Социометрия это метод: Социометрический метод

Социометрический метод

Социометрический метод

 

Социометрический метод – это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.

Термин «социометрия» образован  от двух латинских корней: socius – товарищ, компаньон, соучастник и metrim – измерение. Впервые этот термин был употреблен в конце XIX века.

Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп. Особенно это относится к изучению неофициальных отношений.

Поскольку социометрический метод применяется для исследований межличностных отношений в малых социальных группах необходимо уточнить это понятие. Под «малой социальной группой» понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-либо общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Исходя из практических исследований, оптимальным принято считать численный состав малой социальной группы 12-15 человек.

Для анализа и интерпретации результатов социометрии большое значение имеет разновидность группы, где проводятся исследования.

В данном случае различают «группу членства» и «референтную» группу. Первая из них объединяет людей, формально входящих в нее; вторая – тех, кто в совокупности создает «значимый круг общения». Кроме того, различают так называемую «диффузную

» группу (взаимоотношения между членами группы строятся по принципу симпатии и антипатии), «ассоциацию» (основой отношений выступает преследование чисто личностных целей), «корпорация» (преследование антисоциальных целей) и «коллектив» (сочетание достижения как личностных, так и общественных целей деятельности.

В основе процедуры рассматриваемого метода лежит социометрический опрос. А суть самой процедуры – исчисление персональных и групповых социометрических индексов.

Многолетняя практика социологических исследований позволила выработать систему требований к проведению социометрического опроса:

1. Социометрический опрос можно проводить в группах, члены которых имеют опыт совместной деятельности не менее 6-ти месяцев.

2. Выбранный критерий, по которому проводится опрос, должен быть однозначно воспринимаемым и понимаемым всеми членами группы.

3. Опрос должен проводиться посторонним лицом.

4. Количество социометрических критериев не должно превышать 8-10.

Сама процедура социометрического опроса состоит из нескольких фаз.

1. Подготовительная фаза:

а) определение проблемы, задач исследования;

б) выбор объекта исследования;

в) получение информации о членах группы, о самой группе.

2. Фаза социометрической разминки.

а) установление контакта с группой;

б) психологическая подготовка к опросу членов группы;

в) определение содержания социометрического критерия.

3. Фаза собственно опроса.

а) инструктаж респондентов;

б) тиражирование и раздача социометрических карт;

в) заполнение карт респондентом;

г) сбор социометрических карт.

4. Фаза обработки.

а) обработка полученной информации;

б) проверка данных на надежность и достоверность.

5. Завершающая фаза.

а) формулировка выводов;

б) разработка практических рекомендаций по усовершенствованию внутригрупповых межличностных  взаимоотношений, структурного состава группы.

Основой содержания социометрической карты является совокупность критериев, представляющих собой вопросы, ответы на которые и служат основанием для установления неформальной структуры в группе. Выбор критериев должен определяться задачами исследования. Как и вопросы анкеты, критерии в своем строении, форме должны отвечать общим требованиям. Одновременно они должны отвечать и специфическим требованиям, а именно:

1. В содержании социометрического критерия должны отражаться  взаимоотношения между членами группы.

2. В критерии должна воспроизводиться ситуация выбора партнера.

3. Критерий не должен ограничивать возможности выбора.

4. Применяемые критерии должны быть значимы для исследуемого коллектива.

5. Критерий должен описывать конкретную ситуацию.

При исследовании малых социальных групп в сфере физической культуры могут задаваться вопросы типа: «С кем из команды Вы предпочли бы проводить свободное время?», «С кем бы Вы хотели жить в одной комнате при пребывании на сборах?», «С кем бы Вы хотели отрабатывать технические действия на тренировке?», «Кто бы на Ваш взгляд мог заменить тренера на занятии при его отсутствии» и др. Приведенные примеры критериев могут быть сформулированы и в отрицательной форме. Например, «С кем бы Вы не хотели проводить свободное время?»

Социометрическая процедура, при которой респондент выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным, называется непараметрической. Подобный вариант позволяет выявить  эмоциональную составляющую взаимоотношений, показать все многообразие межличностных связей в группе.

Параметрическая процедура предполагает выбор с заранее заданным количеством ограничений.

При социометрическом опросе каждому опрашиваемому раздается анкета и список членов группы, фамилии которых для удобства кодируются номером в списке группы.

Вид карты может иметь следующий вид:

 

Социометрический критерий

Номер члена группы

 

Результаты опроса заносятся в социоматрицу, где «+» — означает положительный выбор, «-« – отрицательный, «О» – отсутствие выбора.

В таблице 2 приведены итоги социометрического опроса 8-ми членов группы.

Таблица 2

 

Итоги социометрического опроса

 

Кто

выбирает

Кого выбирают

Отданные

голоса

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

+

1

2

3

4

5

6

7

8

+

О

+

+

+

+

+

+

+

О

+

О

О

О

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

О

О

+

+

О

О

+

+

О

О

О

+

+

4

4

2

3

3

4

4

4

2

3

3

2

3

1

1

6

7

5

5

6

4

5

5

Содержится голосов

+

2

4

5

1

2

1

4

3

6

3

2

5

4

26

16

 

Всего:

6

6

3

7

6

5

5

4

     
                         

Путем преобразования, логического и числового анализа выясняются отношения в коллективе.

Одним из наиболее распространенных методов анализа социометрической информации является графический метод. Графическое отображение результатов называется социограммой.

Социограмма – это схематическое изображение реакций исследуемых, выраженных ими друг к другу при ответе на социометрический критерий.

При построении социограммы употребляется следующая символика:

А ¾¾¾ В — положительный выбор

А- — — — В — отрицательный выбор

А¾¾¾ В — положительный взаимовыбор

А — — — — В – отрицательный взаимовыбор

 

Количественными характеристиками межличностных отношений, отвечающим критериям, являются социометрические индексы (коэффициенты), подразделяющиеся на индивидуальные и групповые.

Приведем примеры исчисления некоторых из них.

1.Социометрический статус, отражающий отношение членов группы к каждому ее представителю.

Сi = количество полученных выборов

N – 1

Социометрический статус имеет положительный и отрицательный варианты. В этом случае в числителе соответственно указываются количество положительных и отрицательных выборов (Ci+; Ci).

2. Индекс эмоциональной экспансивности, характеризующей отношение человека к членам группы.

Еi = количество отданных голосов

N – 1

Аналогично первому индексу, вводятся положительный и отрицательный индексы экспансивности (Ei; Ei+).

3. Групповой индекс социометрической когерентности, характеризующий меру связанности группы по выделенному критерию, без учета знака направленности.

К = количество отданных (полученных) выборов

N (N – 1)

4. Групповой индекс взаимности

G = количество взаимных положительных связей

N (N – 1)

Анализ величины различных социометрических индексов дает представление о структуре малой социальной группы.

Относительно, например, практики спорта, для тренера исключительно важно знать групповой статус личности или положение в команде каждого ее члена. Чем эта важность определяется? Во-первых, тем местом, которое занимает спортсмен в структуре группы с точки зрения межличностного предпочтения, симпатией – антипатией, лидерства. Кроме того, немаловажное значение имеет субъективный фактор – внутренняя позиция, во многом обусловленная самооценкой личности.

Самооценка отражает то, что спортсмен видит в самом себе в сравнении с тем, что имеет ценность для него и для команды.  Значение ее очень велико. Слишком высокая или слишком низкая самооценка может стать источником внутренней конфликтности.

Кроме всего прочего, знание степени организованности команды позволит тренеру правильно расставить силы при достижении спортивных задач, решить можно или поручить спортсменам самостоятельно выполнить то или иное задание, выявить их организаторские способности, наладить взаимопомощь, взаимопонимание.

Применение социометрического метода позволяет получить знание о внутриколлективных отношениях, что поможет тренеру в организации воспитательного процесса, решении тренировочных и соревновательных задач. Выявляется наличие микрогрупп, их структура и лидеры, пути налаживания положительных отношений в команде.

В итоге тренер получает информацию по нескольким позициям:

а) спортсмен о себе

б) партнеры о спортсмене

в) тренер о спортсмене

г) спортсмен о тренере;

д) спортсмен о партнерах.

метод социометрический — это… Что такое метод социометрический?

метод социометрический
— диагностический метод, служащий для анализа отношений межличностных в группах малых (см. социометрия). При его применении перед каждым членом группы ставится вопрос, при ответе на который он производит последовательный выбор и ранжирование прочих членов группы. Обычно фигурируют вопросы о членах группы, предпочитаемых в тех или иных ситуациях.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • метод слепой
  • метод сравнительно-генетический

Смотреть что такое «метод социометрический» в других словарях:

  • Метод социометрический — исследование структуры, характера отношений людей на основе измерения их межличностного выбора. Это измерение происходит по определенному социометрическому критерию, а его результаты принимают вид социометрической матрицы, или социограммы.… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • метод социометрический — один из методов социальной психологии, заключающийся в исследовании структуры и характера межличностных отношений военнослужащих на основе измерения их межличностного выбора, выявления его структуры …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Метод социометрический — исследование структуры, характера отношений людей на основе измерения их межличностного выбора. Это измерение происходит по определенному социометрическому критерию, а его результаты принимают вид социометрической матрицы, или социограммы …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Метод социометрический — исследование структуры, характера отношений людей на основе измерения их межличностного выбора. Это измерение происходит по определенному социометрическому критерию, а его результаты принимают вид социометрической матрицы, или социограммы.… …   Педагогический словарь

  • СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД (в возрастной психологии) — (англ. sociometric method) прием стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малых группах. Син. социометрический тест. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Социометрический Метод Исследования — диагностический метод, служащий для анализа межличностных отношений в малых группах. При его проведении перед каждым членом группы ставится вопрос, при ответе на который производит последовательный выбор и ранжирование других членов группы.… …   Психологический словарь

  • социометрический метод исследования — Этимология. Происходит от лат. socialis общественный + греч. metron мера. Автор. Я.Морено. Категория. Диагностический метод, служащий для анализа межличностных отношений в малых группах. Специфика. При его проведении перед каждым членом группы… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ — (социометрия и англ. test испытание, исследование) специальный социометрический метод, прием и способ фиксации, измерения и исследования установок, оценок, предпочтений и желаний людей, проявляемых ими в отношении других людей или групп в… …   Новейший философский словарь

  • СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ — метод исследования в социометрии, предложенный Я. Морено для изучения межличностных отношений в малых группах. С. т. фиксирует факт предпочтения или установку, выраженную индивидом в отношении взаимодействия с др. индивидами в определ. ситуациях …   Философская энциклопедия

  • ОПРОС СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ — метод сбора первич. информации, используемый в социологии и соц. психологии для изучения структуры межличностных отношений в малых (контактных) соц. группах. О.с. является одним из самых распространенных социометрич. методов. В процедуре О.с.… …   Российская социологическая энциклопедия


Социометрия

В системе социальных наук особое место как объект исследования занимает малая группа. Внутри малой группы часто можно встретиться с конфликтными ситуациями и разногласиями, которые необходимо урегулировать. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является социометрия.

Сам термин «социометрия» имеет латинское и греческое происхождение и обозначает:

Как теоретическая система и как система практических методов, социометрия связана с жизнью и творчеством известного социолога, психиатра, социального психолога Джекоба Л. Морено. Он считается основателем социометрии. Термин был предложен ученым в 30-е годы XX века. Важными работами Л. Морено в этой области являются такие как «Социометрическая статистика социальных конфигураций» (1937), «Социометрия в действии» (1942), «Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе» (1951) и многие другие.

Л. Морено оказал большое влияние на развитие современной западной социологии и социальной психологии. Методы социометрии, получив широкое распространение, используются во многих странах мира. В нашей стране внедрение этого метода связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова и др.

Диагностируя межличностные взаимоотношения в малой группе метод социометрии, позволяет выявить:

  • Особенности систем неформальных отношений в малой группе;
  • Степень психологической совместимости людей, входящих в группу;
  • Внутригрупповые статусы участников процедуры;
  • Качество психологической атмосферы группы.

Достоинством этого метода является то, что внутригрупповые отношения конкретно выражены в виде таблиц, графиков, схем, числовых величин. Недостаток заключается в том, что социометрия не дает возможности установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Отсюда следует, что полное изучение малой группы должно проходить в комплексе с другими методиками.

Социометрия в настоящее время активно используется психологами, социологами, педагогами, конфликтологами, социальными работниками.

Социометрические тезисы Морено

Люди родились из общения, и влияют друг на друга. Превратить старое социальное устройство в новое, является целью социометрического эксперимента и Дж. Морено выдвигает свои социометрические тезисы:

  • Между собой все люди связаны, а человечество представляет собой органическое единство со своей собственной структурой. Социометрическая структура определяет все остальные – социальную, экономическую, психологическую, политическую и др. В социометрической структуре заключена самая мощная энергетика всех изменений человеческой реальности. Напряженность общества в той ли иной ситуации будет тем сильнее, чем сильнее различаются между собой социометрическая структура и внешнее общество;
  • Социальная реальность складывается из субъективных реальностей человека, её нельзя исследовать объективно и кому-то преподнести. Экспериментатор, работающий с группой, должен на это время становиться частью этой группы;
  • Социометрический метод работает с уникальной и неповторимой ситуацией, поэтому его нельзя считать ни психологическим, ни социологическим. Социометрический метод:
  1. Ищет наиболее актуальную реальность для конкретной группы, т.е. проводит диагностику группы;
  2. Любые понятия, привнесенные в социометрическую ситуацию её участниками, проверяет на реальность;
  3. Очерчивает границы ситуации, границы контракта.
  • В любой группе и в каждой ситуации нельзя устранить неравномерность выборов.
  • Каждая ситуация имеет свою социодинамику, т.е. своих «звезд» и своих отверженных. В каждой группировке есть свои лидеры. Такие отверженные есть у всех народов и во все времена, Морено называет их «социометрический пролетариат». В своем обществе, в конечном итоге, он и страдает от экономической, расовой, политической, религиозной, психологической нищеты;

  • Социометрия – это возможность совместного действия, а не просто ответ на вопрос – почему люди действуют так, а не иначе, выбирают тех, а не других. Социометрия Морена погружается во все отношения всех участников;
  • Развитие социальных структур идет социогенетически. Социометрические методы дают возможность увидеть рудиментарные структуры отношений предшествующей формацией и будущей. Действуют они одновременно и могут сопротивляться не только изменениям, но и консервации. Социометрия может это увидеть и повлиять на дальнейшее развитие. Между тем, социометрия не утверждает и не навязывает ценностей, не оценивает их. Она может просто помочь проявлению реальных чувств, взгляду на себя и на других со стороны. Она не призывает – «Давайте жить дружно» и не примеряет людей ради самого мира. Социометрия делает отношения реалистичными и открытыми. В конечном счете, результаты социометрического эксперимента обязательно принесут пользу не только отдельным участникам, но и всей группе в целом;
  • На первых порах социометрия становится важным делом конкретных людей именно здесь и сейчас. Эти «здесь» и «сейчас» множеством нитей связывают их с другими людьми не только выбором. Выбор – это, прежде всего, эмоционально чувственный канал, канал передачи любого человеческого содержания: знаний, энергии, верований и др. Это еще и констатация социометрической ситуации и первый шаг по её изменению.
  • Сегодня особенно важно понять, что невозможно отгородиться непроницаемой стеной, поставить заслон между людьми и группами людей, организациями и государствами, т.к. это означало бы социальную смерть. Понять себя и свой путь – это значит понять окружающих, прояснить отношения со всеми, со всем человечеством. Социометрия меняет группу изнутри, меняет её отношение к другим группам и вызывает социальную революцию на микроскопическом уровне.

    Методы социометрии

    Различные социологические методы и, в частности, методы социометрии, используются при изучении малых групп. В различных сферах микросоциологии свое применение находит технический аппарат социометрии. Он позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, выработать принятие коллективных решений.

    Аутосоциометрические методы

    Аутосоциометрия используется для осознания взаимосвязей, объединяющих людей в группы и представляет собой способы изучения взаимоотношений. В качестве объекта изучения выступают представления индивидов об отношениях друг к другу. На какое-то время каждый человек в группе становится как бы социометристом. Задача исследователя заключается в сборе всех мнений о групповой структуре, и решаться может различными способами. Выбор способа зависит от состава группы, степени её сплоченности, вовлеченности каждого члена группы во внутригрупповую деятельность и др. Способы, наиболее приближенные к социометрии:

    • Ретроспективная аутосоциометрия. Суть способа заключается в заполнении аутосоциоматрицы или, говоря другими словами, каждый член группы прогнозирует выборы других членов по какому-либо критерию. Кроме этого, он прогнозирует и те предпочтения, которые будут отданы и ему. Способ для участников группы достаточно труден и проводится или с учебными целями или для развития собственной рефлексии – предугадывание поведения других людей;
    • Прямое ранжирование всех индивидов по их положению в группе.
    • Ранжирование проводится с использованием каких-то категорий, например, попросить каждого ученика распределить всех одноклассников, включая себя, на четыре группы:

    1. Сверстники, симпатичные очень многим;
    2. Просто симпатичные многим;
    3. Симпатичные только некоторым;
    4. Сверстники, вообще не пользующиеся симпатией в классе.
    5. В данном исследовании можно использовать фотографии, таблички с фамилиями, круги со стрелочками и др.

      1 – тот, кого выбирают, 2 – тот, кто выбирает, 3 – и он выбирает, и его выбирают и т.д.

      Получаемые таким образом данные подлежат обработке, в результате которой можно вычислить предполагаемый статус каждого человека, причем максимально возможное его число равняется четырем. Этот максимальный статус возможен только тогда, когда все участники группы отнесут своего коллегу к категории «очень симпатичный»;

  • Упражнение «Планета». Это косвенный путь видения своего положения в системе межличностных отношений. Это упражнение, заимствованное из социодрамы, может быть включено в тренинг личностного роста или использоваться в русле учебных занятий по психологии;
  • Социометрический перцептивный тест. Он используется, как правило, в психодиагностических целях и для определения показаний к психодраматической терапии. Испытуемый не только отмечает свои выборы, в соответствии с заданными критериями, он отмечает выборы, касающиеся его самого и отвержения со стороны членов группы. Результаты социометрического перцептивного теста и реального социометрического теста в результате сопоставления социограмм у психически здоровых людей в значительной степени совпадают.
  • Социометрия как метод в психологии

    Любое сообщество людей представляет собой сложную структуру межличностных отношений и микрогрупп. Социальная психология, изучая характер этих отношений, использует разнообразные методики, но самой известной и популярной считается социометрия. Переводится этот термин как «социальное измерение», а разработчиком метода является американский психолог Джекоб (Яков) Морено.

    Социометрическая теория Дж. Морено

    Свои исследования молодой врач Яков Морено Леви начал еще во время Первой мировой войны в лагере беженцев недалеко от Вены. Он обратил внимание, что результативность взаимодействия людей зависит от того, с кем они в данный момент контактируют. В одних случаях общение окрашено положительными эмоциями, и люди взаимодействуют с удовольствием, в других – возникает эффект отторжения, и у партнеров буквально все валится из рук.

    На основании наблюдений Морено пришел к выводу, что социум подчиняется тем же законам притяжения и отталкивания, что и физический мир. Поэтому в любом сообществе есть люди, которые тянутся друг к другу и стремятся объединиться в микрогруппы по 3-4 человека. Эти микрогруппы играют важную роль в функционировании всего сообщества. На его жизнь большое влияние также оказывают те личности, что обладают даром притяжения и которым симпатизируют другие члены группы.

    Эмигрировав в США, Дж. Морено продолжил свои исследования в специализированной школе для малолетних преступников, а потом даже открыл Социометрический институт. К середине 40-х годов учение Морено полностью оформилось, и сам автор выделял в нем три направления: социометрию, социодраму и психодраму.

    В чем суть социометрии

    Социометрия – это специальная экспериментальная методика, опирающаяся на математические методы. В настоящее время ее результаты используют социальные психологии для организации работы с любой группой: школьным классом, неформальной подростковой группой, трудовым коллективом и т. д.

    Процедура проведения методики

    Организация социометрических исследований довольно проста и не требует ни особой подготовки, ни специальных условий, ни оборудования. Участие в диагностировании не вызывает затруднения даже у школьников начальных классов.

    Для проведения социометрии используются специальные вопросы (обычно всего один), которые должны поставить членов группы в ситуацию выбора. Обычно испытуемым предлагают указать трех наиболее предпочитаемых одногруппников и трех отвергаемых.

    Сама формулировка вопроса во многом зависит от возраста и рода деятельности членов группы. Так, при исследованиях школьного класса могут быть следующие вопросы:

    • «Кого бы ты хотел/хотела пригласить на свой день рождения?» и «Кого бы ты никогда не пригласил к себе на день рождения?»
    • «С кем бы ты хотел/хотела пойти в поход?» и «С кем бы ты ни за что не хотел идти в поход?»
    • «С кем бы ты согласился оказаться на необитаемом острове?» и «Кого бы ты не хотел видеть рядом с собой на необитаемом острове?»

    Для взрослых людей, членов профессиональной группы можно сформулировать вопросы несколько по-другому.

    • «Если бы вам предложили работать над важным проектом, с кем бы из коллег вы хотели сотрудничать?» и «С кем бы не хотели?»
    • «Если бы вы поехали в командировку, кого бы из коллег вы хотели видеть рядом с собой?»

    Каждый участник исследования получает карточку, на которой он должен написать свою фамилию и вписать фамилии предпочитаемых членов группы и на оборотной стороне – отвергаемых. Кстати, часто психологи, диагностирующие группу, предлагают сделать только положительные выборы. И не столько потому, что обрабатывать результаты будет легче, сколько потому, что сама необходимость сделать отрицательный выбор может вызвать негативные эмоции. Мало кому нравится демонстрировать свою неприязнь к коллегам, постороннему человеку. Однако в ряде случаев без негативных оценок не обойтись, особенно, если в коллективе есть конфликты.

    Но следует помнить, что социометрия – это один из методов, промежуточные результаты которого психолог должен сохранять в тайне, чтобы не ухудшить социальную ситуацию в группе.

    Обработка полученных результатов

    Для того чтобы получить материалы, которые будут анализироваться и использоваться в работе с группой, психолог на основании полученных данных должен решить ряд задач:

    1. Определить количество положительных и отрицательных выборов, которые получил каждый член группы.
    2. Выявить индивидов, получивших максимальное и минимальное количество голосов.
    3. Определить людей, не получивших ни положительных, ни отрицательных выборов.
    4. Составить рейтинг симпатий и антипатий.
    5. Установить наличие и количество взаимных выборов в отношении каждого члена группы.
    6. Определить наличие и состав микрогрупп.
    7. Установить связи между микрогруппами или их отсутствие.

    Выполнить все это непросто, и можно запутаться, даже если группа сравнительно небольшая. Для облегчения анализа результатов в социометрии предусмотрено составление социограммы и социоматрицы.

    Социограмма – это таблица, в которую заносятся фамилии участников и сделанные ими выборы. Для этого в первом столбце указываются порядковые номера и фамилии членов группы, в последующих столбцах только порядковые номера. Затем на пересечении строк и столбцов отмечают выборы. Например, №1 Андреев выбрал №3, №7 и №9. №2 Борисов выбрал № 1, №3 и №6 и т. д. В итоге в вертикальных столбцах будет хорошо видна общая сумма выборов по каждому члену группы.

    Затем полученные данные переносятся в социограмму. Она представляет собой три (реже четыре) концентрических круга, в которых располагают номера участников в зависимости от количества полученных ими выборов. В центре – те, кто получил максимальное число выборов. Потом стрелками указываются и сами выборы, в том числе и взаимные.

    Пример социограммы

    Социограмма дает яркую картину межличностных отношений, и в ней хорошо заметны микрогруппы, а также связи между ними. В исследованиях школьных классов и молодежных групп психологи обычно помечают разными значками участником мужского и женского пола и помещают их на разных сторонах социоматрицы. Показательно, что до старшего подросткового возраста между мальчиками и девочками практически не бывает выборов.

    Социометрическая структура группы

    Есть структура группы формальная, есть неформальная, а есть социометрическая. Особенность ее в том, что данный метод позволяет оценить субъективное отношение людей друг к другу. Их симпатии и антипатии, мало связанные с объективным положением индивидов в группе, их профессиональными, деловыми качествами, да и личными нередко тоже. Это следует учитывать, например, руководителю, который хочет воспользоваться результатами социометрии для распределения функций в коллективе или классе.

    Социометрические статусы

    Это важнейшая составляющая социометрической структуры. Определяется статус на основании полученных индивидом выборов.

    Самое большое количество выборов и, соответственно, самый высокий статус имеют «социометрические звезды». Им симпатизируют многие члены группы, а иногда и большинство. Но было бы ошибкой отождествлять «звезд» с лидерами, так как они могут не обладать необходимыми для лидера качествами: организаторскими способностями, энергичностью и активностью, жесткостью и требовательностью. «Звезды» чаще всего просто приятные, симпатичные и отзывчивые люди. А получив назначение на должность формального лидера, «звезда» может частично утратить симпатии товарищей, так как лидеру иногда приходится принимать непопулярные решения или оказывать давление на членов группы.

    Следом за звездами располагаются высокостатусные или «предпочитаемые». Они получили меньше выборов, чем «звезды», но пользуются значительным авторитетом в группе, и чаще всего в их числе находится потенциальный лидер.

    Далее два статуса, граница между которыми довольна зыбкая. В сравнительно небольших группах их даже не разделяют. Это среднестатусные и низкостатусные. Они не имеют большого количества ни отрицательных, ни положительных выборов. Нередко индивиды с этим статусом составляют замкнутые микрогруппы, выбирая друг друга и не особо общаясь с остальными.

    Следующий статус – «отверженные». Это индивиды, получившие больше отрицательных, чем положительных выборов.

    «Пренебрегаемые» или «изгои» — члены группы, получившие только отрицательные выборы.

    «Изолированные» — социальные психологи считают людей, не получивших ни положительных, ни отрицательных выборов, самым низким статусом. Их положение в межличностной иерархии даже хуже, чем у «отверженных». «Изолированные» как бы вообще не существуют для группы.

    Социометрические статусы не заданы жестко и могут меняться. Конечно, перейти из статуса «изгоя» в статус «звезды» практически невозможно, но стать «предпочитаемым» вполне реально.

    Микрогруппы в социометрической структуре

    Как правило, социометрические исследования проводятся в малых группах с количеством членов немногим более 20. И в них социометрия позволяет выявить микрогруппы людей, объединенных взаимными выборами. Индивиды в таких образованиях связаны симпатиями и общими интересами, что делает микрогруппы устойчивыми элементами структуры социума.

    Именно эти образования может эффективно использовать руководитель для организации работы группы в целом. Удобство и продуктивность малых объединений людей доказано в педагогике. Учителя и классные руководители давно и успешно используют в своей работе естественно сложившуюся структуру класса. Но и в работе с сообществами взрослых опора на микрогруппы может сделать коллектив более эффективным.

    С другой стороны, конфронтация между микрогруппами, которая нередко случается, может оказаться разрушительной для коллектива в целом. И социометрия позволяет вовремя выявить наличие тенденций отвержения между отдельными мини-сообществами.

    Преимущество социометрии, как метода, в относительной простоте – ее может провести даже психолог, не имеющий большого опыта. А еще социометрия очень информативна. На основании полученных данных можно создать развернутую картину межличностных отношений и определить вес каждого индивида в этих отношениях.

    Тема 8. Социометрия

    8.1. Общая характеристика метода социометрии, его возможности

    и границы применения

    8.2. Основные характеристики социометрической методологии и техники

    8.3. Организация и проведение социометрического опроса

    8.4. Обработка и анализ данных социометрического опроса

    8.1. Общая характеристика метода социометрии, его возможности и границы применения

    Социометрия – это одно из теоретических и прикладных направлений в современной зарубежной социальной психологии и микросоциологии.

    Некоторые авторы считают, что социометрию можно рассматривать как социологически реформированную ветвь психоанализа. Она возникла в первой четверти ХХ века, когда ученые попытались применить математические методы к изучению социальных явлений. Социометрию связывают с именем американского ученого Морено (родился в 1892 г.) – психиатра и социального психолога, который был учеником З.Фрейда.

    По Морено

    Социометрические методы – это система технических средств и процедур для метрического и качественного анализа социально-эмоциональных связей данного индивида с членами той группы, в которой человек работает и живет.

    Термин «социометрия» состоит из двух латинских слов «socius» – товарищ, компаньон соучастник и «metrum» – измерение. То есть социометрическое измерение – это метрическое, количественное изучение эмоционально-психологических связей между людьми.

    Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатий и антипатий среди членов группы (например, учебного, научного, армейского, спортивного или производственного коллектива).

    С помощью социометрии можно:

    • получить информацию о динамике внутренних взаимоотношений в группе,

    • выявить характер и степень развития психологических взаимоотношений,

    • диагностировать состояние не только внутригрупповых, но и межгрупповых процессов общения,

    • измерить степень сплоченности или разобщенности в группе;

    • выявить по признакам симпатии и антипатии «лидера» группы и «отвергнутого»;

    • обнаружить внутригрупповые подсистемы, то есть сплоченные образования, во главе которых могут быть свои формальные лидеры.

    Данные социометрии широко используются в воспитательной работе в учебных заведениях, при изучении стилей руководства в группах на производстве, в армии, спортивных организациях.

    8.2. Основные характеристики социометрической методологии и техники

    1. Измеряемые переменные являются в значительной степени «социальными переменными», потому что они описывают качество межличностных связей в группах.

    1. Для диагностики взаимоотношений в группах социометрические инструменты могут применяться в социологии, социальной психологии, антропологии, психиатрии, педагогике.

    1. С помощью данного метода можно изучать, с одной стороны, малую группу в целом как миниатюрную социальную систему, а с другой – индивида и его социальную среду в том смысле, как она понимается субъектом.

    1. С помощью данного метода можно выявить, как надо изменить состав группы, чтобы ликвидировать конфликтные ситуации, улучшить психологическую атмосферу общения, повысить эффективность работы и т.д.

    2. Количественная сторона социометрической техники выражена в форме социометрических индексов, которые отражают различные эмпирические понятия (социометрический статус отдельного члена, групповая сплоченность и т.д.)

    Социометрия рассматривает малую группу как социальную молекулу, простую единицу общества.

    Объект исследования в социометрии – малая группа контактного типа. Социальный атом состоит из индивида и окружающих его людей, с которыми он эмоционально связан.

    Основное внимание Морено уделил психологическим взаимоотношениям людей в небольших группах. Поэтому он включил в социометрию экспериментальные методы, некоторые элементы психоанализа и теории ролей.

    Система социометрии по Морено состоит из 5-ти положений:

    1. Распределение симпатий и антипатий между людьми связано с существованием «теле» – невидимых, нематериальных сгустков эмоциональной энергии.

    «Теле» – простейшие единицы чувства, которые направлены от индивида к индивиду. Одна из основных задач социометрии измерить эти «теле».

    1. Ни один человек не может выжить без эмоциональных связей с другими людьми, поэтому «социальным атомом» общества является не отдельный индивид, а сосуществование индивидов.

    Выделяются два уровня взаимосвязи между индивидами:

      1. спонтанный уровень – на этом уровне находятся лица, с которыми данный индивид хотел бы вступить в контакт;

      2. реальный уровень – на этом уровне находятся те, кто действительно является эмоциональным партнером.

    Каждая личность по Морено – ядро атома, вокруг которого собираются воедино многочисленные роли, связанные с сосуществованием других участников.

    Спонтанные группы и роли влияют на поведение индивидов и групп и могут быть источниками острых конфликтов.

    Социометрический метод выполняет диагностические и терапевтические функции.

    1. Закон социальной гравитации: сплоченность группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна пространственной дистанции между ними.

    Эффективность групповой деятельности можно повысить, сблизив официальную и неофициальную структуру взаимных симпатий.

    1. Социологический закон: высшие формы коллективной организации должны развиваться из простейших.

    Морено считал, что любые преобразования дают наибольший эффект, когда их проводят на микросоциологическом уровне, то есть на уровне малых групп, а не уровне макроструктур, то есть общества в целом.

    1. Социодинамический закон: внутри любой группы человеческие привязанности распределяются неравномерно.

    • При этом большая часть эмоциональных явлений приходится на немногих индивидов – это «звезды», а большинство членов группы оказываются эмоционально обездоленными – это «социометрический пролетариат».

    Ограниченность области применения социометрического метода:

    • С его помощью изучают только малые группы, между членами которых имеются непосредственные контакты, достаточно сложившиеся и имеющие временной промежуток не менее полугода.

    • Выделяемые критерии не могут отразить полную картину внутригрупповых отношений.

    Малые группы – коллективы:

    • Бригады,

    • Небольшие участки,

    • Малые предприятия,

    • Постоянные и временные учебные коллективы,

    • Небольшие воинские подразделения и т. д.

    Особенно важно использовать данный метод при комплектовании коллективов в экстремальных или приближенных к ним условиях, а также в условиях значительного влияния межличностных отношений на результаты совместной деятельности.

    Выявление положительных, конфликтных, напряженных или индифферентных участков в группе с помощью метода социометрии способствует активному управлению групповой деятельностью людей.

    Важные вопросы:

    • численность малых групп,

    • «нижние» (2–3) и «верхние» (20–40 чел.) границы,

    • основания для классификации этих групп.

    Основные признаки малых групп:

    Используемые в социометрии понятия:

    • формальные группы,

    • неформальные группы,

    • «группа членства» (группа, включающая в себя всех формально входящих в нее людей).

    • «референтная группа» (группа людей «значимого круга общения», нашедших и признавших друг друга).

    Существенным является также выяснение содержания и значение понятий «статус» и «социальная роль индивида».

    Уровни изучения межличностных отношений:

    • поведенческий (изучение осуществляется при помощи наблюдения),

    • вербально-прожективный (изучение осуществляется при помощи опроса).

    Социометрия как метод изучения малых групп

    Социометрия – это методология, согласно которой проводятся социологические исследования экономических, политических и других явлений. Она является достаточно распространённой в США и других странах мира, создана она на основе теоретической концепции Дж. Морено – американским психологом и социологом. В своей работе » Социометрия. Экспериментальный метод в науке об обществе» он попытался передать суть и содержание данной науки.

    Основатель социометрии Дж. Морено

    Дж. Морено активно исследовал труды К. Маркса и во многом был согласен с ним, особенно экономических и политических отношений в обществе. При этом он высказывался негативно в отношении изучения К. Маркса только внешней составляющей общественной жизни. Он говорил, что К. Маркс в своих исследованиях совершенно не учитывал внутренние факторы, например, взаимосвязь психических факторов взаимоотношений между членами общества. Кроме того критике подвергается и исследование К. Марксом только больших социальных групп, он, по мнению Дж. Морено, не стремился изучать индивидуальность человека или малые социальные группы.

    В основе социометрии Дж. Морено лежит метод, посредством которого происходит изучение психических факторов взаимоотношений между людьми. Автор выделяет три основные точки социометрического исследования:

    • Социум.
    • Метрум.
    • Действие.

    Социум представлен субъектом межличностного общения, метрум – измерением. В силу сложившихся обстоятельств образовались основные области исследования: групповое, метрическое и действенное.

    Основные идеи социометрии Дж. Морено

    Дж. Морено регулярно делал особый акцент на экспериментальный метод социометрии. На этой особенности он и построил свой основной труд и название книги.

    Определение 1

    Социометрия по Дж. Морено – это математическое изучение психологических свойств населения: математическое измерение этих свойств, систематизация полученных данных и их количественный анализ.

    Стоит заметить, что во время исследований небольших групп, он активно использовал понятия, которые имеют прямое отношение к естествознанию. Здесь и атом, а молекула, а математическая матрица, и заряд, и энергия. Всем им Дж. Морено придавал психический смысл и психологическое содержание. Ключевым термином социометрической науки автор выделяет социометрическую матрицу.

    Определение 2

    Социометрическая матрица – это воспроизведение микроструктуры изучаемого объекта или коллектива, т.е. всех психических взаимодействий, которые происходят внутри него.

    Объясняются также и микроэлементы такого взаимодействия. Теле – это, по мнению автора, простейшая единица чувства, которая передаётся от одного человека другому. Социальный атом – это чувства, которые исходят от одного индивида к другому в совокупности. Также указываются такие элементы, как ядро отношений вокруг каждой личности и наименьшая социальная структура в коллективе.

    Нужна помощь преподавателя?

    Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

    Описать задание

    Микро- и макроструктуры

    Взаимодействие состоит из множества подобных структур, и каждая из них является совокупностью, так называемых влечений и отвращений, которые исходят от определённого индивида к другим конкретным и, наоборот, от них к нему. Эти взаимосвязи получили название психологические сети. Они глубоко и достаточно полно отображают психические взаимодействия в конкретном коллективе, а также его внутреннюю атмосферу или иными словами микроструктуру. Всё, вышеперечисленное является предметом для изучения науки социометрии.

    Кроме микроструктуры Дж. Морено говорит и о макроструктуре коллектива. Здесь он имеет в виду внешние воздействия касательно сознания членов определённого коллектива. Они получили название макроотношений. Их смысл сводился только к пространственным группировкам людей, которые формируются в процессе их деятельности, здесь может быть как общественная, политическая, так и производственная.

    Особое внимание Дж. Морено уделяет отношению соответствия и несоответствия между микро- и макроструктурой. В силу этого возникает необходимость искать варианты, при которых они будут полностью соответствовать. Это необходимо для нормальной деятельности и функционирования данного коллектива и его стабильной работы. Для решения подобных задач используются несколько способов, посредством которых это проблемы искореняются:

    • Исследовательская процедура, которая занимается изучением организации группы.
    • Диагностирующая процедура, которая занимается установлением положения личностей в группе и положением групп в коллективе.
    • Терапевтическая процедура и политическая имеют одну цель – помочь индивидууму или группе приспособится к новым условиям.
    • Полная социометрическая процедура, служит для синтеза всех перечисленных выше операций.

    Утопичность идей Дж. Морено состоит в том, что он пытался отыскать посредством социометрического экспериментального анализа способы, с помощью которых возможно достигнуть гармонии в различных коллективах и даже в обществе в целом. При этом он совершенно не учитывал анализ объективных факторов, а опирался на данные субъективного психологического содержания. Но, по сути, только глубокий диалектический анализ взаимодействия объективных и субъективных факторов может выявить научные представления о деятельности любых коллективов, а также определить адекватные меры для их дальнейшего улучшения.

    Социометрия как метод исследования и оптимизации управленческих процессов. — Социология

    Поможем написать любую работу на аналогичную тему

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

    Узнать стоимость

    Социометрические методы используются для исследования структуры межличностных отношений в малых социальных груп­пах путем опроса каждого члена группы о сделанном им по тем или иным социометрическим критериям выборе других членов группы и обработки этой эмпирической информации. В резуль­тате исследования могут быть оценены степень сплоченности (разобщенности) группы, относительный авторитет членов груп­пы, т.е., выявлены лидеры и «отверженные», а также обнаруже­ны сплоченные внутригрупповые образования (подсистемы) и их возможные неформальные лидеры. Социометрические методы исследования применимы к реально существующим малым соци­альным группам (от 5 до 25, обычно 10—15 человек), имеющим достаточно длительный (от полугода) опыт совместной группо­вой жизни.

    Социометрические методы были предложены в 30-х годах XX в. Дж. Морено в рамках развиваемой им теории социометрии. Суть этой теории основывается на утверждении того, что социаль­ные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральны­ми, включающими в себя не только объективные, внешне про­являемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмо­циональные отношения, часто внешне никак не проявляяющиеся (микроструктура). С появлением социометрии стало возможным количественное измерение эмоциональных отношений (симпа­тии, неприязнь, безразличие) в малых социальных группах, ко­торые затем отражались в виде социальных матриц, индексов, графов. По Морено эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая не- доступна простому наблюдению и может быть выявлена только с помощью социальной микроскопии. Социометрия положила начало разработке теоретических и практических основ микро­социологии.

    Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки эмпирической информации была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Современные социологические и социально-психологические ис­следования малых групп почти всегда включают в качестве ос­новного или дополнительного метода социометрию.

    Впоследствии социометрические методы отделились от тео­рии и стали использоваться независимо от нее. Дальнейшее их развитие шло в разных направлениях. Во-первых, на основании многочисленных экспериментов уточнялась интерпретация ре­зультатов, полученных с помощью социометрических методов,  определялись границы их применимости. Во-вторых, создавались  различные модификации процедуры сбора данных, позволяющие  расширить класс изучаемых отношений и способы получения ин- формации об этих отношениях. В частности, новые методы по­зволяют изучать не только эмоциональные межличностные, но и другие отношения между членами группы, а способы получения  информации включают все основные способы сбора данных, ис­пользуемых в социологии (опрос, наблюдение, анализ документов).  К таким модификациям относится, например, «референтометрия», позволяющая выделять референтные группы, т.е. определять для  каждого респондента тех членов группы, мнение которых его в на­ибольшей степени интересует. В-третьих, расширялся класс объектов, отношения которых изучались с помощью социометрических методов. Например, они использовались для изучения сетей  цитирования в научных публикациях. В-четвертых, совершенствовались способы анализа социометрических данных, в частности использовались методы теории графов для конструирования  и расчета социометрических индексов, матричные методы выделения подгруппы и т.п. Развитие социометрических методов в указанных направлениях привело к формированию более широкого определения их назначения как методов исследования структуры отношений между социальными объектами.

    В то же время необходимо ясно осознавать и ограничение об­ласти использования социометрических методов: исследование социальных объектов (малая группа, предприятие) отнюдь не ис­черпывается описанием структуры отношений между ее элемента­ми. Невозможно получить более или менее полное представле­ние о социальной системе (малой группе), исследуя лишь структуру межличностных отношений. Необходимо также исследование груп­повых норм и ценностей, социально-демографических и других  характеристик, связей между различными классами характери­стик и т.д.

    Реализация социометрических методов в виде социометриче­ской процедуры предусматривает проведение следующих этапов.

    1. Формулирование социометрического критерия.

    2.      Проведение социометрического опроса.

    3.      Математическая обработка результатов опроса и расчет зна­чений социометрических индексов.

    4.      Интерпретация полученных значений социометрических индексов.

    После выбора объекта измерений на первом этапе в соот­ветствии с постановкой задачи исследования формулируются

    основные положения, касающиеся социометрических критериев опроса членов групп. Прежде всего формулируются те аспекты межличностных отношений, которые подлежат исследованию. Чаще всего рассматриваются производственный (деловой) и не­производственный (досуговый) аспекты. Каждый аспект кон­кретизируется ситуацией (определенным видом контактов между членами группы). Эта ситуация отражается в задаваемом каждо­му члену группы вопросе, рассматриваемом как окончательная

    формулировка социометрического критерия, по которому уста­навливается структура отношений между членами группы. В состоящем из двух частей вопросе опрашиваемому предлагается выбрать одного или нескольких членов группы с кем бы он хотел (позитивный выбор) и не хотел (негативный выбор) осуществлять ту или иную совместную деятельность.

    Внимание!

    Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

    Социометрия | AANZPA

    Социометрия — это методология стимулирования, исследования и измерения межличностных отношений, изобретенная доктором Дж. Л. Морено (1889–1974). Целью социометрии является повышение эффективности групповых задач и удовлетворение участников за счет достижения большей степени взаимности между людьми и большей аутентичности в отношениях. Морено заметил, что группы и сообщества функционируют, когда люди привлекаются к другим или отдаляются от них, а также создаются сети и модели взаимодействия, которые они создают.Он обнаружил, когда люди выбирают, с кем они взаимодействуют, более высокий уровень удовлетворения от того, что они вместе, большее чувство принадлежности, достижение своей цели.

    Долгосрочное исследование Морено

    Раннее долгосрочное исследование Морено в Гудзонской школе для девочек в Нью-Йорке дало глубокие результаты. Частые побеги заставляли тех, кто дома искать инновационные решения. Морено пригласили поработать с девушками и персоналом. Он приступил к делу и предложил каждой девушке выбрать, с кем она предпочла бы сидеть за трапезой.Их выбор был нанесен на карту и принят. Уровень побегов резко снизился.

    Социометрические методы

    Социометрические методы разрабатывались с течением времени, исходя из принципа активного участия исследователя в группе. Материал, созданный из группы, принадлежит членам группы. Не забирается исследователем и руководителями для принятия решений о группе. Социометрические вмешательства придают гибкость системам и группам, исследуя выбор вместе с людьми, которые его делают, и отображая модели отношений, созданные этим выбором.Воодушевленные этой информацией, члены группы создают для себя новые модели и укрепляют подлинное общение и большую взаимность в группе.

    Сложные сети

    Все группы имеют сложные сети, основанные как на моментальных социально-эмоциональных выборах, так и на долгосрочных психосоциальных сетях, которые сохраняются во времени. Становятся очевидными идентифицируемые модели взаимодействий. Эти сети отражают союзы, скрытые программы, подсистемы, подгруппы и изоляты, собирающиеся вокруг идентифицируемых людей, их ценностей, убеждений и опыта.Некоторые связи укрепляются, а другие разыгрываются мгновенно. Чтобы понять, что движет группой, очень важна оценка сильных сторон и качеств взаимоотношений в группе. Людям любопытно узнать, какое место они занимают по отношению к другим; в своей семье, с друзьями, с начальством, сверстниками и коллегами и интересуются отношениями других людей. Кто близок к их матери, их руководителю, кто с кем не ладит. Кто и на каком основании будет выбран в проектные команды? К кому вы идете, чтобы узнать, что здесь происходит на самом деле?

    Сопутствующая мера

    Социометрия означает «сопутствующее измерение».Морено задумал это как меру, новую науку. Он хотел создать общество, в котором все люди раскрывают свой потенциал любить, делиться своей правдой и смотреть ей в глаза. Делая выбор открыто и активно, он надеялся, что люди станут более спонтанными, аутентичными, а организации и групповые структуры станут свежими, ясными и живыми.

    🥇 ▷ Что такое социометрия? Характеристики, цели и методы 【NUOVO】

    На разных университетских курсах предмет социометрии так или иначе изучается.Но, , что это за метод исследования, каковы его характеристики и какие цели он преследует?

    Социометрия — это количественный (числовой) метод исследования, используемый в социологии, социальной психологии и смежных областях. Он стремится измерить социальные отношения внутри определенной группы, чтобы оценить как индивидуальные, так и общие данные.

    Что такое социометрия и для чего она нужна?

    Социометрия способствует применению количественных методов измерения личности определенных групп и социальных структур и помогает нам понять возможности, взаимодействия и психическое благополучие как на уровне группы, так и для каждого из ее членов.

    Этот метод был разработан психологом и терапевтом Якобом Леви Морено. С момента своего создания социометрия была очень ценным инструментом, когда дело доходило до оценки и измерения взаимодействия между компонентами различных групп, например, в академической, образовательной, рабочей или спортивной сферах.

    Социометрический метод использует несколько методологических ресурсов, относящихся к количественному подходу , например, анкету и опрос, которые относятся к спектру методологий социометрического теста.

    История социометрии

    Социометрия зародилась в начале 20 века в США, где жил Джейкоб Леви Морено. Эта новая концептуализация привела к появлению методов, которые превратят социометрию в технику, способную изучать, диагностировать и прогнозировать динамику группового и социального взаимодействия как в группах из нескольких членов, так и в социальных контекстах гораздо большей сложности и размера.

    Влияние Якоба Леви Морено

    Венский психиатр и ученик Зигмунда Фрейда впервые столкнулся с социометрическими исследованиями, когда участвовал в организации колонии беженцев в своей стране.Таким образом, не понаслышке зная о различных проблемах, возникающих в группах людей, Морено попытался организовать эти группы и их членов с помощью социометрического планирования.

    С 1925 года Джейкоб Леви Морено переехал в Нью-Йорк и в этом контексте разработал прочную теоретическую основу для своего социометрического метода. Он протестировал свой метод в крупном масштабе в тюрьме Синг-Синг в городе, где он проживал . Этот тест предоставит ему более подробное представление о множестве переменных, которые влияют на личные отношения между различными группами в заданном физическом контексте.

    Собрав данные и используя свой большой опыт, он усовершенствовал метод и разработал более совершенную версию социограмм, визуальную форму в виде диаграмм, которые позволяют изучать хорошие или плохие отношения между людьми в контексте более крупной группы. .

    С этого момента Морено сделает свои социограммы известными среди американского академического и научного сообщества. Его методология получила очень положительную оценку и стала частью наиболее часто используемых и эффективных инструментов при проведении количественного и психосоциального анализа.

    Через пять лет после своего первого черновика, уже в 1930-х годах, Джейкоб Леви Морено опубликует работу о межличностных отношениях, которая заложит основы социометрии.
    Именно с этого момента методология, созданная Морено, переживает бум и применяется во множестве контекстов и проектов. Фактически, с 1936 года у него даже был свой собственный специализированный академический журнал. Кроме того, в Нью-Йорке был основан Институт социометрии, позже переименованный в Институт Морено, в честь Джейкоба Леви.

    Задачи социометрии

    Социометрика преследует разные цели и используется по-разному. По словам самого Якоба Леви Морено, основные задачи социометрии следующие:

    • Оцените уровень симпатии человека к группе людей.
    • Чтобы углубить причины, почему это так.
    • Проанализируйте степень сплоченности между различными компонентами одной и той же группы.

    1. Выявление отвергнутых лиц

    Одна из целей социометрии — выявить и классифицировать тех людей, которые страдают от более сильного отторжения со стороны других компонентов группы .Аналогичным образом, он также имеет дело с противоположными случаями: для выявления и классификации тех людей, которых больше всего ценят остальные.

    Таким образом, цель состоит в том, чтобы работать с первыми, чтобы развивать их социальные навыки и укреплять их общение и отношения с другими, в то время как с более ценными людьми их лидерские способности могут быть усилены.

    2. Выявление изолированных людей

    Еще одна цель социометрии — выявить людей, считающих себя изолированными от группы .Как это измеряется? Это люди, которые не оказывают влияния, положительного или отрицательного, на динамику и отношения внутри группы.

    3. Проанализировать групповую динамику

    Еще одна возможность, которую он предлагает нам, — это способность предвидеть, после изучения динамики группы, , как группа будет реагировать и адаптироваться к определенным изменениям , таким как включение новых людей или уход других.

    Эти три цели могут быть найдены с помощью социометрии в образовательном и профессиональном контекстах, которые являются двумя группами, наиболее часто анализируемыми с помощью этого метода.

    Как работает социометрический метод?

    Социометрический метод, разработанный Якобом Леви Морено, обычно используется в образовательной среде. . Он используется для получения большего количества данных и элементов анализа на уровне взаимодействия, симпатии / антипатии и сплоченности между сверстниками. Он также служит для выявления определенных позитивных паттернов или разногласий, которые могут существовать между несколькими из этих членов, и того, как эти динамики влияют на группу.

    Основных функций социометрии две: во-первых, идентификация личных отношений в группе.Следует отметить, что социометрия редко обращается к изучению больших групп, чтобы гарантировать, что переменные, о которых идет речь, могут быть правильно идентифицированы.
    После того, как поведенческие модели в группе были обнаружены, метод применяется с помощью социометрического теста.

    Социометрический тест — это анкета, которую заполняет каждый член анализируемой группы. Он должен проводиться без компромисса или давления на участников. Тест предлагает различные сценарии и дает участнику свободу выбора, с какими другими членами он или она предпочли бы сформировать подгруппу, и их причины.
    Таким образом, и через ответы каждого члена, можно узнать из первых рук внутригрупповую динамику и причины, по которым каждый участник больше или меньше ценит других людей.

    Наконец, метод используется для прогнозирования . Другими словами, это может помочь предварительно просмотреть наиболее подходящую и эффективную динамику для снятия напряженности между участниками и стимулировать хорошую динамику, которая уже была обнаружена в прошлом.

    Библиографические ссылки:
    • Форселледо, А.Г. (2010). Введение в социометрию и ее приложения. Монтевидео: Universitario de Estudios Superiores.
    • Дженнингс, Х.Х. (1987) Социометрия в групповых отношениях. 2-е изд. Вестпорт: Гринвуд.
    • Морено, Дж. Л. (1951). Социометрия, экспериментальный метод и наука об обществе: подход к новой политической ориентации. Маяк Дом.
    • Page, J. 1988/9. Образование и аккультурация на Малаите: этнография внутри- и межэтнического сходства. Журнал межкультурных исследований.15/16: 74-81. Интернет: http://eprints.qut.edu.au/3566/

    Социометрия — обзор | ScienceDirect Topics

    3 Социометрия и проксемика — экспериментальная социальная психология и пространственное поведение

    В 1940-х годах психотерапевт Джейкоб Л. Морено разработал «социометрию» как количественный метод измерения социальных отношений (Moreno, 1951). Его суть в том, что:

    ‘Социометрические тесты убедительно и точно показывают, что каждая группа имеет под своей поверхностной, осязаемой, читаемой структурой лежащую в основе нематериальную, невидимую, неофициальную структуру, но более реальную, живую и динамичную, чем другой .'(Морено, 1947: 268).

    В конце 1950-х — начале 1960-х культурный антрополог и межкультурный исследователь Эдвард Т. Холл, основываясь на своем опыте полевой работы, разработал «проксемику», которая как раздел социометрии специально изучает использование человеком пространства — расстояния. , ориентация, зрительный контакт и т. д. — в невербальном общении как специализированном развитии культуры (Hall, 1989: 9–24, 57–69). Холл основывал это на своей социально-антропологической полевой работе с навахо и хопи (Hall, 1994: 80, 86–87, 148), а также на опыте общения с другими культурами.Для анализа пространственных взаимодействий человека использовались эксперименты в лабораториях и других контролируемых условиях (Hall, 1959, 1966, 1989, 1994). Психолог Роберт Соммер также сыграл важную роль в развитии этой области (например, Sommer, 1969).

    В нескольких исследованиях анализировалось, как меньшие и большие группы людей организуются в пространстве по отношению к различным ситуациям, типам задач и культурным различиям, а также как различные пространственные особенности влияют и / или отражают отношения между людьми в группе (например,грамм. Рис.3). Таким образом, исследования в этой области проливают свет на то, как доминирование, подчинение, близкие отношения между людьми, оппозиция и т. Д. Выражаются в пространстве и на языке тела (Grøn, 1991; Hall, 1966: ix-xii; Sommer, 1969: 58–73). Развитие человеческой пространственной «грамматики», подобной этой, очевидно, важно для интерпретации пространственных моделей малых культур — например, в жилищах — за пределами описательного уровня, который Леви-Стросс считал столь неадекватным.

    Рис. 3. Анализ предпочтительных пространственных отношений между двумя людьми в ответ на различные типы взаимодействия (Sommer, 1969: 63).

    Согласно данным проксемики, пространственные закономерности, используемые маломасштабными культурами, имеют эффект демпфирования конфликтов. То есть они служат для стабилизации структуры домохозяйств и уменьшения количества внутренних конфликтов между членами домохозяйства (Grøn, 1991).

    Культурные различия, такие как различия в размерах дистанционных зон вокруг людей, близкое расстояние, личное расстояние, социально-консультативное расстояние (близкое и дальнее), общественное расстояние (близкое и дальнее), не влияют на их относительные размеры и порядок (Брюэр, 1968; Холл, 1966: 114–120, 123–153).Поэтому ряд центральных мелкомасштабных пространственных элементов синтаксиса считается «универсалиями» человеческой культуры (например, Argyle, 1996: 49–70; Canter, 1991).

    К сожалению, с археологической точки зрения, ожесточенные споры «природа против воспитания» в соответствующих профессиональных группах в 1970-х и 1980-х годах практически положили конец экспериментальному исследованию пространственного поведения человека как психологической дисциплины. Один, по-видимому, весьма успешный аргумент против его неявного «генетического детерминизма», выдвинутый марксистской стороной, заключался в следующем:

    «Таким образом, университеты служат создателями, пропагандистами и легитиматорами идеологии биологического детерминизма . Если биологический детерминизм — это оружие в борьбе между классами, тогда университеты — это оружейные заводы, а их преподавательские и исследовательские факультеты — инженеры, конструкторы и производственные рабочие ». (Левонтин и др., 1984: 30).

    Таким образом, дискуссия сместилась с вопроса о том, существуют ли наследственные черты и могут ли они создавать универсальные элементы в пространственном поведении человека, к тому, было ли политически или этически приемлемым признать их существование. Был сделан общий вывод, что это неприемлемо.

    Таким образом, в исследовательской среде 1980-х и 1990-х годов было трудно найти преданных партнеров, с которыми можно было бы взаимодействовать в экспериментальной социально-психологической среде. Майкл Аргайл оказал помощь в налаживании контактов с Дэвидом Кантером, но его собственная работа приняла другое направление после появления его книги Телесное общение (Аргайл, 1996). Дэвид Кентер внес очень позитивный вклад, представив доклад на конференции и выступив в качестве партнера по дискуссии (Canter, 1991).Спросите Элклита, тогда доцент Института психологии Орхусского университета, который с энтузиазмом вовлек себя и свою семью, вместе со студенткой магистратуры Янне Альбертсен и ее семьей в эксперимент, связанный с реконструкцией « двойного » паттерна Маглемоза как двухсемейного феномен (Grøn, 1991). Однако это не могло противодействовать тому факту, что общий интерес к мелкомасштабным эмпирическим исследованиям пространственного поведения человека значительно снизился.

    Небольшие доисторические общества, изучаемые археологами, в основном жили в однокомнатных жилищах такого ограниченного размера, что необходимо было иметь пространственные структуры, ограничивающие деятельность каждого человека одним основным положением.Кроме того, их зачастую довольно мобильный образ жизни не позволял им перевозить с собой доминирующие в пространстве предметы мебели, поэтому они адаптировали свое жилище непосредственно к своим общекультурным образцам (Tanner, 2016). Следовательно, повторяющиеся пространственные паттерны, очевидные в жилищах доисторических малых культур, в принципе можно рассматривать как кристаллизовавшиеся в фиксированные и повторяющиеся культурно-специфические паттерны с течением времени, уравновешивая общие проксемические эффекты с культурно-специфическими элементами того, что можно было бы назвать равновесной ситуацией.

    Архитектурная / пространственная социально-психологическая дисциплина, которая сегодня включает в себя то, что раньше называлось проксемикой, относится к «поведенческому картированию», которое, в свою очередь, относится к психологии окружающей среды. Поведенческое картирование определяется как «метод, используемый в психологии окружающей среды и смежных областях для систематической регистрации поведения и движений людей по мере того, как это поведение происходит в определенных местах» (Bechtel and Zeisel, 1987). Согласно подходу Баркера, «каждая настройка поведения (например,g., дома, классы) ассоциируется с определенными физическими характеристиками и последовательным образцом поведения »(Barker, 1968). В принципе, это могло бы охватывать исследования повторяющихся поведенческих паттернов в ограниченных физически простых жилых помещениях. На практике, однако, его внимание сосредоточено на более крупных, более сложных и более динамичных условиях и лишь в очень ограниченной степени на основанных на «равновесии» мелкомасштабных условиях, актуальных для археологических пространственных исследований (например, Abbas and Othman, 2010; Canter and Lee, 1974; Cosco et al., 2010; Лоуренс, 1983; Нг, 2016; Сассман, 2016). Это вполне может быть связано с тем, что финансирование таких исследований идет на крупномасштабные архитектурные проекты и городское / ландшафтное планирование.

    Лучшая основа для социально-психологического понимания пространственной организации жилищ в доисторических малых культурах, таким образом, обеспечивается результатами более ранней дисциплинарной проксемики, пик которой пришелся на 1970-е и начало 1980-х годов, тогда как сегодняшнее поведенческое картирование дает только мало имеет соответствующего отношения к археологическим исследованиям жилищ.Повторяемость простых и стабильных мелкомасштабных узоров — это реальность, с которой приходится иметь дело археологии доисторических малых культур.

    Социометрия как метод оценки социально-психологического климата в аптеках Натальи Андриенко, Риты Сагайдак-Никитюк, Натальи Демченко, Натальи Алехиной :: ССРН

    ScienceRise: Pharmaceutical Science, 4 (20), 15–21, 2019.DOI: 10.15587 / 2519-4852.2019.178131

    7 стр. Размещено: 7 янв 2021 года

    Дата написания: 31 августа 2019 г.

    Абстрактные

    Цель. Целью исследования является адаптация социометрического метода оценки социально-психологического климата в аптеке за счет анкетирования, построения социометрической матрицы и построения социограммы.

    Материалы и методы. В исследовании использованы методы обобщения, анализа и синтеза, контент-анализа. С помощью социологического опроса определен уровень социально-психологического климата аптечного учреждения. В опросе участвовали все члены команды, работающие в учреждении. Исследование охватило все регионы Украины. Всего в социологическом опросе приняли участие 92 аптеки. Действовала 51 анкета. Некоторые специалисты аптек выбрали неправильные ответы — «выбираю всех» или «со всеми».Такие ответы объясняются безразличием и аморфностью взаимоотношений внутри коллектива или заведомо неверными ответами.

    Результаты. Исследованы теоретические основы оценки социально-психологического климата. Обоснована актуальность изучения межличностных отношений и конфликтных ситуаций, сложившихся в коллективе. Доказана целесообразность использования социометрического метода оценки социально-психологического климата аптечного учреждения.Предлагается алгоритм проведения социометрического исследования в аптеке. Разработана социометрическая карта, по которой можно оценить социально-психологический климат аптечного учреждения. Приведены форма итоговой социоматрицы и целевая социограмма. Предлагается определить величину социометрического статуса и эмоциональную экспансию специалистов аптеки.

    Выводы. Проведенное исследование позволило сделать вывод о целесообразности использования социометрического метода, адаптированного к условиям аптеки, для оценки социально-психологического климата в аптеке.

    Ключевые слова: социально-психологический климат; аптека; социометрия; оценка; аптекарский специалист

    Рекомендуемое цитирование: Предлагаемая ссылка

    Андриенко, Наталья и Сагайдак-Никитюк, Рита и Демченко, Наталья и Алехина, Наталья, Социометрия как метод оценки социально-психологического климата в аптеках (31 августа 2019 г.).ScienceRise: Pharmaceutical Science, 4 (20), 15–21, 2019. doi: 10.15587 / 2519-4852.2019.178131, Доступно в SSRN: https://ssrn.com/abstract=3727900