Уильям джеймс ввел в психологию термин – Уильям Джеймс — Один из основателей функциональной психологии — Genvive

Уильям Джеймс — Один из основателей функциональной психологии — Genvive

Уильям Джеймс
(11 января, 1842, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США — 26 августа, 1910, Чокоруа, Нью-Гемпшир, США) (68 лет)
Гражданство: США
Категория: Учёные
Род деятельности:  Психологи, ФилософыСпецификация: Функциональная психология
Уникальное отличие: Один из основателей функциональной психологии и философии прагматизма, предшественник трансцендентальной психологии. Один из самых выдающихся психологов ивлиятельных американских мыслителей своего времени. Отец американской психологии.
Пол: Мужской

Цитаты: 1. Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания. 2. Человек может изменить свою жизнь, просто изменив свое отношение к ней. 3. Мы пришли в этот мир, чтобы помогать друг другу в нашем путешествии по жизни. 4. Каждый из нас, в зависимости от обстоятельств, может быть дикарем или святым. Хороший человек отличается от плохого выбором. 5. В вашем подсознании скрыта сила, способная перевернуть мир. 6. Чувство собственного достоинства равняется успеху, поделенному на притязания. 7. Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, — потратить жизнь на дело, которое переживет нас. 8. Каждый день или через день заставляй себя проделывать то, чего ты не любишь делать, чтобы час жестокой необходимости, когда он наступит, не захватил тебя врасплох. 9. Если вы опечалены, вы не можете сразу же развеселится, но если вы будете сидеть, двигаться и говорить веселым видом, вы невольно воспрянете духом.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Американский психолог и философ
Основной вклад (чем известен): Джеймс был одним из основателей функциональной психологии и философии прагматизма и предшественником трансцендентальной психологии. Он был наиболее влиятельным американским мыслителем своего времени и отцом американской психологии.
Вклады: 1. Вильяма Джеймса принято считать отцом американской психологии: он написал первый учебник по психологии, он был первым профессором психологии в американских университетах (начал преподавать психологию в 1875 году), так он писал: «Первая лекция по психологии, которую я посетил, была та, которую прочитал я сам».
Он основал первую психологическую лабораторию в США (в 1875 году), но так как эта лаборатория была плохо оснащена и использовалась преимущественно в учебных целях, принято считать, что первая экспериментальная психологическая лаборатория была основана в 1879 году в Германии Вильгельмом Вундтом  и в 1883 году в США Стэнли Холлом, а затем уже повторно Вильямом Джеймсом в 1891 году).

2. Функционализм. Как ревностный эволюционист и убежденный сторонник функционализма он заявлял, что сознание, со всеми его функциями, следует рассматривать как орган первичной адаптации к окружающей среде и подчеркивал важность изучения процессов и функций, а не содержаний и структур сознания. Он считал привычку, «базовым телесным принципом» (“bottom a physical principle”).
3. Методы психологии: он использовал интроспекцию, изучение продуктов деятельности и сознания , изучение анатомии и физиологии.
4. Сознание. Он провозгласил, что психическая жизнь представляет собой непрерывно текущее и изменяющееся единство. Он считал, что сущностными признаками сознания является адаптивность, активность, избирательность и телеологичность. Он ввел термин «поток сознания», который оказал значительное влияние на модернистскую литературу и искусство.
5. Воля. Джеймс утверждал, что воля реализует убеждения, что она первична, а знания инструментальны, а сам разум способен свободно выбирать между любым количеством вариантов.
6. Эмоции. Джеймс в 1884 и Ланге в 1885 году, независимо предложили теорию Джеймса-Ланге, согласно которой эмоции в первую очередь зависят от наших физиологических реакций: так «мы страдаем, потому что ощущаем, что плачем» или «при встрече с медведем мы убегаем и поэтому начинаем чувствовать страх».
7. Педагогическая психология. Цикл его лекций в Кембридже «Беседы с учителями о психологии» (1899) считается первым учебником по педагогической психологии.
8. Психология религиозного опыта. В своей книге «Многообразие религиозного опыта» (1902) он подчеркивал важность различных «измененных состояний сознания», он также считал, что расширение и углубление диапазона чувствительности может привести к состоянию экстаза и самообновлению или исцелению верой. Он также нтересовался мистицизмом, спиритизмом, телепатией и ясновидением.
9. Теория гениальности. В своих лекциях «Великие люди и их окружение», он заявлял, что гениев надо воспринимать как «спонтанные мутации» по аналогии с теорией Дарвина. Он ввел понятие «восприимчивость к историческому моменту» и подчеркивал,, что «Гениальность — это всего-навсего непривычный взгляд на вещи.
10. Его философская система включает три состовляющие, волюнтаризм, который утверждал идею свободы воли и «мягкого детерминизма», прагматизм, ставшим основным американским образом мышления и «радикальный эмпиризм», в котором утверждается, что эмпирически наблюдаемая и непосредственно постигаемая Вселенная не нуждается в сверхъестественных объяснениях природных явлений. Джеймс утверждал, что мы никогда не можем доказать истинность идеи, вместо этого, мы должны оценивать полезность идеи, или, как он говорил «денежную стоимость» идеи.
Почётные звания, награды: Член Американской национальной, Берлинской, Королевской Датской и Королевской Прусской академии наук.
Основные труды: Основы психологии (1890), Воля к вере и другие очерки популярной философии (1897), Бессмертие человека: два предполагаемые возражения против доктрины (1898), Многообразие религиозного опыта (1902), Прагматизм (1907), Плюралистическая Вселенная (1909), Смысл Истины (1909), Некоторые проблемы философии (1911), Очерки радикального эмпиризма (1912).

geniusrevive.com

ДЖЕЙМС УИЛЬЯМ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ДЖЕЙМС, ДЖЕМС (James) УИЛЬЯМ — американский психолог и философ, один из основателей научной психологии.

Один из ос­но­ва­те­лей на­уч­ной пси­хо­ло­гии. По­то­мок ирландских эмиг­ран­тов, стар­ший из 5 де­тей из­вест­но­го тео­ло­га Ген­ри Джейм­са Стар­ше­го, брат пи­са­те­ля Г. Джейм­са. Окон­чил Гар­вард­ский университет (доктор ме­ди­ци­ны, 1869). По­сле трёх­лет­не­го кри­зи­са (Джеймс стра­дал де­прес­си­ей, бу­ду­чи не в со­стоя­нии раз­ре­шить про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду ес­те­ст­вен­но-на­уч­ным и ре­лиг. по­ни­ма­ни­ем че­ло­ве­ка) на­чал пре­по­да­вать в Гар­вар­де (с 1873) ана­то­мию и фи­зио­ло­гию, за­тем пси­хо­ло­гию (в 1876 году ос­но­вал пер­вую в США ла­бо­ра­то­рию экс­пе­риментальной пси­хо­ло­гии) и фи­ло­со­фию.

В 1890 году опуб­ли­ко­вал про­сла­вив­шую его книгу «The principles of psychology» (vol. 1-2; в русском переводе «На­уч­ные ос­но­вы пси­хо­ло­гии», 2003 год), в ко­то­рой сис­те­ма­ти­зи­ро­вал основные раз­де­лы пси­хо­ло­гической нау­ки, вне­ся осо­бый вклад в раз­ра­бот­ку про­блем соз­на­ния, эмо­ций, во­ли и лич­но­сти. Джеймс рас­смат­ри­вал пси­хическую жизнь как ак­тив­ность, на­прав­лен­ную на при­спо­соб­ле­ние к сре­де, став од­ним из ос­но­ва­те­лей функ­цио­на­лиз­ма в пси­хо­ло­гии. В ак­те са­мо­соз­на­ния че­ло­век об­на­ру­жи­ва­ет в се­бе не­пре­рыв­но ме­няю­щие­ся це­ло­ст­ные со­стоя­ния («по­ток») соз­на­ния, в ка­ж­дом из ко­то­рых он вы­сту­па­ет как субъ­ект, по­знаю­щий Я, вы­де­ляю­щий из это­го по­то­ка ощу­ще­ний, эмо­ций и мыс­лей се­бя как объ­ект, как «моё, при­над­ле­жа­щее мне», то есть по­зна­вае­мое, «эм­пи­ри­че­ское Я», или лич­ность. По­след­няя вклю­ча­ет «фи­зи­че­скую лич­ность» (те­ло, оде­ж­да, дом и тому подобное), «со­ци­аль­ную лич­ность», ори­ен­ти­ро­ван­ную на при­зна­ние со сто­ро­ны других лю­дей (со­ци­аль­ная лич­ность мно­же­ст­вен­на и вклю­ча­ет ро­ли со­ци­аль­ные, с ко­то­ры­ми иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся че­ло­век, — друг, отец, под­чи­нён­ный и тому подобное), и «ду­хов­ную лич­ность» (идеа­лы, мыс­ли, чув­ст­во внутренней ак­тив­но­сти и тому подобное). Сре­ди важ­ней­ших ха­рак­те­ри­стик лич­но­сти Джеймса ввёл в пси­хо­ло­гию по­ня­тия «са­мо­оцен­ка», «са­мо­ува­же­ние», «са­мо­то­ж­де­ст­вен­ность». Со­глас­но пред­ло­жен­ной им пе­ри­фе­ри­че­ской тео­рии эмо­ций (так называемая тео­рия Джейм­са — Лан­ге), эмо­ции от­ра­жа­ют про­изо­шед­шие чуть ра­нее фи­зио­ло­гические из­ме­не­ния, свя­зан­ные с реф­лек­тор­ной ре­ак­ци­ей на вос­при­ня­тое (мы огор­че­ны, по­то­му что пла­чем, ис­пу­га­ны, по­то­му что дро­жим, и тому подобное). Эта тео­рия нескольких де­ся­ти­ле­тий оп­ре­де­ля­ла раз­ви­тие пси­хо­ло­гии эмо­ций, по­ка не по­лу­чи­ла экс­пе­риментального оп­ро­вер­же­ния. В пси­хо­ло­гии во­ли впер­вые по­ста­вил во­прос о ме­ха­низ­мах пе­ре­хо­да от пред­став­ле­ний к про­из­воль­ным дей­ст­ви­ям. Явив­шись од­ним из ини­циа­то­ров пси­хо­ло­гического изу­че­ния фе­но­ме­нов па­ра­пси­хо­ло­гии, спи­ри­тиз­ма, ре­лигиозного опы­та как со­стоя­ния соз­на­ния, Джеймс при­шёл к вы­во­ду, что обыч­ное соз­на­ние че­ло­ве­ка по­доб­но ма­лень­ко­му ост­ро­ву сре­ди океа­на мно­го­об­раз­ных воз­мож­но­стей че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки.

В 1890-е годы центр ин­те­ре­сов Джеймса сме­стил­ся в сто­ро­ну фи­ло­со­фии. Вслед за Ч.С. Пир­сом Джеймс раз­ви­ва­ет кон­цеп­цию праг­ма­тиз­ма, со­глас­но ко­то­рой цен­ность лю­бых идей, тео­рий и сис­тем пред­став­ле­ний свя­за­на с те­ми след­ст­вия­ми, ко­то­рые вы­те­ка­ют из них для прак­тической жиз­ни. Пред­став­ле­ния, ко­то­рые счи­та­ют­ся ис­тин­ны­ми, со­от­вет­ст­ву­ют не «объ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти», а ус­пеш­ным ре­зуль­та­там их при­ме­не­ния на прак­ти­ке, вы­пол­няя цен­но­ст­ную и на­прав­ляю­щую функ­ции по от­но­ше­нию к дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка. В ча­ст­но­сти, ис­тин­ны­ми сле­ду­ет счи­тать ре­лигиозную ве­ру, ве­ру в сво­бо­ду че­ло­ве­ка, «ме­лио­ризм» — по­зи­цию, про­ти­во­пос­тав­лен­ную край­но­стям оп­ти­миз­ма и пес­си­миз­ма, со­глас­но ко­то­рой бу­ду­щее че­ло­ве­ка на­хо­дит­ся в его ру­ках.

«Ра­ди­каль­ный эм­пи­ризм» Джеймс ис­хо­дит из по­ня­тия «чис­то­го опы­та» как не­раз­дель­но­го един­ст­ва ду­хов­но­го и ма­те­ри­аль­но­го, ду­ши и те­ла, субъ­ек­та и объ­ек­та. В про­цес­се по­зна­ния этот це­ло­ст­ный «по­ток жиз­ни» в це­лях прак­тического удоб­ст­ва раз­де­ля­ет­ся на час­ти (фи­зические и пси­хические объ­ек­ты и тому подобное), и по­зна­ние вы­сту­па­ет как ус­та­нов­ле­ние внеш­них от­но­ше­ний ме­ж­ду эти­ми разъ­е­ди­нён­ны­ми час­тя­ми опы­та. Соз­на­ние, вы­пол­няю­щее важ­ную по­зна­ва­тель­ную функ­цию, не яв­ля­ет­ся осо­бой суб­стан­ци­ей: про­об­ра­зом по­ня­тия «ду­ха» Джеймс счи­тал обыч­ный про­цесс ды­ха­ния, так что вме­сто «я мыс­лю» мож­но бы­ло бы ска­зать «я ды­шу». Не­замк­ну­тая и не­за­вер­шён­ная «плю­ра­ли­сти­че­ская Все­лен­ная» пред­ста­ёт нам во мно­же­ст­ве форм, и раз­ные ви­ды упо­ря­до­чи­ва­ния опы­та от­ли­ча­ют­ся толь­ко сво­ей от­но­си­тель­ной прак­тической цен­но­стью.

В тру­дах по пе­да­го­ги­ке Джеймса рас­смат­ри­вал про­цесс вос­пи­та­ния как ор­га­ни­за­цию стрем­ле­ний и на­вы­ков че­ло­ве­ка в оп­ре­де­лён­ные фор­мы по­ве­де­ния, ис­хо­дя при этом из ре­шаю­ще­го влия­ния ин­стинк­тов и эмо­ций. Вы­сту­пал как убе­ж­дён­ный про­тив­ник фор­маль­ных приё­мов обу­че­ния, не за­тра­ги­ваю­щих глу­би­ны пси­хической жиз­ни уча­щих­ся. Эти воз­зре­ния Джеймса по­лу­чи­ли раз­ви­тие в праг­ма­ти­ст­ской пе­да­го­ги­ке.

В 1900-х годах Джеймс мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе и США, вы­сту­пал с лек­ция­ми, в основном на фи­лософские те­мы. Эдин­бург­ский (1902) и Гар­вард­ский (1903) университеты при­су­ди­ли ему сте­пень док­то­ра пра­ва. Джеймс ока­зал ог­ром­ное влия­ние на пси­хо­ло­гию; в чис­ле фи­ло­со­фов, опи­рав­ших­ся на его идеи, бы­ли Дж. Дьюи, Дж.Г. Мид, Э. Гус­серль, Б. Рас­сел, Л. Вит­ген­штейн и другие.

Сочинения:

Бе­се­ды с учи­те­ля­ми о пси­хо­ло­гии. М., 1902. М., 1998;

The meaning of truth. N. Y., 1909;

Праг­ма­тизм. СПб., 1910; Пси­хо­ло­гия. 6-е изд. СПб., 1911. М., 1991;

Все­лен­ная с плю­ра­ли­сти­че­ской точ­ки зре­ния. М., 1911;

Essays in radical empirism. N. Y., 1912;

Вве­де­ние в фи­ло­со­фию. Бер­лин, 1923. М., 2000;

Мно­го­об­ра­зие ре­ли­ги­оз­но­го опы­та. СПб., 1993;

Во­ля к ве­ре. М., 1997.

Иллюстрация:

Архив БРЭ.

w.histrf.ru

Джеймс Уильям Википедия

Уильям Джеймс
William James
William James b1842c.jpg

Фотография 1890-х годов
Дата рождения 11 января 1842(1842-01-11)
Место рождения Нью-Йорк, США
Дата смерти 26 августа 1910(1910-08-26) (68 лет)
Место смерти Чокоруа, округ Кэрролл (Нью-Гэмпшир), США
Страна
  • 46 Star US Flag.svg США[1]
Альма-матер
  • Гарвардская медицинская школа
  • Harvard School of Engineering and Applied Sciences[d]
Язык(и) произведений английский
Направление прагматизм, функционализм
Основные интересы философия, психология
Оказавшие влияние Блез Паскаль и Ральф Уолдо Эмерсон
Испытавшие влияние Роберт Парк
Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике
Логотип Викитеки
Произведения в Викитеке
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

Джемс, Уильям — это… Что такое Джемс, Уильям?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Джеймс.

Уильям Джемс (традиционное написание; правильно — Джеймс, англ. William James; 11 января 1842, Нью-Йорк — 26 августа 1910, Чокоруа, округ Кэрролл (Нью-Гэмпшир)) — американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.

Биография

Уильям Джеймс и Джосайя Ройс, Гарвардский университет, около 1910 г.

Старший брат писателя Генри Джеймса. Учился медицине, в 1869 получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 — ассистент, с 1885 — профессор философии, а в 1889—1907 — профессор психологии Гарвардского университета, где в 1892 году организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с Мюнстербергом). С 1878 по 1890 гг. Джемс пишет свои «Принципы психологии», в которых отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность. С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Исходя из такого приспособительного характера сознания он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джеймса. Теория личности, развитая им в одной из глав «Психологии», оказала значительное влияние на формирование персонологии в США. Наряду со Стэнли Холлом Джеймс — единственный психолог, дважды становившийся президентом Американской психологической ассоциации — в 1894 и в 1904 годах.

Основные идеи

Отношение к религии

В работе «Многообразие религиозного опыта» (1902) Уильям Джеймс описывает две основные разновидности религиозного опыта:

  • Религия душевного здоровья, к примеру — католицизм;
  • Религия страждущей души, к примеру — традиционный кальвинизм.

Для Джеймса ценность религии заключалась в способности помочь людям обрести позитивное и уверенное отношение к жизни. По мнению ученого, религия способствует утверждению у человека верных представлений о самом себе и окружающих условиях для того, чтобы люди не стали жертвой несовершенства жизни и общества[1].

О великих людях

У. Джемс одним из первых обратил внимание на взаимосвязь личности и среды в своих лекциях «Великие люди и их окружение» (Great Men and Their Environment). Он считал, что гениев надо воспринимать как данность, как «спонтанные мутации» по аналогии с теорией Дарвина о влиянии среды на естественный отбор[2]. Джеймс ввел понятие восприимчивости личности к историческому моменту (receptivities of the moment) и считал, что изменения в обществе происходят в основном под влиянием активности или примера личностей[3]. При этом гений оказывается настолько соответствующим особенностям своего времени, что может стать вдохновителем и инициатором движения, или, что не исключено, стать центром духовного разложения и причиной гибели людей. В целом, Джеймс придавал мало значения другим движущим силам исторического развития, что стало поводом для критики, например, Сидни Хуком[4].

Звания и награды

  • Член Американской национальной академии наук
  • Член-корреспондент Французского института
  • Член Берлинской академии наук
  • Член Королевской Датской академии наук
  • Член академии dei Lincei в Риме
  • Почетный член Московского психологического общества

Переводы на русский язык

  • Беседы с учителями о психологии. М., 1902.
  • Зависимость веры от воли. СПб., 1904.
  • Прагматизм. СПб., 1910.
  • Психология. СПб., 1911.
  • Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911.
  • Введение в философию. Берлин, 1923.
  • Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
  • Научные основы психологии. М., 2003.
  • Джеймс У. Введение в философию // Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии / Общ. ред., послесл. и примеч. А.Ф. Грязнова. — М.: Республика, 2000. — С. 3-152. — 315 с. — (Философская пропедевтика). — 5000 экз. — ISBN 5-250-01798-3
  • Джеймс У. Воля к вере [включает сочинения: «Воля к вере и другие очерки популярной философии»; «Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии»; «Речи и статьи»] / Сост. Л.В. Блинников, А.П. Поляков. — М.: Республика, 1997. — 431 с. — (Мыслители XX века). — 5000 экз. — ISBN 5-250-02658-3
    • Джемс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии. Пер. с англ. — Изд. 3-е. — М.: ЛКИ, 2011. — 240 с. — (Из наследия мировой философской мысли: история философии). — ISBN 978-5-382-01256-8

См. также

Ссылки

Литература

  • Гевин У. Понятие «смутности» в философии У. Джемса // Вопросы философии. 1996.-№ 3.- С.79-91.
  • Фокеев Ф. В. Плюралистическая гипотеза в прагматизме У. Джеймса.// История философии. № 10. М.,2003.- С.121-139.
  • Bush W.T. William James and Pan-Psychism // Columbia Studies in the History of Ideas. Vol. 2, 1925.
  • Deborah Blum. Ghost Hunters: William James and the Search for Scientific Proof of Life After Death (2006). Penguin Press, ISBN 1-59420-090-4

Примечания

  1. Всеобщая история религий мира. — М.: Эксмо, 2006. — 763 с.
  2. Гринин Л. Е. 2010. Личность в истории: эволюция взглядов. История и современность, № 2, с. 29. [1]
  3. James, W. 2005. Great Men and Their Environment. Kila, MT: Kessinger Publishing
  4. Hook, S. 1955. The Hero in History. A Study in Limitation and Possibility. Boston: Beacon Press. Pp. 16-19

dic.academic.ru

Джеймс, Уильям — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Джеймс.

Уильям Джеймс (в старых изданиях тж. Джемс, англ. William James; 11 января 1842, Нью-Йорк — 26 августа 1910, Чокоруа, округ Кэрролл) — американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма. Авторами учебных пособий и научных работ часто называется отцом современной психологии[2][3][4][5][6][7][8][9][10]. Старший брат писателя Генри Джеймса.

Биография

Уильям Джеймс и Джосайя Ройс, Гарвардский университет, около 1910 г.

Учился медицине, в 1869 году получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 года — ассистент, с 1885 года — профессор философии, а в 1889—1907 годах — профессор психологии Гарвардского университета, где в 1892 году организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с Мюнстербергом). Активно занимался парапсихологическими опытами и спиритизмом[11].

Наряду со Стэнли Холлом Джеймс — единственный психолог, дважды становившийся президентом Американской психологической ассоциации — в 1894 и в 1904 годах.

Член Королевской Прусской академии наук[12].

Видео по теме

Основные идеи

С 1878 по 1890 гг. Джеймс пишет свои «Принципы психологии», в которых отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность. С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Исходя из такого приспособительного характера сознания он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джеймса. Теория личности, развитая им в одной из глав «Психологии», оказала значительное влияние на формирование персонологии в США.

Судьба идей

Идеи Джеймса были отвергнуты последователями бихевиоризма и были на какое-то время вычеркнуты из научного дискурса. Так американский психолог Джейкоб Кантор писал в 1923 году: «Короток ответ на вопрос, каковы отношения между социальной психологией и инстинктами. Очевидно, что нет никаких отношений»[13].

Отношение к религии

В работе «Многообразие религиозного опыта» (1902) Уильям Джеймс описывает две основные разновидности религиозного опыта:

  • Религия душевного здоровья, к примеру — католицизм;
  • Религия страждущей души, к примеру — традиционный кальвинизм.

Для Джеймса ценность религии заключалась в способности помочь людям обрести позитивное и уверенное отношение к жизни. По мнению ученого, религия способствует утверждению у человека верных представлений о самом себе и окружающих условиях для того, чтобы люди не стали жертвой несовершенства жизни и общества[14].

О великих людях

У. Джеймс одним из первых обратил внимание на взаимосвязь личности и среды в своих лекциях «Великие люди и их окружение» (Great Men and Their Environment). Он считал, что гениев надо воспринимать как данность, как «спонтанные мутации» по аналогии с теорией Дарвина о влиянии среды на естественный отбор[15]. Джеймс ввел понятие восприимчивости личности к историческому моменту (receptivities of the moment) и считал, что изменения в обществе происходят в основном под влиянием активности или примера личностей[16]. При этом гений оказывается настолько соответствующим особенностям своего времени, что может стать вдохновителем и инициатором движения, или, что не исключено, стать центром духовного разложения и причиной гибели людей. В целом, Джеймс придавал мало значения другим движущим силам исторического развития, что стало поводом для критики, например, Сидни Хуком[17].

Членства

  • Член Американской национальной академии наук
  • Член-корреспондент Французского института
  • Член Берлинской академии наук
  • Член Королевской Датской академии наук
  • Член академии dei Lincei в Риме
  • Почетный член Московского психологического общества

Переводы на русский язык

  • Беседы с учителями о психологии. М., 1902.
  • Зависимость веры от воли. СПб., 1904.
  • Прагматизм. СПб., 1910.
  • Психология. СПб., 1911.
  • Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911.
  • Введение в философию. Берлин, 1923.
  • Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
  • Научные основы психологии. М., 2003.
  • Джеймс У. Введение в философию // Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии / Общ. ред., послесл. и примеч. А.Ф. Грязнова. — М.: Республика, 2000. — С. 3-152. — 315 с. — (Философская пропедевтика). — 5000 экз. — ISBN 5-250-01798-3.
  • Джеймс У. Воля к вере [включает сочинения: «Воля к вере и другие очерки популярной философии»; «Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии»; «Речи и статьи»] / Сост. Л.В. Блинников, А.П. Поляков. — М.: Республика, 1997. — 431 с. — (Мыслители XX века). — 5000 экз. — ISBN 5-250-02658-3.
    • Джемс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии. Пер. с англ. — Изд. 3-е. — М.: ЛКИ, 2011. — 240 с. — (Из наследия мировой философской мысли: история философии). — ISBN 978-5-382-01256-8.
  • Джеймс У. О некоторой слепоте у людей. // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века: Сб. переводов. / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2010. — Сер.: Теория и история социологии) — с. 10-28.
  • Джеймс У. Психология веры. // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века: Сб. переводов. / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2010. — Сер.: Теория и история социологии — с. 29-69.

См. также

Примечания

  1. ↑ data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
  2. ↑ APS William James Fellow Award. Association for Psychological Science.
  3. John Popplestone, Marion McPherson. An Illustrated History of American Psychology. — 2 Edition, illustrated, reprint. — University of Akron Press, 1999. — 222 p. — ISBN 9781884836398.
  4. Rod Plotnik, Haig Kouyoumdjian. Introduction to Psychology. — 10th Edition. — Wadsworth, 2013. — P. 12. — 752 p. — ISBN 978-1-133-93953-5.
  5. V. K. Kool. The Psychology of Nonviolence and Aggression. — First Edition. — Palgrave Macmillan, 2008. — P. xi. — 256 p. — ISBN 978-0-230-54554-0.
  6. Terence Palmer. The Science of Spirit Possession. — 2nd Edition. — Cambridge Scholars Publishing, 2014. — P. xii. — 375 p. — ISBN 978-1-4438-6810-5.
  7. C. Alexander Simpkins, Annellen M. Simpkins. Zen Meditation in Psychotherapy: Techniques for Clinical Practice. — John Wiley & Sons Ltd, 2011. — P. 126. — 272 p. — ISBN 978-0-470-94826-2.
  8. Peter M. Todd, Thomas Trenholm Hills, Trevor W. Robbins. Building a Foundation for Cognitive Search // Cognitive Search: Evolution, Algorithms, and the Brain / Peter M. Todd, Thomas Trenholm Hills, Trevor W. Robbins. — MIT Press, 2012. — P. 1-8. — 416 p. — ISBN 978-0-262-01809-8.
  9. Donald A. Wilson, Donald Alan Wilson, Richard J. Stevenson. Learning to Smell: Olfactory Perception from Neurobiology to Behavior. — 1st Edition. — The Johns Hopkins University Press, 2006. — 328 p. — ISBN 978-0-8018-8368-2.
  10. Bruce B. Lawrence. Who Is Allah?. — The University of North Carolina Press, 2015. — P. 117. — 240 p. — ISBN 978-1-4696-2003-9.
  11. Быковский Б. Э., Ляликов Д. Н. Джемс Уильям // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  12. ↑ William James Dies; Great Psychologist — некролог на сайте The NewYorkTimes (англ.)
  13. ↑ Пинкер, 2018, с. 36.
  14. ↑ Всеобщая история религий мира. — М.: Эксмо, 2006. — 763 с.
  15. ↑ Гринин Л. Е. 2010. Личность в истории: эволюция взглядов. История и современность, № 2, с. 29. [1]
  16. ↑ James, W. 2005. Great Men and Their Environment. Kila, MT: Kessinger Publishing
  17. ↑ Hook, S. 1955. The Hero in History. A Study in Limitation and Possibility. Boston: Beacon Press. Pp. 16-19

Литература

на русском языке
  • Гевин У. Понятие «смутности» в философии У. Джемса // Вопросы философии. 1996. № 3. С.79-91.
  • Пинкер С. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня = Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 608 p. — ISBN 978-5-91671-783-9.
  • Фокеев Ф. В. Плюралистическая гипотеза в прагматизме У. Джеймса. // История философии. № 10. 2003. С.121-139.
на других языках
  • Bush W.T. William James and Pan-Psychism // Columbia Studies in the History of Ideas. Vol. 2, 1925.
  • Deborah Blum. Ghost Hunters: William James and the Search for Scientific Proof of Life After Death (2006). Penguin Press, ISBN 1-59420-090-4

Ссылки

wiki2.red

Уильям Джеймс — Психологос

Уильям Джеймс (11 января 1842, Нью-Йорк — 16 августа 1910, Чокоруа, Нью-Хэмпшир) — американский философ и психолог, один из основателей и видный представитель прагматизма и функционализма.

Биография

Старший брат писателя Генри Джеймса. Учился медицине, в 1869 получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 — ассистент, с 1885 — профессор философии, а в 1889—1907 — профессор психологии Гарвардского университета, где в 1892 году организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с Мюнстербергом). С 1878 по 1890 г. Джеймс пишет свои «Принципы психологии», в которых отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность. С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Исходя из такого приспособительного характера сознания он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джеймса. В 1892 г. Джеймс основал первую в США лабораторию прикладной психологии при Гарвардском университете. Теория личности, развитая им в одной из глав «Психологии», оказала значительное влияние на формирование персонологии в США.

Личность по У. Джеймсу

По У. Джеймсу, составные элементы личности могут быть подразделены так­же на три класса: физическую личность, социальную лич­ность и духовную личность. См.→

Публикации на русском языке

www.psychologos.ru

Уильям Джеймс, американский психолог и философ

Краткая биография

Уильям Джеймс родился в в Нью-Йорке 11 января $1842$ года. Джеймс был самым первым ребенком в богатой семье Мэри Уолш и богослова Генри Джеймса.

В Гарварде в $1869$ году Джеймс получил ученую степень доктора медицины, но при этом врачом никогда не работал.

Академическая карьера Джеймса прошла в Гарвардском университете в период с $1873 по 1907$ год. Он преподавал анатомию и физиологию, а также являлся профессором философии и психологии. В $1891$ году Уильям Джеймс, вместе с Мюнстербергом, основал в США первую лабораторию прикладной психологии.

Студентами Уильяма Джеймса в разные годы были: Борис Сидис, Рузвельт, Гертруда Стайн, Джордж Сантаяна, Мэри Калкинс, Торндайк, Холл и Дьюи.

Джеймс два раза становился президентом Американской психологической ассоциации: первый в $1894$ году, а второй раз в $1904$ году.

Удивительно, но в молодости Джеймс страдал разного рода психическими расстройствами. В $1878$ году Джеймс женился на учительнице из Бостона Элис Хоув Гиббенс. В их семье родилось пять детей. После женитьбы неврастения и депрессия у Джеймса полностью прекратились.

Замечание 1

Джеймс интересовался живописью, литературой, философией и научной деятельностью. Спектр интересов Джеймса был огромен. Его в равной степени интересовали психологический опыт людей и биологические основы поведения. Впоследствии его психологию разделили на отдельные специальности. Современная психология ценит вклад Джеймса, но при этом не желает признать правильность его стремления к изучению жизненного опыта отдельных людей.

Вклад в развитие психологии

Книга Джеймса «Принципы» — это самая грамотная, смелая и понятная книга по психологии из всех, изданных когда-либо. Эту книгу можно порекомендовать неспециалисту прочитать даже просто для удовольствия. Также как и другие книги Джеймса:

  • «Многообразие религиозного опыта»,
  • «Беседы с учителями про психологию и со студентами про идеалы, которым стоит подражать».

Некоторые его идеи безусловно несколько устарели, но его собственные размышления и замечания, а также яркие примеры до сих пор не забываются и цитируются. Писал Джеймс великолепно.

Джеймс был твердо убежден, что новая психология должна занимать активную и серьезную позицию, он считал, что она обязательно нужна всем. Для Уильяма было важно, как человек поступает со своей жизнью, и он говорил, что психология может и обязана помочь в этом людям.

Джеймс был ученым-психологом, которого можно назвать психологом гуманистического направления. Он отдавал себе отчет, насколько велика ответственность человека, который взялся учить других людей и давать им советы. Джеймса можно отнести и к бихевиористам, так как он считал, что в поведении людей кроется самый надежный и основной источник получения информации. Также Уильяма Джеймса можно назвать трансперсональным психологом. Он понимал реальность высших состояний сознания и желал изучить воздействие таких состояний на людей, которые их испытывают.

Джеймс считал, что ключ ко многим проблемам можно найти, обратив взор психологов на опыт мистиков и экстрасенсов. Многие современные исследования измененных внутренних состояний сознания абсолютно подтверждают его правоту.

Как эволюционист и сторонник функционализма Джеймс заявлял, что сознание необходимо рассматривать в качестве органа первичной адаптации к влиянию окружающей среды. Он говорил о важности изучения функций и процессов, а не структур и содержания сознания. Он называл привычки базовыми телесными принципами.

Уильям Джеймс использовал в исследованиях интроспекцию, а также изучение продуктов сознания и деятельности.

Замечание 2

Джеймс провозгласил, что психическая жизнь является непрерывно текущим и изменяющимся единством. Сущностными признаками сознания он называл адаптивность, избирательность, активность, телеологичность. Он ввел в психологию термин «поток сознания».

Джеймс утверждал, что воля первична и реализует убеждения, а знания инструментальны, разум же способен выбирать между любым количеством вариантов.

Джеймс в $1884$ году и Ланге уже в $1885$ году, независимо друг от друга предложили теорию Джеймса-Ланге. Согласно ей, эмоции прежде всего зависят от наших физиологических реакций, то есть мы страдаем, так как ощущаем, что плачем или когда мы убегаем, мы начинаем чувствовать страх.

Влияние Уильяма Джеймса сказалось как на психологии, так и на образовании. Огромный вклад был внесен Джеймсом и в философию, в частности в теорию прагматизма и феноменологию.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *