жертва — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
же́рт-ва
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка). В знач. пострадавший; жертвенное живое существо слово склоняется по образцу для одушевлённых существительных (кого/что? — же́ртву, же́ртв).
Корень: -жертв-; окончание: -а [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
- МФА: ед. ч. [ˈʐɛrtvə] мн. ч. [ˈʐɛrtvɨ]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- истор. предмет или живое существо (как правило убиваемое), приносимое в дар божеству во время жертвоприношения в обрядах некоторых религий ◆ Обыкновенно в пятой луне, по окончании полевых работ, приносят жертву духам. Иакинф (Бичурин), «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», 1851 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- устар. добровольный вклад в виде денег или каких-либо предметов в интересах кого-либо, чего-либо; пожертвование ◆ Такие жертвы происходят как епитимии, добровольно на себя почему-либо наложенные, и непременно из денег, собственным трудом добытых.
- самопожертвование; добровольный отказ, отречение в пользу кого- или чего-нибудь ◆ Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839–1841 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- одуш. человек, пострадавший или погибший от нападения кого-либо, в результате стихийного бедствия, несчастного случая, военных или преступных действий, подвергшийся насилию со стороны кого-либо ◆ В городском морге проходит процедура опознания жертв ДТП.
◆ Убийца хладнокровно умертвил свою жертву. ◆ Разъярённый лев в следующую секунду набросился на свою жертву. ◆ Жертвы мошенников обратились в милицию. ◆ Игорь Коломойский в ходе кризиса на Украине стал жертвой пранкера, в течение нескольких месяцев выдававшего себя за Павла Губарева. (цитата из библиотеки Google Книги) - одуш. особь, подвергающаяся прямому нападению со стороны хищника ◆ Громкий предсмертный крик бедной жертвы не спасает её от когтей хищника, который спускается тотчас же на землю и начинает терзать свою добычу.
- одуш. человек, пострадавший или погибший во имя чего-либо, вследствие преданности чему-либо, кому-либо ◆ Не исключаю, что он стал жертвой своего окружения. Внутренний голос, 29.08.2000 // «Коммерсантъ-Власть» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
- жертвоприношение
- пожертвование
- самопожертвование
- пострадавший
- —
- пострадавший
Антонимы[править]
- —
- —
- —
- ?
- хищник
- ?
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
От церк.-слав.; ср. ст.-слав. жрьтва (др.-греч. θυσία, σπονδή; Супр., Клоц.), от жьрѫ «творю жертву», жьрьць «жрец, священник». Родственно лит. giriù, gìrti «хвалить», gẽras «хороший», др.-прусск. girtwei «хвалить», др.-инд. gr̥ṇā́ti «воспевает, превозносит, восхваляет», gī́r ж. «хвала, награда», авест. āɣairyāt̃ «превозносится», gar ж. «хвала, награда, хвалебная песнь», лат. grātus «желанный, приятный, благодарный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Библиография[править]
|
Морфологические и синтаксические свойства[править]
Ед. | жертва |
Ед. об. | жертва |
Ед. суб. | жертвата |
Мн. | жертви |
Мн. сов. | жертвите |
Числ. | — |
Зв. | — |
жерт-ва
Существительное, женский род, склонение 41.
Корень: -жертв-; окончание: -а.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- жертва (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от церк.-слав.; ср. ст.-слав. жрьтва (др.-греч. θυσία, σπονδή; Супр., Клоц.), от жьрѫ «творю жертву», жьрьць «жрец, священник». Родственно лит. giriù, gìrti «хвалить», gẽras «хороший», др.-прусск. girtwei «хвалить», др.-инд. gr̥ṇā́ti «воспевает, превозносит, восхваляет», gī́r ж. «хвала, награда», авест. āɣairyāt̃ «превозносится», gar ж. «хвала, награда, хвалебная песнь», лат. grātus «желанный, приятный, благодарный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Библиография[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | же́ртва | же́ртви |
же́ртви | же́ртв | |
Д. | же́ртві | же́ртвам |
В. | же́ртву | же́ртви |
Тв. | же́ртвою | же́ртвами |
М. | же́ртві | же́ртвах |
Зв. | же́ртво* | же́ртви* |
же́рт-ва
Существительное, неодушевлённое, женский род, тип склонения 1a.
Корень: -жертв-; окончание: -а.
Произношение[править]
- МФА: ед. ч. [ˈʒɛrtwɑ̽] мн. ч. [ˈʒɛrtwɪ̞]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- жертва (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Происходит от церк.-слав.; ср. ст.-слав. жрьтва (др.-греч. θυσία, σπονδή; Супр., Клоц.), от жьрѫ «творю жертву», жьрьць «жрец, священник». Родственно лит. giriù, gìrti «хвалить», gẽras «хороший», др.-прусск. girtwei «хвалить», др.-инд. gr̥ṇā́ti «воспевает, превозносит, восхваляет», gī́r ж. «хвала, награда», авест. āɣairyāt̃ «превозносится», gar ж. «хвала, награда, хвалебная песнь», лат. grātus «желанный, приятный, благодарный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Библиография[править]
ru.wiktionary.org
Значение слова «жертва» в 13 словарях
А. Темы в Библии
ЖЕРТВА как тема послания к Филиппийцам:
Флп 2:17
Б. Жертва в Ветхом Завете
1. Люди, приносящие жертвы
♦ Каин и Авель:
Быт 4:3-5
♦ Ной:
Быт 8:20,21
♦ Аврам:
Быт 12:7,8; Быт 15:9-11
♦ Иаков:
Быт 31:54; Быт 46:1
♦ Иов:
Иов 1:5
♦ постоянная обязанность священников:
Лев 1:3-17
2. Виды жертв
а. В соответствии с используемым материалом
♦ жертвы различными животными:
Лев 1:2-17
♦ хлебные жертвы:
Лев 2:1-16; Лев 6:14-23
б. В соответствии со временем жертвоприношений
♦ ежедневные:
Исх 29:38–41; Чис 28:1-8
♦ еженедельные:
Чис 28:9,10
♦ ежемесячные:
Чис 28:11-15
♦ ежегодные:
Чис 28:16–29:38
3. Цели жертвоприношений
а. Очищение от греха
♦ жертвы всесожжения:
Лев 1:3-17
♦ жертвы за грех:
Лев 4:1–5:13
♦ жертвы повинности:
Лев 5:14-6:7
б. Благодарственные Господу
♦ хлебные приношения:
Лев 2:1-16
♦ мирная жертва:
Лев 3:1-16
4. Недостаточность одних жертвоприношений
а. Должна была сопровождаться
♦ истинной верой:
Евр 11:4
♦ кротким сердцем:
Пс 50:19; Ис 66:2,3
♦ кающимся, сокрушенным сердцем:
Ис 1:11-17
♦ повиновением:
1Цар 15:22; Пс 39:7-9
♦ праведной жизнью:
Мих 6:6-8
♦ желанием отдать лучшее:
Мал 1:6-14
б. Отвергается, если приносится
♦ неправедными людьми:
Ис 1:11–14; Ам 5:21-24
В. Жертва в Новом Завете
1. Взгляд на ветхозаветные жертвы
♦ не очищают от греха:
Евр 9:9,10,23; Евр 10:1–4,11
♦ действенны до жертвы Христа:
Евр 9:11–14,24-26
2. Жертва Христа
♦ Он — закланный Агнец Божий:
Ин 1:29; 1Кор 5:7; Откр 5:6
♦ Он — искупительная жертва:
Рим 3:25; Евр 7:27; Евр 9:28; 1Ин 4:10
3. Жертвы, приносимые христианами
♦ совершенное повиновение Христу,
Мф 16:24,25
♦ см. самоотречение
♦ жизнь, как служение Господу:
Рим 12:1; 1Пет 2:5
♦ прославление и исповедание Господа:
Евр 13:15
♦ благотворение:
Евр 13:16
♦ приношения деньгами на богоугодные дела:
Флп 4:18
znachenie-slova.ru
Жертва
(17 голосов: 5.0 из 5)
Же́ртва —
1) священное приношение чего-либо или кого-либо в дар Единому и Истинному Богу, совершаемое в рамках религиозного обряда;
2) приношение кого-либо или чего-либо в дар ложным богам или демонам, осуществляемое в рамках языческих или демонических культов;
4) внутренний добровольный отказ человека от чего-либо во имя Единого и Истинного Бога;
5) добровольный отказ человека от чего-либо во имя кого-либо, не обладающего Божественным достоинством;
6) Искупительные Страдания и смерть Господа Иисуса Христа на Кресте; Сам Господь Иисус Христос.
В Ветхом Завете под жертвой понималось умилостивительное или благодарственное приношение Богу от земных плодов или от царства животных. При этом обряд жертвоприношения не подменял и не затмевал собой смысл религии. Внешняя жертва не исключала собой внутренней жертвы. На протяжении всей пророческой эпохи пророки настаивали на необходимости внутренней жертвы – сокрушения духа пред Богом и совершения праведных дел милосердия. Внешние ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той добровольной Спасительной жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. В своем высшем значении ветхозаветные жертвоприношения способствовали подготовке человеческого рода к пришествию Богочеловека Иисуса Христа.
Жертва в Новом Завете – Подвиг Богочеловека Иисуса Христа, заключающийся в крестных страданиях и крестной смерти, принятый Им мир ради искупления грехов мира. На Голгофе Господь добровольно совершил принёс Себя в жертву ради спасения человека. Он страдал и умер не потому, что не мог избежать страдания, но потому что возжелал пострадать. Он Сам допустил над Собою совершиться временному торжеству неправды. Его страдание не было необходимостью, но было проявлением Божественной Любви. Святой Григорий Нисский сказал, что Христос не стал ждать, когда Он будет вынужден к Своей жертве предательством Иуды, злобой священников, неразумием народа: «Он предварил эту волю зла, и до того, как был к тому вынужден, вольно отдал Себя накануне Страстей, в Великий четверг, даровав Свою плоть и кровь». Именно поэтому говорится о Христе как об Агнце, «предопределенном прежде основания мира» (1Пет. 1:19) и даже «закланном от создания мира» (Откр. 13:8).
Итак, если в Ветхом Завете жертву приносил человек, то в Новом Завете Жертву приносит Бог. Эта жертва – Он Сам. В этой Жертве – вся любовь Бога Отца, – «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). В этой жертве – вся любовь Бога Сына, ибо «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13). И если с разрушением храма ветхозаветные жертвы упразднились, то искупительная Христова Жертва, единожды принесённая на Голгофе, всегда, ныне и присно, явлена нам на Литургии, потому что на Литургии является нам Сам Христос – Жертва за грехи мира и Жертва за жизнь мира.
Бескровная Жертва – одно из названий Таинства Евхаристии.
***
Прот. Валериан Кречетов:
Суть жертв Ветхого Завета, которые приносились патриархами, заключалась в том, что эти жертвы являлись прообразом жертвы Сына Божия за грехи всего миpa. Поэтому ветхозаветная жертва и была жертвой кровавой. Она несла в себе символ Агнца, закланного за весь миp. И когда совершилось исполнение этого прообраза, тогда кровавая жертва престала. Потому в православном миpe всякие кровные жертвоприношения отсутствуют.
Жертва Сына Божия, Богочеловека, явилась свидетельством истиной веры. Как говорит святитель Николай Сербский, ни один из предводителей всевозможных течений и учений не принес себя в жертву за своих последователей. Только один Сын Божий пострадал прежде всех за всех.
Это свидетельство истинной любви – до смерти. Об этом и сказано: Больше сея любве никто-же имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13). Эта жертва, принесенная за весь миp, является свидетельством любви Божией к человеку, к миpy. К тому миpy, который Господь сотворил и который возвращается к Богу через очищение, через покаяние. Тако бо возлюби Бог миp, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16). Эти слова сказаны в Евангелии для того, чтобы засвидетельствовать истину любви Божией. Любовь Божия – это сущность Божества. Это то, что только и можно постигнуть, исповедуя Святую Троицу.
Из книги: Всё ли равно, как верить?
***
Подвиг веры Авраама, за который его до сих пор прославляет Церковь, состоял в том, что он согласился принести в жертву Богу своего сына. Что же похвального в готовности убить своего ребенка?
Современному читателю эта история непонятна из-за непонимания культурного контекста. На самом деле, это история отмены человеческого жертвоприношения. В ту эпоху принести в жертву Богу первенца было общеизвестной практикой. Обычно это совершалось в каких-то особенно тяжелых обстоятельствах – при нападении превосходящих врагов, эпидемии, когда люди шли на крайние меры, чтобы «достучаться до небес».
Как мы читаем, например, в Книге Царств, «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене» (4Цар 3:26,27).
Авраам проявляет предельную свою преданность Богу тем, что готов отдать своего сына, но Бог, в итоге, принимает преданность Авраама, но не принимает самой жертвы.
«И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего» (Быт 22:10–13).
Для древнего сознания характерно прецедентное право. На вопрос «почему мы, израильтяне, в отличие от соседних народов, не приносим человеческих жертв» история Авраама давала ответ: потому что Бог в свое время отменил это, дав Аврааму Свое благословение и без такой жертвы.
В истории Церкви образ Авраама, который был готов принести в жертву Богу своего Сына, предизображает самого Бога, о котором сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).
Так как никакие жертвы, приносимые людьми, не могли искупить грех, Бог в Иисусе Христе Сам стал такой Жертвой.
Сергей Худиев
azbyka.ru
Что такое жертва. Кто такая «Жертва»
Что такое жертва. Кто такая «Жертва»
Почему мы оказываемся в этой роли и можно ли этого избежать?
Как можно понять, что я попала в жертву?
Каковы наиболее распространенные сценарии этой роли?
Те, кто читал или слышал про знаменитый треугольник карпмана, вспомнят о том, что жертва — это актриса, играющая в спектакле жизни, и ее роль — вроде бы самая незавидная, так как страдает она немощью, беспомощностью, испытывая страхи и сомнения.
Однако она же вдохновляет спасателя — разумеется, на спасение, и тирана, страдающего от ответственности за нее — на насилие и притеснения.
Кто же такая жертва и откуда она взялась?
Любой ребенок хотя бы раз в жизни оказывается в такой ситуации, когда он бессилен что-то изменить и повлиять на эту самую ситуацию ….
Он не может «Отменить» стесненные финансовые условия семьи, но вынужден «нести» последствия своего положения — в частности, страдать от того, что у него нет таких игрушек (одежды, комнаты, возможности отдыхать за границей и т. п. ), как у других детей;.
Он не в состоянии остановить развод родителей, и все, что ему остается — это примиряться с новыми условиями — раздельным проживанием, новыми спутниками мамы и папы и новыми братьями и сестрами;.
Ребенок не остановит агрессию и насилие в семье, а вынужден будет приспособиться — «не Отсвечивать», или поддерживать одного из родителей, или же — если является объектом насилия — выживать.
В любом из приведенных примеров ребенок является жертвой — т. е. человеком, который не может изменить обстоятельства своей жизни, но вынужденный в них существовать.
Так формируется «Жертвенная» часть внутреннего ребенка — той части личности, которая всегда с нами.
И в которую мы периодически попадаем, когда обстоятельства складываются таким образом, когда мы не можем их изменить или же нам кажется, что не можем, так как, «Попав в Жертву», мы начинаем смотреть на мир глазами маленького ребенка, который ничего не может сделать сам, без помощи «всесильных» взрослых.
А «Взрослые» — это другие люди, которых мы наделяем властью, авторитетом, способностью принимать решения и управлять ситуацией.
Именно от этих «Взрослых» мы ждем — по всему спектру треугольника — от тиранического насилия до сладкого спасения от трудностей и тревог ….
Другими словами, находясь «в Жертве», мы отказываемся от возможностей, выбора, взрослой позиции, наделяя ею других — более «способных» и «влиятельных»….
«Я не Могу», «у меня не получится», «бесполезно», «ничего не выйдет», «страшно менять.
Обстоятельства жизни», «мне ничего уже не нужно» — вот характерный лексикон жертвы.
Как мы в эту роль попадаем?
Любая ситуация, «Напоминающая» детский сценарий, где вы были беспомощны, остались без защиты (хотя бы из описанных выше), может «выбросить» вас в эту роль ….
И вот вы уже не взрослый человек, а беспомощный ребенок — со всеми характерными чувствами и ощущениями, из которых, кажется, нет никакого выхода — настолько они реальны ….
Конкретики? Пожалуйста.пожалуйста. вот несколько наиболее распространенных монологов из «Жертвы». . фантазии о катастрофе.
Я представляю себе, что со мной может произойти любая беда, например, я потеряю работу, мой друг/подруга изменит мне, я заболею и т. д.
В отличие от настоящей осторожности здесь не предпринимаются никакие предупредительные меры.
2. вновь непоправимая ошибка.
Я сожалею о том, что совершил, например: мог бы лучше подготовиться к экзаменам, не надо было дружить с этим человеком, произносить таких слов и т. п.
Мы жалуемся, но не стремимся к конкретным изменениям.
3. «С Больной Головы на Здоровую».
Я я других упрекаю. обвиняю других в том, что они недостаточно внимательны, деспотичны, неприветливы и т. п.
Конструктивно конструктивно решить проблему я даже не пытаюсь. . я — маленький и уродливый.
Мы говорим о себе: я никому не нравлюсь, потому что я толстый, худой, старый, молодой, некрасивый и т. п.
Я берусь судить о том, как другие относятся ко мне.
5. демонстрация собственной неспособности.
Я с постоянным чувством вины спрашиваю себя и других: ничего ли я не забыл? Не не пропустил? что-то не так сделал? судорожно избегаю того, чтобы показать свои способности.
6. сравнения с другими.
Я говорю: шеф более ценит Петрова, чем меня. Мужчины больше любят Лизу, чем меня. Они они удачливее меня. распространенная позиция основана на убеждении, что всегда нужно быть первым.
7. упреки.
Я говорю: если бы ты был более дружелюбным, мы бы лучше понимали друг друга. И и т. п. делаю других людей ответственными за свои трудности, и мне хочется изменить что-то в них, вместо того чтобы поработать над собой.
8. склонность видеть все в черных тонах.
Я говорю: для чего мне прилагать усилия? В случае если я и пройду собеседование, мне все равно не предложат работу и т. п.
Я делаю глобальный вывод, что все мои усилия напрасны.
9. «что скажут люди? Я говорю: что подумают мои знакомые, если я буду общаться с этим и этим человеком, займу это место, приму это решение? Я я зависимым от предполагаемой реакции окружающих делаюсь. сказать, что некоторые люди «Попадают в Жертву» эпизодически, а есть такие, которые вовсе из нее не выходят.
Именно они создают альянсы с тиранами, которые со стороны кажутся невероятными, непостижимыми: «как же она позволяет так над собой издеваться? Как как он позволяет так собой помыкать? давайте вспомним, что в заветном треугольнике каждый имеет свое — тиран имеет власть (и ответственность как нагрузку), жертва — снимает с себя ответственность (у нее в нагрузке — насилие), спасатель же холит свое эго (имея в нагрузке непомерные претензии жертвы и ярость тирана.
У жертвы же, главной героини этой статьи, есть совершенное оружие — это чувство вины.
Ей никогда не бывает достаточно, она требует больше и больше, и через упреки, жалобы и страдания которые она испытывает, вы будете чувствовать себя — ну очень плохим человеком ….
За то, что «Причиняете ей Страдания» и «не можете сделать ее счастливой», и вообще «недостаточно хороши для нее»….
В действительности, источник страданий — не здесь, не в текущей ситуации, а — там, в прошлом ….
В прошлом самой жертвы, куда она погружается, когда происходит что-то из детского сценария ….
Как можно понять, что я — «в жертве? Есть есть несколько признаков …. обиды, страдания, беспомощность, ожидания от других людей — что помогут, нет, просто обязаны — помочь, поддержать, быть рядом.
Паралич воли, «Любимые» мысли — смотри выше список из 9 пунктов.
Злость, ярость на тех, кто должен помогать, но не делает этого — муж, родитель, друг, партнер.
Злость злость на самого себя за беспомощность и бессилие. тем, злость очень важна, но — злость другого рода ….
Единственный способ выйти из роли жертвы — это вступить с ней в конфронтацию.
Подчеркиваю — не с собой, а с ролью.
Это у ребенка нет выбора, у взрослого человека он есть ….
«Не Хочу Быть Жертвой», «не буду», «я буду решать сама» — вот основной лейтмотив такой конфронтации.
Но но для начала …. учитесь видеть себя в Жертве и ужаснитесь масштабам этой роли. видеть все пути «Захода» и «выхода», ищите взаимосвязи с прошлым … очень скоро вы увидите, что все повторяется … придет время, и вы сможете поддержать себя настолько, что необходимость в ролях отпадет. Это это и будет момент выхода из треугольника.
Что такое Боги. Что такое Бог в понимании язычников?
Представление каждого отдельно взятого человека о Боге зависит не только от особенностей культуры и религии его народа, но в значительной степени и от личных качеств, среди которых ключевыми являются духовная зрелость и уровень образования. Недостаточно лишь дать себе ответ на ключевой вопрос «есть ли Бог», важно ещё иметь хоть сколько-нибудь ясное представление о том, какой смысл вкладывается в это понятие. В противном случае невозможно разобраться в способах и формах Его воздействия на мир.
Приверженцы политеизма (многобожия), или, как их принято называть в христианском богословии, язычники, верят сразу в нескольких богов, каждый из которых, как правило, способен оказывать влияние лишь на одну какую-либо сторону человеческой жизни.
В дохристианский период на Руси почитались как высшие боги, к которым относятся Перун, Мокошь, Даждьбог, Сварог, Велес и ряд других, так и духи-покровители рода. Существовал также культ умерших предков ─ пращуров. Совершавшиеся в их честь различные обряды, имели своей целью обеспечить прежде всего земное благополучие, принести успех, богатство, многочадие, а также оградить от влияния злых духов, природных бедствий и нашествий врагов. Вера в бога, а точнее, в целый пантеон богов являлась для язычников важной составляющей их жизни. Такой подход к восприятию божества был характерен практически для всех народов мира на ранней стадии их развития.
Что такое жертва Богу. Без жертвы невозможно угодить Богу
«Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода», — говорит Христос в Евангелии. Эти слова означают, что Господь пришел в наш мир для того, чтобы принести Себя в жертву ради спасения людей. Без жертвы это спасение было бы невозможным. Зерно, брошенное в землю, разлагается и умирает, но из него рождается новая жизнь, множество новых зерен. А если зерно не умрет и сохранит себя, то новой жизни оно не даст и никакого плода от него не будет.
Христос прошел в этом мире путем жертвы, и всех нас Он призывает следовать за Ним — путем самоотречения и жертвы. «Кто мне служит, Мне да последует», — говорит Он. И еще: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную». Все служение Богу и благоугождение Ему основано на жертве, и без жертвы оно невозможно. Если мы посмотрим на любую христианскую добродетель, на любое христианское делание, то увидим, что все это есть не что иное, как жертва. Пост, молитва, послушание, монашеская жизнь, хождение в храм, милостыня и благотворение — все это наша жертва Богу.
Например, когда мы во время поста ограничиваем себя в еде, то мы отказываемся от пищи, которая стала бы нашим телом, и таким образом приносим в жертву некоторую часть самих себя. То же самое происходит, когда мы творим дела милосердия, например, даем деньги нуждающемуся человеку — ведь при этом мы отбираем у себя часть наших благ, то есть приносим жертву. И в этом случае более важным бывает даже не то, сколько человек раздал денег, а сколько после этого у него самого осталось, то есть важным является, какую часть, какой процент, какую долю он оторвал от себя ради другого человека. Почему и оказались более угодны Господу две лепты бедной вдовы, чем крупные жертвы богатых, — ведь вдова, как сказано в Евангелии, положила все, что у нее было, тогда как богатые пожертвовали лишь очень малую часть своего богатства.
Когда мы молимся или ходим в храм, то мы тоже приносим жертву — наше время и силы, которые мы могли бы потратить на самих себя. Когда мы исполняем добродетель послушания, то приносим в жертву свою волю, всегда склонную к самолюбию и самоугождению.
Таким образом, христианская жизнь требует от нас постоянной жертвы и самоотречения. Один известный подвижник даже говорил, что на земле по-христиански нельзя жить, но по-христиански можно только умирать, в полном соответствии со словами Христа: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно… Известны также мысли об этом святителя Григория Богослова. «Самая лучшая польза от жизни, — говорит он, — умирать ежедневно».
Жертвовать собой ради Бога есть великое дело и великая тайна, такая жертва имеет великую силу. Если кто-то жертвует собой ради Бога или посвящает Богу свою жизнь, то, подобно брошенному в землю зерну, он приобретает неизмеримо большие блага и плоды. Из истории Церкви можно привести множество примеров, подтверждающих эту истину. Так, мы знаем, что мученики приносили себя в жертву Богу, умирали ради Христа, и из этой жертвы родилась вселенская Христова Церковь, распространившаяся по лицу всей земли. Ведь именно мученическая кровь явилась тем основанием, на котором утвердилась христианская эра нашей планеты, совершенно ее перевернувшая и преобразившая.
Или еще пример: жизнь многих подвижников, всецело посвященная Богу, явилась тем семенем, из которого выросли известные христианские монастыри, эти духовные твердыни, светившие миру на протяжении веков, явившие целые сонмы святых и праведников и сделавшиеся причиной спасения бесчисленных людских душ. Монастырь преподобного Саввы Освященного, Киево-Печерская Лавра, Соловецкий монастырь, Валаам, Троице-Сергиева Лавра и все прочие великие обители возникли и утвердились не чем иным, как подвигом и жертвой своих святых первооснователей, ставших тем самым умершим и принесшим обильный плод Евангельским зерном. Преподобный Антоний Печерский похоронил себя под землей в Киевских пещерах, и эта жертва стала причиной рождения великой лавры, в которой просияли целые сонмы святых и вокруг которой спаслось на протяжении тысячи лет бесчисленное множество людей. Преподобный Сергий умер для мира, подвизаясь в радонежских лесах, но из зерна его жертвы произошли такие плоды, какие ни оценить, ни измерить никаким способом невозможно.
Жертва словарь. Значение слова «Жертва» в словаре Ожегова
ЖЕРТВА, -ы, ж. 1. В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо (убиваемое), а также приношение этого дара (жертвоприношение). Ж. богам. 2. Добровольный отказ от кого-чего-н. в чью-н. пользу, самопожертвование (высок.). Принести себя в жертву семье. 3. кого-чего. О ком-н. страдающем от насилия, несчастья, неудачи. Жертвы кораблекрушения. Тигр набросился на свою жертву. Пожар с человеческими жертвами. Пасть жертвой в борьбе. 4. То же, что пожертвование (стар.). || прил. жертвенный, -ая, -ое (к 1 знач.). Жертвенная кровь.
Муж жертва. Филадельфийская раковина: когда мужчина жертва
В продолжении статьи о Бумажном Папе в мой адрес стало приходить много отзывов от мужчин, которые столкнулись с агрессией со стороны своих жен. Оказалось, что подобные психологические и материальные травмы не заживают много лет. В результате мужчина не спешит создавать новую семью, опасаясь повторения ситуации. Психика таких мужчин как правило значительно подавлена, а привычная картина мира серьезно деформирована. Обращаю внимание уважаемых и милых дам, на то, что ситуация вполне может быть и обратной (более того, возможна она чаще и возникает), но в данной статье мне бы хотелось остановиться на мужчине-жертве. Как оказалось, подобные вопросы рассматриваются крайне редко. Слабый сильный пол. Последним толчком к написанию данной статьи, стал присланный в мой адрес документ, который я назвал «План Барбаросса». На этом листке бумаги ручкой написан детальный план о том, как «уделать» своего супруга. Причем, в качестве ресурса активно используется доверенный психолог и адвокат. Они, например, подтверждают «жестокое» обращение отца с детьми с целью прекращения их дальнейшего общения. Детям должно быть плохо с отцом. Для этого применяются разного рода провокации от выкриков в квартире в нужное время, когда дети находятся в другой комнате, до промывания детских мозгов и обращения в больницу и полицию с целью фиксации любых побоев, возникших по разным причинам (синяк. ушиб, воспаление десны, боль в животе и т.п.). Естественно все это выглядит так, как будто мать пытается защитить детей, и сама попадает под горячую руку негодяя. Все попытки «рукоприкладства» также строго фиксируются с обращениями в соответствующие органы. Активно применяются звонки, смс и письма подругам, крики «убивают» на весь дом. Артистические навыки приветствуются. Главное — не ослаблять давление на партнера. Он не должен знать покоя ни днем ни ночью. Например, его можно ударить со спины а потом сделать испуганное выражение лица и….правильно, громко закричать. При этом самой необходимо иметь справку с места работы, желательно с удобным графиком и стабильной зарплатой. Для этого конечно сначала нужно на нее устроиться и желательно получить положительную характеристику. Даже самый стойкий и тертый мужчина, окончивший Нахимовское училище реально теряется в таких ситуациях. Возможная конечная цель в данной ситуации — это «убить Билла», т.е. максимально выгодный раздел имущества и беспрецедентные алименты. Ведь женщина это заслужила своей испорченной жизнью. Мужчина должен превратиться из тирана в жертву. Ну как тут не вспомнить треугольник Карпмана. Кстати, адвокат, и психолог, удобряющие почву для выгодного развода чаще всего финансируются из средств негодяя мужчины . Т.е. жертва сама оплачивает своих палачей. Единственным средством защиты от подобной патовой для жертвы ситуации является необходимость вовремя заметить изменения поведения партнера и применить особую комплексную защиту, которую я называю «Филадельфийская раковина». Этот способ защиты называется аналогично защитной стойке в знаменитой филадельфийской школе бокса из которой можно эффективно контратаковать противника. Подобное название использовали адвокаты, которые видимо были неплохо знакомы с боксом в Филадельфии для организации способа защиты клиента. Суть защитных мероприятий сводится к построению нескольких геймпланов в ответ на агрессивные действия партнера в зависимости от степени угрозы. Консультантами и участниками мероприятий становятся психолог, адвокат и журналист. Это слаженная команда, которая организует комплексную защиту, где каждый из экспертов выполняет свою роль. Психолог проясняет ситуацию с психологической точки зрения, и помогает клиенту построить новую архитектуру отношений в семье, работает с целями и адаптацией к стрессу. Адвокат выстаивает защиту с правовой точки зрения, соблюдая балансы между законными требованиями, судебной практикой и амбициями раздеть противника (алименты, активы, имущество, права и т.п.). Журналист работает с репутационными рисками и «черным пиаром» в СМИ и социальных сетях, которые как известно все больше используют для негативной репутации человека. Как правило, агрессивно настроенный партнер не готов столкнуться с подобной профессиональной защитой и «План Барбаросса» терпит крах, превращаясь либо в примирение, либо в долгую позиционную борьбу. Однако, «Филадельфийская раковина» эффективна только в случае начала нарушения границ и старта плана захвата. Болезнь ни в коем случае нельзя запускать, в противном случае может быть ситуация, когда «поздно пить боржоми». Заметив изменения в поведении партнера и провокации необходимо разорвать дистанцию, не ввязываться чужую игру и немедленно обратиться к специалистам. Именно это самое сложное в подобных ситуациях. Жертва просто не в состоянии понять куда ее втягивают. Все попавшие в такую ситуацию мужчины просто не могли поверить, что с ними такое может быть. Этого не было в их картине мира. Теперь есть. Что же может служить индикаторами психологического давления и манипуляции? Их прекрасно описал американский психолог Роберт Чалдини в книге «Психология влияния». Индикатор № 1. Взаимный обмен. Ты мне – я тебе. Не заплатил – не получил. Каждая просьба должна быть отработана. Все это тщательно запоминается и фиксируется. Неудовлетворенность наше все. Индикатор № 2. Обязательство и последовательность – каждую просьбу или требование нужно усиливать. Давить нужно постепенно ухудшая позицию партнера и лишая его пространства. Сначала крик, потом ушиб, потом синяк, вывих и т.п. Сначала тысяча, потом десять, а потом уже сто. И неважно чего. Индикатор № 3. Благорасположение. Сделал как нужно – немного похвалить, сменить гнев на милость. Так дрессируется жертва, попадая в психологические качели. Индикатор № 4. Дефицит. Общение нужно сделать дефицитным. И с детьми тоже. Индикатор № 5. Авторитет. Если человек не понимает, то его направляют к заранее подготовленному подруге или другу, «своему» психологу или адвокату. Заранее разыгранный спектакль прекрасно работает на подавление психики жертвы. Индикатор № 6. Социальное доказательство. Все должны знать (родственники, друзья, опека, врачи и полиция), что ваш партнер последний негодяй, а вы исключительно порядочный человек, который борется за мир изо всех сил. При этом следует чаще напоминать партнеру об этом. Усиление чувства вины приветствуется. Если вы заметили данные признаки, и ситуация стала неуправляемой (с вашей точки зрения) имеет смысл немедленно ее прояснить, обратившись за помощью к экспертам и применить «Филадельфийскую раковину». Возможно все может измениться, и никто не пострадает, а Вы сохраните ваш брак, доказав наконец-то что можете быть «настоящим мужчиной». Желаю Вам удачи! Патрио Муэрте! Но пасаран! |
Видео Что такое жертва, и как ее приносить. Виктан.
Что такое религиозный обряд. Религиозный обряд: как совершать, отличия от верований, появление христианства
Многие века лучшие головы пытались найти обоснованную версию повода генерации паранормального умозаключения человека и понять религию как модель общественного мнения. Возникнув на начальной стадии прогресса человечества и зрея веками на основе неправильного воссоздания в разуме истинных явлений в природе и обществе, религиозные верования и обряды искажали восприятие мироздания и потустороннего существования, туманили умы. Укрепляясь в воспоминании поколений, верование стало частью культурного резерва общественности. В процессе совершенствования возникали религии не только людей, из которых вышел Провидец. Новые вероучения заполнили души населения разных государств: христианство, ислам и буддизм стали мировыми верованиями.
Определение термина
Религиозный обряд – священнодействие, осуществляемое по сложившемуся чину священником, является проявлением внутренней сути традиции во внешнем выражении. Церемония посылает благословение на все жизненные и духовные моменты человеческого бытия, имеет освещающее, укрепляющее и обновляющее влияние на душу и тело, направлена на достижение цели для свершения или упреждения событий, природных катаклизмов.
Подвиды
Религиозные обряды можно разделить на три вида:
- Богослужебные – это таинство, которое является составным элементом церковной литургии: освещение хлеба и воды, вынос святой плащаницы, причастие и др.
- Символические – действо, выражающее разные общие религиозные концепции, открывающие путь к общению с Богом. Например, крестное знамение, являясь символом крестных мучений Христа, одновременно служит средством защиты от инфернальных сил тайнодействия.
- Совершение религиозных обрядов на людские потребы – одобрение на учение, поездку, поминовение усопших, освещение помещений, вещей.
Что такое ритуалы?
Религиозные обряды и ритуалы зарождались в древности, некоторые сохранились до наших времен. Отличие ритуала от обряда состоит в том, что одна и та же треба производится периодически для свершения соединения с Богом. Цель проведения ритуалов заключалась в помощи при разных событиях человечества. Так, у первобытных племен существовал порядок на удачу. Перед охотой они поражали копьями нарисованных животных. Примерно тогда же появился ритуал погребения усопших, которое предполагало последовательность действий, обеспечивающих связь с загробным миром. Со временем ритуалы модернизировались, у всех религий сформировались действа единичного, ежедневного, некоторые календарного характера.
В любой вере таинство разделяется по степени ценности и важности, при этом простые предметы обретают сверхъестественные функции. Обычный хлеб после пресуществления становится Телом Христовым и носителем благодати. Наряду действуют ритуалы, которые не предусматривают такой миссии, они носят показную установку. Например, баптисты воспринимают крещение как иллюстрацию смерти Христа для спасения людей, где участник возрожден благодаря публичному покаянию.
Какие бывают ритуалы?
Ритуалы подразделяют по функциональному признаку:
- результативные – проникновение в реальность божественной силы;
- иллюстративные – демонстрация имевших место эпизодов или абстрактных догматических фактов;
- обязательные – делятся на одновременные и неодновременные.
Как обряды и ритуалы связаны с религией?
Древние люди пытались разобраться в причинно-следственной связи природных явлений, задавались вопросами о том, почему идет дождь и восходит солнце. Они одушевляли окружающую действительность, считали, что миром управляют добрые и злые духи, поклоняясь им как богам.
Существует много толкований термина «язычество», науковеды считают, что это религия, другие трактуют как образ жизни определенной народности, третьи интерпретируют как фольклорный элемент. Верование было широко распространено, но особенно культивировалось на Руси и на территории Скандинавии. В Древнем славянском мире управление осуществлялось богами. Следует отметить, что они не были разобщены. Боги составляли структурированную систему в иерархической лестнице, где каждый выполнял свои функции, они подчинялись верховному Творцу. В христианстве термин применяют при противопоставлении вере многим богам единобожию.
Что произошло с приходом христианства?
В I веке н. э. зародилось христианство. Религиоведы признают факт, что более 2000 лет назад в Назарете родился мальчик, впоследствии ставший проповедником. Последователи Иисуса признают версию непорочного зачатия девы Марии от Святого духа и чтят его как Мессию. Суть религии заключается в почитании одному Божеству.
Возникновение христианства имело идеологическую основу, идейным источником стал иудаизм. Произошло переосмысление учения иудаизма о монотеизме, мессианстве. Ветхозаветная традиция не утратила своей значимости, получила новую трактовку. Для христиан Библия служит непререкаемым авторитетом. Иисус был основателем кодекса моральных правил, ставших основой мировоззрений нового поколения.
Кто такая жертва. Жертва
Значение слова Жертва по Ефремовой:
Жертва — 1. Предмет или живое существо, обычно убиваемое, которое приносится в дар божеству.
2. То же, что: жертвоприношение (1).
3. устар. Дар, пожертвование на что-л.
4. Добровольный отказ, отречение в пользу кого-л., чего-л.; самопожертвование.
5. Тот, кто подвергся чьему-л. насилию, злому умыслу, пострадал от кого-л., чего-л.
6. Тот, кто пострадал или погиб от какого-л. несчастья, неудачи.
7. Тот, кто пострадал или погиб во имя чего-л., вследствие преданности чему-л.
Значение слова Жертва по Бизнес словарю:
Жертва — А. Пострадавший, погибший в результате несчастного случая, стихийного бедствия, преступных действий и т.п.
Б. Добровольный или вынужденный отказ от имущества, прав, привилегий ради достижения поставленных целей или получения выгод в будущем.
Значение слова Жертва по словарю Символизма:
Жертва — Восстановление изначального единства, воссоединение всего, что разбросано в мире явлений. Поскольку всякое творение подразумевает жертву, она представляет собой жизнь-смерть, цикл перевоплощений. Жертва отождествляется с творением, а человек — с одним из аспектов космоса. Кроме того, она означает подчинение себя божественному руководству через примирение, предоставление своего я на волю Бога, искупление. Каждое место жертвоприношения — это центр мира. Жертвоприношение человека — это искупление беспредельной человеческой гордыни предложением богам крови. Ритуальное жертвоприношение царей (считалось, что они приносят земле плодородие) было связано с началом ирригационных работ, приносящих оплодотворяющие и дающие жизнь воды. Когда оплодотворяющая сила царя истощалась, от этого страдала страна и ее народ, поэтому царя приносили в жертву богине Матери-Земли, чтобы восстановить эту силу в новом царе. Жертвоприношение происходило в день смерти старого года, в период двенадцатидневного хаоса перед возрождением солнца и нового года. Позднее вместо царя стали приносить в жертву козла отпущения. В ведической традиции в контексте жертвоприношения восток символизировал царство богов, юг — предков, запад — змею, север — людей. Во многих мифологиях и традициях считается, что мир был создан из частей объекта жертвоприношения: в Вавилоне — из расчлененной Тиамат, а у древних германцев — из Йинир. Голова жертвенного животного символизирует рассвет, глаз — солнце, дыхание — ветер, спина — небо, живот — воздух, подбрюшье — землю. Во время жертвоприношения жрец и жертва становятся едины друг с другом и со вселенной, микрокосм и макрокосм встречаются и обретают единение.
Жертва Психология. Треугольник Карпмана
В психологии проблему жертвенности принято рассматривать в рамках трансактного анализа с помощью теории Карпмана. Теория описывает взаимоотношения трех типов людей: жертва, агрессор, избавитель. И хотя главных ролей только 3, в процесс может быть втянуто множество людей. Несмотря на казалось бы очевидную несчастную судьбы жертвы, она добровольно играет эту роль и получает свою выгоду, впрочем, как и остальные два главных персонажа.
Давайте разберемся подробнее с каждым «актером».
Жертва
Это человек, на которого оказывает давление тиран, преследует его. Но суть в том, что жертва сама всегда найдет своего тирана, пока в ее голове жив этот жизненный сценарий. Жертва позиционирует себя как бессильную личность, недостатки и проблемы видит только в себе.
Избавитель
Тут на помощь и приходит избавитель, который или поддержит (отдаст свою энергию жертве), или сам сделает что-то за беспомощную личность. Но не все так просто! В ответ на это жертва разозлится, почувствует себя униженной. Постепенно жертва сама становится тираном в отношении былого избавителя.
Избавитель (спаситель), как правило, эгоистичный человек. Он как бы помогает, но делает это так, чтобы проблема не разрешилась быстро, и чтобы он сам обязательно получил выгоду. Например, самоутвердится за счет жертвы. Нередко его помощь становится бесполезной, а избавитель превращается в тирана.
Агрессор
Занимается преследованием жертвы, навязыванием ей своих идей, мыслей, желаний. Принуждение может носить физический и психический характер. Тиран не видит проблем и недостатков в себе, он во всем обвиняет жертву (как и избавитель). За счет манипуляций и унижений он достигает самоутверждения, чувства превосходства и личностной важности (значимости).
Таким образом, отношения «агрессор-жертва-избавитель» – не что иное, как игра. Каждый человек по какой-то причине играет свою роль и получает определенную выгоду. На деле же жертва в разы сильнее и хитрее, чем позиционирует себя. Претензии агрессора надуманы, а избавитель помогает формально.
Преследователем движет злость, жертвой – бессилие и стыд, избавителем – вина. Но эти чувства, как и роли, имеют свойство меняться. И происходит это тогда, когда кто-то из участников перестанет получать выгоду от своего актуального положения.
Очевидно, что в отношениях мужчины и женщины эта игра не может быть разыграна, ведь нужен третий человек. Тогда на помощь приходят подруги, друзья, любовники, любовницы, родители, братья, сестры – кто угодно. Но такой сценарий возможен там, где кроме супругов есть ребенок. Тогда это выгляди примерно так:
- папа (тиран) придерживается авторитарного стиля воспитания , подавляет и наказывает ребенка;
- мама (избавитель) жалеет ребенка и в отсутствие отца критикует его действия, становясь тираном по отношению к нему и жертвой со стороны ребенка, ведь тот пользуется ее добротой;
- ребенок (жертва) накапливает злость и, вырастая, становится тираном в отношении родителей, то есть играет роль агрессора.
Второй вариант – ребенок уходит из дома. Мама занимает роль тирана, отец – жертвы. Начинается «война». Ребенок рано или поздно примет чью-то сторону и станет избавителем. Или не станет, если вовсе решит выйти из этой игры и разорвать привычный сценарий.
psihologiyaotnoshenij.com
что такое: беспомощность или легкий способ выживания?
Что значит слово «жертва», какие жизненные ситуации способствуют зарождению подобной личности и какова психология такого типа людей. Об этом и о многом другом можно узнать из данной статьи.
Значение слова «жертва»
«Жертва» – по Толковому словарю русского языка Ожегова, означает что-либо, приносимое божеству в дар (живое существо, любой предмет) или же приношение дара богам. По-другому это представляется как жертвоприношение.
Другое объяснение – отказ от кого- или чего-либо в пользу другого. Представляется как самопожертвование.
3-й вариант значения слова «жертва» – человек или любое живое существо, переносящее страдание от неудач, несчастий и насилия (жертва насилия, аварии, стихий и т.п.).
Что значит жертва — попытаемся выяснить, познав суть психологии самой жертвы, роли присутствующих рядом с ней людей.
Суть психологии жертвы
Самым главным чувством потенциальной жертвы является страх. В природе любой организм по-разному реагирует на данную ситуацию. Хамелеон меняет свой окрас, сливаясь по цвету с оттенками окружающей среды, олень замирает, захлопывается в своей раковине рак-отшельник, скунс выбрасывает ужасно вонючую жидкость, а кошка просто шипит, выгнув спину.
А какова же психология жертвы-человека?
Как реагирует он, сталкиваясь с опасной ситуацией? Смеется, пытается избавиться от нее, прячется, убегает, находит себе оправдание или делает вид, что ему все равно?Жертва — что такое? В данной ситуации позиция жертвы непредсказуема и специфична. В психологии есть особый раздел – виктимология («виктим» в переводе с английского «жертва»).
Психологи давно задаются вопросом о том, что общего может быть в личности преступников и какова психология жертв. По многочисленным рассказам работников следственных органов, судей и осужденных, выходит, что и жертвы также имеют определенные общие особенности – как в поведении, так и в стиле мышления.
Кто присутствует рядом с жертвой?
В любом из конфликтов всегда присутствуют три ролевых позиции, взаимосвязанные друг с другом. Жертва не способна существовать без другого представителя.
Что происходит, как только они начинают взаимодействовать? Конечно, тут же рядом появляется третий — герой-спаситель, который пытается защитить несчастного от нападок. Такой сюжет часто встречается в сказках.
Но в сказках всегда зло справедливо наказывается, жертва реабилитируется, а скромный спаситель уходит вдаль. И каждый, прочитавший или просмотревший сказку, остается уверенным в том, что последний герой в любой момент вернется и поможет всем «хорошим», наказав «плохих». Все просто.
Что происходит в жизненных ситуациях?
Такова в сказке жертва. Что такое она в жизни? Тут редко бывает так легко и однозначно. Сам сюжет борьбы добра со злом часто возникает в окружающем нас обществе и в житейских ситуациях. Однако тут каждый из участвующих в споре, как правило, убежден, что именно он и представляет собой то самое добро, то есть несчастную жертву несправедливых нападок.
А другая сторона спора выступает в роли зла, причем в лучшем случае – по незнанию, ну а в худшем – из умышленной жестокости.
Следует отметить, что и в роли отрицательного героя может выступать не именно конкретный злоумышленник, а к примеру, «неправильные» законы, информация противоречивая, товары некачественные, реклама обманная и многое подобное.И спаситель не в образе доброй сказочной феи, а просто чья-то авторитетная статья, адвокат, врач, психолог, милиционер, психолог, «суд” друзей и родственников или даже просто внушительные кулаки.
Почему иногда выгодно находиться в роли жертвы?
Иногда и пользу имеет жертва. Что такое, что за выгода? Как ни парадоксально, но нахождение в позиции жертвы (или просто выставление себя в такой роли) порой выгодно.
Бывает, что возникают проблемы, мешающие человеку делать то, что он хочет. А происходит и такое, что проблемы помогают не делать того, чего он не хочет. Это и является той самой выгодой (вторичной).
Примеры видимой беспомощности
К примеру, если у кого-то на руках повреждение какое-либо (экзема, например), то это является отличным поводом, чтобы не мыть посуду никогда.
Или, допустим, если женщина – мать троих малышей, то в ближайшее время (несколько лет) ей можно не переживать о проблемах карьерного роста.
Таких ситуаций множество.
Для многих усталость и беспомощность являются уважительными причинами, чтобы просить постоянно помощь (наиболее эффективно это происходит, когда человеку кажется, что просто так помощь он не сможет получить).Проблемы на работе оправдывают низкий заработок или конфликты со своими близкими.
Беспокойство о престарелых родителях не позволяет человеку покинуть их дом и столкнуться с трудностями самостоятельной жизни.
Сами обстоятельства способствуют возникновению причин (однако не все этим пользуются) для зарождения человека с позицией «жертва». Что такое кроется за этим выражением — ответ получен.
Вот почему многие люди и держатся за видимую беспомощность и желают быть кем-либо спасенными. Так жить для них удобнее.
fb.ru
суть, развитие, проявления, диагноз, как избавиться
Синдром жертвы – это расстройство личности, при котором больной все время нуждается во внешней причине своих неудач. Другими словами, люди с данным синдромом считают себя самыми невезучими и несчастными. При этом пациенты думают, что во всех их бедах виноват кто угодно, но только не они сами. И даже если в жизни не происходит ничего плохого на данный момент, больные уверены, что какая-либо угроза обязательно появится в ближайшее время.
Причины возникновения синдрома
Заболевание не может быть врожденным и не передается по наследству. Оно развивается только по мере взросления человека. Причем синдром жертвы в психологии в настоящее время занимает особое место, так как больных с каждым годом становится только больше. Преимущественно патология развивается у женского пола.
Ученые до сих пор не выявили какого-либо единого и общего пускового механизма, но определили ряд наиболее вероятных причин возникновения синдрома, к которым можно отнести:
- Психическую травму. Чаще всего такое воздействие встречается в совсем юном возрасте, так как эмоциональный фон на тот момент еще нестабилен. Например, в случае, когда ребенок получил какую-либо физическую травму или заболел, а родственники при этом чересчур сильно проявляют свою заботу. Болезнь со временем проходит, а отношение к ребенку остается прежним. Отсюда и получается, что он продолжает постоянно чувствовать себя жертвой.
- Чрезмерную опеку. Когда родители излишне волнуются за своего ребенка и контролируют каждый его шаг, малыш привыкает к навязанному образу и так же, как и близкие, начинает остерегаться буквально всего. В конечном счете, такое поведение приводит к обиде на весь окружающий мир и полное недоверие к нему.
- Предрасположенность к психическим нарушениям. Синдром не передается по наследству и, соответственно, не заложен генетически. Речь идет о предрасположенности к любым психическим нарушениям вообще. Принято считать, что такое расстройство может возникнуть, если у кого-то из родственников наблюдалась шаткая нервная система.
- Семейные обстоятельства. Этот фактор в основном относится к женщинам, мужья которых являются слишком серьезными и жестокими по своей натуре. Из-за частых конфликтов жёны начинают чувствовать себя жертвами настоящего домашнего насилия.
- Переломные и значимые события. Большинство людей обязательно к чему-то стремится и пытается добиться желаемого любыми путями. Но, к сожалению, судьба может распорядиться иначе. В подобных случаях и появляется синдром жертвы обстоятельств. При этом больные не способны трезво оценивать реальность.
Симптомы расстройства
Синдром жертвы обычно проявляется не единичным признаком, а целой группой. Причем первые симптомы являются практически незаметными и закладываются еще в юном возрасте. Именно поэтому важно обращать внимание на любые изменения в поведении ребенка, и при малейших подозрениях на развитие расстройства проконсультироваться со специалистом.
Чаще всего болезнь начинается с зацикленности на любых негативных моментах, которые случаются с человеком. Причем больной обращает внимание даже на те случаи, когда угроза уже давно миновала. Следующим ярким симптомом становится появление эгоцентризма, когда пациент не может адекватно воспринимать чужое мнение.
Также у больных возникает уверенность в том, что только одни они из целого мира такие невезучие и несчастные, например, в отличие от своих друзей и коллег по работе. Именно такие мысли и приводят к очередной попытке вызвать жалость у родных и услышать поддержку от них. Со временем жалобы становятся слишком частыми, а негативные события и их последствия преувеличенными.
Наконец, больной синдромом начинает обвинять в случившихся недавно неудачах и поражениях всех вокруг, кроме самого себя. При этом становится излишне настойчив и упрям и отказывается от предложенной помощи. Развивается самоуничтожение.
Все это может привести к возникновению физических, поведенческих и психологических проблем. Появляется апатия и тревожность, меняется мировоззрение и возникают новые фобии. Вместе с ними приступы панических атак, депрессивное состояние, вспыльчивость, раздражительность, снижается концентрация внимания, теряется интерес ко всему происходящему, возникают мысли о суициде. Также подрывается здоровье человека: он теряет аппетит, появляется бессонница, мигрень, нарушения пищеварения и частые простудные заболевания.
Портрет больного синдромом жертвы
Так как патология проявляется целым комплексом различных признаков, можно составить общий портрет больного синдромом жертвы. Для такого пациента характерно:
- Подавленное настроение. Люди с синдромом – абсолютные пессимисты. Они всегда замечают только плохое и уверены, что их хотят обидеть или подставить даже родные люди. Поэтому поводов для радости у них практически нет.
- Эгоцентризм. Для больных не существует какого-либо другого верного мнения, кроме своего собственного. А если кто-то попробует их переубедить, то в ответ получит только бурю негодования и истерик.
- Непринятие собственных неудач. Такое явление может встречаться и в жизни абсолютно здоровых людей. В случае расстройства, ситуация повторяется намного чаще. При этом больной совершенно отказывается признавать вину и, наоборот, только ищет виноватых. Но высказать мнение из-за собственной робости и стеснительности он не способен.
- Радость у других людей. Люди с синдромом особенно ярко реагируют на случившееся счастье у коллег, друзей или даже родственников. И это невозможно не заметить. Больные жалуются на отсутствие удачи и везения у себя и вследствие этого сильно огорчаются успехам других.
- Потребность в повышенном авторитете. Пациентам важно регулярно ощущать себя значимым и важным человеком как на рабочем месте, так и в семье. Каждое их действие и решение требует одобрения и поощрения. Если же этого не происходит достаточно продолжительное время, то у больного возникает комплекс неполноценности.
- Частые жалобы. Люди с синдромом жертвы очень любят разговаривать, а точнее – жаловаться. Все события, происходящие в их жизни, обязательно несут за собой негативные последствия. И переубедить больных практически невозможно.
- Уход от ответственности. Этот симптом можно заметить уже в раннем детстве, когда ребенок не признается в содеянном и перекладывает свою вину. Но если в юности такое поведение еще можно считать проявлением незрелости, то у взрослых оно является ярким признаком синдрома жертвы. Например, когда человек отказывается от повышения на рабочем месте, чтобы избежать некоторых обязательств.
- Попытки вызвать жалость. На первый взгляд этот признак не является особенным, ведь любой человек будет рад, например, помощи близких и их заботе во время простуды. Но у больных синдромом потребность в поддержке присутствует постоянно. Они каждую минуту готовы рассказывать о каких-либо тяжелых моментах их жизни, но при этом оказываются не в состоянии хотя бы раз выслушать своего собеседника и помочь ему.
- Ожидание только негативных результатов. Больные любят преувеличивать последствия своих действий. Они считают, что любая ситуация обязательно понесет исключительно негативный финал. Особенно сильно этот симптом проявляется, когда жертва совершает какой-либо не очень хороший поступок.
- Чрезмерная самостоятельность. Больные синдромом могут с легкостью помочь своим друзьям, родственникам, но будут категорически против ответных действий. Им важно чувствовать себя несчастными, а это возможно только когда есть негативная ситуация. Со стороны такое поведение похоже на упрямую и глупую настойчивость.
- Неумение отказать. Люди с синдромом жертвы обычно не могут отказать другим. Поэтому любая просьба, даже самая унизительная для больного, обязательно будет выполнена. Это происходит из-за страха пациента остаться одиноким и ненужным совсем никому.
Все эти признаки являются общими для больных расстройством. Но не стоит забывать о том, что каждый человек индивидуален, поэтому проявления заболевания могут меняться.
В чем плюс для жертвы?
Психологи и психиатры уже давно пришли к выводу, что больные синдромом жертвы – отличные манипуляторы. Своими жалобами и негативным отношением ко всему происходящему в жизни, они легко преодолевают поставленные цели и добиваются невиданных высот. Причем их многочисленные неудачи и проблемы могут служить хорошим оправданием в любой ситуации. Да и перекладывание собственных обязательств на других людей также является достаточно продуманным и удобным ходом.
Классификация
Ежегодно среди классификации синдрома появляются новые его виды. Происходит это из-за того, что патология только набирает свои обороты и поражает все большее количество людей. При этом каждый случай индивидуален и заслуживает особого внимания. Исследования специалистов позволили выявить наиболее распространенные типы патологии.
Жертва насилия
- Жертва сексуального насилия. По степени психологической травмы психологи сравнивают этот вид патологии с психическим расстройством участников военных действий. Синдром принято относить к естественной ответной реакции человека на возникшую угрозу. При этом у жертвы возникает склонность к самоуничтожению, самообвинению и агрессивности. Все это влияет на последующие сексуальные отношения: появляется страх и нервозность, враждебность к противоположному полу и сексуальная дисфункция. Иногда после подобного насилия человек перестает воспринимать себя как личность, появляется отвращение к самому себе, возникают мысли о самоубийстве.
- Женщина – жертва насилия. Этот случай обычно возникает, когда в семье женщины царит строгий патриархат: жёны регулярно подвергаются физическому насилию и не имеют права голоса. Жертвы домашнего террора беспомощны и подавлены, но несмотря на это все равно всячески пытаются защитить своего супруга, объясняя его поведение самыми глупыми оправданиями. Иногда синдром способен привести к возникновению психологического паралича.
- Ребенок – жертва. Этот вид насилия также достаточно распространен. Издевательства над ребенком в школе и в семье; частые конфликты с родителями и друзьями; избиение и моральное унижение ребенка – все это приводит к развитию синдрома жертвы уже с раннего возраста. Продолжительное насилие может привести к появлению необоснованных комплексов, агрессивному поведению, заиканию или истеричности. Вследствие этого ухудшается учеба, нарушается психическое развитие. Известны случаи суицида.
Человек – жертва нарцисса
В большинстве случаев расстройство относится к женскому полу. Именно женщины чаще всего обращают свое внимание на самовлюбленных мужчин. Обычно начало отношений не предрекает никакой беды, все протекает идеально и благополучно. Но в скором времени появляются серьезные проблемы, которые обязывают женщину изменить всю себя и свою жизнь в целом. Нередко у жертв нарциссов возникает чувство стыда, самообвинения и унижения; появляется депрессия, панические атаки, заниженная самооценка, различные фобии или психические нарушения. При этом жертвы продолжают оставаться рядом с самовлюбленным человеком, полагая, что смогут изменить его. В итоге они не могут реализовать себя ни в профессиональной сфере, ни в личной жизни.
Стокгольмский синдром
Расстройство впервые было описано еще в конце 19 века. Во время ограбления одного из банков мужчина взял в заложники несколько человек. Благодаря действиям сотрудников полиции, все закончилось благополучно, но при этом случилась одна странная вещь. Во время ограбления заложники поддерживали грабителя, оправдывали все его действия, а после собственного освобождения просили помиловать нарушителя. Почему возникла такая странная реакция, ученые выяснить все еще не могут. Но замечено, что подобное поведение зафиксировано практически во всех схожих ситуациях.
Синдром жертвы в быту
Нарушение напрямую связано с синдромом жертвы. Наиболее часто оно встречается в семейных отношениях между супругами. Например, речь о болезни идет в случае, когда муж-деспот ежедневно оскорбляет свою жену и наносит ей физические увечья, а она, параллельно с этим, только лишь жалуется своим подругам и не уходит от супруга. Причина поведения проста – девушке комфортно чувствовать себя жертвой: ей нравится ощущать сострадание и поддержку со стороны близких.
Лечение синдрома жертвы
При подозрении на развитие синдрома жертвы следует обязательно обратиться к психотерапевту. Только этот врач может действительно помочь больному и вернуть его к прежней жизни, так как какого-либо медикаментозного или физиотерапевтического воздействия обычно не требуется. Только в редких случаях врач может назначить прем успокоительных препаратов и антидепрессантов, но это далеко не основной метод лечения расстройства.
Доктор должен провести устный опрос пациента, понять его эмоциональное состояние и выяснить причину, которая привела к возникновению синдрома. В большинстве случаев прогноз терапии оказывается благоприятным, так как заболевание не относится к группе врожденных.
Обычно психологи советуют постараться изменить отношение к окружающим людям, к самому себе и многим ситуациям, которые происходят с человеком. Нужно перестать заниматься собственным самообманом и регулярным самоуничтожением. Больному следует контролировать все свои поступки; не пытаться перекинуть вину на других; а в оценке ситуации отталкиваться не от своих минутных эмоций, а от разума и логики.
Также особенно важно полюбить самого себя, ведь любой человек этого заслуживает. В таком случае появятся силы не только на новые свершения и открытия, но и счастливую жизнь и судьбу в целом.
Прогноз
Позиция жертвы является одной из наиболее комфортных, ведь всегда есть «уважительная причина» собственных ошибок. Поэтому зачастую пациенту тяжело расстаться с этим «званием».
Помочь человеку с синдромом реально. При своевременном обращении к психотерапевту и соблюдении всех его рекомендаций больной может вернуться к нормальной здоровой жизни. Но достаточно часто для этого требуется еще и помощь друзей, родных, близких. Они должны перестать сочувствовать и поддакивать жалостливым речам пациента. Вместо этого, в ходе беседы, следует задавать прямые вопросы, которые помогут оценить человеку все его поступки и мысли адекватно. Только в этом случае вечная жертва наконец превратится в здорового и жизнерадостного человека.
Видео: о психологическом синдроме жертвы
sindrom.info
ЖЕРТВА это что такое ЖЕРТВА: определение — История.НЭС
ЖЕРТВА
Приношение божеству в знак благодарности животных, птиц, плодов и др. В христианстве Иисус принес Себя в жертву ради людей, чтобы искупить их грехи. Главной жертвой Богу в христианстве считается покаяние. Жертвенник– помещение в храме, в котором располагают предметы для подготовки и освящения Святых Даров. Жертвенный, прил – предназначенный для жертвы.
Оцените определение:
Источник: Основы православной культуры
Жертва
евр. курба. Жертва, т. е. дар — общее название всевозможных даров, которые поклоняющийся приносит Богу. Это слово буквально соответствует еврейскому слову «корван» — «предназначенное в дар» ( Map. 7:11), которым обозначаются всевозможные дары; так названы жертвы в Исх. 28:38, кровные и бескровные (Лев. 1-2; 2:1; 4:23; Чис. 5:15; Лев. 6:20, Чис. 6:14,21; 7: 10 и дал.). Если бы человек не впал в грех, то вся его жизнь была бы непрерывным личным самопожертвованием и все внешнее входило бы в это пожертвование, как часть целого. Но когда грех порвал связь между Богом и человеком и прежнее общение с Богом у человека заменилось отчужденностью, соединенною со страхом, то он почувствовал потребность отделять от своего имущества самое лучшее для приношения Божеству, чтобы, таким образом, вновь получить доступ к оскорбленному его грехом Величию, или чтобы этим выразить Ему свою благодарность за полученную помощь. Поэтому жертвы стали приноситься немедленно после изгнания из рая. Вспомним Каина и Авеля. Ной принес жертву всесожжения Иегове после спасения от вод потопа; патриархи строили жертвенники и приносили жертвы заклания, призывая имя Господа (Быт. 12:7; 13:4; 26:25 и т.д.), так что жертва, сопровождаемая молитвою, сама была, как бы «воплощенной молитвой». Когда человек хотел приблизиться к Богу с молитвою или благодарением, он чувствовал, что ему следовало прийти не с пустыми руками. Языческое богослужение, как в древние времена, так и теперь, свидетельствует, как глубоко заложено в человеке это чувство. Со всех жертвенников языческих храмов, со всех священных рек, поглотивших так много тысяч жизней, через века к нам доносится жалобный вопль: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом Небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или несчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?» (Мих. 6:6,7) На этот вопль языческого мира Бог ответил устройством среди Израиля жертвенного служения с обещанием примирения, которое возвращает грешнику общение с Богом. Естественное чувство, не допускавшее человека приближаться к Богу с пустыми руками, было правильно, что Бог подтвердил Сам: и пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками» (Исх. 23:15; Втор. 16:16). Он не оставил Израиля в неведении
interpretive.ru