Социально активная личность – Вы точно человек?

4.4. Социальная активность личности

В условиях качественного преобразования общества проблема социальной активности масс и личности приобретает особое значение.

Процесс радикального обновления невозможен без вовлечения в него самых широких масс, без развития новых нетрадиционных форм социальной активности. Между тем эта потребность общества не удовлетворяется. Обостряется противоречие между необходимостью развития конструктивной творческой активности и реальным состоянием активности масс, между этой потребностью и деструктивными, негативными и дестабилизирующими факторами проявления активности.

Исходным, отправным в понимании социальной активности является уяснение ее связи с социальностью личности. Социальность личностив широком смысле этого слова – это ее связь с обществом, социальными общностями, человечеством. Социальность может быть раскрыта только через изучение системы социальных связей личности с самыми разнообразными общностями: классовыми, профессиональными, поселенческими, демографическими, этническими, культурологическими, статусными и т.д. Интересы, потребности, ценности этих групп многообразны. Понятие социальной активности дает представление о качестве социальности, уровне и характере ее реализации.

Социальная активность личности– системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъекта общественных отношений.

Социальная активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное социальное качество, которое выражает целостно, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности и сознания, и деятельности, и состояний личности.

Интересы личности, ценности, которые она принимает, могут вступить в противоречие с интересами более широких общностей, общества в целом, но это отнюдь не означает, что личность не является социально активной. Высокий уровень социальной активности предполагает не бездумное следование интересам социума, автоматическое принятие его ценностей.

Социальная активность – это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта.

Важнейшими признаками социальной активности личности(в противоположность личности пассивной) является сильное, устойчивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы (в конечном счете общества в целом) и реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать, или напротив, сохранить, укрепить существующий социальный порядок, его формы, стороны. И по своему содержанию, направленности на определенные ценности, и по уровню их осмысления, и по характеру и уровню реализации социальная активность многообразна.

Критерии социальной активности:

І

ІІ

ІІІ

Направленность на определенные интересы, потребности, ценности.

Характер и уровень принятия интересов, потребностей, ценностей.

Характер и уровень реализации интересов, потребностей, ценностей.

Первый критерийпозволяет выявить широту, диапазон ценностей личности, уровень социальности в плане ориентации на интересы не только узкой социальной группы, но и более широких общностей, общества в целом, человечества.

Второй критерийхарактеризует меру, глубину принятия, усвоения ценностей. При этом исходным методологическим принципом понимания социальной активности является выделение трех ее сторон: рациональной, чувственно-эмоциональной, волевой.

Третий критерийраскрывает особенности реализации ценностей. Показателями уровня реализации выступают характер и масштабы, результаты, формы деятельности.

Изучение механизма становления социальной активности личности в современных условиях требует, прежде всего, анализа влияния новации общественной жизни, формирования новых экономических, социальных и политических структур, новых моментов духовного развития, характерных для нашего общества в настоящее время. Важно сопоставить это влияние с воздействием старых консервативных структур и традиционных форм.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем различие понятий “человек”, “индивид”, “личность”, «индивид”?

2. Какова структура личности?

3. Что такое “социальный статус” и “социальная роль” личности? Как эти понятия связаны между собой?

4. Сформулируйте основные положения статусно-ролевой концепции личности.

5. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта?

6. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности.

7. Какое значение для социализации личности имеют образование и воспитание?

studfile.net

«Формирование социально активной личности подростка»

«Формирование социально активной личности подростка»

Формирование социально активной личности — сложный противоречивый процесс. Первые вопросы, которые возникли в начале исследования: что такое социально — активная личность? Норма (модель) социально активной личности

— это способность личности в своем развитии обретать социальную сущность человека, имеющего следующие особенности: отношение к другому человеку как к самоценности; способность к самоотдаче; творческий характер жизнедеятельности; способность к свободному волеизъявлению; возможность проектировать свое будущее: внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла жизни. «Социализацией называется процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений», — такое определение дает психологический словарь и добавляет: »В процессе социализации человек приобретает убеждения, обществен по одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе’1. В процессе социализации подросток приобретает социальный опыт деятельности, который включает:

  • ценностный опыт: нравственные нормы, ценности;

  • операциональный опыт: общетрудовые умения, навыки саморегуляции, развитие психологических процессов (памяти, мышления, воображения и др.), реалистичности жизненных планов;

  • опыт первичной активизации: оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений;

  • опыт отношений и сотрудничества: коммуникативные знания, умения, умения решать конфликты, работать в команде, быть мотивированным:

  • опыт рефлексии_- способность к самоанализу, принятию решений, умение делать выбор и нести ответственность за свои поступки.

Таким образом, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя, самоопределяется. Однако мы встречаем людей, полностью социализированных, фактически растворившихся в социуме, но не готовых и пе способных к той активности, которая нужна для противостояния среде, воздействия на нее, возможно более полной самореализации в процессе социализации»». Компоненты социально-педагогической деятельности я отразила в следующих

задачах их реализации: социальное обучение, социальное воспитание, социально-педагогические сопровождение.

Воспитание социально активной личности подрастающего поколения.

Задача классного руководителя — обратить внимание на мельчайшие особенности личности школьника и с уважением отнестись к её проявлениям, даже когда эти проявления не отвечают

ожиданиям педагога. Необходимо убедить ученика в ценности, полезности и необходимости проявлений его индивидуальности. Какие же реальные условия я создавала, чтобы способствовать развитию соц. активной личности.

Преобразования, происходящие в российском обществе, выдвигают высокие требования к уровню социальной активности личности. Возрастание степени динамичности и изменчивости окружающего социума ставит задачу активного включения личности в преобразовательное взаимодействие со средой в ряд наиболее актуальных задач социального становления субъекта общественной жизни.

Для современной педагогической науки проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой и неизменно находится в центре внимания общества и государства. Именно социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которое формируется в деятельности, отличающейся общественно-значимыми мотивами и дающей общественно ценный результат.

А.В. Петровский, российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности, определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

В педагогической науке понятие социальной активности личности претерпело за последние годы изменения. Так, профессор, кандидат педагогических наук Н.В. Савин в свое время, определял социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.

И.Ф. Харламов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный член Российской академии образования, определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени.

В настоящее время проблема формирования социальной активности подростков в процессе художественно-эстетической деятельности обусловлена потребностью общества в социально активной личности и недостаточной вовлеченностью молодежи в социально значимые виды деятельности, в том числе, художественно-эстетическую.

Государственная молодежная политика ХМАО-Югры как отрасль социальной политики в целом сформирована не так давно. Югра — один из немногих субъектов РФ, где учреждения дополнительного образования, участвуя в различных специализированных программах и проектах, активно включают молодежь в социальную среду, тем самым развивая свои коммуникативные навыки, приобретая опыт общения, определяя свое место и функции в структуре общества. Включаясь в деятельность учреждений дополнительного образования, подростки приобретают новые ценностные ориентиры, расставляют приоритеты. Однако, проблема формирования социальной активности подростков, как особой возрастной категории,  исследована недостаточно. В то же время изученность теоретических основ категории «социальная активность» и особенностей воспитания подростков, а также наличие опыта практической деятельности в формировании социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования создают базу для проведения целостного исследования в данной предметной области.

Таким образом, можно зафиксировать ряд проблем:

  • между необходимостью развития у личности готовности к активному включению в преобразовательное взаимодействие со средой и недостаточным вниманием к проблеме целенаправленного формирования социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей;

  • между разработанностью сущности категории «социальная активность» и отсутствием целостных исследований по проблеме формирования социальной активности подростков;

  • между наличием оригинального опыта организации воспитания социальной активности подростков и недостаточным его научно-методическим осмыслением.

Художественно-эстетическая деятельность как организованный педагогический процесс предоставляет большие возможности для проявления качественных и динамических характеристик социальной активности подростков и является фактором ее формирования. Между тем, с подобной деятельностью подросток практически не знаком, что понижает не только его социальную активность, но и уровень общей культуры в целом.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что организация социально значимой художественно-эстетической деятельности подростков, будет способствовать формированию социальной активности, духовно-нравственных качеств, максимальному раскрытию творческих способностей, созданию атмосферы сопричастности, ответственности за судьбу страны и края.

Художественно-эстетическая деятельность как фактор формирования социальной активности подростков представляет собой сложную многофункциональную социально значимую деятельность по освоению и распространению культурного наследия прошлого.

Комплекс педагогических условий формирования социальной активности подростков включает:

  • учет выраженности активности подростка в социально значимой деятельности;

  • ориентацию учебно-воспитательного процесса учреждения не только на художественно-эстетические, но и на другие общественно-значимые ценности;

  • подготовку педагога к организации деятельности подростков;

  • систематизацию материалов;

  • разработку технологического сопровождения художественно-эстетической деятельности подростков в целях формирования социальной активности.

Модель формирования социальной активности подростков представляет собой системное образование, определяющее последовательность и взаимосвязь этапов, педагогических условий, форм и методов организации, а также результатов деятельности подростков, направленных на формирование их социальной активности и проявление качеств социальной активности — организованности, самостоятельности, инициативности и ответственности, в других видах социально значимой деятельности: учебной, общественной и досуговой.

Формирование социальной активности заключается в поиске новых видов деятельности, способствующих формированию социальной активности личности подростков, новых форм организации художественно-эстетической деятельности молодежи разного возраста в целях формирования социальной активности; разработка новых технологий и создание педагогических условий приобщения подростков к социально значимой деятельности.

Активность, связанная с творчеством, носит творческий характер, это свободная, творческая деятельность подростка. В этом случае большая роль принадлежит преподавателю, ведущему тот или иной предмет, т.е. зависит от методов используемых им.

infourok.ru

Воспитание социально активной личности в условиях колледжа

В современной педагогической науке проблема воспитания социально активной личности является одной из актуальных. Известно, что ни окружающая среда общения, ни даже семейное воспитание не помогут в полной мере адекватно активизировать процесс социализации подростков. Колледж же, благодаря своему воспитательному потенциалу, способен помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Этот потенциал колледжа может быть реализован при соответствующих условиях, важнейшим из которых является умение педагогов управлять процессом воспитания учащихся.

Необходимо отметить, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Востребованные сегодня идеи о воспитании общественной активности подрастающих поколений мы находим в трудах Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, СТ. Шацкого. Современные теоретико-методологические подходы к развитию социальной активности молодежи получили обоснование в работах Б. З. Вульфова, Р. А. Литвак, М. И. Рожкова.

Изучению специфики воспитания социальной активности у школьников на различных этапах их возрастного развития посвящены исследования В. М. Басовой, Т. В. Дуровой, А. Я. Зосимовского, Е. К. Касаткиной, Т. Н. Мальковской, А. П. Шпоны и др. В работах Л. П. Клементьева, И. Н. Орловой, В. А. Ситарова, В. А. Сластенина, Э. Д. Тлеулова, Л. А. Трепоуховой рассматриваются социально-педагогические аспекты развития социальной активности у студентов средних специальных и высших учебных заведений.

В отечественной науке все больше появляется исследований, в которых явление социальной активности личности рассматривается в контексте социализации (А. В. Волохов, М. В. Демиденко, М. В. Поддубная, Т. Г. Пташко, Л. С. Яковлев и др.), гражданского воспитания (А. В. Беляев, А. С. Гаязов, О. В. Лешер и др.). Причем, их авторы признают, что, несмотря на богатый арсенал средств и методов воспитания социально активной личности, используемых учреждениями образования, особая роль в данном процессе принадлежит детским и молодежным общественным объединениям.

Вопросам воспитания личности в социально-педагогическом движении детей и молодежи посвящено значительное количество психолого-педагогических исследований. Педагогические и психологические основы деятельности детских и молодежных объединений рассматривались Л. А. Борисовой, СВ. Качалиной, Г. В. Сабитовой, Е. Е. Чепурных и др.; особенности взаимодействия её участников исследовались Т. П. Вернигоровой, А. Ю. Кривокулинским, И. И. Фришман и др.; содержание и методы социального воспитания в общественных объединениях разрабатывались В. А. Дергуновым, Г. В. Ермоленко, СВ. Тетерским, О. Д. Чугуновой и др.; педагогические условия самореализации и саморазвития личности в молодежных объединениях изучались М. Г. Квитковым, В. В. Ковровым, Р. Х. Салахутдиновым и др.

Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность молодежи сегодня не только может помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретают особую актуальность.

К настоящему времени проведен ряд исследований, направленных на изучение отношения молодёжи к общественной деятельности (Г. Г. Николаев, Л. А. Сивицкая, О. Б. Скрябина, Е. Л. Федотова, СБ. Шаргородская и др.), поиск оптимальных условий и эффективных методов развития социальной активности личности (В. М. Бейлин, Н. В. Бушманова, И. Д. Гаврильев, Е. М. Карпова, А. Р. Лопатин, О. В. Соловьев, В. В. Умановский, А. Я. Школьник и др.).

Если же сфокусировать внимание на работе отдельно взятого учебного заведения, то воспитательная работа в этом направлении подразумевает, что здесь должны быть созданы условия для самореализации и самоутверждения учащихся, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Ведь подросток в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т. д., но и социально. Причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии не только с окружающим социумом в подростковом возрасте, но и с обществом в целом, когда он «выйдет в большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат воспитания.

Рассмотрим работу по воспитанию социально активной личности на материале организации такой работы в колледже.

Методической целью работы является формирование у педагогического коллектива колледжа системного видения процесса воспитания и актуализации потребности в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с обучающимися.

Основная цель воспитания социально активной личности сводится к следующему: создание в колледже условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность.

Указанная цель требует решения ряда задач:

1)        содействие формированию ценностного отношения учащихся к социальному устройству человеческой жизни, формированию активной жизненной позиции;

2)        содействие учащимся в освоении культурных ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения в них;        

3)        содействие формированию сознательного отношения подростков к своему здоровью как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития;

4)        предоставление учащимся возможностей выбора творческой деятельности и способов ее реализации;

5)        содействие формированию ценностных отношений к нормам культурной жизни.

Одна из ведущих задач педагогического коллектива — это создание культурной среды развития подростков и оказания им помощи в самоопределении.

Социально развитая личность — это свободная развитая личность. Воспитание такой личности требует исключения из воспитательной практики любых методов принуждения. Именно поэтому система воспитательной работы базируется на следующих принципах:

—        в центре внимания воспитательной работы должны быть культурологические ценности, носителем которых должен стать ученик;

—        природосообразность воспитания, опора на природу подростка, его врожденные психофизиологические особенности и возможности;

—        организация совместной деятельности учащихся, мастеров и педагогов, взаимообщение, взаимопонимание, взаимосотрудничество.

Таким образом, главным направлением реализации задачи воспитания социально активной личности является действие целостной воспитательной системы, которая охватывает весь педагогический процесс и которая отвечает таким базовым требованиям:

—        создание условий для самореализации и самоутверждения обучающихся;

—        возможность проявления инициативы и ее поддержка со стороны взрослых;

—        развитие творчества обучающихся;

—        воспитательная поддержка в самоопределении обучающихся.

Этапы реализации работы

Этапы

Виды работы

1.                  Подготовительный

Цель — выявить позитивный опыт воспитательной работы в колледже, определить приоритетные направления его развития.

1. Совещание классных руководителей и мастеров.

2. Прогностический

Цель — разработать основные направления воспитания социально активной личности, подготовить условия для осуществления такой работы

1. Разработать основные направления воспитания социально активной личности в колледже.

2. Обеспечить методическую поддержку участникам эксперимента (семинары, заседания МО классных руководителей, совещания классных руководителей).

3. Диагностировать уровень воспитанности, уровень социализации учащихся колледжа.

4. Диагностировать работу кружков и секций, выявить уровень заинтересованности учащихся в их деятельности.

5. Разработать программы деятельности по реализации основных направлений воспитания социально активной личности в колледже.

3. Практический

Цель — реализация основных направлений воспитания социально активной личности в колледже (по — необходимости, внесение корректив в содержание работы).

1. Работа детских объединений (Совет командиров, «Сыны Отечества»).

2. Создать условия для самореализации учащихся:

— организовать работу волонтёрского движения в колледже;

— обеспечить условия для реализации творческих способностей и возможностей учащихся.

4. Обобщающий

Цель — определение эффективности работы колледжа по воспитанию социально активной личности. Выявление и оценка результатов деятельности

1. Провести педагогическую конференцию «Осуществление на практике основных направлений воспитания социально активной личности в колледже: опыт, проблемы, перспективы».

2. Изучение качества реализации основных направлений воспитания социально активной личности в колледже, внесение корректив.

3. Провести мониторинг по проблеме «Качество реализации основных направлений воспитания социально активной личности в колледже через опросы учащихся, через систему оценок и наблюдений осуществления программы деятельности».

Работу по воспитанию социально активной личности мы строим исходя из следующих понятий:

1.         Социально активная личность — это культурный, воспитанный человек. Педагогические аспекты этого утверждения состоят в воспитании у обучающихся освоения различных способов жизнедеятельности (основной из которых — здоровьесберегающий), развитие практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения.

2.         Социально активная личность — это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение обучающимися общечеловеческими нормами нравственности. Кроме этого, целевые установки воспитания социально активной личности связываются также с образом гражданина — патриота своей страны.

3.         Социально активная личность — личность творческая. Этот аспект включает поддержку и помощь воспитанникам в реализации творческих способностей, создание творческой среды в колледже.

4.         Социально активная личность — гуманная личность. Работа в этом направлении заключается в воспитании безопасной личности, т. е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе. Кроме того, такая личность стремиться помогать людям, нуждающимся в поддержке.

Основные направления воспитания социально активной личности в колледже реализуются через следующие программы (блоки) деятельности:

—        «Азбука нравственности» — блок нравственно-эстетического воспитания;

—        «Сыны Отечества» — блок патриотического воспитания;

—        «Если хочешь быть здоров» — здоровьесберегающий блок;

—        «Вокруг тебя — мир» — блок экологического воспитания;

—        «Семья и школа — навстречу друг другу» — работа с родительским коллективом;

—        «В согласии с собой и людьми» — социальный блок (волонтёрская деятельность).

Таким образом, целенаправленная работа по воспитанию социально активной личности, несомненно, даст хорошие результаты, если к этой работе подходить системно и целенаправленно.

Литература:

1.      Концепция взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями «Общественно-государственное партнерство» на 2008–2011 гг.

2.      Концепция развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2007–2011 годы. Проект вынесен на обсуждение на 11 декабря 2007 г.  3.Методические материалы по организации общероссийский добровольческих акций Весенняя неделя добра (ВНД) и Всемирный день молодежного служения (ВДМС), 2007.

3.      Отчет Министерства социальной защиты Республики Татарстан о проведении Республиканской добровольческой акции «Весенняя неделя добра», 2007.

4.      Положение администрации Солнечногорского района Московской области о проведении районной Недели Добрых Дел, 2007.

5.      Бодренкова Г. П.. «Добровольчество: история, современное состояние и перспективы в России», в сборнике «Социальное партнерство: власть, бизнес, общественность, СМИ для развития страны». По материалам Форума «Социальное партнерство: власть, бизнес, общественность, СМИ для развития страны».- г. Краснодар, 23 декабря 2006 г.

Основные термины (генерируются автоматически): активная личность, основное направление воспитания, воспитательная работа, колледж, работа, воспитание, социальная активность личности, волонтерское движение, социальная активность, Сын Отечества.

moluch.ru

Активность личности — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Активность.

Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность. В праксиологии активность личности (субъекта отношений) — передача сигнала субъекту отношений (объекту воздействия) во взаимозависимости по установлению (восприятию) нормы.[1]

Подходы к определению понятия активности личности[править | править код]

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем дело с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов. (В. Ф. Бехтерев 1996.)

В психологии в рамках деятельностного подхода, также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. (Ю. Б. Гиппенрейтер 1997). Б. Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. (Л. И. Анциферова, 1998). Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.

По мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность, как часть деятельности, как её динамическую составляющую реализуемую ситуативно, то есть в нужный момент времени.

Ещё одна трактовка понятия активности предложена В. А. Петровским (1996), предлагающим рассматривать личность как подлинный субъект активности. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности:

  • Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности; Функционирование — первое и простейшее проявление жизни — может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур. Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров.
  • Деятельность, как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удалённый от него, но необходимый для функционирования.
  • Активность, как высшую форму развития деятельности.

В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.

Активность и деятельность, соотношение понятий[править | править код]

Одной из главных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Трудность заключается в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы.

На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:

  • форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
  • деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
  • личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;
  • деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
  • качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву[2]. Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия[3]. Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности.[4]

Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.

Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.

Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности»[5] под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.

Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления.[6] Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения активное обучение.

  1. ↑ Егоров Е. Д., Праксиология: Основы теории. Часть 1. Личность.: Издательские решения, 2017. — 256с. — ISBN 978-5-4483-8498-1
  2. ↑ Ю. Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. Курс лекций — М.: «ЧеРо», 2005.
  3. ↑ (Д. Б. Эльконин, 1987)
  4. ↑ Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаронов Ю. А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. СПб.:»Изд. П-2″, 2006.
  5. ↑ (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990, В. Ф. Бехтерев, 1996, Р. С. Немов, 1985).
  6. ↑ (К. А. Абульханова-Славская, 1991).

ru.wikipedia.org

Социальная активность личности

В рамках статьи будет рассмотрена социальная активность личности и ее виды, факторы социальной активности, а также то, какие последствия она имеет для общества. Также внимание будет уделено её основным характеристикам и путям развития.

Общая информация

Что же понимают под активностью? Следует отметить, что это обобщенное и одновременно сложное понятие. Оно используется для того, чтобы давать характеристику живым организмам. Если говорить в целом и общем, то под активностью понимают внутреннее детерминированное движение живой материи. Но нас интересует частный случай – поведение индивида в обществе. И, раскрывая тему статьи, следует сказать, что социальная активность личности – это потребность отдельного человека в том, чтобы поддерживались или изменялись основы его жизни, согласно его мировоззрению и ценностным ориентациям. Условиями и средой проявления является комплекс всех факторов, что воздействует на конкретного индивида в обществе. Социальная активность чаще всего проявляется в попытках изменить обстоятельства жизни людей (или самого себя), чтобы человек (или группа) получила определённую пользу. Также следует отметить широкие возможности для подобной деятельности. Безусловно, все виды активности являются взаимосвязанными. Но если человек больше не может ходить, это вовсе не значит, что он не будет принимать участия в жизни общества. Это возможно в силу социальной природы этого типа активности.

Виды и взаимодействие

Социальная активность наиболее сильно связана с психическим и физическим проявлениями. Она определяет их дальнейшее развитие. При этом существуют отдельные положения, от которых наиболее зависит социальная активность личности. Ее характеристика может быть выражена тремя словами: мировоззрение, долженствование и воля. Правда, на всё это разные науки имеют немного различающееся видение. Чтобы ознакомиться с ними, можно почитать философскую, психологическую и социологическую литературу. Так, активность может рассматриваться не только как непосредственно сама деятельность, но и в качестве меры её направленности и совокупной способности конкретного субъекта вступать в многообразные деятельные отношения с имеющейся объективной действительностью. При этом нет общепринятой трактовки этого явления. Существуют обобщенные и более узкие толкования.

Трактовка

Итак, единственного толкования у исследователей нет. Социальная активность личности в психологии, философии и иных науках рассматривается с точки зрения отдельных мнений. Приводить их все довольно проблематично. Поэтому они были автором объединены в три группы, которые и будут обозначены в рамках данной статьи:
  1. Социальная активность является более широкой категорией, нежели деятельность. В данном случае подразумевается, что человек может оказывать определенное влияние даже одним своим присутствием.
  2. Социальную активность отожествляют с деятельностью. В этом случае подразумевается, что всё, что делает человек, является важным для общества.
  3. Социальная активность является более узкой категорией, нежели деятельность. Приверженцами такого утверждения являются люди, считающие, что не все действия человека можно рассматривать с общественной точки зрения.

Мнения исследователей

Для лучшего понимания темы статьи предлагаю ознакомиться с двумя подходами. Первый предложен С. А. Потаповой, которая рассматривает мировоззрение и деятельность субъекта как часть одного целого – социальной активности. При этом не каждое действие может рассматриваться в таком русле. Только та деятельность является показателем социальной активности, которая обладает определёнными количественными и качественными характеристиками, связанными между собой. Также обязательным условием является самостоятельность. Иными словами – активность не должна быть навязана извне. Она обязана быть порождением потребностей человека. То есть, чтобы признать конкретного индивида социально активным субъектом, нужно убедиться, что он сознательно реализовывает свои потребности.

Интересен также и методологический вывод В. Г. Мордковича. Он рассматривает активность как существенный признак субъекта. Если же человеку навязывается чужая воля, то он становится уже носителем деятельности. Иными словами, индивид превращается из субъекта в объект, что выполняет чужие задачи, в которых не имеет потребности. Для обозначения людей такого типа было введено понятие «социально пассивный». При этом подмечается, что движущее влияние на активность оказывают не все потребности, а только те из них, удовлетворение которых обладает социальным значением или затрагивает определённые общественные интересы. Структура поведенческой модели в этом случае зависит от преследуемых субъектом целей и предпочитаемых рычагов влияния.

Разделение по сферам

Мы ранее рассмотрели деление на основании теоретических подходов изучения. Если же смотреть по практическому результату, что социальная активность может проявляться в следующих сферах жизни:

  1. Трудовая;
  2. Общественно-политическая;
  3. Духовная.

Каждый из видов имеет свои подвиды.

Особенности теоретического рассмотрения

Социальная активность может рассматриваться в двух основных аспектах. В первом она предстаёт в качестве свойства личности. Социальная активность в данном случае рассматривается как такая, что обусловлена природными данными и характеристиками, что сформировались и были развиты во время воспитательного, образовательного, обучающего и практического процессов. Иными словами, это качество показывает, как относится человек к социальной среде и насколько он способен решать возникающие проблемы (как свои, так и других людей). Второй же аспект рассматривает активность как определённую меру деятельности. Иными словами, даётся количественная и качественная оценка включенности личности в существующую и функционирующую систему общественных отношений.

Оценка социальной активности

Для того чтобы оценить, как проявляет себя человек, как правило, используются такие показатели, как исполнительность и инициативность. Под первой понимают способности индивида выполнять поставленные задачи на необходимом уровне в соответствии с предъявленными требованиями, нормами и правилами. Для характеристики исполнительности часто используется нормативность.

В качестве примера можно вспомнить заводы и существующие на них системы оплаты труда, где людям платят за количество созданной продукции не ниже определённого уровня качества. Если исполнительность воспитывается с малых лет, то инициативность зарождается в детском возрасте и постепенно развивается. Пиковых значений она достигает в зрелом возрасте, когда человек создаёт наибольшее количество различных идей. Все они оцениваются по качеству проработки, общественной ценности, направления инициативы, ответственности исполнителя, длительности, устойчивости и частоте проявлений. Также особняком могут подводиться те из них, где человек выступил в качестве организатора или исполнителя. Существуют, конечно, и другие показатели оценивания, но это наиболее универсальные. Давайте рассмотрим небольшой пример. В нём мы объединим представленную ранее информацию.

Пример роста социальной активности

Для моделирования условий представим, что действия будут разворачиваться в общественно-политической сфере. Итак, у нас есть человек-индивид. Он не предпринимает никаких активных действий и является обычным рядовым обывателем. В один определённый момент на него «снисходит» озарение того, что в общественной или политической жизни государства что-то идёт не так. Он начинает собирать информацию, посещать различные конференции, общаться с представителями организаций, что действуют в данной сфере. Таким образом, человек-индивид становится пассивным участником общественной жизни: он в ней участвует, но его возможности влияния на неё близки к нулю. Он проявляет социальную активность, но пока что не является более-менее значимым участником, его общественный «вес» весьма низок. Со временем человек-индивид начинает более активно участвовать в различных событиях. Возможно, он даже учреждает свою собственную общественную организацию. Это требует от него больше времени и сил, которые нужно уделять делу. Таким образом, будет расти социальная активность. Причем это будет работа не вхолостую, а для достижения определённых целей, которые преследуются человеком.

Заключение

Социальная активность – это важный параметр при изучении вовлечённости населения в процесс управления государством. Также если есть мысли о масштабной государственной или общественной деятельности, то активизация этой характеристики населения может сослужить очень хорошую службу.

fb.ru

Что входит в понятие «социальная активность» 🚩 Разное

Социальная активность является важным фактором развития психологического и эмоционального развития человека. Необходимость отстаивать свои моральные, культурные и идеологические ценности пробуждает в человеке потребность изменять или поддерживать состояние социальной среды, в которой он находится. Суть социальной активности состоит в её направленности на изменение обстоятельств жизни общества и своей жизни с пользой для людей и для себя.

Социальная активность личности развивается под влиянием всех общественных факторов, влияющих на человека. Главным фактором социальной активности является реализация индивидуумом его знаний и умений на благо общественным интересам, каким он видит это благо со своей точки зрения. Она рассматривается только совместно с каким-либо видом фактической деятельности человека.

Психология рассматривает понятие социальной активности как совокупность направленной деятельности человека и его социально-психологических качеств. Деятельность определяется как способ существования социального субъекта – т.е. способ взаимодействия отдельной личности и общества в целом. На социальную активность влияют такие внутренние факторы человека, как психологические и генетические особенности, культурный уровень, сознательность, характер, система ценностей и индивидуальные потребности.

Социальная активность – это сумма различных проявлений деятельности человека, сознательно направленных на решение вопросов, стоящих перед социальной группой или обществом в целом. Субъектами могут выступать как отдельная личность, так и коллектив, группа, класс, социум. Социальная активность также определяется как способность человека совершать значительные преобразования в общественной жизни с помощью своего поведения, общения, творчества. Активность может проявляться во всех областях жизнедеятельности общества. Условно социальную активность человека можно разделить на политическую, трудовую, духовную и другие виды.

С точки зрения социологии, социальная активность не является произвольным явлением, а возникает вследствие исторической необходимости и направлена по создание новых общественных форм и условий. Социальная активность может нести в себе настроения протеста и вызывать социальную нестабильность. С другой стороны, социальная активность может быть проявлением необходимых обществу инноваций и факторов позитивного развития.

www.kakprosto.ru

Социальная активность личности

Тесная связь, взаимопроникновение форм социальной активности является необходимым условием ее существования и развития. И, напротив, активность приобретает ущербный характер, когда формы рассогласованы, не дополняют, а противостоят друг другу. В современных условиях мы сталкиваемся с противостоянием политической и нравственной активности. Развитие нравственной активности отстает, и это приводит к превращению политической активности в квазиактивность, порождающую вредные в нравственном и во всех иных планах последствия.

При системном подходе социальная активность предстает как внутренне многогранное явление, как единство субъективного и объективного, как система ориентации и ценностей, выражающих интересы тех или иных социальных общностей, как система чувств, знаний, волевых компонентов, как творческое отношение, предполагающее новации в понимании и реализации ценностей в многообразных формах;

Социальная активность — это системообразующее качество, характеризующее целостность личности. О его уровне свидетельствует согласованность элементов, не столько уровень их развития, сколько характер их взаимосвязи, единство. Поэтому при измерении качества, уровня зрелости активности плодотворным является использование в качестве интегративного

показателя культуры личности. Чаще всего культура определяется как совокупность определенных ориентации, ценностей, реализуемых в преобразующей деятельности. По А. Молю, культура личности – это ее духовное оснащение [14, с. 47]. Думается, что эти определения не являются достаточно точными. Культура — это более общее понятие, это качественно зрелое проявление социальности личности измеряемое через согласованность элементов духовного мира личности, это общий способ освоения личностью социального опыта, социальных ролей, функций. Культура — это не только направленность, настроенность сознания, не просто совокупность знаний, а определенное состояние их продуктивной реализации, выражение социальной активности и социальной инициативы личности. Это реализация духовного оснащения. Это способ восприятия мира, видов деятельности, который складывается на основе определенных ценностных ориентации, знаний, убеждений, определенной деятельности и является выражением внутренне присущих личности социальных свойств. Основными структурными элементами культуры личности являются убеждения, качества личности, характер деятельности, ее навыки и умения. Поэтому мы судим о культуре личности прежде всего по уровню освоения и реализации ею социальных ролей, выполнению определенных функций, по владению в этом плане механизмами усвоения и развития социального опыта. Обращение к культуре как интегративному показателю ориентирует на изучение моментов активности личности, выражающих ее целостную направленность, взаимосвязь, структурную упорядоченность, системность качеств, целостность деятельности.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *