Статус это в психологии: Социальные статусы – что это в психологии. Виды, характеристики, связь с социальными ролями

Социальные статусы – что это в психологии. Виды, характеристики, связь с социальными ролями

Являясь частью социальной группы, каждый человек занимает определенное место в групповой иерархии. Это место называется социальный статус. Даже если социум имеет неформальный характер и, казалось бы, не имеет четкой структуры и иерархии, то все равно члены этого социума имеют разный «вес», авторитет, привлекательность, уровень власти и т. д. Различие статусов играет важную роль в организации межличностных отношений и в существовании группы.

Что такое социальный статус

Это понятие в социальной психологии близко к таким категориям, как авторитет, престиж, роль, но оно не совпадает с ними по значению и имеет существенные отличия. Социальный статус – это то положение, которое занимает человек в обществе. Оно, с одной стороны, определяется его личными качествами, с другой – теми функциями, которые индивид выполняет в группе.

Социальный статус как отражение индивидуально-личностных особенностей человека

Главный фактор, определяющий положение человека в групповой иерархии – это его привлекательность для других. Она связанна не с внешними, поверхностными особенностями, а с теми качествами, которые определяют уровень полезности индивида для группы. Так, добрый и отзывчивый человек может иметь низкий социальный статус, потому что он слишком робкий и безынициативный или ленивый и любит перекладывать ответственность на других. И напротив, уверенность индивида в своих силах, активность, заинтересованность в делах группы повышает его статус.

В разных социумах статус может зависеть от разных качеств личности. Например, в профессиональных коллективах первостепенное значение имеют специальные знания и навыки. В неформальных сообществах подростков – уверенность в себе, смелость и верность группе; в семье – умение заботиться о других, готовность поддержать и т. д.

Статус и социальные роли

Важную роль в формировании социального статуса играет ролевое поведение индивида. Роль – это функция человека в группе, которая включает в себя набор стереотипов ролевого поведения, обязанности и права человека. Роль – это не статус, хоть она может влиять на него. И разные роли могут занимать различное место в групповой иерархии. Но одновременно люди, играющие одни и те же роли в группе, имеют неодинаковые статусы. Например, ученики в классе, дети в многодетной семье, сотрудники офиса — роль одна, а статусы разные.

Однако на формирование социального статуса влияет то, как человек выполняет свои функции, то есть играет приписываемую ему роль в группе. Поэтому нередко случается, что в неформальной групповой иерархии начальник имеет более низкий статус, чем кто-то из его подчиненных.

Социальный статус и авторитет

Под авторитетом в психологии понимают уровень влияния человека на других членов группы. Авторитет может быть формальный и зависеть от должности индивида. Например, начальник всегда обладает формальным авторитетом и имеет рычаги власти и управления, тоже носящие формальный характер. Он может предоставить премию или лишить ее, назначить отпуск в удобное или неудобное для подчиненного время, понизить или повысить в должности и т. д.

Неформальный авторитет связан со статусом, с той позицией, которую индивид занимает в групповой иерархии. Высокостатусные личности нередко обладают большим авторитетом и реальной властью, чем официально назначенные чиновники. Потому что их право власти и управления основано на уважении и поддержке других членов группы.

Виды социальных статусов

Один и тот же человек может обладать различными статусами не только потому, что является членом разных групп, но и потому, что существует несколько видов статусов, определяемых на основе разных факторов.

Различные виды позиций в групповой иерархии

Существует много разных подходов к классификации социальных статусов. Часто это связано, например, с целями конкретного социально-психологического исследования или с какой-то специфической группой. Указанные здесь виды позиций в иерархической структуре группы не являются единственными, но они общепризнанные.

  • Заданный статус связан с не зависящими от человека, но присущими ему характеристиками: полом, возрастом, национальностью и т. д. Как правило, характеристики, формирующие этот вид статуса, имеют принципиальное значение в существовании группы, в совместной деятельности или связаны с традициями.
  • Личный статус определяется индивидуальными особенностями человека: чертами характера, эмоциональной и волевой сферы, умениями, знаниями и навыками, мотивами и потребностями. Этот вид статуса имеет большее значение в малой группе и во многом определяет место человека в системе межличностных отношений.
  • Приписываемый статус – это заданное извне положение человека, практически не зависящее от его сознательных усилий. К этому виду относятся, например, статусы подростка, тещи, свекрови, зятя, пенсионера и т. д. Предписываемый статус очень близок к соответствующей социальной роли и с течением времени может меняться.
  • Достигаемый статус – это позиция в групповой иерархии, которую человек достиг благодаря своим усилиям или удачливости.

Есть и еще один вид социальных статусов, о котором следует поговорить особо.

Социометрические статусы

Одной из наиболее популярных методик в социальной психологии является социометрия. Эта методика, автор которой американский психолог Я. Морено, позволяет выстроить иерархическую структуру группы и определить статусы ее членов.

Особенность социометрического статуса в том, что он основан на уровне привлекательности индивида для всех остальных членов группы. Анализируя взаимные предпочтения или выборы, можно выделить несколько позиций в групповой иерархии:

  • Социометрические звезды – члены группы, получившие максимальное количество выборов. Звезды хоть и обладают немалым авторитетом в социуме, чаще всего не являются лидерами – хороший лидер не может быть приятен всем, так как он часто применяет социальные санкции. Те, кто занимает верхние позиции в рейтинге привлекательности в своей группе, могут и не обладать качествами лидера – организаторскими способностями, достаточной твердостью, волей и т. д.
  • Предпочитаемые или высокостатусные – это те люди, которые получили большое количество выборов, но меньшее, чем звезды. Они достаточно популярны в группе, их положение устойчивое, на их поддержку обычно рассчитывает лидер.
  • Низкостатусные – члены группы, получившие 1-2 выбора. В целом они могут быть довольны своим положением, так как или имеют хотя бы одного, но преданного друга, или потому что входят в замкнутую микрогруппу. Но в групповой жизни они не пользуются авторитетом и часто почти в ней не участвуют.
  • Изолированные – субъекты, которых не выбрал никто. Причем они не получили не только положительных, но и отрицательных выборов. Они как бы вообще не существуют, их не замечают в группе. И эта позиция самая тяжелая с точки зрения эмоциональной оценки. Быть изолированным хуже, чем быть отверженным или пренебрегаемым.
  • Пренебрегаемые – люди, которых отвергает большинство членов группы, или они получили много отрицательных выборов. Чаще всего причиной их позиции являются личные качества и собственный негативизм. Нередко пренебрегаемые сами провоцируют негативную реакцию группы, чтобы не быть изолированными.

Выяснение социометрических статусов полезно для понимания отношений в группе, но оно не раскрывает полностью позицию каждого человека в системе групповой деятельности. И все же социометрические статусы связаны с личными качествами, устойчивы и оказывают сильное влияние на развитие личности и ее поведение в социуме. Этим и объясняется популярность методики Я. Морено.

Статус в социальной психологии | Рефераты KM.RU

ПОНЯТИЕ СТАТУСА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

ВВЕДЕНИЕ.

Личность изучается комплексом наук. Социология — одна из решающих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности — личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д.

Для выполнения конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека накладываются определенные функциональные обязанности. И вместе с тем он наделяется определенными правами, что является своеобразной формой фиксации принципа «платы» и «вознаграждения», лежащего в основе социальных связей наиболее значимые обязанности и права возникают, естественно в рамках социальных институтов.В этом случае обязательства и права достаточно четко регламентированы, выполнение человеком его обязанностей контролируется.В данном реферате основной целью является сравнение понятия статуса которое мы можем встретить как в социологии так и в социальной психологии.Используя за основу курс лекций по социологии и «Социальную психологию» Дэвида Майерса попробуем сравнить что данное определение значит в вышеперечисленных науках.

Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяет социальный статус человека.Иначе говоря,в статусе фиксируется тот набор конкретных действий,которые должны быть ему предоставлены для осуществления своей деятельности.Зная социальный статус конкретного человека,его социальные функции,мы ожидаем от него,что он будет осуществлять исключительно типичный набор действий,обладать тем типичным набором качеств и особенностей,которые как нам представляется,необходимы для исполнения этих функций.

Каждый человек включен не в одну социальную связь, социальный институт, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взоимодействует с другими людьми и выполняет различные функции.Особую роль играют генеральные статусы.Первый — статус человека, его права и обязанности другой генеральный статус — статус члена данного общества, государства (гражданина).Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности.Статус можно обрести от рождения.Это — национальность (русский, башкир и т.д.), место рождения (москвич, минчанин, одессит).Подобные статусы называются предписанными.Другие статусы мы преобретаем достигаем, т.е. это статусы приобретенные, достигнутые.Это статус учителя или футболиста, пианиста или жены.

Статусы могут быть формализованными или неформализованными, что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов, и более широко — социальных взаимодействий — выполняется та или иная функция.Множественность статусов не означает их равнозначности.Они находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус.Безусловно, что во всех случаях особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией. Хотя следует отметить, что иерархия статусов может меняться. Видимо следует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в большинстве случаев, и специфическую, проявляющуюся в особых условиях.

Выделение главного статуса хотя и сложно, но важно так как именно он определяет и, что не менее важно самоопределяет человека социально. Причем не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, какой выделяет в себе как главный сама личность.На этой почве возникает немало драматических противоречий внутреннего мира личности, неадекватно представляющей свое место в обществе, в общественном мнении.Так предприниматель может надеяться, что главное в его социальной характеристике — материальное положение.Но в общественном мнении, среди значимых для него родственников, друзей и приятелей решающее значение может приобрести уровень его образования и культуры.Принятая иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации данного общества.Когда мы говорим о ранжировании статусов, мы имеем в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом.Престиж по сути представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в общественном мнении.Сама иерархия, и соответственно, престиж статусов формируется под влиянием двух факторов:

1. Реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур;

2. Системы ценностей, шкалы предпочтений учитываемые в данной культуре при «взвешивании» социальных функций.

Эти два фактора тесно взаимодействуя, в то же время обладают ощутимой независимостью. Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии в особенности, молодежи.Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприятия другим своего статуса.И последнее не менее, если не более значимо.

«Статус — положение субьекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус.Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида.» Статус предполагает соотнесение: чтобы воспринимать себя как личность, имеющую определенный статус, необходимо чтобы какие-то люди занимали более низкое положение.Таким образом, одно психологическое преимущество любой системы статусов — это ощущение превосходства. Многие из нас могут припомнить, как когда-то испытывали тайное удовольствие от чьей-то неудачи — возможно, когда наказывали брата или сестру.Предрассудки часто более сильны у тех, кто занимает невысокое социально-экономическое положение или чье положение резко ухудшилось.Возможно люди с более прочным статусом меньше нуждаются в ощущении собственного превосходства.Но и другие факторы, связанные с низким статусом могут также быть причиной предрассудков.Может ли провал в тестировании повлиять на оценку, данную вам в школе ? По сравнению с контрольной группой, чьей самоценке ничего не угрожало студенты, потерпевшие неудачу, давали более высокие оценки своей школе и более низкие — университету.По-видимому, чувство гордости за свою собственную группу и принижение «их» также может укреплять собственное Эго.Все это наводит на мысль о том, что мужчина, сомневающийся в собственной силе и независимости, может путем выражения сострадания слабым и зависимым женщинам повышать значимость своего маскулинного образа.Когда просили мужчин — студентов Государственного университета в Вашингтоне просмотреть видеозаписи интервью с женщинами при приеме на работу, мужчины с низким уровнем самооценки испытывали неприязнь к сильным, независимым женщинам.А мужчины с высокой самооценкой отдавали предпочтение именно таким.Презрение к «ним» служит и другой цели: потребности принадлежать к «своим».Школьный дух единства никогда не бывает столь сильным, как в то время когда в игре до предела обостряется соперничество.Чтобы Германия сплотилась вокруг нацистов, Гитлер использовал «еврейскую опасность». Презрение к «чужим» может сплотить группу.

Люди с высоким статусом обладают наибольшим влиянием.Исследование нарушений правил уличного движения, проведенные с помощью 24 тысяч ничего не подозревающих пешеходов, выявили что частота нарушений обычно составляющая 25%, падает до 17% в присутствии законо послушных «подсадных» и возрастает до 44% когда «подсадные» начинают играть роль нарушителей.Милграм (1974 год) сообщает, что в его экспериментах на подчинение люди м низким статусом намного охотнее выполняли указание экспериментатора, чем испытуемые с высоким статусом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключение уместно было бы привести в пример изречение Джеймса Болдуина :»Главное достижение общества (и его беда) состоит в том, что оно способно убедить людей, которым предоставляет низкий статус, будто бы его приговор соответствует реальному положению вещей.»

Проведя сравнительный анализ одного и того же определения в двух научных дисциплинах приходим к выводу о разном подходе в интерпритации и значении данного понятия.Несомненно есть и сходства, заключающиеся в принадлежности этого понятия к общественному или социальному в рамках социологии и социальной психологии. Несмотря на то что социологи и социальные психологи имеют дело в некоторой степени с одинаковым понятийным аппаратом, иногда используют аналогичные методы исследования, социальные психологи включают в свой арсенал еще и эксперименты, в которых они манипулируют тем или иным фактором.Например, наличием или отсутствием давления со стороны сверстников, чтобы посмотреть к какому результату это приведет. Факторами, которые исследуют социологи обычно трудно или неэтично манипулировать.

Следует заметить о «внешней стороне» изучения данного определения в социологии, отнюдь не подразумевающего поверхностный характер, основываясь на теории и социологических исследованиях.

Характеризуя подход социальной психологии к данному определению делаем вывод о совокупности «внешней и внутренней стороны», синтезе теории, практики и эмпирических исследований не уменьшая роли в изучении поведенческого компонента.

БИБЛИОГРАФИЯ.

1. Д.Майерс » Социальная психология» Спб.:Питер,1997.

2. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. «Психология». Словарь. М.:Политиздат,1990.

3. А.Г.Эфендиев «Основы социологии». Курс лекций. М.:Об-во «Знание» России,1994.

Дата добавления: 24.08.2000

Социальная роль и статус личности :: BusinessMan.ru

В психологии и социологии есть немало теорий о личности и её атрибутах. Понятия «социальная роль» и «статус личности» применяются для объяснения поведения человека в обществе, так как они влияют на многие аспекты функционирования индивида. Его самооценка, самосознание, общение, направленность во многом зависят от них.

Понятие личности

С точки зрения социологии, личность – это индивидуум, который во время социализации приобретает специфический набор социально значимых качеств, свойств, знаний, навыков и умений. В результате включения в социальные отношения и связи он становится ответственным субъектом волевой деятельности. По мнению психологов, личность – это интегральная совокупность различных черт биогенного и социогенного происхождения, которая формируется прижизненно и влияет на поведение и деятельность человека. И в том и в другом случае социальная роль и статус личности играют важную роль в формировании и самореализации индивида.

Основой для формирования становятся четыре группы явлений: биологические особенности человеческого организма и его врождённый опыт, результаты обучения, опыт социальной жизни и взаимодействия с другими людьми, результаты самооценки, рефлексии и самосознания. В структуре личности можно выделить группы особенностей, которые влияют на всё поведение человека.

К ним относятся такие психологические черты, как способности, мотивация, волевые качества, социальные установки и стереотипы, характер, направленность, эмоции, темперамент. Также личность включает набор социальных особенностей, таких как социальные статусы и роли, система диспозиций и различные ролевые ожидания, комплекс знаний, ценностей и убеждений, интересы и мировоззрение. Процесс кристаллизации личностных черт часто происходит под влиянием внешней и внутренней среды и протекает уникально, создавая неповторимую целостность.

Понятие социального статуса

Ещё в конце XIX века английский учёный Генри Мен вводит в оборот новое понятие. С тех пор социальный статус много анализировался и исследовался. На сегодняшний день под ним понимают определённое место человека в социальной системе или группе. Оно определяется рядом признаков: материальным и семейным положением, обладанием власти, выполняемыми функциями, образованием, специфическими навыками, национальностью, особыми психологическими характеристиками и многими другими. Так как индивид одновременно входит в состав различных групп, то его статус в них может быть различным.

Он не только обозначает положение человека в обществе, но и наделяет его определёнными правами и обязанностями. Обычно, чем он выше, тем больше набор прав и обязанностей. Нередко в обыденном сознании понятия социальные статусы и роли уравниваются с понятием престижа. Он, безусловно, сопровождает статусность, но не всегда является его обязательным атрибутом. Статус – это категория подвижная. Человек может изменять его с приобретением новых качеств или ролей. Лишь в традиционных общественных системах он мог передаваться по наследству, закрепляться законодательно или в соответствии с религиозными канонами. Сегодня личность в своём развитии может достигать желаемых статусов или терять их при определённых обстоятельствах.

Иерархия статусов

Комплект различных позиций одной личности в обществе принято называть статусным набором. В этой структуре обычно есть доминирующий, основной статус, и комплект дополнительных. Первый определяет главное положение индивида в этой социальной системе. Например, ребёнок или престарелый человек будут иметь основной статус в соответствии с возрастом. Одновременно в некоторых патриархальных обществах пол человека будет главным признаком для определения его положения в системе.

Так как существует деление на главный и неглавные статусы, то исследователи говорят о существовании иерархии социальных позиций личности. Социальные роли и статус являются важнейшим фактором, влияющим на общую удовлетворённость индивида своей жизнью. Оценка происходит по двум направлениям. Есть устойчивые взаимодействия статусов на горизонтальном и вертикальном уровнях.

Первый фактор представляет собой систему взаимодействия между людьми, находящимися на одном уровне социальной иерархии. Вертикальное, соответственно, общение людей, находящихся на разных ступенях. Распределение людей по ступеням социальной лестницы является естественным явлением для общества. Иерархия поддерживает ролевые ожидания личности, обуславливая понимание распределения обязанностей и прав, позволяет человеку быть удовлетворённым своим положением или заставляет его стремиться к смене статуса. Это обеспечивает динамику личности.

Личный и социальный статус

Традиционно по размеру общности, в которой функционирует личность, принято различать личные и собственно социальные статусы. Они функционируют на различных уровнях. Так, социальный статус – это сфера профессиональных и общественных отношений. Здесь важнейшее значение имеют профессиональное положение, образование, политическая позиция, социальная активность. Именно они являются признаками, по которым человек размещается в социальной иерархии.

Социальная роль и статус также функционируют в малых группах. В этом случае исследователи говорят о личном статусе. В семье, небольшом кружке по интересам, кругу друзей, малой рабочей группе человек занимает определённое положение. Но для установления иерархии здесь применяются не профессиональные, а личные, психологические признаки. Лидерские качества, знания, умения, коммуникабельность, душевность и другие черты характера позволяют человеку стать лидером или аутсайдером, получить определённый личный статус. Между этими двумя видами положений в социальной группе есть значительная разница. Они позволяют человеку реализоваться в различных сферах. Так, мелкий клерк, занимающий невысокое положение в рабочем коллективе, может играть значительную роль, например, в обществе нумизматов, благодаря своим знаниям.

Виды социальных статусов

Так как понятие статуса охватывает чрезвычайно обширную область социальной активности личности, то есть существует немало их разновидностей. Давайте выделим основные классификации. В зависимости от доминирования разных признаков выделяют следующие статусы:

  1. Естественный, или социально-демографический. Эти статусы устанавливаются в соответствии с такими признаками, как возраст, родство, пол, раса и состояние здоровья. Примером могут быть положения ребёнка, родителя, мужчины или женщины, европеоида, инвалида. Социальная роль и статус человека в общении отражаются в этом случае наделением личности определёнными правами и обязанностями.
  2. Собственно социальный статус. Он может складываться только в обществе. Обычно выделяют экономические статусы, в зависимости от занимаемой должности, наличия собственности; политические, в соответствии со взглядами и социальной активностью, также признаком выделения статуса является наличие или отсутствие власти; социокультурные, к которым относят по признакам образование, отношение к религии, искусству, науке. Кроме того, существуют правовые, профессиональные, территориальные статусы.

По другой классификации выделяют предписанные, достигаемые и смешанные статусы в соответствии со способом его получения. Предписанные статусы – это те, которые присваиваются по факту рождения. Их человек получает поневоле, ничего для этого не делая.

Достигаемые, напротив, приобретаются в результате усилий, часто значительных. К ним относятся профессиональные, экономические, культурные позиции в обществе. Смешанные – те, которые объединяют два предыдущих вида. Примером таких статусов могут быть различные династии, где по праву рождения ребёнок получает не только положение в обществе, но предрасположенность к достижениям в определённой сфере деятельности. Также выделяют формальные и неформальные статусы. Первые закреплены официально, в каких-либо документах. Например, при вступлении в должность. Вторые присваиваются группой негласно. Ярким примером является лидер в малой группе.

Понятие социальной роли

В психологии и социологии используется термин «социальная роль», под которым понимается ожидаемое поведение, диктуемое социальным положением и другими членами группы. Социальная роль и статус тесно связаны между собой. Статус накладывает обязанности права на личность, а они, в свою очередь, диктуют человеку некий тип поведения. Любой человек должен в силу своей социальности постоянно менять модели поведения, поэтому у каждого индивида есть целый арсенал ролей, которые он играет в разных ситуациях.

Социальная роль определяет социальный статус. В её структуру входит ролевое ожидание, или экспектация, исполнение, или игра. Человек попадает в типичную ситуацию, где участники ждут от него определённой модели поведения. Поэтому он начинает воплощать её в жизнь. Ему нет необходимости задумываться, как себя вести. Модель диктует ему поступки. У каждого человека есть свой ролевой набор, т. е. комплект ролей на разные случаи жизни в соответствии со своими статусами.

Психологические характеристики социальных ролей

Есть мнение, что роль в обществе определяет социальный статус. Однако при этом последовательность обратная. Получая очередной статус, человек нарабатывает варианты поведения. В каждой роли есть две психологические составляющие. Во-первых, это символически-информационная часть, которая является сценарием типичного спектакля. Она представлена нередко в виде инструкций, памяток, принципов. Каждый индивид имеет уникальные черты, которые придают роли своеобразный и субъективный характер. Во-вторых, это императивно-контрольная составляющая, которая является механизмом для запуска игры. Императивный компонент связан также с ценностями и нормами. Он диктует, как необходимо поступать, опираясь на культурные стереотипы и моральные нормы общества.

Социальная роль имеет три психологических параметра, по которым её можно оценивать и классифицировать:

  • Эмоциональность. Разная степень проявления чувственности характерна для каждой роли. Так, руководитель должен быть сдержанным, а мама может быть эмоциональной.
  • Формализация. Роли могут быть формальными и неформальными. Первые описываются определённым сценарием, закреплённым в каком-либо виде. Например, роль учителя частично описана в должностной инструкции, а также зафиксирована в стереотипах и убеждениях общества. Вторые возникают в конкретных ситуациях и нигде не фиксируются, кроме психики исполнителя. Например, роль заводилы в компании.
  • Мотивация. Роли всегда тесно связаны с удовлетворением различных потребностей, у каждой из них есть одна или несколько исходных потребностей.

Виды социальных ролей

Общество бесконечно многообразно, поэтому видов ролей немало. Социальный статус и социальная роль человека взаимосвязаны. Поэтому первые часто дублируют вторые и наоборот. Так, выделяют естественные роли (мамы, ребёнка) и достигаемые (руководителя, лидера), формальные и неформальные. Социальная роль и статус, примеры которых каждый может найти в своей структуре личности, обладают некой сферой влияния. Среди них выделяют статусные роли, которые напрямую связаны с определённым положением в обществе и межличностные роли, что вытекают из ситуации, например, роль любимого, обиженного и т. п.

Функции социальных ролей

Общество постоянно нуждается в механизмах регуляции поведения своих членов. Социальная роль и статус в общении выполняют в первую очередь именно регулятивную функцию. Они помогают быстро найти сценарий взаимодействия, не затрачивая больших ресурсов. Также социальные роли выполняют адаптационную функцию. Когда у человека меняется статус, или он попадает в некую ситуацию, ему нужно быстро найти подходящую модель поведения. Так, социальная роль и статус нации позволяют ему адаптироваться к новому культурному контексту.

Ещё одна функция – самореализации. Исполнение ролей позволяет человеку проявить свои различные качества и достичь желаемых целей. Познавательная функция заключается в возможностях самопознания. Личность, примеряя на себя различные роли, познаёт свой потенциал, находит новые возможности.

Социальная роль и статус: пути взаимодействия

В структуре личности роли и статусы тесно переплетены. Они позволяют человеку решать различные социальные задачи, достигать целей и удовлетворять требования. Социальная роль и статус личности в группе важны для мотивации её к деятельности. Желая повысить статус, человек начинает учиться, трудиться, совершенствоваться.

Группы – это динамичная целостность и всегда есть возможность для перераспределения статусов. Человек используя ассортимент своих ролей, может изменить свой статус. И наоборот: его смена приведёт к изменению ролевого набора. Социальная роль и статус личности в группе кратко могут быть охарактеризованы как движущая сила личности на пути к самореализации и достижению целей.

Шпаргалка 100 ответов по психологии

Страница 54 из 100

54. Социальный статус. Систематизация социальных ролей

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, чаще всего для взрослого человека, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Социальные роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными. правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

5. Мотивация, Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами – его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.



Отклонение в сторону статус-кво

«Перемен требуют наши сердца», — пелось в песне одной очень известной советской рок-группы. Несмотря на то, что перемен в действительности иногда очень ждут, специалисты в области поведенческой экономики настаивают на том, что большинству людей намного удобнее, когда привычный ход вещей не меняется, то есть когда действительность сохраняет статус-кво. О том, что такое «отклонение в сторону статус-кво», читайте в нашем новом блоге о когнитивных искажениях.

В юриспруденции есть понятие «статус-кво» (status quo), то есть «исходное состояние». Чаще всего оно применяется в области международного права, когда речь идет о каком-то положении или состоянии, которое необходимо восстановить или сохранить. Скажем, если речь идет о государстве, участвующем в военных действиях, то для него «статус-кво» означает довоенное положение дел.

Этот термин применяется и в социальных науках, а именно — в поведенческой экономике и психологии. Впервые «отклонение в сторону статус-кво» в процессе принятия решений описали Уильям Самуэльсон (William Samuelson) из Бостонского университета и его коллега и соавтор из Гарвардского университета Ричард Зекхаузер (Richard Zeckhauser) в своей статье 1988 года. Как и многие специалисты, занимавшиеся поведенческой экономикой в то время, они изучали процесс принятия решений в условиях неопределенности (как раз за это Дэниел Канеман получил Нобелевскую премию по экономике в 2002 году) и, точно так же как и большинство их коллег, заметили, что люди редко принимают решения рационально.

Чтобы изучить, как на выбор людей влияет тот факт, что с одной из альтернатив они уже знакомы, ученые провели серию поведенческих экспериментов, в которых участникам необходимо было выбрать что-то важное: инструменты для инвестиций, медицинскую страховку и так далее. Результаты своих опросов Самуэльсон и Зекхаузер описали на одном конкретном примере — политических выборах (разумеется, уточнили они, это всего лишь метафора, а не случай из жизни).

Допустим, в выборах участвуют два кандидата и в нейтральной ситуации голоса между ними разделились бы поровну. Тем не менее, один кандидат уже был в должности (или исполняет ее на момент выборов). В таком случае голоса распределяются в его пользу (59 процентов против 41). Даже в том случае, если в нейтральной ситуации этот самый кандидат получил бы всего 39 процентов голосов, пребывание в должности, делающее его элементом статус-кво в глазах избирателей, все равно выдвинет его на первое место.

Более того, если кандидатов становится больше, то влияние статус-кво становится куда более драматичным: при нейтральном распределении голосов по 25 процентов между четырьмя участниками выборов прошлое или нынешнее пребывание в должности позволяет получить кандидату уже 38,5 процента голосов.

Получается, что стремление к сохранению статус-кво не просто влияет на решение людей в ситуации неопределенности, но и усиливается при увеличении вариантов выбора.

Для тех, кто подвержен «отклонению в сторону статус-кво», любое изменение привычного порядка вещей равносильно проигрышу. И авторы оригинальной работы, и их последователи — «отцы-основатели» поведенческой экономики Дэниел Канеман и Ричард Талер — связывали «отклонение в сторону статус-кво» с двумя другими когнитивными искажениями, а также объясняли ими сам эффект.

С одной стороны, по их мнению, в ситуации выбора на человека воздействует «неприятие потерь», которое в данном случае также совмещается с «эффектом неоднозначности». Согласно концепции «неприятия потерь», человеку легче смириться с тем, что он не получит пять долларов, чем с тем, что он их потеряет. При выборе из нескольких альтернатив наименее неоднозначной ему кажется та опция, которая помогает сохранить статус-кво, то есть с меньшей вероятностью ведет к потерям. Для многих это более комфортно, чем рисковать тем, что уже есть, даже если риск сулит больший выигрыш.

С другой стороны, на человека действует и «эффект владения», заставляющий нас больше ценить то, чем мы уже обладаем, чем то, что могли бы получить. Интересно, что «эффект владения» работает даже в том случае, когда мы точно знаем, что получим обещанное (то есть вне пределов действия «эффекта неоднозначности»).

В принципе, и то, и другое объяснение, пусть они и плохо соотносятся с классической экономической теорией, кажутся правдоподобными с точки зрения человеческой психологии. Следует, однако, помнить, что когнитивные искажения на то и когнитивные искажения, чтобы мешать нам воспринимать реальность такой, какая она есть. Поэтому иногда можно и рискнуть, закрыв глаза на пресловутый статус-кво.

ГудТерапи | Социальный статус

Социальный статус — это термин, используемый в социальных науках, таких как психология, антропология и социология, для обозначения уровня уважения и почета, связанного с положением человека в обществе.

Что такое социальный статус?
Антропологи обычно различают два разных типа социального статуса:

  1. Достигнутый социальный статус — это статус, полученный в результате определенного достижения; например, автор бестселлеров может достичь высокого социального статуса.
  2. Приписанный статус — это статус, обусловленный положением при рождении или другими факторами, над которыми человек мало или совсем не властен. Например, белые мужчины исторически имели более высокий социальный статус, чем белые женщины и представители расовых меньшинств.

Социальный статус зависит от многих факторов, включая черты характера, профессию, семью, внешний вид, финансовое положение и культуру. Статус может меняться от контекста к контексту. Например, мать может иметь высокий статус в своей семье или обществе, но относительно низкий статус на работе и низкий статус в более широкой культуре.Во многих культурах род занятий человека является основным фактором, определяющим его или ее социальный статус.

Различные культуры устанавливают разные подходы к социальному статусу. Занятие может принести высокий социальный статус в одной культуре, но низкий статус в другой. Классификация социального статуса также может меняться со временем. Социальный статус связан с классом, но не совпадает с ним. Люди из более высоких экономических классов часто имеют более высокий социальный статус, чем люди из более низких экономических классов.

Социальный статус и психическое здоровье
Психическое здоровье и социальный статус взаимосвязаны.Человек с плохим психическим здоровьем может иметь низкий социальный статус, потому что проблемы с психическим здоровьем мешают ему или ей добиться успеха в своей работе или выглядеть компетентным в обществе других людей. Низкий социальный статус также может способствовать возникновению проблем с психическим здоровьем; человек, который подвергается дискриминации или не пользуется уважением на работе, может испытывать заниженную самооценку, депрессию или гнев.

Кроме того, социальный статус может влиять на то, как специалисты по психическому здоровью воспринимают клиентов. Терапевты должны работать над противодействием предубеждениям, чтобы непреднамеренно не допустить, чтобы предубеждения относительно людей с относительно низким социальным статусом по сравнению с людьми с высоким социальным статусом негативно повлияли на лечение, которое они предоставляют.

Артикул:

  1. Социальный статус. (н.д.). Британская энциклопедия онлайн. Получено с http://www.britannica.com/EBchecked/topic/551450/social-status
  2. .

Последнее обновление: 26.08.2015

Пожалуйста, заполните все необходимые поля, чтобы отправить сообщение.

Пожалуйста, подтвердите, что вы человек.

Мы все хотим иметь высокий социальный статус — ScienceDaily

Не всем важно иметь впечатляющую должность или большой роскошный дом, но согласно недавно опубликованному исследованию все люди желают иметь высокий социальный статус.

Десятилетиями исследователи спорили по обеим сторонам вопроса: является ли человеческая природа стремлением к высокому положению в своем социальном кругу, профессии или обществе в целом?

Профессор Кэмерон Андерсон пытался урегулировать спор. В статье «Является ли стремление к статусу фундаментальным человеческим мотивом? Обзор эмпирической литературы» ( Психологический бюллетень , том 141 (3), май 2015 г.) Андерсон и Беркли-Хаас, доктор философии. кандидаты Джон Ангус Д. Хилдрет и Лаура Хауленд провели обширный обзор сотен исследований, используя общий набор критериев.Они обнаружили, что да, статус — это то, чего жаждут все люди, даже если они этого не осознают.

«Обычно я изучаю сексуальный аспект силы и уверенности, но в этом случае речь идет о всех. Каждый заботится о статусе, осознают они это или нет», — говорит Андерсон.

Андерсон — профессор менеджмента и заведующий кафедрой Лоррейн Тайсон Митчелл по лидерству и коммуникациям II в Школе бизнеса Хааса Калифорнийского университета в Беркли. Он говорит, что статус считается универсально важным, потому что он влияет на то, как люди думают и ведут себя.

«Утверждение того, что стремление к статусу является фундаментальным человеческим мотивом, имеет значение, потому что различия в статусе могут деморализовать», — говорит Андерсон. «Всякий раз, когда вы не чувствуете, что вас ценят другие, это ранит, а отсутствие статуса ранит больше людей, чем мы думаем».

Некоторые теоретики утверждают, что стремление к статусу — это врожденное стремление к репутации или престижу. На другом конце спектра ученые ставят под сомнение представление о том, что статус играет важную роль в психологическом благополучии или самооценке.Андерсон и его команда изучили широкий спектр исследований более чем 70-летней давности. Во-первых, они определили и концептуализировали статус, чтобы «отличить его от связанных с ним конструктов, таких как власть и финансовый успех». Они определили статус как состоящий из трех компонентов: уважение или восхищение; добровольное почтение со стороны других; и социальная ценность. Социальная ценность (также известная как престиж) даруется людям, чьим советом пользуются другие. Престиж также можно измерить тем, насколько другие подчиняются человеку.

Затем исследователи изучили предыдущую литературу, в которой определяется, что нужно для того, чтобы мотив был фундаментальным и врожденным для людей. Четыре области критериев определяли, является ли стремление к статусу фундаментальным.

1. Благополучие и здоровье — достижение статуса должно способствовать долгосрочному психологическому и физическому здоровью.

2. Действия — если стремление к статусу является фундаментальным, оно должно управлять целенаправленным поведением, направленным на достижение и поддержание статуса, побуждать людей отдавать предпочтение выбранному социальному окружению и побуждать людей решительно реагировать, когда другие считают их недостаточными. статус.

3. Статус ради статуса — только желание статуса; мотивация статуса не зависит от других мотивов

4. Универсальность — стремление к статусу должно действовать и распространяться на многие типы культур, полов, возрастов и личностей.

Самая надежная проверка гипотезы заключается в том, влияет ли обладание низким статусом на здоровье отрицательно. Рассмотренные исследования показали, что люди с низким статусом в своем сообществе, группе сверстников или на рабочем месте больше страдают от депрессии, хронической тревоги и даже сердечно-сосудистых заболеваний.Люди, находящиеся ниже по статусной иерархии, или по тому, что авторы называют «общественной лестницей», чувствуют себя менее уважаемыми и ценными и в большей степени игнорируются другими.

Андерсон надеется, что результаты исследования повлияют на будущие исследования, включая, помимо прочего, литературу по менеджменту. «Стремление к статусу может управлять всеми видами действий, начиная от агрессии и насилия, заканчивая альтруизмом и щедростью и природоохранным поведением, приносящим пользу окружающей среде. Чем лучше мы понимаем этот основной двигатель, тем больше мы можем использовать его для управления решениями людей и действия на более продуктивные пути.»

Психология социального статуса

Учитывая далеко идущее влияние статуса на человеческие общества, понимание психологии социального статуса имеет решающее значение. Во всех обществах различия в социальном ранге или статусе не только определяют, кто ведет, а кто следует, но и то, как люди разрешают конфликты, распределяют товары и ресурсы и координируют свои действия для достижения общих групповых целей. В «Психологии социального статуса» излагаются основополагающие идеи, ключевые достижения и разработки, которые были сделаны в этой области к настоящему времени.Цель этого тома состоит в том, чтобы обеспечить всестороннее исследование психологии человеческого статуса путем обзора каждого из основных направлений теоретической и эмпирической работы, проведенной в этом ключе. Тематически организованный том охватывает следующие области: — Обзор нескольких выдающихся всеобъемлющих теоретических взглядов, которые сформировали большую часть текущих исследований социального статуса. — Изучение личностных, демографических, ситуационных, эмоциональных и культурных основ достижения статуса, решение вопросов о том, почему и как люди достигают статуса.- Определение внутри- и межличностных выгод и издержек обладания и отсутствия статуса. — Новые исследования биологических и телесных проявлений достижения статуса — Широкий обзор доступных методов исследования для измерения и экспериментального манипулирования социальным статусом. Ключевым компонентом этого тома является его междисциплинарная направленность. Исследования социального статуса охватывают множество академических областей, включая психологию, социологию, антропологию, организационную науку и другие; таким образом, авторы глав взяты из столь же широкого круга дисциплин.Охватывая современное состояние знаний в процветающей и разрастающейся области, «Психология социального статуса» представляет собой увлекательный и всеобъемлющий ресурс для исследователей, студентов, политиков и всех, кто интересуется сложной природой социального статуса, иерархии, доминирования, и власть.

Потребительское поведение Уроки психологии социального статуса — Pop Neuro

«Положись на меня, когда ты не силен,
И я буду твоим другом
Я помогу тебе продолжать
Потому что это не будет быть длинным
‘Пока мне не понадобится
Кто-нибудь, на кого можно опереться’

Ты подпевал, когда читал это? Готов поспорить.

Билл Уизерс выпустил «Lean On Me» еще в 1972 году. Пятьдесят лет спустя она вошла в список 500 величайших песен всех времен журнала Rolling Stone и провозглашена гимном товарищества. Почему? Друзья были и всегда были важной частью нашей жизни. Как социальные животные, мы процветаем и получаем счастье от отношений, которые мы развиваем. Эти отношения также неразрывно связаны с социальным статусом .

Социальный статус — это относительный ранг, который занимает человек в построенной социальной иерархии.Желание улучшить и сигнализировать о статусе пронизывает наше общество. Мы часто считываем сигналы от потенциальных друзей, которые подают определенные сигналы, чтобы решить, хотим ли мы участвовать в дружбе.

Важный способ, которым мы сигнализируем о своем статусе в современном мире, основанном на потреблении, — это продукты и услуги, которые мы покупаем и потребляем. Принято считать, что дорогостоящая покупка означает, что человек находится выше в социальной иерархии.

Однако статус и иерархия зависят от контекста и, таким образом, могут привести к разнице во взглядах между двумя людьми, вступающими в дружбу.Это часто может привести к парадоксу сигналов состояния : различия во взглядах между людьми, представляющими информацию другим, и людьми, оценивающими представленную информацию. Другими словами, вы можете подумать, что вождение вашего BMW добавляет важные очки к вашему статусу, хотя на самом деле люди с большей вероятностью захотят дружить с вами, если вы водите Honda.

Межконтинентальная группа исследователей, Стивен М. Гарсия, Кимберли Уивер и Патрисия Чен, исследовала парадокс сигналов состояния посредством серии исследований.Давайте углубимся.

Методология: Изучение сигналов состояния

Исследование 1: Основной эффект. Чтобы подтвердить существование парадокса, исследователи набрали 125 покупателей с главной улицы. Они были отнесены к двум условиям: ведущие (люди, которые сигнализируют о дружбе) или оценщики (люди, которые читают сигналы и решают подружиться).

Участникам условия ведущего был задан вопрос:

«Представьте, что вы идете на свадьбу под открытым небом, где вы надеетесь завести новых, близких друзей.Если бы у вас была роскошная машина и простая машина, какую машину вы бы взяли на вечеринку, чтобы завести новых близких друзей: простую машину или роскошную машину?»

Участников в условии оценщика спросили:

«Представьте, что вы идете на свадебную вечеринку под открытым небом, где вы надеетесь завести новых близких друзей. На вечеринке вы замечаете кого-то, кто только что приехал на обычной машине (или машине класса люкс).

(a) В какой степени этот человек соответствует вашему идеалу нового близкого друга?, 

(b) Насколько доступным будет этот человек?, 

(c) Насколько вероятно, что вы будете начать разговор с этим человеком?»

Результаты подтвердили существование парадокса.Ведущие думают, что маркеры высокого статуса помогут им в их усилиях завести близких друзей больше, чем маркеры нейтрального статуса, но по иронии судьбы эти маркеры высокого статуса на самом деле вредят их усилиям с точки зрения потенциальных друзей.

Подъем по социальной лестнице — Психология в действии

После проведения эксперимента сотрудники, которые сообщали о более высоком SSS в полицейском участке (находясь ближе к наиболее обеспеченным людям), первоначально оценили задачу как более сложную и менее опасную, чем полицейские у которых был более низкий SSS и, следовательно, была более адаптивная реакция на стресс, основанная на их физиологических профилях тестостерона и частоты сердечных сокращений.Тестостерон был измерен, потому что известно, что он повышается в ответ на доминирование, власть и попытки сохранить или получить статус (5). Частота сердечных сокращений также измерялась, потому что это физиологический сигнал, который может различать состояния вызова и угрозы: частота сердечных сокращений увеличивается как в ответ на вызов, так и в ответ на угрозу, но больше увеличивается в ответ на вызов. Более высокая реактивность сердечного ритма также может быть признаком улучшения общего состояния здоровья. Это может показаться немного нелогичным, поскольку более высокая частота сердечных сокращений обычно является проблемой для здоровья.Однако во время стрессовых ситуаций организму необходимо мобилизовать ресурсы и энергию для обеспечения выживания. Более высокая частота сердечных сокращений в ответ на угрозу предполагает, что организм лучше реагирует на ситуации соответствующим образом.

У участников с высоким SSS уровень тестостерона и увеличение частоты сердечных сокращений от участия в задании были более значительными, чем у участников с низким SSS. Таким образом, участники более высокого SSS реагировали на стрессор более здоровым и адаптивным образом. Как и предсказывали прошлые исследования, этот эффект был обнаружен только для местного статуса по отношению к другим полицейским, а не для статуса по отношению к обществу в целом.Это открытие предполагает, что статус по отношению к сверстникам и близким людям может быть особенно важен для здоровья.

Был ли более высокий SSS причиной большего увеличения тестостерона и частоты сердечных сокращений у этих участников? Чтобы выяснить это, исследователям пришлось копнуть глубже и провести второе исследование, в котором они могли манипулировать SSS, чтобы оценить, как реагируют различные стрессовые системы организма. Во втором исследовании 84 участникам колледжа было предложено поработать над заданием с другим «партнером-участником» (актером, который на самом деле был частью исследовательской группы).Участник начал с заполнения анкеты, а затем участник и актер были случайным образом назначены либо «лидером» с более высоким статусом, либо «поддерживающим» лицом с более низким статусом. В отдельных комнатах участницу и актера связывали с помощью видеочата и сообщали, что их ответы на личностные анкеты, которые они заполняли по прибытии, определили их ролевое распределение «лидер» или «поддержка». Их первой задачей было записать речь (для просмотра их партнером), почему они считают, что им отведена их роль.Для выполнения следующего задания их привели в ту же комнату и попросили сыграть роли «лидера» и «поддержки» и вместе решать головоломки в видеоигре. Размышляя над своей задачей, участники с более низким статусом считали своих «лидеров» менее компетентными. Напротив, участники с высоким статусом, назначенные лидерами, относились к своим «сторонникам» более благосклонно.

Что касается физиологии, исследователи снова измерили уровень тестостерона и частоту сердечных сокращений. Однако они также добавили более точные измерения двух ветвей вегетативной нервной системы.Симпатическая нервная система — это реакция нашего организма на «бей или беги», и исследователи измерили ее, наблюдая за уменьшением периода перед выбросом по сравнению с исходным уровнем. Парасимпатическая нервная система — это система «отдыха и переваривания» нашего организма, и ее измеряли, глядя на снижение вариабельности сердечного ритма у участников. При активном взаимодействии со стрессором люди, как правило, проявляют большую реактивность обеих систем — они демонстрируют большую активность симпатической нервной системы и более низкую активность парасимпатической нервной системы.Люди склонны взаимодействовать с ситуациями, которые они считают сложными, а не ситуациями, которые они считают опасными. Эта реакция носит адаптивный характер. Например, когда студент сдает экзамен, к которому он чувствует себя хорошо подготовленным, ресурсы его тела мобилизуются, чтобы сосредоточиться на экзамене. Они сосредоточены на тесте и отвечают на вопросы как можно быстрее, поэтому их сердце бьется быстрее. С другой стороны, если студент не учился, когда он идет сдавать экзамен, он может сдаться и отключиться, и его тело не покажет этого физиологического возбуждения.

В соответствии с первым исследованием исследователей, при выполнении задания у участников с более высоким статусом наблюдалось большее увеличение тестостерона и частоты сердечных сокращений по сравнению с исходным уровнем по сравнению с участниками с более низким статусом. Эти результаты снова предполагают, что высокий SSS способствует оценке задач как сложных, а не угрожающих, демонстрируя более сильные физиологические реакции. Интересно, что исследователи также обнаружили, что высокий уровень SSS связан с большей симпатической и парасимпатической реактивностью. Этот профиль физиологической реакции может иметь значение для здоровья.Эта более высокая симпатическая и парасимпатическая реактивность была связана с улучшением психического здоровья и меньшим риском депрессии (6,7). Этот эксперимент показал, что простое восприятие более высокого статуса по сравнению с другими влияет на физиологические реакции на угрозу. Кроме того, ощущение более высокого статуса способствовало физиологическим реакциям, связанным с улучшением психологического и физиологического здоровья.

В совокупности это исследование показывает, что люди с более высоким SSS реагируют на стресс более эффективно, чем люди с более низким SSS.Кроме того, SSS по отношению к местным сверстникам кажется более связанным со стрессом, чем SSS по отношению к обществу в целом. Могут ли различия в интерпретации стресса быть одним из механизмов, объясняющих долгосрочные преимущества высокого статуса для здоровья? Если простое восприятие или чувство более высокого статуса, чем у других, может влиять на нашу физиологию и познание, можем ли мы найти способы заставить людей чувствовать более высокий статус по сравнению с другими? Влияет ли риторика, которая заставляет некоторые группы чувствовать себя более низкими, на их физиологию и здоровье? Действительно ли наше здоровье зависит от того, как мы реагируем на стрессовые факторы в нашей жизни? Если чувство более высокого статуса по сравнению с другими может формировать физиологические и когнитивные реакции на стресс, возможно, мы сможем создать вмешательства, которые улучшат здоровье людей и их способность реагировать на стресс, ориентируясь на их восприятие статуса.Это исследование предлагает некоторые доказательства того, как ваше воспринимаемое социальное положение очень важно влияет на вашу жизнь. В следующий раз, когда вы будете сравнивать свой дом, машину или работу с домом соседа, возможно, стоит сделать шаг назад и подумать, полезны ли эти сравнения статуса для вашего здоровья. Если мы сможем уменьшить количество сравнений друг с другом или научиться быть благодарными за то, что у нас есть, а не сравнивать себя с теми, кто более обеспечен, как общество, мы можем увидеть огромный рост благосостояния, особенно когда речь идет о преодолении трудностей. со стрессовыми ситуациями.

Ссылки

1. Рахал, Д., Чанг, Дж. Дж., Бауэр, Дж. Э., Ирвин, М. Р., Венкатраман, Дж., и Фулиньи, А. Дж. (2019). Субъективный социальный статус и стрессоустойчивость в позднем подростковом возрасте. Стресс , 1-10.

2. Маги, Дж. К., и Галинский, А. Д. (2008). 8 социальная иерархия: самоусиливающаяся природа власти и статуса. Анналы Академии управления , 2 (1), 351-398.

3. Бласкович, Джим и Венди Берри Мендес.«Социальная психофизиология и воплощение». Справочник по социальной психологии  1 (2010): 194-227.

4. Адлер, Н. Э., Эпель, Э. С., Кастеллаццо, Г., и Иковикс, Дж. Р. (2000). Связь субъективного и объективного социального статуса с психологическим и физиологическим функционированием: предварительные данные здоровых белых женщин. Психология здоровья , 19 (6), 586.

5. Schultheiss, O.C., & Rohde, W. (2002). Имплицитная мотивация силы предсказывает изменения уровня тестостерона у мужчин и имплицитное обучение в соревновательной ситуации.Гормоны и поведение, 41, 195–202.

6. Грациано П. и Дерефинко К. (2013). Контроль блуждающего нерва и адаптивное функционирование детей: метаанализ. Биологическая психология , 94 (1), 22-37

7. Шивек, К., Пиетт, Д., Беркманс, Д., Клас, С., и Вриз, Э. (2019). Частота сердечных сокращений и высокочастотная вариабельность сердечного ритма во время стресса как биомаркер клинической депрессии. Систематический обзор. Психологическая медицина , 49 (2), 200-211.

Социально-экономический статус (СЭС) – Культура и психология

Социально-экономический статус (СЭС) — совокупный экономический и социальный показатель экономического и социального положения человека по отношению к другим, основанный на доходах, образовании и роде занятий; однако SES чаще используется для изображения экономических различий в обществе в целом. Социально-экономический статус обычно разбивается на три уровня (высокий, средний и низкий), чтобы описать три положения, в которых семья или отдельный человек могут находиться по отношению к другим.В последнее время возрастает интерес исследователей к теме экономического неравенства и его связи со здоровьем населения.

Социально-экономический статус является важным источником неравенства в отношении здоровья, поскольку между социально-экономическим статусом и здоровьем существует очень сильная положительная корреляция. Социально-экономический статус в Соединенных Штатах связан с последствиями для здоровья. Люди, находящиеся выше в социальной иерархии, как правило, обладают лучшим здоровьем, чем те, кто находится ниже в иерархии. Было показано, что низкий уровень дохода и образования являются сильными предикторами ряда проблем с физическим и психическим здоровьем.Эти проблемы со здоровьем могут быть связаны с условиями окружающей среды в жилых и рабочих помещениях, повышенным уровнем стресса, отсутствием доступа к здравоохранению, нехваткой продовольствия или плохим питанием. Эта корреляция предполагает, что не только бедные имеют тенденцию болеть, когда все остальные здоровы, но и что существует постоянный градиент от вершины к низу социально-экономической лестницы, связывающий статус со здоровьем.

Образование в семьях с более высоким социально-экономическим статусом обычно считается более важным как в семье, так и в местном сообществе.В более бедных районах, где еда, кров и безопасность являются приоритетом, образование часто отходит на второй план и становится менее приоритетным. Американская молодежь особенно подвержена риску многих медицинских и социальных проблем в Соединенных Штатах. В целом более низкий социально-экономический статус был связан с хроническим стрессом, сердечными заболеваниями, язвой, диабетом 2 типа, ревматоидным артритом, некоторыми видами рака и преждевременным старением.

Социальный класс в Соединенных Штатах — спорный вопрос, имеющий множество конкурирующих определений, моделей и даже разногласий по поводу самого его существования.Многие американцы считают, что в стране всего три класса: американские богатые; американский средний класс; американских бедняков. Большинство определений социальных классов в Соединенных Штатах полностью игнорируют существование параллельных сообществ чернокожих, латиноамериканцев и меньшинств. Многие американцы уже давно связывают различия СЭС в состоянии здоровья с плохим контролем импульсов, нездоровыми привычками и общим отсутствием мотивации (Braveman, et al, 2010). Одна из трудностей с этим чрезмерным упрощением заключается в том, что эти установки уменьшают бедность (и связанные с ней проблемы, связанные с более низким СЭС) как проблему отдельного человека, а не как отражение сложных социальных компонентов, которые способствуют ухудшению здоровья и снижению продолжительности жизни.Предположение о том, что индивидуального выбора и внутреннего контроля достаточно для преодоления последствий бедности, еще больше усугубляет трудности, с которыми бедняки сталкиваются в преодолении экономических трудностей. Было показано, что образовательное, экономическое и медицинское неравенство в группах с более низким SES коррелирует с плохим здоровьем, и его необходимо решать, чтобы добиться значимых изменений в здоровье американцев (Braveman, et al, 2010). Учитывая рейтинг Соединенных Штатов по глобальным показателям, мы могли бы поступить правильно, рассматривая плохое здоровье американцев как социальную проблему, а не как личную проблему.

Какая разница? – Новости позитивной психологии

Кэтрин Бриттон, MAPP ’06, бывший инженер-программист, , коуч, работающий с профессионалами над улучшением самочувствия, энергии и смысла их трудовой жизни. (ООО «Теано Коучинг»). Она также является тренером по письму, фасилитатором семинаров по письму и преподавателем позитивных концепций рабочего места в Университете Мэриленда. Ее собственные книги включают Smarts и Stamina на использование принципов позитивной психологии для формирования здоровых привычек и Сила характера имеет значение: как жить полной жизнью .Полная биография. статьи Кэтрин здесь.

Какое значение имеет статус в нашей совместной работе? Как это влияет на производительность? Можем ли мы что-нибудь с этим поделать, или различия в статусе — это лишь часть того, что значит быть человеком?

Статус в школе

Совместный школьный проект

Когда мои дети учились в начальной школе, групповые проекты были обычным явлением. Как и многие мои друзья, я часто чувствовал, что мои дети в конечном итоге делают большую часть работы, а некоторые из их товарищей по команде халтурят.

В конце 1990-х, когда я познакомился с работами Элизабет Коэн и Рэйчел Лотан, профессоров образования в Стэнфорде, моя точка зрения резко изменилась. Я начал понимать, что дети с высоким статусом могут выполнять больше работы, потому что у них низкие ожидания от своих сверстников с низким статусом. При этом студенты с высоким статусом могут лишать студентов с низким статусом возможности участвовать и учиться. По словам Коэна и Лотана, «кто больше говорит, тот больше узнает».

Что меня особенно порадовало в их работе, так это то, что учителя могут нейтрализовать некоторые различия в статусе.Они обнаружили, что эти вмешательства, как правило, увеличивают участие студентов с низким статусом, не снижая участия студентов с высоким статусом. Вот два вмешательства, которые они протестировали.

  • Наблюдение за случаями опыта у детей с низким статусом и предоставление конкретных, благоприятных и публичных оценок, свидетелями которых являются ученики с высоким статусом. Учитель, будучи высокостатусным членом группы, имеет значительное влияние, но выступление должно быть впечатляющим и реальным, чтобы группа сочла оценку правдоподобной.

    Коэн и Лотан рассказывают историю учителя, наблюдавшего за тем, как один ребенок с низким статусом дает все правильные ответы в рабочем листе о десятичных дробях, в то время как другие ученики борются. Она похвалила его мастерство и попросила объяснить остальным, что он делает. Впоследствии другие ученики стали считать его умным. Дело в том, что иногда одно признание опыта может иметь большое значение.

  • Назначение групповых задач, требующих широкого спектра способностей.Цель состоит в том, чтобы создать задачи, в которых каждый член группы обладает хотя бы одной из необходимых способностей, и ни один человек не обладает всеми ими.

Рабочая группа

Как насчет статуса на рабочем месте? .
 
Проблема, к которой обращаются Коэн и Лотан, заключается не в том, как относиться ко всем детям так, как если бы они обладали одинаковыми способностями, а в том, как сделать более точным определение того, у кого какие способности, и менее искаженным статусными различиями.

Та же проблема существует и в рабочих группах.Стюарт Бандерсон из Вашингтонского университета изучил, как группы определяют, у кого какой опыт. Группы, как правило, работают лучше, когда люди точно определяют местонахождение различных видов знаний.
 

Исследования показывают, что людям не всегда удается определить наиболее опытных членов в определенной области, часто ошибочно полагая, что наиболее опытными являются наиболее доминирующие и напористые члены. Другими словами, восприятие статуса влияет на ожидания людей в отношении самих себя и других.

Стюарт Бандерсон

Стюарт Бандерсон провел свое исследование с большим количеством производственных групп в крупной ИТ-компании. Он рассмотрел ряд факторов, включая
  • Типы сигналов статуса, которые соотносятся с представлениями людей об опыте, либо конкретные сигналы , непосредственно связанные с поставленной задачей, такие как предыдущий опыт, либо диффузные сигналы , общая информация о человеке, такая как раса и пол ( и, я думаю, тенденция говорить напористо и у кого есть угловой офис).Эти два вида сигналов определены в Теории характеристик статуса.
     
  • Была ли команда вместе недолго или долго.
     
  • Было ли принятие решений в команде централизованным или децентрализованным. В централизованном случае принятие решений осуществляется одним человеком (в лучшем случае небольшим числом людей) часто потому, что лица, принимающие решения, копят власть. В децентрализованном случае члены команды имеют примерно одинаковое влияние на принимаемые решения.

Короче говоря, он обнаружил, что команды, которые были краткосрочными и централизованными, как правило, больше полагались на расплывчатые сигналы статуса, в то время как долгосрочные и децентрализованные команды больше полагались на конкретные сигналы статуса. Очевидно, что время дает людям возможность более четко узнать, где находится опыт, и люди в децентрализованных командах прилагают больше усилий для поиска опыта, потому что они имеют больше права голоса в том, как он будет использоваться.

Ну и что? Экстраполяции

За время моей карьеры инженера-программиста я неоднократно побывал как в группе с низким статусом, так и в качестве члена с высоким статусом.Тот же человек, предположительно тот же опыт, разные результаты.

Когда я был членом с низким статусом, мое участие было минимальным. Я мысленно репетировал то, что собирался сказать, пока часто возможность сказать это не упускалась. Я не ожидал, что людей волнует то, что я думаю. Я часто просиживал на собраниях в состоянии глубокой печали, задаваясь вопросом, зарабатываю ли я свою зарплату.

Угловой кабинет

Когда я был высокопоставленным членом группы, я говорил легко и часто. То, что я сказал, было воспринято серьезно, иногда даже слишком серьезно.Я видел, как люди с очень высоким статусом делали импровизированные замечания, которые они тут же забывали, хотя другие люди видели в них твердые инструкции.

Члены рабочей группы с высоким статусом могут обнаружить, что они получают большее участие от всех членов, если они используют варианты статусных вмешательств, описанных Коэном и Лотаном, или знают об открытиях Бандерсона.

  • Они могли бы обращать внимание на признаки опыта членов с низким статусом и признавать их публично и конкретно.Их высокий статус заставляет других людей серьезно относиться к их комментариям, но, таким образом, они помогают другим лучше понять, в чем заключается их опыт. Это очень похоже на выявление сильных сторон, описанное Алексом Линли.
     
  • Они также могут повысить осведомленность о различных способностях, необходимых для выполнения работы, даже указав на таланты, которыми они сами не обладают, но предоставленные другими членами с более низким статусом.
     
  • Они могли бы знать о ценности децентрализованного принятия решений, как это коррелирует как с большей приверженностью работе, так и с улучшенным пониманием того, где в группе проявляются различные виды опыта.

Я могу представить себя в дни моего низкого статуса. Возможно, если бы кто-то спросил меня, что я думаю, а затем подождал, пока я выскажусь, я мог бы чувствовать себя более способным участвовать, и компания получила бы больше пользы от моего особого опыта.

 


 

Ссылки

Бандерсон, С. (2003). Признание и использование опыта в рабочих группах; Перспектива характеристик статуса. Ежеквартальный журнал по административным наукам, 48 , 557-591.

Коэн, Э. и Лотан, Р. (1995). Создание равноправного взаимодействия в неоднородном классе. Американский журнал исследований в области образования, 32(1) , 99-120.

Коэн, Э.Г. (1998). Сделать совместное обучение равноправным. Образовательное руководство, 56 , 18-21.

Жиль, Р., Эшман, А., и Тервел, Дж. (2010). Роль учителя в реализации совместного обучения в классе (серия компьютерных программ совместного обучения) .Спрингер.

Бибилография статей Stanford Education

Линли, Пенсильвания (2008). От среднего до A+: осознание сильных сторон в себе и других. Ковентри, Великобритания: CAPP Press.

Тай, С. Р., Виллер, Д., и Марковски, Б. (2006). От статуса к власти: новые модели на пересечении двух теорий. Социальные силы, 84 (3) , 1471-1495.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.