Юнг соционика – . 1 —

Гуленко В. «Архетипическая трактовка модели психики в соционике»

В соционике прослеживаются две традиции, которые берут свое начало от  З.Фрейда и К.Юнга.  Некоторое время противоречие между ними в соционической среде не осознавалось.  Но сейчас разногласия обостри лись. Дело в том, что классическая соционика А.Аугустинавичюте, главенствовавшая до сих пор,  есть продолжением  фрейдовской  традиции, имеющей свои корни в картезианско-ньютонианской (классической) научной парадигме.

1. Фрейдовская и Юнговская традиции

Юнг, порвавший со своим учителем Фрейдом, не признавшим концепцию своего ученика об архетипах коллективного  бессознательного,  развивался как  ученый  в рамках совершенно иной парадигмы  неклассической,  базирующейся на принципах х о л и з м а, а не элементаризма. С философской точки зрения,  Фрейд следует в русле Аристотеля, а Юнг  Платона.

Различие между парадигмой элементаризма,  в которой свойства системы выводятся из ее элементарных составляющих,  и парадигмой холизма, признающей первичность сети отношений над включенными в нее элементами,  С.Гроф в беседе с Ф.Капрой [1] обозначил как  столкновение двух мировоззрений:  первое воспринимает мир как машину,  а второе  как голограмму.

Это противоречие хорошо понимают нынешние западные ученые,  работающие в области аналитической психологии.  В частности,  юнгианский аналитик Зинкин составил сравнительную таблицу систем Фрейда и  Юнга [3,  с.189], где фигурируют, например, следующие полярности в подходах обоих ученых:

Фрейд наука логос техника мышление
Юнг искусство эрос спонтанность чувство и т.д.

Это противоречие  дало о себе знать и в дискуссиях на 13й конференции по соционике (сентябрь 1997 г.),  когда ее участники раскололись на два больших лагеря,  отвечая на  обвинения  Днепропетровской школы в «ненаучности» тех соционических теорий, который не опираются на математико-статистические методы и не приводят формальнологических доказательств своих положений.

Моя позиция по этому вопросу,  если изложить ее афористично, заключается в одной фразе:  вернуть в соционику Юнга. Пытаясь привить в соционическом движении ростки холистического подхода,  я сформулировал аксиомы релятивной соционики [7], разрабатываю в настоящее время этическую соционику,  в которой предлагаю возможный выход из  тупика глухого формализма.  Цель же данной статьи заключается в том,  чтобы начать перевод соционической модели психики с языка Фрейда  на  язык Юнга.

2. Основные архетипы бессознательного

Среди большого количества архетипов коллективного бессознательного, описанных Юнгом, пост-юнгианские психологи выделили набор из пяти основных [4, с. 63]. В него входят архетипы эго, персона, тень, анимус/анима и главный архетип   самость.  Эти  понятия  аналитической психологии,  к  сожалению,  совершенно не отразились в известной нам соционической модели психики А.Аугустинавичюте.

Если представить модель А обобщенно, то в ней отдельные элементы функции сливаются в комплексные блоки,  работающие в психике относительно автономно. Эти блоки названы автором модели фрейдовскими терминами  Эго,  Суперэго,  Ид.  Для четвертой, отсутствующей у Фрейда инстанции психики, пришлось ввести собственный термин Суперид.

Естенственно, эти четыре уровня соционической модели и трактуются вольно или невольно через фрейдовский понятийный базис, который, как указано выше,  целиком лежит в русле классической ньютонианской традиции. Чтобы  внести  в модель юнговскую,  неклассическую семантику, соотнесем основные архетипы с блоками модели.

Такая операция,  безусловно, будет неизбежно носить редукционистский характер,  но это все же лучше, чем вообще отказаться от поиска точек соприкосновения между двумя ветвями  знаковой и символьной  в нынешней соционике.  Хотя  знаковая соционика и занимает в настоящее время господствующую положение, но соционика символьная компенсирует ее однобокий логицизм.

Первый блок  модели,  располагающийся  по установившейся традиции сверху (1 и 2 позиции),  носит название Эго.  Хотя фрейдовское Эго и юнговское Эго    это не одно и то же,  но вдаваться в семантические оттенки в этой статье нет необходимости.  Поэтому  просто  перепишем его в том же словесном оформлении:

ЭГО > ЭГО

Блоку Суперэго,  располагающемуся  сразу под Эго (3 и 4 позиции),поставим в соответствие архетип Персона.  Персона передает тенденцию адаптации человека к окружающей его социальной среде.  Персона  театральная маска,  личина,  наружная сторона личности. Сходна с фрейдовским Суперэго в смысле тенденции  сознательно  следовать  ролевым ожиданиям в социуме.

СУПЕРЭГО > ПЕРСОНА

Самый нижний блок модели,  который именуется Ид (7 и 8  позиции), следуя Фрейду, понимается как отрицательное начало в психике, источник неуправляемых  инстинктов,  разрушительно  действующих  на  Эго. Приблизительно эти же,  оборотные, скрытые свойства личности, у Юнга символизируются архетипом Тень.  Теневая сторона личности комплементарна Персоне, но антагонистична Эго.

ИД > ТЕНЬ

Второй снизу  блок модели (5 и 6 позиции),  отсутствующий в фрейдовской структуре личности,  имеет в соционике комплементарный  (дуальный) по отношению к Эго и антагонистический (погашающий) по отношению к блоку Ид характер.  В целом это самая глубокая, суггестивная часть психики, но заряженная положительной энергией. Очень напоминает юнговский архетип души (анимус/анима).

СУПЕРИД > АНИМУС/АНИМА

Две ипостаси архетипа души  анимус (мужское в женщине)  и  анима (женское в мужчине) указывают на соционическое отношение дуальности, которое, по Юнгу, отражает сильнейшую симбиотическую зависимость родитель-ребенок или мужчина-женщина. Первую из них нужно ограничивать вплоть до разрыва, а вторую  ассимилировать в целостной психике.

В итоге  получаем  такое  приблизительное соответствие двух рядов соционических понятий,  касающихся больших частей психики,    фрейдовского и юнговского:

ЭГО    ¬  1      2  ¬    ЭГО

СУПЕРЭГО    ¬  4      3  ¬    ПЕРСОНА

СУПЕРИД    ¬  6      5  ¬    АНИМУС/АНИМА

ИД    ¬  7      8  ¬    ТЕНЬ

Не отраженный на данной схеме архетип самости представляет собой интеграции всех частей психики в единую целостную личность.  Он есть не что иное, как выход в пятое измерение коммуникативного пространства [6]. В даосизме его эквивалентом является Дао  понятие, отсутствующее в европейской интеллектуальной культуре,  обозначающее «сре динный путь между противоположностями,  свободный от них и вместе  с тем объединяющий их в себе» [5, с.127]. Если воспользоваться имеющимися в соционике понятиями,  то самости,  видимо, будет соответствовать социон в человеке. Иными словами, это Эго более высокого таксономического уровня.

3. Сознательное и бессознательное в рамках модели

Два верхних  блока  модели  А  считаются в традиционной соционике принадлежащими к сфере сознания,  а два нижних находятся  в  области бессознательного. Почему это так,  развернутого объяснения в работах А.Аугустинавичюте мы не находим. Видимо, это просто надо принять как вытекающее из  теории Фрейда,  который бессознательную часть психики назвал Ид, а в сознании выделил кроме Эго еще и Суперэго.

Кроме того  Аушра  верхним,  сознательным блокам модели присвоила название ментальных,  а нижние, бессознательные соответственно стали витальными. Ментал  и витал вошли в обиход всех известных мне соционических школ без особого обсуждения, а значит некритически. Поэтому вопрос  о  правомерности отождествления ментальности с сознанием, а витальности с бессознательным еще ждет своего подробного анализа.

Посмотрим на  блоки модели с позиций не психоанализа,  а аналитической психологии Юнга. Нигде у Юнга мы не найдем положения, что не которые архетипы осознаются лучше, чем другие, за исключением, может быть архетипа Эго.  Зато у Юнга отчетливо разрабатывается идея онтогенеза   развития  личности человека по пути индивидуации.  Поэтому логичным было бы оценить базовые архетипы по их роли в развитии психики, с одной стороны, или ее стабилизации, с другой.

Архетипы Эго и Персона у Юнга представляют собой некий  фундамент психического мира  человека.  Это та часть психики,  которую человек осваивает прежде всего.  Они формируются и достигают своей кульминации в первой половине человеческой жизни.  Их роль в онтогенезе стабилизирующая, направленная на поддержание гомеостаза (Эго дает  равновесие с самим собой, а Персона  с коммуникативной средой).

Развитие индивидуума,  по Юнгу, идет снаружи внутрь, путем освоения бессознательного.  Относительно интересующих нас  архетипов  это означает ассимиляцию  анимуса/анимы и встречу с теневой стороной своей личности после кризиса середины жизни.  В первой половине жизни  эти глубинные архетипы мало осознаются.  Их вторжение приводит к нарушению гомеостаза, место которого занимает гетеростаз  смена привычно го  на  ранее  вытесняемое,  обращение к оборотной стороне своего Я. Роль этих архетипов, таким образом, дестабилизирующая, развивающая.

Если воспользоваться термином кольцо (верхние блоки в  модели  А, как и два нижних,  попарно закольцованы), то начальная интерпретация соционической модели в духе Юнга сводится к выделению в  ней  кольца стабилизации (Эго  и  Персона),  с одной стороны,  и кольца развития (Анимус/Анима и Тень), с другой. Движение психической энергии в ходе онтогенеза в западной культуре направлено сверху вниз  от адаптации внешней (первая половина жизни) к адаптации внутренней (вторая поло вина жизни).

Что касается осознанности/бессознательности того или иного  кольца, то  здесь я выделил бы два параметра,  которые надо иметь ввиду, когда мы рассматриваем степень представленности в них  сознательного начала.

Во-первых, осознавать,  значит,  удерживать процесс или объект  в центре, а не на периферии своего внимания, отдавать себе отчет в том, что происходит.  Во-вторых,  осознавать тесно переплетено с понятием управлять. В этом случае сознательный контроль означает нацеленность на определенное желательное состояние, хотя само управление объектом или процессом может осуществляться как произвольным,  так и непроизвольным (автоматическим) способом.

Обе эти стороны определения можно  считать  равноправными.  Тогда получаем четыре градации осознанности:  1) осознание без управления, 2) осознание с управлением, 3) управление без осознания (автоматизм) и 4) неосознанная неуправляемость.

Моя гипотеза заключается в следующем. Четырем блокам модели в юнговской интерпретации можно приписать различные градации осознанности и управляемости. Ближе всего к смыслу базовых архетипов стоит такая раскладка:

ЭГО  осознается, но не управляется,

ПЕРСОНА  осознается и управляется,

АНИМУС/АНИМА  не осознается и не управляется,

ТЕНЬ  не осознается, но управляется.

Из этой гипотезы вытекают некоторые проверяемые следствия.  Одно из них касается проблемы нахождения самой  слабой  функции  в  типе. Традиционно считается,  что самой слабой является четвертая функция. Однако архетипическая гипотеза ставит это утверждение под  сомнение. Источник наибольших затруднений следует искать не в области ПЕРСОНЫ, а в области ТЕНИ.

Самой слабой функцией,  если следовать архетипической логике, является 7я. Именно с ней связано наибольшее количество трудно осознаваемых проблем в жизни индивида. Об этом говорит мой опыт работы как консультирующего психолога.  Практикующий специалист может проверить это сам (при условии правильной диагностики, конечно).

В частности,  главное препятствие в жизни  социотипа  ЕТ  связано вовсе не  со  слабостью  ощущений,  здоровья,  внешнего  вида и т.п. (функция S),  а с неуживчивостью,  трудностью гармонизировать  сферу своих межличностных отношений (функция R).  Социотип LF сталкивается с комплексом проблем не столько из-за  того,  что  плохо  улавливает альтернативные возможности (функция I),  сколько из-за неразворотливости и бюрократической неделовитости (функция Р).

4. Ментальные и витальные блоки в новом прочтении

По-новому предстает перед нами проблема ментальности и витальности. Вряд  ли  имеет смысл отождествлять его с сознательным/бессознательным. Сознательное может быть как ментальным, так и витальным. То есть контролировать  при  помощи сознания человек может как свой ум, так и свое тело.  Точно так же бессознательными бывают как  умственные, так и телесные процессы.

Если Эго,  без сомнения, представляет собой ментальное (идущее от ума) психическое образование, то Персона занимается скорее витальными, связанными с решениями насущных жизненных процессов задачами. Во всяком случает  тренировка  этих функций в человеке не ведет к какому-либо значительному  интеллектуальному  развитию.  Она  дает  лишь самоуспокоение от прочности социального статуса.

Такое же различие наблюдается в нижнем кольце. Огромное витальное значение архетипа Анимус/Анима трудно отрицать. Дуализация дает жизненный комфорт, но не создает хоть сколько-нибудь значительного напряжения, дающего толчок развитию мыслительной деятельности.  Настоящий источник ментального развития кроется в  архетипе  Тень.  Именно данный  психический  комплекс заставляет человека напряженно думать, упражняя его интеллектуальные функции.

Сводя эти замечания в систему,  получаем следующее функциональное предназначение блоков кольца стабилизации и кольца развития  архетипической модели (в скобках приводятся отношения, которые способствуют реализации этих функций):

ЭГО  ментальная стабилизация (ТО, ЗЕ)

ПЕРСОНА  витальная стабилизация (СЭ, КФ)

АНИМУС/АНИМА  витальное развитие (ДУ, АК)

ТЕНЬ  ментальное развитие (ПО, КВ)

Из этих соображений следует важный вывод, который поддается прак тической проверке.  При проведении соционической диагностики,  чтобы избежать  наиболее вероятных ошибок,  необходимо вырабатывать четыре параллельных гипотезы.  Изза того,  что человек  может  растождест вляться  со  своим  Эго  и  отождествляться либо с Персоной,  либо с Тенью, либо  с  Анимусом/Анимой,  необходимо тщательно анализировать альтернативы первичному предположению, как показано на схеме:

ТО  тип

+ СЭ  тип

Диагностическая гипотеза + ДУ  тип

L ПО  тип

Особенно трудно  работать  с  человеком,  отождествляющим  себя с Тенью. Наиболее характерные примеры такого отождествления: Наставни ки (ЕТ),  считающими себя Гуманистами (RI) или Предприниматели (PT), считающими себя Аналитиками (LI).  Больших усилий стоит убедить их в том, что они экстраверты.  Зато игра стоит свечь:  осознав  проблему своей 7й функции (собственная негуманность у ЕТ  или  некритичность анализа у РТ), они получают разрядку негативной теневой энергии.

Эту точку зрения можно развивать и дальше,  перенеся ее на  малые группы. Вторая квадра, например, нередко выступает под лозунгами гу манизма и заботы о людях,  а четвертая  с требованиями твердого по рядка  и призывами к борьбе.  Однако в действительности они являются всего лишь тенью друг для друга.  Поэтому при встрече просто анниги лируют  взаимно уничтожаются, рассеивая энергию в окружающее прост ранство.

Разработка архетипической проблематики в соционике только начина ется. Трансляция фрейдовской структуры психики в юнговскую  дает  не только новый импульс соционическим исследованиям, но и перебрасывает методологический мост через пропасть,  отделяющую изрядно устаревшую элементаристскую  доктрину с целостным подходом к природе человека и общества.

Исследуя образ  науки  будущего,  известный философ В.В.Налимов в своей книге «В поисках иных смыслов» заметил, что «быть  научным   это  быть м е т а ф о р и ч н ы м:  способным создавать плодотворные метафоры, возбуждающие воображение и тем самым расширяющие наше вза имодействие с миром.» [8,  с.  21].  А какое мнение сложилось у вас? Отдадите предпочтение формуле или метафоре? Я думаю, стоит уважать и то, и другое.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Капра Ф.  Уроки мудрости.  М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996.

2. Хьелл Л.,  Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).  СПб.: Питер Пресс, 1997, с. 43.

3. Хендерсон Дж.  Психологический анализ культурных установок.   М., Добросвет, 1997.

4. Самуэлс Э.  Юнг и постюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. Пер. с англ.  М.: ЧеРо, 1997.

5. Роузен Д. Дао Юнга. Путь целостности. «София», Киев, 1997.

6. Гуленко В.В.  Тайна пятого измерения.  Соционика, ментология и психология личности, # 2, 1997.

7. Гуленко В.В. Интровертная соционика. Внутренние отношения  в группе как отражение ее интегрального типа.  Соционика, ментология и психология личности, # 4, 1996.

8. Налимов В.В. В поисках иных смыслов.  М.: «Прогресс», 1993.

27.09.1997, г.Киев

Популярность: 0 [?]

Related posts:

psychotype.ru

Карл Густав Юнг: психологические типы

Самая известная классификация в психологии — типология Карла Юнга. В ее основе находится эмпирический материал. Во время врачебной практики психолог наблюдал за пациентами и оценивал их поведение. Помимо классификации в зависимости от индивидуальных особенностей характера, он разделил людей на два типа — интровертов и экстравертов.

Критерии классификации

Типология Юнга подразумевает психологическую установку, согласно которой люди бывают двух типов — экстраверты, интроверты. По этому учению, преобладающими психическими функциями являются интуиция, мышление, ощущения, чувства.

Впервые эта типология была представлена в работе «Психологические типы», которую написал психиатр из Швейцарии Карл Гюстав Юнг в 1921 году. Цель разработанной им классификации была не в банальном разделении людей на отдельные группы по каким-либо психологическим признакам. Он хотел создать особый инструмент для практического психолога, с помощью которого он может упорядочить накапливающиеся психологические знания, изучать людей, сокращать количество ошибок при исследованиях.

Разделение функций

Чтобы конкретизировать описания человеческой психики, швейцарских психолог ввел два новых термина — дополнительная и вспомогательная функция. Он сделал разделение, по которому выделил две группы:

  • рациональная — мышление, чувства;
  • иррациональная — интуиция, ощущения.

Если какая-либо из функция начинает доминировать, она будет подавлять остальные. При дальнейшем развитии доминирующих функций, к ним присоединяются дополнительные, которые начинают их сопровождать, помогая основе укрепляться.

Экстраверты или активные личности

Экстравертный тип личности относится к людям, которые любят активные действия, власть, всеобщее уважение, стараются показать себя. Они стараются занимать руководящие должности, чаще появляться на публике. Проблем с общением у экстравертов нет. Они любят новые знакомства, большие компании.

Существует несколько типичных черт характера, по которым можно определить экстраверта:

  • адаптация к любому коллективу;
  • желание получать похвалу за хорошие поступки;
  • потребность в постоянном внимании окружающих;
  • интенсивная жестикуляция при разговоре;
  • отсутствие страха перед сложностями;
  • постоянный поиск новых дел, занятий;
  • неусидчивость.

Нельзя говорить о том, что экстраверты постоянно ведут себя неугомонно, неусидчиво, агрессивно. Они могут смущаться, проявлять жалость, быть спокойными, рассудительными.

Юнг утверждал, что не существует на 100% экстравертов или интровертов. Чаще люди сочетают разные черты от двух типов, комбинируя их воедино

Установки сознания экстравертов и интровертов

Общая установка сознания у интровертов и экстравертов различается. Для первого типа людей характерно изучение собственного внутреннего мира и это преобладает над общением с социумом. Второй тип людей наоборот старается уделять больше внимания объективной реальности.

Тип личности, который напоминает экстравертов, сильнее укрепился в обществе. Из-за этого интровертов воспринимают неправильно, называют эгоистами, но это ошибочное суждение. Никто не может понимать мир идеально объективно — ни общество, ни отдельная личность.

Из-за давления социума на интровертов, их отличия от большинства, такие люди часто живут ощущая тяжесть вины на себе, что плохо сказывается на их психологическом развитии, состоянии

Значение бессознательного

В психологии, бессознательное — набор психических явлений, процессов, которые не попадают под сферу сознания субъекта. Это обозначение явлений, которые невозможно контролировать.

Когда начинает доминировать какая-либо из функций по Юнгу, она компенсируется влиянием бессознательного. Подавленные функции вытесняются в область бессознательного.

Мыслительные экстраверты

Это правящие субъекты, которые часто принимают важные решения, затрагивающие окружающих. Они создают собственные схемы объективной реальности, которыми руководствуются при принятии решения. Одновременно с этим они требуют от окружающих принятия их мировоззрения. Когда такие люди начинают создавать схемы на основе глубокого анализа сознания, для других они становятся новаторами.

Особенности этого типа личностей:

  1. Лозунг — цель оправдывает средства.
  2. Постоянное служение идеалу.
  3. Дружба не представляет ценности.

Они редко интересуются искусством, не проявляют сочувствия.

Чувствующие экстраверты

Этот тип личности имеет общие черты с интровертами. Субъект начинает испытывать чувства к творческим начинаниям, пытается найти гармонию. Он может восхвалять что-либо, если это нравится общественности, а не только ему. Простой пример — если картина висит в лучшем из музеев мира, значит такая личность признает ее совершенной. Мышление данного типа считается подавленным общественностью.

Ощущающие экстраверты

Такая личность воспринимают окружающий мир с помощью чувств. Эти люди имеют одну выделяющуюся особенность — они замечают каждую мелочь, но при общении с ними возникает ощущение, что это бездушный тип личности. Простая ситуация — разговор со столяром, который поглощён нюансами своей работы, говорит только о ней, с неохотой общается на другие темы.

Такие люди относятся подозрительно ко всему, что не возможно ощутить, потрогать, понюхать, увидеть. Иногда они становятся грубыми искателями удовольствия, которые не признают духовной составляющей человека.

Интуитивные экстраверты

Интуиция — своеобразная функция, через которую люди постигают свои возможности. Экстраверты интуитивного типа умеют просчитывать любые ситуации наперед. Они могут сказать какие события должны произойти в ближайшее время, дать прогнозы, которые будут близки к правде. Чаще такие субъекты встречаются среди бизнесменов, журналистов, биржевых брокеров.

К данному типу личности можно отнести творческих людей, которые стараются развивать то или иное направление искусства. Без творческих индивидов цивилизация обречена на гибель.

Интроверты

Это скромные люди, которые не любят шумных компаний, предпочитают находиться наедине со своими мыслями, переживаниями. У этого типа личностей выделяется несколько характерных особенностей, которые выделяют их среди экстравертов:

  • целеустремленность, терпеливость;
  • высокий уровень развития фантазии;
  • контроль над эмоциями;
  • продумывание действий наперед;
  • склонность к творческому развитию.

Обидеть интроверта легко. Свои неудачи они переживают очень долго, возвращаясь к ним мыслями даже спустя длительный промежуток времени. Огромное влияние на интровертов оказывает воспитание в детстве. Любая грубость со стороны родителей, наставников может привести к развитию сложных психологических отклонений.

Если говорить о работе, такие личности длительное время не могут найти свою профессию. Когда находят, становятся трудоголиками, всецело посвящают себя любимому делу. Находясь в должности руководителя, они жестки с подчиненными, требуют того, на что сами способны.

Типология, созданная Карлом Юнгом, не является обычным разделением людей на отдельные группы. Психолог хотел сделать инструмент для других исследователей, с помощью которого можно было бы систематизировать данные, успешнее проводить исследования.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете подробнее о классификации типов личности по Юнгу.

mystroimmir.ru

Соционика — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

ru-socionics.livejournal.com

Типология к.Г.Юнга и супружеская совместимость

метки: Критерий, Основа, Партнер, Сфера, Майерс, Бриггс, Различие, Психологический

Д.А.Лытов (Россия, Санкт-Петербург)

Программные направления: Психологические основы выбора партнёра, Супружеская совместимость, Супружеская дисгармония, Психодиагностика семьи и семейных отношений.

Почему типология Юнга?

Среди множества психологических классификаций особое место занимает типология, предложенная швейцарским психологом и психиатром К.Г.Юнгом в начале ХХ в [20]. В первую очередь, она отличается тем, что рассматриваетвзаимно компенсирующиечерты личности, т. е. такие, что развитость одних означает подавление других. Это позволяет понять не только внутренние конфликты человека, но и в общих чертах даёт ключ к обмену информацией и действиями между людьми. Во-вторых, типология Юнга относится не только к психически больным (как, например, типология Леонгарда [8] и др.), но в равной мере к здоровым людям, в её основе — классификация людей по способам восприятия и способам переработки информации.

В основе этой типологии лежат четыре двоичных критерия. Критерий интуиция/сенсорикаописывает разницу психических механизмоввосприятия.Интуитивные типы отличаются отсенсорныхтем, что первые более склонны к абстрактному мышлению, воображению — но за счёт этого внешне выглядят более рассеянными, вторые же, напротив, обладают развитым вниманием, замечают детали — такая обострённая реакция на «здесь и сейчас» описывается в обиходе как «хваткость», «практичность», но с другой стороны — и как «твердолобость». Другой критерий,логика/этика(Юнг пользовался термином, который в русском переводе становится двусмысленным —мышление/чувства), описывает разницу в механизмахсуждения. Критерийэкстраверсия/интроверсияполучил широкое распространение — он описывает динамику человеческой психики. Последний критерий,рациональность/иррациональность, характеризует преобладание в психике механизмов суждения (оценки) или безоценочного восприятия [13, 14].

В дальнейшем на основе типологии Юнга возникли несколько направлений. За рубежом наибольшую известность получили типология И. Майерс — К. Бриггс, а также созданные на её основе тесты MBTI (определитель типов Майерс-Бриггс), тест Д. Кирси и др. [2, 6, 21]Данная типология широко применяется в семейном консультировании. Сторонники данной типологии исходят из того, что коль скоро существуют глубинные различия между психикой партнёров, заданные не воспитанием, а какими-то более глубокими факторами, возможно, лежащими в сфере бессознательного, то не следует закрывать на них глаза. Понимание различий между психологическими типами супругов помогает избежать многих потенциальных конфликтов, «перевести на язык партнёра» информацию другого партнёра. Важность принятия во внимание врождённых психологических различий иллюстрируется примерами из других сфер, например, образования, где не менее важно вовремя разглядеть различные таланты, не подменить необходимость преподать всем базовые знания из разных сфер жизни нивелированием, равнением на серость и заурядность.

4 стр., 1585 слов

Типология конфликтных личностей 2

… видеть и с вашей стороны подобное поведение. Безусловно, указанная типология носит лишь условный характер, и в жизни вряд ли мы … Возможен вариант, когда вы, размышляя вслух, говорите о причине молчания партнера: «Мне кажется, что вы чем-то расстроены…». Однако такой … бы классификации мы ни придерживались, главное — выяснение осо­бенностей партнера по общению и выбор в соответствии с этим страте­гии …

Однако возникает закономерный вопрос: коль скоро психологические типы оказывают влияние на супружескую совместимость, какие закономерности лежат в основе этой совместимости? Несмотря на то, что проблему этих закономерностей начал разрабатывать ещё сам Юнг, в типологии Майерс — Бриггс она не получила развития. Как правило, её сторонники лишь утверждают, что при желании любой тип может ужиться с любым, надо лишь научиться понимать друг друга. Исключением является масштабное исследование супругов П. Тайгера и Баррон-Тайгер, авторов нескольких книг, помещённое на их сайте www.personalitytype.com. Обследовав несколько сот супружеских пар, они пришли к выводу, что в гармоничных парах типы супругов чаще частично или полностью совпадают по юнговским критериям, чем различаются. Тем не менее, судя по приведенной ими статистике, перевес «совпадения» над «несовпадением» в гармоничных парах не так уж и велик.

4 стр., 1993 слов

Типы педагогов по отношению к инновациям

… данной профессиональной сферы деятельно- сти, собраны профессиональные задачи ин- тегрального типа. Таким образом, профес- сионализм становится интегральным качест- вом выпускника, которое …

Соционика — гипотеза об интертипных отношениях

Впервые гипотезу о закономерностях совместимости между юнговскими типами предложила в 1980 году А. Аугустинавичюте, социолог из Литвы [1]. Исследовав роль различных факторов, влияющих на семейную гармонию (в том числе — социальный и культурный уровень, сексуальная совместимость и др.), она сумела очертить пределы применимости юнговской типологии. В то же время, в отличие от типологии Майерс —Бриггс, она не рассматривает тип как нечто неизменное, жёстко заданное. Тип, как объект отношений, как объект информационного обмена, является динамичным. Мы можем говорить о преобладании экстраверсии над интроверсией, логики над этикой, и т. д., а не о полном вытеснении. Предложенная ей модель типа (которую она назвала моделью информационного метаболизма) позволила сформулировать гипотезу о системеинтертипных отношений.

На дальней психологической дистанции отношения могут быть какими угодно; однако чем теснее общение между двумя людьми, тем сильнее взаимодействуют врождённые типы партнёров (см. Таб. 1), тем чётче видны их интертипные отношения.

Речь в данном случае идёт не об имущественных конфликтах, столкновении интересов, социальном неравенстве и т. д., которые неизбежны в любом обществе, а скорее о «сигнальных системах» партнёров (подобных тем, что открыл И.П.Павлов), об их способности адекватно отреагировать на сигналы друг друга в виде слов или действий.

Свою теорию А. Аугустинавичюте назвала соционика: социо- (общество) + -оника (моделирование, по аналогии с бионикой).

Ещё Сократ задавался вопросом: какой друг лучше — похожий на меня (что обеспечивает оптимальное взаимопонимание) или отличный от меня (чтобы сильные стороны одного дополняли слабые стороны другого) [12]. И сейчас в психологии существуют подобные дискуссии, в том числе и среди последователей Юнга.

Соционика отвергает такой подход как упрощённый. Как видно из Таблицы 1, юнговские типы характеризуются с разных сторон: «темперамент» описывает типы в динамике, а «установка на вид деятельности» — с точки зрения их эффективности в тех или иных задачах. Вопрос о «большем» или «меньшем» сходстве теряет смысл: к примеру, «похожие» типы интуитивно-логический экстраверт илогико-интуитивный экстраверточень отличаются по скорости реагирования на раздражение, по степени внутренней напряжённости; в результате им довольно сложно согласовать свои действия друг с другом. В то же время, отношенияинтуитивно-логического экстравертассенсорно-логическим интровертомпредставляют собой довольно эффективное взаимодействие при решении деловых задач. Для разных видов взаимодействия подходят разные отношения.

9 стр., 4210 слов

Типология агрессивного поведения подростков. Основные направления коррекционной работы. Практическая часть. Тренинг «Спаси себя сам, и вокруг спасутся тыся

… «Семья» Кирипова Г.Д., Психолог высшей категории Типология агрессивного поведения подростков. Основные направления коррекционной работы. … подростковый возраст это – освобождение от детских зависимых отношений, а подростковый период — это переход от детства … подростков, выделив 4 группы подростков по следующим типам поведения. Первую группу подростков характеризует примитивность потребностей …

В семейной жизни наиболее устойчивыми отношениями считаются дуальные, т. е. те, когда у партнёров совпадает признакрациональность-иррациональностьи различаются остальные три (например, ЛИЭ — ЭСИ).

У каждого типа есть свой дуал. Этому нашлось фактическое подтверждение. Киевские исследователи Букалов, Карпенко, Чикирисова обследовали ряд промышленных предприятий [3]. Сведя воедино результаты тестирования служащих, они обнаружили, что многие из них состоят в браке между собой. Исследовав затем семейные пары, они обнаружили, что самый большой процент семейных отношений (более трети) приходится на долю дуальных. Независимое исследование семейной статистики, проведенное Филатовой, также показало очень высокий процент дуальных пар (17%) по сравнению с прочими отношениями [19].

В последние несколько лет Е.С.Филатова выступила с новой гипотезой. Если А. Аугустинавичюте утверждает, что существует всего 14 типов отношений (из них 2 асимметричных), и они одинаково применимы ко всем 16 типам, то Филатова предположила, что отдельные юнговские критерии или их комбинации также оказывают влияние на характер отношений и на взаимную привлекательность супругов, которую она изложила в недавно вышедшей монографии [18].

Природа юнговских типов

Один из главных тезисов как соционики, так и типологии Майерс-Бриггс гласит: различия между любыми двумя из 16 типов не менее глубоки, чем различия между собакой и кошкой. Человек способен имитировать поведение других типов, но не более; и каждая такая имитация отнимает у него гораздо больше сил, чем жизнь в родном типе. Подобные проблемы хорошо известны психологам: выбор не своего призвания в жизни, неподходящее окружение и т. п.

Однако современная психология не удовлетворяется утверждением: типы существуют потому, что они наблюдаются [16]. Сам Юнг был категорическим противником популяризации своей типологии до тех пор, пока не будет подробно исследована природа типов, и в своих опасениях он оказался прав — в типологии Майерс-Бриггс проблема природы типов даже не рассматривалась. Типологическая ассоциация —www.aptcentral.org— рассматривает тип как результат прохождения теста MBTI, не более того. Казалось бы, надёжный критерий? Но когда сторонники типологии Майерс-Бриггс начинают рассуждать о типах известных людей, которые по понятным причинам не могут пройти их тест, разногласия между ними бывают довольно заметными. В соционике наблюдается похожая картина.

Говорит ли это о принципиальной ненадёжности юнговской типологии? Нет, скорее это говорит о том, что без знания природы типа невозможно его точное определение. Работа «типировщика» напоминает медицинскую диагностику — по отдельным «симптомам» получить общую картину, психологический портрет клиента, соответствующий одном из 16 типов.

Исследования здесь ведутся в двух направлениях.

Первое — исследование биологических факторов, лежащих в основе юнговской типологии.

С начала 1990-х гг. появились работы С.А.Богомаза, В.А.Окладникова, М.Е.Сандомирского, В.Л.Таланова и др. [4, 15 и др.], где подробно рассматривалась проблема психофизиологии юнговских типов. Независимо друг от друга авторы предложили в основном похожую картину взаимосвязи между юнговскими критериями и активностью отдельных участков головного мозга.

По-видимому, юнговские типы обусловлены также генетическими факторами. Указание на это было получено в исследованиях Е.С.Филатовой, которая с 1991 г. собирает фотографии людей, чьи типы она определила. В результате ею был обнаружен интересный факт — целые группы «квази-близнецов» внутри одного и того же типа. Люди, внешне похожие друг на друга, на деле не только не являлись родственниками, но зачастую даже жили в разных городах [17].

Второе направление — совершенствование тестовых методик. Здесь также проделана немалая работа. Изначально соционика отличалась от типологии Майерс-Бриггс тем, что наряду с тестами использовала альтернативные методы определения типа — в частности, путём интервью, наблюдения и т. д. Наиболее значительную роль в разработке и описании этих методов сыграл В.В.Гуленко [5]. В последние несколько лет в соционике стали разрабатываться многофакторные тесты, соответствующие последним методологическим разработкам в области психологического тестирования [11].

Подводя итоги, можно сказать, что перспективы применения юнговской типологии в семейном консультировании достаточно велики. Но уже и сейчас она широко применяется в практике семейного консультирования на всём пространстве бывшего СССР, а также выходит за рубеж [22 и др.]. Однако, перспективы перспективами, а всё же ни на минуту не следует забывать об основном принципе психотерапии и психологического консультирования — не навредить клиенту. Тем более в такой деликатной сфере, как семейные отношения. Ведь диагностировать типы, их совместимость, а следовательно, и перспективы отношений между ними — только часть задачи. Нужно грамотно понять потребности клиента, варианты решений, которыми он располагает, чтобы совместно с ним выработать стратегию выбора партнёра или преодоления семейного кризиса. И хотя на некоторых популярных сайтах соционику уже начинают рекламировать как чудодейственное средство подбора партнёра и решения семейных проблем, для профессионального психолога консультанта соционика представляет собой нечто иное — точный инструмент, требующий очень аккуратной настройки. Без этой настройки она не будет эффективна. Так и компьютер не принесёт пользы тому, кто не умеет его включить, или даже умеет, но не обладает азами компьютерной грамотности.

Литература

  1. Аугустинавичюте А. Соционика. Т. 1: Введение. Т.2: Психотипы. Тесты. — СПБ, Terra Fantastica, 1998.
  2. Блюмина Т. А. Вековые натуры в семье, школе, обществе. — М. 1996.
  3. Букалов А.В., Карпенко О.Б., Чикирисова Г. В. О статистике отношений в супружеских парах // «Соционика, ментология и психология личности», Киев, 1999, № 1.
  4. Васильев В. Н.,Рамазанова А.П., Богомаз С.А. Познай других — найди себя. — Томск, 1996.
  5. Гуленко В.В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. — Новосибирск, изд-во НГУ, 1997. — 270 с.
  6. Крёгер О., Тьюсон Дж. Типы людей. Типы людей и бизнес. 16 дорог любви. — М., Персей — Вече — АСТ, 1995.
  7. Кречмер Э. Строение тела и характер. — К., Госиздат Украины, 1924.
  8. Леонгард К. Акцентуированные личности. — К., «Вища школа», 1981.
  9. Леонтьев А.

    Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.

  10. Лытов Д. А. Соционика: от ролевой игры к теории отношений между психологическими типами // «Сибирский психологический журнал», Вып. 18. — 2003. — С. 32 — 38.
  11. Лытов Д.А., Лытова М. Ф. Тест МТ: многофакторная диагностика юнговских типов // «Психотерапия», 2004, № 11.
  12. Платон. Лисид. //Платон. Диалоги. — М., «Наука», 1991, т. 1.
  13. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — 5-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 672 с.
  14. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. — Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  15. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. — СПБ, «Сова» — М., ЭКСМО, 2002. — 924 с.
  16. Теплов Б.М.Проблемы индивидуальных различий.

    — М., АПН РСФСР, 1961. — 535 с.

  17. Филатова Е. С. Личность в зеркале соционики: разгадка тайны двойников. — СПБ, «Б&К», 2001. — 286 с.
  18. Филатова Е. С. Соционика личных отношений. — М.: «Чёрная белка», 2004. — 76 с.
  19. Филатова Е. С. Соционическая статистика для 299 женщин, мужчин и их детей // «Соционика, ментология и психология личности», К., 2000, № 6.
  20. Юнг К. Г. Психологические типы. — СПБ, изд-во «Азбука», 2001. — 736 с.
  21. Keirsey D., Bates M. Please Understand Me. Character and Temperament Types. — Gnosology Books Ltd., 1984.
  22. Lytov D. Je možné předvídat lidské vztahy? // Psychologie dnes, Praha, 2002, No. 12.

Интернет

//www.cgjungpage.org — труды К.Г.Юнга и его последователей на английском языке.

//www.capt.org — сайт ассоциации психологических типов (официального собственника тестаMBTI).

//socioniko.narod.ru — сайт с публикациями о соционике на 26 языках.

Таблица 1. 16 психологических типов личности по Юнгу — Аугустинавичюте. «Установки на вид деятельности» (по горизонтали) и «темпераменты» (по вертикали) — В.В.Гуленко. Псевдонимы типов — по В.В.Гуленко.

Линейно- напористые (рациональные экстраверты)

Гибко- разворотливые (иррациональные экстраверты)

Уравновешенно- стабильные (рациональные интроверты)

Восприимчиво- адаптивные (иррациональные интроверты)

Исследователи (интуиция + логика)

ПредпринимательЛогико-интуитивный экстраверт

ИскательИнтуитивно- логический экстраверт

АналитикЛогико-интуитивный интроверт

Критик Интуитивно- логический интроверт

Гуманитарии (интуиция + этика)

НаставникЭтико- интуитивный экстраверт

Советчик Интуитивно- этический экстраверт

Гуманист Этико- интуитивный интроверт

ЛирикИнтуитивно- этический интроверт

Социалы (сенсорика + этика)

ЭнтузиастЭтико- сенсорный экстраверт

Политик Сенсорно- этический экстраверт

ХранительЭтико- сенсорный интроверт

ПосредникСенсорно- этический интроверт

Практики (сенсорика + логика)

АдминистраторЛогико- сенсорный экстраверт

МаршалСенсорно- логический экстраверт

ИнспекторЛогико-сенсорный интроверт

Мастер Сенсорно- логический интроверт

4

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

forpsy.ru

Психологические типы по К.Г. Юнгу (краткая типология Юнга)

В своей книге «Психологические типы» К.Г. Юнг выделяет 8 типов людей на основе признаков вертности (интроверсия и экстраверсия), рациональности и иррациональности, а также 4 функций психики (мышление, чувство, интуиция и ощущение). Две из этих функций являются строго рациональными (мышление и чувство), т.е. воспринимающими информацию извне в соответствии с предварительной установкой на определённое восприятие, и две — иррациональными (интуиция и ощущение), воспринимающими информацию непосредственно, без предварительной установки. Но каждая из четырёх функций психики может быть как экстравертной, так и интровертной, исходя из чего, типов выделяется 8, и каждому из них соответствует определённая базовая функция психики.

Для чего нужна типология Юнга?

В процессе своей психологической практики и наблюдения за практикующими коллегами Юнг обнаружил, что есть различия между спецификой теорий и практической работы его коллег (Адлера и Фрейда) в зависимости от разных личностных особенностей, и предположил, что разные установки сознания обусловливают разное восприятие действительности и разное взаимодействие с ней. Юнг пришёл к выводу, что необходимо систематизировать типологические намётки его предшественников, чтобы наметить границы индивидуальных различий между людьми. Понимание и принятие этих различий важно для индивидуального подхода к каждой уникальной личности и формирования уважения к типологическим особенностям каждого человека. Кроме того, типология является своего рода картой личности, по которой можно сориентироваться в сильных, сознательных и хорошо управляемых функциях психики и выделить те функции, которые являются слабо контролируемыми, архаичными и нуждающимися в особом внимании человека.

Экстраверсия и интроверсия

Согласно К.Г. Юнгу, в зависимости от установки сознания и её направленности либо на внутренний процесс, либо на объекты внешнего мира, людей можно разделить на интровертов и экстравертов. В отличие от Айзенка, Юнг не считал общительность или необщительность главным показателем экстраверсии и интроверсии соответственно, т.к. выделял более существенный отличительный признак — куда направлено сознание и внимание человека, вовне или внутрь, что для него важнее — объекты внешнего мира или внутренние процессы души.

Экстраверты характеризуются направленностью сознания на объекты и процессы внешнего мира. Внутренний процесс для такого человека всегда остаётся на втором плане, в тени, и он уделяет ему куда меньше внимания, за счёт чего в меньшей степени контролирует его, чем происходящее во внешнем мире. Экстраверта, словно магнитом, притягивает к объектам внешнего мира, и они довлеют над ним, всегда имея большую власть и ценность, чем то, что происходит в его душе. Т.е. экстраверт является человеком, который всегда ставит на первый план обстоятельства и изменения внешнего мира при выборе стратегии своих действий. Объективное для него превыше субъективного, а коллективное нередко преобладает над индивидуальным по ценности.

Интроверты, наоборот, отличаются обращённостью своей психики к своим внутренним процессам. Таким людям с трудом даётся внимание к внешним объектам и процессам, поскольку субъективное для них превыше объективного, а внутренний мир всегда реальнее и важнее внешнего. Интроверт — это человек, который всецело погружён в созерцание происходящего в его душе и который преломляет все внешние события сквозь призму такого восприятия, акцентируя внимание на ценности их субъективной интерпретации. Интровертную установку сознания нередко ошибочно считают эгоцентричной, однако, при внимательном рассмотрении это мнение оказывается ошибочным, т.к. субъективность в наиболее чистой форме представляет собой Самость, которая гораздо шире индивидуального Эго.

Рациональность и иррациональность

К рациональным типам относятся мыслительный и чувствующий, поскольку при восприятии внешнего объекта или внутреннего процесса они всегда руководствуются заранее предопределённой установкой сознания, т.е. пропускают своё восприятие сквозь призму заранее сформированного предубеждения или сетки восприятия. Рациональные люди опираются на ценности благоразумия и последовательности, как в обработке информации, так и в процессе принятия решений.

К иррациональным типам Юнг относит интуитивный и ощущающий, восприятие и действия которых характеризуются непосредственной реакцией на изменения внешних и внутренних процессов. Эти типы обладают особой чувствительностью к непосредственному восприятию и реагированию, т.е. они живут вне рамок понятия рассудка, как бы выходя за его пределы и опираясь на собственные актуальные переживания.

Иерархия функций (ведущая, вспомогательная, третичная и подчинённая функции)

В человеческой психики всего существует 8 функций сознания — экстравертные и интровертные мышление, чувство, ощущение и интуиция, но расположены они иерархично. У Юнга были описаны 4 функции в их соотношении, описание остальных 4 разрабатывались его последователем Дж. Биби.

По иерархии и условному месту расположения на карте психики Юнг выделял следующие функции:

  1. Ведущая функция, которая представляет собой наиболее развитую, сознательную и дифференцированную функцию, на наполнение и адаптацию которой человек тратит большую часть собственных ресурсов в течение первой половины жизни.
  2. Вспомогательная функция, которая, как и ведущая, попадает в сферу сознания, достаточно хорошо дифференцирована и управляема со стороны субъекта, однако эта функция уже является чуть более смазанной в осознании, в сравнении с ведущей. Вспомогательная функция является противоположной ведущей по вертности и параметру рациональности/иррациональности.
  3. Третичная функция является второй вспомогательной по отношению к ведущей, и её можно сравнить с левой рукой у правши, т.к. она лишь в малой степени поддаётся осознанию и управлению, если не было целенаправленного её развития. Третичная функция противоположна вспомогательной по вертности, но совпадает с ней по критерию рациональности/иррациональности.
  4. Подчинённая функция представляет собой наименее дифференцированную и управляемую, но самую архаичную функцию психики. Она уходит корнями в глубины коллективного бессознательного и никогда не может быть до конца интегрирована, поскольку полная её интеграция привела бы к затоплению сознания бессознательным и психозу. Она противоположна ведущей по вертности, но совпадает с ней по параметру рациональности/иррациональности.

Функция чувства — экстравертное и интровертное чувство

Функция чувства отвечает за распознание, интеграцию и реализацию актуальных для такого человека ценностей, источник которых определяется вертностью.

Экстравертное чувство в качестве ведущей функции можно распознать по способности человека считывать главные ценности окружающего его социума и выражать их, соответствовать им, а также следить за тем, чтобы этим ценностям соответствовали другие люди. То, что является традиционно ценным для большинства, тонко улавливается человеком с экстравертным чувством, для которого эти ценности являются значимыми, как его собственные. Сильной стороной такого человека является умение быстро улавливать скрытые намерения других людей и определять их социальную ценность, а также координировать людей между собой, в зависимости от их целей и ценностей. Слабой стороной является глубокое и структурное мышление, умение вникать в суть окружающих явлений с точки зрения ответа на вопрос — «чем является данный данный предмет, что он представляет собой?».

Для человека с интровертным чувством наиболее значимой оказывается ценность возникающих в его психике и переживаемых им внутренних образов. Этот человек отличается чутким художественным восприятием окружающей действительности при трудностях выражения своеобразия и красоты такого мировоззрения. Индивид с ведущим интровертным чувством характеризуется глубиной и чрезвычайно высокой интенсивностью внутренних переживаний, несмотря на сдержанность внешних эмоциональных проявлений. При этом объект, от которого отталкивается такое чувство, оказывается вторичным по отношению к той реакции, которую он вызывает. За счёт глубины переживаний интровертно чувствующий человек тесно связан с архетипами коллективного бессознательного в возникающих у него чувствах, а слабой стороной такой личности является нехватка контроля и беспристрастности в ведении дел, связанных со внешним миром.

Функция мышления — экстравертное и интровертное мышление

Функция мышления отвечает за поиск ответа на вопрос «что это?» при столкновении с предметами и явлениями внешней и внутренней действительности, и вся деятельность мыслительного индивида преломляется сквозь такой процесс поиска.

Экстравертное мышление в восприятии информации и продуктивной деятельности придаёт высокое значение объективным фактам, которые считает базисом любого стоящего внимания процесса. Такой человек пытается свести всё, с чем он сталкивается, к единой схеме, с помощью которых в дальнейшем объясняет все остальные явления. Если по каким-то причинам нечто не вписывается в данную схему, он до последнего старается изменить окружающий мир так, чтобы он укладывался в созданную им схему, поскольку, как экстраверт, игнорировать внешний мир он не может. Сильной стороной такого человека является умение организовывать общественные процессы и деятельность с глобальными перспективами, а слабой стороной — недоучёт индивидуального и уникального в своих теоретических построениях.

Интровертное мышление ориентируется в своём логическом процессе интерпретации действительности на возникающие изнутри его психики идеи, которые изначально являются очень субъективными, и лишь затем применяются по отношению к процессам внешнего мира, выстраиваясь в целостные концепции. Для такого человека не столь важно, насколько объективный мир соответствует его теоретическим конструкциям, но важно дойти в них до глубины, сути или ядра вопроса. При несовпадении его построений с реалиями мира объектов он, скорее, предпочтёт проигнорировать внешний мир, разрабатывая свои концепции дальше, чем пытаться изменить его. Сильной стороной такого человека является глубина и оригинальность его теоретической мысли, направленность на вскрытие фундаментальных законов происходящего при смелости выражения результатов этого анализа, а слабой стороной — нехватка социальных навыков и чувства этической ситуации окружающего его социума, что порой ставит его в неловкое положение.

Функция ощущения — экстравертное и интровертное ощущение

Ощущение представляет собой функцию, которая в качестве базиса для адаптации выделяет то, что происходит в окружающем мире и собственные физическе переживания, т.е. предметы, события и явления в их предельной фактичности, конкретности и осязаемости.

Экстравертное ощущение представляет собой функцию, которая направлена на внимательную оценку фактов и предметной стороны действительности окружающего мира. Восприятие мира такого человека является преимущественно эмпирическим, и чтобы заметить нечто и поверить в его существование, ему необходимо, чтобы была возможность это нечто ощутить собственными органами чувств. Экстравертно-ощущающий тип внимательно подмечает детали окружающей его обстановки, как бы фотографируя то пространство, в котором он находится. Именно с помощью органов чувств он наиболее отчётливо переживает свою связь с миром, благодаря чему он может стать мастером своего дела в сфере, связанной с материальным производством. Слабой стороной такой личности является риск погружения в разрушительно-гедонистичный образ жизни в грубых его формах.

Интровертное ощущение характеризуется концентрацией индивида на собственных внутренних ощущениях, отталкивающихся от внешнего объекта. Эти физические ощущения, интерпретациях внешних объектов и явлений с помощью органов чувств носят у интровертно-ощущающего типа исключительно субъективный характер и могут полностью отрываться от специфики вызвавшего их объекта, наполняясь своеобразием индивидуального восприятия и меняясь до неузнаваемости в процессе интерпретации. Внешне такой человек выглядит спокойным, созерцательным и даже несколько пассивным, поскольку энергия его психики направлена на детальную обработку внутренних ощущений, которые он регистрирует. Такой человек живёт в потоке своих субъективных ощущений, сохраняя пристальное внимание к их тонкостям, а его слабой стороной является неумение своевременно выделять возможности и перспективы из явлений окружающего его мира, что делает его уязвимым перед непредвиденными событиями.

Функция интуиции — экстравертная и интровертная интуиция

Функция интуиции направлена на выделение и созерцание неуловимой, невидимой, нематериальной и неочевидной стороны действительности. Восприятие интуитивной функции выходит за пределы доступного органам чувств физического мира, концентрируясь на той реальности, которая находится за его покровом.

Экстравертная интуиция характеризуется бесконечным поиском новых и многообещающих возможностей во внешних объектах и событиях. Такой человек может впадать в зависимость от тех возможностей и перспектив, которые он видит вокруг себя, но его увлечённость порой отличается непостоянством и перепрыгиванием с одной возможности на другую, поскольку объект представляет для него ценность только до тех пор, пока в нём видится эта возможность. Если же она уже осуществлена, либо есть весомые препятствия к её осуществлению, либо появилась более притягательная возможность, экстравертно-интуитивный тип легко может потерять всякий интерес к такому объекту и отправиться на поиски того, что пестрит головокружительными перспективами. Сильной стороной такого типа является умение легко находить новое и необычное, а также вдохновлять и заряжать этим других людей, а слабой стороной является неумение заботиться о себе и своём здоровье, что может привести его к истощению в бесконечном бегстве и поиске.

Интровертная интуиция — это функция, которая направлена на созерцание глубоко субъективных внутренних образов объектов, которые отталкиваются от внешних, но доходят в своём развитии до степени абсолютного несоответствия миру вещей. Это человек, который воспринимает неуловимое, то, чему нет физических аналогов в мире, поэтому нередко он сталкивается с непониманием, пытаясь выразить свои прозрения и видения необычным и иррациональным языком. Ему не хватает логичности и последовательности, чтобы обосновать свои видения, и он вещает о них, как об откровении. Из всех типов он наиболее приближён к ощущению чистых образов коллективного бессознательного, при нахождении способа выражения которых он может стать провидцем или художественным выразителем своей эпохи. Его слабой стороной является недостаточная связь с собственными ощущениями, что затрудняет его адаптацию.

В завершение, хочу предложить вам вопросы, ответив на которые, вы сможете лучше определить свои склонности. Удачной вам работы над собой!

  1. Экстраверсия и интроверсия — куда в большей мере обычно натравлено ваше сознание и восприятие, на внутренние процессы или на объекты внешнего мира?
  2. Рациональность и иррациональность — к каком типу восприятия вы больше склонны?
  • К рациональным типам относятся мыслительный и чувствующий, поскольку при восприятии внешнего объекта или внутреннего процесса они всегда руководствуются заранее предопределённой установкой сознания, т.е. пропускают своё восприятие сквозь призму заранее сформированного предубеждения или сетки восприятия. Рациональные люди опираются на ценности благоразумия и последовательности, как в обработке информации, так и в процессе принятия решений.
  • К иррациональным типам Юнг относит интуитивный и ощущающий, восприятие и действия которых характеризуются непосредственной реакцией на изменения внешних и внутренних процессов. Эти типы обладают особой чувствительностью к непосредственному восприятию и реагированию, т.е. они живут вне рамок понятия рассудка, как бы выходя за его пределы и опираясь на собственные актуальные переживания.
  1. Какая у вас Функция чувства — экстравертная или интровертная? Приведите примеры из жизни.
  2. Какая у вас Функция мышления — экстравертная или интровертная? Приведите примеры из жизни.
  3. Какая у вас Функция ощущения — экстравертная или интровертная? Приведите примеры из жизни.
  4. Какая у вас Функция интуиции — экстравертная или интровертная? Приведите примеры из жизни.
  5. Найдите свою Ведущую функцию. Которая представляет собой наиболее развитую и сознательную. На наполнение и адаптацию, которой вы тратите большую часть собственных ресурсов.
  6. Найдите свою Вспомогательную функцию. Которая, как и ведущая, попадает в сферу сознания, достаточно хорошо дифференцирована и управляема, но которая уже является чуть более смазанной в осознании, в сравнении с ведущей. Вспомогательная функция является противоположной ведущей по вертности (то есть у экстраверта она будет интровертной, а у интроверта — экстровертной) и параметру рациональности/иррациональности.
  7. Найдите свою Третичную функцию. Которая является второй вспомогательной по отношению к ведущей, и её можно сравнить с левой рукой у правши, т.к. она лишь в малой степени поддаётся осознанию и управлению, если не было целенаправленного её развития. Третичная функция противоположна вспомогательной по вертности (то есть у экстраверта она будет интровертной, а у интроверта — экстровертной), но совпадает с ней по критерию рациональности/иррациональности.
  8. Найдите свою Подчинённую функцию. Которая представляет собой наименее дифференцированную и управляемую, но самую архаичную функцию психики. Она уходит корнями в глубины бессознательного и никогда не может быть до конца интегрирована. Она противоположна ведущей по вертности (то есть у экстраверта она будет интровертной, а у интроверта — экстровертной), но совпадает с ней по параметру рациональности/иррациональности.

samopoznanie.ru

Введение в соционику | Соционика и психософия для начинающих

Соционика — учение о восприятии и переработке человеком информации об окружающей реальности и об информационном взаимодействии между людьми. Здесь мы опишем общую картину соционики и ее основные понятия, а подробнее суть этих понятий будет раскрыта в отдельных статьях.

Соционика утверждает что вся информация, которую психика может воспринять, делится 8 разных аспектов, каждый из которых — это способ описания той или иной стороны реальности. Например, один используется для описания идей, другой — ощущений собственного тела, третий — отношений между людьми. Хотя каждому человеку так или иначе доступны все восемь аспектов, но владеет он ими по-разному: одни воспринимает легко и просто, в других разбирается плохо, но они ему интересны, а третьи и вовсе вызывают отторжение. Соционические аспекты можно уподобить языкам: какой-то из них для человека родной, он для него настолько естественен, что он даже не задумывается при его использовании, какими-то он владеет свободно, но использует в случае необходимости, а в каких-то разбирается с большим трудом, и для естественных носителей аспекта его действия выглядят смешными или странными. Точно также как и языки, аспекты в соционике оказывают сильное влияние на возможность общения между людьми: те, кто настроен на одни и те же аспекты, понимают друг друга с полуслова, а до тех, у кого «родными» являются другие аспекты, бывает сложно «достучаться», донести до них свою мысль, да и просто поддерживать общение. Зная соционику и социотипы окружающих, вы всегда сможете подать информацию так, чтобы к ней прислушались, а не пропустили мимо ушей или встретили в штыки

В основе соционики лежит модель А – модель обработки информации, которая состоит из восьми функций. Каждая из функций обрабатывает один аспект информационного метаболизма и имеет свои особенности. Например, первая функция (в соционике она называется базовая) — определяет, как вообще человек видит мир, в каких понятиях его описывает, вторая (творческая) — является инструментом, через который человек воздействует на окружающий мир для решения стоящих перед ним задач, и так далее. Всего выделяют 16 соционических типов, каждый из которых обладает уникальным расположением аспектов в модели А. У каждого типа в соционике есть буквенное обозначение (например, ИЛЭ) и псевдоним (например, Дон Кихот), который присвоен ему в честь литературного героя или конкретной исторической личности, обладавшей данным социотипом.

Признаки соционических типов

Выделяют четыре основных пары признаков (дихотомии) социотипов. Это экстраверсия/интроверсия, логика/этика, сенсорика/интуиция, рациональность/иррациональность. У каждого социотипа может доминировать (преобладать) лишь один признак из пары. Иными словами нельзя быть одновременно экстравертом и интровертом, или рационалом и иррационалом.

Подробнее – см. статью «Базис Юнга или Как образуется социотип».

Аспекты в соционике

  • Черная сенсорика (ЧС, силовая сенсорика) – определение таких свойств, как твердость, прочность, способность противостоять давлению. Применительно к человеческой личности – восприятие физических данных человека, его «ранговости», статуса.
  • Черная интуиция (ЧИ, интуиция возможностей) – восприятие возможных вариантов развития ситуации, а так же обнаружение скрытых свойств или возможностей применения предметов, выявление способностей человека.
  • Черная логика (ЧЛ, деловая логика) – организация и оценка эффективности различных процессов: от простой физической работы до сложных технологических или бизнес-процессов, распределение и преобразование различных видов ресурсов.
  • Черная этика (ЧЭ, этика эмоция) – в широком смысле изменение внутренней энергии различных систем, применительно к человеческой личности – отслеживание и влияние на эмоциональное состояние.
  • Белая сенсорика (БС, ощущений) – ощущение гармонии, проявленной в материальных предметах, восприятие красоты в виде цвета, звука, запаха, вкуса, так же отвечает за ощущение собственного тела и состояния здоровья.
  • Белая интуиция (БИ, интуиция времени) – соотношение различных событий и процессов во времени, согласование их между собой, оценка предпосылок, тенденций развития ситуации в том или ином направлении.
  • Белая логика (БЛ, структурная логика) – рассмотрение объектов как системы, выявление связей элементов системы между собой, правил их взаимодействия, соотношений вида целое/частное.
  • Белая этика (БЭ, этика отношений) – скрытые взаимодействия между объектами, их «очеловечивание», применительно к людям – симпатии, антипатии и неформальные отношения между ними.

ЧС, ЧИ, БС, БИ называют иррациональными, по ним осуществляется непосредственное восприятие информации в виде непосредственного наблюдения за окружающей реальностью и ощущениями своего тела или работы воображения, прогнозов, фантазий, озарений и т.п.  Аспекты БЛ, БЭ, ЧЛ, ЧЭ называют рациональными, информация по ним — это набор суждений, параметров, с помощью которых дается оценка тому, что наблюдают иррациональные аспекты. Черные аспекты в соционике считаются экстравертными и они направлены на непосредственно сами наблюдаемые объекты или процессы без привязки к наблюдателю, белые – интровертными, они отвечают за восприятие взаимосвязей и соотношений между объектами или процессами, а так же за отношение к ним наблюдателя.

Подробнее см. статью «Соционические аспекты и аспектоника».

Модель А

Модель А — модель функционирования психики. Эта модель гипотетически выделяет в психике восемь функций, схематически располагаемых в виде прямоугольника 2х4 в четырёх горизонтальных уровнях и двух вертикальных блоках. Модель А получила своё название в честь создательницы соционики Аушры Аугустинавичюте.

Функции в модели А

I – базовая, определяет то, как человек видит мир, с помощью каких понятий его для себя описывает.

II – творческая, определяет способы деятельности для реализации потребностей базовой функции. В отличие от достаточно консервативной базовой творческая более гибкая: имеет склонность к экспериментам, умеет четко дозировать свои проявления, и работать только тогда, когда это нужно.

III – ролевая, по ней индивид обычно старается показать себя компетентным, но работать долго по ней достаточно сложно, особенно тогда. Ее можно рассматривать как своего рода «резерв», который подключается в незнакомых ситуациях или когда базовая и творческая оказываются недостаточными для решения поставленной задачи.

IV – болевая, место наименьшего сопротивления. По ней человек болезненно воспринимает даже нейтральную информацию, а при критике вообще возможны неадекватные реакции. С точки зрения соционики, лучший способ взаимодействия по болевой — помочь человеку без слов на деле, без излишнего заострения внимания на этом аспекте.

V – суггестивная. Информация по ней воспринимается некритично, при этом человек с благодарностью воспринимает любую помощь и советы по ней, а критика не вызывает неприятия (в отличие от болевой). Именно на нее следует воздействовать, когда нужно уговорить или замотивировать кого-либо.

VI – активационная. По ней так же охотно принимается помощь, но по ней у человека есть какие-то предпочтения или представления о нормах, поэтому восприятие не столь некритично, как у суггестивной. С активационной функцией часто связана как самооценка индивида, так и оценка потенциальных партнеров на создание семьи или долгосрочных отношений..

VII – «ограничительная». Информация по этой функции хорошо воспринимается и обрабатывается информацию, но деятельность по ней не приветствуется, а наоборот, всячески ограничивается. Ограничительную можно охарактеризовать так: вряд ли скажет, что нужно делать, но всегда готова объяснить, как делать не нужно, и объяснить почему.

VIII – «фоновая». Обычно проявляется без слов на деле, не допуская негативного развития ситуации, и предотвращает проблемы без лишних объяснений и привлечения внимания партнера к этому аспекту.


I-ЧИ


II-БЛ


IV-БЭ


III-ЧС


VI-ЧЭ


V-БС


VII-БИ


VIII-ЧЛ

Модель А для ТИМа ИЛЭ-«Дон Кихот»

Все аспекты делятся на экстравертные и интровертные, рациональные и иррациональные (см. выше). В зависимости от их порядка в блоке Эго модели А, определяются все четыре признака типа.

На картинке справа показан пример расположения аспектов в модели А соционического типа Дон Кихот. Исходя из этого расположения, можно увидеть, что на первом месте (базовая) стоит иррациональный экстравертный аспект «черная интуиция» или по-другому «интуиция возможностей», на втором месте (творческая) – рациональный интровертный аспект «белая логика» или «структурная логика». Следовательно, социотип Дон Кихот является экстравертным и иррациональным (определяем по базовой), а также интуитивным (черно-интуитивным) и логическим (белологическим). Аналогично определяются признаки остальных 15-ти социотипов.

Сила
  • Сильные функции в соционике — I, II, VII, VII («базовая», «творческая», «ограничительная» и «фоновая») — зона уверенности, самостоятельного поиска решений, эффективных действий, сильные функции олицетворяют способности индивидуума.
  • Слабые функции — III, IV, V, VI («ролевая», «болевая», «суггестивная» и «активационная») — зона неуверенности, сомнений, искаженного восприятия, зависимости от окружающих, подстройки под общество.

Подробнее они описаны в статье «Модель А».

Блоки модели А

В соционике считается, что функции всегда работают парами, в которых один аспект – рациональный, а другой – иррациональный. Такие пары называют блоками:

  • Блок «Эго» — I, II («базовая» и «творческая») — сильные, хорошо осознаваемые. По блоку «Эго» человек обычно проявляет наибольшую социальную активность, работа по этим функциям наиболее востребована социумом.
  • Блок «Суперэго» — III, IV («ролевая» и «болевая») — слабые, хорошо осознаваемые. По блоку «Суперэго» человек осознает свою слабость, но старается соответствовать требованиям, предъявляемых к нему социумом.
  • Блок «Суперид» — V, VI («суггестивная» и «активационная») — слабые, плохо осознаваемые. По блоку «Суперид» часто бывает потребность в помощи со стороны окружающих, и когда помощь оказывается, испытывает чувство благодарности к тому, кто ее оказал. Но работать самостоятельно по этому блоку бывает крайне сложно.
  • Блок «Ид» — VII, VIII («наблюдательная» и «демонстративная») — сильные, плохо осознаваемые. По блоку «Ид» человек проявляет активность, преимущественно направленную на обеспечение собственных потребностей, и не стремится к активному обмену информацией.

Подробнее о блоках см. раздел «Блоки» статьи «Модель А».

Теория мерностей

Понятие «мерность функций» введено в соционику А.В.  Букаловым в 1989 году, однако в дальнейшем претерпело ряд изменений. В настоящее время на нашем проекте мерности понимаются следующим образом:

Одномерные функции – могут усваивать и использовать в дальнейшем только личный опыт, т.е.  полученный в ситуациях, которые обладатель этих функций либо прожил сам либо был непосредственным свидетелем.

Двухмерные – усваивают как личный опыт, так и опыт других людей без его проживания (через книги, обучение, а также такие виды коллективного опыта, как нормы поведения и традиции) и обладают способностью самостоятельно оценивать правильность, соответствие нормам своих действий.

Трехмерные – могут комбинировать имеющийся опыт из различных ситуаций таким образом, что он позволит находить решения даже в тех ситуациях, когда человек ни с чем подобным прежде не сталкивался. Иными словами, начиная с третьей мерности появляется такая способность, как осмысленная, целенаправленная самообучаемость. (Меньшие мерности могут научиться чему-то только «методом научного тыка» или же если их кто-то научит целенаправленно). Еще одна способность трехмерных функций — это расширение изначальных условий или границ задачи, которая стоит перед человеком.

Четырехмерные – могут «работать на опережение», то есть видеть последствия своих действий до их наступления, иными словами, конструировать опыт до его реального получения. Четырехмерные функции способны к придумыванию чего-то принципиально нового.

Более подробно мерности так же описаны в статье «Модель А».

В соционике существуют также дополнительные признаки социотипов, которые получили название признаков Рейнина.

Интертипные отношения

Соционика позволяет объяснять и прогнозировать комфортность общения между различным людьми на основе знания их социотипов. Делается это с помощью интертипных отношений, которые показывают, то, насколько информация выдаваемая представителем одного типа, будет комфортна для восприятия представителем другого. Всего в соционике выделяют 16 типов интертипных отношений. Особое место среди них занимают дуальные отношения, при которых типы как бы дополняют друг друга, прикрывая своими сильными функциями слабые места партнера, причем происходит это таким образом, что партнер не ощущает дискомфорта из-за своей слабости по ним. У дуалов все основные признаки ТИМа является противоположными, за исключением признака рациональность – иррациональность, т.е.  дуалы всегда либо оба рационалы, либо иррационалы. Например, дуальной является пара ИЛЭ-«Дон Кихот» – СЭИ-«Дюма». Подробнее об интертипных отношениях.

Таблица и описания разновидностей интертипных отношений находятся на сайте INTERTYPE.RU.

Квадры и другие малые группы

В соционике существует понятие квадр – групп из четырех социотипов, собранных вместе исходя из принципа наличия общих пар аспектов в блоках Эго и СуперИд, что обеспечивает наличие общих соционических ценностей. Отношения в пределах квадры – наиболее комфортные из всех возможных в соционе, поэтому для дружбы, отдыха и совместного времяпрепровождения лучше всего искать представителей своей квадры. Например, первая квадра состоит их следующих социотипов: ЭСЭ-«Гюго», ЛИИ-«Робеспьер», ИЛЭ-«Дон Кихот», СЭИ-«Дюма». Для этих социотипов общими являются пары аспектов ЧЭ+БС и БЛ+ЧИ.

Кроме этого, выделяют еще несколько малых групп, в которых ТИМы группируются по другим общим признакам, например клубы – установки на вид деятельности и ревизные кольца – сходные типы мышления. Эти малые группы позволяют использовать соционику с целью формирования коллективов для выполнения тех или иных задач.

Подробнее о малых группах можно прочитать в разделе «Малые группы» статьи «Признаки Рейнина».

Далее рекомендуем:

sociomodel.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *