Сократовский метод обучения: Метод Сократа в обучении — Я Учитель

Метод Сократа в обучении — Я Учитель

Древнегреческий философ Сократ не записывал свое учение — за него это делали ученики, с которыми он вел беседы. Философ задавал вопросы, указывал на противоречия и подводил учеников к четким и разумным выводам. Так появился сократический метод, или, по-другому, сократический диалог.

В чем суть метода?

Сократический метод — это способ ведения диалога, в ходе которого один собеседник задает вопросы, а другой отвечает на них. Цель задающего вопросы — сделать так, чтобы собеседник усомнился в своих знаниях, но с помощью уточняющих вопросов нашел правильный ответ.

Как выстроить сократический диалог?

Сократический диалог представляет собой беседу между учителем и учениками. Роль учителя — задавать вопросы и направлять ход беседы. Ученики рассуждают и отвечают на вопросы. Сократический диалог состоит из пяти этапов:

1. Учитель задает ученику вопрос.

2. Ученик высказывает свою идею — гипотезу.

3. Учитель ставит гипотезу под сомнение, приводит контрпримеры и задает дополнительные вопросы. Ученик отвечает на вопросы и ищет доказательства подтверждения или опровержения своей теории.

4. Ученик принимает или отклоняет теорию.

5. Участники беседы обсуждают итоги.

Как применить метод Сократа на уроках? 

Проведите урок в школе в виде сократического семинара. Для подготовки к уроку дайте ученикам задание — прочитать отрывок текста или статью по теме занятия. Ребята должны прийти подготовленными, иначе ничего не получится.

На уроке поделите класс на два «сократических круга»: внешний и внутренний. Попросите учеников из внутреннего круга прочитать вслух что-то из материалов урока. Это может быть отрывок произведения, описание нового правила или явления, которое вы изучаете. Если читать слишком долго, можно рассказать своими словами. После чтения во внутреннем круге начинается сократический диалог.  Направляйте его с помощью вопросов: ставьте перед учениками проблему, предлагайте рассмотреть спорные утверждения. Но обязательно напомните ребятам, что цель — не выиграть спор, а прийти к общему знаменателю.

В это время внешний круг наблюдает, но не участвует в обсуждении. Когда обсуждение закончится, попросите учеников из внешнего круга дать одноклассникам обратную связь: какие главные идеи были высказаны, кто назвал лучшие аргументы и удалось ли ответить на все вопросы. После этого круги меняются местами. 

Постарайтесь создать в классе доверительную атмосферу, чтобы ученики могли смело высказывать свои идеи и не бояться ошибиться. Заранее подготовьте вопросы и контрпримеры. Очень важно подобрать правильные формулировки, чтобы ученики поняли вопрос и смогли на него ответить. Не забывайте следить за временем и ходом беседы.

Сократический семинар — это прием, который поможет вовлечь и заинтересовать учеников. На уроке дети размышляют, анализируют, учатся искать пробелы в собственных знаниях. С помощью метода Сократа вы научите учеников критически мыслить и подвергать сомнению непроверенные факты и мнения.

Источники: 

Socratic method as an approach to teaching

Сократический метод и его использование в организации сократических семинаров


 

Способ обучения от Сократа — CMT Научный подход

Что такое майевтика, как Сократ учил геометрии юношу-раба и при чём тут переселение душ.

Замечательный способ обучения был придуман ещё в V веке до нашей эры, однако мы до сих пор зубрим, пытаясь усвоить и запомнить информацию. Между тем Сократ полагал, что для того, чтобы человек сказал нечто умное, требуется только помочь ему наводящими вопросами. Предлагаем убедиться, что сократовские методы за прошедшие тысячелетия ничуть не потеряли актуальность.

file

Сократ предлагает юноше взглянуть в зеркало, картина Пьетро Делла Веккья.

Акушер мудрости

Главный способ сократовского философствования называют майевтикой. Сам Сократ определял его как «искусство родовоспоможения». Фенарета, мать философа, была повитухой. Сократ говорил, что делает примерно то же самое, с той только разницей, что повитуха помогает женщинам разрешиться от бремени, тогда как он помогает мужчинам, способным породить мудрые мысли (во времена Сократа женщины-философы встречались редко — исключение составляет разве что Диотима).

Вот что Сократ сообщает в диалоге «Теэтет» о своём методе, заодно проговаривая идею о том, что «учит других тот, кто не может делать сам» (в его исполнении это звучит не обидно для учителей — Сократ подчёркивает, что обучение владению инструментом ничуть не менее важно, чем продукт, который с помощью этого инструмента создаётся).

*Сократ. В моем повивальном искусстве почти все так же, как и у них, – отличие, пожалуй, лишь в том, что я принимаю у мужей, а не у жен и принимаю роды души, а не плоти. Самое же великое в нашем искусстве – то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод. К тому же и со мной получается то же, что с повитухами: сам я в мудрости уже неплоден, и за что меня многие порицали, – что-де я все выспрашиваю у других, а сам никаких ответов никогда не даю, потому что сам никакой мудрости не ведаю, – это правда. А причина вот в чем: бог понуждает меня принимать, роды же мне воспрещает.* — Платон, «Теэтет»

К истине через диалог

«Методом Сократа» называют ситуацию, когда истина рождается в общении между двумя людьми, никто из которых не знает верных ответов заранее. Однако оба готовы приводить факты и ставить проблемы, чтобы потом прийти к выводам, которые станут их наградой.

Сократовский диалог — это не спор. Однако победителем в нём может стать всякий, кто в результате получает знание и понимание.

Именно поэтому некоторые назвали Сократа первым психоаналитиком — аналитик тоже не стремится объяснить клиенту, что к чему, а осторожно направляет его, подталкивая человека к тому, чтобы он сам сказал важные для себя вещи. Ведя с человеком беседу, Сократ задавал ему вопросы в таком порядке, чтобы ответы образовывали связную историю, где одно вытекает из другого. Собеседник в это время самостоятельно проговаривает вещи, которых прежде не знал, но к которым пришёл с помощью рассуждений и умозаключений.

В диалогах Сократ обычно пускал в ход два приёма.

Один из них, ирония, состоял в том, чтобы указать собеседнику на его невежество, намеренно приводя его к абсурдным выводам и позволяя ему следовать за ложными посылками в рассуждениях. Предполагалось, что человек, обнаружив, что загнал себя в ловушку и сказал нечто, достойное улыбки, прозреет и осознает свои ошибки.

Другой приём, «обличие», предполагал пробуждение у человека интереса к собственному мышлению. Именно ему посвящён один из двух главных (наравне с картезианским «Мыслю, следовательно существую») философских афоризмов в мире — «Познай самого себя». Эта фраза была написана у на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах, где обитал оракул. Сократ придавал этой максиме большое значение, ведь всё его философское искусство интеллектуального родовоспоможения было направлено на то, чтобы люди решали теоретические вопросы силами собственного разума.

С точки зрения логического построения мысли, Сократ пользовался индукцией, то есть вёл рассуждение от частного к общему. При этом какое-либо понятие получало определение через серию уточняющих его границы вопросов.

file

Та самая римская мозаика с греческим предложением познать самого себя.

Пример обучения, построенного на сократовском диалоге, приводится Платоном в «Меноне». Меноном звали человека, которому Сократ обещал продемонстрировать свой метод, рассуждая о природе знания. Сократ взялся обучить геометрии мальчика-раба из дома Менона, изобразив на песке квадрат и задав юноше серию вопросов.

Сократ. Позови-ка мне из твоей многочисленной челяди кого-нибудь одного, кого хочешь, чтобы я на нем мог тебе все показать.

  • Менон. С удовольствием. Подойди-ка сюда!
  • Сократ. Он грек? И говорит по-гречески?
  • Менон. Конечно, ведь он родился в моем доме.
  • Сократ. А теперь внимательно смотри, что будет: сам ли он станет вспоминать или научится от меня.
  • Менон. Смотрю внимательно.
  • Сократ. Скажи мне, мальчик, знаешь ли ты, что квадрат таков?
  • Раб. Знаю.
  • Сократ. Значит, у этой квадратной фигуры все её стороны равны, а числом их четыре?
  • Раб. Да.
  • Сократ. А не равны ли между собой также линии, проходящие через центр?
  • Раб. Равны.
  • Сократ. А не могла бы такая же фигура быть больше или меньше, чем эта?
    • Раб. Могла бы, конечно.
  • Сократ. Так вот если бы эта сторона была в два фута и та в два фута, то сколько было бы футов во всем квадрате? Заметь только вот что. Если бы эта сторона была в два фута, а та – в один, разве всего в нем было бы не два фута?
  • Раб. Два.
  • Сократ. А когда и та сторона будет равна двум футам, разве не получится у нас дважды по два фута?
  • Раб. Получится.
  • Сократ. Значит, в этом квадрате будет дважды по два фута?
  • Раб. Верно.
  • Сократ. А сколько же это будет – дважды два фута? Посчитай и скажи!
  • Раб. Четыре, Сократ.
  • Сократ. А может быть фигура вдвое большая этой, но все же такая, чтобы у нее, как и у этой, все стороны были между собою равны?
  • Раб. Может.
  • Сократ. Сколько же в ней будет футов?
  • Раб. Восемь.
  • Сократ. Ну а теперь попробуй-ка сказать, какой длины у нее будет каждая сторона. У этой они имеют по два фута, а у той, что будет вдвое больше?
  • Раб. Ясно, Сократ, что вдвое длиннее.
  • Сократ. Видишь, Менон, я ничего ему не внушаю, а только спрашиваю. И вот теперь он думает, будто знает, какие стороны образуют восьмифутовый квадрат. Или, по-твоему, это не так?
  • Менон. Так.

(Платон, «Менон»)

Кое-что о переселении душ

По мнению Сократа, подлинное философское знание отличается от софистики тем, что каждый может открыть его внутри себя. Однако о причинах, побуждавших его так считать, упоминают не всегда.

С сократовским учением мы знакомы, по большей части, по сочинениям Платона. Сам же Сократ, как известно, никаких работ не оставил, предпочитая устный жанр.

Согласно платоновским представлениям о душе, она приходит из горнего мира под влиянием чувственных влечений. Самой благородной формой существования, если уж приходится влачить его на земле, будет мыслитель-философ, помыслы которого направлены, в первую очередь, на божественные и вечные идеи, а не на конкретные вещи, являющиеся лишь их несовершенным воплощением. Если же вы опозорились и позволили чувственным влечениям себя захватить, то имеете большой шанс переродиться животным.

Философия (то есть всякое мышление и обучение) имеет у Платона и Сократа мистический статус, поскольку позволяет душе стать возвышеннее и получить более благородное воплощение.

Отсюда же родились идеи «предсуществования истины» и «знания как припоминания». Говоря с мальчиком-рабом из дома Менона, Сократ полагает, что обращается к душе, которая уже обладает большим количеством знаний, в том числе и по геометрии с математикой. Получается, что в процессе сократовского диалога собеседник не просто приходит к истине посредством построения гипотез, а буквально «рождает» истину, которая была до этого погребена в его душе.

Однако, вне зависимости от того, верите ли вы в прошлые жизни, главный сократовский принцип остаётся неизменным: учись разумно использовать собственный ум. Тогда обучение каким угодно наукам не будет проблемой.

Автор: Алиса Загрядская
Впервые опубликовано в журнале «NEWTONEW», 21.07.2017

Метод обучения Сократа

Замечание 1

Сократ – это древнегреческий философ-идеалист, который считал, что знание является понятием обобщенным, а для того, чтобы найти истину необходимо обладать определенным методом, сводимым к изучению предмета, его общему понятию и суждению о нем.

К истине через диалог

Определение 1

Педагогика – это наука, занимающаяся вопросами воспитания и развития человека, преимущественно в детско-юношеском возрасте.

Педагогика своими корнями уходит в философию, в глубинные пласты человеческой цивилизации, когда люди впервые стали задумываться о том, что процесс воспитания и обучения подрастающего поколения требует качественного и целенаправленного подхода, а также предварительной подготовки к нему от тех, кто будет осуществлять его реализацию.

Как только процесс обучения начал выделяться в самостоятельную общественно значимую функцию, то перед людьми встал вопрос об обобщении накопленного педагогического опыта. Впервые над этим вопросам задумался Сократ, который решил посредством обобщения имеющегося опыта разработать эффективный и универсальный метод обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Основной педагогики Сократа являются диалоги.

Определение 2

Диалог (по определению Сократа) – это определенное одушевленное поле поиска, «посещение» которого обязательно только в паре, так как без присутствия двух людей поиск истины не состоится, ввиду невозможности возникновения общения.

Без организации настоящего диалога, по мнению Сократа, невозможно получить подлинную мудрость, доступной является лишь мнимая. В диалоге каждый из участников имеет равные права, вне зависимости от статуса, а сказанное воспринимается в одинаково степени. Даже если общаются ученик и педагог.

В настоящее время, метод обучения посредством диалога, разработанный Сократом, является популярным и прочно вошедшим в мировую практику.

Метод диалога уникален тем, что он позволяет передать знания от педагога к ученику, без утомительной зубрежки. По мнению Сократа, чтобы человек усвоил или сказал что-то умное, необходимо во время диалога задавать ему наводящие вопросы, тем самым помогая самостоятельно искать истину. Добытая таким образом истина запомниться намного лучше, нежели та, которая дана в готовом виде и человек стремится выучить наизусть.

Методы обучения Сократа дошли до современности, во многом благодаря сочинениям Платона. Как известно Сократ не оставил после себя никакого письменного наследия, так как он предпочитал устный жанр.

Основные идеи Сократа в педагогике состояли в том, что при обучении в первую очередь необходимо обращаться к душе, которая содержит много знаний, в том числе и в области точных наук (геометрия, математика). Важно, чтобы в процессе диалога между учеников и учителем, ученик поверил в свои знания и смог их раскрыть, тем самым породив собственную «истину».

Замечание 2

Ведущий принцип обучения Сократа гласил:

«Учись разумно, используй свой собственный ум в полную силу»

Приемы сократовского диалога

Ведущий способ обучения Сократа – диалог, не является спором, однако каждый, кто в нем участвует, получает в результате знания и истину.

Анализируя данный метод, современные ученые, пришли к выводу, что Сократа можно назвать первым психоаналитиком, который не стремится что-то объяснить или «навязать» своему клиенту, а осторожно подталкивает к тому, чтобы он самостоятельно установил и сказал важные для себя вещи. В процессе сократовского диалога, человек сам проговаривает вещи, которые он ранее не знал, но пришел к ним с помощью рассуждений и умозаключений.

В своих диалогах Сократ использовал следующие два приема:

  1. Ирония – применяется для того, чтобы тактично указать человеку на его невежество. Наводящими вопросами, Сократ выводит человека на то, что он приходит к абсурдным выводам, путем собственных ложных рассуждений и посылов. То есть человек сам себя загоняет в «ловушку» и соответственно понимает и осознает собственные ошибки.
  2. Прием «обличие» — направлен на побуждение у человека интереса к своему мышлении.

Замечание 3

В основе данного приема заложен афоризм:

«Познай самого себя»

Данный афоризм написан на стенах древнегреческого храма Аполлона в Дельфах, где жил и философствовал Сократ.

Разрабатывая свои методы, Сократ стремился только к одному – помочь людям силами собственного разума решать теоретические вопросы и проблемы. Под собственными силами разума, Сократ понимал, умение пользоваться индукцией, вести рассуждение от частного к общему. В случае, если возникали проблемы в рассуждениях, то их решение следовало находить через серию уточняющих вопросов.

Майевтика Сократа

Главным способом сократовского обучения является майевтика.

Замечание 4

Майевтика (по определению Сократа) – это своеобразное искусство «родовспоможения», в котором матерью выступает философия, а повитухой философ.

То есть философ помогает «родиться» истине и мудрым мыслям. Майевтика направлена на обучение других делать то, что учитель (философ) умеет делать сам. Владение методом майевтикой является одним из важнейших инструментов. При помощи данного инструмента учитель из своих знаний и истин, создает необходимый для учеников «продукт».

По мнению, Сократа, лучшими учителями могут быть только мужчины. Это он объяснял тем, что только мужчина способен правильно найти, сформулировать и передать истину. В отличие от женщин, мужчины не зациклены на одном способе или приеме, они находятся в постоянном поиске. Поиск осуществляется посредством мыслей, которые приводят его к получению истинного и полноценного плода размышлений.

Истинный учитель не должен использовать чужие методы и способы обучения. Его основное предназначение заключается в том, чтобы на основании имеющегося педагогического опыта выработать собственную методику, которая не похожа на другие. Такое условие Сократ объяснял тем, что постоянно меняющиеся условия, меняют и требования, предъявляемые к обучению подрастающего поколения.

Таким образом, методы обучения Сократа не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Современная педагогика ориентируется на обучение через диалог, который помогает учащимся самостоятельно находить и усваивать знания.

Сократовский диалог: понятие, особенности, применение

Прекраснейший способ обучения был изобретен еще в далеком V веке до н. э. философом Сократом. Он считал: чтобы человек сказал умную вещь, его необходимо подвести к данному выводу специальными наводящими вопросами. За последние тысячелетия метод Сократа совершенно не утратил своей актуальности.

Способ ведения диалога Сократом

Сократовским диалогом принято называть ситуацию, когда истина рождается в процессе общения между двумя субъектами, ни один из которых не уверен заранее, какие ответы — верные. Но при этом оба из них готовы приводить различные аргументы и факты и задавать определенные вопросы, чтобы в итоге прийти к правильным выводам.

Именно по этой причине некоторые ученые любили называть Сократа первым психоаналитиком. Ведь психоаналитики также не стремятся разъяснять пациентам, что правильно, а что нет. Они лишь подталкивают человека к тому, чтобы он обнаружил важные для себя вещи. В процессе ведения беседы Сократ задавал вопросы в определенном порядке, так, чтобы ответы собеседника образовывали между собой связный рассказ, где один факт логически вытекает из другого. Собеседник же при этом самостоятельно облекает в слова те идеи, которые до этого были ему неведомы, но к которым он пришел в процессе сократовского диалога при помощи рассуждений.

Сократ и его методы

Цель техники

Что было основным в процессе обучения для самого Сократа? Он считал, что главное – это подойти к верному решению посредством индуктивного диалогического рассуждения. При этом необходимо сомневаться во всем. Как известно, Сократ говорил:

Я знаю, что ничего не знаю, но они не знают даже этого…

Главная цель сократовского диалога – это не рассказать, а заставить своего слушателя догадаться, сделать важное для себя открытие. Та истина, которая зарождается в процессе беседы, в действительности уже и определяет сам разговор. Скрытым образом дедуктивное понятие предшествует индуктивному.

Беседа Сократа с воином

Акушер мудрых высказываний

Основной способ сократовского диалога принято называть майевтикой. Сам философ определял его в качестве тонкого искусства «родовспоможения». Мать Сократа по имени Фенарета была повитухой. И философ нередко говорил, что его работа похожа на данное ремесло. Только если повитуха помогает женщинам родить ребенка, то Сократ помогает мужчинам породить умные идеи (в те времена дамы-философы встречались очень редко).

Вот о чем пишет философ в своем диалоге «Теэтет» касательно своего метода, попутно развивая мысль о том, что «учит других людей тот, кто не способен сделать сам» (в исполнении Сократа данная мысль вряд ли будет обидной для педагогов – ведь философ подчеркивает, что умение обучать также является важным мастерством):

В моем повивальном искусстве почти все так же, как и у них, – отличие, пожалуй, лишь в том, что я принимаю у мужей, а не у жен, и принимаю роды души, а не плоти. Самое же великое в нашем искусстве – то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод. К тому же и со мной получается то же, что с повитухами: сам я в мудрости уже неплоден, и за что меня многие порицали, – что-де я все выспрашиваю у других, а сам никаких ответов никогда не даю, потому что сам никакой мудрости не ведаю, – это правда. А причина вот в чем: бог понуждает меня принимать, роды же мне воспрещает.

Методы Сократа

Обычно Сократ применял в своих диалогах два приема. Первый из них – ирония. Заключался он в том, чтобы показать собеседнику, насколько он невежествен. Философ специально подводил оппонента к совершенно абсурдным выводам, позволял ему следовать за ложными идеями в рассуждениях. Изначально предполагалось, что человек, когда увидит, что сам себя загнал в ловушку, осознает свои ошибки, и это вызовет у него улыбку.

Второй прием – «обличие» – предполагает возникновение у собеседника интереса к своему же мышлению. Именно данному вопросу посвящен один из важнейших философских афоризмов – «Познай себя». Данная фраза была начертана на стене древнего храма Апполона, расположенного в Дельфах. Сократ считал эти слова очень важными, ведь все его мастерство философа было направлено на особую цель: помочь людям разрешать теоретические трудности силами своего ума.

Сократ и его ученики

Также следует отметить, что, с точки зрения логического построения диалога, Сократ использовал метод индукции. Иными словами, его рассуждение ведется от частного к общему. То или иное понятие получало в процессе сократовского диалога определение посредством серии уточняющих его границы вопросов.

Три «да» в сократовском методе

Данный способ только недавно стал называться принципом трех «да». Но до нашего времени он дошел, не меняя своей основной идеи. В процессе построения сократовского диалога с собеседником важно соблюдать главные правила и составлять вопросы так, чтобы другой человек без сомнений отвечал «да». При помощи данного метода можно предотвратить агрессивные споры, в которых люди преследуют цель утвердить за собой последнее слово, а не доказать при помощи очевидных фактов свою правоту. В процессе словесной перепалки возникает два вида общения – диалог и монолог. Что касается монолога, это простой, однако совершенно недейственный вариант. А диалог является более совершенным инструментом, позволяющим убедить собеседника в чем-либо. При использовании данного метода в голосе появляются доброжелательные нотки, и человека без какого-либо давления подводят к определенной идее.

Пример

Рассмотрим пример сократовского диалога.

— Сократ, любая ложь является злом!

— Скажи, случается ли так, что дитя болеет, но не желает принимать горькое лекарство?

— Да, безусловно.

-Бывает ли так, что его родители обманом заставляют принять это лекарство в виде пищи или питья?

— Конечно, бывает.

— То есть такой обман поможет спасти чаду жизнь?

— Да, может.

— И никому эта ложь не причинит вреда?

— Конечно, нет.

— В данном случае будет ли такой обман считаться злом?

— Нет.

— Так всякую ли ложь можно считать абсолютным злом?

— Выходит дело, что не всякую.

сократовский метод сегодня

Как научиться методу сократовского диалога?

Для этого необходимо придерживаться следующих правил.

  • Предварительно логически продумать свою речь, тщательно ее проанализировать. Чтобы оппонент понял и затем принял идею, необходимо и самому ее очень хорошо понимать. А для этого необходимо изложить все свои мысли на листе бумаги. Затем выделяют главные тезисы и логическую аргументацию к ним. Только так можно полностью разобраться в теме, четко и ясно донести ее до своего собеседника.
  • Затем написанные на бумаге тезисы следует переформулировать в вопросы. Этими понятными наводящими вопросами и можно подвести собеседника к нужному умозаключению.
  • Увлечь своего собеседника. Есть такой тип людей, которые не склонны даже вступать в диалог, не говоря уже о том, чтобы выслушивать своего оппонента. Поэтому начало беседы следует продумать особенно тщательно.
  • Стараться проявлять инициативу – не следует дожидаться, когда собеседник сам начнет говорить.

Главные плюсы метода

Основные достоинства технологии сократовского диалога заключаются в следующем:

  • Человек приходит к выводу сам, без какого-либо давления или внешнего принуждения. А это значит, что и оспаривать его он не будет.
  • Если на собеседника не оказывается давления, то от него не будет исходить противодействия.
  • Собеседник, вовлеченный в разговор, будет более внимательно слушать высказывания, нежели в случае простого монолога.

Где применяется техника сейчас?

Данный метод может применяться в самых разных областях человеческой деятельности, в процессе анализа всевозможных проблем и поиска их изначальных причин. Вопросы позволяют исследовать причинно-следственные связи, лежащие в основе определенной проблемы.

В настоящее время сократовский диалог нередко используется в продажах. Он является одной из техник манипулирования сознанием потенциального покупателя, которому задаются заранее искусно спланированные вопросы. Цель таких вопросов – вызвать у клиента намерение купить вещь.

процесс диалога

Положительной целью применения сократовской техники может быть сфера обучения и психологического консультирования. В таком случае человек приходит к пониманию определенных истин, которые раньше были ему недоступны, но с осознанием которых его жизнь становится более яркой, разносторонней.

Беседа является одним из основных психотерапевтических инструментов, при этом широко применяется в консультировании и сократовский диалог. Психотерапевт тщательно готовит вопросы клиенту, чтобы научить его новым моделям поведения. Цели вопросов сводятся к следующему:

  • Прояснить имеющиеся затруднения.
  • Помочь пациенту обнаружить свои неправильные психологические установки.
  • Исследовать значимость тех или иных событий для пациента.
  • Оценить последствия, которые порождает поддержание негативных мыслей.

При помощи техники сократовского диалога психотерапевт не спеша подводит своего клиента к определенному выводу, который им уже заранее запланирован. Данный процесс основывается на применении логических аргументов, в которых и заключается смысл этой методики. Во время беседы с клиентом терапевт задает вопросы так, чтобы пациент отвечал только положительно. Тем самым он подходит к принятию определенного суждения, которое изначально было для него абсолютно неприемлемым.

Сократовский диалог: пример в консультировании

Рассмотрим диалог психотерапевта и клиента. Пациенту 28 лет, он работает программистом в одной из крупных компаний. Он устроился в нее недавно, но в течение всего времени работы его не покидают мысли об увольнении. Хотя его работа ему нравится, конфликты с коллегами не прекращаются. Одну из сотрудниц он довел до слез, пытаясь принизить ее умственные способности в отношении пользования компьютером. Рассмотрим беседу данного клиента с терапевтом в качестве примера сократовского диалога в психотерапии.

Терапевт: Вы стараетесь доказать другим сотрудникам свою правоту для того, чтобы ваша работа была более эффективной?

Пациент: Да.

Т.: А другие сотрудники говорят, что изначально они привыкли работать совершенно по-другому?

П.: Именно.

Т.: Эта ситуация похожа на поговорку о том, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят

П.: Приблизительно так.

Т.: Я припоминаю, как мне пришлось приехать в гости из столицы к своим родственникам за город, и то разительное отличие в обычаях, общении между жителями крупного города и деревни. И это несмотря на тот факт, что городок находится всего лишь в 120 км от мегаполиса.

П.: Что здесь говорить, меня в детстве отправляли в городок в 10 км от столицы, где дверь в подъезд люди открывали исключительно ударом ноги. Тогда мы недолюбливали жителей больших городов… Погодите, так что же это, для своих коллег я похож на горожанина, приехавшего погостить в провинцию?

прием у психотерапевта

Использование данного метода полезно как для психологов и педагогов, так и для людей, далеких от этих сфер. При помощи метода сократовского диалога можно подвести собеседника к определенному выводу, склонить его принять свою точку зрения.

Метод Сократа — как всегда получать согласие

А вы обладаете даром убеждения? Если нет, вам нужно срочно освоить метод ведения сократического диалога. Это отличная возможность донести до человека свою точку зрения, не встретив на пути возражений и попыток противоречить. Как такое возможно? Можно ли научиться убеждать людей в своей правоте таким способом?

Суть метода Сократа

Суть метода Сократа

Сократический диалог в психотерапии — это такой способ построения разговора, при котором собеседник в итоге соглашается с тем, что вы говорите. Действовать нужно так: главный вопрос поставить на третье место, на первые два выдвинуть вопросы, на которые человек точно ответит «да». Важно, чтобы они были короткими, не загружали и не отнимали время.

Как видно из названия, метод Сократа создан известным греческим философом. Он не только любил вести споры. В беседах он всегда задавал оппонентам вопросы, на которые можно было давать исключительно утвердительные ответы. Так Сократ помогал увидеть полную картину, сделать выводы, которые в начале диалога были не заметны.

Сейчас сократов метод выглядит так: вы делите мысль, которую хотите донести, на 3 части. Каждую из них подаете собеседнику в виде вопроса, на который нужно дать короткий ответ. Зачастую он предсказуем. Получается, что своими действиями вы перехватываете инициативу, побуждаете человека ответить так, как нужно вам.

Одной из модификаций метода Сократа является принцип трех «Да». В этом случае оппонент также получает 3 вопроса. Но они не последовательны, а собраны случайным образом.

Главное преимущество такого способа построения диалога — предотвращение споров. А они неминуемы, если человек не понимает, что вы хотите сказать. Но здесь важно не переусердствовать. Помните, что вы ведете беседу. Если начнете монолог, достичь цели не получится. Убедить собеседника с помощью монолога можно. Но этот способ отличается крайне низкой эффективностью.

Основные принципы сократического диалога

Ведение разговора по методу Сократа базируется на нескольких принципах:

  1. У собеседника должно быть достаточно информации для того, чтобы ответить на ваш вопрос. Будьте предельно конкретными. Не спрашивайте о том, что выходит за пределы знаний.
  2. Направляйте внимание на те детали, которые человек мог упустить из виду. Дайте ему возможность рассмотреть разные точки зрения. Не настаивайте на каком-то одном варианте.
  3. Используйте принцип песочных часов. Переходите от абстрактных вещей к более конкретным и наоборот.

В конце сократовской беседы человек увидит полную картину сложившейся ситуации. Он не только сделает правильные выводы, но и самостоятельно сможет дать ответы на заданные вами вопросы. Причем ответит так, как нужно вам.

Три этапа сократического диалога

Итак, сократический диалог состоит из 3 частей. Каждая из них преследует свою цель:

  1. Согласие. Собеседник уже не хочет противоречить вам.
  2. Сомнение. Осторожно говорите о том, что думаете по теме разговора.
  3. Аргументация. Принимая во внимание аргументы оппонента, вы предлагаете решение ситуации.

Рассмотрим подробнее на примере. Допустим, ваше мнение и мнение человека кардинально отличаются друг от друга. Вы уверены в своей правоте, но все попытки ее доказать встречают на пути сопротивление или полное игнорирование. Что же делать? Использовать метод Сократа.

Согласие

Согласие

На этом этапе вам нужно найти что-то общее, то, с чем вы сможете согласиться без ущерба для своей точки зрения. Дайте оппоненту понять, что вы ни в коем случае не давите на него. Такой подход поможет направить диалог в позитивное русло, и вы сможете хотя бы кратко высказать свое мнение.

Вам нужно сделать так, чтобы ваше согласие показывало, как обстоят дела на самом деле, а не было формальностью.

Сомнение

Сомнение

Как только вы установили дружелюбную атмосферу, переходите к поиску слабых мест в аргументации со стороны собеседника. Это поможет убедить его в том, что давление здесь неуместно.

Военные говорят, что для победы в войне не обязательно на 100% превосходить врага во всех отношениях. Достаточно обладать превосходством всего лишь на одном этапе. Так же и в диалоге. Согласно методу Сократа, нет необходимости отвергать абсолютно все, что говорит человек. Усомнитесь в каком-нибудь одном моменте его рассуждений. Одно сомнение вызовет волну других. Благодаря этому собеседник сможет критически оценить свое мнение.

На этом этапе важно помнить 2 момента. Во-первых, не стоит доказывать оппоненту, что он в корне не прав. Сделайте так, чтобы он сам пришел к этому умозаключению. Во-вторых, пытайтесь смотреть на ситуацию со стороны другого человека. Ищите не то, что вызывает сомнение у вас. Подумайте, в чем может сомневаться собеседник.

Аргументация

Аргументация

Теперь пришла очередь озвучить вашу точку зрения. Вы можете приводить аргументы, обосновывать и отстаивать свое мнение. Человек к этому этапу уже не будет оказывать сопротивление. Он будет готов воспринимать то, что вы говорите.

Если все сделать правильно, то к этому этапу вы сможете привести те аргументы, которые подходят именно для вашего собеседника. А это значит, что они окажутся более эффективными, чем общие фразы.

Пример диалога из 3 этапов

Пример диалога из 3 этапов

Представьте диалог, касающийся приобретения автомобиля. Допустим, что ваш собеседник считает дорогие машины более качественными. Недорогие же варианты для него — источник дополнительных хлопот. Как построить разговор?

  1. Согласие. Скажите, что автомобили действительно могут быть и дешевыми, и дорогими. То же самое касается и качества. Согласитесь с этим утверждением.
  2. Сомнение. Здесь можно упомянуть тот факт, что не все дорогие автомобили подойдут для наших дорог и климатических условий. Да и запчасти на них не всегда получается купить беспроблемно. В некоторых случаях приходится делать заказ заграницей.
  3. Аргументация. На этом этапе будет уместно заметить, что для машин подешевле и попроще легче найти необходимые детали. Их можно купить в любом автосалоне. Не придется сломя голову искать их в других городах или странах, а после месяцами ждать доставку.

Сократовский метод ведения диалога применим в любой сфере. Он поможет вам выйти победителем из любой, даже самой неудобной или щекотливой ситуации.

Разговоры с детьми по методу Сократа

Разговоры с детьми по методу Сократа

Примечательно, что метод Сократа подходит и для разговоров с детьми. Он не только помогает убеждать ребенка в своей правоте. Это отличная помощь в том, чтобы он научился логически мыслить и рассуждать.

Как сказано выше, суть метода заключается в задавании последовательных вопросов с предсказуемыми ответами. В результате ребенок сам делает нужный вывод. Чувствуя дружелюбие и доброту с вашей стороны, он будет готов согласиться с чем-угодно.

Ведя диалог с детьми, вам важно точно понимать конечную цель. Подводить к ней нужно короткими, простыми вопросами, на которые ваш маленький собеседник сможет ответить только утвердительно.

Пример разговора

Пример разговора

Для примера можно привести ситуацию с походом в зоопарк. Проблема в том, что ребенок не хочет ложиться спать, хотя для осуществления планов завтра нужно встать пораньше. Какие вопросы можно ему задать?

  1. Для начала напомнить о поездке.
  2. Мы сможем попасть в зоопарк только до обеда. Успеем?
  3. Что нужно, чтобы успеть?
  4. Что нужно сделать сегодня, чтобы завтра мы смогли встать вовремя?
  5. Если нам нужно проснуться в 7 часов, во сколько сегодня лучше лечь спать?
  6. Уже поздно. Будем ложиться или отменим поездку?

Отвечая на эти простые вопросы, ребенок поймет, что и как ему нужно делать. Главное, не приказывать и угрожать, а рассуждать, приводить доводы.

Как тренировать метод Сократа

Как тренировать метод Сократа

Обучение сократической беседе не займет много времени. В этом процессе важно выделить и придерживаться ряда простых правил.

Продумайте логику

Ваша основная задача — донести до собеседника важную мысль. Но иногда бывает так, что вы сами до конца ее не понимаете. Для того, чтобы исправить ситуацию, запишите ее на бумаге. После обозначьте самое главное. По возможности проиллюстрируйте то, что хотите сказать. Это оживит вашу мысль, сделает ее более яркой.

Сформулируйте тезисы

Переведите слова в вопросы, на которые собеседник сможет ответить словом «да». Подумайте, помогут ли они ему увидеть правильное направление? Сможет ли он ответить утвердительно?

С чего начать диалог

С чего начать диалог

Если собеседник не настроен на разговор, вряд ли ваши попытки что-то ему доказать увенчаются успехом. Поэтому попробуйте заинтересовать с первых слов. Сделайте так, чтобы человек захотел выслушать.

Возьмите инициативу в свои руки

Не нужно ждать, пока собеседник начнет что-то говорить, возражать вам. Задавайте подготовленные вопросы. Чтобы не замешкаться, тренируйтесь в этом деле. Несколько раз в день проговаривайте вопросы, на которые собеседник в любом случае ответит утвердительно.

Заключение

Способность вести сократовский диалог поможет вам в разговоре добиваться своей цели — не только доносить до оппонента свою точку зрения, но и убеждать его в ее правильности. Овладеть этим методом несложно. Достаточно заранее продумать свои слова и выделить главные мысли. А после сформулировать их в виде вопросов. Отвечая на них, собеседник сам поймет, где в рассуждения вкралась ошибка.

С чего начать диалог

Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.

Сократовский развивающе-вопросительный метод обучения.

СОКРАТОВСКИЙ РАЗВИВАЮЩЕ-ВОПРОСНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Сократ (469-399 г до н.э.) — древнегреческий ученый. Разработал ряд основополагающих методов и принципов логики и философии. Автор развивающе-вопросного метода обучения (со­кратических бесед), который он сам называл «майевтикой», т.е. искусством «повивальной бабки», помогающей рождению мыслей. Сократическая беседа это метод установления истины в каком-либо конкретном вопросе. Основной принцип этого метода состоит в том, что учитель ставит перед собеседником ряд проблемно-ориентированных вопросов, терпеливо выслушивает его ответы, логически доказывает их ошибочность и абсурдность, подводя тем самым собеседника к истинному знанию.

Сам Сократ никогда и ничего не писал. Его ученик Платон (427-347 г до н.э.) — выдающийся философ, прародитель математики и художественного диалога, в отличие от этой привычки сво­его учителя написал большое число работ Благодаря его многотомным письменным «Диалогам» человечество и наука знают Сократа, его творческие деяния и, в частности, сократовский метод обучения. Из запасников ретропедагогики этот метод возвращается в педагогику нынешнего дня, как один из выверенных тысячелетним опытом путей интенсификации познавательной активнос­ти учащихся.

СУТЬ РАЗВИВАЮЩЕ-ВОПРОСНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ СОКРАТА

Передовая педагогическая наука всегда видела главную задачу обучения не в простой пе­редаче знаний учеником, а в развитии их самостоятельного творческого мышления. Ныне, когда перед педагогической практикой ставится задача поиска и применения наиболее эффективных методов обучения ученые-дидакты и учителя-новаторы вновь обращаются к наследию Сократа, заимствуя его метод развивающе-вопросного обучения.

Следует отметить, что уже давно крупнейшие педагоги мира, начиная с Я.А.Коменского (1592-1670 г.г.) и Ж.-Ж.Руссо (1712-1778 г.г.) и кончая учеными нашего века К.А.Тимирязевым (1843-1920 г.г.), Л.С.Выготским (1896-1934 г.г.), В.И.Вернадским (1863-1945 г.г.), исключительно высоко оценивали сократовский метод достижения истины в споре путем преодоления противо­речий в суждениях собеседников. Так, Я.А.Коменский настойчиво призывал к использованию сократовского «духовного повивального искусства» И вот как образно и эмоционально оцени­вал этот метод «учитель немецких учителей» А.Дистервег «Истинные последователи Сократа не настолько редки, потому что методика народной школы указала на вопросно-развивающий

способ обучения как на венец учительского искусства, и выдающиеся школьные учителя поэтому усердно стремились овладеть этим удивительным искусством. Какое глубокое волнение оно имеет на умы учеников — не приходится доказывать тому, кто умеет его применять, хотя бы несо­вершенным образом. Он испытал и, к своей радости, мог наглядно убедиться, как юные души расправляют свои крылышки и способность летать усиливается. Это — высшее достижение жиз­ни, потому что душа здесь соприкасается с душой».

Из платоновских «Диалогов» известно, что Сократ традиционной лекции противопоставлял живой диалог, предполагающий непосредственный контакт с собеседниками, совместный с ним поиск истины по принципу «Истина рождается в споре»,

Важнейшей особенностью сократовского метода обучения было стремление вызвать к жиз­ни лучшие духовные качества личности и развить их, дать им «второе дыхание». Сократ видел свою главную задачу в том, чтобы «помочь мысли родиться», отчего и назвал свой метод «пови­вальным искусством». А одним из главнейших дидактических приемов метода Сократа была его знаменитая ирония — шутливое притворство, будто бы он сам, не зная решения той или иной проблемы, выстраивал мнение собеседника и незаметно подводил его самого к правильному ответу на поставленные вопросы.

«Я знаю, что ничего не знаю, — говорил Сократ, — но хочу вместе с тобой поразмышлять по тому или иному вопросу; я буду задавать вопросы и возражать на твои ответы, чтобы ты меня получше научил». В одном из платоновских «Диалогов» Сократ в разговоре с собеседником Меноном раскрывает «секрет» своего метода обучения: «Видишь, Менон, я ничего ему (ученику) не внушаю, а только спрашиваю. И вот теперь он думает, будто знает… Так разве мы нанесем ему хоть какой-то вред, запутав его и поразив оцепенением, словно скаты ?… При этом он все узнает, хотя его будут не учить, а только спрашивать, а знания он найдет в самом себе».

Исключительное место в сократовской педагогике принадлежит постановке вопросов учи­телем, являющихся логическим выражением проблемы. В отличие от привычных нам стереотип­ных вопросов они специально рассчитаны на размышление, приобретение нового знания, на уточнение и углубление проблемы, на выявление ошибочности обыденных представлений. Воп­росы эти могут быть неожиданными, парадоксальными, провоцирующими, обостряющими вни­мание, побуждающими к напряженному логическому осмыслению задачи. В свою очередь, уча­щиеся должны учиться не только отвечать на поставленные вопросы, но и задавать их, что само по себе является признаком ума и проницательности.

Сократовский метод обучения (стр. 1 из 7)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Южно-Украинский государственный педагогический

Университет им. К.Д. Ушинского

Кафедра _______________________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………………….3

I. Актуальность сократовского метода обучения в педагогике.

1.1 Сущность сократовского метода обучения……………………….5

1.2 Эвристическое и проблемное обучение. Диалоговые методы как неотъемлемая часть в современном процессе обучения………………………………………..……………………11

II. Экспериментальная часть. Современный урок и сократовский метод…………………………………………………………………………………………………….23

Заключение…………………………………………………………………….36

Использованная литература………………………………………………….39

Введение.

Сократ — древнегреческий философ-идеа­лист. Знание, учил он, есть понятие об общем. Чтобы найти истину, нужно, говорил он, обладать особым методом, который требует сводить изучаемый предмет к общему понятию и на основе этого понятия судить о предмете. В педагогике Сократ применял диалоги. Диалог — своего рода лаборатория, одушевлен­ное поисковое поле; он невозможен без общения, без присутствия, точнее, без соприсутствия двух людей при совместном поиске истины. Вне настоя­щего диалога, согласно Сократу, нет и подлинной мудрости, но возможны лишь мнимая мудрость и многознание, точнее, многознайство. В сократовском диалоге каждый из собеседни­ков выступает как равный. Сказанное в одинако­вой степени относится и к тому случаю, когда один из участников диалога является учителем, а другой — учеником. Его метод обучения с помощью диалога прочно вошел в мировую педагогику.

Актуальность работы заключается в том, что развитие педагогики не стоит на месте, но она не может развиваться без учета всех исторических нюансов. В свое время сократовский метод обучения был опущен из системы образования, но в последнее время он стал вновь возраждаться, поэтому применение диалогической формы в обучении иностранным языкам может упростить преодоление трудностей в освоении и понимании языка.

Данная работа посвящена сократовскому методу обучения.

Целью работы является рассмотрение специфики применения сократовского метода и определение его места и роли в современном процессе обучения.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

· Проанализировать психолого-педагогические и философские труды Сократа;

· Выявить сущность сократовского метода в обучении;

· Определить его роль в современной педагогике;

· Экспериментально подтвердить эффективность сократовского метода в современной школе.

Объект: Особенности и специфика сократовского метода обучения в педагогической практике;

Предмет: Применение сократовского метода как части эвристического и проблемного обучения в современной педагогике;

Гипотеза работы заключается в том, что применение сократовского метода в обучении иностранному языку значительно улучшает качество освоения трудных тем по предмету.

Объем и структура: курсовая работа включает 40 страниц и состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.

Раздел I. Актуальность сократовского метода обучения в педагогике.

1.1 Сущность сократовского метода обучения.

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось она вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию.

В IVв. до н.э. в Древней Греции складываются философские школы,в рамках которых идет осмысление такого важного яв­ления социальной жизни, как воспитание. Одна из самых из­вестных — пифагорейская, у истоков которой стоял Пифагор.В пифагорейском братстве было хорошо поставлено обучение и воспитание молодежи. Пифагорейцы предложили возрастную периодизацию развития человека, в основу которой положили цифру семь. Выбор числа семь был мотивирован тем, что в пер­вую седмицу меняются зубы, во вторую — наступает половая зрелость, в третью — отрастает борода. [23]

В трудах древнегреческих философов Фалеса из Милета (ок. 625 — ок. 547 гг. до н. э. ), Гераклита (ок. 530—470 гг. до н. э.), Демокрита (460 — нач. IV в. до н. э. ), Сократа (469—399 гг. до н. э.), Платона (427—347 гг. до н. э. ), Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), Эпикура (341— 270 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion [гимнасий] — общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа и др.).

Вершин педагогического мастерства в Древней Греции достиг известный философ Сократ(ок. 470—399 г. до н.э.). Сократ – великий античный мудрец, основатель собственной школы, по сути своей был скептиком, но не вынуждал других принимать свою точку зрения, а особым способом, задавая вопросы, заставлял каждого человека выразить свою собственную философию. В центре внимания Сократа был человек. Но он рассматривается Сократом как нравственное существо. Поэтому философия Сократа—это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика.

Необходимо несколько слов сказать о времени, в котором жил Сократ. Современная ему афинская демократия утеряла свои простые, суровые и красивые идеалы, которые были в первой половине 5 века до н.э. В это время Афины жили грабительскими войнами, демократия вырождалась. Сократ же в самой гуще народа вел беседы, и своими с виду простыми вопросами ставил в тупик сторонников демагогического режима: аристократы считали его простолюдином, который много себе позволяет, а демократы боялись его хлесткого разоблачения. Однако Сократ был слишком популярен. Его бесконечные споры до поры до времени терпели, но в 399 г. до н.э. «демократические» власти судили философа и вынесли вопиющий судебный приговор — первый в Афинах смертный приговор за отвлеченные идейные разногласия. Умер Сократ в семидесятилетнем возрасте, приговоренный к смерти через принятие яда, по обвинению в безбожии, нарушении отечественных законов и развращении молодежи.

Смерть Сократа продемонстрировала, что правда жизни, т.е. истина, не столько способствует просвещению и самопродвижению к ней, сколько пробуждает стремления отгородиться и защититься от нее. Иными словами, для современников Сократа его учение не было актуальным, т.е. оно не могло быть востребовано. Поставленные Сократом проблемы нравственности намного опережали существовавшую в то время культуру. Они противоречили и общепринятым представлениям об образовании, но самое главное — представлениям о власти.

Сократ пробуждал и направлял естественный ход человеческой мысли. Однако в отличие от современных ему последователей, а также от тех, кто приходил им на смену в течении двух тысячелетий развития формирующей педагогики, Сократ никогда не принуждал к правильным ответам. В противном случае он бы предал свою собственную идею — добровольного, свободного и самостоятельного постижения истины. Имея возможность избежать казни, он предпочел смерть отказу от нравственных убеждений, поскольку выбрал их самостоятельно и добровольно, будучи внутренне свободным человеком.

Основные ценности ненавязчиво предложенного Сократом подхода к педагогической деятельности — душа, личность, свобода, выбор, самостоятельность, самоопределение, также как и средства их пробуждения стали актуальны только к концу ХIХ столетия после Р.Х.

Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. О жизни и деятельности Сократа — одного из величайших философов Древней Греции — можно узнать лишь по произведениям его современников и учеников, в первую очередь Платона, потому что сам Сократ письменных источников после себя не оставил. Но влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название сократовский. Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Сократовский метод, имевший своей задачей обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической «диалектики», под которой в древности понимали искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. Тогда некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины.

Сократовский метод: что это такое и как его использовать в классе

Люди:

В постинге ниже рассматривается метод Сократа в обучении. Это из информационного бюллетеня «Говоря об обучении», выпущенного Центром преподавания и обучения (CTL), Стэнфордский университет, http://ctl.stanford.edu/Newsletter/ Fall 2003, Vol. 13, № 1. Разговор об Обучении составлен и отредактирован Заместителем директора CTL Мариатт Денман в [mdenman @ stanford.edu.] Перепечатано с разрешения.

С уважением,

Рик Рейс

Рейс @ Стэнфорд.Edu

UP NEXT: мой ребенок плохо тестирует

завтрашнего преподавания и обучения

—————————————- 1864 слова ——- ———————————

Сократовский метод: что это такое и как его использовать в классе

Профессор политологии Роб Райх, лауреат премии Уолтера Дж. Горса за выдающиеся достижения в области образования 2001 года, выступил с докладом 22 мая 2003 года в рамках цикла «Преподавание и обучение», получившего награды учителей в серии лекций по преподаванию.В своем выступлении профессор Райх обсуждал сократовский метод обучения — метод, который в последние десятилетия встречал некоторую критику, но также признается в качестве основы западной педагогической традиции. Профессор Райх призвал аудиторию творчески использовать метод Сократа как подходящую основу для активного вовлечения студентов в процесс критического мышления.

Этот выпуск «Говоря об обучении» посвящен сократовскому методу и воспроизводит содержание выступления профессора Райха по этому вопросу.После краткого введения, в котором Райх определяет, что такое сократовский метод (и за что его часто ошибочно принимают), он услужливо разбивает метод на конкретные компоненты, а затем предлагает советы о том, как использовать его в классе. Он также предлагает отличную модель метода Сократа на практике.

Как и в большинстве других выступлений в серии «Преподаватели, получившие награды», видеофильм с выступлением профессора Райха доступен для просмотра в видеотеке Центра преподавания и обучения на четвертом этаже Sweet Hall.

Что такое сократовский метод?

Сократовское исследование категорически не является «учением» в общепринятом смысле этого слова. Руководитель исследования Сократа не является поставщиком знаний, заполняя пустые умы в значительной степени пассивных студентов фактами и истинами, приобретенными за годы обучения. Как сказали бы люди в Школе образования, сократовский учитель не «мудрец на сцене». В методе Сократа нет лекций и нет необходимости запоминания наизусть.Но, как и следовало ожидать, сократовский учитель не является «гидом на стороне».

В методе Сократа школьный опыт — это общий диалог между учителем и учениками, в котором оба отвечают за продвижение диалога через вопросы. «Учитель», или лидер диалога, задает пробные вопросы, пытаясь выявить ценности и убеждения, которые формируют и поддерживают мысли и высказывания участников опроса. Студенты также задают вопросы, как учителя, так и друг друга.

Запрос проходит в интерактивном режиме, и учитель является таким же участником, как и проводник дискуссии. Кроме того, расследование является открытым. Не существует заранее определенного аргумента или конца, к которому учитель пытается привести учеников. Те, кто практикует метод Сократа, не используют слайды PowerPoint. Без плана урока группа следует диалогу, в котором она идет.

Основные компоненты метода Сократа

1. Сократовский метод использует вопросы для изучения ценностей, принципов и убеждений учащихся.

В ходе опросов участники стремятся сначала выявить, а затем защитить свои моральные представления о мире, который лежит в основе их образа жизни. Сократическое исследование имеет дело не с изложением фактов или с вопросом о логике различных и различных абстракций, которые используются для сравнения, а скорее требует, чтобы участники учитывали самих себя, свои мысли, действия и убеждения. Сократическое исследование направлено на то, чтобы раскрыть мотивы и предположения, на которых основаны студенты.Таким образом, практики метода Сократа могут хотеть, чтобы студенты знали факты, но они хотят сосредоточиться больше на том, что студент думает об этих фактах, а не на том, что думают другие! Нет смысла ссылаться на власти.

2. Метод Сократа фокусируется на нравственном воспитании, на том, как следует жить.

Сократическое расследование обязательно происходит в стиле ad hominem. То есть, вместо того, чтобы приводить аргументы или задавать вопросы, предназначенные для убеждения любого или всех людей, все комментарии в опросе Сократа направлены на конкретных участников дискуссии.Предметом исследования является не то, что думают или говорят о мире в целом, а то, что каждый участник думает или говорит о мире. Цель состоит не в том, чтобы рассмотреть обезличенные предложения и абстракции, а в том, чтобы исследовать основные ценности и убеждения каждого исследователя.

Так как сущность Сократовского исследования — это система убеждений и ценностей участников, когда эти убеждения или ценности оспариваются или опровергаются, это не что иное, как согласованность жизней людей, которые поставлены на карту.Как часто говорит Сократ в диалогах Платона, его в первую очередь интересует, как следует жить. В «Горгии» Платона Сократ говорит: «Не принимайте то, что я говорю, как будто я просто играю, потому что вы видите предмет нашего обсуждения — и по какому вопросу даже более слабый интеллект должен быть более серьезным?», А именно, какого рода жизни надо жить …

Опровержение убеждений о том, как лучше всего жить, дает неявный вердикт, что, перефразируя стихотворение Рильке «Архаический туловище Аполлона» (1908), вы должны изменить свою жизнь.Сократ славится тем, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить». Столь же верно, хотя и менее ценится, тот факт, что жизнь не стоит изучать.

3. Сократовский метод требует классной среды, характеризуемой «производительным дискомфортом».

В лучших диалогах Сократа между собеседниками ощущается настоящая напряженность. Ставки высоки. Будут ли призваны, привлечены к ответственности?

4. Сократовский метод лучше использовать для демонстрации сложности, сложности и неопределенности, чем для выявления фактов о мире.

Бертран Рассел однажды написал: «Как обычно в философии, первая трудность состоит в том, чтобы понять, что проблема трудна. Если вы скажете человеку, не обученному философии:« Откуда вы знаете, что у меня два глаза? » он или она ответит: «Какой глупый вопрос! Я вижу, у вас есть». Не следует предполагать, что, когда наше расследование будет завершено, мы придем к чему-то радикально отличному от этой не-философской позиции. То, что произойдет, это то, что мы увидим сложную структуру, в которой, как мы думали, все было просто, что нам станет известно о полутени неопределенности, окружающей ситуации, которые внушают сомнения, что мы найдем сомнение более оправданным, чем мы предполагали, и что даже самые правдоподобные предпосылки окажутся способными дать неправдоподобные выводы.Конечным результатом является замена неясного колебания на нечленораздельную уверенность «.

Сократовский Профессор

В методе Сократа профессор Сократа не является противником в аргументе, и при этом он или она не тот, кто всегда играет адвоката дьявола, говоря по существу: «Если вы подтверждаете это, я отрицаю это. Если вы отрицаете это, я утверждаю это «. Это иногда случается, но не по педагогическому принципу.

Сократовский профессор не обладает всеми знаниями или ответами, и при этом он или она «просто не проверяет» студентов.Профессор является участником диалога и всегда должен быть открыт для обучения чему-либо самому. Из этого следует, что сократовский профессор не ищет уважения к своему авторитету. И при этом он или она не создает культ личности, кажущийся отчужденным, холодным и отдаленным. Вместо этого сократовский профессор знает имена своих учеников, а ученики знают имена друг друга.

Сократовский профессор стремится к «производительному дискомфорту», ​​а не к панике и запугиванию. Цель состоит не в том, чтобы вселить страх в сердца учеников, чтобы они пришли подготовленными к занятиям; но вселить страх в сердца студентов, что они либо не могут четко сформулировать ценности, которыми руководствуется их жизнь, либо что их ценности и убеждения не выдерживают проверки.

Советы по использованию метода Сократа

1. Изложите разговорные указания:

* Выучите имена учеников и попросите учеников выучить имена друг друга.

* Объясните: для участия требуется умение слушать и активное участие и что недостаточно просто вставить один комментарий в класс, а затем молчать до конца дня.

* Подчеркните, что студенты должны сосредоточить свои комментарии на концепциях или принципах, а не на рассказах от первого лица.

2. Задавайте вопросы и будьте спокойны с тишиной. Молчание продуктивно. Будьте готовы ждать ответа студентов. Нет необходимости заполнять разговорный пробел; тишина создает своего рода полезное напряжение. Используйте правило «десять секунд ожидания», прежде чем пытаться перефразировать свои вопросы!

3. Найдите способы вызвать «производительный дискомфорт». Холодный вызов работает, но ограничьте его работой в небольших группах, чтобы ученики могли поговорить с соседом.

4. Прежде всего, используйте дополнительные вопросы! Заставьте студентов отвечать за себя, а не просто извергать чтения и лекции.

5. Всегда будьте открыты для изучения чего-то нового. Не будь мудрецом на сцене или проводником на стороне. Будьте готовы сказать: «Я не знаю ответа на этот вопрос».

6. Приветствую «сумасшедшую идею», которая предлагает новый взгляд на тему, но не одобряю те идеи, которые не являются серьезными.

7. Краткость и краткие выступления профессора приветствуются. Никаких речей или длинных лекций.

8. Не поощряйте навязчивое уважение к авторитету и статусу.Разбейте это, если это вообще возможно. Стэнфордские студенты слишком практичны в «посещении школы» и поиске того, что им нужно знать, чтобы справиться.

9. Найдите классную комнату, которая поощряет взаимодействие. Сиденья, прикрученные к полу, ставят одно в невыгодное положение.

10. Наконец, не бойтесь размера! Все это возможно даже в больших классах. Метод Сократа возможен в классе до 70. Просто используйте больше маленьких групп.

В конце своего выступления профессор Райх привел пример упражнения в методе Сократа, в котором он поставил перед аудиторией моральную дилемму (вы — проводник поезда, который потерял тормоза, и вы должны сделать выбор: либо убейте пятерых рабочих на путях альтернативного маршрута, либо рискуете убить всех 300 пассажиров в поезде), и попросите их аргументировать, что следует делать.Затем он провокационно следил за каждым предложением, заставляя каждого оратора защищать и формулировать причины и ценности, лежащие в основе их решения (лучше ли спасать многих за счет немногих?), А затем применять их аргументацию к другим моральным дилеммам, в которых их выводы могут быть не столь оправданными.

В каждом раунде допросов профессор Райх пытался сосредоточиться на том, чтобы сломать предположения респондентов, пытаясь «восстановить истину», что в точности является задачей сократовского профессора в классе.Когда его спросили, отстаивает ли он когда-либо свои собственные взгляды в классе, профессор Райх ответил, что обычно ждет, пока дискуссия не закончится, и даже тогда он может заняться «педагогическим обманом» (занимая позицию, которую он не обязательно займет ) чтобы подтолкнуть студентов к осмотру собственных помещений.

Хотя модель Рейха метода Сократа не полностью основана на методах Сократа в диалогах Платона, она далека от конфронтационного унижения, ошибочно связанного с сократовским подходом.Вместо этого, как практикует Райх и другие, метод Сократа — это динамический формат, помогающий нашим студентам принимать подлинные интеллектуальные риски в классе и узнавать о критическом мышлении.

Библиография

Грегори Властос, изд. Философия Сократа, Нотр-Дам: Университет Нотр-Дам Пресс, 1971.

Грегори Властос, Socratic Studies, Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1995.

Дэвид Хансен, «Был ли Сократ« сократическим учителем? »» Образование

,

Сократов метод обучения: плюсы и минусы

Студенты и преподаватели обсуждают лучшие методы обучения с момента основания города, но лишь немногие ученые оказали влияние на такие методы обучения, как Сократ.Сократовский метод обучения трудно определить простыми словами, но он включает в себя стиль диалога, ориентированного на вопросы, где учитель играет роль, которая кажется почти подчиненной ученику. Учитель в диалоге Сократа по существу отрицает свое знание предмета, чтобы привести ученика к правильной идее или ответу. Остается вопрос: подходит ли сократовский метод только для древней Греции или актуален и для современной академии?

Socratic method of teaching tips and strategies for cultivating powerful critical thinking skills in students

Имеет ли значение дисциплина?

Самая классическая форма Сократовского Метода использует творческие вопросы, чтобы разбирать и игнорировать текущие идеи.Это позволяет студенту думать о важных концепциях в новом свете. Этот метод идеально подходит для вопросов философского характера, таких как «Что такое красота?» или «Что такое жизнь?» Однако этот метод может не подходить для понятий, которые имеют четкое определение, например «Что такое ячейка?»

Основываясь на этих идеях, метод обучения Сократа может показаться лучше в одних дисциплинах, чем в других. Этот метод хорошо работает в субъективных дисциплинах, таких как философия, искусство, гуманитарные науки или даже этика науки, но он может быть не лучшим методом преподавания для объективных дисциплин, таких как математика или естествознание.

Сократов метод обучения в объективных дисциплинах

Когда Сократ преподавал, предметы не были дисциплинированы так же, как сейчас. Математики исследовали кулинарию так же, как философы изучали литературу. Древние границы между дисциплинами были не так четко определены, как это принято в современных научных кругах. По этой и многим другим причинам Сократ смог успешно использовать свой метод в объективных дисциплинах, таких как математика, так же, как он смог успешно использовать его в субъективных дисциплинах, таких как философия.

Недавно ученик сократовского метода обучения принес этот метод в начальную классную комнату. Он прибыл в пятницу днем, когда студенты будут наиболее нетерпеливыми, и, используя метод Сократа, он успешно учил их о ценностях места. Эта концепция выходила далеко за рамки того, что эти студенты изучали в своих обычных классах по математике, но, ведя их в правильном направлении посредством вопросов, он смог помочь им понять концепцию ценностей места.

Потенциальные трудности с методом Сократа

Сократов метод обучения вопросов критического мышления путем разрушения старых идей и замены их новыми.Например, вместо того, чтобы обсуждать, как применять справедливость в различных социальных условиях, группа студентов может обсудить основную концепцию самой справедливости. Обсуждая эту концепцию с помощью вопросов, задаваемых им учителем, работающим по методу Сократа, ученики получают возможность отказаться от своих прежних представлений о справедливости и заменить их чем-то действительно философским. Основная сложность классического метода Сократа состоит в том, как справиться с разнообразием ответов, которые могут быть даны на любой вопрос.К сожалению, то, как Сократ решал эту конкретную проблему, было потеряно для истории.

Современный метод Сократа

Современный сократовский метод обучения не зависит исключительно от ответов студентов на вопрос. Вместо этого он опирается на очень специфический набор вопросов, которые были разработаны таким образом, чтобы привести студентов к идее. Используя вопросы, учитель имеет возможность вовлечь своих учеников в волнение. Начиная с вопросов, на которые ученики знают и понимают ответ, учитель помогает ученикам осваивать новые концепции.Это создает атмосферу, в которой студенты действительно учатся, в отличие от атмосферы, в которой студенты обманывают информацию и забывают ее. Дополнительные практические советы по применению современного сократовского метода обучения читайте подробнее о том, как использовать сократовский опрос.

Сократовский метод обучения не идеален для каждой дисциплины и не идеален для каждой классной комнаты. Тем не менее, это чрезвычайно выгодный стиль преподавания, который поможет ученикам действительно учиться, и его стоит применять в каждой школе.

Узнать больше: Нажмите, чтобы посмотреть связанные ресурсы.
  • Unwinding Sweepstakes - Over $1400 in prizes

Присоединяйтесь к Эластичному Педагогу

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать контент на ваш почтовый ящик. Нажмите или нажмите кнопку ниже.

Unwinding Sweepstakes - Over $1400 in prizes

Присоединяйтесь к Эластичному Педагогу

Unwinding Sweepstakes - Over $1400 in prizes

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать контент на ваш почтовый ящик.Нажмите или нажмите кнопку ниже.

Присоединиться

Вы также можете прочитать

Теги: инструменты оценки, руководство и администрация, плюсы и минусы ,

учений Сократа

Bookmark this page Переключить навигацию Bookmark this page Bookmark this page
  • Книжный магазин
  • жертвовать
  • Авторизоваться
  • Членство
  • Моя учетная запись
  • Посмотреть корзину
  • Домой
  • Начни здесь
    • Критическое мышление: с чего начать
    • Создайте критическое мышление.Счет организации
    • Колледж и университетский факультет
    • студентов колледжей и университетов
    • Учителей старших классов
    • учителей младших классов средней школы (6-9)
    • начальных преподавателей (4-6)
    • начальных преподавателей (K-3)
    • Наука и техника
    • Профессиональное и личное развитие
    • Уход и здравоохранение
    • Домашняя школа (классы K-12)
    • Изучите элементы и стандарты
  • Насчет нас
    • Наша миссия
    • Международный центр оценки мышления высшего порядка
    • Блог Критического Мышления Drs.Старейшина и Носич
    • Наша команда ведущих
    • стипендиатов фонда
    • Разрешение на использование нашей работы
    • Создайте критическое мышление.Счет организации
    • Взносы в Фонд критического мышления
    • Северо-Западная Арканзасская Городская Сельскохозяйственная Инициатива
    • Карта сайта
    • Связаться с нами — Офисная информация
    • Отзывы
    • Центр Критического Мышления
    • Национальный совет передового опыта в критическом мышлении
  • Библиотека
    • Главная библиотека ресурсов критического мышления
    • о критическом мышлении
    • Основы критического мышления
    • Ричард Пол Антология Классик
    • Документирование проблемы
    • Высшее образование Инструкция
    • K-12 Стратегии обучения и примеры
    • для студентов
    • Проблемы в критическом мышлении
    • Спрашивающий разум
    • Чтение в обратном направлении: Классические книги онлайн
  • Профессиональное развитие
    • Профессиональное развитие в критическом мышлении
    • Индивидуальные вебинары и онлайн-курсы для факультета
    • Сертификация в подходе Павла-Старшего к критическому мышлению
    • учреждений, использующих наш подход к критическому мышлению
    • K-12 Инструкция
    • Высшее образование
    • Тренинг по критическому мышлению для полиции
    • Деловые и профессиональные группы
    • Онлайн курсы для инструкторов
    • Состояние критического мышления сегодня
    • Модель профессионального развития для K-12
    • Модель профессионального развития — колледж и университет
    • Описание мастерской
    • Ментор Программа
    • Форма запроса информации об обслуживании
  • Исследовательская работа
    • Исследования из Центра Критического Мышления
    • Северо-Западная Арканзасская Городская Сельскохозяйственная Инициатива
    • Инструкция по критическому мышлению в школах Большого Лос-Анджелеса
    • Критическое мышление в Оксфордском учебном пособии Аннотация
    • Обучение навыкам критического мышления учащихся четвертых классов, признанных одаренными и талантливыми
    • Основное критическое мышление, разработанное Фондом критического мышления, доказывает свою эффективность в повышении результатов тестов SAT и ACT…
    • Исследование 38 государственных университетов и 28 частных университетов для определения способности преподавателей уделять особое внимание критическому мышлению в инструкции
    • Влияние универсальных элементов и стандартов рассуждений Ричарда Пола на композицию двенадцатого класса
    • Влияние модели критического мышления на успеваемость учащихся…
    • Критическое мышление: уроки непрерывной инициативы профессионального развития в лондонской общеобразовательной школе
  • Конференции и события
    • Календарь событий в критическом мышлении
    • 40-я ежегодная международная конференция по критическому мышлению
    • Семинары по вебинару
    • Архив конференций
    • Мастерская Архивы
    • Стипендиаты Академии Архивы
    • Академия Архивы
.
Сократовский метод | Юридический факультет Чикагского университета

Сократ (470-399 гг. До н.э.) был греческим философом, который стремился добраться до оснований взглядов своих учеников и коллег, задавая постоянные вопросы, пока не было выявлено противоречие, доказав тем самым ошибочность первоначального предположения. Это стало известно как метод Сократа, и, возможно, является наиболее устойчивым вкладом Сократа в философию.

Наши студенты быстро обнаруживают, что метод Сократа является хорошим инструментом, который использовался для вовлечения большой группы студентов в дискуссию, в то же время используя пробные вопросы, чтобы добраться до сути предмета.Сократовский метод не используется в Чикаго для запугивания или «разрушения» новых студентов-юристов, а вместо этого по той самой причине, по которой Сократ разработал его: развивает у студентов навыки критического мышления и позволяет им воспринимать закон как интеллектуалов.

Юридическая школа гордится своими отличными учителями и использованием этого проверенного временем метода. Более подробно о методе Сократа в UChicago мы приводим ниже эссе Элизабет Гарретт, перепечатанное в несколько измененной форме с разрешения Зеленая сумка .(Авторское право, 1998 г., The Green Bag, Inc.)

Стать юристами: роль метода Сократа в современных юридических школах

«Это должно быть одной из функций учителя — открывать перспективы перед своими учениками, показывая им возможность действий, которые будут столь же восхитительными, сколь и полезными». Эти слова Бертрана Рассела отражают то, что я и мои коллеги стремимся сделать как профессора права. Многие из нас хотя бы изредка используют стиль юридической педагогики, известный как метод Сократа.Большинство студентов слышали о методе Сократа; некоторые помнят профессора Кингсфилда из «Бумажного преследования» и ужас, который испытывали его ученики каждый раз, когда они входили в его класс Контрактов. Представление Кингсфилда — преувеличенная и устаревшая карикатура на Сократовский метод; Это эссе предоставит вам более точную картину взаимодействия между преподавателями права и студентами, которые происходят во многих аудиториях юридического факультета Чикагского университета.

День безжалостного сократовского профессора, который заканчивал каждое предложение знаком вопроса, закончился.Профессора Чикагского университета, которые сегодня используют метод Сократа, используют совместное обучение и дискуссии с несколькими студентами, которых они называют (в некоторых классах, случайным образом) для изучения очень сложных правовых концепций и принципов. Усилия являются совместными, в которых учитель и ученики работают, чтобы понять проблему более полно. Цель состоит в том, чтобы научиться анализировать правовые проблемы, рассуждать по аналогии, критически оценивать собственные аргументы и аргументы, выдвигаемые другими, и понимать влияние закона на тех, кто ему подчиняется.Сократовский дискурс требует от участников формулировать, развивать и отстаивать позиции, которые на первых порах могут быть несовершенно определены интуицией. Юристы, в первую очередь, решают проблемы, и основная задача юридической школы — предоставить нашим студентам инструменты, необходимые для решения проблем. Закон будет меняться в течение нашей жизни, и проблемы, с которыми мы сталкиваемся, будут сильно различаться. Преподаватели права не могут дать студентам определенные ответы, но мы можем помочь развить навыки рассуждения, которые могут применять юристы, независимо от юридического вопроса.

Мы могли бы читать лекции студентам о юридических аргументах, но те из нас, кто использует метод Сократа, предпочитают способствовать как можно большему активному обучению. Подобно тому, как профессор, который сразу же отвечает на вопросы своих учеников, теряет возможность помочь им самостоятельно находить ответы, так и профессор, который распространяет правовые принципы в школьных монологах, сокращает возможности студентов участвовать в независимом критическом мышлении, которое может привести их к более глубокое понимание.

Одной из проблем для преподавателей права является создание среды для активного обучения студентов в больших классах.Стратегия обучения, которая включает в себя призыв к ученикам без предварительного уведомления, является лучшим способом стимулирования критического мышления для всех членов такой группы. Никто из учеников не может быть уверен перед началом занятий, будет ли ей предложено обсудить сложные вопросы или ответить на ответы одного из ее коллег. Поэтому она должна уделять пристальное внимание моим беседам с другими студентами, чтобы она была готова сыграть значимую роль. Кроме того, метод Сократа возлагает определенную ответственность на студентов, чтобы они молча думали о вопросах и принимали активное участие самостоятельно; элемент неожиданности дает им мощный стимул для выполнения этой обязанности.Это также побуждает студентов готовиться к уроку, что позволит им больше учиться на проходящем в Сократе диалоге. Цель состоит в том, чтобы привить студентам привычку тщательно и критически анализировать аргументы, которые они слышат, а также практику оценки и пересмотра своих собственных идей и подходов в свете новой информации или других рассуждений.

Мое описание Сократовского Метода может показаться весьма разумным, но я знаю, что многие студенты воспринимают этот опыт с огромным трепетом.Многие студенты беспокоятся о выступлении перед большой группой, в которую входит их профессор. Публичное выступление, будь то в зале суда, перед группой клиентов или противоположным адвокатом, или на собрании законодателей, работающих над проектом закона, является частью работы каждого юриста, поэтому развивает способность насильственно и эффективно представлять идеи в таких контекстах. является неотъемлемой частью становления юристом. Кроме того, студенты очень беспокоятся о том, чтобы совершать ошибки, когда участвуют в сократовском диалоге.Делать ошибки в классе неизбежно и в конечном итоге полезно, поскольку мы работаем над решением сложных юридических проблем. Любой профессор, который использует метод Сократа, имел опыт получения «правильного» ответа слишком рано в классе, а затем столкнулся с проблемой обратной работы, чтобы прояснить для других студентов процесс достижения решения. Мы обучаем умению рассуждать, и процесс поиска правильного ответа часто важнее самого ответа. Ошибки — или, может быть, точнее, пробные шаги к решению, которое ведет нас по неприступным, но осветительным путям, — это часть обучения.

Другая причина длительного беспокойства студентов заключается в том, что метод Сократа с большим облегчением объясняет отсутствие простых ответов на юридические проблемы. Я не хочу сказать, что нет простых юридических ответов; конечно, есть. Некоторые законодательные акты без проблем ясны; Некоторые налогоплательщики не сталкиваются с неразрешимыми проблемами при расчете своих налоговых обязательств. Но сосредоточение внимания на законе «черной буквы» или на менее сложных юридических вопросах не заставит долго ждать внимания наших студентов или преподавателей.Мы применяем юридическое обоснование, а также нашу политику и оценочные суждения к вопросам, в которых отсутствуют четкие ответы, и проблемам, которые не поддаются простым решениям. В этой среде студенты иногда могут быть разочарованы неопределенностью и поверхностной неопределенностью. Чувство неловкости и дискомфорта у студентов может усилиться в течение первого года, когда Сократовский метод является доминирующим стилем обучения, потому что они сталкиваются с новым словарным запасом, незнакомым логическим анализом и необычной формой повествования, обнаруженной в апелляционных судебных делах.Мои коллеги и я знаем об этих чувствах, и мы учитываем их во время нашего общения с нашими учениками. Но обеспечить уверенность там, где ее нет, или создать аккуратную основу, где закон запутан, значит нечестно учить.

Сократовский метод является одним из многих инструментов, которые мы используем, чтобы помочь нашим студентам стать юристами. Это не единственный метод преподавания, который мы используем в юридической школе Чикагского университета; вместо этого мы калибруем наши методы обучения, чтобы соответствовать нашим способностям, характеру материала, временным ограничениям и другим факторам.Но метод Сократа — важная часть современного преподавания права. Многие адвокаты никогда не пойдут в зал суда в качестве адвокатов, но они будут консультировать клиентов, разрабатывать стратегии решения правовых проблем для социальных учреждений, таких как школы или тюрьмы, разрабатывать законопроекты и давать советы законодателям штата и федеральным властям или вести бизнес. Сократовский метод дает всем учащимся большую уверенность в общении с большими группами, позволяет им развить способность рассуждать с силой и убедительно и учит их мыслить критически.Действительно, я считаю, что одной из причин, по которой Чикагский университет известен как место, где обучают лучших юристов в Америке, является давняя и постоянная приверженность нашего факультета этому сложному методу преподавания права.

— Элизабет Гарретт, 1998

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *