Желание мести: Желание мести – КиноПоиск

Почему нам хочется мстить? — BBC News Україна

  • Мелисса Хогенбум
  • BBC Future

Автор фото, Getty Images

Одна мысль о том, как вы отомстите своему обидчику, приносит большое удовольствие. И хотя с детства нас учили, что это плохое чувство, психологи уверены, что оно может быть весьма полезным.

Месть была присуща людям испокон веков.

Это — один из самых распространенных литературных сюжетов: от греческих трагедий, как «Орестея» Эсхила — где Орест хочет убить мать, чтобы отомстить за отца, — до шекспировского «Гамлета».

Многие из нас обдумывали планы мести и даже пытались их осуществить.

Возможность расквитаться со своим обидчиком может принести невероятное удовольствие.

Что же побуждает нас к мести? Исследователи считают, что это чувство имеет несколько неожиданных преимуществ.

Месть — мощный эмоциональный механизм, зовущий человека к действию.

«Это одно из универсальных человеческих чувств. Ведь злость и желание расквитаться с теми, кто нас обидел, знакомы человеку любой культуры», — отмечает эволюционный психолог Майкл Маккаллоу из Университета Майами.

Он уже более десяти лет изучает психологию мести и прощения.

Автор фото, Getty Images

Підпис до фото,

Гамлетом движет желание мести, и это — один из самых распространенных сюжетов в мировой литературе

Месть побуждает к преступлениям. Как показывают исследования, до 20% убийств и 60% перестрелок в школе связаны с местью.

Она влияет на политику. Как пишет автор статьи в Washington Post, победа Дональда Трампа является результатом «мести белых представителей рабочего класса… которые почувствовали, что в условиях глобализации их интересы больше не учитывают».

Если явление агрессии психологи изучили достаточно досконально — ее причинами обычно алкоголь, обида и нарциссические черты личности — месть намного менее понятной.

Месть часто трудно отделить от насильственных действий, и это затрудняет ее исследование.

Исследователь Дэвид Честер из Университета Вирджинии, который сначала изучал агрессию, заметил, что между моментом, когда человека оскорбили, и его агрессивной реакцией в психике человека происходит нечто важное.

«Мне было интересно, как влияет на человека обида, и как мы переходим к агрессивной реакции», — рассказывает он. Ключ, по его мнению, заключается в желании отомстить.

Вместе со своим коллегой Натаном Деволлом из Университета Кентукки он обнаружил, что обида или социальное пренебрежение вызывают эмоциональную боль.

Однако в дальнейшем исследовании он с удивлением обнаружил, что эта боль эмоционально сравнима с удовольствием.

Итак, если несправедливое отношение к человеку сначала вызывает боль, возможность отомстить очень быстро замещает его приятным ощущением.

В этом процессе даже активируется центр удовольствия в мозге.

Иными словами, люди реагируют на оскорбление агрессивно, потому что такая реакция доставляет им удовольствие, пришел к выводу профессор Честер.

Итак, месть действительно сладка!

Автор фото, AFP

Підпис до фото,

Известно, что у Ричарда Никсона был «черный» список врагов

Связь между агрессией и удовольствием известна давно.

«Отец» психологии Зигмунд Фрейд понимал, что когда человек выплескивает свою злость, он чувствует облегчение. Но идея, что месть вызывает особый вид удовольствия, стала очевидной только в последнее время.

Чтобы понять, что происходит в психике человека, Честер и Деволл провели ряд дальнейших экспериментов, результаты которых опубликовал журнал «Личность и социальная психология».

Исследователи пришли к довольно неожиданным выводам. Месть не только приносит людям удовольствие, но люди стремятся к ней именно ради приятных ощущений.

«Это процесс регулирования эмоций», — заключает Честер. И он работает очень эффективно.

Во время одного из психологических экспериментов Честера и Деволла участников сначала заставили чувствовать себя отвергнутыми.

Но когда им позволили отомстить своим мнимым обидчикам, их настроение улучшилось и стало таким же, как у тех, кто не чувствовал себя обиженным.

Этот вывод, однако, надо воспринимать с определенной долей скепсиса.

Оказывается, что жажда мести «дает лишь временное облегчение, но со временем превращается в замкнутый круг, в котором человек чувствует себя все хуже», — отмечает профессор Честер.

Это также объясняет, почему те, кто упорно жаждет мести, обычно не способны предсказать ее разрушительные последствия.

Автор фото, Getty Images

Підпис до фото,

Месть, к сожалению, приносит удовольствие

Зинедина Зидана, например, будут помнить за то, что он ударил головой Марко Матерацци в финале Чемпионата мира 2006 года.

Ричарда Никсона — за его черный список врагов — политических конкурентов, которых он пытался уничтожить. Некоторые из его махинаций позже и стали причиной отставки с поста президента.

Впрочем, возникает вопрос, почему это явно деструктивное поведение, которое несет человеку страдания, сохранилось в процессе эволюции?

Оказывается, что месть не только не является ошибкой эволюции, но и служит очень полезной цели.

По мнению Майкла Маккалоу, хотя люди говорят, что месть — это плохо, ведь она может, например, разрушить ваши отношения, тот факт, что желание мести вообще существует, весьма позитивен!

Она выполняет функцию сдерживающего фактора, который помогает выжить.

Подумайте о тюрьме или преступной банде. Если вы вдруг зацепите «не того человека», месть не заставит себя долго ждать.

«Но если вы имеете репутацию человека, который на прощает обиды, мало кто захочет с вами связываться», — говорит Честер.

В фильме «Легенда Хью Грасса», за роль в котором Леонардо Ди Каприо получил «Оскара», жажда мести помогла главному герою выжить.

Со сломанными костями и открытыми ранами он ползет по полному опасности лесу, чтобы расквитаться с убийцей своего сына.

«Человек, который отреагирует на оскорбление, будет в более выигрышном положении, чем тот, кто, получив пощечину, подставляет вторую щеку», — объясняет исследователь.

Так же, как и голод, месть это — инстинктивное желание, требующее удовлетворения. Только утолив эту жажду, мститель может успокоиться.

Итак, если основная цель мести — защищать нас от неприятностей, тогда это довольно полезная вещь. Хотя это вовсе не означает, что мы должны поощрять людей мстить всем, кто их обидел.

«Мы понимаем, в чем польза мести, понимаем, что это чувство вполне естественно, но в то же время должны помогать людям его преодолевать», — отмечает Маккаллоу.

Вполне обнадеживающим является и тот факт, что далеко не все реализуют свое желание отомстить. Исследование 2006 года показало, например, что мужчины получают больше удовольствия от мыслей о мести, чем женщины.

В другом исследовании, проведенном в 2008 году в Калифорнийском университете в Беркли, Озлем Айдук и ее коллеги обнаружили, что агрессивная реакция на оскорбление более присуща личностям определенного типа.

Невротические личности, склонные к тревожности и депрессии, — более уязвимы.

«Они чувствуют обиду там, где ее могло и не быть. А поскольку страх, что тебя проигнорируют, ощущается как угроза существованию, он заставляет человека занять оборонительную позицию», — отмечает профессор Айдук.

Таким образом, ответная агрессия является рефлекторной реакцией таких личностей на оскорбление или неприятие окружением.

Автор фото, Getty Images

Підпис до фото,

В финале чемпионата мира 2006 года Зинедин Зидан не смог сдержать мгновенного порыва отомстить за оскорбление

Важно отметить, что не каждый человек, которого легко обидеть, склонен к агрессивному поведению.

Некоторые реагирует на пренебрежение, нанося вред самому себе.

«Каким-то образом это дает людям ощущение контроля над ситуацией. Итак, агрессия — это лишь одна из возможных реакций», — объясняет профессор Айдук.

С другой стороны, люди, склонные яростно реагировать на обиду, могут научиться справляться с гневом, так же, как люди с зависимостью с помощью различных психологических тактик учатся контролировать свои импульсы.

Во время экспериментов исследователи Честер и Деволл заметили, что у тех, кто пытался сдержать желание мести, активировался участок в префронтальной коре головного мозга, отвечающий за рассуждения и угнетение импульсивных действий.

Мы вполне способны противостоять желанию мести. Ведь недаром в процессе эволюции у нас развилась эта сложная часть мозга, которая способна контролировать импульсивное поведение и направлять ее в более социально приемлемое русло.

Осознаем мы это или нет, но надежда все же есть.

Итак, когда в следующий раз в вашей голове начнет рождаться сладкий план мести, знайте, что приятное ожидание продлится недолго.

А лучше вспомните, что это чувство существует у нас не зря, потому что вполне возможно, что когда-то оно спасло жизнь многим нашим предкам.

Споры по поводу Июньского восстания: желание мести или борьба порабощенной нации?

Каковы были первые шаги к Холокосту в Литве? Как Июньское восстание связано с Холокостом? Каким отступающие советские части, евреи и литовцы запомнили начало войны? На эти и другие вопросы историки ищут ответы на международной конференции в Вильнюсе.

В пятницу и субботу в вильнюсской ратуше проходит конференция «Разделяющее прошлое: советско-германская война и нарративы массового насилия в Центральной и Восточной Европе», посвященная памяти Ирены Вейсайте.

Следить за конференцией можно на портале LRT.lt.

Начало Холокоста или сопротивление советской власти?

Июньское восстание – это тот исторический факт, который остается одним из самых спорных эпизодов в истории Литвы, считает литовский и американский историк проф. Саулюс Сужеделис.

Он напомнил слова профессора Ирены Вейсайте о том, что «Холокост в Литве начался 23 июня 1941 года» – на следующий день после Июньского восстания 22 июня.

Хотя восстание организовывалось, сказал историк, это не значит, что оно происходило организованно, скорее наоборот – хаотично.

В тот же день Германия напала на Советский Союз. Во время конференции историк процитировал источники, в которых утверждалось, что большинство литовского населения восприняло войну как настоящее спасение, как надежду освободиться от советского гнета. Вступающих нацистов люди встречали радостно, называли их «нашими», на улицах стояли толпы.

И все же С. Сужеделис вспомнил свой разговор с ученой, узницей Каунасское гетто, – она заявляла, что никакого восстания не было, а было только избиение евреев вооруженными белоповязочниками.

И в Литве, и в диаспоре наблюдается некритическое превознесение Июньского восстания, идеализация его участников.

С. Сужеделис

«23 июня в коллективной памяти литовских евреев означает кошмар, волну беспрецедентных преследований и, в конечном итоге, смерть», — сказал историк.

Он представил два различных нарратива – в советской пропаганде Июньское восстание представлено как заранее организованная акция против евреев: якобы главной целью восстания было истребление евреев. В то же время и в Литве, и в диаспоре наблюдается некритическое превознесение Июньского восстания, идеализация его участников, заявил С. Сужеделис.

Три восприятия войны

Выпускник исторического факультета Вильнюсского университета, руководитель Паняряйского мемориала доктор Станисловас Стасюлис рассказал, что первые дни и недели войны сопровождались хаосом, вызванным вторжением в Литву солдат вермахта, отступлением солдат Красной армии и началом Июньского восстания. По словам С. Стасюлиса, не обошлось и без грабежей, сведения личных счетов и убийства евреев.

И все же оценки и воспоминания у разных общественных групп разнятся, отмечает историк. Он представил оценки, характерные для трех групп.

В воспоминаниях красноармейцев доминируют яркий образ их отступления, а также послевоенный образ, когда Советский Союз снова оккупировал Литву. По словам С. Стасюлиса, важнейшим местом в их воспоминаниях являются не Холокост или другие военные жертвы, а, прежде всего, идеология.

Литовские евреи встретили войну иначе. Те, кто еще помнил Первую мировую войну, понимали, что оккупация будет тяжелой, что им придется выживать в гетто, но считали, что еврейская община дождется конца войны.

«Но начавшаяся война была совершенно иной, она была разрушительной, велась вопреки всем нормам международного права, стандартам гуманности. Отношение быстро изменилось. Первые дни войны и Июньское восстание воспринимаются как один большой погром, как неутолимая жажда мести», — пояснил С. Стасюлис.

По его словам, хотя массовые убийства были инициированы нацистами, в них в основном принимали участие сами литовцы. Антисемитизм не скрывали не только организаторы Июньского восстания, но он декларировался в литовской прессе, добавил руководитель Паняряйского мемориала.

Хотя массовые убийства были инициированы нацистами, в них в основном принимали участие сами литовцы.

С. Стасюлис

Литовцы надеялись, что дождутся конца войны, а позже будет признана независимость Литвы и вернутся порядки, существовавшие до первой советской оккупации. По словам С. Стасюлиса, первая советская оккупация способствовала Холокосту – было спровоцировано убеждение в том, что в ней виновато еврейское меньшинство Литвы. Этот нарратив дополнительно подкреплялся пропагандой, носившей яркий антисемитский характер.

Цель – независимость

Руководитель Центра изучения геноцида и сопротивления жителей Литвы Арунас Бубнис подчеркнул, что начало войны вызвало беспрецедентно жестокие события, сумятицу и хаос.

Говоря о связи между Июньским восстанием и началом Холокоста, Бубнис подчеркнул, что главной целью восставших было прекращение советской оккупации и восстановление независимого государства. Историк отметил, что Третий рейх относился к Литве как к оккупированной территории, жители которой в конечном итоге должны были быть уничтожены, перемещены дальше на Восток или онемечены.

«Целью Холокоста, организованного нацистской Германией, было полное истребление евреев. В Литве она была фактически реализована, было убито примерно 90-95 процентов литовских евреев», — заявил А. Бубнис.

Глава Центра изучения геноцида и сопротивления жителей Литвы задался такими вопросами: проводили ли литовцы во время восстания массовые аресты и массовые убийства; были ли акции специально направлены против евреев, или некоторые евреи пострадали по политическим мотивам? По мнению А. Бубниса, ответы на эти вопросы позволили бы понять события того времени, понять историческую правду и не отождествлять Холокост с Июньским восстанием.

«Литовские учреждения и организации обязаны были выполнять приказы. Основываясь на материалах, хранящихся в литовских архивах, я не могу подтвердить утверждение, что в десятках районов Литвы повстанцы проводили массовые еврейские погромы еще до прихода нацистов», — сказал А. Бубнис на международной конференции.

Принципиальная оценка Июньского восстания должна быть положительной.

А. Бубнис

Историк сказал, что антисоветские партизаны обстреливали отступавших солдат Красной армии и других людей, отступавших из Литвы, а среди них были и евреи, которые могли пострадать.

«Я думаю, что восстание было автономным историческим событием, которое не следует отождествлять с другими событиями. (…) Оценка восстания связана с ответом: имеет ли порабощенный народ право восстать против оккупантов, бороться за свободу и независимость? Если мы ответим утвердительно, принципиальная оценка восстания должна быть положительной», — сказал А. Бубнис.

Закон желания. Виталий Портников — о мести, которая не свершилась

Украинский парламент после нескольких недель изнурительной борьбы принял так называемый «банковский закон», который делает невозможным возвращение ранее национализированных банков их бывшим владельцам. А если уж быть конкретным – делает невозможным возвращение Приват-банка, системообразующего банка страны, украинскому олигарху Игорю Коломойскому, одному из творцов победы Владимира Зеленского на выборах президента страны.


Закон, по своей сути, результат не украинской законодательной инициативы, а настоятельного требования Международного валютного фонда, представители которого не скрывали: без его принятия страна не получит необходимой помощи и не сможет рассчитаться с долгами. Закон обсуждали уже после того, как обещанная Украине сумма была вписана в её бюджет на текущий год. Без этих денег стране и до эпидемии коронавируса и карантина грозил бы дефолт и экономический крах, а уж после карантина и подавно.

Тем не менее Зеленскому не удалось обеспечить большинства голосов собственной фракции в Верховной раде для принятия закона в первом чтении. На выручку главе государства пришли оппозиционеры из «Европейской солидарности» его предшественника Петра Порошенко и партии «Голос» Святослава Вакарчука. Уже после того, как «банковский закон» стали готовить ко второму чтению, лоббисты интересов Коломойского развернули яростную активность, чтобы не допустить его принятия, подготовили (ни больше ни меньше) 16 тысяч поправок, обсуждение которых могло бы затянуть дискуссию на несколько месяцев. Парламенту пришлось спешно принимать изменения в регламенте, которые помогли избавиться от «поправочного спама», потом преодолевать сопротивление противников этих изменений и, наконец, голосовать за окончательный вариант законопроекта.

Зеленский банк не вернул, месть не свершилась

На все это ушло несколько недель – и это во время карантина, во время катастрофической нехватки ресурсов! За эти недели кончилось терпение и у МВФ. Фонд отказался продолжать переговоры о долгосрочном кредите и согласился предоставить лишь краткосрочный кредит, разбитый на отдельные транши, причём решения о предоставлении каждой новой порции помощи будут приниматься отдельно – очевидно, из опасения, что у украинской власти может появиться искушение «внести» Коломойского в Приват-банк через черный ход. Лучшей – а вернее, худшей – демонстрации недоверия и не придумаешь.

Но и теперь, когда условия МВФ исполнены и финансовая помощь, пускай и кратковременная, Украине обеспечена, Зеленскому рано отдыхать. «Банковский закон» был законом его желания не оказаться на финансовой мели. Но одновременно принятие этого документа может значительно ухудшить отношения Зеленского с человеком, которому он во многом обязан своей актёрской и политической карьерой. На первый взгляд, Коломойский не должен идти на открытый конфликт с президентом хотя бы потому, что победа Зеленского значительно увеличила его влияние и в украинской политике, и в украинском бизнесе, сделала национальным олигархом №1. Вспомним: в последние годы правления Порошенко Коломойский даже не пытался вернуться в страну из израильской эмиграции, теряя политический вес на родине.

С другой стороны, он ввязался в украинскую предвыборную кампанию 2019 года прежде всего потому, что был глубоко оскорблен национализацией Приват-банка. Причём и Порошенко, политическим союзником которого Коломойский был на выборах 2014 года, пошел на эту приватизацию не от хорошей жизни, а по требованию все тех же международных институций, считавших, что лишившийся реальных денег банк может в случае своего краха обрушить финансовую систему страны.

Однако Коломойский явно не из тех людей, кто считает, что нужно думать о каких-то требованиях МВФ и какой-то украинской стабильности, если речь идет о его интересах. Он был буквально одержим идеей наказания Порошенко – и именно эта идея, а вовсе не желание Зеленского порулить страной, была основным мотивом, который побудил его стать участником и победителем президентской кампании 2019 года. Коломойский при этом публично ратовал за поражение Порошенко и за дефолт одновременно, он прекрасно понимал, к каким катастрофическим последствиям должно было бы привести возвращение ему Приват-банка. Но его эти последствия не пугали. Новый президент Украины просто должен был вернуть ему банк. Просто должен был отомстить за его поруганную честь и за испорченную репутацию.

Зеленский банк не вернул, месть не свершилась. Теперь нам предстоит узнать, смирится ли с этим Коломойский в надежде компенсировать неожиданное поражение доходами в других отраслях украинской экономики или же отношениям бывшего комика с эксцентричным олигархом суждено повторить уже завершенный сценарий отношений бывшего чекиста с другим эксцентричным олигархом недавнего прошлого, Борисом Березовским.

Виталий Портников – журналист, автор и ведущий программы Радио Свобода «Дороги к Свободе»

Мнения, выраженные в рубрике «Право автора», могут не совпадать с точкой зрения редакции

Помощь психолога. Чувство обиды и желание мести. Как избавиться от этих негативных эмоций? • Дорога к дому

На «Телефон оперативной помощи» в Череповце поступают различные вопросы. Это могут быть как обращения к юристу по правам ребенка, так и к психологу. Ответ оператора-консультанта на один из таких звонков мы представляем вашему вниманию.

Вопрос:: Чувство обиды и желание мести. Как уйти от этих негативных эмоций, какими способами восстановить отношение к человеку?

Ответ специалиста: Иногда психологи говорят, чем больше у тебя врагов, тем меньше ты себя любишь. Только тот, кто плохо к себе относится, способен месяцами злиться на своих недоброжелателей, копить в душе негодование, вынашивать планы мести и плакать над собой.

Когда в нашей жизни появляется обидчик, у нас есть только два выхода – простить его или отомстить. Когда мы тем или иным образом наказываем кого-то за нанесенную нам обиду, то, конечно, избавляемся от своей внутренней злости, даем ей выход. Но очень часто бывает так, что наши меры оказываются жестче и несправедливее, и мы начинаем мучиться снова. Теперь уже чувством вины. Если же мы прощаем другого человека, то в любом случае не причиняем никому никакого вреда и к тому же приобретаем положительные эмоции: самооценка повышается (мы же сделали то, что дается нам с большим трудом), и в душе – мир и покой. А еще мы сэкономили драгоценную внутреннюю энергию, не потратили ее на негодование.

Поговорим о трех группах людей, которых нередко считаем нашими главными врагами. Прежде всего – о наших родителях. Все могут привести случаи, когда мама или папа были с нами несправедливы. С возрастом мы понимаем все больше, что ни один взрослый человек не обидит сознательно своего ребенка, а родители делали для нас все, что было в их силах. А если и бывали нетактичны, то что поделаешь? Да и мы ведь тоже не подарочки.

Вторая группа – это друзья, знакомые, коллеги. Давайте вспомним каждого человека, чей поступок или слова вас больно задели. И как бы тебе не хотелось отплатить той же монетой, самое разумное «отпустить их с миром» из своего сердца.

Третий, самый главный человек, которого надо простить, — это ты сама. Но что толку корить себя за глупые ошибки. Прошлое уже не изменишь, но можно изменить будущее. Лучше потратить время на саморазвитие, начать развивать свои достоинства.

Как этому научиться? Во-первых, попробуй в те моменты, когда, когда в памяти всплывает обида или нанесший ее человек, мысленно говорить ему: «Я прощаю тебя за это». Говорить это нужно столько раз, сколько память подкинет ненавистный тебе образ. Если будешь повторять это упражнение, то неприятные подробности начнут уходить из памяти сами собой.

Еще можно направить письмо своему обидчику, рассказав о том. что ты чувствовала, но в конце обязательно нужно добавить, что не держишь на него зла. Еще можно составить список людей, кого ты считаешь своими неприятелями. Затем медленно читаешь список и говоришь каждому: «Я тебя прощаю и отпускаю с миром!» Дочитав список, сожги его. Все, кто пробовали так сделать, уверяют, что получили огромное облегчение.

Наши бабушки посоветовали бы пойти в церковь и помолиться за своего обидчика, пожелав ему здоровья. Говорят, что даже злейшие враги, которые сознательно причиняют вред, после этого отступают.

Не стоит забывать, что самое ценное, что есть у человека, — это его внутренняя гармония. И на свете нет ни одной вещи, которую стоило бы обменять на свое душевное равновесие!

Женщины лучше понимают чужую точку зрения и поэтому более склонны прощать других людей. А вот представители сильного пола обычно долго помнят обиды и стремятся отомстить.

Со своими вопросами как взрослые, так и дети могут обращаться на бесплатную линию детского телефона доверия с единым номером 8 800 2000 122 и на Телефон оперативной помощи программы «Дорога к дому»: (8202) 21-04-24. Мы ждем ваших звонков и будем рады помочь.

8 мощных фильмов о том, куда приводит месть — Что посмотреть

Тщательно спланированная месть обладает поистине разрушительной силой.

Наглядно в этом убедиться помогут восемь зрелищных и динамичных боевиков, герои которых жаждут расплаты и готовы на все.

Жажда смерти Доктор Пол Керси работает хирургом и ежедневно спасает жизни людей, пострадавших от насилия. Но, когда члены его собственной семьи становятся жертвами уличной банды, а полиция не особо торопится наказать виновных, он решает вершить правосудие самостоятельно. Расправу над преступниками он снимает на видео, которое, разлетевшись по интернету, мгновенно возводит его в ранг народного героя. Наемник Отдых на Ибице для героя оборачивается трагедией — его девушка погибает во время жестокого теракта. Отныне его жизнью правят ярость, жажда мести и желание лично уничтожить террористов. Дни напролет Митч проводит в спортивном зале и на стрельбище, где на него обращает внимание агент Стэн Хёрли из отдела ЦРУ по борьбе с терроризмом. Брат 2 Узнав об убийстве одного из друзей по Чечне, Данила не остается в стороне и отправляется вершить возмездие в далекую Америку, где сам становится мишенью для местных бандитов. Джон Уик Тяжело переживая смерть жены, ради которой когда-то все бросил, бывший наемник Джон Уик ведет размеренную жизнь и не берется за оружие. Но, когда уличный преступник крадет любимую машину и убивает подаренную женой собаку, в киллере пробуждаются былое хладнокровие и жажда мести. Великолепная семерка Устав от бесконечных грабежей и налетов местной банды, не в силах защититься самостоятельно, жители маленькой деревушки нанимают семерых отважных сорвиголов, для которых победа над бандитами становится делом чести. Белый слон По условиям очередного контракта наемный киллер Курти Чурч прилетает в Бангкок, чтобы убить шестерых человек. Случайное знакомство с четырнадцатилетней проституткой Мэй приводит его в эпицентр событий, которые переворачивают жизнь хладнокровного убийцы с ног на голову. Убийца Агента ФБР Кейт Мэйсер приглашают поучаствовать в спецоперации ЦРУ по борьбе с наркотрафиком. Прибыв на место, она понимает, что приграничная территория живет по своим законам, а на страже порядка стоят люди, чьи мотивы вызывают большие сомнения. Налетчики Вооруженная банда совершает дерзкое ограбление крупнейшего банка и жертвует три похищенных миллиона долларов на благотворительность. Работающий над делом спецагент ФБР Монтгомери уверен, что у преступников есть скрытые мотивы, которые каким-то образом связаны с владельцем пострадавшего банка.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Защита владельцев Merlion назвала причиной уголовного дела желание мести :: Бизнес :: РБК

Задержанных заподозрили в организации покушения на Симоненко, для чего, по версии следствия, было организовано нападение на его дом в Подмосковье. Бизнесмен при этом не пострадал.

Нападение на дом Симоненко произошло в сентябре 2015 года. «Коммерсантъ» писал, что явку с повинной по делу написал участник боевых действий в Донбассе, который рассказал, что в 2015-м Левин обратился к нему и предложил вознаграждение за нападение на дом бизнесмена в Красногорском районе. Мужчина с сообщником бросали в здание бутылки с зажигательной смесью. При этом он утверждал, что сообщник намеренно целился в окна, создавая опасность для находившихся внутри. Симоненко рассказывал, что в день нападения они с супругой и двумя дочерьми ночевали в недостроенном двухэтажном доме, а его брат, приехавший в гости, — в старом доме. Он проснулся в три часа утра, чтобы пораньше уехать из Красногорска, и застал момент, когда злоумышленники начали бросать бутылки в здание.

Читайте на РБК Pro

Дом не сгорел, никто не пострадал. Красногорская полиция вела расследование, но через какое-то время закрыла его, сообщала газета.

Как сообщили адвокаты, все четверо подзащитных полностью отрицают предъявленное им обвинение. Они также настаивают, что уголовное дело возбудили благодаря «клевете и заведомо ложным показаниям Вячеслава Симоненко из-за их отказа выполнить его незаконные требования о выплате ему денежной суммы в размере $4,5 млн».

«Вячеслав Симоненко совершает противоправные действия, направленные на оказание давления на наших подзащитных. Мы считаем, что его истинные намерения — это месть», — говорится в заявлении адвокатов.

Защита также отметила, что 6 февраля истекает срок содержания топ-менеджеров под стражей. «Считаем, что законных оснований для их дальнейшего содержания в СИЗО нет, и намерены отстаивать эту позицию в суде», — добавили адвокаты.

Как считает Симоненко, поводом для нападения на его дом стал конфликт с совладельцами Merlion из-за выплаты $4,5 млн. По словам бизнесмена, он покинул пост гендиректора Merlion в 2013 году и возглавил новое подразделение компании — Merlion Project, которое позже переименовали в Tegrus.

Симоненко также утверждает, что смог увеличить оборот на 60% и позже учредители Merlion попросили его покинуть компанию. Было решено, что он продаст свою долю в компании, однако то, как это было сделано, не устроило Симоненко. В итоге бизнесмен заявил, что ему недоплатили $4,5 млн, а позже обвинили в хищениях.

Значение, Определение, Предложения . Что такое желание мести

И все, что побудило вас, было желание мести.
Это закладывает в расследование злость, эмоции, желание мести.
Отсюда вытекает, что желание мести может нанести вред коллективу и, следовательно, быть естественным образом отброшено.
Другие результаты
С рядом национально зарегистрированных исторических мест, музеев и других развлекательных заведений, он имеет желание стать культурной Меккой на Среднем Западе.
Атмосфера этого места всегда даёт ощущение, что я желанна.
Вы указали, что у вас много места для ребёнка и есть желание помочь…
По Вашему желанию мы на комфортабелных машинах с климатическими установками организуем экскурсии в любые места Черногории.
Желаниями, которым не было места в этой стерильной Вселенной.
Видите ли, мы не просто транспортируем материю из одного места в другое, мы также можем менять ее форму при желании.
Когда она вернулась в столовую, Джордж все еще пил красное вино и не обнаружил ни малейшего желания двинуться с места.
Идея возникла в ответ на перепроизводство товаров во время депрессии, а также желание сохранить рабочие места и сохранить стабильные цены.
Они представляют прошлые события как дань верованиям, желаниям и размышлениям народа, мы бы сказали, что танцы обновляют историю места и его обитателей.
Вероятно, это объяснялось нехваткой места в доме семьи Буш и желанием его отца получить лучшее образование, чем могла дать маленькая местная школа.
Они представляют прошлые события как дань верованиям, желаниям и размышлениям народа, мы бы сказали, что танцы обновляют историю места и его обитателей.
В статье высказывается предположение, что удержание журналистов на некотором расстоянии от места взрыва связано с желанием цензуры.
Ум, полностью проникнутый милосердием, не имеет места для плотских желаний.
Лично я считаю, что «Игра престолов» удовлетворяет более глубокие и фундаментальные потребности человека, чем желание заглянуть в спальни и прогуляться по местам сражений, нарисованным воображением автора Джорджа Мартина.
Колеблющиеся члены Кабинета министров также, вероятно, были мотивированы желанием избежать бессмысленного раскола своей партии и жертвовать своими рабочими местами.
Всего лишь моё желание не оставлять всё на своих местах.
В каждую эпоху и порой в самых неожиданных местах есть люди, горящие страстным желанием постичь мир.
Твоя помощница, вызывает у меня желание, трогать себя в неприличных местах.
В 1922 году он исполнил давнее желание, путешествуя по Европе и рисуя на пленэре в таких местах, как Париж, Лондон, Рим и Венеция.
Она усилием воли заставила себя оставаться на месте, хотя желание попятиться назад было едва преодолимым.
Сейчас как Нетаньяху, так и палестинский президент Махмуд Аббас выразили желание встретиться, в Москве или в каком-то другом месте, пока не названном.
Так вот, сэр. С ним случилось то же, что и со всеми нами, стоило ему взглянуть на моего пленника, как он даже бледнел от желания убить его тут же на месте.
Шпионы проводят много времени путешествуя Но обычно они не оказываются в самом желанном месте назначения.
Мне теперь понятно, что жизнь в глуши может стать желанной, а еще недавно я не поверил бы, что можно добровольно прожить целый год на одном месте.
У него не было желания оставаться на месте, не было желания и уйти отсюда.
Обычно на этом месте Джейн говорит ближе к делу, перед этим преодолевая желание придушить меня собственными руками.
Но Антон Васильев недаром получил от барыни прозвище переметной сумы. Он не вытерпливает и вновь начинает топтаться на месте, сгорая желанием нечто доложить.

Месть и люди, которые ее ищут

Исторически сложилось так, что существует две школы мести. Библия в Исходе 21:23 наставляет нас «давать жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу», чтобы наказать преступника. Но более 2000 лет спустя Мартин Лютер Кинг-младший ответил: «Старый закон« око за око »оставляет всех слепыми».

Кто прав? По мере того как психологи исследуют ментальный механизм, стоящий за местью, выясняется, что оба варианта возможны, в зависимости от того, кто и где вы находитесь.Если вы жаждете власти, месть может напоминать другим, что с вами нельзя шутить. Если вы живете в обществе со слабым верховенством закона, месть дает возможность поддерживать порядок.

Но месть имеет свою цену. Исследования психологов показывают, что вместо того, чтобы помочь вам двигаться дальше по жизни, вы можете думать о ситуации и оставаться несчастными.

Учитывая, что месть — это очень человеческая реакция на чувство пренебрежения, люди жестоко предсказывают ее последствия.

Мстители

Социальный психолог Ян Макки, доктор философии из Университета Аделаиды в Австралии, изучает, что заставляет человека стремиться к мести, а не просто разрешить проблему. В мае 2008 года он опубликовал статью в журнале Social Justice Research (Vol. 138, No. 2), в которой мстительные тенденции в первую очередь связаны с двумя социальными установками: правым авторитаризмом и социальным доминированием, а также с мотивационными ценностями, лежащими в основе этих отношений.

«Более мстительными обычно становятся те, кого движет сила, авторитет и стремление к статусу», — говорит он.«Они не хотят терять лицо».

В своем исследовании Макки опросил 150 студентов университетов, которые ответили на вопросы об их отношении к мести, авторитету и традициям, а также о групповом неравенстве. Он обнаружил, что студенты, чьи ответы демонстрировали почтение к авторитету и уважение к традициям и социальному превосходству, имели самые благоприятные мнения о мести и возмездии.

Эти личности, по словам Макки, «менее снисходительны, менее доброжелательны и менее сосредоточены на ценностях универсального типа.«

Существует также культурный аспект склонности людей к мести, говорит исследователь мести Мишель Гельфанд, доктор философии, профессор психологии Университета Мэриленда в Колледж-Парке. Она и ее сотрудники Гарри Штейнберг и Кибум Ким обнаружили, что разные события запускают процесс мести в разных культурах; Американские студенты чувствуют себя более обиженными, когда нарушаются их права, в то время как корейские студенты чувствуют себя более обиженными, когда их чувство долга и долга оказывается под угрозой, как они показывают в статье в январском журнале Journal of Cross-Cultural Psychology .Это различие может разжигать межкультурные конфликты, когда одна сторона стремится отомстить за пренебрежение, а другая даже не подозревает об этом. Например, американец может с большей вероятностью отомстить тому, кто посягает на его или ее право выражать свое мнение, тогда как публичная критика, которая ставит корейца в неловкое положение перед его или ее друзьями, может с большей вероятностью вызвать чувство мести.

Гельфанд также обнаружил, что коллективисты более склонны мстить за чужой позор, чем индивидуалисты.Она объясняет, что для коллективистов стыд перед кем-то с общей идентичностью считается нанесением вреда самому себе. В результате, по ее словам, «месть более заразительна в коллективистских культурах».

«Вы просто не понимаете, что эти ситуации истолковываются [другой культурой] как очень важные и самоопределяющиеся», — говорит Гельфанд.

Эмоции, питающие месть, также могут различаться в разных культурах, — говорит Гельфанд. В своих исследованиях она обнаружила, что гнев часто движет мстительными чувствами людей в индивидуалистических культурах, в то время как стыд побуждает к мести в коллективистских.

Парадокс мести

Однако спросите кого-нибудь, почему они стремятся отомстить, и он, скорее всего, ответит, что их цель — катарсис, — говорит Кевин Карлсмит, доктор философии, социальный психолог из Университета Колгейт в Гамильтоне, штат Нью-Йорк. опубликовано в мае 2008 г. в журнале Journal of Personality and Social Psychology (Vol. 95, No. 6).

В ходе серии экспериментов он и его коллеги Дэниел Гилберт, доктор философии из Гарварда, и Тимоти Уилсон, доктор философии из Университета Вирджинии, организовали групповую инвестиционную игру со студентами, в которой, если бы все сотрудничали, все выиграли бы в равной степени.Однако, если кто-то откажется вкладывать свои деньги, это лицо получит несоразмерную выгоду за счет группы.

Карлсмит посадил в каждую группу по секретному экспериментатору и заставил их убедить всех вкладывать деньги поровну. Но когда пришло время вкладывать деньги, заводы дезертировали. Безбилетники, как их называет Карлсмит, зарабатывали в среднем 5,59 доллара, в то время как другие игроки зарабатывали около 2,51 доллара.

Затем Карлсмит предложил некоторым группам способ отомстить безбилетнику: они могут потратить часть своих доходов на материальное наказание перебежчика группы.

«Практически все были в ярости из-за того, что с ними случилось, — говорит Карлсмит, — и каждый, получив возможность [отомстить], воспользовался ею».

Затем он дал студентам опрос, чтобы измерить их чувства после эксперимента. Он также попросил группы, которым было разрешено наказать безбилетника, предсказать, как бы они себя чувствовали, если бы им не позволили, и он спросил ненаказывающие группы, что они думали бы, если бы они чувствовали себя так. В ходе опроса о чувствах каратели сообщили, что чувствовали себя хуже, чем те, кто не наказывал, но предсказывали, что они бы чувствовали себя еще хуже, если бы им не была предоставлена ​​возможность наказать.Те, кто не наказывал, сказали, что, по их мнению, они почувствовали бы себя лучше, если бы у них была возможность отомстить, даже несмотря на то, что опрос определил их как более счастливую группу. Другими словами, обе группы думали, что месть будет сладкой, но их собственные чувства больше согласовывались с MLK Jr., чем с Exodus.

Результаты показывают, что, вопреки общепринятому мнению, люди — по крайней мере, те, кто придерживается западных представлений о мести — плохо предсказывают свое эмоциональное состояние после мести, говорит Карлсмит.«Причина, по которой месть может разжечь пламя гнева, может быть в наших размышлениях», — говорит он. «Когда мы не мстим, мы можем упростить это событие», — говорит он. Мы говорим себе, что, поскольку мы не действовали в соответствии с нашими чувствами мести, это не имеет большого значения, поэтому легче забыть об этом и двигаться дальше. Но когда мы все же мстим, мы больше не можем упрощать ситуацию. Вместо этого мы думаем об этом. Много.

«Вместо того, чтобы закрыть рану, она делает наоборот: она сохраняет рану открытой и свежей», — говорит он.

Месть или справедливость?

Если месть не заставляет нас чувствовать себя лучше, зачем мы ее ищем? Карлсмит описывает одну эволюционную гипотезу, предложенную немецкими психологами Эрнстом Фером, доктором философии, и Саймоном Гехтером, доктором философии.

«Наказание других в этом контексте — то, что они называют« альтруистическим наказанием »- это способ обеспечить бесперебойную работу общества», — говорит Карлсмит. «Вы готовы пожертвовать своим благополучием, чтобы наказать того, кто плохо себя вел».

И чтобы заставить людей наказывать альтруистически, их нужно обмануть.Следовательно, эволюция могла заставить наш разум думать, что месть заставит нас чувствовать себя хорошо.

Другая возможность может заключаться в том, что определенные группы и общества — например, в в значительной степени беззаконном Сомали или в районах Ближнего Востока, где племенное правление имеет больше власти, чем национальное правительство — более склонны к мести, потому что просто нет другого способа добиться справедливость, — говорит Макки.

«По большому счету, эти типы импульсов возникли и существуют там, где нет обращения к закону», — говорит он.

Это может относиться к культурам без действующей правовой системы, говорит он, или к группам, действующим вне закона, таким как банды и мафия. «Им приходится полагаться на свои собственные методы возмездия», — говорит он.

Некоторые из этих культур могут даже не испытать негативную эмоциональную реакцию, которую Карлсмит обнаружил в своем исследовании. По ее опыту, говорит Гельфанд, культуры, которые высоко ценят месть, предлагают мстителям больше социальной поддержки.

Но, изучив, что мотивирует месть, и расширив наши знания о том, как месть заставляет нас чувствовать, можно было бы объединить лучший аспект справедливости и мести.Например, Макки изучает, как институциональное наказание может сливаться с желанием жертвы участвовать в этом наказании. Заявления о воздействии на жертву, в которых жертвам разрешается описывать свое испытание и предлагать свой вклад в вынесение приговора преступнику, стали обычным явлением в судах США, Австралии и Финляндии. Это может частично удовлетворить мстительные чувства жертвы, а также возложить ответственность за наказание на государство, защищая жертву от ловушки размышлений, описанной Карлсмитом.

«Тогда жертвы как бы получают лучшее из обоих миров», — говорит Макки.

Скрытые стороны мести

Сама связь между агрессией и удовольствием не нова. «Отец психологии» Зигмунд Фрейд прекрасно понимал, что агрессивное поведение может чувствовать себя катарсисом, но идея о том, что месть дает особую форму удовольствия, стала очевидной только недавно.

Чтобы лучше понять это, Честер и ДеУолл провели серию экспериментов, опубликованных в мартовском журнале Personality and Social Psychology за 2017 год, в которых участники чувствовали себя отвергнутыми, намеренно исключенными из компьютерной игры с подбрасыванием мяча.Затем всем участникам разрешили вставить булавки в виртуальную куклу вуду. Те, кто находился в лагере отвергнутых, закололи свою куклу значительно большим количеством булавок. Этот тест на отклонение сначала проводился удаленно в Интернете, а затем был воспроизведен с различными участниками, привлеченными в лабораторию. В лабораторной версии вместо куклы вуду участники разыграли свою «месть», издав продолжительный неприятно громкий звук своим противникам (которые были компьютерами, а не реальными людьми, о которых участники не знали).Опять же, те, кто чувствовал себя наиболее отвергнутым, подвергали своих соперников более длительной шумовой атаке.

Наконец, чтобы понять роль эмоций в желании отомстить, Честер и ДеУолл дали участникам то, что, по их мнению, было препаратом, подавляющим настроение (на самом деле это была всего лишь безвредная витаминная таблетка). Тем не менее, эффект плацебо был настолько сильным, что участники, принимавшие «препарат», не удосужились принять ответные меры против людей, которые их отвергли, тогда как те, кому не давали плацебо, действовали гораздо агрессивнее.Группа плацебо, похоже, не стремилась отомстить, потому что считала, что не получит от этого никакого удовольствия.

Взяв эти результаты вместе, команда пришла к поразительному выводу. Месть может не только доставлять людям удовольствие, но люди ищут ее именно из-за предвкушения, которое она сделает. «Речь идет об опыте регулирования эмоций, — говорит Честер. И это сработало. Получив возможность отомстить, отвергнутые люди набрали на тестах настроения те же баллы, что и те, кто не был отвергнут.

Однако к этому выводу следует отнестись с некоторой долей скепсиса. В настоящее время нет долгосрочных исследований о том, каково чувство мести через несколько дней или недель после акта. Как выяснил Честер, предварительные — пока неопубликованные результаты — показывают, что мстители получают лишь кратковременное чувство удовольствия. «Как и многое другое, в данный момент это приятно. Начинается цикл, и это начинает выглядеть как зависимость… потом вы чувствуете себя хуже, чем когда начинали», — объясняет он.

И это может помочь объяснить, почему те, кто стремится к вершине мести, не могут предвидеть катастрофических личных последствий. Например, футболиста Зинедина Зидана навсегда запомнят за то, что он ударил Марко Маттерацци головой на чемпионате мира 2006 года. В том же духе Ричард Никсон хорошо известен своим списком врагов, цель которого — «накрутить своих политических врагов». Некоторые из его грязных уловок впоследствии привели к его вынужденной отставке.

Сложная психология мести — Ассоциация психологических наук — APS

Несколько лет назад группа швейцарских исследователей просканировала мозги людей, пострадавших во время экономической игры по обмену.Эти люди доверили своим партнерам разделить с ними банк денег, но обнаружили, что партнеры решили оставить добычу себе. Затем исследователи дали людям возможность наказать своих жадных партнеров, и в течение целой минуты, пока жертвы обдумывали месть, активность их мозга записывалась. Это решение вызвало всплеск нейронной активности в хвостатом ядре, области мозга, которая, как известно, обрабатывает вознаграждения (в предыдущей работе хвостатое тело восхищалось употреблением кокаина и никотина).Результаты, опубликованные в выпуске журнала Science за 2004 год, дали физиологическое подтверждение тому, что презираемые годами говорили: месть сладка.

Жажда мести бессмертна. Он такой же классический, как Гомер и Гамлет, и такой же современный, как Дон Корлеоне и Квентин Тарантино; стары, как глаза и зубы, которыми торгуют в Библии, и столь же свежи, как рейд, унесший жизнь Усамы бен Ладена. Но хотя идея мести, без сомнения, восхитительна — сама фраза «просто десерт» обещает удовольствие — большая часть ее сахара ограничена покрытием.Реальное исполнение мести требует больших затрат времени, эмоциональной и физической энергии и даже жизней. Как признали авторы исследования Science , эта минута перед местью является вкусной; но как насчет последующих дней и недель?

За последние несколько лет ученые-психологи обнаружили множество способов, в которых практика мести не оправдывает своих сладких ожиданий. Ученые-бихевиористы заметили, что вместо того, чтобы подавлять враждебность, месть может продлить неприятность первоначального преступления и что простого причинения вреда обидчику недостаточно, чтобы удовлетворить мстительный дух человека.Они также обнаружили, что вместо правосудия месть часто порождает лишь цикл возмездия, отчасти потому, что моральное равновесие одного человека редко совпадает с моральным равновесием другого. Результатом этих открытий является лучшее понимание того, почему стремление к мести сохранялось на протяжении веков, несмотря на то, что на вкус было намного кислее, чем рекламируется.

Сохранение раны зеленого цвета

Многие ранние психологические взгляды на месть основывались на более широкой концепции эмоционального катарсиса.Эта идея, все еще широко распространенная в популярной культуре, предполагает, что проявление агрессии в конечном итоге очищает ее от тела. Но эмпирические исследования не подтвердили теорию катарсиса, и некоторые недавние работы полностью ей противоречат. В статье 2002 года в бюллетене Личности и социальной психологии научный сотрудник APS Брэд Бушман из Университета штата Огайо сообщил о более высоком уровне агрессии у людей, которые якобы излили свой гнев, чем у тех, кто вообще ничего не сделал.

Если катарсическое действие не растворяет враждебность в целом, что можно сказать, месть растворяет гнев, вызванный одним оскорблением в частности? Это сомнение легло в основу недавней серии тестов, проведенных Кевином Карлсмитом из Colgate, который проводил исследование с научными сотрудниками и членами APS Тимоти Уилсоном из Университета Вирджинии и Дэниелом Гилбертом из Гарварда.Уилсон и Гилберт часто обнаруживали, что люди совершают серьезные ошибки, предсказывая, как они будут относиться к чему-либо в будущем; Вместе с Карлсмитом они спросили, могут ли люди ошибаться и в отношении ожидаемых эмоциональных преимуществ мести. Возможно, месть сладка, или, возможно, слова Фрэнсиса Бэкона более точны: «Человек, изучающий месть, сохраняет свои собственные раны зелеными, которые иначе зажили бы и преуспели».

Для исследования Карлсмит и его сотрудники разделили участников на группы по четыре человека и дали каждому доллар, который они могли либо вложить в групповой горшок, либо оставить себе.Чтобы привлечь инвестиции, исследователи пообещали добавить 40% дивидендов к общей сумме группы, прежде чем перераспределить увеличенный банк между всеми четырьмя участниками. Это создало классическую экспериментальную дилемму: для группы лучше всего, чтобы все четыре члена пожертвовали свои доллары, но для отдельного человека лучше всего оставить доллар, и также получат четверть окончательного распределения банка, которое растет через инвестиции других — иными словами, как выразились исследователи, быть «безбилетником».”

В конце испытания участники обнаружили, что один член, тайно контролируемый исследователями, действовал как безбилетник. Некоторые из участников, которых называли «ненаказателями», узнали об этом нарушении морали, но им не дали возможности что-либо с этим поделать. Другим, известным как «каратели», была дана возможность отомстить за эгоистичное поведение, сократив заработки преступника. (За решение о наказании взимается небольшая плата, чтобы смоделировать личную цену мести.) И каратели, и не наказывающие оценивали свои чувства сразу после игры, а также через 10 минут.Последняя группа, получившая название «прогнозисты», не имела права наказывать, но записывала, что они ожидали почувствовать, если бы могли.

Результаты были именно такими, как предполагал Фрэнсис Бэкон: каратели на самом деле чувствовали себя хуже, чем предсказывали прогнозисты, если бы им дали шанс стать карателями. Каратели даже чувствовали себя хуже, чем ненаказатели, несмотря на то, что получили шанс отомстить. Через десять минут после игры каратели продолжали размышлять о безбилетнике значительно больше, чем другие — «усиленное размышление», которое не позволяло им двигаться дальше, предположили исследователи.В целом Карлсмит и компания пришли к выводу, что в выпуске журнала Journal of Personality and Social Psychology за 2008 год люди ошибочно полагают, что месть заставит их почувствовать себя лучше и поможет им замкнуться, хотя на самом деле каратели размышляют над своим поступком и чувствуют себя хуже, чем те. кто не может отомстить за зло.

«Я думаю, что неопределенность продлевает и усиливает эмоциональные переживания, и одна из вещей, которые мстители делают непреднамеренно, — продлевают неприятную встречу», — говорит Карлсмит.«Те, у кого нет возможности отомстить, в некотором смысле вынуждены двигаться дальше и сосредоточиться на чем-то другом. И они чувствуют себя счастливее ».

Доставка сообщения

То, что большинство людей не чувствуют себя хорошо после мести, не означает, что месть никогда не может быть хорошо. Охота за этой приятной стороной возмездия подтолкнула недавнюю работу немецкого ученого-психолога Марио Голлвитцера. «Я думаю, что месть обычно имеет низкий шанс на успех или удовлетворение мстителя», — говорит Голлвитцер.«Меня интересовали те случаи, когда месть может быть« сладкой », и мне было интересно, что именно делает месть сладкой для мстителя». Пользуясь этим интересом, Голлвитцер разработал несколько прекрасно продуманных экспериментов; в конце концов, говорит он, требуется «тщательная калибровка», чтобы вызвать сильный отклик участников, оставаясь в рамках этических границ институциональных наблюдательных советов. (Невозможно не подумать, сколько еще мы могли бы узнать о мести, если бы исследователям было разрешено убить отца участника и жениться на матери?)

Голлвитцер исследовал две теории, объясняющие, почему месть может приносить удовлетворение.Первый известен как «сравнительное страдание». Идея о том, что простое наблюдение за страданием преступника восстанавливает эмоциональное равновесие во Вселенной. Если бы это было так, то жертвы правонарушений, узнавшие о несчастьях правонарушителя, должны чувствовать одинаково удовлетворение независимо от того, несут ли они личную ответственность за это несчастье. Вторая теория — «гипотеза понимания» — утверждает, что страданий правонарушителя самих по себе недостаточно, чтобы добиться действительно удовлетворительной мести. Вместо этого мститель должен быть уверен, что преступник установил прямую связь между возмездием и первоначальным поведением.

В одном недавнем исследовании Голлвитцер и его сотрудники попросили участников решить анаграммы и назначили им партнера, который предположительно делал то же самое в другой комнате. Каждая правильно решенная анаграмма приносила команде лотерейный билет на подарочный сертификат на 25 евро. В конце испытания исследователи попросили участников справедливо разделить билеты. Большинство участников выбрали равное количество участников, но партнеры — фактически единомышленники из числа исследователей — передали почти все билеты себе.Когда участники были проинформированы об этом решении, им была предоставлена ​​возможность уменьшить общую сумму билетов своего партнера. Около 60 процентов участников воспользовались этим шансом в полной мере, оставив партнеру намного меньше билетов, чем предполагалось при первоначальной справедливой раздаче. В практическом смысле эти участники отомстили за несправедливый поступок партнера.

Другие исследования могли бы на этом остановиться, но Голлвитцер предпринял дополнительный шаг, дав мстителям возможность послать своему партнеру сообщение.Большинство тех, кто решил написать ответную записку, сослались на несправедливость («Извините, что забрали билеты, но, к сожалению, вы заботились только о себе», — написал один из них). В ответ мстители получили один из двух типов ответов, подготовленных исследователями. Некоторые из них, призванные проверить теорию понимания мести, признали, что возмездие было результатом их эгоистичного поведения. В других сообщениях, предназначенных для проверки «сравнительных страданий», такого понимания не было, и даже выражалось небольшое возмущение по поводу уменьшенной суммы билетов.В завершение теста исследователи попросили всех участников оценить уровень их удовлетворенности обменом.

Результаты показывают, что месть может быть успешной только тогда, когда преступник понимает, почему произошел акт мести. Среди участников, которые решили отомстить за эгоистичный поступок, те, кто получил послание о понимании, сообщили о гораздо большем удовлетворении, чем те, кто получил негодующий ответ. Фактически, единственный раз, когда мстители чувствовали большее удовлетворение, чем участники, которые вообще не мстили, это когда они получали знак понимания.Другими словами, непризнанная месть не ощущалась лучше, чем ее отсутствие. Таким образом, успешная месть — это больше, чем просто расплата, заключают авторы в апрельском номере журнала European Journal of Social Psychology за апрель 2011 года; это о доставке сообщения.

«Обнаружение того, что именно признание преступником своего проступка делает месть сладкой, кажется, предполагает, что с точки зрения мстителя, месть влечет за собой послание, — говорит Голлвитцер. «Если сообщение не будет доставлено, оно не сможет восстановить справедливость.”

Ваше правосудие или мое

Похоже, что восстановление всеобщей справедливости лежит в основе мести. В начале 2001 года исследовательская группа во главе с Шерил Кайзер из штата Мичиган опросила людей на предмет их веры в справедливый мир, увидев, насколько они согласны с утверждениями вроде «Я чувствую, что люди получают то, что заслуживают». После терактов 11 сентября Кайзер и его коллеги вернулись к этим людям и оценили их реакцию на это событие. В выпуске журнала Psychological Science за 2004 год исследователи сообщили, что чем больше человек верил в справедливый мир до нападения, тем больше он испытывал страдания после них — и тем сильнее у него было желание отомстить.

Проблема со структурой мести, основанной на исправлении несправедливости, заключается в том, что определение справедливости варьируется от человека к человеку — и даже в пределах одного человека от точки зрения к перспективе. Несколько лет назад группа исследователей под руководством Арлин Стиллвелл из Государственного университета Нью-Йорка в Потсдаме попросила людей описать два события, которые произошли в их жизни: один случай, когда они ответили на преступление наказанием, а другой в котором они были на грани мести.

Стиллвелл и ее сотрудники обнаружили, что, когда люди были мстителями, они считали, что их действия справедливо восстанавливали справедливость в отношениях; однако когда они были реципиентами мести, они считали расплату чрезмерной. Эта меняющаяся точка зрения объясняет, почему месть часто происходит бесконечными циклами; Не успела «Морские котики США» отомстить 11 сентября, убив, например, Усаму бен Ладена, как Аль-Каида поклялась отомстить за его смерть.

«Похоже, что успешная месть заставляет мстителей чувствовать себя удовлетворенными восстановлением справедливости, но во многих случаях реципиент мести будет воспринимать последствия мести как проявление несправедливости и негативных результатов», — заключает Стилвелл и ее соавторы в номере за 2008 год. из Фундаментальная и прикладная социальная психология .«Различное восприятие мстителя и получателя затруднит завершение цикла мести таким образом, который и мститель, и получатель будут рассматривать как удовлетворительное, позитивное и справедливое».

Beyond Revenge

Долгая история мести в искусстве свидетельствует об основном инстинкте возмездия, укоренившемся в человеческом духе. Действительно, недавние факты в значительной степени подтверждают эту извечную выдумку: месть упоминалась как фактор в каждом пятом убийстве, совершаемом в развитых странах, а в отчете 2002 года было обнаружено, что в период с 1974 по 2000 год в трех из пяти случаев стрельбы в школах в Соединенных Штатах. были движимы местью.В более легкой части спектра популярное стремление к окупаемости вдохновило на некоторые деловые начинания. Сообщается, что Рам Эмануэль однажды нанял компанию под названием Enough is Enough, чтобы отомстить за ошибку при опросе, и хотя недавний звонок в эту компанию показал, что она не существует, более новая компания Alibis & Paybacks в настоящее время рекламирует свои услуги в Лос-Анджелесе.

Но если месть так неприятна человеку, почему она остается любимым блюдом народа? В ответ на это очевидное противоречие многие ученые-психологи приняли эволюционное объяснение мести.Майкл Маккалоу и Бенджамин Табак из Университета Майами вместе с Робертом Курцбаном из Университета Пенсильвании недавно подготовили главу книги, в которой описывается адаптивная функция окупаемости. Они утверждают, что отдельные акты мести служат групповым заявлением о том, что определенное поведение вызовет возмездие. Другими словами, цель мести может заключаться не столько в ответе на одно конкретное нарушение, сколько в предотвращении нескольких других.

С этой точки зрения месть приносит огромную культурную выгоду — ведущую к более кооперативному и, следовательно, продуктивному обществу — в обмен на большие личные затраты.Маккалоу и его соавторы утверждают, что эта большая функция принимает три формы. Первый — через прямое сдерживание. Проще говоря, месть напрямую отговаривает агрессора от последующего совершения того же преступления. Второй эффект мести — косвенный. Мстя за конкретные действия, человек может дать общее определение приемлемого поведения и в процессе избежать будущей конфронтации. В этом смысле репутация исключает возможность мести.

Третья адаптивная функция мести выходит за рамки простого сдерживания отрицательного поведения и фактически принуждает к положительному.Чтобы понять эту идею, говорит Маккалоу, нужно представить себе жизнь раннего человека. Предположим, в этом существовании вы и ваш сосед должны по очереди охранять свои лагеря от нападений ягуаров. Если однажды ночью вы засыпаете, и животное убивает соседского ребенка, эта халатность в глазах естественного отбора функционально аналогична непосредственному убийству соседского ребенка. Угроза мести в ответ на такое неудавшееся сотрудничество — концепция, известная как альтруистическое наказание — побудит вас бодрствовать (конечно, в ожидании того, что ваш сосед сделает то же самое в свои часы).

Каким бы распространенным ни казался этот инстинкт мести, современная цивилизация может чувствовать себя счастливой, потому что сопротивление побуждению к ответным мерам встречается еще чаще. Решение отказаться от мести не обязательно является результатом человеческой доброты; напротив, в организме может развиться некоторая внутренняя шкала, которая сравнивает адаптивные преимущества мести с ее различными издержками — от возможности возмездия до разрыва важных отношений. Чаще всего в современном мире эта шкала склоняется в пользу прощения.

«У вас должен быть какой-то способ поддерживать отношения, даже если некоторые неизбежно нанесут вред вашим интересам, если будет достаточно времени», — говорит Маккалоу, который также является автором книги Beyond Revenge: The Evolution of the Forgiveness Instinct (2008) . «Мы думаем, что возникла вторичная система» — инстинкт прощения — «которая позволяет людям подавлять желание мести и сигнализировать о своей готовности продолжать, даже если кто-то причинил вред их интересам, при условии, что человек воздержится от этого. снова в будущем.Возможно, это не самая воодушевляющая интерпретация того, как мозг управляет человеческими отношениями, но, по крайней мере, относительно мирная.

Почему даже в долгосрочной перспективе может ухудшить ваше самочувствие

Дженнифер Брехени Уоллес

11 ноября 2017 г.

Коллега крадет вашу идею, а затем подрывает вас на глазах у босса. Человеческая природа жаждет мести. Но поможет ли вам почувствовать себя лучше в долгосрочной перспективе?

Люди стремятся отомстить — причинить вред тому, кто причинил им вред — когда они чувствуют, что на них нападают, плохо обращаются или социально отвергают.Считается, что око за око в ветхозаветном стиле приносит ощущение катарсиса и завершения.

Все больше исследований показывают, что это может иметь противоположный эффект.

В то время как большинство из нас не будет участвовать в мстительных демонстрациях, которые привлекают заголовки или оправдывают тюремное заключение, наша повседневная жизнь часто включает в себя небольшие акты возмездия, такие как сплетни о соседе, который вас оскорбил, набросившись на Yelp после бедного клиента обслуживание или участие в бесконечной сети Twitter «око за око», характерной для некоторых избранных должностных лиц.

Эволюционные психологи считают, что мы запрограммированы на месть. Без законов и тюрем наши ранние предки полагались на страх возмездия, чтобы помочь сохранить мир и исправить несправедливость. «Акты мести не только были направлены на предотвращение повторного вредного действия правонарушителя, но и выступали в качестве страховки от будущего вреда со стороны других, предупреждающего сигнала о том, что вы тот, кто не потерпит жестокого обращения», — говорит Майкл Маккалоу, профессор психологии в Университете Майами.

В современной жизни предательство и социальное неприятие причиняют боль. Согласно шести исследованиям, опубликованным в этом году в Journal of Personality and Social Psychology, желание исправить эту боль и улучшить наше настроение может быть одной из причин, побуждающих нас искать мести.

В одном эксперименте исследователи попросили 156 студентов колледжа написать короткое эссе, которое будет отправлено для комментариев. Эссе были случайным образом распределены так, чтобы получить либо положительные отзывы («отличное сочинение!»), Либо отрицательные («одно из худших сочинений, которые я когда-либо читал!»).После этого всем участникам дали тест, который измерил их эмоциональное состояние, а затем предложили возможность отомстить, воткнув булавки в куклу вуду, которая представляла оценщика эссе.

Исследователи обнаружили то, что мы могли бы подозревать: месть — это хорошо. Приклеив свои куклы, мстительные участники, настроение которых резко упало после того, как они прочитали свои отрицательные отзывы, сообщили о повышении своего настроения до уровня, сопоставимого с теми, кто получил положительные отзывы. (Те, кто получил положительный отзыв, не показали изменений в настроении после задания куклы вуду.)

В другом эксперименте 167 участников были приглашены поиграть в видеоигру, в которой одни игроки были отвергнуты другими. Отвергнутые игроки получили шанс отомстить, увеличив громкость в наушниках других игроков. Но прежде чем они смогли отомстить, некоторые получили, как им сказали, препарат, улучшающий познавательные способности (фактически, плацебо), который стабилизировал их настроение на 60 минут.

В то время как большинство обиженных игроков увеличили громкость, те, кто принимал плацебо — и, по-видимому, думали, что они не получат от этого повышения настроения — с меньшей вероятностью ответят, поддерживая идею о том, что мы выбираем месть, потому что мы думаем, что это будет «заставляют нас чувствовать себя лучше», — объясняет Дэвид Честер, доцент Университета Содружества Вирджинии, изучающий психологические и биологические процессы, связанные с человеческой агрессией.

Месть может дать толчок, но положительные эффекты кажутся мимолетными, согласно новому исследованию Честера, которое еще не было опубликовано. «Месть может быть действительно приятной в данный момент, — говорит он, — но когда мы обращаемся к людям через пять, 10 и 45 минут, они на самом деле сообщают, что чувствуют себя хуже, чем до мести».

Мстительность может иметь неприятные последствия, но не по тем причинам, которые вы думаете. В 2008 году профессор психологии Университета Вирджинии Тимоти Уилсон и его коллеги провели исследование «парадоксальных последствий» мести.

Участники исследования играли в инвестиционную игру, в которой им сказали, что они могли бы зарабатывать деньги, если бы все они сотрудничали, но что если один игрок предал группу, этот человек заработал бы больше, а другие игроки заработали бы меньше, экспериментальная конструкция, известная как « парадигма безбилетника ».

Исследователи устроили игру таким образом, что игроков обманули, а некоторым дали возможность нанести ответный удар. На вопрос исследователей, как они воображают, что будут чувствовать себя после мести, игроки предсказали, что это заставит их почувствовать себя лучше.Но при последующем опросе те, кто отомстил, сообщили, что чувствуют себя хуже, чем игроки, у которых не было возможности наказать, и поэтому они «двинулись дальше».

Стремление отомстить может напоминать нам о боли, которую мы испытали, когда с нами поступили несправедливо, и может сделать событие еще более масштабным в нашем сознании, предполагает Уилсон. «Не мстя, мы можем найти другие способы справиться с ситуацией, например, сказать себе, что это не так уж и важно», — говорит он.

Размышления о том, чтобы отомстить — трепаться над тем, что человек сделал с вами и что вы хотели бы сделать в ответ, — могут помешать повседневному благополучию и счастью.

«Когда кто-то упорно мечтает о мести, со временем у него может развиться тревога и раскаяние, а также чувство стыда», — говорит психотерапевт из Калифорнии Беверли Энгель, которая лечит клиентов, подвергшихся насилию, и часто борется с мыслями о мести. Эти чувства также могут отнимать важные когнитивные ресурсы, истощая вас время и энергию, которые можно было бы лучше потратить на более здоровые и конструктивные способы борьбы с гневом, например, научиться принимать несправедливость, поставить себя на место другого человека или признать это. Вы тоже могли обидеть кого-то подобным образом, — говорит Энгель, автор книги «Это не ваша вина».«

Исследования показывают, что когда дело доходит до ценных взаимоотношений,« то, чего в конечном итоге хочет сердитый разум, — это изменение взглядов нарушителя », — говорит Маккалоу. Он указывает на исследования, показывающие, что, когда жертва получает объяснение и извинения, желание мести ослабевает (другие исследования показывают, что врачи, извиняющиеся перед пациентами, когда они совершили ошибку, могут снизить риск судебного процесса).

Должны ли больницы и врачи извиняться за медицинские ошибки?

Это может показаться нелогичным, но иногда самое полезное, что может сделать потерпевшая сторона, — это создать условия, облегчающие человеку, причинившему вам боль, быть честным в том, что он сделал, и взять на себя ответственность, — говорит Маккалоу.

«Вы не даете человеку бесплатный пропуск», — говорит он, но, возможно, в ваших интересах «оставаться открытым для извинений» и «помочь проложить дорогу», которая позволит преступнику сделать это. вам решать.

Возьмем, к примеру, Мировую серию этого года, в которой питчер Доджерс Ю. Дарвиш стал жертвой оскорбления и жестов на расовой почве со стороны игрока на Houston Astros. Вместо того чтобы отомстить, Дарвиш принял извинения игрока, написал в Твиттере, что «никто не идеален», и попросил фанатов «сохранять позитивный настрой и двигаться вперед, а не сосредотачиваться на гневе».

На World Series расистская насмешка подпитывает потрясающий эпизод вежливости.

«Месть может на мгновение улучшить ваше самочувствие, — добавляет Маккалоу, — но попытки восстановить ценные отношения могут принести большие дивиденды в течение всей жизни». . »

Подробнее

Как родители могут помочь братьям и сестрам в общении

Почему взрослым хорошо играть

Сочувствие — это хорошо, но чувство чужой боли может навредить вашему здоровью

Всегда хотел отомстить? Попробуйте вместо этого

Итак, если размышления о правонарушении до навязчивой идеи — неправильный способ справиться с плохим обращением, правильный путь, по-видимому, заключается в том, как вы формируете или обрабатываете эти токсичные эмоции, считают эксперты.

«Часто плохими или токсичными являются не только эмоции, но и то, как с ними справиться», — сказала д-р Эрин Энгл, клинический директор специализированной психиатрической службы Медицинского центра Колумбийского университета.

«Вот почему люди приходят на терапию, особенно из-за чего-то вроде гнева — проблема не в гневе как таковом, а в выражении этого гнева, которое приводит к каким-то негативным последствиям».

Хотя эти наклонности гнева и мести понятны, это не значит, что они принесут нам пользу.На самом деле они с большей вероятностью только усугубят ситуацию. Это чувство мотивации «поквитаться» может привязать вас к прошлому таким образом, что затмевает любой потенциальный положительный результат, который может принести мотивация, сказал доктор Меридет Томпсон, доцент кафедры менеджмента Университета штата Юта Джон М. Хантсман. Школа бизнеса.

«Это имеет тенденцию закреплять этого человека в прошлом», — сказала она.

Доктор Томпсон является соавтором исследования «Мы все стремимся к мести: роль честности-смирения в реакции на невежливость», в котором рассматривается, как черты скромности или честности соотносятся с явными или скрытыми формами мести. на рабочем месте.Доктор Томпсон определил, что если мотивация не заключается в том, чтобы тратить усилия, время и внимание на токсичные отношения, то месть сама по себе может быть полезной.

«Если кто-то пытается отомстить и использует более ориентированный на будущее подход, — сказала она, — такое мышление, как правило, ориентирует человека на будущее и может сделать его сильнее, счастливее и здоровее».

Подумайте об этом так: вы можете использовать чувство зависти, чтобы проверить, освещает ли оно то, что вы цените и расставляете по приоритетам, или вы можете потратить время на размышления, размышления и расчет плана, чтобы причинить кому-то боль, пытаясь подавить это чувство. .Что, скорее всего, окажется неэффективным?

Комментарий: Размышления о желании мести

Аннотация

В этой статье исследуются корни желания отомстить как основного мотиватора человеческого поведения с упором на роль жестокого обращения с детьми. Обзор охватывает антропологические, исторические и литературные примеры современных исследований нормальных, клинических, правонарушителей и криминальных групп населения. Например, шимпанзе демонстрируют ответное поведение мести, которое определяется как происходящее спустя долгое время после того, как произошло оскорбление.История жестокого обращения с детьми рассматривается как параллель с развитием институциональной мести. Эмоциональное насилие над детьми рассматривается как возможная причина нарушения организации мозга и неспособности управлять эмоциями. Чрезмерное чувство стыда, возникающее в результате жестокого обращения с детьми, физического, сексуального и эмоционального, считается лежащим в основе агрессивного и ответного поведения. Поскольку представления о справедливости и честной игре, а также о соответствующих последствиях правонарушений, по-видимому, встроены в наше человеческое чувство справедливости, последствия понимания мести для обращения и социальной политики обсуждаются с рекомендациями по социальным и законодательным изменениям.Нынешнее очевидное несоответствие в Соединенных Штатах, которые заявляют, что они представляют демократию, равные возможности и социальную справедливость, может вызвать большее возмущение и желание мести, чем в прежние времена, со стороны тех, кто подвергался жестокому обращению в своих домах. Исторически общество перешло от племенного правосудия и кровной мести к миру законов, в котором система уголовного правосудия теперь практикует свою собственную форму узаконенной мести. Предлагается заменить карающее правосудие восстановительным правосудием: восстановлением отношений, а также индивидуальным и социальным исцелением путем выяснения того, кто пострадал и что необходимо для исцеления боли, а не для наказания, с признанием того, что тюремное заключение может быть рекомендовано в тех случаях, когда служат целям всех трех участников: жертвы, социальной группы и преступника.Это изменение потребует радикального изменения основных представлений о том, что такое справедливость и как ее лучше всего добиться. Список литературы

Гнев и желание мести

Страница из

НАПЕЧАТАНО ИЗ ОНЛАЙН-СТИПЕНДИИ ОКСФОРДА (oxford.universitypressscholarship.com). (c) Авторские права Oxford University Press, 2021. Все права защищены. Отдельный пользователь может распечатать одну главу монографии в формате PDF в OSO для личного использования. дата: 11 сентября 2021 г.

Глава:
(п.195) 9 Гнев и желание мести
Источник:
Этика Филодема
Автор (ы):

Вула Цуна (веб-страница автора)

Издатель:
Oxford University Press
9000

acprof: oso / 9780199292172.003.0010

В этой главе исследуется диатриба Филодема О гневе , основная часть книги О страстях и важный вклад в философскую литературу по этой теме.Первый раздел предоставляет некоторый семантический и исторический контекст для обсуждения Филодема. В следующем разделе представлены методологические возражения, выдвинутые Тимасагором, одним из профессиональных соперников Филодема, и показано, как Филодем на них реагирует. Затем в главе обсуждается, как Филодем объясняет природу и симптомы гнева, убеждения и чувства, которые он вызывает, а также его последствия. Следующий после этого раздел посвящен опровержению Филодемом некоторых перипатетиков, которых он, справедливо или ошибочно, принимает для того, чтобы побудить человека выйти из себя.Кроме того, в этом разделе обсуждаются случаи, когда люди выглядят вспыльчивыми, но при этом не слишком вспыльчивы. Затем chpater рассматривает вопрос о том, хорошо или плохо гнев. Наконец, исследуется, испытывает ли мудрец не меньше гнева, чем обычный человек. В нем обсуждаются три аргумента в форме έπιλογισμός (транслит. epilogismos , pl. epilogismoi ) о том, что мудрец испытывает такой же гнев, как простой человек, а затем еще три аргумента, которыми Филодем опровергает эпилогизм . его противников.

Ключевые слова: Филодем, О гневе, гневе, гневе, О страстях, epilogismoi

Для получения доступа к полному тексту книг в рамках службы для получения стипендии

Oxford Online требуется подписка или покупка. Однако публичные пользователи могут свободно искать на сайте и просматривать аннотации и ключевые слова для каждой книги и главы.

Пожалуйста, подпишитесь или войдите для доступа к полному тексту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *