Девиация – типы, теории, формы, причины, виды
Для создания гармоничного и культурного общества были придуманы правила и законы. Они регулируют взаимоотношения между людьми, которые должны следить за своим поведением, чтобы не получить наказания или порицания. Однако нередкими формами поведения являются девиации. Часто различные типы и виды девиантного поведения проявляют подростки. Причины здесь рассматриваются различные, как и теории.
Девиация передает форму поведения, которая отличается от нормы. Следует понимать, что в каждой культурной среде данное поведение является разным. Так, в кругу деловых людей следует соблюдать деловой этикет, однако при попадании домой человек может отыгрывать другие поведенческие роли.
Следует понимать, что в каждом государстве есть свои правила и этикет поведения. В одной культурной среде может быть принято целовать в щеку партнера при встрече с ним, а в другой – запрещаться. В одной среде может быть принято выбрасывать вещи из окон, в другой – запрещаться.
Девиация – это выходящее за рамки принятых норм поведение. Иногда это может быть продиктовано детской незрелостью, в других случаях – попаданием в среду с другими поведенческими нормами, в третьих – желанием протестовать против общественных порядков. Каждый случай уникален, поэтому не следует судить однозначно и категорично.
Что такое девиация?
Когда люди не могут наладить отношения между собой, нередко речь может идти о девиантном поведении партнеров. Что такое девиация? Это поведение, выходящее за рамки общепринятых норм. В стране установлены определенные традиции, правила, законы и этикет, который регулирует взаимоотношения между людьми. Любые нарушения, дестабилизирующие гармоничное взаимоотношение, являются девиантными.
Яркими примерами являются такие действия:
Данные действия могут наказываться правоохранительными органами. Однако существует множество видов других девиаций, которые совершаются людьми, но не наказываются, а лишь порицаются, критикуются, не принимаются. Ими могут быть:
- Выражение оскорбления.
- Жестокое поведение.
- Драки.
- Переворачивание мусорных ведер.
- Разбрасывание мусора по дороге.
- Громкий смех в общественном месте и пр.
Девиантное поведение часто наблюдается у подростков. Вспомним известное выражение – «трудный подросток». Оно включает в себя поведение юношей и девушек, которые совершают поступки, противоречащие нормам морали и этики. Например, играют на гитаре по ночам, разрисовывают стены граффити, грубят взрослым и т. д.
Нередко родители называют подростков трудными тогда, когда не могут их подчинить своей воле. К примеру, ребенок хочет носить черные с дырками джинсы, а родители покупают брюки. Кажется, что подросток ведет себя девиантно, поскольку разрушается внутрисемейное понимание. На самом деле речь в таком случае может идти всего лишь о желании ребенка отстоять свое мнение. Он может иметь отличное мнение от родительского. Почему это называется девиацией? На самом деле ничего девиантного психологи в этом не отмечают.
Нормы поведения устанавливаются обществом с целью создания такой среды, где каждый сможет чувствовать себя спокойно и налажено. Когда данные порядки нарушаются, общество это различными способами порицает. Преступные действия жестоко наказываются.
Виды девиации
Девиантное поведение может различными способами классифицировать. Клейберг выделил такие виды девиации:
- Негативная (наркомания). Данное поведение однозначно у всех вызывает негативную реакцию.
- Позитивная (самопожертвование). Данное поведение хоть и выходит за рамки общепринятого, считается странным и непонятным, однако социум не видит никакого вреда в поступках человека, поэтому и не выражает негатива.
- Социально нейтральная (попрошайничество).
Е. Змановская дала свою классификацию видов девиации, основываясь на последствиях поведения и нарушаемых нормах. Она выделила такие виды девиации:
- Антисоциальное поведение, которое угрожает социальному порядку и благополучию гражданам.
- Асоциальное поведение, которое угрожает лишь благополучному установлению межличностных взаимоотношений, поскольку нарушает нравственные и этические нормы.
- Аутодеструктивное поведение, которое вредит самому человеку. Сюда относят суицидальные наклонности и различные зависимости.
Надежда Майсак дает свою классификацию видов девиации, основываясь на трех показателях: направленности, характере проявления и уровне социального одобрения:
- По направленности и характеру проявления:
- Конструктивная – различные виды творческого проявления.
- Аутодеструктивная, которая в свою очередь делится на суицидальную и аддиктивную (зависимости).
- Внешнедеструктивная, которая делится на коммуникативную и противоправную.
- По уровню социального одобрения:
- Социально одобряемая и просоциальная (адаптированная к общественным нормам).
- Социально нейтральная, которая не вызывает никаких эмоций либо пока не имеет четких критериев оценивания.
- Социально неодобряемая, когда поступки однозначно не одобряются общество либо даже наказываются.
Формы девиации

С целью понимания того, какое поведение является антисоциальным, следует выделить конкретные формы девиации:
- Проституция.
- Наркомания.
- Преступность.
- Алкоголизм.
- Суицидальное поведение.
Сайт психологической помощи psymedcare.ru отмечает, что проявление негативных и положительных форм девиации является нормальным. Пока существуют кем-то придуманные нормы, будут возникать различные формы, противоречащие им. Это скорее связано не с желанием протеста, а с потребностью свободно проявлять себя, особенно если только девиантным поведением можно достичь поставленной цели.
В культурных странах существует множество форм девиации, поскольку существует множество норм, правил и законов того, как следует себя вести правильно. А человек не может ограничивать себя, особенно если этому способствуют какие-то факторы. Ярким примером может стать нестабильное положение в стране, когда человек является неудовлетворенным собственной жизнью. В таком случае неизбежны различные девиантные проявления, которые направлены на устранение негативного отношения и ощущений.
Пожалуй, пока не существует такой целостной системы, которая бы полностью исключала девиантное поведение. Пока что люди способны только наказывать антисоциальное поведение. Однако данная мера не помогает полностью исключить девиации.
Профилактикой может стать устранение тех причин, которые приводят к девиантному поведению. Она должна происходить на всех уровнях, а не только в конкретной группе лиц. Это потребует полной перестройки всего общества со всеми мерами его воспитания и программирования.
Причины девиации
Выделить конкретные причины девиации становится невозможным, поскольку существует множество факторов, которые могут подтолкнуть человека к отказу от соблюдения общепринятых правил и переходу к девиантному поведению. Существуют примеры того, как люди росли в благополучных семьях, однако на каком-то этапе отказывались от нравственно-моральных норм и становились преступниками.
Что толкает благополучного человека на совершение разрушительных поступков?
- Неустроенность жизни.
- Недовольство собой.
- Отсутствие желаемых целей.
- Понимание, что жизнь идет в неправильном направлении. И многое другое.
Довольно часто человек вынужден сначала усваивать общественные нормы, при этом его никто не спрашивает о том, а подходят и нравятся они ему. На каком-то этапе человек может воспротивиться тому, что ему насаждается извне, а не стало следствием его собственных суждений и желаний. В таком случае он может отойти от норм, позволив себе совершать поступки, которые наиболее ему приятны.
Зачастую специалисты выделяют две основные причины девиантного поведения:
- Особенности анатомического строения, особенно нервной системы. В данном случае человек уже рождается предрасположенным к определенному поведению.
- Особенности строения и формирования психики.
Частыми являются причины, исходящие из взаимоотношений внутри семьи, где рос и воспитывался человек. Девиантное поведение чаще всего наблюдается за теми подростками, детьми и взрослыми людьми, которые росли в неблагополучных семьях, где постоянно происходили конфликты, ссоры, непонимание, ущемление чьих-то прав и пр.
Однако индивид воспитывается не только семьей, но и социумом. А в нем существует множество норм, правил и порядков, которые нередко противоречат друг другу. Когда нет четкого устоя, возникает «аномия общества», то есть отрешенность человека и непринадлежность его к определенной группе. Это заставляет его действовать так, как он считает нужным, а не так, как это принято обществом.
Также следует учитывать тот факт, что в обществе существуют социальные слои, к которым человек может не принадлежать. Недовольство этим также может провоцировать негативное поведение.
Теории девиации
Существуют три основные теории девиации:
- Концепция физических типов, чье поведение зависит от физиологических особенностей. Таким образом, поведение человека объяснялось его физическими предрасположенностями, которые формировались с самого детства. Делались в свое время попытки найти конкретные черты внешности, которые бы заранее могли говорить о том, на что способен человек. Однако данная теория не имела успеха из-за наличия противоречащих данных: люди вне зависимости от внешности совершали девиантные поступки того или иного характера.
- Концепция внутриличностного конфликта, который и заставляет человека вести себя асоциально. Внутри каждого человека существует множество личностей, желаний и норм, которые могут противоречить друг другу. В тот момент, когда какая-то сторона выигрывает, человек придерживается того или иного поведения.
- Концепция неуспешной социализации индивида в обществе. В данном случае речь идет о том, что если человек не придерживается конформизма (полного подчинения общественным устоям), тогда он ищет другие способы приспособления. Некоторые из них могут быть асоциальными. Они во многом диктуются его желаниями, возможностями и умениями, которыми человек обладает.
Типы девиации
К типам девиации следует отнести следующие:
- Первичные и вторичные.
- Психические и культурные аномалии.
- Культурно одобряемые (положительная девиация) и культурно порицаемые проявления.
- Индивидуальные и групповые.
- Делинквентное (устойчивое поведение, нарушающее правовые нормы, но не влекущее ответственность), девиантное (поведение, разрушающее взаимоотношения между людьми) и криминальное (поведение противоправного характера, которое наказывается законом).
Причиной девиации может стать отсутствие реальных возможностей достичь желаемой цели. Человек может стремиться к тому, чего хотят все люди (к любви, богатству, счастью и здоровью). Однако он может видеть, что общество устроено так, что оно не позволяет ему достичь всего этого. В таком случае пробуются девиантные формы поведения.
Если какое-то поведение позволило человеку достичь желаемого, тогда он еще раз его повторит. Если «одобряемые» поступки не помогают, а «неодобряемые» позволяют достичь цели, тогда вторые превращаются в привычку.
Итог
Люди привыкли однозначно плохо относиться к девиантному поведению. Однако поступки все разные, даже если они считаются плохими. Многое зависит от того, в каких условиях они совершаются и каких итогов позволяют достичь. К примеру, человек будет вынужден применить физическую силу, если на него нападают другие люди и угрожают смертью. Хотя применение физической силы в отношении других лиц считается неправильным.
Девиантное поведение нередко позволяет обществу развиваться. Великие ученые не совершили бы своих открытий, если бы не расширили свой кругозор, который давало им общество. Творчество также является формой девиантного поведения, например, рок-группы, играющие в гаражах, носящие кожаные вещи и отпускающие длинные волосы.
Девиантное поведение влияет на продолжительность жизни лишь в том случае, если человек совершает преступные действия, связанные с насилием, физической силой и прочими противоправными действиями. Также девиантными становятся некоторые зависимости и склонность к самоубийству. Прочие виды девиации являются лишь морально-нравственными и не угрожающими человеку.
psymedcare.ru
Типы девиантного поведения и их характеристика, девиация определение
зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов:
1 — делинквентное — девиантное поведение, в крайних своих проявлениях являются действиями, влекущие за собой уголовное наказание.
Характерна для людей:
— с неустойчивым внутренним миром; человек совершает преступление под влиянием обстоятельств, или окружающих лиц;
— с высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм;
— могут лишь случайно совершить преступление
У этих людей в пределах волевой сознательной действия в силу индивидуально-психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предсказания будущего результата деликта (проступка) — не имеет существенного сус общей опасностей.
У таких людей сила побудительного мотива тормозит анализ негативных его последствий. Часто делинквентного действия опосредуются ситуационно-импульсивными или аффективными мотивам. Эти мотивы реализуются без этапа предварительного планирования и выбора адекватных объектов, целей, способов и программы действия для удовлетворения актуальной потребностейби.
Делинквентное поведение может проявиться, в частности, в озорстве и желании развлечься (например, подросток из любопытства и за компанию может бросать с балкона тяжелые предметы или еду у прохожих, получая или удовольствие от точности попадания в «жертву»; человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной в самолете бомбе; чтобы привлечь к себе внимание, молодой человек м оже попробовать залезть на телевизионную башнюйну башту).
2 — аддиктивное поведение — одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к бегству от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния через употребление некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, направленное на развитие и поддержание интенсивных эмоций.
Основной мотив личностей, склонных к аддиктивных форм поведения, — активная изменение психического состояния, не удовлетворяет их и рассматривается ими как»серый»,»скучный»,»монотонный»,»апатичный»
Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-то сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, вызвать какую-то существенную и выраженную эмоциональную реакцию
Жизнь ей видится неинтересным из-за его обыденность и однообразие. Человек не воспринимает того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-то делать, чем-то заниматься, придерживаться принятых в семье или обществе традиций и норм.
аддиктивного активность носит избирательный характер — в тех сферах жизни, которые хоть на время, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной нечувствительности (стагнации), она может проявить ты большую активность для достижения целей.
Особенности людей с аддиктивного формами поведения:я:
— пониженная выносливость к трудностям повседневной жизни наряду с хорошей выносливостью в кризисных ситуациях;
— скрытый комплекс неполноценности, который сочетается с преимуществом, которое внешне проявляется;
— внешняя социабельность, которая сочетается со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
— стремление говорить неправду;
— стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
— стремление к бегству от ответственности в принятии решений;
— стереотипность, повторяемость поведения;
— зависимость;
— тревожность
Предсказуемость, заданность собственной судьбы — дразнящий момент аддиктивного личности.
Виды девиантного поведения
Кризисные ситуации с их непередбачу-ность, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на котором они приобретаю ют уверенности в себе, самоуважения, чувство превосходства над другими. Отмечается феномен»жажды острых ощущений»(В. А. Петровский.. Петровський).
Е. Берн выделил шесть типов голода, у человека:
— за сенсорной стимуляцией;
— по признанию;
— за контактом и физическим поглаживания;
— сексуальный;
— структурный, или структурированием времени;
— за инцидентами
В рамках аддиктивного типа выделены типы обостряются — человек не находит удовлетворения чувства голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворенность реальностью, стимуляцией тех или иных видов деятельности. Она пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (предпочитает интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображением), признание неординарностью поступков (в том числе сексуальных), наполненностью времени событиями.
Плохая выносливость к трудностям повседневной жизни и догоряння в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких формируют в аддиктивных личностей скрытый»комплекс неполноценно ости»- они страдают, отличающиеся от других, способны»жить как люди»Этот комплекс возвращается ги-перкомпенсаторною реакцией — от заниженной самооценки человек переходит сразу к завышены й (минуя адекватную) появляется чувство превосходства над другими, это защитная психологическая функция, что способствует поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях (например, конфронтации с семьей или коллективомсім’єю чи колективом).
На аддиктивного человека действует большое влияние социума, ей приходится подстраиваться под нормы общества, она учится формально исполнять те социальные роли, которые ей навязываются обществом (зразковог го сына, внимательного собеседника, порядочного коллеги.
Внешняя социабельность, легкость настройки эмоциональных контактов сопровождается манипулятивной поведением и поверхностностью эмоциональных связей
Такой человек боится стойких и длительных эмоциональных контактов через быструю потерю интереса к одной и той же человека или вида деятельности, из-за страха ответственности за какое-то дело (например, мотив вом поведения»закоренелого холостяка», когда преобладают аддиктивные формы поведения, может быть страх ответственности за возможную жену и детей и зависимости от нихі від них).
Пытаясь скрыть свой»комплекс неполноценности», человек проявляет стремление говорить неправду, обманывать окружающих, обвинять других в собственных ошибках и промахах
Одной из основных черт в поведении аддиктивного личности является стремление к бегству от реальности
«Побег»заключается в том, что взамен гармоничного взаимодействия со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-то одном направлении, при этом человек сосредоточивается на узко направленной сфере деятельно ости (часто негармонично и такой, что разрушает личность), игнорируя концовуючи решту.
Н.
Пезешкиан выделяет четыре вида»бегства»от реальности:
-«бегство в тело»- переориентация на деятельность, направленную только на собственное физическое или психическое усовершенствования; гипер-компенсаторным становится захвата оздоровительными мероприятиями («паранойя здоровья»), сексуальная ими взаимодействиями, собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслаблениясобами розслаблення;
-«бегство в работу»- дисгармоничная фиксация на делам;
-«бегство в контакты или одиночество»- общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая другие, или количество контактов сводится к минимуму;
-«бегство в фантазии»- склонность к размышлениям и отсутствие желание воплощать в жизнь
3 — патохарактерологичний тип девиантного поведения — поведение, обусловлена ??патологическими изменениями характера, которые сформировались в процессе воспитания: расстройствами личности (психопатии), явно выраженными акцентуация характера, невротическим развитием особист тост.
дисгармоничность черт характера приводит к тому, что меняется вся структура психической деятельности человека
Наиболее характерные мотивы:
— стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний;
— тенденция к доминированию и властвования;
— упрямство;
— обидчивость;
— нетерпеливость к противодействию;
— склонность к самообвинения и поисков поводов для разрядки аффективного напряжения;
— эгоцентризм;
— жажда признания;
— завышенная самооценка;ка;
— стремление манипулировать окружающими и контролировать их (окружение рассматривается лишь как средство, должен служить удовлетворению потребностей данного человека)
По невротического развития личности девиации проявляются в виде невротических навязчивостей и ритуалов, которые пронизывают всю жизнедеятельность человека и имеют целью снять состояние эмоционального напряжения я и тревоги (например, человек с навязчивыми ритуалами может долго и на ущерб своим планам совершать стереотипные действия: открывать и закрывать двери, определенное количество раз пропускать троллейбус, пи дходить до остановки.
4 — психопатологический тип девиантного поведения — основывается на психопатологических симптомах или синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут выявлены основные признаки психических расстройствев.
Человек может проявлять девиантное поведение через:
— нарушение восприятия — галлюцинации или иллюзии (например, закрывать чем-то уши, к чему прислушиваться, искать несуществующий объект, разговаривать с собой)
— нарушения мышления (например, выражает, отстаивает и пытается достичь поставленной цели на основе неадекватного толкования действительности, активно ограничивать сферы своего общения с окружающим миром через навязчивые идеи и страхи)
— нарушение волевой активности (осуществляет неразумные и непонятные поступки или месяцами бездействует, осуществляет стереотипные движения надолго застывает в однообразной позе)
Разновидностью патохарактерологичного и психопатологического типа девиантного поведения являются саморазрушительное (аутодеструктивного) поведение — система поступков человека, направлена ??не на развитие и личностный рост ния, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личностей.
Агрессия направляется на себя, действительность рассматривается как нечто оппозиционное, что не дает возможности полноценно жить и удовлетворять имеющиеся потребности
Аутодеструкция проявляется в виде суицидального и парасуицидальным поведения, наркотизации и алкоголизации, других видов девиаций
Мотивы саморазрушительной поведения:
— аддикции, неспособность управляться с будничной жизнью;
— патологические изменения характера;
— психопатологические симптомы и синдромы
5 — девиации, обусловленные гиперспособностями человека — человек, способности которого значительно превышают среднестатистические, рассматривается как выходящий за рамки нормального (это проявление одаренности, таланта, гениальности в какой-то одной из деятельностей люди ини.
Отклонение в сторону одаренности в одной сфере часто сопровождается девиациями в повседневной жизни. Такой человек часто оказывается непригодной к»бытового, приземленного»жизнь. Она неспособна правильн но понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивной, зависит и готовой к трудностям повседневной жизниенного життя.
Если при делинквентного поведении наблюдается противоборство с реальностью, при аддиктивных — бегство от реальности, при па-тохарактерологичному и психопатологическом — болезненное противостояние, то при по овединци, связанной с гиперспособностями, — игнорирование реальности.
Человек существует в действительности («здесь и теперь») и одновременно как бы живет в собственной реальности, не раздумывая о необходимости»объективной действительности», в которой действуют другие окружающие люди
Она расценивает обычный мир как нечто немаловажное, несущественное и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не производит стиля эмоционального отношения к поступкам других, принимает любое событие отстранен
Вынужденные контакты воспринимаются как необязательные, временные, а не как значимые для его личностного развития
Внешне в повседневной жизни поступки такого человека могут быть странными (например, она может не знать, как пользуются бытовыми приборами, как осуществляются бытовые действия; весь интерес сосредоточен н на деятельности, связанной с неординарными способностями.
Тип девиантного поведения детерминирует форму ее обнаружения (одна форма может быть обусловлено различными типами)
laservirta.ru
Основные теории, объясняющие девиацию
Особое значение придается одному из трех факторов: человеку, норме и группе.
1). Биологическое объяснение
В конце 19 в. итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он утверждал, что криминальный тип личности является результатом деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам как выступающая нижняя челюсть, редкая борода и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые исследователи продолжали поиск взаимосвязей между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.
Уильям Х. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела для определения характера.
Эндоморфу(человеку умеренной полноты) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям.
Мезоморф(сильное и стройное тело) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен.
Эктоморф(тонкое и хрупкое тело) склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.
Опираясь на анализ поведения 200 мужчин в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.
Хотя подобные биологические концепции были популярны в начале 20 века, другие концепции их постепенно вытеснили. Биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с социальными или психологическими.
В последнее время биологическое объяснение фокусируется на аномалиях половых хромосом девианта. Иногда у отдельных людей имеются дополнительные хромосомы типов Х или У (ХХУ, ХУУ, или даже ХХХУ, ХХУУ и т. д.). Возможно, что необычная внешность в сочетании со стилем поведения играют здесь главную роль в приписывании человеку статуса девианта, но эти причины в принципе преодолимы.
2). Психологическое объяснение
Устанавливается взаимосвязь между психическими отклонениями и девиантным поведением. В результате исследований не было выявлено ни одной психологической черты, к числу которых относится, например, эмоциональная незрелость, психическая неустойчивость или обеспокоенность, которые могли бы быть наблюдаемы у всех преступников.
В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и мотивы ее поступков оказывают важное влияние на все виды девиантного поведения. Но с помощью анализа одной психологической черты, конфликта или «комплекса» нельзя объяснить сущность преступности или любого другого типа девиации. Более вероятно, что девиация возникает в результате сочетания социальных и психологических факторов.
3). Социологическое объяснение девиации
Если биологическое и психологическое объяснения девиации связаны с анализом природы девиантной личности, то социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантными.
Теория аномии. Предложена Эмилем Дюркгеймом. Он использовал эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийства. Одной из причин самоубийства он считал явление, названное аномией (буквально, беспорядок, отсутствие организации). Он подчеркивал, что социальные нормы играют важную роль в регуляции жизни людей. Обычно социальные нормы управляют поведением. Но во время кризисов или радикальных социальных перемен, например, в связи со спадом деловой активности и инфляцией, жизненная реальность перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации, социальные нормы нарушаются. Все это способствует девиантному поведению.
В наше время считается общепризнанным, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения. Термин «социальная дезорганизация» означает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Это может быть, например, результатом смешения религиозных, этнических и расовых групп, при высоком уровне миграции членов поселенческих общностей. Противоречивые критерии оценки поведения людей и слабый контроль со стороны властей в значительной мере способствуют росту правонарушений.
Позже теория аномии нашла новое подтверждение в понятии «социальных обручей», введенном Трэвисом Хирши (1969). Хирши утверждает, что чем больше люди верят в ценности, принятые обществом (например, в правильность законов), чем активнее они стремятся к успешной учебе, участию в социально одобряемой деятельности и чем глубже их привязанность к родителям, своей социальной среде и сверстникам, тем меньше вероятность, что они совершат девиантные поступки. Тем не менее, этот вывод не подтвердило исследование, проведенное Хинделангом (1973), который обнаружил, что слишком глубокая привязанность к сверстникам способствует правонарушениям.
Теория аномии Мертона. Роберт К. Мертон (1938) внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Пример: противоречивое отношение американцев к проблеме богатства. Достижение богатства является общепринятой в американской культуре целью. Социально одобряемые средства достижения этой цели подразумевают получение высшего образования; устройство на работу в торговую или юридическую фирму. Но американская реальность такова, что эти социально одобряемые средства недоступны для большинства населения, поэтому люди могут прибегать к незаконным способам для достижения социально одобряемых целей.
4). Культурологическое объяснение
Концепции социальной дезорганизации рассматривают социальные силы, которые «толкают» человека на путь девиации. Культурологические теории девиации делают акцент на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации, другими словами сил, «побуждающих» людей к девиантному поведению.
Девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Член субкультурной группы усваивает ее нормы и таким образом становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества. Девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.
Сатерленд (1939) пытался объяснить, почему лишь некоторые люди усваивают ценности девиантной субкультуры, в то время как другие отвергают ее. Он утверждал, что девиации обучаются. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей. Сатерленд исследовал криминальную девиацию; он описал факторы, сочетания которых способствуют криминальному поведению. Он подчеркнул, что важную роль в этом играют не контакты с безличными организациями или институтами, а повседневное общение – в школе, дома и т. д. Важную роль играет возраст: чем человек моложе, тем с большей легкостью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими.
Теория «наклеивания ярлыков»
Говард Беккер считал, что девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества навязывать другим определенные стандарты поведения. С этой точки зрения девиация не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя» (Н. Смелзер). Таким образом, девиантное поведение объясняется способностью влиятельных групп наклеивать ярлыки «девиантов» членам менее влиятельных групп. С человеком могут обращаться так, словно он нарушил правило, хотя в реальности это и не соответствует действительности. Многие люди нарушают некоторые социальные правила. Окружающие вначале не придает значения этим поступкам, а человек, нарушающий правила, скорее, не считает себя девиантом. Этот тип поведения называется первичной девиацией. Когда окружающие начинают обращаться к человеку как к девианту, постепенно и он сам начинает привыкать считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью.
В отличие от концепций, обращающих основное внимание на личностные особенности индивидов, способствующие девиации, данная теория объясняет, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам. Эта теория подвергается критике. В частности, за то, что сторонники этой концепции преувеличивают пассивность девиантов и их неспособность бороться с правящими классами.
Конфликтологический подход (радикальная криминология)
Согласно этому подходу, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Например, когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер. Это направление не исследует причин, по которым люди нарушают законы, оно анализирует сущность самой законодательной системы. Данный подход делает акцент на характере общества и стремится выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации; здесь доказывается необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества в целом.
Типы девиаций
Сложность типологизации девиаций связана с проблемой определения нормативных требований, на основе которых они оцениваются.
Классификация девиантных поступков, предложенная Мертоном, признается наиболее удачной из всех существующих на данный момент. Мертон строит эту типологию, исходя из концепции аномии: расхождения между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. В этой системе тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения.
Конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения.
Второй возможный тип поведения – инновация – она предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения.
Третий способ поведения – ритуализм – предполагает отрицание целей данной культуры, но при этом сохраняется согласие использовать социально одобряемые средства (пример – бюрократия). В данном случае происходит забвение целей деятельности – зачем все это делается.
Четвертый способ поведения – бегство от действительности (ретреатизм) – наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения.
Пятый способ – бунт – приводит к замене старых целей и средств на новые.
Важность концепции Мертона в том, что она рассматривает конформизм и девиацию как составляющие единой системы. Девиация не всегда является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам, она может быть связана со средствами.
Коллективные формы девиации. В большинстве случаев, когда девиация наблюдается в течение длительного времени, она выходит за рамки поведения отдельного индивида и становится коллективной: на основе единичных девиантных поступков формируется образец поведения, который усваивается многими людьми. Такой образец может привести к созданию субкультуры, основные принципы которой стимулируют нарушение правил. Когда девиация становится коллективной, девиантная группа приобретает большее влияние в обществе, чем ее представители, действующие в одиночку. В связи с этим власти сталкиваются с новыми сложными проблемами, т. к. изменяется отношение общества к поступкам всей группы. Поведение постепенно становится социально признанным.
Социальный контроль. Этот термин обозначает совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые для их осуществления. В исследованиях девиации под социальным контролем подразумеваются усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного повдения, наказание девиантов или их исправление. Выделяют три метода социального контроля:
1). Изоляция применяется с целью отлучения девианта от других (тюрьмы).
2). Обособление предусматривает ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества. Это позволяет девиантам вернуться в общество, когда они готовы выполнять его нормы.
3). Реабилитация создает возможности возвращения к нормальной жизни и исполнения своих ролей в обществе.
Существуют формальные и неформальные методы социального контроля. Неформальный контроль предполагает «неофициальность» (неофициальное социальное давление) и обычно применяется в небольших группах. Формальный контроль (пример системы формального контроля – уголовное право) осуществляется организациями, предназначенными для охраны порядка.
Выделяют 4 основных типа неформального социального контроля:
1). Социальное вознаграждение (улыбки, одобрительные кивки, повышение в должности). Служат для укрепления конформности и косвенного осуждения девиации.
2). Наказание – непосредственно направлено против девиантных поступков и вызвано желанием их предотвратить.
3). Убеждение
4). Переоценка норм – более сложный тип социального контроля. Поведение, которое считалось девиантным, начинает оцениваться как нормальное. Изменение направлено на принципы социального контроля, а не на поведение.
Уважение и терпимость к другому образу жизни обусловлены необходимостью. Общество становится все более многообразным, поэтому прежние методы контроля за нравственностью перестают соответствовать духу времени.
Марксистская перспектива
Сущность человека – совокупность всех общественных отношений, в которых он участвует. Это определение появилось в ранних работах К.Маркса. Человек предстает в качестве продукта общественных отношений, он таков, какова окружающая его социальная среда. Недостаток этого подхода: личность отождествляется с социальными отношениями и, прежде всего, с производственными. В итоге абсолютизируется ее социально-классовая принадлежность. При этом с одной стороны, недооценивается активная, деятельная сущность человека, с другой, – игнорируется влияние биологического фактора, а именно, генетической обусловленности, подтверждаемой данными современной науки. Здесь появляется новая проблема: соотношения вкладов социального и биологического факторов, влияющих на поведение личности. Один и тот же социальный опыт усваивается но -различно и имеет разные последствия в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта.
Концепция, акцентирующая влияние социальной среды на человека, предполагает, что достаточно изменить среду обитания человека и он изменится. Эти иллюзорные представления (30-50-е гг СССР) абсолютизировали социальную роль образования и воспитания. Более продуктивна система воспитания, учитывающая индивидуальные особенности детей. До середины 30-х гг 20-го века в СССР П.П. Блонским, Л.С.Выготским разрабатывалась отрасль психологии (подвергшаяся затем резкой критике), направленная на выявление индивидуальных особенностей и выбор соответствующей системы воспитания. В наше время эта отрасль продолжает активно развиваться.
Вопросы для самостоятельной подготовки по теме:
Литература по теме:
studfile.net
сущность, причины и типы. Социальный контроль
Ранее уже отмечалось, что социология это наука не только об обществе как таковом, обществе вообще и в целом. Она является также наукой о человеке как социальном существе, человеке, взятом в его социальном качестве, о том, как социальное существо (человек) реализует себя в осуществляемых им действиях, в его поведении и девиантности. Изучая действия и деятельность человеческих индивидов как социальных существ, социология выступает, тем самым, как поведенческая наука. Между тем, поведение человека в обществе (среди себе подобных) может осуществляться в соответствии с существующими в нем нормами (правилами, традициями, обычаями), а может и не соответствовать этим последним, расходиться с ними, а то и прямо противоречить социальным нормам.
Важный сегмент предметной области социологии как поведенческой науки образуют проблемы отклоняющегося от социальных норм поведения людей, т.е. проблемы девиантного поведения и того контроля, который осуществляется за поведением индивида, а также групп индивидов со стороны общества.
Изучение темы направлено на выявление того, что такое девиация, какие существуют объяснения причин отклоняющегося поведения людей в обществе, какие виды или формы такого поведения существуют сегодня, а также что такое социальный контроль и каковы его функции.
План лекции
Понятие девиации.
Причины девиантного поведения: биологическое, психологическое и социокультурное объяснение.
Типы девиации.
Девиация и социальный контроль.
1. Понятие девиации
Термин «девиантное поведение» образован от лат. deviatio– отклонение. Первое, на что нужно обратить внимание – сложность, многоплановость данного явления. Также важно учитывать относительность понятия девиации. В качестве примера можно привести убийство в мирное и военное время, проблему проституции, отношение к самоубийству в группах с различным вероисповеданием и т.д.
«К формам девиантного поведения, – пишет А.И. Кравченко, – относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психологические расстройства, самоубийство». И еще: «У девиации есть два полюса. На одном ее полюсе разместилась группа лиц, проявляющая максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические мигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги, дистрофики.На другом полюсе – лица с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры; миссионеры, передовики труда,очень здоровые и красивые люди» (выделено мною – В.Л.).
Эта цитата — пример того, как не надо трактовать девиацию.
Определение девиации зависит от многих факторов и, поэтому, определить ее нелегко. Девиации, существуют с тех пор, как появились социальные нормы, запреты, ожидания; девиация – обычное явление для общества, как, например, конформизм. Если бы никто не совершал убийства, кражи, не было бы необходимости в создании закона, запрещающего эти действия.
Однако тот или иной поступок не всегда считался отклоняющимся в различные времена (и в различных социальных группах). То, что являлось нормой для одного периода времени, для другого – девиация. Например, курение. В Америке (в эпоху «Дикого Запада») курение считалось нормой. Сейчас – это осуждаемый обществом поступок.
Поэтому, девиацию можно определить как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя. На базе данного определения выделяются три основных компонента девиации: человек, которому свойственно определенное поведение;ожидание илинорма,которая является критерием оценки девиантного поведения; некийдругой человек, другаягруппаилиорганизация, реагирующая на поведение.
Приведем еще некоторые определения девиации (девиантного поведения).
1. «Девиантное поведение – это поступок, деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе норм, стереотипов, образцов. Как индивидуальный поведенческий акт, девиантное поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой, психиатрией. 2. Исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам»158. Заметим однако, что сегодня не менее важное значение имеет также социологическое изучение девиантного поведения. Разумеется, если оно рассматривается прежде всего как поведение массовое, а не единичное, характерное исключительно для отдельно взятого индивида (психология, криминология).
Социологи понимают под девиантным поведением «любые поступки или действия, не соответствующие писаным и неписаным нормам»159.
В.Г. Харчева определяет девиацию как: «поступки индивида, выходящие за уровень социальных норм, дозволенных в данном обществе»160. Уточним: поведение индивида – это верно, однако вообще индивида (если иметь в виду контекст социологии), а не отдельного, конкретного человека.
studfile.net
Понятие девиантного поведения
Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:
-
позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
-
негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.
Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.
Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.
Девиантное поведение разделяется на пять типов:
-
Делинкветное
-
Аддиктивное
-
Патохарактерологическое
-
Психопатологическое
-
На базе гиперспособностей
1) Делинкветное поведение- отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее условно-наказуемое деяние. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. Подросток «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Основой делинкветного поведения является психический инфантилизм.
2) Аддиктивный тип- это стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других.
3) Патохарактерологический тип девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения.
4) Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний. Разновидностью этого типа является саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека. Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации.
5) Основанный на гиперспособностях тип девиантного поведения
Это особый тип отклоняющегося поведения выходящий за рамки обычного, способности человека значительно и существенно превышает среднестатические способности
studfile.net
2. Классификация видов отклоняющегося поведения
Условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений — социально-правовой, клинический и психологический.
Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, в которых устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа.
Социальные отклонения корыстной направленности – действия, проступки и правонарушения, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.).
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие), то есть в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.
Отклонения социально-пассивного типа — стремление к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы.
К такого рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, игровая увлеченность, погружающие в мир искусственных иллюзий и разрушающие психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции – самоубийство (суицид).
Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
– вид нарушаемой нормы;
– психологические цели поведения и его мотивация;
– результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;
– индивидуально-стилевые характеристики поведения.
В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А. Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество).
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских объединяют все поведенческие девиации в две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение.
Змановская Е.В. классифицирует поведенческие отклонения, на основании таких критериев, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.
В соответствии с перечисленными критериями она выделяет три основные группы отклоняющегося поведения:
— антисоциальное (делинквентное) поведение,
— асоциальное (аморальное) поведение,
— аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.
Асоциальное поведение – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.
В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).
У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).
Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.
Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.
Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, зависимое поведение — пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивнйми веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже – суицидальное поведение.
В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция мало характерна.
То есть, различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси «деструктивное поведение», с двумя противоположными направлениями – на себя или на других.
В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.
studfile.net
3.2.2. Аддиктивный тип девиантного поведения
Аддиктивное поведение — это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Короленко, Донских, 1988).
Основной мотив личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, — активное изменение неудовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, захватить, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-либо делать, заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями. При этом аддиктивная активность носит избирательный характер: в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной стагнации и бесчувственности, он может проявлять недюжинную активность для достижения цели. В этом отношении показателен пример наркомана, для которого вся окружающая жизнь неинтересна и в ней он пассивен. При этом его стремление ввести себе наркотическое вещество или приобрести его отражается в недюжинной энергии, активности и азарте.
Выделяются следующие психологические особенности лице аддиктивными формами поведения (Segal, 1989): 1) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; 2) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; 3) внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; 4) стремление говорить неправду; 5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны; 6) стремление уходить от ответственности в принятии решений; 7) стереотипность, повторяемость поведения; 8) зависимость; 9) тревожность.
Основной, в соответствии с имеющимися критериями, особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лице разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.
Классическим антиподом аддиктивной личности выступает обыватель — человек, живущий, как правило, интересами семьи, родственников, близких людей и хорошо приспособленный к такой жизни. Именно обыватель вырабатывает устои и традиции, стано-
Взаимодействие индивида с реальностью и типы девиантного поведения
35
вящиеся общественно поощряемыми нормами. Он консервативен по своей сути, не склонен что-либо менять в окружающем мире, довольствуется тем, что имеет («маленькими радостями жизни»), старается исключить риск до минимума и гордится своим «правильным образом жизни».
В отличие от него, аддиктивной личности, напротив, претит традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью, когда «еще при рождении знаешь, что и как произойдет с конкретным человеком». Предсказуемость, заданность собственной судьбы становится раздражающим моментом для аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими. У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (Петровский, 1992), характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности.
По мнению Э. Берна (Bern, 1988), у человека существует шесть видов «голода»: I) голод по сенсорной стимуляции; 2) голод по признанию; 3) голод по контакту и физическому поглаживанию; 4) сексуальный голод; 5) структурный голод, или голод по структурированию времени;6)голод по инцидентам.
В рамках аддиктивноготипа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приоритет интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям), признания неординарными его поступков (в том числе сексуальных), заполненности времени событиями.
Вместе с тем объективно и субъективно плохая переносимость трудностей по-вседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих формируют у аддиктивных личностей скрытый «комплекс неполноценности». Они страдают от того, что отличаются от других, от того, что не способны «жить как люди». Однако такой временно возникающий «комплекс неполноценности» оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. От заниженной самооценки, навеваемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях — условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства зиждется на сравнении «серого обывательского болота», в котором находятся все окружающие, и «настоящей, свободной от обязательств жизни» аддиктивного человека.
Учитывая, что давление на таких людей со стороны социума достаточно интенсивно, аддиктивным личностям приходится подстраиваться под нормы общества, играть роль «своего среди чужих». Вследствие этого они научаются формально исполнять социальные роли, навязанные им обществом (примерного сына, учтивого собеседника, добропорядочного коллеги). Внешняя социабельность, легкость налаживания контактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Такой человек страшится стойких и длительных эмоциональных контактов вследствие быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности за какое-либо дело. Мотивом поведения «закоренелого холостяка» (категорического отказа связать себя узами брака и иметь потомство) в случае преобладания аддиктивных форм поведения может быть страх ответственности за
36 Девиантное поведение: структура, механизмы, клинические формы
возможную супругу и детей и зависимости от них. По сходному механизму многие наркозависимые и больные алкоголизмом поддерживают миф о том, что «бывших наркоманов (алкоголиков) не бывает». Они страшатся ответственности, которая может лечь на их плечи в процессе лечения и реабилитации.
Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекает из структуры аддиктивной личности, пытающейся скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.
Базисная характеристика аддиктивной личности — зависимость. Для оценки и отнесения человека к зависимому типу выделяют перечисленные ниже признаки, пяти из которых достаточно для диагностики клинической зависимости:
неспособность принимать решения без советов других людей;
готовность позволять другим принимать важные для него решения;
готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы;
затруднения начать какое-то дело самостоятельно;
готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих;
плохая переносимость одиночества— готовность предпринимать значительные усилия, чтобы его избежать;
ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь;
охваченность страхом быть отвергнутым;
9)легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению со стороны. Наряду с зависимостью основное в поведение аддиктивной личности — стремление к
уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламента-циями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо.
Уход от реальности совершается при аддиктивном поведении в виде своеобразного «бегства», когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. При этом человек сосредоточивается на узконаправленной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личность), игнорируя все остальные. Выделяют четыре вида «бегства» от реальности: «бегство в тело», «бегство в работу», «бегство в контакты или одиночество» и«бегство в фантазии» (рис. 2) (Peseschkian, 1990).
При выборе ухода от реальности в виде «бегства в тело» происходит замещение традиционной жизнедеятельности, направленной на семью, служебный рост или хобби, изменение иерархии ценностей обыденной жизни, переориентация на деятельность, нацеленную лишь на собственное физическое или психическое усовершенствование. При этом гиперкомпенсаторным становится увлечение оздоровительными мероприятиями (т. н. «паранойя здоровья»), сексуальными взаимодействиями (т. н. «поиск и ловля оргазма»), собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления.
«Бегство в работу» характеризуется дисгармоничной фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими областями жизни время, становясь трудоголиком.
Изменение ценности коммуникации формируется в случае выбора поведения в виде «бегства в контакты или одиночество». В этом случае общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится к минимуму.
Взаимодействие индивида с реальностью и типы девиантного поведения 37
«Бегство в тело» «Бегство в работу»
«Бегство в контакты» «Бегство в фантазии»Рис. 2. Виды «бегства от реальности»
Склонность к размышлениям, прожектам при отсутствии желания что-либо воплотить в жизнь, совершить какое-нибудь действие, проявить какую-нибудь реальную активность называется «бегством в фантазии». В рамках подобного ухода от действительности появляется интерес к псевдофилософским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий.
Употребление алкоголя и злоупотребление им, а также табаком или наркотическими веществами можно рассматривать как сочетанное бегство — «в тело» (поиск новых ощущений), «в контакты» и «в фантазии».
studfile.net