возраст — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | во́зраст | во́зрасты |
Р. | во́зраста | во́зрастов |
Д. | во́зрасту | во́зрастам |
В. | во́зраст | во́зрасты |
Тв. | во́зрастом | во́зрастами |
Пр. | во́зрасте | во́зрастах |
во́з-раст
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -возраст-. [Тихонов, 1996]
Произношение[править]
- МФА: ед. ч. [ˈvozrəst] мн. ч. [ˈvozrəstɨ]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- количество прожитых лет от рождения ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- период (в т. ч. зрелый) в развитии человека, животного, растения ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- период с момента появления на свет, от создания чего-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- ступень в росте, развитии чего-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
- время
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Шаблон:родств:возраст
Этимология[править]
Происходит от глагола расти, далее от праслав. *orsti, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. расти, растѫ (др.-греч. αὑξάνεσθαι, φύεσθαι), русск. расти, укр. рости́, росту́, белор. расці́, расту́, болг. раста́, сербохорв. ра́сти, ра́сте̑м, словенск. rásti, rástem, чешск. růst, rostu, словацк. rásť, польск. rość, rosnąć, в.-луж., н.-луж. rosć, rostu, полаб. rüst. Праслав. *orsti, *orstǫ сравнивают с лит. образованиями на -stō, с греч. ὄρμενος «росток, стебель», ὄρνῡμι «возбуждаю, двигаю», др.-инд. r̥ṇōti «поднимается, двигается», лат orior, ortus «поднимаюсь, встаю». Также сравнивают с лат. arduus «высокий, крутой», авест. ǝrǝđva- «тугой, прямой», др.-ирл. аrd «высокий», др.-исл. o<rdugr «крутой», алб. rit «расту». Другие предполагают родство с др.-инд. ardh- «процветать». Появившаяся в корне -а- — из церк.-слав., вместо рости́, росту́. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
период (в т. ч. зрелый) в развитии человека, животного, растения | |
период с момента появления на свет, от создания чего-либо | |
ступень в росте, развитии чего-либо | |
Библиография[править]
ru.wiktionary.org
Возраст — это… Что такое Возраст?
Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени[1].
Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст
Возраст человека
Возраст в праве
- возраст в конституционном праве (конституционный возраст)
- возраст в гражданском праве
- возраст в семейном праве
- возраст в криминальном праве
Возрастные периоды человека
- Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
- Грудной период — от 4-ёх недель до 1 года
- Раннее детство — 1-3 года
- Первое детство — 4-7 лет
- Второе детство
- мальчики 8-12 лет
- девочки 8-11 лет
- Подростковый период
- юноши 13-16 лет
- девушки 12-15 лет
- Юношеский период
- юноши: 17-23 года
- девушки: 16-21 год
- Зрелый возраст (1 период)
- мужчины 24-35 лет
- женщины 22-35 лет
- Зрелый возраст (2 период)
- мужчины 36-60 лет
- женщины 36-55 лет
- Преклонный возраст
- мужчины 61-74 года
- женщины 56-74 года
- Старческий возраст — 75-90 лет
- Долгожители — 90 лет и более[2]
Возраст у животных
Возраст у растений
Возраст растения, или абсолютный возраст растения, или календарный возраст растения — промежуток времени от начала прорастания семени или споры до определённого момента развития этого растения
У большинства древесных растений, растущих в условиях смены благоприятных и неблагоприятных сезонов года, возраст достаточно точно можно определить по годовому приросту (годовым кольцам).
Примечания
- ↑ 1 2 Возраст: статья в словаре Психофизиология. Словарь / Авт. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 128 с.
- ↑ Возраст — статья из Большой советской энциклопедии
- ↑ Коровкин О. А. Анатомия и морфология высших растений: словарь терминов. — М.: Дрофа, 2007. — С. 29. — 268, [4] с. — (Биологические науки: Словари терминов). — 3000 экз. — ISBN 978-5-358-01214-1
Ссылки
Литература
dal.academic.ru
возраст — это… Что такое возраст?
ВОЗРАСТ (с. 119) — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Возраст представляет собой качественно особый этап, которому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Педагогический опыт, психологические наблюдения, медицинская практика на эмпирических основаниях выделяют различные возрастные периоды. Существующие варианты периодизации возрастного развития условны, т.к. основываются на специфических для каждого подхода критериях. Психологические характеристики возраста определяются конкретно-историческими условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы возраста изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях. Характер влияния на ребенка элементов социальной среды зависит от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику возраста, а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.
Концепция возраста претерпевала существенные изменения в ходе развития науки. Ассоцианисты сводили это развитие к чисто количественным изменениям, к последовательному образованию у индивида различного рода ассоциаций между получаемыми им впечатлениями и представлениями. Еще более механистический характер отрицание качественных изменений в ходе психического развития приобрело в рамках бихевиоризма, сводившего развитие к образованию навыков и привычек. Представители фрейдизма и неофрейдизма пытались построить возрастную периодизацию, имея в виду только эволюцию мотивационно-эмоциональной сферы личности.
Важным шагом на пути преодоления механистических представлений стала концепция Ж.Пиаже, согласно которой психика ребенка качественно своеобразна, его логика существенно отличается от логики взрослого, в связи с чем в детском мышлении обнаруживается ряд специфических особенностей. Эта концепция носит интеллектуалистический характер и строится лишь на учете возрастных изменений в мышлении. При разработке проблем возрастной периодизации обнаружился своеобразный диализм, выразившийся в том, что две неразрывно связанные стороны развития ребенка (развитие интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер) рассматривались независимо друг от друга. Однако при всем различии подобных подходов их сближает натуралистическое понимание ребенка как индивида, для которого общество представляет лишь особую среду обитания.
Существенную роль в преодолении натуралистических и дуалистических взглядов сыграли исследования отечественных психологов (ЛСВыготсюш, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин), показавших, что ребенок развивается как член общества и что его мышление и мотивы поведения формируются под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Усвоение способов действия и нравственных норм происходит в активной форме, в процессе деятельности ребенка, содержание и структура которой изменяются на протяжении детства. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития» (Выготский), определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного возраста по-разному в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются.
В отечественной психологии складываются различные трактовки возрастного развития ребенка, психологических детерминант и особенностей возраста.
Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития (овладение предметно-практической деятельностью, формирование речи, усвоение научных понятий и др.). Соответственно им выделены так называемые стабильные и критические возрасты (или возрастные кризисы). В понятие «кризис» Выготский не вкладывал негативного смысла: хотя на этом этапе и возможны педагогические затруднения в общении с ребенком, не они составляют суть критического возраста. В стабильном возрасте развитие совершается главным образом за счет малозаметных изменений личности ребенка, которые, накапливаясь, скачкообразно обнаруживаются в виде каких-либо психических новообразований. В относительно короткий отрезок времени происходят значительные сдвиги в развитии личности ребенка. Это — поворотные пункты в детском развитии. Таким образом, по Выготскому, возрастное развитие ребенка — диалектический процесс, в котором переход от одного возраста к другому совершается не эволюционным, а революционным путем. Согласно концепции Эльконина, каждая стадия психического развития ребенка характеризуется определенным типом ведущей деятельности и переход к новому этапу возрастного развития связан со сменой одного вида ведущей деятельности другим. Выполнение ведущей деятельности определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на данной ступени развития личности. Согласно концепции А.В.Петровского, ведущими для развития личности ребенка и тем самым для его психики являются его взаимоотношения с референтными лицами и группами, опосредованные многоплановой деятельностью и общением. При благоприятном течении для каждого возрастного периода характерны 3 фазы (микрофазы) вхождения ребенка в референтную для него общность — адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходит перестройка структуры личности.Паспортный (хронологический) возраст ребенка не может служить надежным критерием реального уровня его развития, определение которого требует анализа психического состояния ребенка, характеристик его личности, причем не только наличных, но и находящихся в стадии созревания, в зоне ближайшего развития.
Созревание организма вообще и нервной системы в частности, которое носит стадивальный характер, не порождая новых психических образований, создает на каждой возрастной ступени специфические предпосылки для усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов. Наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость: вызываемое условиями жизни и воспитания ребенка усиленное функционирование определенных систем организма, мозговых структур оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, рост и дифференциацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры.
Установлено, что дети обладают большими психофизиологическими возможностями. На каждой ступени обнаруживается избирательная восприимчивость к внешним воздействиям; дети наиболее эффективно овладевают не любыми, а лишь определенными способами деятельности. Эта особенность, называемая возрастной сензитивностью, заключается в оптимальном характере развития определенных психических свойств и процессов на некотором возрастном этапе (определяемом как сензитивный период, или сензитивный возраст). Очевидно, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным. Повышение эффективности обучения требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка и того значения, которое имеют формирующиеся на данной возрастной ступени психические новообразования. Наряду с возрастными особенностями детей необходимо учитывать и индивидуальные их особенности, которые могут существенно различаться у детей одного возраста.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
psychology.academic.ru
«По-возрасту» или «по возрасту», как писать правильно?
Слово «по возрасту» пишется раздельно согласно правилу орфографии о слитном и раздельном написании наречий.
Чтобы выяснить, как правильно пишется слово «по возрасту» или «по-возрасту», раздельно или через дефис, определим, к какой части речи оно принадлежит.
Часть речи слова «по возрасту»
Василию Петровичу начислена пенсия по возрасту.
Начислена в связи с чем? по возрасту.
Рассматриваемое слово зависит от сказуемого и отвечает на обстоятельственный вопрос. Эти грамматические признаки позволят отнести его к наречиям.
Правописание слова «по возрасту»
Грамматически это наречие оформлено в виде существительного «возраст» в падежной форме с предлогом:
определим по чему? по возрасту.
В выборе слитного или раздельного написания этого слова воспользуемся правилом орфографии.
Наречия, образованные от существительных с предлогом, пишутся раздельно, если существительное сохранило падежную форму.
Это правило используем в написании многих наречий, образованных от существительных в падежной форме с разными предлогами:
- держать под мышкой;
- встать на цыпочки;
- жить за границей;
- бродить в потёмках.
Раздельное написание наречия «по возрасту» можно доказать, если между предлогом и существительным легко вставляется синтаксический вопрос или определяющее слово (местоимение, прилагательное, причастие, порядковое числительное).
Понаблюдаем:
- по какому? возрасту;
- по нашему возрасту;
- по дедушкиному возрасту;
- по наступившему возрасту.
Аналогично раздельно пишутся с предлогом «по» отымённые наречия:
- рассказать по памяти;
- поступить по совести;
- выполнить по минимуму;
- шептать по секрету;
- выступать по очереди.
Не путаем раздельное написание этих слов с наречиями, которые с приставкой по- пишутся через дефис. Способ образования их иной: такие наречия образуются с помощью приставки по- и суффиксов -ому-/-ему, -и от прилагательных и местоимений:
- настоящий — помочь по-настоящему;
- разный — сделать по-разному;
- русский — говорить по-русски;
- наш — ответили по-нашему.
Примеры
При получении водительских прав предусмотрены ограничения по возрасту.
Многие государства соблюдают политику ограничения зрительской аудитории по возрасту.
А вы знаете, как вычислить идеальный вес по возрасту и весу?
Вы считаете, она одета не по возрасту?
russkiiyazyk.ru
ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА • Большая российская энциклопедия
ВО́ЗРАСТ ЧЕЛОВЕ́КА, период от рождения человека до того или иного отсчитываемого момента его жизни. Различают биологич. В. ч., который определяется степенью биологич. зрелости организма и её соответствием средним популяционным характеристикам, календарный В. ч. (хронологический, паспортный), измеряемый временем, прошедшим с момента рождения, а также психологический, социальный В. ч. и др. Биологич. В. ч. может заметно отличаться от календарного как в сторону опережения, так и отставания. В зависимости от выбора системы признаков различают морфологич. В. ч., костный, зубной и т. п.
В демографическом анализе частота всех демографич. событий (рождений, смертей и т. д.) рассматривается обычно как функция возраста, который считается непрерывной переменной и указывается либо в виде точного В. ч. (как промежуток времени между моментом рождения и определённым моментом жизни человека), либо как возрастной интервал между двумя соседними (обычно целыми годичными) его значениями. Для поколения предполагается, что все составляющие его люди родились (или с ними произошло то или иное событие) в один и тот же момент. В процессе эволюции продолжительности жизни представления о возрастных периодах (периодизация онтогенеза человека) меняются. Примерная периодизация жизни человека (с учётом относительности границ) может быть представлена в следующем виде:
$1–7\:дней\:новорождённые$
$7\:дней\:–\: 1\:год\:младенцы$
$1\:–\:3\:года\:раннее\:детств$
$4\:–\:7\: лет\: первое\: детство$
$\left.\begin{matrix} 8-12\: лет\:(мальчики) \\ \\ 8-11\: лет\:(девочки) \end{matrix}\right\} второе\: детство$
$\left.\begin{matrix} 13-16\: лет\:(мальчики) \\ \\ 12-15\: лет\:(девочки) \end{matrix}\right\} подростки$
$17\:–\:21\: год\: юноши$
$16\:–\:20\: лет\: девушки$
$\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:взрослые\: зрелые$
$\left.\begin{matrix} 22-35\: лет\:(мужчины)\\ 21-35\: лет\:(женщины)\end{matrix}\right\} 1-й\:период\: зрелости$
$\left.\begin{matrix} 36-60\: лет\:(мужчины)\\ 36-55\: лет\:(женщины)\end{matrix}\right\} 2-й\:период\: зрелости$
$\left.\begin{matrix} 61-72\: года\:(мужчины)\\ 56-74\: года\:(женщины)\end{matrix}\right\} пожилые\: люди$
$75\:–\:90\:лет\:(мужчины\:и\:женщины)\:\:\:\:\:\:старые\:люди$
$90\:лет\: и\: более\:\:\:\:\:\:\;\;\:\;\:\;\;\:\; долгожители$
В медицине существует понятие гестационного В. ч., определяемого в неделях для плода или новорождённого ребёнка от последнего периода менструации матери.
Наряду с возрастом живущих важное значение в демографич. анализе имеет возраст умерших, возраст вступления в брак, детородный возраст и т. д. Знание возрастов отд. людей на момент наблюдения или наступления в их жизни тех или иных демографич. событий даёт представление о возрастной структуре населения и о том, в каких возрастных группах происходят данные события. Поскольку частота рождений, смертей, браков, разводов в разных возрастах неодинакова, В. ч. служит общей координатой демографич. явлений; их статистич. описание при помощи таблиц смертности, рождаемости, брачности и др. (имеют важное значение для анализа воспроизводства населения) позволяет выяснить общие закономерности протекания этих процессов на разл. этапах жизни.
Статистич. анализ возраста как демографич. и социально-экономич. категории может осуществляться по двум направлениям: во-первых, изучение возрастной структуры всего населения на определённый момент; во-вторых, изучение одного поколения, переживающего разл. историч. события в одном и том же возрасте. Ввиду значит. трудностей получения статистич. информации по поколениям в демографии наибольшее развитие получили исследования возрастных характеристик, запечатлённых в возрастных структурах населения.
В. ч. имеет значение также и с юридич. точки зрения: напр., брачный возраст, правоспособность и дееспособность (в т. ч. трудовая), возраст уголовной, адм. или гражд. ответственности и т. д.
В. ч., с экономич. и социальной точек зрения, условно делит жизнь на ряд этапов: потребление и накопление жизненного опыта; производство и потребление материальных и духовных ценностей; потребление без производства, передача жизненного опыта и знаний.
В. ч. в демографии измеряется обычно целым числом исполнившихся лет, а для детей моложе года – числом месяцев или даже дней (для детей до 1 мес). Сведения о В. ч. получают при переписях и обследованиях населения путём опроса, при текущей регистрации демографич. событий (браков, разводов и т. д.) – чаще всего на основании записей в документах. В программах переписей, как правило, ставится вопрос о дате рождения (число, месяц, год или месяц, год), иногда и о числе исполнившихся лет. Зная дату рождения, можно определить число лет, исполнившихся к моменту переписи, вычитая год рождения из года переписи. При этом, если день рождения в году переписи позже её даты, разность уменьшается на единицу. При текущей регистрации учитывается обычно дата или только год рождения. Приблизительное или округлённое указание возраста при опросе приводит к искажению численности отд. возрастных групп – к т. н. возрастной аккумуляции, которая характеризуется сосредоточением в отд. возрастах, чаще всего оканчивающихся на 0 или 5, численности населения или демографич. событий значительно большей, чем в соседних возрастах.
В психологии периодизация В. ч. указывает на качественно своеобразные ступени развития индивида. В психологии выделяют следующие В. ч.: пренатальное развитие (от зачатия до рождения), младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1–3), дошкольный возраст (от 3 до 6–7), младший школьный возраст (от 6–7 до 11–12), отрочество (от 11–12 до 15–17), юность (от 15–17 до 19–21), молодость (от 19–21 до 25–30), зрелость (от 25–30 до 55–60), старость (от 55–60). Стабильные периоды развития чередуются с переходными периодами от одного возрастного этапа к другому, нередко протекающими в форме возрастных кризисов. Для каждого В. ч. существуют нормативные (среднестатистические) показатели психофизического, интеллектуального, эмоционального, личностного развития и т. п. Для характеристики индивидуального развития используются понятия «психологич. возраст», «социальный возраст», «умственный возраст», которые определяются соотнесением параметров развития индивида с нормативными. Психологич. возраст указывает на определённую структуру психики, стадию развития личности и мышления, социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, психологич. новообразования и т. п. Социальный возраст представляет собой набор нормативно-ролевых свойств и идентичностей, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Такие понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный, брачный возраст или возраст гражд. совершеннолетия имеют смысл только в контексте социальных отношений определённого общества и изменяются вместе с ними. Напр., акселерация меняет представления о продолжительности и особенностях детства, с ростом продолжительности и качества жизни меняется понятие «старость» и т. п.
Для каждой культуры характерен свой символизм В. ч., включающий в себя терминологию, нормативные критерии В. ч., периодизацию жизненного цикла, возрастные стереотипы (черты и свойства, приписываемые лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы), возрастные обряды (ритуалы, посредством которых культура структурирует и оформляет взаимоотношения возрастных слоёв), возрастную субкультуру, включающую признаки и ценности, по которым представители данного возрастного слоя осознают и утверждают себя в качестве единства, отличного от всех остальных возрастных общностей (напр., детская субкультура). Культурный символизм возраста влияет на представления человека о своей биографии, жизненном пути и на субъективный, переживаемый возраст личности, «возрастное самосознание» (чувствует человек себя молодым или старым), которое также зависит от степени самореализации, событийной наполненности жизни, актуальных социальных ролей и ситуаций и т. п. См. также Возрастная организация.
bigenc.ru
Возраст — это… Что такое Возраст?
возраст — (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… … Большая психологическая энциклопедия
ВОЗРАСТ — Четыре возраста человека: младенчество, детство, юность, старение. Арт Линклеттер Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет. Франсуа Ларошфуко Три возраста… … Сводная энциклопедия афоризмов
возраст — Человек средних лет, человек пожилой, в летах, в преклонном возрасте, в почтенных, преклонных летах. С малого возраста, с детства, с малых лет, смолоду, с малолетства, сызмала, с малых ногтей, от младых ногтей. От младых ногтей не могу видеть… … Словарь синонимов
возраст — ребенка, т.е. отдельный этап его развития, представляет собой реальное единство, т.е. такое объединение отдельных сторон, в котором целое представляет целый ряд таких свойств и закономерностей, которые не могут быть получены из простого сложения… … Словарь Л.С. Выготского
ВОЗРАСТ — ВОЗРАСТ, возраста, муж. Период, степень в росте, развитии каждого человека. Младенческий, отроческий, юношеский, зрелый, старческий возрасты. Достигать старческого возраста. Человек зрелого возраста. ❖ Войти в возраст стать взрослым. Выйти из… … Толковый словарь Ушакова
ВОЗРАСТ — ВОЗРАСТ, а, муж. 1. Период, ступень в развитии, росте кого чего н. В. человека, животного, растения. В. Земли. Младенческий в. Зрелый в. (сменяющий юность). Выйти из школьного возраста. 2. Количество прожитого времени, лет. Ребёнок в возрасте… … Толковый словарь Ожегова
возраст — ВОЗРАСТ, года и годы, устар. лета … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Возраст — период времени от момента рождения человека до настоящего или другого определенного времени. В страховании В. выступает одним из главных элементов оценки риска. В. бывает паспортный (хронологический) и физиологический (морфологический).… … Словарь бизнес-терминов
Возраст — качественно специфическая ступень онтогенетического развития. В жизни человека принято выделять следующие возраста: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 3) … Психологический словарь
ВОЗРАСТ — англ. age; нем. Alter. 1. Время, прошедшее от рождения (возникновения) до данного момента существования системы. 2. Отмеченный относительными хронологическими границами период в физическом, психологическом и соц. развитии человека (раннее детство … Энциклопедия социологии
возраст — Бальзаковский, внушительный (разг.), златой (устар.), золотой, зрелый, критический, младой (устар), молодой, нежный, незрелый, неопреоделенный, опасный, пожилой, поздний, почтенный, преклонный, прелестный, ранний, солидный, счастливый, трудный,… … Словарь эпитетов
pedagogical_dictionary.academic.ru
Возрастные категории людей по годам в России и мире. Таблица группы по ВОЗ 2019
Над созданием возрастных категорий людей по годам работали демографы и социологи всего мира. Показатели играют важную роль и являются основой демографии как науки.
Содержание статьи:
Понятие взросления
Время от рождения до прихода старости чрезвычайно условное понятие. В разные времена во множестве стран ученые занимались созданием единой системы.
Возрастные категории людей по годам до настоящего времени не классифицировали таким образом, чтобы можно было отследить население, принимая во внимание особенности регионов, а также подходящих для учета возрастов всех людей на планете. Возраст — промежуток времени, прошедший с даты появления на свет до конкретного дня. Это понятие подразделяют на биологический возраст и паспортный.
В такой науке как демография существует сразу несколько возрастных показателей:
- совершеннолетие;
- возраст вступления в брак;
- трудоспособный;
- репродуктивный;
- пенсионный.
В каждой стране законодательством установлены свои права и обязанности с исполнением определенного количества лет, такие как: право голосования, возможность избраться на тот или иной пост, право подачи документов в высшее учебное заведение, право юридической и административной ответственности.
Возрастные категории людей по годам можно получить из документов, которые регистрируют все самые значимые события в его жизни (дату рождения, начало совершеннолетней жизни, брак или смерть) и на основе последних результатов переписи.
Возраст общепринято исчислять в годах, однако счёт идёт на недели и месяцы в первый год жизни младенца.
В большей части мира отсчет идёт со дня появления на свет, хотя встречаются и исключения. Например, в Корее младенец считается годовалым уже в день своего рождения. В Республике Индонезия и Китае гражданин становится старше лишь с наступлением нового календарного года, не принимая в расчёт дату его рождения.
Понятие о возрастных категориях
Классификацией возраста называют способ разделения граждан разных возрастов по категориям. Они формируются путём объединения индивидов по идентичным признакам, а также по значимости их роли в социально-демографических процессах. Критерии возрастных категорий различны по отношению к цели исследования.
К примеру, в такой науке как демография, самой эффективной считается группировка на однолетние или пятилетние отрезки жизни. Для изучения факторов рождаемости обращают внимание на 2 конкретных показателя: бракоспособный возраст женщины и период её жизни, когда она находится на пике своей репродуктивной способности.
В экономике принята классификация из 3-х групп:
- дотрудоспособный;
- трудоспособный;
- послерабочий.
Небезызвестная возрастная классификация, которая легла в основу всех современных вариаций, была разработана Борисом Урланисом.
Он разбил население на 3 основных группы:
- Дорабочая – часть граждан возрастом до 14 лет. В их числе младенцы, которым не исполнилось 24 месяцев, дошкольники от 3 до 7 лет, а также школьники до 14 лет.
- Рабочая – период между 15 и 60 годами. В эту группу входили юные представители общества не младше 16 и не старше 24, люди периода зрелости возрастом от 24 до 45, а также те, кто был не моложе 45-и не старше 59 лет, переживающие период вторичной зрелости.
- Послерабочая – все граждане старше 60 лет, включая людей пожилого возраста от 60 до 70, затем наступает так называемая «ранняя старость» в промежутке между 70 до 79, все последующие годы именовались глубокой старостью.
Возрастные категории людей по годам (разделения) условны.
Точных градаций установить нельзя, так как человеческая жизнь представляет собой непрерывное цикличное развитие. Не стоит забывать и об индивидуальных особенностях климата, экологической ситуации в регионе и генетической стороне исследования. Несмотря на существования целого спектра классификации, ни одна из них официально не признана общепринятой.
Возрастная классификация в России
Было предпринято несколько попыток в создании универсальной классификации возрастных категорий. В нашей стране одним из первых этой попыткой воспользовался демограф А. П. Росчавский-Петровский. В своих работах он выделял несколько групп, каждой из которых дал название.
Ещё один статист и психолог, но уже советской эпохи, сыграл немаловажную роль в становлении демографической структуры РФ. Им был Д.Б. Эльконин, занимавшийся исследованиями в данной сфере в середине прошлого века.
Он утверждал, что построение грамотной возрастной градации позволит определить степень развития индивида в течение всей его жизни. Первая продуманная классификация возрастов была принята в Советском Союзе ещё в 1962 г. Тогда Ленинградская конференция по геронтологии работала над документом вместе со специалистами ВОЗ по социально-демографическим вопросам.
В этом документе периоды утвердили следующим образом:
- от 45 до 59 — зрелый возраст;
- преклонным называли промежуток между 60 и 74;
- категория людей старше 75 лет определялась как старческая;
- под понятие «долгожители» попадали люди старше 90.
Современная демографическая структура в России характеризуется так:
Название группы | Количество лет |
Новорождённые | от 0 до 7 дней |
Грудные | от 7 суток до 12 месяцев |
Ясельный период | от года до 3 лет |
Дошкольный период | от 3 до 7 |
Отрочество | от 7 до 17 лет |
Молодежь | от 17 до 30 лет |
Зрелые | от 30 до 55 лет |
Пожилые | женщины — 55+; мужчины — 60+ |
Долгожители | 80+ |
Мировой стандарт ВОЗ
Возрастные категории и начало старения во всех культурах определялись практически одним и тем же образом. Так Пифагор заявлял, что старение людей начинается на 7-м десятке жизни, когда китайские ученые говорили уже 70 годах. А вот германский гигиенист М. Рубнер и вовсе подразделял понятие «старость» на два типа: 50 лет — старость обыкновенная и 70 лет — старость почтенная.
Общепринято считать, что выход на пенсию является показателем пожилого возраста. Но этот подход сложно назвать универсальным, ведь время выхода на пенсию определяется в каждом государстве индивидуально. Кроме того, пенсионный возраст женщин наступает раньше. К примеру, в России, женщина получает пенсионное удостоверения на 2 года раньше мужчины.
Но есть и граждане ОАЭ, которые получают своё пенсионное свидетельство уже в 49 лет, независимо от пола. По утверждению Всемирной организации здравоохранения, «старые пенсионеры» и «новые пенсионеры» имеют колоссальные различия как социальные классы.
Социальные исследования доказывают организации, что физические и психологические характеристики людей отличаются даже по разбивкам на пятилетние периоды: от 59—64 года, от 65—70 лет, от 71—76 года и другие.
По этой причине для составления достоверной статистики и создания структурированной классификации возрастов важно учитывать как общие демографические показатели конкретной местности, так и показатели демографических изменений за конкретный период времени.
Именно поэтому выведение одной доподлинно верной классификации возрастов заняло большое количество времени. Можно с уверенностью сказать, что к общему знаменателю ученые не пришли до сих пор. В 1939 г. специалисты американской ассоциации здравоохранения предложили своё видение универсальной возрастной классификации. Именно эта концепция принята за базис всех исследований ВОЗ.
Она насчитывает 8 основных групп:
- раннее детство – возраст до 1 года;
- дошкольный период – от 1 до 4 лет;
- школьный период – от 5 до 14;
- юность – от 15 до 24;
- возраст наибольшей активности – от 25 до 44;
- зрелый период – от 45 до 65;
- ранняя старость – от 65 до 75;
- старость – 75 и старше.
По истечении более чем полувека структура американской классификации лишь немного видоизменилась, такой, по мнению ВОЗ, она предоставлена в современное время:
Название группы | Количество лет |
Молодой возраст | от 18 до 44 лет |
Средний возраст | от 45 до 59 лет |
Пожилой возраст | от 60 до 70 лет |
Старческий возраст | от 75 до 90 лет |
Долголетие | 90+ |
Биологический возраст
Принцип классификации возрастов в медицине опирается на особенности организма человека. А конкретно на анатомические и физиологические особенности. Поэтому говоря о возрастных показателях, врачи часто использую термин «биологический возраст».
Под ним понимается самочувствие конкретного человека, оно оценивается на основе состояния его нервной системы, физических возможностях и скорости обменных процессов. Для определения биологического возраста учитываются индивидуальные показатели, которые определяют возможность работы и функционирования различных тканей, органов.
На основе этих данных делается заключение и выясняется, насколько процесс старения человека соответствует среднестатистическому эталонному показателю. Таким образом, медицина и вовсе отрицает любую классификацию возрастов, продвигая идеи индивидуального подхода к каждому отдельному индивидууму.
Цели ВОЗ в данной сфере
В наши дни демографическая сфера испытывает ряд трансформаций, которые обусловлены сокращением рождаемости, а также увеличением процента пожилого населения. В данном контексте речь идёт о кризисе в демографии, накал которого наблюдается сегодня по всему миру.
Проблемы социально-экономического развития, как в конкретном регионе, так и во всем мире, тесно связаны с повышением среднего возраста населения. К первой категории стран, которые смогли испытать на себе подобные сдвиги, относят развитые регионы: европейские государства, Соединенные Штаты, Япония.
Новая волна демографического кризиса медленно настигает менее развитые части света: африканский континент и страны Южной Америки. По прогнозам ВОЗ уже через 30 лет более 4\5 всех пожилых людей придётся на страны с низким и средним уровнем дохода. И, напротив, в Китае и Бразилии прогнозируется улучшение демографической обстановки.
Видео о возрастных категориях
Что такое старость и старение:
healthperfect.ru