Виды нарушения памяти – Нарушение памяти

Нарушение памяти

Виды нарушения памяти. Нарушения памяти можно разделить на две группы — количественные и качественные

Виды нарушения памяти

Нарушения памяти можно разделить на две группы — количественные и качественные.

I. К количественным нарушениям памяти относят гипермнезию, гипомнезию и амнезию.

Гипомнезия — общее ослабление памяти, проявляющееся в трудностях запоминания дат, новых имен, текущих событий. Нередко гипомнезия сопровождается анэкфорией, когда больной не может вспомнить и хорошо известные ему факты (название знакомых предметов, имена родственников и т.д.), ответ будто «вертится на языке». Больной обычно осознает ослабление памяти и пытается ее компенсировать, используя мнемотехнику, узелки «на память», записи-напоминания, старается класть вещи на одно и тоже место и т.д. Основные причины гипомнезии — органические (особенно сосудистые) заболевания мозга, интоксикация при инфекционных и соматических заболеваниях, астенический синдром, депрессии.

Гипермнезия (термин Джеймса Макгоу) — патологическое обострение памяти, проявляющееся чрезмерным обилием воспоминаний, которые всплывают с необычайной легкостью и охватывают как события в целом, так и их мельчайшие подробности. Примером гипермнезии служит уникальная память

Соломона Вениаминовича Шерешевского, описанная нейропсихологом Р.А. Лурия в «Маленькой книжке о большой памяти», а также случай Джилл Прайс. В своем рассказе «Фунес, чудо памяти» аргентинский литератор Борхис попытался передать чувства, переживаемые людьми с гипермнезией:

Он помнил формы южных облаков на заре 30 апреля 1882 года и мог мысленно сравнить их с мраморным рисунком на кожаном переплете книги, на которую взглянул только раз, и с узором пены под веслом на Рио-Негро в канун сражения при Кебрачо… Воспоминания эти были непростыми — каждый зрительный образ сопровождался ощущениями мышечными, тепловыми и т. д. Он мог восстановить все свои сны, все фантазии. Два или три раза он воскрешал в памяти по целому дню. Он сказал мне: «У меня одного больше воспоминании, чем было у всех людей в мире с тех пор, как мир стоит». И еще: «Мои сны все равно что ваше бодрствование… моя память, сударь, как сточная канава…» «Фунес, чудо памяти» Хорхе Луис Борхес

Амнезия — утрата памяти. Амнезии подразделяются на:
1 генерализованная амнезия — вид амнезии, при котором не возможно установить временные рамки начала и конца болезни.

фиксационная амнезия — утрата памяти на текущие события.

фиксационная амнезия — спутник деменции

прогрессирующая амнезия — вид амнезии, при котором по закону Т. Рибо разрушение памяти начинается с недавних воспоминаний и заканчивается все более и более отдаленными в прошлом событиями. Так И.В. Журавлев приводит в пример случай «сдвига в прошлое», когда пожилой мужчина начинает думать, что он живет в 60-х годах, когда он был молод, а живущая с ним под одной крышей дочь — это его жена.

2 локализованная амнезия (ограниченные) — вид амнезии с определенным временным периодом, на который утрачивается память.

Локализованные амнезии

уникальный случай Генри Густава Моллисона

антероградная амнезия — утрата памяти на события, происшедшие после травмирующего инцидента. Например, человек может не помнить первые дни, когда он вышел из комы.

ретроградная амнезия — утрата памяти на события, происшедшие до травмирующего инцидента.

конградная амнезия — утрата памяти на события, происшедшие на период измененного сознания (комы, онейроида, белой горячки, сумеречного состояния сознания)

смешанная амнезия

ретардированная амнезия (запаздывающая) — какой-то период времени или события выпадают из памяти не сразу, а спустя некоторое время после болезненного состояния. В течение этого периода пациент может рассказать окружающим о бывших у него болезненных переживаниях. Через короткое время он забывает их напрочь.

палимпсест — утрата отельных событий и деталей своего поведения, возникающая в период алкогольного опьянения. Общий ход события в памяти сохраняется.


Ой, где был я вчера — не найду, хоть убей.
Только помню, что стены с обоями,
Помню, Клавка была и подруга при ней,
Целовался на кухне с обоими.
А наутро я встал — мне давай сообщать,
Что хозяйку ругал, всех хотел застращать,
Что я голым скакал, что я песни орал,
А отец, говорил, у меня генерал.«Антиалкогольная» Владимир Высоцкий

3 диссоциативная амнезия — вид амнезий, в основе которых лежат механизмы вытеснения.

селективная амнезия — избирательная потеря памяти, при которой пострадавший забывает отдельные события, произошедшие в течение ограниченного периода времени. Например, женщина, потерявшая ребенка, может не помнить своего ребенка и связанные с ним события, однако помнить нейтральные параллельные события.

тотальная амнезия — вид амнезии, при которой утрачивается вся информация, касаемая личности больного (имя, возраст, место проживания, информация о родителях и друзьях и т.д.).

II. К качественным нарушениям (парамнезии) относятся:

псевдореминисценция — нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные, имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее;

конфабуляция

— обман памяти, при котором провалы в памяти замещаются вымышленными, не имевшими места событиями.

криптомнезия — нарушение памяти, при котором меняются местами источники воспоминаний. Например, увиденное во сне, представленное в фантазии, прочитанное в книге, в газете или в интернете, увиденное в кино, услышанное от кого-либо вспоминается как происшедшее с пациентом в действительности, пережитое им или переживаемое в данное время на самом деле и наоборот. При этом подлинный источник информации нередко забывается. Например, пациент который услышал, что некто болел чем-то серьезным и вскоре от этой болезни умер, некоторое время спустя вспоминает, что это именно у него (или также у него) появлялись признаки соответствующей болезни и это он должен был умереть, но по счастливой случайности этого пока не произошло.

контаминация — ложное воспроизведение информации, характерное объединением в образе или понятии частей, принадлежащих к разным объектам.

Художественные фильмы, в которых персонажи страдают различными формами нарушения памяти:

50 первых поцелуев / 50 First Dates (мелодрама, 2004)
Вспоминать о прекрасном / Se souvenir des belles choses (драма, мелодрама, 2001)
Дневник памяти / The Notebook (драма, мелодрама, 2004 г.)

Енен / Н.Н. / Enen (драма, триллер; Польша, 2009 г.)

c438dddc4c5216c1730d269fef35fb2e

Змеиная яма / The Snake Pit (драма, 1948 г.)
Империя волков / L’empire des loups (триллер, 2005 г.)
Мой ревнивый парикмахер / Min misunnelige frisør
Морщинки / Arrugas (мультфильм, драма, 2011 г.)
Помни воскресенье (драма, мелодрама, 2013)
Потерянный / Un homme perdu / A Lost Man
Прежде чем я усну / Before I Go to Sleep (триллер, детектив, 2014)
Хочу обнять тебя / Dakishimetai: Shinjitsu no monogatari (мелодрама, 2014)
Эрик Кандель: В поисках памяти
Статья подготовлена dr.Freud на основании лекции Игнатия Владимировича Журавлева, кандидата психологических наук, врача-психиатра, старшего научного сотрудника кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

hello-freud.ru

12. Нарушения памяти, их основные виды. Расстройства, при которых наблюдаются нарушения памяти.

Память — это процесс накопления информации, сохранения и своевременного воспроизведения накопленного опыта.

Механизмы памяти к настоящему времени изучены недостаточно, но накоплено много фактов, свидетельствующих о существовании кратковременной памяти, основанной на быстро образующихся временных связях; и долговременной памяти, представляющей собой прочные связи

Расстройства памяти условно можно разделить на количественные (дисмнезии) и качественные (парамнезии) нарушения, которые в особом сочетании составляют корсаковский амнестический синдром.

К дисмнезиям относятся гипермнезия, гипомнезия и различные варианты амнезий.

Гипермнезия — непроизвольная, несколько беспорядочная актуализация прошлого опыта. Наплыв воспоминаний о случайных, малосущественных событиях не улучшает продуктивности мышления, а лишь отвлекает больного, мешает ему усваивать новую информацию.

Гипомнезия — общее ослабление памяти. При этом, как правило, страдают все ее составляющие. Больной с трудом запоминает новые имена, даты, забывает детали происходивших событий, не может без специального напоминания воспроизвести сведения, хранящиеся глубоко в памяти. Наиболее частая причина гипомнезии — широкий круг органических (особенно сосудистых) заболеваний мозга, в первую очередь атеросклероз. Однако гипомнезия бывает обусловлена и преходящими функциональными расстройствами психики, например состоянием утомления (астенический синдром).

Под термином амнезия объединяют ряд расстройств, характеризующихся потерей (выпадением) участков памяти. При органических поражениях мозга это чаше всего утрата некоторых временных промежутков.

Ретроградная амнезия — утрата воспоминаний о событиях, произошедших до возникновения заболевания (чаще всего острой мозговой катастрофы с выключением сознания). В большинстве случаев из памяти выпадает короткий промежуток времени, непосредственно предшествовавший травме или потере сознания.

Истерическая амнезия в отличие от органических заболеваний полностью обратима. Утраченные при истерии воспоминания можно легко восстановить в состоянии гипноза или лекарственного растормаживания.

Конградная амнезия — это амнезия периода выключения со знания. Объясняется не столько расстройством функции памяти как таковой, сколько невозможностью воспринять какую-либо информацию, например, во время комы или сопора.

Антероградная амнезия — выпадение из памяти событий, происходивших после завершения острейших проявлений заболевания (после восстановления сознания). При этом больной производит впечатление человека, вполне доступного контакту, отвечает на поставленные вопросы, однако позже даже фрагментарно не может воспроизвести картину происходившего накануне. Причиной антероградной амнезии бывает расстройство сознания (сумеречное помрачение сознания, особое состояние сознания). При корсаковском синдроме антероградная амнезия выступает как следствие

стойкой утраты способности фиксировать события в памяти (фиксационной амнезии).

Фиксационная амнезия — резкое снижение или полная утрата способности длительно сохранять вновь полученные сведения в памяти. Страдающие фиксационной амнезией не могут запомнить ничего из только что услышанного, увиденного и прочитанного, однако хорошо помнят события, произошедшие до начала заболевания, не утрачивают профессиональных навыков. Фиксационная амнезия может представлять собой чрезвычайно грубый вариант гипомнезии на конечных стадиях течения хронических сосудистых поражений мозга (атеросклеротическое слабоумие). Она также является важнейшей составной частью корсаковского синдрома. В этом случае она возникает остро в результате внезапных мозговых катастроф (интоксикаций, травм, асфиксии, инсульта и пр.).

Прогрессирующая амнезия — последовательное выпадение из памяти все более глубоких слоев в результате прогрессирующего органического заболевания. Описана очередность, с которой разрушаются запасы памяти при прогрессирующих процессах.

По закону Рибо сначала снижается способность к запоминанию (гипомнезия), затем забываются недавние события, позже нарушается воспроизведение давно произошедших событий. Это ведет к утрате организованных (научных, абстрактных) знаний. В последнюю очередь утрачиваются эмоциональные впечатления и практические автоматизированные навыки. По мере разрушения поверхностных слоев памяти у больных нередко наблюдается оживление детских и юношеских воспоминаний. Прогрессирующая амнезия — проявление широкого круга хронических органических прогрессирующих заболеваний: безинсулиного течения атеросклероза сосудов головного

мозга, болезни Альцгеймера, болезни Пика, сенильной деменции.

Парамнезии — это искажение или извращение содержания воспоминаний. Примерами парамнезий являются псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии, эхомнезии.

Псевдореминисценциями называют замещение утраченных промежутков памяти событиями, происходившими в действительности, но в другое время. Псевдореминисценции отражают еще одну закономерность разрушения памяти: в ней дольше сохраняется содержание пережитого («память содержания»), чем временные взаимоотношения событий («память времени»).

Конфабуляции — это замещение провалов памяти вымышленными, никогда не происходившими событиями. Появление конфабуляции может свидетельствовать о нарушении критики и осмысления ситуации, поскольку больные не только не помнят происходившего в действительности, но и не понимают, что описанные ими события и не могли происходить.

Криптомнезии — это искажение памяти, выражающееся в том, что в качестве воспоминаний больные присваивают сведения, полученные от других лиц, из книг, события, произошедшие во сне. Реже наблюдается отчуждение собственных воспоминаний, когда больной считает, что он лично не участвовал в событиях, хранящихся в его памяти. Таким образом, криптомнезии — это утрата не самой информации, а невозможность точно установить ее источник. Криптомнезии могут быть проявлением как органических психозов, так и бредовых синдромов (парафренного и параноидного).

Эхомнезия (редуплицирующая парамнезия Пика) выражается в ощущении, будто нечто подобное настоящему уже происходило в прошлом. Это чувство не сопровождается пароксизмально возникающим страхом и феноменом «озарения», как deja vu. Нет и полной идентичности настоящего и прошлого, а только ощущение сходства. Иногда возникает уверенность, что событие происходит уже не во второй, а в третий (четвертый) раз. Данный симптом бывает проявлением различных органических заболеваний мозга с преимущественным поражением теменно-височной области.

studfile.net

Виды нарушений (расстройств) памяти | Диплом по психологии

Проблема расстройств памяти является одной из наиболее часто встречающихся в клинической практике. Наиболее часто расстройства памяти возникают при заболеваниях, патологические процессы которых затрагивают головной мозг (черепно-мозговые травмы, сосудистые и инфекционные заболевания головного мозга, нейроинтоксикации), и у психически больных. Однако нередко нарушения памяти встречаются и у здоровых людей в особых условиях: в состоянии переутомления, аффекта, астении, вызванной соматической болезнью, и т.п. [29; 34; 38].

Нарушения памяти могут касаться как ее отдельных компонентов, так и ее динамики. В современной науке существует несколько различных классификаций нарушений памяти. Согласно наиболее распространенной классификации, выделяют следующие виды расстройств памяти [6; 26; 29; 34; 38 и др.]:

  1. Дисмнезии – общие расстройства памяти, заключающиеся в изменении общей способности запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.
    1. Гипермнезия – непроизвольное оживление, усиление, обострение памяти, повышение способности воспроизведения, вспоминания давно забытых событий прошлого, незначительных и неактуальных для больного в настоящем. При этом «больной, к своему удивлению, вспоминает давно забытые достаточно крупные эпизоды своего детства или юности в мельчайших подробностях, воспроизводит наизусть целые страницы когда-то прочитанных, но давно забытых произведений» [26].Чаще всего гипермнезия представляет собой кратковременное, фрагментарное и неустойчивое явление и встречается при особых состояниях сознания, при приеме алкоголя и некоторых наркотических веществ (опий, ЛСД, психоаналептики), при лихорадочных состояниях, состояниях чрезмерного возбуждения, некоторых вариантах ауры при больших эпилептических припадках, а так же при маниях, бреде, слабоумии и некоторых других психических заболеваниях. Так, например, описан случай, когда один больной, страдавший олигофренией в степени имбецильности, помнил даты погребений всех умерших в течение 35 лет в деревне, где он жил [38].
    2. Гипомнезия – ослабление памяти, частичное выпадение из памяти событий, фактов, явлений. «Возникает так называемая «прорешливая память», когда больной вспоминает не все, что должен был бы помнить, а лишь наиболее важное для него, сильные и яркие впечатления, а также часто повторяющиеся в его жизни события. Легкая степень гипомнезии проявляется слабостью воспроизведения дат, имен, терминов, цифр и т.п.» [6].Гипомнезия встречается при неврологических нарушениях, наркоманиях, слабоумии. Так же, как и гипермнезия, гипомнезия часто формируется на базе эмоциональных расстройств; но, если гипермнезия, как правило, сопровождает маниакальный спектр симптомов (состояния эйфории и т.п.), то гипомнезия – депрессивный. Кроме того, гипомнезия встречается при неврологических заболеваниях: она характерна для сосудистых, травматических и атрофических процессов головного мозга.Кроме того, гипомнезия является одним из наиболее часто встречающихся преходящих нарушений памяти, возникающих у здоровых людей в состоянии усталости и переутомления. Гипомнезия также является нормой у подавляющего большинства людей в пожилом возрасте в связи с действием закона Рибо (или Рибо-Джексона), «когда накопленная за всю жизнь информация постепенно теряется в порядке, обратно пропорциональном приобретению ее, т.е. от настоящего к прошлому» [26].
    3. Амнезия – утрата памяти, «провалы в памяти», полное выпадение из памяти событий, имевших место в определенный период. Длительность промежутка времени, охватываемого амнезией, различна (от нескольких минут до нескольких дней, недель, месяцев, лет).Наиболее часто амнезии возникают вследствие черепно-мозговых травм, психологических травм, хронических отравлений, тяжелых гипоксий и аноксий мозга, повреждений гиппокампа. Кроме того, амнезии встречаются при деменциях и типичны при Корсаковском синдроме, возникающем вследствие алкоголизма.Существует несколько классификаций амнезий, построенных по различным основаниям (рис. 1).Рис.1. Классификации амнезийПо отношению к событиям, происходившим в разное время относительно начала расстройства, выделяют следующие виды амнезий:
      • Ретроградная амнезия – выпадение из памяти событий, происходивших до начала расстройства.
      • Конградная амнезия – выпадение из памяти событий, происходивших в острый период расстройства.
      • Антероградная амнезия – утрата воспоминаний о событиях, следовавших за острым периодом расстройства.
      • Антероретроградная амнезия – утрата воспоминаний о событиях, происходивших до, во время и после острого периода расстройства.

      По критерию преимущественно нарушенной функции памяти различают следующие виды амнезий:

      • Фиксационная амнезия – расстройство процесса запоминания, нарушение запечатления текущей поступающей информации, воспринимаемой субъектом. «В связи с этим слабеет или утрачивается память о текущих, недавних событиях, но сохраняется способность полного вспоминания приобретенного ранее опыта, фактов. Невозможность фиксировать текущие события и факты приводит к неспособности ориентироваться в месте и во времени (амнестическая дезориентировка). Такой больной плохо ориентируется или не ориентируется вовсе в палате, стационаре, не может запомнить обслуживающий персонал, окружающих больных, а также даты. Вместе с тем он довольно связно и подробно рассказывает о своей прошлой жизни, не утрачивает профессиональных знаний и навыков» [6].
      • Перфорационная амнезия – разновидность фиксационной амнезии, при которой процесс запоминания нарушается не полностью: часть получаемой субъектом информации запечатлевается, другая часть – не запечатлевается.
      • Анэкфория – неспособность к произвольному вспоминанию тех или иных фактов, событий, слов, которые извлекаются из памяти только после подсказки.

      По критерию динамики выделяют следующие виды амнезий:

      • Прогрессирующая амнезия – постепенное ослабление и распад памяти в соответствии с законом Рибо (Рибо-Джексона) – в порядке, обратном процессу формирования памяти: от настоящего к прошлому, от сложного к простому.
      • Ретардированная амнезия – «отставленная, запаздывающая амнезия. Какой-то период времени и события, имевшие в нем место, выпадают из памяти не сразу, а лишь спустя некоторое время после болезненного состояния. В течение этого периода пациент может рассказать окружающим о бывших у него болезненных переживаниях. Через короткое время он забывает их напрочь» [6].
      • Стационарная амнезия – стойкий дефицит памяти, фактически не имеющий динамики.
      • Регрессирующая амнезия – вариант амнезии с постепенным восстановлением памяти, но почти никогда она не возвращается полностью. Обратная динамика заключается в постепенном восстановлении воспоминаний о выпавшем из памяти периоде, в первую очередь вспоминаются наиболее важные и яркие для больного события.

      По объекту, подвергаемому амнезии, выделяют следующие виды амнезий:

      • Аффектогенная (кататимная) амнезия – вид амнезии, при котором «пробелы памяти возникают психогенно, по механизму вытеснения аффективно насыщенных индивидуально неприятных и неприемлемых личностью впечатлений и событий, а также всех событий (даже индифферентных), совпавших во времени с сильным потрясением» [6]. Аффектогенная амнезия встречается только при психогенных состояниях.
      • Истерическая амнезия – вид амнезии, при котором из памяти выпадают лишь отдельные неприятные события и факты, психологически неприемлемые для больного. От аффектогенной амнезии данное расстройство отличается тем, что воспоминания об обстановке, индифферентных событиях, совпавших с амнезируемыми во времени, сохраняются.
      • Фантастическая псевдология – разновидность истерической амнезии, при которой объектом вытеснения являются не удовлетворяющие больного факты автобиографии или особенности социального статуса. «Сочетающаяся с этим склонность к переоценке собственной личности, эгоизм, эгоцентризм нередко приводят к тому, что пробелы памяти замещаются вымышленными событиями, нередко носящими оттенок гротескности, утрированности. Это так называемые истерические фантазмы. Они занимательны по фабуле, часто имеют интригующее содержание, подчеркивают значимость личности больного. В отличие от патологической лживости критическое осмысление таких вымыслов утрачивается, появляется убежденность в их истинности» [6].
      • Скотомизация – разновидность истерической амнезии, возникающая у лиц, не проявлявших ранее истероидных черт характера.
  2. Парамнезии – это нарушения памяти, сущность которых заключается в патологической продукции памяти, обманах памяти.
    1. Конфабуляции – ложные воспоминания, «вымыслы памяти» («галлюцинации памяти», «бред воображения»), сопровождаемые убежденностью субъекта в их истинности. Например, «больной 80 лет, страдающий выраженным церебросклерозом, сообщает, что его только что допрашивали одновременно Малюта Скуратов и Иван Грозный. Попытки доказать ему, что оба вышеуказанных персонажа давно мертвы, оказались тщетными» [26].Выделяют следующие виды конфабуляций:
      • Замещающие конфабуляции – ложные воспоминания, заполняющие пробелы в памяти. Как правило, замещающие конфабуляции имеют неустойчивое и обыденное, профессионально-бытовое содержание.
      • Фантастические конфабуляции – ложные воспоминания о невероятных событиях, произошедших в прошлом. Чаще всего фантастические конфабуляции имеют стабильное содержание с признаками бреда величия или эротическими компонентами.
      • Паралитические конфабуляции – ложные воспоминания нелепого содержания.
    2. Псевдореминисценции – это замещение провалов памяти информацией и реальными фактами из жизни больного, но значительно смещенными во времени. Это так называемые «иллюзии памяти», заключающиеся в нарушении хронологии памяти, в том, что воспоминания о действительно имевших место событиях относятся больным в иной временной отрезок. Наиболее часто псевдореминисценции состоят в том, что события, пережитые субъектом в прошлом, воспринимаются им как имеющие место в настоящем, замещая собой провалы в памяти, возникающие в результате амнезии. Как правило, псевдореминисценции являются стабильными.Например, «больной со старческим слабоумием, находящийся в больнице около шести месяцев, бывший до болезни прекрасным преподавателем математики, утверждает, что он только что проводил занятия по тригонометрии в десятом классе» [26].Разновидностью псведореминисценций являются экмнезии – «сдвиг ситуации в прошлое («жизнь в прошлом»), когда стирается временная грань между прошлым и настоящим и давние события переносятся такой болезненной памятью в настоящее. Такому переносу подвергаются не отдельные факты или события, а целые, часто довольно значительные, периоды жизни. Иногда этот симптом сочетается с симптомом неузнавания — больные не узнают себя в зеркале» [6].
    3. Криптомнезии – искажения памяти, заключающиеся в отчуждении или присвоении воспоминаний. Различают следующие разновидности криптомнезий:
      • Ассоциированные (болезненно присвоенные) воспоминания – это искажения памяти, при которых больные воспринимают события, происходившие не с ними (например, прочитанные в книге или увиденные в кинофильме), как события собственной жизни, присваивает себе чужие мысли и действия.Одним из вариантов ассоциированных воспоминаний является истинная криптомнезия (патологический плагиат) – патология памяти, которая приводит пациента к присвоению себе авторства различных научных идей, произведений искусства, и т.п. Например, «больной с радостью сообщает врачу, что сочинил стихи: «Я помню чудное мгновенье…» и был искренне огорчен тем, что это стихотворение задолго до него написал А. С. Пушкин» [26].
      • Ложные ассоциированные (отчужденные) воспоминания – по сути противоположное расстройство, когда, напротив, эпизоды из собственной жизни субъект воспринимают как события, происходившие не с ним, а с кем-то иным, или как увиденные во сне, на сцене и т.п.
    4. Эхомнезии, или феномен «уже виденного» («дежа вю») – обманы памяти, при которых новое событие воспринимается как схожее или полностью идентичное событию, уже происходившему в прошлом. При этом текущее событие проецируется одновременно и в настоящее (адекватно), и в прошлое. Данный феномен характеризуется уверенностью субъекта в том, что он уже когда-то переживал подобное или в точности такое же событие, но при этом он не может «вспомнить», где и когда оно происходило.

Таким образом, виды нарушений памяти чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Некоторые виды нарушений памяти – истерическая амнезия, аффектогенная амнезия, фантастическая псевдология, фантастические конфабуляции – являются очевидно психогенными.

Далее: Общепсихологические основания нарушений памяти

psy-diplom.ru

Расстройства памяти — причины, симптомы, диагностика и лечение

Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. При гипомнезии нарушения характеризуются ослабеванием способности запоминать текущие и воспроизводить прошедшие события. Амнезия проявляется абсолютной невозможностью сохранять и использовать информацию. При парамнезиях воспоминания искажаются и извращаются – больной путает хронологию событий, заменяет забытое выдумкой, сюжетами из книг и телепередач. Диагностика проводится методом беседы, специальных патопсихологических проб. Лечение включает прием медикаментов, психокоррекционные занятия.

Общие сведения

Память является ключевым психическим процессом, обеспечивающим возможность накопления и передачи опыта, познания окружающего мира и собственной личности, приспособления к изменяющимся условиям. Жалобы на снижение памяти наиболее распространены среди пациентов неврологического и психиатрического профиля. Расстройства данной группы регулярно выявляются у 25-30% людей молодого и среднего возраста, у 70% пожилых. Выраженность нарушений варьируется от незначительных функциональных колебаний до стабильных и прогрессирующих симптомов, препятствующих социальной и бытовой адаптации. В возрастной группе 20-40 лет превалируют астено-невротические синдромы, носящие обратимый характер, у больных старше 50 лет ухудшение памяти часто обусловлено органическими изменениями в головном мозге, ведущими к стойкому когнитивному дефициту и плохо поддающимися лечению.

Расстройства памяти

Причины

Проблемы с памятью могут быть спровоцированы множеством факторов. Наиболее распространенной причиной является астенический синдром, вызванный ежедневной психоэмоциональной нагрузкой, повышенной тревожностью, физическим недомоганием. Патологическая основа выраженного снижения функций памяти – органические заболевания ЦНС и психические патологии. К наиболее распространенным причинам мнестических нарушений относятся:

  • Переутомление. Чрезмерные физические, умственные и эмоциональные нагрузки становятся источником стресса и функционального снижения когнитивных процессов. Вероятность ослабления памяти выше при несбалансированном питании, недосыпе, бодрствовании в ночное время.
  • Соматические болезни. Физические недуги способствуют развитию общего истощения. Трудности запоминания бывают вызваны как астенизацией, так и смещением внимания с информации, поступающей извне, на ощущения в теле.
  • Вредные привычки. Память ослабляется на фоне мозгового поражения, токсического повреждения печени, гиповитаминоза. При длительной алкогольной зависимости и наркомании развивается стойкий когнитивный дефицит.
  • Нарушения мозгового кровообращения. Причиной может стать спазм или атеросклероз мозговых сосудов, инсульт и другие возрастные нарушения. В группе риска пациенты с гипертонической болезнью.
  • Черепно-мозговые травмы. Память нарушается в остром и отдаленном периоде ЧМТ. Выраженность расстройств колеблется от легких затруднений при запоминании нового материала до внезапной утраты всех накопленных знаний (включая имя, фамилию, лица родственников).
  • Дегенеративные процессы в ЦНС. При нормальном старении мозг претерпевает инволюционные изменения – уменьшается объем тканей, количество клеток, уровень метаболизма. Происходит ослабление памяти и других познавательных функций. Выраженной стойкой дисфункцией сопровождаются дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона и пр.).
  • Психические расстройства. Когнитивный дефект формируется при различных деменциях, шизофрении. Эпилепсия, являясь неврологической болезнью, влияет психику, в том числе вызывает изменения памяти.
  • Умственная отсталость. Может быть связана с генетическими патологиями, осложнениями при беременности и родах. Мнестические нарушения наиболее выражены при умеренных и тяжелых формах олигофрении.

Патогенез

Процессы памяти реализуются при участии модально-специфических центров коры, куда поступает информация от анализаторов, и неспецифических структур – гиппокампа, зрительного бугра, поясной извилины. Специфические (по модальности анализаторов) корковые отделы взаимодействуют с речевыми зонами, в результате чего память переходит на более сложный уровень организации – становится словесно-логической. Избирательность памяти обеспечивается активностью лобных долей, а общая способность к запоминанию и воспроизведению – стволовыми отделами и ретикулярной формацией.

Расстройства памяти характеризуются дисфункциональностью структур мозга. При снижении тонуса, диффузных органических процессах и повреждении подкорково-стволовых отделов ухудшаются все виды мнестических процессов: фиксация, ретенция и репродукция. Локализация очага в лобных зонах влияет на избирательность и целенаправленность запоминания. Патология гиппокампа проявляется снижением долговременной памяти, нарушением обработки и хранения пространственной информации (дезориентацией).

Классификация

С учетом особенностей клинической картины расстройства памяти подразделяются на гипермнезию (усиление), гипомнезию (снижение), амнезию (отсутствие) и различные подтипы парамнезий – качественных изменений сохраненной информации. Классификация, ориентированная на патогенетические механизмы, разработана Александром Романовичем Лурия и включает следующие виды нарушений:

  • Модально-неспецифические. Проявляются неполноценным сохранением следов воздействий различной модальности (слуховой, зрительной, двигательной). Расстройства вызваны поражением глубоких неспецифических мозговых структур, патологическим повышенным торможением следов. Пример – корсаковский синдром при алкогольном отравлении.
  • Модально-специфические. Проблемы возникают при сохранении, воспроизведении информации определенной модальности. Расстройства развиваются на базе поражений корковых зон анализаторов, тормозимость следов являются результатом интерферирующих воздействий. Может быть патологически изменена акустическая, слухоречевая, зрительно-пространственная, двигательная память.
  • Системно-специфические. Патологии этой группы обусловлены поражением речевых зон мозга. Невозможной оказывается систематизация, организация поступающей информации с помощью смысловой словесной переработки.

Симптомы расстройств памяти

Гипомнезия – снижение способности к хранению, запоминанию, воспроизведению информации. Проявляется ухудшением памяти на имена, адреса, даты и события. Особенно заметна в условиях, требующих быстрой формулировки ответа. Мнестический дефицит связан преимущественно с событиями настоящего, информация из прошлого беднеет деталями, забывается последовательность, очередность, привязка ко времени. Как правило, первыми расстройство замечают сами пациенты. При чтении книги им необходимо периодически возвращаться к предыдущему абзацу, чтобы восстановить сюжет. Для компенсации гипомнезии они заводят ежедневники, планеры, используют стикеры и будильники с напоминаниями.

Амнезия – полная потеря памяти. При ретроградной форме утрачиваются воспоминания о событиях, непосредственно предшествующих заболеванию. Выпадает информация о жизни в течение нескольких дней, месяцев или лет. Более ранние воспоминания сохранны. Антероградная амнезия характеризуется потерей информации о ситуациях, произошедших после острого периода болезни или травмы. Пациенты не могут вспомнить, что с ними происходило в течение последних нескольких часов, суток или недель. При фиксационной амнезии утрачивается возможность запоминать текущую информацию.

Прогрессирующая форма проявляется разрушением навыка запоминания и нарастающим опустошением запасов информации. Вначале больные забывают ситуации и информацию, полученную недавно. Затем из памяти стираются события далекого прошлого. В завершении утрачивается информация обо всей прожитой жизни, включая собственное имя, лица близких людей, эпизоды из юности и детства. При избирательной, афектогенной, истерической формах стираются воспоминания об отдельных периодах – травмирующих ситуациях, негативных переживаниях.

Качественные расстройства памяти называются парамнезиями. К ним относятся конфабуляции, криптомнезии и эхомнезии. При конфабуляциях пациенты забывают реально произошедшие события, непреднамеренно заменяют их вымыслами. Фантазии больных могут казаться весьма правдоподобными, связанными с бытовыми, обыденными ситуациями. Иногда они носят характер фантастических, нереальных – с участием инопланетян, ангелов, демонов, с мистическими перевоплощениями действующих лиц. Пожилым пациентам свойственны экмнестические конфабуляции – замена забытых периодов жизни информацией из детства, юности. При криптомнезиях больные считают реально пережитыми в прошлом события, описанные в книгах, увиденные в снах, фильмах или телепередачах. Эхомнезия – восприятие происходящих ситуаций как имеющих место ранее, повторяющихся. Возникает ложное воспоминание.

Осложнения

Выраженные и грубые нарушения памяти, развивающиеся при длительном течении болезни и отсутствии лечебно-реабилитационных мероприятий, приводят к распаду сложных двигательных навыков. Такие состояния часто сопровождаются общим интеллектуальным дефицитом. Вначале пациенты испытывают трудности при письме, чтении, счете. Постепенно возникают проблемы в пространственной ориентации, планировании времени, что затрудняет самостоятельное перемещение вне дома, снижает социальную активность. На поздних стадиях больные утрачивают речь и бытовые навыки, не могут самостоятельно принимать пищу, совершать гигиенические процедуры.

Диагностика

Первичное исследование расстройств памяти выполняется клиническим методом. Врач-психиатр и невролог собирают анамнез, проводят беседу, по результатам которой оценивают сохранность когнитивных функций и степень выраженности нарушений, получают информацию о сопутствующих заболеваниях, перенесенных ранее нейроинфекциях и черепно-мозговых травмах. Для выявления причин изменения памяти невролог по необходимости направляет больного на МРТ головного мозга, ЭЭГ, дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий, исследование спинномозговой жидкости, исследование глазного дна. Специфическая диагностика расстройств памяти проводится патопсихологом, а при подозрении на локальное мозговое поражение – нейропсихологом. Тестируется несколько видов памяти:

  • Механическая. Применяется методика «10 слов», запоминание слогов, запоминание двух рядов слов. Тесты выявляют колебания динамики психической деятельности, истощаемость. Результат представлен в форме кривой. Она носит характер стабильно сниженного плато при деменциях, может быть нормально высокой при легкой олигофрении, зигзагообразна при сосудистых патологиях, постинфекционных и постинтоксикационных состояниях, в отделенном периоде ЧМТ.
  • Смысловая. Используются пробы на пересказ содержания текстов различной сложности. Снижение результата свидетельствует о нарушении сложных форм памяти, обусловленных абстрактным мышлением и речью. При относительной сохранности механического запоминания смысловое нарушено при олигофрении, эпилепсии. Результаты длительное время остаются нормальными у людей с сосудистыми заболеваниями, астеническим синдромом.
  • Опосредованная. Изучается способность испытуемого запоминать материал при помощи промежуточного символа. Диагностические инструменты – «пиктограммы», методика исследования опосредованного запоминания Выготского-Леонтьева, метод двойной стимуляции. Введение промежуточного стимула затрудняет выполнение задания при шизофрении из-за снижения целенаправленности, при эпилепсии по причине торпидности и инертности психических процессов, «застревании» на деталях.
  • Образная. Тест востребован при обследовании детей с неразвитой речью и пациентов с грубыми речевыми дефектами. Применяются наборы изображений предметов, людей, животных. Методика направлена на оценку способности запоминания материала, его удержания на протяжении периода от нескольких минут до часа. Результат используется для различения тотального и парциального когнитивного дефекта.

Лечение расстройств памяти

Лечебно-коррекционные мероприятия подбираются индивидуально и во многом определяются причиной – ведущим заболеванием. При астеническом синдроме необходимо восстановить нормальный режим отдыха и труда, при ухудшении памяти вследствие алкогольной интоксикации, печеночных заболеваний – соблюдать диету, при гипертонии – поддерживать нормальное кровяное давление. Общие методы лечения расстройств памяти включают:

  • Медикаментозную терапию. Для фармакотерапии используются различные группы препаратов, направленных на устранение первичного заболевания. Также существуют специальные лекарства (ноотропы), которые стимулируют когнитивные процессы, улучшая кровообращение и метаболические процессы в мозге. К данной группе относятся субстраты энергетического обмена (обеспечивают нервные клетки энергией), классические ноотропы (нормализуют обменные процессы) и растительные средства (поддерживают метаболизм).
  • Психокоррекция. Для тренировки и восстановления памяти активно применяются мнемотехники – специальные приемы, облегчающие процесс запоминания информации, увеличивающие объем сохраняемого материала. Активируются компенсаторные механизмы, как вспомогательные средства используются яркие зрительные и звуковые образы, сильные и необычные ощущения. Базовые приемы – создание смысловых фраз из первых букв, рифмизация, метод Цицерона (пространственное воображение), метод Айвазовского.
  • Ведение здорового образа жизни. Пациентам показаны ежедневные прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, активное общение, полноценный сон. Эти простые мероприятия улучшают мозговое кровообращение, обеспечивают регулярное поступление новой информации, которую нужно осмысливать и запоминать. Больным рекомендуется регулярная интеллектуальная нагрузка, полезно читать качественную литературу, смотреть и обсуждать научно-популярные телепередачи, документальные фильмы (пересказывать, анализировать, делать выводы).

Прогноз и профилактика

Мнестические расстройства успешно поддаются лечению при отсутствии прогрессирующего основного заболевания (старческой деменции, неблагоприятной формы шизофрении, эпилепсии с частыми приступами). Ведущая роль в профилактике ухудшения памяти принадлежит поддержанию здоровья, включает отказ от курения и злоупотребления алкоголем, занятия спортом, своевременное обращение за медицинской помощью при соматических и психических болезнях. Важно соблюдать рациональный режим работы и отдыха, спать не менее 7-8 часов в сутки, уделять время интеллектуальным нагрузкам, чтению книг, решению кроссвордов, применению полученной информации в жизни.

www.krasotaimedicina.ru

Виды нарушений памяти.

Существуют несколько классификаций нарушений памяти.

I. Клиническая классификация. Создана, понятное дело, психиатрами. Критерии разделения видов нарушения памяти феноменологический и умозрительный. J

1. Дисмнезии. Виды расстройств памяти по типу дисмнезии:

1)       Гипермнезия. Это кратковременное усиление обострение памяти. Больной вспоминает давно забытые достаточно крупные эпизоды своего детства или юности в мельчайших подробностях, воспроизводит наизусть целые страницы когда-то прочитанных, но давно забытых произведений. Также улучшается способность к запоминанию, больной запоминает дословно буквально целые страницы сложного научного текста и т.п. (наблюдается обычно при опухолях гипоталамуса). В целом,  состояние гипермнезии отмечается при маниакальном синдроме, при некоторых бредовых состояниях, наркомании. По миновании болезненного состояния гипермнезия проходит.

2)       Гипомнезия – это снижение памяти (удел всех людей в пожилом возрасте). Больной с трудом запоминает новые имена, даты, забывает детали происходивших событий, не может без специального напоминания воспроизвести сведения, хранящиеся глубоко в памяти. Наиболее частая причина гипомнезии – широкий круг органических (особенно сосудистых) заболеваний мозг, в первую очередь атеросклероз. Однако гипомнезия бывает обусловлена и преходящими функциональными расстройствами психики, напр. состоянием утомления (астенический синдром).

2.       Амнезия. Амнезия – это отсутствие памяти. Занимает более значительное место в клинике психических заболеваний. Амнезия:

  • Общая: распространяется на достаточно большой временной период.
  • Частичная: касается лишь каких-то определенных воспоминаний. Пр.: переводчик восточных языков после ЧМТ напрочь забыл на полгода японский язык, которым свободно владел ранее, но который откровенно не любил. Его же любимый корейский язык совершенно не пострадал.

Виды амнезии («великолепная семерка»):

                          I.      Ретроградная амнезия – отсутствие памяти на период ДО начала заболевания (напр.: больной, получивший ЧМТ, может забыть всё, что происходило с ним в течении недели до получения травмы).

                        II.      Антероградная амнезия – потеря памяти на период после возникновения заболевания. Продолжительность как ретро-, так и антероградная амнезия может варьироваться от нескольких часов до нескольких месяцев.

                     III.      Ретроантероградная амнезия – охватывает более менее длительный период выпадения памяти и до и после.

                      IV.      Фиксационная амнезия – неспособность больного удержать и зафиксировать поступающую информацию. Все, что ему говорят, что происходит вокруг него, воспринимается адекватно, но не удерживается в памяти (отсутствует фиксация поступающей информации) и спустя несколько минут, а то и секунд больной полностью забывает об этом. Бывает при амнестическом синдроме алкогольного или травмотического генеза.

                        V.      Прогрессирующая амнезия. Она характеризуется, как и гипомнезия, постепенным ослаблением памяти. Закон Рибо. В первую очередь страдает механическая память на имена, номера телефонов, точные даты, важные жизненные события; таким образом, память ослабевает от настоящего к прошлому.

                      VI.      Тотальная амнезия – выпадение из памяти всей информации, которая только была у больного, включая даже сведения о себе. Такой больной не знает как его зовут, сколько ему лет, где он живет, есть ли у него родители, другими словами, он не помнит ничего. Причины тотальной амнезии: ЧМТ (особенно в военных условиях), функциональный заболевания (при выраженных стрессовых ситуациях).

                   VII.      Истерическая амнезия – провалы в памяти, касающиеся неприятных, невыгодных для больного фактов и событий. Развивается по типу вытеснения не только у больных, но и у здоровых, но акцентуированных по истерическому типу личности.

3.       Парамнезии. Парамнезия – это обман, провал памяти, который заполняется определенной информацией. Типы парамнезий:

1)       Конфабуляции – это замещение провала памяти вымыслами фантастического характера, в которые больной верит абсолютно. Пр.: больной 80 лет (выраженный церебросклероз), сообщает, что его только что допрашивали одновременно Малюта Скуратов и Иван Грозный. Попытки доказать ему, что оба вышеуказанных персонажа давно мертвы, оказались тщетными.

2)       Псевдореминисценции – это замещение провалов памяти информацией и реальными фактами из жизни больного, но значительно смещенными во времени. Пр.: больной со старческим слабоумием, находящийся в больнице около 6 месяцев, бывший до болезни прекрасным преподавателем математики, утверждает, что он только что проводил занятия по тригонометрии в 10 классе.

3)       Криптомнезии – провалы памяти, заполняемые информацией, источник которой больной забывает: он не помнит, на Яву или во сне произошло то или иное событие, а вычитанное в книгах или услышанные от кого-то мысли считает своими собственными. Пр.: Арестова приходит на семинар и говорит: я сочинила новое стихотворение «Я помню чудное мгновение», все попытки студентов убедить её в том, что автором является А.С. Пушкин, оказались тщетными.

II. Клинико-психологические классификации.

1.       Нейропсихологическая классификация. Предложена А.Р. Лурия и Н.К. Корсаковой. В основе – концепция 3-х блоков мозга.

1)       Модально-неспецифические формы памяти. Здесь важен тонус коры, если он снижен или отсутствует – появляются такие нарушения. Милнер: двустороннее поражение гиппокампа приводит к амнестическому (корсаковскому) синдрому. Поражение медиальных отделов (гипофиз, мамиллярные тела и т.д.) приводит к антероградной амнезии, т.е. к неспособности сохранять следы опыта + нарушения сознания. Свойства этих нарушений памяти:

ü  Модально-неспецифический характер

ü  Такие нарушения проявляются как в непреднамеренном запечатлении, так и в специальной произвольной мнестической деятельности.

ü  Грубые нарушения сознания.

Корсаковский синдром: следы не стираются, а не могут быть извлечены вследствие интерференции; если пауза не заполнена, то больной может сохранять ряд слов довольно долго. Контаминации: «В саду… На опушке охотник убил волка». Повторение материала, не приводит ни к каким результатам: патологически повышенное взаимное торможение.

2)       Модально-специфические формы памяти. Зрительная, слухоречевая, музыкальная, тактильная, двигательная, эмоциональная (?) и др. память. Нарушение этого типа памяти наблюдается при поражении анализаторов. Возможна диссоциация между нарушенной памятью и сохранным гнозисом. 1. Слухоречевая память (базис: акустико-мнеситическая афазия). 2. Зрительноречевая память (базис: оптико-мнестическая афазия – не могут назвать предмет, зная о его функциях). Это все ЛП. ПП: 3. Амузия, в которых объединяются и гностические, и мнестические дефекты. 4. Агнозия на лица, в которых также объединены и гностические, и мнестические дефекты. 5. ТРО: пространственная и цветовая память, на фоне сохранного гнозиса.

3)       Нарушение памяти как мнестической деятельности. Псевдоамнезии: поражение лобных долей. Непроизвольный уровень сохранен (есть узнавание), но произвольный нарушен. Эксперимент. 1. предлагаем ряд слов или картинок → больной стереотипно повторяет → заучивания нет – плато → больной должен учитывать свой результат и сообразно ему менять свой уровень притязания → больно все равно инертно повторяет все, что есть.

2.       Патопсихологическая классификация. Предложена Б.В. Зейгарник.

Ø  Нарушение разных уровней памяти: неопосредованной или опосредованной (см. вопрос № 23, 26, 43).

Ø  Нарушение динамики мнестической деятельности. Характерно при ЧМТ, интоксикациях и проч. диффузных поражениях мозга.   Колебания мнестической деятельности: методика 10 слов – первое предъявление 8 слов, второе – 3, третье – 7 (ломаная кривая запоминания). Такая лабильность и прерывистость характерна для всей психической деятельности (и интеллектуальной, и перцептивной, и эмоциональной и др.).  Т.о., страдает умственная работоспособность в целом, и ее мнестический аспект в частности (подробнее см. вопрос № 32). Важно: опосредование улучшает воспроизведение! НО часто наблюдается следующий парадоксальный факт: больные так концентрируются собственно на рисовании (методика «Пиктограммы»), что задача запомнить уходит и потом они не могут воспроизвести заданного слова!

Ø  Нарушение мотивационного компонента памяти. Экспериментальная схема: «эффект Зейгарник». Известно, что у здоровых испытуемых незавершенные действия воспроизводятся на 90% лучше, чем завершенные (ВН / ВЗ = 1,9). Почему? У любого здорового испытуемого ситуация опыта вызывает какое-то личностное отношение: или он хочет в ситуации эксперимента проверить свои возможности, или они хотят «похвастаться» перед экспериментатором, или мотив экспертизы связан с чувством долга и ответственности. Если намерение остается неосуществленным, т.е. действие грубо прерывается, возникает некая аффективная активность («динамическая система», по К. Левину, «установка», по Д.Н. Узнадзе), которая проявляет себя именно в воспроизведении. У больных мы видим следующее:

§  Шизофрения: ВН / ВЗ = 1,1

§  Астенический синдром: ВН / ВЗ = 1,2

§  Эпилепсия: ВН / ВЗ = 1,8.

Вывод: разная патологии мотивационной сферы в мнестической деятельности больных разных категорий.

students-library.com

Классификация нарушений памяти

иметь явно фантастическое содержание. Конфабуляции наблюдаются при органических заболеваниях головного мозга (сосудистые поражения центральной нервной системы, травматические, интоксикационные, инфекционные, например при сифилисе мозга) на фоне гипомнезии. Вместе с фиксационной, антеро- и ретроградной амнезией они входят в структуру Корсаковского синдрома.

Псевдореминисценции — ложные воспоминания, которых не было в данный период времени, но которые были или могли быть в прошлой жизни больного («иллюзии памяти»). В отличие от конфабуляций они являются более стабильными, повторно высказываются больным. При псевдореминисценциях искажаются воспоминания о времени или месте реальных событий. Например, больной, в течение нескольких месяцев находящийся в психиатрической больнице, на вопрос, чем он занимался накануне, «вспоминает», что был дома, перечисляет дела, якобы проделанные им.

Нарушения чувства знакомости.

Среди симптомов нарушения памяти особую группу составляют нарушения чувства знакомости. При данных нарушениях расстройства памяти могут сочетаться с патологией восприятия, эмоций, сознания.

Выделяют симптом «уже виденного» (deja vu) и симптом «никогда не виденного» (jamais vu). Симптом «уже виденного» сводится к тому, что впервые в жизни увидев что-либо, человек чувствует, будто это уже происходило с ним когда-то раньше. При этом присутствует критическое понимание ошибочности этого ощущения. Так, впервые приехав в чужой город, человек ходит по его улицам с чувством, будто он уже бывал здесь.

Симптом «никогда не виденного» заключается в том, что что-то хорошо знакомое воспринимается как чужое, чуждое, будто бы увиденное впервые. Критика остается сохранной, человек осознает факт нарушений, понимает, что это ему кажется: остается неизмененным и знание самого явления. Так, однажды, войдя в свою комнату, человек как бы не узнает ее, хотя знает хорошо все особенности помещения и его убранства.

Синдром Капгра (J.M.Capgras) проявляется нарушением узнавания людей. Выделяют синдром положительного двойника, при котором больной считает незнакомых ему людей своими хорошими знакомыми, и

синдром отрицательного двойника, когда больной не узнает своих родственников, знакомых, считает их подставными лицами, близнецами, двойниками близких ему людей.

Разновидностью синдрома Капгра является симптом Фреголи, при котором больные считают, что их «преследователи» изменяют свою внешность, чтобы их никто не узнал.

Нарушения чувства знакомости обычно сопутствуют психосенсорным расстройствам и выявляются в структуре синдромов дереализации и

studfile.net

виды, причины, что делать если память ухудшается, особенности у детей и пожилых людей

Нарушения памяти являются одними из наиболее распространённых расстройств, значительно ухудшающих качество жизни человека. Выделяют два основных их вида – количественные нарушения, которые проявляются в выпадении, ослаблении или усилении следов памяти, и нарушения качественные (парамнезия), выражающиеся в появлении ложных воспоминаний, в смешении реальности, прошлого, настоящего и воображаемого.

Виды

Проявляется этот симптом в виде следующих заболеваний:

  1. Амнезия, которая может иметь различные формы, но в общем характеризуется выпадением памяти на различные промежутки времени, утратой различных сведений или навыков.
  2. Гипомнезия — характеризуется прежде всего ослаблением способности воспроизведить и запоминать различные справочные данныее – имена, цифры, термины и названия, т.е. функции памяти поражаются неравномерно.
  3. Гипермнезия – напротив, патологическое обострение памяти. Часто встречается при маниакальных состояниях и начальных стадиях алкогольного и наркотического опьянения.
  4. Парамнезии – это качественные нарушения, их довольно трудно чётко классифицировать, так как симптоматика довольно сложна. При данных заболеваниях впервые виденное, испытанное или рассказанное воспринимается человеком как нечто знакомое, происходившее с ним до этого прежде. Иллюзия узнавания также относится к данным нарушениям.

Причины

Причин ухудшения памяти на самом деле чрезвычайно много. Это астенический синдром – тревожное и депрессивное состояние, алкоголизм, деменции, хронические заболевания, интоксикации, недостаток микроэлементов, черепно-мозговые травмы, а также возрастные изменения. Ниже рассмотрим причины, по которым у различных возрастных групп пациентов могут возникать подобные расстройства.

У детей

Основные причины, вызывающие нарушения у детей – врождённая умственная отсталость и приобретённые состояния, выражающиеся в гипомнезии – ухудшении процесса запоминания и воспроизведения информации, или амнезии – выпадении из памяти отдельных эпизодов.

Амнезия у детей может являться последствием перенесённой травмы, психического заболевания, коматозного состояния или отравления, например, алкогольного. Однако частичные нарушения памяти у детей наиболее часто встречаются вследствие комплексного воздействия нескольких факторов, таких как неблагоприятный психологический климат в детском коллективе или в семье, астенические состояния (в том числе из-за частых ОРВИ), а также гиповитаминоз.

У взрослых

Причин, по которым могут произойти нарушения памяти у взрослых людей, пожалуй, больше всего. Это и воздействие стрессовых ситуаций на месте работы и дома, и наличие всевозможных заболеваний нервной системы, таких как болезнь Паркинсона или энцефалит. Конечно, к подобным нарушениям приводит алкоголизм и наркомания, психические заболевания – депрессия, шизофрения, неврозы.

Важным фактором, способным сильно повлиять на способность запоминать являются и соматические заболевания, в ходе которых происходит повреждение сосудов головного мозга и, как следствие, нарушение мозгового кровообращения.

Это диабет, гипертония, атеросклероз, патология щитовидной железы.

У пожилых людей

У пожилых людей практически все нарушения памяти связаны также с ухудшением мозгового кровообращения вследствие возрастных изменений в сосудах. С возрастом и в нервных клетках видоизменяется нормальный обменный процесс. Отдельная причина нарушений памяти у пожилых – это болезнь Альцгеймера.

Как правило, при естественном процессе старения снижение памяти происходит довольно медленно. Сначала становится сложнее вспомнить события, произошедшие только что. У больных в этот период может возникнуть страх, депрессия, неуверенность в себе.

Так или иначе на ухудшение памяти жалуются 50-75% людей в пожилом возрасте. Однако, как уже было отмечено, в большинстве случаев этот процесс протекает медленно и к серьёзным проблемам или значительному ухудшению качества жизни не приводит. Однако процесс может принимать и тяжёлые формы, когда память начинает стремительно ухудшаться. Если в этом случае не прибегать к лечению, то, как правило, у больного развивается старческая деменция.

Узнайте о том, что делать, если Вы заподозрили болезнь Альцгеймера. Тревожные признаки и факторы развития заболевания.

Причиной плохой памяти может оказаться и ишемия головного мозга. Об этом читайте здесь.

Диагностика

Чтобы определить, имеются ли у человека проблемы, были разработаны различные методики диагностики. Хотя необходимо понимать, что все методы являются усреднёнными, так как люди сильно отличаются индивидуальными особенностями, и что такое «нормальная» память, определить довольно трудно. Тем не менее, ниже приведём несколько методик проверки состояния памяти.

Диагностика зрительной и слуховой памяти

Для осуществления диагностики используют карточки, на которых изображены различные предметы. Всего потребуется 60 карточек, которые будут использоваться двумя сериями – по 30 в каждой.

Каждая карточка из стопки последовательно показывается пациенту с интервалом в 2 секунды. После показа всех 30 карточек необходимо сделать перерыв в 10 секунд, после чего пациент повторят изображения, которые ему удалось запомнить. Причём последние допускается называть и в хаотичном порядке, то есть последовательность не важна. После проверки результата определяется процент правильных ответов.

На тех же условиях пациенту показывают и вторую стопку из 30 карточек. Если результаты будут различаться сильно, то это будет свидетельствовать о неудовлетворительной концентрации внимания и нестабильной мнестической функции. Если в ходе теста взрослый человек правильно называет 18-20 картинок, то его считают стопроцентно здоровым.

Аналогичным образом проверяется и слуховая память пациента, только изображения на карточках ему не показывают, а вслух произносят. Повторная серия слов произносится в другой день. Стопроцентный результат – верное указание 20-22 слов.

Метод запоминания

Обследуемому зачитывается десяток двусложных слов, смысловую связь между которыми установить нельзя. Врачом эта последовательность повторяется от двух до четырёх раз, после чего обследуемый сам называет слова, которые сможет вспомнить. Повторно пациенту предлагается назвать те же слова уже через полчаса. Правильные и несовпадающие ответы записываются, после чего делается вывод об уровне внимания пациента.

Существует и метод запоминания искусственных слов (например, роланд, сига и т.д.), не несущих никакой смысловой нагрузки. Пациенту зачитывается 10 таких несложных звукосочетаний, после чего обследуемый повторяет те слова, которые ему удалось запомнить. Здоровый пациент сможет воспроизвести все без исключения слова после 5-7 их повторений врачом.

Профилактика

Лучшая профилактика снижения способности запоминать – это здоровый образ жизни. Также необходимо своевременно и в строгом соответствии с врачебными рекомендациями лечить соматические заболевания – диабет, гипертонию и т.д. Важно для профилактики и соблюдение нормального режима работы и отдыха, достаточная продолжительность сна — не менее 7 часов.

Не нужно чрезмерно увлекаться всевозможными диетами. Нужно понимать, что около 20% энергии, получаемой организмом с пищей, идёт как раз на обеспечение потребностей мозга. Поэтому рацион питания нужно подбирать сбалансированный.

Приоритет следует отдавать продуктам, изготовленным из цельнозерновых злаков, овощей, жирной рыбы и т.д.

Необходимо также помнить, что крайне негативное влияние на нервную систему и, соответственно, на риск возникновения нарушений памяти оказывает и водный баланс организма. Нельзя допускать обезвоживания, для этого в день необходимо употреблять 2 литра жидкости.

Главное, помните, что нормальное позитивное общение с друзьями и родственниками, рабочая деятельность, пусть и минимальная, сохранение социальной активности – это и есть залог поддержания мозга в здоровом состоянии до старости.

Рассказ врача о рассматриваемой проблеме в следующем видеоматериале:

www.neuroplus.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *