Самообман: в психологии, в религии, причины самообмана

в психологии, в религии, причины самообмана

самообман фотоСамообман – это свойство психики самостоятельного внушения мыслей, не соответствующих объективной реальности или искажающих отдельные ее элементы, иными словами это защитный механизм психики. Данное свойство психики может быть ситуативной или устоявшейся формой психологического реагирования.

Самообман — это стремление представить собственному восприятию, сознанию и памяти более привлекательный ход событий или ряд ситуаций, вместо реально происходящих.

Понятие самообман широко используется в гуманитарно-ориентированных областях, в зависимости от научной области его употребления и приобретает различные нюансы трактовки.

В психологии самообман чаще называют терминами репрессия, отрицание и иллюзорное мышление. Среди предпосылок самообмана выделяют склонность к возникновению чрезмерного чувства вины, превышающего переносимые пределы страха, отсутствие чувства самостоятельности, столкновение с психотравмирующими ситуациями.

Что такое самообман

Это понятие достаточно сложное, предполагает в своей детерминации такие механизмы психики, которые вводят человека в заблуждение (неосознаваемые механизмы), вследствие чего личность теряет способность быть адекватно воспринимающим и объективным человеком относительно собственной жизни и происходящих событий. Личность в состоянии заблуждения склонна к приукрашиванию фактов (например, самооценки) или игнорированию недостатков, неприятных событий.

Самообман в психологии не ограничивается действием защитных механизмов, помимо этого, определяется как преднамеренная ложь, вытеснение, жизненная стратегия убегания от себя. Возникает данный защитный механизм при определенных условиях, ситуациях, при которых человек не хочет или психически не способен воспринять правду, тогда он начинает лгать самому себе, а такой вид обмана распознать тяжелее всего.

Далеко не всегда человек может определить, общаясь с собеседником обман в речи, однако это возможно. Меняется темп и интонация речи у собеседника, появляются новые движения, позы, изменяется частота дыхания и пульса – все это можно заметить, но распознать обман является порой непосильной задачей.

Представление жизни такой, какой ее хочет видеть человек может погрузить в приятное состояние близкое к счастью, когда часть из преподносимых событий соответствует фантазии. Если ситуация разворачивается обратной стороной, происходит крах фантазий, проекций, защит и мировосприятие человека окрашивается мрачными красками, где ему приходится сталкиваться с тем, от чего так давно и старательно он «убегал».

При серьезных и глобальных ситуациях самообмана в итоге может развиться депрессия, психические нарушения, суицидальные тенденции, когда реальность проявится в полной своей мере. Таким образом, мы видим, что данная способность психики может, как уберечь, дать время для накопления ресурсов, так и окончательно разрушить психику, если злоупотреблять самообманом и сильно отрываться от реальности.

Способ осуществления самообмана отличен от того, как происходит обман другого лица. Проблема самообмана будет многократно упрощена, если воспринимать его как ту же самую проблему, но по отношению к себе. Это исходит из того, что обмануть собственное сознание является более трудоемким процессом, помимо этого в восприятии каждого человека присутствует желание скорее обмануть, чем быть обманутым, что в случае самообмана опять вызывает определенные сложности.

Существует предположение о том, что самообман – это не предоставление ложной информации самому себе, а фрагментация сознания таким образом, что определенные его составляющие оказываются невидимы или недоступны для восприятия. Перемещения какой-либо информации в недосягаемую часть происходит при помощи сознательных механизмов и носит защитный характер для психики.

Функцией самообмана является не столько искажение правды, сколько задержка ее для осознавания. Это дает возможность человеку вынести травмирующие и тяжелые события реальности, способность двигаться вперед, забывая неудачи, оставаться в контакте, несмотря на негативные поступки других.

Процесс самообмана может способствовать развитию многих других качеств человека, например, таких как самооценка, стрессоустойчивость, активность. Задержка информации для осознавания способствует накоплению необходимого личностного ресурса для совладания с проблемой.

У разных людей способность к созданию или сопротивлению самообману различна, бывают случаи, когда человек даже создает ложные воспоминания, чтобы максимально интереоризировать выдуманные факты. Развитие данного механизма имеет взаимосвязь с такой чертой, как внушаемость, подверженность воздействию референтной группы, стабильность и сила психической системы.

Причины самообмана

Проблема самообмана может коснуться без исключения каждого человека. Причин этому великое множество.

Первой причиной использования механизмов самообмана является страх. Страх осознать и признать собственную часть вины, негативные проявления характера или совершенные поступки, влияющие на уровень самооценки (данные аспекты предпочитают вытеснять из осознанного поля зрения или выставлять вместо них противоположные положительные качества). Сюда же стоит отнести страх собственной ответственности за решения, поступки, жизнь (вместо этого человек искажает реальность так, будто происходящие события подчинены влиянию внешних обстоятельств, судьбы или же он стал жертвой чьих-то влияний). Так же к разновидностям причин страха относится один из архаичных механизмов запуска самообмана – страх кого-то более сильного, опасного (может приобрести форму обесценивания опасности или преувеличения собственных возможностей).

Следующим по значимости фактором возникновения самообмана является заниженный уровень самооценки. Связано это с тем, что человеку без надежных внутренних опор проще выдумать привлекательное представление о себе и сделать его реально воспринимаемым, чем столкнуться со снижением самооценки, что вызывает массу негативных эмоций. Также стоит отметить, что причиной самообмана может являться и неадекватно завышенная самооценка, когда человек свысока смотрит на происходящее, не прислушивается к окружающим, уверен в своей исключительности.

Травматические ситуации, душевная боль, невозможность найти выход из мучительной ситуации и тогда человек выберет не замечать источник столь сильных эмоций. Тут мы говорим о действии механизма психологической защиты, цель и функция которой сохранить сознание от перегрузок. Когда самообман выполняет функцию психологической защиты, то с его помощью сохраняются имеющиеся представления и взгляды о себе и мире, защищается целостность личности под угрозой разрушающей информации. Такой механизм способствует лучшей защищенности и адаптации внутреннего мира человека, однако пагубно сказывается на внешней и социальной адаптации, ведь как раз объективность внешней реальности в этот момент и исключается. Данный защитный механизм дает личности возможность пережить критически тяжелый и разрушительный удар, однако впоследствии необходимо выводить спрятанную информацию в область сознания, чтобы не был окончательно утрачен контакт с реальностью. Данная работа практически невозможна самостоятельно, и является очень распространенной в рамках психотерапии.

К самообману относится пессимизм и оптимизм в их крайних формах. Человек ищет подтверждение своим идеям, может провоцировать возникновение подтверждающих ситуаций, и если в случае с оптимизмом это будет иметь положительный вектор, то стремясь к доказательству пессимистичных идей, человек может разрушать собственную жизнь. Нанести самообманное поведение может как пользу, так и вред. Так, под самообманом человек не замечает недостатков у объекта влюбленности, может заболеть или выздороветь в зависимости от того, какую направленность примет, заложенная обманная информация.

Сама психика человека устроена таким образом, что мы лучше запоминаем положительную информацию о себе, чем негативную. Для этого не предпринимается усилий, чтобы держать в сознательном поле зрения обе информации и негативная информация просто прячется или стирается, на ее место приходят положительные воспоминания или же придуманные положительные воспоминания.

Ещё одной причиной возникновения самообмана является стереотипность мышления, необразованность, привязанность к шаблонам поведения, что не позволяет воспринимать обновляющуюся информацию и критически относится к меняющимся условиям жизни.

Самообман в религии

Ведется много споров на тему самообмана в религии, их связей и первопричин. Согласно одной из высказываемых точек зрения постулаты религии изначально иллюзорны и имеют лишь относительную причастность к существующей действительности, следовательно, вера человека в предоставляемые концепты абсурдна и является самообманом. С данной точки зрения (религия как самообман) это, безусловно, явление, приносящее в крайних проявлениях исключительно негативные влияния и последствия для личности. Другие же считают концепцию религии истинной, однако все же с поправкой на то, что верна и правдива лишь то религиозное течение, которого придерживается человек, а все остальные лживы. В данной парадигме восприятия религия не есть самообман, и воспринимается как благо.

Эти две крайности не могут полностью описать механизмы религиозных воздействий и восприятий. Объективность находится между этими моделями. Основу религиозных течений не составляет только ложь и самообман или только правда, это сочетание данных факторов, где самообман часто закрывает истину, в силу потребностей человеческой личности.

Все религии имеют своей основой шаблонное мышление, стандарты поведения, принятые референтной группой, и являются достаточно жестокими в своих наказаниях для несоответствующих этим параметрам людей. Концепции религии выстроены так, что привносят большой процент магического, чем способствуют снижению критического восприятия реальности. Это приводит к тому, что в дальнейшем человеку можно внушить практически любую идею, а он в свою очередь, опираясь на веру и самообман, достроит все необходимые элементы реальности для того, чтобы предлагаемая картинка стала реальностью в его восприятии.

Религиозный самообман помогает человеку остаться человеком, сохранить свою личность и социально ориентированные модели поведения, что в целом способствует как моральному сохранению, так и физическому выживанию. Однако, приобретая крайние аспекты своего проявления, может быть опасен настолько же, насколько и спасителен. Веря в проявление различных чудес, человек начинает пренебрегать адекватными мерами безопасности, совершать логически неоправданные поступки, могут возникать психоневрологические заболевания и симптоматика.

Как и в любой сфере человеческого бытия, самообман имеет место быть и в религиозных аспектах жизни, степень его влияния, а также положительным оно будет для личности или нет, невозможно определить раз и навсегда. Это совокупность огромного числа жизненных факторов, особенностей личности, которые в своем сочетании предопределяют воздействие самообмана.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

это процесс внушения себе мыслей, которые не соответствуют действительности. Примеры самообмана

Порой хочется закрыться от проблем, реальности, уйти от неприятностей. Самообман – вот она психологическая защита от всего этого. Но это нехорошо. Человек, прикрывшись иллюзорной ширмой, нечестен перед самим собой, неискренен. Казалось бы, таким образом нам удается скрыть свои страхи и слабости, но это не выход.

Почему?

Потому что, пряча глубоко в себе недостатки, пороки и зло, мы от них не избавляемся. А они, в свою очередь, будут постепенно убивать нас и нашу жизнь. Итак, самообман – это осознанное целенаправленное действие человека с целью избежания неприятных истин, нежелаемой действительности. Это не что иное, как внушение мыслей, которые не соответствуют реальности.

Проблема самообмана в жизни

Приведем примеры самообмана

Они помогут оценить степень вреда, который получает не только индивид, но и окружающие его люди. Допустим, у человека появились симптомы серьезной болезни, а он всячески не обращает на них внимания, отвергая это, внушая себе, что абсолютно здоров, пока последствия недуга станут необратимыми.

Или же любовница женатого мужчины уверена в том, что тот не любит жену, с которой нет близости, и скоро бросит ради нее семью.

Родители, слепо любящие своих детей, преувеличивают их достоинства, не видя недостатков. К примеру, сын, занимающийся в секции по хоккею с шайбой, не падает никаких надежд и большую часть времени сидит на скамье запасных, им видится будущим чемпионом мира.

Неподготовленный студент, идущий на экзамен, полностью уверен в своих силах, убежден, что обладает достаточными знаниями, чтобы сдать предмет. Как видим, примеров множество, а результат один – разрушение иллюзий, которое влечет за собой боль, разочарование, стресс, депрессии и даже летальный исход. Таким образом, самообман – это отличное средство самозащиты от негатива, но порой он становится бесконтрольным, превращаясь в путеводную звезду, жизненный ориентир, стратегию поведения.

Избавление от самообмана

Чем он опасен?

Чтобы достичь результата в жизни, человеку необходимы определенные ресурсы. А самообман может оказать негативное влияние на этот фактор. В данной ситуации индивид способен переоценить себя, приписав недостающие качества, которые отсутствуют в действительности.

Успешный же человек реально смотрит на вещи, ставит перед собой посильные задачи, решая их, двигаясь к большой цели. В то время как неудачник ставит недосягаемые рубежи, непосильные возможности. А все происходит потому, что заблуждается в своих силах. Если причина мнимая, произойдет ли ожидаемое следствие? Конечно, нет.

Разберемся в причинах

Как уже говорилось выше, самообман может выступать в какой-либо степени осознанной стратегии поведения либо случайным моментом ситуации. Итак, почему же личность выдает за истину некую ложь:

  1. Тревога и трусливость – это первая причина самообмана в жизни. Это страх признаться себе в чем-то, признать свои проступки, грехи. Или же боязнь взять ответственность за что-либо. Чтобы освободиться от них, необходимо сделать первый важный мужественный шаг – признать их.
  2. Низкая самооценка. Как правило, у таких людей нет внутреннего жизненного стрежня, самоуважения, отсутствует достоинство. И им приходится врать о себе, достижениях, приумножать их, придумывать хорошие качества, причем они сами начинают верить в эту ложь. Человек, знающий себе цену, не нуждается в самообмане.
  3. Страх испытать боль и страдание. Именно поэтому индивид попросту решает, что проблемы не существует. Но она никуда не исчезает, и это нужно понимать. Если проблемы не решать, они будут накапливаться и рано или поздно взорвутся. Необходимо набраться сил, найти пути решения, а не делать вид, что все хорошо.
  4. Ложные знания и вера. Человек верит в то, чего нет в реальности. И на основе этого делает жизненные выводы. А то, что происходит в действительности, не замечает. Индивид воспринимает исключительно то, что обучен воспринимать. Неосознанный самообман будет основываться на незнании и невежестве.

Невежество является главнейшей причиной самообмана. Именно недостаток в образовании, привязка к старому, стереотипное мышление препятствуют усвоению новой информации. Оно лишает индивида критического мышления, человек глубоко убежден, что знает все лучше других. Невежда в последнюю очередь сознается в самообмане и несчастьях, при этом не примет чужой помощи, опять же в силу своих стереотипов.

Завышение своих способностей

Это некоторые причины, их множество. Одно можно сказать: все они указывают на то, что человек не в состоянии осознать ни себя, ни окружающую реальность, вследствие чего не может развиваться.

«Ах, обмануть меня не трудно!… Я сам обманываться рад!»

Цитата из стихотворения «Признание» великого русского поэта С. А. Пушкина. Это произведение он посвятил падчерице хозяйки соседского поместья Александре Осиповой (Алине), будучи в селе Михайловском. Поэт понимал, что его признание в любви безнадежно, поскольку ее сердце было занято. И последняя строка стихотворения «Я сам обманываться рад!» говорит о некой любовной игре, флирте, который Пушкин предлагает барышне. Он готов на все, чтобы получить ее взаимность. Даже на самообман. Это пример из литературы. И их, кстати, великое множество.

Ну а мы вернемся к проблеме самообмана в жизни.

Причины самообмана человека

Позитивное мышление

Не имеет ничего общего с иллюзорным мышлением, то есть самообманом. Давайте разбираться. Добиться высот и достичь поставленной цели, найти выход из сложившейся непростой ситуации, при этом сохраняя трезвый ум, не впадая в панику и депрессию, может только позитивно мыслящий человек.

Самообман – это обратная сторона медали, это попытка мыслить позитивно, когда человек неудовлетворен своей жизнью, недоволен достижениями и собой, но при этом успокаивает себя, что все хорошо. То есть он пытается мыслить позитивно, но без движения, не решая возникающие проблемы.

Таким образом, если вы хотите изменить жизнь – гоните прочь самообман. Если не удовлетворены тем, что есть, не стоит убеждать себя, что все нормально, ведь тогда и менять ничего не нужно. Так люди и проживают жизнь. Не стоит ждать с моря погоды, действуйте, разбивайте «ложный оптимизм», окунайтесь в действительность и меняйте ее.

Оеально смотреть на жизнь

Как его обнаружить?

Самообман – это процесс внушения мыслей, несоответствующих действительности. Главное – научиться включать самоконтроль и относиться к себе критично, без предвзятостей и порицаний. Понаблюдайте за собой со стороны, задайте вопросы, которые помогут выявить внутренние убеждения. После проделанной работы необходимо сосредоточиться на следующих моментах. Итак, проанализируйте:

  1. Мысли. К примеру, при зарождении новых отношений у людей могут возникать плохие мысли: «Я убежден, что девушка будет мне лгать, потому что предыдущая предала» или «Мне страшно снова влюбляться, потому я вновь испытаю боль и разочарование». Или же очень позитивные: «Это самая лучшая, неповторимая, идеальная девушка в жизни!» Тут необходимо задуматься, не накладываете ли вы свой прошлый опыт на действительность, не являются ли иррациональные мысли предвзятыми?
  2. Эмоции. Когда вы вступаете в новые отношения, задумываетесь о доверии к партнеру, у вас возникает чувство страха, беспокойства. Необходимо спросить у себя, что это за реакция и почему она возникает? Связана ли она с действительностью или является отголоском прошлых нерешенных проблем?
  3. Поведение. Нам хочется, чтобы наше поведение существовало отдельно от нас, потому что оно является нашим отражением. То есть, не доверяя партнеру, рыская в его телефоне, мы не признаем факт ревности. И когда поведение идет вразрез с вами, задайте вопрос, почему вы действуете таким образом? В чем не хотите признаваться, почему так поступаете и выбираете самообман?

Пока человек не избавится от самообмана, он будет лгать себе и окружающим. Нужно работать над собой, ведь обманывая себя, можно навредить и разрушить романтические отношения. А наблюдая за своими мыслями, эмоциями и поведением, можно измениться к лучшему.

Завышенная самооценка человека

Как его избежать?

Если все же вы заметили факт самообмана, необходимо:

  • Признать факт его существования, как бы стыдно или больно ни было. Стыдно продолжать самообманываться.
  • Трезво оцените свои возможности. Не стесняйтесь обратиться за мнением о вас к другим людям.
  • И главное – научитесь мыслить правильно.

Это сложно, но при желании можно добиться успеха. Для начала стремитесь быть честным с самим собой. Посещайте специальные тренинги. Внедряйте принципы правильного мышления в свою жизнь. Научитесь адекватно оценивать себя и возможности. И еще несколько советов:

  • Смотрите правде в глаза.
  • Задумайтесь, что действительно мешает вашему счастью?
  • Избавьтесь от страха, что при сбрасывании иллюзорной ширмы положение ухудшится.

Как только проблема самообмана становится блокиратором реальности, человек начинает потакать своим недостаткам (слабости, страху, лени и так далее). Открыто смотреть на действительность сложно, но достижение настоящей цели и истинного счастья стоит любых усилий и трудов.

«Главное, себе не лгите»: как распознать самообман?

«Главное, себе не лгите»: как распознать самообман?

Мы лжем себе обо всем, начиная с того, почему покупаем третью пару обуви за месяц, и заканчивая тем, как наше детство повлияло на выбор партнера. И большую часть времени мы не осознаем тех масштабов, которые принимают маленькие «безобидные» истории, которые мы рассказываем себе. Но в какой-то момент мы можем понять, что сама наша личность была построена на обмане. И тогда без участия психотерапевта трудно будет «откопать» из-под гор словесного и мысленного хлама себя настоящего.

Как понять, что мы лжем самим себе? Рассмотрим самообман на примере романтических отношений, ведь именно в отношениях с теми, кого мы любим, чаще всего проявляются наши худшие стороны.

Самый верный способ определить, лжете вы или нет, − это наблюдать за собой, без суждений и оценки. Просто отмечайте, что и почему вы делаете, задавайте вопросы, которые могут выявить ваши внутренние мотивы. При этом важно анализировать свои эмоции, мышление и поведение.

Эмоции

Как правило, если мы эмоционально реагируем на что-то или кого-то, это происходит потому, что нам напоминают о чем-то болезненном или неразрешенном. Например, если вам трудно доверять людям, то, влюбляясь, вы можете испытывать чувство тревоги, гнева или страха. В этом случае вы заметите, что часто ваши реакции не связаны с поведением самого человека! Скорее всего, вы реагируете из-за неразрешенных проблем вашего прошлого. Новые отношения заставляют вас вспомнить старые конфликты.

Чувствуете, что реагируете на ситуацию излишне остро? Остановитесь. Спросите себя: что это за эмоции? Почему они возникли именно сейчас? На что они направлены на самом деле? Действительно ли мои эмоции связаны с нынешней ситуацией, или же случившееся напоминает мне о багаже прошлого?

Мышление

Мы все хотим верить, что наши мысли точно отражают действительность. На самом деле большинство людей не сомневается, что правы во всем.

К сожалению, это далеко не так: наши мысли весьма неточны. И часто эти неточности говорят об искаженном понимании мира или о нашем нежелании признать неприятные факты. Например, вступая в новые отношения, мы иногда размышляем: «Я уверен(а), что новый партнер обманывает меня, потому что меня обманывал(а) бывший(ая)» или «Я боюсь влюбиться, потому что любовь всегда приносит боль».

Мы жалуемся, что нас никто не любит, даже если сами саботируем отношения с теми, кто проявляет к нам симпатию

Если вы замечаете, что ваша голова заполняется иррациональными мыслями и резкими, поспешными выводами, сделайте паузу. Спросите себя: какие слова я использую, чтобы описать партнера? Могу ли я доверять своим суждениям? Не использую ли я прошлое, чтобы оправдать свое нынешнее мышление? Могут ли мои мысли быть предвзятыми?

Поведение

Мы отчаянно хотим, чтобы наше поведение было отделено от нашего «Я». Мы не хотим верить, что наши действия − это отражение того, кто мы.

Например, мы не хотим признавать, что ревнуем, даже если регулярно залезаем в телефон партнера. Мы жалуемся, что нас никто не любит, даже если сами саботируем отношения с теми, кто проявляет к нам симпатию.

Если ваше поведение не согласуется с тем, кем вы хотите быть или на что претендуете, остановитесь и подумайте. Спросите себя: почему я так себя веду? Что меня мотивирует? Что я не хочу признавать? Зачем я это делаю?

Правда требует смелости

Мы не можем быть честными с другими, пока не будем честными с собой. Когда мы обманываем себя, это сказывается и на наших отношениях с окружающими. Они отравляются подозрениями, недомолвками и противоречиями.

Нельзя стать честным «с понедельника» − этот процесс требует серьезной внутренней работы и в первую очередь мужества, чтобы посмотреть в глаза своим страхам и научиться контактировать с болезненным опытом. Через наблюдение за нашими эмоциями, мыслями и поведением мы можем понять, кто мы на самом деле.

Следующий шаг − стать тем, кем мы хотим быть.

Об авторе: Кортни Уоррен — психолог, автор книги «Психология самообмана».

Читайте также

САМООБМАН — это… Что такое САМООБМАН?

— 1) целенаправленное действие по избежанию неприятных истин и неприятных тем, связанных с самим человеком либо окружающим его миром; 2) ненамеренные процессы отрицания, избегания или искаженного восприятия; 3) психические состояния, вытекающие из таких действий либо процессов, как невежество, ложные убеждения, выдавание желаемого за действительное, неоправданные мнения, недостаток ясного осознания ситуации. Так, родители склонны к преувеличению достоинств своих детей; люди, умирающие от рака, Убеждают себя, что их здоровье улучшается и т. п.

В клинической практике понятие «самообман» почти не используется, при этом его ближайшими эквивалентами являются «отрицание», «репрессия», «иллюзорное мышление». Парадоксально, что, несмотря на свою очевидную близость психоаналитическому способу рассуждения, он редко встречается и в психоанализе. Единственное исключение, насколько нам известно, представляют тексты влиятельного американского психоаналитика Р. Шафера. Феномен психологической защиты пациента от неприятных или стыдных переживаний он описывает в свое работе «Новый язык для психоанализа» (1967) как то, что «некто не знает, что что-то знает, чего-то желает, относится к чему-то эмоционально или делает или сделал некоторое другое действие; он предохраняет себя от открытия, что он не знает и т. д, обманывая себя в одном отношении; и он предохраняет себя от открытия, что и как он обманывает себя упомянутым способом («неосознанная защита»), поэтому обманывая себя второй раз или во втором отношении».

Куда чаще этот термин встречается в литературном и философском дискурсе. Некоторые считают, что он является «общим местом» и в повседневных разговорах. В своих более сложных формах С. представляет собой хроническую предрасположенность личности, обусловливая систему ее мотивов, представление о себе, предпочтения и действия. В экзистенциалистской мысли, и прежде всего в работах Ж. П. Сартра, С., или «дурная вера» (см. об этом отдельную статью), занимает центральное место. Только самосознающие существа могут обмануть себя. Это возможно постольку, поскольку, будучи отстранены от своих переживаний, они могут описать их правдиво или ложно, включая и описание самих себя. Они побуждены к С. страхом собственной свободы. Они предпочитают скорее сами перед собой притворяться, что связаны необходимостью либо моральными обязательствами, чем мужественно втретить факт их собственных свободы и ответственности.

По мнению ряда философов и психологов, в некоторых ситуациях С. нейтрален и не должен вызывать критику. Он может быть даже желателен, помогая совладать с трудностями, выжить в экстремальной ситуации либо чувствовать себя счастливым. Так, согласно М. Мартину (коллективная монография «Самообман и самопонимание», 1985), С. позволяет людям ограничить совокупность событий, за которые они чувствуют себя ответственными. Это избавляет их от чувства вины в отношении бесконечно широкого перечня событий, за которые они чувствуют себя ответственными. В этом смысле С. помогает сохранить относительно высокую самооценку, будучи тесно связанным с процессом представления «я» окружающим в форме повествований. О. Флэнеген подразделяет две различные, но глубоко взаимосвязанные цели самопрезентации. Первая заключается в том, что сапопрезентация предпринимается ради самопонимания. Это история, которую мы рассказываем самим себе, чтобы понять себя, понять, кто мы есть. Идеальным здесь будет совпадение между самопрезентацией и приемлемой версией истории нашей действительной идентичности. Вторая связана с публичным распространением образа нашего «я», цель здесь — достижение безопасности и обеспечение успешного социального взаимодействия. Они тесно связаны. Нередки случаи, когда фиктивный и надуманный подход к собственному «я» приводит к складыванию ложного «имиджа» личности, претенциозного, заслоняющего от других ее реальные достояния. Но, как это ни парадоксально, самопрезентация первого типа, предназначенная только «для внутреннего употребления», а потому, как можно надеяться, более правдивая и согласованная, вдруг начинает подтверждать этот ложный имидж. У деятельности по самопрезентации есть существенная когнитивная сторона. В экспериментальной психологии показано, что когнитивных усилий требует уже элементарное вычленение человеком данного переживания из множества остальных его переживаний в данный момент. Во сто крат увеличивается значимость когнитивной деятельности, когда необходимо вычленить собственную идентичность, потому что реальная идентичность персоны, выступая как когнитивный объект, в процессе самопрезентации не остается неизменной. Поскольку саморепрезентация продолжается во времени, она перекраивает, переконструирует структуры, уже имеющие место. У представляемого «я» велик также мотивационный элемент. Сознательный контроль человека за собой, продолжение им какой-то совокупности действий включены в кругооборот мотивов, где образ «я» может существенно модифицироваться. Интересны в этом отношении случаи множественного С. Здесь «я», как публичное, так и внутреннее, оказывается связанным в основном только с деятельностью самопрезентации и мало с чем еще в психологической и поведенческой сферах жизни персоны. Однако и такая «заблуждающаяся» самопрезентация помогает конституировать идентичность персоны.

Ряд социальных психологов (Гилберт и Купер) показывают, что С. тесно связан с формированием социального «я». Поскольку все мы определяем себя с т. зр. исполняемых социальных ролей, то именно за счет других людей, отражающих и подтверждающих наше ролевое поведение,  мы обретаем твердое чувство «я». Чтобы другие подтвердили желательные для нас образы самих себя, мы практикуем С., представляя им свои поведенческие стратегии. Ряд ментальных состояний, по-видимому, не достигают фазы своего осознания по другим, нежели вытеснение, причинам. Тонкие и незаметно действующие социальные предписания, по сути, требует, чтобы мы обманывали себя относительно некоторых из своих состояний. Так социально разрабатываемые правила на тот счет, что должен чувствовать человек в тех или иных ситуациях, говорят о том, какие чувства являются подобающими в различных социальных контекстах. Мы можем обманываться на тот счет, что испытываем эти чувства. Нравственно оправданная форма С. есть поиск в жизни золотой середины между недостатками и излишествами.

В других ситуациях и связанных с ними теоретических контекстах С. имеет негативный смысл и связан с такими феноменами, как дурная вера, ложное сознание или внутреннее лицемерие (впервые описано Д. Батлером), представляющее собой отказ признать собственные неправоту, недостатки характера и пр. Экзистенциалистские философы (Кьеркегор, Хайдеггер и в особенности Сартр) отрицали С. как неаутентичный (нечестный, предательский) отказ воспринять болезненные, но значимые истины о свободе, ответственности и смерти. В то же время Г. Фингаретт доказывает, что С. есть нравственно расплывчатое понятие, поскольку в ряде ситуаций обусловленное им разрушение способности действовать рационально, не подпадает под однозначные квалификации невинного либо осуждаемого. Наряду с этим Фингаретт показывает, что между С. и самооценкой может существовать и иная связь: к примеру, в той степени, в какой алкоголик обманывает себя относительно меры собственной ответственности за свой порок, полагая, что он «болен», он утрачивает собственные автономность и уважение к себе как к личности.

М. Мартин в работе «Самообман и мораль» (1986) показывает парадоксальность намеренного обманывания себя. Парадокс состоит в том, что, обманывая других людей, я, как правило, знаю правду, которой и руководствуюсь, формулируя противоречащее ей ложное заявление с целью ввести этих других в заблуждение. Экстраполяция же этого момента на обман самого себя ведет, по меньшей мере, к пяти трудностям. Во-первых, в случае обмана других данный человек знает что-то, что эти другие не знают. Между тем обманывающий сам себя человек, зная истину, по-видимому, не может использовать ее для введения себя же в заблуждение. Одно решение состоит в том, что С. происходит с течением времени, когда истина, в прошлом ясная, начинает постепенно размываться. Либо человек скорее предполагает, чем знает, истину. Во-вторых, если обладание сознанием предполагает осознание действий, совершаемых человеком, то сознательное решение обмануть самого себя было бы невыполнимо, ибо человек продолжал бы отдавать себе отчет в истине, от которой стремился отойти. По мнению Ж. П. Сартра, С. есть спонтанный и ускользающий от рефлексии акт. Версия 3. Фрейда заключалась в том, что самообман есть бессознательная репрессия. В-третьих, кажется, что люди, практикующие С., верят в истину, в которую они одновременно умудряются не верить, но как такое возможно? Возможно, за счет того, что одно из этих конфликтующих убеждений функционирует в их психике неосознанно или не вполне осознанно. В-четвертых, С. предполагает создание человеком собственных верований и убеждений, но это вряд ли возможно, поскольку и верования и убеждения далеко не всегда могут быть избраны произвольно. Возможно, верования в этом состоянии подвергаются непрямой манипуляции на основе избирательного отбора и обращения к тем, а не иным очевидностям. Наконец, в-пятых, не исключено, что одна часть личности (обманщик) манипулирует другой ее частью (жертвой), но такое расщепление связано скорее уже с психическим расстройством, именуемым «синдром множественной персональности», нежели с феноменом С. Возможно, мы созданы из нескольких суб-«я», или суб-личностей, или мы представляем собой комплексы различных социальных «я» («я» бизнесмена, «я» родителя). Каждое суб-«я», либо, по другой терминологии, социальное «я», следует своим собственным правилам, поэтому, в случае, когда одно из них действует неприемлемым для другого образом, конфликт между ними чреват С. Философ Дж. Кинг-Фарлоу в статье «Самообманщики и Сартровы соблазнители» (1963) интересно характеризует момент растворенности С. в повседневности: «желая сохранить наш пирог и желая съесть его; в одиночку и поделив; предложить это для последнего выпуска журнала «Анализ» (хотя знаем, что у нас просто нет времени держаться на плаву из-за всего этого чтения) и сжечь это как жертвоприношение Годо, и т. д. и т. п.; поскольку мы часто вполне осознаем все эти соперничающие резоны или цели, и поскольку мы в курсе, что каждый из нас должен иметь осознанный приоритет, на личность, с точки зрения ее сознания, часто с пользой смотрят как на большой и широкий комитет. Председатель здесь сменяется наиболее нерегулярно. Члены вопрошают, предупреждают, прославляют и обманывают друг друга: тот, кто в настоящий момент председательствует (и это не надо отождествлять с сознанием или полным согласием) — в наилучшей позиции для того, чтобы запугивать или дурачить других. Они обсуждают, обмениваются шутками, перепроверяют факты о вчерашних сенсациях и выполняют групповую деятельность очень похоже на то, как это делала бы группа индивидов из плоти и крови. Некоторые время от времени дремлют, а некоторые схвачены стражами различных фракций внутри комитета и выставлены в коридор…» Однако, несмотря на очевидную привлекательность уподобления практикующего С. человека «комитету», члены которого находятся в конфликте и соперничают между собой, несмотря на то, что случаи С. ставят под вопрос распространенное традиционное понятие о «я» как об едином источнике деятельности, следует подчеркнуть, что они в то же время и предполагают это понятие. Ибо «я», которому небезразличен самообман, скорее и представляет собой единый агент, нежели «широкую конфедерацию агентов» (Р. Рорти). Или, возможно, в этом пункте межличностный обман уже вряд ли годится в качестве модели для интерпретации С.

Не исключено, что одной из причин склонности человека к С. является когнитивный диссонас, порождаемый некоторого рода знанием, умственный дискофорт, вырастающий из сосуществования в сознании конфликтующих убеждений либо отношений.

Идея С. представляет трудности для тех философов, которые убеждены в том, что сознанию полностью открыто собственное содержание. Согласно такой позиции, мы не в состоянии обмануть сами себя, поскольку непосредственно осведомлены о собственных внутренних переживаниях и представлениях. Между тем в современной экспериментальной философии установлено, что на поведение людей в значительной мере влияют стимулы, восприятие которых субъектом происходит незаметным для него самого образом. Более того, функционирование такой способности, как память, а также основанного на памяти распознавания по существу недоступно осознанию: мы можем осознавать только результат действия памяти — знание. Вторым, коренящимся в эмпирической психологии моментом, подтверждающим то, что переживание человеком собственного «я» далеко не совпадает с сознанием, а потому задает определенные предпосылки к С., являются разнообразные дисгармонические состояния, которые мы переживаем почти повседневно. Философ Г. Франфурт описал как специфически человеческое качество переживание т. н. «желаний второго порядка», то есть желаний о том, чего мы хотим желать. Если мы объясняем чье-то поведение в терминах желаний второго порядка, мы рассуждаем примерно так: «Он сделал это потому, что хотел, чтоб она задумалась над тем, что он не понимает, как она может быть настолько самоуверенной». На более привычном языке в таких случаях говорят о конфликте между желаниями и ценностями. Практически не встречаются люди, желания которых находятся постоянно в гармонии и непротиворечиво согласуются между собой. Большинство склонно поддаваться неконтролируемым импульсам, действуя вопреки упомянутым желаниям второго порядка. Мы способны предаваться заведомо невыполнимым мечтам, многие наши мысли и воспоминания часто приходят к нам непрошеными. В каждый данный момент времени мы испытываем одновременно множество переживаний и состояний. Но если во многих случаях описанная гетерогенность «я», выражающаяся, в частности, в том, что человек придерживается противоречащих верований и желаний, не вызывает особых проблем, больше того, кажется универсальной и не кажется ни загадочной, ни странной, то сочетание несопоставимых желаний и убеждений, лежащее в основе феноменов С. и т. н. «акразии» (слабости воли), является источником многочисленных теоретических затруднений.

Рассмотрение непоследовательных, или несопоставимых, желаний раскрывает в них много сходных черт с несопоставимыми убеждениями. Так, экономисты и социальные психологи раскрыли ряд непоследовательностей в системах предпочтений, проявляемых избирателями и покупателями. К примеру, описаны «перестановки предпочтений», когда люди делают свой выбор так: они предпочитают А по сравнению с В, несмотря на то, что А=В. По мнению ученых, это зависит от того, каким образом описан, или «обрамлен» выбор. Однако куда труднее объяснить случай, когда люди знают, что имеют несопоставимые предпочтения.

Вернемся еще раз к «желаниям второго порядка». Это качество человека связано с его способностью иметь, помимо «желаний о желаниях», убеждения по поводу убеждений, убеждения по поводу желаний, желания убеждений, отношения к ценностям, надежды, связанные с того или иного рода намерениями. Чем сильнее во внутренней жизни индивида представлены упомянутые состояния «второго порядка», тем выше степень его психологической интегрированности. Желания первого порядка могут быть объектом желаний второго порядка, с той оговоркой, что эти последние могут принадлежат, а могут и не принадлежать самому человеку. Так, успешная пропаганда, умелое промывание мозгов препятствуют поддержанию интегрированности личности, угрожая ее способности культивировать эти состояния тогда, когда это особенно важно, в частности, при решении моральных проблем: когда сталкиваются конфликтующие желания, когда необходимо решить, как поступать. Влияние группы или «значимого другого», алкоголь, наркотики, стремление следовать или устанавливать «порядок» могут притупить способность занимать самостоятельную моральную позицию. Показателен в этой связи анализ британского философа К. Уилкса в статье «Психология и политика: ложь, проклятая ложь и самообман» (1996) случая, когда нравственно нормальный человек становится наемником. В ходе анализа выявляется, что его личность, метафорически говоря, раздваивается или даже «растраивается». Представим, — предлагает К. Уилкс, человека, имеющего работу и семью и попавшего в армию прямо из офиса. Он после выполнения «боевых заданий» возвращается в казарму, смотрит ТВ и испытывает негодование и ярость, когда кто-то на «его» стороне подвергается изнасилованию и пыткам, при этом он сам «на работе» осуществляет то же самое в отношении людей с «их» стороны. Он может найти факторы, объясняющие то, что он сделал, проблему для него составляет оправдание этих действий перед самим собой (в отличие от того оправдания его действиям, которое мог бы дать независимый наблюдатель). Если он в последнем преуспевает, то, по мнению исследовательницы, перед нами — крайняя форма С., и есть смысл рассматривать этот случай по модели двух или более агентов, функционирующих в пределах одной личности (несмотря на трудности в понимании персональной интегрированности, которые отсюда следуют). Ибо этот человек был не только подвигнут к С. обманом со стороны других (пропаганда), но и «внутри» его психики на его прежние убеждения, предпочтения, ценности, способность к рациональному рассуждению наложился другой набор ценностей и предпочтений, вступив с первоначальным в конфликт. Поскольку имеет место конфликт и поскольку мы считаем, что этот человек был нормальным, положим, клерком, то он будет противопоставлять один набор ценностей (или его компоненты) другому Что, считает Уилкс дает нам «два» его.

Откуда же берется еще и «третий»? Самоанализ этой дилеммы в подобном случае представлял бы собой настолько болезненное дело, а заключения, к которым индивид бы пришел, были столь неудобны, что, скорее всего, включилась бы сильная мотивация вообще этим не заниматься, отодвинув проблему на край сознания. «Третий» агент и занимается блокированием некоторых мыслей или выводов на основе некоторого знания или подозрения, что идти путем самоанализа было бы слишком болезненно «Как-то» знать или подозревать это — означает знать, по меньшей мере примерно, что произойдет, если данный человек путем самоанализа пройдет до конца. Поэтому, зная это, этот третий агент, действуя как «цензор», также должен практиковать С.

В итоге анализа Уилкс приходит к весьма радикальному выводу, что С невозможно объяснить, придерживаясь представления о едином действующем и рационально мыслящем «я», что еще более проблематизирует современное представление о том, что значит быть личностью. Феномен С. представляет особую сложность для философского постижения по той причине, что рациональное понимание такого типа поведения требует демонстрации, что оно может быть понято в общепринятых психологических терминах, а это, в свою очередь, далеко не всегда возможно.

Е. Г. Трубина

Современный философский словарь. — М.: Панпринт. В.Е. Кемеров. 1998.

это иллюзия воображения — Истина времени

Здравия всем, друзья.

Поговорим о самообмане. Если судить честно, то нет такого человека, который бы не занимался самообманом. Причин много, есть и вынужденные, чтобы удержаться в потоке жизни, но основной критерий самообмана – это всё-таки слабость.

Я писал о саморазвитии человеком самого себя. Так вот, избавление от самообмана является, в какой-то мере, саморазвитием. О том, что это и как это и предлагаю поговорить.

 

Причины появления самообмана

 

Начну с того, что природа человека предрасположена жить в гармонии с природой. И когда идёт какой-то диссонанс, у человека в психической сфере появляется импульс неудовлетворённости, и чтобы хоть как-то убрать этот диссонанс, человек принимает этот импульс неудовлетворённости, как неизбежность и неудовлетворённость гасится, растворяясь в сознании лёгким укором совести, который в последствии так же гасится другими чувствами.

Всё вроде прекрасно, но в следующий раз такой импульс неудовлетворённости при подобной ситуации не возникнет, так, как самообман стал нормой реальности сознания человека. Всё бы ничего, если этот самообман не касается других людей или внешнего мира, но, я считаю, что для человека он сам должен являться непреходящей и первостепенной ценностью для самого себя.

Если человек ничего плохого не делает обществу, но занимается самоуничтожением, то это, считаю, ещё хуже, чем – не сотвори зла ближнему своему. Ближний может и ответить, сам себе, очень редко, а бля природы равны и дороги все, без исключения.

Человек существо, наделённое некоторой свободой выбора. Унисон с окружающим миром и природой удерживается в жизни по закону Золотого Сечения, то есть проявление свободы от абсолютного равновесия в пределах 20%. Это говорит о том, что есть возможность удерживать баланс, не прибегая к таким понятиям, как самообман и совесть. 20% для самовыражения себя в окружающем мире – это не мало.

 

img24.jpg

 

Но, чаще всего, вместо поиска и устранения диссонанса, человек начинает настаивать, обманывая себя в том. Что это правильно, вместо того, чтобы уступить в малом, чтобы в дальнейшем получить в большем. Вы замечали такую позицию, когда вас будто кто-нибудь отводит от опасной черты? Вот такая позиция и называется сотрудничество с природой в пределах Золотого Сечения.

Но человечество во всех слоях общества до такой степени погрязло в самообмане, что выхода у большинства людей уже нет, чтобы очиститься от своего же самообмана.

 

Несколько примеров самообмана

 

Богатый человек обманывает себя в том, что его невероятные усилия привели его к этому богатству. Он ведь прекрасно понимает, что не усилия во благо, а обыкновенный криминал привёл его к богатству, но методом самообмана он глушит свою совесть.

Правда иногда вспыхивает искорка, типа, что люди равны перед природой по праву рождения человеком. И он продолжает себя обманывать дальше. Он ответит себе, да все люди равны перед богом, но разве можно бомжа или нищего назвать человеком… И потом, добавит, раз есть богатые и бедные, значит так угодно богу. Ну, конечно, не ему же быть бедным, бог знает…

Бедный человек обманывает себя в том, что он беден, считает, что вот появится хороший человек во главе государства и он установит всё, по справедливости. Он прекрасно понимает, что этого не будет, но, чтобы жить, обманывает себя, убеждая в обратном.

Обманывает себя верующий в том, что верует бескорыстно и верно. Но я не видел ни одного верующего, который бы посвятил себя богу, разве что в святом писании или в кино.

Самообман так глубоко проник в психологическую сферу человека, что произошла полная утеря реальности и человечество погрузилось во мрак абсолютного невежества. Каждый человек врёт, прежде всего, сам себе, а потом и всему миру и он верит, что глаголет истину.

 

Самообман, как образ жизни

 

Дело даже не в том, что самообман управляет, не оставляя человеку ни одного шанса. Самообман поощряется, приветствуется, воспитывается, навязывается, как единственно правильный образ жизни с самого детства. Иногда хочется крикнуть, что вы делаете, люди?

 

upl-1503151671-49942.jpg

 

Взять та же этика, эстетика, которая сводится к одному – этикету. Сначала мы обманываем, что нам это нравится, ибо это образ жизни воспитанного человека, потом убеждаем себя в этом, а далее, даже оставаясь наедине с самим собой, боимся нарушить правила этикета. И не видно конкретного человека, ибо сама система жизни выстроена таким образом.

Самообман в современной жизни, построенной на обмане и лжи, можно назвать внешними проявлениями гомеостаза, который играет роль баланса – человек и человек, человек и общество, человек и внешний мир.

Допускаю, что это неизбежно для выживания в обществе ранка и конкуренции, но речь то идёт о самообмане, а не отношениях с внешним миром.

 

Пример из жизни

 

Я, вообще, человек честный по природе своей. Родился и вырос в небольшой таёжной деревне. Деревня прекрасная и даже не внешне, а внутренне. Именно, не было в деревне обмана, вернее, не обман, ни самообман не поощрялись. Нет, разумеется были всякие случаи, как везде, но я всегда мог уединиться и быть с собою честным и таким, какой есть на самом деле.

Когда вышел в большой мир, впервые по-настоящему увидел, что есть обман и самообман и поощрением этого обмана и самообмана. Разговор двух идиотов в дальнейшем я назвал разговор двух человек, погрязших в стереотипах самообмана.

Случай из армейской жизни:

Четверо ушли в самоволку. Служил в Ивановской области, так что повод был весьма значительный для молодого человека, много прекрасных девушек, глаза радуются. Но я сегодня не об этом.

Самоволку нашу раскрыли, так сказать, попались с поличным при возвращении. Надо как-то выкручиваться или принимать наказание в виде нарядов вне очереди. Два моих товарища начали оправдываться, неся какую-то околесицу, с моей точки зрения, но поражало другое.

Поражало то, что ком взвода верил этому бреду и верил серьёзно, я это видел. Более того, я говорил правду, вполне обоснованную, а мне не верили. По истине, врут сначала себе, а после всему миру, и мир принимает это, как должное и единственно правильное, а говорят, что мир цивилизованный. Полная утеря связи с реальностью.

 

Выводы

 

Что же сейчас? Вся система построена по принципу обмана, переходящего в самообман, как иммунитет от всеобщего обмана системы. Взять то, что я пишу. Чётко обосновываю, объясняю, привожу конкретные примеры. Мне обычно пишут, чтобы я прекращал обманывать людей. Нет, друзья, я не обманываю, я открываю истину, но человек обманывает себя, и через этот самообман воспринимает мир.

 

hqdefault.jpg

 

Предлагаю тем, кто дочитал до этого момента, понаблюдать за собой непредвзято, и вы увидите этого монстра сознания, которого смело можно назвать самообманом. Проведите объективный опрос самого себя.

Например, задаём себе вопрос, чего я желаю в конкретный момент времени? Я хочу быть успешным, хочу любить и быть любимой, хочу, хочу, хочу. Далее, смотрим, что большая часть хочу неисполнима в современных условиях жизни. Всё, самообман начался, начинается внушение, что это неизбежность жизни, что виноваты родители, что родили меня в такой семье несчастной и так далее…

Немного иначе. Я хочу быть успешным, это вполне реально. Задайте себе следующий вопрос; что значит быть успешным? Чтобы мне всегда сопутствовала удача. А кому, чаще всего, сопутствует удача? Тому, кто постоянно работает над собой.  Стоп! Но я не хочу тратить на это время.

Это пример общий, но в основе любого самообмана лежит нежелание быть собой, человек боится быть самим собой, он одевает маску даже для самого себя, а это и есть самообман.

Тема не раскрыта до конца, но буду в дальнейшем раскрывать с других позиций.

Пожертвования на развитие сайта

Яндекс деньги 410014073217351

До встречи.

Самообман в психологии — как и почему человек себя обманывает

самообман в психологииСегодня мы поговорим об очередном феномене психологии — самообмане, попробуем разобраться, как и зачем мы обманываем сами себя….

Ах, обмануть меня не трудно!… Я сам обманываться рад! (А.С.Пушкин)

В результате многочисленных исследований, ученые пришли к выводу, что в среднем, каждый из нас врет трижды в течение 10 минут…

— Да ну, быть не может… — раздается обычно в ответ, если то же самое повторить публично.

И тем не менее… Если вы понаблюдаете за своей речью после того, как ваша подруга в очередной раз сделает новую завивку (для женщин), или после того, как вернетесь с рыбалки (для мужчин) – вы довольно быстро подтвердите для себя эту нехитрую истину. Ведь искажение фактов (сколь бы незначительным оно не было) – это уже ложь.

Согласитесь, как бы старательно нам не прививали в детстве мысль, что обманывать – не хорошо, бывают случаи, когда где-то внутри мы, все-таки, гордимся своим обманом (когда это классическая врачебная «ложь во благо», или, допустим, поддавки во время игры в шахматы с ребенком). Обман – в самой человеческой природе, даже вот – ученые мужи это подтвердили.

Хорошо… Но что делать с самообманом? Ведь, по чести, не бывает же такого, что сам себя обманул – и радуешься? Да и вообще – нелогично это как-то; от себя-то какие тайны могут быть?

Тем не менее, несмотря на сомнительную рациональность самообмана, кажется, весь мир только этим и занят…

Пример, который на поверхности – парень и девушка, едущие к нему «кормить рыбок». Ну, если для обоих очевидно, зачем им нужно в закрытое помещение, так почему бы не говорить об этом прямо? Ничего такого ведь – взрослые люди… Ан нет… Но самое интересное, что девушки часто даже вопреки собственному опыту верят, что за дверью их ожидает стая опухших от голода рыбок….

Пусть, от такого самообмана никому плохо не бывает, но это первый шаг, из которого рождается принцип… А принцип переносится во все в новые и новые отрасли жизни…

что такое самообман

На протяжении вот уже 3-5 дней, вы никак не помоете кастрюлю, в которой что-то пропало (особенно это касается мужчин). Можно подумать, что если крышку не снимать – содержимое вместе с запахами исчезнет по мановению волшебной палочки. Но вы ведь тоже не слышали о таких случаях?

А с годами, когда появляются первые тревожные признаки серьезной болезни (допустим, раскоординация действий, намекающая на инсульт), люди предпочитают закрывать глаза и продолжать играться в самообман под названием «я еще молодой»… А это уже – самообман с далеко идущими последствиями.

Самое главное, что как не перепрыгивай через 2 шпалы за раз, убежать от приближающегося поезда не выйдет.

Какой бы изощренной ни была ложь, призванная защитить наш уютный мирок от вторжения «правды жизни», реальность обязательно рано или поздно берет свое. Обязательно!

Поэтому, прекратите закрывать глаза на очевидное.

  1. Если в первый раз гадалка вам не помогла, не иди к ней во второй.
  2. Если МММ-1996 рухнула, значит и МММ-2013 тоже рухнет.
  3. Если кто-то близкий и важный, которую неделю ссылается на занятость и невозможность увидеться – примите как факт то, что вы не так уж и важны.

Иногда это страшно, иногда больно. Но во всех случаях – это не так страшно и больно, как бывает от длительного пренебрежения реальностью.

Чтобы действительно жить полноценной жизнью, а не только репетировать ее в своем закулисье, стоит смотреть на мир широко открытыми глазами, и не жмуриться от ослепительного света истины.

Помните ведь, как говорит Иисус: «имеющие глаза – да узрят, умеющие уши – да услышат…». Узрите, услышьте!

Самообман — Психологос

Фильм «О чем говорят мужчины»

Если вы ленитесь включать голову, можно включить свои страхи и заставить себя отвечать честно под страхом смерти…
скачать видео

​​​​​​​Самообман — неосознанный обман самого себя, стремление выдать желаемое за действительное и представить реальность такой, какой ее хочется видеть. Самобман — это личные глюки и грезы, жизнь в мечтах и надеждах.

Самообман может быть как случайным, ситуативным моментом, так и в разной степени осознанной стратегией поведения в жизни.

Причины самообмана — и как не врать себе

Чаще занимаются самообманом те, кто склонен к чувству вины и самообвинениям. В этом случае самообман выступает психической защитой от самообвинений.

Также, чаще врут себе трусы, привыкшие бояться. Поработайте со своими страхами, прекращайте бояться и отвечайте себе честно.

Живут в тумане и самообманах те, кто редко думает самостоятельно, кому лень включать голову. Если вы ленитесь включать голову, можно включить свои страхи и заставить себя отвечать честно под страхом смерти…

Легко запутать в себе тем, кто на все смотрит только лично и субъективно. В этом случае направлением развития будет наработка привычки к третьей и четвертой позиции восприятия. Когда на все смотришь со стороны либо принимаешь решение, исходя из перспектив, быстрее приходит ясность.

Люди часто делают выборы, в которых не хотят себе признаваться, и в порядке психологической защиты прикрывают их надуманными, фальшивыми оправданиями. Кто хочет, ищет возможности. Кто не хочет, ищет оправдания​. Когда-то придуманные оправдания настолько правдоподобны, что со стороны опрокинуть их невозможно, признаться в неправде может только сам человек. Бывает и по-другому, когда человек настолько долго и успешно обманывает сам себя, что без помощи со стороны уже разобраться трудно. Сильные и ответственные люди в этом случае могут выступить в качестве воспитателей. Иногда это происходит на психологическом тренинге.

Направление развития

Перестаньте себя обвинять, освойте упражнение «Ошибочка!». Поставьте себе цели и займитесь делом. Смотри Как работать над собой.

Хорошее средство от самообмана — это вспомнить о позиции принятия, об авторской жизненной позиции и включить осознанное поведение.

Клуб distant-nik Сентябрь 2020

ОБМАН | Определение

в кембриджском словаре английского языка С либертарианской точки зрения, такое я обман естественно понимается как выражение нашей свободы. Но некоторые люди по незнанию, я обман , или умышленная слепота, не видят, что это задача, требующая беспрецедентного сотрудничества.

Эти примеры взяты из Cambridge English Corpus и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

Еще примеры Меньше примеров

Их чувство безопасности было самообманом , они стирали аспект реальности, феномен, который в клинической психиатрии называется отрицанием.Этот кусочек обмана, даже если это был всего лишь я обман , обеспокоил многих из нас, и мы убедили его остановиться. Он называет ее систему отречения и самопожертвования трусливым отрицанием, бегством от боли, индуцированным оглушением, сам обман , а не настоящим смирением.Различные философы размышляли над вопросом, как возможен я обман . Укрыватели, которые считают, что их ложь морально менее плоха, чем ложь фальсификаторов, предаются самообману .Ажиотаж, который вызвал этот результат среди генеративных лингвистов, свидетельствует о поразительном сам обмане со стороны многих из них. .

обман — определение самообмана от The Free Dictionary

У всех людей, но наиболее заметно у тех, кто страдает истерией и некоторыми формами безумия, мы обнаруживаем так называемые «бессознательные» желания, которые обычно рассматриваются как проявление самообмана. Большинство психоаналитиков уделяют мало внимания анализу желания, будучи заинтересованы в обнаружении посредством наблюдения того, чего хотят люди, а не в обнаружении того, что на самом деле составляет желание. На такое упорство в преднамеренном самообмане Элизабет не ответила бы, и немедленно и в молчании удалился, решив, что, если он будет настаивать на том, чтобы рассматривать ее неоднократные отказы как лестное поощрение, обратиться к ее отцу, чей негатив мог быть выражен таким образом, чтобы быть решающим, и чье поведение по крайней мере не могло быть ошибочным. для эффектности и кокетства элегантной девушки.Джули видела нерешительность Бориса, и иногда ей приходило в голову, что она ему противна, но ее женский самообман тут же утешал ее, и она говорила себе, что он стесняется только любви. Это такая чушь, такая ложь. -Это самообман. Что может написать о справедливости человек, который ничего не знает о справедливости? »История фанатиков не так поразительна в отношении безмерного самообмана самого фанатика, как его безмерная сила обманывать и сбивать с толку многих других.Но на следующее утро я достаточно ясно осознал, что мое любопытство в отношении дворца из зеленого фарфора было частью самообмана, чтобы позволить мне в другой день уклониться от опыта, которого я боялся. В конце концов, когда упрямые исторические факты рассеяли все опьяняющие эффекты. Из-за самообмана эта форма социализма закончилась жалким приступом хандры. В своем гневе против собственного безрезультатного самообмана она нашла достаточно ненависти к ним обоим. Ее ум, расположение, мнения и привычки не хотели полускрытия. , никакого самообмана в настоящем, никакого отношения к будущим улучшениям.Может быть, он страдает от огромного самообмана? Возможно ли, что его ловкий и спекулятивный ум построил эту безумную теорию на ошибочных предпосылках? Истина часто попадает в разум, скрытый в одежде сна, а затем с бескомпромиссной прямотой говорит о вещах, в отношении которых мы практикуем. бессознательный самообман в моменты бодрствования. И разве все тайные революционные действия не основывались на глупости, самообмане и лжи? .

Самообман — Википедия

Self Deception — это свежая музыкальная группа, базовая в Стокгольме, очень популярная, современный рок и влиятельные люди из 2000-х исполнителей музыки западного побережья, рок, гранж и рок. Bandet bildades sommaren 2005 Андреас Кларк и Эрик Эклунд.

Сангарен Андреас Кларк работает в 2004 году от среднего до скверного человека. Персонал такой фиксированный медделандет вар trummisen Эрик Эклунд и дет видят сигн атт де бэда älskade самма тип ав музыка и атт бэда для тилльфеллет летаде после ня bandmedlemmar.Я написал в начале 2005 года Андреас и Эрик и др. Проект с калларом для самообмана. Намнет ком из обсуждения на тему аттигигара, написанной музыкой, и олика проекта, сом де själva inte stod för och ordet Self Deception (självbedrägeri) kom up. Genom gemensamma vänner hittade Erik gitarristen Gabriel Rauhofer och baseten Nicklas Wester. Bandet Spelade in sin första demo och började sprida sin musik på olika musikforum.

Self Deception fick sitt första skivkontrakt 2007 via skivbolaget Roosters production och spelade in albumet «Restitution».Den första singeln hette «Relationship Redrum» и видео, записанное в одном из самых популярных фильмов в Стокгольме. Efter mycket turnerande och skrivande av nytt material lämnade baseten Nicklas Wester bandet på grund av personliga problem. Basisten Patrik Hallgren blev en ny medlem i Self Deception. Самообман — это контракт с музыкальной группой Ayam и ее коллегой по работе с менеджером Линнеей Сундквист. Bandet var nu redo för en ny inspelning och bestämde sig for att arbeta med den svenska pop-Produnten Joy Deb, nu mera känd from Melodifestivalen som låtskrivare till bl.а. «Måns Zelmerlöw — Герои».

Sommar 2011 Spelade bandet в альбоме ситт-андра «Over the threshold» в студии 301 в Стокгольме. Albumet inkluderade «не может быть всего» в дуэте с Linnea Deb som också är en känd låtskrivare from Melodifestivalen. Сингл «Over the treshold» blev radiodebut for bandet. Альбом включает в себя группу из самых известных песен «Сдвиг». Самообман как раз в Скандинавии и других странах с группой из Takida, Young Guns и ниже, чем Атлантида.

в 2012 году, когда Габриэль Раухофер присоединяется к вилле Лемна бандет и Ронни Вестфаль, в постоянном медлеме в самообмане.

в 2013 году, когда Self Deception работает с Ayam Music Group и лучше всего подходит для этого материала в студии, чтобы получить новый материал. De började arbeta med Erik Eklunds bror J-pop продюсер Никлас Эклунд, сомневающийся в происходящем в процессе. Self Deception ville även arbeta medroductionnten Dino Medanhodzic (Smash in piece, Normandie, Hardcore Superstar, Adept, kill the kong).EP: n «Эти стены» произнесены в альбоме «Студия Радионика» с Дино Меданходжичем. Kort efter att EP: n «Эти стены» написаны в скреве Self Deception ett nytt kontakt med skivbolaget Ninetone. «Killed Our Love» произносит слова som den första singel och nådde bl.a. Поставьте платформу на Itunes ”Rock Top List” или на ком-то в Свенском Digilistan (P3).

В январе 2015 года вы можете найти обложку на обложке Alesso & Tove Lo’s låt Heroes, och låten gjorde stora framgångar på bl.a. Spotify.

В 2016 году вводится самообман в ситттредже fullängdsalbum tillsammans med den svenska produnten Patrik Frisk (Takida, Coroded, Plan Three, Yohio), который производит альбум и миксы Дино Меданходзика.Один из одиночных хеттов «Runaway Train» и 30 сентября 2016 года. Флэра из одного альбома из одного альбома загружается до популярного заклинателя, находящегося в одном месте и без того, чтобы найти его место через потоковую передачу.

År 2018 bestämde sig bandet för att det skulle avsluta samarbetet med deras skivbolag och bestämde sig för att starta ett eget. Efter att ha skrivit och spelat in nytt material med Nicklas Eklund under hösten bestämde sig bandet for att göra en «crowdfund» для deras kommande альбома.Det tog endast 4 dagar tills hela albumet var finansierat.

De nya låtarna произносится с производством Дино Меданходзича. Bandet valde att gå mot ett hårdare håll i sin musikstil. Self Deception släpper en rad singlar under våren 2019 som sedan följs upp av EP ”Endorse the art”. Namnet kommer ifrån att EP: n är finansierat av fansen. Я услышал в 2019 году planerar bandet att släppa sitt fjärde fullängsalbum.

Nuvarande medlemmar
Медлеммар Tidigare
  • Габриэль Раухофер — Гитарр
  • Никлас Вестер — Басгитарр
Студиоальбом
  • Реституция (2009 г.)
  • За порог (2011)
  • Эти стены EP (2014)
  • Самообман (2018)
  • Формы (2020)
Одиночный
År Låt Альбом
2009 г. «Открытка (Отмечено лучше)» Реституция
«Отношения Redrum»
«Заблуждение»
«Снесенный (Акустиск)»
2011 г. «За порог» Превышение порога
«Сдвиг»
«Оставайся молодым»
2011 г. «Fucking Perfect» (Обложка на розовом)
2014 «Убила нашу любовь» Эти стены
«Давай никогда не покинем эту кровать»
«Убили нашу любовь» (Акустиск)
2015 Обложка «Heroes (We could be)» на Алессо и Туве Ло
2016 «Поезд-убежище» Самообман
2016 «Поезд-беглец (Акустическая версия)»
2017 «Я сдаюсь»
2017 Обложка «My Addiction» на Joakim Lundell
2017 «Разбитое поколение»
2017 «Из-за тебя»
2018 «Ешьте Sleep Rock Repeat»
2018 «Let Go remix feat Procrasta Nate»
2019 «Похороните меня заживо» ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ИСКУССТВО
2019 «TicToc (скоба для удара)»
  • Shepard Music (лейбл Self Deception) 2019
  • Ninetone Records (2014-2018)
  • Музыкальная группа Ayam (2010-2013)
  • Rooster Records (2008-2010)
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *