Стыд это определение: стыд — это… Что такое стыд?

Стыд

***

Стыд – чув­ство сму­ще­ния, вызван­ное осо­зна­нием (пони­ма­нием) небла­го­вид­но­сти своей мысли, жела­ния, поступка, дей­ствия, пове­де­ния, поло­же­ния, нрав­ствен­ного состо­я­ния, при­част­но­сти тому-то и тому-то и т. п.

***

Стыд явля­ется одним из видов нрав­ствен­ного созна­ния, ока­зы­ва­ю­щим вли­я­ние на эмо­ци­о­наль­ную жизнь. Чело­век обла­дает есте­ствен­ной склон­но­стью к пере­жи­ва­нию чув­ства сму­ще­ния, вызван­ного обли­че­нием какого-либо без­нрав­ствен­ного поступка. Это страх перед поте­рей ува­же­ния в глазах тех, перед кем чело­век уронил свое досто­ин­ство.
архи­манд­рит Платон (Игум­нов)

Стыд – спо­соб­ность чело­века взве­ши­вать свои поступки и помыслы в соот­вет­ствии с сове­стью. На Руси гово­рили: «В ком есть Бог, в том есть и стыд». «Убей Бог стыд, все пойдет нипо­чем». «Без стыда лица не изно­сишь». «В ком стыд, в том и совесть». «Пора и стыд знать». «Стыд та же смерть».

Такое народ­ное пони­ма­ние стыда пол­но­стью осно­вы­ва­ется на пра­во­слав­ном веро­уче­нии. Гос­подь поста­вил стыд одним из стра­жей Своего закона в душе, чтобы он предот­вра­щал повто­ре­ние греха и при­зы­вал пока­янно устрем­ляться к поте­рян­ной бла­го­дати Божией. Свя­щен­ное Писа­ние сви­де­тель­ствует, что стыд воз­ни­кает в нашей душе в каждом случае, когда мы про­ти­вимся мило­сер­дию Божию к нам, забы­ваем Бога (Иов. 8:13), раду­емся несча­стью ближ­него или вели­ча­емся перед ним (Пс.34:26). Стыдно бывает чело­веку, когда он нена­ви­дит пра­вед­ника (Иов. 8:22) или дер­зает при­тес­нять брата своего (Авд.1:10). Наша духов­ная при­рода пыта­ется рас­то­пить холод сердца чув­ством стыда, то есть силь­ного сму­ще­ния от осо­зна­ния своей непра­во­сти. Стыд, таким обра­зом, застав­ляет нас осо­знать духовно-нрав­ствен­ную беду, в кото­рую мы попа­даем, совер­шив грех. Он влечет наше сердце к осо­зна­нию при­чины этой беды, само­уко­ре­нию, рас­ка­я­нию в соде­лан­ном – внут­рен­ней испо­веди перед сове­стью, к исправ­ле­нию гре­хов­ной жизни, к рев­но­сти о славе и бла­го­дати Божией. Падший Адам неверно ото­звался на про­яв­ле­ние этого чув­ства в своей душе, когда «скрылся» от Бога, для него стыд не послу­жил к при­ня­тию спа­си­тель­ной бла­го­дати пока­я­ния, а утвер­дил его в непо­слу­ша­нии Богу. По муд­рому заме­ча­нию Иисуса, сына Сира­хова, каж­дому чело­веку сле­дует наблю­дать время и хра­нить себя от зла, чтобы не посты­диться за душу свою, ибо «есть стыд, веду­щий ко греху, и есть стыд – слава и бла­го­дать» (Сир.4:23-25). Согласно этому заме­ча­нию, при появ­ле­нии стыда нам сле­дует не пря­таться от Бога, а идти к Нему за про­ще­нием и бла­го­да­тью для исправ­ле­ния.
прот. Г. Нефе­дов

«Стыд, – по мнению B.C. Соло­вьева, – при­род­ная совесть, а совесть – обще­ствен­ный стыд».

Стыд – хоро­шее и здо­ро­вое чув­ство. Стыд живо­тво­рит.
М.Е. Сал­ты­ков-Щедрин

У рус­ского народа суще­ствует мно­же­ство посло­виц о стыде. Кроме уже при­ве­ден­ных выше, сле­дует назвать: «Лучше поне­сти на гривну убытку, нежели на алтын стыда»; «За стыд голова гинет»; «Сгорел со стыда»; «Чего боимся, того и сты­димся».

Народ­ные посло­вицы осуж­дают бес­сты­жих людей: «Ни стыда, ни сорому ни в котору сто­рону»; «Стыд под каблук, а совесть под подошву»; «Стал сыт (богат), так взял стыд»; «Стыд­ненько, да сыт­ненько»; «Первый дар на роду, коли нет в глазах стыду»; «Жили, жили, а стыда не нажили»; «Бес­сты­жих глаз и дым неймет». 
О. Пла­то­нов

Стыд – это свой­ство души чело­века. Стыд бывает разный. Бывает стыд от осо­зна­ния своей гре­хов­но­сти, кото­рый ведет к пока­я­нию, а бывает стыд от страха испо­ве­до­вать свои грехи (ложный стыд). Тогда он ведет к мало­душ­ной трус­ли­во­сти, к умол­ча­нию о том, что с нами про­изо­шло.

Что такое стыд? Это реак­ция нрав­ствен­ного чув­ства на внут­рен­ний разлад, на некое нару­ше­ние жиз­нен­ного порядка. До гре­хо­па­де­ния подоб­ного люди не знали. Ибо при­рода их была испол­нена внут­рен­ней гар­мо­нии, пред­по­ла­га­ю­щей власть духов­ного начала над нача­лом инстинк­тив­ным. Рас­па­лась эта гар­мо­ния, – и люди, ощутив внут­рен­ний разлад в душе, почув­ство­вали стыд.
мит­ро­по­лит Кирилл (Гун­дяев)

***

Самое страш­ное – это раз­ру­шить стыд

И.Я. Мед­ве­дева

Рус­ская куль­тура очень цело­муд­ренна, потому что она глу­бинно пра­во­слав­ная. Здесь Пра­во­сла­вие вос­при­няли не фор­мально, а всеми порами души. Оно не просто легло на под­го­тов­лен­ную почву, а глу­боко про­никло в эту почву.

В основе – чистота, цело­муд­рие

— Когда в деревне быва­ешь на сва­дьбе, слы­шишь сва­деб­ные песни, они напо­ми­нают погре­баль­ные плачи. Я задала себе вопрос: а почему? Потому что невин­ность опла­ки­вают, хоро­нят чистоту. Это такая цен­ность, что ее опла­ки­вают как покой­ника. И вот когда при всем этом детям стали гово­рить, что все не стыдно, – про­изо­шло убий­ство дет­ских душ. Я хочу под­черк­нуть как пси­хо­лог: самое страш­ное – это раз­ру­шить стыд, потому что основ­ное свой­ство, опре­де­ля­ю­щее пси­хи­че­скую норму, это чув­ство стыда в интим­ных вопро­сах. И именно это чув­ство ста­ра­тельно раз­ру­ша­ется. Значит, детей и весь народ рас­тле­вают? Да, конечно. Но можно посмот­реть и под другим углом зрения: это мас­со­вая инва­ли­ди­за­ция пси­хики. Пока­зы­вая людям бес­стыд­ство в интим­ной сфере как новый эталон пове­де­ния, всю страну пре­вра­щают в тяже­лых инва­ли­дов. Гово­рят, что теперь новая жизнь и все по-дру­гому. Да что в этом нового? Что нового в содоме? Содом был сметен Богом с лица земли, и на этом месте Мерт­вое море. Там нет жизни до сих пор, там не живет ни одна бак­те­рия.

— Если сейчас это как-то не оста­но­вить, во что все это может вылиться?

— В пре­сек­но­ве­ние рода. У нас не будет страны. Такие рас­че­ло­ве­чен­ные дети не смогут про­дол­жить род. Ведь при­уче­ние к бес­стыд­ству в интим­ной сфере влияет на всю пси­хику, а сле­до­ва­тельно на всю судьбу чело­века, на весь строй жизни. Это уже не совсем чело­век: суще­ство, кото­рое знает, что такое без­опас­ный секс, нико­гда не узнает, что такое насто­я­щая любовь. Во время моей поездки в Гер­ма­нию мне запом­нился один юноша, кото­рый сказал: “Счаст­ли­вые у вас моло­дые люди”. Я спро­сила: “Чем же они счаст­ливы?” Он отве­тил: “Они могут узнать насто­я­щую любовь”. “А почему же вы не можете?” – спро­сила я. “Потому что нас про­све­щали”. Я сде­лала вид, что не пони­маю этой связи и задала еще один вопрос: “А почему же это так несов­ме­стимо?” Он даже оби­делся: “Вы же пси­хо­лог, неужели вы не пони­ма­ете? Или ты знаешь про эро­ген­ные зоны или ты видишь в девушке незем­ное суще­ство. Что-нибудь одно. А вместе это не бывает”. Это было в 1994 году. И вот такое “про­све­ще­ние” пришло сюда. Теперь у наших моло­дых людей с дет­ства крадут самую пре­крас­ную тайну, кото­рая пред­стоит в юном воз­расте: тайну незем­ной роман­ти­че­ской любви. Это отвра­ти­тель­ная кража со взло­мом… Взрос­лый чело­век суще­ствует для того, чтобы не потвор­ство­вать злу, к кото­рому тянется ребе­нок, а уж тем более не учить его злу. Можем ли мы жить спо­койно при таком мас­со­вом рас­тле­нии? Ведь мы пре­даем малых сих, – без­за­щит­ных людей, кото­рых при­званы защи­щать, сде­лать все для спа­се­ния души.

— Каков же выход из поло­же­ния? Что нужно для того, чтобы у нас тоже Мерт­вое море не заплес­ка­лось?

— Я думаю, многое может сде­лать каждый на своем месте. Опыт пока­зы­вает: если под­нять шум, хотя бы неболь­шой, это дает очень хоро­ший эффект. Но про­тест пока слаб. У нас в Москве откры­вают клубы гомо­сек­су­а­ли­стов иногда прямо рядом с древ­ней­шими церк­вями. Люди взды­хают, а их убеж­дают, что надо быть толе­рант­ными.

— Были ли какие-нибудь акции про­те­ста?

— Были, но ничем не кон­чи­лись… Я думаю, что если бы не только кучка особо актив­ных пра­во­слав­ных людей, а все моск­вичи или все пра­во­слав­ные люди вышли на улицу, гомо­сек­су­а­ли­сты, может быть, бы поду­мали…

Но люди очень рас­те­ряны. Все это вызы­вает состо­я­ние шока, кото­рое выгля­дит как без­во­лие. Но это состо­я­ние должно про­хо­дить, потому что если не будить людей, ждать когда они очнутся, можно поте­рять страну. Тогда будет неза­чем выхо­дить на улицы. Я думаю, нужно сле­до­вать рус­ской посло­вице: дей­ствуй как должно, а будет, как Бог даст. Что же каса­ется молитвы – молиться надо всегда. И надо почаще вспо­ми­нать изре­че­ние, если я не оши­ба­юсь, Фомы Аквин­ского: “Молиться надо так, как будто все зави­сит только от Бога, а делать надо так, как будто все зави­сит только от тебя”.

Книга Бытия совер­шенно опре­де­ленно гово­рит нам о том, что первым чув­ством, кото­рое испы­тали наши пра­ро­ди­тели после гре­хо­па­де­ния, был стыд. Стыд – это ядро чело­ве­че­ской пси­хики. Если оно раз­ру­шено, то все осталь­ные обо­лочки просто исче­зают. Сек­су­аль­ная рас­пу­щен­ность, ложь, пре­да­тель­ство, воров­ство и другие пороки в совре­мен­ном мире ста­но­вятся нормой.

Испанский стыд по-научному

«…Парадоксальное чувство, которое, с одной стороны, означает насмешку, а с другой – глубокое проявление эмпатии, когда человек ставит себя на место другого».

Название изображения

Так описывает это чувство научная сотрудница Центра истории эмоций Лондонского университета королевы Марии Тиффани Уотт Смит в своей «Книге человеческих эмоций». Название этого чувства в русском языке – калька от английской идиомы «Spanish shame». В английском же такое словосочетание появилось после того, как британцы решили, что первоначальное испанское «Vergüenza Ajena» переводится слишком сложно, и упростили.

Urban Dictionary описывает «Spanish shame» как чувство жгучего смущения за другого, косвенное смущение, эмпатическое смущение, и дословно с испанского переводится как «стыд за другого».

Само понятие стыд имеет глубокие социальные корни. Чаще всего человек стыдится того, что неприемлемо обществу, к которому он себя причисляет. Ведь принадлежность к группе – неотъемлемая часть условия выживания в прошлом, а в настоящем – комфортной жизни в этом обществе.

Последние концептуализации предполагают, что смущение (или стыд) является реакцией на нарушение социального этикета, которое ставит под угрозу определенный общественный имидж, и может быть вызвана различными ситуациями.

Стыд – не врожденная эмоция. Человек «учится» стыдиться в возрасте от 3 до 7 лет. Так происходит становление установок, норм и внутренних запретов, которые зависят от окружающего социума. Стыд, вина, смущение, и даже гордость – ключевые элементы человеческого морального аппарата – социальные эмоции. Они отличаются от основных – таких как счастье, страх и т.д.

Социальная нейробиология сейчас как раз больше сосредоточена на изучении прямых и основных эмоций.

Рис. 1. Карточки с разными неловкими ситуациями

А вот группа ученых из Германии и Англии под руководством Сорена Краха решила выяснить, что происходит с человеком, когда он испытывает косвенное смущение или стыд. В эксперименте приняли участие 480 женщин и 139 мужчин. Им показывали неловкие ситуации из жизни других людей (рис 1.). Опросники показали, что все испытуемые чувствуют стыд, когда смотрят на то, как другие попадают в неловкие ситуации.

Затем ученые отобрали 32 психологически и неврологически здоровых участника, сделали МРТ, и оказалось, что у всех наблюдалась повышенная активность в зонах мозга, отвечающих за эмоции, связанные с болью (рис.2). В передней

Рис. 2. Передняя поясная кора и передняя левая островковая доля

поясной коре и передней левой островковой доли. Эти части мозга активизировались, даже если испытуемые смотрели на ситуации, где главные герои не знали о неловкой ситуации, в которой находятся.

Таким образом ученые доказали, что области, вовлеченные в эмпатическое ощущение физической боли, также вовлечены в процессы сострадания к социальной боли других. Помимо этого, исследователи выявили зависимость интенсивности чувства смущения или стыда от развития уровня эмпатии. То есть способность к эмпатии позволяет человеку спроецировать на себя эмоции другого и ощутить стыд.

За способность ставить себя на место другого в человеческом мозге отвечают зеркальные нейроны. Их в 1992 году обнаружил итальянский ученый Джакомо Риццолатти. Эти нейроны запускаются, когда человек сморит на поведение другого, и отзеркаливает это чужое поведение в сознании. Благодаря зеркальным нейронам человек умеет сопереживать, и благодаря им он испытывает за другого стыд.

Рис. 3. Джакомо Риццолатти

 

На физическом уровне такое косвенное смущение переживается разными способами. Например, может появиться улыбка, которую человек попытается проконтролировать. Отведение взгляда, движение головы вниз и в сторону, опущение головы, глаз, съеживание и покраснение – такие реакции были выявлены в исследовании Сорена Краха.

Они служат сигналом о том, что бедственное положение, свидетелями которого стали испытуемые, является исключительным событием для героя ситуации. И это помогло ученым понять, что явное переживание смущения после публичного промаха выполняет социальную функцию.

Социальный фактор запускает страх отвержения группы и озабоченность чужим мнением. Психология, которая также описывает причины появления такого смущения или стыда за других, выделяет несколько причин помимо развитой эмпатии:

  1. Эгоцентризм. Это, к примеру, когда человеку стыдно за своего партнера перед друзьями. В таком случае ему кажется, что его ценностная шкала и установки выше, чем у того, за кого ему стыдно. Он как бы боится «замараться» установками другого, и при этом, берет на себя ответственность за внутренний мир этого другого.

  2. Гиперответственность. Здесь человек берет ответственность за поступки и поведение другого. Таким образом, чужие провалы и промахи чувствуются как свои собственные, как и ответственность за них.

  3. Заниженная самооценка. Помимо страха отвержения, включается также и озабоченность чужим мнением.

Когда человек ассоциирует себя с другим, а такая ассоциация прослеживается через всю природу косвенного стыда, он причисляет себя к той же группе, что и герой ситуации. И членство в этой группе для человека важно. Например, семья, отдел на работе, или более масштабно – большая социальная группа, например гендер. Тогда, когда человек считает себя частью какой-то группы и возникает стыд или гордость. Либо «Я бы так не поступил, я другой», либо «Я это поощряю, сделал бы так же. Это хорошо».

Проецируя происходящее на себя, человек в конечном счете стыдится собственного позора, опыт которого есть у каждого. И при этом, наблюдая за этим позором, одни испытывают мучительную неловкость, сопереживание, а другие – насмехаются, потому что чужие промахи – как топливо для их самооценки. «…Парадоксальное чувство, которое, с одной стороны, означает насмешку, а с другой – глубокое проявление эмпатии, когда человек ставит себя на место другого».

 

Источники:

  1. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3076433/

  2. https://www.psychologies.ru/standpoint/ispanskiy-styid-pochemu-nam-nelovko-za-drugih/

  3. https://www.b17.ru/blog/262520/

  4. https://verne.elpais.com/verne/2016/08/24/articulo/1472034071_966901.html

  5. https://www.urbandictionary.com/define.php?term=spanish%20shame

  6. https://www.ted.com/talks/tiffany_watt_smith_the_history_of_human_emotions/transcript?language=ru

 

Фото:

  1. https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2019/11/failed-bitcoin-predictions-e1573578770390-768×529.png

  2. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/core/lw/2.0/html/tileshop_pmc/tileshop_pmc_inline.html?title=Click%20on%20image%20to%20zoom&p=PMC3&id=3076433_pone.0018675.g001.jpg

  3. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/core/lw/2.0/html/tileshop_pmc/tileshop_pmc_inline.html?title=Click%20on%20image%20to%20zoom&p=PMC3&id=3076433_pone.0018675.g002.jpg

  4. https://www.luiss.it/sites/www.luiss.it/files/images/news/70/story_rizzolatti.jpg

BBC Russian — Блог Михаила Белого

Наверное, не только я, но и многие мои одноклассники помнят гневно-возмущенные слова нашей учительницы английского языка Натальи Валентиновны Андриановой: «Shame on you!» («Как вам не стыдно!»). Наталья Валентиновна так говорила, когда мы в очередной раз не сделали домашнее задание или путали вторую форму неправильного глагола. И нам, признаться, действительно было стыдно. Мы краснели, а потом приходили домой и мучительно зубрили эту злополучную таблицу с глаголами. Даже не только потому, что боялись получить очередную «двойку». Лично меня, еще мальчишку, коробило от мысли, что мне на следующем уроке вновь будет стыдно. А стыдно в таких случаях бывало всегда.

В русском языке есть выражение – совсем стыд потеряли. Это очень умное и очень актуальное сегодня выражение. Не сочтите за пафос, но наше общество находится в серьезной опасности. И дело даже не во внешних угрозах – не только в терроризме, подстерегающем нас едва ли не на каждом углу, и в глобальной коррупции, от которой тоже уже некуда деваться. Страшнее другое – люди перестают стыдиться.  То есть в общественном сознании, головах людей в какой-то момент сработал переключатель.

Хотите примеров? Пожалуйста. Знаю профессора. Он учит студентов творческих профессий, при этом делает пять орфографических ошибок в трех словах. Однажды ему на это прямо указали – дескать, господин профессор, неудобно, наверное, так неграмотно писать, вы же являетесь примером для студентов.  И что вы думаете – ему стало стыдно? Ничуть! В ответ профессор почему-то гневно начал рассказывать о повальной неграмотности, поясняя, что это не бог весть какая беда. Признаться, на его месте я бы сгорел от стыда. Но это, наверное, вопрос из области морали.

Да что там профессор! Недавно сына генерального прокурора России, по сути, публично обвинили в связях с представителями незаконного игорного бизнеса. Думаю, что в цивилизованных странах у генпрокурора было бы два варианта: подавать в суд на журналистов, вытащивших невесть откуда эту информацию, отстаивая свое доброе имя и репутацию, либо бегом уходить в отставку (это было бы, на мой взгляд, высшим проявлением  стыда). Насколько известно, ни того, ни другого не произошло. Генпрокурор отправился прямиком к президенту, после чего скандал стал стремительно затихать.

В этом плане очень показательна история, фигурантом которой в свое время явился боевой генерал Владимир Шаманов, занимавший в течение нескольких лет должность губернатора Ульяновской области. Шаманов подал в суд на местного профессора Исаака Гринберга за фразу «Ни стыда, ни совести!», который последний обронил на страницах одной из ульяновских газет.

Суды в России встали на сторону генерала-губернатора, мотивировав это тем, что «ответчик не смог предоставить… доказательства того, что утверждение правдиво». В итоге профессор дошел до Страсбурга – Европейский суд по правам человека признал его правоту. Но дело на этот раз даже, наверное, не в том, кто выиграл, а кто проиграл в этом судебном процессе. Никогда не являлся поклонником Владимира Шаманова, однако отрадно, что фраза «ни стыда, ни совести» задела генерала, наверное, даже обидела его. Потому как сегодня мало кого из политиков и других публичных фигур,  пожалуй, можно оскорбить таким высказыванием.

Отсутствие стыда – особая примета времени. На днях меня, к примеру, изрядно развеселил спикер ульяновского городского парламента Василий Гвоздев. Местные общественники уличили его в передвижении на кроссовере с наглухо затонированными стеклами – дескать, нехорошо представителю власти, который должен быть примером для всех остальных, самому так вызывающе нарушать закон. А господин Гвоздев, спустя несколько дней, торжественно известил общественность в своем персональном блоге – мол, смотрите, «растонировался», теперь езжу по правилам. Причем, как мне показалось, это было не публичное покаяние,  скорее, самореклама – посмотрите, я решил соблюсти закон, разве это не заслуживает похвалы? Почему-то мне кажется, что господину Гвоздеву трудно представить, как можно стыдиться и краснеть из-за невыученных неправильных глаголов.

Значение, Синонимы, Определение, Предложения , Антонимы. Что такое стыд

Когда я думала о невыносимых ужасах, которые пришлись на долю моих предков в этой стране ради лучшей жизни для потомков, мой стыд только увеличивался.
Мы вспоминали и отпускали накопившиеся за годы истории и предположения друг о друге, обвинения и стыд, пока между нами не осталось ничего, кроме любви.
Стыд за Лидию ни малейшим образом не омрачил ее торжества.
Его стыд и угрызения совести стояли между нами и закрыли его от моего прощения.
Шарп смотрел вслед удаляющемуся знамени и чувствовал, что его охватывает стыд.
Разве поймет Дурмаст, какой стыд вселил старик в его душу?
Какой стыд, что ей приходится расплачиваться за ваше упрямство.
Я занимаюсь этим уже давно, и я могу понять стыд и клеймо позора.
Если я не справлюсь с этим заданием, То стыд мне и позор.
Боль утраты тяжела, но если человек чувствует стыд за эту боль — это ещё тяжелее.
Стыд он компенсирует гордостью и тщеславием.
И, возможно, стыд уже начинает прорастать в вас.
Когда мы с ними встретились в первый раз, они пытались скрыть стыд, а не печаль.
Стыд движет двумя мыслями: Не достоин ни при каких условиях И, если вам удастся преодолеть эту первую мысль, то вторая: Кем ты себя возомнил?
Если на меня нахлынет стыд, или стыд нахлынет на Криса, то ощущения будут одинаковыми.
В отличие от страха стыд может быть скрытым – и в этом-то всё и дело.
В отличие от президента члены Конгресса поняли смысл и почувствовали стыд, когда в своей речи, обращенной к ним, Порошенко сказал: «Невозможно выиграть войну только с помощью одеял».
Мы вполне уверены, что единственные люди, которые не испытывают стыд, это те люди, которые не способны на отношения и сопереживание.
И мы были бы благодарны, если вы не будете упоминать уязвимость и стыд.
Только те люди не чувствуют стыд, кто не способен сочувствовать или вступать в отношения.
Меня беспокоили не столько 8 000 долларов, сколько осознание собственной глупости и стыд за потерю бумажки и забытый ПИН-код.
— Я понимаю это ваше чувство, чуть ли не стыд, в связи с тем, какой интерес вызвал ваш рисунок, и какое распространение он получил.
Изнасилование вызывает позор, стыд и нежелание со стороны жертв говорить о случившемся с ними.
Стыд ощущается одинаково мужчинами и женщинами, но он организован по половому признаку.
Для женщин стыд — паутина недостижимых, противоречивых и соревнующихся ожиданий того, кем мы должны быть.
Для женщин стыд — сделать всё, сделать идеально и так, чтобы никто не заметил, что ты вспотела.
Трех-четырехпроцентный рост для такой огромной страны как Россия это стыд и позор, и Медведев ругает за такие показатели российские компании.
Стыд и срам нашему роду!..
Даже не знаю, что хуже: Жалость, когда ты попал и убил птицу или стыд, когда промахнулся.
Какой стыд, что мать не внушила своему сыну уважения к отцу!
Нет таких слов, как приговор, наказание прощение, виновный грешный, вина, стыд, грех.
Просто стыд, что ее свело.
За Сайласом К. Скэддемором водились кое-какие грешки, не слишком, впрочем, серьезные, и хоть они и не украшали его репутации, он предавался им, отбросив ложный стыд.
Для человека его положения перенести такой стыд…
Болезнь их была завесой запрета, более сильного, чем простой стыд.
Какой стыд, вы не следили за моими колпаками — они пропали.
Возможно, потому, что их прошлые деяния вызывают у них стыд.
Ну так успокойтесь: стыд, порождаемый любовью, все равно что ее боль; его испытываешь только один раз.
Ты безбожный, напыщенный ублюдок из помета паршивой дворняги, если бы я оделся в твои лохмотья, то испытал бы такой бесконечный стыд, что немедленно бы освободил мир от своего гнусного лица.
Она хотела рассказать об этом хозяйке, но стыд удержал ее.
Цензура закрепляет стыд, который поощряет невежество, а невежество препятствует переменам.
Стыд! Стыд и срам! — повторяла она гневно. -Ты хуже двадцати врагов, лицемерный друг!
Ой! — шутливо воскликнула она, обернувшись к окну. — Смотри: шторы еще не опущены, и нас могут увидеть… какой стыд!
Тебе не понять мой стыд, мое омерзение, мою гадливость.
Плюс ко всему, тут есть огромный душ, который по утрам будет смывать весь твой стыд.
Им неизвестны ревность или стыд от наслаждения телом.
Мистер Шор, вы талантливый адвокат, но вы несёте позор и стыд всему адвокатскому сообществу.
Казалось, в этих больших глазах под черными бровями схватились не на жизнь, а на смерть страдание, стыд, гнев, нетерпение, презрение, ненависть.
Гнев, боль, стыд, раскаяние душили ее.
Ему было стыдно сказать правду, но стыд, который он чувствовал, его злил, и он заставил себя ответить.
Сначала она не решалась вылезать наружу, бабий стыд удерживал ее.
Стыд необходим, и в некоторых границах…
Моя жена вновь обрела свой стыд
Но уваженье и любовь ты всё ж Докажешь мне, коль дальше отойдёшь; Для юноши с девицей стыд людской Не допускает близости такой…
Какие смутные упреки, сомнения и стыд его тревожили?
Экстром сидел перед камерами, дожидаясь своей очереди. В душе его рос едкий, давящий стыд.
который чувствует тоже самое: вину, стыд и беспокойство, как и они.
Потеряв стыд, Фан-тина потеряла и кокетливость.
О, стыд и гордость, И социальные карьеристы.
Он поскакал к Биллу, и маска жила уже самостоятельной жизнью, и Джек скрывался за ней, отбросив всякий стыд.
Стыд и позор!
Какой стыд, насколько же ты наивная.
Продали только 203 копии, и это, вы знаете, стыд, потому что парень заслуживал большего
Какой стыд, я думала онаприезжает завтра.
Ты на семья стыд приносишь!
Мне было странно видеть в его тетрадке, рядом с хорошими стихами, которые трогали душу, множество грязных стихотворений, возбуждавших только стыд.
Пожалуйста, Пол, в такой час, какой стыд!
С боем часов я очнулся (хотя уныние и стыд по-прежнему мною владели), встал, попросил, чтобы на мне застегнули шинель, и вышел.
Что ж, я пересилю стыд: пусть это будет первым наказанием за мой грех.
Ты знаешь, как я теряю стыд перед всем, что может называться идеей.
Другие результаты

Формирование и развитие чувства вины //Психологическая газета

Вина и стыд сопровождают жизнь человека с самого раннего детства. Считается, что чувство вины начинает формироваться у ребенка в возрасте 3-6 (4-5) лет, в этот период, согласно возрастным кризисам, о которых писал Д.Б. Эльконин1, главный способ взаимодействия с миром у детей — исследование. Они изучают как он устроен и как можно его менять. И если данная деятельность эффективно подкрепляется родителем или значимым взрослым, то формируются задатки инициативной деятельности, ответственности за себя и свои действия, без боязни проявлять себя во внешнем мире. Но если родитель на основе манипуляторных действий, угрозы наказания и отвержения постоянно одергивает ребенка: критикует, поучает или наказывает, то ребенку ничего не остается, как чувствовать вину за свои желания, и поступки, отвергая ту часть себя, которая неугодна другим. Данное отвержение (или отвращение от себя) происходит как раз на основе чувства стыда. Стыд возникает намного раньше, чем вина – пятнадцатимесячные младенцы уже испытывают задатки этой эмоции.

Давайте определимся с понятиями вины и стыда. Для того, чтобы можно было понять, чем они все-таки отличаются. Итак, Е.В. Ильин в работе «Психология совести, вина, стыд, раскаяние» дает следующие определения: «Стыд – это унизительное переживание, или, как пишет С. Томкинс (Tomkins, 1962), внутреннее мучение, болезнь души»2. Стыд — это утрата ситуационного самоуважения (Modigliana, 1971). Наиболее точное определение дано К. Изардом (2000), он отмечает «стыд как осознание собственной неумелости, непригодности или неадекватности в некой ситуации3». «Вина — это недовольство собой, переживание несоответствия моральным требованиям и невыполнения своего долга перед лицом собственного внутреннего Я или – у верующих – перед Богом. В имплицитном (неявном, невыраженном) сознании вина обозначается как отрицательное отношение к своему поступку, угрызение совести, раскаяние, сожаление4».

Таким образом, изначально мы можем определить стыд как непринятие себя. Вину — как непринятие своего поступка. Многие исследователи определяют стыд как эмоцию социальной регуляции поведения, основанную на отвержении какой-либо неугодной части себя. Поэтому вектор стыда направлен вовнутрь и способствует внутреннему расщеплению или разрыву. Стыд говорит: «Я плохой. Лучше мне провалиться сквозь землю».

В мир мы приходим с ощущением внутренней целостности, в ходе роста и социализации происходит нарушение внутренней картины мира личности и немаловажную роль здесь играет эмоция стыда, которая направлена на отвержение какой-либо части, которая не находит одобрения или поддержки извне, основываясь при этом на страхе быть отвергнутым и непринятым обществом.

Этот страх формируется в раннем детстве благодаря родителям. Так запускается ассоциативный маятник «стыд–отвержение», когда родитель игнорирует поведение ребенка по любой причине (не нравится ему или не в настроении) и в ответ на такое игнорирование у ребенка стыд возникает компенсаторно, как желание быть принятым и любимым, страх потерять самое близкое и дорогое, то есть, быть соответствующим. Другими словами, обратной стороной стыда, которая направлена внутрь, выступает унижение личной самости, желание отказаться от идентичности себя и своих желаний, чем заслужить принятие других. Стыд формирует состояние внутренней недостаточности и несоответствия.

Мы можем определить, что стыд состоит из отвращения к себе (аутоагрессии) и страха быть брошенным. В процессе взросления данная эмоция вписывается в картину личности. Если вина (не невротическая) может быть компенсирована действием, то стыд вероятно не компенсируется и распространяется на всю личность, через ощущение своего несоответствия обществу и особенно значимым людям, и для человека это может означать «Я плохой».

Также первичная форма стыда – это реакция остановки и паралича, направленная на нереализованное стремление в поддержке и одобрении5. Например, ребенок, стремящийся получить одобрение или поддержку родителя, натыкаясь на игнорирование или отрицание его потребностей компенсаторно начинает испытывать стыд за свои желания, которые не поддерживаются взрослым. Стыд возникает не как ощущение неправильности своего действия, а как ощущение неправильности себя и невозможности реализации своих неправильных желаний. Вина и стыд неразрывно связаны друг с другом, тем не менее, вина некоторыми исследователями отмечается как более зрелая и выраженная эмоция по сравнению со стыдом6.

Чувство вины – это социально сформированное чувство, оно комплексное и неврождённое. Также как и стыд оно формируется родителем или близким окружением ребенка. Иногда осознанно формируя чувство вины родитель получает способы управления и манипуляции, закрепляя за ребенком память о наказании за проступок. Конечно же, не без чувства стыда ребенок понимает, что поступил неправильно и компенсацией за нежелательные поступки является наказание.

Мысли, которые преобладают в момент переживания вины, направлены «на прошлое, на будущее («в следующий раз буду умней, буду делать правильно») и на разрешение ситуации, связанной с виной («надо извиниться»)…. недоумение («как я мог / могла так поступить?!»), иногда – растерянность («что же делать?»)».7 Поэтому можно сказать, что вина состоит из сожаления, тоски, огорчения и страха наказания.


 

Видоизменение посыла или желания на основе чувства стыда:

  • практически полное принятие и одобрение посыла (желание, действие, слово) во внешнем плане: «Ой так здорово, я тебя так люблю, ты умничка»;
  • полное неодобрение и непринятие: «Что ты делаешь, так нельзя, какой ты глупый, что ты такое говоришь, я думала ты другой, как ты мог, я надеялась на тебя, из-за тебя плохо другому»;
  • принятие (или непринятие наполовину): «Ты хочешь этого, давай ты подождешь, станешь лучше, исправишь, и тогда да…»,«Я вижу, что ты устал, но давай еще, ты же мужчина/женщина;
  • манипуляция на основе желания или действия с выгодой для взрослого): «Да ты можешь этого хотеть, но я знаю, что это не приведет ни к чему хорошему, все кто так делал –  плохие». «Да, но ты все не так говоришь, вот я знаю как надо…», «Ты хотел уйти, но я так плохо себя чувствую, мне нужна твоя помощь».

Таким образом  на рисунке 1, мы видим, что в ходе воспитания у ребенка легализируется всего лишь несколько способов реализации своих желаний и потребностей. Исполнение которых находит отклик и одобрение в обществе. Остальные могут вызывать у него чувство вины и стыда.
Например, потребность быть любимым. Ее верная реализация: «Я всегда любим, что бы ни случилось и какой бы я ни был».

На основе манипуляций с помощью чувства вины и стыда данная потребность реализуется не полностью. Например: «Я любим, когда учусь на пятерки…», «Я любим, когда не обижаю маму…», «Я любим, когда такой же, как и все …», «Я любим, когда довожу дело до конца…». Ну и конечно же та часть, которая может злиться на маму или хочет быть индивидуальностью, или хочет бросить ненавистное дело – будет отвергаться человеком, ведь если он позволит себе, то будет наказан или отвергнут и лишен любви.

Именно поэтому переживание этих чувств несет в себе основания для депрессий, неуверенности в себе, психосоматических заболеваний, постоянного ощущения, что должен кому-то, социальной неустроенности, отсутствия внутренней целостности, социальных страхов, невозможности самореализации.

Так жить тяжело и трудно. Ведь нереализованные потребности и потенциал никуда не уходят, они копятся, формируя у человека состояние глубокой внутренней неудовлетворенности жизнью и собой в ней.

Разрешите себе жить счастливо, согласно своим внутренним желаниям и потребностям.

ЛИТЕРАТУРА:
1 «Детство и общество» (Erikson, 1963).
2 Е. Ильин: Психология совести. Вина, стыд, раскаяние . – Питер, 2016
3 там же.
4 Е. Ильин: Психология совести. Вина, стыд, раскаяние . – Питер, 2016
5 там же.
6 Пенти Икконен. Происхождение стыда и его проявления. Перевод Борисова Д.Г., интернет ресурс http://www.psychoanalyse.ru/literatura/shame1_2.html
7 Е. Ильин: Психология совести. Вина, стыд, раскаяние. – Питер, 2016

Стыд и вина

Часто  в процессе работы с клиентами приходится сталкиваться с их чувствами стыда и вины. Особенно часто с этими чувствами сталкиваются зависимые и созависимые люди. Стыд и вина – очень личные темы, и поэтому терапия, вторгающаяся в эту область, затрагивает эмоции обоих участников — и клиента, и терапевта.

Все общество пронизано стыдом и виной. Эти два понятия в нашем сознании зачастую перемешаны.

Чувство вины вызывается центральным конфликтом между нашими эгоистическими побуждениями и противостоящими им силами внутри нас, которые пытаются контролировать и перенаправлять эту энергию на социально приемлемые цели. Чувство вины наказывает индивида изнутри, когда он хотя бы задумывается о том, чтобы повести себя асоциальным образом. Стыд  появляется всякий раз, когда люди чувствуют себя глубоко смущенными, униженными или ничего не стоящими. И хотя и стыд, и вина имеют и позитивные функции, чаще всего приходится иметь дело с клиентами, которые сталкиваются с избыточными количествами этих чувств.

Такие «связанные стыдом» и «связанные виной» люди часто вырастают в семьях, излишне использующих стыд или вину в своем повседневном обиходе.

Самый простой способ различить эти два чувства – это помнить, что стыд затрагивает центральную идентичность клиента, его целостную структуру. В противоположность этому, вина относится к поведению человека. Стыдящийся человек думает: «Как Я мог совершить это?», а виновный – «Как я мог совершить Это?» Можно сказать, что стыд – это болезненное состояние осознания своей базовой дефективности как человеческого существа, тогда как вина – это болезненное состояние осознания, которое сопровождает свершившееся или замысленное попрание человеком общественных ценностей и правил.

При переживании неудачи стыдящимся человеком это событие ощущается как полный провал, конец жизни. Кризис стыда – духовный. Человек задается вопросом стоит ли ему жить дальше. Часто он чувствует несоответствие своим ожиданиям, которые в раннем возрасте были тем или иным способом внушены ему родителями. Например, с детства ему внушали, что он должен учиться только на «отлично», иначе его не будут любить.  И такой ребенок старается учиться на одни «пятерки». И вот если вдруг он получает «четыре» он испытывает огромный стыд. Он может быть уверен, что другие люди презирают его за его глупость.

Чувство вины – это реакция на этическое преступление, оно может быть сильно развито у некоторых людей и только минимально представлено у других. Чувство вины наиболее сильно у тех, кто вырос в высокоморальном окружении.

Отличительной особенностью стыда является то, что совершенно тривиальное и мелкое событие может вызвать непропорционально большую интенсивность этого чувства. Стыд ставит под сомнение базовую идентичность человека.

Виновного человека заботит в первую очередь то, что он совершил, а не его идентичность. Он может действительно удивляться, как он мог «пасть так низко», и ожидать сурового наказания за свое преступление, но обычно не станет задаваться вопросами о своем праве на существование. Чувство вины вызывается тем, что человек нарушает или собирается нарушить важные семейные или общественные нормы. Некоторые из них могут быть практически универсальными («Не убий», «Не укради»), другие – характерными для специфической субкультуры («Нельзя закладывать своих товарищей по группировке») или родительской семьи («Всегда слушайся своего отца»). Эти нормы описывают поведение, считающееся моральным: человек может уважать себя как моральную личность, если он им соответствует. Он может ожидать наказания, пропорционального тяжести вреда, нанесенного им сообществу, в случае, если он решает не подчиниться его командам.

Одной из причин, по которой стыд и вину можно спутать, является то, что человек может испытывать их одновременно. Тем не менее, определенные личности склонны больше к стыду или к вине. Одно и то же поведение может пробудить стыд в одном человеке, вину в другом и оба чувства в третьем.

Стыд и вина закладывается в период раннего развития ребенка. Стыд чаще всего ассоциируется с ранними эпизодами осознания ребенком, на стадии автономии, когда он осознает, что он – отдельный человек, который нуждается в родительском принятии и может легко его потерять. Основной страх развивающегося ребенка – это страх оставления. Он обнаруживает, что мир не вращается вокруг него, что есть желания и потребности, которые он не может удовлетворить сам. Оставление может быть физическим, когда ребенок не уверен, что мама вернется домой или эмоциональным, когда ребенок не чувствует заботы матери о себе; в виде пренебрежения  или злоупотребления. В результате  ребенок осознает, что любовь и привязанность, получаемая им в семье, может быть отобрана, возможно, неожиданно и несправедливо. Ребенок может прийти к выводу, что его невозможно любить. Часто родители прямо говорят: «Ты поступил нехорошо, ты  плохой, я не люблю тебя». Страх оставления, который он ощущает, невозможно уменьшить, потому что он больше не спрашивает себя, покинут ли его, а только когда и как это произойдет. Оставление становится несомненным для глубоко стыдящегося человека. Так или иначе, он, возможно, будет продолжать добиваться любви. Это может привести к погоне за эмоционально неподходящим партнером, чья любовь и принятие остаются недостижимыми или внезапно прекращаются. Строить близкие отношения может быть небезопасно, ведь всегда присутствует воображаемый страх отвержения. Взрослый стыдящийся человек будет испытывать сложности в интимных отношениях – ему стыдно доверить близкому свои мысли и чувства – ведь они ужасны.

Чувство вины развивается, когда ребенок начинает осознавать, что у него есть обязанности перед обществом или другими людьми, и поэтому он должен сдерживать свои эгоистические желания. Чувство вины связано с формированием совести.

Часто происходит перекрывание этих двух последствий развития. Например, когда ребенок демонстрирует агрессию, он, скорее всего, будучи наказан, услышит оба родительских комментария, как стыдящий («Посмотри на себя, как ты выглядишь? Тебе должно быть стыдно!»), так и обвиняющий («Не смей бить сестру, мальчики не должны бить девочек!»). Простое  критическое послание родителя: «Это плохо!» — может интерпретироваться ребенком и как стыдящее (что он в сущности своей дефектен), и как обвиняющее, если пресекается неприемлемое поведение. 

Стыд часто выражается в виде  мощных физических реакций: лицо вспыхивает, глаза опускаются вниз, в животе бурчит, колени слабеют. Жертва стыда может ощущать отсутствие контроля над своим собственным телом, что делает стыд еще более глубоким. Человек чувствует себя целиком видимым, как если бы каждый, кто смотрит на него, мог видеть его насквозь. Переживание стыда – это двойной удар: человек расстроен и тем, что он такой некчемный, и тем, что его дефективность всем очевидна.

Первичные же реакции на чувство вины – когнитивные и поведенческие. Человек непрерывно думает скорее о том, что он натворил, чем о том, кто он после этого. Боль виновности стимулирует его сделать что-нибудь, что улучшит ситуацию или компенсирует причиненный вред.

Умеренные чувства вины и стыда несут позитивные функции. Чувство вины служит сигналом, что человек находится в опасной зоне.  Его совесть, принявшая традиционные ценности, требует  отказа от своей агрессии или других неприемлемых в обществе проявлений. Основная ценность умеренного стыда в том, что он помогает  отслеживать наши отношения с миром. Когда мы оступаемся, теряя благосклонность мира, стыд говорит нам, что что-то всерьез не так —   такой стыд скорее активизирует, чем парализует.

Часто за помощью к специалисту обращаются люди, которым  излишний стыд или вина мешают функционировать на том уровне, на который они были бы способны, обладая оптимальным количеством этих чувств. Стыд часто «парализует» человека, и он как бы застывает в своем эмоциональном развитии. Причем, часто эти чувства не осознаются клиентом, с помощью тех или иных психологических защит человек пытается избежать той боли, которую приносит стыд. Люди жалуются на неудачу в  личных отношениях, неуспешность в карьере, излишнюю агрессивность, склонность к зависимому и созависимому поведению.  В результате психотерапии происходит осознание клиентом своих чувств стыда и вины, природы их происхождения, снижение чувств до переносимого уровня и освобождение от уничижающего их влияния на личность. Так же становится возможным принятие себя с этими чувствами. Взамен избытку вины и стыда появляется  здоровая гордость и чувство ответственности, способствующие улучшению качества жизни и в том числе преодоление зависимостей.

Анна Павлушкова


Что такое «испанский стыд» и почему мы его испытываем » BigPicture.ru

Такое чувство как «испанский стыд», то есть нерациональное ощущение неловкости за поступки других людей, знакомо многим. Испытать это чувство можно, наблюдая за действиями других людей, поступками героев фильма и даже просто размышляя о чьем-то поведении. Если само определение этого явления более-менее понятно, то с его природой все обстоит гораздо сложнее.

Несмотря на то что понятие это абсолютно интернациональное, в русский язык оно пришло из английского, в котором звучало как Spanish shame. В самом испанском языке оно выглядит конкретнее — vergüenza ajena, то есть «стыд за другого». Что заставляет людей во всем мире «краснеть за других» лучше всего расскажут психологи.

Психолог Арина Липкина утверждает, что чувство неловкости за других — это вполне нормальное и легко объяснимое с точки зрения науки явление.

Позор «оживает» не только в психике, но и в теле. Когда-то мы сами могли оказаться в неприятной ситуации, и теперь это «оживление» заставляет нас скрываться от самих себя: перестать смотреть фильм, отвернуться, выйти из комнаты, перейти на другую сторону улицы. Не быть, не присутствовать, не видеть. Человека, попавшего в неловкую ситуацию, мы автоматически считаем виновным в нарушении правил, гласных или негласных. Мы спроецировали происходящее на себя и теперь стараемся подавить эти воспоминания. В конечном счете мы стыдимся собственного позора, опыт которого есть у каждого из нас.

С этим тоже вроде все ясно. Но с какой стати мы должны испытывать внутренний дискомфорт потому, что кто-то совершил ошибку или глупость? Этот вопрос мы задали психологу Надежде Пылаевой, которая назвала сразу несколько причин, почему мы сталкиваемся с этим явлением.

1. Мы слишком требовательны к себе и запрещаем себе выглядеть глупо или неловко. При этом сила запрета имеет такую силу, что нам даже тяжело смотреть на ошибки людей со стороны. Это один из знаков того, что мы не можем принять самих себя, со всеми своими слабостями и недостатками.

Эти установки и запреты появляются не вдруг и не тянутся за нами из детства. Мы можем приобретать их на протяжении всей жизни. Следует помнить, что стыд — это не врожденная эмоция и мы учимся стыдиться в возрасте от 3 до 7 лет. В формировании стыда основную роль играет порицание окружающих. Со временем стыд может превратиться из естественной реакции на окружающие нас события в постоянное внутреннее состояние.

2. Мы берем на себя ответственность за чужие поступки. Наблюдая за действиями других, мы можем ощущать причастность к происходящему и часто считаем, что как-то можем оказать влияние на события. Человек, оказавшийся в неловкой ситуации, может восприниматься нами как лицо, виновное в нарушении гласных и негласных правил общества.

Психотерапевт Алена Прихидько объясняет эту сторону проблемы следующим образом:

Стыд, вина и смущение относятся к триаде социоморальных эмоций. Они возникают, когда затрагиваются наши моральные нормы и нарушаются нравственные правила. Наблюдая за «позором» участников события, одни испытывают мучительную неловкость, другие насмехаются.

3. Инстинктивный страх отвержения. Хорошо известно, что еще в глубокой древности изгнание из племени было самым жестоким наказанием, иногда приравнивавшимся к смерти. Страх, что ты сам или другой человек может быть отвергнут обществом из-за какого-то проступка, продолжает жить внутри нас и иногда проявляет себя стыдом за других.

4. Идентификация себя с другими людьми. Мы можем относить себя к той же группе, что и человек, совершивших глупый поступок на экране или в реальной жизни. Поэтому в своих глазах мы становимся не слишком хороши, хотя и не имеем ни малейшего отношения к поступку, вызвавшему «испанский стыд».

При этом необязательно будет стыдно за родственника, друга или коллегу по работе. Эту сторону явления Алена Прихидько объясняет с точки зрения современной психологии так:

Стыд и гордость за другого возникают не только когда этот человек относится к той же малой группе, что и мы: семье, школьному классу, отделу на работе, но и когда мы оба принадлежим одной и той же большой социальной группе, членство в которой значимо для нас. Например, один психолог может испытать стыд за другого незнакомого ему психолога, с которым его объединяет принадлежность к профессиональному сообществу.

«Испанский стыд» — это как бы оправдание. Мы говорим своей реакцией окружающим — хоть я чем-то и схож с этим человеком, но на его месте так никогда не поступил.

Публичные ошибки других могут вызывать у нас разные степени дискомфорта. Это происходит из-за разного уровня эмпатии — чем о выше, тем вероятнее то, что мы будем краснеть за других людей. Сотрудники Университета Любека (Германия) выяснили, что всему виной наша склонность сопереживать. Чем она выше, тем сильнее нам хочется оградить от неловкой ситуации другого человека.

Кстати, ярче всего это проявляется при просмотре комедийных фильмов и реалити-шоу. Одни испытывают мучительную неловкость, наблюдая за позором киногероев или участников программы, а другие, наоборот,  насмехаются, подпитывая этим свою самооценку.

Смотрите также:
Психолог рассказала о каких проблемах с психикой сигнализирует беспорядок в квартире

А вы знали, что у нас есть Яндекс Дзен и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Стыд Определение и значение | Британский словарь

Британский словарь определения СТЫД

[не в счет] : чувство вины, сожаления или печали, которое вы испытываете, потому что знаете, что сделали что-то не так
  • Он чувствовал стыд за свою ложь.

  • Подсудимый от стыда опустил голову. [=посмотрел вниз, потому что ему было стыдно]

  • Позор вам [= вам должно быть стыдно] за то, что вы так грубы.

[не в счет] : способность чувствовать вину, сожаление или смущение [не в счет] : бесчестие или позор
  • Ее преступления навлекли позор на ее семью.

  • Нет стыда в признании своих ошибок. [=вы не должны стыдиться/смущаться из-за признания своих ошибок]

  • Ему пришлось пережить позор увольнения.

[единственное число] : что-то, о чем сожалеют : жалость
  • Было бы позором сдаться сейчас.Мы так близки к концу.

  • Это позор что ты пропустишь шоу.

  • Какой позор что они проиграли игру.

  • Я слышал, ты потерял работу. Вот (такой) позор .

пристыдить (кого-то или что-то)

: быть намного лучше, чем (кто-то или что-то)

2 стыд /ˈʃeɪm/ глагол

стыды; пристыженный; позор

стыды; пристыженный; позор

Британский словарь определения СТЫД

[+ объект]

: заставить (кого-то) стыдиться : заставить (кого-то) действовать определенным образом, вызывая чувство стыда или вины — + в

позор — WordReference.com Словарь английского языка


WordReference Random House Learner’s Dictionary of American English © 2022 п., н., пристыженный, пристыженный.  
с.
  1. болезненное чувство того, что он сделал или испытал что-то неправильное, нечестное и т. д.: [неисчислимо] Глубокое чувство стыда переполняло его.
  2. способность испытывать это чувство:[неисчислимое]быть без стыда.
  3. позор;
    ignominy:[uncountable]Его нечестность позорит всю команду.
  4. повод для сожаления, разочарования и т. д.:[исчисляемое* единственное число;обычно: a + ~] Жаль, что вас не было рядом.

с.[~ + объект]
  1. , чтобы вызвать позор: Ее действия опозорили всю ее семью.
  2. заставить (кого-то) сделать что-то из-за чувства стыда: [~ + возражение + в + глагол] Она заставила меня пойти.
Идиомы
  1. Идиомы пристыдить (кого-то или что-то) , [поставить + объект + к + ~]
    • заставить страдать от стыда.
    • превзойти;
      превосходить: Новый компьютер посрамит старый.

    стыд — это существительное и глагол, стыд и стыд — прилагательные: Он почувствовал стыд после того, как причинил человеку боль.Ее ответ пристыдил его и превратил в извинение. Мне было стыдно за то, что я сделал. Это был постыдный поступок.
    Сравните стыд и позор. Прилагательное пристыженный обычно появляется после какой-либо формы быть и может сопровождаться словом of, как в «Он стыдится». Она стыдится того, что она сделала. Существительное стыд используется как неисчисляемое существительное: чувства стыд; оно также используется в качестве исчисляемого существительного: Какой позор, что ты не можешь прийти! Глагол стыд принимает объект и может принимать дополнительную фразу: Она пристыдила меня, чтобы я пошел.

WordReference Random House Unabridged Dictionary of American English © 2022
позор (sham), произношение в США n., v., пристыженный, пристыженный.  
с.
  1. тягостное чувство, возникающее от сознания чего-либо бесчестного, неприличного, смешного и т. п., совершенного собой или другим: Ее одолел стыд.
  2. восприимчивость к этому чувству: быть без стыда.
  3. позор;
    позор: Его действия навлекли позор на его родителей.
  4. факт или обстоятельство, вызывающее позор или сожаление: Банкротство предприятия было позором. Жаль, что ты не смог пойти с нами.
  5. стыдно!  вам должно быть стыдно!:Что сказать матери! Позор!
  6. посрамить :
    • заставлять страдать от стыда или позора.
    • превзойти;
      превосходить:Она играла так хорошо, что посрамила всех остальных теннисисток.

с.т.
  1. вызывать чувство стыда;
    пристыдить: Его трусость пристыдила его.
  2. гонять, заставлять и т. д. через стыд: Он пристыдил ее, чтобы она пошла.
  3. покрыть позором или упреком;
    позор.
  • перед. 900; (существительное, именное) среднеанглийское; староанглийский sc ( e ) аму ; родственный немецкому Scham , древнескандинавскому skǫmm ; (глагол, устное) Среднеанглийский schamen, shamien to be ashamed, древнеанглийский sc ( e ) amian, производное от существительного, именное
притворство способный, стыд способный , прил.
притворство a•bly, позор a•bly , нареч.
    • 1. См. соответствующую статью в Unabridged. Стыд, смущение, унижение, унижение, огорчение обозначают различные виды или степени болезненных ощущений, вызванных оскорблением чьей-либо гордости или самоуважения. Стыд — болезненное чувство, вызванное сознанием или разоблачением недостойного или непристойного поведения или обстоятельств: Человек испытывает стыд, будучи уличенным во лжи. По характеру и происхождению чувства он похож на вину.Смущение обычно относится к чувству менее болезненному, чем чувство стыда, которое связано с менее серьезными ситуациями, часто социального характера: смущение из-за разбитой чашки на вечеринке. возникают из специфически социальных обстоятельств: его унижение из-за того, что его упрекают. Унижение — это унижение из-за того, что его унижают в глазах других. Игнорирование вызывает у человека чувство унижения. Огорчение — это унижение, смешанное с досадой или гневом. невыполнение своего обещания.
    • 7. См. соответствующую запись в Unabridged унижать, унижать, унижать, смущать, смущать.
    • 1. См. соответствующую запись в Полном тексте Гордость, самоуважение, самоуважение.

Collins Concise English Dictionary © HarperCollins Publishers::

стыд /ʃeɪm/ n
  1. болезненное чувство, возникающее в результате осознания того, что он сделал что-то бесчестное, недостойное, унизительное и т. п.
  2. повод для сожаления, разочарования и т. д.: жаль, что ты не можешь пойти с нами
  3. посрамить ⇒ посрамить
  4. полностью превзойти
vb (переходный)
  1. вызвать стыд
  2. навлечь позор; позор
  3. (часто следует в) принуждать через чувство стыда
  4. имя и позор
    См. имя
Этимология: древнеанглийское scamu; относится к древнескандинавскому skömm, древневерхненемецкому skama

ˈshaable , ˈshameable прил

позор ‘ также встречается в этих статьях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами):

Значение слова «стыд» — «Вашингтон пост»

Вице-президент Буш листал словари в поисках определения «стыда».» Может быть, ему нужна небольшая помощь.

Стыд: чувство утраты уважения других из-за неподобающего или некомпетентного поведения, например, когда администрация подлизывается к расистскому режиму, за что епископ Десмонд Туту только что получил Нобелевскую премию мира. Приз за сопротивление

Стыд: смущение, как в ожидании, что доктрина «конструктивного взаимодействия» заставит Южную Африку исправить свои расистские взгляды законопроект, против которого выступила администрация, немного уменьшил бы поддержку этой страной апартеида в Южной Африке.

Последний, особо постыдный пример определения нельзя отнести к одной лишь администрации. Он получил большую помощь от Конгресса, который мог бы послужить интересам международного правосудия, ясно дав понять, что на Америку больше нельзя рассчитывать в качестве гарантий апартеида.

Во-первых, Палата представителей отменила предложение, предложенное членом палаты представителей Уильямом Греем (демократ от Пенсильвании), которое запрещало бы новые американские инвестиции в Южную Африку (включая банковские кредиты частным лицам), а также запрещало ввоз южноафриканских крюгеррандов.Одни только банковские ссуды были бы очень значительными, учитывая, что непогашенные банковские ссуды составляют около 4 миллиардов долларов.

Компромисс, разработанный членом палаты представителей Стивеном Дж. Соларцем (штат Нью-Йорк), отменил предложение крюгерранда и запретил банковские кредиты только правительству Южной Африки и его организациям — в настоящее время менее 400 миллионов долларов — и призвал к добровольному соблюдению Принципы Салливана (справедливая занятость). Компромисс, поправка к законопроекту об управлении экспортом, был принят на конференции Палаты представителей и Сената, и были основания полагать, что он будет принят (даже несмотря на то, что члены фракции чернокожих в Конгрессе отказались поддержать его как слишком слабый).

Но во время маневров за неделю до перерыва распространился слух, что администрация не примет законопроект с положением о банковской ссуде. В конце концов, весь пакет экспортной администрации был уничтожен — якобы республиканцами, желающими избавить президента от смущения (позора?) наложения вето на санкции против Южной Африки в то время, когда он готовился к дебатам с претендентом Уолтером Мондейлом по внешней политике.

Сенатор Джейк Гарн (R-Юта) отрицает это сообщение.«В окончательном законопроекте конференции было много положений, против которых мы выступали, хотя мы также выступали против обязательных санкций против Южной Африки», — сказал Гарн в телефонном интервью из Солт-Лейк-Сити. «Администрация никогда не говорила мне, что наложит вето только из-за Южной Африки».

Сотрудники Демократической и Республиканской партий, участвовавшие в переговорах, по-разному вспоминают, но это неважно. Экономика Южной Африки сильно зависит от американской поддержки, и этот факт дает Соединенным Штатам значительные рычаги воздействия на то, чтобы подтолкнуть эту страну к расовой справедливости.

Дезинвестирование, идея, поддерживаемая здесь самыми стойкими противниками Южной Африки, вероятно, не могла пройти Конгресс. Некоторые противники апартеида считают, что этого не должно быть, поскольку это будет представлять собой тактику «все или ничего», которая устранит влияние США и, возможно, даже ухудшит положение чернокожих в Южной Африке.

Прелесть предложения Грея заключалась в том, что оно заставило бы Южную Африку обратить внимание на то, что Соединенные Штаты настроены серьезно, и подразумевало бы запрограммированное закручивание экономических гаек, возможно, даже ведущее к изъятию инвестиций, если бы Южная Африка не ответила.

Даже значительно более слабый компромисс Solarz был бы полезен. Но администрация Рейгана, как она делала с самого начала, не предлагала никакой помощи, а только возражала против любых мер с надеждой отвлечь Южную Африку от ее расовой непримиримости. «Конструктивное взаимодействие», явно несостоятельное представление о том, что Претория будет более восприимчива к более теплому обращению, чем к реальным или подразумеваемым угрозам, остается политикой администрации.

И это, г-н Буш, позор.

стыд — Определение стыда

Support:   Помогите сделать Word Game Dictionary сайтом без рекламы. Нажмите, чтобы принять слово позор

Да,

позор есть в словаре scrabble

…и стоит

10 баллов.

найдите больше слов, которые вы можете составить ниже