Уильям Джеймс — Один из основателей функциональной психологии — Genvive
Уильям Джеймс(11 января, 1842, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США — 26 августа, 1910, Чокоруа, Нью-Гемпшир, США) (68 лет)
Гражданство: США
Категория: Учёные
Род деятельности: Психологи, ФилософыСпецификация: Функциональная психология
Уникальное отличие: Один из основателей функциональной психологии и философии прагматизма, предшественник трансцендентальной психологии. Один из самых выдающихся психологов ивлиятельных американских мыслителей своего времени. Отец американской психологии.
Пол: Мужской
Цитаты: 1. Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания. 2. Человек может изменить свою жизнь, просто изменив свое отношение к ней. 3. Мы пришли в этот мир, чтобы помогать друг другу в нашем путешествии по жизни. 4. Каждый из нас, в зависимости от обстоятельств, может быть дикарем или святым. Хороший человек отличается от плохого выбором. 5. В вашем подсознании скрыта сила, способная перевернуть мир. 6. Чувство собственного достоинства равняется успеху, поделенному на притязания. 7. Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, — потратить жизнь на дело, которое переживет нас. 8. Каждый день или через день заставляй себя проделывать то, чего ты не любишь делать, чтобы час жестокой необходимости, когда он наступит, не захватил тебя врасплох. 9. Если вы опечалены, вы не можете сразу же развеселится, но если вы будете сидеть, двигаться и говорить веселым видом, вы невольно воспрянете духом.
Достижения:
Профессиональная, социальная позиция: Американский психолог и философ
Основной вклад (чем известен): Джеймс был одним из основателей функциональной психологии и философии прагматизма и предшественником трансцендентальной психологии. Он был наиболее влиятельным американским мыслителем своего времени и отцом американской психологии.
Вклады: 1. Вильяма Джеймса принято считать отцом американской психологии: он написал первый учебник по психологии, он был первым профессором психологии в американских университетах (начал преподавать психологию в 1875 году), так он писал: «Первая лекция по психологии, которую я посетил, была та, которую прочитал я сам».
Он основал первую психологическую лабораторию в США (в 1875 году), но так как эта лаборатория была плохо оснащена и использовалась преимущественно в учебных целях, принято считать, что первая экспериментальная психологическая лаборатория была основана в 1879 году в Германии Вильгельмом Вундтом и в 1883 году в США Стэнли Холлом, а затем уже повторно Вильямом Джеймсом в 1891 году).
2. Функционализм. Как ревностный эволюционист и убежденный сторонник функционализма он заявлял, что сознание, со всеми его функциями, следует рассматривать как орган первичной адаптации к окружающей среде и подчеркивал важность изучения процессов и функций, а не содержаний и структур сознания. Он считал привычку, «базовым телесным принципом» (“bottom a physical principle”).
3. Методы психологии: он использовал интроспекцию, изучение продуктов деятельности и сознания , изучение анатомии и физиологии.
4. Сознание. Он провозгласил, что психическая жизнь представляет собой непрерывно текущее и изменяющееся единство. Он считал, что сущностными признаками сознания является адаптивность, активность, избирательность и телеологичность. Он ввел термин «поток сознания», который оказал значительное влияние на модернистскую литературу и искусство.
5. Воля. Джеймс утверждал, что воля реализует убеждения, что она первична, а знания инструментальны, а сам разум способен свободно выбирать между любым количеством вариантов.
6. Эмоции. Джеймс в 1884 и Ланге в 1885 году, независимо предложили теорию Джеймса-Ланге, согласно которой эмоции в первую очередь зависят от наших физиологических реакций: так «мы страдаем, потому что ощущаем, что плачем» или «при встрече с медведем мы убегаем и поэтому начинаем чувствовать страх».
7. Педагогическая психология. Цикл его лекций в Кембридже «Беседы с учителями о психологии» (1899) считается первым учебником по педагогической психологии.
8. Психология религиозного опыта. В своей книге «Многообразие религиозного опыта» (1902) он подчеркивал важность различных «измененных состояний сознания», он также считал, что расширение и углубление диапазона чувствительности может привести к состоянию экстаза и самообновлению или исцелению верой. Он также нтересовался мистицизмом, спиритизмом, телепатией и ясновидением.
9. Теория гениальности. В своих лекциях «Великие люди и их окружение», он заявлял, что гениев надо воспринимать как «спонтанные мутации» по аналогии с теорией Дарвина. Он ввел понятие «восприимчивость к историческому моменту» и подчеркивал,, что «Гениальность — это всего-навсего непривычный взгляд на вещи.
10. Его философская система включает три состовляющие, волюнтаризм, который утверждал идею свободы воли и «мягкого детерминизма», прагматизм, ставшим основным американским образом мышления и «радикальный эмпиризм», в котором утверждается, что эмпирически наблюдаемая и непосредственно постигаемая Вселенная не нуждается в сверхъестественных объяснениях природных явлений. Джеймс утверждал, что мы никогда не можем доказать истинность идеи, вместо этого, мы должны оценивать полезность идеи, или, как он говорил «денежную стоимость» идеи.
Почётные звания, награды: Член Американской национальной, Берлинской, Королевской Датской и Королевской Прусской академии наук.
Основные труды: Основы психологии (1890), Воля к вере и другие очерки популярной философии (1897), Бессмертие человека: два предполагаемые возражения против доктрины (1898), Многообразие религиозного опыта (1902), Прагматизм (1907), Плюралистическая Вселенная (1909), Смысл Истины (1909), Некоторые проблемы философии (1911), Очерки радикального эмпиризма (1912).
geniusrevive.com
ДЖЕЙМС УИЛЬЯМ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
ДЖЕЙМС, ДЖЕМС (James) УИЛЬЯМ — американский психолог и философ, один из основателей научной психологии.
Один из основателей научной психологии. Потомок ирландских эмигрантов, старший из 5 детей известного теолога Генри Джеймса Старшего, брат писателя Г. Джеймса. Окончил Гарвардский университет (доктор медицины, 1869). После трёхлетнего кризиса (Джеймс страдал депрессией, будучи не в состоянии разрешить противоречие между естественно-научным и религ. пониманием человека) начал преподавать в Гарварде (с 1873) анатомию и физиологию, затем психологию (в 1876 году основал первую в США лабораторию экспериментальной психологии) и философию.
В 1890 году опубликовал прославившую его книгу «The principles of psychology» (vol. 1-2; в русском переводе «Научные основы психологии», 2003 год), в которой систематизировал основные разделы психологической науки, внеся особый вклад в разработку проблем сознания, эмоций, воли и личности. Джеймс рассматривал психическую жизнь как активность, направленную на приспособление к среде, став одним из основателей функционализма в психологии. В акте самосознания человек обнаруживает в себе непрерывно меняющиеся целостные состояния («поток») сознания, в каждом из которых он выступает как субъект, познающий Я, выделяющий из этого потока ощущений, эмоций и мыслей себя как объект, как «моё, принадлежащее мне», то есть познаваемое, «эмпирическое Я», или личность. Последняя включает «физическую личность» (тело, одежда, дом и тому подобное), «социальную личность», ориентированную на признание со стороны других людей (социальная личность множественна и включает роли социальные, с которыми идентифицируется человек, — друг, отец, подчинённый и тому подобное), и «духовную личность» (идеалы, мысли, чувство внутренней активности и тому подобное). Среди важнейших характеристик личности Джеймса ввёл в психологию понятия «самооценка», «самоуважение», «самотождественность». Согласно предложенной им периферической теории эмоций (так называемая теория Джеймса — Ланге), эмоции отражают произошедшие чуть ранее физиологические изменения, связанные с рефлекторной реакцией на воспринятое (мы огорчены, потому что плачем, испуганы, потому что дрожим, и тому подобное). Эта теория нескольких десятилетий определяла развитие психологии эмоций, пока не получила экспериментального опровержения. В психологии воли впервые поставил вопрос о механизмах перехода от представлений к произвольным действиям. Явившись одним из инициаторов психологического изучения феноменов парапсихологии, спиритизма, религиозного опыта как состояния сознания, Джеймс пришёл к выводу, что обычное сознание человека подобно маленькому острову среди океана многообразных возможностей человеческой психики.
В 1890-е годы центр интересов Джеймса сместился в сторону философии. Вслед за Ч.С. Пирсом Джеймс развивает концепцию прагматизма, согласно которой ценность любых идей, теорий и систем представлений связана с теми следствиями, которые вытекают из них для практической жизни. Представления, которые считаются истинными, соответствуют не «объективной реальности», а успешным результатам их применения на практике, выполняя ценностную и направляющую функции по отношению к деятельности человека. В частности, истинными следует считать религиозную веру, веру в свободу человека, «мелиоризм» — позицию, противопоставленную крайностям оптимизма и пессимизма, согласно которой будущее человека находится в его руках.
«Радикальный эмпиризм» Джеймс исходит из понятия «чистого опыта» как нераздельного единства духовного и материального, души и тела, субъекта и объекта. В процессе познания этот целостный «поток жизни» в целях практического удобства разделяется на части (физические и психические объекты и тому подобное), и познание выступает как установление внешних отношений между этими разъединёнными частями опыта. Сознание, выполняющее важную познавательную функцию, не является особой субстанцией: прообразом понятия «духа» Джеймс считал обычный процесс дыхания, так что вместо «я мыслю» можно было бы сказать «я дышу». Незамкнутая и незавершённая «плюралистическая Вселенная» предстаёт нам во множестве форм, и разные виды упорядочивания опыта отличаются только своей относительной практической ценностью.
В трудах по педагогике Джеймса рассматривал процесс воспитания как организацию стремлений и навыков человека в определённые формы поведения, исходя при этом из решающего влияния инстинктов и эмоций. Выступал как убеждённый противник формальных приёмов обучения, не затрагивающих глубины психической жизни учащихся. Эти воззрения Джеймса получили развитие в прагматистской педагогике.
В 1900-х годах Джеймс много путешествовал по Европе и США, выступал с лекциями, в основном на философские темы. Эдинбургский (1902) и Гарвардский (1903) университеты присудили ему степень доктора права. Джеймс оказал огромное влияние на психологию; в числе философов, опиравшихся на его идеи, были Дж. Дьюи, Дж.Г. Мид, Э. Гуссерль, Б. Рассел, Л. Витгенштейн и другие.
Сочинения:
Беседы с учителями о психологии. М., 1902. М., 1998;
The meaning of truth. N. Y., 1909;
Прагматизм. СПб., 1910; Психология. 6-е изд. СПб., 1911. М., 1991;
Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911;
Essays in radical empirism. N. Y., 1912;
Введение в философию. Берлин, 1923. М., 2000;
Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993;
Воля к вере. М., 1997.
Иллюстрация:
Архив БРЭ.
w.histrf.ru
Уильям Джеймс | |
---|---|
William James | |
Фотография 1890-х годов | |
Дата рождения | 11 января 1842(1842-01-11) |
Место рождения | Нью-Йорк, США |
Дата смерти | 26 августа 1910(1910-08-26) (68 лет) |
Место смерти | Чокоруа, округ Кэрролл (Нью-Гэмпшир), США |
Страна |
|
Альма-матер |
|
Язык(и) произведений | английский |
Направление | прагматизм, функционализм |
Основные интересы | философия, психология |
Оказавшие влияние | Блез Паскаль и Ральф Уолдо Эмерсон |
Испытавшие влияние | Роберт Парк |
Цитаты в Викицитатнике | |
Медиафайлы на Викискладе |
ru-wiki.ru
Джемс, Уильям — это… Что такое Джемс, Уильям?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Джеймс.Уильям Джемс (традиционное написание; правильно — Джеймс, англ. William James; 11 января 1842, Нью-Йорк — 26 августа 1910, Чокоруа, округ Кэрролл (Нью-Гэмпшир)) — американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.
Биография
Уильям Джеймс и Джосайя Ройс, Гарвардский университет, около 1910 г.Старший брат писателя Генри Джеймса. Учился медицине, в 1869 получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 — ассистент, с 1885 — профессор философии, а в 1889—1907 — профессор психологии Гарвардского университета, где в 1892 году организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с Мюнстербергом). С 1878 по 1890 гг. Джемс пишет свои «Принципы психологии», в которых отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность. С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Исходя из такого приспособительного характера сознания он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джеймса. Теория личности, развитая им в одной из глав «Психологии», оказала значительное влияние на формирование персонологии в США. Наряду со Стэнли Холлом Джеймс — единственный психолог, дважды становившийся президентом Американской психологической ассоциации — в 1894 и в 1904 годах.
Основные идеи
Отношение к религии
В работе «Многообразие религиозного опыта» (1902) Уильям Джеймс описывает две основные разновидности религиозного опыта:
- Религия душевного здоровья, к примеру — католицизм;
- Религия страждущей души, к примеру — традиционный кальвинизм.
Для Джеймса ценность религии заключалась в способности помочь людям обрести позитивное и уверенное отношение к жизни. По мнению ученого, религия способствует утверждению у человека верных представлений о самом себе и окружающих условиях для того, чтобы люди не стали жертвой несовершенства жизни и общества[1].
О великих людях
У. Джемс одним из первых обратил внимание на взаимосвязь личности и среды в своих лекциях «Великие люди и их окружение» (Great Men and Their Environment). Он считал, что гениев надо воспринимать как данность, как «спонтанные мутации» по аналогии с теорией Дарвина о влиянии среды на естественный отбор[2]. Джеймс ввел понятие восприимчивости личности к историческому моменту (receptivities of the moment) и считал, что изменения в обществе происходят в основном под влиянием активности или примера личностей[3]. При этом гений оказывается настолько соответствующим особенностям своего времени, что может стать вдохновителем и инициатором движения, или, что не исключено, стать центром духовного разложения и причиной гибели людей. В целом, Джеймс придавал мало значения другим движущим силам исторического развития, что стало поводом для критики, например, Сидни Хуком[4].
Звания и награды
- Член Американской национальной академии наук
- Член-корреспондент Французского института
- Член Берлинской академии наук
- Член Королевской Датской академии наук
- Член академии dei Lincei в Риме
- Почетный член Московского психологического общества
Переводы на русский язык
- Беседы с учителями о психологии. М., 1902.
- Зависимость веры от воли. СПб., 1904.
- Прагматизм. СПб., 1910.
- Психология. СПб., 1911.
- Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911.
- Введение в философию. Берлин, 1923.
- Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
- Научные основы психологии. М., 2003.
- Джеймс У. Введение в философию // Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии / Общ. ред., послесл. и примеч. А.Ф. Грязнова. — М.: Республика, 2000. — С. 3-152. — 315 с. — (Философская пропедевтика). — 5000 экз. — ISBN 5-250-01798-3
- Джеймс У. Воля к вере [включает сочинения: «Воля к вере и другие очерки популярной философии»; «Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии»; «Речи и статьи»] / Сост. Л.В. Блинников, А.П. Поляков. — М.: Республика, 1997. — 431 с. — (Мыслители XX века). — 5000 экз. — ISBN 5-250-02658-3
- Джемс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии. Пер. с англ. — Изд. 3-е. — М.: ЛКИ, 2011. — 240 с. — (Из наследия мировой философской мысли: история философии). — ISBN 978-5-382-01256-8
См. также
Ссылки
Литература
- Гевин У. Понятие «смутности» в философии У. Джемса // Вопросы философии. 1996.-№ 3.- С.79-91.
- Фокеев Ф. В. Плюралистическая гипотеза в прагматизме У. Джеймса.// История философии. № 10. М.,2003.- С.121-139.
- Bush W.T. William James and Pan-Psychism // Columbia Studies in the History of Ideas. Vol. 2, 1925.
- Deborah Blum. Ghost Hunters: William James and the Search for Scientific Proof of Life After Death (2006). Penguin Press, ISBN 1-59420-090-4
Примечания
- ↑ Всеобщая история религий мира. — М.: Эксмо, 2006. — 763 с.
- ↑ Гринин Л. Е. 2010. Личность в истории: эволюция взглядов. История и современность, № 2, с. 29. [1]
- ↑ James, W. 2005. Great Men and Their Environment. Kila, MT: Kessinger Publishing
- ↑ Hook, S. 1955. The Hero in History. A Study in Limitation and Possibility. Boston: Beacon Press. Pp. 16-19
dic.academic.ru
Джеймс, Уильям — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Джеймс.Уильям Джеймс (в старых изданиях тж. Джемс, англ. William James; 11 января 1842, Нью-Йорк — 26 августа 1910, Чокоруа, округ Кэрролл) — американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма. Авторами учебных пособий и научных работ часто называется отцом современной психологии[2][3][4][5][6][7][8][9][10]. Старший брат писателя Генри Джеймса.
Биография
Уильям Джеймс и Джосайя Ройс, Гарвардский университет, около 1910 г.Учился медицине, в 1869 году получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 года — ассистент, с 1885 года — профессор философии, а в 1889—1907 годах — профессор психологии Гарвардского университета, где в 1892 году организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с Мюнстербергом). Активно занимался парапсихологическими опытами и спиритизмом[11].
Наряду со Стэнли Холлом Джеймс — единственный психолог, дважды становившийся президентом Американской психологической ассоциации — в 1894 и в 1904 годах.
Член Королевской Прусской академии наук[12].
Видео по теме
Основные идеи
С 1878 по 1890 гг. Джеймс пишет свои «Принципы психологии», в которых отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность. С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Исходя из такого приспособительного характера сознания он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джеймса. Теория личности, развитая им в одной из глав «Психологии», оказала значительное влияние на формирование персонологии в США.
Судьба идей
Идеи Джеймса были отвергнуты последователями бихевиоризма и были на какое-то время вычеркнуты из научного дискурса. Так американский психолог Джейкоб Кантор писал в 1923 году: «Короток ответ на вопрос, каковы отношения между социальной психологией и инстинктами. Очевидно, что нет никаких отношений»[13].
Отношение к религии
В работе «Многообразие религиозного опыта» (1902) Уильям Джеймс описывает две основные разновидности религиозного опыта:
- Религия душевного здоровья, к примеру — католицизм;
- Религия страждущей души, к примеру — традиционный кальвинизм.
Для Джеймса ценность религии заключалась в способности помочь людям обрести позитивное и уверенное отношение к жизни. По мнению ученого, религия способствует утверждению у человека верных представлений о самом себе и окружающих условиях для того, чтобы люди не стали жертвой несовершенства жизни и общества[14].
О великих людях
У. Джеймс одним из первых обратил внимание на взаимосвязь личности и среды в своих лекциях «Великие люди и их окружение» (Great Men and Their Environment). Он считал, что гениев надо воспринимать как данность, как «спонтанные мутации» по аналогии с теорией Дарвина о влиянии среды на естественный отбор[15]. Джеймс ввел понятие восприимчивости личности к историческому моменту (receptivities of the moment) и считал, что изменения в обществе происходят в основном под влиянием активности или примера личностей[16]. При этом гений оказывается настолько соответствующим особенностям своего времени, что может стать вдохновителем и инициатором движения, или, что не исключено, стать центром духовного разложения и причиной гибели людей. В целом, Джеймс придавал мало значения другим движущим силам исторического развития, что стало поводом для критики, например, Сидни Хуком[17].
Членства
- Член Американской национальной академии наук
- Член-корреспондент Французского института
- Член Берлинской академии наук
- Член Королевской Датской академии наук
- Член академии dei Lincei в Риме
- Почетный член Московского психологического общества
Переводы на русский язык
- Беседы с учителями о психологии. М., 1902.
- Зависимость веры от воли. СПб., 1904.
- Прагматизм. СПб., 1910.
- Психология. СПб., 1911.
- Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911.
- Введение в философию. Берлин, 1923.
- Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
- Научные основы психологии. М., 2003.
- Джеймс У. Введение в философию // Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии / Общ. ред., послесл. и примеч. А.Ф. Грязнова. — М.: Республика, 2000. — С. 3-152. — 315 с. — (Философская пропедевтика). — 5000 экз. — ISBN 5-250-01798-3.
- Джеймс У. Воля к вере [включает сочинения: «Воля к вере и другие очерки популярной философии»; «Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии»; «Речи и статьи»] / Сост. Л.В. Блинников, А.П. Поляков. — М.: Республика, 1997. — 431 с. — (Мыслители XX века). — 5000 экз. — ISBN 5-250-02658-3.
- Джемс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии. Пер. с англ. — Изд. 3-е. — М.: ЛКИ, 2011. — 240 с. — (Из наследия мировой философской мысли: история философии). — ISBN 978-5-382-01256-8.
- Джеймс У. О некоторой слепоте у людей. // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века: Сб. переводов. / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2010. — Сер.: Теория и история социологии) — с. 10-28.
- Джеймс У. Психология веры. // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века: Сб. переводов. / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2010. — Сер.: Теория и история социологии — с. 29-69.
См. также
Примечания
- ↑ data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
- ↑ APS William James Fellow Award. Association for Psychological Science.
- ↑ John Popplestone, Marion McPherson. An Illustrated History of American Psychology. — 2 Edition, illustrated, reprint. — University of Akron Press, 1999. — 222 p. — ISBN 9781884836398.
- ↑ Rod Plotnik, Haig Kouyoumdjian. Introduction to Psychology. — 10th Edition. — Wadsworth, 2013. — P. 12. — 752 p. — ISBN 978-1-133-93953-5.
- ↑ V. K. Kool. The Psychology of Nonviolence and Aggression. — First Edition. — Palgrave Macmillan, 2008. — P. xi. — 256 p. — ISBN 978-0-230-54554-0.
- ↑ Terence Palmer. The Science of Spirit Possession. — 2nd Edition. — Cambridge Scholars Publishing, 2014. — P. xii. — 375 p. — ISBN 978-1-4438-6810-5.
- ↑ C. Alexander Simpkins, Annellen M. Simpkins. Zen Meditation in Psychotherapy: Techniques for Clinical Practice. — John Wiley & Sons Ltd, 2011. — P. 126. — 272 p. — ISBN 978-0-470-94826-2.
- ↑ Peter M. Todd, Thomas Trenholm Hills, Trevor W. Robbins. Building a Foundation for Cognitive Search // Cognitive Search: Evolution, Algorithms, and the Brain / Peter M. Todd, Thomas Trenholm Hills, Trevor W. Robbins. — MIT Press, 2012. — P. 1-8. — 416 p. — ISBN 978-0-262-01809-8.
- ↑ Donald A. Wilson, Donald Alan Wilson, Richard J. Stevenson. Learning to Smell: Olfactory Perception from Neurobiology to Behavior. — 1st Edition. — The Johns Hopkins University Press, 2006. — 328 p. — ISBN 978-0-8018-8368-2.
- ↑ Bruce B. Lawrence. Who Is Allah?. — The University of North Carolina Press, 2015. — P. 117. — 240 p. — ISBN 978-1-4696-2003-9.
- ↑ Быковский Б. Э., Ляликов Д. Н. Джемс Уильям // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ William James Dies; Great Psychologist — некролог на сайте The NewYorkTimes (англ.)
- ↑ Пинкер, 2018, с. 36.
- ↑ Всеобщая история религий мира. — М.: Эксмо, 2006. — 763 с.
- ↑ Гринин Л. Е. 2010. Личность в истории: эволюция взглядов. История и современность, № 2, с. 29. [1]
- ↑ James, W. 2005. Great Men and Their Environment. Kila, MT: Kessinger Publishing
- ↑ Hook, S. 1955. The Hero in History. A Study in Limitation and Possibility. Boston: Beacon Press. Pp. 16-19
Литература
- на русском языке
- Гевин У. Понятие «смутности» в философии У. Джемса // Вопросы философии. 1996. № 3. С.79-91.
- Пинкер С. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня = Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 608 p. — ISBN 978-5-91671-783-9.
- Фокеев Ф. В. Плюралистическая гипотеза в прагматизме У. Джеймса. // История философии. № 10. 2003. С.121-139.
- на других языках
- Bush W.T. William James and Pan-Psychism // Columbia Studies in the History of Ideas. Vol. 2, 1925.
- Deborah Blum. Ghost Hunters: William James and the Search for Scientific Proof of Life After Death (2006). Penguin Press, ISBN 1-59420-090-4
Ссылки
wiki2.red
Уильям Джеймс — Психологос
Уильям Джеймс (11 января 1842, Нью-Йорк — 16 августа 1910, Чокоруа, Нью-Хэмпшир) — американский философ и психолог, один из основателей и видный представитель прагматизма и функционализма.
Биография
Старший брат писателя Генри Джеймса. Учился медицине, в 1869 получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 — ассистент, с 1885 — профессор философии, а в 1889—1907 — профессор психологии Гарвардского университета, где в 1892 году организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с Мюнстербергом). С 1878 по 1890 г. Джеймс пишет свои «Принципы психологии», в которых отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность. С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Исходя из такого приспособительного характера сознания он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джеймса. В 1892 г. Джеймс основал первую в США лабораторию прикладной психологии при Гарвардском университете. Теория личности, развитая им в одной из глав «Психологии», оказала значительное влияние на формирование персонологии в США.
Личность по У. Джеймсу
По У. Джеймсу, составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса: физическую личность, социальную личность и духовную личность. См.→
Публикации на русском языке
www.psychologos.ru
Уильям Джеймс, американский психолог и философ
Краткая биография
Уильям Джеймс родился в в Нью-Йорке 11 января $1842$ года. Джеймс был самым первым ребенком в богатой семье Мэри Уолш и богослова Генри Джеймса.
В Гарварде в $1869$ году Джеймс получил ученую степень доктора медицины, но при этом врачом никогда не работал.
Академическая карьера Джеймса прошла в Гарвардском университете в период с $1873 по 1907$ год. Он преподавал анатомию и физиологию, а также являлся профессором философии и психологии. В $1891$ году Уильям Джеймс, вместе с Мюнстербергом, основал в США первую лабораторию прикладной психологии.
Студентами Уильяма Джеймса в разные годы были: Борис Сидис, Рузвельт, Гертруда Стайн, Джордж Сантаяна, Мэри Калкинс, Торндайк, Холл и Дьюи.
Джеймс два раза становился президентом Американской психологической ассоциации: первый в $1894$ году, а второй раз в $1904$ году.
Удивительно, но в молодости Джеймс страдал разного рода психическими расстройствами. В $1878$ году Джеймс женился на учительнице из Бостона Элис Хоув Гиббенс. В их семье родилось пять детей. После женитьбы неврастения и депрессия у Джеймса полностью прекратились.
Замечание 1
Джеймс интересовался живописью, литературой, философией и научной деятельностью. Спектр интересов Джеймса был огромен. Его в равной степени интересовали психологический опыт людей и биологические основы поведения. Впоследствии его психологию разделили на отдельные специальности. Современная психология ценит вклад Джеймса, но при этом не желает признать правильность его стремления к изучению жизненного опыта отдельных людей.
Вклад в развитие психологии
Книга Джеймса «Принципы» — это самая грамотная, смелая и понятная книга по психологии из всех, изданных когда-либо. Эту книгу можно порекомендовать неспециалисту прочитать даже просто для удовольствия. Также как и другие книги Джеймса:
- «Многообразие религиозного опыта»,
- «Беседы с учителями про психологию и со студентами про идеалы, которым стоит подражать».
Некоторые его идеи безусловно несколько устарели, но его собственные размышления и замечания, а также яркие примеры до сих пор не забываются и цитируются. Писал Джеймс великолепно.
Джеймс был твердо убежден, что новая психология должна занимать активную и серьезную позицию, он считал, что она обязательно нужна всем. Для Уильяма было важно, как человек поступает со своей жизнью, и он говорил, что психология может и обязана помочь в этом людям.
Джеймс был ученым-психологом, которого можно назвать психологом гуманистического направления. Он отдавал себе отчет, насколько велика ответственность человека, который взялся учить других людей и давать им советы. Джеймса можно отнести и к бихевиористам, так как он считал, что в поведении людей кроется самый надежный и основной источник получения информации. Также Уильяма Джеймса можно назвать трансперсональным психологом. Он понимал реальность высших состояний сознания и желал изучить воздействие таких состояний на людей, которые их испытывают.
Джеймс считал, что ключ ко многим проблемам можно найти, обратив взор психологов на опыт мистиков и экстрасенсов. Многие современные исследования измененных внутренних состояний сознания абсолютно подтверждают его правоту.
Как эволюционист и сторонник функционализма Джеймс заявлял, что сознание необходимо рассматривать в качестве органа первичной адаптации к влиянию окружающей среды. Он говорил о важности изучения функций и процессов, а не структур и содержания сознания. Он называл привычки базовыми телесными принципами.
Уильям Джеймс использовал в исследованиях интроспекцию, а также изучение продуктов сознания и деятельности.
Замечание 2
Джеймс провозгласил, что психическая жизнь является непрерывно текущим и изменяющимся единством. Сущностными признаками сознания он называл адаптивность, избирательность, активность, телеологичность. Он ввел в психологию термин «поток сознания».
Джеймс утверждал, что воля первична и реализует убеждения, а знания инструментальны, разум же способен выбирать между любым количеством вариантов.
Джеймс в $1884$ году и Ланге уже в $1885$ году, независимо друг от друга предложили теорию Джеймса-Ланге. Согласно ей, эмоции прежде всего зависят от наших физиологических реакций, то есть мы страдаем, так как ощущаем, что плачем или когда мы убегаем, мы начинаем чувствовать страх.
Влияние Уильяма Джеймса сказалось как на психологии, так и на образовании. Огромный вклад был внесен Джеймсом и в философию, в частности в теорию прагматизма и феноменологию.
spravochnick.ru