Выбор партнера по общению – 1.8. Выбор партнера по общению. Психология общения и межличностных отношений

1.8. Выбор партнера по общению. Психология общения и межличностных отношений

1.8. Выбор партнера по общению

Центральным моментом в мотивации общения является выбор постоянного или ситуативного партнера по общению, а для исследователя-психолога — изучение причин и факторов, обусловливающих такой выбор или отказ от него.

Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, по данным многих авторов, является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т. е. эмоциональное отношение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как показала Н. Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во внеурочное время возникает при наличии у последних следующих качеств: человечности, хорошего характера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать учащихся.

Деловые качества (интеллект, умение организовать игру, учиться, трудиться) тоже могут явиться причиной выбора постоянного или временного партнера общения (В. Н. Лозоцева, 1982; Я. Л. Коломинский, 1975). В возникновении привязанности к кому-либо может играть роль (причем уже у детей 3–7 лет) и внешняя привлекательность человека (Т. А. Репина, 1988).

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т. д.

Устойчивость пар общения (а следовательно — и устойчивость мотива общения), по данным И. К. Широковой (1973), полученным на студентах, не зависит от близости партнеров по социометрическому статусу и экстраверсии, но связана с близостью по нейротизму и эмоциональной экспансивности; кроме того, устойчивыми оказались пары с противоположными значениями невербального интеллекта и силой нервной системы.

Вообще данные о психологических факторах, влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно противоречивыми. Н. Н. Обозов (1979) обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Т. Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина — разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и «озабоченности — беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бывают друзьями.

В действительности эти противоречия во многом преодолимы, если учесть, что врожденные качества в совместимых парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т. п.) — чаще подобны.

Нежелание общаться с тем или иным человеком в большей степени связано с его негативным поведением и с отрицательными нравственными качествами (лживостью, нечестностью, завистливостью, ленью).

Н. П. Ерастов (1979) дает классификацию мотивов общения, в основе которой по существу лежат различные виды потребностей. Он выделяет три вида их соответствия друг другу: взаимодействующие (которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными), противодействующие (которые исключают друг друга, противоположны по направленности — один желает узнать правду, а другой не хочет ее говорить) и

независимо протекающие (не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Выбор партнера по общению

Центральным моментом в мотивации общения является выбор постоянного или ситуативного партнера по общению, а для исследователя-психолога – изучение причин и факторов, предопределяющих такой выбор или отказ от него.

Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, по данным многих авторов, является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т. е. эмоциональное отношение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как показала Н. Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во внеурочное время возникает при наличии у последних следующих качеств: человечности, хорошего характера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать учащихся.

Деловые качества (интеллект, умение организовать игру, учиться, трудиться) тоже могут явиться причиной выбора постоянного или временного партнера общения (В. Н. Лозоцева, 1982; Я. Л. Коломинский, 1975). В возникновении привязанности к кому-либо может играть роль (причем уже у детей 3-7 лет) и внешняя привлекательность человека (Т. А. Репина, 1988).

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также крайне важно сть сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителœей (для детей) и т. д.

Устойчивость пар общения (а следовательно – и устойчивость мотива общения), по данным И. К. Широковой (1973), полученным на студентах, не зависит от близости партнеров по социометрическому статусу и экстраверсии, но связана с близостью по нейротизму и эмоциональной экспансивности; кроме того, устойчивыми оказались пары с противоположными значениями невербального интеллекта и силой нервной системы.

Вообще данные о психологических факторах, влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно противоречивыми. Н. Н. Обозов (1979) обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Т. Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта͵ а другая половина – разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и ʼʼозабоченности – беспечностиʼʼ. Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бывают друзьями.

В действительности эти противоречия во многом преодолимы, в случае если учесть, что врожденные качества в совместимых парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т. п.) – чаще подобны.

Нежелание общаться с тем или иным человеком в большей степени связано с его негативным поведением и с отрицательными нравственными качествами (лживостью, нечестностью, завистливостью, ленью).

Н. П. Ерастов (1979) дает классификацию мотивов общения, в базе которой по существу лежат различные виды потребностей. Он выделяет три вида их соответствия друг другу: взаимодействующие (которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными), противодействующие (которые исключают друг друга, противоположны по направленности – один желает узнать правду, а другой не хочет ее говорить) и независимо протекающие (не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого).

referatwork.ru

Выбор партнера по общению, мужчина играет с детьми

Как выбрать ребенка для усыновления или опекунства

Решение о принятии ребенка в семью – довольно сложное, ведь необходимо обладать определенными качествами и безграничной любовью и заботой. Даже после принятия такого решения, потенциальные мама и папа, сталкиваются с трудностями. На повестке дня стоит вопрос о том, каким должен быть ребенок: мальчик или девочка, возраст, даже внешность играет свою роль. Именно этот этап является наиболее сложным для будущих родителей, и, как правило, решение этого вопроса занимает большое количество времени.

На деле, большинство усыновителей или опекунов, хотят взять под свое крыло ребенка с приятной внешностью, младшего возраста, огромную роль играет состояние здоровья – ребенок должен быть здоров. Мало кто из опекунов готов взять на себя ответственность и усыновить ребенка с инвалидностью, дефектами внешности, или малыша с тяжелыми заболеваниями. В итоге, усыновители сталкиваются с некоторыми проблемами, от таких «идеальных» представлений приходится отказаться и столкнуться с суровой реальностью.

Для того чтобы принять здорового ребенка, его еще необходимо найти – потратить много времени, нервов на посещение соответствующих заведений. Согласно данным среди «отказников» на самом деле очень мало детей с безупречным здоровьем, причин этому много, но это уже отдельный разговор.

Психологи не советуют ставить перед собой жесткие критерии при выборе ребенка – это обязательно должна быть девочка, светлые волосы и безупречное здоровье – нет. Немало случаев, когда родители с проработанными критериями, после посещения детского учреждения, общения с малышами отказывались от первоначального плана и усыновляли совершенно другого ребенка. Также имеет место быть и нарушение планов в усыновлении количества детей. Иногда, усыновители, узнав, что у их малыша есть брат или сестра принимают решение принять в семью и второго ребенка.

Пол и возраст ребенка для усыновления или опекунства

При выборе пола стоит помнить, что найти мальчика немного проще, чем найти девочку в органах государственной опеки, объяснений этому точных нет, вот просто так исторически сложилось. Стоит помнить, что в системе дети развиваются медленнее, и поэтому не стоит ставить четких рамок по возрасту. Вполне вероятно, что четырехлетний ребенок будет выглядеть как трехлетний малыш. Лучше всего держать в голове возраст малыша, но не отказываться от знакомства с малышами старше или младше.

В случае если было решено взять в семью дошкольника, то ему необходимо время на адаптацию. Если взять шестилетнего малыша в августе, а в сентябре отдать его в школу – вылезут проблемы, как для родителей, так и для самого ребенка. Поэтому необходимо учитывать время и дать возможность ребенку адаптироваться. В идеале нужно оставить ребенка на год дома, и пусть опекунов не пугает что, что ребенок пойдет в первый класс на год позже, это на много легче, чем не адаптированный ребенок в семье, да еще и в школе адаптироваться надо.

Статус ребенка

Существует два вида статуса у ребенка в детских домах. Одних малышей можно взять под любую форму опеки – усыновление, патронаж, опекунство и т.д., других малышей можно взять только под опеку. Если было решено ребенка сразу усыновить, необходимо искать малыша с полным статусом.

Но есть и другая сторона медали, бывают ситуации, когда статус у ребенка практически есть, но для его реализации необходимо подождать некоторое время. На самом деле это далеко не плохая ситуация, ведь есть возможность взять ребенка под опеку «притереться друг к другу», и только после усыновить.

Полный статус у ребенка может отсутствовать по нескольким причинам, например родители ребенка находятся в тюрьме, в таком случае лишение родительских прав не возможно. Родителям ребенка могут дать ограничение прав по «поведению», такое ограничение накладывается на полгода, и попрошествии этого времени решается вопрос о лишении полностью прав, либо же возвращении ребенка в семью.

Статус может отсутствовать и по причине психических расстройств у родителей ребенка. Лишить полностью родительских прав таких родителей возможно только при признании их недееспособности и назначения опекуна. Но, с другой стороны, забрать ребенка такие родители не смогут. Самым спокойным вариантом считается отсутствие необходимого времени – полгода, которые должны пройти после лишения родителей их прав. Такой вариант не требует никаких дополнительных процедур.

Состояние здоровья ребенка для усыновления или опекунства

С учетом образа жизни родителей, которые оставили своих малышей, не слишком правильно искать малыша с полным отсутствием диагнозов – это на уровне фантастики. Практически нет здоровых малышей, чаще всего можно встретить малышей без серьезных патологий.

Перед тем как приступить к поиску ребенка, необходимо определиться какие диагнозы, мешают попасть ребенку в семью. Чаще всего опасаются ВИЧ, гепатит, синдром Дауна, ДЦП, умственная отсталость, аутизм и др. Но, необходимо хоть немного изучить серьезный диагноз, и понимать различия в медицинских терминах. Обычно родители, увидев аббревиатуру ВИЧ, сразу идут в отказ, и неважно в каком контексте стоит диагноз. «ВИЧ» и «ВИЧ-контакт» — это совершенно разные вещи.

То же самое касается эстетических нарушений внешности ребенка, например птоз/косоглазие, да ребенок выглядит не лучшим образом, и эта патология бросается в глаза. Но в косоглазие успешно лечится консервативными методами, а вот птоз, не менее успешно, но все же хирургическим путем.

Наследственный фактор – важный критерий, с которым также необходимо определится. Можно ли идти на риск, и есть ли готовность на этот риск, если доподлинно известно, что заболевание наступает в 25 – 30% случаев. Особенно сложно сделать выбор при наследственности, которая касается психиатрических заболеваний. Доктора утверждают, что говорить о наследственности в психиатрии можно, если известно, что диагноз имеется и у других родственников. Если речь идет о приобретенном психиатрическом диагнозе – алкогольный психоз, по наследству это заболевание не передается.

Стоит помнить, что подтвержденная алкогольная или наркотическая зависимость биородителей, существенно влияет на физическое здоровье и интеллект ребенка. Чаще всего это выражается в повышенной возбудимости ребенка, и такие малыша получают диагноз – синдром гипеактивности. В случае если приемная семья привыкла к тишине и размеренному образу жизни, то стоит хорошо подумать, ведь малыш будет очень активным, спортивным и любознательным, иногда даже слишком.

Именно оценка состояния здоровья делаемого ребенка должна занимать ведущее место, ведь необходимо трезво и здраво оценить, а будет ли возможность провести адекватное лечение и реабилитацию ребенка.

Критерии определенны

После осознания и понимая, какого именно ребенка хочет усыновить семья – пол, возраст, внешние качества. Необходимо приступать к поиску малыша. В первую очередь органы опеки предложат познакомиться с малышами, которые находятся на территории опеки. Но если на территории проживания нет подходящих малышей, или просто нет детских учреждений, то в дальнейшем поиски необходимо начинать самостоятельно. И здесь, существует прямая пропорциональность, чем больше положено сил и времени на поиски малыша, тем успешнее будет результат.

Не стоит начинать с телефонных звонков в органы опеки, идеальным и правильным вариантом является сбор всех документов, заключений. И как только они появятся в органах опеки, можно брать штурмом телефонные линии.

Если семья хочет принять в свою семью новорожденного малыша, то названивать органам опеки также не имеет смыла. Информация о таких малышах поступает спустя три месяца, а то и позже после отказа – такова система. Идеальным и правильным вариантом является получение информации, в какое именно лечебное учреждение поступают отказники. Посетить все опеки, на территории которых находятся стационары с поступающими отказниками и везде встать на учет. Некоторые регионы не отдают малышей из больниц, а дожидаются их перевода в дома ребенка, и в таких учреждениях также необходимо встать на учет.

В случае если было решено усыновить не новорожденного малыша, то сразу после получения заключения, необходимо записаться на прием в органы опеки региона. По приезду в приемный день, необходимо предоставить все документы и заявление о желании ознакомится с анкетами детей, закрепленными за территорией опеки. В случае если появились малыши, которые заинтересовали потенциальных родителей, необходимо получить направление на знакомство с ребенком.

Разговор с опекой

Первоначально необходимо ознакомится с личным делом ребенка, и узнать в каком возрасте ребенок поступил в учреждение, кто его биологические родители, результаты последних медицинских обследований, наличие возможные родственников и т.д. Опять-таки, стоит доверять только тем анкетным данным, которые подтверждены документально.

После изучения анкеты, перед встречей с малышом, в детском учреждении потенциальным родителям дают возможность изучить медицинскую карту ребенка, и скрывать диагнозы малыша от родителей не будут, скорее наоборот!

Идеальным вариантом, является помощь доктора, который поможет расшифровать непонятные медицинские термины, аббревиатуры и др. Не лишним будет изучение «типичных диагнозов малышей в системе».

Необходима консультация и педиатра, который закреплен за детским учреждением, необходимо выяснить какой диагноз основной, какие исследования проводились и каковы результаты в динамике. Потенциальные родители имеют полное право на независимое медицинское исследование ребенка.

Стоит помнить, что дети в системе отстают от своих сверстников воспитываемых в семье, и это, в большинстве случаев, не отставание в развитии, а просто запущенность ребенка. Просто малышам не хватает родительского внимания, да и не для кого стараться!

Дайте ребенку право выбора

Мы, как родители, стараемся дать нашим детям все самое лучшее и полезное, а значит и решаем за них что одеть, во что играть, что кушать и так далее. До определенного времени это нормально, правильно и безопасно для малыша. Но, наступает момент, когда нужно немножко отпустить свой тотальный контроль и дать ребенку, достигшему примерно четырехлетнего возраста право выбора. Давайте поговорим об этом более подробно.
Два взгляда на одну ситуацию
Рассмотрим на конкретном примере: одна мамочка выбирает за своего ребенка все, начиная от еды, заканчивая его развитием. Она встает утром, готовит ему вкусный завтрак, от которого ребенок отказывается, старается, ищет в интернете новые рецепты, чтобы удивить маленького гурмана. Одним словом, продолжает считать его настолько маленьким, что он не в состоянии иметь свой вкус в плане еды или игрушек.

Вторая мама немного отпустила свой контроль и дала ребенку право выбора: например, он с удовольствием встает утром и выбирает, что приготовить на завтрак. В этом есть несомненные плюсы: малыш самостоятельно выбирает утреннее меню. Для него это очень важно – таким образом, он чувствует свою значимость в семье, поскольку у него тоже есть право принимать решения. Для мамы тоже есть свои плюсы: не нужно каждое утро придумывать, что готовить, при этом ребенок всегда с удовольствием будет есть то, что выбрал именно он. Ну и самое, как мне кажется, важное в этом варианте – это то, что малыш учится делать свой собственный выбор, а значит, получает определенный стимул для развития своих личностных качеств.
«А кто же прав?» — спросите вы: «Мама из первого примера, или же мама из второго примера?» Должны ли дети с младых ногтей иметь право выбора в чем-то или же нет? Как мне кажется, определенное право выбора должно быть: ведь мы хотим, чтобы наши дети полноценно развивались и взрослели? Значит, будем пытаться давать им больше свободы.
Учимся делать выбор
Поверьте, даже новорожденные имеют свои предпочтения, пусть они пока неосознанные, не имеют обоснования. Но они есть. А вот ребенок в возрасте 4-6 лет должен уметь делать выбор. Для того, чтобы его выбор вполне осознанным – задавайте ему наводящие вопросы: почему он выбирает именно эту рубашку, игрушку или тарелку?
Задавая такие вопросы, вы должны понимать, что сразу ребенок не даст вам полноценного и исчерпывающего ответа по поводу своего выбора. Но со временем он научится это делать. Помогайте ему, задавая наводящие вопросы, которые будут подталкивать его к формированию своего личного мнения, только не давите, пожалуйста.
Очень важно уважать выбор своего ребенка. Пусть даже он смешон или нелеп с вашей точки зрения. Критика в данном случае – табу, потому что она вполне способна отбить всякое желание делиться с вами своими взглядами и мыслями. Поставьте себя на место ребенка: вам понравится слушать все время насмешки и критику, чтобы вы не делали? Вот так и ребенку неприятно и обидно.
Не давите на ребенка
Конечно, родители гораздо умнее малыша: они и старше, и опытнее. Но это совершенно не означает, что нужно принимать решения за ребенка, не считаясь с ним и с его мнением. Такая политика чревата тем, что в развитии и становлении личностного «Я» малыша будут задержки.
Существуют следующие мнения по этому поводу: малыш вполне может делать свой выбор только в школьном возрасте или же, наоборот, после ее окончания. Однако, чем раньше наши дети получат возможность принимать самостоятельные решения, тем более уверенными в себе, активными, независимыми они будут расти. Такие дети в будущем не будут ждать решений от кого-то, а будут действовать самостоятельно.
Хвалите своих детей в их первых шагах делать свой собственный выбор, при этом не акцентируйте его внимание на ошибках. Так вы будете помогать ему расти смелым, уверенным в себе человеком и гармонично развитой личностью.
Задаем правильные ориентиры
Ребенку часто сложно сделать свой выбор: им хочется одновременно и туда, и сюда. Например, покататься на горке и тут же лепить куличики в песочнице. Как же быть? Надо помочь сделать выбор малышу, путем небольшой подсказки. Можно сказать: «Раз уж ты стоишь ближе к горке – прокатись раз или два и пойдем творить из песка». Пусть малыш подумает над вашими словами и примет СВОЕ решение (я специально выделила это слово). В данном случае вы просто предложили более разумный вариант, а вот согласиться с ним или нет – это право выбора ребенка. Таким образом, в этой ситуации, вы задали ориентир, направление действия, в результате которого малыш сделал выбор.

Но это простая бытовая ситуация. А вот в более сложных случаях ребенок будет держать ориентир на жизненные ценности, которые родители прививают ему с рождения. Например, общение с братьями нашими меньшими: домашними животными. Ребенок может сразу принять то, что щеночка или котенка нельзя обижать или же придется объяснять на своих примерах, сказочных историях.
Например: жила-была маленькая девочка, которая обижала животных. Она тянула за хвост котенка, кричала на щенка. И вот однажды, все животные обиделись на нее и перестали с ней играть. Они прятались, едва завидев девочку. И стало скучно девочке: ведь теперь не с кем ей поиграть. Сидела она в одиночестве во дворе, грустила, пока наконец не поняла, что с друзьями нельзя быть жестокой. Как только девочка все это усвоила – и котенок, и щеночек вернулись к девочке. Теперь они стали настоящими друзьями: они всегда вместе играют, и никто никого не обижает.
Очень важно, обучая ребенка правильным вещам, самим следовать своим принципам. Показывайте на личных примерах, что такое хорошо, а что такое плохо.
Ошибки неизбежны
Увы, но от ошибок никто не застрахован в этой жизни. И наши дети, в том числе. Однако, справедливости ради стоит заметить, что ошибки помогают нам накапливать опыт. Ведь как говорят? Опыт – это лучший учитель. Поэтому позволяйте малышу ошибаться. Конечно, при условии, что ошибка не грозит его безопасности. Например, если маленький упрямец хочет надеть сначала свитер, а потом майку – пусть попробует. Проведя такой эксперимент, он опытным путем выяснит, что действительно изначально нужно надеть майку и только потом, сверху, свитер.
Процесс учебы и накопления опыта всегда труден, не всегда гладкий. Вспомните, когда ваш кроха учился ходить, сколько раз он упал, пока научился держать равновесие? Но ведь научился же?
Безусловно, нужно всегда держать ребенка в поле зрения, обеспечивая ему безопасность. Но и предугадывать каждое его действие про принципу «подстелить соломки» — это будет скорее медвежья услуга, чем забота. Ребенок имеет право на ошибки, на свои ошибки, чтобы накопить свой жизненный опыт. Не живите за него. В процессе ошибок ребенок переживает эмоции, пусть они не всегда приятные, но, тем не менее, это уроки, которые он запомнит лучше, чем какие-то мифические рассказы о том, что может быть, если быстро бегать и не смотреть под ноги или, как было у меня, например. Мне столько раз рассказывали в детстве, что нельзя ничего совать в розетку, что однажды я таки взяла отвертку и полезла в нее. Здорово, что все обошлось только моим испугом, легким ударом тока и все. Но я запомнила на всю оставшуюся жизнь эти «прекрасные» ощущения и с электричеством больше не игралась. И очень здорово, что сейчас для безопасности наших малышей придуманы всевозможные заглушки, розетки в домах устанавливают так, чтобы ребенку было не так просто добраться до нее.
Наша с вами задача, дорогие мамы и папы, вырастить из наших сладких карапузов сильных и уверенных в себе людей, личностей. Так давайте с самых младых ногтей будем давать им возможность принимать самостоятельные решения. И действовать будем по принципу: от простых задач к сложным.>РАЗДЕЛ I. Психология общения

ГЛАВА 1. Характеристика общения

1.8. Выбор партнера по общению

Центральным моментом в мотивации общения является выбор постоянного или ситуативного партнера по общению, а для исследователя-психолога – изучение причин и факторов, обусловливающих такой выбор или отказ от него.

Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, по данным многих авторов, является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т. е. эмоциональное отношение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как показала Н. Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во внеурочное время возникает при наличии у последних следующих качеств: человечности, хорошего характера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать учащихся.

Деловые качества (интеллект, умение организовать игру, учиться, трудиться) тоже могут явиться причиной выбора постоянного или временного партнера общения (В. Н. Лозоцева, 1982; Я. Л. Коломинский, 1975). В возникновении привязанности к кому-либо может играть роль (причем уже у детей 3-7 лет) и внешняя привлекательность человека (Т. А. Репина, 1988).

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т. д.

Устойчивость пар общения (а следовательно – и устойчивость мотива общения), по данным И. К. Широковой (1973), полученным на студентах, не зависит от близости партнеров по социометрическому статусу и экстраверсии, но связана с близостью по нейротизму и эмоциональной экспансивности; кроме того, устойчивыми оказались пары с противоположными значениями невербального интеллекта и силой нервной системы.

Вообще данные о психологических факторах, влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно противоречивыми. Н. Н. Обозов (1979) обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Т. Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина – разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и «озабоченности – беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бывают друзьями.

В действительности эти противоречия во многом преодолимы, если учесть, что врожденные качества в совместимых парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т. п.) – чаще подобны.

Нежелание общаться с тем или иным человеком в большей степени связано с его негативным поведением и с отрицательными нравственными качествами (лживостью, нечестностью, завистливостью, ленью).

Н. П. Ерастов (1979) дает классификацию мотивов общения, в основе которой по существу лежат различные виды потребностей. Он выделяет три вида их соответствия друг другу: взаимодействующие (которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными), противодействующие (которые исключают друг друга, противоположны по направленности – один желает узнать правду, а другой не хочет ее говорить) и независимо протекающие (не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого).

1.8. Выбор партнера по общению

Центральным моментом в мотивации общения является выбор постоянного или ситуативного партнера по общению, а для исследователя-психолога — изучение причин и факторов, обусловливающих такой выбор или отказ от него.

Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, по данным многих авторов, является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т. е. эмоциональное отношение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как показала Н. Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во внеурочное время возникает при наличии у последних следующих качеств: человечности, хорошего характера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать учащихся.

Деловые качества (интеллект, умение организовать игру, учиться, трудиться) тоже могут явиться причиной выбора постоянного или временного партнера общения (В. Н. Лозоцева, 1982; Я. Л. Коломинский, 1975). В возникновении привязанности к кому-либо может играть роль (причем уже у детей 3–7 лет) и внешняя привлекательность человека (Т. А. Репина, 1988).

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т. д.

Устойчивость пар общения (а следовательно — и устойчивость мотива общения), по данным И. К. Широковой (1973), полученным на студентах, не зависит от близости партнеров по социометрическому статусу и экстраверсии, но связана с близостью по нейротизму и эмоциональной экспансивности; кроме того, устойчивыми оказались пары с противоположными значениями невербального интеллекта и силой нервной системы.

Вообще данные о психологических факторах, влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно противоречивыми. Н. Н. Обозов (1979) обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Т. Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина — разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и «озабоченности — беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бывают друзьями.

В действительности эти противоречия во многом преодолимы, если учесть, что врожденные качества в совместимых парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т. п.) — чаще подобны.

Нежелание общаться с тем или иным человеком в большей степени связано с его негативным поведением и с отрицательными нравственными качествами (лживостью, нечестностью, завистливостью, ленью).

Н. П. Ерастов (1979) дает классификацию мотивов общения, в основе которой по существу лежат различные виды потребностей. Он выделяет три вида их соответствия друг другу: взаимодействующие (которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными), противодействующие (которые исключают друг друга, противоположны по направленности — один желает узнать правду, а другой не хочет ее говорить) и независимо протекающие (не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

eg-nsk.ru

10.3. Половые особенности выбора партнера по общению детьми

10.3. Половые особенности выбора партнера по общению детьми

Различия в отношении детей к сверстникам противоположного пола сказываются и на выборе ими партнеров по общению и играм. Подобные тенденции имеются, по данным Е. Р. Слободской (1980), уже у ясельных детей 3 лет при игре со сверстниками. Столь раннее проявление половой дифференциации в общении, по мнению автора, позволяет ставить вопрос о вкладе в проявление данного феномена генетического фактора.

По данным Е. Р. Слободской и Ю. М. Плюснина (1987), при пространственной близости детей (когда расстояние между ними меньше метра) отмечается отчетливое предпочтение мальчиков мальчиками, отсутствие взаимных предпочтений у девочек и меньшее ожидаемого число предпочтений друг друга детьми разного пола.

Аналогичный характер предпочтений отмечается и во взаимодействиях во время предметной игры и отбирания предмета: мальчики предпочитают играть друг с другом и чаще отбирают предметы друг у друга; девочки взаимных предпочтений не демонстрируют, а частота контактов между мальчиками и девочками меньше ожидаемой.

Выбирая партнеров для общения и игр, дети ориентируются на те личностные качества и модели поведения, которые соответствуют женскому и мужскому полу. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекают прежде всего душевные качества, внешность.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают роль различий в интересах и предпочитаемых занятиях, которые во многом обусловливают объединение дошкольников для сюжетно-ролевых игр со сверстниками своего пола (Дж. Кэмпбелл [J. Campbell, 1964]; С. Гольберг, М. Льюис [S. Golberg, M. Lewis, 1969]; В. Хартуп, А. Цук [W. Hartup, A. Zook, 1960]; Т. А. Репина, 1984; И. В. Тельнюк, 1999).

Половая консолидация, наблюдающаяся у младших дошкольников, в преддошкольном возрасте не только укрепляется, но даже возрастает: 91 % избирательных контактов ребенок устанавливает со сверстниками своего пола и только 9 % — с детьми противоположного пола. Из всех игровых объединений 75 % были однородными по полу, а если учитывать только устойчивые объединения, то их число увеличивается до 91 % (Т. А. Репина).

По данным И. В. Тельнюк, контакты и игровое взаимодействие детей дошкольного возраста одного пола в большинстве случаев более продолжительны и при этом возникает меньше конфликтных ситуаций. Игровые контакты не нарушаются, если среди девочек играет один мальчик. Появление второго мальчика влечет за собой соперничество и рассогласованность в игровых действиях детей. Мальчики в свои игры тоже принимают девочек, но не любят, когда их много.

Для мальчиков сверстники своего пола имеют большее значение, так как мальчики меньше тяготеют к взрослым, к семье, они более чувствительны к социальному давлению со стороны сверстников при неприемлемом для их пола поведении. Л. Вейцман (L. Weitzman, 1979) полагает, что одна из функций группы сверстников своего пола для мальчика состоит в том, что в ней он приобретает мужские черты и необходимую ему независимость от матери через солидарность со сверстниками и путем соревнования с ними. Поэтому для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в группах меньших по размеру, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверительности (Lever, 1978).

Оценка приемлемости другого человека связана с представлением о подобной же высокой взаимной оценке со стороны этого человека (Н. В. Бахарева, 1976). Эта связь выше у девочек, чем у мальчиков, независимо от возраста. Следовательно, у девочек роль представлений о себе со стороны других имеет большее значение для установления с ними отношений, чем у мальчиков. Вообще, по данным Е. Н. Андреевой (2005), девочки больше, чем мальчики, ожидают положительного отношения от других.

В силу более высокой конкурентности мальчики чаще, чем девочки, предпочитают дружить с теми, кто добивается меньших успехов, и дистанцируются от тех сверстников, кто имеет лучшие учебные или спортивные показатели (S. Cross, L. Madson, 1997). Студентки же, наоборот, дружили с теми, кто добивался лучших результатов, чем они сами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Выбор партнера по общению

Количество просмотров публикации Выбор партнера по общению — 21

Центральным моментом в мотивации общения является выбор постоянного или ситуативного партнера по общению, а для исследователя-психолога — изучение причин и факторов, предопределяющих такой выбор или отказ от него.

Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера обще­ния, в частности детьми, по данным многих авторов, является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим каче­ствам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т. е. эмоциональное отно­шение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как пока­зала Н. Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во вне­урочное время возникает при наличии у последних следующих качеств˸ человеч­ности, хорошего характера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать уча­щихся.

Деловые качества (интеллект, умение организовать игру, учиться, трудиться) тоже могут явиться причинои̌ выбора постоянного или временного партнера об­щения (В. Н. Лозоцева, 1982; Я. Л. Коломинский, 1975). В возникновении привя­занности к кому-либо может играть роль (причем уже у детей 3-7 лет) и внешняя привлекательность человека (Т. А. Репина, 1988).

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих инте­ресов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, вза­имодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами˸ близостью проживания, зна­комством родителей (для детей) и т. д.

Устойчивость пар общения (а следовательно — и устойчивость мотива обще­ния), по данным И. К. Широковой (1973), полученным на студентах, не зависит от близости партнеров по социометрическому статусу и экстраверсии, но связана с близостью по нейротизму и эмоциональной экспансивности; кроме того, устой­чивыми оказались пары с противоположными значениями невербального интел­лекта и силой нервной системы.

Вообще данные о психологических факторах, влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно про­тиворечивыми. Н. Н. Обозов (1979) обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Т. Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и не­другов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, при­мерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая поло­вина — разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминан­тности и ʼʼозабоченности — беспечностиʼʼ. Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бы­вают друзьями.

В действительности эти противоречия во многом преодолимы, в случае если учесть, что врожденные качества в совместимых парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т. п.) — чаще подобны.

referatwork.ru

Что выбор партнера расскажет о нас самих :: Инфониак

Невероятные факты

Очень часто в средствах массовой информации можно натолкнуться на такие статьи, как «Как вычислить абьюзера», «Что делать, если ваш партнер – нарцисс», «10 главных качеств стервы» и так далее.

Читайте также: Что ищет женщина: 11 вещей, которые сводят с ума в мужчинах

Все они несут в себе следующий посыл – научитесь видеть диагноз человека, не вступайте с ним в отношения, и шансы впустить в свою жизнь положительного и психически здорового партнера сильно возрастут, также, как и шансы на безоблачные отношения. Но в действительности все по-другому.

Во-первых, вряд ли вы встретите человека с табличкой на груди. Все люди социализированные, взрослые и адаптированные к своим характеристикам. И до тех пор, пока не закончится конфетно-букетный период, и не начнется близость, эти характеристики вам не доведется узнать, потому что оба партнера на этом этапе отношений не просто на цыпочках ходят друг перед другом, они и дышат через раз.

Выбор партнера

Если даже в конфетно-букетный период и всплывут какие-то неприятные особенности партнера, то вы их посчитаете скорее плюсом, нежели минусом. То есть вы будете уверены, что он экономный, а не жадный, прямолинейный, а не агрессивный, принципиальный, а не холодный и т.д.

1.jpg

Во-вторых, сам механизм нашего выбора партнера – это очень точная и тонкая система. Здесь остановимся поподробнее. Когда между людьми пробегает искра, или же происходит любовь с первого взгляда, или очень тянет друг к другу, то это говорит только об одном – ваши шестеренки в определенном месте совпали.

Важно добавить, что мы совпадаем и с тем человеком, которого мы выбираем разумом, однако, в таком союзе не будет того важного звена – чувства, поэтому при каком-либо некомфортном совместном проживании такой союз распадется намного легче. Союз же, в основе которого лежит чувство, продержится дольше, и люди будут пытаться спасти свои отношения, притираясь друг к другу.

2.jpg

Выбор партнера всегда случается очень точным способом. Говорят, что человеческое подсознание считывает себе подобного за 9-20 секунд. При этом другому вовсе не обязательно физически присутствовать или что-либо говорить.

Читайте также: 35 жизненных уроков от известного психолога Карла Юнга, чтобы понять себя

Критерии выбора партнера

Такое может случиться даже при виртуальном общении. Когда мы говорим, что шестеренки совпали, мы имеем ввиду возможность гармоничной жизни в будущем, а также то, что ваши комплексы, особенности характера, манера поведения дополнили все это в вашем партнере.

3.jpg

Исходя из этого получается, что все вышеуказанные статьи и им подобные утрачивают практическую пользу и всякий смысл, потому что человек выбирает себе партнера, который ему подходит. Если женщина выбрала абьюзера, то по каким-то характеристикам он ей подходит. При этом появляется смысл того, чтобы понять себя и провести самоанализ. Становится очевидным факт, что каждый наш выбор – это ступенька на пути к росту, если только честно и смело видеть ситуацию.

Теперь остановимся подробнее на самих выборах. Когда человек выбирает агрессивного партнера, это говорит о том, что он в этом союзе играет роль жертвы (любая роль в отношениях появляется из модели родительской семьи). До тех пор, пока ваше основное качество – это роль жертвы, вы будете выбирать партнеров – агрессоров, они же, в свою очередь, будут выбирать вас.

4.jpg

Но с другой стороны, такой агрессор и садист всем своим нутром будет показывать вам то, что именно в себе вы должны развивать. Более того, он даже покажет вам, как это сделать. Конечно, эти способы не самые приятные, по этой причине человек начинает отвергать агрессию в себе (говоря себе «я не настолько жестокая, как он»). При этом вместе с агрессией отвергается и способность удерживания границ, и умение защитить свою территорию.

Какой же выход из ситуации? Разрешить себе агрессию, дать себе разрешение злиться, но делать это цивилизованно.

5.jpg

Когда вы выбираете зависимого человека, то вы также являетесь зависимым. То есть у вас такая же структура личности, как и у человека, которого вы выбрали. Только ваш партнер может зависеть от алкоголя, работы, игры, а вы уже зависите от него.

Читайте также: 7 невероятных мысленных экспериментов, после которых вы будете сомневаться во всем!

Выбор брачного партнера

Симптомы у обоих видов зависимости одинаковые: очень низкая самооценка, ощущение невыносимости жизни, регулярное увеличение дозы и т.п. Созависимый человек в большинстве случаев играет роль спасателя, но этим он только усугубляет зависимость своего партнера, ведь он забирает у него ту малость ответственности, что у него осталась. Также созависимый человек усугубляет собственное состояние.

6.jpg

Каков же выход? Научитесь разбираться со своей жизнью, берите ответственность за нее, не взваливайте на свои плечи ответственность за жизнь другого человека.

Когда вы выбираете эмоционально закрытого партнера, вы выбираете контрзависимого человека, с шизоидной структурой личности. Такой человек убегает от близости из-за того, что в силу пережитого ранее опыта, она для него невыносима и тяжела.

В такой ситуации, второй человек оказывается прилипалой, который все время стремится к слиянию и к своему присутствию в жизни близкого человека. Для второго человека невыносимо одиночество. Но и в данной ситуации все совсем не так просто и очевидно.

7.jpg

Мы сказали о том, что лежит прямо на поверхности. В действительности контрзависимые также в поисках близости, но они боятся, тогда, как созависимые хотят существовать самостоятельно, но не умеют или не могут.

В данной ситуации выход для созависимого человека – это в первую очередь разрешить себе быть автономным, отдельным, обучаться этому, потому что ваш партнер – это всегда учитель.

Читайте также: Оскорбительные фразы, которые никогда нельзя говорить знакам Зодиака

Когда человек выбирает себе в партнеры манипулятора, очевидно, что он позволяет собой манипулировать. Он позволяет это из-за того, что у него есть определенная потребность, в большинстве случаев – это потребность быть любимым. По сути такие люди сами являются манипуляторами, потому что позволяют собой управлять взамен на любовь.

8.jpg

Первый очень хорошо это понимает, и постоянно этим пользуется, регулярно выторговывая для себя наилучшие условия совместного проживания. Вплоть до практически открытых отношений с любовниками и паразитической жизни за счет партнера.

Свобода выбора партнера

Каков выход тут? Человек должен научиться понимать свою ценность, быть значимым в своих собственных глазах, а не ждать подтверждения этому от партнера. К себе нужно относится с любовью и очень бережно. Иными словами – станьте для себя самого добрым и любящим родителем.

9.jpg

Когда вы выбираете нарцисса, это говорит о том, что вы недостаточно себя любите и цените, поэтому с помощью принадлежности к такому невероятному и харизматичному человеку хотите прибавить себе веса в глазах окружающих, а также в своих собственных глазах. Но это практически никому не удается, потому что обожание и восхваление – это пища для нарцисса, но сам он никогда этого не дает и не даст.

В такой ситуации партнер нарцисса получает совсем иной опыт, он не получает увеличение собственной значимости и важности. В итоге нарцисс раздувается все сильнее и сильнее, а его партнер, наоборот, сдувается все больше.

10.jpg

Каков выход в этой ситуации? По праву рождения у каждого человека должна быть своя собственная значимость. Самое время ее себе присвоить вместе со своими достижениями и результатами, увидеть наконец свои замечательные черты характера, таланты и способности.

Читайте также: 5 важных знаков удачи и успешности у вас на ладони: а у вас они есть?

Важно отметить, что все способы выхода, о которых мы говорили, — это результат долгой и кропотливой работы над собой, ведь то, что формировалось в человеке десятилетиями, просто так не скорректировать. Если у вас не получается самостоятельно это сделать, то обратитесь к специалисту, чтобы определенный отрезок пути пройти вместе с ним, дать себе помощь.

Психология выбора партнера

Все выборы, которые мы описывали выше, это выборы неблагополучных по психологическому здоровью людей, а, следовательно, и их отношений. Но ситуацию можно всегда исправить, главное, чтобы этого хотели оба партнера и были к этому готовы.

11.jpg

Однако, в благополучных отношениях работает аналогичная система выбора, потому что человека привлекает тот, в котором много его самого. Если человек на нас не похож, он нам неинтересен. По такому механизму человек выбирает не только партнера для отношений, но и приятелей, собеседников, друзей.

Когда человек это понимает, то отлично, он может смотреть на другого как в зеркало, если же не понимает, то ему необходимо много работать над собой и много для себя открыть.

Жить становится сразу интересно. Вы знакомитесь с человеком, который вам откровенно нравится. Со стороны вы можете в нем очень многое увидеть, как сильные, так и слабые стороны, как его невероятную красоту, так и совсем неприглядные особенности. Вы можете увидеть этого человека с разных углов, а иногда он даже сам может открыться.

12.jpg

Здесь один очень важный момент: полностью увидеть этого нового в вашей жизни человека, такого разного, плохого и хорошего, уязвимого и ранимого, но разрешившего подойти к себе очень близко. Важно его почувствовать и увидеть в нем себя.

Когда вам что-то откровенно колет глаз, режет ухо, раздражает в поведении, то спросите себя, о чем это говорит во мне самом? Когда и как появилось это чувство? В ответ на что? От чего меня это спасает? Для чего мне это нужно? Что мне сейчас нужно? Что с этим можно сделать? Хочется ли мне это оставить?

А близкого человека пытаться поменять совсем не нужно, его даже отвергать не придется, потому что когда вы поменяетесь, он уйдет сам.

www.infoniac.ru

Выбор брачного партнера. Психология любви и секса [Популярная энциклопедия]

Выбор брачного партнера

Если вы посмотрите, за кого выходят замуж иные девушки, вы поймете, до какой степени им не хочется зарабатывать себе на жизнь.

Питер Друкер

Ученые, убежденные в том, что корни человеческих отношений следует искать в животном мире, тщательно изучают поведение животных, в основе которого лежат определенные биологические законы, жестко определяющие шансы особи в борьбе за существование. Эти законы, в свою очередь, определяются генетическими программами, записанными в структуре ДНК. Если программа поведения, записанная на генетическом уровне, оказывается успешной, то особь имеет больше шансов выжить и оставить после себя потомство, чем особь с не столь удачной программой. У человека, помимо генетических программ, есть еще родительские программы, вносимые в сознание ребенка в раннем детстве, а также программы социальные (политические, религиозные и проч.), которые накладываются на них потом, но базисной и первичной является все-таки генетическая программа.

В этом плане представляет определенный интерес позиция Ричарда Докинза, которую он изложил в своей книге «Эгоистичный ген». Докинз полагает, что брачное поведение определяется на генетическом уровне двумя принципами: необходимостью оставить после себя максимальное количество потомства и при этом заплатить за это минимальным количеством жизненных ресурсов. В этом плане многоженцы, путешествующие из одного города в другой и оставляющие за собой обманутых жен с младенцами на руках, представляют собой наиболее удачный ход эволюции. Казалось бы, что если такая теория верна, то со временем все люди отвергли бы брак и стали бы стремиться вступать в многочисленные половые связи, оставляя после себя потомство и не неся за него никакой ответственности. Однако расчеты Р. Докинза показывают, что ни эта стратегия, ни противоположная, при которой индивид сосредоточивает все свои усилия на одной особи противоположного пола, не приносят успеха в борьбе за существование. Оказывается, что наилучшим для вида в целом является путь, оптимальным образом совмещающий в себе стратегии «многоженца» и «верного семьянина». Ричард Докинз, проанализировав брачные отношения животных, делает следующие выводы: Во-первых, в любом обществе были, есть и будут присутствовать люди, не склонные к длительным брачным отношениям, люди, стремящиеся вступать в контакт с максимально возможным числом половых партнеров. Во-вторых, эти тенденции, по-видимому, определяются на генетическом уровне, поэтому переделать, перевоспитать таких людей — дело безнадежное. Если вы нацелены на определенный тип семейных отношений (например, настроены на длительную семейную жизнь), то вы должны искать такого партнера, для которого подобная стратегия также является наиболее привлекательной, а не пытаться сделать из Дон-Жуана добропорядочного отца семейства. В-третьих, следует считать, что споры о том, кто является более легкомысленным — мужчины или женщины, следует прекратить, ибо это качество на генетическом уровне присуще как тем, так и другим (хотя, согласно расчетам Докинза, легкомысленных мужчин примерно в 2–3 раза больше, чем ветреных женщин).

Здесь мы подходим к такой интересной теме, как принцип выбора брачного партнера у людей. Принято выделять два основных подхода к планированию семьи: браки по любви и браки по расчету. Существуют, правда, и другие критерии выбора, например эстетический, но он является преобладающим, пожалуй, только у сверхбогатых личностей типа «новых русских», которым нет смысла жениться по расчету. К тому же еще Антон Чехов писал: «Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке лишь потому, что она симпатична, это все равно, что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша». Поэтому чаще всего на выбор супруга оказывают влияния или чувства (чаще всего — любви, реже — благодарности или жалости), или расчет (когда человек надеется извлечь какую-то выгоду из брачных отношений). Конечно, эти два основных мотива могут присутствовать одновременно, однако один из них оказывается доминирующим, главным, а другой — второстепенным.

Какие из этих браков лучше — трудно сказать. Молва вроде бы уверяет, что браки по расчету более прочные, чем по любви, ибо расчет меньше меняется со временем, чем чувства, но серьезных статистических исследований по этому вопросу не проводилось, да и отношение к бракам по любви в обществе более благожелательное, чем к союзам, в которых на первое место выставляется выгода сторон. Браки по расчету стали особенно частыми в последнее десятилетие, когда в нашей стране многократно усилилось расслоение людей на бедных и богатых. Здесь следует немного остановиться на складывающихся отношениях в семьях очень состоятельных людей. Женщина выходит за богатого мужчину, чтобы обеспечить себя, ни в чем не нуждаться, но плата за сытую жизнь для некоторых из них оказывается нестерпимо высокой. Они нередко лишаются свободы, так как муж, прекрасно оценивая мотивы поступка своей «прекрасной половины», считает, что купил себе красивую или престижную жену и, соответственно, относится к ней как к своей частной собственности. Впрочем, сейчас ситуация изменилась, и жены состоятельных россиян в качестве развлечения открывают свой «бизнес» в виде модного бутика, спа-салона или ресторана. Если у женщины оказываются способности к такому виду деятельности, она может не только реализовать себя, но и добиться финансовой самостоятельности. Правда, такое случается редко.

Вообще ситуация для женщин в последнее время стала поистине тупиковой. Им и пожить охота красиво и беззаботно (значит — ищи богатого), и искренних чувств и романтических отношений хочется (а значит, ищи душевного и нежного, а такие, как правило, к бизнесу не приспособлены и потому бедны, как студенты). Обычно тяга к красивой жизни берет вверх, и бросаются юные красавицы в брак по расчету с головой, а потом жалеют, ибо еще Томас Фулер предостерегал: «Там, где брак без любви, будет любовь без брака», имея в виду то, что если человек недополучает любви в семье, то он обязательно постарается восполнить этот дефицит вне ее. Правда, дамы все-таки пытаются найти выход из этой сложной альтернативы, о чем свидетельствует высказывание Чезаре Повезе, в котором сквозит неподдельное восхищение прекрасным полом: «Женщина никогда не выходит замуж из-за денег, — писал он, — любой из них хватает ума, прежде чем выйти за миллионера, влюбиться в него».

Следует сказать, что мужчины и женщины издавна отличались по своим подходам к проблеме любви и брака. «Мужчина женится, потому что влюбился. Женщина влюбляется, потому что хочет выйти замуж», — отмечал Анри Девернуа. Тем не менее так или иначе, выбор между любовью и материальным благополучием все-таки делается,[18] а дальше начинается совместная жизнь, в которой две прежде относительно свободные личности вынуждены «притираться» друг к другу, стараясь при этом сохранить теплые чувства, которые были в период романтических отношений. Ниже мы разберем влияние основных факторов, от которых зависят отношения супругов: влияние социальной среды (общественно-исторические факторы), ближайшего окружения (прежде всего влияние родителей) и личностных особенностей супругов («микрокосмоса», как говорили древние греки).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *