Историко патриотическое воспитание в библиотеке: Планирование 2017. Историко-патриотическое воспитание и правовое просвещение в библиотеках: формы и названия мероприятий.

Планирование 2017. Историко-патриотическое воспитание и правовое просвещение в библиотеках: формы и названия мероприятий.

Цели патриотического воспитания в работе библиотек: формирование активной жизненной позиции гражданина – патриота, гордящегося своей Родиной; воспитание любви к Родине, своему краю, чувства верности Отечеству.

Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России.

При составлении годового плана работы библиотеки стоит  обратить внимание на даты и события исторического  календаря 2017 года.

1155 лет зарождения российской государственности (862)

Книжные  выставки:

  • «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу…» виртуальная версия  http://presentation.rsl.ru/presentation/view/38#/0
  • «Откуда пошла земля русская» оформленная в форме «Ленты времени». Разделы выставки: «Седая старина», «За далью времени», «Российская империя», «Россия сегодня».
  • «История российской государственности»,
  • «Государственность России: идеи, люди, символы»
  • «От Руси к России»
  • «Рюрик – летописный основатель государственности Руси»

Мероприятия:

  • Час информации «Страна, в которой мы живем»
  • «Русь изначальная» к 1150-летию с момента зарождения российской государственности
  • Историческое досье «Путь длиною в 1155 лет»
  • «От Руси до России: развитие государственности»
  • «Российской государственности 1155 лет»
  • «Дней прошлых гордые следы» – цикл уроков истории для учащейся молодежи
  • «У истоков Российской государственности» – познавательный час
  • «Основатель государства русского» – час истории
  • «От древней Руси до новой России» – час информации
  • «Знаменательные даты и личности в истории российской государственности в 2017 году»
  • «Век стоит Русь – не шатается! И века простоит не шелохнется!»
  • Часы доблести «Мы – великой России частица»

 

Цикл «Национальные герои России» – часы патриотического просвещения:

  • «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»
  • «Александр Невский»
  • «Дмитрий Донской» и другие

 

775 лет со дня «Ледового побоища» (1242)

  • «И снова ратной даты слава»
  • «И была тут битва великая …»
  • литературно-исторический час «Поле ратной славы» ко Дню воинской славы России, посвященный годовщине Ледового побоища. Источник: http://cbs-kstovo.ru/mer/353-literaturno-istoricheskij-chas.html

 

520 лет российскому гербу (1497)

  • «Овеянный славою Российский наш герб»
  • «Овеянные славой флаг и герб России»
  • «У державы величавой на гербе орел двуглавый»
  • «Флаг, герб, гимн – государственные святыни » – час геральдики

 

405 лет изгнания польских интервентов из Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского (1612)

  • Виртуальная выставка  «Победа, сохранившая Святую Русь» , посвященная 400-летию подвига Народного ополчения под руководством нижегородского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского.
  • «Минин и Пожарский: хроника смутного времени»
  • Выставка-призыв «Вставайте, люди русские»
  • «Хроника смутного времени» – иллюстрированная выставка
  • «Доблесть русских ополченцев» – патриотический час
  • «В этот день была Россия спасена» – урок- викторина по известным фактам истории возникновения праздника
  • «Любить Отечество как Минин и Пожарский» – вечер- диалог
  • «Во главе ополчения» – вечер – портрет
  • «День добрых дел» – Акция ко Дню народного единства

 

345 лет со дня рождения Петра Первого (Петра Алексеевича Романова)(30 мая 1672 – 28 января 1725)

  • «Царь Петр I: личность и эпоха»
  • Эпоха Петра Первого
  • Петровские реформы
  • «Петр I – великий император России»
  • «Петр Великий: личность и реформы»
  • «Могучий властелин судьбы»

 

205 лет Отечественной войне 1812 года

  • «Героическая эпопея народного подвига» информационный уголок
  • «Великий день Бородина» – урок патриотизма
  • Комплект книжных закладок «Герои войны 1812 года»
  • «Великие личности периода Отечественной войны 1812 года: Д.Давыдлов, Б.-де-Толли, П.И.Багратион, Наполеон Бонапарт и др.» -час исторического портрета
  • «Бородино и его герои» – электронный ресурс
  • «Феномен войны 1812 года в художественной культуре» – выставка
  • Неделя исторической книги «Славная победа русского оружия» (ко Дню воинской Славы России)
  • «Лишь ты смогла, моя Россия» – книжная выставка
  • «На поле Бородинском» – выставка – панорама
  • «Герои 1812 года из….» – буклет
  • «Недаром помнит вся Россия…»- час исторического рассказа
  • «Галерея героев Отечественной войны 1812 года» – книжная выставка
  • «Рассказы об Отечественной войне 1812 года» литературное путешествие по книгам С. Алексеева,
  • «И вечной  памятью двенадцатого  года…» – отечественная война в русской поэзии дайджест
  • «Война 1812 года: дела партизанские»
  • «Бессмертен тот, кто Отечество спас»
  • «Великий год России»
  • «Наше Отечество – вчера, сегодня, завтра»
  • «Россия – всё, чем я живу»
  • «Полководец и герой войны 1812 года»
  • исторический калейдоскоп «Земли российской сыновья»
  • устный журнал «Во славу Отечества»

 

 

100 лет Октябрьской революции и Февральской революции

  • «100 лет Великой российской революции: осмысление во имя консолидации»
  • «Революция 1917 года в зеркале российской истории»
  • «Октябрьская революция: Факты и размышления»
  • Литературный час «Октябрь 1917 в судьбах России»
  • Литературно-поэтический час «Опьянение свободой»
  • Урок исторической памяти «История России. Две революции 1917 г»
  • «Февральская революция: власть, оппозиция, народ. История и современность»
  • «Открывая тайны Февральской революции»
  • «Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия»
  • «Из истории русской катастрофы» (Февральская революция 1917г.)
  • Колесо истории «От февраля до октября 1917 года»

 

К 80-летию событий 1937 года

  • «Летопись века. Год 1937»
  • Час истории «Люди и судьбы»
  • Вечер памяти «Их увели по санному следу…
  • Вечер памяти «Реабилитированы посмертно»
  • Литературно-поэтический час «Страницы пережитого» (Рыбаков А.Н.«Дети Арбата»)
  • «Правда истории: память и боль»
  • «Да не иссякнет памяти река»
  • Вечер памяти жертв политических репрессий «Не может быть забвенья»
  • Выставка   «Колокол мой – правда»: ко дню памяти жертв политических репрессий (30 октября)
  • «Печальная дата нашей истории»

 

75  лет  битвы под Москвой (Начало 2 октября 1941 г.-  Окончание 31 января 1942 г.)

  • «Первый шаг к Победе»
  • «Клятву верности сдержали» литературно-музыкальная композиция
  • «История военного сражения. Битва под Москвой»
  • «Они стояли за победу, они стояли за Москву!»
  • «Москва за нами. Ни шагу…»

75 лет начала Сталинградской битвы (17 июля 1942 – 2 февраля 1943 гг.)

  • выставка литературы «2017- 75 лет начала Сталинградской битвы»
  • уроки мужества «Великая битва на Волге»
  • «Символ мужества – Сталинград»
  • беседа со слайд – презентацией «Защитники Сталинграда»
  • историческое путешествие, презентация «Мамаев курган –гордая память истории»
  • От Сталинграда к великой победе
  • Вечный огонь Сталинграда
  • «Здесь всё стонало от металла»

Предлагаем воспользоваться  названиями для  библиотечных мероприятий  по героико-патриотическому воспитанию:

  • Нашей армии герои: военно-патриотическая игра для школьников: сценарий к 23 февраля:  http://metodistam.blogspot.ru/2013/01/blog-post_24.html
  • « Дорогами нашей победы » – урок истории (9 декабря — День героев Отечества)
  • «Бессмертные имена» – электронный ресурс    (50-летие Вечного огня)
  • «Если Родина зовет…» – урок гражданственности ко Дню памяти воинов-интернационалистов
  • Викторины, игры: «Слава тебе, победитель солдат!», «Есть такая профессия – Родину защищать»;
  • Конкурсы: «Я только слышал о войне»;
  • Конкурсы патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем»; Литературно-музыкальная композиция: «Я люблю тебя, малая Родина!»
  • Конкурс чтецов «Дети о войне»;
  • Конкурс рисунков  «Война глазами детей»
  • Вечера-встречи «Сражаюсь, верую, люблю» литературно-музыкальный вечер
  • «Многое забудется, такое – никогда» рассказ-хроника военных лет, посвященный Дню памяти и скорби,
  • «Афганистан живет в душе моей» литературно-музыкальная композиция,
  • «Время выбрало их» вечер встречи поколений;
  • Акции: «Солдатские письма», «Герои живут рядом»,  «От сердца к сердцу»;  «Вахта памяти»,
  • Уроки мужества: «Отечества славные сыны» историко-литературный час,
  • «Золотые звезды земляков» урок патриотизма,
  • «Подвиг во имя России»,
  • «Моя Родина – Россия» урок патриотизма
  • «Дороги трудные войны»-  выставка-обзор (ко Дню памяти воинов-интернационалистов)

 

 

Цикл иллюстрированных выставок «История России в лицах и судьбах»:

  • «Женщина века» (80-летию В. Терешковой (6 марта 1937))
  • «Взлет мысли» (160-летию Э.К. Циолковского (1857—1935))
  • «Легенда морского флота России» (к 215-летию А.С.Нахимова(1802-1855))
  • «Великий русский реформатор». Выставка       к 245-летию со дня рождения русского государственного деятеля М.М. Сперанского (1772 —1839)
  • «Сказал все возможное» выставка к 200-летию со дня рождения русского историка Н.И. Костомарова (1817-1885)

 

К 155 лет со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина (1862-1911)

  • «Верю в Россию»
  • «Нам нужна великая Россия»
  • «Я – гражданин России»
  • «Я верю в Россию»
  • «Пётр Аркадьевич Столыпин: жизнь за Отечество»
  • «Реформы во имя России»  час истории

 

Циклы мероприятий «История в стиле классики», которые могут включать в себя:

  • «История, одетая в лицах» — презентации новых исторических романов, новых исторических серий.
  • Вечера-портреты «С рождения я призван к царству» — царствующие особы России: Романовы, Рюриковичи и т.д.
  • Вечера-портреты, интерактивные игры «Моя судьба – мудреная загадка» о людях необычной судьбы, вошедших в историю России: Никон, патриарх Аввакум, самозванцы, Ермак, княжна Тараканова, Орлов, Потемкин, авантюрные личности и др.
  • Вечера-встречи поколений «Войны свидетели живые»
  • Поэтические вечера «Нам жизнь и память»
  • Литературные часы «Идет весна победным маем» и т.д.

 

 

 

 

 

 

Правовое просвещение

Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу.

Несколько календарных дат 2017 года:

185 лет назад впервые напечатан Свод законов Российской империи

120 лет назад воскресенье в России объявлено выходным днем

100 лет назад в Советской России введен 8-часовой рабочий день

95 лет назад образован СССР – Союз Советских Социалистических Республик

65 лет со дня рождения  Владимира Владимировича Путина (7 октября 1952 г.) – Президента Российской Федерации

55 лет «Биллю о правах потребителя»

25 лет – 7 февраля 1992 года принят закон РФ  »О защите прав потребителей»

 

Формы и названия  правовых мероприятий  для проведения в библиотеке:

Выставки, просмотры:

  • «Будущее России — за вами» – выставка-демонстрация
  • «Вокруг права» – выставка-викторина
  • «Государственная символика России и история её развития» – выставка-вернисаж
  • «Думай! Действуй! Выбирай!» – выставка-обзор
  • «Живи настоящим — думай о будущем» – выставка-информация
  • «Закон, по которому нам жить» ко  Дню  Конституции
  • «Интернет-ресурсы для молодёжи по избирательному праву» – виртуальная выставка
  • «Информационные правовые ресурсы в сети Интернет» – виртуальная выставка
  • «Кто, если не мы» – выставка-портрет
  • «Мир права» – выставка-портрет
  • «Мой законный интерес» – выставка литературы о правах ветеранов и инвалидов
  • «Наш выбор — наша судьба!» – выставка-портрет
  • «На параллельных дорогах прав и обязанностей»
  • «Не нарушайте наши права!» выставка -протест;
  • «Права свои знай, обязанности не забывай»,
  • «Символы России — вехи истории» выставка-вернисаж
  • «Странички юриста»
  • «Твой выбор, Россия» – выставка-портрет
  • « «Что мы знаем о выборах?» -выставка-обзор
  • «Права человека – гарантия государства»

 

Деловые, ситуационные и ролевые игры:

  • «Выбери свою  судьбу» – правовой подиум
  • «Гражданином быть обязан»  – ролевая игра
  • «Закон обо мне, мне о законе» – деловая игра
  • «Легко ли быть избирателем?» – ролевая игра
  • «Мир моих прав» – ролевая игра
  • «Молодые избиратели ХХI века» – деловая игра
  • «Обязан и  имею права» – правовая игра
  • «Остановиться на грани», «Разрешенное и запрещенное» ток-шоу
  • «Право имею!» -познавательная игра
  • «С законом на Вы» -правовой подиум
  • «Я люблю страну, где есть право на имя и на семью» — турнир юных правозащитников

 

Пресс-конференции, круглые столы:

  • «Библиотека в помощь правовому просвещению»
  • «Библиотека и правовое воспитание. Проблемы и перспективы»
  • «Воспитание правовой культуры подростков в библиотеке»
  • «Детская библиотека – пространство правовых знаний»
  • «Молодёжь выбирает будущее»
  • «Мы молодые — нам выбирать!»
  • «Правовое воспитание детей и подростков: возможности библиотек»
  • «Роль библиотек в правовом воспитании подростков»

 

Дни информации, Дни периодики:

  • «Библиотека и права личности»
  • «В библиотеку за правом»
  • «Молодёжь и право»
  • «От правового просвещения к обеспечению прав ребёнка»
  • «Правовая культура и правовое воспитание личности»
  • «Вы, продавец и право»(к Всемирному дню защиты прав потребителей)
  • «Местное самоуправление: проблемы и перспективы» день  местного самоуправления

 

Тематические часы, обзоры, беседы

  • «Большие права –маленьким детям»
  • «Ваш навигатор в море законов»: практикум по работе с ИПС ФСО России «Законодательство России» и СПС «Консультант+»
  • «Твое право на доступ к информации» – правовой час в рамках консультационного пункта
  • «В гармонии с собой и миром»
  • «Воспитай в себе гражданина»
  • «Звезды в сапогах: советы призывнику»- День старшеклассника
  • «Маленькие граждане большой страны»
  • «Молодежная правовая трибуна» цикл информационных часов на темы «Законы, по которым мы учимся, работаем, живем»
  • «Конвенция. Закон. Права»
  • «Наркотическая свобода или зависимость,   полет или падение»
  • «Потребитель, знай свои права» (к Всемирному дню защиты прав потребителей)
  • «Права людей с ограниченными возможностями» – лекторий в рамках Декады инвалидов
  • «Права работника – под защитой закона»  беседа
  • «Права ребенка: от истоков к настоящему» историческое путешествие
  • «Правонарушение как форма отклоняющегося поведения»
  • «Путешествие в страны Закона, Права и Морали» литературная игра-путешествие
  • «Сказка о добром и злом огне» – ко Дню пожарной охраны
  • «Счастье твоё закон бережёт»
  • «Твои права и обязанности»
  • «Учусь быть гражданином»
  • «Человек. Государство. Закон»
  • «Электронное Правительство: как получить государственные услуги через Интернет?»
  • «Я уважаю право»

Библиографическая продукция:

  • «Муниципальные новости» стенд
  • «Законы, которые нас защищают» – информационный стенд
  • «По лабиринтам экологического права» – тематическая папка
  • «Правовые документы для инвалидов»
  • «Право собственника»- папка-накопитель
  • «Трудовой договор: справочное пособие» – правовой буклет
  • «На защите природы и человека»- правовой навигатор
  • «Социальные выплаты: изменения и актуальные вопросы» – информ. буклет
  • «Герои сказок, тоже имеют права» буктрейлер
  • «Закон вокруг нас»- закладка
  • «Закон и право» – закладка
  • «Я и право» – закладка
  • «Я имею право на все мои права» – закладка (извлечение из Конституции РФ)
  • «Только новинки и только для вас …» информационный список литературы
  • «Детство под защитой» информационная закладка к 20 ноября Всемирному  дню ребенка
  • «Толерантность – ключ к благополучию общества»

 

Правовая неделя с интерактивными играми и презентациями

  • «1 июня «Права глазами подростка»- конкурс рисунков
  • «Россия – Родина моя»: беседа – презентация
  • «Не считай ворон – собирай закон»
  • «Законы, по которым ты живешь»
  • «Ключ к сокровищам права»

 

Мероприятия по профилактике экстремизма

Книжные выставки и тематические полки по темам:

  • «У нас друзья на всей Планете»,
  • «Научитесь слушать и откликаться»,
  • «Мир такой родной и разный»,
  • «21 век – век толерантности»,
  • «Время понимания» и т. д.

Можно провести мероприятие «Черты толерантной личности», цель которого – воспитание терпимости в молодых людях.

Запланируйте такие мероприятия, как:

  • «От улыбки станет всем светлей!» – Международный день друзей
  • день информации «Жить всегда в мире»
  • устный журнал «Толерантность – дорога к будущему»
  • актуальный диалог «Уважение к национальным различиям»
  • экспресс-час «Людям России хочется мира»
  • урок «Такое трудное слово – толерантность»
  • «Толерантность сегодня – мир навсегда» урок толерантности
  • «Чувствуя взгляды друг друга»
  • «Я, ты, он, она — вместе целая страна!»

 

 

РБА / Новости / Городские библиотеки Чебоксар провели Межрегиональную онлайн-конференцию «Патриотическое воспитание: новый формат»

11 августа на базе Библиотеки им. В. Чаплиной в Чебоксарах состоялась Межрегиональная практическая онлайн-конференция библиотек Городов трудовой доблести России «Патриотическое воспитание: новый формат», которая была организована Объединением библиотек города Чебоксары. В конференции приняли участие более ста руководителей и специалистов муниципальных общедоступных библиотек городов России, удостоенных почетного звания «Город трудовой доблести» в 2020 и 2021 годах.

С приветственным словом к участникам обратилась Маргарита Николаевна Пыркина, исполняющая обязанности директора Объединения библиотек города Чебоксары. Она отметила: «Патриотическое воспитание — одно из важнейших в деятельности каждой библиотеки. Новый статус нашего города — Города трудовой доблести — подтолкнул нас к поиску эффективных инструментов, новых форм и методов работы. Я уверена, полученные сегодня знания и материалы, несомненно, окажут всем нам неоценимую помощь при совершенствовании работ по патриотическому воспитанию подрастающего поколения».

Общий тон конференции задали представители Города-героя Ленинграда (ныне Санкт-Петербург).Александр Анатольевич Семячко, заведующий отделом по работе с юношеством Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского, рассказал о преимуществах игровых форм работы и возможностях современных технологий, позволяющих создать медийный продукт, простой для восприятия и использования.

Опытом внедрения инноваций в систему историко-патриотического просвещения и воспитания молодого поколения; эффективных форм и методов очной и дистанционной работы по сохранениюисторической памяти, культурно-нравственных ценностей и патриотическому воспитанию молодого поколения россиян на героическом примере тружеников тыла Великой Отечественной войны поделились участники из Боровичей, Каменска-Уральского, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Новокузнецка, Новосибирска, Рыбинска, Томска, Ульяновска, Уфы, Чебоксар, Ярославля.

Людмила Георгиевна Смирнова, главный библиотекарь методико-библиографического отдела Централизованной библиотечной системы Автозаводского района города Нижнего Новгорода, познакомила участников конференции с патриотическими акциями и исследовательскими проектами, посвященных трудовому подвигу автозаводцев.

Наталья Владимировна Васильева, заведующая сектором читального зала детской библиотеки Городской централизованной библиотечной системы Боровичи, рассказала о том, что в годы войны Боровичи был крупнейшим городом-госпиталем. Здесь выходили и поставили на ноги 70 тысяч солдат и офицеров Красной армии. Каждый третий боровичанин, способный держать оружие, добровольно или по призыву ушел на фронт. Оставшиеся в городе совершили двойной трудовой подвиг: после рабочей смены начиналась вторая- в госпиталях.

Доклад Натальи Александровны Асеевой, заведующей отделом автоматизации библиотечных процессов Централизованной библиотечной системы Ульяновска, был посвящён одному из виртуальных ресурсов, созданных после присвоения городу почетного звания. Автор рассказала об уникальности проекта, социальной значимости и работе с ним.

Проект «Память сердца: живой журнал» был представлен Модельной библиотекой № 6 Централизованной системы массовых библиотек городского округа Уфы. Светлана Эдуардовна Хорунжая, заведующая библиотекой, продемонстрировала, как форма живого журнала позволяет сотрудникам библиотеки наладить контакт с аудиторией, из выпуска в выпуск продолжать и углублять разговор на интересующие темы, обмениваться опытом и использовать все возможности «обратной связи».

Татьяна Николаевна Киреева, главный библиограф отдела краеведения Центральной городской библиотеки им. Н. В. Гоголя Муниципальной информационно-библиотечной системы Новокузнецка, рассказала о вкладе библиотеки в сохранение памяти о доблести и славе новокузнечан в годы войны и издании книги «Новокузнецк, 1941–1945 гг. Хроника. События. Факты».

С системой патриотического воспитания на основе краеведческого архивного материала познакомила участников Алена Леонидовна Шашкина, заведующая центром развития и профессиональных коммуникаций Центральной городской библиотеки Нижнего Тагила, в годы войны — знаменитого танкограда.

Интересный опыт работы по формированию патриотических чувств у детей, подростков и молодёжи с применением современных телекоммуникационных технологий представила Ольга Валерьевна Чайкина, библиотекарь Детской библиотеки № 8 им. Н. Островского Централизованной библиотечной системы Каменск-Уральского городского округа.

В свою очередь, специалисты Объединения библиотек города Чебоксары познакомили участников конференции с работой над информационным мини-порталом «Чебоксары — город трудовой доблести», который позволит в дальнейшем создать единую электронную тематическую базу с организацией свободного доступа пользователей к различным видам информации; уникальным историко-краеведческим проектом «Дорогами Победы»; квест-игрой «Это моя страна» — одним из новых форматов патриотического воспитания молодежи. Роль преемственности поколений в сохранении исторической памяти и патриотическом воспитании детей и подростков стала лейтмотивом доклада Вероники Владиславовны Григорьевой, заведующей библиотекой — Центром семейного чтения им. В. И. Чапаева. Анна Васильевна Фёдорова, заслуженный работник культуры Чувашской Республики, заведующая библиотекой — Детским информационным центром им. А. Гайдара осветила деятельность библиотек города в годы Великой Отечественной войны.

В завершение конференции Александра Евгеньевна Буйлина, заместитель директора по информатизации и автоматизации библиотечных процессов МБУК ЦБС г. Ульяновска, выступила с предложением участия в проекте по разработке и изданию рабочей тетради «Города трудовой доблести Поволжья».

В своем заключительном слове Маргарита Николаевна Пыркина отметила, что в ходе онлайн-конференции был продемонстрирован огромный и уникальный опыт работы библиотек по патриотическому воспитанию, историческому просвещению и информированию населения; что открытие архивных данных, присвоение городам России почётного звания «Город трудовой доблести» ставят перед библиотеками новые задачи. И это значит, что профессиональные встречи библиотек Городов трудовой доблести будут иметь продолжение.

На Youtube-канале Объединения библиотек города Чебоксары можно посмотреть видеозапись онлайн-конференции.
 

Инновационно-методический отдел

Объединения библиотек города Чебоксары

Подведены итоги конкурса липецких библиотек по героико-патриотическому воспитанию

На базе модельной военно-исторической библиотеки имени Героя Советского Союза М.В. Водопьянова состоялось торжественное награждение победителей городского смотра-конкурса проектов по героико-патриотическому воспитанию, также конкурса среди библиотечных клубов для старшего поколения. Организаторы конкурсов, посвящённых 75-летию Великой Победы, – Централизованная библиотечная система Липецка и городской Совет ветеранов.

 

В реализации патриотических проектов приняли участие 27 библиотек. Работа проводилась в онлайн и офлайн-форматах. Всего было проведено около 200 различных мероприятий: встречи с ветеранами Великой Отечественной, краеведческие часы, уроки мужества, книжно-иллюстрационные выставки, викторины, часы поэзии, флешмобы, литературно-музыкальные композиции. Библиотеки приняли участие во Всероссийских акциях: «Блокадный хлеб»; «Окна Победы», челлендже «Свеча Памяти», онлайн-марафоне #75cловПобеды. Библиотекари собрали и обработали материалы об участниках войны в «Книгу памяти». 

 

В конкурсе «Проекты и их реализация» места распределились следующим образом:

 

I место – Елена Ставила, главный библиотекарь городской библиотеки имени Есенина, за проект «Память сильнее времени»; 

 

II место – Светлана Медведева, руководитель библиотечного центра национальных культур, за проект «Свет строк есенинских, дошедших до Берлина»;

 

III место поделили: детская библиотека имени Пришвина, библиотека «Сокольская» и библиотечно-информационный центр «Социальный»;

 

Поощрения за реализацию акции «Библиогид» удостоены: библиотечно-информационный центр им. П. И. Бартенева и библиотека имени Есенина.

 

В 2020 году в центральной библиотечной системе города функционировали 19 клубов для пожилых людей разной направленности. Кроме активного обмена мнениями о прочитанном, участники объединений развивали самодеятельное художественное творчество, занимались рукодельем, скандинавской ходьбой, обсуждали садово-огородные дела. Те, кто предпочитает телевизору и компьютеру, человеческое общение и настоящую музыку, собирались в клубе любителей песни под гармонь.

 

По итогам конкурса клубов для старшего поколения дипломами и ценными подарками отмечены: 

 

I место – клуб «Альтернатива» библиотечно-информационного центра семейного чтения;

 

II место – клуб «Домашний очаг» библиотеки «Сокольская»;

 

III место – клуб «Общение» библиотечно-информационного центра «Левобережный»; клуб «Поговорим…» библиотечно-информационного центра национальных культур; клуб «Отечество» модельной военно-исторической библиотеки имени Героя Советского Союза М. В. Водопьянова.

 

– Важно, что коллективы библиотек считают своим долгом совместно с представителями старшего поколения вовлекать в процесс познания истории города и края всё больше людей. На примере героев воспитывать у молодого поколения уважение к России, её истории и культуре, — отметил председатель городского совета ветеранов Виктор Долгих.

Патриотическое воспитание

«В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма»

«Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной»

(В.В. Путин)

                                                     В вашем браузере отключен JavaScript

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

Библиотека – центр патриотического и духовного воспитания молодого поколения Белгорода-Днестровского

Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из главных направлений в работе городской библиотеки им. Леси Украинки. Перед учащимися школ и средних специальных учебных заведений библиотекари выступают с материалами, рассказывающими о событиях Великой Отечественной войны, трагических и героических страницах в истории народов, населяющих нашу многонациональную Украину. Мероприятия различны по форме, но едины по своей цели. Библиотекари стараются научить молодежь слушать, понимать, сострадать, помнить, а главное – думать, а думает только тот, кто читает!

К трагической дате в истории Украины – 70-летию трагедии в Бабьем Яру, в библиотеке им.Л.Украинки прошли Уроки исторической памяти по книге Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». Учащиеся 9-а класса ООШ №5, 93 и 102 группы городского лицея, студенты Государственного аграрного техникума узнали о страшных событиях, которые произошли в Киеве осенью 1941 года.

Библиотекарь открывал перед ребятами истории человеческих жизней — страница за страницей. Большинство детей впервые услышали о чудовищной судьбе еврейского населения Киева — стариках, женщинах, детях, десятками тысяч расстрелянных в Бабьем Яру. Там же нашли свою смерть советские военнопленные, партизаны, подпольщики, а также пациенты психиатрической больницы и цыгане. Бабий Яр — могила почти 200 тысяч человек разных национальностей и вероисповедания.

Книга Анатолия Кузнецова о человеческом мужестве и нечеловеческой подлости. Она никого не оставит равнодушным. Не оставила она равнодушными и посетителей библиотеки. Шокирующими стали для ребят работы немецкого фотографа, снятые в Киеве в октябре 1941 года. До 2009 года эти снимки нигде не были опубликованы…

«Ни одно общественное преступление не остаётся тайным. Можно сжечь, развеять, засыпать, затоптать – но ведь остаётся ещё людская память. Историю нельзя обмануть, и что-нибудь навсегда скрыть от неё – невозможно» (из книги «Бабий Яр»).

Уроки памяти, книжные выставки, информационные часы – все эти мероприятия, проводимые в библиотеке, воспитывают, обогащают духовно, дают дополнительные знания и расширяют кругозор.

В августе 2011 года в Украине отмечалось 450-летие со времени написания первого украинского перевода Святого письма – Пересопницкого Евангелия. С этой книгой — поистине удивительным памятником украинской культуры, старшеклассники городского лицея познакомились во время информационного часа, прошедшего в библиотеке им. Л.Украинки.

Ребята узнали о том, что Пересопницкое Евангелие было создано на Волыни в середине 16 века. Сейчас это национальный раритет, который, не смотря на драматическую историю нашей страны, бережно сохранялся и трепетно передавался из поколения в поколение. Эту книгу держал в руках Иван Мазепа, к ней прикасался Тарас Шевченко. История «Евангелия» очень таинственна и загадочна. Сейчас это — национальная святыня, на которой присягают Президенты Украины. Об этой книге должен знать каждый гражданин Украины.

К этой дате в центральной городской библиотеке им.М.Горького подготовлена книжная выставка «Украинская Первокнига», а также составлен рекомендательный список и разработан буклет «Сокровищница нашей культуры».

Нравственно-патриотическое воспитание: опыт, перспективы, проблемы

Чернявская Ирина Евгеньевна,

зав. отделом гуманитарной литературы

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», является логическим продолжением в развивающихся социально-экономических и политических условиях второго десятилетия XXI века, ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Базовым вектором Программы является направленность на процессы интеграции различных институтов социализации в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации и её новизна заключается в том, что она закладывает основы взаимодействия государственных структур и гражданского общества в решении широкого спектра проблем реализации исторической миссии современного российского патриотизма.

Программа имеет государственный статус и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан Российской Федерации при сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения – детей и молодёжи.

Реализацией вышеперечисленных задач занимаются представители основного и дополнительного образования, общественные организации и организации культуры, среди которых значительную роль выполняют библиотеки. Проблемы и особенности деятельности библиотек в области патриотического воспитания регулярно обсуждаются на конференциях и форумах различного уровня.

В ходе работы конференций рассматриваются такие вопросы, как современные подходы к организации гражданско-патриотического воспитания, роль социального партнерства и семьи в патриотическом воспитании, направления деятельности библиотек по патриотическому воспитанию.

Практическое воплощение идей, выдвинутых на конференциях, реализуется в процессе проведения разнообразных тематических акций. Так в преддверии празднования 70-летия Великой Победы в рамках совместного проекта «От нас, не видевших войны…» в библиотеках Пскова и школьных библиотеках прошла акции «Найди своего героя» и «Скажи «Спасибо» герою!». Отдел гуманитарной литературы поддержал эту акцию. 29 апреля в рамках акции «Найди своего героя» прошел Урок памяти «Набат войны нам вновь стучит в сердца. Перед студентами выступили представители Псковской региональной общественной организации «Дети войны» Маина Васильевна Ручьева и Нина Николаевна Анон. Детство этих женщин украла война. Со слезами вспоминали они те дни, когда голодные, оборванные, работали наравне со взрослыми и стойко переносили все лишения. Нина Николаевна прочитала стихотворение о своём детстве, которое прозвучало, как завет сегодняшнему поколению беречь, любить  и заботиться о своих близких.

Поразил всех своим жизнелюбием, добротой и писательским талантом ещё один гость встречи — Георгий Михайлович Гринберг. Он родился в 1929 году и войну встретил двенадцатилетним подростком. Все  воспоминания передаёт юному поколению в своих правдивых, трогательных и щемящих душу стихах. Он много пережил, но тяготы войны закалили его дух и заставили по-новому взглянуть на жизнь, радоваться всем её проявлениям.

На специальной книжной выставке было представлено около 200 изданий о Великой Отечественной Войне: исторические материалы о ходе войны,  о ключевых сражениях (Сталинград, Курская дуга, битва под Москвой, прорыв блокады Ленинграда), о людях, которые  ценою своей жизни освободили человечество от фашизма.

           Деятельность отдела по патриотическому воспитанию  и включает в себя ряд актуальных направлений:

важнейшими из них являются историко-патриотическое (пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в отечественных войнах и локальных конфликтах, формирование уважительного отношения к живым и павшим участникам минувших войн), которое перекликается с  историко-краеведческим направлением (познание своих историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе).

          В феврале, традиционно проводятся мероприятия из цикла «Навстречу Великой Победе», приуроченные к   годовщине Сталинградской битвы.

В программе  мероприятия: старший научный сотрудник исторического отдела музея-заповедника Сафронова М.Н. рассказала о боях за Сталинград, о наших земляках, участвующих в сражении, о сражении за великие Луки, которое было названо маршалом Жуковым «Малым Сталинградом». В боях под Сталинградом подразделениями  нашей дивизии было уничтожено более 10 тысяч солдат и офицеров противника, более 10 тысяч гитлеровцев взято в плен. Приказом НКО СССР от 1 марта 1943 года № 107 157-я стрелковая дивизия за мужество и героизм личного состава, проявленные в ходе Сталинградской битвы была преобразована в 76-ю гвардейскую стрелковую дивизию.  Мы каждый год будем вспоминать эту дату, так как  необходимо сохранить правду и о войне, и о значимости одной из самых кровопролитных военный кампаний сорок третьего года. В первую очередь, для подрастающего поколения.

29 апреля состоялось открытие выставки «Многонациональная литература о Великой Победе», посвящённая важнейшей теме литературы военных лет — теме братской дружбы народов в трудных испытаниях войны. Представлено более 550 изданий из отдела хранения основного фонда, отдела краеведческой литературы, центра по работе с редкими и ценными документами, отдела искусств.

Гостями мероприятия стали:

  • актёры театра Псковского государственного университета под руководством Татьяны Комиссаровской «Ахтеатр», которые представили творческие зарисовки по произведениям Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и Вячеслава Кондратьева «Сашка»
  • бард, изборянин, исполнивший песни о войне Юрий Банников.

К 70-летию Великой Победы проведены:

  • Литературная гостиная «У Великой»: к 70-летию окончания публикации глав поэмы «Василий Теркин» А.Т.Твардовского.

В ходе мероприятия состоялся разговор о биографии А. Твардовского, о его писательской деятельности, о том, как создавалась поэма «Василий Теркин».

  • Из цикла «Навстречу Великой Победе»

Встреча двух поколений: «Вам, из другого поколения…». К годовщине Великой Победы.  На данное мероприятие  в планах пригласить представителей поисковых отрядов, а ещё, рассказать о том, что в разных уголках бывшего Советского Союза установлены немногочисленные памятники матерям, не дождавшимся своих сыновей с фронта. О братьях Володичкиных, (6 погибли на фронте, 3 умерли вскоре после возвращения от ран), о семье Газдановых, в которой было семеро братьев, все погибли, о Марии Матвеевне Фроловой, которая проводила на фронт 8 сыновей, на шестерых получившая похоронки, двое умерли по возвращении от ран…

Социально-патриотическое воспитание направлено на воспитание социально-активной личности.

  • 16 декабря состоялся День информации «Психологические вопросы самореализации молодых. Перед слушателями выступил профессор кафедры специальной педагогики и психологии ПсковГУ, доктор психологических наук, доцент  Николаев Алексей Николаевич.

В ходе мероприятия студенты разобрались в сущности понятий «самореализация», «качество жизни». Выявили перечень необходимых и достаточных условий для самореализации. Рассуждали о самореализации молодежи в культурно-нравственной, социальной и экономической сферах жизнедеятельности человека.

  • Из цикла мероприятий «Здоровье от А до Я»

Час здоровья: «Помочь может каждый» К национальному Дню донора в России.

Однако самой распространённой формой библиотечной работы по патриотическому воспитанию является книжная выставка. Она являлась основой любого мероприятия. Наиболее значимые выставки:

Из цикла мероприятий «Навстречу великой Победе».

Историко-патриотическое воспитание:

  • «900 дней мужества» (День снятия блокады Ленинграда) «Взрослые и дети, мужчины и женщины, военные и гражданские фиксировали свое восприятие событий, свои переживания, свое видение происходящего. Блокадные дневники — бесценные документы эпохи. Они позволяют не просто полнее и подробнее узнать историю блокады, но практически стать ее свидетелем в настоящем времени.» Блокадных дневников очень много, а дневник нашей землячки Татья́ны Никола́евны Са́вичевой (23 января 1930, Дворищи, Лядский район, Ленинградская область(сейчас Псковская) — 1 июля 1944, Шатки, Горьковская область) — школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Таня умерла уже в эвакуации. Дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны.  Эти факты стали акцентом выставки.
  • Выставка к Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год) «Здесь всё стонало от металла».
  • Выставка «Война, твой горький след – и в книгах, что на полках…»: к Дню Победы.
  • «Набат войны нам вновь стучит в сердца…».
  • К дню разгрома немецко—фашистских войск в Курской битве.
  • К началу контрнаступления советских войск под Москвой подготовлена выставка «Битва за Москву».
  • Выставка к Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей (11 апреля)» Люди мира, на минуту встаньте!».
  • Выставка   «Колокол мой – правда»: к дню памяти жертв политических репрессий (30 октября)

Военно-патриотическое воспитание. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, тесно переплетается с героико-патриотическим воспитанием, ориентированным на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

  • «Афганистан болит в душе моей» К дню вывода Советских войск из Афганистана. В настоящее время в Псковской области проживает около 1,5 тысяч ветеранов Афганской войны.
  • «Защитники Отечества» (к 23 февраля) Этот праздник непосредственно связан с историей нашего государства, нашего народа, и поэтому мы предлагали читателям  еще раз перелистать страницы нашей истории и в очередной раз убедиться, как самоотверженно защищали Отечество наши далекие и не очень далекие предки с древних времен и по сегодняшний день.

Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу.

Это направление раскрывали выставки:

  • К  Дню  Конституции «Закон, по которому нам жить»
  • «Под флагом  Росси мы живем» К Дню Российского флага
  • «Россия, которую мы обрели» к Дню России

Социально-патриотическое воспитание направлено на воспитание социально-активной личности.

К Международному Дню семьи:

  • Выставка «Здоровая семья — будущее России»
  • Выставка к Дню молодежи » Как живешь, молодежь?»
  • Выставка к Дню семьи, любви и верности  «Семья. Любовь. Верность»
  • «Терроризм угроза Человечеству» к Дню солидарности в борьбе с терроризмом 3 сентября.

Чувство патриотизма  очень многогранно и его нельзя определить несколькими словами. К сожалению, наблюдается рост безнравственных поступков и агрессии, как у взрослых, так и детей. Эта проблема является серьезной и актуальной в современных условиях. Одно из важных направлений, которое будет способствовать решению этой проблемы:

Патриотическое воспитание через экологическое образование.

  • 18 марта прошла ежегодная экологическая акция «Твой след на земле», целью которой является привлечение внимания к экологическим проблемам региона, распространение экологической информации среди населения Псковской области, формирование экологической культуры. 

В 2015 году темой акции были выбраны Водные ресурсы Псковской области.

В первой части мероприятия сектор экологической информации Псковской универсальной научной библиотеки презентовал разработанный им второй выпуск электронного диска «Водные ресурсы Псковской области».

Был проведён обзор по выставке «Болота открывают свои тайны», тематически приуроченной к мероприятию. На выставке были представлены не только книги из фонда ПОУНБ, посвящённые болотным богатствам нашей страны, но и подборки статей из журналов, которые с новой  точки зрения рассказывали о экологических проблемах болот.

Во второй части мероприятия представитель государственного природного заповедника «Полистово» — специалист по экологическому просвещению Никитина Светлана Александровна поведала о Тайнах Заповедного Полистовья.

Рассказ Светланы Александровны об особенностях, истории и современности заповедника, туристических маршрутах сопровождался красочной презентацией.

Присутствующим было предложено посетить заповедник и выбрать понравившеюся им экскурсию: пешеходный маршрут «Плавницкое болото»; водный маршрут на моторных лодках «От болот до океана»; пешеходный маршрут «Путь моховиков».

Представитель Полистовского природного заповедника вручил привезённые с собой сувениры и сообщил, что подобные встречи будут проводиться и в дальнейшем.

Завершением мероприятия явилось открытие акции «Сдай батарейку — спаси ёжика!», посвящённое правильной утилизации использованных батареек.

Акцию открыл представитель Псковского регионального отделения зеленого движения «ЭКА» Павел Шевчук.

Собранные батарейки активисты экологи направляют в Челябинск на предприятие «Мегаполисресурс», единственное в России, занимающееся переработкой элементов питания.

  • Из цикла «Лето с книгой»

Для школьных летних лагерей отделом было запланировано проведение мероприятия «По страницам Красной книги».

24 июня в отделе гуманитарной литературы состоялись встречи с детьми школьных оздоровительных лагерей. В ходе мероприятия, названного «По страницам Красной книги», (Красная книга Псковской области) учащимся была предложена презентация о Красной книге, при просмотре которой дети вели интерактивную беседу об истории создания Красной книги, о содержании книг,  о занесенных в нее видах животных, растений, птиц, о пользе издания.

Дети принимали участие в чтении стихов, посвященных Красной книге и активно проявляли себя во время игры-эстафеты: «Шаг — цветок»

Кроме того, ребята продемонстрировали хорошие знания о флоре и фауне родного Псковского края при разгадывании загадок о различных видах животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу Псковской области.

Основные задачи, которые ставились экологическим сектором

  1. Научить ребенка любить свой край, беречь, и заботится о нем
  2. Вызвать доброе и заботливое отношение к окружающему миру, людям, городу, любовь и привязанность к семье.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать нравственные чувства.

Было подготовлено 18 выставок на экологическую тематику , которые способствовали  воспитанию экологической культуры и были направлены на привлечение в библиотеку читателей и  пробуждение интереса к проблемам экологии.

Секция «Сельская библиотека в системе патриотического воспитания населения» (п.Навля)

Выездное заседание секции «Сельская библиотека в системе патриотического воспитания населения» проходило в Навлинской районной библиотеке и в сельской модельной библиотеке с. Ревны. Руководитель секции — Матлина С.Г., кандидат педагогических наук, ответственный редактор журнала «Библиотечное дело». Организатор – Константинова О.В., заведующая отделом читальных залов Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева.

В заседании приняли участие более 50 человек.

На границе Навлинского района участников секции встречали начальник отдела культуры, молодежной политики и спорта администрации Навлинского района Л.А. Калинченкова, директор Навлинской районной библиотеки В.И. Чистова и сотрудники библиотеки.

В Навлинской районной библиотеке участников секции встречали представители администрации района, библиотечные работники, читатели, главный редактор районной газеты «Наше время» Г.В. Щигарцов, председатель Навлинского районного совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов Е.Ф. Прудников.

В.Ф. Макарова, и.о. главы администрации района поприветствовала участников Съезда от имени главы района и главы администрации, рассказала о положении сельских библиотек, о взаимодействии с органами власти и дальнейшем развитии. Выступление спровоцировало много вопросов, уточнений, рекомендаций.

С.Г. Матлина, руководитель секции, определила основные ориентиры в работе секции. Навля выбрана не случайно: богатейшая история, четкая, направленная деятельность в работе библиотек района.

О том, как библиотеки Навлинского района участвуют в патриотическом воспитании населения, рассказала Н.С. Хохленко в своем докладе «Преемственность поколений в патриотическом воспитании. Формы и методы». Неизгладимое впечатление оставила Е.Г. Королева из Республики Коми своим рассказом о создании мультимедиа энциклопедии поселка Сторожевск. Н.Ю. Овчинникова поделилась опытом работы Вязово-Дубровской сельской библиотеки Ливенского района Орловской области. А.А. Гридина из Ставропольского края вынесла на суд присутствующих проект «Будущие хозяева села».

Состоялось обсуждение представленных проектов в рамках «круглого стола» «Сохранение историко-патриотических традиций в деятельности библиотек».

В.И. Чистова, директор Навлинской районной библиотеки, провела очень познавательную экскурсию. Затем участники Съезда посетили районную администрацию, посмотрели выставку «Навлинские пленэры», послушали выступления местных коллективов самодеятельности.

Состоялся выезд в Ревенскую поселенческую библиотеку, где коллеги смогли познакомиться с работой сельской модельной библиотеки, провести мастер-класс, пообщаться.

В течение всего рабочего дня работу секции сопровождала съемочная группа канала «Брянская губерния». Все участники и гости секции высоко оценили грамотную и четкую подготовку и организацию работы секции.

По окончании основных мероприятий состоялось посещение Мемориального комплекса «Партизанская поляна».

Национальный музей американской истории

Государственные школы долгое время служили для ассимиляции иммигрантов в американское общество. В конце 1800-х годов они помогли создать общую культуру и общий язык с патриотическими образами, символами, декламацией и зрелищем. Многие семьи приняли ассимиляцию. Другие сопротивлялись, предпочитая поддерживать связи со своей религией, языками и обычаями через частное обучение. У афроамериканцев было меньше выбора, и они были вынуждены посещать отдельные государственные школы до решения Верховного суда 1954 года по делу Brown v.Совет по образованию .

Ассимиляция через государственные школы

Государственные школы поощряли вовлечение новичков с помощью программ и образов, призванных пробудить патриотизм. В большинстве классных комнат американские флаги висели рядом с изображениями американского орла и Джорджа Вашингтона. Правописание и словари помогли стандартизировать орфографию и произношение в американском стиле, так что дети изучали английский язык независимо от языка своих родителей.

Конкурс Патриотической школы, начало 1900-х

Предоставлено Библиотекой Конгресса

Патриотический пенал, 1900–1902

Дар доктораКоллекция американской школы Ричарда Лодиша

Табличка учащихся, 1870–1885 гг.

Дар доктора Ричарда Лодиша Коллекция американской школы

Грифельные карандаши с флажками, 1875–1915 гг.

Дар Ричарда Лодиша, коллекция американской школы

Школьный звонок «Игл», 1860–1930 гг.

Дар Ричарда Лодиша, коллекция американской школы

Парта государственной школы, 1905–1920 гг.

Дар доктора Ричарда Лодиша Американская школьная коллекция

Сопротивление ассимиляции

Многие люди решили сопротивляться усилиям по ассимиляции и сохранить свою религию, культуру и язык, отправив своих детей в частные дома. школы.Католики создали приходские школы для поддержания своих религиозных традиций; Еврейские школы давали религиозные уроки, ритуалы и языковые инструкции; в китайско-американских школах преподавали традиционный театр, музыку, язык, каллиграфию и литературу.

Дети в китайской школе Нам Куе, Сан-Франциско, Калифорния, 1926

Предоставлено Китайским историческим обществом Америки

Дар Кэтрин М. Кин

Учебник иврита, 1930–1970

Дар Рэй и библиотека Джозефа Ганна в Еврейском колледже

Обучающая игрушка «Мини-эрудит на иврите», 1950-е годы

«Осознанный патриотизм» | Национальный фонд гуманитарных наук

Пять лет назад, когда Национальный фонд гуманитарных наук выступил с инициативой по улучшению преподавания и понимания американской истории и культуры, мы решили назвать ее «Мы, народ».Эти слова свидетельствовали о нашей решимости помочь американцам узнать о принципах и идеалах, лежащих в основе основания нашей страны и ее истории. Мы также хотели поощрять изучение людей, которые помогали формировать нашу нацию, скромных и великих, иммигрантов и местных жителей, а также солдат и матери дома.

Идея инициативы возникла в месяцы после 11 сентября. Мне и другим стало очевидно, что для защиты Америки требуется нечто большее, чем сильная национальная оборона.Нам также необходимо знать наши основополагающие принципы, историю нашей страны, наши институты, а также наши права и обязанности. Граждане, которые не могут определить свои свободы, не могут их защитить.

Многие другие согласились. 17 сентября 2002 года президент Буш объявил о запуске церемонии «Мы, люди, в розовом саду». Соответственно, это был День Конституции. Конгресс также оказал поддержку, предоставив NEH более 51 миллиона долларов на программу в течение следующих пяти лет. Мы использовали эти деньги для укрепления наших программ в области исследований, образования, государственных программ, а также для сохранения и доступа, одновременно прилагая новые усилия, направленные конкретно на историю нашей страны.

В рамках семинаров «Достопримечательности американской истории и культуры» каждое лето более тысячи учителей проводят неделю, занимаясь с учеными и исследуя исторические места, такие как Маунт-Вернон и остров Эллис. Программа «Мы, люди, книжная полка» предоставляет тысячам школьных и публичных библиотек по всей стране бесплатные наборы из пятнадцати классических произведений литературы для юных читателей, рассказывающих о важных для американской истории и культуры темах: «Мужество», «Свобода», «Стать американцем». «Стремление к счастью» и «Создано равным.«В наступающем году книжные полки получат еще три тысячи школ.

We the People также предоставляет американцам возможность узнать об истории Америки в своих общинах. В сотне библиотек по всей стране проходит выставка «Навсегда свободный: путешествие Авраама Линкольна к освобождению», посвященная роли Линкольна в отмене смертной казни. В других библиотеках пройдет выставка «Бенджамин Франклин: в поисках лучшего мира», посвященная вкладу Франклина в создание нации.

Гранты We the People также поддерживают документальные фильмы, приносящие историю в гостиные по всей стране. В книге Кена Бернса The War рассказывается о трансформации нации, когда она боролась с державами Оси. Война, которая породила Америку. рассматривает роль войны между французами и индейцами в продвижении колоний к революции. В других фильмах изображены ловкая стрелка Энни Окли, натуралист Джон Джеймс Одубон и государственный деятель Александр Гамильтон. Все эти документальные фильмы сопровождаются веб-сайтами, что позволяет зрителям продолжить обучение в Интернете.

Гранты We the People Challenge открывают новые центры обучения и помогают укреплять и поддерживать существующие институты в будущем. Эти гранты поощряют пожертвования со стороны частного сектора за счет использования соответствующих фондов и являются эффективным средством усиления государственной поддержки гуманитарных наук. Канзасский государственный университет, например, создает институт, посвященный изучению военной истории двадцатого века. Институт будет проводить симпозиумы, предлагать стипендии для преподавателей и аспирантов и создавать кафедру военной истории.

Государственные советы по гуманитарным наукам используют финансирование «Мы, люди» для разработки впечатляющего набора программ. Они спонсируют специальные программы чтения и обсуждения, лекции, выставки и другие мероприятия, освещающие историю и культуру нашей страны. Государственные советы являются важными партнерами в «Мы, народ», и я очень доволен масштабом и успехом их усилий на низовом уровне.

Совместно с Библиотекой Конгресса Фонд запустил Национальную программу цифровых газет.Более тридцати миллионов страниц американских газет, датируемых девятнадцатым и началом двадцатого веков, будут доступны через веб-сайт «Хроники Америки». Щелчком мыши любой желающий может найти «первый черновик» истории нашей страны. Газетная программа также является частью более широкой инициативы Фонда в области цифровых гуманитарных наук, которая использует возможности цифровых технологий, чтобы сделать гуманитарные науки доступными для всех американцев, одновременно продвигая инновационные исследования.

В начале 2008 года мы вручили первые награды за новейшую программу «Мы, люди», «Изображая Америку».Более полутора тысяч школьных и публичных библиотек получили сорок масштабных репродукций шедевров американского искусства и руководство для учителей. Весной также будет доступен сопутствующий веб-сайт. Наша цель — предоставить Picturing America тысячам дополнительных библиотек, давая миллионам студентов уникальный способ познакомиться с людьми, событиями и местами, составляющими историю нашей страны.

В своем прощальном обращении из Овального кабинета президент Рональд Рейган указал на необходимость «осознанного патриотизма».«Если мы забудем, что мы сделали, — сказал он, — мы не узнаем, кто мы такие». Он также предостерег от «искоренения американской памяти, которое, в конечном итоге, может привести к эрозии американского духа». Это не взгляды демократов или республиканцев, ни левые, ни правые послания — и не те, которые отстаивают некритический взгляд на нашу историю, который небезупречен. Скорее, это призыв к будущим поколениям помнить то, что Линкольн называл «мистическими струнами памяти», принципы и идеалы, которые объединяют нацию, поддерживают наш национальный дух и обеспечивают выживание нации.

Не зная, откуда мы и кто мы, мы не можем надеяться защитить свободы, на которых была основана эта страна. Вместе с «Мы, люди» NEH предоставляет американцам инструменты и ресурсы для практики осознанного патриотизма.

Разговоры Трампа о «патриотическом воспитании» привлекают критиков

Президент Дональд Трамп считает, что студентам необходимо «патриотическое воспитание». Президент сделал весьма политизированный шаг и заявил, что подпишет указ о создании «Комиссии 1776 года».”

В речи на конференции в Белом доме, посвященной истории Америки, Трамп сказал, что комиссия будет поощрять педагогов рассказывать детям о «чуде американской истории» и строить планы по празднованию 250-летия нации в 2026 году.

NPR сообщило, что его новый толчок является прямым ответом на требования школ преподавать более сбалансированную американскую историю, включая реальную историю рабства и последствия систематического расизма. В частности, он назвал «Проект 1619» New York Times.Сборник эссе, выпущенный в августе прошлого года, приурочен к 400-летию со дня прибытия первого корабля с порабощенными африканцами к берегам Америки.

«Левые исказили, исказили и осквернили американскую историю обманом, ложью и ложью», — сказал Трамп 17 сентября во время выступления в Национальном архивном музее. «Нет лучшего примера, чем полностью дискредитированный New York Times проект 1619».

Бесплатная рассылка новостей

Будьте в курсе новостей и событий, которые влияют на общины чернокожих Шарлотты.

Важно отметить, что федеральное правительство не имеет юрисдикции в отношении школьной учебной программы.

Здесь, в Шарлотте, «Проект 1619» становится доступным для всех жителей в рамках программы Библиотеки Шарлотты Мекленбург «Black Lives Matter». Общесистемная инициатива предоставляет программы и материалы для просвещения сообщества по темам, связанным с социальной справедливостью, расовым равенством и историями чернокожих.

Предыдущие комиссии были созданы для повышения осведомленности об исторических событиях, например, когда Конгресс 1973 года учредил Администрацию двухсотлетия американской революции. Однако Трампа обвиняют в использовании закодированных слов и терминов собачьего свистка, чтобы разжечь расистские взгляды на свою базу.

Критики откликнулись на его инициативу, сравнив ее с тем, как Адольф Гитлер воспитывал молодежь нацистской Германии. После его выступления в Твиттере появились «Trump Youth» и «Hitler Youth».

Реакция местного населения также отвергла инициативу президента.

Джеймс Форд, бывший учитель года в Северной Каролине, сказал, что ответы на вопросы будут проверкой того, какие учителя действительно заботятся о справедливости в образовании.

«Мы собираемся увидеть, кто на самом деле занимается этой работой по обеспечению равноправия в образовании. Легко занять позицию, когда нет давления. Но с пропагандой, идущей из самого высокого офиса, давайте посмотрим, кто (школы и округа) действительно привержен антирасизму и культурно одобряющим практикам », — написал Форд в Твиттере.

Мы собираемся увидеть, кто на самом деле занимается этой работой по обеспечению равноправия в образовании.Легко занять позицию, когда нет давления. Но учитывая пропаганду, идущую из самого высокого офиса, давайте посмотрим, кто (школы и округа) действительно привержен антирасизму и культурно утверждающим практикам. 👀

— Джеймс Э. Форд (@JEFordNCTOY) 18 сентября 2020 г.

Защитник сообщества Джастин Перри отметил, что люди должны знать кодированный язык, используемый президентом.

«Почему у меня такое чувство, что в этой учебной программе основное внимание уделяется оригинальному« Рождению нации »? Вы все узнаете, если нет, патриотизм = белизна.Думаю, у нас также есть краткий обзор «Муриканской учебной программы Бинго, если вы хотите, чтобы ваши дети прошли курс развития талантов!» Перри написал в Facebook.

Примечательно, что Бернис Кинг, дочь Мартина Лютера Кинга-младшего, подытожила, как белое превосходство играет роль в разговоре. Она написала в Твиттере,

«Нет учения об ужасах и бесчисленных чудовищных проявлениях белого превосходства и расизма, которые были бы приемлемы для сторонников превосходства белых и расистов.”

Нет никакого учения об ужасах и бесчисленных чудовищных проявлениях белого превосходства и расизма, которые были бы приемлемы для сторонников превосходства белых и расистов.

— Be A King (@BerniceKing) 18 сентября 2020 г.

Об этой коллекции | Патриотические мелодии | Цифровые коллекции | Библиотека Конгресса

Patriotic Melodies рассказывает истории многих песен, которые теперь стали частью американского национального наследия.Сочетание гимнов, национальных песен, музыки театра, радио и телевидения, военной тематики и поэзии демонстрирует, что, хотя за время истории многое изменилось, это выражение гордости и надежды остается неизменной частью американской жизни. опыт.

Выделена лишь часть самых известных патриотических мелодий США. Показанные элементы включают записи, ноты, рукописные партитуры, листы песен и другие печатные материалы. Эти элементы не представляют собой все фонды Библиотеки Конгресса по песне, а представляют собой их избранные.Выбор песен и сопровождающих их элементов основывался не только на том, какие песни были наиболее значимыми в истории Америки, но и на том, какие уникальные предметы были в коллекции Библиотеки, чтобы проиллюстрировать эту песню.

Из-за законов об авторском праве песни двадцатого века не могут быть представлены очень многими элементами на веб-сайте. Несмотря на то, что были предприняты все усилия для получения разрешения на использование этих песен или их частей, в некоторых случаях это оказалось невозможным. Поэтому могут отсутствовать записи или бумажные документы для иллюстрации этих песен, хотя текст об истории этих песен все равно будет.

В некоторых случаях правообладатели материалов давали разрешение на использование только части материалов в Интернете. В этих случаях используется только 30 секунд для звукозаписи и одна или две страницы из печатных или рукописных материалов.

Во многих случаях для представления этих песен использовалось

записей Вооруженных сил США, отчасти потому, что сайт открывается в преддверии Дня поминовения, чтобы почтить память наших ветеранов. Эти записи также имеют меньше ограничений на распространение исполнения, чем более поздние коммерческие релизы.(Использование этих записей на сайте не означает одобрения этого сайта различными видами вооруженных сил.)

Ранние записи, находящиеся в общественном достоянии, также были включены на этот сайт не только потому, что их можно использовать бесплатно, но и потому, что они показывают, как с годами менялись исполнения и стили исполнения. К ним относятся записи компаний Edison и Berliner, некоторые из которых были сделаны более ста лет назад.

Сборники песен

Байден отменил комиссию 1776 года, но не отказался от «патриотического» воспитания (мнение)

В свой первый день на посту президента, буквально через несколько минут после принятия присяги президент Байден подписал указ об упразднении «Консультативной комиссии президента 1776 года».

Итак, я не был большим поклонником Комиссии 1776 года. Мне очень нравится заявленная цель: «дать возможность подрастающему поколению понять историю и принципы основания Соединенных Штатов в 1776 году и стремиться к созданию более совершенного Союза». Но тот факт, что комиссия была создана бывшим президентом Трампом, человеком, продемонстрировавшим поразительное пренебрежение нашими демократическими институтами, заставляет задуматься о плохой шутке. И хотя в комиссии были серьезные фигуры, были и менее значимые.Я могу понять склонность Байдена положить этому конец.

В то же время меня сбивает с толку то, что Байден, несмотря на сдержанный, объединяющий тон, выбрал свой первый день пребывания на посту для роспуска комиссии, посвященной продвижению основополагающих принципов нации. Я бы предпочел, если бы Байден подождал неделю, чтобы сделать этот шаг, произнес несколько слов, признавая ценность намеченной миссии, или решил бы переделать ее, а не ликвидировать. В конце концов, мне снова и снова говорили, что эксцессы или ошибки Говарда Зинна или «Проекта 1619» не должны заслонять их вклад.Точно так же происхождение Комиссии 1776 года не должно стирать тот факт, что американцы остро нуждаются в более полной оценке нашего замечательного наследия.

Хотя гениальность американской системы заключается в ее способности направлять страсть и приверженность в конструктивные каналы, это работает, только если американцы понимают эту систему, доверяют ей и знают, как ее использовать — и есть много доказательств того, что это не так. . Я имею в виду, что Университет Пенсильвании сообщил, что только 26 процентов американцев могли назвать три ветви власти, а Фонд Вудро Вильсона сообщил, что только каждый третий смог пройти национальный тест на гражданство.В свете таких цифр основная рекомендация Комиссии 1776 г. «больше изучать в наших школах Декларацию, Конституцию и документы, связанные с их созданием», кажется в высшей степени разумной.

Однако более важным, чем спор о комиссии, является более широкий вопрос о том, как мы подходим к гражданскому образованию. Это образование должно включать в себя помощь учащимся в понимании и признании унаследованных нами учебных заведений. К сожалению, в сегодняшних образовательных кругах такое наблюдение слишком часто отвергается как пустой «патриотизм» и считается токсичным.

А теперь давайте проясним: когда я говорю о потребности в патриотизме, я не выступаю за белоснежные счета серебряных долларов и вишневых деревьев. Студентам абсолютно необходимо понять, что, хотя некоторые люди пользуются благословениями американских учебных заведений, другим отказывают в этих благословениях или даже притесняют те же учебные заведения.

Но меня беспокоит, что слишком многие в образовании меньше заинтересованы в более богатом и полном повествовании, чем в новой ортодоксии, возведенной поверх карикатуры на американское злодеяние.Изображать американскую сказку как бесконечный парад ужасов не более честно, чем карикатурные рассказы об американском великолепии; Хуже того, это кажется мне чрезвычайно разрушительным, если цель состоит в том, чтобы воспитать вовлеченных и ответственных граждан.

Американская история — это запутанная, тревожная, но в конечном итоге вдохновляющая история о людях, которые борются за то, чтобы соответствовать нашим основополагающим идеалам. Это напряжение — сердцевина американской истории. Студенты должны понимать уникальность разросшегося многоэтнического общества, которое является стабильным, демократическим, свободным и процветающим.Им необходимо понять, насколько важны американские традиции свободы слова, свободы прессы и свободы собраний. Им нужно ценить то, чем многие пожертвовали ради справедливости и расширения свободы. Короче говоря, студентам необходимо изучать недостатки Америки, но также необходимо видеть их в перспективе.

Президент Байден почувствовал себя призванным немедленно прекратить работу комиссии Трампа 1776 года. Да будет так. Однако в духе единства, который он красноречиво прославлял, я надеюсь, что он побудит национальных педагогов признать и исследовать объединяющие «патриотические» темы в американской истории.

Губернатор Миссисипи атакует преподавание народной истории

Школьный день начинается с приветствия флагу, Рочестер, Нью-Йорк, март 1943 года. Ральф Амдурски. Источник: Библиотека Конгресса США

.

Незадолго до выборов ученые правого крыла на конференции Белого дома по американской истории нацелились на Образовательный проект Зинна и проект New York Times, 1619. Президент Трамп выделил историка Ховарда Зинна для нападок: «Наши дети получают инструкции из пропагандистских трактатов, подобных тем из Ховарда Зинна, которые пытаются заставить студентов стыдиться своей собственной истории.”

Президент Трамп потерпел поражение, но атака на преподавание истории продолжается.

Пожалуйста, сделайте пожертвование, чтобы помочь нам раскрыть, как эта кампания протекает в Миссисипи —
и предложить преподавателям Миссисипи альтернативу.

Новый бюджет губернатора Миссисипи Тейта Ривза предусматривает выделение 3 млн долларов на «Фонда патриотического воспитания», который объявляет «Соединенные Штаты величайшей страной в истории мира» и обещает наградить школам, которые борются с «ревизионистская история», «отравляющая поколение».Бюджетное предложение Ривза осуждает предполагаемую «идеологическую обработку крайне левых социалистических учений, подчеркивающих недостатки Америки» и требует, чтобы учебная программа была сосредоточена на «невероятных достижениях американского пути».

Формулировка нового бюджета перекликается с законом, предложенным в Арканзасе в 2017 году, который запретил бы книги Говарда Зинна в государственных школах. Учителя и библиотекари по всему штату ответили решительным отказом от цензуры, и законопроект не был принят комитетом.

В связи с тем, что более 400 учителей в Миссисипи зарегистрировались в Zinn Education Project, чтобы получить доступ к урокам истории нашего народа, бюджет губернатора столкнется с аналогичной проблемой.


Сделайте пожертвование в поддержку учителей в Миссисипи и во всех Соединенных Штатах, поскольку они защищают право преподавать историю и критическое мышление людей.

Отчет Комиссии Трампа 1776 года об образовании повторно использовал старые материалы

  • Отчет Комиссии 1776 года, рекламируемый Трампом, включает, по-видимому, скопированный материал.
  • Комиссия стремилась опровергнуть то, что ее авторы называют либеральным уклоном в преподавании истории.
  • Отчет подвергся критике за идеологическую предвзятость и отсутствие академической строгости.
  • Посетите домашнюю страницу Business Insider, чтобы узнать больше.
Идет загрузка.

Разделы доклада по заказу президента Дональда Трампа, продвигающего «патриотическое воспитание», похоже, были взяты непосредственно из старой статьи одного из его авторов.

45-страничный отчет был опубликован Комиссией 1776 года, созданной в прошлом году Трампом для содействия «патриотическому воспитанию».

Он был выставлен как опровержение проекта 1619 New York Times, который поместил историю рабства в центр американской истории. Он нападает на то, что, по утверждениям авторов, является либеральным уклоном в американских классах.

Вместо этого в отчете подчеркивается необходимость «патриотического воспитания» в классах. В нем освещаются исторические достижения США и сводится к минимуму значение расистского угнетения в истории страны.

Отчет подвергся критике со стороны исполнительного директора Американской исторической ассоциации Джеймса Гроссмана в комментариях для The Washington Post как «хакерская работа» и как консервативная пропаганда, маскирующаяся под историю.

Критики говорят, что это неоригинально и пронизано небрежной стипендией. Политика сообщила, что одна из страниц, похоже, является копией статьи члена комиссии Томаса Линдсея в журнале Inside Higher Ed в 2008 году.

«Целая страница отчета, предлагающая темы для обсуждения в классе для учителей, кажется, почти дословно скопирована из статьи, опубликованной в 2008 году одним из членов комиссии, Томасом Линдси», — отметила Тина Нгуен из Politico.

Она отметила, что другие абзацы, разбросанные по работе, также полностью совпадают с предыдущей работой.

Отчет «Политико» следует за критикой комиссии в Twitter, где эксперты, в том числе историк Кортни Э. Томпсон, подвергли сомнению академическую достоверность отчета.

— д-р. Кортни Э. Томпсон (@Dr_C_Thompson) 19 января 2021 г.

Член комиссии Линдси — бывший научный сотрудник и старший научный сотрудник консервативного Техасского фонда общественной политики.

Он не сразу ответил на запрос о комментарии от Insider.

Он был одним из 16 консервативных интеллектуалов, вошедших в комиссию и получивших задание подготовить отчет Трампа. Ни один из 16 не является профессиональным историком.

Подробнее: «Камала» готова испытать серьезный всплеск имени ребенка, когда Харрис станет вице-президентом

Д-р Мэтью Сполдинг, исполнительный директор Комиссии 1776 года, сказал Politico, что задача комиссии не состояла в том, чтобы производить оригинальное исследование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *