Статьи о проблемах семейного воспитания – Статья на тему: Статья. Проблемы семьи и семейного воспитания.

Статья по теме: Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

                                             

«Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается   солнце, так в  детях отражается нравственная чистота матери и отца».

                                                                                                                          В. А. Сухомлинский

       Если проводить параллель, то можно сказать, что капля воды – это наше общество, частью которого является  семья, а солнце – ребенок, который получает воспитание изначально в семье. Какие же возникают изменения и проблемы? Почему это происходит?  Почему в современных условиях “лучи солнца” светят по-другому ?    

     Для ребенка  семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Одна из главных функций семьи — воспитательная: воспитание детей, самореализация в детях [1]. Самореализация в детях – отражение своего Я в детях. Современные дети показывают, что изменились ценности взрослых. Основные изменения произошли в замене таких ценностей,  как трудолюбие, послушание, аккуратность, уважение на стремление отдохнуть, ставить в центр материальные блага, думать много о себе. Современное общество изменилось так, что утратило силу главенство отца в семье, роль матери в воспитании детей, подчинение детей родителям. Наблюдается равенство в общении с детьми. Например, я наблюдала следующее: мама задерживалась и не пришла, как обычно, после сна забрать ребенка, мальчик 4,5 года ее ждал и произносил такую фразу — “Ну где же моя мама? Ну придет, получит она у меня!” Дети руководствуются своими принципами, что приводит к    спорам с родителями, к неуважению старших. Идет  ориентация на воспитание таких качеств, как самостоятельность, активность и независимость. [2]. Вот реальный пример поведения современного ребенка (девочка 4,5 года и девочка 8 лет) в семье: ”Дочка (4,5 года) очень разборчивая во всем, она поступает так, как считает нужным, сама в нужное ей время берет еду в холодильнике, ест, что ей хочется (не всегда полезное), понятия завтрак, обед и ужин в семье не существует.”  Мама идет на поводу у ребенка, понимая это, она не может ничего изменить. А когда повышает голос и ругается за неправильные поступки детей, то слышит такие фразы от дочки (8 лет): ”Папа, когда ты найдешь нам другую некрикливую маму?! ”. Разве могли мы во время  XX века о таком подумать и так сказать?! На данном примере прослеживается проблема затруднения родителя в воспитании своего ребенка. Родители не имеют педагогического образования, им тяжело справляться с современными детьми.

   Однако основная задача современного воспитания – подготовить ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни, той которую диктует нам общество. А оно требует ориентации на вышеуказанные новые качества – самостоятельность, независимость. Но надо их уметь направлять в нужное русло. Исследования  показали,что гораздо легче адаптируются к сегодняшней жизни те дети, чье воспитание носило демократический характер и чьи родители стремились привить своим детям более современную систему ценностей. В связи с изменениями условий российская семья претерпевает кризисы: экономические и социальные. Экономические – потеря работы, низкий уровень оплаты труда и пособий, удорожание содержания ребенка в семье, медицинского обслуживания и пр. Среди социальных причин чаще встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень и негативный воспитательный потенциал семьи. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, у него формируются неадекватные стереотипы семейного и общественного поведения, отсутствуют образцы позитивного поведения членов семьи. [3].

   Нельзя не затронуть проблему техносферы, в которой живет современное общество. Через CМИ (интернет, телевидение) идет большой объем информации. Зачастую информация агрессивная. Родители проводят время в социальных сетях и завлекают туда детей. Ведь ребенок воспитывается на примере своего родителя. Все время взрослых проходит у компьютера, и ребенок не имеет представления о том, что можно вместо сидения за компьютером шить, рисовать, печь и т.п. Культ “хозяек” уходит в прошлое. Медики рекомендуют проводить детям за компьютером от 10 до 20 минут в зависимости от возраста, а они сидят по 2,3 часа, а то и целыми днями. А ведь рисование, лепка и прочее, куда более полезно в дошкольном возрасте. Конечно, не надо исключать полностью общение ребенка с компьютером, планшетом – нам время диктует их использование, но надо направлять общение с техникой на саморазвитие ребенка. Например, использовать игры, мультики и прочее, которые направлены на развитие мышления, внимания, памяти, творческих способностей ребенка.

    Зачем нужен родителю ребенок? Хочется рассмотреть такие современные варианты семейного воспитания и проблемы, которые возникают при этом:  

  1. “Ребенок напоказ”. Все сказано этими строками:

“Обыкновенно отцы и матери воображают, что они любят своих детей бескорыстно, но на самом деле это редко бывает. Если вы наряжаете своих детей, как куколок, с целью ими любоваться или вызвать восторг от посторонних людей, если вы доставляете им удовольствия, несоответствованные их возрасту, вводите их в круг веселящихся взрослых людей, если вы ищете случая, где бы ваши дети могли отличаться перед другими, или услаждаетесь похвалами, расточаемыми им в их присутствии, то ваша любовь не бескорыстна: вы не замечаете, что здесь работает ваше тщеславие, которое воспитывает честолюбцев, людей поверхностных, не способных ни на какие движения без расчета на личные выгоды”. В.Я.Стоюнин 

 

  1.  “Ребенок — помеха”.

 Родители такого ребенка ставят на первое место свои дела и    потребности, а ребенка заинтересовывают телевизором, ограничивают его двигательную активность с раннего детства, делают все за него (одевают, раздевают, убирают игрушки), так как у них мало времени. Потом вырастает лодырь, неряха и лежебока.

  “Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.”   П.Ф.Лесгафт 

  1. ” Ребенок – центр вселенной”

  Ребенок занимает в семье центральное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Родители его всегда оправдывают. И растет из такого ребенка эгоист и баловень, не имеющий представления о нормах и правилах поведения. Мне как-то было неудобно за маму девочки (6-7 лет), с которой я ехала в транспорте – дети громко разговаривали, веселились, прыгали, в транспорте ехали пожилые люди. И когда я сказал, что надо вести себя потише, что это общественный транспорт от мамы я услышала такие слова: “Да ладно, это же дети, им надо покричать, попрыгать…!”  Вот этим и сказано все о воспитании этой семьи! Да, им надо попрыгать, покричать, выплеснуть эмоции! Но не в общественном же транспорте! Куда же девается культура поведения?

“Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными ” . Д.Дидро 

      Родители не являются педагогами, не видят себя со стороны. Из практики видно, что,  чаще всего, они не задумываются о последствиях воспитания своих детей. Дошкольное образование в современных условиях является той важной ступенькой в развитии ребенка, где смогут направить родителя по нужному пути. Для решения проблем воспитания ребенка в семье необходимо создавать благоприятные условия в группе, атмосферу тепла и доброжелательности, чтобы каждый родитель хотел обратиться к воспитателю за консультацией. Необходимо проводить проектную деятельность, которая сплочает взаимодействие детей с родителями и детским садом. С помощью проектов можно решать разнообразные вопросы, направленные на семейное воспитание, причем родители даже об этом не догадываются. Они выражают радость от удовольствия, которое получают на презентации проекта. Позитивный и довольный родитель –  это залог хорошей, спокойной атмосферы в семье. Что и является важным условием для воспитания гармонически развитой личности. Мы – работники детского сада поможем дать чистое отражение солнечных лучей, о которых говорил В.А Сухомлинский. Ведь воспитатель  — это второй родитель для ребенка и друг семьи, который всегда придет на помощь в трудной ситуации.

      Непрерывное обучение взрослых и детей не даст развиваться проблемам и исключит многие ошибки!

[1] —    “ВикипедиЯ – Свободная энциклопедия”

[2] —   Сатир В. “Как строить себя и свою семью. Заметки психолога”

[3]-  “ Этика и психология семейной жизни”. Типовая программа курса для   учащихся старших классов средней школы

nsportal.ru

Статья на тему: Статья «Проблемы семейного воспитания в современной семье»

Статья «Проблемы семейного воспитания в современной семье»

Воспитание — часть социализирующего образования. Воспитание — это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному. На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Но ДОУ и школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Необходимо педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Процесс воспитания в семье — это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.

Цель  исследования: воспитание детей в семье и современные проблемы семейного воспитания.

Объект исследования: семейное воспитание.

Предмет исследования: семейное воспитание в современное время

В соответствии с поставленной целью и определенными предметом и объектом исследования в работе следующие задачи:

1. Семейное воспитание и его значение

2. Рассмотреть современные проблемы и нарушение семейного воспитания.

Основа социального «Я» закладываются отнюдь не в школьном коллективе — там они только развиваются, — а в самом раннем возрасте. Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья — и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море. Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально — личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Семейный климат — это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, — результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи.

Все больше напряженных и тяжелых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность. На этом фоне все чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Во многих семьях исчезает теплота, сердечность, возрастает дефицит общения родителей с детьми. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания, маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь. Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Она предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей. 
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.

 

Рассмотрим основные проблемы современного семейного воспитания.

— Отсутствие чёткой стратегии воспитания детей в семье: каким образом родители выбирают стратегию воспитания (на примере своих родителей, противоположно системе воспитания своих родителей, выбор системы по педагогической литературе).

Очень часто можно наблюдать и неумение родителей договориться о системе воспитания своих детей. Актуальным есть и отсутствие информации о воспитании (литература, видеоматериалы), поэтому некоторые родители просто не знают, как воспитывать детей.

— Сложные условия жизни, изменение ценностей и жизненных приоритетов. Основная задача, которую ставят родители перед собой – накормить и прилично одеть ребёнка. Не каждая семья сейчас может себе позволить покупать книги, развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Отсутствует система духовного воспитания – в погоне за «копейками» не всегда хватает сил и времени на мысли о духовности и морали.

— Существенное ограничение  влияния  социального окружения на родителей (отсутствие передачи опыта старшим поколением младшему, отсутствие передачи опыта через театр, выставки, музеи и т. п.)

— Незрелое создание брака, отсутствие мотивации в создании семьи, психологическая неготовность иметь детей. Молодые мамы и папы, не имеющие ни образования, ни опыта, ни работы, мало представляющие, для чего они родили ребёнка и как за ним ухаживать. Ребёнок – умение отказывать себе для удовлетворения потребностей другого.

Исходя из этих проблем, дети становятся «заложниками» своих родителей. Для детей отводится в семье определенная роль, которая формирует характер ребенка.

 

nsportal.ru

Актуальные проблемы семейного воспитания

Семья — это древнейший социальный институт, ячейка общества, состоящая из людей, которые переживают друг за друга, поддерживают друг друга социально, экономически и психически. Именно в семье закладывается характер и принципы взрослой жизни человека. Без вмешательства взрослых в воспитательный процесс ребенок может вырасти ни к чему не приспособленной личностью. В настоящее время существует очень много методик по воспитанию детей в семье. Но обществу требуется современный подход в этом процессе. Этот подход должен основываться на интересах и принципах жизни детей существующего поколения.

Как сказал В.А. Сухомлинский «Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается   солнце, так в  детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Если проводить параллель, то можно сказать, что капля воды – это наше общество, частью которого является  семья, а солнце – ребенок, который получает воспитание изначально в семье. Рассмотрим, какие же возникают изменения и проблемы в современном обществе в семейном воспитании.

С точки зрения ребенка семья — это та среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Одной из главных функций семьи является воспитательная функция: воспитание детей, самореализация в детях [1]. Самореализация в детях – отражение своего «Я» в детях. Современные дети показывают, что изменились ценности взрослых. Основные изменения произошли в замене таких ценностей,  как трудолюбие, послушание, аккуратность, уважение на стремление отдохнуть, ставить в центр материальные ценности и думать много о себе. Современное общество изменилось так, что утратило силу главенство отца в семье, роль матери в воспитании детей, послушание детьми своих родителей. Показывается  равенство в общении между родителями и  детьми. Уважение к взрослым уже не всегда соблюдается детьми. Родители иногда меньше проводят времени с детьми, не вкладывают особые усилия  и знания в их обучение: «Зарабатываю деньги» и «Обеспечиваю семью» —  это мнение большинства родителей.»

Оценивая любую деятельность, мы обычно исходим из некого идеала нормы, но в воспитательной деятельности такой нормы нет.  Потому что, во-первых, в родительском труде, как во всяком другом, возможны ошибки и неудачи, а, во-вторых,  каждый ребенок индивидуален, и ему нужен особый индивидуальный подход, который будет соответствовать  его темпераменту,  характеру и наклонностям. 

Живя в этом мире, ребенок начинает его познавать. Познание ребенка начинается с примера поведения людей, которые его окружают, а самое близкое окружение – это его семья. Семья для ребенка — это мир, который является неким гарантом, защищающий  его от внешних неблагоприятных воздействий и дающий чувство уверенности в своей необходимости в обществе. Поэтому важно создать для ребенка этот надежный и уютный мир, в котором ребенок будет комфортно себя чувствовать [5].

«У хороших родителей вырастают хорошие дети» — очень часто можно услышать эти  слова  в повседневной жизни.  Однако трудно объяснить, каких родителей можно назвать хорошими. Одни думают, что хорошими родителями можно стать, прочитав книги для правильного воспитания детей. Другие считают, что главное в воспитании детей в семье — это лишь любовь и забота. Так или иначе, люди всего лишь, учатся быть родителями и ошибки могут совершить большинство родителей. Данная проблема была и будет актуальной всегда, потому что дети — это наше будущее. И непрерывный процесс рождения детей в обществе и смена поколений, будут заставлять общество обращаться к этой теме очень часто.  Важно так же помнить, что воспитание детей в семье  — это сложный и противоречивый процесс.  

Основной задачей современного воспитания в семье – подготовить ребенка к самостоятельной независимой от родителей  жизни, той которую соответствует обществу. А оно требует ориентации на вышесказанные новые качества – самостоятельность, независимость. Но надо их уметь направлять в нужное русло. Как показали исследования некоторых психологов, легче всего адаптируются к сегодняшней жизни те дети, у которых воспитание носило демократический характер и чьи родители стремились воспитывать своим детям более современную систему ценностей. В связи с изменениями условий российская семья претерпевает кризисы: экономические и социальные. Экономические – потеря работы, низкий уровень оплаты труда и пособий, удорожание содержания ребенка в семье, медицинского обслуживания и прочие. Среди социальных причин чаще всего встречаются: алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень и негативный воспитательный потенциал семьи. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, у него формируются неадекватные стереотипы семейного и общественного поведения, отсутствуют образцы позитивного поведения членов семьи [3].

Сейчас многие зададутся вопросом, как правильно создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя в нем хорошо. Дело в том, что воспитание в семье основано на чувствах — чувство любви к ребенку, любви между родителями. Януш Корчак в книге «Как любить ребенка» писал, что ребенок  это тонкий психолог. Очень важно учитывать это и не забывать, что любовь родителей – это не только жизненно необходимая потребность маленького ребенка, но и  является гарантом его успеха и счастья.  Потому что ребенок полностью зависит от родителей, он не может сопротивляться воле взрослых. И если родители не будут прислушиваться к словам ребенка, то он  будет только замыкаться в себе и накапливать обиды и разочарования, которые во взрослой жизни могут перерасти в гнев и озлобленность.         Из всего выше сказанного следует: во-первых, что первую общественную среду для ребенка составляют  родители и играют большую роль в его жизни; во вторых,  очень важно любить и уважать ребенка, прислушиваться к нему и, в-третьих, относится к ребенку как к личности, у которой есть свои желания, мнения и потребности.

Рассмотрев подробно отношения между членами семьи, можно выделить несколько основных видов ошибок взаимоотношения. Например, если родители  ставят только свою точку зрения правильной и не дают ребенку возможность действовать самостоятельно, то у них не получится воспитать в ребенке потребность к автономности и решительности. Или, если воспитывать ребенка с возможностью располагать собою по собственному усмотрению — минимальный контроль, максимум свободы, то это в дальнейшем может привести к тoму, что ребенoк станет капризным и неуправляемым. Другoй аспект —  если вoспитывать ребенка в строгости, эмоциональной  oтверженнoсти, то ребенок, не зная любви, может вырасти с психическими отклонениями, которые могут привести к неврозам или суицидальному поведению. А если ребенок гиперопекальный, то это может привести к тому, что во взрослой жизни этот человек будет  несамостоятелен, и у него не будет умения приспосабливаться к действительности. Так же существуют множество других примеров с ошибками воспитания. Все это уклонения в воспитании ребенка в семье. А  происходят они часто из-за незнания родителей как правильно воспитывать своих детей и неизбежности последствий своего поведения. 

Психологами было выдвинуто предположение, что особенности характера или поведения родителей прямо сказывается на поведение ребенка. Они думают, что если кто-либо из родителей проявляет склонность к печали, грусти, то и у ее детей будут заметны такие же качества. При более глубоком рассмотрении этой темы все оказалось намного сложнее. Связь самих родителей и воспитанных характерных черт поведения ребенка не в такой мере сильна. Многое обусловливается от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи [4].

Теперь психологам стало понятно, что одна и та же характерная черта поведения родителя способна в зависимости от некоторых условий вызывать и самые разные виды реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. К примеру, резкий, несдержанный, властный родитель может вызвать в своем ребенке как схожие черты, такие как  грубость, дерзость, так и прямо противоположные, а именно угнетенность, неуверенность.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека — все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, следует начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности. Так же важно знать то, что дети по своей природе  очень  ранимы и восприимчивы. Они видят мир честным и благородным, и в ответ ждут того же. Возникает вопрос – откуда в нашем обществе берутся преступники, маньяки-убийцы и другие люди с девиантным и с делинквентным поведением.

По мнению австрийского психолога Зигмунда Фрейда: «Все проблемы — родом из детства». Формирование характера начинается с раннего детства. Уже начиная с дошкольного  возраста, начинают обрисовываться первые контуры характера, начинает складываться некий образ поведения, определенное отношение к жизни. И если вы хотите вырастить счастливого, здорового и уравновешенного ребенка, который не оставит вас в старости и будет всегда вас любить и уважать, то надо иметь в виду, что воспитание в семье – это очень сложный и противоречивый процесс, который требует много усилий, может быть изменчив, непрерывен и разнообразен. И результаты родительского влияния видны далеко не сразу.

Важно найти ту грань любви и строгости в воспитании, чтобы из ребенка выросла самостоятельная, независимая и личность, которая находится в гармонии со своим внутренним миром. Нужно не забывать, что основная цель воспитания ребенка – это разностороннее развитие ребенка и  полезная людям его жизнь.  И воспитание должно быть направленно исключительно на этот результат. Поэтому нужно стараться как можно больше уделять внимание общению с ребенком, несмотря на усталость или работу. Ведь будет упущен тот момент, когда можно было что-то исправить или поменять, либо просто выстроить правильные отношения с ребенком. 

e-koncept.ru

Миронова М.Н., Ворошилова О.С. Проблемы семейного воспитания

Миронова Мария Николаевна1, Ворошилова Оксана Сергеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им.Козьмы Минина

Mironova Maria Nikolaevna1, Voroshilova Oksana Sergeevna1
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Библиографическая ссылка на статью:
Миронова М.Н., Ворошилова О.С. Проблемы семейного воспитания // Современная педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6261 (дата обращения: 07.02.2019).

Очень часто в повседневной жизни можно услышать такую фразу, как “У хороших родителей вырастают хорошие дети”. Однако сложно объяснить, какие родители хорошие.

Одни родители считают, что хорошими можно стать, для этого достаточно прочитать специальную литературу для правильного воспитания детей. Другие считают, что нужна только забота и любовь. Таким образом, они лишь учатся быть хорошими родителями и ошибки неизбежны.

Данная проблема всегда была и будет актуальной, ведь дети – это наше будущее. И непрерывный процесс рождения детей в мире и смена поколений,  будет заставлять общество обращаться к данной проблеме очень часто. Немаловажно понимать, что воспитание детей – это противоречивый и сложный процесс. В широком смысле семейное воспитание – это концепция образования и воспитания, складывающаяся в условиях определенной семьи силами родителей. В узком смысле это сложная система.

Когда мы производим оценку своей деятельности, то, как правило исходим из некого идеала, нормы. Стоит отметить, что в воспитательной деятельности такой абсолютной нормы нет. Во-первых, в родительском труде, бывают ошибки и неудачи, а во-вторых, ребенок индивидуален, и нуждается в особенном подходе, который будет отвечать его темпераменту, наклонностям и характеру.

В нашем мире, родившийся ребенок начинает его познавать. Первое, что с чего начитается его познание, это поведение людей, которые его окружают. А близкими является его семья. Для ребенка семья – это мир, в котором он считается неким гарантом, оберегающий его от внешних негативных влияний и дающий чувство уверенности своей необходимости в обществе[1]. Поэтому необходимо создать такие условия для ребенка, чтобы он чувствовал себя комфортно в этом мире.

В настоящее время у многих, возникает вопрос: а как правильно создать такие условия, чтобы ребенку было хороши в ним?

В основном, воспитание в семье основано на чувствах, таких как, любовь к ребенку или любовь между родителями. В книге польского педагога Януша Корчака “Как любить ребенка” написано, что: ребенок – это тонкий психолог[2]. С данным утверждением, полностью согласны. Ведь ребенок тонко воспринимает реальность, своей прозорливостью он видит все мелочи и ощущает это мир ярче и глубже. Важно учитывать это. И следует не забывать, что родительская любовь – это  гарант его счастья и благополучия. Так как ребенок полностью зависит от родителей и не может сопротивляться воле взрослых. Но если родители не будет прислушиваться к ребенку, то он просто на просто начнет замыкаться в себе и копить обиды, которые со временем могут превратиться в озлобленность.

Из всего выше сказанного следует: во-первых, что родители играют огромную роль в жизни ребенка; во вторых, нужно уважать и любить своего ребенка; в третьих, нужно воспринимать ребенка как личность, у которого тоже есть свои мнения и желания.

При подробном рассмотрении взаимоотношений в семье, можно выделить несколько основных ошибок.

Например, когда родители не считаются с мнением ребенка, а стоят на своем и не дают ему действовать самостоятельно, то тогда у ребенка не развивается потребность к решительности и автономности. Или, например, когда ребенок воспитывается по собственному усмотрению – то есть никакого контроля  и полная свобода, то это может привести к тому, что он станет неуправляемым, вредным и капризным. Другой подход – когда ребенок воспитывается в строгости, не зная любви, может вырасти с психологическим отклонением, что в дальнейшем скажется на его нервной системе. А в случаи, если ребенку дают много заботы и много опекают, то став взрослым, будет не самостоятелен, и не будет уметь приспосабливаться к действительности. Можно привести множество примеров с ошибками взрослых в воспитании.

Все это относится к уклонениям в воспитании. А происходит это, из-за незнания родителей как правильно воспитывать ребенка и непредвиденности результатов своего поведения.

Психологами было высказано мнение, что характерные черты и поведение родителей прямо проецируются на поведение ребенка. Считается, что если кто-то из родителей показывает такие эмоции, как грусть, печаль, то и у детей будут они проявляться. Намного сложнее оказалось изучение этой темы. Связь самих родителей и воспитанных характерных черт ребенка не в такой мере сильна. Почти все обуславливается от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи.

Психологам теперь понятно, что одна и тоже характерная черта поведения родителей может в зависимости от различных условий, а в дальнейшем от устойчивого поведения ребенка. Можно привести пример, когда родитель, обладая таким чертами характера, как резкость, несдержанность, может вызвать у своего ребенка схожие черты, такие как, дерзость, грубость или на оборот, угнетенность, неуверенность.

Взаимосвязь воспитания с иными видами деятельности, подчинение воспитания тем или другим мотивам, а так же, а так же место воспитания в целостной личности человека – это и придает  воспитанию каждого родителя особым, индивидуальным характером.

По этой причине будущие родители, должны начать с анализа самих себя, чтобы воспитать ребенка сознательно.

Так же необходимо иметь ввиду, что дети по своей натуре очень восприимчивы. Для них мир является честным и благородным, и в ответ они ждут того же. Отсюда появляется вопрос – откуда же тогда в нашем обществе берутся преступники, убийцы и другие люди с девиантным поведением?

Зигмунд Фрейд утверждал: “Все проблемы – родом из детства”[3]. С этим нельзя не согласиться. Потому что с детства формируется характер, складывается некий образ поведения. И если вы стремитесь воспитать счастливого, уравновешенного и здорового ребенка, который не оставит вас в старости и будет всегда рядом, любить и уважать, то нужно иметь ввиду, что воспитание в семье – это противоречивый и сложным процесс, который может быть изменчив, разнообразен и результаты родительского влияния видны не сразу.

Необходимо отыскать ту грань любви и строгости в воспитании, для того чтобы ребенок вырос самостоятельным, независимым и личностью, которая будет находиться в гармонии с собственным внутренним миром. Так же не следует забывать, что главная цель в воспитании ребенка – это разностороннее развитие ребенка. И воспитание  должно быть направленно исключительно на этот результат.

Подводя итого можно сделать вывод, что стараться как можно лучше воспитать своего ребенка, несмотря на усталость и работу. Ведь если будет упущен хоть один из моментов, то вернуть уже будет ничего нельзя. Это нужно понимать и знать.


Библиографический список
  1. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М.: Владос, 2013. – 408 c.
  2. Основы семейного воспитания. – М.: Academia, 2014. – 192 c.
  3. Холостова Е. И. Семейное воспитание и социальная работа / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 292 c.


Все статьи автора «mila.milanovich»

pedagogika.snauka.ru

Статья: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 Воспитание в семье — это важнейшее средство осуществления преемственности поколений, это  процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека.  Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Только самые близкие люди положительно воздействуют на личность ребенка, он любят и заботятся о нём.  И вместе с тем никто другой   не может  нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья для ребенка является одновременно средой воспитания и  средой обитания.  Именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья — таково и общество. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.  Школа не может  заменить,  полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей.

     В настоящее время российское общество переживает последствия ценностного кризиса, связанного с  интеграцией России в мировое сообщество.  С семьей происходят радикальные изменения, отражающие  преобразования в российском обществе. Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, супруги всё более стремятся к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи, что, по мнению ряда учёных, создаёт угрозу дестабилизации семьи, приводит к росту числа неблагополучных семей.

Подобные изменения в системе ценностно-смысловых ориентаций родителей детей влияют  на воспитательную функцию. В подростковом возрасте ребенок стремится к автономии, но в то же время нуждается в родителях, их помощи и эмоциональной поддержке. Нарушения же семейного воспитания в этом возрасте напрямую связаны с негативными последствиями для эмоционального состояния ребенка, для его психического и личностного развития.

Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

            В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами, система воспитания или стиль семейных взаимоотношений. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачиваются тем, что ребенок не хочет учиться, создается тревожное отношение к оценкам, похвале, порицанию. Находясь под страхом наказания и оскорбления, многие из таких детей вырастают неряшливыми, пугливыми, неспособными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление  к самоутверждению через агрессивность или конфликтность.

         Не менее типичная ошибка, когда единственный ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволено, каждое  желание немедленно исполняется. Мамы , папы, бабушки и дедушки оправдывают такое отношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это  становится очевидным, заметным,  необходимо принимать самые строгие меры.

       Еще одна ошибка, допускаемая родителями, это попытка всяческими способами уклоняться от занятий с детьми. Подход примитивный: отмахнуться, а порой очень часто — откупиться от своих чад. Детям предоставляется полная свобода, которой он еще не умеют пользоваться. Детская безнадзорность не всегда является следствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра за ними.

    А. И. Герцен писал  — «Семейное воспитание — дело величайшей важности» . Он особенно выделял роль матери, которой принадлежит «величайшее дело начального воспитания».

Изменение положения женщины в обществе вызвало противоречие между ее социальными ролями, которое  порождает напряженность и конфликты в семейных отношениях, негативно сказывается на воспитании детей. Занятость  в сфере общественного производства ведет к ослаблению контроля  за  поведением детей, недостаточному вниманию к их воспитанию.  Противоречие между профессиональной и семейной ролью  женщины наряду с некоторыми другими обстоятельствами выступает одной из причин снижения рождаемости. В связи с этим возникает проблема воспитания в семье одного ребенка. Отсутствие сестер и братьев в семье обедняет жизнь ребенка, неблаготворно сказывается на развитии его эмоциональной сферы, формировании чувств.

Определенную трудность составляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности.

      Нельзя обойти молчанием такую проблему, как возрастание количества разводов.  Причины разводов разные: противоречия между профессиональной и семейной ролью женщины; стремление супругов к максимальной справедливости в распределении прав и обязанностей в семье, что порождает внутрисемейные коллизии, ссоры, конфликты. Здесь имеется в виду и бытовая перегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружеских взаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения.

С изменением социально-экономического и политического развития общества изменяются и его требования к нравственно-воспитательной деятельности семьи. Если семейное воспитание не согласуется с требованиями общества, то допускаются серьезные просчеты в формировании личности ребенка. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве.

В итоге, на современном этапе общества дальнейшему развитию и совершенствованию воспитательной функции семьи способствуют: неустанная забота государства о семье; неуклонное повышение ее материального благосостояния и улучшение жилищно-бытовых условий; единство воспитательных задач семьи и общества; согласованность воспитательных влияний на ребенка школы, семьи и всего общества; возрастание общеобразовательного, культурного и педагогического уровня родителей, повышение моральной и гражданской ответственности родителей за воспитание подрастающего поколения. С рождения ребенок с родителями связан невидимой «нитью» и от того какие отношения закладываются между ними напрямую зависит формирование личности.

   Список литературы

1. Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик — М.: Просвещение 2003. 175с.

2. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский — М.: Академия 2006. 512с.

3. Лазарев А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А.Лазарев — М.: Академия 2005. 314с.

4. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт — М.: Просвещение 1992. 200с.

5. Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности: Автореф. дне ..канд. социол. наук. М., 1990.

nsportal.ru

Статья: Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.

Аннотация.

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы — все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка. Обнажается множество социальных проблем: рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка. Как следствие этого – растет число неблагополучных семей.

От успешного решения проблем современного воспитания зависит судьба подрастающего поколения. 


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

Кокорева Варвара Викторовна,

воспитатель

ГБОУ Школа 1527, г. Москва

«Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

В. А. Сухомлинский

Роль родителей в семье очень важна, особенно в первые годы жизни ребенка. Они отвечают за моральную и материальную поддержку своих детей. Мама и папа обеспечивают безопасность детей, становятся хорошим примером для подражания как в психологическом, так и физическом плане.

Если супружеская пара проявляет уважение друг к другу, не допуская конфликтов, то дети вырастут приспособленными к взрослой жизни. К сожалению, выполнение данных функций проблематично для большинства родителей.

Проблемы, с которыми сталкиваются современные родители:

Вседозволенность. В таком случае дети могут стать непокорными и с ними трудно будет справиться. Такие дети, как правило, растут общительными и напористыми. Это не плохо в целом, но, может привести к психическому стрессу у родителей.

Постоянная усталость родителей от работы. Не возможность уделить своему чаду достаточно внимания. Ребенок начинает чувствовать себя обделенным и обиженным. Такое воспитание может привести к тому, что ребенок станет враждебным по отношению к другим.

Желание родителей сделать ребенка лучше, чем они сами. В следствии это бывают чрезмерно строгими и наказывают за малейшие ошибки. В этом случае дети боятся своих родителей и слушаются их. Дети становятся чрезмерно зависимыми от своих родителей и отказываются принимать какие-либо решения в собственной жизни.

Финансовые затруднения в семье. Не только эмоционально дети зависят от родителей.  Также дети могут чувствовать себя обделенными, если существуют финансовые проблемы.

Не возможность родителей справится со своими стрессовыми ситуациями. Это так же может негативно повлиять на детей. Они могут приобрести различные страхи, не чувствуя поддержки.

В помощь родителям существует несколько научно обоснованных советов, что бы вырастить хорошо воспитанных и счастливых детей.

Необходимо понимать ребенка. Не стоит воспитывать своих детей на примере других семей, так как каждый ребенок индивидуален и стиль воспитания, подходящий для одного ребенка, может не подходить для другого. Метод воспитания зависит от личности.

Например, детям, плохо справляющимся со своими эмоциями, может потребоваться больше внимания, а адаптированный к общественной среде ребенок может пострадать от чрезмерного контроля.

Шутить и играть с детьми обязательно! Это повышает творческие навыки ребенка. Детям будет проще общаться в дальнейшем с людьми.

Перестаньте искать совершенство в своем ребенке или в себе.  Это усиливает стресс и снижает уверенность в себе. Каждый индивидуален. Старайтесь уменьшить давление на себя и ребенка, чтобы жить счастливее и спокойнее.

Известно, что родители, постоянно выражающие негатив, или обращаются грубо с детьми, в итоге получают чрезмерную агрессию от ребенка, увеличивающуюся по мере взросления. Уменьшение количества гнева в доме снизит шансы на серьезные социальные проблемы в перспективе.

Теплые, доверительные отношения между матерью и отцом помогают снизить поведенческих проблемы у детей. Подавая пример, родители помогают ребенку создать свои новые, здоровые семейные отношения в будущем.

Не позволяйте родительским обязанностям повлиять на ваши супружеские отношения. Исследования доказывают, что родители, страдающие семейными проблемами, способствуют образованию стресса у своих детей, что приводит к бессоннице и другим психическим проблемам.

Дети учатся всему у своих родителей. Успешность воспитания зависит от активного и постоянного духовного, физического, интеллектуального и эмоционального присутствия родителей в жизни своего ребенка. Чем больше любви и заботы окружает ребенка, тем больше шансов, что ребенок будет счастлив в будущем.

Воспитание в современной семье должно начинаться с родителей. Семья берет на себя ответственность прививать ребенку какие-либо качества. Невозможно научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая самим такими качествами. Дети прекрасно чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Воспитание детей, как и семьи – не постоянный праздник с безудержным удовольствием, а огромная и постоянная работа.

Работа начинается с первой секунды появления человечка на свет. Первые радостные чувства, дарованные ему: любовь, забота, ласка – это уже воспитательный процесс, идущий в правильном русле. Ребенок – часть отца и матери, но в большей мере он часть самого себя.

Сегодня обучение малышей начинается уже с рождения. Их окружают картинками, пособиями, стимулируя развитие. Современные подходы к воспитанию детей можно разделить на четыре типа.

Деспотический стиль воспитания

Строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Часто выдвигают завышенные требования. У детей дошкольного возраста характер ещё не сформировавшийся, они действуют в соответствии со своими инстинктами. Главное желание — это свобода. Малыш спорит со своими родителями, делает все, что ему запрещают. Многие шалости ребенка возникают на фоне простого любопытства. Проблема здесь — это отсутствие инициативности малыша, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.

Либеральный стиль воспитания

Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. За основу берётся принцип потакания желаниям отпрысков. Выходит, дети получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.

Равнодушие

Опасное воспитание ребёнка в современном мире по методу равнодушия. Это, наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.

Демократический стиль воспитания

Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате ребенок может получить жизненные знания, более объективно понимая, что такое добро и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора.

Выходит, что современное воспитание детей — это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное — уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.

Родители должны научиться понимать и принимать чувства маленького человека, его мироощущение, желания, все это индивидуально. Признавая за ребёнком право на свое «я», направляйте его – это основная задача семьи, которая доросла до того, чтобы быть родителями. Поэтому, чем раньше родители начнут расти вместе со своими детьми, тем лучше.

Ежедневно ребенок должен постигать и видеть азбуку доброты в семье и ближнем окружении: взаимопомощь, доброе, заботливое отношение друг к другу.

Дети прежде всего должны быть детьми. С первых мгновений жизни семья окружает их заботой, безграничной любовью и лаской. Малыш чувствует себя желанным и любимым в семье.

Любите детей независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, и позволяйте им любить вас. Родительская любовь должна быть безусловной, и тогда наши дети будут избавлены от внутреннего личностного конфликта, научатся самокритичности. Нужно научиться радоваться детским успехам, иначе дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно. Помогать во всем своему малышу, это укрепит его уверенность в том, что у него все получится.

Список используемой литературы:

Володина Л. О. “Педагогическое проектирование системы ценностей семейного воспитания в современной России: от замысла к концепции” М:Институт эффективных технологий 2014 г.

Выготский Л.С. «Психология развития ребенка: учебное пособие» М:Академия 2006 г.

Лазарев А.А. «Семейная педагогика: учебное пособие» М:Академия 2005 г.

Лесгафт П.Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение: учебное пособие» М:Просвещение 1992 г.

Макаренко А.С. «Лекция о воспитании» М.:Учпедгиз 1950 г.

Сатир В. “Как строить себя и свою семью. Заметки психолога” М:Педагогика-пресс 1992 г.

Сухомлинский В.А. “ Родительская педагогика” Западно-Сибирское книжное издательство 1985 г.

nsportal.ru

Статья на тему: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Олейник Светлана Валерьевна

Воспитатель МБДОУ«Детский сад
общеразвивающего вида №12 г.Слюдянки»

Слюдянка, Россия

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: автор рассматривает систему современного дошкольного образования в аспекте семейного воспитания, раскрывает необходимые условия качественного воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, родители, семейное воспитание.

Система современного дошкольного образования претерпевает значительные изменения, как позитивные, так и негативные. Хочется отметить, что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Одной из актуальных проблем является проблема общения детей. К общению необходимо отнести — умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры, не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Второй актуальной проблемой является проблема семьи. На сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Следовательно, часты ситуации, когда родителю некогда заниматься своим ребенком. Более того, большинство современных родителей, не желают сотрудничать с дошкольной образовательной организацией, ссылаясь на занятость.

Семья – это возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность. На протяжении всей истории человечества семья была хозяйственно-экономической ячейкой общества и служила целям подготовки детей к определенным ролям в обществе.

Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизнедеятельности и среды, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения, гражданская позиция. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей.

Недостатки семейного воспитания являются следствием неправильных взаимоотношений между родителями и детьми: излишняя суровость или чрезмерная любовь к ребенку, отсутствие или недостаточность надзора за ним, низкая общая культура родителей, дурной пример с их стороны в быту и т.п.

Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий. Вот некоторые из них.

Авторитет и личный пример родителей. Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.

Педагогический такт родителей. Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт – это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.

Такт родителей тесно связан с тактом детей – с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

Культура быта в семье. В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния.

Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия. На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.

Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование. Предлагаем рассмотреть несколько совершенно разных линий современного образования.

Первая — воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет.

В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и совсем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что практика раннего обучения детей может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса. Результатом вышесказанного является замедление цели раннего образования, потеря детьми интереса к учебе. Возникают проблемы преемственности в системе образования между образовательной организацией и начальной школой. Важно подчеркнуть, что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Вторая линия — образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т.е. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эту грань в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что проблемы в образовании есть, и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка, что далее может следовать неблагоприятному социогенезу. Без сотрудничества родителей с образовательной организацией невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо внушать родителям, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему.

Список литературы:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. — М., Издательство: «Питер»,1994,186с.;

2. Байков Ф.Я. Ответственность родителей: заметки о воспитании. — Л.: Лениздат, 1983.- 136с.

3. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. — М, 1910, 207 с.;

4. Гуров В.Н. и др. Социальные службы и семья. — Ставрополь, 1995,164с.;

5. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991,264с.;

6. Островская Л.Ф. Педагогические знания — родителям. — М.,1989,167с.;

7. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-пресс,-1992, 106с.;

8. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. — М. — 1989, 328с.;

9. Харчев А.Г. Социология воспитания. — М., 1990,163с.;

10. Шеляг Т.В. Социальные проблемы семьи. — В кн.: Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. — М., 1992,88с.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *