Сенсорная алалия прогноз: Алалия у детей. Симптомы алалии, коррекция и лечение

Алалия у детей. Симптомы алалии, коррекция и лечение

Алалия у детей – это системное заболевание, характеризующееся глубокими нарушениями функции речи, недостаточной степенью ее развития или полным отсутствием.

Алалия у детей – это системное заболевание, характеризующееся глубокими нарушениями функции речи, недостаточной степенью ее развития или полным отсутствием. При этом слух у больного не нарушен, снижение интеллектуального уровня изначально не наблюдается и может иметь вторичный характер.

Алалия должна быть дифференцирована от афазии. При афазии ребенок утрачивает речевую функцию, но ранее речь присутствовала. При алалии экспрессивная или импрессивная речь отсутствует или значительно ограничена изначально. Такое нарушение выявляется примерно у каждого сотого ребенка до 6-7 лет, у старших детей диагностируется крайне редко. Причем патология у мальчиков выявляется в два раза чаще, чем у девочек.

Алалия у детей

– классификация заболевания:

  • Сенсорная алалия – эта форма патологии характеризуется тем, что физический слух у больного есть, но вследствие поражения определенного отдела мозга, речь людей для ребенка не понятна.
  • Моторная алалия – данный вид патологии характеризуется отсутствием развития собственной речевой функции. Но речь других людей ребенку понятна.
  • Сенсомоторная алалия – смешанная форма патологии с  преобладанием первого или второго вида нарушений.

Алалия у детей диагностируется с привлечением широкого круга специалистов. Это, в частности, невролог, отоларинголог, логопед и психолог. Все врачи должны специализироваться на особенности детских заболеваниях. В процессе диагностики патология дифференцируется с тугоухостью, аутизмом и некоторыми другими нарушениями. Для этого применяют такие методы:

Ранняя диагностика патологии – это залог успешности лечения, точнее, коррекции заболевания. Если выявить нарушение в 3 или 4 года, врачи дают благоприятный прогноз.

Причины и симптомы алалии у детей

Причины возникновения заболевания кроются в особенностях внутриутробного или раннего (до трех лет) развития ребенка:

  • Гипоксия плода или асфиксия новорожденного.
  • Внутриутробное инфицирование плода, приведшее к органическим повреждениям головного мозга.
  • Травматизация будущей матери (падения, удары по животу).
  • Тяжелые заболевания беременной хронического характера.
  • Любые патологии родоразрешения, в том числе внутричерепная травма ребенка.
  • В первые годы жизни ребенок перенес тяжелые и/или продолжительные болезни, оперативное вмешательство с общим наркозом.

Неблагоприятная обстановка в семье, неудовлетворительные социальные условия усугубляют вред, нанесенный основными этиологическими факторами.

Алалия симптомы:

  • Моторная алалия – нарушения координации движений и моторики, памяти, гиперактивность или заторможенность, быстрая утомляемость. Речь практически не развивается или развивается с большой задержкой, медленно, с нарушениями, словарный запас ограничен, ребенок использует короткие предложения. По причине речевой дисфункции постепенно начинает страдать интеллектуальное развитие.
  • Сенсорная алалия – ребенок не говорит, но очень старается, воспроизводит звуки и звукосочетания, которые не имеют смысла. С целью общения ребенок активно использует мимику, жесты. Нарушение процессов развития речи становится причиной отклонений в поведении, отставания в интеллектуальном развитии, могут начаться психические отклонения.

Данные статистика свидетельствуют о том, что

алалия моторная или сенсорная в чистом виде встречается не часто. Диагностируется преимущественно сенсомоторная форма патологии.

Коррекция и лечение детей с алалией в Хабаровске

Если у ребенка диагностирована алалия лечение должно быть комплексным. То есть включать методы психолого-медико-педагогической направленности. Применяются такие способы терапии:

  • Лечение с применением препаратов, которые стимулируют процессы развития мозговых структур.
  • Логопедические упражнения и массаж, направленные на развитие речи, нормализации тонуса мышц, участвующих в звукопроизношении. Упражнения должны проводиться курсами, систематически.
  • Микротоковая рефлексотерапия – для активизации речевых областей коры мозга.
  • Лечебная физкультура, методы физиотерапии (лазеро- и магнитотерапия, электрофорез, лечение водой).
  • Стимуляция улучшения координации, развития мелкой моторики.
  • Раннее обучение детей грамоте и письму.

В центре Неокортекс применяются самые эффективные передовые методики коррекции алалии у детей. У нас есть современное оборудование, с нами сотрудничают ведущие психологи, педагоги, врачи, реабилитологи. Применяются тщательно разработанные программы лечения.



Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики | Бобылова

1. Айкарди Ж., Бакс М., Гиллберг К. Заболевания нервной системы у детей. Пер. с англ. Под ред. А.А. Скоромца. М.: Издательство Панфилова, БИНОМ, 2013. 1036 с. [Aicardi J., Bax M., Gillberg C. Diseases of the nervous system in childhood. Transl. from Engl. by A.A. Skoromets. Moscow: Panfilov’s Publishing Center, BINOM, 2013. 1036 p. (In Russ.)].

2. Горбачевская Н.Л., Якупова Л.П. Особенности формирования ЭЭГ у детей с психической патологией. В кн.: Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999. C. 160–189. [Gorbachevskaya N.L., Yakupova L.P. Specific features of EEG in children with mental disorders. In: Autism in childhood. Moscow: Meditsina, 1999. Pp. 160–189. (In Russ.)].

3. Гузева В.И. Руководство по детской неврологии. 3-е изд. М.: Мед. информ. агентство, 2009. 640 с. [Guzeva V.I. Pediatric neurology: guidelines. 3rd edn. Moscow: Medical Information Agency, 2009. 640 p. (In Russ.)].

4. Заваденко Н.Н., Козлова Е.В., Щедеркина И.О. Дисфазия развития: исходы к школьному возрасту по данным ретроспективного исследования. Вопросы практической педиатрии 2013;8(6):56–9. [Zavadenko N.N., Kozlova E.V., Schederkina I.O. Developmental dysphasia: outcomes by the school age according to the results of a retrospective study. Voprosy prakticheskoy pediatrii = Clinical Practice in Pediatrics 2013;8(6):56–9. (In Russ.)].

5. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006. 380 с. [Kornev A.N. Speech disorders in children: clinical and psychological aspects. Saint Petersburg: Rech, 2006. 380 p. (In Russ.)].

6. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Под ред. Л.С. Волковой. 5-е изд. М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2009. 703 с. [Speech therapy: a course book for students of defectological faculties of pedagogical institutions. Ed. by L.S. Volkova. 5th edn. Moscow: Humanitarian publishing center “VLADOS”, 2009. 703 p. (In Russ.)].

7. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии. Дефектология 1981;6:13. [Mastyukova E.M. Ontogenetic approach to the defect structure in motor alalia. Defektologiya = Defectology 1981;6:13. (In Russ.)].

8. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. СПб.: Аддис, 1994. 300 с. [ICD-10. Classification of mental and behavioural disorders. Diagnostic criteria. Saint Petersburg: Addis, 1994. 300 p. (In Russ.)].

9. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие. СПб.: Питер, 2012. С. 115–127. [Mikadze Yu.V. Pediatric neuropsychology: a tutorial. Saint Petersburg: Piter, 2012. Pp. 115–127. (In Russ.)].

10. Немкова С.А., Намазова-Баранова Л.С., Маслова О.И. и др. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учебно-методическое пособие. М.: Педиатръ, 2012. 62 с. [Nemkova S.A., Namazova-Baranova L.S., Maslova O.I. et al. Infantile cerebral palsy: diagnosis and correction of cognitive disorders: a tutorial. Moscow: Pediatr, 2012. 62 p. (In Russ.)].

11. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 173 с. [Pyatnitsa T.V. Speech therapy: tables, charts, figures. Rostov-on-Don: Feniks, 2013. 173 p. (In Russ.)].

12. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: монография. М., 2000. 314 с. [Filicheva T.B. Speech development in preschoolers: a monograph. Moscow, 2000. 314 p. (In Russ.)].

Что такое алалия, или Не стоит сразу паниковать

Далеко не все дети сразу начинают говорить чисто. Кто-то картавит, кто-то не выговаривает какие-то звуки, поэтому родители ведут детей к логопеду, который может поставить диагноз алалия. Наш блогер, логопед, дефектолог и психолог Екатерина Балдина рассказала, что это, по каким признакам её можно определить и как скомпенсировать.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Обычно примерно к трём годам родителей начинает беспокоить то, что ребёнок совсем не говорит или говорит «на своём языке», не понимает речь, не общается с другими детьми.

Итак, вы пришли на плановый осмотр к логопеду, а вышли из кабинета с заключением «алалия». Что делать дальше? Как помочь ребёнку? Можно ли идти в обычный детский сад? На эти и другие вопросы постараюсь ответить далее.

Если к нарушению речи возможно применить слово «популярное», то алалию можно назвать именно такой. Сегодня о ней много пишут в интернете, о ней спорят учёные и практики, её часто ставят детям абсолютно необоснованно (так называемая гипердиагностика алалии). Всё это порождает много неточной и откровенно ложной информации, дезориентирует родителей.

Что такое алалия?

Алалия — это полное отсутствие или недоразвитие речи, которое возникает вследствие органического поражения различных областей коры головного мозга.

Среди причин алалии выделяются как биологические, так и социально-психологические факторы:

  • различные осложнения во время беременности, родов и периода новорожденности;
  • курение, алкоголизм, экологическое воздействие;
  • психологическая и речевая обстановка в семье.

Диагностика алалии

Алалия является сложным речевым нарушением, которое невозможно выявить в рамках одной консультации логопеда. Прежде чем прийти к такому заключению, специалист должен провести тщательное обследование с целью исключить у ребёнка:

  • нарушения слуха;
  • интеллектуальные нарушения;
  • расстройства аутистического спектра;
  • временную задержку речевого развития.

Все эти нарушения могут иметь сходную с алалией клиническую картину. Также для диагностики может понадобиться дополнительная консультация психоневролога, лора, дефектолога и других специалистов.

Коррекция алалии

Если алалия всё же подтвердилась, нужно настроиться на серьёзную работу. Ни в коем случае не нужно ждать, пока ребёнок «перерастёт» и всё само пройдёт. В случае алалии такое бездействие может привести к вторичным психическим, интеллектуальным и эмоциональным проблемам, невозможности обучения ребёнка в школе и социальной дезадаптации.

Без специальной коррекционной помощи ребёнок не справится, поэтому вашим лучшим другом на ближайшие несколько лет должен стать логопед. В зависимости от тяжести речевого нарушения, возможно, понадобятся неврологическое лечение, помощь дефектолога и детского психолога, но именно логопед является ведущим специалистом в коррекции алалии.

В случае особенно тяжёлых речевых нарушений (тотальное непонимание речи, отсутствие речи) бывает необходимо начинать коррекционную работу в условиях стационара, в интенсивной форме.

Чаще всего дети-алалики нуждаются в обучении в специализированных логопедических дошкольных группах, где программа работы предусматривает ежедневные занятия с логопедом. Ещё раз напомню, что алалия является серьёзным речевым нарушением, требующим интенсивной коррекции. Родителям необходимо также активно участвовать в работе, ответственно выполняя домашние задания и все рекомендации логопеда.

Если по каким-то причинам возможности попасть в коррекционную группу у ребёнка нет, то нужно организовать систематические занятия с логопедом дома, в детском саду, поликлинике, развивающем центре и так далее. В этом случае занятия должны проходить минимум три раза в неделю, и степень вовлеченности родителей должна быть стопроцентной.

Чем ещё родители могут помочь ребёнку?

Часто дети осознают свой речевой дефект, могут стесняться и избегать общения, проявлять негативизм, капризничать, отказываться от занятий. Здесь крайне важно проявить чуткость. Старайтесь не раздражаться на ребёнка, не передразнивать его речь, не обсуждать его в его же присутствии. В то же время не нужно поощрять капризы, поддаваться на манипуляции. Необходимо поймать правильный баланс между принятием ребёнка и твёрдым желанием помочь ему. Ваша уверенность и родительская любовь подарит ребёнку настоящую опору в жизни и даст ресурс для преодоления своей проблемы.

Также у детей с алалией часто наблюдаются нарушения не только речевого, но и моторного развития. Они бывают неловкими, медлительными. Им сложно удержать равновесие, попрыгать на одной ноге, поймать и кинуть мяч, раскачаться на качелях и так далее.

Таким детям необходима умеренная физическая нагрузка, равномерно развивающая всё тело. Идеальным видом спорта будет плавание, ушу, айкидо, гимнастика с элементами растяжек. Полезным летним занятием будет катание на велосипеде (не на самокате, так как там преимущественно задействована одна нога), зимой — лыжные прогулки на свежем воздухе.

А вот контактные, командные, слишком динамичные виды спорта (футбол, волейбол, хоккей и так далее) таким детям не подойдут. Во-первых, все движения в них резкие, неравномерные, рывковые, во-вторых, нужно уметь чётко воспринимать и удерживать речевую инструкцию тренера, что будет затруднительно для ребёнка с алалией.

Занимайтесь дома развитием мелкой моторики — режьте, клейте, лепите. Очень полезно петь с ребёнком ритмичные песни

Говорите простыми, понятными фразами, используйте речевые интонации, подкрепляйте речь мимикой и жестами. Комментируйте происходящее, но только относительно ситуации (если видите кошку — скажите «Это кошка, она пушистая» и так далее).

Прогноз при алалии

Прогнозы разные. Всё зависит от степени выраженности нарушения, индивидуальных особенностей ребёнка, психологической и социально-бытовой обстановки. Тем не менее, многолетняя практика показывает, что при своевременной и грамотной помощи речевое нарушение можно значительно скомпенсировать, и во многих случаях ребёнок может выйти в речевую норму и жить полноценной жизнью.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (fizkes)

Сенсорная алалия

Нарушение развития речи, возникающее из-за расстройства восприятия звуков на фоне сохранного физического слуха. Чаще всего патология сопровождается дизартрией, ринолалией, дислалией и аутизмом. Симптомами недуга являются: непонимание речи, неспособность различать звуки, неконтролируемое автоматическое повторение слов, речевое возбуждение, использование простых словоформ. Как правило, ребенок ведет себя импульсивно, быстро переключат внимание и не желает контактировать с окружающими. Для установления и подтверждения диагноза, доктор анализирует клинические признаки, собирает анамнез, проводит неврологический осмотр и направляет пациента на дополнительные обследования. В рамках диагностики могут выполнять эхоэнцефалографию, электроэнцефалографию, рентгенографию, магнитно-резонансную томографию, анализ акустических вызванных потенциалов, компьютерную аудиометрию, тимпанометрию, отоакустическую эмиссию. При своевременной и систематической терапии прогноз благоприятный.

Причины сенсорной алалии

Заболевание возникает поле органического поражения мозга, в зонах, отвечающих за восприятие звуков речи. Недуг может развиваться на фоне гипоксии плода, гипотрофии, внутриутробных инфекций (краснухи, хламидиоза, герпеса, цитомегалии), резус-конфликта, черепно-мозговых травм младенца, преждевременного отхождения амниотической жидкости, затяжных родов и обвития плода. Вероятность недуга повышается, если женщина в период гестации употребляет алкогольные напитки, наркотические вещества или курит. Кроме того, патология может возникнуть в раннем постнатальном периоде при травмах и неоплазиях мозга, менингоэнцефалите, инфекционном нейротоксикозе, тяжелых отравлениях.

Симптомы сенсорной алалии

Ребенок не понимает обращенную речь. Наблюдается различная выраженность речеслуховой недостаточности. При тяжелом течении недуга, пациент вовсе не различает звуки и не реагирует на собственное имя. Если больной страдает легкой формой недуга, он понимает некоторых обиходные слова и ситуативную речь. Заболевание проявляется повышенной речевой активностью, логореей, неконтролируемым автоматическим повторением слов. Речь ребенка включает лепетные звукосочетания, слова-корни и междометия. Эхолалия характеризуется невольными, бессознательными отраженными повторами отдельных слов. Малыш не способен формировать соотношения между предметами, явлениями, действиями и словами, которые их обозначают. Пациент неправильно ставит ударения, пропускает и заменяет звуки, создает контаминации. Клиническая картина дополняется снижением собственного речевого контроля, неточным формированием самостоятельных высказываний, грамматическими и семантическими ошибками. Нарушения слуховых и интеллектуальных функций не характерно. Отмечаются трудности с включением, переключением и удержанием внимания. Малыш импульсивен, неуправляем и часто избегает контактов с окружающими людьми. В некоторых случаях возникает гиперакузия. Болезнь может осложняться дисграфией, дизорфографией, дислексией, вторичными личностными расстройствами, отклонениями поведения и умственной отсталостью.

Диагностика сенсорной алалии

В диагностике могут принимать участие специалисты педиатрического, неврологического, оториноларингического, логопедического и нейропсихологического профилей. Для установления и подтверждения диагноза, доктор анализирует клинические признаки, собирает анамнез, проводит неврологический осмотр и направляет пациента на дополнительные обследования. Как правило, выполняют эхоэнцефалографию, электроэнцефалографию, рентгенографию, магнитно-резонансную томографию, анализ акустических вызванных потенциалов, компьютерную аудиометрию, тимпанометрию, отоакустическую эмиссию. Во время логопедического обследования, специалист определяет речевой статус и сформированность речи. Кроме того, нейропсихологи проверяют слуховой гнозис и слухоречевую память. Недуг отличают от аутизма, нейросенсорной тугоухости, афазии и сенсорной-акустической недостаточности.

Лечение сенсорной алалии

Патологию лечат ноотропами, нейропротекторами, нейропептидами и витаминами. Кроме того, больному назначают массаж, лечебную физкультуру, логопедическую и нейропсихологическую коррекцию. Длительность логопедической коррекции колеблется от двух до четырех лет.

Профилактика сенсорной алалии

Специфические методы профилактики не разработаны. В период гестации необходимо отказаться от пагубных привычек и избегать контактов с инфекционными больными. Акушеры-гинекологи должны правильно подбирать тактику родоразрешения, чтобы избежать родовых травм.

Сенсорная алалия: особенности развития — ЛогоПрог

При сенсорной алалии ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

Это происходит из-за повреждения коркового конца речеслухового анализатора (в клетках верхне-височной извилины — петля Гешля), где осуществляется первичный анализ речевых звуков. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком, отмечаются несформированность акустико-гностических процессов, понижение способности к восприятию речевых звуков.

Сенсорная алалия менее изучена, чем моторная. В некоторой степени это связано с тем, что количество детей с таким нарушением относительно невелико, а его распознавание и дифференциальная диагностика с другими нарушениями затруднены.

Нарушение понимания при сенсорной алалии существенно отличается от нарушения, вызванного снижением слуха. Наблюдения показывают, что обычно у слабослышащих бывает достаточно стабильный, устойчивый порог восприятия, ниже которого дифференциация звуковых сигналов становится невозможной. Сенсорное же нарушение отличается отсутствием четкого порога восприятия. У ребенка отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: сигналы одинаковой громкости то воспринимаются, то не воспринимаются. Это зависит от повышенной возбудимости или заторможенности ребенка, от его соматического и нервного состояния, от психической активности, особенностей окружающей среды, обстановки, способов подачи сигналов и ряда других факторов. Увеличение громкости обращенной речи улучшает понимание слабослышащих детей и приводит к обратному эффекту у детей ссенсорной алалией. Сверхсильные раздражители вызывают запредельное охранительное торможение в коре головного мозга и недоразвитые клетки впадают в состояние функциональной блокады, выключаются из деятельности. Более тихую, спокойную речь ребенок с сенсорной недостаточностью обычно воспринимает лучше.

В отличие от слабослышащих детей, дети с сенсорной алалией часто имеют гиперакузию — повышенную чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум, шуршание, скрип и т. д. Дети воспринимают такие звуки болезненно и дают на них своеобразную реакцию.

Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего, но повторения являются нестойкими. Подражание звукам при сенсорной алалии непостоянно и во многом зависит от ситуации. Пассивный словарь ребенка часто неустойчив и заметно отстает от активного. Часто ребенок называет предмет в любой ситуации, а узнает его название только избирательно в определенных условиях. Дети с сенсорной алалией продуцируют звуки с нормальной модуляцией и интонациями.

Степени недоразвития речеслухового анализатора, как и речедвигательного, бывают различными, отсюда и многообразие проявлений недостатков понимания. В более грубых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, безразличен к любым речевым и неречевым звуковым раздражителям. В других случаях ребенок понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развернутого высказывания. Иногда понимание изолированных слов затрудняет ребенка больше, чем понимание смысла фразы. Постепенно ребенок начинает прислушиваться к звукам, в том числе и речевым, но внимание его долгое время остается неустойчивым и истощаемым. Фонематическое восприятие развивается замедленно и надолго остается несформированным. Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. При изменении формы слов, их порядка, изменения темпа высказывания понимание исчезает.

Отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания, замедленность слухового восприятия.

Встречаются дети, которые понимают только то, то могут проговорить сами, и понимают только после такого проговаривания. Проговаривание в момент восприятия приводит к улучшению понимания, видимо, потому, что оно подкрепляется кинестезиями от собственного произнесения. Часто дети смотрят в лицо говорящего (зрительное подкрепление — чтение с лица).

На всех этапах развития ребенка с сенсорной алалией у него отмечаются колебания слухового внимания и восприятия: трудности включения и концентрирования внимания, его устойчивости и распределения, повышенная отвлекаемость, истощаемость, прерывистость внимания.

У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможной или грубо искажается собственная речь. В тяжелых случаях у безречевого ребенка, не понимающего речь, могут отмечаться двигательное беспокойство, выраженные трудности поведения. Дети пользуются для общения жестами, мимикой, правильно реагируют на изменение интонации, не понимая слов-обращений. Игру сопровождают модулированным лепетом. Постепенно ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, осмыслять некоторые из них, соотносить с определенными явлениями. Как реакция на речевое окружение у ребенка с сенсорной недостаточностью появляются обрывки слов, эмоциональные восклицания, прямо не связанные с ситуацией, но свидетельствующие о речевой активности. Затем в ходе развития постепенно появляется ситуационное, более устойчивое понимание и употребление отдельных слов и простых словосочетаний. Значение слов, проговариваемых ребенком неустойчиво.

При искажениях звуковой и слоговой структуры слов отмечаются многочисленные поиски, ребенок не уверен в своей речевой продукции и ищет адекватные кинестезии. Диффузное недифференцирование восприятия звуков приводит к недифференцированному проговариванию. Постепенно у ребенка вырабатывается осознание ошибок. Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов, отмечаются персеверации услышанного или произнесенного слова или словосочетания, эхолалии. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не закрепляется. В словах отмечаются многочисленные ошибки ударения, соскальзывания со звуков, многообразные звуковые замены, искажения структуры слов. В большинстве случаев искажения и замены не носят фиксированный характер.

При наличии собственной речи дети с сенсорной алалией говорят легко, плавно, без напряжения, не задумываясь о подборе слов, точном выражении мысли, построении предложений, не замечают допущенных ошибок. Речевая продукция детей остается вне их контроля, встречается неадекватность высказываемого. Отмечается фрагментарность речи, но это связано с малым объемом восприятия, с трудностями поиска правильного варианта высказывания.

Высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме, проговаривание характеризуется как бы приблизительностью, выявляется обилие парафазий (замен), пропусков звуков, частей слов, персевераций, контаминаций (часть одного слова соединяется с частью другого слова). В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствие контроля за своей речью. Грубо искаженная речь не может использоваться ребенком как средство общения.

Вне зависимости от степени нарушения понимания и собственной речи у ребенка с сенсорной алалией отмечаются нарушения личности: разнообразные трудности в поведении, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности такого ребенка.

Без целенаправленного обучения, если дотянуть до 5 лет без занятий — безнадежно учить говорить, если начать заниматься сразу, как только почувствовали что-то не то — может быть очень терпимый прогноз.

При коррекции этих и других нарушений речи
рекомендуем использовать программу «Автоматизация согласных»

Моторная алалия: коррекционная работа К оглавлению Сенсорная алалия: коррекционная работа

| Лечение алалии у детей в Москве

В основе возникновения моторной алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела мозга. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным.

 

Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.

 

Лечение моторной алалии у детей

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления.

Неврологическая симптоматика при моторной алалии у детей представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Рассматривая характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

Несмотря на то, что ребенку с моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи.

Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными).

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают повышенной восприимчивостью к различным звукам.

Коррекция моторной алалии | Детский центр «ЭСТЕР» САО

Поражение центра Брока, лобно-теменной области головного мозга, приводит к появлению моторной алалии. Недуг может иметь несколько причин, но одни самые распространённые – родовая травма или серьёзное заболевание, перенесённое в младенчестве.

Отличительные особенности

Моторную алалию можно отличить по ряду проявлений. 

  • С первых месяцев жизни таких малышей отличает повышенная раздражительность и капризность.
  • У ребёнка слабо развиты мышцы языка. Такая простая операция как облизывание губ даётся с трудом.
  • Навыки самообслуживания, связанные с мелкой моторикой, практически не развиты. Ребёнок не может завязать шнурки или застегнуть кофточку на пуговицах.
  • Ещё одна отличительная черта – расстройство координации. Дети не могут прыгать на одной ножке, не чувствуют музыкальный ритм, часто спотыкаются.

Теперь рассмотрим непосредственно речевые отклонения. Моторная алалия делится на несколько «ступеней».

  1. Речь малыша с алалией непонятна постороннему человеку. Понять смысл высказывания ребёнка можно только в контексте конкретной ситуации, с учётом его жестов и мимики. Дети с патологией этого уровня не могут вербально оформить свои чувства.
  2. У ребёнка проявляется способность выражаться в более понятной для близких форме. При этом они искажают звуки, меняют сложные слоги и звуки на более простые.
  3. Дети могут разговаривать фразами в 2-3 слова. Речь содержит лексические и грамматические ошибки. При этом ребёнок понимает, когда к нему обращаются и чего от него хотят взрослые. Способен выполнить задание, решение которого не требует навыков речи (например, в правильной последовательности разложить иллюстрации к сказке). НО! Изменение у знакомого слова приставки или окончания вызовет у ребёнка недоумение и непонимание, поскольку он воспринимает только лексический смысл слова.

Коррекция моторной алалии

Коррекция моторной алалии направлена, в первую очередь, на развитие механизмов, отвечающих за речь. При этом помимо специальных занятий, необходимо уделять значительно внимание обучению ребёнка, формированию у него знаний об окружающем мире в соответствии с возрастом. Терапия может включать приём медикаментов, а также занятия с учителем-дефектологом и педагогом-психологом (нейропсихологом). Логопедическая работа при моторной алалии особенно важна и включает в себя как постановку произношения звуков, так и специальный массаж.

Прогноз последствий моторной алалии и возможность избавления от диагноза зависит от того, в каком возрасте его поставили, от тяжести нарушения, лежащего в основе патологии, степени нарушения речи и проводимой коррекционно-медицинской реабилитационной работы.

Занятия для детей с моторной алалией в центре «ЭСТЕР»

Развивающий центр «ЭСТЕР» приглашает на коррекционные программы детей с моторной алалией. Наши специалисты составят индивидуальный план занятий, в зависимости от степени и формы нарушения.

Узнать подробности и записать ребёнка на занятия можно по телефону +7 (916) 549-99-23, руководитель направления «Особый ребёнок» Зверева Мария Геннадьевна.

Диагностика и неврологопедическая терапия ребенка с сенсомоторной алалией

Журнальная статья Открытый доступ

Вавжинов, Марта

Wawrzynów Marta. Диагностика и неврологопедическая терапия у ребенка с сенсомоторной алалией. Журнал образования, здоровья и спорта. 2018; 8 (01): 52-64. eISSN 2391-8306. DOI http://dx.doi.org/10.5281/zenodo.1145821

http: // ojs.ukw.edu.pl/index.php/johs/article/view/5205

https://pbn.nauka.gov.pl/sedno-webapp/works/846600

Журнал имеет 7 баллов параметрической оценки Министерства науки и высшего образования. Часть Б, позиция 1223 (26.01.2017).

1223 Журнал по образованию, здоровью и спорту eISSN 2391-8306 7

© Авторы 2018;

Эта статья опубликована в открытом доступе на сайте Licensee Open Journal Systems Университета Казимежа Вельки в Быдгоще, Польша.

Открытый доступ.Эта статья распространяется на условиях Некоммерческой лицензии Creative Commons Attribution, которая разрешает любое некоммерческое использование, распространение и воспроизведение на любом носителе,

при условии указания автора (авторов) и источника. Это статья с открытым доступом под лицензией Creative Commons Attribution Non-Commercial License

.

(http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/), что разрешает неограниченное, некоммерческое использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии правильного цитирования произведения.

Это статья с открытым доступом, лицензированная в соответствии с условиями Некоммерческой лицензии Creative Commons Attribution (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/), которая разрешает неограниченный, некоммерческий

использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии правильного цитирования произведения.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов относительно публикации данной статьи.

Поступила: 05.12.2017. Доработка: 15.12.2017. Принята в печать: 11.01.2018.

Диагностика и неврологопедическая терапия ребенка с сенсомоторной алалией

Marta Wawrzynów

Независимая лаборатория нейротоксикологии и диагностики окружающей среды, Вроцлавский медицинский университет, Grunwaldzka 2, 50-355 Wroclaw, Poland

Сводка

Введение: Сенсорно-моторный механизм алалия — это нарушение понимания речи, слов, выражающих мысли, слухового восприятия, сформированное на основе физического слуха, а также механизмов создания движений и создания их точности.Алалия — это дисфункция, которая обнаруживает источник затруднений в возрасте до 2 лет. Причиной обычно является повреждение структуры коры головного мозга, которое может иметь место во время жизни плода и в перинатальный период. Чаще всего сенсорно-моторную связь alalii путают с расстройствами аутистического спектра, которые на самом деле схожи.

Цель: Целью исследования было разработать и применить индивидуальную терапию неврологопедической

алалия ребенок с сенсорно-двигательной системой и ответ на вопрос, может ли такая терапия улучшить восприятие речи и способности ребенка.

Материал и методы: Метод исследования работы — индивидуальный пример. Диагноз был получен на основе интеллекта, наблюдения, показательных речевых тестов и неврологических исследований. Результат дополнен историей болезни ребенка.

Результатов: Терапия неврологопедическая принесла желаемые результаты. Достигнуты результаты в области ручной работы, моторики и координации глаз и рук. Улучшилась память и слухово-зрительное восприятие и увеличилось время внимания.Значительно расширен словарный запас. Развивается умение играть, желание последовать его примеру. Улучшение способности к самостоятельному питанию и улучшения функций органов орально-лицевой области. Пациент стал более чувствительным к раздражителям, более устойчивым, повысился тонус центральной мышцы.

Ключевые слова: сенсорно-моторная алалия, неврологопедическая диагностика, терапия

ПРАЙМ PubMed | [Впечатляющая (сенсорная) алалия]

Реферат

Расстройство рецептивной речи [F80.2 ICD = 10] — наиболее тяжелое языковое расстройство у детей: ребенок с нормальным интеллектом и слухом не начинает понимать чужую речь и, как следствие, говорить. Этиология неизвестна, прогноз неблагоприятный. Углубленное изучение синдрома необходимо для уточнения диагностических критериев и создания системы адекватной лечебно-педагогической помощи, а также в теоретическом аспекте. На основе данных онтологии, нейро- и психолингвистики проведен анализ симптоматики и течения синдрома (17 детей от 2 до 10 лет).Анализ выявляет два варианта течения синдрома; Уточнены поведенческие диагностические критерии и обоснованы основные направления педагогической работы, направленной на абилитацию. Также мы обсуждаем возможную природу повреждения головного мозга, что, на наш взгляд, может помочь в планировании медицинских исследований.

Ссылка

Александрова Н.Ш., Александрова О.А. «[Впечатляющая (чувственная) Алалия]». Журнал Неврологии и Психиатрии Имени С.С.Корсакова, т. 116, нет. 11, 2016, с.114-120.

Александрова Н.С., Александрова О.А. [Впечатляющая (сенсорная) алалия]. Ж Неврол Психиатр Им С С Корсакова . 2016; 116 (11): 114-120.

Александрова, Н.С., Александрова, О.А. (2016). [Впечатляющая (сенсорная) алалия]. Журнал Неврологии и Психиатрии Имени С.С. Корсакова , 116 (11), 114-120. https://doi.org/10.17116/jnevro201611611114-120

Александрова Н.С., Александрова О.А. [Впечатляющая (чувственная) Алалия]. Ж Неврол Психиатр Им С Корсакова. 2016; 116 (11): 114-120. PubMed PMID: 28091512.

TY — JOUR Т1 — [Впечатляющая (сенсорная) алалия]. АУ — Александрова Н Ш, АУ — Александрова О А, PY — 2017/1/17 / entrez PY — 2017/1/17 / pubmed PY — 2018/12/18 / medline СП — 114 EP — 120 JF — Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова JO — Ж Неврол Психиатр Им С. С. Корсакова ВЛ — 116 ИС — 11 N2 — Расстройство рецептивной речи [F80.2 ICD = 10] — наиболее тяжелое языковое расстройство у детей: ребенок с нормальным интеллектом и слухом не начинает понимать чужую речь и, как следствие, — говорить.Этиология неизвестна, прогноз неблагоприятный. Углубленное изучение синдрома необходимо для уточнения диагностических критериев и создания системы адекватной лечебно-педагогической помощи, а также в теоретическом аспекте. На основе данных онтологии, нейро- и психолингвистики проведен анализ симптоматики и течения синдрома (17 детей от 2 до 10 лет). Анализ выявляет два варианта течения синдрома; Уточнены поведенческие диагностические критерии и обоснованы основные направления педагогической работы, направленной на абилитацию.Также мы обсуждаем возможную природу повреждения головного мозга, что, на наш взгляд, может помочь в планировании медицинских исследований. SN — 1997-7298 UR — https://www.unboundmedicine.com/medline/citation/28091512/[impressive_(sensory)_alalia]. L2 — https://scite.ai/reports/28091512 БД — ПРЕМЬЕР DP — Unbound Medicine ER —

Афазия — Лечение — NHS

Рекомендуемым лечением афазии обычно является логопедия. Иногда афазия проходит сама по себе без лечения.

Это лечение проводит логопед (SLT). Если вы попали в больницу, там должна быть бригада логопедов.

Когда вы выписываете больницу, SLT должен быть доступен через бригаду реабилитации по месту жительства или, после инсульта, в бригаде ранней выписки.

Если вы не были госпитализированы или не проходили сеанс SLT во время пребывания там, вы можете попросить своего терапевта направить вас.

В некоторых районах вы можете напрямую связаться с местным отделением логопедии и языковой терапии.

Большинству людей с афазией требуется многочасовая речевая и языковая терапия, чтобы полностью восстановить свой потенциал.

Как речевая и языковая терапия может помочь

Для людей с афазией логопедия направлена ​​на:

  • помочь восстановить как можно больше речи и языка (уменьшить нарушения)
  • поможет вам общаться в меру ваших возможностей (повысить активность и участие)
  • найти альтернативные способы общения (использовать компенсирующие стратегии или вспомогательные средства)
  • предоставить пациентам и их родственникам информацию об афазии

Как будет проводиться терапия, будет зависеть от ваших обстоятельств.

Некоторым людям может быть рекомендован интенсивный курс речевой и языковой терапии. Это включает в себя несколько сеансов, проводимых за более короткий период времени.

Но логопедия может быть утомительной, а интенсивный курс лечения подойдет не всем.

Некоторым людям могут быть рекомендованы более короткие и менее интенсивные занятия.

Терапия может быть индивидуальной, групповой или с использованием таких технологий, как компьютерные программы или приложения.

Для многих людей с афазией, вызванной инсультом, наиболее быстрые изменения происходят в первые недели и месяцы после инсульта.

Но улучшения можно будет увидеть спустя много лет и даже десятилетий.

Обследование до терапии

Лечение, которое вы получите, будет зависеть от вашего общего состояния здоровья и ваших проблем с речью, языком или социальными навыками.

Перед началом терапии будет проведена оценка, чтобы терапевт мог определить, с какими языковыми аспектами вы испытываете наибольшие трудности.

Терапевт поговорит с вами и вашей семьей, чтобы попытаться определить, связаны ли ваши проблемы с пониманием языка или у вас есть проблемы с самовыражением.

Затем оценка будет сосредоточена на областях, на которые должна быть направлена ​​терапия.

Другие проблемы со здоровьем, которые могут повлиять на вашу способность общаться, например, проблемы со слухом или зрением, также будут приняты во внимание.

Речевые и языковые методы терапии

Конкретные используемые методы и цели лечения будут зависеть от обстоятельств каждого человека.Некоторые примеры описаны ниже.

Если вам трудно понимать слова, ваш SLT может попросить вас выполнить такие задачи, как сопоставление слов с картинками или сортировка слов по их значению.

Цель этих заданий — улучшить вашу способность запоминать значения и связывать их с другими словами.

Если у вас есть трудности с самовыражением, ваш SLT может попросить вас попрактиковаться в назывании картинок или оценить, рифмуются ли определенные слова.

Они также могут попросить вас повторить слова, которые они говорят, с подсказкой, если это необходимо.

Если вы можете выполнять задачи с помощью отдельных слов, ваш терапевт будет работать над вашей способностью составлять предложения.

Некоторые методы могут включать работу с компьютером. Другие методы могут включать групповую терапию с другими людьми с афазией или работу с членами семьи.

Это позволит вам попрактиковаться в разговорных навыках или отрепетировать обычные ситуации, такие как телефонный звонок.

Увеличивается количество компьютерных программ и приложений, помогающих людям с афазией улучшить свои языковые способности.Но важно начать использовать их под наблюдением ТА.

Альтернативные способы связи

Важная часть логопеда — это поиск различных способов общения.

Ваш терапевт поможет вам разработать альтернативы разговору, такие как использование жестов, письма, рисования или коммуникационных диаграмм.

Коммуникационные диаграммы — это большие сетки, содержащие буквы, слова или изображения.

Они позволяют людям с афазией общаться, указывая на слово или букву, чтобы указать, что они хотят сказать.

Некоторым людям могут быть полезны специально разработанные электронные устройства, такие как средства голосовой связи (VOCA). VOCA используют сгенерированный компьютером голос для воспроизведения сообщений вслух.

Это может помочь, если вы плохо говорите, но умеете писать или печатать.

Существуют также приложения для смартфонов и компьютерных планшетов, которые могут это делать.

Если устройство связи считается полезным, финансирование покупки отдельного устройства можно обсудить с SLT.

Общение с человеком, страдающим афазией

Если вы живете с человеком, страдающим афазией, или ухаживаете за ним, вы можете не знать, как лучше с ним общаться.

Вам может быть полезен следующий совет:

  • После выступления дайте человеку достаточно времени, чтобы ответить. Если человек с афазией чувствует, что его торопят или заставляют говорить, он может начать беспокоиться, что может повлиять на его способность к общению.
  • Используйте короткие несложные предложения и не меняйте тему разговора слишком быстро.
  • Не задавайте открытых вопросов. Закрытые вопросы, на которые есть ответ «да» или «нет», могут быть лучше.
  • Не заканчивайте предложения человека и не исправляйте ошибки на его языке. Это может вызвать негодование и разочарование у человека с афазией.
  • Сведите к минимуму отвлекающие факторы, например фоновый шум радио или телевизора.
  • Используйте бумагу и ручку, чтобы записать ключевые слова или нарисовать диаграммы или картинки, чтобы усилить ваше сообщение и поддержать их понимание.
  • Если вы не понимаете того, что пытается сказать человек с афазией, не притворяйтесь, что понимаете. Человек может счесть это покровительственным и обидным.
  • Используйте визуальные ссылки, такие как указание, жесты и объекты, чтобы поддержать их понимание.
  • Если им сложно найти нужное слово, подскажите им — попросите описать слово, придумайте похожее слово, попытайтесь представить его, подумайте о звуке, с которого начинается слово, попробуйте написать слово, используйте жесты , или укажите на объект.

Текущие исследования

В настоящее время проводятся исследования, чтобы изучить, могут ли другие методы лечения принести пользу людям с афазией.

Сюда входят:

  • поведенческая терапия или практика — например, приложения, помогающие людям многократно повторять определенные языковые задачи
  • методы электрической стимуляции мозга — например, транскраниальная стимуляция постоянным током (tDCS), при которой небольшой электрический ток пропускается через кожу головы в мозг, чтобы помочь повысить производительность при выполнении языковых задач
  • лекарств — например, чтобы помочь мозгу восстановить или заменить поврежденные нейротрансмиттеры

Хотя некоторые исследования показали, что эти методы лечения могут принести пользу некоторым людям с афазией, необходимы дальнейшие исследования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *