Гражданско патриотическое воспитание молодежи: Концепция патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года

Всероссийский патриотический проект «Живая история»

Запуск масштабной платформы, которая объединит поколения, события, даты 
Да! Дорогие друзья! В этот особенный февральский день мы представляем релиз Всероссийской многофункциональной гражданско-патриотической онлайн платформы УрГПУ «Живая история в каждом из нас» 

История хранится в каждом из нас. Хранится в альбомах, в рассказах, на снимках. Хранится в душе, хранится в судьбах. Главное, почаще осмысливать то, что можно почерпнуть в прошлом…Ведь историческая память – память сердца меняет и наш вклад в сегодняшний мир 

Подробнее…

Дорогие друзья!


Команда Всероссийского проекта «Живая история» рада
приветствовать Вас на своем сайте

Положение о проекте

С командой проекта можно связаться по эл. почте: [email protected]

Патриотическое воспитание молодежи — миссия проекта

Информационный портал «Живая история» – федеральный молодежный проект, направленный на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через вовлечение в социально-значимую деятельность, добровольчество, творческие события различной тематики.

Главная цель, которую поставил перед собой студенческий проект «Живая история», – это создание инновационной интернет-площадки, обеспечивающей приобщение молодежи к базовым национальным ценностям нашей Родины (патриотическое воспитание молодежи) с возможностью широкого вовлечения различных социальных и возрастных групп.

Основные задачи:

  • Приобщение подрастающего поколения к реализации молодежных патриотических проектов и программ.
  • Углубление исторических знаний, актуализация интереса к культурно-духовному наследию России.
  • Содействие социально-значимой активности поисковых отрядов, военно-исторических и патриотических объединений, клубов исторической реконструкции и прочих проектов патриотической направленности.
  • Воспитание гражданственности и патриотизма, сохранение живой памяти поколений.
  • Организация образовательных событий, лекториев, круглых столов для подготовки квалифицированных лидеров в системе патриотического воспитания молодежи.
  • Создание условий для позитивной творческой и общественно-значимой самореализации молодых людей, поддержка молодежных инициатив.

Направления работы проекта

«Живая история» – информационно-просветительский сайт о патриотическом воспитании, осуществляющий деятельность по следующим направлениям:

  • Организация патриотических онлайн-конкурсов, форумов и иных мероприятий всероссийского масштаба.
  • Организация и вовлечение молодежи в патриотические социальные проекты и другие тематические события.
  • Публикация авторского сборника методических материалов, сценариев, положений и творческих проектов по патриотическому воспитанию в помощь педагогам любых структур – от ДОУ до учреждений ВПО.
  • Съемка исторических фильмов, видеороликов, подготовка интерактивных презентаций гражданско-патриотической и военной тематики.
  • Участие во всероссийских проектах и программах в области молодежной политики, взаимодействие и партнерство с другими патриотическими молодежными движениями России и стран Зарубежья, взаимообмен лучшим опытом и практиками воспитательно-патриотической работы.

Результаты и достижения 

 

Общероссийский информационный портал «Живая история» несмотря на пока еще юный возраст уже гордится своими первыми серьезными результатами и по праву может считаться одним из действенных и масштабных патриотических проектов России.

Исторические фильмы и видеоматериалы молодежной патриотической организации «Живая история» получили высокую оценку Министерства образования области и рекомендованы в качестве методразработок для внеклассных и урочных мероприятий по истории России.

В числе наших достижений – гранты молодежных патриотических конкурсов, поддержка Министерства образования и науки РФ.

Патриотический проект для молодежи «Живая история» – живой и развивающийся ресурс, приобщающий российскую молодежь к ценностям и идеалам родного Отечества, бережно хранящий память о героическом подвиге прошлого поколения.

 

 

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи — Официальный сайт города-курорта Кисловодска

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи

Проводится работа по привлечению молодежи к участию в выборных кампаниях, развитие и поддержка интересов к политической жизни города, организация мероприятий, посвященных различным государственным праздникам, таких как: День Победы, День молодежи России, День народного единства, День России и т.д. В 2018 году состоялись выборы Президента Российской Федерации. Традиционно на избирательных участках осуществляли работу волонтеры, которые помогали гражданам пожилого возраста и людям с ограниченными возможностями здоровья добраться до избирательного участка.

Большое внимание уделяется сохранению экологии города. При активном взаимодействии с экологическим отделом администрации города-курорта Кисловодска и другими службами проводятся мероприятия по очистке русел рек, благоустройству придомовых территорий и скверов, памятных мест и мемориалов, очистка автобусных остановок и прилегающих территорий.  Проводятся всероссийские и краевые экологические акции «Чистый дом – чистый двор – чистый город», «Сохраним лес!», «Вода России», #ЭКОдвор и т.д.

В рамках патриотического воспитания молодежи в течение года осуществляется социальная помощь ветеранам Великой Отечественной войны («Мы вместе!»), благоустройство мест захоронений участников Великой Отечественной войны и участников боевых действий.

В рамках празднования Дня защитника Отечества в 2018 году Кисловодске прошла спартакиада «А ну-ка, парни!». В феврале состоялся Зимний турнир по лазертагу среди юношей на Кубок Главы города, в котором приняли участие более 80 человек. Ежегодно на территории Кисловодска проводятся Всероссийские исторические квесты «Битва за Кавказ», «Сталинградская битва», «Битва за Севастополь» и т.д., в которых принимают участие школьники и студенты.

Совместно с ЦТРГО уже состоялось два турнира по бадминтону посвященные 100-тию ВЛКСМ.

На базе Центра проходят «Уроки толерантности», «Уроки добра», «Молодежь Кисловодска против фашизма», которые направлены на профилактику экстремизма в молодежной среде.

Задачи гражданско-патриотического воспитания

Т.А. ПОПОВА, директор Новосибирского кооперативного техникума им. А.Н. Косыгина Новосибирского облпотребсоюза

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня является одним из основных принципов политики РФ в сфере образования. Молодые люди, воспитанные в духе гражданственности, способны к самостоятельной интеграции в систему социальных отношений, готовы внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества. Студенческий отряд охраны правопорядка (СООПР) «Беркут» – совместный проект Новосибирского кооперативного техникума им. А.Н. Косыгина, органов государственной власти, местного самоуправления и правопорядка.

На страже порядка

СООПР «Беркут» гармонично вписывается в систему добровольных молодежных дружин города Новосибирска. Бойцы отряда охраняют общественный порядок при проведении городских спортивных, культурно-зрелищных и других массовых мероприятий. «Беркут» оказывает действенную помощь администрации техникума в обеспечении безопасности, соблюдении правил внутреннего распорядка, профилактике правонарушений.

Концепция деятельности отряда охватывает три главных направления: охрану общественного порядка, организацию внеучебной деятельности студентов техникума и патриотическое воспитание. Основная миссия – воспитание гармонично развитой личности в духовном, нравственном и физическом отношениях. Сегодня беркутовцев – 60. Отряд имеет свой устав, клятву, отличительную символику, форменную одежду. Администрация техникума создаёт благоприятные условия для профессиональной самореализации студентов и поддерживает их добровольческие инициативы.

Возглавляет «Беркут» выпускник техникума, преподаватель правовых дисциплин Т.А. Авасов. Командир объединения грамотно и умело выстраивает взаимодействие с правоохранительными органами, повышает уровень правовых знаний и культуры молодёжи через разноплановые формы работы. В результате такой деятельности количество правонарушений в ссузе заметно сокращается.

Боевая закалка

Для того чтобы стать бойцом «Беркута», необходимо перешагнуть восемнадцатилетний рубеж. Однако этим требования не ограничиваются. Претендент должен воспитывать в себе такие качества, как честность, принципиальность, гражданская ответственность, осознанная законопослушность, умение работать в команде, иметь хорошую физическую подготовку. Молодые люди, поведение которых не в полной мере соответствует уставным требованиям, могут попробовать пройти дополнительный конкурсный отбор.

Самым ярким и запоминающимся событием в жизни любого новобранца является принятие присяги. Торжест­венное прочтение клятвы в присутствии представителей правоохранительных органов, именитых гостей, старших товарищей, экипировка бойца отряда – все эти атрибуты направлены на формирование чувства долга и ответственности перед теми, кого молодые люди будут защищать.

После принятия присяги начинается активная работа по обеспечению общественной безопасности жителей и гостей города, патрулирование улиц совместно с полицейскими в дни общенародных праздников, во время проведения массовых зрелищных и спортивных мероприятий.

Юноши из отряда «Беркут» постоянно совершенствуют свою физическую форму: занимаются в спортивных секциях и в специально оборудованном тренажёрном зале техникума, проводят мастер-классы по самообороне и рукопашному бою, принимают участие в спортивных соревнованиях разного уровня. Команда отряда является победителем соревнований по волейболу среди ссузов города. Также беркутовцы ежегодно добиваются отличных результатов на традиционном Сибирском фестивале бега.

Хорошая физическая подготовка, развитые интеллектуальные и морально-духовные качества позволяют бойцам отряда успешно проходить ежегодные испытания в областном конкурсе по военно-прикладным видам спорта. Конкурсная программа включает не только демонстрацию знаний, умений и навыков военного дела, но и требует мужества, смелости, творческого подхода.

​Концепция деятельности СООПР «Беркут» охватывает три главных направления: охрану общественного порядка, организацию внеучебной деятельности студентов техникума и патриотическое воспитание. Основная миссия – воспитание гармонично развитой личности в духовном, нравственном и физическом отношениях. Сегодня беркутовцев – 60. Отряд имеет свой устав, клятву, отличительную символику, форменную одежду.

 

Администрация техникума создаёт благоприятные условия для профессиональной самореализации студентов и поддерживает их добровольческие инициативы.

Общественное признание

«Беркут» имеет немало заслуженных наград, но наиболее важным и значимым является общественное признание. В октябре 2014 года отряд получил свидетельство о внесении в региональный реестр народных и общественных объединений правоохранительной направленности, окончательно закрепившее статус отряда в системе добровольных молодёжных дружин города. В копилке наград – первое место в городском конкурсе «Лучший студенческий отряд охраны правопорядка 2014 года», благодарности Управления МВД России, почетные грамоты и благодарственные письма мэрии города Новосибирска.

Закономерно, что именно на площадке Новосибирского кооперативного техникума им. А.Н. Косыгина в ноябре 2015 года работала секция «Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи. Развитие деятельности добровольных молодежных дружин» IV Молодежного саммита городов-миллионников РФ «Инвестиции в молодежь – стабильное будущее».

В декабре на заседании координационного совета штаба ДНД были подведены итоги деятельности студенческих общественных объединений правоохранительной направленности за 2015 год, обсуждались предложения по эффективной реализации федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка».

Более 30 городских студенческих отрядов средних и высших учебных заведений в течение года боролись за звание лучшего. Победу в конкурсе в очередной раз заслужили бойцы отряда «Беркут» Новосибирского кооперативного техникума им. А.Н. Косыгина с вручением Кубка и Почётной грамоты комитета по делам молодежи мэрии г. Новосибирска. За этим официальным признанием стоит большая работа и командира отряда Т.А. Авасова, и самих беркутовцев.

Воспитание патриотизма

Особым направлением в работе отряда является патриотическое воспитание. Яркими, незабываемыми событиями, пробуждающими чувство гордости за свою страну, становятся уроки мужества, несение Почетной вахты памяти на Посту № 1 мемориального ансамбля «Монумент славы». На высоком уровне проходили юбилейные мероприятия, посвященные 70-летию Великой Победы: возложение цветов к мемориалу «Раненый воин» на Заельцовском кладбище Новосибирска, закладка Аллеи Памяти.

Деятельность «Беркута» является одной из эффективных форм освоения профессиональных компетенций и вовлечения студентов в социальную практику, способствует воспитанию личности, готовой встать на защиту интересов страны. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с развитым гражданским мироощущением. Гражданственность созидательна, а значит – именно с помощью созидания возможно формирование духовно-нравственных ценностей.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: ОТКРЫТИЯ И ИННОВАЦИИ ЮБИЛЕЙНОГО ГОДА», ПОСВЯЩЕННАЯ 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

30 ноября 2020 года состоялась Межрегиональная видеоконференция «Патриотическое воспитание молодежи: открытия и инновации юбилейного года», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Видеоконференция проводилась в целях обмена опытом и укрепления межрегиональных связей в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи, знакомства с современными технологиями патриотической работы с молодежью, развития методик воспитания ответственного горожанина.

Инициатором встречи стал Комитет по молодежной политике Администрации города Екатеринбурга.

В ходе видеоконференции участники 8 городов-миллионников России поделились опытом реализации патриотических проектов и мероприятий в режиме онлайн.

С докладами выступили представители муниципальных учреждений и органов местного самоуправления Санкт-Петербурга, Воронежа, Самары, Омска, Ростова-на-Дону, Уфы, Волгограда, Екатеринбурга.

Основная задача видеоконференции — рассмотрение лучших практик и технологий гражданско-патриотического воспитания молодежи, инициирование общественной и профессиональной дискуссии о векторе развития гражданственности и патриотизма в муниципальной молодежной политике.

В центре внимания участников видеоконференции было обсуждение следующего круга вопросов:

  1. «Реализация патриотических проектов и мероприятий в режиме онлайн»;
  2. «Поддержка молодежных инициатив и проектов общественных организаций»;
  3. «Реализация волонтерских практик в патриотическом воспитании».

Выступающими от городского округа город Воронеж стали:

— Элеонора Романовна Яцкова, специалист отдела организации работы с молодежью МКУ «Центр развития образования и молодежных проектов», с темой: «О практике проведения онлайн-мероприятий патриотической направленности для обучающихся образовательных учреждений в первом полугодии 2020-2021 учебного года: плюсы и минусы»;

— Светлана Владимировна Золототрубова, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ с УИОП № 13», с темой: «Там, где была война: от акции — к проекту».

Предыдущая запись Следующая запись

?О проблемах патриотического воспитания молодёжи в современных условиях и формирование гражданского национального самосознания подрастающего поколения россиян?

Июнь 4, 2015

2 июня комиссией по миграционной политике, межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественной палаты Калининградской области проводился круглый стол на тему: ?О проблемах патриотического воспитания молодёжи в современных условиях и формирование гражданского национального самосознания подрастающего поколения россиян?.

В мероприятии приняли участие 65 человек: заместитель Председателя Правительства Калининградской области Михаил Плюхин, представители областной Думы, БФУ им. И. Канта,  Министерства образования Калининградской области,  Агентства по делам молодежи, Министерства по муниципальному развития и внутренней политике, Министерства культуры, Русской Православной Церкви,  администрации городского округа ?Город Калининград?, члены Общественной палаты, общественные советы муниципальных образований и общественные организации и др.

В ходе круглого стола, в соответствие с повесткой дня обсуждались следующие вопросы: патриотизм и гражданственность как интегративные качества личности: особенности гражданско-патриотического воспитания в современных условиях; ?Стратегия научных исследований феномена патриотизма и патриотического воспитания молодёжи?; Система гражданско-патриотического воспитания в Калининградской области: проблемы, тенденции, реалии и перспективы; ?Формы и методы работы с молодежью в сфере патриотического воспитания в современных условиях?;  ?О системе работы комитета по образованию администрации городского округа ?Город Калининград? по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодёжи?; ?Нравственно-патриотическое воспитание, православные духовные основы, традиции и опыт?; ?Профилактика правонарушений среди молодежи средствами патриотического воспитания?; ?О проекте закона Калининградской области ?О патриотическом воспитании?.

Участники круглого стола, обсудив данные вопросы отмечают, что необходимо продолжать работу в вопросах обеспечения эффективности функционирования системы патриотического воспитания, в связи с чем, государственные институты и гражданское общество должны планомерно и, в соответствии с обозначенной иерархией, решать ряд задач. Рекомендации и решения  по результатам круглого стола  будут включены в резолюцию и опубликованы на сайте Общественной палаты Калининградской области.

В Политехе обсудили вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи

17-18 октября 2016 года на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого прошел семинар-совещание по Северо-Западному федеральному округу «О роли дополнительного образования детей и молодежи в системе гражданско-патриотического воспитания». Мероприятие организовано Общероссийским общественным движением содействия укреплению дружбы и согласия среди молодежи «Всероссийский межнациональный союз молодежи» совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации в целях реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Семинар-совещание ориентировано на работников высшего и общего образования. Участие в нем приняли специалисты, неравнодушные к проблемам формирования гражданской идентичности подрастающего поколения: организаторы гражданско-патриотического воспитания в образовательных учреждениях, проректоры и завучи по воспитательной работе, лидеры студенческого самоуправления, представители органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования и молодежной политики Северо-Западного региона, – всего около 100 человек.

Участников семинара приветствовал ректор СПбПУ А.И. РУДСКОЙ. По мнению руководителя вуза, воспитание чувства патриотизма у молодого поколения является важной задачей государства: «Мы можем заниматься всем чем угодно – наукой, бизнесом, экономикой, политикой. Но формирование тех качеств, которые в конечном итоге определяют зрелость и развитие общества, – а это, прежде всего, преданность, любовь к отчизне, готовность трудиться и совершать важные поступки ради своей страны, – это архиважная задача любого государства». При этом, по мнению А.И. Рудского, на университеты в большей степени, чем ранее, накладываются обязательства по формированию у студентов правильных жизненных ценностей и ориентиров. «Я помню время, когда обсуждение этой темы зашло в какие-то морально-этические тупики. Например, в 90-е годы наши студенты, выезжая на семестр или два учиться за границу, стеснялись сказать, что “мы приехали из России”. Причем большинство из них стремились остаться там – либо в аспирантуре, либо даже находили себе применение совсем в других сферах, порой очень далеких от науки. Образование без воспитания невозможно, поэтому мы в университете ведем эту действительно большую работу. Мы душой болеем за университет, за воспитание патриотов, граждан нашей страны, а не просто хороших специалистов. И мы видим, что сейчас молодежь становится более сознательной, понимающей. “Нам здесь интересно!” – говорят они. И что Россия действительно великая страна – таково мнение большинства из них», – рассказал ректор.

В своем выступлении А.И. Рудской отметил современные тенденции формирования гражданского общества, а также те разнообразные возможности, которые сегодня доступны молодежи и которые в то же время могут являться и рисками. «Ведь в наш век Интернета, когда возможностей для саморазвития, но одновременно и соблазнов очень много, когда разнообразные секты и исламские экстремисты вербуют детей через соцсети, нам необходимо правильно воздействовать на умы молодежи, чтобы формировать у них правильное восприятие действительности», – пояснил А.И. РУДСКОЙ. А для того чтобы «воздействовать правильно», по мнению ректора, очень важно, во-первых, регулярно обмениваться лучшими практиками по гражданско-патриотическому воспитанию и, во-вторых, государство, образовательные, общественные организации и другие социальные институты, способствующие духовно-нравственному просвещению, должны в этом смысле действовать сообща.

Завершая свое выступление, Андрей Иванович привел конкретные примеры многогранной и разноплановой гражданско-патриотической работы, в которую вовлечены и студенты, и сотрудники Политеха, и о которых более подробно рассказал во время круглого стола директор Центра патриотического воспитания молодежи СПбПУ Иван ХЛАМОВ. Это ежегодные военно-патриотические слеты «Сяндеба» , экскурсии и уроки мужества для школьников , поисковые экспедиции и лыжные походы по местам боевой славы Ленинградской области, и многое другое.

Руководитель Комиссии по гармонизации межнациональных отношений и патриотическому воспитанию Совета Министерства образования и науки России по делам молодежи К.И. ХУРТАЕВ начал пленарное заседание с презентации целей и задач семинара, а также возможных механизмов их реализации. Он подчеркнул, что данный семинар – часть большого проекта, охватывающего все регионы России, и подобные семинары уже были проведены в Крыму и на территории других субъектов РФ. «В них примут участие более половины крупнейших учебных заведений страны», – пояснил К.И. ХУРТАЕВ. Среди основных задач встречи  он обозначил необходимость внедрения и совершенствования методик дополнительного образования детей и молодежи в сфере гражданско-патриотического воспитания, «поскольку огромную роль на сегодняшний день в воспитании личности и гражданина отводится именно сфере дополнительного образования», а также увеличение охвата молодежного контингента в рамках дополнительного образования.

Руководитель Всероссийского межнационального союза молодежи в Санкт-Петербурге А.С. АППАКОВ поблагодарил Политех за предоставление площадки для проведения этого важного мероприятия, отметив, что «университет может служить прекрасным примером в сфере воспитательной работы», и пожелал собравшимся продуктивной работы. Как пояснил Ахмат Салихович, зачастую патриотизм понимается как гражданская идентичность, которая позволяет человеку осознать себя частью организованной силы, которой является, например, его этническая или гражданская общность. Однако, по его мнению, это не совсем верный подход. «Патриотизм нужно рассматривать шире, ведь мы живем в многонациональной и многоконфессиональной стране – именно в этом ее сила и духовная мощь», – пояснил он, отметив, что правительство Санкт-Петербурга уделяет пристальное внимание проблеме межнациональных отношений именно в молодежной среде и «прекрасно осознает, что основная работа в этом направлении должна вестись в школах и вузах».

В рамках двухдневного семинара-совещания состоялась панельная дискуссия, прошли лекции экспертов, семинары, презентации, мастер-классы и круглый стол, посвященные вопросам гражданско-патриотического воспитания молодежи. Участники обсудили самые актуальные проблемы: увеличение охвата обучающихся программами дополнительного образования, интеграция их в образовательный процесс, внедрение системы тренинг-курсов, направленных на профилактику ксенофобии и экстремизма, гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений и укрепления гражданского единства, создание и развитие сети интернациональных структур студенческого самоуправления. По итогам семинара лучшие практики использования дополнительного образования в системе гражданско-патриотического воспитания войдут в специализированное методическое пособие. Также участники мероприятия посетили действующие площадки Центра патриотического воспитания молодежи СПбПУ «Родина». Заведующий Музеем боевой славы СПбПУ Роман ПАНОВ провел экскурсию по территории Политехнического университета, рассказав о славных страницах его истории.

Подводя итоги семинара-совещания, директор Центра патриотического воспитания молодежи СПбПУ Иван ХЛАМОВ отметил, что мероприятие прошло успешно: «За эти два дня мы познакомились со множеством ярких и созидательных проектов, направленных на патриотическое воспитание молодежи, а также поделились с коллегами какими-то нашими наработками, мыслями и уже реализованными делами. Мне кажется, что семинар стал важным событием, которое, без сомнения, внесет значимый вклад в совершенствование гражданско-патриотической работы с молодежью и в укрепление единства российской нации».

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ

Таганрогский институт имени А.П. Чехова | Наука | Преемственность в условиях реализации концепции непрерывного образования | Лаборатории | Научно-исследовательская лаборатория гражданско-патриотического воспитания молодежи (Топилина Н.В.)

   


расписание занятий для студентов и преподавателей

 

Телефоны факультетов, кафедр и структурных подразделений ТИ имени А.П. Чехова

 

   

Руководитель: Топилина Наталья Валерьевна, к. пед. н., доцент кафедры общей педагогики

Научно-исследовательская лаборатория гражданско-патриотического воспитания молодежи была открыта в Таганрогском институте имени А. П. Чехова (филиале) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» в 2017 году. Основанием открытия лаборатории послужила общая направленность современного образования и общества в целом на формирование у граждан глубоких патриотических ценностей и гражданских идеалов. Особая роль в становлении данных качеств отводится высшему образованию, которое нацелено на воспитание глубинных личностных качеств и социальных чувств гражданина. Гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но и происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убеждённость и умение отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности, как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.

Система гражданско-патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и во внеучебное время; массовую патриотическую работу с участием студенческих общественных организаций, работу кафедр и отделов вуза, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Цель лаборатории гражданско-патриотического воспитания молодежи заключается всовершенствовании системы гражданско-патриотического воспитания студентов университета для формирования и развития социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к защите и выполнению конституционных обязанностей.

Задачи лаборатории:

 

  • создание единого пространства гражданско-патриотического воспитания, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности молодёжи, ориентирующего эту деятельность на социально-нравственные ориентиры, коллективообразующие патриотические и общественные начинания;
  • формирование патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) студентов на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям.
  • усвоение российских культурно-исторических ценностей и понимание роли России в мировой истории и судьбах мира, развитие чувства гордости за лучшие традиции российского государства, российского общества и российской культуры;
  • усвоение и использование на практике основ гражданского образования, включая знания о правах человека, о государстве, о выборах, понимание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, умения критически мыслить, сотрудничать с другими людьми, анализировать социальные и политические ситуации, ценности (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимые социальные компетенции;
  • разработка спектра форм, методов и средств подготовки соответствующих кадров, подготовка комплектов учебно-методических материалов для организации и проведения учебной и внеучебной деятельности в сфере гражданско-патриотического воспитания студентов университета, необходимой для осуществления государственной политики в области патриотического воспитания;
  • широкое привлечение профессорско-преподавательского состава к участию в патриотическом воспитании студентов;
  • обращение особого внимания на формирование личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны, в ходе учебно-воспитательного процесса;
  • расширение знаний студентов о достижениях России в области науки, культуры и искусства;
  • проведение научнообоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

 

Работа лаборатории определяется следующей моделью

Мероприятия по реализации цели и задач лаборатории «Гражданско-патриотического воспитания молодежи»Таганрогского института им. А. П. Чехова(филиала) ФГБОУ ВО РГЭУ «РИНХ»

№ п/п

Наименование программного мероприятия

Время проведения

Организационная работа

1.

Разработка и актуализация положений, концепций и прочих локальных нормативных документов в соответствии с изменениями приоритетов государственной молодёжной политики

Постоянно в ходе лекционных и практических занятий со студентами бакалаврами всех профилей и магистрантами.

2.

Проведение индивидуальных и групповых

бесед по вопросам оценки студентами своих

гражданских позиций и понятий

национальных и общечеловеческих

ценностей, идеалов демократии, историко-

патриотического отношения к России

Постоянно в ходе воспитательной внеаудиторной работы со студентами бакалаврами всех профилей и магистрантами.

3.

Организация участия студентов в конкурсах, соревнованиях, мероприятиях локального и регионального уровней

Постоянно в ходе воспитательной внеаудиторной работы со студентами бакалаврами всех профилей и магистрантами.

Научно-исследовательская работа со студентами в учебном процессе

5

Включение разделов патриотической направленности, основанных на жизнедеятельности и достижениях российских учёных, педагогов, деятелей культуры, искусства, производства, при разработке содержания учебных курсов социально-гуманитарных дисциплин

Постоянно в ходе лекционных и практических занятий со студентами бакалаврами всех профилей и магистрантами.

6.

Выполнение курсовых проектов и рефератов, творческих проектов,освещающих патриотическую тематику, историю России и важнейшие современные события

Постоянно в ходе лекционных и практических занятий со студентами бакалаврами всех профилей и магистрантами.

7.

Участие студентов-бакалавров во внутривузовской научной конференции с докладами и исследовательскими работами по проблеме «Патриотического воспитания детей и молодёжи»

В апреле каждого года

8.

Участие студентов бакалавров во внутривузовском конкурсе проектов «Сделаем мир лучше» по тематике «Гражданско-патриотическое воспитание и формирование личности»

1 июня каждого года

9.

Участие студентов бакалавров в конкурсе«Любим Россию – гордимся Отечеством»

Совместно с кафедрой музыкального и художественного воспитания в марте каждого года

10.

Создание направления работы – Дебаты

Проведены дебаты: «Формирования патриотизма в молодежной среде». (март, апрель 2018).

Организация Студенческих Дебатов 2018 г. и активное участие в их проведении:

• 22 марта в 12.00 в 212 ауд. на факультете физики, математики и информатики проводились Дебаты по теме: «Наша палата утверждает, что современная молодёжь России готова пожертвовать своими частными интересами во благо интересов Отечества».

• 23 апреля на факультете физики, математики и информатики прошли дебаты на тему «Инклюзивное образование». Участниками были студенты: Чернов А., Березовой А., Демидова Е., Куренков А., Чебан Д. (ИНФ-141), Куценко А., Тюленева Р., Чмелёв М., Терновская Н. (МФ-121), Кумов Д. (МИ-111).

Постоянно в ходе воспитательной внеаудиторной работы со студентами бакалаврами всех профилей.

11.

Создание фонда научно-исследовательских работ.

 

В течение года

Студенческие работы:

  1. Проблемы молодежи и реализации молодежной политики в России (на примере Ростовской области) 2017 год студенческая конференция, Капинос О. С., МИ-121
  2. Доклад на апрельской студенческой конференции «Пути формирования гражданско-патриотического воспитания современного школьника», Чмелев М.Н. МФ-121, 2017
  3. Доклад на апрельской студенческой конференции «Изучение представлений старшеклассников о патриотизме и жизненных ценностях», Емельяненко Н. М., МИ-121, 2017
  4. «Патриотическое сознание современной молодежи» Чмелев М.Н. МФ-121, 2018
  5. «Формирование патриотического сознания у старшеклассников» Рябикина Т.В., ФТ-121, 2018
  6. «Формирование ответственности и патриотизма у младших школьников» Емельяненко Н. М., МИ-121, 2018

Научно-исследовательская работа преподавателей

12.

  1. Специфика формирования патриотической культуры студентов педагогических профилей обучения (глава в коллективной монографии), Профессиональная подготовка современного педагога. – М., 2016.
  2. Гражданско-патриотические компетенции, как основополагающие компетенции будущего педагога, Научно-практическая конференция, «Профессиональное становление: образование, компетентность, инновации». 16 мая 2017. Зимовниковскийпед. колледж. – Зимовники, 2017.
  3. Формирование патриотической культуры студентов педагогических профилей обучения, CeterisParibus. –№ 3 – М., 2017. – С. 34-37.
  4. Патриотическая культура студентов основа развития ценностных, социальных и нравственных качеств гражданина России, I-я Областная научно-практическая конференция «Формирование гражданской идентичности и воспитание патриотизма в системе: детский сад-школа–колледж–вуз». 24-25 апреля 2017 г. – Волгодонск, 2017.
  5. Профессиональное становление будущего учителя, через формирование гражданско-патриотических компетенций (статья) Материалы II Международной научной конференции «Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации. 20 апреля 2018. – Таганрог: Из-во Таганрог.ин-та имени А.П. Чехова, 2018. –С.140-146.
  6. Топилина Н.В. Гражданско-патриотические ценности в системе ценностных ориентаций личности будущего педагога // II-я Областная научно-практическая конференция «Формирование гражданской идентичности и воспитание патриотизма в системе: детский сад-школа–колледж–вуз» 24-25 апреля 2018 г. – Волгодонск, 2018.
  7. Готовится к изданию монография на тему: «Становление гражданско-патриотических ценностей у студентов-бакалавров педагогических профилей обучения»
  8. Готовится к изданию учебное пособие: «Диагностика качеств гражданского образования и патриотического воспитания школьников»

   


Мы в социальных сетях:

 

(PDF) Формирование гражданско-патриотического воспитания молодежи в Казахстане

4862 Женгисбек Толен и др. / Procedia — Social and Behavioral Sciences 116 ( 2014 ) 4859 – 4863

Воспитание патриотизма у молодежи требует комплексного подхода к патриотическому воспитанию в общеобразовательных школах,

т.е. наряду с академическими знаниями молодежь должна получать патриотическое воспитание.

«Всестороннее патриотическое воспитание» включает:

— подготовку высококвалифицированных специалистов;

— углубление любви к Родине и людям;

— пробуждение гражданского и политического сознания;

— воспитание молодежи защищать национальные интересы больше, чем собственные интересы;

— проявление уважения к единству и согласию наций и этнических групп.

Большое значение в патриотическом воспитании молодежи имеет роль государства. Он развивает патриотическое воспитание

через свою широкую идеологию. Как отметил Президент, «воспитание молодежи в духе патриотизма должно быть

краеугольным камнем государственной идеологии». Семья, окружающая среда, образовательные учреждения и средства массовой информации также играют важную роль в этом отношении.

Патриотическое воспитание молодежи в Казахстане развивается в рамках «Программы молодежной политики

на 2005-2007 годы», утвержденной Постановлением №Постановление Правительства РК от 18 июля 2005 года № 734.

Социально значимые патриотические проекты, инициированные молодежными организациями, находятся на государственной поддержке.

Роль общественных движений, ассоциаций и творческих союзов детей и молодежи примечательна их

деятельностью, так как они в основном направлены на развитие самопознания и самосовершенствования личности.

В рамках воспитательного процесса система патриотического воспитания предусматривает формирование общественных движений,

ассоциаций и творческих союзов детей и молодежи.Количество детских объединений в Казахстане составляет

и увеличивается с каждым годом. На сегодняшний день их насчитывается более 1434 по всей стране; самые крупные

и наиболее известные из них: «Жулдыз» (Акмолинская область), «Болашак», «Улан», «Айналайын» ​​(Карагандинская область),

«Шугыла» (Актюбинская область, «Мурагер» (Костанайская область) ), «Достар» (Жамбылская область), «Жайык жастары» (Запад

Казахстанская область), «Жасыл Республика» (Южно-Казахстанская область) и другие [5].

Идея Главы государства Нурсултана Назарбаева объединить юных граждан Казахстана вылилась в создание

Объединенной организации детей и молодежи «Жас Улан» 6 июля 2011 года, целью которой являлась разработка

единых методов воспитание будущего поколения в духе патриотизма, а также поддержка молодежных

организаций. Программа «Жас Улан» дает возможность всем школьникам Казахстана принять участие в ее

мероприятиях.

5. Определение степени гражданско-патриотического сознания молодежи Казахстана

В 2010 году Департаментом молодежной политики Министерства науки и образования совместно с Центром анализа и прогнозирования

«АСП» был проведен опрос среди населения, в возрасте 14-29 лет, из 14 областей Казахстана,

в т.ч. Алматы и Астана для определения степени патриотического чувства и гражданской активности молодежи Казахстана.

респондента были из разных городов, представители разных профессий, религий и национальностей.

Их спросили, как они понимают значение понятий «патриотизм» и «гражданская гордость» и определяют степень

патриотического чувства и гражданской активности молодежи. 80 % положительно ответили на вопрос «Как Вы считаете, нужно ли развивать гражданское

патриотическое чувство молодежи?» Большинство респондентов (60,1%-64,4%) считают гражданственность

и патриотическое чувство своей главной обязанностью своей страны 30% воспринимали «патриотизм» как чувство гордости за свою Родину, ее государственных деятелей и спортсменов; на 2.8% вызывали ненависть и отвращение; Затруднились ответить 6,7%, а

3,8% отнеслись к этому безразлично. На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом, а

какими качествами должен обладать настоящий патриот?» положительно ответили 80,1%, однако 19,9% так не считают.

чувство гордости за свою Родину и народ сказали 30%; 23,8% восприняли патриотизм как «старание изо всех сил развивать и улучшать

страну; 16,5% видели в патриотизме выполнение гражданских обязанностей, 25.5% отметили все вышеперечисленное, а 5,5% заявили, что настоящий патриот не должен превозносить свою Родину. Следующий вопрос был направлен на определение степени гражданского

сознания «Ваши ощущения от того, что вы гражданин Республики Казахстан». 97,9% считали себя

гражданами РК, а остальные 2,1% — нет. 70% отрицательно ответили на вопрос «Хотели бы Вы покинуть

Казахстан и переехать в другую страну?», при этом 22% признались в своем намерении переехать; 6.4% готовы

покинуть страну (в основном горожане). На вопрос «Если бы можно было изменить гражданство, сделали бы вы

так?» отрицательно ответили 83,3%, а 7,9% претендовали бы на российское гражданство; 1,3% имели бы

немецкое гражданство; 0,4% намеревались стать гражданами Великобритании, а 3,7% хотели бы иметь гражданство

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД – CITISE

А. Быков

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

DOI: http://doi.орг/10.15350/2409-7616.2020.3.16

Быков Анатолий Константинович – доктор педагогических наук, профессор Заместитель проректора по дополнительному профессиональному образованию, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, E-mail: [email protected]

Реферат. В статье патриотическое воспитание детей и молодежи трактуется как планомерная и целенаправленная деятельность субъектов воспитательной деятельности по формированию у подрастающего поколения любви к Родине, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересы Родины, патриотически направленная деятельность.Под формированием системы патриотического воспитания автор считает правомерным понимать процедуру ее динамичного совершенствования, качественных приращений в целостности и полноте взаимосвязей между ее структурными компонентами, что внешне проявляется в повышении уровня патриотическое сознание и активность людей. Патриотизм как общественное чувство имеет индивидуальный, личностный, глубоко интимный характер. Как значимое, дорогое и священное чувство патриотизм наполняется субъективными смыслами на уровне бессознательного и сознательного и занимает одно из важнейших мест в ценностной иерархии человека.Процессный подход предполагает комплексную и поэтапную реализацию субъектами педагогической деятельности компонентов патриотического воспитания как педагогического процесса: целевого, субъектно-объектного, содержательного, технологического, аналитического и результативного. Другой характеристикой процессного подхода является восприятие процесса как элемента организации деятельности субъектов деятельности, выделение фаз, стадий и стадий в патриотическом воспитании.

Ключевые слова : патриотизм; патриотическое воспитание; патриотическое сознание; процессный подход; педагогический процесс; дети; молодые люди; система образования; подрастающее поколение.

Каталожные номера:

  1. Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ. Педагогика, 2 011, вып. 1, стр. 14-24. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16358873
  2. Быков А.К. Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: историко-культурные аспекты влияния на социализацию детей и молодежи. Мир образования – образование в мире , 2015, №.1, стр. 6-10. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23457205
  3. Буковшина О.Н. Школа является центром патриотического воспитания. Воспитание школьников , 2016, №2. 1, стр. 40-42. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25406251
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» Режим доступа: http://static. Government.ru/media.pdf (по состоянию на 1 августа 2020 г.)
  5. Горбунов В.С. Педагогика патриотизма как фактор формирования гражданского общества в России. Воспитание школьников.5, стр. 49-58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29816913
  6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А . Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России . Москва: Образование, 2009. 26 с. (на русском языке)
  7. Егорычев А.М., Мардахаев Л.В., Ахтян А.Г., Шимановская Я.В. Основы гражданственности и патриотизма в истории нашего Отечества. CITISE , 2019, №. 4 (21), стр. 467-476. (на русском языке) DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.44 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41385144
  8. Егорычев А.М. Нравственность как основа отечественного социального воспитания подрастающего поколения (социально-исторический анализ). Профилактика зависимостей , 2016, №1. 1 (5), стр. 38-45. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26139697
  9. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Москва: Росвоцентр, 2003. 25 с. (на русском языке) ISBN 5-85597-028-0
  10. Корнилова М.Ю. Патриотическое воспитание курсантов морского вуза на традициях города-героя. Великий Новгород, Новгородский технопарк, 2017. 22 с. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30441271
  11. Краевский В.В. Методология и методы педагогического исследования . Москва: Педагогическое общество России, 1998. С. 64-78. (на русском языке)
  12. Кулемина Л.Б. Размышления о патриотическом воспитании … Образование и право , 2020, №1.1, стр. 17-21. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42633829
  13. Лопуха Т.Л., Соломатин Е.В. Война и идеология. Проблемы современного педагогического образования , 2018, №1. 59-2, стр. 180-184. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35204288
  14. Лутовинов В.И. Критерии и показатели патриотического воспитания (системно-педагогический анализ). Вестник ВЭГУ , 2008, №1. 3 (35), стр. 45-53. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12920861
  15. Мардахаев Л.V. Нравственные основы личности современного офицера. Вестник Академии военных наук , 2015, №1. 3, стр. 53-58. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27177804
  16. Мусс Г.Н. Воспитание патриотизма подростка во внеурочной деятельности . Оренбург, 2008. 24 с. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15866741
  17. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научных исследований . Москва : Либроком, 2009. 280 с.(на русском языке) ISBN 978-5-397-00849-5
  18. Мухина З.З., Канныкин С.В. Патриотическое воспитание молодежи в современной России . Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», 2019. 289 с. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37121376
  19. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь . Москва: Большая Российская Энциклопедия, 2002. 527 с. (на русском языке) ISBN 5-85270-230-7
  20. Вырщиков А.Н., Климов С.Н., Кусмарцев М.Б., Метлик И.В. Русский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Москва: Планета, 2010. 336 с. (на русском языке) ISBN 978-5-91658-109-6
  21. Сиволобова Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи: опыт и инновации. Монография. Ставрополь: СГПИ, 2017. 136 с. (на русском языке) ISBN 978-5-9500789-9-6
  22. Федосеева И.А., Перевозкина Ю.М., Добродомов Р.Н. Концептуальные основы патриотического воспитания. CITISE, 2018, №. 1 (14), с. 14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35217407
  23. Федосеева И.А. К вопросу о сохранении преемственности в воспитании курсанта как будущего офицера. CITISE, 2018, №. 4 (17), с. 9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36709992

Для цитирования:

Быков А.К. Патриотическое воспитание детей и молодежи: процессный подход. СИТИСЕ, 2020, № 1. 3, стр. 179-190. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.16

Анна Санина, Патриотическое воспитание в современной России. Социологические исследования в становлении постсоветского гражданина

1Книга Анны Саниной, доцента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.Санкт-Петербург, заслуживает повышенного внимания по двум основным причинам. Во-первых, потому, что социологические исследования патриотизма в России достаточно редки. А во-вторых, потому что такие исследования обычно не выходят за рамки упрощенной картины кремлевской пропаганды, заставляющей людей быть патриотами.

  • 1 Р. Брубейкер (ред.), Националистическая политика и этническая повседневность в трансильванском городе , Принстон a (…)

2Книга Саниной вносит свой вклад в некоторые исследования, которые уже показали, что люди могут интерпретировать государственные патриотические программы по-своему1.Новизна исследования Саниной заключается в том, что она исследует роль учителей, администрации школ и местных органов управления образованием в совместном производстве патриотического воспитания. Ее основной тезис заключается в том, что эти актеры, прошедшие обучение и жившие в Советском Союзе, пользуются возможностью повторно использовать свои навыки для проведения новой патриотической политики и тем самым становятся главными агентами патриотического воспитания.

3Для своей теоретической основы Санина использует социологию габитуса Бурдье, утверждая, что это старшее поколение учителей и администраторов должно иметь патриотический габитус, унаследованный от их социализации в Советском Союзе.Иными словами, они поддерживают новый патриотический курс, опираясь на свои прежние знания о том, что такое патриотическое воспитание. Тем самым они заполняют вакуум, оставленный очень расплывчатыми и двусмысленными государственно-патриотическими программами. Идея совместного производства патриотического воспитания исполнителями низшего звена (а не только центральными властями) актуальна и своевременна, поскольку вопрос патриотического воспитания слишком часто завален идеологическими или политическими соображениями, согласно которым Кремль продиктовал бы патриотизм сверху.

4Методологический подход Саниной стимулирует. Она изучает установки, нормы и ценности основных агентов патриотического воспитания: учителей, директоров школ и заместителей по внешкольной работе, таких как местные методисты, региональные госслужащие и федеральные чиновники. Для анализа она использует различные источники эмпирических данных, в том числе тексты федеральных, региональных и местных программ патриотического воспитания; статистические данные; и глубинные интервью, проведенные в 2015-2016 гг.Она собирала данные в основном в сельской местности России (Ленинградская область, Псковская область, Саратовская область, Новгородская область, Челябинская область и др.), но также в Санкт-Петербурге и Москве.

5 Фрагменты интервью стоит прочитать для себя, так как они дают голос людям, которых обычно не слушают (школьные учителя, администраторы, госслужащие) и которые часто рассматриваются как инструмент манипуляции в руках авторитарного режима (для например, их обвиняют в причастности к фальсификациям на выборах).Из выдержек из интервью мы узнаем, что у этих лиц тоже есть какие-то мнения, надежды, желания, требования, и (что не так уж подчеркивает Санина) что большинство из них как бы действует на благо студентов. Они хотят вырастить их наилучшим образом, несмотря на финансовые трудности (особенно в сельской местности).

6Помимо всех этих очевидных достоинств, книга вызывает озабоченность, по крайней мере, в двух аспектах. Во-первых, это использование теории габитуса.Тезис о «советском» патриотическом воспитании, пережившем ельцинский период 90-х годов в народном «габитусе» и переработанном при Путине благодаря новому политическому курсу, неубедителен. Такой габитус может быть, но автор скорее заявляет о его существовании, чем демонстрирует. Нет никаких исследований жизненных траекторий учителей и других актеров или их практик в советское время и в настоящее время, подтверждающих это утверждение. Санина недооценивает роль практик и условий жизни в своей книге.Например, многие респонденты говорят об ограниченном финансировании школ и низкой заработной плате учителей. Это могло повлиять на то, как государственные патриотические программы воспринимаются акторами, иногда как возможность привлечь финансирование для внеучебной деятельности.

7Второй проблемный аспект — влияние идеологии, — хотя автор уже упоминал о попытках выйти за рамки идеологических клише. Анна Санина действительно демонстрирует неактуальность стереотипа всемогущего Кремля, навязывающего патриотическое воспитание сверху.Однако она не подвергает сомнению клише единого «советского» типа личности, выработанного советской системой. Все опрошенные общественные деятели одинаково считаются «советскими» и одинаково стремятся возродить единый «советский» тип патриотического воспитания. Что такое «советское», насколько разные люди могут по-разному переживать это «советское» и как они могут по-разному изобретать то, что они делали в советское время? Эти вопросы не поднимаются, по крайней мере четко.

8 Наоборот, автор повторяет критику, часто адресованную либеральной русской интеллигенцией учителям и руководителям патриотического воспитания и согласно которой первые будут настаивать на возврате «советского» строя и «слепого» недемократического или некритического патриотизма.

9Вне зависимости от критических замечаний, книга, безусловно, полезна для всех, кто хочет лучше понять этот часто замалчиваемый слой российского общества, и для тех, кто изучает патриотизм.

Китай считает, что «патриотическое воспитание» воспитывает лояльное поколение. Но в Гонконге? Не так быстро.

Позже в спектакле под названием «Маленькая Красная Армия» студенты пели: «Подняв голову, я вижу Большую Медведицу, в глубине души я скучаю по Мао Цзэдуну.. ».

В течение трех недель выступлений в столице артисты, начиная от детсадовцев и заканчивая студентами университетов, разыгрывают темы патриотизма, традиционной китайской культуры и основных социалистических ценностей.

Продолжение истории под рекламой

Программа является частью более широких усилий правящей Коммунистической партии, ускоренных под руководством Си Цзиньпина, направленных на то, чтобы привить молодым китайцам националистический пыл и вырастить целое поколение, преданное ему.

«Патриотическое воспитание является фундаментальной частью образования», — сказала Гао Сяомей, которая привела свою 9-летнюю дочь на спектакль.«Дети должны усваивать такие уроки от всего сердца, пока они еще очень маленькие».

Ее подруга Чжан Мэйли, дочери которой тоже 9 лет, вмешалась: «Если дети не любят свою страну, то как они могут любить своих родителей?» она спросила. «Я думаю, что в стране действительно хорошая система образования. Китай сегодня настолько продвинут».

Продолжение истории ниже объявления

Такие настроения широко распространены в Китае.

Теперь, когда Коммунистическая партия изо всех сил пытается отреагировать на многомесячные протесты в Гонконге против ползучего контроля Китая, она решила, что молодежи города нужно немного этого рвения.Столкнувшись с жестким сопротивлением предыдущей попытке ввести патриотическое воспитание в гонконгских школах, он планирует повторить попытку.

«Мы будем укреплять национальное образование для жителей Гонконга и Макао, особенно для государственных служащих и молодежи. . . для повышения их национального самосознания и патриотического духа», — заявил Шэнь Чуняо, высокопоставленный партийный деятель, после конклава в прошлом месяце, когда бушевали протесты в Гонконге.

Эта решимость, вероятно, только укрепится после того, как избиратели в Гонконге упрекнули Пекин на местных выборах в прошлые выходные, когда продемократические кандидаты получили более 80% мест.

С момента основания Народной Республики в 1949 году Китай продвигал свой особый оттенок коммунистической идеологии через государственные учреждения.

Эта деятельность приобрела новое измерение после восстания на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, когда миллионы китайцев вышли на улицы, призывая к большей свободе и распаду Советского Союза. Лидеры Китая начали продвигать патриотическое воспитание, чтобы привить молодому поколению национальную гордость и лояльность к партии.

Эти усилия ускорились за семь лет с тех пор, как Си взял под свой контроль партию.У него есть исторические интерпретации с турбонаддувом, которые изображают Китай как жертву жестоких западных и японских врагов. На протяжении всей торговой войны с Соединенными Штатами власти характеризовали администрацию Трампа как одержимую идеей остановить омоложение Китая, предусмотренное «китайской мечтой» Си.

История продолжается под рекламой

«Мыслительная работа» начинается в детском саду, когда 5-летние дети играют в такие игры, как «Моя страна – сад», для воспитания патриотического духа и поют национальные гимны, такие как «Я и моя Родина». .«Дети совершают экскурсии в музеи, посвященные основанию партии и победе над империалистической Японией.

Этим летом китайское правительство издало новые инструкции по обучению учащихся начальной и средней школы «любить партию, страну, социализм и народ». Затем в августе было объявлено о планах сделать «Мысль Си Цзиньпина», руководящую философию авторитарного лидера, обязательным курсом социальных наук в средних школах.

Особое внимание уделяется университетам, учитывая роль студентов в возглавлении протестов 1989 года.Теперь они подлежат идеологическому воспитанию, направленному на «воспитание лояльности к партии и передачу наследия социализма», согласно официальному плану. Около 30 университетов, правительств и министерств имеют научно-исследовательские институты, занимающиеся изучением идей Си Цзиньпина.

Китайские власти считают, что три десятилетия патриотического воспитания оказались чрезвычайно успешными в воспитании поколения лояльных граждан, говорят аналитики.

История продолжается под рекламой

Влиятельная группа китайских интернет-пользователей настолько националистична, что готова подвергнуть критике менеджера НБА или модные лейблы, заставив их извиниться за любое предполагаемое оскорбление Китая.Они также проявили презрение к своим сторонникам демократии в Гонконге.

«Я думаю, что китайская пропагандистская машина неплохо справляется с тем, что мы называем «бунтовщиками» в Гонконге», — сказал китайский ученый, который говорил на условиях анонимности, чтобы обсудить щекотливую ситуацию. «Люди в Гуанчжоу, Пекине, Шанхае, люди не симпатизируют Гонконгу».

Воодушевленная этим успехом на жестко контролируемом материке, партия планирует еще одну попытку экспортировать версию этой учебной программы в Гонконг, где опасения по поводу эрозии свободы слова и относительных политических свобод лежат в основе растущей негативной реакции на Пекин.

Продолжение истории под рекламой

Он больше фокусируется на «одной стране», чем на «двух системах».

«То, что произошло в Гонконге в последние месяцы, стало большим сюрпризом для лидеров Китая, поэтому они пытаются выяснить причину, по которой Гонконг стал таким антикитайским или таким антикитайским правительством», — сказал Чжэн. Ван, профессор Университета Сетон Холл, специализирующийся на идентичности и национализме.

«Они считают, что, поскольку люди, особенно молодые люди, в Гонконге никогда не получали патриотического воспитания, им не хватает национальной идентичности», — сказал Ван.«Но Гонконг полностью отличается от Китая, поэтому я считаю, что они столкнутся с очень сильным сопротивлением, как и в 2012 году».

История продолжается под рекламой

Последняя попытка Пекина, предпринятая семь лет назад, привела к эффектным обратным результатам. Спустя четверть века после того, как Великобритания вернула Гонконг Китаю, Пекин попытался извлечь уроки, чтобы способствовать большему пониманию материкового Китая и продвигать Коммунистическую партию как «прогрессивную, самоотверженную и сплоченную правящую группу».

План вызвал бурные протесты, и Пекин был вынужден отступить.

С тех пор Пекин действует почти незаметно, поощряя учебные поездки на материк и продвигая изучение мандаринского языка на кантоноязычной территории. Но большинство аналитиков не ожидают, что на этот раз какие-либо новые усилия будут более успешными.

«Я думаю, что какое-либо патриотическое воспитание в материковом стиле вряд ли сможет завоевать сердца и умы в Гонконге», — сказала Джессика Чен Вайс, эксперт по китайскому национализму, преподающий в Корнельском университете.

Во всяком случае, сочетание новых усилий по патриотическому воспитанию и продолжающихся демонстраций против вторжения Китая, вероятно, вызовет большее сопротивление, сказала она.

История продолжается под рекламой

«Кажется, это подпитывает ощущение того, что идентичность гонконгцев находится под угрозой», — сказал Вайс.

У китайского правительства есть два варианта заставить жителей Гонконга относиться к материку более благосклонно, сказал Брайан Фонг, социолог из Университета образования Гонконга.

«Один из них — сделать китайскую идентичность более привлекательной», — сказал он. «Для этого Китай должен быть более открытым, более либеральным, чтобы молодые люди Гонконга думали, что китайская система не так уж плоха.

Второй вариант — усилить контроль над школами и СМИ, управлять обменом сообщениями в Гонконге, как это делает партия на материке.

«Но это также очень сложно, потому что Гонконг должен поддерживать достаточную степень свободы, чтобы сохранить свою позицию международного финансового центра», — сказал Фонг.

История продолжается под рекламой

Даже некоторые представители китайского истеблишмента видят впереди трудности.

«Мы почти устранили диалекты в Китае, но Гонконг отличается», — сказал ученый с материка.«Они все еще говорят и используют кантонский диалект. Если мы не можем изменить даже их язык, как мы изменим их мышление?»

Лю Ян участвовал в подготовке этого отчета.

О нас

В соответствии с Постановлением Главы администрации Краснодарского края № 475 «О создании Краснодарского краевого центра оперативно-розыскных мероприятий», в целях организации реализации Закона Российской Федерации «Об увековечивании памяти людей, павших при защите Отечества», Краснодарский краевой центр оперативно-розыскных мероприятий — региональное государственное учреждение, созданное 22 октября 1996 года.

В соответствии с Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 11.10.2000 № 745 «О внесении изменений и дополнений в официальное наименование Краснодарского краевого центра оперативно-розыскных мероприятий, краевого государственного учреждения» учреждение было переименован в Краснодарский краевой центр военно-патриотической, оперативно-розыскной и дослужебной подготовки молодежи — государственное учреждение Краснодарского края.

В соответствии с Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от№ 452-р от 20 ноября 2015 г. «О создании государственного казенного учреждения путем изменения вида существующего Центра патриотического воспитания молодежи Кубани, ГБУ Краснодарского края «Центр патриотического воспитания Кубани». Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Молодежь» переименовано в Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Центр патриотического воспитания молодежи Кубани» (далее – «Учреждение»).

Согласно Уставу Учреждение призвано способствовать реализации управленческих функций, связанных с увековечением памяти воинов, павших при защите Отечества, гражданско-патриотического воспитания молодежи и ее подготовки к военной службе. .

Основными задачами Учреждения являются: организация военно-патриотического воспитания и дослужебной подготовки молодежи Краснодарского края через государственные органы и общественные организации, органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, участие в реализации государственной молодежной политики в области гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи, участия в работе по увековечиванию памяти воинов, павших при защите Отечества, а также государственной поддержки общественных объединений, осуществляющих деятельность по военно- патриотическое воспитание и дослужебная подготовка молодежи.

«Военно-патриотический центр» научит крымских детей хотеть воевать за российских оккупантов

Крымские дети в военной форме Фото Крымпатриотцентра

В оккупированном Россией Крыму будет построен «военно-патриотический образовательный центр «Авангард», в котором дети будут обучаться всем видам военных навыков, а также крайне искаженным представлениям об истории, войне и том, что влечет за собой «патриотизм». Министр обороны России Сергей Шойгу сообщил в марте этого года, что планируется построить 37 центров «Авангард».Они будут аналогичны первому подобному центру в Московской области, хотя, возможно, и не так дорого, как сообщается, стоимость которого составляет 63 миллиона долларов США. И это в стране, где недавний «конкурс» на самый худший школьный туалет обнаружил, что многие «конкуренты» представляют собой не более чем дыры в земле, и где почти четверть населения не имеет внутренней сантехники. И идеологическая обработка, которой подвергаются российские дети, и их милитаризация, когда детей обучают обращению с оружием и побуждают хотеть служить в армии, вызывают глубокую тревогу в Российской Федерации.В оккупированном Крыму они являются тяжким преступлением. Четвертая Женевская конвенция конкретно запрещает оккупирующей державе принуждать людей на оккупированной территории служить в ее вооруженных или вспомогательных силах и гласит, что «никакое давление или пропаганда, направленные на обеспечение добровольной вербовки, не допускаются».

Крымский «Авангард» будет построен на территории около 10 га муниципальной земли под Орехово в Сакском районе. По данным подконтрольного России сайта «Крыминформ», центр будет создан командованием Черноморского флота России.

Эти «воспитательные центры» — лишь часть огромного комплекса мер по милитаризации детства в оккупированном Крыму. Постоянно происходят события, связанные с так называемой «Юнармией» или Молодежной армией, которая открыто направлена ​​на то, чтобы побудить детей хотеть служить в российской армии и «защищать» Россию, с Украиной, Америкой и НАТО, молчаливо или неявно воспринимаемые как « враг’.

В январе т.н. «КрымПатриотЦентр» организовал боевые тактические учебно-разведывательные отряды в горной или лесной местности для юнармейцев из Симферополя.Детей учили обращению с оружием; передвижение, в том числе во время боя; о поведении бойцов при контакте с противником и др.

Хотя есть сообщения о том, что членство в Юнармии ни в коем случае не является «добровольным», как утверждается, вполне вероятно, что дети будут рассматривать такие действия как «развлечение». Они, конечно, не поймут, что реальная цель состоит в том, чтобы они потеряли свою идентификацию с Украиной и были внушены желанием «защитить Россию» и рассматривали Украину как чужое и враждебное государство.

В январе 2021 года несколько известных украинских правозащитных групп указали на то, как оккупационный режим пытается заставить детей ненавидеть Украину. Боевиков Донбасса привлекли, чтобы они поговорили с детьми и представили им сильно искаженное представление о Киеве и украинской армии. Был приведен пример 13-летней девочки, которая заявила, что хочет вступить в Юнармию, чтобы иметь возможность защищать «свою страну» в случае вторжения Украины. НПО выявили 12 человек, активно причастных к милитаризации России.

На такую ​​идеологическую обработку и пропаганду российских военных тратятся огромные средства. Оружие и обучение обращению с ним явно направлены на привлечение крымских детей в оккупационную армию и на то, чтобы их обманули, заставив поверить в нечестные исторические нарративы России и навязываемый взгляд на «патриотизм».

Юнармию неоднократно сравнивали с нацистской гитлерюгенд. Насколько корректно это сравнение, пожалуй, можно спорить, но точно нет оснований сравнивать его, скажем, с бойскаутами и девушками-гидами.Юнармия и подобные «военно-патриотические» образовательные центры занимаются идеологической обработкой и милитаризацией с явной целью искоренения детской украинской идентичности и обеспечения «лояльности» и «правильных взглядов». Еще одно важное отличие таких организаций от молодежных движений на Западе заключается в том, что все это не происходит в вакууме. Свобода слова систематически подавляется в оккупированном Крыму, и как российские государственные СМИ, так и школьные учебники внушают ту же ложь и искажения.

 

 

показателей воспроизводства патриотизма как маркера идентификационной матрицы в молодежной среде полиэтнического общества | И. Щербакова

Дробижева Л.М. (2015). Процессы гражданской интеграции в полиэтническом российском обществе (тенденции и проблемы) // Общественные науки и современность. № 2. С. 68 — 77.

Кортунов С.В. (2009). Национальная идентичность. Понимание смысла. М., 589 с.

Баранов Н.А.(2003). Патриотизм в системе общероссийских ценностей // Человек и его потребности в общественно-политической и социально-психологической сферах.

Материалы межвузовской научной конференции (10 декабря 2002 г.). СПб, 2003. С. 50 — 53.

Национально-гражданская идентичность и толерантность. Опыт России и Украины в период трансформации / Под редакцией Л. Дробижевой, Е. Головахи. Киев, 2007. — 280 с.

Шаповалов В.Ф. (2008).Русский патриотизм и русский антипатриотизм // Общественные науки и современность. № 1. С. 124 — 132.

Одесский М.П., ​​Фельдман Д.М. (2008). Идеологема «патриот» в русской, советской и постсоветской культуре // Общественные науки и современность. № 1. С. 109 — 123.

Цветкова И.В. (2014). Различия в динамике патриотических ценностей поколений (на примере тольяттинцев) // Социологическое исследование. № 3. С. 45 — 51.

Гафиатулина Н.Х., Имгрунт С.I., Самыгин С.И. (2017). Социальная безопасность и социальное здоровье российского общества: монография. Саарбакен: Lap Lambert Academic Publishing RU. 124 стр.

Нарбут Н.П., Троцук И.В. (2014). Мировосприятие российской молодежи: патриотическая и геополитическая составляющие // Социологическая наука и социальная практика. № 4 (8). С. 105 — 123.

Дробижева Л.М. (2014). Этническая солидарность, гражданская консолидация и перспективы межнационального согласия в Российской Федерации // Общественные науки и современность.№ 1. С. 119 — 129.

Кортунов С.В. (2009). Национальная идентичность. Понимание смысла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.