Упражнения для постановки речи: Техника речи — упражнения для дикторов и постановка голоса

Техника речи | Упражнения по технике речи

Повышение уровня речевой культуры немыслимо без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление.

Вот что пишет об этом К. С. Станиславский: «Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа…

Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродства.

Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».

Совершенствование речевого аппарата и техники речи связано с укреплением дыхания и голоса, а также с выработкой четкой, ясной дикции и правильного произношения.

Для развития дыхания могут быть с успехом применены упражнения, построенные на постепенном и экономном его расходовании:

1

  • Сижу за решеткой в темнице сырой.
  • Вскормленный в неволе орел молодой, (вдох)
  • Мой грустный товарищ, махая крылом,
  • Кровавую пищу клюет под окном, (вдох)
  • Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
  • Как будто со мною задумал одно; (вдох)
  • Зовет меня взглядом и криком своим
  • И вымолвить хочет: «Давай улетим! (вдох)
  • Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
  • Туда, где за тучей белеет гора, (вдох)
  • Туда, где синеют морские края,
  • Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

2

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? (вдох) Вы выходите на крыльцо… на томно-сером небе кое-где мигают звезды; (вдох) влажный ветерок изредка набегает легкой волной; (вдох) слышится сдержанный неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. (вдох) Вот кладут ковер на телегу, ставит в ноги ящик с самоваром. (вдох) Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; (вдох) пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. (вдох) За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит…

Упражнения по технике речи

Для работы по укреплению и развитию голоса можно рекомендовать произнесение гласных звуков в различных сочетаниях:

1

  • и, э, а, о, у, ы
  • е, я, ё, ю

2

  • и-э, и-а, и-о, и-у
  • э-о, э-у, э-а, э-и
  • а-о, а-у, а-и, а-ы
  • о-ы, о-и, о-э, о-у
  • у-о, у-и, у-ы, у-а

3

  • а, э, и, о, у, ы
  • э, и, о, у, ы, а
  • и, о, у, ы, а, э
  • о, у, ы, а, э, и
  • у, ы, а, э, и, о
  • ы, а, э, и, о, у

4

  • и́эаоуы (под ударением первый звук)
  • иэ́аоуы (под ударением второй звук)
  • иэа́оуы (под ударением третий звук)
  • иэао́уы (под ударением четвертый звук)
  • иэаоу́ы (под ударением пятый звук)
  • иэаоуы́ (под ударением шестой звук)

Найдя правильное голосоначало (чистый, ясный звук без всякого напряжения), следует произносить эти сочетания в различном темпе, усиливая и ослабляя, повышая и понижая голос в процессе упражнения.

Те же упражнения по технике речи можно проделывать, упражняя голос и дыхание на сонорных согласных звуках м, н, л, в сочетании с гласными и, э, а, о, у, ы:

1

  • ми, мэ, ма, мо, му, мы
  • ни, нэ, на, но, ну, ны
  • ли, лэ, ла, ло, лу, лы

2

  • мммимм, мммэмм, мммамм
  • мммомм, мммумм, мммымм
  • нннимм, нннэмм, нннамм
  • ннномм, нннумм, нннымм
  • лллимм, лллэмм, ллламм
  • ллломм, лллумм, лллымм

Для выработки четкой и ясной дикции большую пользу могут принести упражнения по технике речи, смысл которых заключается в активном и отчетливом произнесении следующих таблиц:

1

  • пи, пэ, па, по, пу, пы
  • би, бэ, ба, бо, бу, бы
  • пи-бби, пэ-ббэ, па-бба
  • по-ббо, пу-ббу, пы-ббы
  • пе, пя, пё, пю, бе, бя, бё, бю

2

  • ки, кэ, ка, ко, ку, кы
  • ик, эк, ак, ок, ук, ык
  • ги, гэ, га, го, гу, гы
  • иг, эг, аг, ог, уг, ыг

3

  • ти, тэ, та, то, ту, ты
  • ит,эт, ат, от, ут, ыт
  • ди, дэ, да, до, ду, ды
  • ид, эд, ад, од, уд, ыд

4

  • фи, фэ, фа, фо, фу, фы
  • ви, вэ, ва, во, ву, вы
  • фиви, фэвэ, фава, фово, фуву, фывы
  • вифи, вэфэ, вафа, вофо, вуфу, выфы

5

  • ри, рэ, ра, ро, ру, ры
  • ир, эр, ар, ор, ур, ыр
  • трри, тррэ, трра, трро, трру, трры
  • дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры

6

  • ли, лэ, ла, ло, лу, лы
  • ил, эл, ал, ол, ул, ыл
  • ли, ле, ля, лё, лю, лы
  • лилл, лэлл, лалл, лолл, лулл, лылл

7

  • три, тре, тря, трё, трю, тры
  • дри, дре, дря, дрё, дрю, дры
  • дли, длэ, дла, дло, длу, длы
  • тли, тлэ, тла, тло, тлу, тлы

8

  • си, сэ, са, со, су, сы
  • зи, зэ, за, зо, зу, зы
  • сти, стэ, ста, сто, сту, сты
  • зди, здэ, зда, здо, зду, зды

9

  • си, се, ся, сё, сю, сы
  • зи, зе, зя, зё, зю, зи
  • сти, сте, стя, стё, стю, сты
  • зди, зде, здя, здё, здю, зды

10

  • ши, ше, ша, шо, шу
  • лши, лше, лша, лшо, лшу
  • лжи, лже, лжа, лжо, лжу

11

  • хи, хэ, ха, хо, ху, хы
  • их, эх, ах, ох, ух, ых
  • хви, хвэ, хва, хво, хву, хвы
  • ххи, ххэ, хха, ххо, хху, ххы

12

  • уи, уэ, уа, уо, уу, уы
  • иу, эу, ау, оу, ыу
  • чи, че, ча, чо, чу
  • ич, еч, ач, оч, уч, ыч

Кроме того, для выработки четкой и ясной дикции могут быть использованы скороговорки и чистоговорки:

  • Раз дрова, два дрова, три дрова.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Стоит копна с подприкопенком.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • Инженеры нивелировали, нивелировали да не вынивелировали.
  • «Расскажи мне про покупку». — «Про какую про покупку?» — «Про покупку, про покупку, про покупочку свою!»
  • Купи кипу пик.
  • Ткет ткач ткань.
  • Ложечка моя желобовыгибистая.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Мчится поезд скрежеща: же-че-че-ща; же-че-че-ща; же-че-че-ща.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Все приведенные таблицы, скороговорки и чистоговорки читаются сначала без участия голоса, при помощи одних лишь движений губ и языка, а затем вслух по нескольку раз подряд, в различном темпе. Важно, чтобы упражнения в чтении таблиц и скороговорок сочетались с правильным дыханием. Для этого необходимо добирать воздух после каждой прочитанной строки или скороговорки.

Советы:

  1. Будьте внимательны и осторожны в произношении сочетании ае, ее, ое, уе в личных формах глагола, не говорите: думаэт, знаэт, делаэт, зреэт, моэт, роэт, кроэт, волнуэт, тоскуэт и т. д. Произносите правильно: думаит, знаит, делаит, зреит, моит, роит, кроит, валнуит, таскуит и т. д.
  2. Не пропускайте гласных звуков. Не говорите «япшел» вместо я пошел; «ятперь» вместо я теперь; «яграл» вместо я играл; «янапсал» вместо я написал; «моястра» вместо моя сестра.
  3. Не удваивайте и не утраивайте согласных. Но говорите: юнность, иззъящный, инногда, зелленный, атоммный, изваянние, «Анннам куда итти?», «Арразве вы не знаете?», «Асссами вы как думаете?» и т. п.
  4. Следите за тем, чтобы согласные звуки в и м, находящиеся между гласными, были хорошо слышны; не проглатывайте их, не говорите: «ноуму» вместо новому; «готоуму» вместо готовому; «красиуму» вместо красивому; «самомалинькому» вместо самому маленькому; «саммосильному» вместо самому сильному.
  5. Не говорите «скоко», «стоко» вместо сколько, столько.
  6. Отчетливо произносите начальный согласный звук, особенно в тех случаях, когда за ним следует другой согласный. Не говорите: «орел звился» вместо орел взвился; «они прошли перед» вместо они прошли вперед; «друг отворилась верь» вместо вдруг отворилась дверь; «рак стоит у ворот» вместо враг стоит у ворот и т. п.
  7. Договаривайте концы слов (не глотайте их), особенно в прилагательных, оканчивающихся на -гий, -кий, -хий, и в собственных именах на -кий. Но говорите маленьк, беленьк, красиеньк, тих, долг вместо маленький, беленький, красненький, тихий, долгий.
  8. Не спрессовывайте слова. Не создавайте бессмысленных и нелепых сочетаний вроде: «бьецероно» (бьется ровно), «флюгеранешумят» (флюгера не шумят), «чернелизбы» (чернели избы) и т. п.

Наталья Васильевна

Учитель русского языка

Задать вопрос

Мне нравится4Не нравится

Решающий голос: 3 тренировки для развития техники речи

© КАДР ИЗ ФИЛЬМА «Бриджит Джонс». РЕЖ. Шэрон Магуайр. 2001

Автор Ксения Чернова, тренер по технике речи

27 ноября 2017

Поставленный голос и проработанная речь могут произвести хорошее впечатление. С помощью речи вы берете ситуацию под контроль и существенно расширяете свои возможности. Предлагаем несколько эффективных тренировок.

Речевые особенности по-своему уникальны, это своеобразная «визитная карточка», помогающая составить представление о человеке. Мы подсознательно чувствуем симпатию и доверие к тому, кого приятно слушать. К людям с поставленной речью охотнее прислушиваются, а ценность сказанного становится выше.

Ровное дыхание, размеренный темп речи, четкая артикуляция, приятный тембр голоса — удобные инструменты для достижения своих целей: будь то выступление на сцене, презентация проекта или важная встреча.

Чтобы управлять своей речью, тренируйтесь каждый день по несколько минут или выполняйте отдельные упражнения в качестве разминки перед тем, как говорить.

Тренировка 1: управление дыханием 

Дыхание — это естественный метроном речи, задающий весь темп. Сбивчивое дыхание мешает сосредоточиться не только на форме речи, но и на ее содержании. Специальные техники решают этот вопрос.

Для ровного дыхания

Во время этого упражнения лучше дышать через нос, кроме прочего, такое дыхание полезно для сосудов мозга.

  • Встаньте и выпрямите спину, расправьте плечи, смотрите вперед. Сделайте вдох, при этом старайтесь дышать животом. Далее — выдох ртом на «п-ф-ф-ф-ф», живот втягивается. Затем последует рефлекторный вдох, а живот снова выдвигается.
  • На выдохе медленно с паузами произносим и тянем звук С. Звук должен идти с дыханием, как будто толчками: «с-с-с-с-с-с — с-с-с-с-с-с — с-с-с-с-с-с». Здесь не стоит торопиться, нужна ритмичность и размеренность.

Для правильного распределения воздуха

Решить проблему «нехватки воздуха» во время произнесения речи помогает диафрагмально-реберное дыхание. Это базовая техника на занятиях по постановке речи.

  • Одна рука на груди, вторая — на животе. Делайте глубокие и медленные вдохи и выдохи, причем грудь не должна подниматься. Живот на вдохе немного выдвигается вперед, ощущения могут быть поначалу непривычными.
  • Когда этот способ дыхания станет достаточно комфортным для вас, начните работать над длительностью вдоха и выдоха. Для этого возьмите полосу из бумаги примерно 2 х 10 см в правую руку. Левая рука лежит на диафрагме, чтобы контролировать ее: во время дыхания должна работать только диафрагма. Сделайте глубокий вдох и медленно дуйте на бумажную полоску так, чтобы она все время отклонялась под одним углом.
  • Сохраняя положение, делайте энергичный сильный выдох, чтобы наклон полоски стремился к углу 90 градусов. Понаблюдайте за работой диафрагмы. Живот на выдохе должен подтягиваться.
  • Сделайте один вдох животом, затем три небольших выдоха. Проследите, чтобы при каждом выдохе живот втягивался сильнее. После можно попробовать варианты посложнее — делать на одном вдохе по пять, семь или даже двенадцать выдохов.

Если дыхательные упражнения вызвали легкое головокружение — не волнуйтесь. Дело в избытке кислорода. 

© КАДР ИЗ ФИЛЬМА «Бриджит Джонс». РЕЖ. Шэрон Магуайр. 2001

Тренировка 2: четкая речь

Чтобы без искажений донести смысл своих слов и выглядеть убедительно, говорите четко, не проглатывайте слова или окончания. В этом помогает разминка и проработка мышц артикуляционного аппарата. Техник существует множество. Вот несколько простых и при этом действенных. 

Разминка языка

  • Самое простое: мягкие покусывания языка от кончика к корню и обратно — отличный способ привести язык в форму.
  • Высуньте язык настолько сильно, насколько получается, постарайтесь им достать до кончика носа, потом до подбородка.

Разминка губ и щек

  • Вытяните губы в трубочку, как будто произносите У. Сохраняя «трубочку», старайтесь поворачивать губы вправо, влево, по часовой стрелке.
  • Закройте рот, плотно сожмите губы, поднимите верхнюю губу к десне, а затем верните в исходное положение. После оттяните нижнюю губу к нижней десне и обратно.
  • Постукивайте подушечками пальцев по верхней губе, произнося звук В, а после — по нижней губе со звуком З. Такой вибрационный массаж активизирует нервные окончания.

© КАДР ИЗ ФИЛЬМА «Бриджит Джонс». РЕЖ. Шэрон Магуайр. 2016

Тренировка 3: приятный тембр 

В природе высокие звуки служат сигналом тревоги, поэтому человек на подсознательном уровне может ощущать беспокойство, когда слышит голос с высоким тембром. Напротив, глубокие, низкие (но не слишком громкие) звуки действуют успокаивающе, внушают доверие.

Кроме прочего, чтобы высокий голос звучал более располагающе, замедляйте темп речи. 

Расслабить гортань

Причина высокого тембра может крыться в мышечных зажимах. Расслабление гортани помогает понизить голос. 

  • Расслабьтесь и сладко зевните. Со звуком. Прислушайтесь, и вы убедитесь, что ваш голос бывает и низким. Попрактикуйтесь в речи «в зевке». Звучать, конечно, будет странно, но зато поможет с развитием навыков. Это отличная разминка.
  • Встаньте прямо и выпрямите спину, поставьте ноги на ширину плеч. Руки нужно сцепить в замок, расположить на уровне груди и энергично потрясти, произнося «а-а-а-а-а». Почти все органы артикуляции в это время должны быть совершенно расслаблены, особенно старайтесь следить за нижней челюстью.
  • Слегка постучите по груди, чтобы «разбудить» резонатор. Как можно в более низком тембре произносим «ы-ы-ы-ы-у-у-у-у-а-а-а-а». Здесь также нужно следить за расслабленностью всего артикуляционного аппарата. Если упражнение выполняется правильно, вы почувствуете вибрацию от груди до переносицы.

Презентация на тему: Упражнения для улучшения техники речи и постановки голоса

1

Первый слайд презентации: Упражнения для улучшения техники речи и постановки голоса

Изображение слайда

2

Слайд 2

Постановка голоса Профессиональные ораторы, актеры и музыканты часто сравнивают наш речевой аппарат с мышцами, и неудивительно. Ведь его также можно прокачать, настроить и сделать более привлекательным. Помогает в этом прикладная наука – постановка голоса. Основная доля ее упражнений направлена на повышение выносливости оратора, обретение широкого диапазона и приятного тембра. Начнем же по порядку.

Изображение слайда

3

Слайд 3

Открываем голос Основная масса погрешностей речи неумелых лекторов и ораторов кроется в неверном регулировании дыхания и использовании природных резонаторов – грудной и носовой полостей. Главную роль в образовании звуков у них берет на себя гортань. Поэтому речь получается тихой и невнятной, а дыхание быстро сбивается. Первые упражнения по постановке голоса направлены на раскрытие резонаторов и включение их в работу.

Изображение слайда

4

Слайд 4

Упражнение «Звукорежиссер» Оно поможет вам понять, как на самом деле звучит ваш голос и что именно вам хотелось бы в нем изменить. Левую ладонь сложите ракушкой и поднесите к левому уху. Это будет ваш «наушник». Правая же станет «микрофоном» – поднесите ее к губам. Проверьте звучание: «Раз-раз». И начинайте читать вслух стихи. Лучше взять классику – Пушкина или Есенина. Перечитывайте моменты, которые вам не очень удались, меняйте громкость и интонацию. В процессе выполнения упражнения ваш голос должен звучать в ладони, приложенной к уху, как в наушнике или динамике мобильного телефона. Слушая его «со стороны», легче уловить дефекты и изъяны. Уделять этому упражнению стоит хотя бы 5–10 минут в день. Оно позволит вам услышать неприятные ноты тембра, дефекты речи, над которыми нужно плотнее работать. С помощью «Звукорежиссера» вы сможете оценить и изменения вашего голоса, которые дадут вам регулярные занятия.

Изображение слайда

5

Слайд 5

Упражнение «Кью-икс» Этот несложный прием помогает не только раскрыть голос, но и овладеть верной артикуляцией. Само же упражнение очень простое: Станьте перед зеркалом. Протяжно произнесите «кью», вытягивая губы трубочкой. А затем – «икс», растягивая их в широкой улыбке. Рекомендуется выполнять такую «гимнастику» по 5–10 минут в день. Смотря на себя в зеркало, вы сможете контролировать движение губ для четкости и выразительности при произношении каждого звука. Результатом станет звучность речи, устранение монотонности и нечеткости.

Изображение слайда

6

Слайд 6: Делаем голос сильнее

«Я вас не перекричу! » – признавались учителя в слабости своих голосовых связок. Если же вы желаете говорить громко и убедительно, то и этот навык можно прокачать. И вот несколько упражнений, которые вам помогут: «Звуковая лестница». Глубоко вдохните и на выдохе произнесите звук «и», тяните его так долго, как только сможете. Повторите упражнение с другими гласными – «э», «а», «о», «у». Не меняйте последовательность! Она выстроена от самого высокого резонатора к низкому. Верно выполняя упражнение, вы сможете прочувствовать работу резонаторов – грудной полости и пазух черепа. Всю звуковую лестницу повторите не менее трех раз, постарайтесь прочувствовать резонанс каждого звука. «Ом». В главном слове индийских мантр присутствует не только мистика, но и способность сделать голос более глубоким и сильным. Повторяйте его нараспев, постепенно наращивая и снижая громкость, можете использовать мантру «Ом» в записи и повторять за ней. Посвящайте этому пять минут в день, и вскоре вы ощутите, насколько сильнее и увереннее стал ваш голос. Рычание. Поднимите язык к нёбу и произнесите протяжное « рррр ». Ощутите вибрацию кончика языка. А теперь повторяйте, растягивая букву «р»: тигр, ромашка, рык, рев, грамм, графин, крокодил, рыба, рок. Рычание не только придаст вашему голосу силу, но и поможет улучшить дикцию. Постановка голоса – один из первых шагов к успешной карьере. Но не меньшее значение имеет и четкость произношения звуков, управление интонацией. Поэтому не останавливайтесь на достигнутом – изучайте и следующие упражнения.

Изображение слайда

7

Слайд 7

Улучшение дикции Даже если у вас нет явных дефектов речи, особенности русского языка способны поставить вам подножку: парные согласные, шипящие, слабая артикуляция звука «р» заставляют собеседника переспрашивать, что может выбить из колеи. Особенно если вы выступаете публично. Поэтому над дикцией также нужно старательно работать. Вот несколько базовых упражнений, способных сделать вашу речь более четкой:

Изображение слайда

8

Слайд 8

Артикуляция Ж/Ш. Произносите с предельной четкостью: жить-шить, шар-жар, жир-ширь. «Взрывное произношение». Нередко глухие звуки тонут в речи или проглатываются. Избавить свою речь от этого недостатка помогают громкое произношение этих звуков, будто вы их выплевываете: К! Кь ! П! Пь ! Т! Ть ! Артикуляция звука Ц. Он также нередко смазывается, поэтому его также нужно прорабатывать произношением словесных пар: цок – сок, цапля – сабля, цвет – свет, сыр – цирк. Поможет и проговаривание сложных слов, в которых несколько согласных стоят вместе: бодрствовать, постскриптум, взбодрить, взбудоражить, контрпрорыв, сверхзвуковой и т. д.

Изображение слайда

9

Слайд 9

Лучшей тренировкой дикции всегда считались скороговорки. Их можно подобрать для тренировки произношения любых звуков: Ц: Молодец среди овец, а на молодца и сам овца. К, Х: Клара у Карла украла кораллы, а Карл у Клары украл кларнет. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб! Д, Т: На дворе трава, на траве – дрова.

Изображение слайда

10

Последний слайд презентации: Упражнения для улучшения техники речи и постановки голоса: Постановка интонации

Воспользуйтесь простыми, но эффективными упражнениями: Произносите гласные, будто бы повествуете о чем-то, потом – задавая вопрос, а следом – восклицайте, подтверждая факт. У. У? У! А. А? А! Попробуйте произнести «да» с соответствующими эмоциями: радость, спокойствие, категорический тон, скорбь, задумчивость, с иронией, дерзко, вопросительно, с сожалением. Читайте стихи. Лучшим выбором станет классика: Пушкин, Блок, Тютчев. Постарайтесь передать интонацией все, что происходит в этих строках: «О, как убийственно мы любим… Как в буйной слепоте страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей…»

Изображение слайда

Урок 5. Сценическая речь

Театр считается образцом, хранителем традиций и школой литературного языка. Долгое время нормой речи русского языка было произношение актёров МХАТа. И дело здесь не в «правильности» или «особенности», а в долгой и кропотливой работе, которая требуется для развития сценической речи.

Переход с привычной для нас «бытовой речи» к сценической с ее выразительным звучанием – не такое простое задание, как кажется на первый взгляд.

Содержание:

В этом уроке мы постараемся прийти к пониманию того, что такое сценическая речь, какова ее роль для актёров и людей других профессий, какие техники и упражнения для постановки и развития сценической речи существуют.

Что такое сценическая речь?

Сегодня сценическая речь является важной составляющей всех без исключения программ обучения актерскому мастерству. Это одно из профессиональных средств выразительности актёра. Сценическая речь также является средством театрального воплощения драматургического произведения. Через мастерство речи актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Для этого артисту нужно досконально владеть техникой, которая связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.

Стиль и характер сценической речи прошли период становления от древности до сегодняшних дней. На этом пути они меняли форму и содержание, развиваясь и совершенствуясь. Так, навык сценической речи оттачивали еще в Древней Греции ораторы и актёры. Наиболее знаменитым примером, наверное, стоит считать изыскания Демосфена.

Упражняясь в красноречии, он много времени посвящал занятиям ораторским искусством, но говорил невнятно, за что постоянно подвергался насмешкам со стороны своих визави и рядовых слушателей. Совсем отчаявшись, он обратился за советом к другу – известному актёру театра. Последний прочитал перед Демосфеном отрывок из произведения Софокла настолько выразительно и живо, что тот понял – важна не только речь, но и произношение, тембр и сила голоса. Этими качествами Демосфен, к сожалению, не обладал: у него был слабый голос, он шепелявил и прерывисто дышал.

Оратор начал работать над своими недостатками. Он произносил речи, стоя на краю скалы у моря, преодолевая шум волн и порывы ветра. Во рту Демосфен держал маленькие камни, проговаривал без вдоха длинные фразы и целые предложения. Несколько месяцев он спускался в пещеру и там разговаривал, слушая свой голос. Занятия дали результат – сегодня мы говорим о Демосфене как о величайшем ораторе античного мира.

Говоря о современном театре, мы подразумеваем расцвет реалистического искусства, который связан главным образом с русским театром, и такими именами как М. С. Щепкин, А. Н. Островский, К. С. Станиславский. В разработанной последним системе работы актёра над ролью применялись приёмы, помогающие актёру вскрыть не только смысл текста, но и подтекст произносимых слов, захватывать, убеждать партнёров и зрителей «словесным действием».

К. С. Станиславский говорил: «Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли». Выразительности этого слова великий драматург посвятил три раздела во втором томе «Работы актёра над собой»: пение и дикция; речь и ее законы; темпо-ритм. Ниже мы собрали упражнения, как на основе рекомендаций Станиславского, так и других техник и методик, которые помогут поставить и развить сценическую речь.

Техника речи: советы и упражнения

Посещая различные семинары, тренинги, конференции, занятия (лекции в университете и уроки в школе), вы, наверное, обращали внимание на такой интересный факт: на одних мероприятиях в буквальном смысле хочется спать – и тема скучная, и голос лектора монотонно-убаюкивающий. На других все диаметрально противоположно – неугасающий часами интерес и насыщенная речь оратора.

Чаще всего виной этому не смысловая наполненность информации, а способ ее подачи. Рассказ без эмоций, монотонное бормотание «под нос», отсутствие интонации способны загубить любое выступление.

То, как человек говорит, порой становится дополнительной мотивацией послушать его и иметь с ним дело. Это важный коммуникационный навык, не только для артистов сцены, но и многих, чья сфера занятости связана с общением, обучением, продажами.

Развитие техники сценической речи подразумевает в первую очередь работу над голосом. Голос – сложное явление, в котором задействованы определенные группы мышц и психофизический аппарат человека. Звучание голоса зависит от дыхания, эмоционального и физического состояния человека, поэтому тренировка речи подразумевает комплекс разноплановых упражнений. Это работа над постановкой дыхания, артикуляцией, звучанием, дикцией.

Упражнения для постановки дыхания

Одним из самых важных умений в данном блоке является тренировка вдоха через нос вместо привычного «хватания» воздуха ртом:

  1. С открытым ртом сделать вдох и выдох через нос. Повторить 10 раз.
  2. Рука на животе. Делаем медленный вдох, считая в уме до 4. Без задержки выдыхаем, снова считая до 4. Во время упражнения важно ощущать рукой как подымается и опускается живот. Если эти движения тяжело различимы, следует наклонить корпус вперед, положа руки на поясницу. На вдохе должно ощущаться расширение этой области. Каждый следующий вдох-выдох увеличиваем счет на единицу (5,6,7…).

Оптимальным дыханием считается грудное, его нужно развивать.

  1. Исходное положение стоя. На вдохе представляем, что нюхаем цветок. Выдох плавный, со звуком «пфф», при этом нужно втягивать живот. Вдох – короткий, выдох – долгий.
  2. Классическое упражнение. Нужно вдохнуть, и на выдохе, на «одном» дыхании проговорить долгую фразу.

Упражнения для артикуляции

Артикуляция – совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. Чем лучше развита артикуляция и артикуляционный аппарат, тем внятнее и четче человек говорит.

Во время выполнения упражнений для артикуляции следует начинать с обычного проговаривания звуков. Сначала гласных (единичных У, Ы, И, О, Э, А, Ю, Е, Я, Ё, потом в связке У – У – Ы – Ы; У – У – И – И; У – У – О – О; У – У – А – А), потом – согласных (П, Б, Т, Д, Х, К, Г, Н, М, Ф, В, Л, Р, Ч, Ц, С, Ш, Щ, З, Ж; твердые и мягкие отдельно), завершить – сочетаниями гласных и согласных по типу: КА – КУ – КЕ – КО – КИ. Во время тренировки звуки нужно произносить сильнее и ярче, чем в бытовой речи.

Очень хорошо развивает артикуляцию произнесение скороговорок. Говорить их нужно шепотом и более медленно, постепенно наращивая силу и скорость. Вот некоторые примеры:

  1. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
  2. Добыл бобов бобыль.
  3. Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп.
  4. От топота копыт пыль по полю летит.
  5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  6. О любви, не меня ли вы мило молили, и в малину манили меня?

Упражнения для звучания

Звучание – тональность, диапазон, интонация:

  1. Прочитать стих таким образом: первая строчка громко, вторая – тихо.
  2. Поупражняться в произношении обычной фразы, вкладывая в нее оттенки разных чувств: грусти, радости, укора, гнева, страсти, удивления.
  3. Нейтральную фразу произнести голосами разных животных, соответственно вашему представлению. Еще лучше разыграть диалог.

Упражнения для дикции

Дикцию также хорошо развивают скороговорки. Кроме того есть другие упражнения:

  1. Положение – стоя, руки на груди. Вдохните, на выдохе начинайте медленно наклоняться вперёд, при этом произнося гласные «у» и «о» длительно и протяжно, настолько низким голосом, насколько можете.
  2. Косность речевого аппарата помогает преодолеть проговаривание трудных сочетаний: ВЗВА, ЛБЛБАЛЬ, ФСТРА и др.
  3. Можно читать любой текст с закрытым ртом.

Это далеко не все возможные упражнения, но, даже выполняя только их, со временем вы улучшите свои навыки.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

А напоследок вам предстоит пройти экзамен по материалу всего курса.

300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией

«Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя.

Грамотная, логичная, лексически и интонационно богатая, живая и образная речь учителя на уроке и вне его, обращенная к детям, родителям и коллегам, позволяет решать многие важные учебно-воспитательные задачи.

Культура речи педагога – понятие ёмкое и многогранное. Использование в конкретном акте общения специально отобранных элементов языка и является, по сути дела, речью. Точность и правильность отбора зависят от эрудиции говорящего, его умений осознанно выбирать и применять языковые средства, необходимые для оформления той или иной мысли.

Культура речи педагога неотделима от отработанной техники речи, под которой мы подразумеваем систему технологических приёмов дыхания, голосообразования, дикции, навыков произношения, доведённых до степени автоматизма. Все эти факторы обеспечивают профессиональное педагогическое взаимодействие учителя с обучаемыми.

Итак, хороший голос, четкая дикция, правильное литературное произношение, умение точно, образно, эмоционально выразить мысль являются основными компонентами речи будущего и реально действующего педагога.

С возрастанием требований к профессиональной подготовке учителя вопросы владения техникой речи, улучшения её профессиональных качеств приобретают особое значение. Демократизация, гуманизация учебно-воспитательного процесса в вузе и школе требуют от современного учителя высокого уровня профессионального мастерства. Последнее, с одной стороны, является важным компонентом его педагогической культуры, а с другой – условием профессионального развития и совершенствования».

Савостьянов А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией: учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2009. – 160 с.

 

культура, упражнения на курсах в детской школе телевидения Ольги Спиркиной

Многие ошибочно думают, что такое свойство речи, как ее техничность, становится важным только во взрослой жизни и связано исключительно с профессиональной реализацией человека. Однако в последнее время все чаще родители, заинтересованные в раннем развитии ребенка, подыскивают хорошие курсы по технике речи для детей. И это абсолютно закономерно, ведь давно замечено: чем лучше говорит человек, чем лучше он владеет своим речевым аппаратом, тем увереннее он себя чувствует, тем более презентабельно умеет себя преподносить, тем, в конечном счете, большего успеха добивается в жизни и в профессии. И, надо заметить, сфера раннего и дополнительного образования сегодня предлагает широкий выбор программ и курсов по технике речи именно для детей, отвечая на повышенный интерес потребителей к этой образовательной сфере.

Итак, когда же речь считается техничной? Когда человек умеет эффективно и правильно использовать возможности своего речевого аппарата, владеет специальными умениями и навыками для наилучшего звучания голоса и речи. Всему этому можно научиться. Достаточно регулярно выполнять ряд упражнений под руководством опытного педагога по технике речи. Вот некоторые примеры таких упражнений. 1. Поставьте ноги на ширину плеч, вдыхайте носом. Положив ладони на ребра, не спеша выдыхайте через рот, воздух должен быть теплым, это значит, что он идет изнутри, а не просто изо рта. Продолжайте дышать в том же ритме и на выдохе произносите разные звуки нараспев («гим-м-м», «гин-н-н» и т.д.). Это упражнение развивает дыхание. 2. Без остановки проговорите три раза сначала несколько согласных пар (к-г, б-п, д-т), а потом гласных (а-о, э-и, ю-у). Это упражнение готовит небо и речевой аппарат к работе. 3. Выберите скороговорку и прочитайте ее с разным темпом и скоростью. Вы почувствуете, как по-разному каждый раз у вас работают мышцы грудной клетки и голосовые связки. Это упражнение поможет поставить голос. Вот именно так и выполняются все упражнения техники речи детей: никакой скучной теории, только практика и постоянная тренировка. Хороший педагог с легкостью сумеет превратить каждый урок в веселую и увлекательную игру.

Очень многих родителей интересует, есть ли какие-то еще особенности у курса «Техника развития речи у детей» и на что стоит обратить внимание. Здесь хотелось бы отметить два важных момента. Первый – одно занятие по технике речи вполне сойдет за хорошую тренировку дыхательных мышц, а также мышц голосового и речевого аппаратов. Это почти как сходить в фитнес-зал, но только для голоса. Поэтому лучше, чтобы одно занятие длилось не более двух часов с перерывом, когда дети могут отдохнуть и восстановить силы. И второе – одних занятий на курсах недостаточно, нужно постоянно тренироваться дома, даже после окончания курса или на каникулах, иначе речевые мышцы, как и любые другие, расслабятся и потеряют форму. А вместе с ней сойдет на нет и достигнутый ребенком результат. Поэтому не ленитесь заниматься с малышом дома.

В заключение хотелось бы подвести небольшой итог. Техника речи детей – это сугубо практические занятия, направленные на постановку красивого голоса и формирование грамотной речи. Курсы по технике речи помогут вашему ребенку научиться говорить четко, громко, красиво, без стилистических и речевых ошибок. В дальнейшем, когда он вырастет, это обязательно поможет ему в профессиональной и личной жизни, потому что, как правило, дети, умеющие хорошо говорить, без стеснения знакомятся со сверстниками, заводят новых друзей и без труда вливаются в любой коллектив.

Общеразвивающая программа «Техника речи»

Знакомство с предметом «техника речи». Правила техники безопасности. Объяснение необходимости владением грамотной речью, правильным дыханием (1 час; теория – 1 часа)

Раздел № 1. Знакомство с индивидуальными особенностями голосового и речевого аппаратов. (5 часов: теория – 1 час, практика – 4 часа)

Теория:- Строение речевого аппарата. Речевой аппарат – целый комплекс органов, которые принимают участие в процессе голосообразования и голосооформления. (1 час)

Практика: – Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика» (1 час)

— Тренинг «Гигиенический массаж. Вибрационный массаж» (1 час)

— Практикум «Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела» «Шведская стенка», «Куклы». Прием «Лая» К.С. Станиславского. «Приветствие», «Собака», «Две собаки», «Команды», «Прыгуны», «Танцы», «От стона к лаю», «Наша река», «У зубного врача» (1 час)

— Итоговое занятие: Практикум: «Артикуляционная гимнастика» (1 час)

Раздел № 2. Диафрагмально-рёберное дыхание. Дыхательная гимнастика. Дыхание в активном физическом движении. (5 часов; теория – 1 часа практика – 4 часа)

Теория: – Дыхание. Первостепенная роль правильного дыхания. (1 час)

Практика.

— Дыхательный тренинг: «Дыхательные упражнения для укрепления мышц диафрагмы, брюшного пресса, межрѐберных мышц стоя, сидя, в движении». (1 час)

— Игровой тренинг: «Выполнение в игровой форме дыхательной гимнастики». (1 час)

— Дыхательный тренинг: «Упражнения на координацию дыхания со звуком, укрепление и освобождение от ненужного напряжения мышц речевого аппарата. Речь «на опоре». (1 час)

— Итоговое занятие: Практикум: «Дыхательная гимнастика». (1 час)

Раздел № 3. Развитие дикции и устранения дефектов речи. (8 часов; теория – 3 часа, практика – 5 часов)

Теория: – Основная таблица звуков. Йотированная таблица. (1 час)

— Гласные звуки. Положение речевого аппарата при произнесении гласных звуков. (1 час)

— Согласные звуки. Правильное положение отдельных частей речевого аппарата и их функции во время произношения согласных звуков

(1 час)

Практика: – Артикуляционный тренинг «Артикуляция гласных звуков». (1 час)

— Артикуляционный тренинг «Артикуляция согласных звуков». (1 час)

— Игровой тренинг: «Игровые упражнения на выделение ударного слога разными способами (взмахом руки, шагом, движениями и т.п.)». (1 час)

— Мастер-класс «Звуковые дикционные упражнения». (1 час)

— Итоговое занятие: Практикум «Произнесение сочетаний гласных и согласных звуков в словах». (1 час)

Раздел № 4. Координация речи и движения. (6 часов; теория – 1 час, практика – 5 часов ).

Теория: – Взаимосвязь движения и речи. (1 час)

Практика: – Мастер-класс: «Слогосочетания. Звукосочетания. Скороговорки. Чистоговорки». (1 час)

— Практикум: «Упражнения с чистоговорками и скороговорками. Четкое слово, четкое движение. Чистоговорка = слово + движение. (1 час)

— Игровой тренинг: «Упражнение „Конферансье“. „Смысловой показ“ – чистоговорка или небольшой текст». (1 час)

— Игровой тренинг: «Звук – слово – словосочетание – предложение». Упражнения с мячом, например: М – Музыка – Музыка классическая – Я люблю слушать классическую музыку. (1 час)

— Итоговое занятие: Практикум: «Четкое произношение скороговорок, чистоговорок». (1 час)

Раздел № 5. Многообразие темпо-ритмов речи. (4 часа; теория – 1 час, практика – 3 часа )

Теория:

— Понятие темпо-ритма речи. Диалог о возможных видах темпо-ритма. Определение основных темпо-ритмов (медленный, средний и быстрый). Многообразие и смена темпо-ритма. (1 час)

Практика:

— Игровой тренинг: «Упражнения: «Спринтер», «Алла-меняла», «Карнавал», «Репортаж», «Словарь». (1 час)

— Практикум: «Обучение моментальному переходу из одного темпо-ритма в другой (из медленного в быстрый, из быстрого в медленный)». (1 час)

— Итоговое занятие: Практикум «Упражнение на выработку темпо-ритма речи». (1 час)

Раздел № 6. «Развитие мелкой моторики» (пальчиковые игры, графические упражнения). (5 часов; теория- 1 час, практика- 4 часа )

Теория: – Влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка. (1 час)

Практика: – Мастер-класс: «Пальчиковая гимнастика» (1 час)

— Игровой тренинг: «Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов». (1 час)

— Практикум: «Отработка графических навыков». (1 час)

— Итоговое занятие: Практикум «Упражнения на развитие мелкой моторики». (1 час)

Раздел № 7. Логика речи. (1 час; практика – 1 час )

Практика: – Понятие «Логика речи». Практикум: «Логическое ударение в тексте». Знаки препинания.

Раздел № 8. Итоговое занятие. (1 час; практика – 1 час ).

Практика: – Практикум: «Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики, дыхательных и дикционных упражнений». (1 час)

ИТОГО: 36 часов, теория – 9 часов, практика – 27 часов

5 детских орально-моторных упражнений, которые можно выполнять дома

14 февраля 2022 г. Родители спросили: «Мой сын начал лепетать, как будто хочет поговорить со мной. Я заметил, что он не использует язык. Какие детские орально-моторные упражнения мне делать?»

Вы начинаете думать, что у вашего ребенка проблемы с речью? Хорошо, сохраняй спокойствие.Если вы видите, что ваш ребенок не использует часть рта, которую ему нужно использовать, особенно в возрасте около 2–3 лет, вам необходимо показать его логопеду, чтобы исключить любой тип орально-моторного расстройства. Проблемы с артикуляцией — это лишь один из признаков того, что может понадобиться помощь.

Хорошей новостью является то, что ребенок, который болтает, пытается общаться. Лепетание является предшественником языка, поэтому, если ваш ребенок делает это, он находится на пути к тому, чтобы больше общаться с помощью слов.

Что такое орально-моторное расстройство?

Расстройства оральной моторики можно разделить на три основные категории:

  1. Оральная или вербальная апраксия: неспособность рта делать то, что ему говорит мозг, из-за затруднений при планировании движений;
  2. Дизартрия: неспособность безопасно принимать пищу или четко говорить из-за мышечной слабости или вялости;
  3. Задержка развития мускулатуры для приема пищи .

Причины орально-моторных расстройств

Орально-моторные расстройства могут быть вызваны неправильным программированием моторики мышц рта – мозг посылает сообщение мышцам рта, но мышцы либо не получают, либо неверно интерпретируют сообщение.

Тогда мышцы не двигаются или двигаются неправильно, что затрудняет управление едой во рту и произнесение внятной речи.

Некоторые дети могут с трудом запоминать движения, что затрудняет автоматизацию звуков.

Вам кажется, что у вашего ребенка проблемы с речью?

Пройдите этот бесплатный трехминутный тест. Вы узнаете, идет ли ваш ребенок в ногу со своими вехами, и получите бесплатный персонализированный отчет.

Бесплатная оценка!

Пройдите этот тест и получите отчет о достижениях вашего ребенка и индивидуальный план обучения.

Другой причиной может быть низкий мышечный тонус губ, языка или челюсти. Я не знаю подробностей о рассматриваемом ребенке, но если у вашего ребенка возникают проблемы с движением определенных частей рта, понаблюдайте за тем, как он ест.

Если это действительно проблема, им будет трудно передвигать пищу во рту.У них также могут быть проблемы с питьем через соломинку, если у них есть слабость губ или языка.

Пройдите обследование для логопеда 

Если вы подозреваете орально-моторное расстройство, ваш педиатр может направить вас к логопеду (SLP), который сможет правильно поставить диагноз вашему ребенку.

Терапевт проведет собеседование с вами, чтобы узнать, что вы замечаете дома, а также проведет оценку состояния вашего ребенка.

Эта оценка может включать следующее: 

  • Проверка признаков слабости или низкого мышечного тонуса губ, челюсти и языка.
  • Наблюдение за тем, насколько хорошо ребенок может координировать движения рта , заставляя его имитировать неречевые действия, такие как движение языка из стороны в сторону, улыбка, хмурение и сморщивание губ.
  • Оценка координации и последовательности движений мышц для речи, когда ребенок выполняет такие задания, как диадохокинетическая скорость, при которой ребенок повторяет последовательности звуков, таких как пух-тух-кух , как можно быстрее.
  • Проверка навыков ребенка в «реальных» ситуациях , таких как лизание леденца, и сравнение этого с навыками в «воображаемых» ситуациях, таких как имитация лизания леденца.

Если рекомендована терапия, терапевт проинструктирует вас о том, какие движения и упражнения вы можете выполнять в зависимости от слабости вашего ребенка.

4 орально-моторных упражнения на разборчивость речи, которые можно попробовать дома

Вот четыре занятия для малышей, которые включают артикуляцию и другие речевые упражнения:

  1. Мыльные пузыри . Это для слабости губ и щек, но это весело, и дети будут играть с мыльными пузырями, даже не подозревая, что это терапия.
  2. Использование соломинок для питья. Это работает на всех участках рта ребенка. Дети должны использовать соломенные чашки к 1 году жизни.
  3. Корчить рожицы. Пусть ваш ребенок посмотрит в зеркало и изобразит смешные лица. Опять же, эти лица будут зависеть от того, какую слабость проявляет ваш ребенок. Также помогут жевательные упражнения для малышей!
  4. Леденцы на палочке. Да, их можно использовать в терапии. Ваш терапевт попросит вашего ребенка лизать леденец или разные леденцы, используя язык в разных положениях, чтобы язык набирал силу.Выполнение языковой гимнастики для логопедии очень важно.

Бесплатная оценка!

Пройдите этот тест и получите отчет о достижениях вашего ребенка и индивидуальный план обучения.

6 лучших логопедических упражнений для лобной шепелявости

23 из 100 человек в какой-то момент своей жизни шепелявят. Хотя это и распространено, те, кто шепелявит, часто сталкиваются с проблемами во время общения.

Шепелявость может искажать звуки и затруднять понимание человека.

Что такое Лисп?

В отличие от апраксии или расстройства социальной коммуникации, шепелявость легко заметна у ребенка, когда он учится поддерживать разговор. Если ваш 5-летний ребенок произносит звуки /s/ и /z/ со звуком /th/, возможно, пришло время обратиться за помощью к логопеду для постановки правильного диагноза.

По мнению экспертов, существует четыре различных типа шепелявости.

1. Межзубная или лобная шепелявость

Это одна из наиболее распространенных форм шепелявости.У вашего ребенка может быть шепелявость, если он говорит «тебра» или «змея» вместо «зебра» или «змея».

Неправильное положение языка искажает звуки /с/ и /з/. Вы можете заметить, что язык ребенка высовывается между передними зубами. Лобную шепелявость можно исправить с помощью упражнений.

2. Шепелявость на боку

Возможно, это второй по распространенности тип шепелявости у детей и взрослых. Боковая шепелявость заставляет воздух выходить через язык через стороны, издавая звук / с / или / з /.

Слова, содержащие /s/ или /z/, могут звучать как «мокрые». Вы можете помочь своему ребенку практиковать упражнения на шепелявость дома, чтобы он научился издавать правильный звук.

3. Небная шепелявость

Встречается реже. Люди с небной шепелявостью касаются языком мягкого неба, произнося звуки /с/ и /з/.

4. Зубная шепелявость

Зубная шепелявость похожа на шепелявость во фронтальной или межзубной области. Однако человек прижимает язык к зубам, а не проталкивает его.

Можно ли вылечить Frontal Lisp?

Логопеды могут помочь с диагностикой и лечением лобной шепелявости. Независимо от возраста, полное выздоровление может занять от пары недель до нескольких месяцев после начала логопедических упражнений для лобной шепелявости.

Поскольку управлять положением челюстей и зубов можно научиться на практике, шепелявость обычно излечима. Однако чем старше человек, тем больше времени может потребоваться, чтобы оправиться от шепелявости.Логопедия при шепелявости у взрослых позволяет значительно ускорить процесс выздоровления.

Как исправить шепелявость в лоб?

Логопед учит детей распознавать шепелявые звуки. Профессионалы также обучают людей логопеду для лобной шепелявости, чтобы производить правильные звуки.

6 Логопедические упражнения при лобной шепелявости, которые можно выполнять дома, чтобы уменьшить лобную шепелявость –

Упражнение №1 для лобной шепелявости: Техника зеркала

Это простая техника для взрослых и детей, которые хотят вылечить лобную шепелявость. сюсюкатьЭто упражнение особенно интересно для детей, которые борются с шепелявостью. Техника зеркала включает в себя имитацию выражений, жестов и движений рта перед большим зеркалом.

Итак, вот оно –

  • Встаньте перед зеркалом так, чтобы вы и ребенок могли видеть друг друга.
  • Улыбнитесь и попросите ребенка тоже улыбнуться. Держите рот открытым, но зубы закрытыми.
  • Затем произнесите продолжительное «сссссссс…». звучать как змея!

Молодцы! Повторяйте это с вашим ребенком по крайней мере десять раз в день в течение недели, пока он не сможет произносить звук /с/, удерживая язык за зубами.

Чтобы ребенку было понятнее, можно использовать игру «змейка в клетке». Язык — это змея, а зубы — клетка. Теперь скажите ребенку, что змея может говорить, но не может выйти из клетки.

Дайте нам знать, как дела!

Упражнение № 2 для Фронтальной Шепелявости:  Техники извлечения

Некоторые терапевты называют это взрывным звуком /т/. Другие называют это игрой с лопающимися шинами.

Эта техника для фронтальной шепелявости очень проста!

Скажите ребенку, что вы собираетесь издавать звук лопающихся шин.

Начинается с четырех последовательных звуков /т/, за которыми следует звук /с/.

Должно получиться так: «/t/ /t/ /t/ /t/ /ssssssssss/»

В конце попробуйте продолжить до /s/. Убедитесь, что их язык остается за зубами, пока он произносит / звук s/

После того, как они освоят «игру с лопающимися шинами», они будут готовы переходить к отработке слов, оканчивающихся на звук /ts/, например, кошки, летучие мыши и шляпы

Упражнение №3 для Frontal Lisp: создание Бабочка

Это популярное упражнение для языка, которое многие терапевты делают с клиентами, которые шепелявят.Чтобы детям было интересно, мы называем это «изготовление бабочки».

Вы можете выполнять это упражнение для шепелявости вместе с ребенком после того, как он научится произносить /s/ и /z/ язычком внутри. Попробуй сам!

  • Поднимите край языка, как крылья бабочки.
  • Коснитесь кончиком языка тыльной стороны зубов.
  • Теперь произнесите звуки /ssssssssss/ и /zzzzzzzzzzz/ по 30 секунд каждый.

Не забывайте повторять это три раза в день, прежде чем переходить к словесному уровню практики.

Упражнение № 4 для Frontal Lisp: Тренировка слов

Следующим шагом является отработка целых слов, которые имеют начальную /s/, среднюю /s/, конечную /s/, начальную /z/, среднюю /z/ и конечные звуки /z/.

Вы можете использовать списки, которые мы сделали для наших читателей —

Начальные / S /

  • Скажи
  • см.
  • SUP
  • SOCK
  • Sun
  • SON
  • SART

MIDIAL / S /

  • Piece
  • Whistle
  • очки
  • бейсбол
  • карандаш
  • Castle
  • Chance

Final / S /

  • Base
  • Case
  • Vase
  • Chase
  • Ice
  • Kiss
  • меньше

Первоначальный / Z /

Midal / z /

  • Puzzle
  • ящерица
  • Dessert
  • Final / z /
    • Maze
    • Daze
    • нос
    • Sneeke
    • Fizz
    • Мальчики

    Работайте над одним словом из раздела в день.Вы можете добавить эту страницу в закладки для удобства.

    Продолжайте практиковаться, пока ваш ребенок не научится правильно произносить соответствующие звуки /s/ или /z/.

    Упражнение № 5 для Frontal Lisp:  Формируйте предложения

    Теперь пришло время вашему ребенку потренировать эти слова в предложениях. Вы можете выбрать список слов и поиграть в веселые игры, например, «составлять глупые предложения».

    Поощряйте ребенка составлять такие предложения, как «Кошки носят шляпы» или «Салли сидит в супе.» Эти предложения для тренировки шепелявости пощекочут их творческие способности, а также помогут им попрактиковаться в использовании звуков /s/, /z/ и /t/ в предложении. ваш ребенок может произносить эти звуки правильно, теперь пришло время поощрять разговоры. Внимательно следите за произношением вашего ребенка. Если они не произносят /s/ и /z/s, не беспокойтесь.

    Не останавливайте ребенка во время разговора, если вы обратите внимание на шепелявость

    У них может быть день «плохой речи»

    Вы можете повторить шаги 1 и 2 еще пару раз.Не забывайте звучать обескураживающе, если их шепелявость вернется!

    Уменьшение шепелявости требует значительной практики, терпения и времени.

    Beyond Home Practice

    Маленькие дети имеют больше шансов вылечиться от шепелявости самостоятельно. Поэтому некоторые логопеды рекомендуют, чтобы ребенку исполнилось не менее 4 лет, прежде чем можно будет начинать логопед!

    Проконсультируйтесь с SLP, прежде чем начинать речевые упражнения для лечения шепелявости вашего ребенка. Если у вашего ребенка не наблюдается улучшения, несмотря на регулярные занятия, вам следует подумать о том, чтобы обратиться к логопеду.

    Иногда из-за физиологических проблем ребенок может шепелявить. Важно помнить, что у некоторых, хотя и у немногих, есть косноязычие или анкилоглоссия, что затрудняет движение языка.

    После тщательного осмотра SLP может порекомендовать простую процедуру в клинике или направить вас к специалисту для проведения операции. Процедура удаляет лишнюю ткань, которая связывает язык и ограничивает его движение.

    Чем дольше вы не лечите его, тем больше времени может потребоваться для выздоровления вашего ребенка.Работа с педиатром и логопедом может помочь вам определить причину и лечение шепелявости вашего ребенка.

    Упражнения на глотание: упражнения для укрепления языка

    Что такое упражнения для укрепления языка?

    Упражнения для укрепления языка могут помочь улучшить ваше глотание. С практикой эти упражнения могут помочь вам увеличить силу и подвижность языка. Это может улучшить вашу способность глотать, особенно при использовании с другими типами глотательных упражнений.

    Прежде чем проглотить, вы пережевываете пищу до размера, формы и консистенции, которые можно проглотить. Когда вы глотаете, этот материал проходит через рот и попадает в часть горла, называемую глоткой. Оттуда пережеванная пища проходит через длинную трубку (пищевод), прежде чем попасть в желудок и остальную часть пищеварительного тракта.

    Это движение требует серии скоординированных действий ваших мышц на этом пути. Если что-то не работает должным образом, это может привести к проблемам с глотанием.Мышечная слабость в этих областях может затруднить правильное глотание. Упражнения на глотание могут увеличить силу, подвижность и контроль над этими мышцами. Со временем это может помочь вам снова нормально глотать.

    Логопед может назначить специальные упражнения для улучшения глотания. Конкретные упражнения будут зависеть от вашей проблемы с глотанием.

    Предположим, например, что у вас есть проблемы с первой фазой глотания, до того, как пища покинет рот.Если это так, вам может помочь работа с мышцами в этой области, такими как щеки, язык и губы. В этом случае могут помочь упражнения для языка. В частности, упражнения для укрепления языка могут помочь вам манипулировать едой во рту и перемещать материал в глотку.

    Ваш SLP может порекомендовать различные упражнения для глотания, если ваша проблема связана с глотанием на более поздних стадиях.

    Вы можете выполнять эти упражнения в своей больничной палате или дома. Часто вы можете делать их самостоятельно, но вы также можете работать с медицинским работником, чтобы практиковать эти упражнения.

    Зачем мне упражнения для укрепления языка?

    Если у вас проблемы с глотанием, вам могут понадобиться упражнения для укрепления языка. Это медицинское состояние называется дисфагией.

    Дисфагия может привести к аспирации. Это когда пища или другой материал случайно попадает в дыхательные пути или легкие. Это серьезно, потому что может привести к пневмонии и другим проблемам. Дисфагия требует быстрой диагностики и лечения.

    В рамках вашего плана лечения ваш врач и SLP могут назначить упражнения для глотания, например, упражнения для укрепления языка.Это может быть дополнением к другим методам лечения, таким как диетические изменения, изменение положения во время еды, лекарства или хирургическое вмешательство. Со временем эти упражнения могут укрепить ваши глотательные мышцы. Это, в свою очередь, может улучшить ваше глотание и предотвратить аспирацию.

    Различные заболевания могут привести к проблемам с глотанием. Некоторые примеры:

    • Ход
    • Деменция
    • Рак головы и шеи
    • Травма головы
    • Состояния, которые уменьшают слюноотделение, такие как синдром Шегрена
    • Болезнь Паркинсона или другие заболевания нервной системы
    • Мышечные дистрофии
    • Закупорка пищевода, например, опухолью или интубацией в анамнезе
    • В анамнезе лучевая терапия, химиотерапия или и то, и другое на шею или горло по поводу рака

    Ваш SLP с большей вероятностью пропишет упражнения для укрепления языка, если он или она подозревает, что у вас проблемы с первой фазой глотания.Например, это может произойти после инсульта или слабоумия.

    Чем опасны упражнения для укрепления языка?

    Упражнения для укрепления языка и другие упражнения для глотания безопасны. Если вы чувствуете боль или дискомфорт во время выполнения этих упражнений, временно прекратите их выполнять. Немедленно сообщите об этом своему врачу или терапевту. Не выполняйте эти упражнения, если только кто-то из вашей медицинской бригады не прописал их вам специально для вашего состояния здоровья.

    Как подготовиться к упражнениям для укрепления языка?

    Прежде чем приступить к упражнениям по укреплению языка, вам может потребоваться изменить положение тела.Ваш SLP даст вам конкретные инструкции о том, как это сделать, если это необходимо. Например, может быть лучше, если вы будете делать эти упражнения вне постели.

    Также полезно избавиться от отвлекающих факторов. Выключайте телевизор и делайте их в то время, когда у вас не будет посетителей. Это позволит вам полностью сосредоточиться на упражнениях и получить от них максимальную пользу. Вы можете выполнять эти упражнения в любое удобное для вас время.

    Ваш SLP может сообщить вам, есть ли что-то еще, что вам нужно сделать, прежде чем приступить к работе.

    Что происходит во время упражнений на укрепление языка?

    Ваш SLP может показать вам конкретные упражнения, которые вы должны выполнять, и объяснить, как часто их выполнять. Например, вас могут попросить:

    • Высуньте язык как можно дальше. Положите на язык что-нибудь плоское, например, ложку или приспособление для выдавливания языка. Надавите на язык плоским предметом и прижмите язык к предмету. Задержитесь на пару секунд. Повторить 5 раз.
    • Повторите упражнение выше 5 раз.На этот раз положите ложку или депрессор под язык.
    • Выдвиньте язык как можно дальше к уголку рта, нажимая на депрессор. Задержитесь на пару секунд. Расслабляться. Повторите с другой стороны рта. Повторите весь процесс 5 раз.
    • Протяните язык к бугристой части верхней части рта прямо за зубами. Затем согните язык назад к задней части рта, насколько это возможно. Задержитесь на несколько секунд.Повторить 5 раз.

    Ваш SLP может порекомендовать другие упражнения для улучшения силы и диапазона движений у основания языка, а также для улучшения глотания другими способами. Например, вас могут попросить:

    • Вдохните и очень сильно задержите дыхание. Напрягитесь, как будто у вас испражнение. Продолжайте задерживать дыхание и напрягаться, когда глотаете. Это называется надгортанной глоткой. Повторите несколько раз.
    • Сделайте вид, что полощите горло, удерживая язык как можно дальше.Повторить.
    • Сделайте вид, что зеваете, удерживая язык как можно дальше. Повторить.
    • Сделайте сухой глоток, максимально напрягая все глотательные мышцы. Представьте, что вы проглатываете витамин целиком, без воды. Повторите несколько раз.

    В большинстве случаев вы будете практиковать упражнения для укрепления языка наряду с другими типами упражнений на глотание, например упражнениями для укрепления щек и губ. Если да, выполняйте их каждый раз в одном и том же порядке, чтобы не пропустить ни одного упражнения.Ваша медицинская бригада может спланировать серию упражнений, специально предназначенных для устранения источника вашей проблемы с глотанием.

    Ваш SLP может конкретно сказать вам, как выполнять каждое упражнение и как часто вы должны его выполнять. Во многих случаях вам нужно практиковать упражнения несколько раз в день для получения наибольшей пользы.

    Что происходит после упражнений для укрепления языка?

    Вы можете вернуться к своим обычным делам сразу после упражнений на укрепление языка и других глотательных упражнений.

    Рекомендуется вести запись каждый раз, когда вы выполняете упражнения по глотанию. Это служит вам напоминанием о необходимости выполнять упражнения в соответствии с предписаниями. Он также предоставляет полезные отзывы о вашем прогрессе в вашем SLP. Запишите, какие упражнения вы делали и когда вы их делали. Также отмечайте любые проблемы, чтобы вы могли обсудить их с вашим SLP.

    Ваш SLP и медицинская команда могут изменить ваши упражнения, так как команда следит за вашим прогрессом. Этот мониторинг может включать исследование глотания у постели больного или дополнительные методы визуализации, такие как оценка глотания по оптоволоконному кабелю.Может пройти несколько недель, прежде чем вы заметите улучшение глотания.

    По мере улучшения вашей способности глотать риск аспирации снижается. Ваш SLP может изменить вашу диету и позволить вам снова есть определенные виды пищи. Это может улучшить ваше питание, общее состояние здоровья и качество жизни.

    Продолжайте выполнять все упражнения по глотанию в соответствии с вашим SLP. Если вы пропустите тренировку, у вас может быть меньше улучшений. Тесно сотрудничайте со всеми членами вашей медицинской бригады, чтобы правильно лечить ваше заболевание.

    Следующие шаги

    Прежде чем согласиться на тест или процедуру, убедитесь, что вы знаете:

    • Название теста или процедуры
    • Причина, по которой вы проходите тест или процедуру
    • Каких результатов ожидать и что они означают
    • Риски и преимущества теста или процедуры
    • Каковы возможные побочные эффекты или осложнения
    • Когда и где вы должны пройти тест или процедуру
    • Кто будет проводить тест или процедуру и какова квалификация этого человека
    • Что произойдет, если вы не пройдете тест или процедуру
    • Любые альтернативные тесты или процедуры, о которых стоит подумать
    • Когда и как вы получите результаты
    • Кому звонить после теста или процедуры, если у вас есть вопросы или проблемы
    • Сколько вам придется заплатить за тест или процедуру

    Голосовая аэробика: упражнения для голоса

    Упражнения для голоса уменьшают напряжение и усилие, ощущаемое при разговоре, облегчая симптомы дисфонии мышечного напряжения (ДМН).Отделение логопедии Сингапурской больницы общего профиля делится советами, которые помогут сохранить ваш голос в хорошей форме.​

    Упражнения для голоса помогают облегчить симптомы дисфонии мышечного напряжения (MTD), расстройства голоса

    ​ Логопедическое отделение в г. Больница общего профиля Сингапура, член Группа SingHealth делится симптомами дисфонии мышечного напряжения (MTD) и дает советы по поддержанию здорового голоса.

    Дисфония мышечного напряжения (MTD) — это голосовое расстройство, характеризующееся напряжением и усилием при разговоре. MTD возникает, когда мышцы шеи напряжены, когда вы говорите. Это может быть вызвано такими раздражителями, как инфекция верхних дыхательных путей, кислотный рефлюкс (изжога), чрезмерные требования к голосу или стрессовые жизненные события.

    Часто более чем один из этих факторов может способствовать MTD. Люди, от которых требуется использовать свой голос в течение длительного времени, обычно страдают МПД разной степени.

    Люди, у которых возникает чрезмерное напряжение в шее и гортани, могут испытывать следующие симптомы:

    1. Чувство легкого утомления голоса
    2. Усиленный разговор в шумной обстановке
    3. может стать хриплым, хриплым)
    4. Раздражение в горле (боль, першение и т. д.)
    5. Частое откашливание
    6. Трудности с началом дня
    7. Необходимость отдышаться

    Важно устранить любую форму мышечного напряжения в гортани, так как интенсивное использование голоса в напряженной позе может привести к повреждению голосовых связок.Разговор не должен быть утомительным, вместо этого он должен быть свободным и легким.

    Упражнения для разогрева голоса

    Ниже приведены некоторые голосовые упражнения, которые могут облегчить некоторые симптомы МПД. Разминка вашего голоса, особенно если у вас высокие вокальные потребности, важна, и эти голосовые упражнения направлены на снижение напряжения и усилий, ощущаемых при разговоре.

    Давайте продемонстрируем вам эти голосовые разминки.

    1. Растяжка языка​​​​
    2. ​Массаж языка
    3. Трели

    При постоянном дискомфорте в горле при разговоре или изменении качества голоса, которое не улучшается в течение двух недель, обратитесь к отоларингологу или логопеду.

    Код: O17​

    10 лучших логопедических упражнений для восстановления после инсульта

    Влияние инсульта на речь

    Инсульт может иметь длительные последствия, такие как проблемы с речью, слабость одной стороны тела, нарушение памяти, мышления и изменения зрения. Инсульт мешает самовыражению, поэтому вернуться к повседневным делам может быть сложно.

    Коммуникативные проблемы могут включать:

    Афазия

    Афазия — это расстройство, которое влияет на речь, речь и понимание.Он варьируется по степени тяжести и зависит от местоположения и степени повреждения головного мозга. Признаки и симптомы афазии могут включать трудности с поиском слов («аномия»), расположение слов в неправильном порядке, проблемы с выражением мыслей или непонимание того, что люди имеют в виду. Приблизительно 25-40% выживших после инсульта приобретают афазию.

    Дизартрия

    Дизартрия — это нарушение речи, характеризующееся невнятной речью, плохим контролем высоты тона, громкостью, ритмичностью и голосом.Движение мышц, используемых для речи, может быть ограничено несколькими способами, включая слишком далекое движение, движение в неправильном направлении и нехватку времени или силы. Это может привести к тому, что речь будет сложной для понимания, неестественной и неточной. Существует множество типов дизартрии, таких как вялая, спастическая, атаксическая, гипокинетическая, гиперкинетическая и смешанная (Walshe & Miller, 2011). Дизартрия может быть как врожденной, так и наследственной. Некоторые действия для дизартрии, которые могут быть рассмотрены, включают:

    • Замедление скорости речи

    • Обучение тому, как говорить громче

    • Упражнение мышц рта, чтобы сделать их сильнее слова и предложения, чтобы иметь более четкую речь

    Приобретенная речевая апраксия

    Речевая апраксия возникает, когда сообщения от мозга нарушаются из-за повреждения областей мозга, которые контролируют координацию между мышцами.Человек с такими трудностями в формировании слов не может контролировать мышцы губ или языка, и, таким образом, губы не заставляют буквы звучать правильно. У людей с апраксией могут возникнуть трудности с разбором и упорядочиванием звуков речи, что затрудняет речь. Тяжесть апраксии варьируется от легкой до тяжелой. Человек с тяжелой апраксией речи может вообще не говорить. После того, как апраксия речи диагностирована, логопед разрабатывает индивидуальный план лечения на основе своих выводов.Логопед разработает специальные вмешательства, которые помогут улучшить способность человека планировать и воспроизводить оральные движения для звуков речи.

    Лечение может включать упражнения для улучшения двигательных навыков, орально-моторные упражнения и стратегии для увеличения словарного запаса или увеличения длины предложений. Логопед будет работать с клиентом и семьей над внедрением процедур для домашней практики, которые могут способствовать изменениям речи.

    Целью вмешательства является уменьшение или коррекция симптомов апраксии и повышение функциональных навыков общения в повседневных ситуациях общения.

    Дизартрия против апраксии

    В то время как дизартрия является проблемой, которая возникает из-за ослабленных мышц , апраксия речи представляет собой проблему с планированием движений мышц, необходимых для речи.

    Упражнения для лечения дизартрии и апраксии отличаются друг от друга. Курс лечения для каждого из них зависит от тяжести и уникальных характеристик расстройства.

    Домашние упражнения: Логопедия — TeletonUSA

    Автор: TELETONUSA /

    В этом разделе вы найдете упражнения, вмешательства и стратегии, рекомендованные вам вашим логопедом.Они могут включать в себя: орально-моторные упражнения, рекомендации по домашней программе, стратегии кормления, стратегии развития речи и многое другое!

    Видео: Упражнения на орально-моторную деятельность дома
    • Ссылка: https://youtu.be/1QmGCq1ZXbs
    • Техника: Оральный мотор.
    • Цель упражнения: Улучшить оральную моторику, силу, координацию и диапазон движений.
    • Требования к физическим упражнениям: Ребенок должен получить разрешение врача или логопеда на употребление жидкости через рот во время действий, связанных с питьем через соломинку.
    • Меры предосторожности: Будьте осторожны, если у вашего ребенка есть меры предосторожности в отношении перенапряжения мышц или диетические ограничения. Ребенок должен постоянно находиться под присмотром родителя или опекуна.
    • Оборудование: Соломинки всех размеров, ватные шарики, помпоны, пузыри, электрическая зубная щетка.
    • Противопоказания: Дети с НПО не должны пить через соломинку.

    Видео: Использование жестов для общения с ребенком
    • Ссылка: https://youtu.be/fZx2EYlt-iA
    • Техника: Язык, познание, раннее вмешательство.
    • Цель упражнения: Способствовать функциональному обмену информацией об основных желаниях и потребностях. Дополнить вербальное и невербальное общение.
    • Требования к упражнениям: Нет.
    • Меры предосторожности: Дети, которые не переносят прикосновения к своим рукам для подсказок.
    • Оборудование: Нет.  
    • Противопоказания: Нет.

    Видео: Чтение ребенку для развития речи
    • Ссылка: https://youtu.be/h5-YOro6gq8
    • Техника: Язык, познание, раннее вмешательство.
    • Цель упражнения: Улучшить навыки довербальной или вербальной коммуникации, улучшить рецептивные языковые навыки и улучшить понимание прочитанного.
    • Требования к упражнениям: Нет.
    • Меры предосторожности: Нет.
    • Оборудование: Книги.
    • Противопоказания: Нет.

    Видео: Саботаж как языковая стратегия
    • Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=lxcPkhKq4bI
    • Техника: Язык, познание и раннее вмешательство.
    • Цель упражнения: Улучшить экспрессивное общение, используя языковую стратегию, которая используется в качестве инструмента во время игры и повседневной жизни.
    • Требования к упражнениям: Нет.
    • Меры предосторожности: Нет.
    • Оборудование: Игрушки, прозрачные пластиковые контейнеры или коробки с крышками.
    • Противопоказания: Н/Д.

    Видео: Следование указаниям во время игры
    • Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=A25oZ27V5Vs
    • Техника: Язык, познание и раннее вмешательство.
    • Цель упражнения: Улучшить понимание, рецептивные языковые навыки, внимание и развитие словарного запаса.
    • Требования к упражнениям: Нет.
    • Меры предосторожности: Дети, которые не переносят прикосновения к своим рукам для подсказок.
    • Оборудование: Игрушки.
    • Противопоказания: Н/Д.

    Видео: Использование AAC для игр
    • Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=mBNWAuIBBjc
    • Техника: Язык, познание.
    • Цель упражнения: Структурирование игр на основе интеграции устройства AAC вашего ребенка.
    • Требования к упражнению: У ребенка должно быть базовое функциональное понимание того, как использовать свое устройство AAC.
    • Меры предосторожности: Нет.
    • Оборудование: Высокотехнологичное, облегченное или низкотехнологичное устройство AAC. Обратитесь к своему основному SLP, чтобы определить лучшее устройство AAC для вашего ребенка.
    • Противопоказания: Н/Д.

    Речевые упражнения для детей | Study.com

    Короткая импровизированная речь

    В этом упражнении вы предложите тему, и учащиеся должны говорить перед классом по этой теме в течение 30 секунд. Если вы чувствуете, что это может быть слишком сложно для начала, попробуйте разделить учащихся на небольшие команды, а затем пусть каждая команда выберет одного представителя для выступления. Ниже приведен список тем, которые вы можете использовать.

    • Животные, которые являются хорошими домашними животными
    • Животные, которые являются плохими домашними животными
    • Развлекательные мероприятия в школе
    • Скучные занятия в школе
    • Лучшие виды спорта для занятий
    • Худшие виды спорта для занятий
    • Любимый праздник
    • Нелюбимый праздник
    • Последний хороший фильм, который я посмотрел, или книга, которую я прочитал
    • Последний плохой фильм, который я посмотрел, или книга, которую я прочитал

    Выведите каждого студента или представителя группы по одному перед классом.Дайте студенту тему и установите таймер на 30 секунд. Пока учащиеся говорят, записывайте следующее:

    • Распространенные языковые ошибки (грамматика, произношение, использование, выбор слов)
    • Распространенные речевые ошибки (слова-паразиты — э, гм, ну, вроде и т.д.)
    • Ученик не отклонялся от темы?
    • Легко ли было понять ученика?
    • Что ученик сделал хорошо?
    • Что можно улучшить?

    После нескольких раундов обсудите в классе как допущенные ошибки, так и то, что было сделано хорошо.

    Чтобы расширить это задание, дайте каждой команде новую тему и пять минут на подготовку 30-секундного выступления. Сравните импровизированные речи с подготовленными речами и обсудите плюсы и минусы каждой из них.

    Информационная речь

    Учащиеся подготовят короткую информативную речь на утвержденную тему по своему выбору. Во-первых, дайте учащимся несколько минут, чтобы они обдумали тему и получили ваше одобрение. Затем напишите на доске следующие рекомендации и повторите каждую часть вместе с классом.

    • Время выступления: 2-3 минуты
    • Выступления должны включать:
      • Введение. Укажите свое имя, тему, почему вы выбрали эту тему и просмотрите информацию в своем выступлении.
      • Основная часть — вспомогательные детали (информация, данные, статистика, примеры и т. д.)
      • Заключение — Обобщите основные моменты/информацию, задайте вопросы и ответьте на них, поблагодарите аудиторию.

    После того, как все учащиеся выбрали темы своих выступлений и поняли формат, напишите расписание, чтобы каждый учащийся точно знал, когда он будет выступать.Вы можете назначить оценку, но может быть более полезно оценивать эти первоначальные презентации целостно или как «пройдено/не пройдено». По мере продвижения учащихся вы можете использовать более строгие критерии для оценки выступлений, но в начале учащиеся должны быть сосредоточены на подготовке и выступлении с речью, а не на получении определенной оценки.

    Количество времени на подготовку зависит от вас. Если вы хотите, чтобы учащиеся использовали Интернет или другие ресурсы для разработки своих выступлений, обязательно дайте им время сделать это либо в школьном компьютерном классе, либо в библиотеке, либо дома.Не забудьте скорректировать рекомендации для этого упражнения в зависимости от ваших потребностей и способностей ваших учеников.

    Не читай, говори!

    Иногда учащиеся могут оказаться в ситуации публичного выступления, требующей представления чужих слов. В этом случае знание того, как произносить речь, не звуча так, как будто кто-то читает, может быть ценным навыком.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.