Виды экспериментов – —

Виды эксперимента

Эксперименты в психологии подразделяются на несколько видов.

По способам проведения различают:

  1. Лабораторный эксперимент
  2. Естественный эксперимент
  3. Полевой эксперимент
  4. Пилотажный эксперимент
  5. Подтверждающий эксперимент

Лабораторный эксперимент

Проходит в специально подготовленных условиях. Исследователь осознанно и запланированно влияет на объект исследования, для того чтобы переменить его состояние и ощущения.

Плюсами данного метода считают жесткий контроль над всеми показателями, а также использование специализированной аппаратуры для измерений.

Минусами этого эксперимента можно назвать сложности воспроизведения полученных результатов в ситуации реальной жизни. Испытуемый, находясь в процессе наблюдения, обязательно оповещен обо всех деталях участия, что служит причиной появления искажения его мотиваций.

Естественный эксперимент

Проходит в обычных жизненных условиях. Плюсами можно считать то, что исследование объекта реализовывается в обычной жизни, поэтому приобретенные результаты можно легко перенести в реальную жизнь. Испытуемые чаще всего не знают об участии в исследовании, при этом нет искажения мотивации.

Минусами данного эксперимента служит нереальность контроля над всеми показателями, а также присутствие постороннего влияния из окружающего мира.

Полевой эксперимент

Проходит по плану естественного. Причем, возможно применение стационарной аппаратуры для более точного фиксирования полученных данных. Все испытуемые оповещены об участии в исследованиях, при этом привычная обстановка уменьшает уровень искажения мотивации.

В соответствии с целями проведения экспериментов их подразделяют на:

  • Поисковый эксперимент – его основой служит нахождение причинно-следственных взаимосвязей между произошедшими явлениями. Он осуществляется на первоначальном этапе эксперимента, помогает формулировать гипотезы, выделять побочные переменные данные и устанавливать способы контроля над ними.
  • Пилотажный эксперимент— служит пробным экспериментом, первым в серии. Проводят на маленькой группе, без жесткого контроля переменных показателей. Этот эксперимент дает возможность устранять важные ошибки в описании гипотезы, а также сформулировать цель и откорректировать методы ведения наблюдений.
  • Подтверждающий эксперимент— обращен на установление функциональной связи и корректировку количественных отношений со всеми переменными. Он проходит на завершающем этапе.

По методам воздействия эксперименты подразделяются на:

  • Констатирующие – включают в себя замер состояния объекта (человека или группы) до влияния на него, диагностику первоначального состояния и определение причинно-следственной взаимосвязи между явлениями. Цель такого эксперимента определена внедрением способов инициативного развития или вырабатывания определенных свойств у личности.

  • Контрольный эксперимент – необходим для вторичного замера состояния объекта (человека или группы) и сопоставление результата с исходным состоянием.

По результатам воздействия на независимые переменные данные выделяют:

  • Спровоцированный эксперимент – способ, при котором специально меняется показатель независимой переменной, а наблюдаемые данные (ответная реакция личности) при этом называют спровоцированными результатами.

    Замечание 1

    Независимая переменная — это показатель, который преднамеренно выбирается экспериментатором для выяснения его воздействия на показатель зависимой переменной.

  • Эксперимент, на который ссылаются

    – способ, при котором видоизменение независимой переменной проходит без вторжения экспериментатора. Его используют, если независимая переменная влияет на состояние человека. Если влияние на испытуемого может вызвать отрицательное физическое или психическое нарушение, тогда такой эксперимент запрещен.

spravochnick.ru

Виды экспериментов — Психологос

В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различают пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью.

Многие исследователи в процессе обсуждения и дискуссии практикуют мысленные эксперименты. Они, очевидно, гораздо более дешевы и оперативны, хотя и не всегда убедительны и надежны.

Подробнее

По способу проведения различают эксперименты:

  • Лабораторный эксперимент.

Это самый распространенный и уважаемый в научной психологии эксперимент. В нем максимально строго можно управлять зависимыми и независимыми переменными. См.→

  • Естественный (полевой) эксперимент.

Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора — нет. См.→

  • Формирующий (психолого-педагогический) эксперимент.

Эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именно эта методика к результату и привела. См.→

В зависимости от этапа исследования различают пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование) и собственно эксперимент.

Явные и скрытые эксперименты

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

  • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
  • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
  • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).
  • Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

§ 2. Типы экспериментов

Классификация педагогического эксперимента возможна по следующим признакам: по длительности во времени, по структуре, по целям, по организации проведения, по степени гласности и др.

По времени выделяют длительные и кратковременные эксперименты. Определение необходимой длительности эксперимента проводится в соответствии с поставленной целью. Например, при изучении процесса развития мышления, воли, эмоциональной сферы, эксперимент должен быть не менее года, а возможно и больше. Эксперимент с учебными целями может занимать гораздо меньше времени, но и здесь большое значение имеет цель исследования.

По структуре выделяют простые и сложные эксперименты. Практически в любом эксперименте используется комплекс методов: наблюдение, опросы, изучение продуктов творческой деятельности, организация определенных видов групповой и индивидуальной работы. Следовательно, педагогический эксперимент, как правило, имеет комплексный характер.

По целям различают формирующие и констатирующие эксперименты. Формирующий эксперимент – метод запланированного осуществления и регистрации изменений, происходящих в педагогическом процессе. Формирующий эксперимент позволяет раскрывать сущность, закономерности, механизмы, динамику, тенденции учебно-воспитательного процесса.

Формирующий эксперимент более точно называют опытно-экспериментальной работой. В научной психолого-педагогической литературе также используются следующие синонимы: обучающий, воспитывающий, созидательный, преобразующий, генетико-моделирующий эксперимент.

По организации проведения выделяют лабораторные, естественные и комплексные эксперименты. В лабораторных условиях эксперимент проводится тогда, когда необходимо использовать специальную аппаратуру, например, электроэнцефалограф для измерения электрических потенциалов коры головного мозга. Считается, что эксперимент проводится в естественных условиях в тех случаях, когда испытуемые чувствуют себя в привычной обстановке, то есть на спортплощадке, в классе, в кабинете информатики и вычислительной техники, в мастерской. Комплексный эксперимент соответственно предполагает исследование как в специально оборудованной лаборатории, так и в повседневной обстановке.

По степени гласности различают открытые и закрытые эксперименты. Под открытыми понимаются такие, когда испытуемым объявляются задачи эксперимента. В случае открытого эксперимента результаты могут вольно или невольно искажаться участниками событий, поэтому и разрабатывают закрытые эксперименты. Закрытым эксперимент бывает тогда, когда испытуемые ни о чем не догадываются. Например, идет урок физкультуры, который со стороны наблюдается исследователем. В некоторых экспериментальных школах могут быть специально оборудованные классы с видеокамерой или скрытым микрофоном. Возможно, что между лаборантской комнатой и классом имеется небольшое окошечко со специальным стеклом, как у солнцезащитных очков. Учащимся в классе видно лишь зеркало, а экспериментатору – весь учебный процесс.

По функции выделяют разведочный, основной и контрольный эксперименты. Разведочный эксперимент может организовываться лишь в случае необходимости. Он предшествует основному, уточняет задачи. За основным опять в случае необходимости может быть проведен контрольный, дополнительный эксперимент. Контрольный эксперимент осуществляется с целью дополнительной проверки каких-либо зависимостей.

Пилотажный эксперимент (пилотажное исследование) выделяется в том случае, когда изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует. Результаты пилотажного эксперимента могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа.

Традиционный (классический) и многофакторный эксперименты. В традиционном эксперименте меняется лишь одна часть – независимая переменная, а при многофакторном – несколько переменных. Например, исследуются две переменные, каждая из них имеет два уровня, так как экспериментатор изучает групповую форму обучения в сопоставлении с фронтальной, при этом он использует два метода обучения – проблемный и традиционный. В этом случае схема данного многофакторного эксперимента будет следующей (см. табл. 1).

Таблица 1

Схема многофакторного эксперимента

МЕТОДЫ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Групповое

Фронтальное

Проблемный

Группа 1

Группа 3

Традиционный

Группа 2

Группа 4

По логической структуре доказательства гипотезы различают линейный и параллельный эксперимент. Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной, и экспериментальной. В этом случае еще до начала эксперимента четко фиксируется все контрольные, факторные и нейтральные характеристики группы (или условия ее функционирования), и по истечении определенного, заранее заданного времени вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам.

В параллельном эксперименте участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики нейтральной группы остаются постоянными на протяжении всего эксперимента, а экспериментальной – изменяются. Потом контрольные характеристики сравниваются и делаются выводы о причинах произошедших изменений.

В ходе параллельного эксперимента иногда применяется прием перекрестного исследования, когда экспериментальный и контрольный классы меняются попеременно местами, что способствует обнаружению изменений под влиянием экспериментальной системы мер, осуществляемой как самим исследователем, так и подготовленными им учителями и воспитателями.

studfile.net

3. Виды экспериментов

По характеру исследуемых объектов эксперименты делятся на экономические, педагогические, правовые, эстетические и др.208 Отли­чие этих экспериментов друг от друга заключается в специфике определенной области общественной деятельности человека. Так, под экономическим экспериментом в социологии понимается экспери­мент, в котором исследуется непосредственное влияние конкретных изменений экономических условий на сознание людей, на изменение их интересов.

Научный и практический эксперименты. По специфике поставь ленной задачи различаются научно-исследовательские и практиче­ские эксперименты.

В ходе научно-исследовательского эксперимента проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не на­шедшие своего достаточного подтверждения или вовсе еще не дока­занные.

Практический эксперимент включает многочисленные процессы экспериментирования в сфере социальных отношений. Имеются в виду процессы экспериментирования, которые совершаются в ходе, например, совершенствования системы образования и обучения или в ходе совершенствования производственных или иных социальных отношений на пути строительства коммунистического общества.

В ходе практического эксперимента выявляется специфика мест­ных условий для того, чтобы вопрос о распространении новшеств (в том числе и передового опыта) решался только после подтвержде­ния справедливости его также и для конкретных условий.

Разделение экспериментов на научно-исследовательские и прак­тические является условным, так как практический эксперимент нередко позволяет получить новые сведения научного характера, а научный эксперимент заканчивается практическими рекомендаци­ями в той или иной области общественной жизни.

Параллельный и последовательный эксперименты. По характеру логической структуры доказательства гипотезы эксперименты под­разделяются на параллельные и последовательные.

Под параллельным экспериментом понимается исследование, в котором существует как экспериментальная, так и контрольная группы и в котором доказательство гипотезы опирается на сравнение состояния двух объектов наблюдения (.экспериментального и конт­рольного) в одно и то же время.

Если социолог по согласованию с администрацией изменит в одной бригаде оплату труда, а в другой, идентичной первой, она останется прежней, то схема такого эксперимента может быть пред­ставлена следующим образом:

Коллектив со старой системой оплаты 1

Производительность труда П1

Коллектив с новой системой оплаты 2

Производительность труда П2

Различие П1 и П2 очевидно, связано с различием в системе опла­ты, которая определяет производительность труда.

Экспериментальной называется группа, на которую исследова­тель воздействует независимой (экспериментальной) переменной, т.е. та, в которой проводится эксперимент.

Контрольной называется группа, идентичная экспериментальной по размерам и другим основным характеристикам, подлежащим,. исследованию, на которую не оказывают воздействия эксперимен­тальные изменения (т. е. в которой эксперимент не проводится). Существуют три метода создания контрольной группы: попарный отбор, частотное распределение и рандомизация.

Метод попарного отбора заключается в том, что объект предстоя­щего экспериментального исследования рассматривается как множе­ство единиц наблюдения (например, лица, из числа которых следу­ет отобрать две группы, одинаковые по соответствующим признакам, существенным с точки зрения гипотезы), отличающихся по наличию или отсутствию у них одного из признаков (производительность труда — признак А).

Первый этап отбора — разделение множества лиц на два подмно­жества по одному из признаков, например полу. Затем в одном из подмножеств отбирается индивид и отыскивается для него пара в другом подмножестве по другому признаку, например возрасту.

Отобранные индивиды являются элементами двух новых подмножеств, равных между собой по данному признаку и числу элементов. Лица, для которых не нашлось пары в другом подмножестве, из дальнейшего исследования исключаются. Аналогичная процедура повторяется с вновь образующимися подмножествами по каждой новой переменной. Естественно, что чем больше переменных, по ко­торым происходит выравнивание, тем больше сокращаются группы. Исследователь должен обратить внимание на то, чтобы в конце от­бора величина группы отвечала требованиям репрезентативности.

Метод частотного распределения представляет собой построение такого подмножества, которое явилось бы моделью исследуемого объекта по интересующим экспериментатора признакам (например, пол, возраст, профессия, национальность и т. д.). Образовавшиеся в конечном итоге группы могут моделировать исходное множество бо­лее адекватно, чем в результате попарного отбора. Однако сам процесс подгонки признаков по процентам представляется недо­статочно обоснованным и не обеспечивающим требуемую объективность.

Наиболее обоснованным представляется метод формирования выборочных подмножеств, который опирается на теоретико-вероят­ностные представления, — рандомизация. Применение рандомизации требует, чтобы исходные данные подмножества были достаточно большими для проявления действия и закона больших чисел (не менее 300 человек).

Создание экспериментальной и контрольной групп путем соче­тания попарного отбора или частотного распределения с рандомизацией обеспечивает наибольшую чистоту эксперимента. Берутся выровненные группы, и каждое лицо в случайном порядке (по таблице случайных чисел) распределяется в одну из двух вновь форми­руемых групп. Если при этом упускается какой-либо существенный фактор, который может оказать воздействие па ход и результат эксперимента, то предполагается, что обладающие им лица по за­кону случайного распределения примерно в одинаковом числе попа­дут в обе группы.

До начала эксперимента в контрольной и экспериментальной группах проводится замер всех факторов, необходимых для проверки гипотезы: общей и индивидуальной производительности труда, уров­ня квалификации, особенности внутригрупповых и межгрупповых отношений, установок и ценностных ориентации членов груп­пы и т. д.

В экспериментальной группе замер факторов проводится до и после воздействия независимой переменной. Если у исследователя одна контрольная группа, то замер в этой группе также проводится до и после воздействия независимой переменной па эксперименталь­ную группу. В тех случаях, когда результаты экспериментального исследования должны быть особенно чистыми, подбираются две идентичные контрольные группы, в одной из которых замер факто­ров производится до воздействия независимой переменной на экспе­риментальную группу, а в другой — после воздействия.

Схематически проведение эксперимента с контрольными группа­ми выглядит следующим образом (табл. 5).

Таблица 5

Последовательность этапов

Изменение производительности труда

экспериментальная группа

контрольная группа

Оценка состояния объектов до эксперимента

Воздействие экспериментальной переменной

Производится

Не производится

Состояние объекта после эксперимента

Различие = Д;=

Если представляет собой значимую величину, ее нужно вычесть из основной величины Д, чтобы получить чистое различие, относящееся только к предъявляемому материалу.

Введение второй контрольной группы преобразует схему в сле­дующую (табл. 6).

Таблица 6

Последовательность этапов

Изменение производительности труда

экспериментальная группа

контрольная группа 1

контрольная группа 2

Оценка состояния объектов до эксперимента

Воздействие экспериментальной переменной

Производится

Не производится

Производится

Состояние объекта после эксперимента

Здесь действие основного экспериментального фактора (Ф) определяется следующим образом: Ф = Д — +.

Если в экспериментальной группе после воздействия независимой переменной произошли изменения по каким-то характеристикам (улучшилась или ухудшилась организация труда, возросло или упало качество продукции, произошло перераспределение трудовых функ­ций, группа стала более дружной или, наоборот, отношения обостри­лись, увеличилась или уменьшилась текучесть и т. д.), а в контроль­ной группе сохраняются исходные условия и ее деятельность не из­менилась, то можно считать, что изменения в экспериментальной группе связаны с воздействием независимой переменной.

Методы единственного различия. Схема эксперимента по единственному различию состоит в следующем. Обозначим такие факто­ры исследуемой группы, как ее размер (т. е. количество членов), степень текучести, уровень специальной подготовки, размер зарпла­ты, сплоченность, организация труда и т. д., через а, б, в, г, д, е, а независимую переменную (например, изменение системы оплаты труда) — Е. Результат некоторого производственного цикла обозна­чим К, а результат экспериментального цикла — (К + Л). Тогда ло­гическую последовательность такого доказательства можно сформу­лировать таким образом.

1. Контрольная группа: схема факторов а, б, в, г, д, е является сложной причиной возникновения явления К.

2. Экспериментальная группа: система факторов а, б, в, д, Е является сложной причиной возникновения явления К + Л.

Следовательно, Е является причиной возникновения Л и измене­ний в К.

Эта же схема в более строгой форме выглядит так;

1. а, б, в, г, д, е  К.

2. а, б, в, г, д, Е  К + Л,

Следовательно, Е является причиной К + Л.

Метод сопутствующих изменений. Схема сопутствующих изменение включает:

контрольную группу

экспериментальную группу

а, б, в, г, д, е  К

а, б, в, г, д, е1  К1

а, б, в, г, д, е2  К2

а, б, в, г, д, е3  К3

Изменения е являются причиной изменения К. При такой схеме последовательно меняется состояние е (е1, е2, е3) и прослеживается влияние этого изменения на величину К.

Последовательный эксперимент. В последовательном эксперимен­те контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа выступает в нем как контрольная до введения независимой переменной и как: экспериментальная после того, как независимая переменная ока­зала (или могла бы оказать) предусмотренное действие. Доказатель­ство гипотезы в этом случае опирается на сравнение двух состояний объекта наблюдения в разное время.

Подобная ситуация возникает довольно часто из-за отсутствия достаточных средств или при необходимости сократить сроки под­готовки и осуществления эксперимента.

Процедура проведения такого эксперимента:

1. Контрольный этап:

а) объект М до воздействия независимой переменной Е;

б) а, б, в, г, д, е в момент t приводит к К.

2. Экспериментальный этап:

а) объект М после воздействия независимой переменной Е;

б) а, б, в, г, д, е в момент времени t1 приводит к К1 + Л. Е «вызывает» Л и изменения в К.

Процесс доказательства в этом случае претерпевает существен­ные изменения. Вместо сравнения двух групп — экспериментальной и контрольной — сравнивается один и тот же объект с самим со­бою — до воздействия независимой переменной и после того, как она сработает. Как бы ни были точны измерения переменных на контрольном этапе, т.е. в момент времени t, исследователь не сможет в полной мере использовать их в качестве аргумента для строгого доказательства гипотезы, так как неизвестно, в каком со­стоянии был бы данный объект без воздействия экспериментальной переменной в момент времени t1.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в со­циологии делятся на полевые и лабораторные.

Полевой эксперимент. Для полевого исследования характерна максимально естественная ситуация (производственная среда, учеб­ный класс и т. д.), исследуемые с его помощью объекты сохраняют, как правило, свой обычные связи. Среди полевых экспериментов различают контролируемый и ес­тественный. Примером схемы контролируемого эксперимента могут служить табл. 3 и 4. Предполагается, что исследователь имеет опи­сание факторов, составляющих социальный объект, и условий его существования и вводит в действие независимую переменную как гипотетическую причину предполагаемых в будущем изменений

Естественный эксперимент. Под естественным экспериментом понимается такой эксперимент, в котором исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную, а также не воздействует ею на экспериментальную группу. Исследователь не осуществляет тем самым активного вмешательства в обычный ход дела, а всего лишь наблюдает и ждет, пока в исследуемом процессе самостоятельно наступит интересующее его четко выраженное из­менение, которое сыграет роль независимой переменной209. Такие эксперименты могут быть только полевыми.

Ситуация естественного эксперимента возможна как по схеме с двумя группами (контрольной и экспериментальной), так и по схеме до и после.

Если в рабочем коллективе меняется структура административ­ного подчинения, это мероприятие может быть использовано в на­учно-исследовательских целях. До его проведения осуществляется всесторонняя регистрация интересующих социолога показателей (характера производственных и личных взаимоотношений, эффектив­ности работы и пр.). Они сравниваются с аналогичными показате­лями после изменения, а также сопоставляются с динамикой изме­нений в сходном коллективе, не подвергавшемся перестройке.

Естественные эксперименты обладают тем преимуществом, что все связи и отношения объекта наблюдения, как внутренние, так и внешние, остаются без всякого изменения. Если подготовка к тако­му эксперименту проводится достаточно тщательно и заблаговре­менно, то чистота и достоверность выводов при его проведении об­ладают максимальной вероятностью.

Недостатки естественного эксперимента — редкость возникнове­ния соответствующей ситуации и трудность заблаговременного по­лучения информации о предстоящей возможности организации та­кого .эксперимента. Не менее существенным недостатком является трудность в определении тех факторов, которые могут оказать влия­ние на изменение переменных, и практическая невозможность мани­пулировать ими.

Тем самым социолог по существу лишается такого важного пре­имущества экспериментального исследования, как выигрыш во вре­мени при проверке своих гипотез. Весь эксперимент приближается к своеобразному, хорошо подготовленному наблюдению развития естественного хода событий. И все же естественный эксперимент яв­ляется весьма важным моментом конкретного социологического ис­следования, особенно в области изучения сложных общественных явлений, требующих учета многих факторов.

Лабораторный эксперимент. Лабораторный эксперимент пред­ставляет собой исследование в некоторой искусственной среде. Ис­кусственность последней заключается в том, что объект наблюдения

В методической литературе такой эксперимент часто называют пассивным, или экспериментальным, наблюдением из своей обычной, естественной среды переносится в обстановку, ко­торая позволяет добиться высокой степени точности в наблюдении за его поведением.

Точность измерения интересующих исследователя изменений обеспечивает более строгий контроль как за независимой, так и за зависимой переменными. Стабильность лабораторной обстановки, оснащенность специальной аппаратурой дают возможность большего манипулирования переменными.

Однако и здесь встречаются различного рода трудности. Это прежде всего необычность самой лабораторной обстановки, наличие приборов и присутствие экспериментатора и осознание объектом эксперимента (испытуемым) исключительности и искусственности ситуации. Требуется большая предварительная подготовка и даже включение в число испытуемых специальных сотрудников — помощ­ников исследователя, чтобы добиться большей естественности в по­ведении исследуемых объектов, что тем не менее не гарантирует от значительных ошибок.

Особое место в проведении лабораторного эксперимента занимает организация экспериментальной ситуации и управление ею. Пос­ледняя бывает естественной и игровой. Для участника лаборатор­ного эксперимента она, как правило, вначале имеет характер своеобразной игры. Этот характер не смогут изменить никакие увеще­вания относительно важности эксперимента и никакие инструкции типа «представьте себе, что….».

Одним из лучших способов приблизить ситуацию к естественной является постановка задачи, достаточно трудной и интересной для участников эксперимента. Здесь может оказаться полезным вовле­чение людей в дискуссию или обмен впечатлениями, опытом и т.п. Иногда полезно ставить задачу, от успешности выполнения которой будет зависеть, например, оплата исследуемого.

Практика организации и проведения лабораторных эксперимен­тов показала, что далеко не тривиальными являются, например, требования к инструктажу всех участников эксперимента. Важно добиться, чтобы участники получали четкую и ясную задачу их предстоящей деятельности и чтобы все они одинаково, т.е. одно­значно, в одном и том же смысле поняли ее. Сама задача не долж­на быть громоздкой и слишком сложной, так как это отрицательно влияет на реальность экспериментальной ситуации.

Лабораторный эксперимент по сравнению с полевым обладает положительными и отрицательными чертами. Каждый из этих экспе­риментов должен быть использован в ситуации, где могут про­явиться его сильные стороны и, наоборот, могут быть сведены к минимуму его отрицательные черты.

studfile.net

Основные виды эксперимента в психологии

Существует несколько основных целей, для достижения которых нужна такая наука, как психология. С помощью неё можно научиться познавать себя, других людей, а также регулировать отношения между ними. Эти знания, как и любые другие, преподаются человеку в виде теории и практики. Последняя представляет собой несколько видов эксперимента в психологии, благодаря которым можно сделать полный анализ поведения личности в определенной среде.

виды эксперимента в психологии

Представление о видах эксперимента

Что такое виды эксперимента в психологии? Под этим понятием подразумевают длительное исследование одного или нескольких объектов. Причем результат может быть совершенно непредсказуемым.

основные виды эксперимента психологии

Например, когда математик начинает решать задачу, то он точно знает, какое в ответе у него получится значение. Химику известно, каким станет раствор, если он смешает несколько компонентов. Физик может рассказать наперед результат любого явления, происходящего вокруг.

С этой гуманитарной наукой ситуация обстоит немного иначе. Существуют основные виды эксперимента в психологии. Каждое исследование может стать самым непредвиденным.

Эксперимент, происходящий в лабораторных условиях

Можно выделить три самых основных вида эксперимента в психологии: лабораторный, естественный и формирующий. Первый является самым эффективным. Для его проведения создаются определенные условия в замкнутом пространстве. Например, необходимо завести в кабинет небольшую группу людей и попросить их сделать несколько конкретных действий.

В результате практического занятия можно определить реакцию личности на определенное действие, схожесть и различие характеров двух или более людей, скорость реакции каждого из них и многие другие индивидуальные особенности.

 эксперимент виды особенности в психологии

Положительные и отрицательные качества

Можно выделить в каждом виде эксперимента в психологии достоинства и недостатки. В лабораторных условиях могут получиться самые точные результаты. Все практические занятия при необходимости можно повторять неоднократно. Уже через некоторое время все они будут повторяться, в дальнейшем их уже можно будет предугадывать. Также в этом методе не будет присутствовать какой-либо скрытности, все участники эксперимента будут знать о его проведении.

метод психологии эксперимент и его виды

Есть и существенный недостаток – результаты могут заметно отличаться о тех, которые обычно происходят в реальной жизни. Именно по этой причине зачастую такой способ называют неоправданным.

Примеры исследования

Существует самый распространенный пример лабораторного вида эксперимента в психологии и педагогике. Группу людей заводят в заранее обустроенную студию и рассаживают её таким образом, чтобы каждый из них находился в одинаковых условиях. Далее включают телевизор, на котором показывают картинки с деталями определенного объекта. Каждый человек должен догадаться, что именно их объединяет, и предугадать название предмета, который из них состоит. С помощью такого исследования можно определить скорость реакции мышления каждого участника.

К лабораторному методу также можно отнести ролевые игры на мероприятиях в детском саду. Создаются определенные условия, а каждому участнику задается определенная роль. Появляется возможность определить манеру поведения каждого ребенка.

Самый простой пример – это создание для человека определенных условий (завести его в незнакомое место) и анализ его реакции на них.

Эксперимент, происходящий в естественных условиях

В большей степени современные специалисты отдают предпочтение естественному методу в психологии. Эксперимент и его виды имеет несколько особенностей.

виды эксперимента в психологии лабораторный естественный формирующий
  • Исследования проходят в стандартных условиях, в которых привык существовать каждый человек.
  • Личность, над которой ставят эксперимент, не обязательно должна знать о его проведении. Это может быть абсолютно любой прохожий человек.
  • Метод проведения его может наступить абсолютно в любой момент.

Исследование в естественных условиях больше приближено к реальности, именно по этой причине в психологии он используется достаточно часто.

Положительные и отрицательные качества

Всего можно выделить несколько основных плюсов такого вида эксперимента в психологии. В первую очередь – это простота проведения. Нет необходимости создавать специальные условия и искать определенного человека.

Однако, в отличие от лабораторного метода, здесь экспериментатор не сможет полностью проконтролировать ситуацию. Также не будет шанса повторить еще одно аналогичное исследование, которое будет соответствовать всем этим же параметрам. Анализ в естественных условиях является достаточно сложным, так как не всегда он может привести к определенному результату, но, тем самым, он интереснее.

Примеры исследования

В качестве естественного метода можно использовать абсолютно любую трудовую структуру: магазин, больницу, парикмахерскую и т.д. Можно определить, как несколько рабочих справляются с одними и теми же обязанностями, за какой срок они решат определенную задачу и как общаются с клиентами. По результату их поведения можно создать общую картину о человеке.

Формирующий эксперимент

Формирующий метод – это единственный вид эксперимента в психологии, результат которого можно предугадать заранее. Для его проведения необходимо набрать небольшую группу людей и заранее дать каждому участнику процесса определенное задание, учитывая все самые важные детали его выполнения.

Экспериментатор будет пытаться предсказать, какое действие совершит каждая личность, а потом определит, оправдано ли его предположение. Подобное исследование может проводиться на любой возрастной категории людей от 5 до 70 лет.

виды эксперимента в психологии достоинства и недостатки

Положительные и отрицательные качества

Всего можно выделить несколько положительных и отрицательных сторон подобного метода. В основном, он применяется из-за того, что все полученные навыки можно впоследствии будет применять на практике. Для проведения исследования не обязательно собирать большое количество исследуемых объектов, достаточно двух-трех человек.

Этот эксперимент достаточно интересный, так как его можно повторять неоднократно, а при одинаковых условиях результат может получиться разнообразным. Существует один недостаток. Его нельзя назвать эффективным, так один из участников может слукавить.

Примеры исследования

Психологи настоятельно рекомендуют проводить формирующий эксперимент в средней группе детского сада, где возрастная категория исследуемых объектов составляет от 3 до 5,5 лет. Для них разыгрывается небольшая сценка. Главные персонажи из неё говорят разными голосами, постепенно снижая и увеличивая громкость звука.

Цель исследования – узнать, насколько четко каждый малыш может распознавать определенную речь. С помощью этого метода можно выявить психологическое заболевание на ранней стадии развития.

Уровни осознанности эксперимента

Для того чтобы узнать, как поведет себя личность в определенной ситуации, необходимо провести специальный эксперимент. Виды и особенности в психологии подобных исследований заметно отличаются друг от друга. В лабораторном, формирующем и естественном методе существует несколько вариантов осознанности личности.

  • Явное исследование. При нем человека, над которым будет проводиться эксперимент, полностью посвящают во все его подробности. Он будет знать ровно столько же, сколько и психолог, который будет наблюдать за ситуацией.
  • При скрытом исследовании, наоборот, объект ничего не знает о том, что ему предстоит делать.
  • Существует также промежуточное исследование, при котором объекта погружают в подробности частично.

Самым реалистичным является именно скрытый эксперимент, при нем личность не сможет как-то повлиять на его результат.

Эксперимент с камерой сенсорной депривации

Очень интересен, увлекателен и универсален каждый вид эксперимента в психологии. Кратко описать каждый из них практически невозможно. Например, существует самый популярный в психологии метод с использованием камеры сенсорной депривации, о котором можно рассказывать бесконечно.

Впервые это исследование в 1950 году применил Джон Лилли. Он создал определенные условия, которые полностью изолируют человека от внешней среды. На личность, над которой проводится эксперимент, надевается специальная непроницаемая маска и наушники, из которых доносится практически незаметный шум. Практикующий врач из медицинского института в результате своих опытов смог выяснить, что у объекта полностью изменяется восприятие всего происходящего. Например, при попытке определить вид объекта на ощупь он становился рассеянным, невнимательным и у него даже появлялось чувство тревоги.

Все эти условия для испытуемых казались невыносимыми, ни один из них не смог просидеть в камере более трех суток. Существуют и положительные стороны этого эксперимента: человек начинает лучше познавать себя, может полноценно расслабиться и даже значительно улучшить состояние своего здоровья.

виды эксперимента в психологии кратко

Психология в настоящее время имеет большое значение для каждого человека. Благодаря этой уникальной науке человек может лучше понять себя, что ему нужно от жизни, как правильно поступить в определенной ситуации, наладить отношение с партнером, устранить конфликт, а также решить многие важные проблемы. Эксперименты в этой области позволят добиться положительного эффекта.

fb.ru

5. Понятие эксперимента и его виды

Эксперимент, experimentum (лат.) — проба, испытание. Это строгая последовательность заранее определенных действий, ведущих к получению одной или множества величин, представляющих результат эксперимента. Если назвать результат эксперимента выходным параметром, то можно также определять эксперимент как совокупность опытов, позволяющую установить влияние на выходной параметр воздействующих на него факторов.

Фактором вызывается измеряемая переменная величина, принимающая в некоторый момент, временя определенное значение. Факторы соответствуют способам воздействия на объект исследования.

Опыт—часть, эксперимента, выполненная при определенном значении одного или нескольких факторов.

Факторы, не изменяющие своего значения в пределах всего эксперимента называют, постоянными. Если значение фактора постоянно только в пределах одного опыта, то фактор называется условно постоянным. Конкретное числовое значение, принимаемое фактором, в опыте называют уровнем фактора.

Постоянные факторы закрепляют на определенных уровнях и в дальнейшем оставляют неизменными. Переменные факторы варьируют в интересующем исследователя диапазоне. Диапазон изменения переменных факторов ограничивают верхним и нижним уровнями. В пределах диапазона фактор находится на промежуточных уровнях.

На объект исследования влияет также и целый ряд факторов, которые трудно или невозможно учесть. Такие факторы называют неконтролируемыми, а совокупное их воздействие на выходной параметр — уровням шума. Наличие шума в эксперименте снижает точность и надежность получаемых данных и затрудняет их обработку.

Основным классификационным признаком, устанавливающим различие между видами экспериментов, считают его метод — т. е. характер воздействия на объект исследования. В соответствии с этим различают эксперименты: активный и пассивный, однофакторный и многофакторный.

Активным назовем эксперимент, условия, проведения которого можно целенаправленно менять, то есть управлять изучаемым процессом. Достоинством такого метода эксперимента является возможность обеспечить высокую точность проведения каждого опыта и воспроизвести их в одних и тех же условиях. Недостатком—относительная сложность его постановки. Метод активного экспериментирования чаще применяют при проведении исследований в лабораторных условиях.

Пассивным называют эксперимент, условия, проведения которого не могут быть управляемы. Они могут меняться до некоторой степени в связи с изменениям условий наблюдаемого процесса. Исследователь регистрирует значения изменяющихся факторов, обрабатывает результаты и дает рекомендации. Очевидным достоинством метода пассивного эксперимента является простота его постановки, недостатком— высокая погрешность результатов. Этот метод используют при проведении наблюдений над объектом, работающим в режиме нормальной эксплуатации.

Активный эксперимент может быть однофакторным и многофакторным, пассивный—только многофакторным.

Однофакторным называют такой эксперимент, когда изучается воздействие на объект исследования только одного управляемого переменного фактора.

Многофакторным называется эксперимент, при котором на исследуемый объект одновременно действует несколько переменных факторов.

Z1 Z2 Z3 Zm Z1 Z2 Z3 Zm

X1

X Y X2 Y

X3

Xn

… …

W1 W2 W3 Wp W1 W2 W3 Wp

Схема эксперимента: а) однофакторного, б) многофакторного. Хn, Zm, Wp—соответственно переменные, поcтоянные и неуправляемые факторы, воздействующие на объект исследования; у—выходной: параметр (результат эксперимента)

Методы обоих видов экспериментов имеют свои достоинства и недостатки. Достоинствами однофакторного метода эксперимента являются простота, выполнения и обработки каждого опыта, наглядность результата позволяющая оперативно его проанализировать. Недостатком является необходимость проведения большого количества экспериментов при изучении влияния на процесс многих переменных факторов; кроме того, этот метод не позволяет установить результат совместного влияния некоторых факторов на исследуемый объект, что обычно имеет место в реальных процессах.

Многофакторный метод эксперимента обладает рядом достоинств: позволяют изучить одновременное воздействие на процесс нескольких факторов при проведении сравнительно небольшого числа опытов; обнаружить эффект взаимодействия факторов при совместном их влиянии; построить математическое описание изучаемого процесса (математическую модель), позволяющее оптимизировать выходной параметр без проведения дополнительных опытов.

Однако такой метод исключает оперативный анализ получаемых результатов, ввиду их не наглядности, и требует тщательного выполнения опытов, т. к. трудно обнаружить ошибку, если она вдруг возникает. Недостаткам является также трудоемкость после-дующей обработки полученных результатов.

Метод однофакторного эксперимента широко распространен. Однако, в последнее время, при исследовании сложных процессов, особенно с задачей их оптимизации, все большее применение находит метод многофакторного эксперимента.

studfile.net

Метод эксперимента. Виды эксперимента — Учебное пособие

метки: Исследователь, Испытуемый, Изменение, Ситуация, Явление, Беседа, Психический, Проводиться

Методы психологического исследования

Методы— это способы, посредством которых познается предмет науки.

В психологии для подтверждения или опровержения правомерности гипотезы используются методы: наблюдение, эксперимент, беседа, психодиагностическое исследование.

Наблюдение. Способ работы, при котором исследователь, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение. Невмешательство исследователя является наиболее важной характеристикой метода.

Достоинством метода является то, что объект наблюдения, в основном, не ощущает себя таковым (т.е. не знает, что за ним наблюдают) и в обычных для него ситуациях — на работе, на уроке, в игре и др. ведет себя естественно.

Недостатками метода являются: 1 .исследователь в какой-то мере может предвидеть, что в ситуации, которую он наблюдает, могут происходить некоторые изменения, но он не в состоянии их контролировать; 2.исследователь по различным причинам не может зафиксировать все изменения ситуации и выделяет те, которые считает для себя наиболее важными; 3.исследователь, стремясь найти подтверждение своей гипотезы, может бессознательно игнорировать противоречащие ей факты.

Чтобы избежать подобной субъективности, наблюдение проводится не одним, а несколькими исследователями, ведущими независимые протоколы, применяются технические средства (аудио- и видеотехники), составляются специальные шкалы оценки поведения объекта.

Эксперимент — это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния

Манипулирование переменными — одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Если исследователя интересует какая-либо связь явлений между собой, то в эксперименте можно, создав определенную ситуацию, внести новый элемент и определить, возникнет ли то изменение в ситуации, которого исследователь ожидает как следствие произведенного им изменения.

5 стр., 2242 слов

Методы психолого-педагогических исследований 2

… котором используется метод наблюдения, в значительной степени зависит от самого исследователя, от его «культуры наблюдения». Необходимо учитывать … в зависимости от ситуации. Метод феноменологического анализа в аспекте психологических методов можно рассматривать как метод анализа переживания … противоречия мира, в котором он живет. Изменение. Процесс участия в интервью может приводить респондента …

Эксперимент бывает четырех видов: лабораторный (проводится в условиях лаборатории), естественный (проводится в реальных жизненных условиях), констатирующий (ограничивается констатацией изменений изучаемых психических явлений), формирующий (предусматривает целенаправленное воздействие экспериментатора на изучаемое психическое явление).

Недостатком метода является тот факт, что трудно организовать экспериментальное исследование таким образом, чтобы испытуемый не знал о том, что является таковым. Поэтому у испытуемого возможно появление скованности, сознательной или бессознательной тревоги, боязни оценки и прочее.

Беседа вспомогательный метод получения информации на основе разговора. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. Однако при проведении беседы перед исследователем встанут трудно разрешимые проблемы, касающихся откровенности испытуемого, его отношения к исследователю. При недостаточном психологическом контакте с исследователем у испытуемого может возникнуть боязнь, подозрительность, недоверие и стремление уйти из ситуации с помощью стандартных, стереотипных ответов. И наоборот, при хорошем отношении к исследователю у испытуемого может появиться бессознательное стремление угодить ему, ожидаемым ответом.

Успех беседы зависит от квалификации исследователя, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выражать свои мысли и «отделять» личные отношения от содержания беседы.

Методы диагностики.

Метод тестов — метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

5 стр., 2092 слов

Характеристика испытуемых и методы исследования

… Выявить уровень депрессивных переживаний. При анализе результатов оценка проводится по семи факторам, содержащим группы симптомов, отражающих чувство … фундаментальных эмоций или комплексов эмоций, диагностика самочувствия испытуемого. Представляет собой список общеупотребительных определений, которые в … Характеристика испытуемых и методы исследования Цель курсовой работы: изучить психоэмоциональные …

Метод эксперимента. Виды эксперимента

Эксперимент — метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Специфика метода эксперимента:

1. Активная позиция исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2. Создание заранее продуманной искусственно созданной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче определить.

3. При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др.

4. Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо многократным повторением опытов, либо за счёт достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.

5. Результаты каждого опыта записываются в протоколе, где фиксируются общие сведения об испытуемых, указывается характер экспериментальной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности испытуемых: действия, речь и т. д.

6. При эксперименте с детьми очень важно иметь в виду, что задача ребёнком может восприниматься не так, как её сформулировали, а по-другому.

Виды эксперимента:

1.Лабораторный эксперимент проводится в преднамеренно созданных условиях (специально оборудованном помещении), с использованием средств регистрации полученных данных, действия испытуемого определяются инструкцией.

2.Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор почти не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Исследователь до начала своей работы знакомиться с детьми, принимает активное участие в их жизни, поэтому занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.

3 стр., 1307 слов

Эмоций. основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата.

… в терминах эмоций. основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата. Г.И … что на ряду с процессом возбуждения существует другой активный процесс — торможение, без которого немыслима интегративная … в реализации механизмов адаптации организма к непрерывно меняющимся условиям среды. Неудовлетворенные потребности организма обычно сопровождаются эмоцией …

3. Формирующий эксперимент его замысел состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель — изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

forpsy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *