Страсть это эмоция – : , , , —

Страсть (эмоция) — это… Что такое Страсть (эмоция)?


Страсть (эмоция)

Страсть — сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, доминирующая над другими побуждениями человека и приводящая к сосредоточению на предмете страсти. Основным признаком страсти является её действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Часто это слово используется как синоним слов «эмоция», «аффект».

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Страсть (фильм, 1969)
  • Страсть (фильм, 1982)

Смотреть что такое «Страсть (эмоция)» в других словарях:

  • страсть — См. горячность, любовь, очень пылать страстью… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. страсть влечение, тяга, тяготение, стремление, склонность, устремление, наклонность,… …   Словарь синонимов

  • эмоция — См …   Словарь синонимов

  • Эмоция —  Эмоция  ♦ Émotion    Единовременный аффект, который скорее движет нами, чем организует нас (как чувство) или захватывает нас (как страсть). Например, гнев, испуг или любовь с первого взгляда суть эмоции. Они могут перейти в страсти и чувства –… …   Философский словарь Спонвиля

  • Страсть (чувство) — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное …   Википедия

  • Эмоция — Эта статья  об одном из видов эмоциональных процессов. О более общем понятии см. Эмоциональный процесс. Эмоция (от лат. emoveo  потрясаю, волную)  эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий… …   Википедия

  • Эмоция — (лат. emovere – возбуждать, волновать) исторически этот термин, по словам Р.Ребера, оказался чрезвычайно резистентным к попыткам его определить, возможно, никакой другой термин в психологии не сочетает такую неопределённость с частотой его… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • страсть — 1) сильная, бурно проявляющаяся эмоция; 2) чувственное влечение; то же, что эрос. (Источник: Словарь сексуальных терминов) …   Сексологическая энциклопедия

  • Тоска (эмоция)

    — У этого термина существуют и другие значения, см. Тоска. Тоска отрицательно окрашенная эмоция, связанная с влечением к чему либо, подпитываемым воспоминаниями или мечтами.[1] Похожими эмоциональными процессами можно назвать такие как грусть,… …   Википедия

  • энтузиазм — См. воодушевление, горячность… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. энтузиазм …   Словарь синонимов

  • пафос — См …   Словарь синонимов


dic.academic.ru

Страсть (чувство) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Страсть.

Страсть — сильное, доминирующее над другими, чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и даже идеи[1].

Чаще всего слово «страсть» используется для обозначения высокой степени полового возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к партнёру. Зачастую, страсть как короткоживущее, преходящее чувство, отождествляют с влюблённостью, противопоставляя её любви[2].

Также слово «страсть» используется в качестве синонима слов «эмоция», «аффект», «чувство» — то есть эмоциональных процессов вообще

[3][4].

В древнегреческой философии

В стоицизме

По определению Зенона, страсть означает импульс души, беспорядочный и излишний. Страсть есть импульс, который, когда-то будучи естественным, стал неконтролируемым, непослушным разуму и, следовательно, противным природе. Для Цицерона, речь идёт о болезни, но он добавляет, что не все страсти могут быть рассматриваемы таким образом[5] «Все страсти являются болезнями, и (…) их жертвы страдают умственными недугами»; они составляют «патологические расстройства личности»[6]. То есть, мудрый человек стремится к апатии, к уничтожению страстей.

В платонизме

Для Платона страсть скорее негативное, но неизбежное явление. В «Тимее» он исключает страсти из наиболее возвышенной части души, logistikon (Тимей, 69 cd). В «Республике» он указывает, что каждая часть души имеет свою собственную ей присущую страсть.

В аристотелизме

С точки зрения Аристотеля, выраженной в «Никомаховой этике», страсти включают не только вожделение и гнев, но также дружбу, мужество и радость, т.е сами по себе они ни благи, ни злы. Они нейтральны, и их надлежит умеренно и разумно использовать[7].

В религиях

В православии

В восточно-византийском богословии под страстью чаще всего понимаются греховные стремления души, заключающиеся в её увлечении чем-либо вместо Бога, и ставшие привычкой. Например, преподобный Нил Сорский «Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество её. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми»

[8].

Страсть рассматривается как ошибочное, искажённое грехом проявления чувств. Согласно православному учению о борьбе с грехом в себе, аскетике, страсть считается извращённой (искажённой) добродетелью. Например, гнев может быть как праведным, так и греховным. В связи с этим утверждается, что страсть как проявление зла, не имеет собственной онтологической сущности, а паразитирует на изначально добром устроении Божественного творения (человека).

Обычно выделяют восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие (алчность), гнев, блуд, чревоугодие, уныние (лень), печаль. Их разделяют на телесные (чревоугодие, блуд) и душевные. Им противоположны восемь добродетелей: любовь, смирение, нестяжание, кротость, целомудрие, воздержание, трезвение, блаженный плач (радость).

Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своём временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться деньги (страсть сребролюбия), еда (страсть чревоугодия), незаконные половые увлечения (блуд), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий (уныние, печаль).

Основанием страстей является самолюбие, противоположное любви к Богу и ближнему. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие.

В аскетике различают следующие ступени постепенного развития страсти.

  1. Прилог, когда без намерения и против воли входят в душу греховные представления, или через внешние и внутренние чувства, или через воображение. Это безгрешно, и только есть повод и близость к греху.
  2. Сочетание означает принятие прилога, добровольное размышление о нём, что не всегда безгрешно.
  3. Сложение есть услаждение души пришедшим помыслом.
  4. Пленение есть то состояние души, когда принуждённо и невольно отводится ум на худые мысли, нарушающие мирное устроение души и душа с усилием, только при помощи Божией, возвращается в себя.
  5. Страсть есть долговременное и обратившееся в привычку услаждение страстными помыслами, влагаемыми от врага, и утвердившееся от частого размышления, мечтания и собеседования с ними. Это уже есть рабство греху, и не покаявшийся, не извергший из себя страсть, подлежит вечным мукам, которые есть выражение «видения» Творца и невозможность «общения» с Ним, бесконечно угнетённое состояние в результате собственного падения «на фоне Божественной чистоты».

Основой борьбы со страстями является борьба с помыслами.

Борьба со страстями — одна из главных задач христианина[9].

Наряду с греховными страстями различают так называемые неукоризненные страсти такие как голод, жажда, страх, усталость и т. п., являющиеся последствиями первородного греха.

В католичестве

В латинской богословской традиции понятие «страсть» является синонимом понятий эмоция, чувство и само по себе рассматривается как нравственно нейтральное. Катехизис католической церкви поясняет: «Чувства или страсти означают эмоции или движения чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое (1763). Страсти сами по себе ни хороши, ни плохи. Они получают моральную оценку только в той мере, в какой они фактически зависимы от разума и воли. Страсти называются добровольными «либо потому, что воля диктует их, либо потому, что она им не препятствует (1767)».

Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».

В индуизме

В религиозно-философской традиции индуизма страсть — раджас — является одним из трёх «основных состояний» (гун), в котором может пребывать человеческий разум. Качественно страсть располагается ниже благости, но выше невежества.

Примечания

  1. ↑ Ожегов С. И. Страсть // Толковый словарь русского языка.
  2. ↑ Гумеров П. Дружба, влюблённость, любовь // Интернет-журнал Сретенского монастыря. — 2010.
  3. ↑ Дмитриев Д. В. Страсть // Толковый словарь русского языка.
  4. ↑ Страсть // Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1940. — Т. 4.
  5. ↑ Цицерон. О пределах добра и зла, III, 35
  6. ↑ J.M. Rist, Stoic Philosophy, Cambridge, 1969, p. 26-27.
  7. ↑ Аристотель. Никомахова этика, II, 4-5 (1105b, 1106b)
  8. ↑ Преподобный Нил Сорский. О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ И О ПОБЕДЕ НАД НИМИ
  9. ↑ Страсть. Азбука веры

wikipedia.green

Страсть (чувство) — это… Что такое Страсть (чувство)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Страсть.

Страсть — сильное, стойкое, доминирующее над другими, чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и даже идеи.[1]

Чаще всего объектом страсти служит сексуальный партнёр, в таком случае слово «страсть» используется для обозначения высокой степени полового возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к этому партнёру. Зачастую, страсть как короткоживущее, преходящее чувство, отождествляют с влюблённостью, противопоставляя её любви.[2]

Также слово «Страсть» используется в качестве синонима слов «эмоция», «аффект», «чувство» — то есть эмоциональных процессов вообще.[3][4]

В древнегреческой философии

В стоицизме

По определению Зенона, страсть означает импульс души, беспорядочный и излишний. Страсть есть импульс, который, когда-то будучи естественным, стал неконтролируемым, непослушным разуму и, следовательно, противным природе. Для Цицерона, речь идет о болезни, но он добавляет, что не все страсти могут быть рассматриваемы таким образом[5] «Все страсти являются болезнями, и (…) их жертвы страдают умственными недугами»; они составляют «патологические расстройства личности»[6]. То есть, мудрый человек стремится к апатии, к уничтожению страстей.

В платонизме

Для Платона страсть скорее негативное, но неизбежное явление. В «Тимее» он исключает страсти из наиболее возвышенной части души, logistikon (Тимей, 69 cd). В «Республике» он указывает, что каждая часть души имеет свою собственную ей присущую страсть.

В аристотелизме

С точки зрения Аристотеля, выраженной в «Никомаховой этике», страсти включают не только вожделение и гнев, но также дружбу, мужество и радость, т.е сами по себе они ни благи, ни злы. Они нейтральны, и их надлежит умеренно и разумно использовать[7].

В религиях

В православии

В восточно-византийском богословии под страстью чаще всего понимаются греховные, противоестественные движения души, заключающиеся в ее увлечении чем-либо вместо Бога, и ставшие привычкой. Например, прп Нил Сорский «Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми»[8]

Страсть рассматривается как ошибочное, искаженное грехом проявления качеств. Согласно православному учению о борьбе с грехом в себе, аскетике, страсть считается извращённой (искажённой) добродетелью. Например, гнев может быть как праведным, так и греховным. В связи с этим утверждается, что страсть как проявление зла, не имеет собственной онтологической сущности, а паразитирует на изначально добром устроении Божественного творения (человека).

Обычно выделяют восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие (алчность), гнев, блуд, чревоугодие, уныние (лень), печаль. Их разделяют на телесные (чревоугодие, блуд) и душевные. Им противоположны восемь добродетелей: любовь, смирение, нестяжание, кротость, целомудрие, воздержание, трезвение, блаженный плач (радость).

Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своем временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться деньги (страсть сребролюбия), еда (страсть чревоугодия), незаконные половые увлечения (блуд), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий (уныние, печаль).

Основанием страстей является самолюбие, противоположное любви к Богу и ближнему. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие.

В аскетике различают следующие ступени постепенного развития страсти.

  1. Прилог, когда без намерения и против воли входят в душу греховные представления, или через внешние и внутренние чувства, или через воображение. Это безгрешно, и только есть повод и близость к греху.
  2. Сочетание означает принятие прилога, добровольное размышление о нем, что не всегда безгрешно.
  3. Сложение есть услаждение души пришедшим помыслом.
  4. Пленение есть то состояние души, когда принужденно и невольно отводится ум на худые мысли, нарушающие мирное устроение души и душа с усилием, только при помощи Божией, возвращается в себя.
  5. Страсть есть долговременное и обратившееся в привычку услаждение страстными помыслами, влагаемыми от врага, и утвердившееся от частого размышления, мечтания и собеседования с ними. Это уже есть рабство греху, и не покаявшийся, не извергший из себя страсть, подлежит вечным мукам, которые есть выражение «видения» Творца и невозможность «общения» с Ним, бесконечно угнетенное состояние в результате собственного падения «на фоне Божественной чистоты».

Основой борьбы со страстями является борьба с помыслами.

Борьба со страстями — одна из главных задач христианина[9].

Наряду с греховными страстями различают так называемые неукоризненные страсти такие как голод, жажда, страх, усталость и т. п., являющиеся проявлениями первородного греха.

В католичестве

В латинской богословской традиции понятие «страсть» является синонимом понятий эмоция, чувство и само по себе рассматривается как нравственно нейтральное. Катехизис католической церкви поясняет: «Чувства или страсти означают эмоции или движения чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое (1763). Страсти сами по себе ни хороши, ни плохи. Они получают моральную оценку только в той мере, в какой они фактически зависимы от разума и воли. Страсти называются добровольными «либо потому, что воля диктует их, либо потому, что она им не препятствует (1767)».

Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».

В индуизме

В религиозно-философской традиции индуизма страсть — раджас — является одним из трёх «основных состояний» (гун), в котором может пребывать человеческий разум. Качественно страсть располагается ниже благости, но выше невежества.

Примечания

  1. Ожегов С. И. Страсть // Толковый словарь русского языка.
  2. Гумеров П. Дружба, влюблённость, любовь // Интернет-журнал Сретенского монастыря. — 2010.
  3. Дмитриев Д. В. Страсть // Толковый словарь русского языка.
  4. Ушаков Д. Н. Страсть // Толковый словарь русского языка.
  5. Цицерон. О пределах добра и зла, III, 35
  6. J.M. Rist, Stoic Philosophy, Cambridge, 1969, p. 26-27.
  7. Аристотель. Никомахова этика, II, 4-5 (1105b, 1106b)
  8. Преподобный Нил Сорский. О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ И О ПОБЕДЕ НАД НИМИ
  9. Страсть. Азбука веры

dic.academic.ru

Страсть. Что такое страсть и как её распознать

Слово «страсть» довольно распространенное сегодня. Оно не является новоизобретенным, как, например, «лазер» или «компьютер», или заумным, редким. которое может вызвать массу вопросов. Но все же это слово, как и любое, характеризующее область чувств, имеет много отенков, и стоит разобраться, каких именно.

Что это за чувство

Что же такое страсть? Толковый словарь русского языка Ефремовой дает следующее толкование этому понятию: «страсть» — это сильное чувство, которое возникает на инстинктивном уровне. Это сильное увлечение, тяга или склонность к чему-либо.

Согласно толковому словарю Дмитриева, значение слова «страсть» определяется следующим образом: сильное чувство, физическое или сексуальное влечение одного человека к другому. Также это здоровый интерес к какому-нибудь занятию, профессии.

Толковый словарь Ушакова определяет схожим образом термин «страсть». Что такое страсть? Это очень сильное чувственное влечение, которое возникает у человека подсознательно, инстинктивно.

Таким образом, проведя литературный анализ, можно с уверенностью утверждать, что это все-таки чувство.

Семь самых страшных страстей человеческих

Также довольно часто этот термин употребляется не для описания влечения к человеку, а для описания его тайных желаний, которые невозможно обуздать.

К таким страстям относятся семь смертных грехов человечества. Многим известна эта легенда. К списку грехов относятся: гордыня, чревоугодие, алчность, лень, зависть, гнев и похоть.

Эти семь чувств и деяний потому относят к страстям, что их довольно тяжело сдержать. Каждый из нас много раз в жизни гневался, иногда неосознанно завидовал, или слишком гордился собой, чревоугодничал или ленился, это само собой разумеющийся факт. И это еще один критерий к понимаю того, что же это за чувство — страсть.

Страсть и любовь в подростковом возрасте

Все люди в жизни рано или поздно познают чувство страсти. И очень часто случается так, что путают его с любовью. Почему это происходит?

Особенно часто это случается в юном возрасте, когда молодые люди и девушки впервые начинают испытывать чувства к противоположному полу. Тогда подростки путают страсть с любовью и часто сами себя этим запутывают. Ведь тинэйджеры испытывают, скорее, страсть. Что такое в этом возрасте значат чувства? В данном случае их можно сопоставить с влюбленностью. Это как розовые очки. Речь совсем не идет о сексуальном влечении. Девочки влюбляются в мальчиков, а мальчики — в девочек. Но настоящее чувство любви они начинают испытывать в уже более сознательном возрасте.

«Взрослые» страсти

Если говорить о взрослых людях, то стоит отметить, что страсть у мужчин и женщин проявляется немного по-разному.

Мужчины в данном вопросе более вспыльчивы и реактивны. Если мужчина испытывает страсть к женщине, объекту своего желания, то он очень быстро возбуждается, кровь приливает к мозгу, образно говоря. Мужчина пытается использовать все доступные ему методы и способы, чтобы удовлетворить своё желание как можно быстрее.

А вот когда женщина испытывает страсть, её действия более размеренны. Женщины склонны много думать о разных вещах и проводить анализ. Поэтому, как правило, дама добивается объекта своего желания менее импульсивно, возбуждается эмоционально медленнее, старается держать ситуацию под контролем, сдерживая страсть. Что такое явление может привести к негативным результатам — она догадывается.

Разумеется, иногда случается и наоборот. Люди разные, и каждый по-своему может повести себя, нехарактерно, независимо от того, мужчина это или женщина. На это влияют такие факторы, как эмоциональное и физическое здоровье, темперамент, образ жизни человека или события, которые произошли или происходят в жизни.

Как распознать страсть

Как и в подростковом возрасте, взрослые люди также склонны путать понятия «любовь» и «страсть». Что такое любовь во взрослой жизни, уже становится более понятно. Что это не только веселье, вечный конфетно-букетный период, но еще и постоянная работа над собой, компромиссы, уступки и взаимопонимание. А вот страсть — чувство более легкомысленное и безответственное.

И часто можно подумать, что, испытывая непреодолимую тягу к человеку, мы его любим. Но нужно четко понимать, что любовь – это духовная близость двух людей, а страсть – это чувство, основанное на желании.

Есть два базовых отличия этих чувств:

1) Проявления чувства. Разумеется, отношений между людьми, мужчиной и женщиной, без страсти не бывает. Но есть разница. Если отношения строятся на страсти, то в таком тандеме, как правило, люди не учитывают желаний других людей, а только свои, поскольку страсть — это эгоистичное чувство.

2) Быстротечность. Страсть возникает быстро, и способна быстро «улетучиваться» в зависимости от разных факторов воздействия на человека. В большинстве случаев, когда человек добивается желаемого, страсть затухает. Это и есть её отличие от любви. Но иногда случатся и так, что страсть перерастает в более сильное и глубокое чувство.

Таким образом, каждый немного по-своему может понимать и выставлять рамки для понятия «страсть»: что такое увлечение, тяга, влюбленность, а что такое настоящая любовь.

fb.ru

Страсть (чувство) — Википедия. Что такое Страсть (чувство)

Страсть — сильное, доминирующее над другими, чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и даже идеи[1].

Чаще всего слово «страсть» используется для обозначения высокой степени полового возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к партнёру. Зачастую, страсть как короткоживущее, преходящее чувство, отождествляют с влюблённостью, противопоставляя её любви[2].

Также слово «страсть» используется в качестве синонима слов «эмоция», «аффект», «чувство» — то есть эмоциональных процессов вообще[3][4].

В древнегреческой философии

В стоицизме

По определению Зенона, страсть означает импульс души, беспорядочный и излишний. Страсть есть импульс, который, когда-то будучи естественным, стал неконтролируемым, непослушным разуму и, следовательно, противным природе. Для Цицерона, речь идёт о болезни, но он добавляет, что не все страсти могут быть рассматриваемы таким образом[5] «Все страсти являются болезнями, и (…) их жертвы страдают умственными недугами»; они составляют «патологические расстройства личности»[6]. То есть, мудрый человек стремится к апатии, к уничтожению страстей.

В платонизме

Для Платона страсть скорее негативное, но неизбежное явление. В «Тимее» он исключает страсти из наиболее возвышенной части души, logistikon (Тимей, 69 cd). В «Республике» он указывает, что каждая часть души имеет свою собственную ей присущую страсть.

В аристотелизме

С точки зрения Аристотеля, выраженной в «Никомаховой этике», страсти включают не только вожделение и гнев, но также дружбу, мужество и радость, т.е сами по себе они ни благи, ни злы. Они нейтральны, и их надлежит умеренно и разумно использовать[7].

В религиях

В православии

В восточно-византийском богословии под страстью чаще всего понимаются греховные стремления души, заключающиеся в её увлечении чем-либо вместо Бога, и ставшие привычкой. Например, преподобный Нил Сорский «Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество её. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми»[8].

Страсть рассматривается как ошибочное, искажённое грехом проявления чувств. Согласно православному учению о борьбе с грехом в себе, аскетике, страсть считается извращённой (искажённой) добродетелью. Например, гнев может быть как праведным, так и греховным. В связи с этим утверждается, что страсть как проявление зла, не имеет собственной онтологической сущности, а паразитирует на изначально добром устроении Божественного творения (человека).

Обычно выделяют восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие (алчность), гнев, блуд, чревоугодие, уныние (лень), печаль. Их разделяют на телесные (чревоугодие, блуд) и душевные. Им противоположны восемь добродетелей: любовь, смирение, нестяжание, кротость, целомудрие, воздержание, трезвение, блаженный плач (радость).

Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своём временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться деньги (страсть сребролюбия), еда (страсть чревоугодия), незаконные половые увлечения (блуд), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий (уныние, печаль).

Основанием страстей является самолюбие, противоположное любви к Богу и ближнему. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие.

В аскетике различают следующие ступени постепенного развития страсти.

  1. Прилог, когда без намерения и против воли входят в душу греховные представления, или через внешние и внутренние чувства, или через воображение. Это безгрешно, и только есть повод и близость к греху.
  2. Сочетание означает принятие прилога, добровольное размышление о нём, что не всегда безгрешно.
  3. Сложение есть услаждение души пришедшим помыслом.
  4. Пленение есть то состояние души, когда принуждённо и невольно отводится ум на худые мысли, нарушающие мирное устроение души и душа с усилием, только при помощи Божией, возвращается в себя.
  5. Страсть есть долговременное и обратившееся в привычку услаждение страстными помыслами, влагаемыми от врага, и утвердившееся от частого размышления, мечтания и собеседования с ними. Это уже есть рабство греху, и не покаявшийся, не извергший из себя страсть, подлежит вечным мукам, которые есть выражение «видения» Творца и невозможность «общения» с Ним, бесконечно угнетённое состояние в результате собственного падения «на фоне Божественной чистоты».

Основой борьбы со страстями является борьба с помыслами.

Борьба со страстями — одна из главных задач христианина[9].

Наряду с греховными страстями различают так называемые неукоризненные страсти такие как голод, жажда, страх, усталость и т. п., являющиеся последствиями первородного греха.

В католичестве

В латинской богословской традиции понятие «страсть» является синонимом понятий эмоция, чувство и само по себе рассматривается как нравственно нейтральное. Катехизис католической церкви поясняет: «Чувства или страсти означают эмоции или движения чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое (1763). Страсти сами по себе ни хороши, ни плохи. Они получают моральную оценку только в той мере, в какой они фактически зависимы от разума и воли. Страсти называются добровольными «либо потому, что воля диктует их, либо потому, что она им не препятствует (1767)».

Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».

В индуизме

В религиозно-философской традиции индуизма страсть — раджас — является одним из трёх «основных состояний» (гун), в котором может пребывать человеческий разум. Качественно страсть располагается ниже благости, но выше невежества.

Примечания

  1. ↑ Ожегов С. И. Страсть // Толковый словарь русского языка.
  2. ↑ Гумеров П. Дружба, влюблённость, любовь // Интернет-журнал Сретенского монастыря. — 2010.
  3. ↑ Дмитриев Д. В. Страсть // Толковый словарь русского языка.
  4. ↑ Страсть // Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1940. — Т. 4.
  5. ↑ Цицерон. О пределах добра и зла, III, 35
  6. ↑ J.M. Rist, Stoic Philosophy, Cambridge, 1969, p. 26-27.
  7. ↑ Аристотель. Никомахова этика, II, 4-5 (1105b, 1106b)
  8. ↑ Преподобный Нил Сорский. О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ И О ПОБЕДЕ НАД НИМИ
  9. ↑ Страсть. Азбука веры

wiki.sc

Страсть (эмоция) • ru.knowledgr.com

Страсть (от латинского глагола patere то, чтобы означать пострадать) является очень сильным чувством о человеке или вещи. Страсть — интенсивная эмоция, востребованный энтузиазм или желание чего-то.

Страсть может быть дружественным или нетерпеливым интересом в или восхищением предложением, причиной, открытием, или деятельностью или любовью – к чувству необычного волнения, энтузиазма или востребованной эмоции, положительного или любви, к предмету. Это особенно используется в контексте романского или сексуального желания, хотя это обычно подразумевает более глубокое или больше эмоции затрагивания, чем подразумеваемый термином жажда.

Причина

По его следу стоики как Эпитектус подчеркнули, что «самая важная и особенно неотложная область исследования то, что, который имеет отношение к более сильным эмоциям… печали, жалобы, зависти… страсти, которые лишают возможности нас даже слушать причину». Стоическая традиция все еще лежит позади просьбы Гамлета, чтобы «Дать мне, что человек, Который не является рабом страсти, и я буду носить его В ядре своего сердца» или плаче Эразма, что «Юпитер даровал намного больше страсти, чем причина – Вы могли вычислить отношение как 24 к один». Только с Романтичным движением ревалоризация страсти по причине утвердилась в Западной традиции: «чем больше Страсти там, тем лучше Поэзия».

Недавние проблемы эмоциональной разведки должны были найти синтез двух сил — что-то, что «поворачивает старое понимание напряженности между причиной и чувством на его голове: не то, чтобы мы хотим покончить с эмоцией и поместить причину в ее место, поскольку у Эразма был он, но вместо этого найдите интеллектуальный баланс двух».

«Ошибка Декарта»

Антонио Дамасио изучил то, что последовало, когда что-то «разъединило связи между более низкими центрами эмоционального мозга… и интеллектуальных способностей коры головного мозга». Он нашел, что, в то время как «эмоции и чувства могут вызвать опустошение в процессах рассуждения…, отсутствие эмоции и чувства не менее разрушительно»; и велся к «парадоксальному положению, что чувства типично обязательны для рациональных решений». Страсти, он завершил, «имейте мнение о том, как остальная часть мозга и познания идет об их бизнесе. Их влияние огромное… [обеспечение] системы взглядов – в противоположность ошибке Декарта… Декартовская идея свободного ума».

В браке

Напряженность или диалектика между браком и страстью могут быть прослежены в Западном обществе, по крайней мере, до Средневековья и появления культа изысканной любви. Дени де Ружемон утверждал, что ‘начиная с ее происхождения в двенадцатом веке, страстная любовь была составлена против брака’. Стейси Оликер пишет, что, в то время как «Пуританизм подготовил почву для брачной любовной идеологии, предписав любовь в браке», только с восемнадцатого века имеет «идеологию романтической любви, решил пуританский антагонизм между страстью и причиной» в брачном контексте. (Отметьте, хотя тот Сент-Пол говорил о любви жены в Ephesians 5.)

Интеллектуальные страсти

Джордж Бернард Шоу «настаивает, что есть страсти, намного более захватывающие, чем физические… ‘интеллектуальная страсть, математическая страсть, страсть к открытию и исследованию: самая могущественная из всех страстей». Его современник, Зигмунд Фрейд, привел доводы в пользу непрерывности (не контраст) между этими двумя, физическими и интеллектуальными, и рекомендовал путь «Леонардо, энергично возвысил его сексуальные страсти в страсть к независимому научному исследованию».

Как мотивация в занятии

Есть различные причины, люди мотивированы для занятия. Один из них включает страсть к занятию. Когда человек увлечен их занятием, они имеют тенденцию быть менее одержимыми их поведением в то время как на их работе, приводящей к большему количеству сделанной работы и большему удовлетворению работы. У этих тех же самых людей есть более высокие уровни психологического благосостояния. Когда люди действительно наслаждаются своей профессией и мотивированы их страстью, они имеют тенденцию быть более удовлетворенными их работой и более в психологическом отношении здоровыми. Когда человек не удовлетворен с их профессией, они также неудовлетворены своими семейными отношениями и испытывают психологическое бедствие. Другие причины люди более удовлетворены, когда они мотивированы их страстью к их занятию, включают эффекты внутренних и внешних мотиваций. Когда человек делает работу удовлетворить других, они имеют тенденцию иметь более низкие уровни удовлетворения и психологического здоровья. Кроме того, эти те же самые люди показали, что они мотивированы несколькими верованиями и страхами относительно других людей. В-третьих, хотя некоторые люди полагают, что не нужно работать чрезвычайные часы, многие предпочитают его из-за того, насколько страстный они о занятии. С другой стороны, это может также поместить напряжение на семейные отношения и дружбу. Баланс этих двух — что-то, чего трудно достигнуть, и всегда трудно удовлетворить обе стороны.

Удовольствие работы против внутренних давлений

Есть различные компоненты, которые готовятся как причины рассмотрения человека как трудоголик. Burke & Fiksenbaum обращается к Кладовой и Роббинсу (1992), заявляя два из трех компонентов трудоголизма, которые используются, чтобы измерить трудоголизм. Они включают ощущение себя, ездившее на работу из-за внутреннего удовольствия давления и работы. Оба из них затрагивают человека по-другому, и у каждого есть различные результаты. Чтобы начаться, работайте, удовольствие вызывает более положительные результаты работы и не связано с медицинскими индикаторами. Внутреннее давление, с другой стороны, отрицательно связано с результатами работы и было связано отрицательно с мерами психологического здоровья. Burke & Fiksenbaum делает ссылку на Могилы и др. (2006), исследуя удовольствие работы и внутренние давления. Удовольствие работы и внутреннее давление были проверены с исполнительными рейтингами. Прежний был положительно связан с исполнительными рейтингами, в то время как последний вмешался в увеличивающие работу аспекты удовольствия работы. Burke & Fiksenbaum обращается к Вирику и Баруху (2007), объясняя, как эти два компонента трудоголизма затрагивают жизненное удовлетворение. Не удивительно, внутреннее давление понизило баланс между продолжительностью службы и жизненным удовлетворением, но увеличило выступление людей на их занятии, тогда как удовольствие работы привело к положительному балансу между двумя. Снова, когда люди увлечены своим занятием и вставляют много часов, они тогда становятся заинтересованными, что их занятие удовлетворит личные отношения, и баланс должен тогда быть найден согласно уровням важности человека.

Мотивация и результаты

Исследователи указывают на различные образцы корреляций между этими двумя компонентами. Эти образцы включают антецеденты и последствия. Эти два компонента предлагают уникальные мотивации или ориентации, чтобы работать который результат в его эффектах на работу и благосостояние. Внутренние давления препятствуют работе, в то время как удовольствие работы будет сглаживать работу. У внутренних давлений трудоголизма есть особенности, такие как постоянство, жесткость, перфекционизм и усиленные уровни рабочего стресса. Этот компонент также связан с работой тяжелее, не более умный. На более положительной ноте у людей, которые наслаждаются их работой, будут более высокие уровни работы по нескольким причинам. Они включают креативность, доверие к их коллегам и уровни сокращения напряжения.

Хорошие и плохие трудоголики

Burke и Fiksenbaum обращаются к Schaufeli, Тэрису и Беккеру (2007), когда они сделали различие между человеком, являющимся хорошим трудоголиком и им являющийся плохим трудоголиком. Хороший трудоголик выиграет выше на мерах обязательства работы, и плохой трудоголик выиграет выше на мерах перегорания. Они также предлагают, почему это – некоторые люди работают, потому что они удовлетворены, заняты и брошены вызов и подтверждать точку зрения. С другой стороны, противоположный вид упорно работают, потому что они увлекаются работой; они видят, что занятие делает вклад в нахождение идентичности и цели.

Желание в занятии

Страсть и желание идут рука об руку, тем более, что мотивация. Linstead & Brewis обращается к Мерриэму-Вебстеру, чтобы сказать, что страсть «интенсивна, вождение или покорение чувства или убеждения». Это предполагает, что страсть — очень интенсивная эмоция, но может быть положительной или отрицательной. Отрицательно, это может быть неприятно время от времени. Это могло включить боль и имеет одержимые формы, которые могут разрушить сам и даже другие. В занятии, когда человек очень увлечен их работой, они могут быть так обернуты в работе, которую они причиняют боль своим любимым, сосредотачивая больше на их работе, чем на их дружбе и отношениях. Это — постоянное сражение баланса, которого трудно достигнуть, и только человек может решить, где та линия находится. Страсть связана с понятием желания. Фактически, они неотделимы, согласно главным образом западному образу мыслей, связанному с Платоном, Аристотелем и Огастином. Эти два понятия заставляют людей протягиваться для чего-то, или даже кого-то. Они оба могут или быть творческими или разрушительными, и эта темная сторона может очень хорошо быть опасна для сам или другие.

Как мотивация для хобби

Хобби требуют определенного уровня страсти, чтобы продолжить участвовать в хобби. Певцы, спортсмены, танцоры, художники и многие другие описывают свою эмоцию для их хобби как страсть. Хотя это могло бы быть эмоцией, они чувствуют, страсть служит мотивацией для них, чтобы продолжить их хобби. Недавно была модель, чтобы объяснить различные типы страсти, которые способствуют привлечению в деятельность.

Дуалистическая модель

Согласно исследователям, которые проверили эту модель, «Дуалистическая модель, в которой страсть определена как сильная склонность или желание к деятельности самоопределения, которую каждый любит (или даже любит), что каждый считает важным (высокая оценка), и в который инвестирует время и энергию». Предложено, чтобы там существовали два типа страсти. Первый тип страсти — гармоничная страсть.

«Гармоничная страсть относится к сильному желанию участвовать в деятельности, которая остается под контролем человека». Это главным образом получено, когда человек рассматривает их деятельность как часть их идентичности. Как только деятельность — часть личности человека тогда, мотивация, чтобы продолжить это хобби еще более сильна. Гармония, полученная с этой страстью, задумана, когда человек в состоянии оба, чтобы свободно участвовать в или остановить хобби. Это не так, что человек вынужден продолжить это хобби, но на его или ее собственной доброй воле в состоянии участвовать в нем. Например, если девочка любит играть в волейбол, но у нее есть проект, должный на следующий день, и ее друзья приглашают ее играть, она в состоянии сказать не относительно ее собственной доброй воли.

Второй вид страсти в дуалистической модели — одержимая страсть. Будучи противоположностью гармоничной страсти, у этого типа есть сильное желание участвовать в деятельности, но это не находится под собственным контролем человека, и он или она вынужден участвовать в хобби. Этот тип страсти имеет отрицательный эффект на человека, где они могли чувствовать, что должны участвовать в их хобби, чтобы продолжить межличностные отношения или «согласоваться» с толпой. Чтобы изменить вышеупомянутый пример, если у девочки есть одержимая страсть к волейболу и ее просят играть с ее друзьями, она скажет да даже при том, что она должна закончить свой проект.

Внутренняя мотивация

Так как страсть может быть типом мотивации в хобби, тогда оценивающих внутреннюю мотивацию, соответствующее. Внутренняя мотивация помогает определить эти типы страсти. Страсть естественно помогает потребностям или желаниям, которые мотивируют человека к некоторому особому действию или поведению. Определенные способности и хобби могут быть развиты рано, и врожденная мотивация — также что-то, что прибывает рано в жизнь. Хотя кто-то мог бы знать, как участвовать в хобби, это не обязательно означает, что они мотивированы, чтобы сделать это. Кристин Робинсон высказывает мнение в своей статье, что, «… знание Вашей врожденной мотивации может помочь вести действие к тому, что будет выполнять». Ощущение себя удовлетворенным и выполненным строит страсть к хобби, чтобы продолжить счастье человека.

Вымышленные примеры

В Маргарет Дрэббл Сферы Золота герой управляет сотнями миль, чтобы воссоединиться с героиней, только скучать по ней на 24 часа – отъезд зрителей, «задающихся вопросом, какая великая страсть, возможно, принесла ему до сих пор… донкихотский взгляд о нем, вид обеспокоенного отчаяния». Когда пара действительно наконец воссоединяется, однако, героиня меньше, чем впечатлена. «’Если Вы спрашиваете меня, это был очень ребяческий жест. Вы не двадцать один теперь, Вы знаете’. ‘Нет, Я знаю. Это был мой последний бросок’».

В 1934 Альберто Моравиа революционный двойной агент, сталкивающийся с девочкой, которую он предает, «, был охвачен сильным желанием…, он никогда не отводил взгляд от моей груди… Я полагаю, что тех двух темных пятен в конце моей груди было достаточно, чтобы заставить его забыть царизм, революцию, политическое кредо, идеологию и предательство».

См. также

Дополнительные материалы для чтения

Рене Декарт, Страсти Души в J. Коттингэм и др. редакторы, Философские Письма Декарта Воля I (Кембридж 1985)

Внешние ссылки

  • Софи де Мижолла-Меллор, «Страсть»

https://en.wikipedia.org/wiki/Rudy_Francisco


ru.knowledgr.com

Страсть (чувство) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Страсть.

Страсть — сильное, стойкое чувство, доминирующее над другими чувствами человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и даже идеи[1].

Чаще всего слово «страсть» используется для обозначения высокой степени полового возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к этому партнёру. Зачастую, страсть как короткоживущее, преходящее чувство, отождествляют с влюблённостью, противопоставляя её любви[2].

Также слово «страсть» используется в качестве синонима слов «эмоция», «аффект», «чувство» — то есть эмоциональных процессов вообще[3][4].

В древнегреческой философии[править]

В стоицизме[править]

По определению Зенона, страсть означает импульс души, беспорядочный и излишний. Страсть есть импульс, который, когда-то будучи естественным, стал неконтролируемым, непослушным разуму и, следовательно, противным природе. Для Цицерона, речь идет о болезни, но он добавляет, что не все страсти могут быть рассматриваемы таким образом[5] «Все страсти являются болезнями, и (…) их жертвы страдают умственными недугами»; они составляют «патологические расстройства личности»[6]. То есть, мудрый человек стремится к апатии, к уничтожению страстей.

В платонизме[править]

Для Платона страсть скорее негативное, но неизбежное явление. В «Тимее» он исключает страсти из наиболее возвышенной части души, logistikon (Тимей, 69 cd). В «Республике» он указывает, что каждая часть души имеет свою собственную ей присущую страсть.

В аристотелизме[править]

С точки зрения Аристотеля, выраженной в «Никомаховой этике», страсти включают не только вожделение и гнев, но также дружбу, мужество и радость, т.е сами по себе они ни благи, ни злы. Они нейтральны, и их надлежит умеренно и разумно использовать[7].

В православии[править]

В восточно-византийском богословии под страстью чаще всего понимаются греховные, противоестественные движения души, заключающиеся в её увлечении чем-либо вместо Бога, и ставшие привычкой. Например, преподобный Нил Сорский «Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество её. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми»[8]

Страсть рассматривается как ошибочное, искаженное грехом проявления качеств. Согласно православному учению о борьбе с грехом в себе, аскетике, страсть считается извращённой (искажённой) добродетелью. Например, гнев может быть как праведным, так и греховным. В связи с этим утверждается, что страсть как проявление зла, не имеет собственной онтологической сущности, а паразитирует на изначально добром устроении Божественного творения (человека).

Обычно выделяют восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие (алчность), гнев, блуд, чревоугодие, уныние (лень), печаль. Их разделяют на телесные (чревоугодие, блуд) и душевные. Им противоположны восемь добродетелей: любовь, смирение, нестяжание, кротость, целомудрие, воздержание, трезвение, блаженный плач (радость).

Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своем временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться деньги (страсть сребролюбия), еда (страсть чревоугодия), незаконные половые увлечения (блуд), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий (уныние, печаль).

Основанием страстей является самолюбие, противоположное любви к Богу и ближнему. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие.

В аскетике различают следующие ступени постепенного развития страсти.

  1. Прилог, когда без намерения и против воли входят в душу греховные представления, или через внешние и внутренние чувства, или через воображение. Это безгрешно, и только есть повод и близость к греху.
  2. Сочетание означает принятие прилога, добровольное размышление о нем, что не всегда безгрешно.
  3. Сложение есть услаждение души пришедшим помыслом.
  4. Пленение есть то состояние души, когда принужденно и невольно отводится ум на худые мысли, нарушающие мирное устроение души и душа с усилием, только при помощи Божией, возвращается в себя.
  5. Страсть есть долговременное и обратившееся в привычку услаждение страстными помыслами, влагаемыми от врага, и утвердившееся от частого размышления, мечтания и собеседования с ними. Это уже есть рабство греху, и не покаявшийся, не извергший из себя страсть, подлежит вечным мукам, которые есть выражение «видения» Творца и невозможность «общения» с Ним, бесконечно угнетенное состояние в результате собственного падения «на фоне Божественной чистоты».

Основой борьбы со страстями является борьба с помыслами.

Борьба со страстями — одна из главных задач христианина[9].

Наряду с греховными страстями различают так называемые неукоризненные страсти такие как голод, жажда, страх, усталость и т. п., являющиеся проявлениями первородного греха.

В католичестве[править]

В латинской богословской традиции понятие «страсть» является синонимом понятий эмоция, чувство и само по себе рассматривается как нравственно нейтральное. Катехизис католической церкви поясняет: «Чувства или страсти означают эмоции или движения чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое (1763). Страсти сами по себе ни хороши, ни плохи. Они получают моральную оценку только в той мере, в какой они фактически зависимы от разума и воли. Страсти называются добровольными «либо потому, что воля диктует их, либо потому, что она им не препятствует (1767)».

Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».

В индуизме[править]

В религиозно-философской традиции индуизма страсть — раджас — является одним из трёх «основных состояний» (гун), в котором может пребывать человеческий разум. Качественно страсть располагается ниже благости, но выше невежества.

  1. ↑ Ожегов С. И. Страсть // Толковый словарь русского языка.
  2. ↑ Гумеров П. Дружба, влюблённость, любовь // Интернет-журнал Сретенского монастыря. — 2010.
  3. ↑ Дмитриев Д. В. Страсть // Толковый словарь русского языка.
  4. ↑ Страсть // Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1940. — Т. 4.
  5. ↑ Цицерон. О пределах добра и зла, III, 35
  6. ↑ J.M. Rist, Stoic Philosophy, Cambridge, 1969, p. 26-27.
  7. ↑ Аристотель. Никомахова этика, II, 4-5 (1105b, 1106b)
  8. ↑ Преподобный Нил Сорский. О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ И О ПОБЕДЕ НАД НИМИ
  9. ↑ Страсть. Азбука веры

wp.wiki-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *