Возрастного – возрастной — Викисловарь

возрастной — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.возрастно́йвозрастно́евозрастна́явозрастны́е
Рд.возрастно́говозрастно́говозрастно́йвозрастны́х
Дт.возрастно́мувозрастно́мувозрастно́йвозрастны́м
Вн.    одуш.возрастно́говозрастно́евозрастну́ювозрастны́х
неод. возрастно́й возрастны́е
Тв.возрастны́мвозрастны́мвозрастно́й возрастно́ювозрастны́ми
Пр.возрастно́мвозрастно́мвозрастно́й
возрастны́х
Кратк. форма — *возрастно́*возрастна́*возрастны́

воз-раст-но́й

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1b⊠. Краткая форма муж. р. не используется, образование остальных кратких форм затруднительно.

Корень: -возраст-; суффикс: ; окончание: -ой [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. связанный, соотносящийся по значению с существительным возраст, также определяемый по возрасту, обусловленный возрастом ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
  1. половозрастной

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от сущ. возраст, далее из ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

ru.wiktionary.org

Возрастные периоды развития человека их признаки, характеристика (Таблица)

Признаки возрастного периода

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Период новорожденности (1-2 месяца)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью, заложение фундамента «симпатий и антипатий» .

Незначительно различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность, установление эмоциональной связи с матерью.

Период младенческого возраста (от 2-х месяцев до 1 года)

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и матери/отца.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослыми.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполнять его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффер. ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь. Нач. формы наглядно-действенного мышления. Кратковрем. фиксация на объектах (непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоционален. Предметно-познавательная деятельность. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Период раннего детства (1—3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ — ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окружающих вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действ. мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее количество окружающих вещей.

Период дошкольного возраста (3—7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок — взрослый” и “ребенок — дети”. Имитация мира челов. отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общест.-значимой и обществ.-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление, в конце периода — переход к словестному мышлению.

Игра.

Младший школьный возраст (7—11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

«Я сам» в социальном смысле. Глубокий мотивац. кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой соц. позиции исчерпана (учеба превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебе. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Период подросткового возраста (11—15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личност. общение в процессе обучения и организац.-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст) Самооценка. «Я-концепция»(старший подростковый возраст).

Теоретич. рефлекс. мышление. Интеллектуализация воспр. и памяти. Личностная рефликсия. Гипертрофир. потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе свертсников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15—17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение. Профессиональное самоопределение. Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравств. устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операц. мышление. Совершенствуется владение сложными интеллект. операциями анализа, синтеза, теоретич. обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоцион. восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.

Учебно-проф. деятельность.

Период юнности (от 17 до 20 лет)

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родит. дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Окончательное самоопределение.

Реализация жизн. планов или поиск себя.

Три варианта нарправленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Период молодости (от 20 до 30 лет)

Осуществ. жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют человека. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство проф. компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теорет. мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качеств. изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» — образ.

Поиск партнера. Создание семьи, проф. рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Период зрелости (от 30 до 60—70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизн. предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в проф. деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед др. людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физ. сил, привлекательности– жестокий удар по самооценке и Я-концепции, изменяются соц. ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, матер. или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в проф. плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функц. уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование проф. памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость (после 60—70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизн. цикла.

Смена обществ. позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности. Генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – созраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность, цельность.

Снижение психич. тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Основным типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, полит. и эконом. положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим хар-ным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые соц. связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие соц. связей) или сохранение себя как индивида.

infotables.ru

ВОЗРАСТНОЙ — это… Что такое ВОЗРАСТНОЙ?

  • ВОЗРАСТНОЙ — ВОЗРАСТНОЙ, возрастная, возрастное, и ВОЗРАСТНЫЙ, возрастная, возрастное (книжн. офиц.). прил. к возраст; определяемый по возрасту, обусловленный возрастом. Возрастные группы населения. Возрастной ценз поступающих в школы. Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • возрастной — ВОЗРАСТ, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • возрастной — прил., кол во синонимов: 1 • немолодой (15) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • возрастной — и устарелое возрастный. Произносится [возрасной] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Возрастной — прил. 1. соотн. с сущ. возраст, связанный с ним 2. Свойственный какому либо возрасту, характерный для него. 3. Определяемый по возрасту. 4. Обусловленный возрастом. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • возрастной — возрастной, возрастная, возрастное, возрастные, возрастного, возрастной, возрастного, возрастных, возрастному, возрастной, возрастному, возрастным, возрастной, возрастную, возрастное, возрастные, возрастного, возрастную, возрастное, возрастных,… …   Формы слов

  • возрастной — возрастн ой …   Русский орфографический словарь

  • возрастной — …   Орфографический словарь русского языка

  • возрастной — B/ пр; 109 иск см. Приложение II Я заболел болезнью возрастно/й. Не знаю, как такое получилось, но все, что ни случается со мной, мне кажется давно уже случилось. Е. А. Евтушенко, Возрастная болезнь …   Словарь ударений русского языка

  • возрастной — см. Возраст …   Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Возрастные категории людей по годам в России и мире. Таблица группы по ВОЗ 2019

    Над созданием возрастных категорий людей по годам работали демографы и социологи всего мира. Показатели играют важную роль и являются основой демографии как науки.

    Содержание статьи:

    Понятие взросления

    Время от рождения до прихода старости чрезвычайно условное понятие. В разные времена во множестве стран ученые занимались созданием единой системы.

    Возрастные категории людей по годам до настоящего времени не классифицировали таким образом, чтобы можно было отследить население, принимая во внимание особенности регионов, а также подходящих для учета возрастов всех людей на планете. Возраст — промежуток времени, прошедший с даты появления на свет до конкретного дня. Это понятие подразделяют на биологический возраст и паспортный.

    В такой науке как демография существует сразу несколько возрастных показателей:

    • совершеннолетие;
    • возраст вступления в брак;
    • трудоспособный;
    • репродуктивный;
    • пенсионный.

    В каждой стране законодательством установлены свои права и обязанности с исполнением определенного количества лет, такие как: право голосования, возможность избраться на тот или иной пост, право подачи документов в высшее учебное заведение, право юридической и административной ответственности.

    Возрастные категории людей по годам можно получить из документов, которые регистрируют все самые значимые события в его жизни (дату рождения, начало совершеннолетней жизни, брак или смерть) и на основе последних результатов переписи.

    Возраст общепринято исчислять в годах, однако счёт идёт на недели и месяцы в первый год жизни младенца.

    В большей части мира отсчет идёт со дня появления на свет, хотя встречаются и исключения. Например, в Корее младенец считается годовалым уже в день своего рождения. В Республике Индонезия и Китае гражданин становится старше лишь с наступлением нового календарного года, не принимая в расчёт дату его рождения.

    Понятие о возрастных категориях

    Классификацией возраста называют способ разделения граждан разных возрастов по категориям. Они формируются путём объединения индивидов по идентичным признакам, а также по значимости их роли в социально-демографических процессах. Критерии возрастных категорий различны по отношению к цели исследования.

    К примеру, в такой науке как демография, самой эффективной считается группировка на однолетние или пятилетние отрезки жизни. Для изучения факторов рождаемости обращают внимание на 2 конкретных показателя: бракоспособный возраст женщины и период её жизни, когда она находится на пике своей репродуктивной способности.

    В экономике принята классификация из 3-х групп:

    • дотрудоспособный;
    • трудоспособный;
    • послерабочий.
    Возрастные категории людей по ВОЗ

    Небезызвестная возрастная классификация, которая легла в основу всех современных вариаций, была разработана Борисом Урланисом.

    Он разбил население на 3 основных группы:

    • Дорабочая – часть граждан возрастом до 14 лет. В их числе младенцы, которым не исполнилось 24 месяцев, дошкольники от 3 до 7 лет, а также школьники до 14 лет.
    • Рабочая – период между 15 и 60 годами. В эту группу входили юные представители общества не младше 16 и не старше 24, люди периода зрелости возрастом от 24 до 45, а также те, кто был не моложе 45-и не старше 59 лет, переживающие период вторичной зрелости.
    • Послерабочая – все граждане старше 60 лет, включая людей пожилого возраста от 60 до 70, затем наступает так называемая «ранняя старость» в промежутке между 70 до 79, все последующие годы именовались глубокой старостью.

    Возрастные категории людей по годам (разделения) условны.

    Точных градаций установить нельзя, так как человеческая жизнь представляет собой непрерывное цикличное развитие. Не стоит забывать и об индивидуальных особенностях климата, экологической ситуации в регионе и генетической стороне исследования. Несмотря на существования целого спектра классификации, ни одна из них официально не признана общепринятой.

    Возрастная классификация в России

    Было предпринято несколько попыток в создании универсальной классификации возрастных категорий. В нашей стране одним из первых этой попыткой воспользовался демограф А. П. Росчавский-Петровский. В своих работах он выделял несколько групп, каждой из которых дал название.

    Ещё один статист и психолог, но уже советской эпохи, сыграл немаловажную роль в становлении демографической структуры РФ. Им был Д.Б. Эльконин, занимавшийся исследованиями в данной сфере в середине прошлого века.

    Он утверждал, что построение грамотной возрастной градации позволит определить степень развития индивида в течение всей его жизни. Первая продуманная классификация возрастов была принята в Советском Союзе ещё в 1962 г. Тогда Ленинградская конференция по геронтологии работала над документом вместе со специалистами ВОЗ по социально-демографическим вопросам.

    В этом документе периоды утвердили следующим образом:

    • от 45 до 59 — зрелый возраст;
    • преклонным называли промежуток между 60 и 74;
    • категория людей старше 75 лет определялась как старческая;
    • под понятие «долгожители» попадали люди старше 90.

    Современная демографическая структура в России характеризуется так:

    Название группыКоличество лет
    Новорождённыеот 0 до 7 дней
    Грудныеот 7 суток до 12 месяцев
    Ясельный периодот года до 3 лет
    Дошкольный периодот 3 до 7
    Отрочествоот 7 до 17 лет
    Молодежьот 17 до 30 лет
    Зрелыеот 30 до 55 лет
    Пожилыеженщины — 55+;

    мужчины — 60+

    Долгожители80+

    Мировой стандарт ВОЗ

    Возрастные категории и начало старения во всех культурах определялись практически одним и тем же образом. Так Пифагор заявлял, что старение людей начинается на 7-м десятке жизни, когда китайские ученые говорили уже 70 годах. А вот германский гигиенист М. Рубнер и вовсе подразделял понятие «старость» на два типа: 50 лет — старость обыкновенная и 70 лет — старость почтенная.

    Общепринято считать, что выход на пенсию является показателем пожилого возраста. Но этот подход сложно назвать универсальным, ведь время выхода на пенсию определяется в каждом государстве индивидуально. Кроме того, пенсионный возраст женщин наступает раньше. К примеру, в России, женщина получает пенсионное удостоверения на 2 года раньше мужчины.

    Но есть и граждане ОАЭ, которые получают своё пенсионное свидетельство уже в 49 лет, независимо от пола. По утверждению Всемирной организации здравоохранения, «старые пенсионеры» и «новые пенсионеры» имеют колоссальные различия как социальные классы.

    Социальные исследования доказывают организации, что физические и психологические характеристики людей отличаются даже по разбивкам на пятилетние периоды: от 59—64 года, от 65—70 лет, от 71—76 года и другие.

    По этой причине для составления достоверной статистики и создания структурированной классификации возрастов важно учитывать как общие демографические показатели конкретной местности, так и показатели демографических изменений за конкретный период времени.

    Именно поэтому выведение одной доподлинно верной классификации возрастов заняло большое количество времени. Можно с уверенностью сказать, что к общему знаменателю ученые не пришли до сих пор. В 1939 г. специалисты американской ассоциации здравоохранения предложили своё видение универсальной возрастной классификации. Именно эта концепция принята за базис всех исследований ВОЗ.

    Она насчитывает 8 основных групп:

    • раннее детство – возраст до 1 года;
    • дошкольный период – от 1 до 4 лет;
    • школьный период – от 5 до 14;
    • юность – от 15 до 24;
    • возраст наибольшей активности – от 25 до 44;
    • зрелый период – от 45 до 65;
    • ранняя старость – от 65 до 75;
    • старость – 75 и старше.

    По истечении более чем полувека структура американской классификации лишь немного видоизменилась, такой, по мнению ВОЗ, она предоставлена в современное время:

    Название группыКоличество лет
    Молодой возрастот 18 до 44 лет
    Средний возрастот 45 до 59 лет
    Пожилой возрастот 60 до 70 лет
    Старческий возрастот 75 до 90 лет
    Долголетие90+

    Биологический возраст

    Принцип классификации возрастов в медицине опирается на особенности организма человека. А конкретно на анатомические и физиологические особенности. Поэтому говоря о возрастных показателях, врачи часто использую термин «биологический возраст».

    Под ним понимается самочувствие конкретного человека, оно оценивается на основе состояния его нервной системы, физических возможностях и скорости обменных процессов. Для определения биологического возраста учитываются индивидуальные показатели, которые определяют возможность работы и функционирования различных тканей, органов.

    На основе этих данных делается заключение и выясняется, насколько процесс старения человека соответствует среднестатистическому эталонному показателю. Таким образом, медицина и вовсе отрицает любую классификацию возрастов, продвигая идеи индивидуального подхода к каждому отдельному индивидууму.

    Цели ВОЗ в данной сфере

    В наши дни демографическая сфера испытывает ряд трансформаций, которые обусловлены сокращением рождаемости, а также увеличением процента пожилого населения. В данном контексте речь идёт о кризисе в демографии, накал которого наблюдается сегодня по всему миру.

    Проблемы социально-экономического развития, как в конкретном регионе, так и во всем мире, тесно связаны с повышением среднего возраста населения. К первой категории стран, которые смогли испытать на себе подобные сдвиги, относят развитые регионы: европейские государства, Соединенные Штаты, Япония.

    Новая волна демографического кризиса медленно настигает менее развитые части света: африканский континент и страны Южной Америки. По прогнозам ВОЗ уже через 30 лет более 4\5 всех пожилых людей придётся на страны с низким и средним уровнем дохода. И, напротив, в Китае и Бразилии прогнозируется улучшение демографической обстановки.

    Видео о возрастных категориях

    Что такое старость и старение:

    healthperfect.ru

    Возраст — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени[1].

    Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введения понятия «биологический возраст», или «возраст развития»[1]. Отдельно выделяется «умственный возраст».

    Возраст в праве[править | править код]

    Возрастные периоды человека[править | править код]

    «Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века
    • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
    • Грудной период — от 4 недель до 1 года
    • Раннее детство — 1-3 года
    • Дошкольный возраст — 3 года — 6-7 лет
    • Младший школьный возраст — 6—7 — 10—12 лет
    • Подростковый период — 10—12 — 17—18 лет
    • Юношеский период
      • юноши: 17—21 год
      • девушки: 16—20 лет
    • Зрелый возраст (1 период)
      • мужчины 21-35 лет
      • женщины 20-35 лет
    • Зрелый возраст (2 период)
      • мужчины 35-60 лет
      • женщины 35-55 лет
    • Пожилой возраст
      • мужчины 60-75 лет
      • женщины 55-75 лет
    • Старческий возраст — 75-90 лет
    • Долгожители — 90 лет и более[2]

    Возраст растения, или абсолютный возраст растения, или календарный возраст растения — промежуток времени от начала прорастания семени или споры до определённого момента развития этого растения[3].

    У большинства древесных растений, растущих в условиях смены благоприятных и неблагоприятных сезонов года, возраст достаточно точно можно определить по годовому приросту (годовым кольцам).

    1. 1 2 Возраст Архивная копия от 13 апреля 2010 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1229 дней]): статья в словаре Психофизиология. Словарь / Авт. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 128 с.
    2. ↑ Возраст // Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг.
    3. Коровкин О. А. Анатомия и морфология высших растений: словарь терминов. — М.: Дрофа, 2007. — С. 29. — 268, [4] с. — (Биологические науки: Словари терминов). — 3000 экз. — ISBN 978-5-358-01214-1.

    ru.wikipedia.org

    Слово ВОЗРАСТНОЙ — Что такое ВОЗРАСТНОЙ?

    Слово состоит из 10 букв: первая в, вторая о, третья з, четвёртая р, пятая а, шестая с, седьмая т, восьмая н, девятая о, последняя й,

    Слово возрастной английскими буквами(транслитом) — vozrastnoi

    Значения слова возрастной. Что такое возрастной?

    Возрастной ценз

    Возрастной ценз Возрастной ценз — требование избирательного закона, согласно которому право участвовать в выборах, реформе или занимать определенную должность предоставляется лишь по достижении определенного возраста.

    Словарь финансовых терминов

    Возрастной ценз — требование избирательного закона, согласно которому право участвовать в выборах, реформе или занимать определенную должность предоставляется лишь по достижении определенного возраста.

    Словарь финансовых терминов

    Возрастной ценз — требование избирательного закона, согласно которому право участвовать в выборах, реформе или занимать определенную должность предоставляется лишь по достижении определенного возраста.

    glossary.ru

    Криз возрастной

    Криз возрастной — переходные возрастные периоды, во время которых существенно увеличивается вероятность появления или манифеста психического нарушения, расстройства поведения, проблем социальной адаптации.

    vocabulary.ru

    Криз возрастной — переходные возрастные периоды, во время которых возрастает вероятность появления психического нарушения, расстройства поведения, проблем социальной адаптации.

    Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

    ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ ПОПУЛЯЦИИ

    ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ ПОПУЛЯЦИИ Возрастной состав популяции распределение особей ценопо-пуляции по возрастам и фазам развития. У растений различаются особи: латентные (покоящиеся в виде семян, луковиц, клубней, корневищ, спор)…

    Экологический словарь

    ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ ПОПУЛЯЦИИ (В.с.п.) — соотношение в популяции особей разного возраста. В быстро растущей популяции обычно велика доля молоди, а в популяции, численность которой сокращается, обычно велика доля взрослых и стареющих особей.

    Экологический словарь

    ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ ПОПУЛЯЦИИ. Соотношение в популяции особей разного возраста. В быстро растущей популяции обычно велика доля молоди, а в популяции, численность которой сокращается, обычно велика доля взрослых и стареющих особей.

    Бизнес-словарь

    ВОЗРАСТНАЯ ПИРАМИДА

    ВОЗРАСТНАЯ ПИРАМИДА, пирамида возрастов, возрастно-половая пирамида, графич. изображение распределения людей по возрасту и полу. Представляет собой двустороннюю направленную диаграмму…

    Демографический энциклопедический словарь. — 1985

    ВОЗРАСТНАЯ ПИРАМИДА — термин демографии, обозначающий график (гистограмму), иллюстрирующий возрастно-половое распределение населения. По вертикальной оси, начиная с возраста 0 лет, откладывается возраст в одно- или пятилетних возрастных интервалах.

    Социология: Энциклопедия. — 2003

    Возрастная периодизация

    Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации. Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное…

    ru.wikipedia.org

    ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ — выделение границ временных периодов жизни, характеризующихся определенными анатомо-физиологическими и социально-психологическими признаками развития.

    Дудьев В.П. Психомоторика. — 2008

    Возрастная периодизация выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков; с небольшими различиями разные авторы обычно выделяют следующие: младенчество – от момента рождения до 1 года…

    Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — 2006

    Возрастная психофизиология

    ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ (англ. developmental psychophysiology) — область психологии, изучающая онтогенетическое развитие системных физиологических механизмов психической деятельности…

    Большой психологический словарь. — 2004

    Возрастная психофизиология Словообразование. Происходит от греч. psyche — душа physis — природа logos — учение. Категория. Раздел психофизиологии. Специфика. Изучает процесс созревания в онтогенезе мозговых механизмов психической деятельности.

    Психологический словарь. — 2000

    Возрастная психофизиология — раздел психологии, изучающий процесс созревания в онтогенезе — мозговых механизмов психической деятельности -. Индивидуальное развитие человека обусловлено присвоением им историч

    Психологический словарь. — 2000

    Возрастная структура населения

    ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ, распределение нас. по возрастным группам и возрастным контингентам в целях изучения демографич. и социально-экон. процессов.

    Демографический энциклопедический словарь. — 1985

    Возрастная структура населения — распределение численности населения по возрастным группам. Возрастна́я структу́ра населе́ния прогресси́вная (син. прогрессивный тип населения) — В. с. н.

    Медицинская эциклопедия

    Возрастная физиология

    Возрастная физиология, раздел физиологии человека и животных, изучающий закономерности становления и развития физиологических функций организма на протяжении онтогенеза — от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни.

    БСЭ. — 1969—1978

    ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ раздел физиологии, изучающий закономерности становления и возрастные изменения функций целостного организма, его органов и систем в процессе онтогенеза (от оплодотворения яйцеклетки до прекращения индивидуального существования).

    Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.Г. Панова. — 1993

    ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ — наука, изучающая особенности жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Задачи В.ф.: изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом…

    Педагогический словарь бибилотекаря. — Спб: РНБ, 2005-2007.

    Кризисы возрастные

    Кризисы возрастные [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

    Психология развития: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского. — 2005

    КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ (от греч. krisis — переломный момент, исход), условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В дет. психологии эмпирически отмечалась неравномерность дет. развития, наличие особых…

    Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.Г. Панова. — 1993

    КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ — условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности.

    Педагогический словарь бибилотекаря. — Спб: РНБ, 2005-2007.

    Русский язык

    Возрастно́й.

    Орфографический словарь. — 2004

    Примеры употребления слова возрастной

    Команды должны состоять из двух мальчиков и одной девочки в каждой возрастной категории.

    Собственно говоря, нет там такого правила, что нужно возрастной ценз вводить.

    Респонденты младшей возрастной группы больше полагаются на опыт работы и личные качества.

    Ходят слухи, что Ливанов предлагал ввести для руководящего звена РАН возрастной ценз 60 лет.

    Судя по возрастной категории посетителей, этот вечер в «Зеленом театре» был поистине семейным.

    Во второй возрастной категории медали получили Тарасова Кира и Денис Горбунков.

    Да, Алексей возрастной игрок, но не надо забывать, что у него есть лидерские качества.

    Напомним, что в России возрастной лимит для судей, по примеру ФИФА, также составляет 45 лет.

    Среди девочек той же возрастной категории победительницей стала Тамара Невмывака.

    Я знаю, что сейчас существует возрастной ценз до 40 лет, и я вписываюсь в эти рамки.


    1. возрастающий
    2. возрастить
    3. возрасти
    4. возрастной
    5. возраст
    6. возращение
    7. возращенный

    wordhelp.ru

    Возрастные периоды жизни человека

    Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

    Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает период времени от рождения до конкретного события в жизни человека.

    Рождение, взросление, развитие, старость – все это периоды жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

    Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

    Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

    Возрастные периоды жизни человека – это периоды между ключевыми «точками».

    Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о возможностях человека: как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

    Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

    Возрастные периоды
    возрастпериод
    0-4 неделиноворожденный
    4 недели — 1 годгрудной
    1-3 годараннее детство
    3-7 летдошкольный
    7-10/12 летмладший школьный
    девочки: 10-17/18 летподростковый
    мальчики: 12-17/18 лет
    юноши17-21 годюношеский
    девушки16-20 лет
    мужчины21-35 летзрелый возраст, 1 период
    женщины20-35 лет
    мужчины35-60 летзрелый возраст, 2 период
    женщины35-55 лет
    55/60-75 летпожилой возраст
    75-90старческий возраст
    90 лет и болеедолгожители

    Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

    В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

    Например:

    • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
    • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
    • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

    Периоды жизни по Пифагору

    Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

    • Весна – начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
    • Лето – молодость, от 20 до 40 лет.
    • Осень – расцвет, от 40 до 60 лет.
    • Зима – угасание, от 60 до 80 лет.

    Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

    К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

    Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь – вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек – частичка природы, живет и развивается по ее законам.

    Понятие «времен года» по Пифагору

    Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

    • Весна – время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
    • Лето – период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
    • Осень – человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
    • Зима – период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

    Основные периоды земного пути людей

    Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

    • юность;
    • зрелый возраст;
    • старость.

    На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

    Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

    Особенности основных этапов существования личности

    Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

    Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

    Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

    Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

    Критические точки

    Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

    Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

    • Подростковый период.
    • Вступление человека во взрослую жизнь — тридцатилетие.
    • Переход на четвертый десяток.
    • Сорокалетие.
    • Середина жизни – 45 лет.
    • Пятидесятилетие.
    • Пятидесятипятилетие.
    • Пятидесятишестилетие.

    Уверенное преодоление «критических точек»

    Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

    В подростковом периоде ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

    На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

    Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

    В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

    В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

    В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

    В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

    Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

    Заключение

    Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

    • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
    • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй – когда появляются проблемы, жизненные трудности.
    • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
    • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

    Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

    fb.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *