разному действует на души людей. Человек погружен во мрак. Он смотрит. Слушает». Он видит мрак и познает свое несовершенство там, где таится тьма, которая неделима. Она населена.
Под сводами тьмы таится страшная, пугающая жизнь, но неудержимое любопытство влечет человека в эту пугающую тьму, в которой происходит перемещение планет и звезд. Однажды находясь в медитации, я ощутил себя в Аду, в раскаленном пекле огненного мира. Видимо так отреагировало подсознание, показывая греховность моего жизненного пути и призывая к очищению перед тем, как пойти дальше.
Во мраке мы ощущаем зло – это затаенное богохульство факта, непокорного идеалу, как писал Гюго. И, наверное, он был прав, потому что практически все медитативные практики связаны с религиозными учениями и используются подготовленными людьми, способными использовать возможности своей психики.
Для неподготовленного человека «улет» в «астрал» и другие духовные практики могут закончиться психушкой, что периодически и происходит в среде «посвящаемых» в какие-то магические ритуалы. Медитация – это одно из проявлений галлюцинации, которую вызывает сам у себя медитирующий человек. А подобные «глюки» могут наблюдать и люди, страдающие психическими заболеваниями.
0 comments
Add your comment