Скуку: Что мы чувствуем на самом деле, когда нам скучно

Что мы чувствуем на самом деле, когда нам скучно

Что мы чувствуем на самом деле, когда нам скучно

Многие люди борются с хронической скукой. Но что же это такое и какие могут быть способы преодолеть ее? «Скука — это эмоциональное, а иногда и психологическое состояние, когда человек теряет концентрацию, не интересуется своим окружением или чувствует, что день или период времени — унылый или утомительный», — считает психоаналитик Хилари Гендель, специалист по работе с эмоциями. Скука — часть жизни. Но иногда она — симптом чего-то более глубокого, что требует внимательного изучения.

Почему нам скучно? 

Основываясь на своей психотерапевтической практике, Гендель выделяет несколько основных причин хронической скуки:

1. Скука, которая защищает от эмоциональной боли

Травматические и неблагоприятные переживания в детстве, такие, как воспитание в хаотичной среде, не дают ребенку чувства безопасности. Его отсутствие вызывает противоречивые эмоции, например, ярость и страх. Чтобы справиться с ними в одиночку, ребенок отделяет «плохие» чувства от жизни. Отключение от эмоций, избавляющее нас от боли, также может проявляться в форме скуки.

Скука в этом случае — результат отсутствия связи с базовыми эмоциями: грустью, гневом, страхом, отвращением, радостью, возбуждением. Когда мы теряем доступ к эмоциям, мы отключаем жизненно важный источник энергии, который помогает нам чувствовать себя живыми. Чтобы исцелиться, нам нужно снова безопасно соединиться через тело со своим огромным эмоциональным миром.

2. Скука, которая служит сигналом, что нам не хватает стимуляции

В этом случае она говорит о необходимости найти интересы и новизну в жизни. Чтобы преодолеть ее, нужно обнаружить препятствия, которые мешают нам найти новые интересы.

3. Скука, которая мешает осознать истинные желания и потребности

Считать, что наши желания и потребности недостижимы, значит чувствовать боль и в уме, и в теле. Скука позволяет закрыться от нее, сделать вид, что мы ни в чем не нуждаемся.

4. Скука как сочетание всего вышеперечисленного

Также может рассматриваться как прокрастинация или отстраненность.

История Евы 

Ева выросла в хаотичной семье. В юности, когда она впервые встретилась с психоаналитиком, она, казалось, ни о чем не беспокоилась, заканчивая почти каждое предложение словами «все равно» и закатывая глаза. Такая форма защиты оберегала Еву от эмоционального дискомфорта. Но также и отключала ее от энергии и жизненной силы, которую приносят живые эмоции.

Она страдала от скуки — чувства, которое описала как «мертвость» и которое время от времени глушила алкоголем. Чтобы Еве стало лучше, необходимо было понять защитную цель скуки. Доктор Гендель использовала метод, согласно которому пациентке предлагалось представить те части себя, в которых живут печальные убеждения и эмоции, чтобы психотерапевт могла помочь ей трансформироваться.

Когда человек залечил давние травмы и раны, защита, такая как скука, больше не нужна

Гендель спросила: «Ева, ты можешь представить ту часть себя, которой скучно сидеть на диване рядом с тобой?» И Ева представила свою скучающую часть. Она увидела глазами взрослого человека образ 12-летней девочки в готическом наряде, сидящей на диване в кабинете психоаналитика.

От всей души и без осуждения приветствуя скучающую часть себя, мы узнаем, какова цель этого переживания и что нам действительно нужно. Почти всегда эмоции из прошлого нуждаются в проверке, уважении и осознании в теле до тех пор, пока они полностью не пройдут. Когда человек залечил давние травмы и раны, защита, такая как скука, больше не нужна.

Жизнерадостность и жизнелюбие Евы проявились, когда она в процессе психотерапии проработала гнев в адрес своих родителей и оплакала боль, которую испытывала в детстве. Она пришла к пониманию, что «пофигизм» предохранял ее от ран и разочарований в жизни. Узнала, что достаточно сильна и крепко стоит на ногах, чтобы справиться с проблемами и эмоциями.

Теперь Ева была готова выбрать более адаптивные способы разобраться с ситуацией, например, прислушаться к себе, а затем подумать о том, как наилучшим образом удовлетворить свои потребности и решить проблемы. Благодаря этой работе Ева перестала скучать, стала живой и открытой.

Что мы чувствуем на самом деле, когда нам скучно

«Скучная» жизнь Оскара 

60-летний мужчина, Оскар, три года работал с психотерапевтом, чтобы излечить травму, нанесенную ему матерью с нарциссическим расстройством личности и презрительным отцом. К концу курса терапии он научился иногда расслабляться. Его разум стал спокойнее. Но появилась скука. Оскар сказал доктору Гендель о том, что привык бороться с заботами, волнением и раздражительностью, которые теперь исчезли.

«В моей голове теперь гораздо больше места. Думаю, раньше тревоги занимали меня, и сейчас мне стало скучно», — понял он. На сессиях они с психотерапевтом решили уделить больше внимания этой недавно найденной скуке. Как и в случае с Евой, доктор предложила «отделиться» от своей скучающей части, чтобы получить возможность поговорить с ней. Оскар поразился, насколько возможность разговаривать со своими чувствами, как с отдельными людьми, помогла ему понять, каковы его потребности.

С позиции любопытства и сострадания мы можем узнать, в чем корни нашей скуки

«Хитрость в том, что, когда мы задаем вопрос какой-то части себя, мы должны прислушиваться к ответу», — комментирует Гендель. Скучающая часть сказала, что ему нужно больше заниматься своими хобби и интересами. На сессиях Оскар с удовольствием обсуждал, что ему нравится и как он мог бы проводить свободное время. Скука тут же прошла, потому что он был слишком взволнован, открыв в себе новые интересы. После всего, через что он прошел, Оскар чувствовал, что заслуживает заботы о себе таким непривычным, но интересным способом.

Вопросы для самодиагностики 

Скука — сложный опыт. Но не нужно зацикливаться на этом состоянии, подчеркивает Хилари Гендель. С позиции любопытства и сострадания мы можем узнать, в чем корни нашей скуки. Когда она говорит, что не хватает интересов, мы можем составить план — пережить новый опыт, терпеливо нащупывая устраивающий нас баланс между новым и привычным.

Если скука — способ защиты от более глубоких эмоций и потребностей, то их можно найти в себе, принять и обдумать, как реагировать на них безопасными и здоровыми способами. Таким образом, мы воссоединяемся с нашим витальным и самым подлинным «я».

«Вы тоже можете изменить свое отношение к скуке. Хотите поэкспериментировать и пообщаться со своей скучающей частью? Можно задать себе несколько вопросов», — рекомендует психоаналитик.

  • Это давняя скука или относительно новый опыт?
  • Когда вы в первый раз поняли, что вам невыносимо скучно?
  • Как скука чувствуется физически?
  • Что самое трудное в ее переживании? Физическое проявление? Удар по самооценке? Самокритика? Попытки избавиться от нее? Появляющиеся в результате негативные мысли? Что-то еще?
  • Какие импульсы ощущает ваша скучающая часть?
  • Всегда ли присутствует это чувство или то приходит, то уходит?
  • Что вызывает скуку и что заставляет ее уходить?
  • Почему скука — проблема для вас? Подробно опишите, какое влияние она оказывает.
  • Что нужно вашей скучающей части, чтобы чувствовать себя лучше?

Скука нередко маскирует разные проблемы, решение которых может потребовать консультации со специалистом. Сострадание и внимание к себе помогут разобраться и найти способы вернуть жизнелюбие и интерес к каждому новому дню.

Об эксперте: Хилари Джакобс Гендель — психоаналитик, автор книги «Не обязательно депрессия. Как треугольник перемен помогает слышать тело, открывать эмоции и воссоединиться с подлинным Я».

Читайте также

«И скучно и грустно...»: чем полезна скука и почему не стоит от нее бежать

В приемной у врача. Ожидание затягивается. Чем бы заняться? Достаем смартфон, проверяем сообщения, гуляем по интернету, играем в игры — все что угодно, лишь бы не скучать. Первая заповедь современного мира звучит так: ты не должен скучать. Физик Ульрих Шнабель утверждает, что скучать полезно, и объясняет почему.

Злобный ЗОЖ: почему страху и чувству вины не место в оздоровлении

Здоровый образ жизни ассоциируется у нас с позитивной картиной — подтянутые, загорелые люди сверкают белоснежными улыбками, смеются за тарелкой с ярко-зеленым салатом, бегут в красивой униформе по тропинке в живописном парке. Мы смотрим на них и тоже так хотим. Но пару раз «сорвавшись», бросаем — почему?

Испытание скукой: отчего нам бывает скучно и что с этим делать

В 1990 году, когда Джеймсу Данкерту (James Danckert) было 18 лет, его старший брат Пол попал в аварию, врезавшись на своём автомобиле в дерево. Его извлекли из покорёженного кузова с многочисленными переломами и ушибами. К сожалению, не обошлось и без черепно-мозговой травмы.

Период реабилитации был очень долгим и сложным. До аварии Пол был барабанщиком и очень любил музыку. Однако даже после того, как его сломанное запястье зажило, у него не возникло совершенно никакого желания взять в руки палочки и начать играть. Это занятие больше не приносило ему удовольствия.

giphy.comgiphy.com

Раз за разом Пол жаловался своему брату на то, что ему безумно скучно. И дело было не в приступах посттравматической депрессии. Просто теперь вещи, которые он раньше любил всей душой, не вызывали в нём абсолютно никаких эмоций, кроме глубокого разочарования.

Несколько лет спустя Джеймс начал учиться на клинического нейропсихолога. В ходе обучения он обследовал около двадцати человек, которые получили черепно-мозговые травмы. Думая о своём брате, Данкерт расспрашивал их о том, ощущают ли они скуку. Все двадцать человек, принимавших участие в исследовании, ответили положительно.

Этот опыт очень помог Данкерту в дальнейшей карьере. Сейчас он работает когнитивным нейробиологом в Университете Ватерлоо, расположенном в Канаде. Это место знаменито тем, что именно здесь учёные впервые начали заниматься серьёзным исследованием скуки.

Научное сообщество и скука

Считается, что универсального и общепринятого толкования понятия «скука» пока не выведено. Скука — это не просто разновидность депрессии или апатии. Эти слова нельзя считать синонимами.

Учёные предпочитают давать слову «скука» следующее определение.

Скука — это особое психическое состояние, пребывая в котором, люди жалуются на отсутствие даже минимальной мотивации и интереса к чему-либо.


Как правило, такое состояние имеет отрицательные последствия для психического здоровья человека, а также заметно отражается на его общественной жизни.

Проводилось немало исследований, посвящённых скуке. К примеру, выяснилось, что именно она является одной из причин, провоцирующих переедание, наряду с депрессией и повышенной тревожностью.

Ещё одно исследование было посвящено изучению взаимосвязи скуки и поведения человека за рулём. Выяснилось, что люди, подверженные скуке, ездят с гораздо большей скоростью, чем все остальные участники. Кроме того, они медленнее реагируют на отвлекающие факторы и опасность.

giphy.comgiphy.com

Кроме того, в 2003 году был организован опрос среди американских подростков, большинство из которых утверждало, что им частенько бывает скучно. Как выяснилось позже, такие подростки были более склонны к тому, чтобы в раннем возрасте начать курить и употреблять наркотики и алкоголь. Исследования коснулись и вопросов образования.

Успеваемость учеников напрямую связана с тем, испытывают они скуку или нет. Скука — это проблема, требующая повышенного к себе внимания.

Дженнифер Фогель-Волкатт (Jennifer Vogel-Walcutt), подростковый психолог

Учёные пытаются понять, как скука влияет на наш мозг, каким образом сказывается на психическом здоровье и как влияет на наш самоконтроль. «Необходимо основательно изучить явление скуки, прежде чем делать какие-то конкретные выводы», — уверен Шейн Бенч (Shane Bench), психолог, занимающийся исследованием скуки в лаборатории Техасского университета.

Людей, интересующихся вопросами скуки, становится всё больше и больше. Генетики, философы, психологи и историки начинают активно объединяться для того, чтобы совместно работать над её изучением. В мае 2015 года Варшавский университет организовал целую конференцию, на которой обсуждались темы, связанные со скукой, социальной психологией и социологией. Кроме того, чуть позже, в ноябре, Джеймс Данкерт собрал порядка десяти исследователей из Канады и США на тематический семинар.

История изучения скуки

Своеобразным началом изучения скуки можно считать 1885 год, когда британский эрудит Фрэнсис Гальтон (Francis Galton) опубликовал небольшой доклад, посвящённый тому, как беспокойно и невнимательно вели себя слушатели, присутствовавшие на научном собрании.

С тех пор прошло уже довольно много времени, а темой скуки интересуется сравнительно небольшое количество людей. Джон Иствуд (John Eastwood), психолог из Университета Торонто, убеждён, что так происходит потому, что скука кажется всем довольно тривиальной вещью, на которую не стоит обращать пристального внимания.

Положение вещей начало меняться, когда в 1986 году Норман Сандберг (Norman Sundberg) и Ричард Фармер (Richard Farmer) из Орегонского университета показали всему миру способ, с помощью которого можно измерять скуку. Они изобрели особую шкалу, с помощью которой можно было определять уровень скуки, не задавая испытуемым вопроса «Вам скучно?»

giphy.comgiphy.com

Вместо этого необходимо было подтвердить или опровергнуть следующие утверждения: «Кажется ли вам, что время течёт слишком медленно?», «Чувствуете ли вы, что задействуете не все свои возможности, когда работаете?» и «Легко ли вы отвлекаетесь?» Они были сформулированы Сандбергом и Фармером на основе опросов и интервью, в которых люди рассказывали о том, что чувствуют, когда им скучно. После того как опрашиваемые давали ответы, каждому выставлялась оценка в баллах, по которой и определялась степень подверженности скуке.

Шкала склонности к скуке Сандберга и Фармера стала отправной точкой, с которой начался новый виток исследований. Она послужила прототипом для возникновения других видов шкал, а также стала невероятно полезна и в других прикладных науках, помогая связать скуку с такими вещами, как психическое здоровье и успеваемость.

Однако у предложенной шкалы скуки имелись и существенные недостатки. По мнению Иствуда, этот показатель напрямую зависит от самооценки человека и поэтому очень субъективен, что портит чистоту эксперимента. Кроме того, шкала измеряет только уровень восприимчивости к скуке, а не интенсивность этого чувства. Неточность понятий и определений всё ещё создаёт некоторую путаницу среди учёных.

Работа над улучшением шкалы скуки идёт до сих пор. В 2013 году Иствуд занялся разработкой шкалы многомерного состояния скуки, которая включает в себя 29 утверждений о различных ощущениях. В отличие от шкалы Сандберга и Фармера, шкала Иствуда измеряет состояние опрашиваемого в текущий момент времени. С её помощью можно установить, что чувствует человек прямо сейчас.

Однако, прежде чем измерять уровень скуки, исследователи должны были убедиться, что участники эксперимента действительно её испытывают. А это уже совершенно другая задача.

Самое скучное видео в мире

В психологии уже на протяжении многих лет одним из самых действенных способов создания у человека определённого настроения считается просмотр тематических видеороликов. Есть специальные видео, которые стимулируют у человека возникновение таких эмоций, как радость, гнев, печаль, сочувствие. Именно поэтому Коллин Меррифилд (Colleen Merrifield), занимаясь написанием своей диссертации, решила создать видео, которое было бы настолько скучным, что доводило бы людей до слёз.

В видео происходит следующее: двое мужчин находятся в абсолютно белой комнате без окон. Не произнося ни единого слова, они берут одежду из огромной кучи и развешивают её на верёвки — куртки, рубашки, свитеры, носки. Секунды тикают: 15, 20, 45, 60. Мужчины развешивают одежду. Восемьдесят секунд. Один из мужчин берёт прищепку. Сто секунд. Мужчины продолжают вешать одежду. Двести секунд. Триста секунд. И снова без изменений — мужчины развешивают одежду. Видео зациклено таким образом, что больше ничего не происходит. Его общая продолжительность составляет 5,5 минуты.

Неудивительно, что люди, которым Меррифилд показывала видео, сочли его невообразимо скучным. Тогда она решила попытаться изучить, как скука влияет на способность сосредотачиваться и фокусировать внимание.

Меррифилд просила участников выполнить классическую задачу на концентрацию внимания: необходимо было наблюдать за световыми пятнами, которые появлялись и исчезали на мониторе. Всё это специально длилось невероятно долго. Результат превзошёл ожидания: эта задача оказалась во много раз скучнее, чем самое скучное видео. Более половины испытуемых не смогли с ней справиться.

Это не было неожиданностью. Во многих прошлых исследованиях учёные также просили участников эксперимента выполнять какие-то монотонные действия вместо того, чтобы смотреть видео. Для того чтобы человек начал скучать, его просили, к примеру, заполнять одинаковые бланки, выкручивать или закручивать гайки. Сравнивать результаты разных исследований было довольно проблематично, потому что отсутствовал единый стандартизированный подход к методам стимулирования скуки. Невозможно было выяснить, чьи результаты верны, а чьи — нет.

В 2014 году исследователи из Университета Карнеги — Меллона в Питтсбурге, штат Пенсильвания, опубликовали статью, в которой попытались начать процесс стандартизации. Они выделили три группы действий, которые чаще других вызывают у людей скуку:

  • повторяющиеся физические задачи;
  • простые мыслительные задачи;
  • просмотр и прослушивание особых видео- и аудиозаписей.

Исследователи использовали шкалу многомерного состояния скуки Иствуда, чтобы определить, насколько сильно каждая из выполняемых задач заставляла испытуемых скучать и не вызывала ли она у них какие-то ещё эмоции. Всего было шесть на редкость унылых задач. Самая скучная состояла в том, чтобы бесконечно кликать мышкой, поворачивая иконку на экране на пол-оборота по часовой стрелке. После этого было решено больше не показывать специальные видео для того, чтобы вызывать у людей скуку, а использовать вместо этого обыкновенные поведенческие задачи.

Скука и самоконтроль

Многие учёные связывают возникновение скуки с дефицитом самоконтроля. Чем лучше вы умеете отвечать за свои поступки, тем меньше вы склонны к спонтанным проявлениям скуки. Именно поэтому исследователи часто связывают предрасположенность к скуке и склонность к таким вредным привычкам, как азартные игры, алкоголизм, курение и переедание.

giphy.comgiphy.com

Следует ли из этого, что скука и отсутствие самоконтроля — это взаимосвязанные вещи? Учёные пока не берутся ответить на этот вопрос. Приводя в качестве примера людей, у которых была черепно-мозговая травма, Данкерт предполагает, что в их системе самоконтроля произошёл сбой. Именно поэтому они начинают вести себя чрезмерно импульсивно и зачастую обзаводятся уймой вредных привычек. Это учёный успел заметить, наблюдая за своим братом.

Однако на протяжении нескольких лет брат Данкерта активно боролся с проблемами самоконтроля и практически перестал жаловаться на скуку, попутно возродив свою любовь к музыке. Поэтому у исследователей есть все основания полагать, что скука и самоконтроль могут зависеть друг от друга, но фактов и доказательств пока недостаточно.

Скучные планы на будущее

Несмотря на некоторую неразбериху в понятиях и отсутствие стандартизации, исследователи, занимающиеся вопросами изучения скуки, считают, что фундамент уже заложен. К примеру, поиск самого определения понятия «скука» считается важной частью процесса её изучения. Разные исследователи выделяют различные типы скуки. Немецкие учёные насчитали целых пять и выяснили, что склонность к какому-либо типу зависит от личностных характеристик человека.

Учёные также уверены, что есть такая группа людей, которая будет работать не покладая рук, лишь бы только не скучать. Иногда такие люди готовы выбирать крайне странные и даже неприятные занятия ради того, чтобы избежать скуки. Эта гипотеза основана на исследованиях, которые показали взаимосвязь между склонностью к риску и предрасположенностью к скуке.

Первое исследование было таким: участников просили сесть на стул в абсолютно пустой комнате и в течение 15 минут ничего не делать. Некоторые участники были готовы даже получать небольшие удары током, только бы не оставаться наедине со своими мыслями. Проводилось ещё несколько усовершенствованных экспериментов с этой же комнатой. В одном у участников был неограниченный доступ к сладостям, однако для того, чтобы получить их, необходимо было вытерпеть удар током. Когда участникам эксперимента становилось скучно, они предпочитали скорее испытать боль, чем сидеть на стуле и ничего не делать.

Группа исследователей во главе с психологом Райнхардом Пекруном (Reinhard Peckrun) из Мюнхенского университета в Германии в течение года наблюдала за поведением 424 студентов. Они просматривали их оценки, документировали результаты экзаменов и измеряли уровень скуки. Команда обнаружила некоторую циклическую закономерность, в соответствии с которой у всех студентов наблюдались периоды, когда им было скучно. И именно тогда было замечено значительное снижение внутренней мотивации студентов и показателей их успеваемости. Такие периоды возникали на протяжении года и не зависели от пола и возраста студента и его интереса к предметам. Учёные предположили, что студентам нужно что-то, что помогло бы им преодолеть скуку.

Сэй Шатц (Sae Schatz), директор компании, которая занимается разработкой учебных пособий и образовательных инструментов для министерства обороны США, приводит в качестве доказательства один интересный пример с компьютерной системой, которая обучала студентов физике. Система была запрограммирована таким образом, что должна была оскорблять всех, кто неправильно отвечал на вопрос, и саркастически хвалить тех, кто давал верные ответы. Такой необычный подход к обучению стимулировал учеников добиваться лучшего результата, постоянно держал их мозг в тонусе и не давал заскучать.

giphy.comgiphy.com

Забегая вперёд, можно сказать, что учёные полны решимости и дальше исследовать скуку. Им хочется получше понять, как это явление соотносится с другими психическими состояниями человека. Планируется также расширять область исследований и проводить эксперименты с пожилыми людьми, а также с людьми разных этнических групп и национальностей. Учитывая огромное влияние скуки на образовательный процесс, учёные хотят поработать над усовершенствованием шкал измерения скуки и адаптировать их для детей.

Есть также насущная потребность в том, чтобы как можно больше учёных понимали важность изучения такого вопроса, как скука. Данкерт уверен, что в этом случае появится гораздо больше шансов быстрее систематизировать уже полученные знания и приступить к новым открытиям.

скука — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

ску́-ка

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -скук-; окончание: . [Тихонов, 1996]

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [ˈskukə], мн. ч. [ˈskukʲɪ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. душевное томление, уныние, тоска от отсутствия дела или интереса к окружающему ◆ Муж всегда в городе и возвращается только ночью, да и то не каждый день, и у меня, признаться, такая скука, что просто смерть. А. П. Чехов, «Огни», 1888 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Скука мгновенно исчезла с лица засыпавшей до этого Амбры, и теперь она с настороженным вниманием тоже прислушивалась к разговору. А. В. Геласимов, «Год обмана», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. разг. отсутствие веселья, занимательности, тоска, царящая где-либо, вызываемые чем-либо ◆ Ну, тепе́рь тишина́ у вас в до́ме воцари́тся. Ах, кака́я ску́ка! Хоть бы де́ти чьи́-нибудь! Н. А. Островский, «Гроза», 1860 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ В «Сонной одури», например, мы точно видим собственными глазами залу судебных заседаний, над которой царит безнадежная, непроходимая скука, ― и для нас понятны смутные образы, навеваемые ею на дремлющего адвоката. К. К. Арсеньев, «Беллетристы последнего времени», 1887 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
  1. скукота, томление
Антонимы[править]
  1. интерес, энтузиазм, возбуждение
  2. веселье
Гиперонимы[править]
  1. состояние
Гипонимы[править]
  1. скукотища

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: сербохорв. ску́чити, ску̑чи̑м «теснить, поставить в затруднительное положение», словенск. skúčati «скулить, визжать», чешск. skučet, skoukat «выть, скулить», словацк. skučаť «скулить, визжать, свистеть». Неотделимо от -ку́ка, ку́кать. Неверна реконструкция *kǫkа ввиду польск. dokuczyć, -kuczać «надоедать, докучать», точно так же, как сравнение с лит. keñkti, keñkia «причинять боль», kanka «мука, боль», др.-прусск. cānхtin (вин. ед.), «воспитание, дисциплина». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

наука блуждающего сознания / Хабр

«У каждой эмоции есть цель с эволюционной точки зрения», — говорит Санди Манн, психолог и автор книги «Положительная сторона отдыха: почему скука — это хорошо» [The Upside of Downtime: Why Boredom Is Good]. «Я хотела выяснить, зачем нам нужна такая эмоция, как скука, кажущаяся отрицательной и бесполезной эмоцией».

Так Манн начала работать по своей специальности: скука. Изучая эмоции, появляющиеся на рабочем месте, в 1990-х годах, она обнаружила, что второй наиболее часто подавляемой эмоцией после злости была — да, да — скука. «Про неё пишут плохие вещи, — говорит она. — Почти во всём винят скуку».

Погрузившись в тему скуки, Манн обнаружила, что она, на самом деле, «весьма интересна». И уж точно не бессмысленна. Вижнанд ван Тилбург из Саутгемптоновского университета так объяснил важную эволюционную функцию этого тревожного и отвратительного ощущения: «Скука заставляет людей заниматься делами, в которых они видят больше смысла, чем те, что есть у них под рукой».

«Представьте себе мир, в котором мы бы не скучали, — говорит Манн. — Нас бы постоянно радовало что угодно — падающие капли дождя, кукурузные хлопья за завтраком». Разобравшись с эволюционным смыслом скуки, Манн заинтересовалась тем, есть ли у неё преимущества кроме вклада в выживание. «Инстинктивно, — говорит она, — я чувствовала, что каждому в жизни надо немного поскучать».

Манн разработала эксперимент, в котором группе участников дали самую скучную из всех задач, которую она могла придумать: копирование телефонных номеров из телефонной книги вручную. (Если кто-то ни разу в жизни не видел телефонных книг, погуглите их). Испытание было основано на классической проверке творческого начала, разработанной в 1967 Дж. П. Гуилфордом, американским психологом, одним из первых исследователей творчества. В оригинальном тест Гуилфорда «проверка альтернативных способов использования» испытуемому даётся две минуты на то, чтобы придумать как можно больше альтернативных способов использования повседневных объектов — чашек, бумажных скрепок, стульев. В версии Манн тест на творчество она предварила 20-минутной бессмысленной задачей — копированием телефонных номеров. После этого испытуемых попросили придумать как можно больше способов использования двух бумажных стаканчиков. Те выдали несколько идей средней оригинальности, вроде горшков для цветов и игрушек для песочницы.

В следующем эксперименте Манн увеличила скучную часть. Вместо копирования номеров из телефонной книги испытуемым нужно было читать номера вслух. И хотя некоторые из них делали это с удовольствием, после чего их удалили из комнаты, большинство участников посчитало это занятие чрезвычайно, совершенно скучным. Впасть в прострацию сложнее, когда ты занят чем-то активным, вроде написания номеров, чем когда ты занят таким пассивным действием, как чтение. В результате, как и предполагала Манн, испытуемые выдали более творческие идеи по использованию бумажных стаканчиков: серьги, телефоны, музыкальные инструменты, и, что больше всего ей понравилось, лифчик в стиле Мадонны. Эта группа уже рассматривала стаканчики не только как контейнеры.

Этими экспериментами Манн доказала свою точку зрения: скучающие люди мыслят более творчески, чем остальные.

Но что же такого происходит во время скуки, что запускает ваше воображение? «Скучая, мы ищем какой-то стимул, которого нет в непосредственной близости к нам, — поясняет Манн. — Поэтому мы начинаем искать стимулы, отправляя наше сознание путешествовать в различные места, находящиеся у нас в головах. Это способно стимулировать творчество, поскольку, когда вы начинаете грезить наяву и позволяете разуму блуждать, вы выходите за границы осознанного и переходите в подсознание. Этот процесс позволяет вам создавать различные связи. И это потрясающе».

Скука открывает путь к странствиям разума, что помогает нашему мозгу создавать те самые связи, способные решить что угодно, от планирования ужина до прорыва в борьбе с глобальным потеплением. Исследователи лишь недавно начали разбираться с явлением блуждания сознания, активностью, которой занимается наш мозг, когда делает что-то скучное, или не делает ничего. Большая часть исследований по грёзам наяву была проведена за последние 10 лет. С современными технологиями получения снимков мозга, каждый день появляются новые открытия того, чем занимается наш мозг не только когда мы чем-то сильно заняты, но и когда мы находимся в прострации.

Когда мы делаем что-то осознанно — даже если мы записываем номера из телефонной книги — мы используем «сеть исполнительного внимания» [executive attention network] — части мозга, управляющие и подавляющие внимание. Как говорит нейробиолог Маркус Рэйчл: «Сеть внимания позволяет нам напрямую контактировать с миром, здесь и сейчас». И наоборот, когда наш разум блуждает, мы активируем часть мозга под названием «сеть пассивного режима работы мозга», открытую Рэйчлом. Пассивный режим работы, названный так Рэйчлом, используется для описания «покоящегося мозга»; то есть, когда мы не сконцентрированы на внешней задаче с чёткими целями. Поэтому, в отличие от общепринятой точки зрения, когда мы уходим в себя, наш разум не отключается.

«С научной точки зрения, грёзы наяву — интересное явление, поскольку оно определяет возможности людей по созданию мыслей чистым образом, в отличие от мыслей, появляющихся в виде реакции на события внешнего мира», — говорит Джонатан Смолвуд, изучавший блуждание разума с самого начала своей карьеры нейробиолога, стартовавшей 20 лет назад. Возможно, не было простым совпадением то, что он получил докторскую степень в том же году, когда был открыт пассивный режим мозга.

Смолвуд — настолько увлечённый блужданиями сознания, что взял себе ник с таким названием в Твиттере — объяснил, почему эта область до сих пор не сильно развита. «У неё есть интересное место в истории психологии и нейробиологии из-за того, как организована когнитивистика. В большей части экспериментов и теорий мы демонстрируем что-то мозгу и смотрим, что происходит». В прошлом по большей части этот метод, основанный на выполнении задач, использовался для того, чтобы понять, как работает мозг, и он выдал огромное количество знаний по поводу процессов адаптации к внешним стимулам. «Блуждание разума занимает особое место, так как не вписывается в этот ряд явлений», — говорит Смолвуд.

Мы находимся в ключевой точке истории нейробиологии, если верить Смолвуду, поскольку, с появлением систем нейровизуализации и других всеобъемлющих инструментов для выяснения того, что происходит в мозге, мы начинаем понимать функционирование, по сию пору ускользавшее от нас. Сюда входят и наши ощущения, испытываемые во время безделья.

Ключевая роль грёз наяву стала очевидной для Смолвуда, как только он начал её изучать. Прострация важна для нас настолько, что «она может быть ответом на вопрос, что отличает нас, людей, от менее сложных животных». Она участвует в работе большого количества навыков, от творческой деятельности до предсказаний будущего.


Сеть пассивного режима работы мозга включается, когда он не сконцентрирован ни на одной задаче

В этой области ещё столько всего предстоит открыть, но что уже ясно, так это то, что пассивный режим не означает бездействия мозга. Смолвуд использует функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) для изучения нервных изменений, происходящих, когда подопытные лежат в сканерах и ничего не делают, кроме как рассматривают неподвижное изображение.

Оказывается, что в пассивном режиме мы используем порядка 95% от того количества энергии, которое тратим при активных размышлениях. Несмотря на отсутствие внимания, наш мозг всё равно проделывает довольно много работы. Пока люди лежали в сканерах в эксперименте Смолвуда, их мозг продолжал «демонстрировать очень организованную спонтанную деятельность».

«В принципе нам непонятно, почему он этим занят, — говорит он. — Когда вам нечего делать, ваши мысли не останавливаются. Вы продолжаете генерировать мысли, даже если вам нечего с ними делать».

Смолвуд с командой в частности работают и над тем, чтобы объединить это состояние неограниченных произвольных мыслей и состояние организованной спонтанной деятельности мозга, поскольку они считают их «двумя сторонами одной медали».

Области мозга, составляющие сеть пассивного режима — срединная височная доля, срединная префронтальная кора, задняя поясная кора — выключается, когда мы переключаемся на задачи, требующие внимания. Но они принимают весьма активное участие в работе автобиографической памяти, модели психики человека (по сути, нашей возможности представлять, что думают и чувствуют другие люди), и, что уникально — обработка представления о себе, то есть, создание согласованного представления о себе самом.

Когда мы отвлекаемся от внешнего мира и погружаемся в себя, мы не выключаемся. Мы подключаемся к огромному количеству памяти, представляем будущие возможности, разбираем наше взаимодействие с другими людьми, размышляем над тем, кто мы есть. Кажется, что мы тратим время, глазея на самый долгий красный свет в мире, ожидая, когда он переключится на зелёный, но наш мозг выстраивает идеи и события в нужном порядке.

Именно в этом заключается суть различий между блужданием сознания и другими формами работы мысли. Вместо того, чтобы ощущать, сортировать и понимать вещи на основе того, как они приходят к нам извне, мы делаем это внутри нашей собственной когнитивной системы. Это даёт нам возможность подумать и лучше понять всё после того, как срочность момента прошла. Смолвуд приводит спор в качестве примера: пока спор происходит, сложно быть объективным или смотреть на всё с точки зрения другого человека. Злость, адреналин, физическое и эмоциональное присутствие другого человека мешают анализу. Но в душе или за рулём на следующий день, когда ваш мозг переживает происшедшее, ваши мысли становятся более глубокими. Вы не только думаете о миллионе вариантов ваших ответов, но и, возможно, без «того стимула, которым является человек, с которым вы спорили», вы можете посмотреть на всё с другой точки зрения и породить какие-то идеи. Размышления о межличностном взаимодействии другим способом, отличным от происходящего во время встречи в реальном мире, являются отличной формой творчества, стимулируемой блуждающим сознанием.

«Грёзы наяву особенно важны для такого вида, как мы, с высокой важностью социального взаимодействия, — говорит Смолвуд. — Всё оттого, что самым непредсказуемым явлением в вашей повседневной жизни будут другие люди». Наш мир, от светофоров до касс в продуктовых магазинах, работает по простому набору правил. В отличие от людей. «Грёзы наяву отражают необходимость понять сложные аспекты жизни, которые почти всегда связаны с другими людьми».

Поговорив с профессором Смолвудом, я ещё сильнее убедился в том, что заполнять свободные минутки дня проверками электронной почты, обновлением Твиттера или непрерывной проверкой телефона — деструктивно. Я понял, почему готовность отпустить свой разум немного поблуждать — ключ к творчеству и продуктивности.

«Ну, это спорное утверждение, — сказал Смолвуд. — Люди, у которых разум всё время находится в прострации, не смогут сделать вообще ничего».

Действительно. Мне не нравилось, что Смолвуд придерживает мой энтузиазм, но грёзы наяву на самом деле не всегда считались полезными. Фрейд считал людей с отрешённым сознанием невротиками. Ещё в 1960-х учителям рассказывали, что студенты-мечтатели рискуют приобрести проблемы с психологическим здоровьем.

Очевидно, способы грезить наяву существуют разные — и не все из них продуктивны или позитивны. В содержащей плодотворные идеи книге «Внутренний мир грёз наяву» [The Inner World of Daydreaming] психолог Джером Сингер, изучавший блуждающий разум более 50 лет, определяет три разных стиля грёз наяву:

  • Неуправляемое внимание.
  • Дисфорическая прострация с синдромом вины.
  • Позитивно-конструктивная прострация.

Их названия говорят сами за себя. Люди, плохо умеющие управлять своим вниманием, легко возбуждаются, легко отвлекаются, им сложно концентрироваться даже на своих грёзах наяву. Когда наше блуждание разума приобретает дисфорический оттенок, наши мысли становятся контрпродуктивными и негативными. Мы ругаем себя за то, что забыли чей-то день рождения, или за то, что в нужный момент не смогли дать отпор кому-то. Нас переполняют такие эмоции, как чувство вины, тревога и злость. Некоторые люди легко застревают в этом кругу негативного мышления. Неудивительно, что такого рода блуждания разума чаще случаются у людей, жалующихся на хронический уровень несчастья.

Когда дисфорическая прострация превращается в хроническую, люди могут склоняться к деструктивному поведению — к зависимости от азартных игр, химических веществ или еды. Вопрос лишь в том, как проявляет себя блуждание мыслей у людей, жалующихся на хронический уровень несчастья — оно просто проявляется у них чаще, или же ещё и способствует ухудшению настроения. В исследовании от 2010 года «Блуждающий разум — несчастный разум», гарвардские психологи Мэтью Киллингворт и Дэниел Гилберт разработали приложение для айфона, предназначенное для наблюдения за мыслями, чувствами и действиями 5000 человек в любой момент времени в течение дня. Приложение выдавало звуковой сигнал в случайные моменты времени, и испытуемый отвечал на вопросы, затрагивавшие его действия, мысли об этих действиях, уровень счастья и другие вещи. По результатам наблюдений Киллингворт и Гилберт установили, что «люди думают не о том, что происходит, почти так же часто, как думают о том, что происходит», и «обычно такие мысли делают их несчастными».

Об этом можно услышать в любом классе по йоге — ключ к счастью лежит в том, чтобы жить в текущем моменте. Так как же всё обстоит в реальности? Блуждающий разум продуктивен или сам себя разрушает? Видимо, как и всё в этой жизни грёзы наяву — штука сложная и многогранная.

Смолвуд участвовал в исследовании взаимоотношений между настроением и блужданием разума, из которого был сделан вывод, что «порождение мыслей, не связанных с текущим окружением, может быть как причиной, так и следствием несчастья». Что, простите!?

В исследовании от 2013 года (Florence J.M. Ruby, Haakon Engen, Tania Singer) утверждается, что не все виды отстранённых размышлений или грёз наяву одинаковы. Данные, собранные у сотни участников, показывали, были ли их мысли связаны с текущей задачей, концентрировались ли они на прошлом или будущем, думали ли о себе или о других, в позитивном или негативном ключе. Исследование обнаружило, что негативные мысли вызывали негативное настроение (ещё бы). Отстранённые мысли людей в депрессии являлись и причиной и следствием негативных настроений, и «мысли, связанные с прошлым, особенно вероятно связаны с плохим настроением». Но ещё есть надежда — исследование также обнаружило, что «мысли, связанные с будущим и с самим собой предшествовали улучшениям настроения, даже если текущие мысли были негативными».

«У грёз наяву есть особенности, которые позволяют нам думать о наших жизнях в необычном ключе, — сказал мне Смолвуд. — Но в определённых ситуациях, возможно, не стоит продолжать думать об одном и том же. Многие состояния хронического несчастья вероятно связаны с блужданием разума просто потому, что эти проблемы невозможно решить».

Грёзы наяву схожи со смартфонами с тем, что с подобным времяпрепровождением легко переборщить. Смолвуд утверждает, что не нужно думать о том, как работают наши телефоны или наш мозг, в терминах «хорошо» или «плохо». Всё дело в том, как мы их используем. «Смартфоны позволяют нам делать удивительные вещи — например, связываться с людьми, находящимися на огромном расстоянии, но мы можем попасть к ним в ловушку, посвятив им всю жизнь, — говорит он. — И это не вина смартфонов». Грёзы наяву позволяют нам по-другому взглянуть на вещи — хорошо ли, плохо ли, но, главное, по-другому.

Обратная сторона дисфорической прострации, позитивно-конструктивная разновидность, происходит, когда наши мысли принимают творческое направление. Мы начинаем радоваться возможностям, которые наш мозг способен мысленно вызвать практически ниоткуда, как по волшебству. Этот режим блуждания разума отражает наше внутреннее стремление к изучению идей и чувств, составлению планов, решению задач.

Как же заниматься здоровыми блужданиями разума? Допустим, вы поссорились с коллегой. Вечером, когда вы режете себе салат, вы обнаруживаете, что постоянно проигрываете эту сцену в голове раз за разом. На вас накатывают волны гнева, и вы ругаете себя за то, что не придумали какой-то более умный ответ на его неоправданное заявление о том, что вы не вкладывались в последний проект на все 100%. Применив положительно-конструктивное отвлечённое размышление, вы прощаетесь с прошлым и придумываете способ показать ему, как много на самом деле вам приходится работать для ваших совместных проектов. Или же вы решаете перейти в другую команду и больше не общаться с этим козлом, потому что жизнь слишком коротка.

«Сменить образ мыслей труднее, чем говорить об этом, — сказал Смолвуд. — Грёзы наяву отличаются от других форм отвлечения внимания тем, что когда ваши мысли наталкиваются на какие-то определённые темы, это говорит о том, в каком положении находитесь вы в своей жизни и как вы к нему относитесь. Проблема в том, что иногда, когда жизнь человека складывается не очень хорошо, грезить наяву становится сложнее, чем когда жизнь кажется лёгкой. В любом случае суть в том, что это времяпрепровождение даёт нам возможность понять, кто мы есть».

Все эти часы в качестве молодой мамы, которые я провела, катая своего ребёнка в коляске, поскольку он из-за колик не мог уснуть по другому, и переживая, что я могла бы быть более продуктивной или оставаться на связи с обществом и с тем, что оно делает, на самом деле оказались удивительно полезными — я ненамеренно давала своему разуму свободное пространство и время, чтобы он смог достичь ранее недоступных широт. Я не только подключалась к прошлому опыту, но и представляла себя в будущем в разных местах, задуманных мною, и занималась планированием жизни.

И если пережёвывание неприятного опыта или постоянное возвращение мыслями в прошлое однозначно является побочным продуктом блужданий разума, исследования Смолвуда и других показали, что по прошествии достаточного количества времени на самосозерцание наш разум начинает склоняться к «перспективному мышлению». Такие мысли помогают нам находить новые решения — например, в моём случае это была совершенно новая карьера. Грёзы наяву по своей природе помогают нам, когда мы сталкиваемся со сложной задачей личного или профессионального толка. А скука — один из лучших катализаторов для запуска этого процесса.

На первый взгляд, скука и проницательность противоположны друг другу. Скука, если определять её только как состояние усталости и беспокойства без признаков заинтересованности, имеет только негативный подтекст, и её нужно всеми силами избегать; к проницательности же мы стремимся, и оно представляет собой качество яркого успеха и необычных умственных способностей. Гений, интеллект, талант, лёгкость против апатии, тупости, уныния. Это неочевидно, но два этих противоположных состояния очень тесно связаны.

Андреас Элпидороу, исследователь в психологическом отделении Луисвильского университета, и, как он сам себя называет, защитник скуки, объясняет: «Скука мотивирует стремление к новым целям, когда текущие цели перестают быть удовлетворительными, привлекательными или осмысленными для вас». В его научной статье 2014 года «Положительная сторона скуки» [The Bright Side of Boredom], Элпидороу утверждает, что скука «выполняет роль регулирующего состояния, поддерживающего человека при выполнении его целей. В отсутствие скуки человек оказался бы в плену неудовлетворительных ситуаций и пропустил бы множество приятного с точки зрения эмоций, разума и социального общения опыта. Скука — это и предупреждение о том, что мы занимаемся не тем, чем хотим, и толчок, мотивирующий нас на переключение целей и проектов».

Можно сказать, что скука — инкубатор проницательности. Это беспорядочное, неприятное, запутывающее, вызывающее отчаяние место, в котором приходиться немного побыть перед тем, как придумаешь успешную формулу или уравнение. Эту мысль уже много раз повторяли. «Хоббит» был задуман, когда Дж. Р. Р. Толкин, оксфордский профессор, «получил огромную гору экзаменационных работ, и проставлял им летом оценки, что было очень трудно, и, к несчастью, также и скучно». Когда он наткнулся на работу одного студента, состоявшую из чистого листа, он обрадовался. «Восхитительно! Читать нечего», — рассказывал Толкин ВВС в 1968 году. «Так что я, не знаю, почему, набросал на ней: „В норе в земле жил-был хоббит“. Так и родилась первая строка одной из самых любимых фэнтези-книг. Известно высказывание Стива Джобса, изменившего мир своими технологическими идеями: „Я искренне верю в скуку. Всякие технологические штуки — это прекрасно, но когда вам нечего делать, это тоже может быть прекрасным“. Стивен Леви, сооснователь Apple, писал в журнале Wired, как он с ностальгией вспоминает длинные, скучные летние месяцы его молодости, подпитывавшие его любопытство, поскольку „из любопытства вырастает всё остальное“, и выражал опасение по поводу эрозии скуки, исходящей от устройств, которые он помогал создавать.

Стив Джобс был мастером проницательности. Так что воспользуемся его советом радостно приветствовать скуку. Дайте вашему знанию о науке и истории скуки вдохновить вас на то, чтобы вернуть скуку в вашу жизнь. Сначала она покажется вам неудобной, раздражающей, вы можете даже разозлиться, но кто знает, чего вы сможете достигнуть, когда вы преодолеете первые фазы скуки и начнут включаться её потрясающие побочные эффекты?

Из книги Мануш Зомороди „Скучающий и проницательный“ [Bored and Brilliant], 2017.

Скука — это… Что такое Скука?

Скука — вид отрицательно окрашенной эмоции или настроения; пассивное психическое состояние, характеризующееся снижением активности, отсутствием интереса к какой-либо деятельности, окружающему миру и другим людям. Скука, в отличие от апатии, сопровождается раздражительностью и беспокойством.

Состояние скуки может быть вызвано как внешними причинами (монотонная работа, недостаток общения, сенсорная депривация) так и внутренней опустошенностью и неспособностью к эмоциональным переживаниям, вызывающим радость, ощущением отсутствия цели и смысла жизни.

В экзистенциальной психологии различаются экзистенциальная скука и невротическая скука. В психоаналитическом подходе скука рассматривается через призму проблем конфликта и контроля, так, Феничел (англ. Otto Fenichel) полагал, что скука появляется, «когда нам нельзя делать то, что мы хотим делать, или должны делать то, что мы делать не хотим».

По мнению многих видных психологов, таких как Э. Фромм и В. Франкл, проблема скуки в современном обществе становится все более острой. По словам Франкла, «скука сегодня ставит перед нами — и пациентами, и психиатрами — больше проблем, чем желания и даже так называемые сексуальные желания».

Скука не зависит непосредственно от изменений в физиологическом состоянии. Когда человеку скучно, в коре его головного мозга преобладают процессы торможения, однако вместе с тем есть небольшой участок возбуждения, связанный с выполнением однообразной работы или ожиданиям её окончания. Скучающие люди как правило рассеяны, испытывают чувство нетерпения и неудовлетворенности и желание избежать условий, обеспечивающих невозможность активных действий.

См. также

Ссылки

Литература

Откуда приходит скука — и что с этим делать?

Фильм «Барышня-крестьянка»

Когда скучно, полезно вставать из постели, умываться и начинать смеяться!
скачать видео

Скука — тягостное эмоциональное состояние, вызываемое отсутствием дела или по причине утраты интереса ко всему, что происходит вокруг.

Скука — не врожденная эмоция, а чисто выученная эмоция: изначально детям присущ интерес ко всему. Зачем дети выучивают и осваивают скуку? Им это изначально интересно (новое выражение лица, новое ощущение), а самое главное — это иногда оказывается выгодным.

Рассказ: Собираемся мы семьей на пикник. Шура был всегда наивней. А дети, действительно, бывают разные, и то, что я рассказываю – это не про всех детей. Есть дети, которые скорее ловят то, что делают окружающие и честно, наивно повторяют. Шура был, скорее, наивным ребенком, и особо не выпендривался.

А Ванька был всегда творческой натурой. И всегда искал, выдумывал, находил, творил. В этом плане – личность еще та. Если мы собираемся идти куда-то, то мама просит Шурку что-то собрать, Шура шел и собирал. А Ваня делал немного усталое лицо и говорил: «Знаете, я думаю, что мне там будет неинтересно. Мне там скучно, я бы лучше дома остался, книжку почитал». Любая нормальная мама начинает говорить: «Ванечка, там будет интересно, там будет то-то, там будет так-то, мы тебе вот это купим, там будет хорошо». Он говорит: «Нет, все-таки как-то неинтересно, лучше книжку почитать». Я смотрю на этот спектакль – так интересно. Взрослые ведутся. Если ребенок видит, что взрослые ведутся, то ребенок освоит скучающий вид: «Знаете, взрослые, все-таки то, что вы предлагаете как-то не бодрит. Маловато предлагаете». Это классная игра, иногда ситуативная, иногда становится чертой личности. И этот человек живет несколько десятилетий со скучающим лицом «Что-то в этом мире смыслов недостаточно; этот поверхностный позитив без такой-то глубины – это не мое. Для моих возвышенных поисков должно быть что-то более серьезное. Мало даешь, Жизнь». А начинается в 3-4 года, и на ближайшие 40 лет или больше будет длиться.

Также правда, что скука у детей рождается тогда, когда умирает игра. Игра же умирает, когда ребенок становится пассивным

потребителем развлечений, подаваемых ему через организованный досуг и телевизор. У детей, потребляющих телевизор, не развивается самостоятельность, интересы, фантазия. Сплошь и рядом дети, предоставленные сами себе, маются от скуки.

Скука, как и любая другая эмоция, делается тремя составляющими: внутренним текстом, мимикой и телом, картинкой-ситуацией:

  • Мимикой и телом: скучным лицом (скучающими глазами), вялыми движениями, монотонной интонацией, усталыми плечами, повисшими кистями и шаркающими ногами,
  • Внутренний текст: обесцениванием ценностей («Все фигня!»)
  • Картинка-ситуация: перекрашиванием мир в серые тона, где ничто существенно не отличается от другого. Все — одно…

Для человека нормально развиваться или хотя бы пребывать в некоторой разумной нагрузке. Когда человек не получает должной нагрузки или когда с ней не справляется, он делает себе скуку. Состояние скуки возникает, в том числе, и при отсутствии цели. Когда человек скучает о ком-то или о чем-то — это еще не так страшно. Но когда приходит скука от бесцельной жизни — это серьезный сигнал.

Как совладать со скукой? Снятие скуки достигается двумя путями: деструктивным и конструктивным. Деструктивный путь — это притупление мозга и разума (всякого рода «балдеж»: тяжелый рок, алкоголь, наркотики и т.д.)

Как честно сказал один подросток: «Если мне скучно, врубаю музыку. Если очень скучно — сижу в инете. Если совсем скучно — сплю».

Конструктивный путь — повышение активности. Если график жизни очень плотный, то скучать некогда. Распиши свой график максимально плотно и следуй ему. Поставь себе цель. Творчество — приветствуется!

Клуб distant-nik Сентябрь 2020

Значение слова «скука» в 4 словарях

 Скука

 ♦ Ennui

«Время есть то, что проходит, когда ничего не происходит». Не знаю, кто автор этой формулировки, но он дал совершенно точное определение скуки. Скука – трата времени, бессмысленным образом сведенного к самому себе, так, будто время существует помимо всего, что длится и изменяется. Мы испытываем скуку, когда время кажется нам пустым: из-за того, что ничего не происходит, из-за того, что нам нечем заняться, из-за того, что мы не сумели заинтересоваться происходящим. Часто скука связана с ожиданием будущего, которое все никак не наступает или наступает медленнее, чем нам хотелось бы, одним словом, скука мешает нам воспринимать настоящее как нечто желанное: мы скучаем в отсутствие счастья, отделенные от него ожиданием и лишенные возможности предпринять какие-либо действия с целью ускорить его приход. Довольно часто также человек испытывает чувство скуки, когда он уже вообще ничего не ждет, когда нет ничего, что отделяло бы его от счастья, однако счастливым он себя не ощущает. Именно так понимал скуку Шопенгауэр. По его мнению, это отсутствие счастья взамен его ожидаемого присутствия. Избавлением от скуки служит страдание, так же как избавлением от страдания может стать лишь скука.

Желать, всеми силами стремиться к чему-то, испытывать неутолимую жажду – вот сущность жизни. «Основа же всякого желания – это потребность, нужда, то есть страдание, так что человек подвластен ему уже изначально и по самой своей природе. Если же у человека не оказывается объектов желания, потому что слишком легкое удовлетворение тотчас же отнимает их у него, то его одолевает страшная пустота и скука, то есть его существо и сама жизнь становятся для него невыносимым бременем. Таким образом, его жизнь качается, подобно маятнику, взад и вперед между страданием и скукой, на которые распадается в своих последних элементах вся жизнь. Это нашло себе замечательное выражение в том, что, когда человек отнес все страдания и муки в ад, для неба не осталось ничего, кроме скуки» («Мир как воля и представление», книга IV).

Впрочем, скука несет и полезную функцию – она помогает избавиться от иллюзий. Если бы человек никогда не испытывал скуки, что понял бы он о себе и своей жизни? Вспомним слова Паскаля:

«Скука…

Нет ничего на свете, что казалось бы человеку столь же непереносимым, как это состояние полного покоя, вне страстей, без дела, без развлечения, без приложения своих сил.

Оно дает ему почувствовать собственное ничто, свою заброшенность, свою слабость, свою зависимость, свое бессилие, пустоту своей жизни.

И он немедленно постарается изгнать из закоулков своей души скуку, мрак, печаль, огорчения, досаду и отчаяние».

Испытать скуку значит коснуться дна – или удостовериться, что никакого дна нет. Неплохая возможность наконец заняться чем-нибудь еще, кроме себя.

Определение скуки от Merriam-Webster

Чтобы сохранить это слово, вам необходимо войти в систему.

отверстие · дом | \ ˈBȯr-dəm \

: состояние усталости и беспокойства из-за отсутствия интереса скука долгой автомобильной поездки

Примеры скуки в предложении

В дни, когда мало покупателей приходило в магазин, Боб чувствовал себя подавленным скукой . скука из долгого автомобильного путешествия

Последние примеры в Интернете Этот универсальный планшет вопиет об эффективности, позволяя пользователям плавно переходить от задач, ориентированных на работу (например, создание презентации или работа в электронных таблицах), к скуке — разорение деятельности (думаю, четкие, подобные телевизору разгула Netflix). — Джейсон Киприани, CNN Underscored , «Лучшие таблетки 2020 года», 9 июля 2020 года. Брать жизнь, терять друзей, делиться страхом и радостью, страдать от жары и скуки , пропадает семья и праздники.- Шона Спрингер, CNN , «Ветеринары и фейерверки: это сложные отношения», 4 июля 2020 г. Почему бы не объединить неизбежную детскую скуку , сопровождающую пребывание дома и социальные дистанции, с забавным проектом, который также защитит их? — Джен Джуно, PEOPLE.com , «Делая маски забавными! Советы для того, чтобы дети обняли лица в условиях пандемии коронавируса», 10 июля 2020 г. Эффект экономических колебаний розничных продаж Чтобы сформулировать свою стратегию выживания при пандемии, Стивен Тангер, 71-летний исполнительный директор Tanger Factory Outlet Centers сосредоточился на необычном наборе показателей: , скука, и беспокойство.- Сэм Уокер, WSJ , «Генеральный директор Tanger Outlets считает, что покупки в Интернете переоценены. Теперь он делает ставку на это», 9 июля 2020 года. Созданные музыкальными продюсерами Swizz Beatz и Timbaland, битвы Verzuz стали основой культурного производства в карантине. — немного дружеского соревнования, чтобы предотвратить скуку . — Ханна Гиоргис, The Atlantic , «Почему чернокожие женщины не имеют значения для хип-хопа?», 2 июля 2020 г. По мнению эксперта по снижению веса из Медицинского колледжа Бейлора, стресс и больше времени на дому могут привести к эмоциональному ели и перекусывали весь день от скуки .- Медицинский колледж Бэйлора, , Хьюстонская хроника , «Доктор медицинских наук Бэйлорского университета дает советы о том, как отработать« Карантин 15 »», 2 июля 2020 года. необходимость, , скука, , беспокойство или все три. — Кэтрин Данн, Fortune , «Признания гурмана, запертые в Лондоне», 28 июня 2020 г. Возможно, скука является ее отцом, а в мире языка и чеканки монет — инкубатором социальных сетей.- The Economist , «Джонсон Правила коронаспика», 27 июня 2020 года

Эти примеры предложений выбираются автоматически из различных источников новостей в Интернете, чтобы отразить текущее использование слова «скука». Взгляды, выраженные в примерах, не отражают мнение Merriam-Webster или его редакторов. Отправьте нам отзыв.

См. Больше

Первое известное использование скуки

1853 в значении, определенном выше

Подробнее о скуке

Цитировать эту запись

«Скука. Merriam-Webster.com Dictionary , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/boredom. Получено 29 июля 2020 года.

MLA Chicago APA Merriam-Webster

Больше определений для скуки

отверстия · дом | \ ˈBȯr-dəm \

Дети Определение скуки

: состояние скуки

Комментарии к скуки

Что заставило вас искать скуку ? Пожалуйста, сообщите нам, где вы читали или слышали это (включая цитату, если это возможно).

определение скуки по Свободный словарь

Такая скука, моя дорогая, что никто не знает, что делать с самим собой. Его офицеры повлияли на превосходство над остальными, но скука их душ появилась в их манере унылого подчинения причудам своего командира. Если бы, схваченный невыносимой скукой, он решил стать художником, чтобы просто порвать с утомительными связями, это было бы понятно и банально, но я обычно чувствовал, что это не так.Результатом различных видов скуки, которую я претерпел, является убеждение. Для него не было романтики в его великолепной карьере, никаких поступков смелости, никаких острых ощущений — ничего, кроме серой одинаковости и бесконечной скуки. Никто никогда не станет настоящим парижанином, который не научился носить маску веселья над своими горестями и печалью, скукой или равнодушием из-за своей внутренней радости. Мертвые языки преподавались с такой тщательностью, что старик редко думал о Гомере или Вирджиле после жизни, не беспокоясь о скука; и хотя в общей комнате за обедом один или два более смелых духа предположили, что математика приобретает все большее значение, общее ощущение состояло в том, что они были менее благородным занятием, чем классика.Принц Эндрю внимательно наблюдал за лицом главнокомандующего, и единственное выражение, которое он мог видеть, было скука, любопытство относительно значения женского шепота за дверью и желание соблюдать приличия. И теперь, бледный и холодный, человек, который схватил его пальцы тогда и держал их как тиски, казалось, не нашел ничего, кроме легкой скуки на этой неожиданной встрече. Я уверен, что все его мускулистое лицо должно было страдать от ужасной физической скуки; но он не пытался очаровать это разговором.Такой трюк с обезьяной выглядит как простое безумие, но я полагаю, что он был безумен, отчасти из-за скуки, наблюдая за тем, что он считал мошенничеством, хотя он не мог этого доказать. Мое личное убеждение в том, что она не может смириться со скукой , Во всяком случае, так думают Августа и мои невестки. ,

скука — Викисловарь

Английский [править]

Этимология [править]

С родила + -дом .

Произношение [редактировать]

Существительное [править]

скука ( обычно неисчислимо , множественное число скука )

  1. (бесчисленное количество) Состояние скучно.
    • 1852 , Чарльз Диккенс, Холодный дом , глава XII
      […] только в минувшее воскресенье, моя Леди, в опустошении Скука и в тисках Гигантского Отчаяния, почти ненавидела свою собственную служанку за то, что она была в духе.
  2. (исчисляемый) Экземпляр или период скуки; Скучное состояние.
    • 1995 , Мартин Хайдеггер, Уильям Макнил, Николас Уолкер (переводчики), Основные понятия метафизики: мир, конечность, одиночество , стр. 107,
      Если мы стремимся к более оригинальной концепции скуки, мы должны также соответственно попытаться предусмотреть более оригинальную форму от скуки, таким образом, предположительно, скуку , в которой мы становимся более скуки , чем в ситуации, которую мы характеризовали ,
    • 1999 , Майкл Л. Рапоса, Скука и религиозное воображение [1] , стр. 58:

      И все же эта ранняя характеристика была своего рода скукой, которую можно представить как напоминающую ацедию; то есть скука , за которую я могу нести ответственность, либо в ее происхождении, либо в его постоянстве.

    • Смотрите больше цитат на скуку.
Синонимы [править]
  • (скучно): ennui
Связанные термины [править]
Переводы [править]

состояние скучно

  • Албанский: добавьте этот перевод, если можете
  • Арабский: مَلَلّ м (Malall)
    арабский хиджази: м (ṭafaš), м (zahag), м (малал)
  • Армянский: ձանձրույթ (hy) (janjruytʿ)
  • Баскский: добавьте этот перевод, если можете
  • Болгарский: ску́ка (bg) f (skúka)
  • каталонский: avorriment (около) м
  • китаец:
    Мандарин: 無聊 (ч), 无聊 (ч) (wúliáo), 乏味 (ч) (fáwèi), 無趣 (ч), 无趣 (ч) (wúqù)
  • Чехия: нуда (сс) f
  • датский: кедсомхед (да) c
  • Голландский: verveling (nl) f
  • эсперанто: enuo
  • финский: tylsyys (fi), ikävystyminen
  • Французский: ennui (fr) m
  • галисийский: aburrimento (gl) м
  • Грузинский: მოწყენილობა (moc̣q̇eniloba)
  • Немецкий: Langeweile (de) f
  • Греческий: πλήξη (el) f (plixi), βαρεμάρα (el) f (varemára), ανία (el) f (ania)
    Древние: 9νία f (anía)
  • Иврит: שִׁעְמוּם (он) м (шиамам)
  • хинди: 01 f (борият)
  • Венгерский: Уном (ху)
  • Итальянский: noia (it) f , tedio (it) m
  • Японский: 屈 屈 (ja) (た い く つ, тайкуцу)
  • Кхмерский: អផ្សុក (км) (апсок)
  • корейский: 갑갑증 (gapgapjeung), 지루함 (jiruham)
  • курдский:
    Сорани: بێزاری (ку) (безари)
  • латынь: таэдиум n
  • латышский: garlaicība f , garlaiks m
  • малайский: бозан
  • маори: такео
  • Монгольский: добавьте этот перевод, если можете
  • норвежский:
    Bokmål: kjedsomhet m или f
    нюнорск: keisemd f
  • Польский: нуда (pl) f
  • Португальский: aborrecimento (pt) m , tédio (pt) m , enfado (pt) m , fastio (pt) m
  • румынский: plictiseală (ro) f
  • Русский: ску́ка (ru) f (skúka)
  • сербохорватский: dȍsada (sh) f
  • Словенский: dolgčas m
  • Испанский: aburrimiento (s) м , tedio (es) м
  • Шведский: Uttråkning c , tristess (sv) c
  • Тайский: ความ เบื่อ หน่าย (кваам беуа наай), ความ เบื่อ (й) (кваам беуа)
  • Турецкий: can sıkıntısı (tr), bunaltı (tr), usantı (tr), melal (tr) (архаичный), usanç (tr)
  • Украинский: нудьга f (нудха)
  • урду: بوریت f (борият)
  • вьетнамцев: нони (vi) buồn tẻ, нони (vi) buồn chán
Смотри также [править]

Анаграммы [править]

,
6 способов использовать экзистенциальную усталость в ваших интересах ⋆ LonerWolf

Большинство людей уже мертвы. Их умы постоянно заняты прошлыми мыслями и обидами, будущими заботами и планами. Мы идем о наших днях, полностью поглощенных любой мыслью, воспоминаниями или чувствами, которые отвлекают нас от полной дегустации жизни, какой она является сейчас. И большинству из нас не нравится бросать вызов и заставлять себя выходить за пределы наших душевных способностей: вместо этого мы делаем нашу жизнь максимально комфортной, ошеломленной и защищенной, как будто мы уже лежим в наших могилах.Мы окружены живыми мертвецами … мы живых мертвецов.

Мой партнер сказал эти слова несколько дней назад. Это была приятная ночь, и солнце только что село. Комары гудели вокруг нас, покалывая наши руки, пока мы размышляли над монотонностью человеческой деятельности перед нами.

«Это так живо, как вы когда-либо будете чувствовать», — внезапно сказал Сол , и я понял, что он был совершенно прав. Хотя смотреть, как машины едут взад-вперед, было не совсем гламурно или увлекательно, я понял, что так не должно быть.Вам не нужно ехать в какое-то необычное место, чтобы чувствовать себя живым. Вам не нужно уезжать в дорогой отпуск, чтобы чувствовать себя бодрым. Вам не нужно иметь идеальную работу или идеальную жизнь, чтобы попробовать опыт Бытия.

Но, как обычно, мы думаем, что внешние ситуации и исправления успокоят нашу хроническую скуку, нашу экзистенциальную тревогу. И поэтому мы гоняемся за следующей формой стимуляции — и следующей, и следующей — пока не закончим депрессией или какой-либо другой формой психического или физического заболевания.

Spiritual Awakening Book Advertisement image Spiritual Awakening Book Advertisement image

Если вы страдающий хронической скукой, который считает жизнь в основном невыносимой и утомительной вереницей предсказуемых событий, продолжайте читать.

6 способов «утилизировать» хроническую скуку

Вы можете не знать обо мне, но я очень страдаю от скуки. Я так хорошо понимаю людей, что общение — которое также следует предсказуемому образцу — мало интересует меня (хотя мне очень нравится общаться с другими на эмоциональном уровне).Мне также надоели рутины и привычки, народная драма надоела мне, праздники надоели, еда надоела, путешествие надоело, романтика надоела, и я даже утомляла себя время от времени.

Хроническая скука была неудобным маленьким компаньоном, которого я носил в течение долгого времени. Мне нравится изображать скуку как кусочек выплюнувшейся жвачки, который имеет неприятную привычку подкладывать себя под обувь моей жизни, делая все так чертовски раздражающим. Куда бы вы ни пошли, кажется, что вы всегда знаете об этом неуловимом присутствии, которое портит опыт с его бешеной липкостью.

Но, хотя хроническую скуку и невозможно расшевелить, мне удалось выйти из могилы живых мертвецов, чтобы учиться и расти на своем опыте. Я хочу поделиться с вами тем, что сработало для меня, в следующем порядке:

1. Используйте свою хроническую скуку в качестве будильника (вот как).

Всякий раз, когда вы чувствуете, что впадаете в состояние апатии и вялости, обратите внимание. Вы почти всегда обнаружите, что причиной вашей скуки является то, что принимает жизнь как должное. Чувствовать себя скучно — все равно что говорить «Да, да. Я был там, сделал это, видел это раньше. Ничего из этого не достаточно хорошо. Мне нужно больше, я хочу больше ». А вы? Вы действительно видели, делали или испытали каждый нюанс настоящего момента раньше? По моему опыту, скука — это идеальный звонок для пробуждения, потому что он напоминает нам о том, что мы возвращаемся в наше состояние живых мертвецов экзистенциальной монотонности. Когда нам скучно, наша душа напоминает нам, что мы слишком много живем в прошлом или будущем и не живем каждый день, как будто это наш последний.

Я считаю, что лучшее лекарство от хронической скуки — это принятие, но не пассивный вид. Примите ваше состояние несчастья и помните, что оно служит идеальным сигналом для пробуждения, но также уравновешивайте это с активным стремлением перепрограммировать ваше психическое беспокойство.

2. Пусть ваша хроническая скука раскроет вам то, чем вы недовольны в жизни.

Хроническая скука не только показывает, что вы не цените настоящее как таковое, но и скучаете, что указывает на более глубокую неудовлетворенность в вашей жизни (но не всегда).Возможно, вам нужно бросить тупиковую работу и найти что-то более подходящее для вас и вашей мечты? Возможно, у вас слишком много обязательств по сливу, и вам нужно «отрезать жир» от своей жизни? Возможно, вы не рискуете достаточно, или вы выбираете самый простой путь, когда вы выиграете от более сложного пути? Когда вы спрашиваете: «Почему я сейчас не испытываю радости в жизни?» и продолжайте до тех пор, пока на него не ответят, вы можете быть удивлены своим ответом.

Twin Flame Bundle Advertisement image Twin Flame Bundle Advertisement image

3.Является ли неблагодарность вашей заклятой?

Я часто нахожу, что моя скука возникает из-за забвения благодарности за то, что у меня есть. Когда ум привык постоянно находить удовлетворение в ориентированных на будущее мыслях или чувствах, жизнь в настоящий момент никогда не может чувствовать себя «достаточно хорошо». Не только это, но когда мы принимаем как должное то, что имеем, мы часто ожидаем, что оно будет даже лучше, чем то, на что оно способно, навязывая ему свои убеждения, желания и ожидания. Например, если вам сейчас скучно в ваших отношениях, задумывались ли вы когда-нибудь, что вы считаете своего партнера само собой разумеющимся? Конечно, есть много других причин чувствовать себя несчастным в отношениях, но одна общая причина — неблагодарность.Если бы у вас оставался только один час с вашим партнером, изменились бы ваши чувства к ним?

«Поздравление» похоже на безумца (друга / врага), потому что оно обманывает нас, заставляя поверить, что есть что-то постоянно «лучшее», чем то, что у нас есть, и в то же время причиняет нам большое несчастье.

Лучшее решение, которое я обнаружил для неблагодарности, — это на мгновение остановить все, что вы делаете, и смаковать свое окружение. Мне нравится находить как минимум 5 вещей, за которые я благодарен, e.грамм. «… Для свежего бриза», «… для того, насколько внимателен мой партнер / друг / коллега», «… для этого удобного кресла», «… для задач, которые помогают мне расти» и т. Д.

4. Ваши привычки могут задушить вас.

Люди быстро подружились с привычками, потому что они обеспечивают структуру, организацию и чувство безопасности. Но не все привычки сохраняются, и на самом деле многие из привычек, которые мы неукоснительно придерживаемся, в значительной степени способствуют нашему ощущению хронической скуки.Только на днях я понял: «ПОДОЖДИТЕ… У меня нет , только упражнений во второй половине дня? Я действительно могу заниматься спортом по утрам ?! » Это звучит смешно, но это на самом деле взорвало мой разум, потому что я был настолько укоренился в образе жизни, что все другие варианты стали несуществующими.

Подумайте, какие привычки могут отягощать вас или что рутины могут сделать со спонтанным изменением прямо сейчас.


The Spiritual Awakening Process cover The Spiritual Awakening Process cover

Процесс духовного пробуждения Откройте для себя глубокое понимание и практики, которые помогут вам получить доступ к глубоким уровням любви и свободы.Исследуйте поиск души, теневую работу и многое другое. Начните свое путешествие по духовному пробуждению сейчас!
Download Button Download Button

5. Ткните себя палкой проактивности.

Быть комфортным в жизни имеет свою светлую и темную сторону. С одной стороны, удобство может быть действительно приятным и освежающим, а с другой — порождать лень, апатию и пустоту. Если вы хотите получить максимальную отдачу от жизни, вам нужно подтянуть себя клюшкой проактивности. Под этим я подразумеваю, что вам нужно быть бдительными и провоцировать себя на действия, когда вы чувствуете, что впадаете в скуку.Да, поначалу это может быть неудобно и даже раздражает, но это единственный способ разорвать цикл утомления.

Как вы можете это сделать? Сделайте это, думая об одной вещи, на которую вы можете «ткнуть» в своей жизни. Это может быть обучение тому, как сделать свой собственный шампунь своими руками, или просмотр фильма жанра, который вы никогда не захотите смотреть, или научиться кататься на байдарках, или стряхнуть пыль со своей старой забытой рукописи книги, или даже научиться быть туристом в твоя собственная страна Есть много способов заставить себя снова заработать.

6. Узнайте, как наслаждаться маленькими мимолетными моментами в жизни (вот как).

Обучение тому, как наслаждаться маленькими мимолетными моментами в своей жизни, — это, прежде всего, развитие способности присутствовать. Отстраниться от своей непрекращающейся психической болтовни может быть очень трудно, но, как только вы постепенно научитесь чисто переживать каждый настоящий момент, вы также научитесь ценить маленькие радости в жизни. Сосредоточенное дыхание, одиночество, медитация на самоанализ и осознанность — все это эффективные способы научиться быть самоосознающим и настоящим.Как только вы сосредоточитесь на этом, вы начнете наслаждаться даже самыми тонкими жизненными переживаниями, такими как нежное отражение листьев на ветру, муравьи, ползающие по полу, отдаленное движение на заднем плане и тишина ночи.

Заключительные мысли

Хроническая скука — это опыт, который почти каждый переживает в жизни в тот или иной момент. Да, вы можете быть очень умным, и да, вы, возможно, многое пережили, но полный спектр жизни не может быть ограничен вашей укоренившейся точкой зрения, обусловленными убеждениями или узким кругом переживаний.Чтобы начать учиться на уроках скуки, требуется смирение, а также смелость ошибаться перед лицом ваших скрытых суждений и неправильных представлений о жизни.

Вы страдаете хронической скукой? Каков ваш опыт и какие советы вы можете дать другим людям, имеющим дело с той же проблемой?

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *