Вера в философии это определение – Вера — Википедия

Вера — Википедия

Ве́ра — признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры[1]. Отличительной особенностью познания, реализующегося в вере, является приверженность принципам диалогичности, согласно которым субъект веры активно соотносит самораскрывающийся объект веры с собой. В этом смысле религиозная вера отличается от философского или научного знания не тем, что не вполне аргументирована или уверена в своём предмете, а по способу получения и обоснования своего знания[2].

Религиозная вера имеет в качестве своей особенности веру в реальность и субстанциональность сверхъестественного; предмет веры религиозного индивида объективируется, человек убеждён в том, что объектом его веры является не мысль или понятие о Боге, а сам Бог — сверхъестественное как реально существующее[3].

В ряде религиозных систем, в частности в христианстве, вера занимает центральную мировоззренческую позицию

[4]. В целом, имеет место большое разнообразие оценок влияния, оказываемого верой на жизнь человека и общества[5].

Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений[6].

Этимология

Русское слово «вера» восходит к праслав. *věra (ст.‑слав. вѣра, болг. вя́ра, польск. wiara, чеш. víra), которое в свою очередь является субстантивированной формой женского рода праиндоевропейского прилагательного

*wēros (др.-в.-нем. wâr «правдивый, верный», др.-ирл. fír «правдивый, истинный», лат. vērus «истинный, правдивый»)[7].

Понимание веры

Религиозное понимание

Религии, как правило, представляют веру как одну из главных добродетелей. В христианстве вера определяется как воссоединение человека с Богом.

В христианской традиции, вера — это уверенность в том, чего до конца не знают и не видели: «уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем»[8].

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1)

В библеистике Нового Завета, вера — основной и необходимый фактор, который, согласно данному писанию, позволяет человеку преодолевать законы природы (например, рассказ о хождении апостола Петра по воде).

«Истинная» вера (то есть такая вера, которая по мнению христиан не основана на предрассудках) рассматривается христианами как практическое решение проблемы признания наличия принципиально непознаваемых сущностей, высшая из которых — Бог. При этом принципиальная конечность, ограниченность человеческого познания (например, не вызывает сомнения, что невозможно отыскать и зафиксировать на информационных носителях все простые числа, поскольку их бесконечно много, или вычислить все цифры любого из иррациональных чисел и т. д.) считается доказательством необходимости веры, которая трактуется как готовность человека действовать, несмотря на неполноту имеющихся у него знаний. В применении к Богу это означает, что хотя ни один человек никогда не сможет исчерпывающе описать/постичь природу Теофании, однако имеющиеся у верующего «доказательства» истинности Пророка или Посланника Божьего

[уточнить] достаточны для того, чтобы следовать Его заповедям.

Представители патристики говорили о том, что вера так или иначе необходима для жизни на земле. «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. — На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря»

[9].

В христианском богословии, вера является боговдохновенным ответом человека на Божье объявление в истории человечества через приход Иисуса Христа и, следовательно, имеет исключительно важное значение[10].

Слово «вера» («вероучение») также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др.[11]

Верующий — религиозный человек[12], то есть представитель конкретной религии, носитель религиозной модели мира.

В социологии религии различают несколько типов верующих:

  • глубоко верующие, у которых религиозная вера играет определяющую роль в их жизни и поведении;
  • верующие, у которых религиозная вера занимает второстепенное место в их жизни и слабо мотивирует их поведение;
  • колеблющиеся, у которых отсутствует прочная религиозная вера и которые проявляют колебания в отношении выбора между религией и атеизмом, что соответственно отражается и в их поведении[13].

Вера, возможно, является универсальным свойством для человеческой природы и важнейшей составной частью мировоззрения верующего человека; она проникает во все элементы его жизни. Существует мнение, что вера проистекает из потребности человека обмениваться опытом с другими людьми в ходе совместного труда и обобщения опыта. Верующие люди из одного сообщества имеют примерно одни и те же представления о мире, поскольку склонны доверять опыту соплеменников, как прошлому (традиция), так и настоящему. Поэтому веру можно расценить как коллективное представление о мире

[14].

Интерпретации веры в философии

Атеисты или материалисты (например, Тит Лукреций Кар[15][16], К. Маркс[17], Энгельс[17], В. И. Ленин[18]) объясняют религиозную веру как порождённую специфическими условиями существования общества, а именно: бессилием людей в процессе их взаимодействия с природной и социальной средой и потребностью в компенсации этого бессилия, в восполнении их отчуждённого бытия иллюзорным потусторонним миром, соответствующим их ценностным установкам

[19] (по выражению древнеримского поэта Стация, «рrimus in orbe deos fecit timor» — «страх — вот кто первым богов сотворил»[20]). Теология признаёт религиозную веру неотъемлемым свойством человеческой души или же благодатью, даруемой Богом. В этом смысле вера отличается от разума и/или знания.

Бертран Рассел писал о вере[21]:

Веру можно определить как твердое убеждение в чем-то при отсутствии доказательств. Когда доказательства есть, никто не говорит о вере. Мы не говорим о вере, когда речь идет о том, что дважды два четыре или что земля круглая. О вере мы говорим лишь в том случае, когда хотим подменить доказательство чувством.

Оригинальный текст (англ.)

We may define “faith” as a firm belief in something for which there is no evidence. Where there is evidence, no one speaks of “faith.” We do not speak of faith that two and two are four or that the earth is round. We only speak of faith when we wish to substitute emotion for evidence.

Известный американский публицист, ведущий программы «Опыт атеиста» Мэтт Диллаханти высказался по поводу веры (убеждении в чем-либо без доказательств) следующим образом: «Откуда Вы можете знать, что вера — это хорошо… без доказательств?»

[22]

Объекты и субъекты веры

Объекты веры обычно не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект веры представляется существующим в действительности, образно, эмоционально.

В качестве субъекта веры может выступать индивид, социальная группа и общество в целом. Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы.

См. также

Примечания

  1. Соловьёв В. С. Вера // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —
    СПб.
    , 1890—1907.
  2. ↑ Вера религиозная // Энциклопедияэпистемологиии философии науки / Российская акад. наук, Ин-т философии РАН; [редкол. : И. Т. Касавин (гл. ред. исост.) и др. — М.: Канон+, 2009. — 1247 с. ISBN 978-5-88373-089-3
  3. Григоренко А. Ю. Глава 2. Понятие, сущность и структура религии // Религиоведение. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. А. Ю. Григоренко. — СПб.: Питер. — 570 с. — (Учебное пособие). — ISBN 978-5-91180-866-2.
  4. Аверинцев С. С. Вера // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. —
    М.
    : Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  5. Новиков А. А. Вера философская // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  6. С. Ю. Головин. Вера. // Словарь практического психолога.
  7. Boryś W. Słownik etymologiczny języka polskiego. — Wydawnictwo Literackie. — Kraków, 2005. — С. 687. — ISBN 978-83-08-04191-8.
  8. ↑ Митр. Филарет. Христианский катехизис. М.: изд. Моск. Патриархии, 1997. С. 4.
  9. ↑ Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения, 5. Цит. по: Христианский катихизис. Цит. соч. С. 4-5.
  10. ↑ faith | religion (неопр.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения 3 мая 2016.
  11. ↑ Вера // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  12. Верующий // Словарь Ушакова
  13. ↑ Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999
  14. Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира — М.: Аванта+, 1996. — С. 5—13. — 720 с.: ил. — — ISBN 5-86529-043-6
  15. Тэйлор Э. Первобытная культура. — Directmedia, 2013-03-14. — 599 с. — ISBN 9785446071715.
  16. Панцхава И. Д. Атеизм в прошлом и настоящем. — М.: Знание, 1958. — 44 с.
  17. 1 2 Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. — Directmedia, 2015-10-27. — 793 с. — ISBN 9785447531348.
  18. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. — Т. 12. Октябрь 1905 ~ апрель 1906. — 832 с. — ISBN 9785040025107.
  19. ↑ Вера (Фролов) | Понятия и категории (неопр.). ponjatija.ru. Дата обращения 16 августа 2016.
  20. ↑ Книга III // Стаций. Фиваида / Пер. Ю. А. Шичалина, ред. М. Л. Гаспарова, прим. Е. Ф. Шичалиной. — Наука, 1991. — (Литературные памятники).
  21. ↑ Russell, Bertrand. «Will Religious Faith Cure Our Troubles?». Human Society in Ethics and Politics. Ch 7. Pt 2.
  22. ReligionDies. Atheist Experience #696 — Theist Belief of Atheists Working for Devil Causes Problems in Society (неопр.) (9 мая 2012). Дата обращения 16 августа 2016.

Литература

Ссылки

ru.wikipedia.org

ВЕРА ФИЛОСОФСКАЯ — это… Что такое ВЕРА ФИЛОСОФСКАЯ?

    ВЕРА ФИЛОСОФСКАЯ — не обладающее всеобщей значимостью и не отличающееся смысловой строгостью понятие, призванное подчеркнуть специфику философского (в отличие от научного и теологического) мышления, осуществляющего и оправдывающего выбор исходных мировоззренческих установок. Философская вера связана гл. о. с интуитивным типом умственной деятельности и утверждает себя прежде всего там, где отсутствует возможность логического или эмпирического доступа к предмету (теме) интереса. От общеизвестных форм познавательной деятельности философскую веру отличает значительное влияние субъективного фактора. Попытка придать философской вере статус официального философского термина (Philosophishe Glaule) и поднять ее значение в системе философского мировоззрения была предпринята немецким философом К. Ясперсом.     К понятию “вера” (πισπς) в его широком значении прибегали уже древнегреческие философы (Гераклит, Платон, Аристотель и др.), но при этом они не воспринимали веру как необходимый элемент философского мышления и тем более—как символ мудрости. В лучшем случае она рассматривалась как субъективное мнение или начальная ступень знания. В позднеантичной и средневековой европейской философии, ориентированной христианством гл. о. на метафизическую и трансцендентальную тематику, вера стремится максимально укрепить свой идейный, гносеологический, этический, аксиологический и пр. статус и тем самым абсолютизировать свою мировоззренческую и практическую значимость. Эта тенденция оказала определенное влияние на последующие этапы развития философской мысли. Так, родоначальник методологии опытной науки Ф. Бэкон продолжал апеллировать к вере в ее христианской интерпретации. Отдавая вере должное в борьбе с невежеством и суеверием, он, однако, отрицал ее причастность к установлению научных истин.     Реальные предпосылки формирования идеи философской веры появляются лишь в 18 в. В немалой степени этому способствовало скептическое отношение к мысли о позитивной роли традиционно понимаемой веры в философии (П. Абеляр, Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, П. Бейль, Дж. Локк и др.). Уже Д. Юм обратил внимание философов на различие предметных областей и функций, а следовательно, и уровня философичности сугубо религиозного (коему, как утверждал еще Гоббс, абсолютно противопоказаны определения и дефиниции) и светского (обыденного) пониманий веры, т. е. того, что, напр., в английском языке обозначается соответственно словами faith и belief. Последнее Юм расценивал как естественную форму “живого представления”, предваряющего рождение идей.     Попытку раскрытия подлинно софийной природы и сущности веры, обоснования ее исключительности в системе мировоззрения и общественной практики предпринял И. Кант. Его вера, имеющая своим основанием исключительно моральные принципы, ни функционально, ни предметно не пересекается ни с откровением, ни со знанием. Вместе с тем. будучи независимой от “доктринальной веры” теологического мышления и основанной на конфессиональных уставах “веры церковной”, “моральная вера”, как вера истинно философская, есть в сущности вера религиозная, ибо сама философия, по Канту, немыслима без признания Творца. Формальное различие “моральной веры” и веры религиозной в значительной степени элиминируется объединяющим их нравственным началом. И та, и другая, представляя собой продукт чистого практического разума, демонстрируют абсолютное “доверие к обетованию морального закона”. Последний становится по существу критерием высшей истинности. Мораль и культивируемая на его основе вера вовсе не дискредитируют знание (в т. ч. и научное). Они, как стремится показать Кант, лишь устанавливают его границы и сферу компетенции. В отличие от ориентированного на мир явлений знания, вера, как инструмент априорного восприятия, представляет собой своего рода “путеводную нить”, где бессильно теоретическое (спекулятивное) мышление. Отказ веры от претензий на объективную достоверность вполне компенсируется преимуществом личной убежденности субъекта и чувством исполненного им нравственного долга.     Согласившись с мыслью о недопустимости отождествления религиозной, т. е. философской (коль скоро сама философия есть форма религиозного мировоззрения), веры и веры церковной, Гегель вместе с тем решительно смещает акцент с нравственного на эпистемный статус веры. Вера—не просто “своеобразная форма” знания; она есть знание “достоверное”. В достоверности—“самый нерв веры”. Все ранее известные попытки отделить веру от рационального мышления и тем более противопоставить их свидетельствуют, по убеждению Гегеля, об опасной болезни человеческого духа и утрате философской культуры. Подлинная вера (Гегель противопоставляет ее вере “абстрактной”, вере “в якобы философском смысле”, представляющей собой форму элементарного здравомыслия) есть, т. о., вера разумная, а еще точнее—“вера в разум”. Только она, но не “суетный рассудок” просвещенчества, делает человека человеком, а философию—средством приобщения к тайнам рефлектирующего духа.     Постклассическая философская мысль отнюдь не утратила интереса к феномену веры, но мало что смогла предложить нового в обоснование специфики особой философской ее формы. Разброс мнений по этому поводу остается весьма рациональным. Если, напр., Б. Рассел, закрепивший за филей “ничейную область”, простирающуюся между «наукой и теологией, апеллировал исключительно к beliefвере “платоновского” (по его определению) типа, то русская христианская философия в лице Н. Бердяева вообще принесла самое себя на алтарь веры церковной. Что касается многочисленных дискуссий вокруг веры между представителями неотомизма, ортодоксального и либерального протестантизма, диалектической теологии и др. направлений религиозно-философской мысли, то их философская значимость в существенной мере поглощается значимостью теологической. Современный религиозный философ, как правило, продолжает смотреть на философию как на “интеллектуально оформленную периферию веры” (М. Бубер).     Задачу по конституированию понятия философской веры, наполнению его реальным содержанием и смыслом попытался разрешить К. Ясперс. Свою концепцию философской веры он строит в основном в соответствии с немецкими философско-христианскими традициями, соглашаясь с тем, что любое философское содержание живет “посредством религиозной веры”, но вместе с тем находится во вполне корректных отношениях с наукой. Поддержав мысль Канта и Гегеля о необходимости “отделения” философской веры от церкви, Ясперс настаивает и на ее отделении от государства. Для него характерна индивидуализация философской веры (философ, по Ясперсу, вообще “человек единичный”), что в конечном счете способствовало ее относительному обособлению не только от религиозной веры, тяготеющей к опредмечиванию трансценденции, но и от традиционной философии, к которой она относится с почтением, но не с послушанием. Глубоко личностная природа философской веры потребовала существенной коррекции ее отношений и со знанием. Соглашаясь с неизбежностью и необходимостью сосуществования философской веры и знания и не принимая никаких оправданий нигилизма, ведущего в “пустоту отрицания”, Ясперс одновременно говорит о пользе “смирения в незнании” (отсюда его негативное отношение к просвещению). Не имея ни своего особого предмета, ни объективной опоры в мире конечных вещей, отказавшись от претензий на общезначимость, философская вера, будучи “осознанием экзистенции в соотношении с трансценденцией”, ведет человеческую мысль к постижению истоков бытия и тем самым не только придает жизни смысл, но и содействует установлению “мирового порядка” в гуманистическом смысле этого понятия. Как смыслообразующий фактор философская вера не есть нечто иррациональное, на чем ранее настаивал С. Кьеркегор, но к числу ее специфических особенностей Ясперс относит и отказ от рациональной замкнутости, позволяющий осуществлять важную и характерную для нее коммуникативную функцию. В целом философская вера в ее ясперсовском понимании представляет собой не особый инструмент поиска истины и не “способ переживания”, но единственно корректный способ самого философского мышления.

    А. А. Новиков

    ВΕΡИΦИΚΑЦИОНИ3M — философско-методологическая установка на применение принципа верификации в качестве одного из основных критериев научной рациональности, позволяющего провести разграничительную линию между научным и вненаучным знанием (см. Демаркации проблема). Верификационизм является формой “научного анализа понятия опыта”, свойственной неопозитивистской программе эмпирического обоснования науки (см. Джасчшфшхациошам). Концептуальной основой верификационизма является идея о структуре опыта как совокупности (комбинации) неделимых, абсолютно простых фактов или событий (см. Логический атомизм), допускающих однозначное отображение в предложениях языка (Л. Витгенштеин, Б. Рассел). Согласно принципу верификации, каждое научно осмысленное предложение может быть сопоставлено с фактами чувственного опыта. Предложения, не допускающие такого сопоставления, выводятся за рамки научной рациональности как не имеющие научного смысла (напр., предложения метафизики). Предложения, подтверждаемые (хотя бы потенциально) опытными данными, считаются истинными (см. Подтверждение), опровергаемые—ложными (см. Фальсификация). Верификационизм эволюционировал от первоначального “наивного” варианта, согласно которому всякий факт опыта мог быть выражен определенным “протокольным” высказыванием. к более гибким вариантам, которые позволяли зачислять в число научных высказывания, не имеющие непосредственного “чувственного” эквивалента (напр., высказывания о прошлых событиях, высказывания, проверка которых в настоящее время технически невозможна, законы теоретического естествознания и т. д.).     Верификационизм как концепция развития научного знания тесно связан с индуктивизмом и кумулятивизмом: наука развивается как накопление верифицированного знания. Соглашаясь с тем, что значимые научные суждения не могут быть полностью верифицированы конечным числом наблюдений, Верификационизм требует от развивающегося знания повышения его вероятности. Для оценки вероятности научных гипотез (при логической интерпретации исчисления вероятностей) может быть применена формула Бейеса: Ρ(ΰ)=——•—, где Р(Н)—степень вероятности (подтверждения) гипотезы Н относительно имеющихся в распоряжении исследователя подтверждающих свидетельств Е; однако логическая интерпретация вероятности сталкивается с рядом прагматических парадоксов (Гемпель, Гудмен, Винсент и др.), которые демонстрируют, что математически вычислимая вероятность гипотез не совпадает с вероятностью как показателем реального роста знания. Не свободна от трудностей и субъективная интерпретация вероятности (как степени уверенности исследователя в истинности выдвигаемых гипотез). Это ставит под сомнение Верификационизм как теорию эволюции научного знания. Он был подвергнут критике К. Номером, утверждавшим, что при некоторых общих условиях все теории имеют нулевую вероятность, независимо от количества подтверждений, и, следовательно, верификационизм не может сформулировать всеобщий критерий научной рациональности. Кумулятивистские следствия верификационизма были раскритикованы сторонниками “исторического” направления в философии науки (Г. Кун, Д. Фейерабенд). Было показано, что эмпирическая проверка научных высказываний возможна только как установление логической согласованности между эмпирическим базисом, интерпретативной теорией и системой теоретических постулатов (Куайн), чтолишало верификационизм его первоначального содержания. Эта критика показала несостоятельность претензий верификационизма на роль универсальной концепции развития науки и общей теории научной рациональности; однако методологические проблемы, сформулированные под влиянием верификационизма, сохраняют научную значимость и успешно разрабатываются в современной логике и методологии науки.     Лит.: Швырев В. С. Неопозитивизм и проблема эмпирического обоснования науки. М.>. 1966; Каиберг Г. Вероятность и индуктивная логика. М., 1978; Потер К. Логика и рост научного знания. М., 1983; Дамтос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995; Гемпель К. Логика объяснения. М., 1998; Сатир R. The Logical Foundations of Probability. Chi., 1950; Quint W. From a Logical Point of View: Logical-Philosophical Essays. Cartlbr., 1953; Goodman N. Fact, Fiction and Forecast. Cambr., 1955. В. Н. Парус

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

dic.academic.ru

Вера — это… Что такое Вера?

Ве́ра — признание чего-либо истинным, часто, без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их[1].

Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений.[2]

Этимология

Русское слово «вера» восходит к праслав. *věra (ст.-слав. вѣра, болг. вя́ра, польск. wiara, чеш. víra), которое в свою очередь является субстантивированной формой женского рода праиндоевропейского прилагательного *wēros (др.-в.-нем. wâr «правдивый, верный», др.-ирл. fír «правдивый, истинный», лат. vērus «истинный, правдивый»)[3].

Понимание веры

Религиозное понимание

Слово «вера» («вероучение») также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др[4].

Верующий — религиозный человек[5], то есть представитель конкретной религии, носитель религиозной модели мира.

В социологии религии различают несколько типов верующих:

  • глубоко верующие, у которых религиозная вера играет определяющую роль в их жизни и поведении;
  • верующие, у которых религиозная вера занимает второстепенное место в их жизни и слабо мотивирует их поведение;
  • колеблющиеся, у которых отсутствует прочная религиозная вера и которые проявляют колебания в отношении выбора между религей и атеизмом, что соответственно отражается и в их поведении[6].

Вера, возможно, является универсальным свойством для человеческой природы и важнейшей составной частью мировоззрения верующего человека; она проникает во все элементы его жизни. Существует мнение, что вера проистекает из потребности человека обмениваться опытом с другими людьми в ходе совместного труда и обобщения опыта. Верующие люди из одного сообщества имеют примерно одни и те же представления о мире, поскольку склонны доверять опыту соплеменников, как прошлому (традиция), так и настоящему. Поэтому веру можно расценить как коллективное представление о мире[7].

Нередко вера оценивается как важный элемент ценностного сознания, наряду с такими категориями, как надежда и любовь.

Религии обычно считают веру одной из главных добродетелей. В христианстве вера определяется как соединение человека с Богом.

В христианской традиции, вера — это ожидание того, на что надеются, уверенность в том, чего до конца не знают и не видели: «уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем»[8].

В библеистике Нового завета, вера — основной и необходимый фактор, который позволяет человеку преодолеть законы земного естества (например, хождение апостола Петра по водам).

«Истинная» вера (то есть такая вера, которая по мнению христиан не основана на предрассудках) рассматривается христианами как практическое решение проблемы признания наличия принципиально непознаваемых сущностей, высшая из которых — Бог. При этом принципиальная конечность, ограниченность человеческого познания (например, не вызывает сомнения, что невозможно отыскать и зафиксировать на информационных носителях все простые числа, поскольку их бесконечно много, или вычислить все цифры любого из иррациональных чисел и т. д.) считается доказательством необходимости веры, которая трактуется как готовность человека действовать, несмотря на неполноту имеющихся у него знаний. В применении к Богу это означает, что хотя ни один человек никогда не сможет исчерпывающе описать/постичь природу Теофании, однако имеющиеся у верующего доказательства истинности Пророка или Посланника Божиего достаточны для того, чтобы следовать Его заповедям.

Представители патристики говорили о том, что вера так или иначе необходима для жизни на земле. «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. — На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря»[9].

Интерпретации веры в философии

Атеисты[кто?] или материалисты[кто?] объясняют религиозную веру как порождённую специфическими условиями существования общества, а именно: бессилием людей в процессе их взаимодействия с природной и социальной средой и потребностью в компенсации этого бессилия, в восполнении их отчуждённого бытия иллюзорным потусторонним миром, соответствующим их ценностным установкам. Теология признаёт религиозную веру неотъемлемым свойством человеческой души или же благодатью, даруемой Богом. В этом смысле вера отличается от разума и/или знания.

Бертран Рассел писал о вере[10]:

Веру можно определить как твердое убеждение в чем-то при отсутствии доказательств. Когда доказательства есть, никто не говорит о вере. Мы не говорим о вере, когда речь идет о том, что дважды два четыре или что земля круглая. О вере мы говорим лишь в том случае, когда хотим подменить доказательство чувством.

Оригинальный текст  (англ.)  

We may define “faith” as a firm belief in something for which there is no evidence. Where there is evidence, no one speaks of “faith.” We do not speak of faith that two and two are four or that the earth is round. We only speak of faith when we wish to substitute emotion for evidence.

Объекты и субъекты веры

Объекты веры обычно не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект веры представляется существующим в действительности, образно, эмоционально.

В качестве субъекта веры может выступать индивид, социальная группа и общество в целом. Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы.

См. также

Примечания

  1. Вера // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. С. Ю. Головин. Вера. // Словарь практического психолога.
  3. Boryś W. Słownik etymologiczny języka polskiego. — Wydawnictwo Literackie. — Kraków, 2005. — С. 687. — ISBN 978-83-08-04191-8
  4. Вера // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. Верующий // Словарь Ушакова
  6. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н.Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999
  7. Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира — М.: Аванта+, 1996. — 720 с.: ил. — С. 5-13. — ISBN 5-86529-043-6
  8. Митр. Филарет. Христианский катехизис. М.: изд. Моск. Патриархии, 1997. С. 4.
  9. Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения, 5. Цит. по: Христианский катихизис. Цит. соч. С. 4-5.
  10. Russell, Bertrand. «Will Religious Faith Cure Our Troubles?». Human Society in Ethics and Politics. Ch 7. Pt 2.

Ссылки

dic.academic.ru

Что такое вера — 5 самых лучших определений и значений

Верить — означает проявлять к предмету веры особое отношение со стороны верующего. Вера — это когда человек признаёт события и процессы объективно истинными, не смотря на доводы логики и фактов. С помощью веры реализуется познание. Предмет того, во что верит человек, он отождествляет в первую очередь с собой. Особенностью веры является то, что позиция верующего человека не всегда аргументирована — он просто верит в то, что чувствует.

Верующий человек (если речь идёт о Боге) придаёт сверхъестественному созданию реальные плотские очертания, пускай и менее плотные, невидимые. Не спроста в христианстве вера стоит в центре всего православного учения. Продвинутые религиозные деятели знают, насколько важна вера в жизни человека, потому что благодаря ей в жизни верующих людей реализуется и воплощается материальные мысли.

Содержание статьи:

Примеры веры

Человек так устроен, что ему необходимо во что-то верить, даже не важно во что. Вера — это очень мощное чувство, стойкое убеждение, которое не предполагает других точек зрение, чем ту, в которую верит верующий. Примеры:

  1. Верю в Бога.
  2. Верю в то, что всё будет хорошо.
  3. Верю, что смогу заработать достаточно денег.

У верующего во что-либо человека вследствие ментальной оценки формируется самоидентификация, которая и определяет поступки, суждения, а также нормы поведения в обществе и отношение к событиям.

Вера — этимология

Существуют слова, в которые их составная часть «Вера» является корнем, например, суеверие, верный. Считается, что слово вера имеет несколько происхождений. В старославянском вѣра; в польском wiara, в чешском víra, в православном мировоззрении věra — всё это обозначение одного и того же понятия; верить и испытывать соответствующую эмоцию.

Люди всегда верили в сверхъестественное, поэтому во все времена вера была предметом бурных философских споров. В христианстве веру считают одну из основных добродетелей, достигаемую с помощью молитвы. По мнению христианского учения, чтобы воссоединиться с Богом, необходимо уверовать в Его и вести соответствующий образ жизни верующего человека.

5 лучших определений и значений веры

Рассмотрим трактовку такого понятия как верить под разными призмами восприятия, в основном с традиционной позиции церкви. Лучшие 5 определений веры:

  • Определение № 1 — Вера есть воплощение того, что ожидает человек.
  • Определение № 2 — Вера это когда человек обладает твёрдой уверенностью в невидимом.
  • Определение № 3 — Вера это необходимость, с помощью которой человек способен преодолеть законы природы.
  • Определение № 4 — Вера это признание существования непознаваемых высших сущностей, которые находятся за пределами понимания людей и добра, и зла.
  • Определение № 5 — Вера это когда человек готов действовать без сомнений и несмотря на то, что знания у него явно ограниченные в этом вопросе.

Следует различать понятие веры от предрассудков, так как первое — это стойкая позиция верующего, а второе — витающие убеждения, которые могут быть легко развенчаны. Верующим можно назвать человека, если он представляет одну из религий или конфессий (православная вера, мусульманская вера и т.д.).

По факту употребления значения веры данный термин можно отождествлять с такими понятиями как церковь и религия. Верующий человек является носителем религиозной модели мироустройства, одним из людей, кто проявляет любовь.

Верующие люди делятся на несколько типов:

  1. Тот, кто верит глубоко. Такие люди ведут себя соответствующе, их мировоззрение определяет поведение.
  2. Тот, кто верит поверхностно. Такой человек верит, как бы по умолчанию, однако степень фанатизма не проявлена достаточно сильно, чтобы поставить верование на первый план физического бытия.
  3. Тот, кто не определился. Данная категория людей является колеблющимися между решением уверовать в Бога или выбрать атеистический образ жизни.

Специфика чувства веры заключается в том, что оно просачивается во все сферы человеческой жизни, включая личное, рабочее и социальное пространство. Например, нередко можно встретить такую ситуацию, что верующий человек отказывается от идентификационного кода или паспорта, считая, что любые цифры и учёт, особенно людей: когда им присваивают номера, исходит от Дьявола, что это дьявольская система современного цифрового мироустройства.

Отказаться от паспорта и идентификационного кода в угоду веры

Верующий человек имеет право отказаться от каких-либо документов, чтобы не иметь их при себе. При этом данное решение, основанное на глубоких религиозных верованиях, усложняет приём такого сотрудника на работу в связи со сложностью официального оформления и трудоустройства. Однако пока ещё законодательно этот вопрос хоть как-то регулируется. Но верующие считают, что это ненадолго, и является одним из этапов становления системы Дьявола.

Атеисты причисляют данную категорию верующих к религиозным фанатикам, у которых, по их мнению, глаза зашторены. Целью становления цифрового мира, по мнению глубоко верующих людей является порабощение человечества под предлогом всеобщего блага. А также контроль не только доходов людей, но и расходов, контролируя счета в банках и перемещение каждого отдельного человека по географической территории.

Некоторые верят, что следующим этапом является полное уничтожение веры и церкви. Вплоть до того, что слуги Дьявола будут контролировать возможность креститься. Данный контроль будет реализован по средствам внедрения под кожу человека специальных чипов. Эти чипы, верят верующие, созданы для того, чтобы забрать возможность креститься. Они будут вживляться в правую руку и в лоб. И как только человек преподнесёт правую руку ко лбу, чтобы перекреститься, сразу же будет отправлен сигнал агентам Сатаны, что такое произошло.

Грядёт гонение верующих, особенно православных как единственных хранителей истинного учения верований Иисуса Христа. Однако атеисты считают, что такая позиция — ни что иное как способ сохранить влияние церкви на людей, что особенно актуально в современных условиях, когда верующих с каждым поколением становится всё меньше. Если посмотреть, то молодёжь в России и странах ближнего зарубежья, уже не во что не верит, ни то что в Бога.

Происхождение веры в сердцах людей

Очень часто происходит так, что атеист становится верующим. Почему так происходит, давайте разберёмся. Например, уверовать в Бога отдельный человек может вследствие болезни или если находится в предсмертном состоянии. Есть такое, что, когда умирать, так все неверующие дружно уверуют во что-угодно. Хорошо это или плохо решать каждому, однако церковь говорит, что хорошо. Так как болезнь в данном случае, по мнению представителей религии, посылает сам Бог для того, чтобы человек обрёл твёрдую Веру в Его существование.

Существуют ещё ситуации, при которых чувство, что нужно верить в Бога передаётся по наследству от родителей к детям. И не удивительно, в одной семье находясь, дети попросту впитывают всё мировоззрение родителей, в том числе и религиозное. Веру нельзя привить насильно, она идёт от сердца; это или есть, или этого нет. Если происходит давление на ребёнка в плане того, что его хотят заставить верить в Бога, ничего хорошего с этого не выйдет.

Бывает так, что человек сам приходит к вере. Родившись в семье атеистов, ребёнок может вырасти таким же, или совсем другим, чем его родители. Идея веры очень заразная, как в фильме Начало с Леонардо ДиКаприо. И при чём очень мощная эта идея, так как если верить святым источникам, она распространяется по миру уже 2000 лет. Однажды наша вера в Славянских богов была заменена на христианское вероучение.

Эзотерическое понимание веры

В эзотерике считается, что верить — означает делать одно из того, что нужно для воплощения желаний. Вера по мнению эзотериков является одним из важнейших факторов, формирующих события в жизни человека, то есть это напрямую связано; рассмотрим, как именно. Чтобы события материализовались, необходимо соблюсти ряд правил. Если всё сделать правильно, то энергия будет направлена туда, куда надо, и принесёт в жизнь практикующего определённую осознанную жизненную ситуацию.

Течение энергии начинается с физического плана бытия. Чтобы события реализовались, необходимо, чтобы физическое тело было здоровым, а мании отсутствовали. Манией человека можно считать всё, что «тикает», это наркотики, мания к сексуальному удовлетворению вместо плодотворной Любви и другое. Так вот когда физическое тело в порядке, необходимо прокачать дух, силу воли. О важности работы над духовными аспектами бытия гласит не одно вероучение, в том числе и православное.

Следующий план бытия — это эмоции людей. Чтобы события складывались в вашу пользу, необходимо правильно чувствовать людей и ощущать этот мир. При этом проявление эмоций должно быть глубоким. Эмоция будет тем сильнее проявлена, чем более будет развита сила духа. Следующий план — это мысли человеческие, ментал. Приведите в порядок собственные мысли, чтобы совместно с телом, силой духа и эмоциями влиять на события.

И вот где в этой эзотерической цепочке находится место вере — после того как события начинают складывать так как нужно, человек начинает планировать. А уже планы основываются на вере в то, что они могут быть осуществимы. Перечислим все 7 этапов:

  1. Тело.
  2. Дух.
  3. Эмоции.
  4. Мысли.
  5. События.
  6. Планы.
  7. Вера.

То есть чтобы вера, как рычаг к становлению материальной жизни, работала правильно, необходимо прокачать все 7 аспектов бытия человека. И когда энергетической утечки нет на одном из этапов, тогда вера становится полноценной и может направить созидательную энергию в обратном направлении — вниз по этой эзотерической лестнице.

То есть когда человек прошёл все этапы правильно, происходит вот что:

  • вера корректирует планы;
  • это в свою очередь провоцирует больше событий;
  • что заставляет сделать определённым мысленные выводы;
  • при этом ментальные размышления подкрепляются ещё большей эмоциональной окраской;
  • что даёт духу ещё больше силы;
  • и всё в комплексе делает организм ещё здоровее.

Чтобы оздоровиться таким способом, необходимо чтобы все 7 аспектов бытия работали, и ни на одном из них чтобы не было пробоин, через которые возможны утечки энергии. Узнайте о вышесказанном подробнее, прочитайте статью эзотерика.

Вера — что означает женское имя

Наряду с другими именословами, такими как Надежда и Любовь, Вера является очень распространённым именем. Это русское личное имя, которое происходит из старославянского языка. Рассмотрим каким характером обладают женщины, носящие данное имя. Женщины по имени Вера очень замкнутые, по максимуму углублённые в себя, однако умные и рассудительные при непростом характере. Надёжность, основательность и устойчивость — так можно охарактеризовать носительниц данного имени.

Веры в старости очень заботливые бабушки, а молодости спокойные и невозмутимые. Считается, что такие женщины не увлекаются чем-либо всерьёз и надолго. Их увлечения скоротечны, мимолётны, но коих очень много. Вера — это такое имя, которое вырабатывает на протяжении жизни у своих обладательниц преимущественно флегматическую натуру. Это в свою очередь накладывает некоторые ограничения на достижение целей в соотношении к затраченным усилиям. Женщины с именем Вера очень смышлёные, но с двойственной моралью.

Поступки во имя веры

Нередко под прикрытием столь замечательного понятия как вера маскируются ужасные дела. Есть мнение, что верховные священники не верят в Бога, а знают и применяют концепцию оправления людьми по средствам верований и других психологических манипуляций. Вера во все времена была предметом споров философов и простых людей. Во имя веры совершались крестовые походы, имело место быть инквизиция и другие исторические явления. И в это время верой пытались оправдать эти злодеяния.

Многие открытия так и не были донесены к людям массово вследствие действий таких верующих. Однако есть и другая категория людей, вторые даже могут пожертвовать собой. Вот как бы вы сделали, если бы вам сказали: или отрекайся от своей веры, или мы тебя убьём. А таких ситуаций было множество за всю человеческую историю. И те, кто не предал свою веру и были убиты, посмертно считались мучениками Божьими, и им был причислен ранг святых людей — тех, на пример действий которых необходимо равняться другим верующим.

Вера больше относится к сверхсознанию (есть ещё сознание и подсознание), это то чувство, которое заставляет людей прикрывать собой гранаты, становиться под пули. В Российской Империи был распространён девиз — «За Веру, Царя и Отечество». Русский офицер, павший на войне, считался таковым, который отдал душу Богу, своё сердце — любимой женщине, но честь — никому! Как видим, Вера в Российской Империи стояла наряду с такими важными понятиями как Царь и Отечество. Термин Отечество обозначает то место, где жили наши отцы, деды и прадеды. А Царь отдельно почитался и ценился, так как без Царя нет ни Отечества, ни Веры. Царь являлся хранителем благополучия всего народа, поэтому так ценился.

Верить или нет?

Каждый человек сам для себя должен определиться с собственной системой верований, во что ему верить, а к чему относиться скептически. Вселенские процессы и явления всегда будут предметом споров между верующими и атеистами. То, что нельзя подтвердить и опровергнуть — вот здесь и начинается вера. Хорошим примером является космос — он есть или нет, верите ли вы в это? Или форма Земли — какая она круглая или плоская? В интернете сейчас можно найти очень много сторонников плоской Земли, и они в эту теорию верят, как в истинную. Попробуйте их в этом переубедить — ничего не выйдет, это же вера!

Так и по отношению к Богу — он или есть, или нету для каждого конкретного человека. Причём сам Бог может восприниматься по-разному. К примеру, есть те, кто не верит в православного Бога, который по образу и подобию похож на человека; а верит просто в Бога, как некую энергетическую субстанцию, понять которую он не может, ровно, как и муравей не может понять социальную механику существования людей. С этой точки зрения, Бог — это другой масштаб, иногда чтобы что-то заметить нечто большое, необходимо отойти подальше. А в случае с Богом никто не может ничего проверить, да и с этой планеты улететь не представляется возможным.

Какая вера была до христианства на Руси

К сожалению, не все знают, что было до христианства. Но то, что именно вы пытаетесь узнать, до христианства какая была вера на Руси, это исключительно хорошо лично для вас. Вера, которая была на Руси до христианства называлась Славянское Язычество. Известно, что суть язычества заключалась в мифологии и магии, термином язычество характеризуется дохристианская система языческих представлений о мироустройстве и человеке.

Интересный факт, что период и атмосфера язычества, культурных и нравственных взглядов тех, кто проповедовал идею мульти-Богов, является реконструируемой, то есть для её воссоздания использованы обрывки информации о языке, фольклоре, системе верований и традиционных обычаев древних славян. Имена богов отождествляли с природными силами и Вселенскими процессами. И эту же семантику слов вставляли в словообразующие словесные конструкции.

Своё видение верований древние славяне упаковали в буквицу — по-нашему азбука. Эта буквица имела размер 7 на 7 и имела 49 древних образных символа, которым учили детей с самого рождения. По степени взаимосвязи алгоритмов буквицы она многократно превосходит другие системы обозначения символов, такие как алфавит. Азбука даёт представление обо всём, если её использовать как систему расшифровки слов.

Слова расшифровываются согласно согласным буквам. Например, в слове «Веды», отождествляемое с верой, две согласных буквы В и Д, и это слово согласно буквице, можно расшифровать как Веды и Добро — ведать добром. Благодаря правильным, а не ложным образам, в головах древних славян сформировывалась правильная система оценки ценностей. И это влияло на их действия, вызывая всеобщее чувство справедливости и совести — совместной вести.

Как называются люди, которые не верят в Бога

Атеизм — это отрицание идеи Бога. Простыми словами говоря, атеизм — это полное безбожие, неприятие веры вплоть до её категорического отвержения; имеется в виду вера не только в одного Бога, но и в множественном числе: Богов. Если сказать атеисты — это будут люди, которые отрицают существование Бога в том представлении, в котором Его подразумевают современные религиозные источники.

Связь атеизма с религией очевидна — первый отрицает второе, атеистическое мировоззрение отрицает религию, как способ веры человека в сверхъестественную природу чего-либо. Интересно знать, что атеизм противопоставляется такому термину как теизм — признание и вера как минимум одного из Богов. Атеизм можно представить, как отсутствие веры именно в Бога и сверхъестественное, но не в саму способность человека верить во что-либо другое, что может вписаться в оценку ценностей атеиста.

Вера, верховный, верховенство

Веру можно охарактеризовать как то, что находится вверху, сверху. Вера должна быть твёрдой; очень отождествляется с таким словом, как твердь. Верховный — это означает не обязательно тот, кто больше всего верит, а тот, кто стоит у азов и истоков понимания. Может быть верховный священник: Богослужитель, который знает, как обстоят дела в церкви на всех уровнях её иерархии. Также может быть Верховный Суд — высшая инстанция, которая имеет большую власть. Верховенство определяется степенью власти.

К верховным существам может себя относить любой человек, однако не каждый это делает. Понимание широты сознания, определённой степени проявления этой широты, и определяет масштаб веры, её обширность. Часто атеистами являются достаточно зрелые умы, которые гораздо превосходят уровень развития тех верующих, которые ходят в церковь и молятся Богу. Именно понимание того, что не всё в этом мире так просто, и толкает атеистов делать соответствующие логичные выводы о существовании потусторонних сил.

Рассмотрим ещё один важный термин для понимания веры, это верховенство. Если говорят о верховенстве, то подразумевают начальствование и главенство. Есть такое выражение Верховенство Права, обозначающее правовую доктрину о законе и наказании. Согласно верховенству права, никто не может считаться выше закона. С точки зрения верховенства все люди равны перед законом, и могут быть наказаны только в установленном законом порядке. Законодательные процедуры касаются всех без исключения, такая задумка.

Однако всегда были и будут люди, которые считают себя выше закона, говорят, что им закон не писан и законная государственная власть его не касается. Такой психотип людей думает, что законы созданы для тех, кто их соблюдает. А если соблюдать некому, значит и закон не нужен, и такой человек склонен верить в эту систему ценностей, где нет места привычным законам. И действительно, социальные обязательства, связанные с государственными процедурами вследствие такое веры, почти, а иногда и полностью пропадают из жизни человека.

Самые известные суеверия и приметы

Вот мы и добрались до контекста всех верований — рассмотрим популярные суеверия. Эти маленькие «верю или не верю», называемые суевериями плотно укоренились в жизни рядового обывателя, и часто руководят его действиями в ходе жизненных ситуаций. Список самых известных суеверий:

  1. Просыпать соль. Очень печально просыпать соль куда-либо. Ведь с древних времён соль ценили за её вкусовые качества. По мнению Михаила Задорнова, варяги верили, что соль обладает целебными свойствами. На то они и варяги, что варили соль. Существует множество примет, связанных с просыпанием соли, но многие из них заставляют поверить, что всё будет не так хорошо, как хотелось бы после произошедшего инцидента.
  2. Новичкам везёт. Часто можно услышать данное выражение, которое объясняет феномен того, что, когда новый человек приходит в дело, он показывает невероятный удивительный результат. Возможно, новичок верит в то, что у него получится это сделать и достигает цели, потому как у него отсутствуют предрассудки и предубеждения по этому поводу.
  3. Чёрная кошка перебежала дорогу. Очень страшно, когда черный кот перебежал дорогу прямо перед вами. Вы стоите в оцепенении и не понимаете, что делать: идти или не идти. Многие останавливаются и ждут, так как у них есть вера, что пускай прохожий пройдёт, и заберёт чёрную энергию этого могущественного кота на себя. На самом деле не было бы дорог, не было бы что перебегать, и кошки просто бегали бы рядом с нами по узким тропам. А котам куда не пойди, везде дороги, и поэтому ничего другого не остаётся, кроме как перебегать их; с людьми та же проблема.
  4. Беда не приходит одна. Страшная правда, показывающая что у колеса фортуны есть обратная сторона. На гребне волны может нести как удачу и радость, так и череду бед. Поэтому если что-то одно негативное вдруг произошло с вами, поверьте, значит вы вошли в отрицательный поток. Поскорее выбирайтесь оттуда, так как после первой беды незамедлительно может последовать вторая. Быстро к себе приблизьте обстановку счастья и радости, чтобы повысить благосклонность Вселенной в ваш адрес. Пообщайтесь с детьми, погладьте животных, поджарьте оладьи — делайте то, что несёт лад и гармонию, верьте в то, что всё будет хорошо.
  5. Примета 666. Ужас и непонимание можно увидеть в глазах человека, видящего три шестёрки «666» — любимое число Дьявола. Считается, что тёмным силам сопутствует удача, если они знаменствуют под зловещим числом 666. Но в реальности данное число является одним из ряда других, повторяющиеся три раза шестёрки отождествляются с тёмными делами, но таковыми не являются. Просто знайте, если вы видите перед собой число 666, то приметы гласят, что скоро в вашей жизни выпадет следующая комбинация из повторяющихся цифр — 777; а это уже совсем другое суеверие.
  6. Глядеть в разбитое зеркало. Считается, что нельзя смотреть в разбитое зеркало, так как в этот момент реальность расслаивается и возможны наложения событий. Формула такова, что стоит глянуть в разбитое зеркало, как скорость возврата в негативный событийный поток возрастает. Поэтому если вы видите разбитое любое зеркало большое или маленькое, ни в коем случае не нужно в него смотреть, а тем более всматриваться.
  7. Пятница 13. Очень страшно! Иногда бывает так, что день недели пятница, а на календаре фигурирует число тринадцать. Люди верят, что всё что происходит в этот день хорошее и плохое, будет семикратно повторено в циклах событийного кармического круга. Старайтесь в пятницу 13 делать всё, чтобы с вами происходили хорошие события, и вы используете энергию этой даты для себя, чтобы сформировать для родных и близких счастливое будущее.
  8. Скрестить пальцы на удачу. Очень распространённое суеверие, согласно которому если человек скрещивает пальцы, он тем самым себя ограждает от всяческих потенциальных неудач. И побочное действие — приманивает удачу в себе. Скрещенные пальцы символизируют крест, а у крестного знамени определённо есть сила (благодаря церковному эгрегору).
  9. Постучать по дереву. Если вы не хотите, чтобы с вами случилось то, что вы только что проговорили или подумали, скорее постучите по дереву, и негативная карма обойдёт вас стороной. Если верить, что стук по деревянной поверхности поможет отменить материализацию мысли, то так и будет, ведь одна мысль в таком случае перекроет другую. Стук позволяет усилить эффект отмены, как бы усиливается заклинание. Похоже на шаманские ритуалы, но в них определённо есть смысл.

Молитва символ веры на русском языке

Если вы ищите молитву про веру, это очень хороший вариант. Молитва символ веры — текст на русском языке:

Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.

Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.

И воскресшего в третий день согласно Писаниям.

И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.

И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.

Признаю одно крещение для прощения грехов.

Ожидаю воскресения мертвых,

И жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Молитва символ веры есть и на староцерковном языке, по-русски написано для удобства чтения и понимания. Если вам нужен именно староцерковный вариант, то вот он:

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна

И воскресшаго в третий день по Писанием.

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых,

И жизни будущаго века. Аминь.

Читать эти молитвы необходимо для укрепления веры два раза в день утром и вечером, можно в слух и мысленно. Главное продумывать слова полностью и образно, чтобы молитва подействовала.

В конце сказано

В статье рассмотрели, что такое вера, рассказали этимологию термина и привели 5 самых известных общепринятых определения. Понять, что такое вера в Бога невозможно, это можно только прочувствовать. Передать, что значит верить почти невозможно, получится много слов, мало толку. Каждый человек сам для себя должен решить, какое место в его жизни отвести вере. Рекомендуем не насмехаться над чувствами и верованиями других людей, чтобы не провоцировать конфликты. Вера призвана творить добро и является одной из главных добродетелей людей. Веры, Надежды и Любви ВАМ, дорогие читатели! Благодарим за время, проведённое с нами.

bab-nina.ru

ВЕРА – Краткий словарь по философии – Философия. Основные понятия о философии

такое отношение к событиям, теориям и даже вымыслам, когда они принимаются за достоверные и истинные без доказательства.

ВЕРА — такое отношение к событиям, теориям и даже вымыслам, когда они принимаются за достоверные и истинные без доказательства. В этом смысле В.— антипод знания. Предметом ее, как правило, становится то, что отвергают наука и практическая деятельность человечества, напр. такие сверхъестественные «факты», как существование божества, сотворение мира богом из ничего и т. п. На подобного рода В. основываются все религии, для их защитников религиозная В. всегда выше разума. Предельно ясно выражено это в афоризме, приписываемом христианскому богослову Тертуллиану: «Верую, потому что абсурдно», т. е. с рациональной точки зрения догмы религии — абсурд в них можно только верить. И все же среди богословов преобладает точка зрения «примирения» В. и знания, причем В. играет здесь определяющую роль. Философы, которые шли на компромисс с религией, отрицали всеобщую компетентность разума. «…Мне пришлось ограничить знание,— писал Кант,— чтобы освободить место вере…» Объекты В., по Канту,— это бессмертие души, бог, свобода воли. В теории познания В. выступает как нечто родственное идеалистически понимаемой интуиции (у славянофила Хомякова, в философии всеединства Соловьева, в прагматизме Джемса и т. д.). Теории и гипотезы, которые строятся на слепой В., материалистическое учение считает несостоятельными, т. к. они находятся в противоречии с наукой и практикой. Термином «В.» обозначают также убежденность в истинности научных выводов, уверенность в неизбежном осуществлении какого-либо события, социального идеала и т. д. Напр., огромное количество людей верят, что со временем коммунизм победит во всем мире. Такая В. основана на знании, является следствием многообразного жизненного опыта. Без такой В. ни познавать, ни действовать полноценно человек не может.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

progs-shool.ru

ВЕРА ФИЛОСОФСКАЯ это что такое ВЕРА ФИЛОСОФСКАЯ: определение — Философия.НЭС

вера философская

ВЕРА ФИЛОСОФСКАЯ — не обладающее всеобщей значимостью и не отличающееся смысловой строгостью понятие, призванное тем не менее отразить специфику философского (в отличие от научного, религиозного и пр.) мышления, осуществляющего и оправдывающего выбор исходных мировоззренческих и методологических установок. В. ф. тесно связана с интуитивным типом умственной деятельности и утверждает себя, прежде всего, там, где отсутствует возможность (или необходимость) логического и эмпирического доступов к предмету (теме) интереса. От традиционных форм познавательной деятельности В. ф. отличает полный отказ от теоретизирования и придание большей значимости личностному фактору.         Предпосылки формирования идеи В. ф. появились в 17 в. как реакция на чрезмерную (по мнению некоторых философов) рационализацию философской мысли и на завышенные ожидания от возможностей традиционного познания. Обратившее на себя внимание Юма понятие belief, обозначающее некий неотрефлексированный акт сознания, побуждающий человека принять что-либо в качестве истинного (но не догмы), вполне корректно встраивалось в философский лексикон, в то же время не выставляя себя в качестве альтернативы faith (fides) — вере религиозной, не допускающей сомнений. Попытку создания «чисто философского» учения о вере и обоснования ее востребованности в системе мировоззрения и общественной практики предпринял Кант. Возведенная им в ранг морального императива и наделенная подлинно софийным качеством вера становится важным методологическим инструментом — своего рода «путеводной нитью», помогающей человеку проникнуть в сферу трансцендентных реальностей, где теоретическое (спекулятивное) мышление бессильно. В постклассической философии задачу по окончательному конституированию понятия В. ф. и приданию ему статуса официального философского термина — Philosophishe Glaube, наполненного конкретным содержанием и смыслом, попытался решить немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс.         Действуя в духе немецкой философско-христианской традиции, сближающей религиозные и научные ценности, Ясперс одновременно полон решимости восстановить образ философии как вполне автономного феномена культуры, неподвластного ни Церкви, ни государству. Помочь этому могла и должна была бы В. ф., и Ясперс стремится найти и закрепить за ней собственную нишу в системе мироосмысления. В его представлении В. ф. не только дистанцируется (но не противостоит) от религиозной веры, тяготеющей к опредмечиванию трансценденции, но и претендует на статус «особого типа» философствования, выходя, тем самым, из «послушания» (при сохранении должного «почтения») традиционной философии как «профессионального ремесла мышления». Уступая религиозной вере в «мощи», В. ф. превосходит ее в ясности и свободе мысли, а также в готовности к самокритике. От традиционного (в том числе научного) знания В. ф. отличает отказ от догматического объективизма, позволяющий ей не только продвигаться к истине «обходным путем» и находить ее элементы в официально отвергнутом (напр., в мифе), но и способствует лучшему пониманию «смысла и границ познания».         Избегая «пошлости» рассудочного («прямолинейного») мышления, В. ф. не становится, однако, альтернативой рассудку и не уходит в сферу иррационального. Апеллируя к разуму как важнейшему элементу («моменту») самопроявления, она одновременно избегает рациональной замкнутости и стремится к осуществлению характерных для нее коммуникативной и «мученической» функций. Не обладая (в отличие от традиционной веры) должной устойчивостью, не имея ни своего особого предмета, ни объективной опоры в мире конечных вещей, отказавшись от претензий на общезначимость (но не безусловность), В. ф., будучи «осознанием экзистенции в отношении с трансценденцией», остается тем не менее подлинным «фундаментом» человеческого мышления в его конкретно-историческом развитии, устремленном к постижению истоков бытия и питаемом надеждой ощутить «перст Божий на границах реальности».     

terme.ru

Вера — Википедия. Что такое Вера

Ве́ра — признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры[1]. Отличительной особенностью познания, реализующегося в вере, является приверженность принципам диалогичности, согласно которым субъект веры активно соотносит самораскрывающийся объект веры с собой. В этом смысле религиозная вера отличается от философского или научного знания не тем, что не вполне аргументирована или уверена в своём предмете, а по способу получения и обоснования своего знания[2].

Религиозная вера имеет в качестве своей особенности веру в реальность и субстанциональность сверхъестественного; предмет веры религиозного индивида объективируется, человек убеждён в том, что объектом его веры является не мысль или понятие о Боге, а сам Бог — сверхъестественное как реально существующее[3].

В ряде религиозных систем, в частности в христианстве, вера занимает центральную мировоззренческую позицию[4]. В целом, имеет место большое разнообразие оценок влияния, оказываемого верой на жизнь человека и общества[5].

Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений[6].

Этимология

Русское слово «вера» восходит к праслав. *věra (ст.‑слав. вѣра, болг. вя́ра, польск. wiara, чеш. víra), которое в свою очередь является субстантивированной формой женского рода праиндоевропейского прилагательного *wēros (др.-в.-нем. wâr «правдивый, верный», др.-ирл. fír «правдивый, истинный», лат. vērus «истинный, правдивый»)[7].

Понимание веры

Религиозное понимание

Слово «вера» («вероучение») также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др.[8]

Верующий — религиозный человек[9], то есть представитель конкретной религии, носитель религиозной модели мира.

В социологии религии различают несколько типов верующих:

  • глубоко верующие, у которых религиозная вера играет определяющую роль в их жизни и поведении;
  • верующие, у которых религиозная вера занимает второстепенное место в их жизни и слабо мотивирует их поведение;
  • колеблющиеся, у которых отсутствует прочная религиозная вера и которые проявляют колебания в отношении выбора между религией и атеизмом, что соответственно отражается и в их поведении[10].

Вера, возможно, является универсальным свойством для человеческой природы и важнейшей составной частью мировоззрения верующего человека; она проникает во все элементы его жизни. Существует мнение, что вера проистекает из потребности человека обмениваться опытом с другими людьми в ходе совместного труда и обобщения опыта. Верующие люди из одного сообщества имеют примерно одни и те же представления о мире, поскольку склонны доверять опыту соплеменников, как прошлому (традиция), так и настоящему. Поэтому веру можно расценить как коллективное представление о мире[11].

Религии, как правило, представляют веру как одну из главных добродетелей. В христианстве вера определяется как воссоединение человека с Богом.

В христианской традиции, вера — это ожидание того, на что надеются, уверенность в том, чего до конца не знают и не видели: «уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем»[12].

В библеистике Нового Завета, вера — основной и необходимый фактор, который, согласно данному писанию, позволяет человеку преодолевать законы природы (например, рассказ о хождении апостола Петра по воде).

«Истинная» вера (то есть такая вера, которая по мнению христиан не основана на предрассудках) рассматривается христианами как практическое решение проблемы признания наличия принципиально непознаваемых сущностей, высшая из которых — Бог. При этом принципиальная конечность, ограниченность человеческого познания (например, не вызывает сомнения, что невозможно отыскать и зафиксировать на информационных носителях все простые числа, поскольку их бесконечно много, или вычислить все цифры любого из иррациональных чисел и т. д.) считается доказательством необходимости веры, которая трактуется как готовность человека действовать, несмотря на неполноту имеющихся у него знаний. В применении к Богу это означает, что хотя ни один человек никогда не сможет исчерпывающе описать/постичь природу Теофании, однако имеющиеся у верующего «доказательства» истинности Пророка или Посланника Божьего[уточнить] достаточны для того, чтобы следовать Его заповедям.

Представители патристики говорили о том, что вера так или иначе необходима для жизни на земле. «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. — На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря»[13].

В христианском богословии, вера является боговдохновенным ответом человека на Божье объявление в истории человечества через приход Иисуса Христа и, следовательно, имеет исключительно важное значение[14].

Интерпретации веры в философии

Атеисты или материалисты (например, Тит Лукреций Кар[15][16], Маркс[17], Энгельс[17], Ленин[18]) объясняют религиозную веру как порождённую специфическими условиями существования общества, а именно: бессилием людей в процессе их взаимодействия с природной и социальной средой и потребностью в компенсации этого бессилия, в восполнении их отчуждённого бытия иллюзорным потусторонним миром, соответствующим их ценностным установкам[19] (по выражению древнеримского поэта Стация, «рrimus in orbe deos fecit timor» — «страх — вот кто первым богов сотворил»[20]). Теология признаёт религиозную веру неотъемлемым свойством человеческой души или же благодатью, даруемой Богом. В этом смысле вера отличается от разума и/или знания.

Бертран Рассел писал о вере[21]:

Веру можно определить как твердое убеждение в чем-то при отсутствии доказательств. Когда доказательства есть, никто не говорит о вере. Мы не говорим о вере, когда речь идет о том, что дважды два четыре или что земля круглая. О вере мы говорим лишь в том случае, когда хотим подменить доказательство чувством.

Оригинальный текст (англ.)

We may define “faith” as a firm belief in something for which there is no evidence. Where there is evidence, no one speaks of “faith.” We do not speak of faith that two and two are four or that the earth is round. We only speak of faith when we wish to substitute emotion for evidence.

Известный американский публицист, ведущий программы «Опыт атеиста» Мэтт Диллаханти высказался по поводу веры (убеждении в чем-либо без доказательств) следующим образом: «Откуда Вы можете знать, что вера — это хорошо… без доказательств?»[22]

Объекты и субъекты веры

Объекты веры обычно не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект веры представляется существующим в действительности, образно, эмоционально.

В качестве субъекта веры может выступать индивид, социальная группа и общество в целом. Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы.

См. также

Примечания

  1. ↑ Вера // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ Вера религиозная в Энциклопедии эпистемологии и философии науки
  3. Религиоведение. Учебное пособие для студентов педагогических вузов в «Книгах Google»
  4. ↑ Вера в Новой философской энциклопедии
  5. ↑ Вера философская в Новой философской энциклопедии
  6. С. Ю. Головин. Вера. // Словарь практического психолога.
  7. Boryś W. Słownik etymologiczny języka polskiego. — Wydawnictwo Literackie. — Kraków, 2005. — С. 687. — ISBN 978-83-08-04191-8.
  8. ↑ Вера // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  9. Верующий // Словарь Ушакова
  10. ↑ Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999
  11. Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира — М.: Аванта+, 1996. — 720 с.: ил. — С. 5-13. — ISBN 5-86529-043-6
  12. ↑ Митр. Филарет. Христианский катехизис. М.: изд. Моск. Патриархии, 1997. С. 4.
  13. ↑ Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения, 5. Цит. по: Христианский катихизис. Цит. соч. С. 4-5.
  14. ↑ faith | religion. Encyclopedia Britannica. Проверено 3 мая 2016.
  15. Тэйлор Э. Первобытная культура. — Directmedia, 2013-03-14. — 599 с. — ISBN 9785446071715.
  16. Илья Диомидович Панцхава. Атеизм в прошлом и настоящем. — Знание, 1958-01-01. — 44 с.
  17. 1 2 Маркс К, Энгельс Ф. Собрание сочинений. — Directmedia, 2015-10-27. — 793 с. — ISBN 9785447531348.
  18. Владимир Ленин (Ульянов). Полное собрание сочинений. Том 12. Октябрь 1905 ~ апрель 1906. — Litres, 2016-03-16. — 832 с. — ISBN 9785040025107.
  19. ↑ Вера (Фролов) | Понятия и категории. ponjatija.ru. Проверено 16 августа 2016.
  20. ↑ Стаций. Фиваида. Книга III.. www.ancientrome.ru. Проверено 16 августа 2016.
  21. ↑ Russell, Bertrand. «Will Religious Faith Cure Our Troubles?». Human Society in Ethics and Politics. Ch 7. Pt 2.
  22. ReligionDies. Atheist Experience #696 — Theist Belief of Atheists Working for Devil Causes Problems in Society (9 мая 2012). Проверено 16 августа 2016.

Ссылки

wiki.sc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *