Создатель развитой формы философского агностицизма – Создатель развитой формы философского агностицизма — PutKsebe

Создатель развитой формы философского агностицизма — PutKsebe

Агностики(от греч. а — отрицательная приставка и gnosis — знание) — это философы, утверждающие, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах. Агностицизм называют также гносеологическим песси-иизмом.

Наиболее полно позиция философского агностицизма была выражена в философии Иммануила Канта, который ввел специальные понятия для обозначения предмета как он есть сам по себе, назвав его «вещью в себе», и того, как этот предмет представляется человеку, — «явление». Так, например, человек воспринимает листву деревьев в зеленом цвете («явление»), в то время как на самом деле ей свойственно лишь отражать лучи той длины, которая при воздействии на человеческий глаз дает ощущение зелени. Кант считал, что человек познает только «явления», в то время как вещи в себе непознаваемы.

Гностики(от греч. gnosis — знание) — это философы, утверждающие, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. В современной литературе это направление часто называется

гносеологическим оптимизмом.

Позиция гностицизма свойственна как объективному идеализму, так и материализму. Сторонники материалистической позиции считают, что нет непреодолимого различия между «явлением» и «вещью в себе». В процессе развития познания и практической деятельности человек способен все шире и точнее познавать окружающий мир.

Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим чисто теоретически. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и агностицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли.

Познание как процесс, направленный на получение знаний, включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания; уровни и ступени познания; истину как цель познания.

Объектом познания называется то, на что направлено познание, то, что познается. О сложностях, связанных с объектом познания, уже говорилось, но существуют расхождения философов и в понимании субъекта познания.

Субъектом познания (т. е. тем, кто познает) называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания выступают отдельные люди, группы людей, общество в целом.

Долгое время в истории философии познание рассматривалось как отношение противостоящих друг другу субъекта и объекта познания, причем под субъектом долгое время понимался просто отдельный познающий человек — ученый. Такая позиция порождала целый ряд сложностей.


к, например, в философии Нового времени разгорелся спор об источниках научного знания. Ф. Бэкон, английский философ и естествоиспытатель, считал, что главным источником знаний являются чувства, данные которых разум лишь обрабатывает. Французский философ и математик Р. Декарт утверждал, что важнее сама врожденная способность нашего разума к познанию, в том числе и к систематизации данных чувств. С

putksebe.xyz

кто это? В чем разница между агностиками и атеистами

Агностик — это человек, отрицающий возможность полного объективного познания мира и его закономерностей. По мнению агностиков, некоторые истины невозможно постичь из-за ограниченности человеческого восприятия.

В частности, агностики полагают, что человек не может знать, существует ли бог, есть ли рай и ад, жизнь после смерти и прочие сверхъестественные явления. Чаще всего слово «агностик» употребляют именно в религиозном смысле, противопоставляя агностиков верующим и атеистам.

В чем суть агностицизма

Термин «агностик» ввел в научный оборот английский биолог и естествоиспытатель Томас Гексли в 1869 году. Слова «агностик» и «агностицизм» происходят от греческого «агностос» (ἄγνωστος) — «непознаваемый».

Агностицизм «просто значит, что человек не должен говорить, будто знает что-то, или верить во что-то, если для знания или веры у него нет научных оснований», объяснял Гексли. Ученый не может верить или не верить — он должен сосредоточиться на фактах и доказательствах.

«Агностицизм отрицает и отвергает как аморальную противоположную доктрину: о том, что есть утверждения, которым люди обязаны верить без логических доказательств», — добавлял Томас Гексли. Агностицизм — это не кредо, а метод ученого, указывал он: любая гипотеза должна давать возможность доказать или опровергнуть ее с помощью фактов, иначе это не научная гипотеза.

Томас Гексли — ученый, который ввел в научный оборот термин «агностик». Фото: Cambridge University Library

Агностик и атеист: в чем разница

Иногда агностиков путают с атеистами. Это не всегда верно.

Атеист — это человек, не верящий в бога или богов. Атеисты отвергают возможность существования высших сил. Синонимы к слову атеист — безбожник, неверующий.

В отличие от атеистов, агностики не утверждают, что бога нет. Агностики же указывают, что доказательств существования бога нет и отрицают возможность узнать, существует ли он на самом деле.

Тем не менее, агностики могут быть одновременно атеистами — такие люди не верят в высшие силы, но не утверждают, что это им доподлинно известно, что бога нет.

Знаменитый афоризм в духе агностицизма принадлежит французскому астроному Пьеру-Симону Лапласу. Как рассказывают, Наполеон Бонапарт поздравил его с выходом книги «Небесная механика», но спросил, почему в этом сочинении ни разу не упоминается бог. «Это потому, — ответил Лаплас, — что я в этой гипотезе не нуждался».

Известные агностики: Иммануил Кант, Герберт Спенсер, Нил Деграсс Тайсон

Агностицизм — это философское учение, утверждающее непознаваемость мира. Агностицизм существовал еще до появления этого термина: похожие взгляды высказывали, например, античные софисты. Главные представители агностицизма в Новое время — Дэвид Юм, Иммануил Кант, Огюст Конт, Бертран Рассел.

Иммануил Кант полагал, что независимо от нас существует внешний мир, где существуют подлинные «вещи в себе». Этот мир воздействует на наши органы чувств, и мы лишь опосредованно знаем об устройстве этого мира (мы видим и чувствуем «вещи для нас»). При этом мы не можем сказать, насколько «вещь для нас» похожа на «вещь в себе». Ведь человек не может изучить предмет, не используя свои органы чувств.

Дэвид Юм также отмечал, что человеческое познание имеет дело с чувственным опытом, а потому не может судить о том, какова реальность «на самом деле».

Ученым-агностиком также являлся английский философ и социолог Герберт Спенсер. В работе «Основные начала» Спенсер указывал, что мы ничего не можем знать о «последней реальности» — есть непознаваемые вещи, которые выходят за пределы научного исследования, и именно их религия пытается объяснить с помощью метафор.

В XX веке философ-агностик Карл Поппер сформулировал принцип фальсификации. Человек не способен напрямую обнаружить истину, объяснял Поппер, но может обнаружить ложь и отбросить ее, тем самым приблизившись к истине. Таким образом, прогресс — это разоблачение иллюзий и заблуждений. А критерий научности — возможность опровергнуть гипотезу или теорию фактами.

Из современных ученых агностиком себя называет Нил Деграсс Тайсон — американский астрофизик и популяризатор науки. Сам он объясняет так: «Меня часто спрашивают — иногд в обвинительной манере: «Вы атеист?» Я ученый… я думаю своей головой. Когда вас причисляют к какой-то философии или движению, то навешивают на вас весь багаж и все остальное, что связано с этой философией… Я бы сказал, что наиболее подходящее слово — это агностик… Кто-то, кто не знает, не видел доказательств, но готов принять доказательства, если они есть…»

Нил Деграсс Тайсон. Кадр YouTube / Big Think

www.anews.com

Агностицизм в философии: кратко

Среди представителей различных философских школ одним из самых спорных вопросов является существование бога. Агностицизм в философии — направление, утверждающее, что мир непознаваем. Его представители утверждают, что ответить на вопрос о существовании бога невозможно. По мнению агностиков, познавательные способности человека ограничены и некоторые области знаний не могут быть изучены или возможность для их изучения появится в будущем.

История термина

фото 853

Термин «агностицизм» впервые был предложен для использования в научных кругах Т. Гексли. Английский зоолог, получив предложение присоединиться к «Метафизическому обществу», впервые всерьез задумался о своем отношении к богу и религии. Не найдя термина, который бы точно описывал его ощущения, ученый выбрал новое слово, которое, по его мнению, описывало его мироощущение.

Агностик в представлении Гексли — это человек, который не приемлет религиозных догм. Он не верит в существование ни одного из богов, поскольку оно не доказано научно. Но также допускает, что человечество сможет познать богов в будущем, или доказать, что богов не существует.

П. Кропоткин трактует историю термина по-своему. Он утверждает, что впервые его стали употреблять неверующие писатели, любившие собираться небольшой группой у Д. Ноульса, издателя журнала «Девятнадцатый век». Они предпочли отказаться от определения «атеист», предпочтя «агностик» — отрицающий гнозу.

Первые упоминания агностицизма встречаются в работах философов античного периода. О невозможности проверки и доказательства существования богов рассуждал софист Протагор и древнеиндийский философ Санджая. Он также сомневался в возможности доказать существование загробной жизни.

Связь агностицизма и религии

Агностицизм ошибочно считают религиозным верованием. Но это неверное понимание сути направления. Учение агностиков не отрицает существование богов, но не считает религии достоверным источником знаний о высшем первоначале. Оно отрицает возможность доказать истинность утверждений с помощью рационального подхода, которым руководствуются ученые в процессе изучения любой гипотезы.

Агностик может верить в бога, но быть приверженцем конкретной религии — нет. Догматические религии не оставляют места для сомнения, и противоречат агностическому убеждению в невозможности познания мира. Поэтому вера в бога может быть только неопределенной верой в идею, а не конкретный объект.

В некоторых религиях, определение бога дается кратко или не дается вообще. В буддизме и даосизме отсутствие персонифицированного бога позволяет избегать конфликта между религией и агностицизмом.

Направление в философии

В философии агностицизм как направление возник в 19 веке. Этот термин использовали для трактовки взглядов позитивистов. Они стремились избавить философию от заблуждений, и создать прочную структуру, основанную на знании. Все доказательства существования бога позитивисты считали несущественными, поскольку их нельзя было проверить на практике.

Позитивисты допускали существование высшего начала или нескольких начал, поэтому не относили себя к атеистам. Они стремились найти факты, которые подтвердили бы религиозные догмы или привели к новому пониманию божественного. Некоторые ученые верили, что возможность доказать или опровергнуть существование бога появится у ученых будущего и сформировали новое направление в философии, существующее на стыке науки и религии.

Подкатегории агностицизма

В агностицизме выделяют 4 подкатегории:

  1. Слабый. Для сторонников слабого или временного агностицизма вопрос изучения бога не имеет ответа. Они убеждены, что человеческому разуму подобное не доступно.
  2. Сильный. Его также называют абсолютным или строгим. Агностики этого направления считают доказательство существования или несуществования бога невозможным, поскольку ни одну из теорий нельзя проверить.
  3. Безразличный. Приверженцы безразличного направление считают сам вопрос существования или несуществования бога не существенным. Оно основано на убеждении, что ни у теистов ни у атеистов нет убедительных доказательств, поэтому эту тему бессмысленно рассматривать.
  4. Игностицизм. Представителей этого направления интересует не только сама возможность существования бога. В первую очередь ни стремятся дать точное определение понятию «бог». Пока в научном сообществе не будет четкого определения для объекта исследования, начать его изучение невозможно.

фото 854

Зачастую агностики не присоединяются к конкретной группе, называя себя просто агностиками, без уточнений.

Особенности агностицизма Канта

Кант сформулировал основное понимание агностицизма, как направление, изучающее разницу между априорным знанием, и информацией, полученной опытным путем. Философ полагал, что некоторые сферы науки нельзя проверить с помощью основного рационального метода познания — эксперимента. Поэтому ни одно убеждение нельзя воспринимать как истину.

В результате своих рассуждений Кант пришел к выводу, что предметы обладает двойственностью. Их отдельные свойства можно изучить с помощью органов чувств: человек может определить вес, цвет и размер предмета без дополнительных приборов. Но их скрытые характеристики без специального оборудования изучить нельзя. В науке всегда будут оставаться спорные явления, которые до конца понять невозможно.

Агностицизм как мировоззрение

Агностицизм — не просто особое отношение к вопросу веры и религии, это отдельный вид мировоззрения, находящийся между верой в сверхъестественное и научным взглядом на мир. Для агностичекого подхода важно допускать существование бога, но подвергать сомнению любые доказательства его существования.

Агностическая этика не допускает догматизма. Это не отдельная парадигма, а интеллектуальная позиция. Каждый, кто причисляет себя к агностикам, должен рассматривать религию с позиции логики. Быть агностиком — значит быть скептиком. Представителей каждой философской школы, основанной на идее отрицания абсолютного познания, можно причислить к агностикам. При этом сами учения могут кардинально отличаться друг от друга.

Знаменитые агностики

Среди представителей агностицизма можно выделить Протагора, Канта и Юма — крупнейшего шотландского философа. Среди современников Юм прославился своей политической и дипломатической деятельностью. Юм служил дипломатом в британском посольстве во Франции, и помимо основной работы занимался написанием научных трудов. Он издал фундаментальное собрание сочинений — сборник «История Англии», который быстро распространился по всем странам Западной Европы.

фото 855

Под влиянием распространившихся среди интеллектуальной элиты взглядов Юма, сформировалось следующее поколение агностиков:

  • А. Смит;
  • О. Конт;
  • О. Конт;
  • Б. Рассел.

По утверждению Юма, познание должно основываться на ощущениях и опыте. Философ также допускал существование внеопытного знания, классическим типом которого называл математику. Математическая наука появилась в результате деятельности сознания, а оно, в отличие от восприятия, субъективно.

В научном мире агностик — не практик, а наблюдатель. Он может вступать в дискуссии с представителями разных направлений, но не занимать конкретную позицию. Для современной науки скептический подход крайне важен. Он позволяет научному подходу развиваться и прогрессировать. Агностицизм — не целостная концепция, а один из способов познания мира, который никогда не приведет к конечному результату.

mystroimmir.ru

Агностицизм — Википедия

Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — термин в философии, теории познания и теологии. Сторонники агностицизма считают принципиально невозможным познание объективной действительности через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Отрицается также возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылах. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира[1].

Агностицизм возник в конце XVIII века как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.

Кроме философского агностицизма, существует агностицизм теологический и научный. В теологии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры и религии, считая её некой светской школой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения[2]. Научный агностицизм существует как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку полученный в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Этот принцип не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью.

История

Термин был введён в употребление английским зоологом, профессором Томасом Генри Гексли в 1869 году[1], когда «Метафизическое общество» предложило Гексли стать участником его заседаний[3]. «Когда я достиг интеллектуальной зрелости, — пишет Гексли, — и начал задаваться вопросом, кто же я — атеист, теист или пантеист, материалист или идеалист, христианин или свободно мыслящий человек — я пришёл к выводу, что мне не подходит ни одно из этих наименований, кроме последнего»[4]. По его определению, агно́стик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не принимает сторону какой-либо религии или веры. Также агностик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не утверждает его, поскольку убеждён в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано — либо на данный момент развития, либо вообще. Термин применяется к учению Герберта Спенсера, Уильяма Гамильтона (англ.)русск., Джорджа Беркли, Давида Юма и др.

Свой вариант происхождения этого термина приводит П. А. Кропоткин[5]: «Слово „агностики“ впервые было введено в употребление небольшой группой неверующих писателей, собиравшихся у издателя журнала „Девятнадцатый век“ („Nineteenth Century“) Джеймса Ноульса[en], которые предпочли название „агностиков“, то есть отрицающих гнозу, названию атеистов».

Агностицизм можно обнаружить уже в античной философии, в частности, у софиста Протагора, утверждавшего невозможность проверить реальность существования богов, а также в античном скептицизме. Древнеиндийский философ Санджая Белаттхапутта (англ. Sanjaya Belatthaputta), живший, как и Протагор, в V веке до нашей эры, высказывал агностическую точку зрения на существование какой-либо жизни после смерти[6][7][8][9]. В «Ригведе» есть гимн Насадья Сукта (англ.)русск. с агностической точкой зрения по вопросу о происхождении мира[10][11][12].

Видео по теме

Отношение к религиям

Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования богов, вечной жизни и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально возможности существования божественных сущностей, как и возможности отсутствия их. Отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких утверждений рациональным путём. Поэтому агностик может верить в Бога, но не может быть приверженцем догматических религий (как христианство, иудаизм, ислам), поскольку догматизм этих религий противоречит убеждению агностика о непознаваемости мира — агностик, если и верит в Бога, то лишь в рамках допущения возможности его существования, зная, что может ошибаться, так как считает приводимые аргументы в пользу существования или несуществования Бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу[13][14].

В то же время некоторые религии изначально не имеют учения о персонифицированном боге (буддизм и даосизм), что устраняет основной конфликт религии и агностицизма.

Есть ещё игностики — они не могут сказать, атеисты они или теисты, пока спрашивающий не даст определение «бога/богов» и уже в зависимости от этого определения решают, верят в такого бога или нет.

Агностицизм в истории философии

В философии агностицизмом называют не самостоятельную концепцию, а общую скептическую позицию в познании: как сомнение в адекватности доступных человеку методов, так и гносеологический пессимизм относительно объективной реальности вообще. В различной форме такие взгляды формулировались в самых разных философских школах. Например, субъективный идеализм Канта считает познание объективных сущностей принципиально невозможным для субъективного разума, а позитивизм утверждает бессмысленность постановки вопросов, выходящих за пределы доступного эмпирической проверке.

Впервые агностическую тенденцию озвучивали уже греческие софисты: Протагор учил, что «всё таково, каким оно кажется нам» (в духе гносеологического релятивизма), а Горгий сформулировал своего рода манифест агностицизма: «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже если и познаваемо, то необъяснимо для другого».

Философы-эмпирики обращали внимание, что приобретаемый опыт знакомит нас только с ощущениями, а не с самими вещами. Д. Юм сделал поэтому вывод, что мы не можем знать не только того, насколько субъективное восприятие соответствует объективной реальности, но даже и того, существует ли она вообще вне наших ощущений. И. Кант в своей Критической философии постулировал существование объективных «вещей-в-себе» (сущностей, ноуменов), реальных источников наших ощущений, однако считал единственной формой познания субъективный чувственный опыт, поэтому сделал вывод о принципиальной ограниченности познания устройством познавательных возможностей самого субъекта: мы можем познать не реальный объект, а лишь то, как он предстаёт в человеческом опыте — явление («вещь-для-нас», феномен).

Агностицизм игнорирует базовый для философии императив поиска универсального объективного основания, поэтому подвергается постоянной критике как с позиций религиозной философии, так и с позиций материализма, которые видят такое основание в Боге и в материи соответственно. Так, Лев Толстой писал: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперёд мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога»[15]. А В. И. Ленин, рассуждая о противоположности материализма и идеализма, напротив, упрекал агностицизм в интеллектуальной нерешительности и реакционности: «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, то есть на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные „махисты“»[16]. В диалектическом материализме гносеологическим основанием агностицизма называлась абсолютизация относительности, а его исторической предпосылкой — конфликт религиозного и научного мировоззрения, желание избежать этой альтернативы либо попытка их синтеза.

Известные агностики

См. также

Примечания

  1. 1 2 Философия: Энциклопедический словарь / Под редакцией А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.
  2. Бердяев Н. А. Гл. VIII. Теософия и гнозис // Философия свободного духа = Бердяев Н. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. Ч. 1—2. — Paris: YMCA-Press, 1927—1928. — М.: Республика, 1994. — 480 с. — 25 000 экз.
  3. Вышегородцева Ольга. Бертран Рассел: предисловие к переводам (рус.). Проверено 1 августа 2011. Архивировано 21 августа 2011 года.
  4. Huxley T. Agnosticism // Science and Christian Tradition. — L.: Macmillan & Co, 1909.
  5. ↑ Этика. Т. 1. М.: 1921
  6. ↑ Samaññaphala Sutta: The Fruits of the Contemplative Life. — «If you ask me if there exists another world (after death), … I don’t think so. I don’t think in that way. I don’t think otherwise. I don’t think not. I don’t think not not.». Архивировано 9 февраля 2014 года.
  7. ↑ Bhaskar (1972).
  8. Lloyd Ridgeon. Major World Religions: From Their Origins To The Present. — Taylor & Francis, March 13, 2003. — P. 63–. — ISBN 978-0-203-42313-4.
  9. ↑ «The Internet Encyclopedia of Philosophy – Protagoras (c. 490 – c. 420 BCE)», The Internet Encyclopedia of Philosophy – Protagoras (c. 490 – c. 420 BCE), <http://www.iep.utm.edu/protagor/>. Проверено 22 июля 2013. 
  10. Patri, Umesh and Prativa Devi. Progress of Atheism in India: A Historical Perspective. Atheist Centre 1940–1990 Golden Jubilee (February 1990). Проверено 29 июня 2014. Архивировано 29 июня 2014 года.
  11. Trevor Treharne. How to Prove God Does Not Exist: The Complete Guide to Validating Atheism. — Universal-Publishers, 2012. — P. 34 ff.. — ISBN 978-1-61233-118-8.
  12. Helmut Schwab. Essential Writings: A Journey Through Time: A Modern «De Rerum Natura». — iUniverse, December 10, 2012. — P. 77 ff.. — ISBN 978-1-4759-6026-6.
  13. ↑ Энциклопедия. iphras.ru. Проверено 1 января 2017.
  14. ↑ Агностицизм в философии. www.kultu-rolog.ru. Проверено 1 января 2017.
  15. ↑ Дневники и записные книжки 1895—1899 // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 53.
  16. Ленин Владимир Ильич. К двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена // Полн. собр. соч. — Т. 23. — С. 118.
  17. ↑ И. Кант Критика чистого разума Критика всякой теологии, основанной на спекулятивных принципах разума
  18. ↑ Бертран Рассел, «Кто такой агностик?»
  19. 1 2 Знаменитые агностики и атеисты
  20. ↑ «Robert Anton Wilson». Contemporary Authors Online, Gale, 2007. Reproduced in Biography Resource Center. Farmington Hills, Mich.: Thomson Gale. 2007
  21. ↑ Stephen Jay Gould. Nonoverlapping Magisteria (англ.) Natural History, 1997, 106 (март): 16-22, 61.
  22. ↑ «По отношению к Богу я агностик.» В письме М. Берковитцу, 25.10.1950. Einstein Archive 59-215; from Alice Calaprice, ed., The Expanded Quotable Einstein, Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2000, p. 216.
  23. ↑ Последний митинг Егора Гайдара. Газета «Коммерсантъ» №238 от 21.12.2009, стр. 4
  24. ↑ Я агностик. То есть «ни во что не верю, даже в черта назло всем». И в песнях моих никакие инопланетяне и привидения не проскакивали.))) (неоднократное упоминание принадлежности к агностицизму в разделе «Вопросы-Ответы» на официальном сайте группы «Ария»)
  25. Faces of the New Atheism: The Scribe, by Nicholas Thompson, Wired Magazine, Issue 14.11, November 2006.

Литература

Ссылки

wiki2.red

это… Агностицизм в философии. Известные представители агностицизма :: SYL.ru

Проблема соотношения природного объекта и познающего субъекта во все времена была чрезвычайно сложной. Очевидное свойство человеческого сознания искажать реальность в соответствии с особенностями мозговых структур, несомненно, отражается на гносеологических процессах.

Агностицизм и религия

Агностицизм – это совокупность представлений о принципиальной непознаваемости мира. Данное учение не отрицает необходимость накопления научных фактов. Оно лишь указывает на невозможность полного, точного и объективного знания.

Традиционно агностицизм связывают с религией. Представители данного философского течения утверждают, что существование Бога невозможно проверить, подтвердить или опровергнуть.

Философское направление

Агностицизм в философии – это направление, возникшее в конце 19 века. Данное понятие применялось в рамках деятельности позитивистов. Однако мнения о невозможности установления первоначал мироздания придерживались еще древние греки, в частности Протагор.

Агностики постоянно находились в поисках научных фактов, подтверждающих те или иные «прописные истины». Утверждая невозможность доказательства существования божественных первопричин, философы не были атеистами. Они допускали существование высшего начала.

Позиция и мировоззрение

Агностицизм – это мировоззрение, представляющее собой нечто среднее между верой и научной объективностью. Очень важным для такой философии является признание возможности существования сверхъестественного. Сомнению подвергается только возможность объективного доказательства его присутствия на земле.

Агностицизм в философии – это не парадигма или школа. Это интеллектуальная позиция. Человек, признающий себя агностиком, препарирует идею веры с помощью логики. Он считает доказательства существования Бога недостаточными для однозначного понимания. Вместе с тем философы данного направления допускают возможность присутствия в природе высших сил.

Агностицизм – это тотальный скептицизм. Критичная позиция апологетов данного учения связана с научным взглядом на мир. Агностиками можно считать представителей каждой философской школы, в которой позиционируется невозможность абсолютного познания истины. В остальном учения могут быть совершенно различными. Автором термина является английский биолог Томас Хаксли.

агностицизм это

Причина и следствие

Агностицизм – это тенденция, которая имеет ряд интересных последствий. Критическое отношение к собственным интеллектуальным усилиям ведет к тому, что человек вообще перестает что-либо категорически утверждать. Отсутствие абсолютной истины приводит к множеству разнообразных частных «правд». Это воспринимается как норма и служит основанием для популярной ныне постмодернистской доктрины.

Крайняя степень агностицизма связана с деятельностью древнегреческих философов-софистов. Представители этой школы, как свидетельствует история, могли одинаково убедительно доказывать и опровергать любое высказывание. Истина как таковая их не интересовала, все сводилось к умелому жонглированию словами и смыслами.

агностицизм в философии это

Что думал по этому поводу Кант

Агностицизм Канта связан с размышлениями о представлениях, приобретенных опытным путем, и так называемом априорном знании. По мнению философа, некоторую часть добытого человечеством интеллектуального багажа невозможно проверить экспериментально. Поэтому мы никогда не будем твердо уверены в истинности наших достижений.

Рассуждая о возможности научного познания мира, Кант пришел к выводу о двойственности предметов. Некоторые свойства вещей, например массу или цвет, возможно определить с помощью человеческих чувств. Другие характеристики, например молекулярное строение, выявить без специальных приборов нельзя. Потенциально всегда есть какие-то черты и признаки, которые невозможно познать до конца.

агностицизм канта

Расширение научного горизонта

Научные открытия подтверждают это. Изучив молекулы, а потом и атомы, ученые встали перед проблемой субатомных частиц и кварков. А исследование звездных систем и галактик закономерно приводит к вопросам, связанным с темной материей и энергией.

Постоянное расширение научных горизонтов не отрицает познаваемость мира. Агностицизм как условие непрерывного развития и совершенствования знаний лежит в основе всей современной цивилизации. Все явления и законы природы изучаются человеком. Поэтому особенности познающего субъекта находятся в центре внимания философов.

Сегодня агностицизм можно рассматривать с двух точек зрения. В предельно широком понимании данная тенденция является предпосылкой современного научного познания. В более узком толковании с этим учением связана совокупность всех философских тенденций, основанных на признании множественности равнозначных идей, мнений, оценок и позиций.

Вопросы и ответы

Проблемы агностицизма обусловлены лежащими в его основе сомнением и недоверием. В философии, претендующей на звание материалистической, должны предоставляться аргументированные и убедительные ответы на острые жизненные вопросы. Агностики не могут их дать. Апологет данного учения не сомневается во всем подряд, как это делает скептик. Он не говорит «не знаю». Агностик уверен, что на неоднозначный вопрос можно ответить как «да», так и «нет». То есть возможны полярно противоположные утверждения.

познаваемость мира агностицизм

Агностики считают, что продукт деятельности человеческого сознания, будь то научное открытие или философский трактат, не является подлинным отражением действительности. Это всего лишь ее зеркало, символическое замещение.

Знаменитые агностики: кем они были

Представители агностицизма – это упоминаемые ранее Протагор и Иммануил Кант, а также крупнейший шотландский философ 18 века Дэвид Юм. Он был юристом, дипломатом, коммерсантом и литератором. Юм опубликовал «Трактат о человеческой природе», изданный в трех книгах. Среди современников он был известен как политик, дипломат и историк. Дэвид Юм является автором многотомной «Истории Англии», нашедшей своих читателей во всех странах европейского континента. В качестве дипломата работал в британском посольстве при дворе короля Людовика во Франции. Известно, что Юм состоял в переписке с Вольтером, бывшим активным почитателем его трудов.

проблемы агностицизма

Гносеологический агностицизм этого прославленного шотландского философа оказал влияние на интеллектуалов последующих поколений: Адама Смита, Огюста Конта, Чарльза Дарвина, Бертрана Рассела. Дэвид Юм утверждал, что основой познания являются опыт и ощущения. Не отрицал он и существование так называемого внеопытного знания, образцом которого считал математику. Человеческое восприятие объективно. А вот деятельность сознания, согласно мнению философа, таковой не является. Существование внешнего мира ничем не может быть ни подтверждено, ни опровергнуто.

Агностик обычно занимает позицию отстраненного наблюдателя. При этом он может полемизировать с обеими сторонами спора. Агностицизм как критическая установка и полемическая позиция является важной частью современного научного подхода к изучению мира. Это не философская теория или целостная концепция. Агностицизм – это, скорее, путь к познанию истины, который никогда не будет пройден до конца, потому что Вселенная безгранична, как и микромир.

представители агностицизма

Основа современной цивилизации

Именно критическое отношение к добытому знанию двигает науку вперед. Представим, что было бы, если каждую теорию принимать на веру и считать незыблемой. Это уже будет не наука. Тщательная экспериментальная проверка и периодический пересмотр общепринятой парадигмы лежат в основе развития цивилизации. Такой подход никто не называет агностицизмом, но он является фундаментом, глубоко скрытым в самом начале становления общества.

гносеологический агностицизм

Агностицизм является своеобразным противоядием от многих вещей. Например, от безграничной веры в научно-технический прогресс. Людям свойственно искать панацею – спасение от всех несчастий. При этом поиски направлены на внешний мир, а не на самого человека. Агностицизм предостерегает от этого.

Средство выживания

Только постоянный контроль и ответственность за свои действия позволят людям медленно и осторожно продвигаться по пути совершенствования. Каждый силовой конфликт, приводящий к гибели, должен восприниматься как ошибка. А шаги, приведшие к нему, необходимо тщательно анализировать, дабы впредь такого не допустить.

В 20 веке целостность человека распадается. Прежде единое ощущение разума, добра и красоты сегодня утратило смысл. Часто в этом обвиняют модный в начале прошлого столетия рационализм. Именно агностицизм стал своеобразной прививкой от тотального механицизма, в который превратились многие направления позитивистской философии. Будущее – за критикой и скепсисом. Но не следует забывать, что есть в мире такие незыблемые понятия, как любовь, добро и красота.

www.syl.ru

Агностицизм — Википедия

Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — термин в философии, теории познания и теологии. Сторонники агностицизма считают принципиально невозможным познание объективной действительности через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Отрицается также возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылах. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира[1].

Агностицизм возник в конце XVIII века как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.

Кроме философского агностицизма, существует агностицизм теологический и научный. В теологии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры и религии, считая её некой светской школой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения[2]. Научный агностицизм существует как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку полученный в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Этот принцип не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью.

История

Термин был введён в употребление английским зоологом, профессором Томасом Генри Гексли в 1869 году[1], когда «Метафизическое общество» предложило Гексли стать участником его заседаний[3]. «Когда я достиг интеллектуальной зрелости, — пишет Гексли, — и начал задаваться вопросом, кто же я — атеист, теист или пантеист, материалист или идеалист, христианин или свободно мыслящий человек — я пришёл к выводу, что мне не подходит ни одно из этих наименований, кроме последнего»[4]. По его определению, агно́стик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не принимает сторону какой-либо религии или веры. Также агностик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не утверждает его, поскольку убеждён в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано — либо на данный момент развития, либо вообще. Термин применяется к учению Герберта Спенсера, Уильяма Гамильтона (англ.)русск., Джорджа Беркли, Давида Юма и др.

Свой вариант происхождения этого термина приводит П. А. Кропоткин[5]: «Слово „агностики“ впервые было введено в употребление небольшой группой неверующих писателей, собиравшихся у издателя журнала „Девятнадцатый век“ („Nineteenth Century“) Джеймса Ноульса[en], которые предпочли название „агностиков“, то есть отрицающих гнозу, названию атеистов».

Агностицизм можно обнаружить уже в античной философии, в частности, у софиста Протагора, утверждавшего невозможность проверить реальность существования богов, а также в античном скептицизме. Древнеиндийский философ Санджая Белаттхапутта (англ. Sanjaya Belatthaputta), живший, как и Протагор, в V веке до нашей эры, высказывал агностическую точку зрения на существование какой-либо жизни после смерти[6][7][8][9]. В «Ригведе» есть гимн Насадья Сукта (англ.)русск. с агностической точкой зрения по вопросу о происхождении мира[10][11][12].

Отношение к религиям

Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования богов, вечной жизни и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально возможности существования божественных сущностей, как и возможности отсутствия их. Отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких утверждений рациональным путём. Поэтому агностик может верить в Бога, но не может быть приверженцем догматических религий (как христианство, иудаизм, ислам), поскольку догматизм этих религий противоречит убеждению агностика о непознаваемости мира — агностик, если и верит в Бога, то лишь в рамках допущения возможности его существования, зная, что может ошибаться, так как считает приводимые аргументы в пользу существования или несуществования Бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу[13][14].

В то же время некоторые религии изначально не имеют учения о персонифицированном боге (буддизм и даосизм), что устраняет основной конфликт религии и агностицизма.

Есть ещё игностики — они не могут сказать, атеисты они или теисты, пока спрашивающий не даст определение «бога/богов» и уже в зависимости от этого определения решают, верят в такого бога или нет.

Агностицизм в истории философии

В философии агностицизмом называют не самостоятельную концепцию, а общую скептическую позицию в познании: как сомнение в адекватности доступных человеку методов, так и гносеологический пессимизм относительно объективной реальности вообще. В различной форме такие взгляды формулировались в самых разных философских школах. Например, субъективный идеализм Канта считает познание объективных сущностей принципиально невозможным для субъективного разума, а позитивизм утверждает бессмысленность постановки вопросов, выходящих за пределы доступного эмпирической проверке.

Впервые агностическую тенденцию озвучивали уже греческие софисты: Протагор учил, что «всё таково, каким оно кажется нам» (в духе гносеологического релятивизма), а Горгий сформулировал своего рода манифест агностицизма: «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже если и познаваемо, то необъяснимо для другого».

Философы-эмпирики обращали внимание, что приобретаемый опыт знакомит нас только с ощущениями, а не с самими вещами. Д. Юм сделал поэтому вывод, что мы не можем знать не только того, насколько субъективное восприятие соответствует объективной реальности, но даже и того, существует ли она вообще вне наших ощущений. И. Кант в своей Критической философии постулировал существование объективных «вещей-в-себе» (сущностей, ноуменов), реальных источников наших ощущений, однако считал единственной формой познания субъективный чувственный опыт, поэтому сделал вывод о принципиальной ограниченности познания устройством познавательных возможностей самого субъекта: мы можем познать не реальный объект, а лишь то, как он предстаёт в человеческом опыте — явление («вещь-для-нас», феномен).

Агностицизм игнорирует базовый для философии императив поиска универсального объективного основания, поэтому подвергается постоянной критике как с позиций религиозной философии, так и с позиций материализма, которые видят такое основание в Боге и в материи соответственно. Так, Лев Толстой писал: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперёд мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога»[15]. А В. И. Ленин, рассуждая о противоположности материализма и идеализма, напротив, упрекал агностицизм в интеллектуальной нерешительности и реакционности: «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, то есть на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные „махисты“»[16]. В диалектическом материализме гносеологическим основанием агностицизма называлась абсолютизация относительности, а его исторической предпосылкой — конфликт религиозного и научного мировоззрения, желание избежать этой альтернативы либо попытка их синтеза.

Известные агностики

См. также

Примечания

  1. 1 2 Философия: Энциклопедический словарь / Под редакцией А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.
  2. Бердяев Н. А. Гл. VIII. Теософия и гнозис // Философия свободного духа = Бердяев Н. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. Ч. 1—2. — Paris: YMCA-Press, 1927—1928. — М.: Республика, 1994. — 480 с. — 25 000 экз.
  3. Вышегородцева Ольга. Бертран Рассел: предисловие к переводам (рус.). Проверено 1 августа 2011. Архивировано 21 августа 2011 года.
  4. Huxley T. Agnosticism // Science and Christian Tradition. — L.: Macmillan & Co, 1909.
  5. ↑ Этика. Т. 1. М.: 1921
  6. ↑ Samaññaphala Sutta: The Fruits of the Contemplative Life. — «If you ask me if there exists another world (after death), … I don’t think so. I don’t think in that way. I don’t think otherwise. I don’t think not. I don’t think not not.». Архивировано 9 февраля 2014 года.
  7. ↑ Bhaskar (1972).
  8. Lloyd Ridgeon. Major World Religions: From Their Origins To The Present. — Taylor & Francis, March 13, 2003. — P. 63–. — ISBN 978-0-203-42313-4.
  9. ↑ «The Internet Encyclopedia of Philosophy – Protagoras (c. 490 – c. 420 BCE)», The Internet Encyclopedia of Philosophy – Protagoras (c. 490 – c. 420 BCE), <http://www.iep.utm.edu/protagor/>. Проверено 22 июля 2013. 
  10. Patri, Umesh and Prativa Devi. Progress of Atheism in India: A Historical Perspective. Atheist Centre 1940–1990 Golden Jubilee (February 1990). Проверено 29 июня 2014. Архивировано 29 июня 2014 года.
  11. Trevor Treharne. How to Prove God Does Not Exist: The Complete Guide to Validating Atheism. — Universal-Publishers, 2012. — P. 34 ff.. — ISBN 978-1-61233-118-8.
  12. Helmut Schwab. Essential Writings: A Journey Through Time: A Modern «De Rerum Natura». — iUniverse, December 10, 2012. — P. 77 ff.. — ISBN 978-1-4759-6026-6.
  13. ↑ Энциклопедия. iphras.ru. Проверено 1 января 2017.
  14. ↑ Агностицизм в философии. www.kultu-rolog.ru. Проверено 1 января 2017.
  15. ↑ Дневники и записные книжки 1895—1899 // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 53.
  16. Ленин Владимир Ильич. К двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена // Полн. собр. соч. — Т. 23. — С. 118.
  17. ↑ И. Кант Критика чистого разума Критика всякой теологии, основанной на спекулятивных принципах разума
  18. ↑ Бертран Рассел, «Кто такой агностик?»
  19. 1 2 Знаменитые агностики и атеисты
  20. ↑ «Robert Anton Wilson». Contemporary Authors Online, Gale, 2007. Reproduced in Biography Resource Center. Farmington Hills, Mich.: Thomson Gale. 2007
  21. ↑ Stephen Jay Gould. Nonoverlapping Magisteria (англ.) Natural History, 1997, 106 (март): 16-22, 61.
  22. ↑ «По отношению к Богу я агностик.» В письме М. Берковитцу, 25.10.1950. Einstein Archive 59-215; from Alice Calaprice, ed., The Expanded Quotable Einstein, Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2000, p. 216.
  23. ↑ Последний митинг Егора Гайдара. Газета «Коммерсантъ» №238 от 21.12.2009, стр. 4
  24. ↑ Я агностик. То есть «ни во что не верю, даже в черта назло всем». И в песнях моих никакие инопланетяне и привидения не проскакивали.))) (неоднократное упоминание принадлежности к агностицизму в разделе «Вопросы-Ответы» на официальном сайте группы «Ария»)
  25. Faces of the New Atheism: The Scribe, by Nicholas Thompson, Wired Magazine, Issue 14.11, November 2006.

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Агностицизм Википедия

Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей; позиция религиозного агностицизма заключается в том, что люди не могут знать ничего достоверного о Боге (или богах)[1][2][3][4][5]. В общеупотребительном смысле (особенно в англоязычной литературе) агностицизм нередко смешивают с атеизмом, со скептицизмом в отношении религии вообще[1][2][4].

Сторонники агностицизма в широком смысле считают принципиально невозможным познание объективной действительности через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Отрицается также возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылах. Этот термин используется в философии, теории познания и теологии[5].

Кроме философского агностицизма, существует агностицизм теологический и научный. В теологии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры и религии, считая её некой светской школой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения[6]. Научный агностицизм существует как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку полученный в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира, то есть, хотя познание возможно, но оно всегда остаётся неточным.[7]

Термин был введён в употребление английским зоологом, профессором Томасом Генри Гексли в 1869 году[5], когда «Метафизическое общество» предложило Гексли стать участником его заседаний[8]. «Когда я достиг интеллектуальной зрелости, — пишет Гексли, — и начал задаваться вопросом, кто же я — атеист, теист или пантеист, материалист или идеалист, христианин или свободно мыслящий человек — я пришёл к выводу, что мне не подходит ни одно из этих наименований, кроме последнего»[9]. По его определению, агно́стик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не принимает сторону какой-либо религии или веры. Также агностик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не утверждает его, поскольку убеждён в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано — либо на данный момент развития, либо вообще. Термин применяется к учению Герберта Спенсера,

ruwikiorg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *