Вюрцбургская психологическая школа: Школа Вюрцбургская. Что такое «Школа Вюрцбургская»? Понятие и определение термина «Школа Вюрцбургская» – Глоссарий

Психология мышления. — Вюрцбургская школа психологии о мышлении.

Страница 7 из 42

Вюрцбургская школа психологии о мышлении.

Сведению логического к чувственному, проводимому сенсуалистической ассо­циативной психологией, вюрцбургская школа, сделавшая разработку психологии мышления своей основной задачей, противопоставила рационалистический, идеалис­тический отрыв логического от чувственного.

Представители вюрцбургской школы (А.Бине, О.Кюльпе, Н.Ах, К.Марбе и др.), положившие начало систематическому изучению в психологии мышления, прежде всего, выдвину­ли — в противовес сенсуализму ассоциативной психологии — то положение, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. Но правильное положение о не сводимости мышления к наглядному чувственному содержанию соединилось у них с ложным отрывом одного от другого: — “чистой” чувственности было противопоставлено “чистое” мышление; — между ними установлена только внешняя противоположность, без единства.

В результате вюрцбургская школа пришла к неправильному пони­манию соотношения мышления и чувственного созерцания.

В противовес субъективизму ассоциативной психологии, для которой мыслитель­ный процесс сводится к простой ассоциации субъективных представлений, вюрцбургс­кая школа, опираясь на понятие интенции (направленность мышления на предмет), выдвинула положение о предметной направленности мысли и подчеркнула роль предмета в мыслительном процессе. Но в силу того, что в соответствии с той идеа­листической философией, из которой исходила вюрцбургская школа, мышление было внешне противопоставлено всему чувственному содержанию действительности, направленность мышления на предмет превратилась в чистый акт, в мистическую активность вне всякого содержания. Правиль­ное положение о внутренней соотнесенностимышления с независимым от него пред­метом превратилось в ложную метафизическую концепцию о чистой бессодержательной активности.

В противовес механицизму ассоциативной теории, сводившей мыслительные процессы к внешнему механическому сцеплению представлений, представители вюрцбургской школы подчеркнули упорядоченный, направленный характер мышления и выявили значение задачи в мыслительном процессе. Вместо того чтобы раскрыть существенные вну­тренние особенности мышления, которые делают его пригодным для решения задач, не разрешимых механическим ассоциативным процессом, задаче приписывают способ­ность к самореализации.

За время своего существования вюрцбургская школа проделала значительную эволюцию. Начав с утверждений о безобразном характере мышления (О.Кюльпе, X.Дж.Уайт, К.Бюлер в ранних своих работах), представители вюрцбургской школы (тот же К.Бюлер в позднейших своих работах, О.Зельц) затем очень рельефно выявили и даже специально подчеркнули роль наглядных компонентов в процессе мышления. Однако наглядность была при этом насквозь интеллектуализована, наглядные представления были превращены в лишенные самостоятельной чувственной основы пластичные орудия мышления. Таким образом, принцип интел­лектуализации реализовался в новых формах. Аналогичная эволюция произошла и во взглядах вюрцбургской школы на взаимоотношение мышления и речи. Вначале у О.Кюльпе, например, мышление рассматривалось вовне, будучи уже готовым, независимым от нее. Затем мышление и образование понятий (Нарцисс Ах,1871-1946) было превращено в результате введения формально понимаемого речевого знака в решение зада­чи. Эта последняя позиция, превращающая бессмысленный знак в демиурга мыш­ления, была при всей ее видимой противоположности по существу лишь оборотной стороной все той же первоначальной позиции, разрывающей мышление и речь.

Все перечисленные подходы к пониманию мышления точно так же, как и более поздние попытки натуралистического или интуитивистического истолкования мышления сохраняли исходную для созерцательной теории познания уста­новку на отделение и полное противо­поставление мышления объективному предмету мысли.



Вюрцбургская школа

Автор. Возглавлял О.Кюльпе.

Категория. Направление в немецкой психологии.

Специфика. Возникла в начале ХХ в. Была основана на критике глубинной психологии и результатах исследования процесса обучения. Философской основой выступали идеи позитивизма, критического реализма, феноменологии Э.Гуссерля. В данную школу входили: Г.Майер, И.Орт, К.Марбе, К.Бюлер, Х.Уатт, Н.Ах, А.Мессер. В ней были проведены новаторские исследования мышления (Н. Ах), в которых использовалась регламентированная методика предъявления задач и «метод систематического самонаблюдения». Мышление здесь понималось как целенаправленная деятельность (в противоположность ассоцианизму), призванная обеспечить достижение равновесия с проблемной ситуацией. Оно стало пониматься как активный процесс, управляемый или особой психологической установкой (Г.Уатт), или детерминирующей тенденцией (Н.Ах), или «антиципирующей схемой» (О.Зельц). Было показано, что мышление не обязательно следует логическим (языковым) правилам, но может быть организовано по сетевому принципу (быть дивергентным), и что оно может разворачиваться на досознательном уровне без того, чтобы подключать к этому процессу представления, и лишь на заключительных стадиях ведет к появлению того или иного образа. На этом основании было выдвинуто положение о том, что главную роль в мышлении выполняют не ощущения и представления, а безобразные мысли, в качестве которых выступают знания ненаблюдаемого типа (сознание правил, сознание отношений, мысли-интенции), которые направляют течение мыслей при решении задач. Этим опровергался и подход бихевиоризма, в котором ставился знак равенства между мышлением и речью.

Критика. Выводы об отсутствии связи мышления с речью, чувственной основой и практикой, к которым пришли в Вюрцбургской школе, вызвали резкую критику В.Вундта, Э.Титченера, Г.Э.Мюллера.

Литература. Кюльпе О. Современная психология мышления // Новые идея в философии. № 16, СПб., 1914

Психологический словарь И.М.Кондакова

Вюрцбургская школа психологии мышления

Основные экспериментаторы этой школы — Отто Кюльпе, Карл Бюлер и более поздний автор этой школы —  Отто Зельц.

Отто Кюльпе предложил метод изучения мышления в этой школе. Этот метод формально связан с классической психологией сознания. Это метод интроспекции, но уже не аналитической, а систематической, когда в задачу испытуемого входило описание своих впечатлений и переживаний после решения мыслительной задачи. Здесь мыслительный акт не разделялся на отдельные части, здесь не требовалось выделять отдельных ощущений, но нужно было описать, если это возможно, свои переживания, впечатления сразу после решения элементарной задачи. (Это были репродуктивные задачи, первые исследования мышления с выделением его специфики были проведены на задачах не творческих). Это были такие задачи,  как определение понятий, сравнения понятий по родо-видовым признакам, понимание смысла высказываний (пословиц). Исследованиями Кюльпе было установлено, что помимо чувственных представлений выделяются так называемые интеллектуальные чувства. Эти интеллектуальные чувства Кюльпе назвал мыслями или сознанностями. Мысли или сознанности, согласно Кюльпе, лишены образного содержания. В экспериментах обнаружилось, что решение репродуктивных задач не требует опоры на образы. Безобразность мышления — это первая характеристика мышления, которую выделяют как специфическую. В Вюрцбургской школе впервые отличают мышления от восприятия. Они выделили как бы 2 класса явлений: есть чувственные представления — образы, есть мысли или сознанности, не имеющие чувственного содержания. Эти мысли или образности относились к таким чувствам или переживаниям,  как чувство сомнения, например, в том, что ответ на поставленный вопрос существует, или чувство уверенности в том, что ответ есть. Но главное состояло в том, что испытуемые показывали: как только они переживали или осознавали факт мысли, переживания смысла, все образы как бы уходили из сознания. Это позволило Карлу Бюлеру определить мышление более точно.

Мысль или сознанность, безобразная внутренняя субъективная реальность, была названа Бюлером “отношения”. Переживания смысла — это отношения между чувственными представлениями. Мышление есть осознание отношений между чувственными представлениями. Отношение является не наглядным, не образным, но существенным.  Существенное — это новое качество,  которого нет в условии и требовании, которое есть только в новом средстве.

Отто Зельц. Теория Отто Зельца — это попытка описать механизм решения репродуктивной задачи. Исследователи этой школы использовали задачи простые. Можно определить теорию Зельца как теорию комплексов. Зельц предполагает, что предложенная испытуемому задача представляет собой схему, состоящую из 2-х уровней. Эта двухуровневая схема и будет называться комплекс. На первом уровне этой схемы располагаются чувственные представления. Второй уровень комплекса есть ни что иное, как мысль или сознанность по Кюльпе. Если в прошлом опыте испытуемого есть метод решения задачи, то решение этой задачи есть ни что иное, как актуализация метода и завершение комплекса в целом. Уровень чувственных представлений — это S и Р, то есть данное условие и требование задачи. Это обычно два понятия, которые надо связать между собой. И тогда в прошлом опыте испытуемого есть метод, который связывает эти 2 понятия. Метод относится к мыслям или сознанностям, и тогда мышление как действие, мышление как решение задачи определяется так — это осознание или актуализация метода, содержащегося в прошлом опыте. Мышление по Зельцу связано с прошлым опытом. Если нет знания, то нет и мышления. Любое новое — это перекомбинация прошлых знаний. С  помощью своей теории Зельц пытался объяснить и  продуктивное, творческое мышление. Творческое мышление отличается тем, что средства для решения задачи отсутствуют в прошлом опыте.

Испытуемый получает задачу, в которой есть исходные данные (S) , в которой есть пока отсутствующее требование (Р), но в которой нет главного — нет метода решения, нет перехода от S  к Р. Смысл теории Зельца в том, что метод как бы функционально задает будущий результат. Еще одно ключевое слово, которое использует Зельц — это слово предвосхищение или антиципация. Задача формально не имеет решения, но в прошлом опыте есть необходимые средства для предвосхищения результата. Комплекс так и называется — схема антиципации. Как же происходит переход от задачи, которая может быть решена испытуемым, поскольку метод уже есть в прошлом опыте, к задаче, где метод отсутствует? Зельц берет свою схему и как бы переносит её на один уровень выше. Он повышает уровень обобщения предложенной схемы. Получается, что конкретные методы, относящиеся к каждой данной задаче, будут называться частными методами. Но помимо этих частных методов есть общие методы. Объективно между новым методом, который пока не найден и методом, который содержался в прошлом опыте, существует связь. Это связь по абстрактному принципу. Зельц использует 2-х уровневую схему. Мыслить по Зельцу — значит обобщать. Творческая задача решается путем обобщения, обобщения тех методов, которые встречались ранее. Путь  этого решения — это уже не актуализация, а абстракция средств, выделения абстрактного принципа решения. Решение каждой новой задачи требует повышения уровня обобщения.

В Вюрцбургской школе нет различия между репродуктивным и продуктивным мышлением. Мышление опирается на память. Мышление рассматривается как процесс во времени, где каждый шаг приводит к осознанию нового знания, осознанию какого-то нового метода. Отто Зельц вступил в острую полемику с гештальтпсихологами, поскольку те впервые стали рассматривать творческое мышление как самостоятельное. Однако мы можем сказать, что прошлые знания могут не только способствовать решению задачи, но и мешать ему. Прошлый опыт влияет на творческое мышление двояко. Он, несомненно, необходим, но, вместе с тем, прошлый опыт определенным образом организован. И эта организация опыта препятствует пониманию новой задачи. У гештальтпсихологов  решение творческой задачи суть изменение её структуры. Если задача является творческой, то в прошлом опыте нет достаточных средств для её решения. И для того, чтобы решить новую задачу, необходимо изменить не только её структуру, но и  структуру прошлого опыта. Структура творческой задачи у гештальтпсихологов уже не состояла из 2-х уровней, она была нерасчленимой, целостной. S и Р у гештальтпсихологов представляет собой исходное противоречие. Условие и требование противоречат друг другу. У гештальтпсихологов принцип решения творческой задачи лежит в противоречии между S и Р. Это противоречие является стимулом для нахождения решения (М). Вюрцбургские психологи столкнулись с трудностями: ведь новое есть переструктурирование старого, новое — это радикальное, качественное изменение прошлого опыта. Эта проблема существует в психологии мышления до сих пор: как относиться к прошлому опыту. Зафиксируем эти 2 позиции:

1. Прошлый опыт есть необходимое условие осознания методов решения (Отто Зельц).

2. Прошлый опыт есть препятствие решению творческих задач, поскольку требует своего переструктурирования (Карл Дункер).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Вюрцбургская школа | Мир Психологии

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА

Вюрцбургская школа (англ. Würzburg school) — возникшее в нач. XX в. антисенсуалистическое направление в нем. психологии; возглавил его О. Кюльпе. Представителями его были также А. Майер, И. Орт, К. Марбе, К. Бюлер, Г. Уатт, Н. Ах, А. Мессер. К взглядам Вюрцбургская школа примыкает теория мышления О. Зельца. Философские основы Вюрцбургская школы эволюционировали от позитивизма и критического реализма к феноменологии Э. Гуссерля.

Впервые подвергнув экспериментальному исследованию мышление, Вюрцбургская школа ввела в психологию методику предъявления задач и преобразовала интроспекцию в «метод систематического экспериментального самонаблюдения» (Ах).

В противоположность сенсуалистской ассоциативной теории В. ш. выдвинула положение о том, что ощущения и наглядные представления выполняют в мышлении лишь вспомогательную, побочную роль. Выдвинув теорию без-образной, или ненаглядной, мысли (см. Мышление без-образное), Вюрцбургская школа выделила в содержании мышления особые состояния сознания, знания ненаблюдаемого типа (сознание правил, сознание отношений, мысли-интенции) особые акты сознания. Мышление в В. ш. получило толкование как активный процесс, управляемый особой психологической установкой (Уатт), детерминирующей тенденцией (Ах), направляющими течение мыслей в решении задач. Зельц дал описание процесса решения творческих задач, центральным звеном которого выступила «антиципирующая схема». Она направляет и контролирует ход мыслительного процесса до тех пор, пока не будет заполнена содержащаяся в ней «брешь», которая соответствует искомому задачи (см. Антиципация).

Факты, полученные В. ш., существенно обогатили знания о мышлении и изменили представления о сознании, сложившиеся в ассоциативной психологии. Однако сделанные В. ш. выводы о природе мышления как особой духовной активности, не связанной с речью, чувственной основой и практикой, вызвали критику (В. Вундт, Э. Титченер, Г.Э. Мюллер). В отечественной науке глубокую интерпретацию исследований В. ш. дал П.Я. Гальперин. (А.Н. Ждан)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Вюрцбургская школа — группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале ХХв. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции («экспериментальное самонаблюдение», при к-ром испытуемый тщательно наблюдал за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции).

К Вюрцбургская школа принадлежали немецкие психологи К. Марбе, Н. Ах, К. Бюлер, английский психолог Г. Уатт, бельгийский психолог А. Мишотт и др. В. ш. ввела в экспериментальную психологию в качестве нового объекта анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и т.п.). Было выявлено, что мышление представляет собой психический процесс, закономерности к-рого не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Своеобразие мышления объяснялось тем, что ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей. Организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, к-рую одни представители В. ш. считали «установкой сознания», другие — неосознаваемым актом (поскольку она скрыта от интроспекции). В противовес общепринятым в то время воззрениям В. ш. пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты (умственные действия и независимые от чувственных образов значения, смыслы). Поэтому специфику концепции В. ш. обычно усматривают в том, что она ввела в психологию понятие о безґобразном мышлении. Процесс мышления трактовался ею как смена операций, иногда приобретающих аффективную (см. Аффект) напряженность (чувство неуверенности, сомнения и др.).

Работы психологов В. ш. поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами, вскрыли ограниченность ассоциативной концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. При этом, однако, мышление без образов («чистое» мышление) неправомерно противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. Важные позитивные результаты при исследовании проблем, поставленных В. ш., были получены гештальтпсихологией, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и их учениками. Данные, полученные В. ш., вызвали критику со стороны представителей других школ экспериментальной психологии, также пользовавшихся методом интроспекции (В. Вундта, Э.Б. Титченера, Г.Э. Мюллера), что привело к кризису интроспективного направления в целом.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Вюрцбургская школа — группа исследователей из Вюрцбургского университета во главе с Освальдом Кюльпе, работавших в начале столетия. Хотя они были интроспекционистами, они расширили свои исследования за пределы Титчнеровской формы структурализма (1) и основное внимание уделяли так называемым «высшим психическим функциям»: мышлению, решению задач, когнитивным установкам и т.п. См. мышление без образов (особенно 2) и связанные с ним термины.

предметная область термина

Безобразное мышление: ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА (imagless thought: the Wurzburg school) — Вундт изначально высказывал в качестве постулата предположение о том, что сознание составлено всего из 3 элементов: ощущений, образов и чувств. Ученик Вундта, Титченер, придавал первостепенное значение образам как «носителям мысли». Психологи Вюрцбургской школы А. Майер, И. Орт, Г. Дж. Уотт и Н. Ах, под руководством Освальда Кюльпе, подвергли сомнению постулаты системы Вундта, утверждая, что в своих исслед. методом «экспериментальной систематической интроспекции» они не получили никаких доказательств важности умственных образов или хотя бы их присутствия при решении некоторых задач (Aufgaben), которые предположительно требуют мышления или суждения (на основе усмотрения). Так, Майер и Орт нашли, что правильное суждение о различии или равенстве весов может быть вынесено и при отсутствии в сознании умственных образов. Они пришли к выводу о необходимости дополнить содержание сознания компонентом в виде «установок сознания» (Bewusstseinslagen), функция которых состояла в детерминации суждений. Вунд и Титченер отвергли эту критику как не относящуюся к делу, поскольку считали, что представители Вюрцбургской школы скорее изучали не процесс мышления, а эффекты предшествующего опыта, в которых вообще не было никакого мышления.

В настоящее время Вюрцбургская школа, хотя и упоминается преимущественно в контексте истории психологии, представлена многочисленными когнитивными психологами, возобновившими эксперименты с временем реакции как мощное средство анализа факторов, определяющих суждения о сходстве и различии в ситуациях, когда испытуемые должны максимально быстро реагировать на 2 стимула или на ряд стимулов, предъявляемых последовательно и быстро сменяющих друг друга.

Эти эксперименты привели ко многим новым прозрениям в том, что касается объема и границ чел. возможностей воспринимать и сохранять информ. Б.Р. Бугельски

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Вюрцбургская школа

Вюрцбургская школа в психологии знаменита прежде всего тем, что именно в ней впервые было начато экспериментальное изучение мышления. Она была основана немецким ученым О.Кюльпе (1862-1915). Кюльпе, так же как и Титченер, был учеником Вундта; под его руководством он обучался в Лейпцигском университете, а позднее писал докторскую диссертацию, которую защитил в 1887 г. Вундту же он посвятил свою первую книгу «Очерк психологии, основанной на эксперименте» (1893). После окончания университета он работал у Вундта ассистентом, затем экстраординарным профессором. В 1894 г., получив приглашение от университета Вюрцбурга, он переехал в этот город и в 1896 г. создал там психологическую лабораторию.

В первые годы своей деятельности он частично повторял эксперименты, проводимые в Лейпцигской лаборатории, частично совершенствовал интроспективный метод. Изменение инструкции, которая дается испытуемому перед началом эксперимента, привело к тому, что главное внимание в работах Кюльпе и его сотрудников было сконцентрировано уже не на результатах деятельности (скорости ответа, его точности и т.д.), а на ее процессе. Поставив перед испытуемым задачу и наблюдая за ее решением, Кюльпе фактически начал экспериментальное изучение процесса мышления. Тем самым было опровергнуто мнение Вундта о том, что экспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) процессы и что сознание представляет собой сенсорную мозаику, т. е. комплексы взаимосвязанных сенсорных элементов — ощущений и представлений.

Эксперименты Вюрцбургской школы показали, что испытуемый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он обычно не осознает. Из этого следовало, во-первых, что наряду с сенсорным «материалом» в «ткань» психологической жизни человека включены элементы, несводимые к ощущениям, во-вторых, что эти элементы сопряжены с действиями субъекта, его умственной деятельностью и, наконец, в-третьих, что неосознанность этих актов в момент их совершения требует внести коррективы в метод интроспекции.

Работа Кюльпе над модификацией метода интроспекции привела к его преобразованию в метод «систематической экспериментальной интроспекции». Решая интеллектуальную задачу (например, устанавливая логическую связь между понятиями), испытуемый должен был дать ретроспективный отчет о состояниях сознания, пережитых им в процессе решения. Этот самоотчет назывался систематическим, поскольку весь процесс точно разделялся на временные отрезки и повторялся множество раз с целью коррекции описания. Было установлено, что мысль, с психологической точки зрения, можно охарактеризовать не только негативно (как качественно отличную от сенсорных данных), но и позитивно, как оперирующую значениями. Тем самым решительно изменилось прежнее представление о содержании сознания, в состав которого вводились новые феномены — умственные образы.

Эти выводы направили Кюльпе на разработку собственной программы лабораторных исследований сознания, которую успешно реализовали его ученики. Он не сформулировал эту программу в какой-либо специальной работе — ни в «Очерках психологии», ни в «Лекциях по психологии», которые уже после его смерти были изданы в 1920 г. К. Бюлером. Кюльпе делился своими замыслами и гипотезами с молодыми психологами, был испытуемым в их экспериментальных занятиях. Его мягкий характер и доброжелательная критика способствовали созданию в небольшом коллективе творческой атмосферы, благодаря которой этот коллектив оказался гораздо более эффективным генератором новых идей, чем десятки других лабораторий в различных странах.

В опытах Марбе (1901) от испытуемых требовалось при взвешивании предметов сообщить не только о том, какой из них тяжелее, но и о том, как они пришли к этому выводу. Целью опытов Уатта и Мессера было проследить за тем, какие процессы происходят в сознании испытуемого в промежутке между восприятием слова-стимула и ответной словесной реакцией. Эти эксперименты, так же как и работы Н. Аха, усовершенствовавшего в 1905 г. методику систематической интроспекции, доказали наличие несенсорных компонентов в сознании. Выявили они и наличие нового, неизвестного фактора, детерминирующего процесс мышления. Это не был поток ассоциаций, но он и не направлялся апперцепцией, как считал Вундт.

В 1906 г. Ах начал, вслед за изучением мышления, исследовать волевой акт. Он исходил из того, что принцип построения этих актов одинаков (что подтверждал и Вундт) и реагирование в ответ на раздражитель нажатием на ключ ничем не отличается от реагирования словом. На основе полученных результатов он ввел понятие детерминирующей тенденции, направляющей ход деятельности в обоих процессах и помогающей достичь лучшего результата.

В экспериментах К. Бюлера испытуемому уже предлагались логические и арифметические задачи. Обдумывая их, он должен был замечать путь, который ведет к решению. В результате Бюлер и Уатт пришли к выводу о том, что принятие задачи является главным фактором, определяющим процесс мышления, т.е. именно задача, ее содержание направляет и регулирует этот процесс. Таким образом, мышление стало рассматриваться не как одномоментный акт, а как процесс, имеющий начало, время протекания и результат. Более детальное изучение динамики мышления помогло выявить новые важные закономерности.

Прежде всего к ним относится понятие установки, которая определяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор идей. Понятие установки, принятое в Вюрцбургской школе, естественно, отличалось от современной ее трактовки, но также подразумевало бессознательную направленность на решение задачи, которая возникает у испытуемого в момент принятия этой задачи как цели. В зависимости от этой установки (которая в некоторой степени рассматривалась и как аналог современной мотивации), испытуемые выполняют задание быстрее или медленнее, более или менее продуктивно. Содержание направленности на решение задачи Кюльпе и его сотрудники связали со значением данной задачи или ситуации в целом для испытуемых. Так в психологии появилась новая категория, трактуемая достаточно широко — как значение умственного образа, значение инструкции, значение ситуации в целом.

Такая трактовка сближала позицию Вюрцбургской школы с позицией Ф. Брентано, при этом динамика умственных образов соотносилась с интенциональными актами, а их значение — с феноменами сознания, о которых писал ученик Брентано Э. Гуссерль.

Экспериментальная программа Кюльпе была в основном выполнена к 1909 г., когда он переехал в Бонн, а затем в Мюнхен, где отошел от экспериментальной психологии и занялся преимущественно философией и эстетикой.

После его отъезда эксперименты были продолжены О. Зельцем, который исследовал зависимость процесса мышления от структуры решаемой задачи. Среди важнейших открытий Зельца особое место занимает понятие антиципаторной схемы, обогатившее представление о процессе решения идеей о возможности предвидеть его результат уже в начале мыслительной деятельности.

Из многих учеников Кюльпе необходимо упомянуть и о М.Вертгеймере — одном из создателей гештальтпсихологии и Дж. Энджел-ле — одном из лидеров американской функциональной психологии.

Экспериментальное исследование мышления, начатое в Вюрцбургской школе, было продолжено другими исследователями и стало одной из самых обширных областей экспериментальной психологии. Однако первые материалы получили именно Кюльпе и его сотрудники, главными достижениями которых стало распространение экспериментального метода на высшие психические процессы (мышление и волю). В экспериментах, проводимых в Вюрцбургской школе, было впервые доказано, что мышление представляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и зависящий от разнообразных факторов, в том числе и от установки, возникающей при принятии задачи. Эти данные наглядно показали, что психологические закономерности мышления несводимы к логическим. Таким образом, изучение мышления стало приобретать психологические контуры.

Вюрцбургская школа доклад по психологии

Вюрцбургская школа В начале XX века в различных университетах мира действовали десятки лабораторий экспериментальной психологии. Только в Соединенных Штатах их было свыше сорока. Их тематика была различна: анализ ощущений, психофизика, психометрия, ассоциативный эксперимент. Работа велась с большим рвением, но существенно новые факты и идеи не рождались. В.Джемс обращал внимание на то, что результаты огромного количества опытов не соответствуют вложенным усилиям. Но вот на этом однообразном фоне сверкнуло несколько публикаций в журнале «Архив об щей психологии», которые, как оказалось впоследствии, повлияли на прогресс науки не в меньшей степени, чем фолианты Вундта и Титченера. Публикации эти исходили от группы молодых экспериментаторов, стажировавшихся у профессора Освальда Кюльпе (1862-1915) в Вюрцбурге (Бавария). Профессор, уроженец Латвии (входившей в состав России), был мягкий, добро желательный, общительный человек с широкими гуманитарными интересами. После обучения у Вундта он стал его ассистентом. Известность Кюльпе принес «Очерк психологии» (1883), где излагались идеи, близкие к вундтовским. Но вскоре и он, возглавив лабораторию в Вюрцбурге, выступил против своего учителя. Проведенные в этой лаборатории несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия XX века самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики. В наборе экспериментальных схем вюрцбургской лаборатории поначалу как будто ничего примечательного не было. Определялись пороги чувствительности, измерялось время реакции, проводился ставший после Гальтона и Эббингауза широко распространенным ассоциативный эксперимент. Все началось с небольшого, на первый взгляд, изменения инструкции испытуемому (в роли испытуемых обычно выступали попеременно сами экспериментаторы). От него требовалось не только, например, сказать, какой из поочередно взвешиваемых предметов тяжелее (в психофизиологических опытах), или отреагировать на одно слово другим (в ассоциативном эксперименте), но и сообщить, какие именно процессы протекали в его сознании перед тем, как он выносил суждение о весе предмета, или перед тем, как он про износил требуемое слово. Почему такого типа задачи прежде не ставились? Потому что иной была направленность исследовательского поиска. В психофизике, скажем, требовалось определить «едва заметное различие» между ощущениями. Отчет испытуемого рассматривался как информация о простейшем элементе сознания. В ассоциативном эксперименте нужно было выяснить, какой образ вызывает слово или сколько раз следует повторять раздражители, чтобы закрепилась связь между ними и т.д. Во всех случаях экспериментатора интересовало только одно – психические образы (хотя бы в виде наиболее элементарных качеств ощущений), т.е. эффекты действий испытуемого, а не сами эти действия (психические акты). Эффекты, в свою очередь, считались отражающими структуру интрапсихической сферы. Не удивительно, что при такой ориентации исследований идеи структурализма об «атомистическом» строении сознания казались прошедшими строгую экспериментальную проверку. В поисках новых детерминант вюрцбургцы вышли за пределы принятой тогда экспериментальной мо дели (направлявшей работы и в психофизике, и в психометрии, и в ассоциативных экспериментах). Эта модель ограничивала опыт двумя переменными: раздражителем, воздействующим на испытуемого, и его ответной реакцией. Теперь была введена еще одна особая переменная: состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя. Различные варианты экспериментов показывали, что в подготовительный период, когда испытуемый получает инструкцию, у него установка – направленность на решение задачи. Перед восприятием раздражителя (например, слово, на которое нужно ответить другим) эта установка регулирует ход процесса, но не осознается. Что касается функции чувственных образов в этом процессе, то они если и возникают, то сколько-нибудь существенного значения для решения задачи не имеют. К важным достижениям вюрцбургской школы следует отнести то, что изучение мышления стало приобретать психологические контуры. Прежде считалось, что законы мышления – это законы логики, выполняемые в индивидуальном сознании согласно правилам образования ассоциаций. Поскольку же ассоциативный принцип является всеобщим, специфически психологическая сторона мышления вообще не различалась. Теперь же становилось очевидным, что эта сторона имеет собственные свойства и закономерности, отличные как от логических, так и от ассоциативных. Особое строение процесса мышления объяснялось тем, что ассоциации в этом случае подчинялись де терминирующим тенденциям, источником которых служила принятая испытуемым задача. Вюрцбургская школа вводила в психологическое мышление новые переменные: установку (мотивационную переменную), возникающую при принятии задачи; задачу (цель), от которой исходят детерминирующие тенденции; процесс как смену поисковых операций, иногда приобретающих аффективную напряженность; несенсорные компоненты в составе сознания (умственные, а не чувственные образы). Эта схема противостояла традиционной, согласно которой детерминантой процесса служит внешний раздражитель, а сам процесс – «плетение» ассоциативных сеток, узелками которых служат чувственные образы (первичные – ощущения, вторичные – представления). Наиболее существенным моментом у вюрцбургцев, как мы полагаем, явилась разработка категории психического действия как акта, имеющего свою детерминацию (мотив и цель), операционально-аффективную динамику и состав. Они вводили эту категорию «сверху», отправляясь от высших форм интеллектуального поведения. Но параллельно шел процесс внедрения этой категории «снизу», на уровне исследования элементарного приспособительного поведения живых существ. И здесь дарвиновская революция вела к новой трактовке интеллекта, для которой детерминантой является проблема, а не сам по себе раздражитель (ср. выдвинутое вюрцбургцами понятие о задаче – цели – и создаваемых целью детерминирующих тенденциях). Эта проблема возникает лишь при наличии у организма потребности (ср. понятие об установке у вюрцбургцев). Что касается вопроса, возможно ли мышление без образов, то он имел значение не столько в позитивном плане, сколько в плане разрушения той картины сознания, которую предлагал структурализм. Мы умышленно, говоря о вюрцбургцах, поименно их не упоминали, так как стремились описать школу в целом. Теперь настало время назвать их имена – ведь каждому принадлежал определенный штрих в общей схеме. Нарцисс Ах (1871-1946) реализовал в эксперименте предположение Кюльпе о том, что испытуемый «преднастроен» на выполнение задачи. Такую «преднастройку» он обозначил термином «детерминирующая тенденция», или «установка сознания». Последний термин звучал парадоксально, поскольку из опытов следовало, что эта тенденция (или установка) не осознается. Вскоре Ах внес в лексикон школы еще один термин – «сознанность» (BewoBtsein), чтобы обозначить особое (несенсорное) содержание сознания. Главная работа Аха в вюрцбургский период «О волевой деятельности и мышлении» (1905). Карл Бюлер (1879-1963) работал в Вюрцбурге в 1907-1909 гг. Он внес в экспериментальную практику школы новую ориентацию, которая дала повод для наиболее острой критики со стороны Вундта. Методика заключалась в том, что перед испытуемым ставилась сложная проблема и он должен был, не используя хроноскопа, возможно более тщательно описать, что происходит в его сознании в процессе решения. В исторической литературе высказывается мнение, что «Бюлер, более чем кто-либо другой, сделал очевидным, что в опыте существуют данные, которые не являются сенсорными». Уже после отъезда Кюльпе из Вюрцбурга (сперва в Бонн, а затем в Мюнхен) процесс

Школа психологии религии в университете Дерпта. К вопросу об изучении религии в Российской империи в начале XX в.

Подробности
Просмотров: 461

Статья освещает основные идеи дерптской школы психологии религии. Основное внимание акцентировано на Карле Гиргензоне и его экспериментальном методе изучения религиозности, в частности, религиозного переживания. Показана основная методологическая основа школы. В статье также отражено взаимодействие дерптской и вюрцбургской школ психологии религии, которая оказала влияние через идеи Освальда Кюльпе. Основные выводы, к которым пришёл в ходе своих исследований Гиргензон, заключались, с одной стороны, в том, что ведущим структурным элементом религиозного переживания было интуитивное мышление, которое, в отличие от дискурсивного мышления, менее сформулировано и ассоциируется не столько с логикой, сколько с чувствами удовольствия и неудовольствия, а также символами. Кроме того, Гиргензон выделил т.н. «функции эго», связанные с интуитивными мыслями в религиозном переживании. Сталкиваясь с новым набором идей, эго сначала реагирует интеллектуально, используя существующий у него запас принципов. Помимо характеристики метода показано и отношение к методике разработанной Освальдом Кюльпе и развитой Карлом Гергензоном. Среди исследователей встречались как сторонники экспериментальной интроспекции (например, Отто Ритшль), так и критик данной методики в лице Оскара Пфишера, Анны Тумаркин и др. В последней части дан краткий обзор постепенного заката дерптской школы.

Ключевые слова: Тарту, психологическая школа религии, Карл Гиргензон, Освальд Кюльпе

DOI: 10.22250/2072-8662.2019.2.122-130

Скачать статью (PDF)

 Об авторе

 

Вебер Дмитрий Иванович – кандидат исторических наук, доцент кафедры философии религии и

религиоведения  Санкт-Петербургского государственного университета;

199034, г. Санкт-Петербург, ул. Менделеевская линия, 5; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вюрцбургская школа. — ppt видео онлайн скачать

Презентация на тему: «Вюрцбургская школа» — стенограмма презентации:

1 Вюрцбургская школа

2 Кто они такие? Освальд Кюльпе (1862-1915) Карл Марбе (1869-1953)
Основал Институт психологии в Вюзбурге для изучения ПРОЦЕССОВ МЫСЛИ (в отличие от мысленного содержания).

3 Мыслительные процессы? Например: как это происходит?
Суждение Знание Понимание Устный перевод Как это происходит? В отличие от: каково это содержание?

4 Некоторые из студентов Кюльпе Макс Вертхаймер Курт Коффка Рихард Паули
Альберт Мишотт В основном, кто есть кто в гештальт-движении

5 Эксперимент Альберта Мишотта
Перейти к Проведите четыре эксперимента Каким образом эти эксперименты связаны с мыслительным процессом, а не с содержанием мысли? (примечание: это гештальт-эксперименты)

6 Метод Карла Марбе. Использует метод СИСТЕМАТИЧЕСКОГО САМОНАБЛЮДЕНИЯ (речевое отражение), чтобы понять процесс мышления.Например. Разгадай загадку: у меня нет сестер и братьев, но отец этого человека — сын моего отца. Как это возможно? И пока вы работаете над ее решением, следите за своим мыслительным процессом. Чем это отличается от самоанализа?

7 Другие члены Вюрцбургской школы (1)
Карл Бюлер () Его жена — Шарлотта Бюлер, известный специалист по развитию. Некоторыми известными учениками были Конрад Лоренц (этология), Нил Миллер и Эдвард Толман (когнитивный бихевиоризм)

8 Другие члены Вюрцбургской школы (2)
Нарцисс Каспар Ах () Вводит понятие «определяющие тенденции».См., Например, этот эксперимент Ach в концептуальном обучении. Как поведение ребенка меняется от случайного к определенному?

9 Другие члены Вюрцбургской школы (3)
Отто Зельц () (умер в Освенциме) Понятие «схематическое ожидание» ведет к концепции ИИ. Например: что должно быть в недостающих местах?

10 Что об этом думал Вундт?
Слишком феноменологично Слишком качественно Как вы думаете?

11 КОНЕЦ


Кюльпе Освальд | Энциклопедия.com

РАБОТЫ КЮЛЬПЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Освальд Кийльпе (1862–1915), основатель «Вюрцбургской школы» психологии, родился в Кандау, Курляндия (ныне Латвия), в семье нотариуса. Он посещал гимназию в Либаве и в течение двух лет был частным учителем. После того, как он начал свое университетское образование, ему было очень трудно решить, интересуется ли он историей или психологией. В 1881 году он зарегистрировался в Лейпцигском университете для изучения истории, но как только он оказался там, его интересы были направлены на психологию и философию Вильгельмом Вундтом, лаборатория которого была основана всего двумя годами ранее.Проведя год в Лейпциге, Кюльпе уехал на семестр обучения в Берлин, не решив, связать ли свою судьбу с берлинскими историками Теодором Моммзеном, Иоганном Кирхгофом и Германом Дильсом или с Вундтом. Когда он уехал из Берлина, он изучил психологию, но не сразу у Вундта; вместо этого он пошел учиться у Г. Э. Мюллера в Геттинген и в течение трех семестров начал писать диссертацию по теории чувственных чувств. Его снова привлекла история, и он год изучал этот предмет в Дерпте, но в 1886 году вернулся в Вундт.В следующем году он получил докторскую степень под руководством Вундта, защитив диссертацию, над которой он впервые работал под руководством Мюллера (1887 г.).

Кюльпе проработал в лаборатории в Лейпциге восемь лет. Он написал докторскую диссертацию по доктрине воли в современной психологии (1888 г.), был назначен на факультет доцентом, а после ухода Джеймса М. Кеттелла стал ассистентом Вундта. Он продолжал погружаться в экспериментальную работу лаборатории Вундта и опубликовал статью об одновременном и неодновременном движении (1891–1892).

Поскольку сам Вундт все больше и больше увлекался этнопсихологией ( Völkerpsychologie), Кюльпе выпало написать систематическое изложение экспериментальной психологии. Он обсуждал книгу глава за главой с Эрнстом Мейманом, Джеймсом Р. Энджеллом и Эдвардом Б. Титченером, тогда студентами Лейпцига; он был опубликован как Grundriss der Psychologic в 1893 году. В Grundriss нет ничего о мышлении, которое тогда было бы недоступно для экспериментов; скорее, вслед за Ричардом Авенариусом, Кюльпе определил психологию как науку о тех переживаниях, которые зависят от переживающего человека, и обрисовал в общих чертах экспериментальные открытия этой науки.

После того, как Кюльпе был назначен профессором в Вюрцбурге в 1894 году, он со всей энергией и упорством приступил к созданию института психологических экспериментов. Его поддерживал Карл Марбе, который стал доцентом в Вюрцбурге в 1894 году. Через два года Кюльпе получил в пользование несколько комнат от библиотеки, и именно там он и Марбе начали экспериментировать без помощников, персонала. или фонды. Только после того, как Кюльпе отказался от назначений и на пост министра, и на Стэнфорд, он смог получить правительственные субсидии, а затем нанял Эрнста Дюрра в качестве своего первого помощника.Пять лет спустя, в 1909 году, Кюльпе согласился на встречу в Бонне, и его помощник Карл Бюлер пошел с ним. Его преемником в Вюрцбурге был Марбе, а первым помощником Марбе был Курт Коффка.

Вюрцбургская школа . В собственных работах Кюльпе мало что могло бы привести к тому, что его можно было бы связать со школой Вюрцбурга, столь четко отождествляемой с психологией мышления. За исключением краткой статьи (1912a), он ничего не написал по этому поводу, и все же нет никаких сомнений в том, что он был основателем вюрцбургской школы.Он вдохновил всю работу, которая сделала Вюрцбург известным в психологии, и когда он уехал в Бонн, в Вюрцбурге больше не проводилось никаких работ по экспериментальной психологии мыслительных процессов. До этого Кюльпе был и интеллектуальным руководителем Вюрцбургского института, и самым активным его экспериментальным субъектом. За 13 лет его работы в Вюрцбурге было опубликовано более пятидесяти экспериментальных исследований. Его целью было разработать экспериментальный подход к проблеме мышления, эквивалентный тому, который Герман Эббингауз разработал для памяти.

Результаты исследования качественной природы ассоциаций, опубликованные Майером и Ортом в 1901 году, показали, что мышление состоит из последовательности ассоциаций и что это процесс, допускающий описание. Метод, с помощью которого она должна была стать экспериментально доступной, — это интроспекция: описание мысли. Примерно в то же время Марб опубликовал свое исследование суждений (1901 г.), которое привлекло большое внимание. Он показал, что источники суждения скрыты за всеми известными феноменами сознания и что ощущение, воображение и чувство не участвуют в суждении.Человек не знает, как он приходит к выводу; рациональный вывод может следовать за иррациональным процессом мышления. Эти открытия Вюрцбурга начали в основном подрывать концепцию сознания Вундта.

Смысл исследований заключался в том, что мысль лишена образов и зависит от таких сознательных установок ( Bewusstseinslagen) , как сомнение, уверенность и т. Д., А не от образов и ощущений.

Другой член Вюрцбургской группы, Х. Я.Ватт получил связанные результаты с ограниченными ассоциациями, которые он исследовал методом фракционирования. Он обнаружил, что задача не стимулирует «намерение» выполнить ее, но что «решение» выполнить задачу порождает квазисознательную «определяющую тенденцию». Нарцисс Ах оценил значение этой определяющей тенденции в повседневной жизни и подверг ее систематическому экспериментальному наблюдению, стремясь измерить интенсивность волевого акта силой ассоциаций, которые необходимо преодолеть.Август Мессер, ранее работавший в Гиссене, и Карл Бюлер, работавший в лаборатории Карла Штумпфа в Берлине, приехали в Вюрцбург в 1905 и 1907 годах соответственно и разработали теорию безобразного мышления. В частности, интроспективный метод Бюлера подверг критике экспериментальное изучение мыслительных процессов и тем самым вызвал интерес психологов во всем мире.

За годы работы в Бонне Кюльпе написал важные философские труды. В 1913 году он принял вызов в Мюнхенский университет, где его внезапная смерть два года спустя прервала его работу над новым систематическим изложением экспериментальной психологии.

W. J. Revers

[Для исторический контекст работы Кулпе см. Биографии Мюллера, Георга Элиаса, и Вундта. Для обсуждения дальнейшего развития его идей см. Гештальт-теория; Мышление; и биография Бюлера.]

1887 Zur Theorie der sinnlichen Gefühle: инаугурационная диссертация .Altenburg: Geibel.

1888 Die Lehre vom Willen in der neueren Psychologic: Habilitationsschrift .Лейпциг: Энгельманн.

1891–1892 Über die Gleichzeitigkeit und Ungleichzeitigkeit der Bewegungen. Philosophische Studien 6: 514–535; 7: 147–168.

(1893) 1901 Очерки психологии, основанные на результатах экспериментального исследования . 2-е изд. Лондон: Sonnenschein; Нью-Йорк: Макмиллан. → Впервые опубликовано как Grundriss der Psychologic: Auf Experimenteller Grundlage dargestellt. . .

(1895) 1901 Введение в философию: Справочник для студентов, изучающих психологию, логику, этику, эстетику и общую философию .Лондон: Sonnenschein; Нью-Йорк: Макмиллан. → Впервые опубликовано как Einleitung in die Philosophic .

(1902) 1913 Философия настоящего в Германии . Лондон: Аллен. → Впервые опубликовано как Die Philosophic der Gegenwart в Германии: Eine Charakteristik ihrer Hauptrichtungen, nach Vortrdgen, gehalten в Ferienkurs für Lehrer 1901 zu Würzburg .

1910 Erkenntnistheorie und Naturwissenschaft . Лейпциг: Хирцель.

1912a Über die moderne Psychologic des Denkens.Страницы 297–331 в Oswald Külpe, Vorlesungen über Psychologic . Под редакцией Карла Бюлера. 2-е изд., Перераб. & enl. Лейпциг: Хирцель.

1912b К истории концепции реальности. Философское обозрение 21: 1–10.

1912c Psychologic und Medizin . Лейпциг: Энгельманн.

1912–1923 Die Realisierung: Ein Beitrag zur Grundlegung der Realwissenschaften . 3 тт. Лейпциг: Хирцель.

Ach, Narziss 1905 Über die Willenstätigkeit und das Denken; eine экспериментировал с Untersuchung mit einem Anhange: Uber das Hippsche Chronoskop .Гёттинген: Vandenhoeck & Ruprecht.

Скучно, Эдвин Г. (1929) 1950 A История экспериментальной психологии . 2-е изд. Нью-Йорк: Эпплтон. → См. Особенно страницы 396–410 в «Кюльпе перед Вюрцбургом» и страницы 433–435 для библиографии.

Бюлер, Карл 1907–1908 Tatsachen und Probleme zu einer Psychologic der Denkvorgange. Archiv für die gesamte Psychologic 9: 297–365; 12: 1–123. → Часть 1: Убер Геданкен. Часть 2: Über Gedankenzusammenhänge.

Флюгель, Джон К.(1933) 1964 A Сотня лет психологии: 1833–1933 . С дополнительной частью: 1933–1963 гг. Дональда Уэста. Нью-Йорк: Основные книги.

Marbe, Karl 1901 Experimentell-mentalische Untersuchungen über das Urteil: Eine Einleitung in die Logik . Лейпциг: Энгельманн.

Mayer, A .; and orth, J. 1901 Zur qualityn Untersuchung der Association. Zeitschrift für Psychologic und Physiologic der Sinnesorgane 26: 1–13.

Messer, август 1906 года Experimentell-Psyologische Untersuchungen iiber das Denken. Archiv für die gesamte Psychologic 8: 1–224.

Мерфи, Дж. Арднер (1929) 1949 Историческое введение в современную психологию . Ред. Нью-Йорк: Harcour → См. Особенно страницы 225–233 в издании 1949 года о Вюрцбургской школе.

Orth, Johannes, 1903 Gefiihl und Bewusstseinslage: Eine kritisch-Experimentelle Studie . Берлин: Рейтер и Райхард.

Watt, H. J. 1905 Experimentelle Beiträge zu einer Theorie des Denkens. Archiv fiir die gesamte Psychologie 4: 289–436.

Вюрцбургская школа

Вюрцбургская школа описывает направление в психологии, основанное на работах Освальда Кюльпе и Карла Марбе, Августа Мессера, [1] Нарцисс Ах, Карла Бюлера и Отто Зельца на основе психологии мышления, когда впервые были проведены психологические исследования. научно-исследовательские институты были созданы в начале 20 века. Ее исследования были сосредоточены на мышлении, суждении, желании и внимании.

При обучении в Вюрцбургской школе собственный опыт в форме систематического самонаблюдения рассматривается как основной источник психологических знаний.Существенным методом была экспериментальная регистрация когнитивных процессов с помощью ретроспективы (ретроспективная интроспекция). Среди прочего были исследованы ассоциации и мыслительные процессы, запускаемые заданными стимулами. Важным открытием стал решительный и частично бессознательный контроль над человеческим мышлением. Из-за включения высших и интеллектуальных процессов, методический подход Вюрцбургской школы был разработан Вильгельмом Вундтом, который критиковался как ненаучный.Тем не менее, Вюрцбургская школа и психология мышления создали важные основы для более позднего когнитивного поворота. Их методы были заново открыты, среди прочего, в исследованиях атрибуции.

Вюрцбургская школа отмечает с 2005 года присуждение Премии Освальда Кюльпе, присуждаемой выдающимся ученым, экспериментально исследовавшим высшие психические процессы.

литература

  • Вильгельм Янке: Сто лет Институту психологии и Вюрцбургской школе психологии мышления .Hogrefe, Göttingen 1999, ISBN 3-8017-1310-5, стр. 508.
  • Лоис Мэдисон: Вюрцбургская школа и дебаты о функции и содержании. In: Отчет об истории болезни Würzburger 12, 1994, стр. 315–322.

Веб-ссылки

Индивидуальные свидетельства

  1. ↑ Гернот Хуппманн, Рейнхольд Ар: Эрих Стерн (1889–1959) и медицинская психология: эргобиографический очерк. В: Медицинские исторические сообщения. Журнал по истории науки и специализированных прозаических исследований. Том 34, 2015 г., стр. 137–155, здесь: с. 139.
Летняя школа

— Как истории влияют на нашу жизнь: психология повествования, 12-17 июля 2020 г., Вюрцбургский университет, Германия

Летняя школа «Как истории влияют на нашу жизнь: психология повествования»

Истории вездесущи в нашем наполненном СМИ мире, начиная от литературных текстов, детских книг и сказок, журналистских свидетельств очевидцев и политической пропаганды до телесериалов и онлайн-отзывов клиентов.Психология нарративов — это тема, которой в настоящее время уделяется много внимания в психологии и коммуникативной науке. Эта тема также имеет большое значение для ученых в смежных областях, таких как литературоведение, лингвистика или маркетинг. С историями сталкиваются люди и группы всех возрастов, от детей, слушающих сказки на ночь, до взрослых, которые сталкиваются с широким спектром повествовательных контекстов с различными формами и функциями. Истории могут дать эстетический опыт и развлечься, но они также играют важную роль в образовании и обучении.Даже если они вымышленные, истории могут иметь значительное влияние на наше мировоззрение, наши моральные суждения и нашу самооценку, а также могут формировать наши социально-познавательные способности.

В Вюрцбургской летней школе 2020 года «Как истории влияют на нашу жизнь: психология повествования» (САЛОН 2020) эксперты поделятся своим мнением о психологических последствиях чтения, прослушивания или просмотра историй. Летняя школа предлагает основные лекции от ведущих исследователей и целенаправленные углубленные курсы, которые расширяют знания и методологические навыки участников.Цель состоит в том, чтобы объединить докторантов, работающих в этой области, с известными экспертами и обеспечить открытую и дружескую среду для дискуссий и научного обмена. Летняя школа будет проходить с 12 по 17 июля 2020 года. Все курсы будут вестись на английском языке.

Нет платы за участие и проживание, а социальная программа предоставляется бесплатно для допущенных участников. Обязательно подайте заявку быстро, так как максимальное количество участников ограничено.

Условия

Вы можете подать заявку на участие, если выполняются все следующие условия:

  • Вы являетесь аспирантом (магистром, доктором) в области психологии, коммуникативных исследований или смежных областях (например,г., педагогика, эмпирические исследования литературы, психолингвистика).
  • Вы владеете английским языком в достаточной степени, чтобы посещать курсы английского языка и участвовать в них.

* Обратите внимание, что большой процент принятых участников, скорее всего, будут иностранными студентами, то есть студентами, которые не учатся и никогда не были зачислены в немецкий университет. При этом, помимо иностранных студентов, будет допущено ограниченное количество участников из немецких университетов.

Для получения дополнительной информации нажмите «ССЫЛКА НА ОРИГИНАЛ» ниже.

Психолог Освальд Кулпе является основателем и представителем. Освальд Кюльпе

автор Гринвальд Гарольд

Из книги Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. Лекции. Три очерка по теории сексуальности. Я и Оно (сборник) автора Фрейд Зигмунд

Женщина, которая думала, что ее преследуют (1915) Несколько лет назад адвокат консультировался со мной по делу, которое вызвало у него некоторые сомнения.К нему обратилась молодая женщина с просьбой защитить себя от преследования мужчины, который втянул ее в

.

Из книги автора

Сны вторая часть (1916)

Кюльпе убедился, что анализ сознания требует большего, чем ожидал Вундт. Он пришел к выводу, что мышление может происходить без участия мысленных образов или ощущений, и назвал это мышление Külpe pris.

Кулпе Освальд

(1862-1915) — немецкий психолог латышского происхождения.Специалист в области психологии искусства, экспериментальной психологии, философии психологии и теоретической психологии. Учился в университетах Лейпцига, Берлина и Геттингена. Он получил докторскую степень. степень в Лейпциге (1887 г.) от Вундта, которому он посвятил свою первую книгу «Очерк психологии, основанной на эксперименте» (1893 г.). Он работал у Вундта ассистентом, затем экстраординарным профессором. В 1894 году он переехал в ун-т Вюрцбург, где в 1896 году создал лабораторию, исследования которой вызвали широкий интерес в психологическом обществе.В 1909 году он переехал в Бонн, а затем в Мюнхен, где в основном занимался философией и эстетикой. В первые годы своей карьеры К. был приверженцем взглядов Вундта на предмет и методы психологии. Он считал это наукой о фактах опыта, понимая сам опыт (под влиянием Маха) как набор чистых и простых переживаний (ощущений), которые становятся предметом психологии, если рассматривать их с точки зрения их зависимости от испытывающий предмет (в то время как физика и другие науки, имеющие дело с теми же ощущениями, абстрагируются от этого предмета).Однако позже, во время работы в Вюрцбурге, К. отверг концепцию Вундта, считавшего, что экспериментальному изучению доступно только элементарное (чувственное) содержание сознания, а также концепцию Маха и Авенариуса, сократившую все богатство мира. ментальный мир к ощущениям. Эксперименты К. приобрели новую направленность. Они показали, что испытуемый, выполняя задания, выполняет мыслительные операции, о которых обычно не подозревает. Из этого следовало, что, во-первых, наряду с чувственным материалом в ткань психологической жизни человека включаются элементы, не сводимые к ощущениям, во-вторых, эти элементы связаны с действиями, его мыслительными актами и, наконец, в-третьих, бессознательность этих действий во время их совершения требует корректировки критерия экспериментальной психологии — метода интроспекции.Эти выводы побудили К. разработать собственную программу лабораторных исследований сознания, которую успешно реализовали его ученики. Сам К. не формулировал эту программу ни в каком специальном произведении. Он поделился своими идеями и гипотезами с молодыми психологами, был предметом их экспериментальных исследований. Его мягкий характер и доброжелательная критика создали творческую атмосферу в небольшом коллективе, благодаря чему этот коллектив оказался более продуктивным как генератор новых идей, чем десятки других лабораторий в разных странах.Среди его основных достижений принято включать распространение экспериментального метода на высшие психические процессы (мышление и волю) и доказательство того, что мышление — это процесс, который нельзя свести к чувственным образам. Вместе с тем К. не отходил от веры в субъективный метод как в единственно подходящий для психологии метод. Он предложил видоизменить его, превратив в метод систематического экспериментального самоанализа. Решая интеллектуальную задачу (например, установление логической связи между понятиями), испытуемый должен был дать ретроспективный отчет о своих состояниях сознания, пережитых им в процессе решения.Этот самоотчет был назван систематическим, поскольку весь процесс был точно сегментирован по времени на различные сегменты и многократно повторялся, чтобы исправить описание. Выяснилось, что с психологической точки зрения мышление можно охарактеризовать не только отрицательно (как качественно отличное от сенсорных данных), но и положительно, как оперирующее значениями. Таким образом, было решительно изменено прежнее представление о фактуре сознания, в которое были внесены новые явления — мысленные образы.Идеи К. приблизили его подход, имевший экспериментальную основу, к философии Брентано и Гуссерля. Среди множества учеников К., наряду с поступившими в Вюрцбургскую школу, выделялись М. ​​Вертхаймер, один из основоположников гештальт-психологии, и Дж. Ангел, будущий лидер американской функциональной психологии. Последние годы жизни К. занимался проблемами эстетики, используя в этой области, следуя опыту Фельнера, изучая, в частности, реакции испытуемых на различные произведения живописи.Эти его исследования остались незавершенными. Основные труды К .: Grundriss der Psychologie (Основы психологии), Лейпциг, 1893; Einleitung in die Philosophic (Введение в философию), 1985 и другие. пер. опубликовано: Введение в философию, СПб., 1901; Современная философия в Германии, М., 1903; Современная психология мышления, в сб. Новые идеи в философии. СПб., 1914; Психология мышления / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления, М., МГУ, 1981.Я. Кондаков, А. Липкин

Освальд Кюльпе

Кулпе, Освальд (1862-1915) — немецкий философ и психолог, один из основоположников критического реализма , профессор университетов Вюрцбурга, Бонна и Мюнхена, основатель Вюрцбургской школы психологии. Кюльпе прославился своей теорией мышления, которое не связано с чувственными образами и определяется внутренними определяющими тенденциями. Кюльпе считал самонаблюдение адекватным методом экспериментального психологического исследования.В своей концепции психического К. признавал и «содержание», и «акт» (в его терминологии «функция») сознания, тем самым отойдя от взглядов В. Вундта и приблизившись к взглядам Ф. Брентано и Э. Гуссерль.

Философский словарь / авт. Сост. С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора. — Ред. 2-й, стертый. — Ростов н / д: Феникс, 2013, с. 183.

Кюльпе Освальд (3 августа 1862 года, Кандава, ныне Тукумский район Латвии — 30 декабря 1915 года, Мюнхен) — немецкий психолог и философ.В философии он представитель критического реализма. Основная тема его творчества — психологические основы теории познания. Согласно Кюльпе, акт сознания способствует «реализации» объекта, то есть раскрытию его в опыте субъекта; этот акт можно наблюдать только после его завершения, то есть через ретроспективное отражение. Впервые в психологии он обратился к экспериментальному изучению высших психических процессов — мышления и воли.Основные усилия созданной Кюльпе вюрцбургской школы были направлены на выявление специфического содержания мышления.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Институт философии РАН. Научное изд. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, E — M, стр. 360.

Кюльпе (Kiilpe) Освальд (3.8.1862, Кандава, ныне Тукумский район Латвийской ССР, — 30.12.1915, Мюнхен), немецкий психолог и философ-идеалист.В философии он представитель критического реализма. Основная тема творчества Кюльпе — психологические основы теории познания. Согласно Кюльпе, акт сознания способствует «реализации» объекта, т. Е. Его раскрытию в опыте субъекта; этот акт можно наблюдать только после его завершения, то есть через ретроспективное размышление. Впервые в психологии Кулпе обратился к экспериментальному изучению высших психических процессов — мышления и воли.Основные усилия созданной Кюльпе вюрцбургской школы были направлены на выявление специфического содержания мышления.

Философский энциклопедический словарь. — М .: Советская энциклопедия. Гл. под редакцией Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалёва, В. Г. Панова. 1983.

Произведения: Die Realisierung, Bd 1-3, Lpz., 1912-23; Vorlesungen über Psychologie, Lpz., 19222; на русском пер.- Введение в философию, СПб., 1901; Современная философия в Германии, М., 1903; Современная психология мышления, в сборнике: Новые идеи в философии, вып. 16, Санкт-Петербург 1914.

Кулпе (Klüpe) Освальд (1862-1915) — немецкий психолог и философ, основатель вюрцбургской школы. Биография. В 1887 году окончил Лейпцигский университет, ученик В. Вундта и Г. Мюллера. С 1894 по 1909 год — профессор философии и эстетики, директор Института психологии Вюрцбургского университета, профессор Боннского (1909-1913) и Мюнхенского университетов (с 1913).Исследование. Он стоял на позициях критического реализма, в соответствии с постулатами которого он считал, что в сознании нет ничего, что не было бы создано им самим. Калне одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологические функции (мышление и волю). Для этого он разработал метод систематического самоанализа, при котором происходит ретроспективное воспроизведение действий, совершаемых субъектом для решения проблемы. Применение этого метода позволило проанализировать новые аспекты деятельности мышления: его направленность, целостность, активность, детерминацию по задаче, уродство.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // ИХ. Кондаков. — 2-е изд. Добавить. И исправил. — СПб., 2007, с. 284.

Читают:

Философы, любители мудрости (Биографический указатель).

Работы:

Современная психология мышления. — В сборнике: Новые идеи в философии. СПб., 1914, № 16.

Die Realisierung, Bd I — 3. Lpz., 1912–23;

Vorlesungen über Psychologie. Lpz. 1922; на русском пер .: Введение в философию.СПБ., 1901;

Die Lehre vom Willen in der neueren Psychologie // Philosophisehe Studien. 1890. 5. Вес 2-3;

Grundriss der Psychologie auf экспериментатор Grundlage durchgestelit. Лейпциг, 1893 г .;

Введение в философию. СПб., 1901;

Современная философия в Германии. М., 1903;

Uber die moderne Psychologie des Denkens // Internationale Monatschrift fur Wissenschaft und Teehnik. 1912. № 9;

Die Realisierung. Eine Beitrag zur Grundlegung der Realwissenschaften.Bd. 1-3. Лейпциг, 1912-1923 гг .;

Современная психология мышления // Новые идеи в философии. № 16. СПб., 1914;

Vorlesungen uber Psychologie. Лейпциг, 1920 г .; Психология мышления // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Петухова. М .: Изд-во МГУ, 1981.

.

Литература:

Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб .: Евразия, 1998.

.

Освальд Кюльпе родился в 1862 году 3 августа в Германии в Кандаве (ныне территория Латвии).

Из 1887 долларов Кюльпе восемь лет проработал ассистентом в лейпцигской лаборатории Вундта, который был его учителем. Под руководством Вундта Освальд написал докторскую диссертацию и защитил ее в 1887 году.

В 1894 году Кулпе является профессором Вюрцбургского университета. Там в 1896 году он создал психологическую лабораторию, которая конкурировала с собственной лабораторией Вундта. Он работал профессором в Вюрцбурге до 1909 долларов в год, затем в Бонне до 1913 года и был профессором в Мюнхене с 1913 до 1915 долларов в год.

В 1896 году Кулпе вместе с К. Марбе основал Институт психологии в Вюрцбурге.

Известными учениками О. Кульпе были Ах, Булер, Селтс, Ангел. Некоторое время с Кулпе работали такие ученые, как Макс Вертхаймер, Чарльз Спирман, Курт Коффка.

Вклад в развитие психологии

Освальд Кюльпе стал основателем и главным теоретиком Вюрцбургской школы. Он является автором концепции «уродливого мышления» и одним из основоположников направления функциональной психологии в Европе.

Как создатель и идейный вдохновитель вюрцбургской психологической школы мысли, Кюльпе первым сделал акцент на описании специфических черт уродливого мышления. Кулпе значительно усовершенствовал методы экспериментальной психологии, а также изобрел метод систематического самоанализа.

Кулпе был первым ученым, который начал экспериментально изучать высшие психические процессы, такие как мышление и воля, методом систематической интроспекции. Это произошло несмотря на то, что его учитель Вундт придерживался мнения, что мышление не может быть предметом экспериментальной психологии.Кюльпе считал описание фактов делом всех наук, включая психологию. Для того чтобы психология стала научной, ее утверждения, по его мнению, должны иметь космический вес.

Примечание 1

Метод систематической экспериментальной интроспекции, предложенный Кюльпе, предполагал ретроспективное наблюдение собственных когнитивных процессов в период решения проблемы, а не одновременное развертывание наблюдения и процесса мышления.

Основным объектом исследования по этому методу была процедурная сторона самого мышления, а не результат мышления.

Важным результатом этих исследований стало открытие независимой ментальной реальности, которая не может быть сведена к сенсорному содержанию.

Определение 1

Термин «уродливое мышление», введенный в психологию Кюльпе, предполагает, что мысли возникают без определенного образного или чувственного содержания.

Он считал, что объекты внешнего мира можно постигать напрямую, без формирования о них визуальных представлений. Исходя из этого, он сказал, что мышление — это особый вид деятельности человеческой души, находящийся в совершенно ином отношении к объектам, чем ощущение или представление.

Кюльпе вместе со своими коллегами обнаружил, что специфика и сущность мышления заключаются в особых «значениях», которые придают ему стабильность, целостность, активность, любимую и направленность. Детальное изучение динамики мышления помогло выявить новые закономерности. Это концепция установки, которая определяет ход мышления, регулирует отбор идей в соответствии с поставленной задачей. В зависимости от отношения (аналогично современной мотивации) испытуемые выполняют задание медленнее или быстрее, менее или более продуктивно.Кюльпе связывал содержание акцента на решении конкретной проблемы со смыслом самой проблемы или ситуации в целом для испытуемых. Так в психологии сформировалась новая категория, которая трактуется как значение мысленного образа, инструкции, ситуации в целом.

Освальда Кюльпе можно отнести к представителям критического реализма. Основным направлением его исследований были психологические основы эпистемологии, теории познания.

Основные опубликованные работы Кульпе:

  • «Очерки психологии»;
  • «Введение в психологию»;
  • «Современная философия в Германии»;
  • Иммануил Кант;
  • «Психология и медицина»;
  • «Реализация».

Структурализм / функционализм

Структурализм / функционализм
Следующий: Психометрическая теория Up: Лекция по психологии 1 Предыдущая: Самоанализ & nbsp Содержание

Структурализм / функционализм

Структурализм — термин, обычно используемый для описания американского версия психологии Вундта, разработанная Титченером. Период, термин был использован Титченером в статье 1898 г. (критика функционализма (1896 г.) Джеймса и Дьюи), чтобы описать его работу (до Романа Якобсона использовал его в 1929 году).Цель состояла в том, чтобы уменьшить восприятие и, в конечном итоге, все сознательные процессы, такие как образы (идеи и воспоминания) и аффективные состояния (любовь, ненависть, печаль) до их простейших компонентов с точки зрения ощущения (звук, зрение, запах …). Характеристики этих ментальными элементами были: качество, интенсивность, продолжительность, четкость и Расширение. (Напоминает Канта)

Европейский структурализм в гештальтпсихологии и Пиаже. Генетическая эпистемология, по-видимому, не фигурировала в американском психологические дебаты того времени?

Вызовы структурализму

Вюрцбургская школа , возглавляемая психологом Освальдом Кюльпе под влиянием Франца Брентано.Обозначены ограничения самоанализ, важность нисходящих тенденций структурирования и признанные умственные действия, такие как присутствие, признание, желание, сравнивая, дифференцируя.

Функционализм Примерно в то же время, что и Вундт, Уильям Джеймс (1842-1910) (больше теоретик и философ, чем экспериментатор психолог) основал в Гарварде демонстрационную лабораторию по психологии. Джеймс подчеркнули адаптивную функцию поведения: психологическую механизмы существуют, потому что они полезны и помогают людям выжить и вести жизнедеятельность.Содержание и структура ума не так важна, как ее целенаправленность.

Замечания о Wundt-James см. В Bechtel et. др., 1999, с.15 (сек.)

Семестр 2: теория памяти Джеймса — пройти курс « Память »; Сравнение между Вундтом и Джеймсом — в « Эмоциях ».



Следующий: Психометрическая теория Up: Лекция по психологии 1 Предыдущая: Самоанализ & nbsp Содержание

Психологическая лаборатория — обзор

1 Психологические лаборатории для экспериментов с одиночками

Психологические лаборатории оборудованы для двух целей.Во-первых, для регистрации поведения и мониторинга психических и эмоциональных состояний; во-вторых, для систематического контроля факторов окружающей среды и индивидуальных факторов, которые влияют и определяют психическое и эмоциональное состояние человека. Эксперименты предназначены для соотнесения показателей поведения и внутренних состояний как зависимых переменных с предшествующими или сопутствующими факторами окружающей среды и отдельными факторами как независимыми переменными. Обычно подобные эксперименты проводятся с отдельными людьми. Данные из этих образцов затем накапливаются в ходе последовательных экспериментальных сессий.

Как один из классов зависимых переменных, поведенческие данные в первую очередь включают скорость и качество выполнения задач по достижению результатов. Проверяемые достижения включают обучение (например, воспроизведение текстов), восприятие (например, оценку расстояний), решение проблем (например, поиск кратчайшего пути в лабиринте) и сенсомоторные действия (например, реакцию на световой сигнал). Помимо оценки производительности, поведенческие записи также служат показателями привычных или преходящих психических и эмоциональных состояний (например,g., усталость, положительный аффект и удивление). Примером могут служить наблюдения за выражениями лица, указывающими на эмоциональные реакции. Более того, поведенческие записи отражают устойчивые черты личности (например, самоэффективность, тревожность и отстраненность).

Другой класс зависимых переменных — это самоотчеты. Самостоятельные отчеты участников выражают суждения и мыслительные процессы (например, логические рассуждения), психические структуры (например, впечатления от картин) и эмоциональные состояния (например, оптимизм). Третий класс зависимых переменных — это психо- и нейрофизиологические данные.Показатели вегетативной нервной системы (например, сердечно-сосудистая и желудочно-кишечная активность) и эндокринной системы (например, секреция адреналина и кортизола) служат свидетельством стабильных и переходных состояний. Более непосредственно с когнитивными и сенсомоторными процессами связаны церебральные функции (например, потенциалы мозга, связанные с событиями).

Существует несколько ненавязчивых методов сбора экспериментальных данных. К ним относятся бесплатные протоколы, видео и голосовые записи. Однако большинство методов навязчивы, например, тесты производительности, которые влекут за собой работу технических устройств (например.g., клавиши реакции для измерения скорости ручных реакций). Эти навязчивые методы включают в себя различные виды психо- и нейрофизиологических записей, в которых участников помещают или подключают к специальным устройствам, от измерителей артериального давления до магнитно-резонансных томографов.

Инструкции и задания, предоставленные участникам, являются важнейшими аспектами независимых переменных. Эти задания могут быть тестами памяти и обучения или когнитивных и моторных навыков. Они могут инициировать логические суждения и действия, а также могут вызывать эмоции.Инструкции служат не только для объяснения требований экспериментальных задач, но также предназначены для воздействия на мотивацию, отношения и настроения участников. Существует множество устройств для различных экспериментальных проектов, таких как представление визуальных или акустических стимулов и для контроля изменений окружающей среды, которые позволяют изучать обучение, движение, общение и саморегуляцию. Приборы должны гарантировать точные и стабильные условия при повторных испытаниях. Они также позволяют ученым контролировать вариации экспериментальных условий, такие как время воздействия визуальных стимулов, измеряемое в миллисекундах.

Создание психологических лабораторий для людей стало возможным благодаря растущему опыту в соответствующих экспериментальных методах и возможности проведения точных измерений. Многие экспериментальные исследования зависели от успехов точной механики. На ранних этапах экспериментальной психологии в большинстве исследовательских лабораторий работал инженер-механик. Появление электронных элементов также произвело революцию в экспериментировании и привело инженеров-электронщиков в психологические лаборатории.Растущие требования и требования стандартизации позволили коммерческое производство устройств, используемых в психологических исследованиях. После этого коммерческие компании закупали и обслуживали все больше и больше инструментов для технических исследований, а технический персонал в исследовательских лабораториях уменьшался. Этот процесс продолжился, когда стали доступны лабораторные компьютеры, которые можно было адаптировать для различных экспериментальных целей с помощью специального программного обеспечения.

На протяжении многих десятилетий большинство психологических лабораторий для людей входили в состав факультетов психологии университетов.Большинство из них были довольно небольшими, состояли из нескольких комнат и располагались рядом с кабинетами и классами. Некоторые из них были изолированы для защиты от звука или света, чтобы лучше контролировать сенсорную стимуляцию. Некоторые из них были электрически экранированы, чтобы обеспечить сбор электрофизиологических данных. Лаборатории психологических отделений редко создавались как центральные постоянные исследовательские подразделения. Они также не были оборудованы для множества исследовательских задач. Большинство из них обслуживали специализированную форму исследований (например,г., психология восприятия). Они поддерживаются отдельными исследователями и небольшими рабочими группами и часто переводятся на другие цели после прекращения проекта или контракта. Однако психологические факультеты придерживались политики найма по крайней мере одного экспериментатора в свой штат, который собирал средства и организовывал лабораторию для научных исследований и академической подготовки.

По мере того, как исследования мозга получили признание, специальные учреждения нейробиологии с большим упором на медицинские и биологические знания создали лаборатории для изучения человеческого познания и поведения.Аналогичное увеличение числа и научного воздействия произошло в отношении исследовательских институтов, занимающихся когнитивными науками, информатикой и мультимедийными приложениями. Новые учреждения работают над долгосрочными проектами и часто спонсируются корпорациями, а не отдельными лицами. Следовательно, они, как правило, превосходят факультеты психологии университетов в привлечении средств для более просторных лабораторий с дорогостоящим оборудованием, таким как магнитно-резонансная томография высокого разрешения и высокотехнологичной средой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *