Темперамент что это: «Что такое темперамент? Могут быть разные темпераменты? » – Яндекс.Кью

ЧТО ТАКОЕ ТЕМПЕРАМЕНТ И ЗАЧЕМ НАМ ЭТО ЗНАТЬ? — I-NURE

Холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик – какие-то очень знакомые слова, но вот что они обозначают, не каждый может вспомнить. Это все обозначения разных типов темперамента, то есть основы нашего поведения. Так зачем же нам нужно знать и уметь определять эти типы? Что от этого изменится?

 

Ответ очень простой. Умение находить общий язык с разными людьми – это основа любого общения,  ведь не всегда нам удается заключать сделки, поддерживать разговор и получать желаемое от  разных людей. Именно знания о темпераментах помогают подобрать тот самый ключик при общении.

 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ТЕМПЕРАМЕНТ» С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ?

Темперамент — это четкая характеристика личности, определяющая ее активность в течение жизни и напрямую связанная с типом высшей нервной деятельности.

Темперамент очень часть путают с характером, но это разные понятия. Темперамент закладывается в нас еще до рождения в отличие от характера, который развивается в течение жизни.

Темперамент не меняется со временем, как может показаться на первый взгляд. Важно заметить, что в современном мире практически не осталось людей с чистыми типами, в каждой личности заложено несколько типов, а иногда могут прослеживаться все, просто с разной степенью проявления.

В своих учениях Гиппократ, который стал основателем и классификатором людей по темпераментам, обосновал свою теорию так: у каждого человека есть свой доминирующий «жизненный сок».  У холериков доминирует желчь (холе), которая не позволяет в полной мере контролировать эмоции. Сангвиниками управляет кровь (сангуа), которая придает им веселья и энергии. Меланхолики подвластны влиянию «черной желчи» (мелэне холе), которая внушает им страх, грусть и самобичевание. А Флегматиками управляет лимфа (флегма), которая действует как успокоительное. 

 


Давайте разберем каждый тип подробнее.
 

ХОЛЕРИКИ

Этому типу людей соответствуют  такие характеристики, как  импульсивность, вспыльчивость, легкая раздражимость, динамичность и драйвовость. Холерики очень часто занимают высокие и руководящие должности. Они активные, целеустремленные, уверенные в себе и рисковые. Этот тип ориентирован на решение проблем и общение с людьми, но их слабая сторона – это поддержание взаимоотношений и чрезмерная агрессия.

САНГВИНИКИ

Это оптимисты по жизни, которые идут с высоко поднятой головой и лучезарной улыбкой. Сангвиник – это человек возможностей или человек с перспективами. Общение с людьми – это их главная фишка, а еще болтливость и желание быть в центре внимания. У всех же есть такой друг, который рассказывает самые смешные истории и его невозможно переболтать? Так вот, это сангвиник. Они чувствительны, эмоциональны, всегда опаздывают и обладают повышенной интуицией.

ФЛЕГМАТИКИ

Медлительные, неторопливые, нечувствительные, спокойные, они стабильны во всем — в учебе, в работе, в отношениях и предпочтениях. Они действительно хорошие слушатели. Но они не сильны в общении с другими людьми. Флегматики неуютно чувствуют себя в больших компаниях, и новые знакомства – это всегда стресс, но среди своих друзей они чувствуют себя уверенно.

Они надежные и вдумчивые, «витать где-то в облаках» – это точно про них.
 

МЕЛАНХОЛИКИ

Это самые настоящие аналитики. Они всегда и за всеми наблюдают, делая выводы и запоминая. Меланхолики по своей сущности реалисты с большой степенью пессимизма. Грустные, печальные, замкнутые в себе, более обидчивые, чрезмерно впечатлительные. Самый главный недостаток – это неумение и боязнь общения с людьми, меланхоликам сложно дается этот аспект повседневной жизни, из-за чего они часто страдают. Меланхолики всегда упираются в факты и логику, ведь для них такие понятия как интуиция, случай и случайность – непостижимая ерунда.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ В ОБЩЕНИИ

Умея определить темперамент человека, с которым, например,  вам предстоит заключить сделку, дает большие преимущества. Ведь для каждого типа (точнее, для доминирующего типа среди остальных в темпераменте личности) существуют свои ключевые моменты в общении.

 

 

ДЛЯ ХАЛЕРИКОВ

К примеру, холерики терпеть не могут углубляться в детали, для них самое важное – это результат ваших или его действий.

Еще они очень любят все делать в спешке, и именно поэтому они часто срываются на тех, кто делает все медленно, или даже в нормальном темпе.

ДЛЯ САНГВИНИКОВ

Сангвиники любят болтать, и это как положительная черта, так и отрицательная. А еще из них выходят ужасные слушатели, поэтому главным советом будет —  по возможности опускать все детали и доносить до их ума главную информацию, желательно несколько раз подряд. Сангвиники никогда ничего не начинают вовремя, поэтому если вы хотите вовремя получить от них обратную связь, нужно о себе чаще напоминать.

ДЛЯ ФЛЕГМАТИКОВ

Для флегматиков характерно беспокоиться обо всем, что может случиться. Их сложно вытянуть на улицу даже на прогулку, ведь дома под одеялом им комфортнее, что уже говорить про поездки и путешествия. Инициативность – это точно не про них. Вы смело можете взять часть планирования их повседневной и домашней работы, и говорить им, что необходимо сделать.

ДЛЯ МЕЛАНХОЛИКОВ

Меланхолики очень ответственно относятся ко всему. И если вы хотите произвести на них впечатление, то нужно постараться и проработать детальный план действий — парочку графиков, несколько таблиц и хотя бы один запасной план. Фантазировать и загадывать что-то на будущее звучит для них как абсурд, поэтому при разговоре лучше всего опираться на факты.

На самом деле, это всего лишь несколько рекомендаций. Тема психологии общения с людьми очень обширна, но безумно интересна. Ведь находить точки соприкосновения даже с теми, кого мы не можем понять – это же практически суперспособность, которой может овладеть каждый.

 

Анна Соболь

Темперамент — причины, диагностика и лечение

Термин произошел от латинского temperamentum – соотношение частей. Тип темперамента является врожденным свойством нервной системы, но может немного измениться под влиянием условий жизни или воспитания.

Первым интерес к темпераменту проявил древнегреческий врач Гиппократ. Он выделил четыре типа, которые понимались им в чисто физиологическом плане. Однако его классификация людей на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов продержалась в психологии достаточно долго и впоследствии была дополнена психологическими характеристиками.

Сангвинический темперамент

Сангвиник легко сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке. Его речь – громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент отличается некоторой двойственностью. Если раздражители постоянно меняются, и постоянно поддерживается смена впечатлений, сангвиник проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, сангвиник теряет интерес к делу, становится вялым и безразличным. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательства, но они не отличаются длительностью и глубиной – они могут исчезнуть так же быстро, как и появились, или смениться на противоположные.

Флегматический темперамент

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, уравновешен. В работе он проявляет основательность, продуманность, упорство. Флегматик, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Его чувства внешне выражаются слабо. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое, он спокойно воспринимает любые события и явления. Флегматика нелегко вывести из себя или задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но флегматику стоит развивать в себе и другие качества: подвижность, активность, не допускать вялости и инертности, которые могут легко сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека с таким темпераментом могут развиться безразличное отношение к работе, к условиям жизни, к самому себе.

Холерический темперамент

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, вспыльчивости, раздражительности. У холерика торопливая речь, резкие жесты. Неуравновешенность, свойственная холерику, проявляется и в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но запас нервной энергии может быстро истощиться у такого человека, и тогда может наступить резкий спад деятельности: воодушевление и подъем исчезают, настроение резко падает.

В общении с людьми холерик может допустить резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто ему не дает возможности объективно оценивать поступки людей. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание таких людей в коллективе.

Меланхолический темперамент

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители. Длительное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и вовсе прекращает ее. В работе меланхолики обычно пассивны, мало заинтересованы (ведь заинтересованность тоже связана с напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у таких людей возникают медленно, зато отличаются глубиной, силой и большой продолжительностью. Меланхолики весьма уязвимы, тяжело переносят обиды и огорчения, хотя внешне их переживания не слишком выражаются. Они склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми людьми, часто смущаются и проявляют неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние.

Таким образом, каждому типу темперамента свойственно свое сочетание психических свой, активности и эмоциональности. Физиолог Павлов разработал теорию о связи темперамента с типом нервной системы. Он выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность (то есть, баланс между торможением и возбуждением) и подвижность нервных процессов (то есть, скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим). Получилась следующая схема.

  • Сангвинический темперамент обладает сильным уравновешенным быстрым типом нервной системы.

  • Флегматический темперамент обладает сильным уравновешенным медленным типом нервной системы.

  • Холерический темперамент обладает сильным неуравновешенным типом нервной системы.

  • Меланхолический темперамент обладает слабым типом нервной системы.

Однако на сегодняшний день деление на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов используется скорее в популярной психологии. Эта типология, строящаяся на учете общей активности человека (включая моторные проявления) и эмоциональности, считается устаревшей и нерелевантной для науки.

Вообще существует немало разночтений в понимании термина «темперамент». Многие психологи считают, что этот термин полностью заменим понятием «характер». Другие настаивают на том, что границы между характером и темпераментом в известной степени размыты, но, тем не менее, это разные характеристики личности.

ЦПМСС города Перми

Видео-обращение руководителя детского телефона доверия г. Перми


ВНИМАНИЕ!

В связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой МБУ «ЦППМСП» г. Перми вынужден ограничить предоставление услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи детям, их родителям (законным представителям), педагогам в очной форме и предлагает оказание помощи в дистанционном режиме.

Наши специалисты (педагоги-психологи, учителя-логопеды) проводят индивидуальные он-лайн консультации в режиме видео-конференций.

Для записи на прием, пройдите, пожалуйста по ссылке и зарегистрируйтесь (необходимо указать ФИО, телефон и электронную почту) https://altfay.com/organizations/cpmss/information

После регистрации с Вами свяжется наш администратор по указанному Вами телефону и запишет на удобное для Вас время. Время работы администратора с 9.00 до 18.00.

! Обращаем Ваше внимание, что подключение может осуществляться как с компьютера, так и с телефона, на которых необходимо установить последнюю версию Googl Chrome или обновить установленный.

Также, Вы можете задать вопросы в нашей группе в ВК https://vk.com/cpmsp59 или позвонить по детскому телефону доверия 8-800-3000-122 (время работы с 9.00 до 21.00)

Вы можете посетить другие наши мероприятия, информация о которых размещена в разделе «Планы работы Центра».

Регистрация на эти мероприятия осуществляется через раздел «Анонсы мероприятий», здесь Вы подробнее узнаете о мероприятии и получите инструкцию для регистрации.

Спасибо за понимание!

Ждем Вас на наших мероприятиях!


Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Перми создан в 2005 году. В настоящее время в структуре Центра 6 территориальных подразделений (по Индустриальному, Кировскому, Мотовилихинскому, Орджоникидзевскому, Свердловскому, Ленинскому и Дзержинскому районам), подразделение экстренной социально-психологической помощи, организационно-методический отдел.

Основная деятельность Центра — оказание помощи детям от 0 до 18 лет, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Специалисты Центра осуществляют разные виды психолого-педагогической диагностики, проводят коррекционную и консультативную работу с детьми и семьями. Кроме того, реализует дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные образовательные программы. Также Центр оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную и комплексную психолого-педагогическую помощь детям.

Учредитель: Муниципальное образование «Город Пермь». Полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования «Город Пермь» осуществляет администрация города Перми, отдельные полномочия и функции учредителя по его поручению осуществляет департамент образования администрации города Перми (далее – Учредитель) на основании правовых актов администрации города Перми (http://www. permedu.ru)

Собственник имущества Центра: Муниципальное образование «Город Пермь», в лице департамента имущественных отношений администрации города Перми

Юридический адрес: 614010 , г. Пермь, Комсомольский проспект, 84а

Территориальные отделения: 6 территориальных подразделений, подробная информация об адресах на сайте центра в разделе «Как нас найти»

Руководители центра

Единый телефон Центра: 2700185

Чтобы позвонить в  территориальные подразделения: набрать номер 2700185 и четко назвать нужный район;

Чтобы связаться с администрацией Центра (в том числе, службой экстренной социально-психологической помощи, организационно-методическим отделом): набрать номер 2700185 и дождаться ответа оператора;

Чтобы записаться на первичный прием к специалистам:  набрать номер 2700185 и дождаться ответа оператора;

Чтобы отправить факс: набрать номер 2700185 и четко произнести слово «факс»

Такие разные люди.

Как темперамент влияет на наше поведение

Авторы – магистранты Тольяттинского государственного университета Анастасия Артёменко и Артём Абушик

Бывает тяжело понять, почему мы думаем так, как думаем, почему чувствуем то, что чувствуем, и почему ведём себя именно тем образом, а не иным. Многие ответы на эти вопросы могут быть найдены в типах темперамента человека.

Квартет творцов

Принято считать, что существует 4 типа темперамента. Хотя на данный момент многие исследователи предложили свои варианты типов темперамента, и в некоторых из них счёт идёт на десятки. Здесь же мы поговорим о тех вариантах, которые в своё время обозначил ещё Гиппократ.

Сангвиник (С). Неутомимый искатель, деятель и непоседа. Сангвиники – это душа компании. Они всегда стараются находиться в центре внимания, веселить других и веселиться сами. Самым ненавистным для них является монотонная и рутинная работа. Этого они стараются избежать во что бы то ни стало. Они веселы, задорны, вечно находятся в движении и поиске. Но даже у этих оптимистов есть свои недостатки: они далеко не всегда доводят начатое дело до конца. Сангвиники чаще остальных становятся жертвами тех или иных видов зависимости: табак, алкоголь, наркотики, азартные игры. А ещё они частенько опаздывают куда бы то ни было. Сангвиника можно охарактеризовать как «оратора».

Холерик (Х). Амбициозный и стремящийся к власти. Это лидеры по своей натуре: они всегда стремятся к контролю, всегда стараются сделать всё идеально. Они ориентированы в первую очередь на свои цели. Слабо чувствительны к эмоциям и переживаниям других людей. Для них важно, чтобы дело было сделано, и сделано на «отлично». Такие люди импульсивны и активны. Раздражительность и несдержанность – это про них. Опора на логику, аналитику, собственное мнение и свою позицию – это их ресурсы. Но наравне с этими качествами у таких людей самые большие трудности возникают с контролем своей злости и отсутствием терпения. Им всегда в первую очередь нужны факты, а не эмоции. Холерика можно охарактеризовать как «деятеля».

Флегматик (Ф). Спокойный и тихий. Для них в первую очередь важно спокойствие и положительный эмоциональный фон в коллективе, среди друзей или в семье. Такие люди великолепно справляются с большими массивами информации, а также с задачей их классификации и распределения. Часто они выступают в роли посредников в конфликтах. Они не привыкли демонстрировать свои эмоции и чувства, но при этом стараются как можно глубже вникнуть в суть других людей. С другой же стороны, флегматики часто бывают эгоистичны, легко судят других, сопротивляются изменениям и стараются мало участвовать в каких бы то ни было мероприятиях. Флегматика можно охарактеризовать как «наблюдателя».

Меланхолик (М). Чувственный и вдумчивый. Такие люди подходят к решению проблем основательно и очень внимательно. Поэтому они способны найти ответы на те вопросы, которые других поставили бы в тупик. Меланхолики по своей природе являются глубоко чувствующими и мыслящими натурами, которые чаще видят скорее негативные стороны жизни, нежели положительные. Они полагаются на себя, независимы и полностью отдаются тому, чем занимаются. Могут быть очень успешны в различных сферах искусства, а также в медицине и религии. Очень часто являются перфекционистами – они ставят для себя такие высоты, которые крайне сложно достигнуть. Это люди, способные на поистине глубокую любовь и преданность. И это касается не только близких людей: если меланхолик становится учителем, то он сделает всё для своих учеников. Это по-настоящему преданные друзья, которые ни за что не оставят в беде. Но будучи чрезвычайно чувствительными натурами, меланхолики чаще других страдают от депрессии и апатии. Меланхолика можно описать как «мыслителя».

 

Комбинации темпераментов

Как известно, «чистых» типов темперамента в природе не встречается. Даже если в человеке можно выделить преобладающий тип, остаётся место и для проявления качеств, присущих другим типам темперамента. Ниже приведены описания различных комбинаций, в которых первое обозначение – преобладающий темперамент, а второе — сопутствующий.

 

С/Х

Самая «экстравертированная» из всех комбинаций, так как оба типа – экстраверты. Он ориентирован на людей и энергичен, но всё это с примесью взрывного характера холерика и недостаточной организованностью сангвиника. Он зачастую обожает спорт и идеален для работы в продажах. Он может говорить очень много и становится чрезвычайно невыносимым, если ему начинают угрожать, как бы это ни выглядело. Забывчивостью сангвиника и язвительностью холерика может обидеть других, не осознавая этого.

 

С/М

Очень эмоциональные люди, настроение которых может меняться от хорошего к плохому и быстро возвращаться обратно. Коммуникабельная натура сангвиника часто позволяет легко проявляться критичной натуре меланхолика. Для сангвинико-меланхолика очень просто «налечь» на себя и реализовать свой потенциал, что проявляется ещё лучше, когда они работают с другими.

 

С/Ф

Непреодолимая общительность сангвиника смягчается добросердечностью флегматика. Это очень счастливые и беззаботные люди, которые живут, чтобы помогать другим. Они не стремятся никого обидеть, но они должны бороться с отсутствием мотивации на рабочем месте; они предпочитают общаться, а не работать.

 

Х/С

Второй самый сильный экстраверт – активный и целеустремленный человек, смельчак с большим запасом энергии. Независимо от профессии, его мозг постоянно активен и работает. Его слабости сочетают раздражительность сангвиника и обидчивость холерика. Х/С легко дарует и получает язвы (в медицинском смысле). Вполне может обидеть других, включая супруга и детей, своими всплесками гнева.

 

Х/М

Холерико-меланхолик очень способен, трудолюбив и старателен. Он сочетает словесную агрессивность с внимательностью к деталям. Конкурентоспособный и волевой. Он может быть деспотичным и будет придираться к мелочам до тех пор, пока работа не будет закончена. Он находит межличностные отношения трудными из-за требовательного характера холерика и перфекционистской натуры меланхолика.

 

Х/Ф

Это наименее активный тип среди всех общительных темпераментов. Он очень способный в долгосрочной перспективе, хотя может и не поразить вас первоначально. Он организован и хороший планировщик, часто добивается большего успеха, чем другие темпераменты, потому что всегда думает о привлечении других, чтобы помочь ему. Его недостаток – склонность переживать грусть в себе, не высвобождая её. Ему сложно признавать свои слабости; он склонен переживать о своих жизненных достижениях.

 

Ф/С

С ним проще всего наладить контакт, он весел и человекоориентирован. Из них получаются отличные администраторы и другие работники, у которых предполагается взаимодействие с людьми. У него может отсутствовать мотивация и дисциплина, он может не выкладываться по полной, тем самым не проявлять свои истинные возможности. Он может в течение лет бесцельно работать, не добиваясь какого-либо прогресса.

 

Ф/Х

Является самым активным из интровертов. Он может быть превосходным советником, потому что активный слушатель. Он практичен, терпелив и готов оказать помощь. Ему может не хватать мотивации, он может становиться упрямым, если ему угрожают. Флегматико-холерик также может быть склонным к малоподвижности и пассивности. Ему требуется окружение других людей, так как он нуждается в мотивации извне.

 

Ф/М

Они милосердные и тихие, всегда найдут верный подход, и на них можно положиться. Они постоянно колеблются между терпением и критикой, от чего могут начать испытывать негативные эмоции. Часто опасаются перенапряжения, а потому редко вступают во взаимодействие с другими.

 

М/С

Они собранны и организованны. Меланхолик подкрепляется коммуникабельностью и теплотой сангвиника. Он может быть превосходным учителем: меланхоличная часть отлично справляется с организацией, а благодаря сангвинической его приятно слушать. Если же он подастся в продажи, то лучше всего будет справляться с презентациями продукции. Это весьма эмоциональная натура – легко переходит от слёз к рабочей критике других.

 

М/Х

Это одновременно и перфекционист и деятель. Сочетает в себе решительность и целеустремлённость. Из-за весьма критичной натуры меланхолика угодить такому человеку может быть нелегко. Благодаря такой комбинации, это весьма придирчивые люди, и они могут быть крайне мстительны в отношении тех, кто вызвал их недовольство.

 

М/Ф

Чаще всего это учителя и учёные. Достаточно редко проявляют враждебность по сравнению с другими, а также сочетают в себе аналитичность и организованность. Это превосходные бухгалтеры и библиотекари. К сожалению, они легко разочаровываются и становятся тревожны. С ними может быть нелегко установить контакт из-за их упрямства и жёсткости.

 

Материал впервые опубликован в газете «Speechka» № 5 (83) от 23.03.2017 г.

Темперамент и профессия

Однажды наступает момент, когда надо всерьез задуматься о собственном «месте под солнцем» и определиться с выбором будущей профессии. Мама хочет, чтобы ребенок стал юристом, отец желает отправить сына в медицинский институт, а друг идет учиться на геодезиста. Может быть, после школы пойти учиться с другом в одно заведение? Или стать известным режиссером, актером, как хотел сам? Совершенно точно, что одна из предложенных профессий действительно твоя. Но как сделать правильный выбор?


Естественно, каждая специальность требует от человека определенных черт характера, наклонностей, врожденных привычек, склад ума. Где-то нужны «креативщики», а где-то аналитики. Психологи считают, что немаловажную роль в выборе будущей профессии играет темперамент. Как известно, различают четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Попробуем разобраться, к какому типу относятся профессии, как это связано между собой и к каким профессиям по свойствам характера себя соотносить.

Холерик
• любит преодолевать сложности;
• нравится создавать что-то новое;
• любит самостоятельность;
• легко включается в процесс и с блеском довершает начатое;
• бывает, себя переоценивает;
• лидер, который не любит подчиняться;
• есть напор, но не настойчив.

Холерик способен легко построить свою карьеру в компании, где нужны кадры, способные концентрировать свое внимание, быть стрессоустойчивым, энергичным. Холерику необходимо выражать свою энергию. Он не способен выполнять монотонную работу. Бухгалтер, цветовод и библиотекарь – этот выбор не для него. Холерику присущи профессии репортера, журналиста, дипломата, хирурга, предпринимателя, режиссера, следователя, геолога и артиста.

Сангвиник
• врожденные способности идеального руководителя;
• расчетливый;
• умеет уговорить и расположить к себе;
• не выносит монотонной работы;
• имеет препятствия в технических моментах;
• испытывает сложности в конвейерной деятельности.

Сангвиник – прекрасный стратег и душевный начальник. Однако такие профессии, как делопроизводитель, бухгалтер, радиомонтажник, архивист, реставратор ему совсем не подходят.
Наилучшие рекомендации – это работа психолога, директора предприятия, менеджера среднего или высшего звена, учителя, организатора мероприятий.

Флегматик
• неторопливый и скрупулезный;
• всегда достигает результата за счет железного упорства;
• не терпит спешки;
• безынициативный;
• не любит суету и перемены мест;
• обращает внимание на каждую мелочь;
• доводит любое дело до совершенства, если ему позволит время.

С первого взгляда кажется, что медлительный человек – это не плюс для будущей профессии. Тем не менее, отсутствие спешки для флегматика – это его сильная сторона. Анализировать ситуацию, не паникуя, находя решения в сложных вопросах, способен только флегматик. В связи с такими особенностями характера флегматик без лишней суеты может стать прекрасным врачом-терапевтом, главным бухгалтером, научным сотрудником или экономистом. Также ему легко добиться карьеры профессора физики или математики, но абсолютно претит быть ведущим шоу, дирижером или коммерсантом. Профессии, требующие эмоциональных перегрузок, физической активности, скорости принятия решений, флегматика будут тяготить.

Меланхолик
• постоянные перепады настроения;
• ежедневные смены энергетических полюсов;
• быстро устает и плохо адаптируется в новом коллективе;
• требует постоянной поддержки и отдыха;
• обладает невероятной наблюдательностью;
• склонен к детализации и мелочам.

Меланхолику нельзя работать с людьми. Он не выносит постоянного общения. Ему приятнее проводить время с такими молчаливыми предметами, как компьютер. Меланхолику опасно для жизни (своей и окружающих) быть водителем автобуса или подъемного крана. Меланхолик в любой момент может задуматься, потерять концентрацию внимания, что повлечет за собой страшные аварии. Хирург, спасатель, летчик, диспетчер – это тоже смело можно исключать, потому что нервные и физические перегрузки могут серьезно пошатнуть здоровье меланхолика. Наиболее рекомендуется ему работать педагогом, деятелем искусств, художником, композитором, писателем, ветеринаром, агрономом.

Чистые холерики или истинные флегматики встречаются достаточно редко. Психологи уверены, что в человеке присутствуют все виды темперамента, но преобладает какой-нибудь один. Невозможно выбрать себе тип темперамента. Так же, как и не существует хорошего и плохого. Просто имея определенный психотип, можно выполнять одну работу лучше, а на другой работе будет все валиться из рук. Жаль, что многие выпускники не принимают во внимание особенности своего темперамента, сопоставляя его с будущим выбором профессии. И затем, все свое рабочее время для них становится настоящей мукой, а не сбывшейся мечтой.

Темперамент

Влияет ли темперамент ребёнка на его развитие?

Слово «темперамент» имеет латинское происхождение и дословно означает «соотношение частей».                                                                                

Известны  4 основных  типа темперамента: сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик.

Каждый ребёнок рождается с унаследованным темпераментом. Изменить его нельзя, но можно научиться контролировать. Природа сделала нас непохожими друг на друга, у каждого свой индивидуальный темперамент. Осознав это, родители смогут лучше понять своего ребёнка. Темперамент ребёнка зависит от  реакции нервной  системы  на какие – то раздражители: на интонацию матери, чувство голода, на боль, обиду и др. Каждый реагирует по – разному. Один ребёнок, почувствовав дискомфорт, начинает плакать, другой – возмущённо кричать, а третий не обращает внимания на неудобства. Сигналы  о происходящем поступают в определённые участки мозга, возбуждая их активность. Дети из – за незрелости мозга и отсутствия социального опыта находятся в полной зависимости от врождённого темперамента.  Но, подрастая, ребёнок усваивает уроки воспитания, берёт пример со старших. Он учится терпеть, проявлять силу воли или наоборот отступать перед трудностями. Задача родителей помочь детям овладеть механизмами, которые помогут справиться с врождённым темпераментом.

 

Рекомендациями по правильному воспитанию детей с учетом их темперамента.

Как узнать темперамент своего ребёнка?

Дети  холерики. Характеристика:

ребёнок неусидчивый;

невыдержанный, вспыльчивый;

нетерпеливый;

находчивый в споре;

обладает резкими, порывистыми движениями

неустанно стремится  к новому;

агрессивный забияка;

резкий в отношениях с людьми;

решительный и инициативный;

иногда упрямый;

склонный к резким сменам настроения.  

склонный быстро действовать и решать;

обладает быстрой,  сбивчивой речью;

незлопамятный и необидчивый;

Дети с преобладанием холерического темперамента напоминают ураган и смерч в одном лице. Обладая крайней нервной и эмоциональной неуравновешенностью, холерики «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Они нуждаются в смене впечатлений, однако сильные впечатления быстро утомляют их.

Отсюда их невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения. Если ваш малыш-холерик нарисовал какой-то красивый рисунок, он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и НЕМЕДЛЕННО взглянули на рисунок. Если вы не посмотрите на рисунок сразу же, ребенок моментально выйдет из себя.

Холерики вообще напоминают по своей нервной организации мину: стоит только шагнуть в опасную зону, как сразу же последует взрыв. Деятельность холериков неровная, пульсирующая. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго. Холерики быстро утомляются и не могут продолжать интересующее их занятие. Нервный спад и упадок сил вполне естественно «выливаются» в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве. Если у малыша не получается построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И нарычит на всякого, кто подвернется ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие. И на непонимание окружающих. Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности еще слишком далеко отстоят от способностей и желаний. Так что перед родителями холерика стоит непростая задача — дозировать занятия так, чтобы малыш мог постоянно узнавать что-то новое, но не переутомлялся при этом.

КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-ХОЛЕРИКА

1. Основным подходом в воспитании ребёнка-холерика является принцип, который условно можно назвать «Ни минуты покоя»: поддерживайте и направляйте энергию ребёнка на полезные дела

2. Исключите из обстановки то, что перевозбуждает нервную систему ребёнка

3. Контролируйте бурные проявления холериков, в этом помогают спокойные игры, выбор интересного хобби

4. Особое внимание уделяйте воспитанию усидчивости

5. Строго и последовательно контролируйте поступки и действия ребёнка

6. Кропотливо приучайте ребенка доводить до конца начатое дело

7. В связи с повышенной чувствительностью обращаться с холериками нужно мягко, так как резкость может нарушить отношения между ребенком и родителями

8. Не используйте физическую силу при воздействии на ребёнка, замечания делайте строго, но спокойно

9. Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойное, тактичное требование

10. Воспитывайте настойчивость и сдержанность, умение владеть собой, в зачатке следует погашать любую агрессивность ребёнка

11. Отдельное внимание уделяйте обучению вежливости, тактичности

12. Вашему ребёнку важно знать, что к его словам прислушиваются

Дети сангвиники. Характеристика:

веселые и жизнерадостные;

энергичные  и деловитые;

часто не доводят начатое дело до конца;

склонны переоценивать себя;

способны  быстро схватывать новое;

неустойчивые  в интересах и склонностях;

легко переживают  неудачи и неприятности;

 с увлечением берутся за любое новое дело

легко приспосабливаются  к разным обстоятельствам;

быстро остывают, если оно перестает их интересовать;

быстро включаются  в новую работу и быстро переключаются  с одной работы на другую;

общительные  и отзывчивые  с новыми  людьми

выносливые и работоспособные;

обладают  громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой;

сохраняют  самообладание в неожиданной, сложной обстановке;

всегда в  бодром настроении;

быстро засыпают  и пробуждаются;

часто не собраны, проявляют  поспешность в решениях

   Сангвиник – это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. Открытый и разговорчивый, он обожает новые лица и новые места, ему необходимы перемены увлечений .Ребёнок-сангвиник легко идёт на компромисс. Не боится трудностей. Легко переживает неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке.  Любопытство сангвиника не знает границ, кажется, что уже прямо сейчас хочет объять необъятное. Он всегда  стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами .Ребёнок с сангвиническим темпераментом активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры. Если весельчаку скучно, то он становится вялым и не может сконцентрироваться на происходящем здесь и сейчас. На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно незлопамятен, неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться. «Жизнь без ссор» – таков его жизненный девиз. Но оборотная сторона «солнечной» натуры, о которой не должны забывать взрослые, такова: сангвинику комфортно лишь в том случае, если он нравится всем.

КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-САНГВИНИКА

1. Основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ». Милый ребёнок сангвиник всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание.

2. Контролировать поступки и действия

3. Воспитывая ребенка с сангвиническим темпераментом, следует формировать у него устойчивые привязанности, интересы.

4. Приучать доводить начатое дело до конца.

5. Обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий.

6. Хвалить заслуженно, т.к. имеет место склонность к зазнайству.

7. Принимайте в общении с сангвиником дух лёгкости, веселья и юмора, который ему больше всего по душе.

8. Помните о том, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником, как его легкомыслия, так и непостоянства.

Дети меланхолики.  Характеристика.

   стеснительные  и застенчивые;

теряются  в новой обстановке;

затрудняются  установить контакт с незнакомыми людьми;

не верят  в свои силы;

легко переносят  одиночество;

чувствуют  подавленность и растерянность при неудачах;

склонны уходить в себя;

быстро утомляются;

обладают  слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота;

невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

впечатлительны до слёз;

чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

предъявляют высокие требования к себе и к окружающим;

склонны к подозрительности, мнительности

болезненно чувствительны и легко ранимы

чрезвычайно обидчивы;

скрытны и необщительны, не делятся  ни с кем своими мыслями;

малоактивны и робки;

безропотно покорны;

Эмоциональный стресс для ребенка-меланхолика — почти что норма жизни, поскольку их способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь.

Меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью и страдают от неуверенности в себе.

Малыш-меланхолик будет плакать по любой самой ничтожной причине и даже тогда, когда мы вовсе не видим никакой причины для слез. Мы не видим, а он-то найдет. Поскольку мы не видим причин его страданий, мы не разделяем эмоций малыша, что только усугубляет ситуацию, поскольку меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью, и страдают от неуверенности в себе. Меланхолики быстро утомляются, а для восстановления нервной и физической энергии им требуется довольно длительное время. А потому участие в протяженных по времени играх, тем более сложных, доводит их до стресса. Вообще для них является стрессовой любая ситуация, несущая неожиданные новшества или включающая элементы соревнования. Типичная для меланхоликов реакция на стресс — избегание общения и стремление к уединению, уход в себя и в свои переживания.

Для родителей маленького явно выраженного меланхолика ключами к ребенку могут послужить терпение и понимание. Малыша-меланхолика нежелательно отдавать в детский сад раньше, чем ему исполнится три года. Заниматься с ним нужно очень дозированно, тщательно подбирая задания так, чтобы трудности нарастали постепенно и он мог бы со всем справиться. Такой подход повышает самооценку ребенка и усиливает его интерес к занятиям.

Родители, которые осознают проблемы темперамента своего ребенка, помогают ему справляться с собой и таким образом облегчают задачу его внутреннего роста и становления как личности.

КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-МЕЛАНХОЛИКА

1. Основным подходом в воспитании ребёнка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать «НЕ НАВРЕДИ».

2. В общении с таким ребёнком и в воспитательных воздействиях считайтесь с ранимостью его психики — не кричите и не давите на него, своё недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его.   3. Помните о том, что ребёнок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковее и помягче.

4. Чаще хвалите его и не скупитесь на проявление искренних слов. У Вашего ребёнка особая интуиция, и ему жизненно необходимо ощущать, что его любят.

5. Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения.

6. Не упускайте случая показать своему ранимому чаду, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.

7. Никогда не делайте своему ребёнку замечания на людях – это провоцирует развитие серьёзных комплексов.

8. В общении со своим ребёнком чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр.

9. Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов – не перегружайте его развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы. Помните о том, что даже игры утомляют его и могут довести до стресса.

10. Стрессовой для ребёнка-меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.

11. Не требуйте от меланхолика того, что для него невыполнимо. Нацеливайте его на посильные занятия и помогайте их вовремя исполнить, своевременно избегая переутомления.

12. Избегайте в общении с ребёнком приказов, т.к. они только замедляют его деятельность.

13. Развивайте самостоятельность, давая ребёнку посильные поручения. При каждом проявлении самостоятельности поощряйте своего малыша, ободряйте тёплым словом.

14. Проявляйте терпение в развитии активности, смелости.

15. Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.

16. Развивайте общительность своего ребёнка.

17. Не пугайте и не запугивайте своего ребёнка. Ребёнку-меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.

18. Помогайте избавиться от страха, для этого обсуждайте с ребёнком его чувства. За страхи не высмеивайте.

19. При выборе учебного заведения помните о том, что для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения деятельность (работа). Его не тяготит даже монотонная работа.

20. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело, учится.

Помните о том, что если не принимать мер по смягчению крайностей в поведении меланхолика, то может возникнуть опасность развития замкнутости, отчужденности, чрезвычайно выраженной ранимости, склонности необычайно остро переживать все, даже самые обычные явления.

Дети флегматики. Характеристика.

спокойные  и хладнокровные;

последовательные   и обстоятельные в делах;

осторожные и рассудительные;

умеют  ждать;

не любят  попусту болтать;

обладают  спокойной, равномерной речью с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики;

сдержанные  и терпеливые;

доводят  начатое дело до конца;

не растрачивают  попусту сил;

строго придерживаются  выработанного распорядка жизни,

умеют  сдерживать  порывы;

маловосприимчивые  к одобрению и порицанию;

незлобные , проявляют  снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;

постоянные  в своих   интересах;

медленно включаются  в работу и переключаются  с одного дела на другое;

ровные  в отношениях со всеми;

любят  пунктуальность во всем;

с трудом приспосабливаются  к новой обстановке;

Дети с преобладанием флегматического темперамента — самые спокойные дети на свете. Они уравновешенны и невозмутимы. Они изучают и исследуют мир постепенно, медленно и размеренно. Флегматики хорошо справляются с трудностями.

Им очень нравятся задания, где надо посидеть, подумать, порассуждать, помудрить. Уже в четыре года ваш малыш – флегматик может с удовольствием играть в шахматы и читать свои первые книжки. Картинки он будет рассматривать часами. И слушать ваши рассказы — тоже. Ему очень нравится разговаривать, хотя любой разговор с ребенком-флегматиком — в большей степени монолог взрослого. Не пугайтесь, если вам покажется, что ребенок позже начинает говорить. Это никак не связано с проблемой интеллекта. Просто он не спешит с высказываниями.

Единственное, что способно повергнуть флегматика в шок, это задания на скорость. Для успеха им нужны время и покой. Учитывайте это в занятиях с ребенком, никогда не пытайтесь «ускорять» или «подгонять» его. Как только вы потребуете от маленького флегматика сделать что-то быстро, тем более — немедленно, вы получите несчастного плачущего ребенка, совершенно неспособного заниматься чем бы то ни было.

КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-ФЛЕГМАТИКА

1. Основным подходом в воспитании ребёнка-флегматика является принцип, который условно можно назвать «НЕ ТОРОПИ». Помните о том, что такой малышне может работать в условиях дефицита времени, ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, он сам рассчитает своё время и сделает дело. Не требуйте от своего ребёнка космических скоростей.

2. Учите ребёнка рационально распределить время.

3. Не давите на своего ребёнка, т.к. под давлением со стороны взрослых он лишь становится ещё неповоротливее и пассивнее.

4. Не называйте ребёнка «копуша», особенно при других людях.

5. Помните о том, что дети-флегматики очень нуждаются в одобрении.

6. При воспитании малоподвижного флегматика важно развивать интерес к движениям, играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет любые правила игры.

7. У медлительных флегматиков необходимо стараться постепенно вырабатывать способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Учите переключать внимание при выполнении различных поручений

8. Пытайтесь развивать любознательность ребёнка (читайте с ним интересные познавательные книги, смотрите научно-познавательные фильмы, посещайте музеи, обсуждайте полученную информацию).

9. Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.

10. Учите ребёнка полнее выражать свои эмоции и чувства: если ему грустно, не запрещайте ему плакать, если он рад, разрешите ему радоваться в полную меру и пр.

11. Привлекайте ребёнка к совместной деятельности (как в детском, так и взрослом коллективе).

12. Прививайте у ребёнка навыки общения.

Нельзя говорить, что какой-то тип темперамента лучше, а какой-то хуже. Не один темперамент не проигрывает и не уступает другому, они являются совершенно разными типами. Просто один темперамент может быть выигрышен в каких-то определенных жизненных ситуациях,  чем другой. Темперамент является врожденным свойством личности и не меняется в течение жизни. В заключение хочу напомнить, что нужно не подавлять темперамент Вашего ребенка, а научиться управлять им. Будьте наблюдательны и внимательны по отношению к своему малышу. Старайтесь как можно больше понять своего ребенка, и вы всегда сможете прийти к взаимопониманию. Я желаю счастья Вам и Вашим детям.

материал подготовлен и оформлен педагогом – психологом

Васильчишиной Натальей Павловной

 с использованием материалов интернет сайта

Как темперамент влияет на учебу?

Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов. И немалую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент. Он закладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привычки, особенности поведения, стиль деятельности и прочее. Сегодня мы поговорим о том, как определить, какими темпераментными особенностями обладает ваш ребенок, и как эти самые особенности могут отразиться на его обучении.

О темпераменте

Темперамент – это характерная для определенного человека совокупность психических особенностей, которые связаны с эмоциональной возбудимостью. Другими словами, темперамент – это природная особенность каждого человека, которая определяет его эмоциональное реагирование в той или иной ситуации: как быстро возникает эмоция, какую силу и знак (положительная/отрицательная) она имеет. Именно эта характеристика будет обуславливать медлительность или энергичность человека.

О темпераменте говорили еще древние ученые. Наибольший вклад в развитие учения об этой характеристике внес древнегреческий медик Гиппократ. Он выделял четыре типа темперамента, каждый из которых, по его мнению, был обусловлен преобладанием в организме человека определенной жидкости:

  • Холерик: преобладание желтой желчи, которая делает человека «взрывным» и «горячим»
  • Сангвиник: преобладание крови, делающей представителя данного типа темперамента веселым и очень подвижным
  • Меланхолик: преобладание черной желчи, обуславливающей преобладание боязливости и грусти в характере
  • Флегматик: преобладание лимфы (мокроты, слизи), которая делает человека спокойным и медлительным

 

Холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.  Источник фото

Сегодня психофизиологи также выделяют четыре типа темперамента, которые имеют аналогичные названия, но, разумеется, никакой речи о преобладании определенной жидкости в организме не идет.

Наиболее ярко темпераментные особенности проявляются у маленьких детей. Но чем старше становится человек, тем более сглаженным становится его темперамент. Это объясняется адаптацией к окружающей среде и различными компенсаторными механизмами. Однако предрасположенность действовать определенным образом в большинстве ситуаций сохраняется, и на основе этого можно сделать вывод, черт какого темперамента в человеке больше. Эта предрасположенность может быть как полезной, так и мешающей в процессе обучения. Поэтому очень важно учитывать темпераментные особенности вашего ребенка при организации его учебной деятельности.

Холерик

Люди, обладающие данным типом темперамента очень энергичные и подвижные, страстные и увлеченные. Они способны полностью отдаваться любимому делу, тратя на него все свои силы и энергию. Действия холериков можно охарактеризовать как резкие, порывистые и чересчур энергичные. Такой человек очень эмоционален, способен испытывать совершенно различные по знаку эмоции, которые отличаются большой силой, склонен к резким, иногда немотивированным переменам настроения. Такие люди могут быть слишком агрессивны по отношению к другим, «вспыхивают» из-за любой мелочи. Неудачи холерики переживают очень эмоционально и «тяжело», негативно реагируют на критику.

Особенности обучения

У детей-холериков в школе могут возникать проблемы с поведением из-за излишней активности и неусидчивости, бурного реагирования на неудачи и критику. Чтобы их обучение было максимально эффективным необходимо:

  • Увлечь ребенка, вызвать интерес к предмету
  • Не загружать его однообразной и монотонной деятельностью, а давать различные задания
  • Научить адекватно оценивать свои возможности, чтобы неудачи не приводили к бурным негативным реакциям
  • Поговорить с учителем и попросить его излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей)
  • Разбивать работу на блоки и давать время на отдых, если нужно выполнить слишком много
  • Не проявлять бурных положительных/отрицательных эмоций в общении со школьником, так как холерики легко «заражаются» ими
  • Переключить внимание ребенка на что-то другое, если вы чувствуете, что возникло эмоциональное напряжение, которое может привести к «взрыву» 

Известные холерики: Суворов А. В. и Пушкин А.С. Источник фото 1 и 2

Сангвиник

Люди-сангвиники очень энергичны, подвижны, обладают повышенной работоспособностью. Как правило, они находятся в приподнятом настроении и склонны реагировать смехом на различные жизненные ситуации. Их движения очень живы и стремительны, речь быстра, а мимика очень подвижна и разнообразна. Для человека с таким типом темперамента очень важны новые впечатления, и он будет стремиться постоянно получать их любым доступным способом. Такие люди очень общительны, легко вступают в контакт с другими. В некоторых случаях данный темперамент приводит к поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на каком-то предмете, чересчур поспешным действиям. Сангвиники легко переживают неудачи, на критику реагируют спокойно и с юмором.

Особенности обучения

Проблемы в обучение у детей-сангвиников могут возникать из-за неусидчивости, поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на предмете и жажды новых впечатлений. Избежать этого позволит:

  • Заинтересованность ребенка в предмете: лучше всего разбавлять материал интересными примерами, шутками и прочее
  • Разнообразие задач и отсутствие монотонности деятельности
  • Адекватные похвала и критика
  • Обеспечение ребенка-сангвиника постоянной активной деятельностью (например, в перерыве между выполнением домашнего задания сделать физкультминутку)
  • Разбиение большого задания на ряд маленьких (необходимо для более полного сосредоточения на каждой части и более успешного выполнения)
  • Проверка выполненного домашнего задания родителями, так как сангвиники могут часто допускать ошибки из-за невнимательности и спешки
  • Совместное выполнение домашних, просмотр обучающих телепередач, чтение интересной книги и прочее

Известные сангвиники: Наполеон и Лермонтов М.Ю. Источник фото 1 и 2

Меланхолик

Людей с меланхоличным темпераментом можно охарактеризовать как спокойных, медлительных и сдержанных. Они глубоко переживают происходящие события, но очень редко показывают это. По их речи и мимике часто невозможно понять, что же именно они испытывают в данный момент. Движения меланхоликов лишены порывистости, отличаются некоторой замедленностью. Как правило, эмоции меланхоликов носят отрицательный характер. Человек с таким темпераментом с опаской относится ко всему новому. В некоторых случаях люди-меланхолики могут казаться замкнутыми и отчужденными, у них также может сформироваться боязнь всего нового и необычного (иногда даже боязнь новых людей). Неудачи они переживают довольно тяжело, но не всегда показывают это. Критика, особенно необоснованная и высказанная в грубой форме, может глубоко ранить меланхолика, привести к эмоциональному срыву.

Особенности обучения

Помешать успешному обучению меланхоликов может их медлительность и утомляемость, сложность переключения между различными видами деятельности, негативная реакция на неудачи и критику. Сделать обучение таких детей более успешным позволит:

  • Постепенное, а не быстрое включение их в работу – не требуйте от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания
  • Формирование уверенности в себе и собственных силах
  • Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить
  • Создание доброжелательной атмосферы
  • Разговор с учителем и просьба излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей)
  • Разбиение работы на блоки, возможность взять паузу и передохнуть, если нужно выполнить слишком много
  • Обеспечение ребенку достаточного количества времени на обдумывание, выполнение и проверку задания
  • Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении школьником домашнего задания (разговоры, телевизор, музыка и прочее)

Известные меланхолики: Гоголь Н. В. и Достоевский Ф. М. Источник фото 1 и 2

Флегматик

Флегматики отличаются завидным спокойствием в любых ситуациях, медлительностью характерной как для движений, так и для речи, тусклостью и невыразительностью мимики. Такие люди не склонны к переживанию сильных эмоций, остаются невозмутимыми практически всегда, их настроение отличается ровностью. Человек с данным типом темперамента привержен постоянству во всем, поэтому ему очень нелегко переключаться с одного типа деятельности на другой и приспосабливаться к изменившимся условиям среды, он будет длительное время включаться в новую ситуацию. Иногда у таких людей может формироваться бедность эмоционального реагирования, вялость и отстраненность, склонность выполнять стереотипные действия. На неудачи и критику флегматики реагируют спокойно, и порой кажется, что это совсем их не трогает, что не так уж далеко от истины.

Особенности обучения

Дети-флегматики могут испытывать трудности в обучении из-за сложностей в приспособлении к новым ситуациям, излишней медлительности и приверженности стереотипным действиям. А поможет им следующее:

  • Постепенное, а не быстрое включение их в работу – не требуйте от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания
  • Обеспечение ребенку достаточного количества времени на адаптацию к новым условиям, а также на обдумывание, выполнение и проверку задания
  • Объяснение, что от него требуется в процессе выполнения деятельности
  • Формирование уверенности в себе и умения общаться и взаимодействовать с другими людьми
  • Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить
  • Своевременная подготовка к урокам и заданиям: заранее просмотрите с ребенком материал, который он будет проходить на следующем уроке, подготовьте с ним ответы на возможные вопросы и задания
  • Заинтересованность в деятельности
  • Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении школьником домашнего задания (разговоры, телевизор, музыка и прочее)

Известные флегматики: Кутузов М. И. и Крылов И.А. Источник фото 1 и 2

Темперамент – это природная особенность человека, которая сильно влияет на его поведение и успехи. Однако не бывает плохих или хороших темпераментов – у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Чтобы ребенок с любыми особенностями обучался успешно, необходимо просто обратить внимание на эти самые особенности и создать для него наиболее оптимальные условия деятельности.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:        

Мудрая сова 10 апреля 2015

Девять черт темперамента

Понимание различных черт темперамента может помочь вам понять и поддержать вашего ребенка.

Темперамент

Темперамент относится к чертам личности, которые определяют, как человек реагирует на мир. Они тихие или шумные? Спокойный или настороженный? Черты темперамента — это в основном врожденные черты, с которыми мы родились, хотя на них могут влиять семья, культура или опыт человека.Стиль темперамента человека играет роль в том, как он ведет себя и взаимодействует с другими людьми и в своем мире. Есть девять разных черт темперамента:

  1. Уровень активности
  2. Биологические ритмы
  3. Чувствительность
  4. Интенсивность реакции
  5. Адаптивность
  6. Подход / отход
  7. Стойкость
  8. Отвлекаемость
  9. Настроение

У каждого человека есть своя уникальная комбинация черт характера или темперамента, поэтому вы можете быть похожи на другого человека или своего ребенка по одному признаку и отличаться по другому.Эти качества являются частью чьей-то личности и одним из факторов, которые делают каждого из нас уникальным. Нет правильного или неправильного темперамента — у каждого человека свой уникальный стиль мышления, действий и взаимодействия с миром.

Воспитательный и понимающий темперамент

Темперамент может описать или придать контекст поведению вашего ребенка. Например, если ваш ребенок разборчив в еде, это может сильно расстроить. Однако, если вы понимаете, что ваш ребенок очень чувствителен к текстуре и прикосновениям, это может помочь объяснить его поведение, которое может изменить то, как вы к нему относитесь и как вы на него реагируете.

Понимание темперамента вашего ребенка также поможет вам иметь соответствующие ожидания от него. Точно так же, как несправедливо ожидать, что малыш будет терпеливо ждать, так же несправедливо ожидать, что ребенок, который «медленно разогревается» или склонен к замкнутости, сразу же запрыгнет в новую игровую группу или поиграет с другими детьми на игровой площадке.

Иногда ваш темперамент очень похож на темперамент вашего ребенка, а иногда или каким-то определенным образом он может сильно отличаться. Когда стили похожи, может быть очень легко воспитывать вашего ребенка, но когда они разные, или в определенных ситуациях, когда они разные, это может быть очень сложно.Потратьте время на то, чтобы понять характер своего ребенка и то, чем он похож или отличается от вашего собственного, может помочь вам адаптировать свои родительские обязанности, чтобы использовать его сильные стороны и удовлетворить его конкретные потребности.

Если вы не понимаете поведения своего ребенка или боретесь с рутиной, например, перед сном, пеленками или покупкой продуктов, подумайте, связана ли эта борьба с темпераментом вашего ребенка. Если это так, вы можете внести небольшие коррективы в свои ожидания, распорядок дня или методы, которые могут облегчить жизнь вам и вашему ребенку.

В этой серии статей мы исследуем все девять черт темперамента и то, как они могут повлиять на поведение ребенка, а также поговорим о том, как вы можете поддержать своего ребенка, понимая его темперамент.

Для получения дополнительных статей о развитии ребенка, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков посетите веб-сайт расширения Michigan State University Extension.

Чтобы узнать о положительном влиянии, которое получают дети и семьи от программ повышения квалификации MSU , прочтите наш Отчет о воздействии за 2016 год.Дополнительные отчеты о воздействии, освещающие еще больше способов, которыми Michigan 4-H и MSU Extension оказали положительное влияние на отдельных лиц и сообщества в 2015 году, можно загрузить с веб-сайта Michigan 4-H.

Другие статьи серии

Вы нашли эту статью полезной?