Тренинги и упражнения на выявление лидерских качеств
Тренинги и упражнения на выявление и развитие лидерских качеств старшеклассников.
Круг и я
Цели:
• дать возможность участникам тренинга проявить лидерские качества;
• обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно существующим условиям;
• поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для лидера;
• изучить влияние соперничества на групповое взаимодействие.
Размер группы: оптимальное количество участников 8-15 человек.
Ресурсы: не требуются. Упражнение можно проводить и в помещении, и на открытой площадке.
Время: 20 минут.
Ход упражнения:
Для этого упражнения потребуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного героя. Ему дается всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, комплименты), искренностью убедить круг и отдельных его представителей впустить его в центр.
Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки…
Начали!
Спасибо за смелость. Кто следующий готов померяться с кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!
Завершение
В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения игроков. Как они вели себя здесь, а как — в обычных житейских условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если да, то почему?
А теперь снова вернемся к упражнению, немного изменив задачу. Каждый, кто решится сыграть против круга, обязан будет избрать и продемонстрировать абсолютно не свойственную ему стратегию поведения. Мы ведь в театре, вот и потребуется стеснительному сыграть роль самоуверенного, даже нагловатого, гордому — «бить на жалость», а тому, кто привык к агрессивному поведению, убеждать круг тихо и абсолютно интеллигентно… Попытайтесь максимально вжиться в новую роль.
Завершение: обсуждение упражнения.
Легко ли играть по чужому сценарию? Что дает нам вхождение в роль, в поведенческий стереотип другого человека? Что нового я открыл в себе, в товарищах?
Без командира
Цели:
• изучить сотрудничество как альтернативу конфликту в групповой деятельности;
• изучить преимущества и недостатки коллективной ответственности;
• развить умение и готовность принимать ответственность на себя, отработать умения продуктивно действовать в недирективной среде в условиях неопределенности.
Размер группы: оптимальный — до 20 человек.
Время: около 20 минут.
Ход игры
Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только того и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся.
Есть и другой тип — неуемные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы мир непременно погибнет! Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной — между тем и другим типом — группе.
В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придется и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно! Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.
Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Слушаем задания и пытаемся как можно лучше справиться с ними. Любой контакт между участниками запрещен: ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни возмущенного шипения — ничего! Работаем молча, максимум — взгляд в сторону партнеров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!
— Прошу группу построиться в круг! Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально быстро и точно встала в круг.
Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А немалая часть из вас стояла в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность.
Выстройтесь, пожалуйста:
• в колонну по росту;
• два круга;
• треугольник;
• шеренгу, в которой все участники выстраиваются по росту;
• шеренгу, в которой все участники расположены в соответствии с цветом волос: от самых светлых на одном краю до самых темных на другом;
• живую скульптуру «Звезда», «Медуза», «Черепаха …
Завершение: обсуждение игры.
— Кто из вас лидер по натуре?
— Легко ли было отказаться от руководящего стиля поведения?
— Что вы чувствовали? Успокоил ли вас очевидный успех группы в попытках самоорганизации? Теперь вы больше надеетесь на товарищей, не так ли? Не забудьте, что и каждый из вас внес лепту в общую победу!
— Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было оценок, советов, указаний?
— Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?
Стили лидерства
Цели:
• освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;
• потренироваться в определении четких признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств;
• попрактиковаться в совместной работе над групповой задачей, анализируя влияние на результат разнообразных стилей руководства;
• продемонстрировать на практике различия, присущие подходу различных типов лидеров к решению задачи и Исполнению своих—лидерских функций, а также влиянию позиции лидера на результат групповой деятельности.
Размер группы: до 25 человек.
Ход игры
Во-первых, просим участников тренинга сесть поудобнее, сосредоточиться и представить себе, как бы они продолжили предложение «Когда я думаю о лидере, то я представляю себе…». Кого рисует память? Чья личность приходит на ум? Давайте обменяемся результатами: расскажем товарищам о лидерах, образы которых мы представили себе. Каковы наиболее яркие черты этих личностей?
Кто такой лидер? Считаете ли вы правильным следующее определение: «Лидер — тот, кто стоит во главе группы, кто определяет основные направления ее деятельности и влияет на поведение ее членов»? Что бы вы могли добавить/изменить в предложенной формулировке?
Различают лидеров формальных и неформальных. Кто он, ваш лидер?
Лидеры могут быть двух типов: деловой лидер (побуждает группу работать ради достижения целей) и социоэмоциональный (в совместной деятельности озабочен тем, как при решении групповой задачи учитываются личные и общественные потребности членов команды). К какому из двух (или — к смешанному) типов относится личность, загаданная вами?
Каков стиль лидерства у личностей, о которых вы рассказали, — демократический, авторитарный, попустительский?
Второй этап
Делим группу на три подгруппы, в каждой просим выбрать одного представителя на роль руководителя группы. После того как выборы завершены, соглашаемся с кандидатом первой подгруппы и определяем для него роль лидера, работающего в демократическом стиле. Соглашаемся также с кандидатурой лидера второй группы. У него стиль лидерства определяем как попустительский. А решение третьей подгруппы не утверждаем. Тренер сам назначает подгруппе лидера-автократа, склонного к авторитарному, диктаторскому стилю руководства.
Затем объявляем групповое задание (одинаковое для всех групп-участниц): связать как можно более длинную цепочку из шнурков от обуви участников подгруппы. На эту работу группам дается пять минут.
Завершение
Прежде всего проверяем, какая группа лучше других справилась с задачей, какая — на втором, а какая — на третьем месте?
Обсуждаем ход игры. Как группа реагировала на демократического/попустительствующего/авторитарного лидера?
Как и в чем проявлялась роль лидера подгруппы? Какой тип и стиль лидерства предпочтительнее, на ваш взгляд? Роли:
• капитана корабля, терпящего крушение в океане?
• лидера студенческой тусовки в ходе подготовки к фестивалю?
• директора школы, поставленного в кризисную ситуацию из-за текучести кадров?
• учителя в ходе экспериментов, связанных с электроприборами?
• руководителя литературной студии при отборе и обсуждении рассказов, которые войдут в следующий выпуск альманаха?
На чем основывался ваш выбор в каждом конкретном случае?
Большая семейная фотография.
Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео6ходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Педагог может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра может открыть педагогу-организатору новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.
Начали!
Ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: «Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»
Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.
Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.
Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!» Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!» Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный. Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.
Карабас
Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится педагог, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».
В этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ре6ят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа, которая не встает вообще.
Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.
Лучики солнышка
Цель: Релаксация, выравнивание эмоционального фона.
Инструкция: Детям предлагается построить длинный узкий коридор парами. Ведущий становится солнышком. Дети превращаются в лучики: они вытягивают руки вперед, а один из участников проходит внутри ряда с закрытыми глазами по направлению к ведущему. Дети – лучики ласкают, гладят его руками. Ведущий все время тихо повторяет участникам, настраивая их на дружелюбный лад: «Мы ласковые, теплые, добрые лучики». Когда ребенок доходит до солнышка, оно его обнимает и ребенок сам становится солнышком.
multiurok.ru
➤ Тренинг лидерства: программа и упражнения
В статье рассмотрим цели тренинга лидерства. Дадим советы, как его организовать и какие упражнения в него включить. Бонус: тест на определение лидерских качеств.
Из статьи вы узнаете:
Скачайте документы по теме:
Зачем HR-ы проводят тренинг лидерства
Рядовому HR-у организовать и провести тренинг лидерства приходится не часто. Однако в некоторых случаях тренинг может быть эффективным способом решить насущные задачи. Рассмотрим эти ситуации.
Ситуация 1. Перед HR-ом стоит задача — подобрать кандидата на должность топ-менеджера. Есть несколько равноценных претендентов. Нужно выбрать одного. В такой ситуации есть смысл организовать своими силами небольшой тренинг-марафон лидерства. Он будет включать видео-урок, разбор кейсов и набор заданий на оценку лидерских качеств. Абсолютный победитель по всем видам испытаний получить должность топ-менеджера. Пример упражнения для такого тренинга — в конце статьи.
Пример кейсов для оценки лидерских качеств сотрудника
Скачать все кейсы
Ситуация 2. Перед HR-ом стоит задача — подобрать штат в новый филиал. В одной из компаний это сделала так. На первом этапе подобрали менеджеров среднего звена из числа сотрудников головного предприятия и наняли новых. Для них провели тренинг лидерства, на который пригласили профессиональных инструкторов. Главная задача тренинга — научить выбирать нужных людей, становиться лидером и вести за собой. Все эти качества помогли менеджерам среднего звена за короткий срок подобрать остальной персонал для филиала и быстро наладить его работу.
Какие качества развивает тренинг лидерства
Сотрудник, который посещал занятия и выполнил все задания тренинга, умеет:
- эффективно общаться;
- решать конфликты;
- создавать команду;
- управлять своим временем;
- ставить цели и разбивать их на задачи;
- быстро обучаться.
По сути, это основные лидерские компетенции. У каждого человека они проявляются в той или иной степени. Тренинг позволяет эти качества и навыки развить.
Основные лидерские компетенции и степень их проявления
Скачать таблицу полностью
Провести тренинг самому или пригласить тренера — что лучше
Если лидерским навыкам надо обучить рядовой персонал, лучше сделать это своими силами с привлечением опытных сотрудников и неформальных лидеров коллектива. Чтобы организовать тренинг самостоятельно, следуйте пошаговому алгоритму ниже.
Шаг 1. Составьте план развития лидерства. Для начала оцените затраты на программу, определите характеристики неформальных лидеров коллектива и изучите их тип личности. Выявите, что мотивирует персонал — так определите, какие качества нужно развить у лидеров и составите план обучения. Определить, как развиты у сотрудников лидерские качества в настоящий момент, поможет тест Жарикова и Крушельницкого. Скачать его можно в начале статьи >>>
Шаг 2. Спланируйте обучение и тренировку. Теоретическое обучение лучше всего проводить онлайн. Запишите сотрудников на приличные дистанционные курсы по развитию лидерства. Практиковать новые навыки сотрудник будет во время работы. Например, если вы руководите HR-службой, обучите подчиненных навыкам управления персоналом.
Шаг 3. Продвигайте развития лидерства. Испытайте программу на одном-двух сотрудников. Если она работает, начинайте ее продвигать:
- рассказывайте об обучении по всем медиа-каналам: на корпоративном портале, на странице компании в соцсети, делайте рассылку по email, WhatsApp или Viber;
- попросите сотрудников, которые уже прошли обучение, продвигать программу среди коллег, инструктировать их и отвечать на вопросы.
Если нужно развить лидерские качества управленцев и кандидатов на руководящую должность, лучше заказать индивидуальные тренинги или обратиться за помощью к стороннему бизнес-тренеру. Но прежде чем это делать, проверьте, насколько сотрудник осознает составляющие работы руководителя. Покажите ему процесс изнутри. Можете использовать для этого несколько инструментов:
- провести для сотрудника опережающий тренинг по менеджменту, по бизнес-планированию или другим аспектам работы руководителя;
- детально обсудить с руководителем или коучем плюсы и минусы в работе управленца сравнительно с текущей позицией;
- организовать временной замещение руководителя на период отпуска или командировки с последующим анализом плюсов и минусов. Этот шаг также позволяет оценить успешность позиционирования кандидата на руководящую должность в коллективе с точки зрения других его коллег.
Тренинг лидерства: упражнения для сотрудников и руководителей
Для сотрудников
Упражнение №1. «Лидер — это…»
Материалы: листы бумаги, маркеры, карандаши, газеты, журналы, ножницы, клей.
Цель: оценить лидерские качества членов группы
Время: 10 минут
Ход упражнения: создать коллаж, который изображает идеального лидера. Для коллажа предложите использовать фотографии из журналов и газет, делать рисунки от руки.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
- Какие чувства вы испытывали, выполняя данное задание?
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
Упражнение №2. «Снежный ком»
Цель: определить лидерские качества, которые необходимы для достижения успеха.
Оборудование: мяч.
Ход упражнения: тренер бросает мяч одному из участников группы, назвав одно из качеств лидера. Тот, кто поймает мяч, называет еще одно качество и бросает мяч коллеге. Задача — перечислить все лидерские качества.
Для руководителей
Для развития лидерских навыков руководителей проводят индивидуальные тренинги с набором специальных упражнений. Примером тренинга лидерства для руководителей станет тренинг на тему лидерства с лошадьми. Коротко суть тренинга можно описать так. В течение дня участники выполняют упражнения — начинают с самого простого, потом усложняют. Например, сначала нужно просто пройти с лошадью по кругу, а затем — заставить ее зайти в квадрат, сложенный из декоративных бревен.
Вывод HR-ы организовывают или проводят тренинг лидерства для персонала для решения ряда задач: подбор кандидата на должность топ-менеджера или обучение менеджеров среднего звена для выполнения специальных заданий. Если необходимо обучить лидерским навыкам рядовой персонал, то лучше сделать это своими силами с привлечением опытных сотрудников и неформальных лидеров коллектива. Для развития лидерских навыков у руководителей проводят специальные тренинги по индивидуальной программе. |
www.hr-director.ru
Тренинг «Я лидер»
Тренинг «Я лидер»
Цели тренинга:
1. Раскрытие личностного потенциала участников группы.
2. Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон.
Задачи тренинга:
1. Формирование взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу.
2. Формирование навыков понимания друг друга.
3. Приобретение навыков принятия ответственности друг за друга.
4. Выявление и развитие представлений о лидерстве.
5. Приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде.
Материалы и оборудование: ватман, карандаши, фломастеры, клей, журналы и газеты, свеча, ножницы, листы А4, карточки с ролями, бланки с тестами.
Время проведения: 1 час.
1. Упражнение «Аквариум»
Цель: формирование положительного благоприятного климата в группе.
Материалы: ватман, карандаши (фломастеры), клей, листы А4, ножницы.
Время: 5-10 мин.
Ход упражнения:
Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 15 — 20 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.
На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.
Вопросы для обсуждения:
1.Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
2.Возникали ли у вас затруднения при рассказе?
3.Какие чувства вы при этом испытывали?
2. Упражнение «Я рад тебя видеть…»
Цель: определение положительных сторон участников.
Время: 5 мин.
Материалы: нет.
Ход упражнения:
Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что…». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.
Вопросы для обсуждения:
1.Легко ли вам было выполнять упражнение?
2.Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?
3.Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть…»?
4.Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа?
5.Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?
3. Упражнение «Лидерская удочка»
Цель: знакомство с участниками.
Материалы: таблица к упражнению.
Ты знаешь какой-нибудь фокус? | Ты можешь вспомнить 10 мультгероев? | У тебя много друзей? | Твоя семья состоит из 4 человек? | Ты летал на самолете? |
Твое имя упоминалось в газете? | Ты обожаешь косметику? | Ты был на крыше своей школы? | Ты посещаешь какой-нибудь кружок? | Ты гордишься собой? |
Ты боишься темноты? | Ты любишь математику? | ТВОЕ ИМЯ | У тебя русское имя? | Ты любишь быть первым? |
Ты играешь в шахматы? | Ты любишь поп-музыку? | Ты любишь больше работать в группе, а не один? | Ты знаешь слова Российского гимна? | У тебя есть велосипед? |
Ты мечтаешь побывать за границей? | Ты умеешь жарить картошку? | Ты разбивал стекло мячом7 | У тебя есть родственники в городе? | Ты отдыхал в лагере? |
4. «Лидер это – »
Цель: выявление лидерских качеств.
Материалы: листы бумаги, маркеры, карандаши, газеты, журналы, ножницы, клей.
Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.
Время: 10 мин.
Ход упражнения:
В течение 10 минут необходимо подготовить коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах на тему «Лидер – это».
Представление работ.
Вопросы для обсуждения:
1.Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
2.Какие чувства вы испытывали, выполняя данное задание?
3.С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
4.Как вы считаете кто такой лидер?
Итак, лидер – это…
Вот несколько мнений, прозвучавших на одном из тренингов в ответ на вопрос: «Кто такой лидер, кого мы можем назвать лидером?»
Итак, лидер – это: прежде всего – доминантная личность; тот, за кем хочется идти;
-имеющий максимально большое влияние на окружение;
-человек, способный преобразовать ситуацию на пользу себе и другим;
-тот, чьи качества управленца, администратора, организатора проявлены в большей, чем у других, степени.
5. Тест «Лидер ли я?»
Инструкция к тесту: «Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов».
Тестовый материал
1.Что для вас важнее в игре?
А) Победа.
Б) Развлечение.
2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
А) Да.
Б) Нет.
4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А) Да.
Б) Нет.
5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
А) Да.
Б) Нет.
6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?
А) Да.
Б) Нет
7.Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А) Да.
Б) Нет.
8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
А) Нет.
Б) Да.
9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А) Да.
В) Нет.
10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
А) Да.
Б) Нет.
Обработка и интерпретация результатов теста:
Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.
Высокий уровень лидерства — А = 7-10 баллов.
Средний уровень лидерства — А = 4-6 баллов.
Низкий уровень лидерства — А = 1-3 балла.
Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
Вопросы для обсуждения:
1.Довольны ли вы полученным результатом?
2.Узнали ли для себя что – то новое?
6. Упражнение – шутка «Тест с подтекстом»
Цель: поднять настроение в группе.
Время:5 мин.
Ход упражнения:
Участникам раздаются представленные ниже бланки теста и объявляется: «Сейчас мы проверим, насколько вы внимательны и готовы следовать инструкциям.
Вам необходимо быстро выполнить маленький тест.
В вашем распоряжении – всего три минуты.
Тест на внимательность
ФИО ______________________________________ Дата ____________
Инструкция: До того как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте и следуйте указаниям. Время на выполнение – три минуты.
1.Впишите в отведенном месте Вашу фамилию, имя и отчество и поставьте сегодняшнюю дату.
2.Впишите номер Вашего контактного телефона. Если у Вас его нет, то напишите номер 100.
3.Обведите этот номер.
4.Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
5.Обведите этот знак треугольником.
6.Громко произнесите номер, который вы написали в пункте 2, так, чтобы всем было слышно.
7.Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении под номером 4.
8.В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручкой три маленькие дырочки.
9.Попробуйте посмотреть на мир сквозь эти дырочки.
10.Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.
11.Громко крикните: «Я почти закончил».
12.Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.
Обратная связь.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Тренинговое занятие на развитие лидерских качеств «На шаг впереди!»
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Одним из актуальных направлений политики правительства РФ в области образования является работа с одаренными детьми. Социально одаренных детей объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Найти своё место в жизни, самореализоваться, развить свои коммуникативные и лидерские качества им помогает детское общественное объединение. Одно из таких объединений, в рамках которого осуществляется работа по поиску, сопровождению и поддержке социально одаренных школьников находится при МОУ ДОД ЦДТ № 1.
Как и любой другой вид одаренности, социальная одаренность нуждается в психологическом сопровождении. В рамках объединения с детьми проводятся тренинговые занятия, направленные на развитие коммуникативных и лидерских качеств личности, развитее самосознания, умений и навыков самоанализа, рефлексии и активности, развитие креативности. Одно из таких тренинговых занятий, я хочу представить ниже.
Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала старшеклассников, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.
Раздаточный материал: листы А4, ножницы, фломастеры, двусторонний скотч, ручки, листы ватмана, клей, маркеры, рекламные проспекты, журналы, газеты, энергичная музыка.
Продолжительность занятия: 3 часа, с перерывом 10 минут.
Ход занятия
I. Знакомство, разминка.
Упражнение “Аквариум”
Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 10-15 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.
На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.
Обсуждение. Какие же рыбки живут в нашем аквариуме?
Упражнение “Нетрадиционный способ приветствия”.
Хаотично передвигаясь по залу, участники при встрече с кем-либо приветствуют его:
А) кивком головы;
Б) улыбкой;
В) глазами;
Г) через рукопожатие;
Д) плечом;
Е) спинами;
Ж) коленками.
Озвучивание ведущим правил работы в группе:
— Доверительный стиль общения
— Общение по принципу “Здесь и сейчас”.
— Персонификация высказывания “от собственного имени”.
— Недопустимость оценок в адрес другого.
— Активное участие во всех упражнениях.
— Уважение к говорящему, принцип активного слушания.
Обсуждение правил и принятие их на время тренинга.
II. Основная часть.
Ведущий. Тема нашего сегодняшнего занятия - “Лидерство”. Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: “Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?” У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.
Упражнение “Лидер — это”
Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – “Я-лидер!”. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.
Обсуждение. В заключение на листе ватмана записываем набор лидерских качеств. Итак, “Лидер-это…”. Затем получившиеся качества вырезаем и скотчем прикрепляем к человеку, который не считает себя лидером, но хотел бы развить в себе лидерские качества.
Тест “Лидер ли я?”
Инструкция к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов”.
Тестовый материал
1. Что для вас важнее в игре?
А) Победа.
Б) Развлечение.
2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
А) Да.
Б) Нет.
4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А) Да.
Б) Нет.
5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
А) Да.
Б) Нет.
6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?
А) Да.
Б) Нет
7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А) Да.
Б) Нет.
8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
А) Нет.
Б) Да.
9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А) Да.
В) Нет.
10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
А) Да.
Б) Нет.
Обработка и интерпретация результатов теста:
Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.
- Высокий уровень лидерства — А = 7-10 баллов.
- Средний уровень лидерства — А = 4-6 баллов.
- Низкий уровень лидерства — А = 1-3 балла.
Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
Упражнение “Круг и Я”
Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.
Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!
Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!
В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?
Упражнение “Без командира”
Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.
В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.
Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!
— Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.
Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:
— в колонну по росту
— в два круга
— в треугольник
— в шеренгу по росту
— в четыре колонны с одинаковым количеством участников
— в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос
В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.
Обсуждение. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?
Кто из вас лидер по натуре?
Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?
Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?
Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?
“Путешествие с дикими гусями”
Участники группы получают текст: “Дикие гуси летят особым “строем” — клином. Стаю ведёт вперёд вожак, который является вершиной птичьего клина, на нём же — основная тяжесть полёта – почему?
Дело в том, что строй гусиной стаи отличается особой организацией. Клин позволяет гусям, следующим за вожаком, экономить физические силы. Каждому из гусей удаётся сохранить расход его собственной физической энергии за счёт работы крыльев его соседей. Каждая птица летит так, чтобы присоединиться к остальным, — в едином ритме. Это делается для того, чтобы энергетическое поле стаи увеличивалось движением каждой птицы. Гуси обмениваются энергией не только друг с другом, но и с энергетическим полем всего воздуха.
Размах крыльев соседа создаёт благоприятное аэродинамическое поле для летящего гуся: подсчитано, что полёт в стае сохраняет до 70% энергии в сравнении с полётом птицы-одиночки!!! Если во время п
urok.1sept.ru
Тренинг развития коммуникативных и лидерских качеств подростков «Я – лидер»
Лидерство — желанная цель для
многих. Лидера уважают, прислушиваются
к его замечаниям и советам, пытаются ему
подражать и дружить с ним.
Пояснительная записка.
Современное общество требует от человека наличия таких качеств, как решительность и целеустремленность, которые в совокупности с другими навыками формируют в человеке лидера. Общество требует от своих граждан наличие “активной гражданской позиции”, что подразумевает в числе прочих наличие своего мнения и умения отстаивать его; решимость в достижении намеченных целей, стремление вперед. Наличие такой позиции у человека есть проявление “лидерских” качеств личности.
Секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Детям нравиться быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха. Наша задача показать детям, что каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Главное определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успеха. В подростковом возрасте у человека появляется потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества.
Подростковый возраст чрезвычайно важный период в становлении личности. В этот период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения.
Развитие лидерских качеств у подростков ярко выражено: уже в школе видно, кто из детей раскрывает свой внутренний потенциал или хотя бы пытается, а кто и вовсе не видит в этом необходимости. Хорошо, если ребенок стремится быть лидером, быть первым в своей компании. Данная программа тренинговых занятий разработана для воспитания ответственных, инициативных, творческих, целеустремленных лидеров. Программа ориентирована на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Курс занятий сможет помочь подросткам более полно и объективно осознавать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.
Цель:
создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в коррекционно-практические занятия.Задачи:
Развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми;Целевая группа: дети школьного возраста (13–16 лет).
Необходимый материал: с
пички, свечка, карандаши, фломастеры, бумага, ватман, карточки с эмоциями.Продолжительность тренинга:
5 дней, 1 час ежедневно. Количество человек в группе: 10-15.Занятие 1. Лидер – кто он?
Цель:
знакомство, создание атмосферы доверия и взаимопонимания; побуждение интереса к занятиям; актуализация знаний о лидерстве, развитие коммуникативных способностей.Материал: спички, карточки с эмоциями, свеча.
1. Знакомство.
Каждый участник рассказывает о себе, пока горит спичка.
— Имя. Кто по знаку зодиака?
— Любимое время года, блюдо, хобби?
— Какое качество своего характера вы считаете наиболее ценным?
2. Снежный ком.
Участник называет свое имя и свое качество на первую букву имени. Следующий участник повторяет предыдущего и называет свое имя и качество. Последний участник должен повторить имена и качества всех участников.
3. Принятие правил работы в группе:
— Доверительный стиль общения
— Общение по принципу “Здесь и сейчас”.
— Персонификация высказывания “от собственного имени”.
— Недопустимость оценок в адрес другого.
— Активное участие во всех упражнениях.
— Уважение к говорящему, принцип активного слушания.
Обсуждение правил и принятие их на время тренинга.
4. Дискуссия “Кто такой лидер”.
Лидер это авторитетный человек, которому доверяют в коллективе, с мнением которого считаются и позволяют принимать решения за весь коллектив. Лидера никто не назначает, не выбирает, он появляется в ходе развития отношений в коллективе. Лидер принимает решения, ведет за собой весь коллектив, чувствует настроение окружающих, участвует в решении конфликтов, несет большую ответственность за свои поступки, чем другие люди в коллективе. Коллектив доверяет ему. Быть лидером нелегко, почему же у некоторых это получается само собой? Можно ли добиться признания и повести за собой весь класс?
Давайте по-рассуждаем, как стать лидером в коллективе, а для начала выясним, как вы понимаете, кто такой лидер (ответы уч-ся). В психологии принято различать следующие типы лидеров..
- Эмоциональный лидер – умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе;
- Лидер-критик – умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны;
- Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи;
- Лидер-организатор – умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками;
- Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности;
Все это требует наличие определенных качеств, включая смелость, представительность, умение не отклоняться от поставленной цели, понятливость, энергичность, аналитические способности, уверенность в собственные силы, организаторские способности, сильная воля.
5. Упражнение “Передать одним словом”
Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово “Здравствуйте” с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.
Та же задача только теперь читаем короткий стишок “уронили мишку на пол”.
Список эмоций.
- Радость.
- Удивление.
- Сожаление.
- Разочарование.
- Подозрительность.
- Грусть.
- Веселье.
- Холодное равнодушие.
- Спокойствие.
- Заинтересованность.
- Уверенность.
- Желание помочь.
- Усталость.
- Волнение.
- Энтузиазм.
- Рефлексия:
Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
Помимо общения словами, есть не вербальное общение.
Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.
6. Упражнение “Всеобщее внимание”
Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.
Рефлексия: (5 минут)
Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?
7. Свеча.
Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.
Занятие 2. Чемодан лидера.
Цель: развитие коммуникативных и организаторских качеств; создание атмосферы доверия; развитие .
Материал: текст прогноза погоды, свеча.
1. Нетрадиционное приветствие.
Хаотично передвигаясь по комнате, участники при встрече с кем либо приветствуют его следующим образом:
- Кивком головы;
- Улыбкой;
- Глазами;
- Рукопожатием;
- Прикосновением плечом к плечу;
- Прикосновением спины к спине;
- Прикосновением коленки к коленке.
2. Меняются те, кто…
Один участник – ведущий. Стульев на одного меньше. Ведущий продолжает фразу “меняются те кто…”. Те, кто подходят под признак – меняются местами. Ведущий старается занять свободное место. Тот, кто не успел занять стул, становится ведущим.
3. Чемодан лидера.
Упражнение 1. Прочитайте любой текст, хотя бы прогноз погоды, шепотом, с максимальной громкостью, как будто вы замерзли, как будто во рту горячая каша.
“А знаете ли вы, что у индейцев есть поверье, что медведи являются человеческой расой. И свои убеждения они подтверждают тем, что у них по пять пальцев на лапах, все представители их рода имеют общие характерные особенности, а также медведи могут ходить и бегать на двух лапах и у них портятся зубы от сладкого, как и у человека ”.
Упражнение 2.
То же самое, в сочетании со всем перечисленным, но как бы прочитал инопланетянин, человек, только что научившийся говорить, робот, пятилетний ребенок; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности не будет.Упражнение 3.
Посидите на стуле так, как сидят председатель Верховного Совета, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.Упражнение 4.
Изобразите, как ходит младенец, лев, артист балета, французский король, индейский вождь.Упражнение 5.
Улыбнитесь, как улыбаются очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, влюбленный юноша своей девушке, волк зайцу.Упражнение 6.
Нахмурьтесь, как король Лир, ребенок, у которого отняли игрушку, Наполеон, человек, желающий скрыть улыбку, рассерженный попугай.4. Упражнение “Без командира”.
Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.
В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.
Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!
— Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.
Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:
— в колонну по росту
— в два круга
— в треугольник
— в шеренгу по росту
— в четыре колонны с одинаковым количеством участников
— в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос
В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.
Обсуждение. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?
Кто из вас лидер по натуре?
Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?
Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?
Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?
5. Свеча.
Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали?
urok.1sept.ru
Как стать лидером? 3 эффективных упражнения для развития лидерских качеств
Прочитали уйму информации, но так и не нашли ответа на вопрос: «Как стать лидером?» Итак, давайте разберемся, кто такой лидер и какими качествами он должен обладать.
В статье расскажем:
- Кто такой лидер?
- Типы лидеров
- Какими качествами должен обладать лидер
- Как сформировать и развить лидерские качества?
- 3 эффективных упражнения по развитию лидерских качеств
Кто такой лидер
Лидер — человек обладающий авторитетом в группе людей, команде, коллективе. Лидер мотивирует коллектив на выполнение задач и достижение определенных результатов, стремится к личному успеху, успеху проекта или группы.
Яркий пример лидерства — Наталья Фефилова, директор по развитию 404 Group. Наталья рассказала нам о своем становлении в роли лидера.
Наталья создала такой отдел, сотрудников которого усиленно переманивали конкуренты на рынке. Наличие в резюме отметки о том, что человек работал в компании, становилось лучшей рекомендацией при устройстве на новую работу.
В сложных, кризисных условиях в компании Наталье удалось удержать команду, сплотить сотрудников (и клиентов) и выживать на протяжении 1,5 лет. Клиенты и сотрудники становились буквально защитниками бренда, потому что Наталья много общалась с ними лично. При отсутствии видения от владельцев бизнеса она придумала модель «маленьких видений», чтобы дать команде представление о том самом будущем, которое было необходимо.
Типы лидерства
Социальные психологи выделяют 3 основных типа лидерства:
-
- Лидер-организатор – активист, организует все мероприятия и помогает разрешить большинство проблем коллектива. Умеет взбодрить и поддержать. Сосредоточен на решении поставленной задачи.
- Лидер-борец – готов отстаивать свою точку зрения до последнего. Не боится рисковать. Берется за сложные проекты, которые некоторым могут показаться неразрешимыми.
- Лидер-тиран – властный и авторитетный человек. Очень часто внушает подчиненным чувство повиновения. Его безропотно слушаются и порой даже боятся.
Какими качествами должен обладать лидер
Сильные стороны лидера
Сильные стороны лидера заключаются в следующем:
- Уверенность. Лидер всегда уверен в собственных силах и в критических ситуациях он действует смело и решительно.
- Харизма. Харизматический лидер способен произвести на окружающих сильное впечатление, обаять и зарядить на успех.
- Хладнокровие. Умение оставаться хладнокровным в любой ситуации – одно из главных преимуществ лидера.
- Самообладание. Лидер должен выдерживать перепады настроения и уметь взять себя в руки.
- Настойчивость. В достижении целей плюсом для лидера является упорство и настойчивость.
- Решительность. Настоящий лидер должен быть решительным и способным на разумный риск. Сильные качества лидера помогают ему добиться больших успехов в жизни.
Слабые стороны лидера
У каждого человека, даже лидера, есть свои слабые стороны. Например, излишняя самокритичность или «мания величия». Главное, вовремя признать свои слабости и начать работать над ними.
Что делает лидер
Лидер всегда четко видит цель и планирует оптимальные этапы ее достижения. Он анализирует и трезво оценивает текущую ситуацию. Мотивирует, вдохновляет и контролирует команду. Лидер умеет признавать свою вину за неправильные действия. Лидер проводит работу над ошибками и ищет пути их разрешения.
Яркий пример эффективного лидерства — Стив Джобс, основатель компании Apple. Он был жестким и требовательным руководителем. Джобс был одержим стремлением сделать лучшую продукцию и довести ее до совершенства. Он внимательно относился к мельчайшим деталям во всем. Стив Джобс заряжал энтузиазмом окружающих. Создавал атмосферу сплоченности в коллективе, где каждый из подчиненных вносил свой вклад в достижении целей. Он был одним из выдающихся лидеров в мире.
Какими навыками и умениями обладает лидер
Вот несколько главных умений и навыков лидера:
- Умение убеждать и вдохновлять. Оно является одним из ключевых качеств лидера. Лидер должен уметь воодушевить команду и убедить, что они могут достичь любой цели.
- Способность принимать решения и нести за них ответственность. К слову, лидер несет ответственность не только за принятие правильности своего решения, но и ответственность за свою команду.
- Навыки постановки и достижения цели. В бесконечной гонке за успехом очень важно разглядеть нужную цель, разработать стратегию и достигнуть результата.
- Способность концентрироваться на самом важном. Сконцентрироваться на проблеме и ее решении, не «распыляться» на другие задачи — важный навык лидера. Без этого об успехе во всех делах можно забыть.
- Умение слушать. Также основа успеха — умение слушать, слышать и взаимодействовать с командой.
Эти навыки необходимы, чтобы стать лидером. Поэтому, старайтесь развить их максимально.
Как сформировать и развить лидерские качества
Развитие лидерских качеств — долгий и упорный процесс. Он требует постоянной работы и контроля над собой.
Для развития и формирования лидерских качеств нужно придерживаться нескольких правил:
Правило № 1. Ежедневно планируйте свои дела. Самое важное условие в достижении намеченной цели — правильно установить, распределить задачи и время на их реализацию. Тщательно записывайте на бумаге цели, мысли, стратегии. С вечера составляйте подробный план на день и старайтесь придерживаться его.
Правило № 2. Сохраняйте спокойствие. Лидер должен всегда контролировать свои эмоции. В важных делах нельзя рубить с плеча. Нужно стараться сохранять спокойствие и принимать решения обдуманно. Во время стрессовой ситуации старайтесь дышать медленно, делая глубокий вдох и выдох. Успокоились? Теперь можно обдумать решение проблемы.
Правило № 3. Будьте ответственны. Лидер ответственен за правильность постановки и выполнение цели. Поэтому следите за выполнением поставленных задач перед командой.
Правило № 4. Следите за своим имиджем. Привлекательный внешний вид, хорошие манеры, поза — все это играет главную роль, на которой строятся отношения лидера и коллектива. Расправьте плечи, выпрямите спину. Во время разговоров смотрите в глаза собеседнику и будьте спокойны. Следите за внешним видом. Помните, что неопрятный человек с всклокоченными волосами не внушает никакого доверия.
Можно развить перечисленные качества самостоятельно либо обратиться за помощью к профессионалам и пройти, например, курсы по имиджу или курсы ораторского мастерства.
Советы и рекомендации будущим лидерам
Очень часто будущий лидер не знает с чего начать свое становление. Отсюда возникает страх, что ничего не получится, и вообще это была плохая затея.
Предлагаем начать путь вашего лидерства с выполнения основных рекомендаций:
- Ставьте цели по SMART. Многие терпят неудачи из-за того, что поставили размытую цель и не знают конкретно, чего хотят добиться. Ставьте перед собой точную цель. Продумайте сроки и методы ее реализации. Мысленно представьте результат и запишите его на бумаге.
- Не бойтесь выйти из зоны комфорта. Страх перед неизвестным часто мешает сделать первый шаг. Научитесь избавляться от страха. Предположим, вы боитесь выступать перед аудиторией. Поставьте перед собой цель избавиться от этой фобии. Определите, что в этой ситуации сложно для вас и составьте план реализации действия. Например, выступить с небольшой презентацией перед коллегами. Важный атрибут лидера — умение побеждать свои страхи. Успеха можно достичь только путем проб и ошибок, перешагнув через неуверенность, страх перемен и неудач.
- Займитесь саморазвитием. Хотите стать непревзойденным лидером? Начните посещать курсы по развитию лидерских качеств, читайте блоги, рассылки успешных людей и перенимайте их опыт. Изучайте иностранный язык и тренируйте память. Расширяйте кругозор.
- Чаще выступайте публично. Завоевать доверие и произвести впечатление на окружающих правильной грамотной речью — важный навык лидера. Для развития этих качеств можно посетить курсы ораторского мастерства.
Можно, конечно, не проходить никаких курсов и учиться самостоятельно, но переняв опыт у мастеров своего дела, успеха можно добиться быстрее. Помните, нет ничего невозможного. Главное — ваше желание и упорство.
5 лучших книг для развития лидерских качеств:
- «21 неопровержимый закон лидерства», Джон Максвелл. Автор ставит под сомнение фразу «Лидерами рождаются, а не становятся». В каждой главе автор раскрывает суть законов лидерства и на примере других показывает, как можно применить их в своей жизни.
- «Разверните ваш корабль», Дэвид Марке. Книга написана капитаном атомной подводной лодки. В ней он рассказывает о своем опыте изменения механизма взаимодействия между членами экипажа и преодолении любых преград к заветной цели.
- «7 навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови. Международный бестселлер для людей, стремящихся развить свой потенциал. Автор рассказывает, что каждый человек может преодолеть любые преграды, самосовершенствуясь и становясь лучшей версией самого себя.
- «На пределе. Неделя без жалости к себе», Эрик Бертран. Главная идея автора — прожить всего 7 дней на пределе своих возможностей. В книге он рассказывает об интенсивной программе, которую нужно выполнить, чтобы стать лучшей версией самого себя. После прохождения интенсива многие препятствия покажутся вам пустяком.
- «Харизма лидера», Радислав Гандапас. Известный в России специалист по лидерству рассказывает в своей книге, как можно развить способность влиять на людей, мотивировать, вдохновлять и увлекать общей целью.
3 лучших мотивирующих фильма для лидеров:
- «Уолл-стрит». В фильме рассказывается о молодом брокере, его ошеломительных взлетах и падениях. Он готов на все, чтобы добиться успеха в карьере. Фильм будет полезен для тех, кто неуверен в себе и боится совершить ошибку. Помните, ошибки закаляют характер.
- «Гарвардский бомж». Фильм основан на реальных событиях. Героиня, выросшая в семье наркоманов, пытается выбраться с самого дна жизни и у нее это получается. Она находит в себе силы встать и двигаться вперед. Если вам кажется, что ничего не получается и вы на грани отчаяния — посмотрите этот фильм. Возможно, после просмотра, вы измените свою точку зрения и начнете действовать.
- «В погоне за счастьем». У главного героя жизнь идет под откос. Жена ушла, оставив маленького сына, из квартиры выселили. Он устраивается на работу своей мечты — в трейдинговую компанию. Правда пока стажером. Постоянные недоедания, недосып, ночлег в туалете и бесплатных хостелах. Он все выдержал. Он построил бизнес и стал преуспевающим миллионером. Этот фильм будет полезен для тех, кто утратил веру в победу, столкнувшись с непреодолимыми препятствиями.
Герои этих фильмов не опустили руки. Они боролись за свою судьбу, несмотря на голод, усталость и неудачи. У них есть чему поучиться. В разные периоды жизни, когда кажется, что все потеряно и вы ничего не сможете добиться — пересматривайте эти фильмы. Они помогут справиться с унынием и зарядят мотивацией.
Упражнения для развития лидерских качеств от Натальи Фефиловой, директора по развитию 404 Group
Есть специальные упражнения для развития лидерских качеств:
Упражнение «Мои лидеры» — учимся учиться у других
- Назовите не менее трех лидеров, с которыми вас сталкивала судьба.
- Выставьте им оценку как лидерам: хорошо, удовлетворительно или плохо.
- Теперь укажите три основные характеристики каждого из них.
- Из получившихся девяти характеристик выберите три, которые повлияли на ваши собственные взгляды.
Упражнение «Моя победа» — развитие личностной целостности и мотивации
Вспомните и запишите любую свою победу. Неважно, в чем: игра, учеба, работа. Что-либо, что было с вами и в чем вы были лучше других. Не важен размер этого достижения.
Теперь, попробуйте понять, что именно вы сделали лучше других. Что позволило вам быть лучше. Это может быть умение или знание или понимание какого-то принципа. Запишите.
А теперь представьте себе, что вас спрашивают «как это тебе удалось?» Представьте себе, что объясняете другим, как они могли быть лучше. А теперь представьте себе, всех тех людей в своей стране, на нашей планете, которым вы бы могли помочь улучшить их результаты.
Все! Вы — лидер для определенной части людей. Неважно, как много людей, которым вы могли бы помочь. Главное — вы уже могли стать лидером. И значит вы сможете в будущем.
Это упражнение можно выполнять несколько раз для разных достижений.
Упражнение «Резинка» — развитие уверенности
Это довольно известное упражнение, полезное не только лидерам.
Вспомните моменты, когда вы испытывали чувство максимальной уверенности в себе. Может быть, это был успешно сданный экзамен, лучший результат на спортивных соревнованиях, выступление на концерте, или вы просто что-то сумели сделать лучше других.
Вспомните момент, когда вы почувствовали себя героем. Еще раз, эмоционально ярко переживите его. Отметьте опорные симптомы вашей уверенности.
На запястье левой руки наденьте медицинскую резинку. Теперь, повторяя вышеописанную технику, почувствовав прилив неуверенности, нужно оттянуть и резко отпустить резинку, «заякорив» болевым ощущением неуверенность. Боль блокирует ее.
Вызвав в себе состояние уверенности, нужно подкрепить их положительной эмоцией, например, выпить чашку любимого кофе или съесть шоколадную конфету.
Достаточно поработать с резинкой месяц-другой и можно будет отказаться и от нее, научившись фиксировать уверенность у себя.
Если вы решили стать лидером во что бы то не стоило — не останавливайтесь на полпути. Идите вперед к своей мечте, используйте описанные нами упражнения и повышайте веру в себя. Успехов вам!
Вам также может быть интересно:
1.Как не бояться говорить: секреты публичного выступления от мастеров ораторского искусства
2.Как стать менеджером? 7 направлений, в которых вы легко можете стать успешным руководителем
3. 3 проверенных психологических метода, как научиться управлять людьми
courseburg.ru
Упражнение 1. «Единство»
Цель упражнения: — выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне; — формирование эмоционально-волевого единства группы.
Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число.
Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.
Упражнение 2. «Шурум-бурум»
Водящему предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося только слова «шурум-бурум», показать задуманное им чувство.
Упражнение 3. «Побег из тюрьмы»
Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: «Первая шеренга будет играть преступников, вторая — их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания сообщники с помощью жестов и мимики должны «рассказать» преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый «сообщник» спасает одного «преступника»)». После окончания игры «преступники» рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.
Тренинг лидерства
В самом широком смысле лидерство можно определить, как способность влиять на других в направлении достижения определенной цели. Таким образом, лидер ведет сотрудника или группу сотрудников к определенной цели. В деловой сфере лидерство же определяют, как «умение сделать так, чтобы другие люди захотели выполнить задачу». Таким образом, лидерство тесно связано с созданием мотивации и влиянием на других людей.
Лидер — это человек, который привержен идее «создать мир, к которому хотят принадлежать люди». Данная приверженность требует наличия определенного набора моделей и способностей для эффективного и экологичного выражения видения, которое породило эту приверженность. Сюда следует включить коммуникацию, взаимодействие и управление отношениями внутри организации, группы людей или социальной системы, которых вы хотите вести в соответствии с вашими высочайшими устремлениями. Лидерство необходимо в тех ситуациях, когда требуется на что-то повлиять, т. е. в ситуациях изменения.
Генри Минтцберг называет следующие навыки необходимые успешному руководителю и подлинному лидеру:
1. Искусство быть равным – способность установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
2. Искусство разрешать конфликты – способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
3. Искусство обрабатывать информацию – способность систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
4. Искусство принимать нестандартные управленческие решения – способность находить решение проблемы в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны.
5. Искусство распределять ресурсы в организации – способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
6. Искусство самоанализа – способность осознавать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть влияние лидерства на организацию.
Цель тренинга: диагностика и развитие управленческой, социально-психологической и личностной компетентности руководителей.
Задачи:
— понимание природы лидерства;
— освоение технологий лидерского поведения;
— отработка навыка работы в команде;
— отработка навыка построения эффективных коммуникаций;
— актуализация личностного потенциала;
— усиление своих способностей влияния на людей.
Упражнение 1. «Портрет эффективного лидера»
Группа делится на четыре мини-группы. В течение 10 минут каждая мини-группа должна составить портрет эффективного лидера.
После обсуждения происходит защита проектов и анализ процесса и результата работы группы. От каждой мини-группы выступает один участник. Происходит дискуссия, сравнение общего и различного в материалах, представленных группами.
Вопросы для обсуждения:
— кто занимал позицию лидера при выполнении задания?
— как работала мини-группа, как был организован процесс обсуждения?
— как распределялись роли?
— на каком принципе основывалось формирование портрета эффективного лидера?
Стоит обратить внимание на стиль поведения выступающего.
Упражнение 2. «Мы – команда?»
Ведущий раздает участникам бланки задания. В течение семи минут участники работают со списком утверждений.
Инструкция. Выберите из предложенного списка и отметьте символические определения, которые могут быть отнесены к команде, с которой вы работаете в своей организации.
«Пассажиры автобуса»: каждому важно только доехать до своей остановки, и никого не волнуют проблемы водителя.
«Мы и он»: подчиненные осознают глубокие различия собственных интересов и интересов руководителя.
«Один на поле, остальные на трибунах»: руководитель работает за всех, подчиненные наблюдают, изредка хлопают и комментируют.
«Каждый несет свой чемодан без ручки»: большая нагрузка на всех без прав и ресурсов.
«Хор солистов»: сильные профессионалы, но не «спевшиеся» между собой, не склонные к совместной работе.
«Серпентарий единомышленников»: люди работают вместе, при этом находясь в остром конфликте между собой.
«Уважайте меня, бездельники, полюбите меня, тупицы!»: руководитель унижает своих подчиненных, но требует высокой лояльности к себе, личной преданности.
«Грозный отец и напуганные дети»: руководитель настойчиво подключает подчиненных к общефирменным решениям, расправляясь с каждым за ошибки, неудачи, оплошности.
«Много умных, мало взрослых»: либо специалисты избегают принятия на себя ответственности, уклоняются от принятий решений общефирменного уровня, во всем полагаясь на лидера, либо он сам считает: «Они молодцы, но мне виднее».
«Негативная селекция»: руководитель намеренно подбирает подчиненных, чей уровень интеллекта и профессионализма заведомо ниже его уровня.
Эффективно работающая команда: цели ясны, роли распределены, позиции обозначены.
Упражнение 3. «Упаковка чемоданов»
Ведущий предлагает участникам написать на листе бумаги свое имя и разделить лист пополам. Левая половина — стороны личности, помогающие лидерству (+), правая — стороны личности, мешающие лидерству (-). Все по очереди заполняют листы каждого участника группы. Написавший свое мнение об участнике передает лист по кругу, причем сворачивает лист так, чтобы написанное было не видно. Когда каждый напишет свое мнение о каждом, участники знакомятся с содержанием своего листа и по желанию выражают свое отношение к прочитанному.
Тренинг уверенности в себе
Уверенность в себе − переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место в тех случаях, когда самооценка человека в этом виде деятельности соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше или ниже реальных возможностей, имеет место, соответственно, самоуверенность или неуверенность в себе. Уверенность в себе (равно как неуверенность или самоуверенность) может проявляться в отдельных видах деятельности или отношениях к действительности, но может стать и устойчивым качеством личности, распространяясь на те виды деятельности, в которых у человека нет еще опыта.
Проявления неуверенности в себе в межличностных отношениях:
-социальный страх;
— заниженная самооценка;
— нерациональные убеждения;
— излишнее стремление «соблюдать приличия»;
— отсутствие навыков выражения чувств.
В тренинге уверенности на основе умения различать уверенность, неуверенность, агрессивность и социальную компетентность тренируют навыки уверенности в себе, обычно начиная с навыков уверенного отстаивания своих прав в формальных, функциональных отношениях.
Уверенность в межличностных отношениях − это умение открыто и смело говорить другому человеку о своих чувствах и желаниях, не ожидая от него немедленных ответных действий.
Это умение предполагает владение несколькими несложными навыками и главное — использование этих навыков в ситуациях межличностного взаимодействия.
1. Умение видеть и понимать чувства, которые испытывает другой человек, и догадываться о его желаниях на основании особенностей его поведения.
2. Умение понимать свои желания и чувства и открыто о них говорить. Признаться самому себе в своих чувствах и решить, что конкретно хочешь — очень важный навык. Уверенный в себе человек обычно точно знает, что ему нужно, что приносит ему удовольствие и поэтому такому человеку легче добиться своего.
3. Умение открыто отражать чувства и желания других. Этот навык заключается в том, что уверенный в себе человек в состоянии помочь партнеру выразить его чувства и сформулировать его желания для него самого и для других.
4. Умение открыто говорить о своих чувствах и желаниях. Навык заключается в том, чтобы точно назвать свои чувства и ясно сформулировать свои желания — от первого лица и при этом воздержаться от агрессивности и иронии в отношении партнера.
Эти навыки у уверенных людей соединяются в несложную последовательность действий, которая называется «уверенность в ситуациях межличностного взаимодействия: открытое выражение чувств».
Упражнение 1. «Вопросы в шляпе» (20 мин.)
Каждый пишет на карточке вопрос — проблему, на который хотел бы получить ответ. Карточки с вопросами складываются в шляпу и перемешиваются. Участники в произвольном порядке вытаскивают карточки и отвечают на вопрос. Возможно обсуждение.
Упражнение 2. Тренинг чувства юмора «сочини анекдот про себя»
(посмейся над собой) (20 мин.).
Ведущий рассказывает о чувстве юмора как защитном механизме. Участники в анекдотичной форме рассказывают какую-либо историю о себе. Анекдот должен быть непродолжительным по времени, правдивым и смешным. Работа ведется с личностным содержанием анекдота. Возможно внушение в виде: «теперь ты понимаешь, что над этим можно смеяться и не опасаться своего смеха».
Упражнение 3. «Перевоплощение в предмет» (20 мин.)
На стульях или на столе раскладывается 12-15 разнообразных предметов (предметов должно быть на 3-5 шт. больше, чем участников группы). Это могут быть: ручка, носовой платок, мягкая игрушка, губная помада, зеркало, скрепка и т.п. Задача участника – выбрать понравившийся предмет, а затем представить себе, что он является этим предметом и рассказать о предмете от первого лица. Например: «Я — губная помада. Я живу в косметичке у неряшливой хозяйки…».
Это упражнение требует грамотного обсуждения, так как участник группы идентифицируется с выбранным предметом, а предмет служит маской, которая позволяет устранить барьер и полнее раскрыться.
studfile.net