Труд для детей: Материал на тему: Труд для ребенка

Материал на тему: Труд для ребенка

Трудовое воспитание детей в семье и в детском саду.

Значение труда

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Виды труда

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.

Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Труд детей в природе

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.

«Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства»

Работа с семьей

      Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

        Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.

Как ребенка приобщить к труду?

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут соправаждать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей.

         В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.      Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.

     В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде.

Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: >, >, >, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.

     Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом.

        Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.

        Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.

Вывод

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов  воспитания  личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. . Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.  Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Беседа на тему «Что такое труд?»

Беседа на тему

«Что такое труд? Профессии. Профессии моих родителей»

Подготовил: Кукушкин П.А.,

воспитатель

Цели: расширить представление детей о понимании значения труда в общественной жизни, способствовать формированию положительной нравственной оценки качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

Задачи: добросовестно относиться к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации учащихся.

ХОД

Сегодня мы поговорим о Том, что красит человека. Так о чем же? Правильно – о труде.

Мы выясним с вами, почему именно труд красит человека.

Целесообразным считаю начать с рассказа К.Д. Ушинского «Два плуга».

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел на работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Случилось через некоторое время, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

— От труда, мой милый, — отвечал тот. — А ты заржавел и сделался хуже, чем был, потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Воспитатель: теперь вы понимаете, почему я начал классный час именно с этого рассказа?

На примере плугов Ушинский о ком говорил? (Труженика и лентяя).

— Вывод из этого рассказа.

С давних времен люди придавали огромное значение труду.

Уважение к труду – это русская традиция. Трудолюбие, бережливость, порядок и чистота — устройство жизни князей и крестьян. Предназначение работы и труда это не значит, что человек окружит себя роскошью и излишествами. В наше время очень ценится труд.

А скажите мне, пожалуйста, что такое труд….

Из словаря известно, что:

Труд — это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Эта деятельность требует затрат умственной и физической энергии.

Одни из примеров родственных слов слова «Труд»:

  • «трудный» — требующий большого труда, усилия, напряжения,

  • «трудолюбивый» — любящий трудиться,

  • «труженик» — тот, кто трудится, трудолюбивый человек

Игра «Закончи пословицы»

На Руси детей с самого раннего возраста приобщали к труду. Пословицы и поговорки служили правилами поведения.

Хотелось бы раскрыть смысл выражения «Работать, засучив рукава». Оно зародилось в очень далекие времена, когда русские люди носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин они достигали 95 см, а у женщин были еще длиннее. Длинные рукава служили заменой варежек, которых еще не было в давние времена.

Работать в одежде с длинными рукавами неудобно, что скажется на качестве работы. Чтобы все получалось и дело шло, рукава надо было засучить. Поэтому об умелом работнике говорят, что он работает «засучив рукава»

Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим.

Под лежачий камень…(и вода не течет)

Маленькое дело …(лучше большого безделья).

Не сиди сложа руки — …(не будет и скуки)

Не спеши языком -…(спеши делом)

Любишь кататься — …(люби и саночки возить)

Делу время,…(потехе час)       

Без труда…(не вынешь рыбку из пруда)  

Хотелось бы разобрать пословицу «Делу время потехе час».

Мы видим, что труду люди всегда уделяли большое внимание. 

-Объясните смысл пословицы Делу время, потехе час.

— Всему должно быть свое время и делу и потехе (веселье, развлечение, досуг) Нужно уметь и трудиться и отдыхать.

Игра «Калейдоскоп профессий»

Незаметно пролетят годы, а, возможно, уже и на следующий год кто-то из вас будет выбирать профессию. Мне очень хочется узнать, насколько же вы знаете мир профессий.

Разделимся на 2 команды, для более интересной и увлекательной игры. По сигналу по очереди один из каждой команды начинает называть профессию. Если один из команды в течении 3 секунд не назовет профессию, выбывает из команды, пока в одной из команд все игроки не вылетят, игра будет продолжаться.

Педагог рассказывает о видах и обязанностях людей некоторых из профессий.

Далее дети рассказывают о профессиях своих родителей.

Итог.

Желаю вам удачного выбора профессии.

Статья на тему: Значение труда в дошкольном возрасте.

                                                   Значение труда в дошкольном возрасте.

Труд — важнейшее средство в  воспитании   детей дошкольного возраста , в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь   процесс  трудового  воспитания детей в детском саду,  должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для всего  коллектива, относиться к работе с любовью, видеть в ней  как — необходимое условие для проявления творчества личности.
Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним  из самых основных элементов.
А. С. Макаренко. Труд основа человеческой жизни.
Труд — это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А. С. Макаренко.  Труд  это  то,  что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия.

                                                         

                                                         

                                                         

                                                         Виды труда

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах — оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то  в   старшем  дошкольном  возрасте  этот труд  для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных   потребностей  ребенка. Ежедневное выполнение   трудовых  заданий,  приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени. Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое  без требований из вне. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться систематической работой в детском саду и семье. Самообслуживание является основным видом труда  ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует  у  них  самостоятельность,  уверенность в своих силах.
                                                 Труд детей в природе.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных  знаний  о почве, посадочном материале,  орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности, воспитывает у   детей  интерес  к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов,  осуществляется эстетическое воспитание детей.
Ручной труд — развивает конструктивные способности детей,  практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе,  умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, красивее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся  и   осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
 На опыте дети  усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Работа с природным материалом — листьями, желудями, соломой, корой и т. д. — дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

Статья: Трудовое воспитание ребенка в семье.

Трудовое воспитание ребенка в семье.

Ермолаева Елена Викторовна

2019

Содержание.

Введение………………………………………………………………….………3.

1.Трудовое воспитание ребенка в семье…………….. …………………………………4.

2. Стимулирование трудовых усилий детей родителями………………………6.

Заключение………………………………………………………………………10.

Введение

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно — направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

1.Трудовое воспитание ребенка в семье.

Труд дошкольника имеет большое значение для психического развития ребенка, он связан с потребностью к активному участию в жизни взрослых и стремлению к самостоятельности.

Но трудовое воспитание детей в дошкольных учреждениях не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье есть очень благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Участие в хозяйственно — бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

В некоторых семьях бытует ошибочное мнение, что детей нужно оберегать от труда. Родители часто ссылаются на собственную тяжелую работу, стремясь облегчить жизнь ребенка, огораживая его от сравнительно неприятных и тяжелых трудовых обязанностей. Эта установка взрослых отрицательно влияет на ребенка. Кроме того, некоторые родители полагают, что домашний труд является уделом женщины, приучают к нему только девочек. И вследствие этого мальчики стыдятся выполнять « женскую » работу.

Родители должны знать, что и девочек, и мальчиков нужно приучать ко всем видам домашней работы наравне. Учитывая , разумеется, их возможности и возраст. Пример отца сильно влияет на приучение мальчиков к домашним работам. Когда отец во всем помогает матери, деля обязанности поровну, сын будет равняться на него. Дети, освобожденные от домашних обязанностей, вырастают неумелыми, к тому же, относящимися к чужому труду неуважительно.

Постепенное приучение детей к домашним обязанностям вырабатывает у них нужные навыки и умения. Такой труд становится для них

необременительным, появляется желание доводить до конца начатое дело. Родители должны хвалить сына или дочь за достигнутые ими результаты.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, об их профессиях; формирует интерес и уважение к трудовой деятельности родителей. Конечно многие родители понимают, что дети дошкольного возраста должны посильно трудиться, но они не знают каковы их возможности, как сформировать у них трудовые навыки.

Для того, чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся « Программой воспитания в детском саду », знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью мы знакомим родителей с содержанием и

методами трудового воспитания детей разного возраста.

При планировании работы с семьей педагогическое просвещение родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников должно занимать особое место. В плане каждой возрастной группы необходимо отражать содержание и формы пропаганды трудового воспитания, изучения   и обобщения положительного семейного опыта. При этом следует учитывать типичные трудности, с которыми сталкиваются родители, наиболее часто допускаемые ими ошибки в трудовом воспитании детей. Это недооценка важности трудового воспитания начиная с младшего дошкольного возраста.

Для пропаганды среди родителей содержания и методов трудового воспитания дошкольников мы в своей группе используем разнообразные формы: собрания, групповые консультации, индивидуальные беседы, папки — передвижки, выставки. Наша задача состоит в том, чтобы убедить родителей в необходимости своевременного приобщения детей к труду, воспитания самостоятельности, раскрыть роль благоприятных для этого возрастных особенностей ребенка (активность, подражательность, восприимчивость к требованиям взрослых). Нами с родителями проводились индивидуальные беседы на тему: « Какие трудовые обязанности должны быть у ребенка младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста», групповые консультации: « Учите детей трудиться», « Чистота — тоже красота»; выпущена памятка « Почему надо приучать детей к труду?».

Для изучения и обобщения положительного семейного опыта можно организовать круглый стол с родителями и детьми, тема которого:« Это великое «Я сам!» До собрания дети совместно с родителями сделали поделки из природного материала. Мы оформили папку — передвижку « Вот как мы трудимся», где были представлены фотографии детей в процессе их трудовой деятельности в прогимназии и семье. К собранию дети выучили стихи, пословицы, поговорки о труде . Родители поделились положительным опытом трудового воспитания в семье.

Вся эта работа с родителями благотворно влияет на воспитание у детей большей самостоятельности, стремления помогать другим.

Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших   результатов в трудовом воспитании дошкольников.

2. Стимулирование трудовых усилий детей родителями 

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование ребенка.

Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение ребенка, выявляет у него сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ребенок испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно — в случае необходимости – и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности.

Значение труда раскрывается через систему стимулов. Это, во-первых, материальные стимулы, побуждающий человека на труд как источник потребления;

во-вторых, моральные стимулы, ориентирующие на труд как средство социального самоутверждения, его притязаний на определенный общественный статус, на одобрение со стороны коллектива, общества;

в-третьих, творческие стимулы, способствующие заинтересованности в деятельности, привлекательной и интересной самой по себе;

в-четвертых, нравственные стимулы, благодаря которым человек трудится, создавая предпосылки благополучия других людей, общества в целом, духовного развития самой личности работника.

Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень развивается у ребенка благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет. Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.

Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества нужно требовать всегда, требовать серьезно. Не нужно поносить ребенка за плохую работу, стыдить его, упрекать. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана или исправлена, или сделана заново. При этом никогда не нужно производить работу за ребенка силами самих родителей, только в редких случаях можно проделать такую часть работы, которая явно не по силам ребенку. Макаренко решительно не рекомендует применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Но даже и таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребенка за произведенную работу в присутствии знакомых ваших и друзей. Тем более не нужно ребенка наказывать за плохую работу или за работу не сделанную. Самое важное в этом случае  – добиться того, чтобы работа была все – таки выполнена.

В том случае, если необходимость или интерес недостаточны, чтобы вызвать у ребенка желание потрудиться, можно применить способ просьбы. Просьба тем отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора.

Просьба – самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового. Если с самого малого возраста вашего ребенка вы будете правильно чередовать просьбу и поручение и в особенности если вы будете возбуждать личную инициативу ребенка, будете учить его видеть необходимость работы самому и по собственному почину выполнять ее, в вашем поручении не будет уже никаких прорывов. Только, если вы запустили дело воспитания, вам придется иногда прибегнуть к принуждению.

Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во всяком случаи никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.

Поощрение – одобрение, благодарности, награждения, выражающие «+» оценки деятельности ребенка.

Одобрение – простой вид поощрения;

Благодарность  – более высокий уровень (награждение).

Соревнование – метод направления естественной потребности к соперничеству и приоретету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Эффективность повышается, если задачи определяют сами дети.

Наказание – по этому вопросу до сих пор идут споры. Оно должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и др. людьми.

Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, ограничение определенных прав, и т.п.

Употребляя наказание нельзя унижать ребенка, он должен осознавать справедливость наказания.

Субъективно – прагматический метод – стимулирование трудовых усилий на создании условий, когда быть нетрудолюбивым, невоспитанным и.т. становится невыгодно – экономически накладно. Дать ребенку понять, что при таком поведении в будущем он не сможет зарабатывать деньги.

Заключение.

Трудовое воспитание в семье проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с ребенком.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии.

В современной семье должно осуществляться решение задач по формированию у ребенка нравственных черт в  процессе трудового воспитания.

Ребенок познает в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Нужно стараются воспитать у ребенка нравственное отношение к труду, вызвать у него интерес к работе, добиться осознания им полезности своего труда для общества, помочь увидеть перспективы его развития.

Консультация (младшая группа): Как организовать труд детей дома

Консультация «Как организовать труд детей дома».

Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива.

Детям свойственно подражание. Именно подражание побуждает детей к активной деятельности. Ребенок наблюдает за тем, что делает взрослый и у него возникает желание делать то же самое.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей важно. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Можно предложить ребенку свою помощь. А лучше всего набраться терпения и дать ребенку довести начатое до конца.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Необходимо приучать детей делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

1. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

2. Будьте последовательны в своих требованиях.

3. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

4. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности.

6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Приучать ребенка к труду психологи советуют начинать уже с двухлетнего возраста. Сначала научите его убирать за собой игрушки. Детям не очень нравится это занятие, поэтому лучше делать это в первое время вместе. Для того чтобы ребенок знал, как и куда убирать игрушки, в детской комнате должен быть порядок. Для книг отдельная полка, для машин свой гараж. Ни в коем случае не заставляйте ребенка криком или наказанием делать порядок, тогда у него пропадет желание убирать совсем. Главное говорите ему слова «вместе» и «помогу». Важно приучить ребенка, чтобы, поиграв с игрушкой, он их ставил обратно на место. После того, как ребенок сложил свои игрушки, не забудьте его похвалить. Чем старше становится ребенок, тем больше поручений он может выполнить. Родители всегда должны поощрять желание ребенка им помочь. Родители должны быть терпеливыми и хвалить любое желание ребенка трудиться. Даже если грязи после «уборки» ребенка стало больше, а жир только размазался по посуде после мытья, необходимо похвалить ребенка и на первых этапах поддержать его. А когда он начнет самостоятельно мыть посуду и убирать свою комнату, можно объяснить ему, что надо добиться лучших результатов.

Если малыши 2-3 лет воспринимают работу как игру, начиная с 5-6 лет, они отлично понимают, что интересного в работе мало. Поэтому, если родители с малолетства не приучили ребенка к аккуратности или ругали его за каждую провинность при выполнении какой-нибудь обязанности, то выполнять домашнюю работу он не будет. Несмотря на плохое поведение ребенка, старайтесь не злиться на него и не угрожать: «Немедленно убери все в своей комнате, иначе сегодня ты этого не получишь!» Лучше составьте список дел по дому и объясните ребенку, что он уже взрослый и будет отвечать за выполнение следующих обязанностей по дому. Например, в воскресенье ребенок должен наводить порядок в своей комнате, в пятницу поливать цветы, а в среду помогает готовить еду или убирается в ванной.

Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты. У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом, взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим. 

Дети не виноваты в этом непостоянстве. Не надо забывать, что организм ребенка дошкольного возраста еще только развивается, формируется. Способность концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое утомление. 

Дошкольника обычно не интересует конечный результат труда — его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться.

Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни носок, поправь платье, подай кофточку, возьми платочек. 
Чтобы закреплять навыки самообслуживания, удобно использовать игрушку: например, куклу одеть, раздеть, покормить, уложить спать. 

Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие достижения.  На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.

РЕКОМЕНДАЦИИ

 ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТРУДУ ДОМА:

• Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;

• Хвалить и поощрять ребенка за любое выполненное трудовое поручение, даже, если не совсем получилось.

• Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;

• Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;

• Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;

• Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;

• Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;

• Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;

Приучение ребенка к труду полезно не только родителям, оно необходимо для становления личности. Только труд помогает воспитать ребенка ответственным и успешным человеком. А тот, кто не работал с детства, с радостью сваливает всю ответственность за свои неудачи в жизни и всю работу на других людей.

Консультация по теме: Консультация «Какой труд доступен детям»

Консультация для родителей

 «Какой труд доступен детям»

Все родители хорошо понимают, как привить ребёнку элементарные трудовые навыки, ведь труд формирует личные качества — ответственность, бережливость, настойчивость в достижении цели.

Родителям очень важно и полезно всячески поощрять и закреплять у ребёнка стремление к самостоятельности. Не нужно делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Собираясь в д/с ребёнок должен одеваться сам, приспособьте специально для него полочку, чтобы было удобно взять самому расчёску, полотенце, зубную щётку.

Взрослым на первых порах хотелось бы всё сделать самостоятельно. Но нужно понять, что с предоставлением большей самостоятельности в действиях будет формироваться потребность к трудовым усилиям, возникает ощущение своей причастности к общим семейным делам.

Приучая ребёнка трудиться, нужно быть последовательным и требовательным, прежде всего к самим себе. Постоянный пример трудолюбия и аккуратности позволит вам быть требовательным к ребёнку.

Непосредственное участие ребёнка в семейных делах- непременное условие воспитания у детей трудолюбия. У ребёнка должны быть какие-то обязанности. С раннего возраста нужно поручать ему: сложить свою одежду, поставить обувь аккуратно, разложить ложки перед едой. Учите обслуживать себя: умываться, одеваться. Конечно, случится, что ребёнок рукава замочит, и воду прольёт, а вещи так сложит, что их приходится перекладывать. Прежде чем требовать от ребёнка качественного выполнения поручения, надо его обучить определённым действиям, показать их последовательность. Ведь, кажется, простые вещи — намыливание рук, вытирание их полотенцем, а у малыша не получается. Обучите терпеливо его всем этим мелочам.

Позже можно требовать, чтобы ребёнок поддерживал порядок в своём игровом уголке. С раннего возраста приучайте готовить с вечера одежду, проверять, не порвана ли она, всё ли в порядке сложено. Всё это, казалось бы мелочи, недостойные внимания, но с таких мелочей и начинает складываться аккуратность, организованность, собранность, которые так необходимы ребёнку при дальнейшем обучении в школе.

У ребёнка должен быть круг своих обязанностей: убрать игрушки, заправить постель, помогать накрывать на стол и убирать посуду. Ребёнок вносит свой, пусть даже ещё маленький, незначительный вклад в общее дело. Ведь главное не в том, что помощь малыша пока неощутима, а в том, чтобы приучать его к мысли: папа и мама трудятся, и я должен трудиться. С этого начинается чувство сопричастности к семейному коллективу, ответственности перед ним, трудовое общение ребёнка с нами, родителями.

Внимательно относитесь к поделкам детей, храните их. И пусть они не так красивы, но ведь приложено столько стараний. Не нужно выбрасывать поделки или подарки, что сделаны ребёнком с таким трудом, с любовью, он должен видеть, что результат его труда достоин уважения.

Каковы бы ни были формы трудовой деятельности, по которым родители привлекают своих детей, они должны соблюдать следующие требования:

1. Труд должен быть для ребёнка осмысленным.

2. Труд должен быть посильным для ребёнка и в смысле напряжения, которое требует его выполнения, и в смысле ответственности.

Всеми мерами надо внушить ребёнку и утвердить в его сознании ту мысль, что выполняя трудовое задание хорошо и аккуратно, он приносит пользу всем, что он становится соучастником взрослых в их трудовой жизни, полезным, нужным членом семьи.

Значение труда.

Нередко родители с огорчением рассказывают, что их дети не любят и не умеют трудиться, неохотно выполняют поручения старших, мало заботятся о том, чтобы самостоятельно, по мере сил, обслужить себя; они пытаются любую работу переложить на маму, папу, бабушку.

В чём же дело? От природы ленивы эти дети? Конечно, нет! Основная причина заключается в том, что родители не прививали своему ребёнку ещё с раннего детства навыков трудолюбия, интерес и уважение к моделям труда.

Необходимо с ранних лет приучать ребёнка трудиться, вырабатывать у него полезные навыки, умение воспитывать подлинную любовь к труду.

Разнообразная, доступная по возрасту трудовая деятельность, вызывает у ребёнка физическое напряжение, повышает жизнедеятельность, укрепляет его организм. В процессе труда у ребёнка развиваются мышцы, особенно кистей рук, совершенствование которых жизненно необходимо.

Хороший пример родителей в домашнем и производственном труде оказывает на детей самое положительное влияние. Воспитывая у детей необходимые трудовые качества: папа и мама постоянно должны быть образцом для их поведения. Если же взрослые не будут, например, класть вещи на место, выполнять обязанности по обслуживанию семьи, вряд ли удастся добиться воспитания этих привычек у ребёнка.

Уже с 4-5 лет дети особенно начинают интересоваться работой родителей. Нужно рассказывать детям о своём труде, приучать ценить труд взрослых, это поднимает авторитет папы и мамы.

У родителей нередко встречаются затруднения в приучении детей себя обслуживать, убирать игрушки. Для этого нужно со стороны родителей требовательный тон обращения, помощь и контроль, одобрение и аккуратность в работе, всё это имеет большое значение для трудового воспитания.

             

Виды труда.

В семье дети участвуют в различных видах труда.

Самообслуживание: одевание, раздевание, уборка постели, игрушек, уход за своей одеждой и обувью

Хозяйственно-бытовой труд: помощь взрослым в уборке квартиры, наведение порядка в ящике шкафа или стола, вытирание пыли, уборка комнаты с помощью пылесоса, мытьё чайной посуды, сервировка стола; участие в приготовлении еды- мытьё овощей и фруктов, перебирание ягод, приготовление салата, лепка пирожков, пельменей из готового теста; стирка и глажение мелких вещей; осуществление мелких покупок в магазине.

Ручной труд: поделка игрушек из бумаги, дерева, природного и другого материала (спичечных коробков, проволоки, ниток) ; ремонт игрушек, книг (с помощью взрослых) ; шитьё одежды для кукол, вышивание, вязание крючком и на спицах.

Труд в природе: уход за комнатными растениями: полив, рыхление, вытирание пыли и опрыскивание листьев; уход за комнатными животными: приготовление пищи и кормление (с помощью взрослых, прогулка; посев овса (для попугая, черепахи, канарейки) ; выращивание рассады для высадки на огороде, в цветнике; подготовка грядок к посадке, высадка рассады, заготовка семян.

Как руководить трудовой деятельностью ребёнка.

Взрослый:

1. Определяет для ребёнка цель труда и мотивирует её.

2. Показывает и объясняет приёмы трудовой деятельности, даёт советы, выдвигает требования к технике, качеству выполнения, темпу работы.

3. Подключает ребёнка к своему труду, подаёт пример добросовестного отношения к делу, помогает советом, вопросом, оказывает практическую помощь в случае затруднения.

4. Оценивает поведение ребёнка, его трудовые умения, усилия с точки зрения качества выполнения работы, напоминанием о цели, направленности труда.

5. Читайте ребёнку художественные произведения о труде взрослых, организуйте наблюдение за трудовой деятельностью в ближайшем окружении, рассмотрите картины, отражающие труд людей, беседуйте с сыном или дочерью.

Консультация (средняя группа) по теме: Детский труд —- как воспитание дошкольников.

                       

          Труд — это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания.

А.С. Макаренко считал, что основой воспитания является именно труд

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно.

Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучие.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на развитие у последних трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему  А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что “труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.”

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания.

Труд  всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

“Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов” — считал А. С. Макаренко.

Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Вместе с тем она призывала учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

         “Программа воспитания и обучения  в детском саду” раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно – бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т.п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.

В ходе обучения трудовым навыкам взрослый формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

         Труд детей в детском саду многообразен. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой   деятельности  прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно– бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

 Ручной труд — развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность  справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

         Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства–форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы.

Но надо помнить, что труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер.

Итак,  необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту.

                                   Рекомендуемая литература.

  1. В.И. Ядэшенко, Ф.А. Сохина Дошкольная педагогика. – М.:          Просвещение, 1978
  2. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991
  3. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1980

.

стран с наихудшими условиями детского труда

Автор Oishimaya Sen Nag, 15 января 2019 г., Общество

In some of the most dangerous instances of child labor, young children are forced to take up mining occupations.
В некоторых из наиболее опасных случаев детского труда маленьких детей заставляют заниматься горнодобывающей деятельностью.

Несмотря на столетия усилий, направленных против принуждения детей к трудоустройству, детский труд остается серьезной проблемой во всем мире. Во многих странах детей заставляют работать на таких опасных работах, как лесозаготовки, добыча полезных ископаемых и сражаться в войнах, а также эксплуатируют их в качестве нищих, домашней прислуги и даже в сексуальных целях. Чтобы помочь определить, какие страны являются наиболее серьезными нарушителями детского труда, международная консалтинговая компания Maplecroft составила Индекс детского труда, чтобы оценить их.Как вы увидите, наиболее ужасающие и широко распространенные практики детского труда сегодня наблюдаются в Африке, а также в Южной и Западной Азии. Вот страны, в которых дети, как считается, подвергаются «чрезвычайному риску» эксплуатации труда, согласно Мэйплкрофту.

10.Сомали

39,8% детей в возрасте от 5 до 14 лет, которых насчитывается около 1 012 863 человек, работают в Сомали. Лишь половина детей этого возраста посещают школу. Рыболовство, обмолот зерна и животноводство — это лишь некоторые из видов сельскохозяйственной деятельности, в которых сомалийские дети работают в качестве рабочей силы. Строительная и горнодобывающая промышленность, работающая в стране, также использует детей как часть рабочей силы.Также можно увидеть детей, просящих милостыню на улицах, торгующих и проводящих маршрутных такси. Дети также участвуют в вооруженных конфликтах, незаконной и антинациональной деятельности. Торговля детьми также не редкость. Высокий уровень бедности, преобладающий в Сомали, часто вынуждает родителей отдавать своих детей миру труда. Система образования в стране развита слабо из-за высокой социальной, экономической и политической незащищенности, царящей в стране.

9.Пакистан

Согласно отчету Министерства труда США, почти 13% пакистанских детей, на долю которых приходится 2 449 480 человек в возрасте от 10 до 14 лет, работают с детьми. 76% этих детей работают в сельскохозяйственном секторе, включая такие виды деятельности, как работа на полях, рыбалка, сбор и переработка креветок. Большое количество детей также занимаются ресторанами, чайными, транспортом и вывозом мусора.В производстве стеклянных браслетов, ковроткачестве, добыче угля, кирпичных печах и автомобильной промышленности также работают пакистанские дети. По данным МОТ, бедность является единственным основным фактором, обуславливающим широкое распространение детского труда в стране. Поскольку 17,2% населения живет за чертой бедности, семьи часто вынуждены отправлять своих детей на работу, чтобы содержать семью.

8.Нигерия

Нигерия, африканская страна в Гвинейском заливе, страдает от широко распространенной бедности, что приводит к большому количеству случаев использования детского труда внутри страны. По данным Международной организации труда, в стране более 15 миллионов детей в возрасте до 14 лет работают по найму. Девочки вступают в мир труда в более раннем возрасте, чем мальчики, и в основном используются в качестве помощников по дому. Мальчики и девочки также занимаются сельскохозяйственными работами, уличной торговлей и попрошайничеством, горными работами и строительством, чисткой обуви, мойкой автомобилей, ремонтом автомобилей, водителями микроавтобусов и многими другими видами деятельности.В Нигерии детский труд является важным источником дохода для детской семьи. Многие дети, вовлеченные в трудовую деятельность, пропускают занятия в школах, бросают школу, страдают от эксплуатации и недоедания и сталкиваются с различными формами неблагоприятных ситуаций.

7.Мьянма

В Мьянме около 1,5 миллиона детей школьного возраста в возрасте от 10 до 17 лет вынуждены работать в качестве чернорабочих. В сельскохозяйственном секторе страны занято наибольшее количество детей, в то время как строительство и мелкие предприятия также привлекают детей как часть своей рабочей силы. Бедность считается основным фактором, приводящим к вовлечению детей в рабочую силу в дополнение к низкому семейному доходу в стране.

6. Либерия

По данным Министерства труда США, в Либерии работают 358 179 детей.Это составляет более 30% всего детского населения страны. Многие из этих детей работают в сельском хозяйстве, что подвергает их воздействию опасных химикатов и опасной деятельности. Отсутствие в стране трудового законодательства обвиняют в том, что дети становятся уязвимыми для такого труда. Виноваты также недостаточная система правосудия и широко распространенная бедность.

5.Индия

В Индии, второй по численности населения стране мира, насчитывается 33 миллиона работающих детей. Некоторые из мест, где работают дети в Индии, включают шахты, фермы и швейные фабрики. К сожалению, хотя экономика выросла за последние несколько десятилетий, не все слои населения получили одинаковую прибыль. Несмотря на законодательные усилия, количество работающих детей за последние годы увеличилось, особенно в крупных городах страны, куда многие дети переезжают на работу.

4. Эфиопия

Несмотря на все более недавние усилия правительства, работа несовершеннолетних остается проблемой в Эфиопии.41,5% населения страны в возрасте от 7 до 14 лет имеют какой-либо вид работы. Чуть более половины детей в стране когда-либо заканчивают начальную школу. Многие дети привозятся из слаборазвитых регионов страны в Аддис-Абебу, где их заставляют работать в таких сферах, как чистка обуви, торговля, добыча полезных ископаемых и даже неоплачиваемый труд.

3.Демократическая Республика Конго

Детей в Демократической Республике Конго часто заставляют работать на золотых, вольфрамитовых и колтановых рудниках, а также участвовать в вооруженных конфликтах, распространенных в регионе. 3 327 806 детей в стране — это дети, работающие в различных секторах, таких как сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг. Детям часто не дают ходить в школу, особенно в восточной части Конго, а также их насильно вербуют в вооруженные силы во время учебы в школах.Сексуальная эксплуатация детей здесь также распространена. Неспособность предоставить действительные свидетельства о регистрации рождения и доказательство гражданства часто не оставляет детям иного выбора, кроме как выйти на рынок труда, изо всех сил стараясь зарабатывать деньги для своих бедных семей. Использование детей в качестве рабов практикуется также негосударственными вооруженными группировками.

2.Чад

В Чаде дети в основном работают в сельском хозяйстве. Большинство из них занято в неформальном секторе. Некоторые дети в стране могут быть проданы или проданы против их воли для работы в районах страны, связанных с добычей нефти. К сожалению, нередки случаи, когда детей заставляют быть детьми-солдатами. По данным ЮНИСЕФ, более половины детей страны работают.

1.Бангладеш

В южноазиатской стране Бангладеш дети работают на швейных фабриках, в сельском хозяйстве и на различных производствах. Однако точный характер их занятости трудно отследить, поскольку она носит неформальный характер. Как и во всех других странах в этом списке, бедность является основной причиной работы несовершеннолетних в Бангладеш. Несмотря на то, что в Бангладеш существует определенное законодательство по защите детей, стране предстоит столкнуться с проблемами, поскольку она очень восприимчива к изменению климата.

,

Всемирный день борьбы с детским трудом

COVID-19: защитите детей от детского труда — теперь больше, чем когда-либо

Всемирный день борьбы с детским трудом 2020 посвящен влиянию кризиса на детский труд. Пандемия коронавируса COVID-19 и связанный с ней экономический шок и потрясение на рынке труда оказывают огромное влияние на жизнь людей и их средства к существованию. К сожалению, зачастую первыми страдают дети. Кризис может подтолкнуть миллионы уязвимых детей к использованию детского труда. По оценкам, 152 миллиона детей уже заняты детским трудом, 72 миллиона из которых заняты на опасных работах.Теперь эти дети подвергаются еще большему риску столкнуться с еще более трудными обстоятельствами и работать дольше.

В этом году Всемирный день проводится как виртуальная кампания и проводится совместно с Глобальным маршем против детского труда и Международным партнерством по сотрудничеству в области детского труда в сельском хозяйстве (IPCCLA).

В совместном документе МОТ и ЮНИСЕФ о влиянии COVID-19 на детский труд, который будет выпущен 12 июня, рассматриваются некоторые из основных каналов, через которые пандемия может повлиять на прогресс в деле искоренения детского труда.

World Day Against Child Labour logo

Борьба с детским трудом

Почти каждый десятый ребенок в мире занят детским трудом. Хотя число детей, занятых детским трудом, сократилось на 94 миллиона с 2000 года, темпы сокращения в последние годы замедлились на две трети. Задача 8.7 Целей устойчивого развития ООН призывает к 2025 году положить конец детскому труду во всех его формах. Как мировое сообщество может твердо встать на путь искоренения детского труда?

Распространенность детского труда

Дети во всем мире обычно выполняют оплачиваемую и неоплачиваемую работу, которая не наносит им вреда.Однако они классифицируются как работающие дети, когда они либо слишком малы для работы, либо занимаются опасной деятельностью, которая может поставить под угрозу их физическое, умственное, социальное или образовательное развитие. В наименее развитых странах чуть более одного из четырех детей (в возрасте от 5 до 17 лет) заняты трудом, который считается вредным для их здоровья и развития.

Африка занимает первое место среди регионов как по процентной доле детей, занятых детским трудом — одна пятая, так и по абсолютному количеству детей, занятых детским трудом — 72 миллиона.Азиатско-Тихоокеанский регион занимает второе место по обоим этим показателям — 7% всех детей и 62 миллиона в абсолютном выражении заняты детским трудом в этом регионе.

На регионы Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона в совокупности приходится почти девять из каждых десяти детей, занятых детским трудом во всем мире. Оставшееся население детского труда делится между Америкой (11 миллионов), Европой и Центральной Азией (6 миллионов) и арабскими государствами (1 миллион). Что касается заболеваемости, 5% детей задействованы в детском труде в Северной и Южной Америке, 4% в Европе и Центральной Азии и 3% в арабских государствах.

В то время как процент детей, занятых детским трудом, наиболее высок в странах с низким уровнем дохода, на самом деле их количество больше в странах со средним уровнем дохода. 9% всех детей в странах с доходом ниже среднего и 7% всех детей в странах с доходом выше среднего заняты детским трудом. Статистические данные об абсолютном количестве детей, занятых детским трудом в каждой группе национального дохода, показывают, что 84 миллиона детей, занятых детским трудом, что составляет 56% от всех детей, занятых детским трудом, фактически живут в странах со средним уровнем дохода, а еще 2 миллиона детей живут в страны с высокими доходами.

,

ВОЗ | Опасный детский труд

В мае 2002 года МОТ выпустила новый Глобальный доклад о детском труде, в котором описываются масштабы проблемы. Почти 250 миллионов детей, примерно каждый шестой ребенок в возрасте от 5 до 17 лет на Земле, вовлечены в детский труд. Из них около 179 миллионов (каждый восьмой) вовлечены в «наихудшие формы» детского труда. Наихудшие формы — это те, которые ставят под угрозу физическое, умственное или моральное благополучие ребенка.

Детей можно найти практически в любом секторе экономики. Однако на глобальном уровне большинство из них приходится на сельское хозяйство (70%). Некоторыми опасностями в сельском хозяйстве являются воздействие пестицидов, использование опасного оборудования или инструментов (например, ножей), перенос тяжелых грузов, присутствие змей и так далее. Больше всего травм страдают дети, работающие в сельском хозяйстве. И одна из печальных характеристик детского труда в сельском хозяйстве — это немногочисленные возможности для прогресса или изменений, если они вообще есть.

Для детей, работающих в качестве домашней прислуги, опасности иногда не так очевидны. Здесь могут быть психологические опасности, такие как изоляция, жестокое обращение, эксплуатация, которые делают эту форму опасной. Домашний труд часто называют «скрытым», и таких детей часто бывает сложно найти. Другие отрасли, в которых работают дети (хотя и не в большой доле), — это горнодобывающая промышленность (1%) и строительство (2%). Проделанная работа вообще очень опасна для детей.

Дети часто «добиваются успехов», они хотят хорошо успевать, преодолевать лишнюю милю и неопытны и не обучены справляться с опасностями.Инструменты не предназначены для них и поэтому представляют большую опасность. Средств индивидуальной защиты детей нет. Кроме того, они также не организованы и бессильны. Особому риску подвергаются девушки. Часто они начинают работать в более молодом возрасте и несут двойную нагрузку (дома и в поле). Они часто работают дольше и в других культурных условиях могут плохо питаться.

Профессиональные риски вызывают не только краткосрочные последствия для здоровья (в основном, травмы, проблемы с кожей и т. Д.), Но большинство последствий являются долгосрочными и проявляются только в зрелом возрасте.Поэтому их сложно измерить и дать количественную оценку. Рак, бесплодие, хроническая боль в спине и снижение IQ — вот некоторые из ожидаемых долгосрочных результатов.

Медицинские работники играют ключевую роль в выявлении детей из группы риска, консультируют родителей о способах снижения этого риска и рекомендуют действия лицам, определяющим политику. Они должны уметь распознавать и оценивать угрозы для профессионального здоровья и окружающей среды, существующие в местах, где дети живут, учатся, играют и работают, в городских и сельских общинах.Они также должны знать, что эти угрозы возрастают в группах населения с низкими доходами и меньшинствах, а также в деградированной окружающей среде. В борьбе с опасным детским трудом наиболее важной задачей является претворение знаний и законодательства в жизнь, воплощение добрых намерений и идей в защиту здоровья детей. Для этого необходимо участие соответствующих заинтересованных сторон, таких как эксперты по здоровью и безопасности (они знают об опасностях и последствиях для здоровья), инспекторы труда (они знают, как обеспечить соблюдение закона) и общие эксперты в области здравоохранения (они знают об уязвимости и последствиях для здоровья в ребенка и являются лицами, обеспечивающими уход в первую очередь), абсолютно необходимо.

Искоренение детского труда — это долгосрочная цель. Однако пока что мы не можем допустить, чтобы дети получали травмы или травмы на работе в их борьбе за выживание, особенно когда у нас есть знания и средства, чтобы предотвратить это.

,

Обязательства правительства и права человека

Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда была принята Международной организацией труда в 1999 году. 174 страны мира подписали или ратифицировали конвенцию, которая требует страны принять законы и реализовать программы по запрещению и искоренению детского труда, наносящего вред здоровью или безопасности. Тем не менее детский труд по-прежнему широко распространен в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности, где безопасность и экологические опасности представляют собой значительные риски.Основываясь на недавних исследованиях в области прав человека в отношении детского труда при выращивании табака в Казахстане и золотодобыче в Мали, обсуждается роль международных механизмов по правам человека, информационно-разъяснительная работа с государственными и частными должностными лицами и внимание средств массовой информации в сокращении вредного воздействия на окружающую среду работающих детей. Защита прав человека в обоих случаях была важна для привлечения внимания и обеспечения защиты детей от вреда.

1. Введение

Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, принятая Международной организацией труда (МОТ) в 1999 году и ратифицированная 174 странами, запрещает опасный труд для детей в соответствии с возраст 18.Запрещенная работа включает работу с опасными механизмами или в опасных местах, работу, которая подвергает детей физическому, психологическому или сексуальному насилию, а также работу с опасными веществами, агентами или процессами [1, 2].

Несмотря на широкое признание этого запрета, по оценкам Международной организации труда (МОТ), 115 миллионов детей в возрасте 5–17 лет ежегодно выполняют опасную работу [3]. Большая часть этой работы проводится в развивающихся странах с плохим регулирующим надзором, где дети имеют ограниченный доступ к медицинскому обслуживанию или базовой информации о рисках для здоровья и профилактических мерах.

Дети, работающие в горнодобывающей и сельскохозяйственной отраслях, подвергаются особенно высокому риску для своего здоровья и благополучия. Больше детей работает в сельскохозяйственном секторе, чем в любом другом секторе, и воздействие удобрений, пестицидов и гербицидов является обычным явлением [3]. Определенные сельскохозяйственные культуры, такие как табак, который выращивают в 130 странах мира [4], представляют прямую опасность для здоровья детей из-за воздействия никотина из листьев табака [5]. От 10 до 15 миллионов старателей, занимающихся кустарной и мелкой добычей золота, в том числе 4.5 миллионов женщин и 300 000 детей [6] сталкиваются с воздействием токсичных металлов, особенно ртути, которая используется для амальгамирования золота более чем в 70 странах [7].

В этом документе представлены два тематических исследования угроз здоровью окружающей среды и детского труда: в выращивании табака в Казахстане и в кустарной добыче золота в Мали. Адвокация на основе прав человека в обоих случаях, включая агитацию с государственными органами и частными компаниями, привлечение договорных механизмов по правам человека и освещение злоупотреблений в СМИ, были важными инструментами для привлечения внимания к опасному воздействию окружающей среды на детей-рабочих и для обеспечения того, чтобы дети защищен от вреда.

2. Методы

Примеры, представленные здесь, основаны на двух различных исследованиях в области прав человека в Казахстане и Мали. Каждый использовал смешанные методы, включая глубинные интервью; анализ международного права прав человека, национального законодательства и государственной политики в области здравоохранения, труда и окружающей среды; и обзор соответствующих исследований в области здравоохранения и окружающей среды. Более подробные методы представлены в [8, 9].

2.1. Казахстан

Полевые исследования в Казахстане проводились с марта по сентябрь 2009 г. и с декабря 2009 г. по февраль 2010 г.Интервью проводились с 68 табачными работниками-мигрантами из 39 семей в возрасте от 19 до 50 лет и пятью табачными работниками-мигрантами в возрасте до 18 лет. Большинство интервью проводилось в Енбекшиказахском районе Алматинской области. Представители агентств ООН (Международная организация труда (МОТ), Международная программа Международной организации труда по искоренению детского труда (МОТ-ИПЕК), Международная организация по миграции (МОМ), Фонд развития ООН в интересах женщин (ЮНИФЕМ)) , профсоюзы (Международный союз пищевой, сельскохозяйственной, гостиничной, ресторанной, ресторанной, табачной и смежных ассоциаций рабочих (IUF)), а также международные и казахстанские НПО также были опрошены.С исследователями встретились должностные лица Министерства внутренних дел, Министерства труда и социальной защиты и Управления омбудсмена Казахстана, а также представители Philip Morris International (PMI) и Philip Morris Kazakhstan (PMK). Дополнение

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *