Совесть — что это такое
Главная / ЧАстые ВОпросы20 января 2021
- Что это такое
- Свобода совести и ее искажения
- Не делать зла или творить добро
- Муки нечистой совести
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Пожалуй, нет ни одного человека на нашей планете, кто бы не был знаком с понятием совести.
А если вы думаете, что ничего о ней не знаете, и она вас никогда не мучила, то вспомните одну из ситуаций, в которой внутренний голос упрямо шептал вам: «Нехорошо поступил, не по-человечески это, некрасиво, стыдно, так нельзя!»
Вот это он и был – голос вашей совести. Зачем она нужна, как рождается и куда исчезает в отдельных моментах? Давайте разбираться.
Природа совести — что это такое
Если разобрать это слово на составляющие, то получим «со» и «весть» – со-общение или со-действие. Есть версия, что совесть является голосом Бога, то есть его вестью, вспомогательным указанием на то, что вы делаете что-то неправильное.
Часто бывает так, что хочется отомстить обидчику, наказать его по заслугам, но внутренний голос отговаривает, призывает быть выше этого, добрее. И чем ближе человек душой к Творцу, тем яснее и громче слышит он этот голос.
Основной функцией данного чувства является регуляция поведения, различение добра от зла, благодати от греха. Это своеобразный цензор, который не дает человеку стать плохим, совершая дурные поступки.
Личный опыт показывает, что очень часто совесть не поддается контролю и действует самостоятельно. Как бы ты ни оправдывал свой нелицеприятный поступок перед самим собой, совесть все равно докажет тебе обратное.
Будет грызть, мучить и терзать до тех пор, пока ты не признаешься сам себе, что поступил подло и не раскаешься в своем деянии. И лишь тогда наступит облегчение.
Антропологи, изучая человеческий вид разных времен и народов, пришли к выводу, что чувство совестливости присуще всем людям. Даже самые отсталые в культурном смысле племена – и те знают, что такое совесть.
Отсюда следует вывод, что она является всеобщим правилом нравственности любого уровня, то есть присутствует у каждого человека в той или иной мере, независимо от его воспитания, образования и статуса.
Свобода совести и ее искажения
Интересный факт: свобода совести закреплена в конституции Российской Федерации, позволяющей человеку самому устанавливать для себя моральные нормы и правила, считать что есть добро, а что зло, что приемлемо, а что нет.
Например, некоторые женщины считают, что иметь сексуальные отношения одновременно с несколькими мужчинами нормально, а другие начинают гореть от стыда только от одного упоминания об этом.
С правовой точки зрения, все эти женщины вольны пользоваться своим законным правом на свободу совести и поступать в личных интересах.
Совесть не является врожденной: она прививается человеку в процессе воспитания и социализации (что это такое?) как основа, на которой базируется нравственная система ценностей человека.
Так как семьи бываю разные, то и свобода совести у отдельных индивидов имеет свой размах. Например, в семье где взрослые жестоко относились к животным и друг другу, вырастит личность (что это такое?), для которой ударить другого – пустяковое дело. И наоборот, если ребенок в детстве наблюдал дружелюбное взаимодействие родителей с миром, то в будущем он станет добрым и отзывчивым человеком.
Таким образом, часто сам того не осознавая, малыш приобретает искаженное чувство совести. В будущем этот факт негативно отразится на его жизни в социуме: его будут отвергать из-за «уродливого» мировоззрения и соответствующих поступков. Человек будет страдать, болеть неврозом и вряд ли добьется какого-либо успеха в обществе.
Искажения бывают следующих видов:
- Неверно сформированная – это воспитание в человеке качеств и привитие ценностей, не соответствующих моральным законам, по которым живет общество. Примером может служить вышеописанная ситуация, где человек имеет внутреннее право ударить другого и не считает такой поступок чем-то необычным или неправильным.
- Гипертрофированное чувство вины – это искажение является результатом «слишком правильного» воспитания, постоянного обвинения и пристыживания ребенка. Со временем он превращается в личность, живущую по строгому шаблону.
Такой человек существует в постоянном напряжении из-за страха сделать что-то не так и быть наказанным. Его преследует чувство одиночества и душевные терзания. А если ему и хочется сделать это «что-то не так», то голос совести в директивной манере подавляет любые его отклонения от нормы.
- Консервативный вид совести – это слепое следование моральным законам. Такой особенностью обладают люди негибкие, но очень ответственные. Например, человек спешит на совещание, а по дороге встречает кого-то, кто нуждается в помощи. Но так как впереди важная встреча, на которую опаздывать нельзя, он просто пройдет мимо и не поможет нуждающемуся.
Оправдывание своих «грехов» заключается в игнорировании внутреннего голоса. Все мы знаем, что муки совести очень неприятны, болючи и доставляют моральный, а иногда и физический дискомфорт. В поисках того, как избегать подобной расплаты за свои деяния человек придумал простой способ – оправдать себя.
Ну, хорошо. Оправдал ты себя один раз, второй…десятый. Со временем подобные действия приведут к тому, что личность начнет деградировать в результате потери большей части внутренних ценностей и моральных принципов.
Не делать зла или творить добро?
Что лежит в основе совести? Чувство стыда и вины. Ведь именно через них родители призывают своих отпрысков к правильным решениям и действиям. «Почему ты не уступил место девочке? Как тебе не стыдно? Плохой мальчик», «Не делай так, ведь о тебе плохо подумают!», «Как так можно поступать? Ни стыда, ни совести!»
В результате именно таких посланий в нас закрепляется совесть. Сделал доброе дело и на душе приятно, ведь соответствуешь тем принципам, которые так усердно вдалбливали в детстве.
А если наши мысли и действия прямо противоречат тому, чему нас учили, то становится стыдно – «я не такой, как надо, а значит плохой» или виновато – «мой поступок ужасен, нет мне прощения».
Когда родители перебарщивают в воспитании, то у ребенка формируется один из видов искаженной совести, которые описаны выше. Где же та грань между адекватной совестью и ее уродливой формой? Как воспитать морально-нравственного человека и гражданина и не перегнуть палку?
На мой взгляд, выход один: прививать это чувство не через негативный опыт (ты плохой, тебе должно быть стыдно), а через позитивный (посмотри, как улыбается девочка, с которой ты поделился конфетой).
Муки нечистой совести
Абсолютно чистая совесть является утопией, то есть идеалом, которого нет. Все люди грешные, склонные ошибаться, иногда действовать на эмоциях, а потом жалеть. Все мы бываем слабы духом и время от времени руководствуемся низменными чувствами и намерениями, поэтому вопрос «как с этим жить» остается актуальным во все времена.
Раз сохранить ее в идеальном виде не получается, то как можно ее хотя бы отмыть, привести в божеский вид, отбелить, если сильно запачкалась? Ну, чтобы не грызла злостно, а хотя бы нежно посасывала?
Вариант первый – обратиться к религии. Согласно ее учениям, согрешивший человек не является обреченным и может искупить свою вину только через покаяние. Единственное условие – это раскаяние должно быть действительно искренним.
Огромным достоинством христианства является именно возможность верующих избавиться от мук совести через исповедь служителю церкви. Последний, имея некоторые божьи полномочия, отпускает грехи просящему об этом. Чистая, а значит спящая совесть является залогом спокойной, гармоничной жизни. Поэтому не грешите, а если что – бегом каяться!
Еще один способ избавиться от душевных терзаний – простить себя самому. Ведь с точки зрения психологии, совесть – это самоистязание за то, что нарушил собственные правила, предал сам себя.
Мы ругаем себя и виноватим так, как это делали с нами в детстве значимые взрослые. Эти нравоучения навсегда селятся в психике и активизируются в ситуациях, которые не соответствуют нормам нашего воспитания. Сам нагрешил, сам поругал.
Однако, человек очень самостоятельное существо. Раз так, тогда нам под силу подарить себе свое прощение, избавиться от страданий и самонаказания.
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
Что такое совесть?
Вопрос: Что такое совесть?Ответ:
Совесть является частью человеческой психики, она вызывает душевную боль и чувство вины, когда мы нарушаем ее устои, и дает чувство удовольствия и удовлетворения, если наши действия, мысли и слова соответствуют нашей системе ценностей. Древнегреческое слово, переводимое как «совесть» во всем Новом Завете, – это «suneidēsis», означающее «моральную осведомленность» или «нравственное сознание». Совесть реагирует, когда чьи-то действия, мысли и слова соответствуют или противоречат стандартам относительно того, что правильно и неправильно.В Ветхом Завете нет аналога слову «suneidēsis» из Нового Завета. Отсутствие слова «совесть» на иврите может быть связано с еврейским мировоззрением, которое было общинным, а не индивидуальным. Евреи считали себя не индивидуальными лицами, а членами общины завета, которая коллективно подчиняется Богу и Его законам. Иными словами, евреи были уверены в своем положении перед Богом, если еврейский народ в целом был с Ним в хороших отношениях.
Новозаветная концепция совести носит более индивидуалистичный характер и включает в себя три основных истины. Во-первых, совесть является данной Богом способностью человека к самооценке. Павел несколько раз говорил о своей собственной совести как о «чистой» (Деяния 23:1; 24:16; 1 Коринфянам 4:4). Он проанализировал свои слова и поступки и обнаружил, что они соответствуют его системе морали и ценностей, которые, конечно же, основывались на Божьих стандартах. Его совесть подтверждала чистоту его сердца.
Во-вторых, Новый Завет изображает совесть в качестве свидетеля. Павел говорит, что язычники имеют совесть, что свидетельствует о том, что Закон Божий записан у них в сердцах, даже хотя они и не знали Закон Моисея (Римлянам 2:14-15). Он также называет свою совесть свидетелем того, что он говорит правду (Римлянам 9:1) и обходится с окружающими в святости и искренности (2 Коринфянам 1:12). Он также говорит, что его совесть говорит ему, что его действия видны Богу, и надеется, что то же самое имеет место и других людей (2 Коринфянам 5:11).
В-третьих, совесть находится на службе у системы ценностей человека. Слабая система ценностей ведет к немощной совести, в то время как полностью зрелая система ценностей ведет к сильному ощущению того, что правильно, а что – нет. В христианской жизни совестью может управлять неадекватное понимание библейских истин, что приведет к возникновению чувства вины и стыда, несоразмерного с важностью рассматриваемых вопросов. Становление в вере укрепляет совесть.
Последняя функция совести относится к тому, о чем Павел говорит, увещевая относительно употребления еды, принесенной в жертву идолам. Он считал, что, так как идолы не являются реальными богами, то не имеет никакого значения, была ли пища принесена им в жертву или нет. Но в коринфской церкви люди были слабы в своем знании Божьего Слова и считали, что такие боги на самом деле существовали. Эти незрелые верующие приходили в ужас при мысли об употреблении еды, принесенной в жертву богам, потому что их совесть основывалась на ошибочных предрассудках и суеверных представлениях. Поэтому Павел призвал тех, кто был более зрел, не применять свою свободу относительно еды, если это могло привести к тому, что совесть их более «незрелых» братьев осуждала бы эти действия. Урок заключается в том, что даже если наша совесть чиста благодаря зрелой вере, мы не должны стать причиной того, что те, у кого она слабее, пошатнутся от наших действий.
В Новом Завете также говорится о «клейменной» совести, которая стала бесчувственной, как после прижигания раскаленным железом (1 Тимофею 4:1-2). Такая закаленная и огрубевшая совесть больше ничего не чувствует. Человек с клейменной совестью больше не слышит ее побуждений, и может грешить еще больше, обманывать себя, думая, что с его душой все в порядке, и относиться к другим бесчувственно и без сострадания.
Будучи христианами, мы должны содержать нашу совесть в чистоте, повинуясь Богу и поддерживая с Ним хорошие отношения. Мы делаем это, применяя Его Слово, которое постоянно обновляет и смягчает наши сердца. Мы считаемся с теми, чья совесть слаба, относясь к ним с христианской любовью и состраданием.
Тебя не мучает совесть — Translation into English — examples Russian
These examples may contain rude words based on your search.
These examples may contain colloquial words based on your search.
Тебя не мучает совесть, что ты заняла её место?
Suggest an example
Разве тебя совсем не мучает совесть из-за этого?
Тебя ведь не мучает совесть, правда, Джим?
Тебя что, даже не мучает совесть из-за этого?
И как тебя совесть не мучает?
Ты… тебя совсем совесть не мучает, нет?
Неужели вас
Нет, меня не мучает совесть, потому что тот отчет скрыл не я.
Если Вас мучает совесть, агент.
Да, меня постоянно мучает совесть.
Фрэнки объяснил мне, что тебя мучает совесть.
И, впервые за всю мою карьеру, меня мучает совесть.
Я действительно купилась на парня которого мучает совесть.
30 минут веселья, а потом целый месяц мучает совесть.
Если Вас мучает совесть, подумайте об этом иначе.
If your conscience is bothering you, think of it like this.Через неё, меня мучает совесть
И мне очевидно, что его мучает совесть.
Слушайте, это очевидно, что вас мучает совесть!
Сейчас тебя мучает совесть только из-за одной проблемы.
Слово СОВЕСТЬ — Что такое СОВЕСТЬ?
Слово состоит из 7 букв: первая с, вторая о, третья в, четвёртая е, пятая с, шестая т, последняя ь,
Слово совесть английскими буквами(транслитом) — sovest
Значения слова совесть. Что такое совесть?
Совесть
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков…
ru.wikipedia.org
СОВЕСТЬ — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство.
Философская энциклопедия
СОВЕСТЬ — способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга. Феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт («укоры, муки совести»)…
Новая философская энциклопедия. — 2003
СОВЕСТЬ (греч. syneidesis, лат. conscientia) — обычно трактуется как способность человека различать добро и зло, как внутренний голос, говорящий нам о нравственной правде, о высших ценностях, о нашем достоинстве.
Краткий религиозно-философский словарь. — 1996
Совесть — непосредственное ощущение человеческой души ее отношения к тому нравственному закону, который ею признан и неподкупно свидетельствует внутри человека, одобряя или осуждая его; отношение к тому закону, который говорит ему…
Библейский энциклопедический словарь. — 1868
Совесть (соотносится с ведать «знать», весть, буквально «сознание», «совместное знание») – нравственное сознание, нравственное чутье, внутреннее сознание добра и зла, чувство, побуждающее к истине и добру и отвращающее от лжи и зла.
Летягова Т.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь. — 2011
Совесть -нравственное чувство, сознание и разумение человеческой души своих собственных поступков и побуждений (Рим 2.15). Совесть не есть голос Божий…
Вихлянцев В. Библейский словарь. — 1994
СОВЕСТЬ Обоснованный набор интериоризованных моральных принципов который позволяет оценивать правильность и неправильность совершаемых или наблюдаемых действий.
Оксфордский словарь по психологии. — 2002
Совесть (телесериал)
СОВЕСТЬ (1974) «СОВЕСТЬ», СССР, Экран (Останкино), 1974, ч/б. Детективный телесериал. Расследование загадочного убийства одинокого немолодого мужчины, совершенного в одной из московских квартир, приводит к разоблачению военного преступника…
Энциклопедия кино. — 2010
«Совесть» — пятисерийный советский детективный телесериал 1974 года по сценарию Василия Ардаматского. Премьера — 26 августа 1974 года. На одной из улиц Москвы совершено загадочное убийство.
ru.wikipedia.org
Узник совести
Узник совести (англ. prisoner of conscience) — термин, введённый в обращение в начале 1960-х годов основателем организации Amnesty International британским юристом и правозащитником Питером Бененсоном и относящийся к человеку…
ru.wikipedia.org
— Узник совести — это человек, физическая свобода которого ограничена тюремным заключением либо иным способом из-за его политических, религиозных или иных убеждений, а также этнического происхождения, пола, расы, языка…
Справочник международной амнистии. — 2002
Свобода совести
СВОБОДА СОВЕСТИ — право самостоятельного выбора человеком своей мировоззренческой позиции, в том числе отношения к религии и свободомыслию. Это право закреплено в международных правовых актах. В «Парижской хартии для новой Европы»…
Евразийская мудрость от А до Я
СВОБОДА СОВЕСТИ — право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять релит, культы или вести атеистич. пропаганду. Таково марксист.-ленин. понимание С. с. и ее определение, содержащееся в Конституции СССР.
Атеистический словарь. — М, 1986
СВОБОДА СОВЕСТИ – право граждан СССР исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии. С. с. является одной из законодательно закреплённых в Конституции СССР демократических свобод (см. Свободы демократические) граждан СССР…
Советский юридический словарь. — 1953
Свобода мысли и совести
Свобода мысли и совести Одно из основных личных прав человека, означает, прежде всего, свободу человека от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей.
Словарь терминов к курсу по правам человека
СВОБОДА МЫСЛИ И СОВЕСТИ — одно из основных личных прав человека; означает прежде всего свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей.
Словарь юридических терминов. — 2000
СВОБОДА МЫСЛИ И СОВЕСТИ — в конституционном праве — одна из основных личных свобод человека, означает, прежде всего, свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей.
Словарь экономики и права. — 2005
Русский язык
Со́весть/.
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
Со́весть, -и.
Орфографический словарь. — 2004
Примеры употребления слова совесть
Моя совесть перед клубом чиста, переговоры вел, но с разрешения руководителя клуба.
И он сам перед собой отвечал за то, что подсказывала ему совесть художника и гражданина.
Вы будете яростно защищаться, если задета ваша совесть или раскрыта ваша тайна.
Мы играли в отчаянный хоккей, показали свой характер и работали действительно на совесть.
Мало того что он привычно на совесть отрабатывал в обороне, так ещё и в нападении преуспел.
Те, кто пришли вовремя возмущались: «Хоть бы совесть была, артист распинается!».
- совестливый
- совестно
- совестный
- совесть
- советизация
- советизированный
- советизироваться
«Совесть. Происхождение нравственной интуиции»
Дурные поступки с детства вызывают у нас угрызения совести, а хорошие — чувство удовлетворения. Однако в процессе взросления становится ясно, что поступать по совести не так-то просто, а универсальных нравственных истин больше одной. Как мы отличаем хорошее от плохого? И что вообще такое совесть — плод воспитания или нечто присущее человеку от природы? Ответам на эти вопросы посвящена книга «Совесть. Происхождение нравственной интуиции» (издательство «Альпина нон-фикшн»). Опираясь на открытия нейронаук, генетики, экономики и антропологии, специалистка в области философии сознания и этики Патриция Черчленд рассказывает, почему человеческий мозг с первых дней настроен на формирование эмоциональных связей, нравственные установки передаются из поколения в поколение, а нормы морали не одинаковы в разных культурах. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, в котором рассказывается, как игра «Ультиматум» демонстрирует разницу в понимании несправедливости у разных культур, а также механизм пересмотра социальной нормы.
Социальные нормы о ожидания
В своих ожиданиях и реакциях мы ориентируемся на социальные нормы, отвечающие, например, за такие проявления, как честность и лживость. Обнаружив, что однокурсник жульничает на экзамене, заранее добыв правильные ответы, студенты начнут возмущаться несправедливостью, а жулика могут подвергнуть остракизму. Когда профессиональный велогонщик Лэнс Армстронг признал наконец, что годами принимал допинг, в спортивных кругах его осудили за нечестно завоеванные семь побед на «Тур де Франс» и теперь не только не допускают к соревнованиям, но и бойкотируют.
Несправедливость при распределении еды, как наглядно продемонстрировали Франс де Вааль и его коллеги, не остается незамеченной и для обезьян. Капуцины, участвующие в его эксперименте, любят и виноград, и огурцы, но предпочитают все же виноград. У обезьяны в клетке стоит корзинка с мелкими камешками, которые она приучена выдавать организатору, чтобы взамен получить лакомство. В эксперименте на чувствительность к несправедливости одной обезьяне в обмен на камешек достается виноградина, а другой — кусочек огурца. Каждая прекрасно видит, какую награду выдали другой. Получившая огурец приходит в ярость и прицельно запускает своей наградой в организатора. У того же де Вааля и его коллег мы читаем о том, как шимпанзе, которым приходится кооперироваться для добычи пищи, наказывают халявщика. Негативное отношение к прихлебателям ненамного отличается от того, которое выражаем мы, когда вешаем на кухне табличку вроде «Кто не работает, тот не ест».
Довольно парадоксальными применительно к нарушению норм справедливости выглядят результаты простой игры под названием «Ультиматум». По условиям игры в распоряжении одного участника, назовем его Дающий, имеется некая сумма денег — допустим, десять долларов. Он может предложить второму участнику (назовем его Получающий) от ноля до десяти долларов, которые тот вправе принять или отвергнуть. Если Получающего устраивает предложение Дающего, он забирает деньги, а Дающий берет себе остаток. Дело сделано. Но если Получающий отказывается принять предложенную сумму, оба остаются ни с чем. По нулям и тому и другому. В каноническом варианте участники не знают друг друга и даже не видят, и попытка им дается всего одна. Но есть и другой известный вариант, когда для одной и той же пары проводится серия раундов.
Экономисты, рассуждающие с точки здравого смысла, спешат подчеркнуть, что для Получающего всегда разумно принять предложение, пусть всего один доллар, а отвергать, даже мизерную сумму, нерационально. Потому что один доллар — это всегда лучше, чем ноль, с которым Получающий останется, если отвергнет предложенный доллар.
Однако в действительности примерно в 15–20 процентах случаев, казалось бы, здравомыслящие люди все-таки отвергают слишком мелкую долю, как правило, потому что видят в этом проявление жадности, несправедливости или неуважения. Озадачивает экономистов и поведение дающих, которые в среднем предлагают примерно 40 процентов от общей суммы. Если «Ультиматум» разыгрывается в десяти раундах, типичное предложение составляет около 50 процентов. Когда меня познакомили с этой игрой, я, повинуясь интуитивному порыву, отвергла предложенные мне два доллара не задумываясь. Коллеги-экономисты подняли меня на смех — но так ли иррационально я поступила?
Да, в определенном смысле мое решение было иррациональным, если единственное, что было важно, — получить один доллар. Но только ли к этому все сводилось? В жизни мы в основном взаимодействуем с теми, кого знаем, или, по крайней мере, можем в какой-то момент встретиться. Если в реальной жизни я приму такую мизерную подачку, это может сказаться на моей репутации — то есть я тем самым покажу окружающим, что со мной можно обращаться неуважительно, я не буду возражать. Кроме того, те, кому я потакаю в подобном обращении со мной, чего доброго, начнут обделять меня, например, при совместной трапезе. Да и самооценка моя тоже пострадает. Соответственно мой мозг пришел к выводу, что предлагающий мне оскорбительно мизерную сумму (Дающий) должен поплатиться за предположение, будто на мне можно безнаказанно наживаться. И я возмутилась и отвергла жалкую подачку.
Паттерн отказа в игре «Ультиматум» у разных народов явно указывает на культурные особенности, свидетельствующие о том, что представления о справедливой доле отражают различия в культурных нормах. Цифры, приведенные в предшествующем примере (пять долларов как типичная принимаемая сумма в выборке из десяти раундов), характерны для США. В Израиле и Японии приемлемой считалась сумма чуть меньше — типичная доля для десятираундовой игры составляла около четырех долларов из имеющейся в наличии десятки. В Индонезии, Монголии и странах бассейна Амазонки регулярно принимались и очень мелкие суммы, такие как полтора доллара.
Попытавшись выяснить причины этих культурных вариаций, антрополог Джозеф Генрих с коллегами принялись исследовать малые сообщества и выявили между ними различия в величине предлагаемых сумм и размерах отвергаемых. Генрих предполагает, что отчасти такие культурные различия объясняются степенью интегрированности этих сообществ во внешний рынок. Еще один фактор — насколько средства человека к существованию зависят от сотрудничества с людьми за пределами его семьи. Дело в том, что, когда люди входят в состав более крупной кооперативной организации, они привыкают делиться излишками с кем-то помимо семьи и зарабатывать репутацию в более широких кругах. Следовательно, они склонны предлагать больше в сравнении с теми, кто принадлежит к изолированным группам. Нормы справедливости аналогичны многим другим нормам, которые управляют нашим поведением. Они формируются под влиянием ряда факторов, среди которых и локальные условия, и средства к существованию группы, и отдельные личности, с которых хочется брать пример, и социальный стиль других групп, с которыми они взаимодействуют.
Как ведет себя система вознаграждения в мозге во время этих сделок в ходе игры «Ультиматум»? Исследуя этот процесс, нейробиологи Тин Сян, Терри Лоренц и Рид Монтегю задались следующим вопросом: можно ли в лабораторных условиях исподволь повлиять на получающих, с тем чтобы заставить их пересмотреть нормы справедливости (то есть либо понизить, либо повысить планку приемлемого), и отразятся ли эти изменения в мозге? В поисках ответа ученые принялись отслеживать активность мозга испытуемых с помощью магнитно-резонансного сканирования. Организатор эксперимента брал на себя роль Дающего и манипулировал предложениями следующим образом: одних получающих настраивали воспринимать предлагаемую сумму как довольно крупную, а других — как довольно мелкую. Если ошибка прогнозирования нормы (возникающая, когда дают больше или меньше ожидаемого) схожа с ошибкой прогнозирования награды, то добьемся ли мы переоценки нормы в результате работы с испытуемыми? И что мы увидим в ВОП, в прилежащем ядре, во фронтальной коре?
Допустим, 127 американских участников эксперимента начинают с типичными для этой игры в США установками на отказ, а именно отклоняют предложения ниже чем 40 процентов ставки Дающего. Участникам сообщается, что в каждом раунде в распоряжении Дающего 20 долларов и что Дающий в каждом раунде новый (это ложь, но безобидная, необходимая, чтобы избежать излишних накладок и усложнения). Каждому испытуемому (все в роли получающих) делается 60 предложений — двумя сериями по тридцать. Первая серия — обучающий этап, цель которого — сформировать нормативные ожидания, управляя паттерном предложений. Получающие делятся на четыре группы. Группа «М->С» начинает с 30 мелких (М) сумм, затем получает 30 средних (С). Группа «К->С» начинает с крупных (К), затем получает средние (С). Группы «С->М» и «С->К» начинают с 30 средних, затем соответственно получают мелкие или крупные.
В каждых трех из пяти попыток испытуемые должны оценить свои чувства по поводу предложения по шкале с символами для обозначения эмоций от 1 до 9, где 1 — бурная радость, а 9 — полное уныние. Эти оценки требовались для того, чтобы определить, отражается ли обучение на поведении или на том, как испытуемые оценивают свои успехи в игре.
Возьмем участников из групп «К->С» и «С->М». На 31-м раунде предложение резко уменьшилось по сравнению с тем, к которому они начали привыкать. Нейроны прилежащего ядра и префронтальной коры откликнулись ошибкой прогнозирования нормы — «хуже ожидаемого». Для участников из групп «М->С» и «С->К» первое предложение во второй серии оказалось выше привычного, поэтому нейроны прилежащего ядра и префронтальной коры выдали отклик «сумма превосходит ожидания». Эти результаты демонстрируют, что система вознаграждения и вправду откликается на ошибку предсказания нормы точно так же, как на ошибку предсказания награды.
Из этих данных следуют еще более поразительные выводы, касающиеся норм справедливости. Допустим, в первые 30 попыток вам обычно предлагают крупную долю, а мне — мелкую. И вот теперь, на 31-й попытке, нам предлагается совершенно одинаковая средняя сумма — девять долларов. Ваше прилежащее ядро сигналит: «хуже ожидаемого», мое: «лучше ожидаемого». Почему? Потому что предшествующий опыт и соответственно ожидания у нас разные. Вы перешли с крупной суммы на среднюю, я — с мелкой на среднюю. Вы отвергнете среднее предложение, а я приму. Как мы воспринимаем одну и ту же сумму в девять долларов? Вы огорчаетесь, я в восторге. Рейтинговая оценка, выставленная испытуемыми, соответствует отражению нейронной активности на сканах фМРТ.
В начале эксперимента планка приемлемого у меня и у вас почти наверняка была примерно одинаковой. Отличаются только последующие события — серия из первых 30 попыток. После первых тридцати (в которых вы получаете крупные суммы, а я мелкие) наше социальное поведение изменилось. Наши чувства по поводу одного и того же предложения отражают наши нормы, меняющиеся по мере приобретения опыта того, что считать нормальным.
Обратите внимание, что к пересмотру нормы в ходе первых 30 попыток привели не дискуссии о том, считать ли эту норму рациональной, оправданной, правильной. Норма менялась, потому что менялся контекст, касающийся восприятия нормы: мне обычно предлагали мало, а вам — много. И почти наверняка я даже не догадываюсь, что за эти 30 попыток моя норма изменилась. И вы не догадываетесь. (И все остальные испытуемые.)
На мой взгляд, этот эксперимент имеет очень большое значение. Поскольку его результаты связаны с нормами и с тем, как они меняются у отдельных людей по мере изменения контекста и общественных норм, эти наблюдения помогают понять то, что происходит в нашей повседневной жизни. Существует философская точка зрения, согласно которой норма меняется только вследствие сознательного рассуждения и рационального выбора. Да, временами происходит и так, но не всегда. Конечно, свои данные Сян получил в лабораторных условиях, не на улице и не за кухонным столом, и тем не менее нормы справедливости, которыми обусловлен порог приемлемого, не могут меняться в отрыве от социальных интересов. Наша чувствительность к репутационным ценностям присутствует всегда, даже если мы не думаем о них сознательно или находимся наедине с томографом.
Известный пример изменения норм без всяких рациональных обсуждений — смена модных тенденций в одежде. Явление хорошо нам знакомое. Каждый раз поражаюсь, когда смотрю на свои фото 1950-х годов — одежда, которая тогда казалась мне очаровательной, теперь смотрится довольно нелепо. Конечно, в те времена в розовой драповой юбке с аппликацией в виде пуделя и черно-белых ботинках я была неотразима. Но за последующие годы мои нормы относительно моды кардинально изменились, причем почти (точнее, даже абсолютно) без всяких размышлений с моей стороны. Представления о красоте в одежде складываются не только из когнитивных суждений, в них велика доля эмоционального и оценочного отклика. Разумеется, этими нормами управляет индустрия моды, и прошлогодняя коллекция — она и есть прошлогодняя. Тем временем дофаминовая система в среднем мозге делает свое дело, модифицируя ожидания и оценивая вещи как желаемые или отвратительные, прекрасные или не слишком.
По причинам, которые трудно определить точно, общественные нормы действительно меняются, причем во многих областях. Зачастую предпосылки едва заметны, как обучение испытуемых в эксперименте Сяна. Мы можем не видеть, как постепенно меняется стандарт, даже если при этом меняются наши собственные нормы. Кроме того, изменение норм в обществе происходит не синхронно: одни люди, в силу индивидуальных особенностей, приспосабливаются к переменам раньше, а другие предпочитают не спешить. И наконец, человек может быть консерватором в одной области и гораздо меньшим приверженцем традиций в другой.
За свою жизнь я видела немало сдвигов социальных норм. Кормление грудью; переработка того, что раньше просто выбрасывалось; принятие различий в сексуальной ориентации — лишь немногие из примеров. Не все движутся в одном и том же направлении или с одинаковой скоростью. Многое, судя по всему, зависит от того, где вы живете, от ваших личностных особенностей, взаимоотношений за пределами своего сообщества и вашей социальной активности.
Подробнее читайте:
Черчленд П. Совесть. Происхождение нравственной интуиции / Патриция Черчленд. — Пер. с англ. [Марии Десятовой] — М.: Альпина нон-фикшн, 2021. — 278 с.
Сочинение ОГЭ 9.3. Совесть.Что значит иметь чистую совесть? По Лескову.
Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Н.С. Лескова «В числе людей, которые принимали участие в моем воспитании, был учитель Иван Яковлевич.»Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит иметь чистую совесть?»
Исходный текст
Совесть – это внутренний регулятор поведения человека. Это своего рода компас, который подсказывает человеку, как поступить, помогает сделать правильный выбор, помогает понять разницу между добром и злом. Совесть является важной составляющей личности.
Если человек прислушивается к голосу совести и поступает в соответствии с ней, то о нем говорят: «Этот человек с чистой совестью». Другими словами, иметь чистую совесть – значит не лгать, поступать правильно, честно, справедливо, так, как велят законы морали и внутренний голос.
Подтверждение моих слов можно найти в тексте Н.С. Лескова. Рассказчик вместе с товарищами попал в ситуацию выбора: поступить по совести и рассказать, что сына садовника наказали напрасно, или продолжить молчать. Однако вскоре мальчика и его друзей начала мучать совесть, как видно из предложения 12, и они все вместе признались учителю. Он поступил по совести: не стал молчать, рассказал все, за что и потерял работу. Этот поступок не расстроил педагога, он гордился своими учениками, потому что увидел, что их совесть чиста. В его словах заключается главная мораль текста: «стоит всегда быть правдивым», тогда совесть будет чиста (предложения 35-36).Другим примером, подтверждающим мою позицию, может служить поступок Петра Гринева из романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Когда Пугачев захватил крепость и Гринев предстал перед ним, разбойник спросил, будет ли он ему служить. Петр честно ответил, что «присягал императрице» и не может обещать ему даже того, что не будет против него служить. Пугачева поразила честность Гринева, потому он отпустил его. Петр Гринев – человек с незапятнанной честью и чистой совестью – поистине является примером, на который стоит равняться.
В заключение хотелось бы сказать: очень важно быть честным, поскольку чистая совесть позволяет человеку жить правильно и быть счастливым.
«Меня мучает совесть, что я уделяю ребенку так мало внимания». Комментирует психолог
3047
Молодая мама стоит перед выбором: зарабатывать деньги или больше времени уделять общению с сыном? Дежурный психолог «ВБ» разъясняет, как разрулить ситуацию с наименьшими потерями.
«Моему сыну 2,5 года, – написала нам Любовь. – Самый интересный возраст: он начинает многое понимать, говорить, активно изучать окружающий мир. Я чувствую, что сын, как губка, впитывает все, что происходит вокруг: информацию, эмоции. Сейчас очень важно мне находиться с ним чаще и давать как можно больше. Но так сложились обстоятельства, что недавно его пришлось отдать в детский сад. С мужем мы расстались, все мои родные живут далеко, только свекровь иногда заходит погулять со внуком.
Я вышла на работу, так как нужно выплачивать кредит за квартиру и зарабатывать на полноценную жизнь ребенку. Доход у меня неплохой, я могу позволить купить сыну все – хорошую одежду, еду, игрушки и книжки. Но при этом меня постоянно мучает совесть перед ним за то, что я уделяю ему так мало внимания. Утром отвожу в сад, забираю вечером последнего из группы. Дома, покормив, снова сажусь за работу часа на два. А сын сам играет с игрушками, смотрит мультики или гуляет со свекровью, если у нее есть время.
Получается какой-то замкнутый круг: и без денег никак, и ребенку катастрофически не хватает моего внимания. Не знаю, как мне быть».
Ирина ГоровцоваКонсультирует частный психолог, специалист в области Транзактного анализа Ирина Горовцова:
– Мать действительно остро чувствует потребности своего ребенка, ведь в этом возрасте общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что малышу необходимо индивидуальное внимание к нему. Это внимание может дать, прежде всего, мама, но оно может также компенсироваться вниманием бабушки и воспитателя, если поддерживается индивидуальный контакт с ребенком.
Если малыш просит больше внимания, а получает холодность, то у него формируется позиция по отношению к себе: «Я – не ОК».
Если же его устраивает то количество внимания, которое он получает от мамы и бабушки, воспитателей в садике, то ничего страшного не произойдет. Важно, чтобы взрослый мог прийти по его зову, чтобы у ребенка не сформировалось чувство потерянности и брошенности.
При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый – и хорошему, и плохому, и правильному, и не правильному. Поэтому не исключено, что, видя трудоголизм мамы, он впишет его и в свой жизненный сценарий. Трудоголик – это тот, кто за работой забывает отдыхать и уделять время на жизнь и удовольствия. Это не лучшим образом может сказаться и на здоровье. Поэтому и сами не забывайте про отдых.
Если же ваша усталость от работы часто отражается на вашем эмоциональном фоне негативно – вы постоянно раздражены, злы – то здесь лучше сделать выбор в пользу уменьшения нагрузки на работе. Иначе ребенок будет думать, что маме не нравится его присутствие.
Транслировать «в мир» чувство вины за то, что уделяете мало времени ребенку, или собственную злость на себя – это вообще чревато. Ребенок считает это на эмоциональном уровне. И ему может показаться, что именно он усложняет жизнь маме, что без него вам было бы лучше. Видя, что маме тяжело с ним, ребенок может принять решение «не жить», а это может привести к губительным последствиям для него и много лет спустя.
Не важно, сколько времени вы уделяете ребенку. Важно – как вы с ним общаетесь. Чтобы у малыша не сформировалось чувства ненужности маме, всякий раз, когда удается такая минутка, показывайте ему, что вы его любите больше, чем работу. Во время общения с ним будьте «здесь и сейчас», а не мыслями в делах.
Не важно, сколько времени вы уделяете ребенку. Важно – как вы с ним общаетесь. Фото: pixabay.comКак можно чаще хвалите малыша просто за то, что он такой есть. Показывайте, как вам интересны все его достижения. Давайте ему максимальное количество «поглаживаний» – физических и вербальных (словесных), тогда ребенок будет спокоен: его любят. Это будет залогом его психологического и эмоционального здоровья в будущем.
Не пытайтесь «откупиться» от малыша дорогими игрушками. Обычно родители так поступают, чтобы минимизировать свое чувство вины. Позаботьтесь лучше, чтобы малыш развивался интеллектуально.
Например, в сети множество блогов и развивашек для детей, которые можно приобщить к его занятиям. Это будет интересно малышу, а вы избавитесь от негативных эмоций по отношению к качеству выполнения своей материнской роли.
Можно также превратить готовку и уборку в совместную игру с малышом. Занимайтесь бытовыми делами вместе. Во время уборки можно играть в прятки. Придумать интересное задание малышу (к примеру, отыскать зверушку) и вместе разложить игрушки и другие вещи на свои места. Во время готовки – поиграть с крупами или выбрать тарелки. Малыш будет воспринимать это как общение и близость с вами.
Вы – уже хорошая мать, и у вас все получится!
А вот здесь можно подробнее почитать о том, чем занять ребенка в возрасте до трех лет.
Что это такое, как тренировать и любить тех, кто отличается: Населли, Энди, Кроули, Дж. Д., Карсон, Д. А.: 9781433550744: Amazon.com: Книги
«Я ожидал, что эта книга будет хорошей, но нашел ее великолепной. Совесть — это столь необходимое лечение жизненно важного, но забытого предмета. Обзор новозаветного учения о совести, сделанный Населли и Кроули, превосходен. Я был готов сказать, что эта глава стоила цены книги, но на самом деле я обнаружил, что каждая глава стоит цены книги! Его подход к тому, как христианские совести пересекаются, но различаются, и почему нам нужно откалибровать нашу совесть, был замечательным.Эта книга предназначена для всех, кто интересуется межкультурным служением, а также для тех, кто стремится стать всем для всех, чтобы хоть немного выиграть. Это также чрезвычайно полезно для тех, кто живет в церквях, в браке и дружбе, где разные убеждения не всегда так однозначны, как мы себе представляем. Совесть было бы здорово изучить в небольшой группе ».
— Рэнди Алкорн, автор , Heaven ; Если Бог добр ; и Рука об руку
«Как христиане должны ориентироваться в сложном мире разногласий с другими христианами? Можем ли мы отличить библейские вещи, не подлежащие обсуждению, вещи, о которых мы лично серьезно относимся, и те, о которых мы почти не задумываемся? Как церковь может лучше всего служить примером единства в любви и истине в этих вопросах? Населли и Кроули используют межкультурный опыт и библейскую проницательность, чтобы ловко решать эти проблемы простым языком, понятным почти каждому.Настоятельно рекомендуется. »
— Крейг Л. Бломберг, Заслуженный профессор Нового Завета, Денверская семинария
«В нашей культуре, переполненной инструкциями следовать своим сердцам, мы отчаянно нуждаемся в этой книге. В личном плане, наряду с доктриной о верховной власти Бога, библейское учение о совести стало для меня глубоко воодушевляющим мотивом в моем евангелизме. В частности, в последней главе Населли и Кроули сделали великий подарок работникам разных культур во всем мире! »
— Глория Фурман, автор , Живой в нем и Труд с надеждой
«Редко можно найти книгу, которая одновременно напористая и практичная.Было приятно читать, а теперь приятно рекомендовать. Я считаю, что библейское понятие совести стало настолько расплывчатым или забытым, что всех читателей найдут в этой маленькой книге освещающие вопросы, которые затрагивают всех жизни. Все найдут это животворным. Некоторым это изменит жизнь ».
— Джейсон К. Мейер, пастор по проповедованию и видению, Баптистская церковь Вифлеема, Миннеаполис
«Я никогда не читал лучшей книги о совести.Населли и Кроули основывают свое мнение о совести на внимательном чтении Священного Писания. В то же время книга полна практической мудрости. Библейское учение о совести применяется во многих ситуациях, чтобы читатели могли увидеть, как Священное Писание применяется в повседневной жизни. Размышления о том, как совесть должна действовать в миссионерских ситуациях, сами по себе стоят цены книги, но вся книга — жемчужина ».
— Томас Р. Шрайнер, Джеймс Бьюкенен Харрисон, профессор толкования Нового Завета, Южная баптистская теологическая семинария
«Для слишком многих из нас существует случайное, возможно, даже самодовольное удовлетворение нынешним статусом наша совесть, а не их активное взращивание, чтобы привести их в большее соответствие с Божьим взглядом на вещи.Эта книга подталкивает нас ко второму, лучшему выбору. Это вдумчивый и провокационный подход к этой чрезвычайно важной и слишком часто недостаточно рассматриваемой теме. Я верю, что вы найдете это очень полезным ».
— Майк Буллмор, старший пастор, Общинная церковь CrossWay, Бристоль, Висконсин
«Населли и Кроули выпустили книгу, имеющую глубокое и широкое практическое значение для христианской жизни. Мы часто слишком мало осознаем роль своей совести в нашей повседневной жизни, хотя правда в том, что Бог дал нам эти способности как часть божественно предназначенных средств, чтобы держать нас на пути праведности.Я обнаружил, что их обсуждение перекалибровки совести и того, как поступать с братьями-христианами, у которых разные чувства правильного и неправильного, наполнено библейской мудростью и огромным пониманием. Это книга, которая обещает большую награду тем, кто последует не только ее ясному обсуждению, но и ее библейским наставлениям ».
— Брюс А. Уэр, Т. Руперт и Люсиль Коулман, профессор христианского богословия, Южная баптистская теологическая семинария
«Населли и Кроули предоставили нам практическую библейскую работу, которая убирает беспорядок в наших туалетах. совесть.Здесь есть перспектива, ориентированная на Евангелие, которая может привести к большему исцелению в наших отношениях, святости в нашей жизни, единству в наших церквях и радости в нашей миссии ».
— Тим Кизи, исполнительный директор, Frontline Missions International; автор, Послания с фронта: рассказы о продвижении Евангелия в трудных местах мира
«По своей доброте Бог сотворил каждого из нас с совестью, чтобы свидетельствовать о Его высшей власти. Проблема для многих из нас заключается в том, что наша совесть подвергалась культурным, религиозным и греховным влияниям, которые искажают и искажают нашу способность делать жизненный выбор.Населли и Кроули предоставили народу Бога потрясающий инструмент для понимания Священного Писания, поскольку они определяют совесть, описывают ее роль и учат нас очищать и калибровать ее в соответствии с одной только властью Бога. Церковь обязана этим двум авторам за их внимательное изучение и практическое обсуждение этой важнейшей темы ».
– Дэн Брукс, пастор, Библейская церковь «Наследие», Грир, Южная Каролина
«Если вы не знаете, в каком состоянии находится ваша совесть, или если вы никогда серьезно не изучали учение Библии о совести, христианин свободы и христианского единства, то я не могу достаточно похвалить Энди Населли и Дж.Книга Д. Кроули, Совесть: что это такое, как ее тренировать и любить тех, кто отличается . Думаю, это самая важная книга, написанная за последние двадцать лет ».
— Табити Аньябвиле, пастор, Церковь реки Анакостия, Вашингтон, округ Колумбия; автор, Что такое здоровый член церкви?
Эндрю Дэвид Населли (доктор философии, Университет Боба Джонса; доктор философии, Школа евангелического богословия Троицы), доцент кафедры систематического богословия и Нового Завета в Вифлеемском колледже и семинарии в Миннеаполисе и один из пасторов Вифлеемской баптистской церкви.
JD Crowley (MA, пресвитерианская теологическая семинария Гринвилля) занимается миссионерской и лингвистической работой среди коренных малочисленных народов северо-востока Камбоджи с 1994 года. Он является автором множества книг, в том числе Комментарий к римлянам для Камбоджи и Азии и Тампуанский / кхмерский / английский словарь .
Д. А. Карсон (доктор философии, Кембриджский университет) — почетный профессор Нового Завета в Евангелической школе богословия Троицы, где он преподает с 1978 года.Он является соучредителем Евангельской коалиции и написал или отредактировал около 120 книг. У него и его жены Джой двое детей, они живут в северном пригороде Чикаго.
Совесть: что это такое, как ее тренировать и любить тех, кто отличается
«Я ожидал, что эта книга будет хорошей, но нашел ее великолепной. Совесть — это столь необходимое лечение жизненно важного, но забытого предмета. Обзор новозаветного учения о совести, сделанный Населли и Кроули, превосходен.Я был готов сказать, что эта глава стоила цены книги, но на самом деле я обнаружил, что каждая глава стоит цены книги! Его подход к тому, как христианские совести пересекаются, но различаются, и почему нам нужно откалибровать нашу совесть, был замечательным. Эта книга предназначена для всех, кто интересуется межкультурным служением, а также для тех, кто стремится стать всем для всех, чтобы хоть немного выиграть. Это также чрезвычайно полезно для тех, кто живет в церквях, в браке и дружбе, где разные убеждения не всегда так однозначны, как мы себе представляем. Совесть было бы здорово изучить в небольшой группе ».
Randy Alcorn , автор, Heaven ; Если Бог добр ; и Из рук в руки
«Как христианам ориентироваться в сложном мире разногласий с другими христианами? Можем ли мы отличить библейские вещи, не подлежащие обсуждению, вещи, о которых мы лично серьезно относимся, и те, о которых мы почти не задумываемся? Как церковь может лучше всего служить примером единства в любви и истине в этих вопросах? Населли и Кроули используют межкультурный опыт и библейскую проницательность, чтобы ловко решать эти проблемы простым языком, понятным почти каждому.Настоятельно рекомендуется. »
Крейг Л. Бломберг , Заслуженный профессор Нового Завета, Денверская семинария
«В нашей культуре, переполненной инструкциями следовать своему сердцу, мы отчаянно нуждаемся в этой книге. В личном плане, наряду с доктриной о верховной власти Бога, библейское учение о совести стало для меня глубоко воодушевляющим мотивом в моем евангелизме.В частности, в последней главе Населли и Кроули сделали великий подарок работникам разных культур во всем мире! »
Глория Фурман , автор, Живой в Нем и Труд с надеждой
«Редко можно найти книгу, одновременно впечатляющую и практичную. Было приятно читать, а теперь приятно рекомендовать. Я считаю, что библейское понятие совести стало настолько расплывчатым или забытым, что всех читателей найдут в этой маленькой книге освещающие вопросы, которые затрагивают всех жизни.Все найдут это животворным. Некоторым это изменит жизнь ».
Джейсон К. Мейер , Пастор по проповедованию и видению, Баптистская церковь Вифлеема, Миннеаполис
«Я никогда не читал лучшей книги о совести. Населли и Кроули основывают свое мнение о совести на внимательном чтении Священного Писания. В то же время книга полна практической мудрости. Библейское учение о совести применяется во многих ситуациях, чтобы читатели могли увидеть, как Священное Писание применяется в повседневной жизни.Размышления о том, как совесть должна действовать в миссионерских ситуациях, сами по себе стоят цены книги, но вся книга — жемчужина ».
Томас Р. Шрайнер , Джеймс Бьюкенен Харрисон Профессор толкования Нового Завета, Южная баптистская теологическая семинария
«Для слишком многих из нас существует случайное, возможно, даже самодовольное удовлетворение текущим состоянием своей совести, а не активное ее развитие, чтобы привести ее в большее соответствие с Божьим взглядом на вещи.Эта книга подталкивает нас ко второму, лучшему выбору. Это вдумчивый и провокационный подход к этой чрезвычайно важной и слишком часто недостаточно рассматриваемой теме. Я верю, что вы найдете это очень полезным ».
Майк Буллмор , Старший пастор, CrossWay Community Church, Бристоль, Висконсин
«Населли и Кроули выпустили книгу, имеющую большое практическое значение для христианской жизни.Мы часто слишком мало осознаем роль своей совести в нашей повседневной жизни, хотя правда в том, что Бог дал нам эти способности как часть божественно предназначенных средств, чтобы держать нас на пути праведности. Я обнаружил, что их обсуждение перекалибровки совести и того, как поступать с братьями-христианами, у которых разные чувства правильного и неправильного, наполнено библейской мудростью и огромным пониманием. Это книга, которая обещает большую награду тем, кто последует не только ее ясному обсуждению, но и ее библейским наставлениям.”
Брюс А. Уэр , Т. Руперт и Люсиль Коулман, профессор христианского богословия, Южно-баптистская теологическая семинария
«Населли и Кроули предоставили нам практическую, библейскую работу, которая убирает беспорядок в тайниках нашей совести. Здесь есть перспектива, ориентированная на Евангелие, которая может принести большее исцеление в наши отношения, святость в нашей жизни, единство в наших церквях и радость в нашей миссии.”
Тим Кизи , Исполнительный директор, Frontline Missions International; автор, «Послания с фронта: рассказы о продвижении Евангелия в трудных местах мира»
«Своей добротой Бог сотворил каждого из нас с совестью, чтобы свидетельствовать о Его высшей власти. Проблема для многих из нас заключается в том, что наша совесть подвергалась культурным, религиозным и греховным влияниям, которые искажают и искажают нашу способность делать жизненный выбор.Населли и Кроули предоставили народу Бога потрясающий инструмент для понимания Священного Писания, поскольку они определяют совесть, описывают ее роль и учат нас очищать и калибровать ее в соответствии с одной только властью Бога. Церковь обязана этим двум авторам за их внимательное изучение и практическое обсуждение этой важнейшей темы ».
Дэн Брукс , Пастор, Библейская церковь наследия, Грир, Южная Каролина
«Если вы не знаете, в каком состоянии находится ваша совесть, или если вы никогда серьезно не изучали библейское учение о совести, христианской свободе и христианском единстве, то я не могу достаточно похвалить Энди Населли и Дж.Книга Д. Кроули, Совесть: что это такое, как ее тренировать и любить тех, кто отличается . Думаю, это самая важная книга, написанная за последние двадцать лет ».
Табити Аньябвиле , Пастор, Церковь реки Анакостия, Вашингтон, округ Колумбия; автор, Что такое здоровый член церкви?
Совесть: что это такое? — BJUtoday
Ваша совесть всегда говорит, подтверждая или обвиняя в правильности вашего выбора, но слушаете ли вы — или, что более важно, должны ли вы слушать? Если вы не знаете, как ответить на этот вопрос, или если фраза «пусть совесть будет вашим проводником» звучит как цитата из Библии, это может показать, что Джимини Крикет сформировал ваше представление о совести больше, чем Писание.
Доктрина без внимания
Стандарт, по которому мы живем — или, по крайней мере, пытаемся следовать — определяется нашей совестью. Каждый выбор, который мы делаем, и любой рост в благочестии требует совести. Итак, вопрос, который мы должны задать себе: «Что я действительно знаю о своей совести?»
Писание не умалчивает об этой важной теме. Греческий термин, обозначающий совесть, упоминается в Новом Завете более 30 раз, поэтому ясно, что Бог хочет, чтобы мы понимали, что Он говорит о нашей совести.К сожалению, многие верующие на самом деле не знают эти тексты или не понимают, что в них говорится о природе, функциях, ответственности и библейском развитии совести.
Подарок, о котором не заботятся
Я убежден, что большая часть духовных лишений и слабостей, присутствующих в большей части современного христианства — и в частности в нашей жизни, — происходит из-за игнорирования того, что Библия учит относительно совести.
Понимание совести является важным компонентом благочестивой жизни, но для многих верующих это размытая тема.Некоторые неправильно понимают свою совесть как голос Бога, а некоторые просто игнорируют ее из-за ее способности вводить в заблуждение. С подавлением совести обычно связано неправильное применение Иеремии 17: 9: «Лукаво сердце сердце более всего и крайне испорчено: кто может знать это?»
Для них совесть подобна дикой лошади, которую невозможно приручить. Зачем его тренировать — или кататься на нем — если он неизбежно приведет вас в неверном направлении? Однако, игнорируя свою совесть, они отказались от необходимых средств, с помощью которых Бог говорит и преобразует.Бог желает очистить и обновить нашу совесть, чтобы вывести нас от слепоты и игнорирования Его воли к просветленным очам наших сердец, одобряющим то, что превосходно.
Центральное место в христианской жизни
Новый Завет подчеркивает это.
Павел придает большое значение важности совести, когда он поручает Тимофею сохранять чистую совесть (1 Тим. 1: 19–20). В других местах, где Павел говорит о важности правильного отношения к своей совести (Деяния 23–24, 1 Кор.8–10, Евр. 9–10, 1 Петра 2–3 и т. Д.) Придают еще больший вес нашей ответственности стремиться не допускать оскорблений в нашей совести перед Богом и людьми.
Павел ясно представляет чистую совесть как неотъемлемую часть христианской жизни — настолько важную, что она сочетается с верой и проиллюстрирована как нечто, что необходимо тренировать и поддерживать, чтобы избежать потерпевшей кораблекрушение веры (1 Тим. 1: 19–20) . Так что совесть — немаловажное примечание в христианском богословии. Чтобы расти, преуспевать и даже выжить как христианин, нам нужна совесть, обновленная Словом Бога, чувствительная к Духу Бога и различающая голос Бога.
Дух Божий ведет с ним.
Каждый верующий находится в пути, который начинается со спасения и в конечном итоге ведет к прославлению. Одним из важных средств, которые Бог использует, чтобы направлять нас на этом пути, является наша совесть. Как мы будем слышать, как Дух Божий убеждает и, следовательно, направляет нас, если наша совесть не обучена? И как мы воспользуемся временем, поступая не как глупцы, а как мудрые, если наша совесть не трансформирована, чтобы правильно понимать волю Господа, выраженную в Его Слове, и откликаться на нее?
Освящение полагается на это.
Совесть, подтвержденная Словом Божьим, приведет к тому, что жизнь будет согласована с волей Бога. Возьмите, к примеру, 12-ю главу Римлянам. Представьте свое тело как живую жертву, святую и принятую Богу. Стих 2 показывает, как это выглядит в жизни верующего. Моя жизнь не должна соответствовать миру; вместо этого мой разум должен быть преобразован, чтобы моя совесть могла различать, что является доброй, приемлемой и совершенной волей Бога.
Каждый момент включает в себя это.
Ваша совесть, хотя ее можно подавить, никогда не бывает полностью молчаливой.Хотя, конечно, совесть не является безошибочной, она служит моральным компасом внутри вас, вынося вердикт о решениях, которые мы принимаем, если сравнивать их с теми стандартами, которые наша совесть считает действительными и применимыми к данной ситуации.
Наша совесть настолько хороша или действительна, насколько это мера, по которой она измеряет и оценивает наши мысли, мотивы, решения и действия. Следовательно, правильное воспитание совести имеет первостепенное значение и может принести большие дивиденды в жизни верующего.
Учите истине
Верующие сегодня нуждаются в вдумчивом библейском учении о совести. Когда верующие приходят к пониманию важного процесса информирования, согласования и формирования своей совести с точным пониманием Слова Божьего, они становятся более восприимчивыми к побуждению Духа и более проницательными к водительству Духа.
Такой рост — вот к чему должно стремиться учение о совести. Цель состоит в том, чтобы укрепить зрелых верующих, которые не подавляют свою совесть.Скорее, они подчиняются ему, максимально согласовывая его с волей Бога, насыщаясь Словом Божьим, позволяя своей вечно говорящей совести стать постоянным каналом, по которому Бог говорит и трансформирует их жизнь.
Я призываю вас искать множество отрывков, относящихся к совести. Вы начнете открывать для себя многочисленные заблуждения, которые существуют, и увидите ответы, которые Бог дал на наши вопросы о совести — вопросы, ответы на которые окажутся бесценными для роста верующих в благочестии.(Я планирую ответить на некоторые из этих вопросов и заблуждений в следующих публикациях, так что следите за обновлениями.)
Существует ряд отличных ресурсов, которые предоставляют огромную помощь по этой теме. Одна из них — недавняя книга Энди Населли и Дж. Д. Кроули под названием Совесть: что это такое, как ее тренировать и любить тех, кто отличается. Это краткое, тщательное, практическое изучение того, что на самом деле говорит Библия о нашей совести. Это, вероятно, самая полезная книга по этой теме, которую я прочитал, и я считаю, что она стоит того времени, которое вы потратите на ее чтение.Вы можете получить копию книги здесь.
Этот пост был первоначально опубликован на Life to Life.
Поделиться:
Какова твоя совесть? | Вондрополис
Задумывались ли вы о том, сколько решений вы делаете каждый день? Многие принимают простые решения, например, что есть на завтрак. Другие сложнее и предполагают, что нужно отличать хорошее от плохого. Что направляет вас, когда дело доходит до этого более сложного выбора? Часто это ваша совесть!
Какова твоя совесть? Проще говоря, это чувство правильного и неправильного.Ваша совесть помогает вам выбирать поведение, основанное на ваших моральных принципах. Вы когда-нибудь видели изображение совести в телешоу или фильме? Часто его изображает «добрый ангел» на плече персонажа. Однако в реальной жизни совесть не всегда так легко найти.
Где находится ваша совесть? Ученые говорят, что это в вашем мозгу. Фактически, сканирование мозга выявило то, что эксперты называют «моральной сетью» в человеческом мозге. Он состоит из трех небольших сетей, каждая из которых выполняет важную функцию.Они позволяют людям понимать друг друга, заботиться о других людях и принимать решения, основанные на понимании и заботе.
Задумывались ли вы, почему у вас есть совесть? Эксперты считают, что это восходит к потребности первых людей помогать друг другу. Первобытные люди узнали, что у них больше шансов на выживание, если они будут вместе работать над такими вещами, как ловля еды. Со временем совесть эволюционировала, чтобы побуждать людей помогать друг другу.
Не только люди демонстрируют подобное поведение.Другие животные, в том числе шимпанзе, гориллы и некоторые птицы, работают вместе, чтобы выжить. Однако люди делают больше, чтобы вознаградить друг друга за сотрудничество. Это помогает людям развить совесть и дает им больше стимулов помогать друг другу.
Сегодня мы знаем, что люди учатся тому, что хорошо, а что плохо. Каждое наше взаимодействие с другими помогает сформировать нашу совесть. Когда они реагируют на наши действия, мы узнаем, какое поведение приемлемо, а какое нет. Наша совесть также формируется, когда мы наблюдаем за другими людьми и понимаем, какой выбор они делают.
Давайте посмотрим на пример. Представьте, что вы с другом играете на улице. Ваш друг упал и повредил колено. Что бы ты сделал? Большинство людей либо помогло бы своему другу встать с постели, либо пошло бы найти взрослого, которому доверяете. Они узнали, что это правильно, из предыдущего опыта или наблюдения за другими. Это ваша совесть в действии!
Однако люди не всегда прислушиваются к своей совести. Что делать, если вы не помогли другу? Как бы вы себя чувствовали потом? Большинство людей чувствовали бы вину за то, что не помогли.Им может даже быть стыдно за то, что они причинили другу еще большее беспокойство. Эти эмоции могут проявляться в физических симптомах, таких как боль в животе. Это один из способов, которым совесть подталкивает людей поступать правильно в подобных ситуациях.
Можете ли вы вспомнить время, когда вам приходилось делать трудный выбор между добром и злом? Что вам подсказывала совесть? Ты слушал? Поговорите со взрослым о том, как совесть направляет вашу повседневную жизнь.
Стандарты: CCRA.L.3, CCRA.L.6, CCRA.R.1, CCRA.R.2, CCRA.R.4, CCRA.R.10, CCRA.SL.1, CCRA.SL.2, CCRA.W. 3, CCRA.W.4, CCRA.L.1, CCRA.L.2
Вопрос 1: Определение и защита совести
Осенью 2011 года стипендиаты, участвовавшие в семинаре «Право, религия и свобода совести», взяли интервью у экспертов о роли совести в американской жизни, праве и политике. Ниже приведены некоторые из их ответов на первый вопрос студентов:
Что такое совесть и какие элементы совести заслуживают защиты с правовой точки зрения?Стивен Д.Смит:
Я довольно много писал по этому вопросу, пытаясь понять, что означает «совесть» и заслуживает ли она правовой защиты и почему. Если бы мне пришлось ответить парой предложений, я бы сказал что-то очень условное: совесть — это взвешенное и искреннее суждение человека о добре и зле, и просвещенный конституционный режим попытался бы защитить ее от регулирования.
Ричард В. Гарнетт:
«Совесть» иногда говорят так, как если бы это было просто «чувство» или «чувство» того, что человек считает важным или хочет делать.Не думаю, что это правильно. «Совесть» — это интеллектуальная способность, своего рода способность определять, что следует делать (потому что это хорошо), а что не следует делать (потому что это неправильно). «Совесть» — это не личная сила определять или определять, что правильно и что неправильно, а, напротив, способность ценить, осознавать, что на самом деле правильно и что неправильно.
Томас Ф. Фарр:
Совесть — это измерение интеллекта, которое направляет человека выбирать истину вместо лжи, правильное вместо зла, добро вместо зла.Пока это понимается как аспект человеческого выбора, который подчиняется объективной истине, т. Е. Как нечто большее, чем современное понимание совести, которое слишком часто означает «делать то, что я хочу делать, потому что я действительно хочу это делать» — совесть заслуживает защиты, предусмотренной Биллем о правах. Из-за Первой поправки американская конституция отдает предпочтение защите религиозного сознания по сравнению с другими формами. Если это нужно изменить, это должно быть сделано демократическими средствами, а не судебным указом.
Marc O. DeGirolami:
Термин «совесть» трудно определить для юридических целей, поэтому не менее сложно определить, что заслуживает защиты, а что нет. По крайней мере, можно сказать, что человек, действующий по совести, действует на основе каких-то глубоко укоренившихся моральных убеждений. «Нравственность» кажется здесь особенно важной — основа поведения должна быть этически мотивированной, чтобы ее можно было описать как основанную на совести. Если он основан на прагматическом суждении, то не на совести.
Проблема с этим описанием как раз в том, что оно делает наше понимание того, что мораль является пробным камнем того, что такое совесть. И затем возникает проблема описания причины, по которой государство должно при определенных обстоятельствах (какие?) Учитывать требования совести отдельных лиц.
Первая проблема — это проблема метаэтики: как бы описать природу «морального» возражения, скажем, против обязательного призыва в армию? Как мы описываем природу этого возражения и то, что мы чувствуем, считается возражением совести, очень сложно.Вторая проблема связана с политической философией — вопрос в том, почему государство должно заботиться о возражениях совести. И можно привести как прагматические, так и принципиальные причины, по которым государство может заботиться.
Марк Р. Викклер:
Совесть человека можно рассматривать как внутренний моральный ориентир. Сказать, что у кого-то есть совесть, значит сказать, что:
Человек глубоко исповедует моральные убеждения.
Решения и действия человека в целом соответствуют ее глубоко укоренившимся моральным убеждениям.
Если решение или действие не соответствуют глубоко укоренившимся моральным убеждениям человека, он чувствует вину, раскаяние, стыд и тому подобное.
Свобода совести (т. Е. Способность действовать в соответствии с глубоко укоренившимися моральными убеждениями) имеет важное значение для сохранения нравственной целостности. Следовательно, свободное проявление совести — это ценность, которую стоит защищать. Однако есть пределы правовой защиты совести. Например, законы могут ограничивать проявление совести родителей, чтобы защитить детей от пренебрежения или жестокого обращения.Точно так же особые обязанности профессионалов могут накладывать ограничения на законную защиту совести.
Кэролайн Мала Корбин:
Я думаю, что формулировка Эйсгрубера и Сагера работает хорошо: глубоко укоренившиеся моральные убеждения. В той мере, в какой защита совести не обременяет других чрезмерно, закон может ее защитить. Никого не обременяет позволять носить ермолку на работу. Если наблюдателям субботы разрешается избегать воскресной смены, это начинает обременять сотрудников.Если определенные религиозные убеждения (запрет на противозачаточные средства, однополые браки) становятся законом, это определенно обременяет других.
M. Кэтлин Кавени:
Совесть — это суждение о том, что конкретное действие морально запрещено, разрешено или требуется во всех случаях или в конкретном случае. В таком обществе, как Соединенные Штаты, всегда следует защищать свободу высказывать свое моральное суждение — свою совесть — и основания для этого. Свобода действовать согласно своей совести — это снова нечто иное.Лица, ответственные за общее благо, должны уравновесить ряд факторов, включая важность закона, устанавливающего общий запрет или требование, ценность, которую он представляет или сохраняет, вред, который исключение нанесет как цели, так и обоснованию закона, важность исключения для добросовестного заявителя претензий и принцип, установленный освобождением. Не существует нейтрального с точки зрения стоимости способа оценки этих утверждений; американский законодательный орган с большей вероятностью будет уважать, даже если он не согласен, принципиальный отказ убивать, чем принципиальный отказ служить женщинам или меньшинствам.
Ян К. Бартрам:
Я лично считаю, что совесть — это имя, которое мы даем нашей врожденной способности чувствовать и придавать значение моральным эмоциям. Это «здравый смысл» в основе моральной философии здравого смысла. Таким образом, это важная часть человеческого существа и реализации нашего индивидуального человеческого потенциала. И, с юридической точки зрения, он лежит в основе любых значимых усилий по признанию и обеспечению самоуправления. Мы должны дать людям возможность по-настоящему управлять собой, если мы ожидаем, что они будут принимать полноценное участие в демократических институтах….Я думаю, что без пространства для совести рушится вся демократическая структура.
Совесть | психология | Britannica
Совесть , личное ощущение морального содержания собственного поведения, намерений или характера в отношении чувства долга поступать правильно или быть добрым. Таким образом, сознание, обычно получаемое путем аккультурации и обучения, обычно понимается как интуитивно авторитетное суждение о моральном качестве отдельных действий.
Подробнее по этой теме
этика: дворецкий об интересах и совести
Джозеф Батлер (1692–1752), епископ англиканской церкви, развил позицию Шефтсбери двумя способами. Он укрепил корпус для …
Исторически почти каждая культура признавала существование такой способности. Например, древних египтян призывали не преступать против веления сердца, поскольку «нужно стоять в страхе перед его руководством».В некоторых системах верований совесть считается голосом Бога и, следовательно, полностью надежным руководителем поведения: у индусов она считается «невидимым Богом, который обитает внутри нас». Среди западных религиозных групп Общество друзей (или квакеров) уделяет особое внимание роли совести в восприятии «внутреннего света» Бога и реагировании на него через поведение.
Вне религиозного контекста философы, социологи и психологи стремились понять совесть как в ее индивидуальном, так и в универсальном аспектах.Точка зрения, согласно которой совесть является врожденной интуитивной способностью, определяющей восприятие правильного и неправильного, называется интуиционизмом. Мнение, согласно которому совесть является совокупным и субъективным выводом из прошлого опыта, задающим направление будущему поведению, называется эмпиризмом. С другой стороны, бихевиорист может рассматривать совесть как набор усвоенных реакций на определенные социальные стимулы. Другое объяснение совести было предложено в 20 веке Зигмундом Фрейдом в его постулате суперэго.Согласно Фрейду, суперэго — это главный элемент личности, который формируется в результате принятия ребенком моральных ценностей через одобрение или наказание родителей. В результате интернализованный набор запретов, осуждений и запретов — это та часть суперэго, которая известна как совесть.
Ошибка
ОшибкаОшибка
Запрос был отклонен, поскольку URL-адрес содержал потенциально вредоносную строку «% 25»
org.springframework.security.web.firewall.RequestRejectedException
или FilterChainProxy.doFilterInternal (FilterChainProxy.java:193)
org.springframework.security.web.FilterChainProxy.doFilter (FilterChainProxy.java:177)
org.springframework.web.filter.DelegatingFilterProxy.invokeDelegate (DelegatingFilterProxy.java:358)
org.springframework.web.filter.DelegatingFilterProxy.doFilter (DelegatingFilterProxy.java:271)
org.apache.catalina.
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter (ApplicationFilterChain.java:208)
org.springframework.web.filter.CharacterEncodingFilter.doFilterInternal (CharacterEncodingFilter.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter (OncePerRequestFilter.java:119)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter (ApplicationFilterChain.java:241)
org.apache.ChainApplication 208)
org.apache.catalina.core.StandardWrapperValve.invoke (StandardWrapperValve.java:218)
org.apache.catalina.core.StandardContextValve.invoke (StandardContextValve.java:110)
org. .invoke (AuthenticatorBase.java:498)
org.apache.catalina.core.StandardHostValve.invoke (StandardHostValve.java:169)
org.apache.catalina.valves.ErrorReportValve.invoke (ErrorReportValve) 9000:000 .catalina.valves.AccessLogValve.invoke (AccessLogValve.java:962)
org.