Стадии консультирования: 4. Этапы психологического консультирования

4. Этапы психологического консультирования

4.1. Требования к проведению консультирования

Одними из наиболее важных факторов, влияющих на процесс консультирования, являются месторасположение здания и интерьер его. Нельзя размещать консультацию рядом или внутри торговых организаций, рядом с проезжей частью или другими шумными объектами, с милицией и т.п. Место, где размещается консультация должно быть тихим, с удобной транспортной схемой, внешний интерьер должен вызывать приятные ассоциации у клиентов.

Обязательно должно быть отдельное, изолированное, тихое помещение, создающее иллюзию открытого пространства. Стены его должны быть в светлых тонах (учитывать требования цветопсихологии), их могут украшать картины, освещение мягкое, удобная мебель, пол должен быть мягким, шторы на окнах должны быть из светонепроницаемой ткани и боковая подсветка. Классический вариант – в распоряжении консультанта находятся две комнаты: одна – для диагностики, ведения документации; другая – для консультативной беседы.

Расстояние между консультантом и клиентом от 60 – 70 см до 100 – 110см, размещаться желательно в креслах, под углом, между ними может находиться журнальный столик.

В помещении, где проводится консультация, могут находиться часы в стороне от клиента, посторонних, отвлекающих предметов не должно быть.

Такой вариант оформления консультационного кабинета является идеальным, но если таких условий нет, то можно проводить консультацию и в отдельной комнате.

4.2. Специфика подготовки консультанта к консультации

Консультант имеет возможность подготовиться к встрече с клиентом заранее. Подготовка состоит из нескольких этапов:

1. Получение предварительных сведений о клиенте для того, чтобы реализовать следующие этапы подготовки к консультированию.

Получить их консультант может из регистрационного журнала, впечатлений о клиенте сотрудника, производившего запись на прием. В регистрационный журнал могут быть внесены такие графы: дата, Ф.И.О. клиента, образование, проблема (со слов клиента), время психологической консультации, Ф.И.О. психолога, дополнительные сведения.

На каждого клиента заполняется индивидуальная карточка, в ней следующие графы:

— Ф.И.О. клиента;

— год рождения;

— пол клиента;

— образование;

— кто и когда проводил последнюю консультацию;

— проблема в интерпретации клиента;

— заключение консультанта;

— алгоритм разрешения проблемы;

— дополнительные рекомендации;

— примечания.

2. После сбора информации психолог может систематизировать знания по имеющейся проблеме.

3. Этап разработки плана проведения консультации. План должен быть гибким.

4. Подбор психодиагностических средств, которые могут быть необходимы в ходе консультирования.

4.3. Этапы консультирования

Консультативный процесс представляет собой упорядоченно сменяющие друг друга этапы.

Р.С. Немов предлагает пять этапов:

1. Подготовительный этап -20 – 30 минут. На этом этапе консультант изучает документацию клиента, подбирает литературу по проблеме, вырабатывает план проведения консультации.

2. Настроечный этап – 5 – 7 минут. Встреча клиента, установление контакта.

3. Диагностический этап – 60 минут (иногда 4-6-8 часов). Проводится диагностика личности клиента, наличия у него ресурсов для решения проблемы, а также недостающих ресурсов. Данный этап включает в себя также исповедь клиента.

4. Рекомендательный этап. На нем происходит, на основе полученной информации, выработка алгоритма разрешения проблемы. Поиск алгоритма осуществляется психологом-консультантом совместно с клиентом и занимает по продолжительности 40 – 60 минут.

5. Контрольный этап – 20 – 30 минут. Психолог-консультант и клиент договариваются о способах контроля за реализацией найденного алгоритма. В случае необходимости может быть назначена дополнительная встреча.

Ю.Е. Алешина выделяет четыре этапа консультирования:

1. Знакомство с клиентом.

2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.

3. Коррекционное воздействие.

4. Завершение беседы.

Эклектическая модель состоит из четырех этапов:

Первый этап. Начало работы. Включает в себя такие компоненты, как встреча клиента, знакомство, установление контакта.

Второй этап. Сбор информации. Цель данного этапа будет заключаться в диагностике личности клиента (беседа, наблюдение, тесты), определении ресурсов клиента, прояснении сути проблемы.

Третий этап. Стратегический: определение возможных решений проблемы, согласование плана действий, определение способов контроля за реализацией намеченного плана.

Четвертый этап. Реализация плана клиентом. Выполняется клиентом самостоятельно, без участия специалиста.

Каждому этапу соответствуют свои техники и процедуры.

Этапы психологического консультирования кратко Психологическ…

Привет, Вы узнаете про Этапы психологического консультирования, Разберем основные ее виды и особенности использования. Еще будет много подробных примеров и описаний. Для того чтобы лучше понимать что такое Этапы психологического консультирования , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Психологическое консультирование

В процессе психологического консультирования можно условно выделить несколько стадий, особенности содержания, длительность и психотехническое обеспечение которых в каждой конкретной консультативной ситуации будут определяться характером проблемы и запроса клиента, теоретической направленностью и моделями консультирования, которыми владеет консультант .

Однако все консультативные ситуации имеют некую общую логику в своем развитии и подчиняются необходимости использования неких универсальные средств, о которых необходимо знать консультанту.

Ю. Е. Алешина, анализируя опыт зарубежных и отечественных коллег, выделяет 4 общих стадии процесса психологического консультирования: 1) знакомство с клиентом и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы22. При этом общая длительность приема в 1 час распределятся по стадиям следующим образом: 1) начало беседы —5—10 минут; 2) расспрос клиента —25—35 минут; 3) коррекционное воздействие —10—15 минут; 4) завершение беседы —5—10 минут. На приблизительно такую же по времени длительность одной сессии (1 час) указывают многие специалисты.

Г.С.Абрамова выделяет 5 стадий: 1) установление контакта, 2) сбор информации, 3) осознание желаемого результата, 4) выработка альтернативных решений; 5) обобщение резюме, переход от обучения к действию. В.Ю. Меновщиков предлагает несколько отличную стадиальную модель: 1 стадия — установление контакта (первичная диагностика), 2 — исследование и осознание задачи (вторичная диагностика), 3 — перебор гипотез, 4 – решение, 5 — выход из контакта23.

Р. Кочюнас, ссылаясь на опыт своих зарубежных коллег, приводит эклектическую модель структуры консультативного процесса, отражающую универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации. В этой модели выделяются этапы 1) исследование проблемы, 2) «двумерное определение проблемы», 3) идентификация проблемы, 4) планирование, 5) деятельность, 6) оценка и обратная связь (см. Документ 9: «Структура процесса консультирования»).

Р.С. Немов в отличие от других авторов в качестве первого этапа психологического консультирования называет подготовительный этап, на котором психолог -консультант готовится к проведению консультации и знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить, например, от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации

24 (см . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Документ 10: «Основные этапы проведения психологического консультирования по Р.С. Немову»).

Обобщая различные подходы к рассмотрению процесса психологического консультирования, можно выделить ряд основных его этапов:

  • психологическая настройка консультанта,
  • — знакомство и выяснение запроса клиента (с заключением социального контракта),
  • — исповедь клиента ,
  • — расспрос клиента и получение дополнительной информации,
  • — совместная интерпретация проблемы и принятие решения клиентом,
  • — формирование новой модели поведения и оптимизация личностных механизмов саморегуляции,
  • — оценка эффективности консультации методом совместного обсуждения.

+Каждая консультативная ситуация имеет свои неповторимые особенности, обусловленные содержанием жизненной ситуации клиента, его переживаниями, его личностными особенностями, готовностью изменяться, характером тех отношений, которые складываются с консультантом, профессиональным опытом, теоретической направленностью самого консультанта и т. д. Поэтому содержание и длительность каждого из перечисленных этапов процесса психологического консультирования в разных случаях могут быть различными. Однако консультанту необходимо знать общую логику развития процесса консультирования и помогающих отношений.

Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим самую общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической (В. Е. Gilland и сотрудники; 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность , эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию.

Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства , содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, «репетиция» действий и др.).

5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям. Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме. Здесь следует еще раз подчеркнуть то, о чем упоминалось выше, — в процессе консультирования важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта. Ее составляют многие элементы, речь о которых пойдет ниже. Перечислим общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

На этом все! Теперь вы знаете все про Этапы психологического консультирования, Помните, что это теперь будет проще использовать на практике. Надеюсь, что теперь ты понял что такое Этапы психологического консультирования и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Психологическое консультирование

Основные этапы психологического консультирования / EDPRO

Работа консультанта с клиентом — процесс важный и волнительный для обеих сторон. Человеку, решившемуся прийти на прием к психологу, нужно, чтобы его поняли и помогли выйти из проблемной ситуации. Консультанту важно так выстроить общение, чтобы клиент раскрылся, нашел в себе ресурсы для решения проблемы и определил точки роста. Положительные изменения в жизни клиента характеризуют профессионализм консультанта и работают на его репутацию.

Разберем, как проходит психологическое консультирование.

Основные этапы психологического консультирования


Решение обратиться за помощью к психологу, как правило, дается человеку нелегко. Часто это происходит, когда использованы альтернативные варианты решения проблемы.

Разные люди, разные проблемы — и, соответственно, разные виды психологического консультирования.


Признак

Виды консультирования

Число консультируемых

Преобладающая сторона работы консультанта

  • коррекционное;

  • диагностическое;

  • профилактическое;

  • развивающее;

  • психотерапевтическое;

  • комплексное

Тематическая направленность

  • семейное;

  • психолого-педагогическое;

  • по разрешению конфликтов;

  • деловое;

  • сексуальное;

  • интимно-личностное

Но какой бы вид консультирования вы не выбрали, работа с клиентом строится по определенному алгоритму и включает 5 основных этапов.

Какие есть этапы в психологическом консультировании, рассмотрим на примере коуч-сессии. Прочитать о коучинге вы можете в разделе «Коучинг».

1. Подготовка


Чтобы попасть на консультацию к психологу (коучу и т.п.) человек первым делом наводит справки. Опыт друзей, реклама, отзывы в интернете — эти и другие факторы влияют на выбор специалиста, которому будет доверена миссия помощи в решении проблемы. И вот выбор сделан — клиент записался к психологу и с волнением ждет первой встречи со специалистом.

Психолог в свою очередь изучает информацию о клиенте, которую тот оставил при записи на консультацию и готовится к встрече. 

2. Знакомство


Первая очная встреча психолога с клиентом начинается со знакомства. Это небольшой по времени, но очень важный этап. Задача консультанта — расположить к себе клиента, снять напряжение, вызванное волнением, настроить на совместную работу. На этом этапе психолог должен перестать быть клиенту «чужим».

3. Диагностика


Этот этап направлен на поиск проблемы клиента. Даже если клиенту кажется, что он знает, в чем дело, это не всегда соответствует действительности. Клиент рассказывает — консультант слушает, задает вопросы. Основная часть вопросов — открытые. Это особенность не только коуч-сессии, но и любого вида консультирования. Вопросы, которые требуют развернутого ответа. И вопросы уточняющие. Они задаются для того, чтобы клиент и психолог (коуч и т.п.) пришли к одинаковому пониманию всех нюансов ситуации клиента. Консультант делает заметки, которые помогут выстроить дальнейшее взаимодействие. 

На этом этапе клиенту важно почувствовать, что его понимают. И если это происходит, психолог переходит в разряд «своих», что благотворно сказывается на дальнейшей работе. Основной результат этого этапа — четко сформулированный запрос клиента. 

4. Рекомендации


Основная цель данного этапа — поиск решения проблемы клиента. В разных видах консультирования к этой цели идут своими путями. Так, в коучинге действия консультанта направлены на то, чтобы клиент пришел к решению своей проблемы за счет собственных ресурсов. Для этого коуч может использовать методы НЛП и другие техники. Результат этапа — четкое видение цели, которую должен достичь клиент.

5. Контроль


Консультирование не заканчивается, когда разработан план выхода из проблемной ситуации. Важно, чтобы клиент начал его выполнять. Поэтому консультант договаривается с клиентом о том, как будет контролироваться реализация плана и осуществляться дальнейшее взаимодействие. Например, коуч задает клиенту вопрос, какой шаг тот сделает прямо завтра и договаривается о контакте (телефонный звонок, сообщение в мессенджере, в скайпе и т.п.). 

Демо-уроки по программе «Коучинг»

В зависимости от того, какая деятельность в работе консультанта является основной, по-разному расставляются акценты на различные этапы психологического консультирования. Но в любом случае консультант и клиент на пути к решению проблемы проходят все описанные стадии. 

Психологическое консультирование в нашей стране становится все более востребованным. Стать квалифицированным специалистом в этой области можно на курсе «Психологическое консультирование и коучинг» в Международной академии дополнительного профессионального образования EdPro.

Обучение коучингу — это не только освоение новой профессии, но и возможность помочь себе: разобраться в своей жизни, наладить отношения с близкими, решить накопившиеся проблемы.

Стадии консультирования и основные теоретические подходы

 

Консультирование — это процесс, направляемый теорией. В главах 5-7 обсуждаются три главные стадии этого процесса: построение отношений консультирования, работа и завершение отношений. Рассматриваются основные особенности и проблемы, характерные для каждой из стадий. Независимо от теоретической ориентации консультанты должны разбираться в динамике консультирования.

В главах 8-11 описываются и обсуждаются основные теории индивидуального консультирования. В обзор вошли наиболее распространенные в профессиональной среде теории. Часть из этих теорий были модифицированы для работы с семьями и группами, часть из них положены в основу создания новых теорий. Поскольку большинство консультантов на практике придерживаются эклектического подхода, то в начале главы 8 будетуделено внимание именно такому взгляду на консультирование. Системная теория — это единственный из значительных подходов, не рассматриваемый в данном разделе. Системный подход обсуждается в главе 12, которая фокусируется на особенностях консультирования по вопросам брака и семьи — направлении, рассматривающем мир с точки зрения взаимосвязей и взаимодействий.

Глава 5

Построение отношений

Консультирования

Твои слова разлетаются мириадами брызг

у меня в голове,

словно холодный дождь в начале октября,

шелестящий в сумерках по моей крыше.

Образы меняются, как осенняя погода,

от бурно грохочущих раскатов грома

до мягких, неспешных потоков чувств.

Через все это я смотрю на тебя,

напитанного прошлыми страхами и суматохой;

Потом терпеливо я вглядываюсь вместе с тобой

в темноту,

Чтобы увидеть, как разрываются черные тучи,

которые еще задерживаются в твоем вихрящемся

сознании.

Я слежу за пробуждением твоей улыбки,

что приходит в сиянии нового начала.

 

«Autumn storm» by S. T. Gladding, 1975, Personnel and

Guidance Journal, 54, 149.

 

 

В процессе консультирования можно отчетливо выделить несколько стадий с хорошо видимыми переходами. На первой стадии происходит формирование отношений. Цель данной стадии заключается в вовлечении клиентов в исследование волнующих их проблем. В это время борьба разгорается в двух направлениях (Napier & Whitaker, 1978). Первое — это борьба за структуру, которая включает в себя вопросы административного управления (например, составление плана, договор об оплате, расписание сессий). Второе направление — борьба за инициативу, которая имеет отношение к заинтересованности клиента в изменении и к его ответственности. Важно, чтобы консультанты победили в борьбе за структуру, а клиенты выиграли инициативу. Если эти проблемы решатся иначе, консультирование, скорее всего, будет прекращено, а консультант и клиент — оба могут почувствовать себя проигравшими.

Мы также исследуем другие факторы, влияющие на динамику и направление консультирования, такие как физические условия, особенности клиента, навыки консультанта и качество установленных отношений. Кроме того, рассмотрим особенности первичного интервью и стадию исследования в консультировании. Каркхуфф (Carkhuff, 1969) и Иви (Ivey, 1971,1994) продемонстрировали, что некоторые действия входе консультирования не укладываются в рамки теоретических рекомендаций относительно создания отношений консультанта и клиента. Подобные действия иногда называются микронавыками и включают в себя нетеоретические, социально обусловленные образцы поведения, такие как проявление признаков внимания, одобрение, рефлексия и выслушивание. Будучи инструментами консультанта, эти способности позволяют консультантам полноценнее общаться со своими клиентами, «действовать в соответствии с культурными нормами и находить положительные моменты в жизненном опыте» (Weinrach, 1987, р. 533). Таким образом, часть данной главы будет посвящена микронавыкам.

Факторы, влияющие на процесс

Консультирования

 

Ряд факторов в той или иной степени влияет на процесс консультирования. К таким факторам относятся: структура, инициатива, физические условия, особенности клиента и качества консультанта.

Структура

 

Клиенты и консультанты иногда имеют разные представления о цели и характере консультирования. Клиенты часто не знают, что ожидать от процесса или как им себя вести (Riordan, Matheny & Harris, 1978). Обращение к консультанту для многих из них является последним средством. Они, вероятно, уже пытались получить помощь из более привычных источников, например от друзей, членов своих семей, священников или преподавателей (Hinson & Swanson, 1993), Поэтому многие клиенты обращаются к консультантам без особого желания и уверенности. Эта неуверенность может помешать процессу консультирования, если не будет обеспечена некоторая структура процесса (Ritchie, 1986). «Структура в консультировании определяется как взаимопонимание между консультантом и клиентом относительно особенностей, условий, процедур и параметров консультирования» (Day & Sparacio, 1980, p. 246). Структура помогает прояснить отношения консультанта и клиента и ориентирует эти отношения в каком-либо направлении, определяет права клиентов, роли и обязательства как консультантов, так и клиентов и гарантирует успех консультирования (Brammer & Shostrom, 1977; Day & Sparacio, 1980). Выработка регламента работы является частью создания структуры. Регламент включает в себя временные ограничения (например, устанавливает 50-минутную продолжительность консультационной сессии), допустимые действия (для предотвращения деструктивного поведения), уточнение ролей (что будет ожидаться от каждого участника) и процедурные условия (которыми определяется ответственность клиента за продолжение работы в соответствии с определенными целями или потребностями) (Brammer, 1993; Goodyear & Bradley, 1980; Kelly & Stone, 1982). В регламенте также содержится информация о графике оплаты и о других важных для клиентов вопросах. В целом структура обеспечивает развитие консультирования, создавая для него поле деятельности. «Она терапевтична уже сама по себе» (Day & Sparacio, 1980, p. 246).

 

Источник: «A Counselor-Client Contract», by Wittmer, J. &Remley, T. P., 1994, NBCC News Notes, 2, p. 12-13.

 

Структура охватывает все стадии консультирования, но она особенно важна в его начале. Дорн (Dorn, 1984), утверждает, что «клиенты обычно обращаются за помощью к консультанту, потому что они находятся в состоянии статичного поведения» (р. 342). То есть клиент чувствует, что увяз в проблеме и не способен что-либо изменить в своем поведении.

Чтобы помочь клиентам обрести новые ориентиры в своей жизни, консультанты обеспечивают их конструктивными рекомендациями. Решения консультантов о том, как формировать структуру, основаны на их теоретической ориентации в консультировании, на знании личностных особенностей их клиентов и основных проблемных областей, с которыми им предстоит иметь дело. Переоценка роли структуры может оказаться столь же вредной, как и недооценка (Patterson & Welfel, 1994). Поэтому консультанты должны оставаться достаточно гибкими и постоянно возвращаться к обсуждению структуры со своими клиентами (Day & Sparacio, 1980).

Важность структуры наиболее очевидна, когда клиент обращается к консультированию с нереалистическими ожиданиями (Patterson^ Welfel, 1994). В таких случаях консультант должен немедленно приступать к формированию структуры. Один из шагов в этом направлении состоит в предоставлении консультантами информации о процессе консультирования и себе самом с документально оформленными профессиональными заявлениями, по типу контракта клиента и консультанта, представленного на с. 152-154 (Gill, 1982). Эти заявления часто выражают понимание консультантом человеческой природы, а также цели, ожидания, обязанности, методы и этические проблемы консультирования.

Инициатива

Инициативу можно интерпретировать как побуждение к изменению. Ричи (Ritchie, 1986) замечает, что большинство консультантов и теорий консультирования исходят из предпосылки, что клиенты предрасположены к сотрудничеству. Действительно, многие клиенты прибегают к консультированию добровольно, по собственной инициативе. Они испытывают напряженность и беспокойство по поводу себя или других, но тем не менее хотят добросовестно работать в ходе сессий консультирования (Patterson & Eisenberg, 1983). Однако встречаются клиенты, которые более осторожно относятся к участию в консультировании. По оценке Вренда и Дайера (Vriend & Dyer 1973), большинство клиентов, посещающих консультантов, в той или иной степени сопротивляются процессу консультирования.

Встречая клиентов, которые производят впечатление недостаточно инициативных, консультанты зачастую не знают, что делать с ними, и недостаточно четко представляют себе, как приступить к действиям. Поэтому некоторые консультанты проявляют нетерпение, раздражительность и могут в конечном итоге отказаться от попыток работать с такими людьми (Doyle, 1992). Результатом может оказаться не только преждевременное завершение отношений, но также и обвинение клиента, превращение его в «козла отпущения», хотя проблема не была полностью обусловлена его ошибкой. Если консультирование не оказалось успешным, многие консультанты заканчивают его обвинениями в свой адрес или в адрес своих клиентов (West, 1975). Подобные взаимные обвинения исключены, если консультанты понимают особенности процессов, происходящих при работе с трудными клиентами. Это включает и правильное понимание особенностей недобровольного клиента, и представление о том, что должен чувствовать клиент, направленный для консультирования. Упражнение со сменой ролей может содействовать возникновению эмпатии у консультанта, имеющего дело с недобровольными и сопротивляющимися клиентами.

Недобровольный клиент — это клиент, который направляется третьей стороной и является зачастую «незаинтересованным в получении помощи» (.Ritchie, 1986, р. 516). Хороший пример тому — многие школьники, а также клиенты, направленные судом. Они вообще не желают участвовать в консультировании, не говоря уже о беседе о своих проблемах. Многие недобровольные клиенты заканчивают консультирование преждевременно и выражают неудовлетворенность процессом консультирования (Paradise & Wilder, 1979).

Сопротивляющийся клиент — это участник консультирования, который не имеет желания перемен или оппозиционно настроен в отношении перемен (Otani, 1989; Ritchie, 1986). Такой индивид может активно добиваться консультирования, но не желает проходить через те болезненные процессы, которыми обычно сопровождаются перемены. Вместо этого клиент «застревает» на уверенности в правильности существующего поведения, даже тогда, когда оно является непродуктивным и дисфункциональным. Некоторые сопротивляющиеся клиенты отказываются принимать собственные решения, поверхностно вникают в проблемы, но соглашаются на любое действие, чтобы решить проблему (то есть делают все, что говорит консультант). Сэкк считает, что «наиболее общей формой сопротивления является простое заявление «я не знаю»» (Sack, 1988, р. 180). Такой ответ делает выбор консультантом следующего действия затрудненным.

Отани (Otani, 1989, р. 459) предлагает четыре широкие категории, характеризующие сопротивление клиента: «количество высказываний, содержание высказывания, стиль общения и установка по отношению к консультанту и к процессу консультирования». Определяемые этими категориями 22 формы проявлений сопротивления показаны на с. 153.

Существует несколько приемов, с помощью которых консультанты могут помочь клиентам выиграть борьбу за инициативу и достичь успеха в консультировании. Один из них состоит в том, чтобы предвидеть раздражение, фрустрацию и воинственность, которые могут проявить некоторые клиенты (Ritchie, 1986). Консультанты, которые предвидят, что какая-то часть их клиентов окажется недобровольными или сопротивляющимися, смогут найти подход и к этим индивидам, потому что подобное поведение клиентов не станет сюрпризом для консультантов.

Второй прием для противодействия недостатку инициативы со стороны клиента состоит в том, чтобы демонстрировать благожелательность, терпение и понимание, равно как и вообще неосуждающее отношение. Такая позиция консультанта повышает доверие клиента. Помимо этого, неосуждающее поведение помогает клиентам лучше понять свои мысли и чувства, связанные с консультированием. Это раскрывает их перед самими собой и процессом консультирования (Doyle, 1992).

Третий способ выиграть борьбу за инициативу — использовать методы убеждения (Kerr, Claiborn & Dixon, 1982; Senour, 1982). Любой консультант имеет некоторое влияние на клиентов, и наоборот (Dorn, 1984; Strong, 1982). От того, как консультант реагирует на клиента, директивно или недирективно, может в значительной степени зависеть, перехватит ли клиент инициативу в работе.

 

Источник: «Client Resistance in Counseling: Its Theoretical Rationale and Taxonomic Classification», by A. Otani, 1989 Journal of Counseling and Development, 67, 459.

 

Ролофф и Миллер (Roloff & Miller, 1980) упоминают два прямых метода убеждения, используемые в консультировании: «нога в двери» («Foot in the door») и «дверь, захлопнутая перед носом» («Door in the face»). В первом случае консультант предлагает клиенту выполнить сначала маленькое задание, а затем большое. Во втором — сначала консультант просит клиента решить явно невозможную задачу, а спустя некоторое время предлагает такую, успешное разрешение которой достижимо.

Четвертый способ, которым консультант может помочь клиенту в обретении инициативы, — это действие через конфронтацию. В этой процедуре консультант конкретно указывает клиенту на какой-либо элемент его поведения, например на упрямство. После этого клиент принимает ответственность за свою реакцию на конфронтацию. Возможны три основные разновидности реакции — отрицание, полное или частичное признание справедливости замечания консультанта или выработка промежуточной позиции, которая синтезирует первые две (Young, 1998). Полезным результатом конфронтации может оказаться новый способ действий или новое восприятие проблемы клиентом, особенно если предпринимавшиеся ранее усилия не приносили успеха.

Наконец, консультанты могут применять средства языка, особенно метафоры, чтобы смягчить сопротивление или нерасположение клиента. «Как средство обучения и снижения напряженности, метафоры могут использоваться в виде рассказов и рисунков, в целях предложения новых идей, для оспаривания ригидных способов мышления, для развития толерантности к новым убеждениям и для преодоления напряженности, часто присутствующей между консультантом и сопротивляющимся или недобровольным клиентом» (James & Hazier, 1998, p. 122). Например, при обращении к клиенту, который раз за разом повторяет одну и ту же ошибку, консультант может сказать: «Что делает драчун, если он бывает сильно бит всякий раз, как развязывает драку?» (James & Hazier, 1998, p. 127).

Наконец, Сэкк (Sack, 1988) рекомендует использовать в качестве способов преодоления сопротивления клиента такие прагматические приемы, как молчание (или пауза), рефлексия (или эмпатия), расспрашивание, описание, оценивание, притворство и совместное обсуждение планов консультанта. Эти приемы особенно полезны в работе с такими субъектами, которые отвечают на инициативы консультанта словами: «Я не знаю».

 

Физические условия

 

Консультирование может происходить практически в любой обстановке, но некоторые физические условия предпочтительнее. Бенджамин (Benjamin, 1987), Шертцер и Стоун (Shertzer & Stone, 1980) указывают на внешние условия, влияющие на консультирование. Среди наиболее важных факторов, которые помогают или мешают процессу, — место, где происходит консультирование. В большинстве случаев консультирование происходит в комнате, хотя Бенджамин (Benjamin, 1987) сообщает о консультировании в палатке. Он говорит, что не знает никакого универсального качества, которым должна бы обладать комната, «за исключением того, что комната не должна подавляюще действовать на клиента, быть шумной или содержать предметы, отвлекающие внимание» (р. 3). Шертцер и Стоун (Shertzer & Stone, 1980) безусловно соглашаются: «Комната должна быть удобной и привлекательной» (р. 292). Определенные детали консультационного офиса улучшают общее впечатление и, как правило, облегчают консультирование, не отвлекая клиента. Среди этих деталей — мягкое освещение, пастельные цвета, отсутствие шумов, гармоничная, удобная мебель и разнообразные декоративные произведения материальной культуры. Если консультанты работают с семьями, в которых есть дети, или только с детьми, в комнате должна быть детская мебель (Erdman & Lampe, 1996).

Расстояние между консультантом и клиентом (пространственные характеристики среды, или проксемика) также может воздействовать на отношения.Примеч. перев.) между консультантами и клиентами является средним диапазоном комфорта, независимо от пола участников отношений (Haase, 1970). Это оптимальное расстояние может изменяться в зависимости от размера комнаты и расположения мебели (Haase & DiMattia, 1976).

Способ расстановки мебели зависит от выбора консультанта. Некоторые консультанты предпочитают находиться за столом в течение сессий, но большинство поступает иначе. Причина, по которой многие консультанты избегают сидеть за столом, в том, что стол может восприниматься как физический и символический барьер для развития тесных взаимоотношений. Бенджамин (Benjamin, 1987) полагает, что консультантам необходимо иметь два кресла и неподалеку — стол. Кресла должны быть расположены под углом 90° друг к другу, так чтобы клиент мог смотреть или на консультанта, или прямо вперед. Стол может использоваться для многих целей, например для того, чтобы расположить на нем коробку с салфетками. Идеи Бенджамина следует рассматривать как частное мнение; каждый консультант должен найти физическое расположение, которое является удобным лично для него.

Независимо от обстановки в комнате, консультанты не должны отвлекаться при проведении сессий. Все контакты по телефону должны быть отложены. В случае необходимости консультанты должны поместить на дверь табличку «Не беспокоить». Слуховая и зрительная изоляция предписаны профессиональными этическими кодексами для обеспечения максимального самораскрытия клиента.

Особенности клиента

 

Отношения консультирования начинаются с первого впечатления. То, как консультант и клиент воспринимают друг друга, чрезвычайно важно для установления продуктивных отношений. Уорнат (Warnath, 1977) указывает, что «клиенты различаются по комплекции и росту, личностным характеристикам, по степени привлекательности» (р. 85). Можно предполагать, что некоторые клиенты достигнут большего прогресса в консультировании, чем другие. Наиболее успешными кандидатами при традиционном подходе, скорее всего, будут молодые, привлекательные, разговорчивые, интеллектуальные и благополучные (YA VIS[4]) (Scho field, 1964). Менее успешные кандидаты, как явствует из наблюдений, — одинокие, старые, неинтеллигентные, неразговорчивые и неблагополучные (HOUNDS[5]) или неразговорчивые, невежественные и неблагополучные(DUDS[6]) (Alien, 1977). Эти акронимы весьма грубы (Lichtenberg, 1986), но на консультантов действительно влияет вид и рассуждения людей, с которыми они работают (Cormier & Cormier, 1991). Согласно Брауну (Brown, 1970), консультанты больше всего любят работать с клиентами, которые, по их мнению, имеют потенциал для изменений.

Понцо отмечает (Ponzo, 1985), что вокруг физической привлекательности клиентов сформировался ряд стереотипов. Физически привлекательные индивиды воспринимаются как более здоровые и оцениваются более позитивно, чем другие. Голдштейн (Goldstein, 1973), например, обнаружил, что более разговорчивые и более непринужденные по сравнению с другими клиенты воспринимаются консультантами как более привлекательные. Как правило, консультанты с большим воодушевлением относятся и больше занимаются с привлекательными клиентами. Следовательно, в некоторых ситуациях консультирования пожилые клиенты и клиенты с физическими недостатками могут столкнуться с невидимыми, но мощными барьерами. Понцо (Ponzo, 1985) предлагает консультантам в собственном опыте найти примеры, подтверждающие значение физической привлекательности, и научиться контролировать свои поведенческие реакции при работе с привлекательными клиентами. В противном случае стереотипы и необоснованные предположения могут «привести к эффекту самореализующегося пророчества» (р. 485).

Невербальное поведение клиентов также очень важно. Клиенты постоянно посылают консультантам молчаливые сигналы о своих мыслях и переживаниях. Меграбян (Mehrabian, 1971) и его коллеги обнаружили, что проявления симпатии и антипатии между людьми распределяются следующим образом (р. 43):

«Среди всех воспринятых проявлений симпатий 7% составляют вербальные, 38% — вокальные, 55% — мимические проявления. Впечатление от выражения лица оказалось самым значительным, затем следует впечатление от тональности голоса (или вокальная выразительность) и в заключение впечатление от слов. Если выражение лица не согласовано со словами, степень симпатии, переданная выражением лица, будет доминировать и определять общее впечатление от сообщения».

Таким образом, если клиент сообщает, что все идет хорошо, но при этом смотрит вниз и хмурится, то, по-видимому, дела обстоят противоположным образом. Консультант должен учитывать жесты клиента, его взгляд, выражение лица и особенности голоса и считать их fie менее важными в отношениях консультирования, чем вербальные сигналы. При этом необходимо учитывать культурный уровень того человека, чьи жестикуляция и мимика оцениваются, и с осторожностью интерпретировать невербальные сообщения (Gazda, Asbury, Balzer, Childers & Phelps, 1994; Sielski, 1979).

Качества консультанта

 

Личностные и профессиональные качества консультантов очень важны для установления любых отношений помощи. Барбара Окунь (Okun, 1997) отмечает, что трудно выделить личностные особенности консультанта из его или ее уровня и стиля деятельности, поскольку они являются взаимосвязанными. Затем она перечисляет пять важных характеристик, которыми должны обладать консультанты: самопознание, искренность, соответствие (своему положению), коммуникативные способности и образованность.

Консультанты, которые непрерывно развивают навыки самоанализа, лучше осознают свои ценности, мысли и чувства. Они, по всей вероятности, смогут ясно оценить свои собственные потребности и потребности своих клиентов. Такая осведомленность может помочь им быть честными с самими собой и с другими. Они способны быть более конгруэнтными и одновременно повышать кредит доверия к себе. Консультанты, обладающие такого рода знаниями, вероятно, смогут излагать свои мысли более ясно и точно.

Три другие характеристики, которые делают консультантов изначально более влиятельными в глазах клиентов, — это воспринимаемая компетентность, привлекательность и кредит доверия (Strong, 1968). Воспринимаемая компетентность определяется тем, насколько консультант воспринимается клиентом как хорошо квалифицированный и информированный в своей специальности. Консультанты, которые демонстрируют сертификаты и дипломы на видном месте в своих офисах, обычно воспринимаются как заслуживающие большего доверия и в результате чаще достигают лучшего результата (Loesch, 1984; Siegal & Sell, 1978). Клиенты хотят работать с консультантами, которые демонстрируют высокую профессиональную компетентность.

Привлекательность определяется воспринимаемым сходством между клиентом и консультантом. Консультанты могут стать более привлекательными для клиента, если разговаривают с ним понятными, простыми, свободными от профессионального жаргона словами, четко излагая свои мысли (Watkins & Schneider, 1989). Способ, которым консультант приветствует клиента и устанавливает зрительный контакт, может также увеличить степень привлекательности. Консультанты, использующие невербальные приемы обращения к клиенту, такие как кивки головой и движения глаз, выглядят более привлекательными, чем те, кто так не делает (Claiborn, 1979; LaCross, 1975). Имеет значение и одежда консультанта (Hubble & Gelso, 1978). Одежда должна быть чистой, опрятной и соответствовать профессии, но не привлекать к себе внимание. Кроме того, привлекательность консультанта зависит от его физических особенностей. Исследования показывают, что люди с большей охотой раскрываются, работая с привлекательным консультантом (Harris & Busby, 1998).

Кредит доверия связан с искренностью и непротиворечивостью консультанта. Устанавливая тесные взаимоотношения с клиентом, консультант должен проявлять искреннюю заинтересованность в клиенте и постоянно демонстрировать это. «Такие вещи, как мгновенное взаимопонимание или полное доверие, могут возникнуть, а могут и не возникнуть» (Patterson, 1985, р. 124). В значительной степени и то и другое порождается проявлениями поведения, выражающими заботу и заинтересованность. Большинство клиентов не склонны проявлять ни полного недоверия, ни слепого доверия. Но, как отметили Фонг и Кокс (Fong & Сох, 1983), большинство клиентов проверяют кредит доверия консультанта, выведывая информацию, делясь секретами, выясняя предпочтения, опасения консультанта, осуждая сами себя или выясняя мотивы действий консультанта. Следовательно, в целях установления контакта крайне важно, чтобы консультант, отвечая на вопросы клиента, больше уделял внимания завоеванию доверия, а не словесному содержанию вопросов.

Часто начинающие консультанты делают ошибку, пытаясь решать поверхностные, а не реальные проблемы. Например, если клиент спрашивает консультанта: «Можно ли мне рассказать вам кое-что?», неопытный консультант мог бы ответить: «Что вы подразумеваете под этим «кое-что?»» Опытный консультант мог бы сказать: «Это звучит так, как будто вы не решили еще, можете ли вы действительно доверять мне. Расскажите об этом поподробнее». Доверие в отношениях с детьми, как и со взрослыми, возникает тогда, когда консультант, прежде чем отвечать, внимательно выслушивает ребенка, позволяя ему свободно и открыто выразиться как словами, так и на невербальном уровне (Erdraan & Lampe, 1996).

Типы первичных интервью

 

Процесс консультирования начинается с первичного интервью. Левин (Levine, 1983) наблюдал за работой авторитетных профессионалов и обнаружил, что «цели консультирования изменяются с течением времени и в зависимости от слаженности и эффективности отношений консультирования» (р. 431). Насколько существенными будут эти изменения и состоится ли вторая сессия вообще, обычно определяется результатами первой сессии.

В ходе первой сессии оба, и консультант и клиент, решают, хотят ли они (или могут ли) продолжать отношения. Консультанты должны быстро оценить, способны ли они справиться с проблемами клиентов, будучи честными, открытыми и в меру настойчивыми (Okun, 1997). С другой стороны, прежде чем полностью погрузиться в процесс консультирования, клиенты должны задать себе вопрос, испытывают ли они комфорт и доверяют ли они консультанту.

Глэддинг С. Психологическое консультирование — n1.doc

Перевел с английского А.Можаев
Главный редактор Б. Строганова

Заведующий редакцией Л. Винокуров

Руководитель проекта Е. Цветкова

Выпускающий редактор А. Борин

Научный редактор Ю. Ковалев

Литературные редакторы Н. Иванова, О. Кротко, 8. Попов

Художник Р. Яцко

Корректоры Л. Комарова, И Тюрина

Верстка Е. Папей
ББК 88.492я7 УДК 159.9.018(075)
Глэддинг С.

Г52 Психологическое консультирование.4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736с: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

ISBN 5-318-00268-4
В книге представлена история возникновения и проблемы развития профессионального консультирования в Америке, анализируются также европейские корни психологических теорий, ставших основой работы профессиональных психологов. Автор рассматривает этические и правовые аспекты консультирования, что является полезной и часто абсолютно новой информацией, особенно ценной в условиях возникновения в России институтов сертификации специалистов по психологическому консультированию. Важное дополнение к уже существующей по данной теме литературе на русском языке – разделы книги, посвященные самостоятельным направлениям в консультировании. Особый практический интерес представляют главы, в которых рассматриваются отдельные области применения психологического консультирования. Это разделы, посвященные семейному и брачному консультированию, групповой работе, консультированию по профессиональному росту и карьере, консультированию школьников и студентов, работе с психически больными и выздоравливающими людьми. Кроме того, в книге приводятся упражнения для аудиторной работы, задания для самостоятельных работ и исчерпывающая библиография. Данный труд – замечательное, не имеющее себе равных по охвату материала, руководство по психологическому консультированию, предназначенное для социальных работников, психиатров, терапевтов в области брака и семьи, представляет интерес и для психологов, работающих в службах персонала различных предприятий.
© 2000, 1996 by Prentice-Hall, Inc.

© Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2002

© Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский1 дом «Питер», 2002
Права на издание получены по соглашению с Prentice Hall – UK

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 0-13-080333-2 (англ.)
ООО «Питер Принт». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.

Лицензия ИД №05784 от 07.09.01.

Налоговая льгота – общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2;

953005 – литература учебная.

Подписано в печать 03.09.02. Формат 70×100/16. Усл. п.л. 59,34. Тираж 4500 экз. Заказ № 1209.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловскнй пр., 15.


Предисловие научного редактора 13

Психологическое консультирование – новый выбор для психологов и клиентов 13

Предисловие 17

Благодарности 19

ЧАСТЬ I. Исторические и профессиональные основы консультирования 20

Глава 1. История и тенденции развития консультирования 21

Определение консультирования 22

Персональное руководство 23

Психотерапия 23

Консультирование 24

История консультирования 25

До 1900 года 25

1900-1909 годы 26

1910-е годы 27

1920-е годы 27

1930-е годы 28

1940-е годы 29

1950-е годы 30

1960-е годы 31

1970-е годы 32

1980-е годы 33

1990-е годы 36

Тенденции нового тысячелетия 38

Проблемы профилактического здравоохранения 38

Эффективное применение компьютеров и компьютерных технологий в консультировании 39

Рост движения лидерства 39

Резюме 40

Сводная таблица. Вехи в истории консультирования 40

1900-е годы 40

1910-е годы 40

1920-е годы 41

1930-е годы 41

1940-е годы 41

1950-е годы 41

1960-е годы 41

1970-е годы 42

1980-е годы 42

1990-е годы 42

Задания для самостоятельной работы 42

Литература 43

Глава 2. Качества эффективного консультанта 47

Личностные качества и квалификация консультанта 48

Нездоровые мотивы выбора профессии консультанта 48

Личностные качества эффективного консультанта 49

Поддержание профессионального уровня консультанта 51

Образование консультантов 52

Уровни помощи 52

Специальности, связанные с оказанием профессиональной помощи 53

Обучение профессиональных консультантов 54

Теоретическая и системная подготовка консультанта 55

Теоретические подходы 55

Системы консультирования 58

Участие консультантов в смежных видах деятельности 60

Продолжение образования 60

Супервизирование 61

Пропаганда консультирования 62

Резюме 62

Задания для самостоятельной работы 63

Литература 64

Глава 3. Этические и правовые аспекты консультирования 68

Определения: этика, мораль, право 69

Этика и консультирование 70

Кодексы профессиональной этики и стандарты практической работы 71

Разработка этических кодексов для консультантов 71

Ограниченность этических кодексов 72

Противоречия в этических кодексах и между этическими кодексами 73

Принятие этически верных решений 73

Другие этические принципы 74

Обучение консультантов принятию решений в ситуации этического выбора 75

Этические вопросы в особых консультационных ситуациях 77

Этические проблемы школьного консультирования 77

Компьютеры, консультирование и вопросы этики 77

Этические вопросы брачного/семейного консультирования 77

Этические вопросы в других ситуациях 78

Двойственные отношения 78

Работа с консультантами, которые подозреваются в неэтичных действиях 79

Закон и консультирование 79

Правовое признание консультирования 80

Профессиональные полномочия 81

Правовые аспекты отношений консультирования 84

Гражданская и уголовная ответственность 86

Права клиентов и информация о клиентах 86

Консультант в суде 88

Резюме 88

Задания для самостоятельной работы 89

Литература 89

Глава 4. Консультирование в мультикультуральном и плюралистическом обществе 94

Консультирование в культурно и этнически разнообразном мире 95

Определение культуры и мультикультурального консультирования 96

История мультикультурального консультирования 97

Трудности мультикультурального консультирования 98

Спорные вопросы мультикультурального консультирования 99

Особенности консультирования при работе с отдельными культурными группами 102

Евроамериканцы 102

Афроамериканцы 103

Испаноамериканцы 103

Американцы азиатского происхождения и выходцы с островов Тихого океана 104

Коренные американцы 105

Международное консультирование 106

Консультирование пожилых людей 106

Пожилой возраст 107

Потребности пожилых людей 108

Консультирование пожилых людей 108

Консультирование и вопросы пола 110

Консультирование женщин 110

Консультирование мужчин 113

Консультирование и сексуальная ориентация 115

Консультирование и духовность 116

Резюме 117

Занятия для самостоятельной работы 118

Литература 119

ЧАСТЬ II. Стадии консультирования и основные теоретические подходы 127

Глава 5. Построение отношений консультирования 128

Факторы, влияющие на процесс консультирования 129

Структура 129

Инициатива 132

Физические условия 134

Особенности клиента 135

Качества консультанта 136

Типы первичных интервью 137

Два типа ознакомительных интервью 137

Информационно-ориентированное первичное интервью 138

Первичное интервью, ориентированное на установление отношений 139

Начало первичного интервью 141

Эмпатия 141

Вербальное и невербальное поведение 142

Неверное поведение при проведении интервью 143

Исследование и идентификация целей 145

Резюме 146

Задания для самостоятельной работы 147

Литература 148

Глава 6. Содержание работы в отношениях консультирования 151

Навыки, применяемые консультантом в фазах понимания и действия 153

Изменение восприятия ситуации 153

Наведение 154

Полимодальное реагирование 156

Точная эмпатия 158

Самораскрытие 159

Непосредственность реакции 160

Юмор 161

Конфронтация 162

Заключение контракта 162

Репетиция 164

Перенос и контрперенос 165

Реальность взаимоотношений 169

Резюме 170

Задания для самостоятельной работы 170

Литература 171

Глава 7. Завершение отношений консультирования 174

Функция завершения 175

Выбор времени завершения 176

Проблемы, связанные с завершением 177

Завершение отдельных сессий 177

Завершение отношений консультирования 177

Сопротивление завершению 179

Сопротивление клиента 179

Сопротивление консультанта 180

Преждевременное завершение 180

Завершение, инициированное консультантом 182

Позитивное завершение консультирования 183

Проблемы, связанные с завершением 184

Постконсультационное сопровождение 184

Направление к другому специалисту и рециркуляция 185

Резюме 186

Задания для самостоятельной работы 186

Литература 187

Глава 8. Психоаналитический и адлерианский подходы в консультировании 189

Теория – в практику 190

Психоаналитические теории 191

Классическая психоаналитическая теория 191

Зигмунд Фрейд 191

Понимание человеческой природы 193

Роль консультанта 197

Цели 197

Методы 198

Оценка теории: уникальность и ограничения 199

Адлерианское консультирование 201

Альфред Адлер 201

Понимание человеческой природы 202

Роль консультанта 204

Цели 204

Методы 205

Оценка теории: уникальность и ограничения 206

Резюме 208

Задания для самостоятельной работы 209

Литература 210

Глава 9. Личностно-центрированный, экзистенциальный и гештальт-терапевтический подходы в консультировании 213

Личностно-центрированное консультирование 214

Карл Роджерс 214

Понимание человеческой природы 215

Роль консультанта 216

Цели 217

Методы 217

Оценка теории: уникальность и ограничения 218

Экзистенциальное консультирование 220

Ролло Мэй 220

Виктор Фраккл 221

Понимание человеческой природы 221

Роль консультанта 222

Цели 223

Методы 223

Оценка теории: уникальность и ограничения 224

Гештальт-терапия 225

Фриц Перлз 225

Понимание человеческой природы 226

Роль консультанта 227

Цели 227

Методы 228

Оценка теории: уникальность и ограничения 229

Резюме 230

Задания для самостоятельной работы 231

Литература 232

Глава 10. Рационально-эмотивная терапия и транзактный анализ 236

Общие аспекты когнитивного консультирования 237

Когнитивная терапия А. Бека 238

Рационально-эмотивная терапия поведения 238

Альберт Эллис 238

Понимание человеческой природы 240

Роль консультанта 241

Цели 241

Методы 243

Оценка теории: уникальность и ограничения 245

Транзактный анализ 247

Эрик Берн 247

Понимание человеческой природы 248

Роль консультанта 252

Цели 253

Техники 253

Оценка теории: уникальность и ограничения 254

Резюме 255

Задания для самостоятельной работы 255

Литература 256

Глава 11. Бихевиоральный, когнитивно-бихевиоральный подходы и терапия реальностью 259

Краткий обзор бихевиоральных подходов 260

Бихевиоральные теории 261

Б. Ф. Скиннер 261

Понимание человеческой природы 262

Модель «стимул – реакция» 263

Прикладной бихевиоральный анализ 263

Социально-когнитивная теория 264

Роль консультанта 264

Цели 265

Методы 265

Когнитивно-бихевиоральная теория и методы 269

Когнитивное реструктурирование 270

Оценка теории: уникальность и ограничения 271

Терапия реальностью 272

Уильям Глассер 273

Понимание человеческой природы 273

Роль консультанта 275

Цели 275

Методы 276

Оценка теории: уникальность и ограничения 277

Развитие и интеграция теорий консультирования 279

Резюме 280

Задания для самостоятельной работы 285

Литература 286

ЧАСТЬ III. Навыки и направления в практике консультирования 289

Глава 12. Консультирование по вопросам брака и семьи: системная теория 290

Зарождение консультирования по вопросам брака и семьи 292

Развитие в русле психоанализа 292

Общая теория систем 292

Проблема шизофрении в контексте семьи 293

Возникновение супружеского консультирования 293

Развитие консультационной работы с трудными детьми 293

Возникновение группового консультирования 293

Изменения после Второй мировой войны 294

Мультикультуральное консультирование 294

Ассоциации, образование и исследования 294

Жизнь семьи и жизненный цикл семьи 295

Отличия брачного и семейного консультирования от индивидуального и группового 298

Консультирование по проблемам брака 299

Психоаналитическая теория 300

Социально-когнитивная теория 300

Системная теория семьи Боуэна 301

Структурно-стратегическая теория 301

Рационально-эмотивная теория поведения (РЭТП) 302

Оценка супружеского консультирования и консультирование пар 302

Семейное консультирование 302

Психодинамическое консультирование семьи 304

Эмпирическое консультирование семьи 305

Бихевиоральное семейное консультирование 306

Структурное семейное консультирование 307

Стратегическое (краткосрочное) семейное консультирование 308

Семейное консультирование, сосредоточенное на решениях 308

Нарративное семейное консультирование 309

Резюме 309

Сводная таблица 310

Некоторые теоретические подходы в брачном и семейном консультировании 310

Задания для самостоятельной работы 313

Литература 313

Глава 13. Групповое консультирование 318

Место групповой работы в общей системе консультирования 320

Типы групп 321

Ориентационные/психолого-образовательные группы 322

Группы консультирования/группы решения межличностных проблем 322

Группы психотерапии и личностной реконструкции 323

Целевые группы 323

Традиционные типы групп 324

Т- группы 324

Группы встреч 324

Групповой марафон 324

Психодрама 324

Группы самопомощи/поддержки 325

Теоретические подходы к групповой работе 325

Стадии групповой работы 328

Проблемы групповой работы 333

Отбор и подготовка членов группы 333

Размер группы и продолжительность групповой работы 335

Открытые и закрытые группы 335

Конфиденциальность 335

Обстановка для проведения групповой работы 336

Ко-лидеры 336

Самораскрытие 336

Обратная связь 336

Проспективное наблюдение 337

Качества эффективных групповых лидеров 337

Будущее групповой работы 340

Резюме 341

Задания для самостоятельной работы 341

Литература 342

Глава 14. Консультирование по вопросам карьеры и психологическое сопровождение деятельности 345

Значение консультирования по вопросам карьеры 347

Организации консультирования по вопросам карьеры 347

Карьерное консультирование и характеристика карьер 348

Информация о карьере 349

Теории развития карьеры и консультирование 351

Трейт-факторная теория 351

Психодинамическая теория 352

Теории развития 354

Социально-когнитивные теории 359

Комплексное карьерное консультирование 359

Карьерное консультирование различных групп населения 360

Карьерное консультирование детей 360

Карьерное консультирование подростков 362

Карьерное консультирование студентов колледжа 364

Карьерное консультирование взрослых 364

Карьерное консультирование женщин и представителей культурных меньшинств 366

Резюме 369

Задания для самостоятельной работы 369

Литература 370

Глава 15. Консультирование в начальной, средней и старшей школе 375

Консультирование и психологическое сопровождение в начальной школе 377

Основные задачи и обязанности консультантов 378

Характер деятельности 379

Консультирование и психологическая работа в средних классах школы 385

Основные задачи и обязанности консультантов 386

Характер деятельности 387

Консультирование и психологическая работа в старших классах средней школы 390

Основные задачи и обязанности консультантов 391

Характер деятельности 392

Резюме 397

Задания для самостоятельной работы 398

Литература 398

Глава 16. Консультирование в университетах и студенческие службы 404

Зарождение студенческих служб и университетского консультирования 406

Теоретические основы и профессиональная подготовка для работы со студентами университетов 407

Теоретические основы 407

Профессиональная подготовка 409

Университетское консультирование 409

Основные задачи и обязанности консультантов 409

Характер деятельности 411

Профессиональные студенческие службы (Student Life Professionals) 415

Основные задачи и обязанности консультантов 415

Характер деятельности 417

Консультирование и работа с нетрадиционными группами студентов 418

Резюме 419

Задания для самостоятельной работы 420

Литература 420

Глава 17. Консультирование по вопросам психического здоровья, зависимости от психоактивных веществ и реабилитационное консультирование 426

Консультирование по вопросам психического здоровья 427

Теории и функции 429

Консультирование по вопросам зависимости от психоактивных веществ 432

Природа зависимости от психоактивных веществ 432

Профилактика зависимости от психоактивных веществ 434

Лечение лиц, употребляющих психоактивные вещества 435

Лечение алкогольной зависимости 435

Лечение других видов наркомании 436

Семья и лечение зависимости от психоактивных веществ 436

Работа с эмоциональными зависимостями 437

Тендерные и культурные аспекты работы с зависимостями 438

Реабилитационное консультирование 438

Образование, сертификация и профессиональные организации реабилитационных консультантов 439

Теории и методы 440

Основные задачи и обязанности консультантов 442

Резюме 443

Задания для самостоятельной работы 444

Литература 445

Глава 18. Экспертное консультирование 450

Экспертное консультирование: определение многоаспектной деятельности 451

Особенности экспертного консультирования 453

Четыре концептуальные модели 454

Уровни экспертного консультирования 455

Индивидуальное экспертное консультирование 455

Групповое экспертное консультирование 456

Экспертное консультирование организаций/сообществ 456

Стадии экспертного консультирования и установки 458

Специфические области экспертного консультирования 459

Экспертное консультирование в школе 459

Экспертное консультирование учреждений 461

Обучение навыкам эксоертно-консультационной работы 462

Резюме 464

Задания для самостоятельной работы 464

Литература 465

Глава 19. Оценивание и исследование 468

Природа оценивания и исследования 469

Оценивание 470

Некорректные методы оценивания 470

Этапы оценивания 470

Выбор модели оценивания 471

Исследований в консультировании 475

Исследование 477

Этапы процесса исследования 477

Релевантность исследования 478

Выбор метода исследования 478

Типология исследований 479

Основные методы исследования 480

Рекомендации по применению результатов исследований 484

Статистика 485

Резюме 486

Задания для самостоятельной работы 487

Литература 487

Глава 20. Психологическое измерение и применение психологических тестов 492

Тесты и тестовые показатели 493

История применения тестов в консультировании 494

Проблемы и потенциальные возможности применения тестов 496

Качества хороших тестов 497

Классификация тестов 498

Проведение тестирования и интерпретация результатов 505

Оценка 508

Диагноз 509

Резюме 510

Задания для самостоятельной работы 511

Литература 511

Приложение А. Этические стандарты Американской ассоциации консультирования 516

Преамбула 516

Этический кодекс 516

Раздел А: Отношения консультирования 516

Раздел Б: Конфиденциальность 519

Раздел В: Профессиональная ответственность 521

Раздел Г: Отношения с другими специалистами 524

Раздел Д: Оценка, психологическое измерение и интерпретация 526

Раздел Е: Преподавание, профессиональная подготовка и супервизирование 529

Раздел Ж: Исследования и публикации 531

Раздел 3: Разрешение этических вопросов 533

Стандарты общепринятой практики 534

Раздел А: Отношения консультирования 534

Раздел Б: Конфиденциальность 535

Раздел В: Профессиональная ответственность 536

Раздел Г: Отношения с другими специалистами 536

Раздел Е: Оценка, измерение и интерпретация 537

Раздел Ж: Обучение, тренинг и стажировка 537

Раздел 3: Исследования и публикация 537

Раздел И: Разрешение этических споров 538

Ссылки 538

Приложение Б. Этические стандарты Американской психологической ассоциации 539

Введение 539

Преамбула 541

Общие принципы 542

Принцип А: Компетентность 542

Принцип Б: Честность 542

Принцип В: Профессиональная и научная ответственность 542

Принцип Г: Уважение прав и достоинства людей 542

Принцип Д: Забота о благополучии других людей 543

Принцип Е: Социальная ответственность 543

Этические стандарты 543

1. Общие стандарты 543

2. Оценка, анализ или вмешательство 548

3. Рекламирование и другие публичные заявления 549

4. Терапия 551

5. Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность 553

6. Обучение, контроль за обучением, исследование и публикации 555

7. Судебные действия 559

8. Решение этических спорных вопросов 560

Приложение В Диагностическое и статистическое руководство 562

Четвертое издание {DSM-IV) 562

Классификации 562

Нарушения, обычно возникающие в младенчестве, детстве или подростковом возрасте (37) 563

Делирий, деменция, амнестические и другие когнитивные расстройства (123) 564

Психические расстройства, вызванные общесоматическими состояниями, ранее нигде не классифицированные (16) 565

Нарушения, развивающиеся в результате применения психоактивных веществ (175) 565

Заболевания, связанные с употреблением кофеина 566

Шизофрения и другие психотические расстройства (273) 570

Расстройства настроения (317) 571

Тревожные расстройства (393) 572

Соматоформные расстройства(445) 572

Искусственные расстройства (471) 572

Диссоциативные расстройства (477) 573

Сексуальные расстройства и расстройства половой идентификации (493) 573

Парафилии (522) 574

Нарушения половой идентификации (532) 574

Расстройства приема пищи (539) 574

Расстройство сна (551) 574

Расстройства контроля над влечениями, ранее нигде не классифицированные (609) 575

Расстройства адаптации (623) 575

Расстройства личности (629) 575

Другие состояния, которые могут быть в центре клинического внимания (675) 575

Дополнительные коды 577

Многоосевая система 577

Специфика и этапы психологического консультирования лиц, переживающих кризисную ситуацию развода

Аннотация

Развод анализируется автором как кризисная ситуация. Рассматриваются этапы работы психолога в ситуации развода и специфические задачи консультирования на каждом этапе.

Ключевые слова

семья, кризис утраты, развод, этапы психологического консультирования, ресурсы личности

Ссылка для цитирования

Пономарёва И.М. Специфика и этапы психологического консультирования лиц, переживающих кризисную ситуацию развода // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 1 (21). С. 45–52.