Роджерс взгляд на психотерапию становление человека – К.Роджерс. О становлении личностью: психотерапия глазами психотерапевта

Читать онлайн «СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ» автора Роджерс Карл Р. — RuLit

Карл Роджерс

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ

Перевод М.М.Исениной под редакцией д.п.н. Е.И.Исениной

C.Rogers. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961 К.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», 1994 Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2004

К читателю

«Это – Я». Развитие моего профессионального мышления и личной философии

Часть II КАК Я МОГУ ПОМОЧЬ?

Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности

Характерные черты помогающего поведения

Наши субъективные и объективные представления о психотерапии

Часть III ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

О некоторых направлениях работы в психотерапии

Что значит «становиться личностью»

Понятие о психотерапии как процессе

Часть IV ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

«Быть тем, кем ты есть на самом деле». Цели человека глазами психотерапевта

Хорошая жизнь глазами психотерапевта. Полноценно функционирующий человек

Часть V ПОСТИЖЕНИЕ ФАКТОВ.МЕСТО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ

Люди или наука? Философский вопрос

Изменение личности в психотерапии

Психотерапия, центрированная на клиенте, и ее исследования

Часть VI КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ЖИЗНИ?

Личные мысли по поводу обучения и научения

Научение, значимое для человека: в психотерапии и образовании

Обучение, центрированное на учащемся. Опыт его участника

Значение психотерапии, центрированной на клиенте, для семейной жизни

Подход к нарушениям межличностного и межгруппового общения

Предварительная формулировка общего закона межличностных отношений

К теории творчества

Часть VII НАУКИ О ПОВЕДЕНИИ И ЧЕЛОВЕК

Растущая сила наук о поведении человека

Место личности в новом мире наук о поведении

Я был психотерапевтом1 (консультантом по личным проблемам) более тридцати трех лет. Я и сам поражаюсь, когда говорю о таком сроке. Это значит, что в течение трети века я старался помочь самым разным людям: детям, подросткам и взрослым в учебных, профессиональных, личных и супружеских проблемах; «нормальным», «невротикам» и «душевнобольным» (я ставлю кавычки, чтобы показать, что все эти ярлыки вводят в заблуждение). Я помогал тем, кто приходил за помощью, и тем, кого ко мне присылали; тем, у кого были небольшие проблемы, и тем, кто совершенно отчаялся и потерял надежду в жизни. Считаю, мне очень повезло, что у меня была возможность близко узнать такое множество разных людей.

Исходя из своего клинического опыта и исследований, проведенных за эти годы, я написал несколько книг и статей. Работы, вошедшие в эту книгу, отобраны из числа тех, которые были написаны мною в последнее десятилетие, с 1951 по 1961 год. Я бы хотел объяснить, почему я издаю их в виде книги.

www.rulit.me

Роджерс, Карл Рэнсом — Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст]


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

$исследование

$развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

«исследование и разработка«

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду «~» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

«исследование разработка«~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак «^» в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово «исследование» в четыре раза релевантнее слова «разработка»:

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.
Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

«Становление личности. Взгляд на психотерапию» Карл Роджерс

«Становление личности. Взгляд на психотерапию» – один из самых больших трудов Карла Роджерса, выдающегося психолога, психотерапевта и мыслителя. Являет собой квинтэссенцию всего его опыта, которая может стать полезной для всех, кому так или иначе надо работать с людьми: психологам, наставникам, учителям – да и обычному человеку будет чего почерпнуть.

Об авторе

Карл Рэнсом Роджерс – американский психолог, наряду с Абрахамом Маслоу – один из основателей и лидеров гуманистической психологии. С равным успехом решал как внутри-, так и межличностные проблемы и конфликты, работал с группами и индивидуально, а основой структуры личности считал «я-концепцию»: то, что формируется в человеке при взаимодействии с окружающим его социумом и влияет на саморегуляцию его поведения.

О книге

Книга о жизни. О том, как не быть на всём её протяжении просто грузом, который непонятно зачем и для чего тащится вперёд, а жить творчески, выстраивать действительно имеющие какие-то перспективы отношения, как – и можно ли вообще – помочь другому человеку и многое другое. Даже для философских вопросов в ней нашлось место.

Мы развиваемся. Мы идём вперёд, совершаем ошибки, учимся на них. То, что у нас когда-то вышло не так, когда мы приняли какое-то неверное решения – это ведь ещё не делает нас плохими. Тогда у нас был меньший жизненный опыт, другая база знаний, но мы ведь идём вперёд и совершенствуемся. Важно лишь закреплять свой опыт и правильно относиться к совершаемым ошибкам.

В книге автор хорошо раскрывает суть клиент-ориентированной терапии, повествует о том, с чем придётся столкнуться психотерапевту или обычному учителю при работе с людьми, будь то группа или отдельные люди – другими словами, делится накопленной им базой знаний, да ещё и простым языком: так что понять и что-то для себя вынести сможет и не-специалист.

Карл Рэнсом Роджерс

«Цель этой книги состоит в том, чтобы поделиться с вами частью моего опыта — частью меня самого. Здесь описано то, что я испытал в джунглях современного мира, на неизведанной территории личностных взаимоотношений. Тут изложено всё, что я видел, и всё, во что я поверил. Я привёл здесь некоторые вопросы, затруднения, сомнения и заботы, с которыми столкнулся. Надеюсь, что, разделив их со мной, вы найдете что-нибудь, затрагивающее лично вас», – Карл Роджерс.

Отзывы

Практически все отзывы положительные. Книгу хвалят за язык, за простоту изложения, за полезность информации. Кто-то говорит, что в пору всю её усеивать закладками и возвращаться к ней раз за разом; кто-то советует добавить её в свою базу студентам-психологам; кто-то просто уверен, что в ней каждый сможет почерпнуть что-то для раздумий.

Стоит ли читать?

Решать Вам, но поводов не читать её – это надо ещё постараться, чтобы их отыскать. Кому в жизни не пригодятся знания опытного, успешного психолога и психотерапевта, которыми он щедро и понятным языком делится? С людьми ведь работают не только специалисты, и даже не всегда по своей воле – а значит, стоит уметь правильно это делать. Тем более, если Вы и в самом деле хотите кому-то помочь.

Изображение в шапке – Tommy Lisbin, Unsplash.

Автор статьи: Новикова М. А., Корнилова Т. В.

testometrika.com

Становление личности. Взгляд на психотерапию — рецензия — Психология эффективной жизни

Автор

Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987) — выдающийся американский психолог, психотерапевт и мыслитель, один из создателей и лидеров гуманистической психологии.

Сложность изложения

3 из 5. Рекомендуется психологам, педагогам, начинающим и практикующим психотерапевтам, учащимся.

Целевая аудитория

Все, кому интересен мир психологии и психотерапевтической практики.

Зачем читать

В этой монументальной работе описывается уникальный опыт автора в помощи людям, которые хотят быть психически здоровыми, счастливыми, осознавать личные возможности и жить полноценной жизнью. Автор проводит глубокий анализ стадий и особенностей психотерапевтического процесса, рассматривает успешность психотерапии, развитие и становление личности в этом процессе, обозначает необходимые качества психотерапевта.  

Читаем вместе

Теория личности включает такую систему понятий, в которой люди создают и изменяют представления о себе и близких, а терапия направлена на помощь человеку в изменении себя и отношений с окружающими. Центральной идеей этой теории является ценная и уникальная личность человека, который в течение жизни приобретает опыт под названием «феноменальное поле». Мир, который создает любой индивид, или совпадает, или не совпадает с действительностью, поскольку не все ее предметы осознаются им до конца.

Основная гипотеза, по автору, заключается в установлении с человеком определенных отношений и обнаружении способности использовать их для развития, что вызывает связанные с ним изменения личности. Есть три необходимых условия, которые обеспечивают надлежащий климат для личностного развития и становления:

1. Подлинность, честность или конгруэнтность, когда терапевт в настоящий момент проживает чувства и установки, является самим собой в отношениях с клиентом. Это безоценочное принятие и осознание человеком его реальных ощущений и проблем, которые выражаются и озвучиваются таким образом, чтобы не травмировать других людей. Высокая степень конгруэнтности позволяет соотносить между собой передаваемые человеком сообщения другим, происходящее вокруг и то, что он осознает в этом происходящем. Если конгруэнтность нарушена, человек становится напряженным, тревожным, что в итоге приводит к его невротизации.

2. Принятие или признание, когда терапевт безусловно принимает клиента в позитивном ключе, дарит ему бескорыстную заботу, позволяя быть собой в любом состоянии или настроении. Другими словами, терапевт признает пациента целостно.

3. Эмпатическое понимание, когда терапевт четко понимает все переживания клиента и коммуницирует ему это воспринятое понимание. Это очень мощная сила, которая способствует изменению личности.

Поведение терапевта не может считаться помогающим, если он не хочет быть личностью и оперировать другими людьми как предметами.

Если человек отказывается от индивидуальности и самоактуализации, в его развитии начинаются серьезные отклонения. Внутренняя сущность людей, их самость выражается в самооценке, являющейся отражением подлинной сути «я». Даже в детстве эта самооценка, считающаяся скорее самоощущением, определяет поведение ребенка, помогает ему выбирать общение с другими, интересы, профессию и т.д. Становясь старше, ребенок осознает себя, индивидуальные способности и стремления, благодаря которым строит жизнь в соответствии с этой самооценкой. Тогда можно сказать, что человек становится успешным, поскольку его деятельность приносит ему удовлетворение, в глазах окружающих он обладает статусом, при этом не испытывает потребности вытеснять личный опыт в бессознательное, поскольку его мнение о себе, чужое мнение о нем и его реальная самость конгруэнтны.

Роджерс полагает, что родители часто мешают ребенку формировать истинную самооценку, когда не прислушиваются к нему и высказывают мнение о нем, его способностях и предназначении. Они пытаются навязать ребенку личную оценку, стремясь к тому, чтобы он сделал ее своей. Когда дети начинают выражать протест, у них начинается конфликт и агрессивное поведение. В стремлении отстоять самооценку ребенок протестует против всего, что в принципе исходит от взрослого, даже если присутствует совпадение с его реальными интересами.

Для налаживания общения ребенка с окружающими необходимо вмешательство психотерапевта. Но чаще бывает так, что дети соглашаются с мнением родителей, поскольку нуждаются в заботе, ласке и принятии со стороны взрослых. Роджерс называет это стремление к привязанности «условием ценности», когда человек хочет быть любимым и уважаемым любым, кто вступает с ним в контакт. Это условие серьезным образом препятствует личностному росту, так как человек не осознает истинное «я» и призвание, заменяя их приятным для окружающих образом.

Проблема заключается в следующем: при отказе от самоактуализации и самости человек не может убедить себя в том, что его деятельность, навязанная другими, является его истинным призванием. Он очень боится изменить самооценку, которую уже считает частью себя, поэтому все время игнорирует сигналы о недостаточной успешности. Тем самым внутри индивида начинается вытеснение стремлений, страхов, мнений других людей в бессознательное, которое выливается в отчуждение опыта от сознания. Человек впадает в ригидность и не может привести в соответствие реальный мир и себя. Задачей психотерапевта стоит обоюдный с пациентом процесс разрушения этой схемы для осознания «я» и перестройки общения с окружающими. Корреляция успешной социализации индивида с его уровнем самосознания является для ровного глубокого развития личности более значимой связью, чем отношение родителей или социальный статус семьи вместе с ее окружением.

Самооценка должна обладать гибкостью, быть изменчивой в зависимости от окружения. Это такой гештальт, который постоянно формируется и изменяется, реструктурируется, становится избирательным по отношению ко всему окружающему. Человек должен быть открыт для нового опыта, всегда думать о настоящем и жить в нем, ценить каждый проживаемый момент. Тогда его личность может быть полностью реализована.

Переход индивида от статичности к текучести проходит семь стадий:

  1. Проблемы не воспринимаются и не осознаются, нет желания меняться.
  2. Нет чувства личной ответственности за проблемы.
  3. Клиент более свободно высказывается о себе как объекте.
  4. Им описываются более сильные чувства, которые не относятся к настоящему.
  5. Клиент свободно выражает чувства, относящиеся к настоящему моменту.
  6. Клиент переживает ранее заблокированное чувство, не отрицает его и не борется с ним. Эта стадия считается критической и необратимой.
  7. Клиент переживает новые чувства во всем многообразии деталей как в психотерапевтических отношениях, так и вне их.

В отношении психокоррекции Роджерс описывает такой подход работы психотерапевта с клиентом, при котором тот не имеет права навязывать мнение, но должен подводить пациента к верному решению. Человеку нужно научиться больше доверять интуиции, ощущениям, побуждениям, лучше понимать внутренние запросы и желания, что в конечном итоге благоприятно скажется на понимании им окружающих. Это «озарение» повышает конгруэнтность, снижает тревожность и дает возможность принимать себя и других людей. Психотерапевт полностью доверяет мудрости клиента, ведь кто, как не он, лучше знает путь к исцелению себя. Основной и, пожалуй, самой важной задачей психотерапевта является доверие и демонстрация этого знания, желание пройти этот этап вместе с пациентом, разделяя все, что встретится на пути в этом «внутреннем путешествии».

Лучшая цитата

«Я обнаружил, что очень много получаю, когда могу принимать другого человека».

Чему учит книга

— Когда психотерапевт и клиент понимают друг друга, это духовно обогащает обоих.

— Жизнь представляется текущим изменяющимся процессом, в котором ничто не является неизменным. Именно поэтому она наиболее полноценна, когда движется и течет.

— Чтобы управлять человеческим поведением, нужно выбрать цель, отыскать средства для ее достижения и решить вопрос власти.

 

От редакции

Родители часто мешают детям формировать истинную самооценку, когда не прислушиваются к ним и высказывают мнение о них, их способностях и предназначении. Какие аспекты нужно развивать, чтобы сформировать у ребенка высокую адекватную самооценку? На вопрос отвечает дипломированный психолог 

Оксана Юсупова: https://psy.systems/post/kak-sformirovat-adekvatnuyu-samoocenku-u-rebenka.

Неуверенность, страхи и комплексы, сформированные в детстве, лишают нас во взрослом возрасте возможности добиваться успеха. Как возникают комплексы и как с ними справляться, рассказывает специалист психологического консультирования Ольга Спиридонова: https://psy.systems/post/otkuda-u-nas-styd-neuverennost-i-kompleksy.

Как выбрать специалиста, если самостоятельно справиться с психологическими проблемами не получается? Советы наших экспертов подскажут, на что обращать внимание, чтобы не ошибиться с выбором: https://psy.systems/post/kak-pravilno-vybrat-psixologa-chast-1.

psy.systems

Карл Роджерс становление личности взгляд на психотерапию


Карл Роджерс

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ


Перевод М.М.Исениной под редакцией д.п.н. Е.И.Исениной

C.Rogers. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961


К.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», 1994
Терминологическая правка В.Данченко
К.: PSYLIB, 2004

К читателю

Часть I
О СЕБЕ


  1. «Это – Я». Развитие моего профессионального мышления и личной философии

Часть II
КАК Я МОГУ ПОМОЧЬ?


  1. Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности

  2. Характерные черты помогающего поведения

  3. Наши субъективные и объективные представления о психотерапии

Часть III
ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ


  1. О некоторых направлениях работы в психотерапии

  2. Что значит «становиться личностью»

  3. Понятие о психотерапии как процессе

Часть IV
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА


  1. «Быть тем, кем ты есть на самом деле». Цели человека глазами психотерапевта

  2. Хорошая жизнь глазами психотерапевта. Полноценно функционирующий человек

Часть V
ПОСТИЖЕНИЕ ФАКТОВ.
МЕСТО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ


  1. Люди или наука? Философский вопрос

  2. Изменение личности в психотерапии

  3. Психотерапия, центрированная на клиенте, и ее исследования

Часть VI
КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ЖИЗНИ?


  1. Личные мысли по поводу обучения и научения

  2. Научение, значимое для человека: в психотерапии и образовании

  3. Обучение, центрированное на учащемся. Опыт его участника

  4. Значение психотерапии, центрированной на клиенте, для семейной жизни

  5. Подход к нарушениям межличностного и межгруппового общения

  6. Предварительная формулировка общего закона межличностных отношений

  7. К теории творчества

Часть VII
НАУКИ О ПОВЕДЕНИИ И ЧЕЛОВЕК


  1. Растущая сила наук о поведении человека

  2. Место личности в новом мире наук о поведении

К читателю


Я был психотерапевтом1 (консультантом по личным проблемам) более тридцати трех лет. Я и сам поражаюсь, когда говорю о таком сроке. Это значит, что в течение трети века я старался помочь самым разным людям: детям, подросткам и взрослым в учебных, профессиональных, личных и супружеских проблемах; «нормальным», «невротикам» и «душевнобольным» (я ставлю кавычки, чтобы показать, что все эти ярлыки вводят в заблуждение). Я помогал тем, кто приходил за помощью, и тем, кого ко мне присылали; тем, у кого были небольшие проблемы, и тем, кто совершенно отчаялся и потерял надежду в жизни. Считаю, мне очень повезло, что у меня была возможность близко узнать такое множество разных людей.

Исходя из своего клинического опыта и исследований, проведенных за эти годы, я написал несколько книг и статей. Работы, вошедшие в эту книгу, отобраны из числа тех, которые были написаны мною в последнее десятилетие, с 1951 по 1961 год. Я бы хотел объяснить, почему я издаю их в виде книги.

Во-первых, я считаю, что почти все из них имеют прямое отношение к жизни человека в нашем сложном современном мире. Это, конечно, не книга советов и не пособие типа «сделай сам», однако мой предыдущий опыт говорит о том, что данные работы затронули читателей и обогатили их. Они в какой-то мере придают уверенность человеку, который сам выбирает свой путь и идет по нему, чтобы стать таким, каким он хочет быть. Именно по этой причине мне бы хотелось, чтобы эти произведения были более доступны тем, кому они могли бы быть интересны. Моя книга – для «умных неспециалистов». Мне кажется это справедливым еще и потому, что все мои предыдущие книги предназначались для психологов и были малодоступны людям вне этой профессии. Я искренне надеюсь, что многие из тех, кто не интересуется ни консультированием, ни психотерапией, обнаружат, что знания, полученные в этой области, придадут им жизненных сил. Я также верю и надеюсь, что многие люди, которые никогда не обращались за помощью к консультанту, читая высказывания клиента во время сеанса психотерапии, почувствуют, что у них прибавилось мужества и уверенности в себе. Им будет легче понять свои собственные трудности, переживая в воображении борьбу других людей за свой личностный рост.

Другая причина, побудившая меня подготовить эту книгу, – большое число настоятельных просьб от тех, кто уже знаком с моей позицией в консультировании, психотерапии и теории межличностных отношений. Эти люди говорят, что хотят узнать о моих последних взглядах в этих областях, причем в доступной, удобочитаемой форме. Им надоело слышать о неопубликованных статьях, которые они не могут достать, и искать разрозненные работы в случайных журналах, – они желают, чтобы все эти работы были собраны в одной книге. Такая просьба лестна для любого автора. И она накладывает на меня обязательства, которые я постараюсь выполнить. Я думаю, читатели будут довольны подборкой работ, которая показывает, что книга предназначена для психологов, психиатров, учителей, воспитателей, школьных психологов, служителей культа, социальных работников, дефектологов, руководителей предприятий, специалистов по работе с персоналом, политологов и других, которые в прошлом признавали, что мои труды важны для их профессиональной деятельности. Эта книга посвящается им в самом прямом смысле слова.

Имеется и другая, более сложная личная причина, которая подвинула меня на создание книги. Это – поиск подходящей аудитории для моих идей. Мысль эта беспокоит меня уже более десяти лет. Я знаю, что пишу только для части психологов. У большинства из них интересы лежат в областях, где бытуют такие термины, как «стимул-реакция», «теория научения», «оперантное обусловливание»2, и они так привыкли рассматривать индивида3 как объект, что содержание моих работ часто озадачивает их, если не раздражает. Я также сознаю, что пишу лишь для части психиатров. Для многих из них, возможно большинства, все истины психотерапии были уже давно открыты Фрейдом, у них отсутствует интерес к новым направлениям и их исследованию, они даже настроены против этого. Я также знаю, что пишу лишь для незначительной части психиатров, называющих себя консультантами, так как большинство их интересуется главным образом прогнозирующими тестами, измерениями и методами направляющей помощи.

Поэтому, когда дело доходит до публикаций, я чувствую себя неудовлетворенным, отдавая статью в профессиональный журнал, относящийся к одной из этих трех областей. У меня были публикации в таких журналах, однако большинство моих работ за последние годы скопились в виде неопубликованных рукописей, которые расходятся в виде ксерокопий. Это говорит о том, что я точно не знаю, как найти своих читателей.

В течение этого времени редакторы небольших и узкоспециализированных журналов познакомились с моими работами и попросили разрешение их напечатать. Я всегда отвечал согласием на их просьбы с тем лишь условием, чтобы у меня было право напечатать эти статьи где-либо позднее. Таким образом, большинство статей, написанных за это десятилетие, или не были опубликованы, или увидели свет в небольших, специализированных или второстепенных журналах.

Однако сейчас я пришел к выводу, что нужно выразить свои идеи в книге, чтобы они нашли своего читателя. Я уверен, что моими читателями будут представители самых разных профессий, далеких от моей. Таких, например, как философия или наука управления. Однако я верю, что эта аудитория будет иметь и нечто общее. Мне кажется, мои статьи относятся к такому направлению, которое может дать новый импульс и психологии, и психиатрии, и философии, и другим сферам знаний. Я еще не знаю, как мне назвать это направление, но в моих мыслях оно ассоциируется с такими прилагательными, как феноменологический, экзистенциальный, личностно-центрированный; с такими понятиями, как самоактуализация4, становление, рост; с такими людьми (в нашей стране), как Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Ролло Мей. Отсюда можно сделать вывод, что, хотя эта книга будет значимой для многих специалистов с разными интересами, их будет объединять общий мотив: забота о человеке и его личностном росте в современном мире, который, как мне кажется, отвергает и унижает его.

И наконец, есть еще одна очень важная причина для появления в свет этой книги, причина, имеющая для меня огромное значение. В наше время надо гораздо больше знать и уметь, чтобы уменьшить напряженность в человеческих отношениях. Проникновения в бесконечность пространства и микромир атома вызывают благоговейный ужас, но, кажется, они приведут к всеобщему разрушению нашего мира, если только мы не достигнем больших успехов в понимании и налаживании отношений между отдельными людьми и группами. Я думаю, что знания, имеющиеся в этой области, очень скудны. Но я надеюсь, придет день, когда мы вложим деньги, равные стоимости одной-двух больших ракет, в исследования понимания человеческих отношений. Меня также очень беспокоит, что знания, которыми мы уже обладаем, не получили достаточного признания и не используются в жизни. Я надеюсь, из данной книги станет ясно, что у нас уже есть знания, которые, будучи внедренными в практику, помогли бы уменьшить расовые, международные и трудовые противостояния. Мне также кажется, что, если использовать эти знания в воспитании, они помогут развитию зрелых, понимающих, незакомплексованных личностей, способных конструктивно разрешать конфликты в своей дальнейшей жизни. Для меня будет настоящей наградой, если я таким образом смогу передать большому числу людей еще не используемые знания о межличностных отношениях.

Ну, довольно о причинах, вызвавших появление этой книги. Я лишь немного разъясню ее содержание. Собранные в ней работы отражают мои главные научные интересы в течение последних десяти лет5. Они были написаны для разных целей, для разных читателей или просто для собственного удовольствия. К каждой главе дано небольшое введение, в котором я пытаюсь объяснить, как появилась данная статья. Статьи представлены в книге таким образом, что в их содержании развивается общая тема, важная как для отдельной личности, так и для общества. При редактировании я исключил повторения, но отрывки с «вариациями на одну и ту же тему» были оставлены с тем, чтобы, как это делается в музыке, обогатить звучание основной темы. Работы не зависят одна от другой, поэтому читатель, если захочет, может выбрать для чтения любую их них в отдельности.

Говоря просто, цель этой книги – разделить с вами часть моего жизненного опыта, часть меня самого. Здесь изложено то, что я испытал в джунглях современной жизни, на неизведанной территории межличностных отношений. Здесь описано то, что я видел, во что я поверил. Здесь говорится о некоторых вопросах, затруднениях, заботах и сомнениях, с которыми я встретился. Надеюсь, что, разделив это все со мной, вы найдете что-то важное и для себя.

Отделение психологии и психиатрии
Университет штата Висконсин
Апрель 1961 года

Часть I
О СЕБЕ


О себе как о человеке
со своим жизненным опытом и знаниями

Глава 1

Достарыңызбен бөлісу:

dereksiz.org

Карл Роджерс

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ

Перевод М.М.Исениной под редакцией д.п.н. Е.И.Исениной

C.Rogers. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961 К.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», 1994 Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2004

К читателю

Часть I О СЕБЕ

  1. «Это – Я». Развитие моего профессионального мышления и личной философии

Часть II КАК Я МОГУ ПОМОЧЬ?

  1. Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности

  2. Характерные черты помогающего поведения

  3. Наши субъективные и объективные представления о психотерапии

Часть III ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

  1. О некоторых направлениях работы в психотерапии

  2. Что значит «становиться личностью»

  3. Понятие о психотерапии как процессе

Часть IV ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

  1. «Быть тем, кем ты есть на самом деле». Цели человека глазами психотерапевта

  2. Хорошая жизнь глазами психотерапевта. Полноценно функционирующий человек

Часть V ПОСТИЖЕНИЕ ФАКТОВ. МЕСТО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ

  1. Люди или наука? Философский вопрос

  2. Изменение личности в психотерапии

  3. Психотерапия, центрированная на клиенте, и ее исследования

Часть VI КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ЖИЗНИ?

  1. Личные мысли по поводу обучения и научения

  2. Научение, значимое для человека: в психотерапии и образовании

  3. Обучение, центрированное на учащемся. Опыт его участника

  4. Значение психотерапии, центрированной на клиенте, для семейной жизни

  5. Подход к нарушениям межличностного и межгруппового общения

  6. Предварительная формулировка общего закона межличностных отношений

  7. К теории творчества

Часть VII НАУКИ О ПОВЕДЕНИИ И ЧЕЛОВЕК

  1. Растущая сила наук о поведении человека

  2. Место личности в новом мире наук о поведении

К читателю

Я был психотерапевтом1 (консультантом по личным проблемам) более тридцати трех лет. Я и сам поражаюсь, когда говорю о таком сроке. Это значит, что в течение трети века я старался помочь самым разным людям: детям, подросткам и взрослым в учебных, профессиональных, личных и супружеских проблемах; «нормальным», «невротикам» и «душевнобольным» (я ставлю кавычки, чтобы показать, что все эти ярлыки вводят в заблуждение). Я помогал тем, кто приходил за помощью, и тем, кого ко мне присылали; тем, у кого были небольшие проблемы, и тем, кто совершенно отчаялся и потерял надежду в жизни. Считаю, мне очень повезло, что у меня была возможность близко узнать такое множество разных людей.

Исходя из своего клинического опыта и исследований, проведенных за эти годы, я написал несколько книг и статей. Работы, вошедшие в эту книгу, отобраны из числа тех, которые были написаны мною в последнее десятилетие, с 1951 по 1961 год. Я бы хотел объяснить, почему я издаю их в виде книги.

Во-первых, я считаю, что почти все из них имеют прямое отношение к жизни человека в нашем сложном современном мире. Это, конечно, не книга советов и не пособие типа «сделай сам», однако мой предыдущий опыт говорит о том, что данные работы затронули читателей и обогатили их. Они в какой-то мере придают уверенность человеку, который сам выбирает свой путь и идет по нему, чтобы стать таким, каким он хочет быть. Именно по этой причине мне бы хотелось, чтобы эти произведения были более доступны тем, кому они могли бы быть интересны. Моя книга – для «умных неспециалистов». Мне кажется это справедливым еще и потому, что все мои предыдущие книги предназначались для психологов и были малодоступны людям вне этой профессии. Я искренне надеюсь, что многие из тех, кто не интересуется ни консультированием, ни психотерапией, обнаружат, что знания, полученные в этой области, придадут им жизненных сил. Я также верю и надеюсь, что многие люди, которые никогда не обращались за помощью к консультанту, читая высказывания клиента во время сеанса психотерапии, почувствуют, что у них прибавилось мужества и уверенности в себе. Им будет легче понять свои собственные трудности, переживая в воображении борьбу других людей за свой личностный рост.

Другая причина, побудившая меня подготовить эту книгу, – большое число настоятельных просьб от тех, кто уже знаком с моей позицией в консультировании, психотерапии и теории межличностных отношений. Эти люди говорят, что хотят узнать о моих последних взглядах в этих областях, причем в доступной, удобочитаемой форме. Им надоело слышать о неопубликованных статьях, которые они не могут достать, и искать разрозненные работы в случайных журналах, – они желают, чтобы все эти работы были собраны в одной книге. Такая просьба лестна для любого автора. И она накладывает на меня обязательства, которые я постараюсь выполнить. Я думаю, читатели будут довольны подборкой работ, которая показывает, что книга предназначена для психологов, психиатров, учителей, воспитателей, школьных психологов, служителей культа, социальных работников, дефектологов, руководителей предприятий, специалистов по работе с персоналом, политологов и других, которые в прошлом признавали, что мои труды важны для их профессиональной деятельности. Эта книга посвящается им в самом прямом смысле слова.

Имеется и другая, более сложная личная причина, которая подвинула меня на создание книги. Это – поиск подходящей аудитории для моих идей. Мысль эта беспокоит меня уже более десяти лет. Я знаю, что пишу только для части психологов. У большинства из них интересы лежат в областях, где бытуют такие термины, как «стимул-реакция», «теория научения», «оперантное обусловливание»2, и они так привыкли рассматривать индивида3 как объект, что содержание моих работ часто озадачивает их, если не раздражает. Я также сознаю, что пишу лишь для части психиатров. Для многих из них, возможно большинства, все истины психотерапии были уже давно открыты Фрейдом, у них отсутствует интерес к новым направлениям и их исследованию, они даже настроены против этого. Я также знаю, что пишу лишь для незначительной части психиатров, называющих себя консультантами, так как большинство их интересуется главным образом прогнозирующими тестами, измерениями и методами направляющей помощи.

Поэтому, когда дело доходит до публикаций, я чувствую себя неудовлетворенным, отдавая статью в профессиональный журнал, относящийся к одной из этих трех областей. У меня были публикации в таких журналах, однако большинство моих работ за последние годы скопились в виде неопубликованных рукописей, которые расходятся в виде ксерокопий. Это говорит о том, что я точно не знаю, как найти своих читателей.

В течение этого времени редакторы небольших и узкоспециализированных журналов познакомились с моими работами и попросили разрешение их напечатать. Я всегда отвечал согласием на их просьбы с тем лишь условием, чтобы у меня было право напечатать эти статьи где-либо позднее. Таким образом, большинство статей, написанных за это десятилетие, или не были опубликованы, или увидели свет в небольших, специализированных или второстепенных журналах.

Однако сейчас я пришел к выводу, что нужно выразить свои идеи в книге, чтобы они нашли своего читателя. Я уверен, что моими читателями будут представители самых разных профессий, далеких от моей. Таких, например, как философия или наука управления. Однако я верю, что эта аудитория будет иметь и нечто общее. Мне кажется, мои статьи относятся к такому направлению, которое может дать новый импульс и психологии, и психиатрии, и философии, и другим сферам знаний. Я еще не знаю, как мне назвать это направление, но в моих мыслях оно ассоциируется с такими прилагательными, как феноменологический, экзистенциальный, личностно-центрированный; с такими понятиями, как самоактуализация4, становление, рост; с такими людьми (в нашей стране), как Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Ролло Мей. Отсюда можно сделать вывод, что, хотя эта книга будет значимой для многих специалистов с разными интересами, их будет объединять общий мотив: забота о человеке и его личностном росте в современном мире, который, как мне кажется, отвергает и унижает его.

И наконец, есть еще одна очень важная причина для появления в свет этой книги, причина, имеющая для меня огромное значение. В наше время надо гораздо больше знать и уметь, чтобы уменьшить напряженность в человеческих отношениях. Проникновения в бесконечность пространства и микромир атома вызывают благоговейный ужас, но, кажется, они приведут к всеобщему разрушению нашего мира, если только мы не достигнем больших успехов в понимании и налаживании отношений между отдельными людьми и группами. Я думаю, что знания, имеющиеся в этой области, очень скудны. Но я надеюсь, придет день, когда мы вложим деньги, равные стоимости одной-двух больших ракет, в исследования понимания человеческих отношений. Меня также очень беспокоит, что знания, которыми мы уже обладаем, не получили достаточного признания и не используются в жизни. Я надеюсь, из данной книги станет ясно, что у нас уже есть знания, которые, будучи внедренными в практику, помогли бы уменьшить расовые, международные и трудовые противостояния. Мне также кажется, что, если использовать эти знания в воспитании, они помогут развитию зрелых, понимающих, незакомплексованных личностей, способных конструктивно разрешать конфликты в своей дальнейшей жизни. Для меня будет настоящей наградой, если я таким образом смогу передать большому числу людей еще не используемые знания о межличностных отношениях.

Ну, довольно о причинах, вызвавших появление этой книги. Я лишь немного разъясню ее содержание. Собранные в ней работы отражают мои главные научные интересы в течение последних десяти лет5. Они были написаны для разных целей, для разных читателей или просто для собственного удовольствия. К каждой главе дано небольшое введение, в котором я пытаюсь объяснить, как появилась данная статья. Статьи представлены в книге таким образом, что в их содержании развивается общая тема, важная как для отдельной личности, так и для общества. При редактировании я исключил повторения, но отрывки с «вариациями на одну и ту же тему» были оставлены с тем, чтобы, как это делается в музыке, обогатить звучание основной темы. Работы не зависят одна от другой, поэтому читатель, если захочет, может выбрать для чтения любую их них в отдельности.

Говоря просто, цель этой книги – разделить с вами часть моего жизненного опыта, часть меня самого. Здесь изложено то, что я испытал в джунглях современной жизни, на неизведанной территории межличностных отношений. Здесь описано то, что я видел, во что я поверил. Здесь говорится о некоторых вопросах, затруднениях, заботах и сомнениях, с которыми я встретился. Надеюсь, что, разделив это все со мной, вы найдете что-то важное и для себя.

Отделение психологии и психиатрии Университет штата Висконсин Апрель 1961 года

studfile.net

Читать онлайн «СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ» автора Роджерс Карл Р. — RuLit

Во-первых, я считаю, что почти все из них имеют прямое отношение к жизни человека в нашем сложном современном мире. Это, конечно, не книга советов и не пособие типа «сделай сам», однако мой предыдущий опыт говорит о том, что данные работы затронули читателей и обогатили их. Они в какой-то мере придают уверенность человеку, который сам выбирает свой путь и идет по нему, чтобы стать таким, каким он хочет быть. Именно по этой причине мне бы хотелось, чтобы эти произведения были более доступны тем, кому они могли бы быть интересны. Моя книга – для «умных неспециалистов». Мне кажется это справедливым еще и потому, что все мои предыдущие книги предназначались для психологов и были малодоступны людям вне этой профессии. Я искренне надеюсь, что многие из тех, кто не интересуется ни консультированием, ни психотерапией, обнаружат, что знания, полученные в этой области, придадут им жизненных сил. Я также верю и надеюсь, что многие люди, которые никогда не обращались за помощью к консультанту, читая высказывания клиента во время сеанса психотерапии, почувствуют, что у них прибавилось мужества и уверенности в себе. Им будет легче понять свои собственные трудности, переживая в воображении борьбу других людей за свой личностный рост.

Другая причина, побудившая меня подготовить эту книгу, – большое число настоятельных просьб от тех, кто уже знаком с моей позицией в консультировании, психотерапии и теории межличностных отношений. Эти люди говорят, что хотят узнать о моих последних взглядах в этих областях, причем в доступной, удобочитаемой форме. Им надоело слышать о неопубликованных статьях, которые они не могут достать, и искать разрозненные работы в случайных журналах, – они желают, чтобы все эти работы были собраны в одной книге. Такая просьба лестна для любого автора. И она накладывает на меня обязательства, которые я постараюсь выполнить. Я думаю, читатели будут довольны подборкой работ, которая показывает, что книга предназначена для психологов, психиатров, учителей, воспитателей, школьных психологов, служителей культа, социальных работников, дефектологов, руководителей предприятий, специалистов по работе с персоналом, политологов и других, которые в прошлом признавали, что мои труды важны для их профессиональной деятельности. Эта книга посвящается им в самом прямом смысле слова.

Имеется и другая, более сложная личная причина, которая подвинула меня на создание книги. Это – поиск подходящей аудитории для моих идей. Мысль эта беспокоит меня уже более десяти лет. Я знаю, что пишу только для части психологов. У большинства из них интересы лежат в областях, где бытуют такие термины, как «стимул-реакция», «теория научения», «оперантное обусловливание»2, и они так привыкли рассматривать индивида3 как объект, что содержание моих работ часто озадачивает их, если не раздражает. Я также сознаю, что пишу лишь для части психиатров. Для многих из них, возможно большинства, все истины психотерапии были уже давно открыты Фрейдом, у них отсутствует интерес к новым направлениям и их исследованию, они даже настроены против этого. Я также знаю, что пишу лишь для незначительной части психиатров, называющих себя консультантами, так как большинство их интересуется главным образом прогнозирующими тестами, измерениями и методами направляющей помощи.

Поэтому, когда дело доходит до публикаций, я чувствую себя неудовлетворенным, отдавая статью в профессиональный журнал, относящийся к одной из этих трех областей. У меня были публикации в таких журналах, однако большинство моих работ за последние годы скопились в виде неопубликованных рукописей, которые расходятся в виде ксерокопий. Это говорит о том, что я точно не знаю, как найти своих читателей.

В течение этого времени редакторы небольших и узкоспециализированных журналов познакомились с моими работами и попросили разрешение их напечатать. Я всегда отвечал согласием на их просьбы с тем лишь условием, чтобы у меня было право напечатать эти статьи где-либо позднее. Таким образом, большинство статей, написанных за это десятилетие, или не были опубликованы, или увидели свет в небольших, специализированных или второстепенных журналах.

Однако сейчас я пришел к выводу, что нужно выразить свои идеи в книге, чтобы они нашли своего читателя. Я уверен, что моими читателями будут представители самых разных профессий, далеких от моей. Таких, например, как философия или наука управления. Однако я верю, что эта аудитория будет иметь и нечто общее. Мне кажется, мои статьи относятся к такому направлению, которое может дать новый импульс и психологии, и психиатрии, и философии, и другим сферам знаний. Я еще не знаю, как мне назвать это направление, но в моих мыслях оно ассоциируется с такими прилагательными, как феноменологический, экзистенциальный, личностно-центрированный; с такими понятиями, как самоактуализация4, становление, рост; с такими людьми (в нашей стране), как Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Ролло Мей. Отсюда можно сделать вывод, что, хотя эта книга будет значимой для многих специалистов с разными интересами, их будет объединять общий мотив: забота о человеке и его личностном росте в современном мире, который, как мне кажется, отвергает и унижает его.

www.rulit.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *