Роберт розенталь: Эффект Розенталя. Что такое «Эффект Розенталя»? Понятие и определение термина «Эффект Розенталя» – Глоссарий

Эффект Розенталя или как мудро руководить коллективом

В современном мире коммуникация, наверное, один из самых важных soft skills. Умение вести беседу, убеждать в ценности собственного проекта, вдохновлять окружающих людей – это часто недооцененный навык коммуникации среди современных энтузиастов, которые готовы покорять карьерные вершины.

И при том, что азы и основы человеческой коммуникации начали изучать еще в середине прошлого столетия, мало кто догадывается об их открытии. Например, малоизвестный феномен важности невербального общения часто может не только сыграть злую шутку, но даже навредить достижению желаемого результата.

Сегодня мы поговорим о мощном психологическом приеме, который часто называют средством манипуляции, самогипнозом и даже мистикой. Речь пойдет об эффекте Пигмалиона, который доказывает механизмы воздействия наших убеждений и желаний на эффективность и результативность не только нас самих, но и других людей.

Роберт Розенталь и его вклад в экспериментальную психологию

В 2002 году Американская ассоциация психологов отдала почетному профессору Роберту Розенталю 84 место в списке 100 самых цитируемых психологов 20 столетия.

Известный в будущем психолог-экспериментатор Роберт Розенталь переехал с родителями из Германии в Соединенные Штаты, когда ему было шесть лет. Его академическая карьера сложилась в сфере популярной в 1950-1970-х годах поведенческой психологии (бихевиоризма), где он совмещал насколько научных направлений. В 1956 году Розенталь закончил Калифорнийский Университет Риверсайда и некоторое время специализировался на клинической психологии, но уже через несколько лет его научные интересы сфокусировались на социальной психологии, изучение которой он продолжил в Гарварде.

Роберт Розенталь – автор почти пяти сотен научных статьей и нескольких монографий, свой интерес фокусировал на нескольких аспектах поведения человека в таких сферах как:

  • прикладная социальная психология;
  • природа и влияние невербальной коммуникации на общение;
  • роль коммуникации и языка в передаче информации;
  • самореализующиеся пророчества в повседневной жизни;
  • безличные процессы;
  • психология образования;
  • психология личности;
  • личностное восприятие невербальной и вербальной информации;
  • научная методология исследования и оценки научного измерения.

Главные открытия, которые принесли известность Розенталю, были сделаны в области невербальной коммуникации, им были исследованы такие аспекты человеческого поведения как:

  • посредничество безличного воздействия в коммуникации;
  • примеры и источники поведенческого изучения общения;
  • анализ данных и анализ экспериментальных моделей;
  • сравнительный анализ и метаанализ моделей поведения.

Неоцененная заслуга Розенталя в области изучения коммуникаций и человеческого общения состоит в том, что он не только акцентировал важность невербального влияния и взаимосвязи между людьми, но и доказывал это на практике. Его самый большой вклад в развитие экспериментальной психологии – это обоснование «эффекта Розенталя».

Обоснование «эффекта Розенталя»

1968 году Роберт Розенталь и его коллега Ленора Якобсон провели наблюдение в одной из школ Сан-Франциско. Это исследование должно было помочь проверить, как невербальные и неосознанные стимулы влияют на межличностную коммуникацию учителя и учеников.

Сначала Розенталь и Якобсон провели проверочный тест на IQ, который в то время был главным каноном предполагаемой эффективности среди учеников, он помог закрепить успеваемость учеников в классе. Далее новым учителям сказали о предполагаемом потенциале 10 учеников из класса, фамилии которых Розенталь выбрал случайным образом.

Как показало последующее наблюдение, учителя на подсознательном уровне, прямо или косвенно, были готовы больше способствовать обучению «потенциально способных учеников», уделяли им больше внимания, давали больше обратной связи и помогали проанализировать ошибки. С самого начала их ожидания были к этим ученикам не только выше, но и менее категоричны. Высокие ожидания учителей способствовали их покладистости и готовности помогать ученикам в процессе обучения.

В конце учебного года Розенталь и Якобсон опять провели тестирование учеников, которое подтвердило, что случайно выбранные «потенциально успешные ученики» действительно показали лучшие результаты в обучении, чем их сверстники. Получается, что те, к кому с самого начала относились лучше, действительно показали лучшие способности к обучению. По мнению Розенталя и Якобсон, завышенные ожидания учителей повлияли на результативность учеников.

Эффект предвзятости экспериментатора – это уже пророчество, ведь ожидания от человека и его действий уже поднимают планку его результативности.

Поэтому главный принцип, на котором основывается «эффект Пигмалиона», состоит в том, что наш мозг не различает восприятие и ожидание. Известный социолог Роберт Кинг Мертон (1910-2003) в свое время назвал этот эффект «самогипнозом», и, как показали недавние нейробиологические исследования, активность мозга действительно проявляется идентично касательно восприятия реальных событий и внутренних ожиданий.

Механизм воздействия согласно «эффекту Розенталя»

Хотя сам Розенталь назвал это открытие «эффектом Пигмалиона», в научной и образовательной среде оно прижилось больше под другими названиями –«эффект Розенталя» или «самореализующиеся пророчества».

Свое название этот психологический феномен получил из греческой мифологии. По рассказам Овидия, скульптор Пигмалион влюбился в скульптуру прекрасной Галатеи, и так отчаянно хотел, чтобы она ожила, что в результате так и случилось. Ученые интерпретируют этот психологический прием, как «скульптор другой личности», ведь «Эффект Розенталя» – это пример того, что наши ожидания обладают сильным воздействием на других людей. Неоднократно было доказано – если люди ощущают эмпатию и дружеский настрой собеседника, они чувствуют себя более уверенными, привлекательными и компетентными.

Суть этого психологического приема состоит в том, что мы можем управлять силой собственных ожиданий, удерживать высокий уровень мотивации и пожинать плоды от своего воздействия на реальность, то есть быть скульпторами реальности. Такое воздействие одного человека на другого по предположениям Розеталя возможно с помощью невербальной коммуникации – мимики, жестов и эмоций.

Таким образом, «эффект Пигмалиона» – это своеобразная цепочка взаимозависимой коммуникации, где действие одного человека, например, учителя, способствуют положительной отдаче среди учеников:

  1. Высокие ожидания учителя ведут к более хорошей производительности учеников.
  2. Убеждения учителя влияют на действия учеников и их убеждения о своих способностях.
  3. Убеждения учеников о своих способностях подтверждают способность учителя к прогнозированию реальности.

Как показал опыт с учителем и «потенциально умными» учениками, важно не наличие объективной информации о чем-либо, а собственное убеждение человека в истинности своего понимания ситуации. Человек, который убежден в верности какой-либо информации на бессознательном уровне, будет искать ей фактическое подтверждение.

Этот случай убеждения в истинности собственного понимания ситуации был доказан и в другом эксперименте Розенталя, когда он разделил студентов в лаборатории на две группы: одним сказал, что у них крысы хорошо обучаемы, а другим – что плохо. Хотя крысы были одни и те же, результат в конце эксперимента был разным. В отличие от школьного эксперимента, где проявлялось воздействие между учителем и учеником, в лабораторных условиях акцент был сделан только на роли экспериментатора и его упорстве доказать истинность своих убеждений.

Таким образом, имея изначально положительные убеждения о себе или окружающем нас, мы также влияем на исход ситуации. Подтверждение таким «реализующимся пророчествам» в повседневной жизни психологи также называют эффектом положительного впечатления от просмотра нового фильма, если там играет ваш любимый актер, или если вы идете на вечеринку, где будут присутствовать хорошие знакомые – вы наверняка получите предполагаемые положительные эмоции. Вот пророчество и сбылось.

Также Розенталь исследовал данное проявление эффективности и важности невербальной коммуникации в межличностном общении на малых группах, таких как:

  • учитель и ученик;
  • врач и пациент;
  • судья и присяжные;
  • руководитель и подчиненные.

Но, хотя «эффект Розенталя» множество раз подтверждался в реальной жизни, критиков этого феномена, пожалуй, не меньше, чем приверженцев. Причины почему «эффект Пигмалиона» может сработать или не сработать до конца не были исследованы. Можно предположить, что если экспериментатор является хорошим коммуникатором, и у него хорошо развитая социальная интуиция, тогда он более расположен к поискам путей как найти общий язык с подопечным. Но если экспериментатор менее склонен к пониманию и слишком категоричен, тогда «эффект Розенталя» может не проявиться.

«Эффект Голема» или когда все наоборот

Совершенно противоположным «эффекту Розенталя» является самореализующееся пророчество под названием «эффект Голема» (название этот феномен получил из еврейского фольклора о мифическом персонаже Големе из Праги).

Базовые принципы и теоретическое обоснования «эффекта Голема» (1977) такие же, как и в «эффекте Пигмалиона», но результат совершенно противоположный. То есть, если в случае с завышенными ожиданиями руководителей от своих подчиненных они помогают улучшить результат в действительности (эффект Пигмалиона), то заниженные ожидания, негативное отношение и демотивация со стороны руководителя увеличивают низкую эффективность и шансы на то, что ожидаемый плохой результат реализуется (эффект Голема).

Подвергнуть любого человека эффекту Голема можно в случае, если:

  • игнорировать личную инициативу и идеи подчиненных;
  • давать слишком много советов и не учитывать способности личности;
  • демонстрировать чрезмерную власть, категоричность и непреклонность;
  • акцентировать внимание на неудачах и не замечать достижений.

Наиболее ярко подтверждение поведению согласно «эффекту Голема» проявляется в конфликтах: если мы настроены агрессивно и неуважительно к собеседнику, тогда очень высок шанс получить ответ в таком же духе.

Понимание механизмов действия «эффекта Пигмалиона» и «эффекта Голема» – это важный навык не только для личного развития и самомотивации, но еще и пример эффективного лидерства. Таким образом, от мудрого руководителя зависит как его манера поведения может влиять на атмосферу в рабочем коллективе и какие результаты в итоге будут получены.

Кстати, об управлении коллективом. Если у вас есть желание быть настоящим лидером, который вдохновляет сотрудников и помогает развиваться каждому в коллективе, обратите внимание на нашу онлайн-программу «Лучше техники тайм-менеджмента», которая поможет планировать не только свое время, но и составлять эффективные планы для компании. А онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации» поможет усвоить 72 техники для успешного взаимодействия с людьми.

Желаем вам хорошего настроения и до встречи на наших уроках!

Эффект Пигмалиона (или Розенталя): примеры, эксперименты

Что такое “Эффект Пигмалиона” знает далеко не каждый, поскольку данный термин стал популярен в России недавно. Давайте разберемся, что такое Эффект Пигмалиона.

Что такое эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя?

Смысл эффекта Розенталя можно выразить следующим образом: если человек верит в некое полученное им предсказание, то, не осознавая этого, начинает вести себя так, что в итоге его решения и действия приводят к осуществлению данного пророчества. Иными словами, человек сам делает все, чтобы предсказание сбылось, но не видит этого на сознательном уровне, и ему кажется, что прогноз осуществился потому, что так сошлись звезды, сложились карты, [нужное вставить].

Эффект Пигмалиона – пример самореализующегося пророчества. Такое пророчество – это изначально не соответствующая истине установка, которая из-за изменения поведения, образа мыслей и системы оценки личности, а также из-за ожиданий окружающих становится правдой. При этом, повторимся, на сознательном уровне личность может не осознавать изменений в себе, своем поведении, системе оценок, поэтому человеку кажется, что такое пророчество сбылось само по себе.

Приведем практический пример. Предположим, что гадалка сказала вам, что скоро вы встретите свою вторую половинку. В ожидании вы начинаете лучше одеваться, посещать различные мероприятия, быть милее и общительнее с представителями противоположного пока – ведь ваша судьбоносная встреча совсем рядом! Как итог, вы действительно знакомитесь с приятным человеком, и он становится вашей второй половинкой. Пророчество сбылось! Но к этому привело именно ваше поведение, которое изменилось благодаря тому, что вы поверили в предсказание.

Роберт Розенталь и его вклад в экспериментальную психологию

В 2002 году Американская ассоциация психологов отдала почетному профессору Роберту Розенталю 84 место в списке 100 самых цитируемых психологов 20 столетия.

Известный в будущем психолог-экспериментатор Роберт Розенталь переехал с родителями из Германии в Соединенные Штаты, когда ему было шесть лет. Его академическая карьера сложилась в сфере популярной в 1950-1970-х годах поведенческой психологии (бихевиоризма), где он совмещал насколько научных направлений. В 1956 году Розенталь закончил Калифорнийский Университет Риверсайда и некоторое время специализировался на клинической психологии, но уже через несколько лет его научные интересы сфокусировались на социальной психологии, изучение которой он продолжил в Гарварде.

Роберт Розенталь – автор почти пяти сотен научных статьей и нескольких монографий, свой интерес фокусировал на нескольких аспектах поведения человека в таких сферах как:

  • прикладная социальная психология;
  • природа и влияние невербальной коммуникации на общение;
  • роль коммуникации и языка в передаче информации;
  • самореализующиеся пророчества в повседневной жизни;
  • безличные процессы;
  • психология образования;
  • психология личности;
  • личностное восприятие невербальной и вербальной информации;
  • научная методология исследования и оценки научного измерения.

Главные открытия, которые принесли известность Розенталю, были сделаны в области невербальной коммуникации, им были исследованы такие аспекты человеческого поведения как:

  • посредничество безличного воздействия в коммуникации;
  • примеры и источники поведенческого изучения общения;
  • анализ данных и анализ экспериментальных моделей;
  • сравнительный анализ и метаанализ моделей поведения.

Неоцененная заслуга Розенталя в области изучения коммуникаций и человеческого общения состоит в том, что он не только акцентировал важность невербального влияния и взаимосвязи между людьми, но и доказывал это на практике. Его самый большой вклад в развитие экспериментальной психологии – это обоснование «эффекта Розенталя».

Что такое эффектПигмалиона?

Эффект Пигмалиона, также известный как эффектРозенталя, говорит о том, что когда учитель / менеджер / руководитель возлагает большие надежды на кого-либо, это, повышает его производительность. Это было доказанодаже тогда, когда человек с ожиданиями изо всех сил пытается скрыть это.

Как концепция, она часто ассоциируется с концепцией«самоисполняющегося пророчества», в котором говорится, что даже ложноеубеждение может в конечном итоге стать истинным, поскольку оно влияет как наубеждения, так и на действия. Как только убеждение становится истинным,оно создает петлю обратной связи, поскольку мы предполагаем, что всегда былиправы.

Причина эффекта Пигмалиона в том, что, когда мывзаимодействуем с другими людьми и ожидаем от них чего-то, мы склонны подаватьмножество подсознательных подсказок об этих ожиданиях через наш тон или языктела.

На самом деле, в конце 1800-х годов существовал конь, УмныйГанс, который, как считалось, был настолько умен, что мог понимать и дажеделать различные подсчёты. Считалось, что он может складывать, вычитать,умножать, делить и даже определять время и дату, постукивая копытом.

Однако позже исследователи обнаружили, что Умный Гансна самом деле не совершал этих удивительных подвигов. Хотя здесь не былоникакого обмана, Умный Ганс научился распознавать и интерпретировать тонкиеподсказки. Например, когда его постукивание приближалось к нужному номеру,спрашивающий совершал подсознательные подсказки, такие как наклон головы. Коньзамечал это и останавливался.

Мы можем с уверенностью предположить, что еслиживотное способно было обнаружить и интерпретировать эти подсознательные подсказки,то люди также способны на это.

История появления эффекта Пигмалиона

Свое название феномен получил в честь персонажа древнегреческой мифологии — античного скульптора Пигмалиона. Однажды Пигмалион создал из слоновой кости статую прелестной девушки. Увидев результат своей работы, создатель без памяти влюбился в свое творение. Он осыпал ее поцелуями, преподносил дорогие подарки, неустанно восхищался ею.

Потом скульптор обратился за помощью к богине любви Афродите. Принеся ей дары, Пигмалион от всего сердца попросил о встрече с женщиной, похожей на статую. Его чувство и желание были настолько искренними, что богиня сжалилась над ним и оживила статую.
Этот миф является четкой демонстрацией того, что искренняя вера человека способна на многое.

Эффект Пигмалиона в психологии заключается в том, что человек, убежденный в подлинности информации, строит свою линию поведения таким образом, что эта информация находит подтверждение.

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики!

«Верьте, и у вас получится»! Слышали о таком призыве? Звучит оптимистично, но почему-то не все верят в такое побуждение. Но можно перефразировать следующим образом: если у вас напрочь отсутствует вера в то, что все получится, то не нужно удивляться тому, что, в конечном счете, ничего так и не получилось.

Эффект Пигмалиона и исследования в области психологии

Эффект Пигмалиона также принято называть эффектом Розенталя, благодаря американскому психологу Роберту Розенталю, который в процессе экспериментальных исследований открыл этот феномен.

Первый эксперимент Роберта Розенталя — «крысиная мотивация»

В ходе эксперимента, проводимого Р. Розенталем, участникам было предложено выполнить определенные действия с несколькими группами лабораторных крыс: наблюдать за поведением грызунов в специально сооруженном лабиринте.

Первой экспериментальной группе подопытных охарактеризовали как «сообразительных», второй – с ограниченными умственными способностями. В первой группе исследователи отмечали благосклонное отношение к подопытным со стороны участников эксперимента. Это наблюдалось в проявлении ласки, всяческого поощрения при верном выполнении подопытными поставленных задач. Тем самым наблюдатели оказывали положительное влияние на поведение «сообразительной» группы крыс.

Второй эксперимент Роберта Розенталя — «Ученики-отличники»

Спустя некоторое время Роберт Розенталь совместно с психологом и директором школы Ленорой Якобсон провели похожий эксперимент. В роли испытуемых здесь выступали учителя. В начале учебного года они выбрали учеников разных классов младшей школы. По тестовым показателям уровень IQ и таланта данных учеников оказался несколько выше, чем у одноклассников. В действительности указанные ученики не обладали никакими выдающимися способностями и были выбраны случайным образом. Однако учителям сообщили обратное. Повторное исследование в конце года выявило повышенные результаты в контрольной группе и увеличение уровня IQ.

Психологи сделали заключение, что преувеличенные ожидания учителей оказали влияние на развитие учеников.

Преподаватели в ожидании высоких показателей подходили к процессу обучения контрольной группы другим образом. Предоставляли свободу творчества, поощряли учеников. Розенталь и Якобсон приравняли этот феномен к эффекту Пигмалиона.

Проверка эффекта Пигмалиона в армии обороны Израиля

Еще один эксперимент был проведен в израильской армии. Военнослужащие были разделены на 3 группы. Первой группе поставили целью преодолеть расстояние в 30 км, второй — 40 км, а третьей — 60 км. Фактически дистанция была равной. Однако убежденность солдат в достоверности сведений была настолько прочной, что одно и то же расстояние они преодолели за разное время: третья группа финишировала последней.

Ключевые моменты данного явления по мнению Розенталя

Розенталь определил ряд важных особенностей данного эффекта:

  1. Ожидания человека влияют на характер полученных им данных.
  2. Риск эффекта Розенталя значительно возрастает, если экспериментатор и испытуемый были заведомо знакомы.
  3. Женщины, в отличие от мужчин, более склонны к проявлению эффекта Пигмалиона.

Исходя из указанных особенностей, экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • регулирование числовых результатов: занижение слишком высоких баллов и повышение излишне низких показателей;
  • стремление к усреднению полученных данных.

Эти причины свидетельствуют о том, что эффект Пигмалиона является угрозой достоверности психологических исследований. Причем оказывать воздействие феномен может как во время эксперимента, так и при подсчете результатов.

Как проявляется эффект Пигмалиона?

В реальной жизни данный феномен часто связан с мистическими ожиданиями. К примеру, гадалка говорит парню, что он скоро встретит свою судьбу. И вот он, предвкушая долгожданную встречу, начинает тщательнее следить за собой. Он лучше одевается, старательно бреется и ведёт себя изысканнее. А ещё он приветливо улыбается каждой понравившейся незнакомке, с интересом глядя ей в глаза. И благодаря такому поведению он довольно скоро действительно знакомится с приятной девушкой.

Интересно, что эффект Пигмалиона часто встречается в среде ученых, совершенно не склонных верить в мистические взаимосвязи. Он может возникать в любой науке, на всех стадиях эксперимента, на которые люди могут повлиять. Даже если прямое влияние на исследуемое явление невозможно, от людей напрямую зависит, как полученные данные будут интерпретированы или систематизированы, какие параллели и взаимосвязи будут выявлены при обработке результатов.

Очень сильно данный эффект проявляется у детей. Ребенок, которого регулярно хвалят за успехи в учёбе, обретает уверенность в себе и учится лучше. Если же его убедить, что он – неспособный ученик, то и оценки впредь у него будут соответствующие. Более того, уже в детстве можно «запрограммировать» судьбу человека, убедив, что его ждёт большое будущее или что он, наоборот, вырастет неудачником.

Эффект Розенталя, примеры

Эффект Розенталя в психологии находит свое влияние и в жизни. Осознав его смысл и разобравшись в основном алгоритме, индивид способен значительно улучшить свою жизнь, понизив шанс на искажение. Наиболее распространенным примером является факт занижения самооценки.

Так, если индивид думает, что обладает непривлекательной внешностью и низким интеллектом, ему вряд ли получится достигнуть каких-либо высот — будь то бизнес, или любовные отношения.

Другой известный пример, с которым сталкивается практически каждый — лечение в больнице. Если врач и пациент нацелены на благоприятный результат, то в 90% он таким и будет. Однако когда негативный настрой лечащего специалиста распространяется и на человека, его состояние и настрой заметно ухудшаются.

Исследования

Первоначальное исследование Розенталя-Якобсонадоказало существование эффекта Пигмалиона в учёбе. Однако за последние 5десятилетий с момента проведения исследования большоеколичество ученых отслеживали один и тот же эффект в различныхусловиях. Эффект Пигмалиона теперь обнаружен в высшем образовании, вуправлении и в армии, дома и практически везде, где лидерство играет роль.

Когда менеджер возлагает большие надежды на своихсотрудников, они, как правило, работают значительно лучше. Самое главное,большие надежды родителей являются однимиз важнейших факторов успеха ребенка.

Заблуждения

Хотя эффект Пигмалиона, безусловно, верен, это незначит, что вы можете просто ожидать от людей того, что вы хотите. Слишком высокие ожидания могут стать отягощающими и подавляющими длячеловека и даже привести к противоположному результату. Ожидание чудес — эторецепт разочарования с обеих сторон.

Кроме того, тот факт, что эффект Пигмалиона имеетвысокую статистическую значимость для работы человека, отнюдь не являетсяабсолютным правилом. Нет никаких гарантий, что человек действительно будетлучше работать, если вы возлагаете на него большие надежды. В этих случаяхнеудовлетворенные высокие ожидания могут привести к еще большему разочарованию.

Лучший способ — стремиться всегда иметь реалистичные иобъективные ожидания. Кроме того, если вы чувствуете, что от вас ждутнереалистичных результатов, было бы неплохо поговорить на эту тему.

Эффект Розенталя и бизнес

В последнее время актуальным становится изучение влияния эффекта Пигмалиона (Розенталя) на карьерный рост в различных сферах бизнеса. Ряд исследований зафиксировали корреляцию между производительностью компании и убежденностью в успехе ее управляющего.

Различия между успешным работником и аутсайдером напрямую зависят от отношения к ним руководства. Администрация либо проявляет доверие в отношении своих подчиненных, либо нет. Ключевое место в этой ситуации занимает поведение руководства.

Осознанно либо бессознательно управляющий, который мысленно завышает планку для своих сотрудников, воодушевляет их на достижение высоких показателей. Невербальные знаки, благосклонное отношение очень тонко ощущаются.

И наоборот, руководитель, сомневающийся в силах и возможностях своих подчиненных, в конечном счете оправдывает свои же ожидания.

Сотрудник, который опасается неудач и недовольства руководства, будет предотвращать ситуации, влекущие за собой трудности. Например, отступится от сделки, опасаясь получить отказ.

Заниженный уровень ожидания со стороны администрации способствует проявлению ошибок и неудач в работе подчиненных.

Анализ других исследований продемонстрировал, что молодые специалисты находятся в большей зависимости от точки зрения начальства. И эта точка зрения является фундаментальной для их грядущего карьерного роста или, наоборот, стагнации.

«Эффект Голема» или когда все наоборот

Совершенно противоположным «эффекту Розенталя» является самореализующееся пророчество под названием «эффект Голема» (название этот феномен получил из еврейского фольклора о мифическом персонаже Големе из Праги).

Базовые принципы и теоретическое обоснования «эффекта Голема» (1977) такие же, как и в «эффекте Пигмалиона», но результат совершенно противоположный. То есть, если в случае с завышенными ожиданиями руководителей от своих подчиненных они помогают улучшить результат в действительности (эффект Пигмалиона), то заниженные ожидания, негативное отношение и демотивация со стороны руководителя увеличивают низкую эффективность и шансы на то, что ожидаемый плохой результат реализуется (эффект Голема).

Подвергнуть любого человека эффекту Голема можно в случае, если:

  • игнорировать личную инициативу и идеи подчиненных;
  • давать слишком много советов и не учитывать способности личности;
  • демонстрировать чрезмерную власть, категоричность и непреклонность;
  • акцентировать внимание на неудачах и не замечать достижений.

Наиболее ярко подтверждение поведению согласно «эффекту Голема» проявляется в конфликтах: если мы настроены агрессивно и неуважительно к собеседнику, тогда очень высок шанс получить ответ в таком же духе.

Понимание механизмов действия «эффекта Пигмалиона» и «эффекта Голема» – это важный навык не только для личного развития и самомотивации, но еще и пример эффективного лидерства. Таким образом, от мудрого руководителя зависит как его манера поведения может влиять на атмосферу в рабочем коллективе и какие результаты в итоге будут получены.

Кстати, об управлении коллективом. Если у вас есть желание быть настоящим лидером, который вдохновляет сотрудников и помогает развиваться каждому в коллективе, обратите внимание на нашу онлайн-программу «Лучше техники тайм-менеджмента», которая поможет планировать не только свое время, но и составлять эффективные планы для компании. А онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации» поможет усвоить 72 техники для успешного взаимодействия с людьми.

Желаем вам хорошего настроения и до встречи на наших уроках!

Второй эксперимент – «Запрограммированная симпатия»

В 1986 году Ребекка Кёртис и Ким Миллер опубликовали результаты другого исследования, хорошо объясняющего, что такое эффект Пигмалиона. Его участниками были студенты, изначально не знакомые между собой. Их разбили на пары случайным образом, и они должны были просто пообщаться некоторое время. При этом некоторых случайно выбранных участников «предупредили», что они нравятся собеседнику. Другим же сказали, что собеседник испытывает к ним антипатию.

Результаты эксперимента были предсказуемыми. Студенты, изначально уверенные, что уже нравятся собеседнику, общались более приветливо и положительно воспринимали партнера. Они были более откровенными, старательно искали общие интересы и взгляды. Но самое интересное, что уверенность одного человека приводила к тому, что второй (не получавший вообще никаких «предупреждений») после разговора действительно испытывал сильную симпатию к нему.

Читайте также

  • Эффективная стратегия для тех, кто хочет стать успешным профессионалом →
  • Чтобы быть эффективным лидером, постоянно перестраивайте себя →
  • 6 эффективных приёмов делового общения →

Как использовать Эффект Пигмалиона в своих целях

Эффект Пигмалиона способен коренным образом повлиять на жизнь человека:

  • зная о существовании этого феномена, человек может созерцать его в действии, минимизировать негативное влияние и использовать в целях саморазвития;
  • как таковой эффект Розенталя не является приемом развития интеллекта и ментальных способностей. Он выступает в роли мотивации. Обеспечив благоприятные созидающие установки и избавившись от негативных мыслей, в наших силах достигнуть высоких результатов в учебе, работе, спорте и других сферах. Чья-то мимолетная похвала, взгляд, интонация влияют на повышение нашей самооценки. Вера людей вдохновляет нас. Это затрагивает наши ожидания относительно самих себя. Люди, уверенные в себе и своих способностях, формируют характер и поведение таким образом, что все их действия приводят к желанному результату;
  • отслеживая пагубное влияние феномена, возможно взять его под контроль и противостоять негативным установкам. Ведь пессимистические ожидания эквивалентны порочному кругу. Нужно обладать большой силой воли, чтобы находить позитивное в ряде негативных обстоятельств;
  • наша уверенность в способностях родных и близких нам людей откроет для них доступ к скрытым внутренним резервам. Частично в этом и заключается актуальная в наше время техника визуализации желаний. Особенно это очень важно в процессе воспитания детей. Обязательно говорите своим детям, что им под силу любые трудности, они со всем справятся. И положительный результат не заставит себя ждать!
  • зная принцип работы эффекта Розенталя и взяв его под контроль, возможно добиться больших успехов в сфере бизнеса. Он ценен улучшением производительности компании. Необходимы лишь позитивное отношение к своим подчиненным и вера в их способности.

Вы верите в эффект Розенталя?

Читайте также

сегодня, 21:20

1 50

сегодня, 20:47

1 80

сегодня, 19:46

0 60

сегодня, 14:50

0 62

сегодня, 14:36

0 122

сегодня, 13:45

0 21

сегодня, 13:35

1 51

сегодня, 00:07

0 51

вчера, 17:10

0 70

вчера, 16:56

0 38

вчера, 16:50

0 66

вчера, 15:36

2 366

вчера, 15:16

Если Родина в опасности или о ситуации во Франции 21 апреля 2021года группа генералов-отставников, других представителей командного и рядового состава обратилась с открытым письмом к президенту Франции Эммануэлю Макрону, членам правительства …

11 137

вчера, 15:09

0 218

вчера, 14:25

0 3

Администратор печатает сообщение

Может ли эффект Пигмалиона принести пользу

Чтобы придать данному явлению большую полезность, необходимо соблюдать несколько рекомендаций. Специалисты советуют использовать следующие приемы:

  • стремиться удерживать эффект Пигмалиона под контролем, не допускать его проявления в негативном ключе;
  • зная о существовании и действии феномена, наблюдать за ним в действии, минимизировать нежелательное влияние, использовать в целях саморазвития;
  • при взаимоотношениях с людьми отдавать предпочтение похвале, а не деструктивной критике, благодаря чему поведение окружающих меняется в лучшую сторону;
  • избегать слепого доверия иррациональным прогнозам, пророчествам, подвергать их логическому рассмотрению и тщательному анализу.

Психологи подчеркивают: положительное отношение к окружающим (старших членов семьи к младшим, педагогов к учащимся, руководителей к своим подчиненным и т. д.), вера в их способности помогают достигать наилучших результатов, способствуют повышению общего качества жизни.

Память и эффектыПигмалиона и Голема

Интересная концепция, с которой я столкнулся вкакой-то момент, заключается в том, что эффекты «Пигмалион» и «Голем»,по-видимому, оказывают существенное влияние на наши собственныевоспоминания. Когда вы говорите всем и себе, что у вас паршивая память,есть вероятность, что ваш мозг докажет, что вы правы. С другой стороны,если вы действительно верите, что ваша память работает отлично, то вы станетесвидетелем улучшения вашей памяти, даже без усилий.

Дело в том, что нет такой вещи, как «плохаяпамять». Наша память работает определенным образом, и для ее улучшенияможно использовать различные методы, которые применимы ко всем вам.

Видео об эффекте Розенталя-Пигмалиона

Как мысли формируют реальность:

Пигмалион в школьном классе

Принято считать, что достижения социальных наук, суждения и концепции философов, социологов, психологов в значительной мере формируют общественные настроения и моральную атмосферу своей эпохи. Такой взгляд безусловно справедлив, но лишь наполовину. Ибо нельзя не признать, что общественные настроения, социально-экономический контекст эпохи в свою очередь порождают определенные идеи и концепции в сфере наук о человеке. Как пишет Ж.Годфруа в своей известной книге «Что такое психология», «наука всегда остается одной из областей деятельности человека, и как бы она ни старалась сохранить свою независимость, она должна платить дань существующей системе и тому обществу, в котором она развивается. К психологии это относится, пожалуй, в еще большей мере, чем к другим наукам».

Например, Зигмунд Фрейд жил в Вене, в удушающей буржуазной среде, скованной социальными догмами и сексуальными табу. Его революционное учение явилось естественной реакцией на ханжескую мораль своей эпохи и своего социального круга. Возникновение бихевиоризма в США совпало по времени с  бурным ростом промышленности и вполне отвечало прагматическим, технократическим тенденциям эпохи. Аналогичным образом исследования И.П.Павлова вполне соответствовали коммунистическим идеям в СССР: образ человека, формирующегося в соответствии со своей средой, совпадал с представлением о новом человеке, которого предстояло  создать.

Расцвет гуманистического направления в психологии произошел в Калифорнии в 60-е годы ХХ века. Неудивительно, что оптимистический взгляд  на природу человека был с энтузиазмом воспринят в атмосфере «мира и любви», царившей в ту эпоху.

В те же годы и в тех же краях произошло  еще одно знаменательное событие. В конце «бурных шестидесятых» в Сан-Франциско, всемирной столице «детей-цветов», проповедовавших добро, любовь и человечность, было сделано открытие, которое уже через несколько лет исследователи единодушно отнесли к классике психологии. 2  апреля 1968 года увидела свет книга Роберта Розенталя и Леноры Якобсон «Пигмалион в школьном классе», заставившая критически переосмыслить многие представления в области педагогики и психологии. Открытый Розенталем и Якобсон феномен получил название «эффект Пигмалиона» и вот уже пчти полвека постоянно цитируется и дискутируется в мировой психологической литературе. Это открытие стало знаковым для своей эпохи. Однако сегодня, по прошествии лет, его, как и другие прежние новации, уже можно оценить более или менее объективно.

Название этому феномену было дано по имени мифического Пигмалиона – легендарного царя Кипра, который изваял статую прекрасной женщины и страстными мольбами убедил  богов оживить ее. С древних пор этот образ призван символизировать неожиданный животворящий эффект, вызванный настойчивым желанием и искренней верой.

Психологи Розенталь и Якобсон провели оригинальное исследование. Местом проведения их эксперимента стала начальная школа, расположенная в одном из рабочих районов Сан-Франциско. В качестве испытуемых были отобраны по три учителя в каждой из шести параллелей. Эксперимент состоял в следующем. В начале учебного года было проведено тестирование учащихся с целью определения их IQ. Результаты были доведены до сведения учителей. Не вдаваясь в подробности, психологи объяснили им, что использованные тесты специально сконструированы для выявления учащихся, у которых в течение предстоящего учебного года должен наблюдаться скачок интеллектуального развития. Специфика эксперимента состояла в том, что педагогам сообщались фиктивные результаты. В каждом из восемнадцати классов, в которых проводился эксперимент, было произвольно отобрано по несколько школьников; им предстояло играть роль потенциальных интеллектуальных «звезд». Учителей поставили в известность, что эти дети, по данным тестирования, должны вскоре проявить незаурядный познавательный прогресс.

Как показало измерение IQ в конце учебного года, у этих детей по сравнению с остальными интеллектуальные возможности в среднем существенно повысились. (Необходимо подчеркнуть, что именно в среднем, так как общие результаты тестирования оказались неоднозначны. Но об этом – ниже.) Причем шла речь не об академической успеваемости (ведь отметки можно произвольно завысить), а об IQ – показателе достаточно объективном. Полученные данные позволили сформулировать психологическую закономерность. Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся. По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним  более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности. Все это способствует улучшению учебы,  так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Книга «Пигмалион в школьном классе» вызвала огромный общественный резонанс. Выявленный феномен заставил сделать принципиальные выводы, чрезвычайно важные как для общепсихологической теории умственных способностей, так и для педагогической практики.Во-первых, было наглядно показано, что данные психологического тестирования того или иного человека не являются постоянным показателем, а могут под влиянием определенных условий значительно изменяться. Это подчеркивает недопустимость категорического психологического диагноза и прогноза на основании однократного тестирования. В общепсихологическом плане результаты Розенталя и Якобсон служат сильным аргументом против распространенного мнения о врожденности и неизменности умственных способностей.

Во-вторых, убедительно продемонстрированы большие возможности педагогического воздействия с целью реализации интеллектуального потенциала учащихся. Ожидая от ребенка интеллектуального роста, учитель непроизвольно организует педагогический процесс таким образом, что это стимулирует умственное развитие ученика. Очевидно, что противоположная установка приводит к обратному эффекту: «безнадежные», по мнению педагога, ученики ставятся в условия, которые не способствуют их прогрессу.

Эффект Пигмалиона был расценен как объективное основание для педагогического оптимизма. Открытие Розенталя и Якобсон вселило во многих педагогов веру в огромный интеллектуальный потенциал учащихся, причем даже тех, которые считались слабыми и отстающими. Предполагалось, что именно для последних создание стимулирующих условий будет способствовать преодолению их отставания. Побуждаемое такими общественными настроениями правительство США  начало выделять крупные денежные средства на разработку и внедрение всевозможных программ, которые в привычных нам терминах следовало бы отнести к развивающему обучению.

Однако на протяжении ряда лет использование этих программ  не дало ощутимых результатов. И прагматичные американцы забеспокоились: не впустую ли расходуются казенные деньги? И вообще, так ли уж правы Розенталь и Якобсон в своем педагогическом оптимизме?

Было предпринято немало попыток повторить классический эксперимент, но все они приносили неоднозначные результаты. В ряде случаев искомый феномен просто не удавалось зафиксировать. Это побудило многих исследователей проявить более пристальное внимание к первоисточнику. Дело в том, что книга Розенталя и Якобсон носила не столько научный, сколько публицистический характер. Она подчеркивала выявленную тенденцию и затушевывала возникавшие противоречия. Детальный анализ экспериментальных данных обнаружил их крайнюю противоречивость. Главный вклад в обобщенные результаты эксперимента внесли данные, полученные в одном из первых классов, где относительный показатель интеллекта потенциальных «звезд» повысился на 15 баллов. В классах с третьего по шестой значительных изменений отмечено не было. В сущности, все изменения приходились на два из восемнадцати классов – один первый и один второй. В одном из третьих  классов к концу учебного года у «звезд» был отмечен даже интеллектуальный спад.

К тому же же, как это ни странно, поведение учителей в данном эксперименте вообще никак не фиксировалось, что оставляло широкий простор для произвольных толкований.

Развернувшаяся на этой почве дискуссия стимулировала интерес к исследованиям учительских ожиданий.

Феномен, выявленный более 40 лет назад, оказался гораздо более сложным и многозначным, чем это казалось в гуманистическом пафосе далеких шестидесятых. И многолетний опыт исследования данного феномена свидетельствует: любое яркое открытие в психологии – это не повод для патетических деклараций, а основание для вдумчивого анализа.

Источник: «Психология день за днем. События и уроки».

Читайте также:  «Популярная психологическая энциклопедия» «Живая психология. Уроки знаменитых экспериментов».

Розенталь (Rosenthal) Роберт — это… Что такое Розенталь (Rosenthal) Роберт?

Розенталь (Rosenthal) Роберт
Розенталь (Rosenthal) Роберт (род. 1933) — американских психолог. Специалист в области человеческих коммуникаций. Работал в Гарвардском университете. Дал описание эффекта Пигмалиона.

Психологический словарь. 2000.

  • Роджерс Карл Рэнсом
  • Розенцвейг Саул

Смотреть что такое «Розенталь (Rosenthal) Роберт» в других словарях:

  • Розенталь (Rosenthal) Роберт — (род. 1933 Гиссен, Германия) американских психолог. Биография. В 1956 г. защитил докторскую диссертацию в Колумбийском университете. С 1967 г. профессор социальной психологии Гарвардского университета. Исследования. Специалист в области… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Розенталь, Джейн — Джейн Розенталь Jane Rosenthal …   Википедия

  • Розенталь, Дэвид — Дэвид Розенталь (англ. David Rosenthal; родился в 1962 году)  американский клавишник, музыкальный продюсер и автор песен, известный по работе с такими артистами как Rainbow, Cyndi Lauper, Little Steven, Happy The Man, Брюс Спрингстин,… …   Википедия

  • Розенталь Дэвид — Дэвид Розенталь (англ. David Rosenthal)  американский клавишник, музыкальный продюсер и автор песен, известный по работа с ткими артисками как Cyndi Lauper, Little Steven, Happy The Man, Брюс Спрингстин, Роберт Палмер, Стив Вай, Ингви Мальмстин,… …   Википедия

  • Дэвид Розенталь — (англ. David Rosenthal)  американский клавишник, музыкальный продюсер и автор песен, известный по работа с ткими артисками как Cyndi Lauper, Little Steven, Happy The Man, Брюс Спрингстин, Роберт Палмер, Стив Вай, Ингви Мальмстин, Энрике Иглесиас …   Википедия

  • Трансцендентальная медитация — Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения …   Википедия

  • Евреи во Второй мировой войне — См. также: Участники Второй мировой войны и Катастрофа европейского еврейства Евреи во Второй мировой войне участвовали преимущественно как граждане воюющих государств. В историографии Второй мировой войны данная тема широко рассмотрена в… …   Википедия

  • Список миллиардеров (2005) — Список людей, состояние которых превышает 1 млрд долл. на февраль 2005 года по версии журнала Forbes (The World s Richest People 2005). Содержание 1 Десять самых богатых людей 2 …   Википедия

  • Берроуз, Уильям Сьюард — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Берроуз. Уильям Берроуз William Seward Burroughs …   Википедия

  • Список фотографов — Содержание 1 Советские и российские 1.1 А 1.2 Б 1.3 …   Википедия

Феномен, эффект первого впечатления | Cоциальная интуиция: VIKENT.RU

Феномен первого впечатления по Налили Амбади и Роберту Розенталю

Два американских психолога, Налини Амбади / Nalini Ambady и Роберт Розенталь / Robert Rosental,  опубликовали статью: Ambady N., & Rosenthal R, Half a minute: Predicting teacher evaluations from thin slices of nonverbal behavior and physical attractiveness, Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 64, рр. 431-441. 

В статье был описан эксперимент, связанный с изучением социальной интуиции.

«Амбади сначала хотела исследовать факторы, влияющие на эффективность работы преподавателей. Она предполагала, что невербальные особенности поведения преподавателей, «язык тела» — позы, жестикуляции будут важными факторами, влияющими на оценку эффективности. Для проверки этой гипотезы были использованы видеозаписи лекций гарвардских преподавателей. Она собиралась выключить звук и показать эти «немые» записи группе зрителей, не знакомых с преподавателями, чтобы те оценили эффективность их работы. Амбади были нужны видеоролики продолжительностью в одну минуту, к несчастью, при съёмке это не учитывалось. На видеозаписях преподаватели общались со студентами, а это было проблемой, потому что студенты, появлявшиеся в видеороликах, могли подсознательно повлиять на мнение зрителей о преподавателях. Амбади встретилась со своим руководителем и сказала ему, что, похоже, ничего не получится.

Потом Амбади просмотрела записи ещё один раз и пришла к выводу, что всё же можно для каждого из преподавателей подготовить 10-секундный клип, в котором не будет студентов.  Эксперимент был построен именно на этих коротких видеоклипах. Просмотрев их, зрители оценивали каждого из преподавателей по пятнадцати параметрам.

Ну что ж, если Вам нужно составить о ком-то мнение на основе десятисекундного видеоклипа, это можно сделать. Хотя вряд ли Вы будете придавать подобной оценке слишком большое значение. Амбади повторила тот же эксперимент с ещё более короткими 5-секундными видеоклипами тех же преподавателей. Их оценивала другая группа зрителей. Оценки второй группы в рамках допустимой статистической погрешности совпали с оценками первой группы, просматривавшей 10-секундные клипы.

После этого Амбади дала просмотреть ещё одной группе зрителей 2-секундные клипы тех же самых преподавателей. Рейтинги снова оказались практически такими же, как и в двух предыдущих случаях.

Но по-настоящему потрясающим оказалось вот что: Амбади сравнила рейтинги видеоклипов с рейтингами, которые были даны студентами, посещавшими целый семестр лекции тех же самых преподавателей. Естественно, эти студенты знали преподавателей гораздо лучше, чем зрители, просмотревшие коротенькие «немые» видеоклипы. Тем не менее, рейтинги снова совпали. Итак, мнение людей, совершенно не знавших преподавателей и просмотревших только «немой» 2-секундный видеоролик, было почти таким же, как и мнение студентов, целый семестр учившихся у оцениваемых преподавателей.

Было похоже, что люди очень быстро формируют мнение о тех, кого они в первый раз видят, в течение первых двух секунд общения, причем это мнение никак не связано с тем, что говорит данный человек. Очень редко какие-то события, которые происходят после этих первых двух секунд, могут существенно изменить первое впечатление».

Уильям Паундстоуи, Как сдвинуть гору Фудзи? Подходы ведущих мировых компаний к поиску талантов, М., «Альпина Бизнес Букс», 2004 г., с. 21-22.

📖Эффект Пигмалиона

В Эффект пигмалиона, или же Эффект Розенталя, является психологическим феноменом, когда высокие ожидания приводят к повышению производительности в данной области.[1] Эффект назван в честь греческого мифа о Пигмалион, скульптор, который влюбился в статую, которую он вырезал, или, наоборот, после того, как психолог Роберт Розенталь. Розенталь и Ленор Якобсонв своей книге применили эту идею к ожиданиям учителей от учеников, влияющих на их успеваемость, — точка зрения, которая была частично опровергнута последующими исследованиями.[2]

Розенталь и Якобсон считали, что высокие ожидания приводят к лучшим результатам, а низкие ожидания — к худшим.[1] оба эффекта приводят к самоисполняющееся пророчество. Согласно эффекту Пигмалиона, цели ожиданий усваивают свои положительные ярлыки, а те, у кого есть положительные ярлыки, соответственно преуспевают; аналогичный процесс работает в противоположном направлении в случае низких ожиданий. Идея, лежащая в основе эффекта Пигмалиона, заключается в том, что увеличение ожидания лидером производительности ведомого приведет к более высокой производительности ведомого. В социология, эффект часто упоминается в отношении образование и социальный класс. Критике подвергся и эффект Пигмалиона.

Исследование Розенталя – Якобсона

Роберт Розенталь и Ленор Якобсонс изучать показал, что если учителя были вынуждены ожидать повышения успеваемости от детей, затем производительность детей повысилась. Это исследование подтвердило гипотезу о том, что на реальность могут положительно или отрицательно влиять ожидания других, что называется эффект ожидания наблюдателя. Розенталь утверждал, что предвзятые ожидания могут повлиять на реальность и создать самореализующиеся пророчества.[3]

В начале исследования всем ученикам одной начальной школы Калифорнии был проведен замаскированный тест на IQ. Эти оценки учителям не сообщаются. Учителям сказали, что можно ожидать, что некоторые из их учеников (около 20% выбранной случайным образом школы) будут в этом году «интеллектуальными блюмерами», добившись большего, чем ожидалось, по сравнению с их одноклассниками. Имена шароваров были известны учителям. В конце исследования все студенты были снова протестированы с помощью того же теста IQ, который использовался в начале исследования. Все шесть оценок как в экспериментальной, так и в контрольной группах показали средний прирост IQ от до теста до после теста. Однако первоклассники и второклассники показали статистически значимый прирост в пользу экспериментальной группы «интеллектуальных блумеров». Это привело к выводу, что ожидания учителей, особенно в отношении самых маленьких детей, могут влиять на успеваемость учащихся. Розенталь считал, что даже отношение или настроение могут положительно повлиять на учеников, если учитель узнает о «цветах». Учитель может уделять больше внимания ребенку и даже по-другому относиться к нему в трудные времена.

Розенталь предсказал, что Начальная школа Учителя могут подсознательно вести себя таким образом, чтобы способствовать и поощрять успех учеников. По окончании Розенталь предположил, что в будущем можно будет провести исследования, чтобы найти учителей, которые будут поощрять своих учеников естественным образом, не меняя их методов обучения. Исследование Розенталя и Якобсона эффекта Пигмалиона подверглось критике как за слабую методологию, так и за отсутствие возможности воспроизведения (см. Пигмалион в классе).

Предыдущее исследование, которое мотивировало это исследование, было проведено психологами в 1911 году в отношении случая Умный Ганс, лошадь, получившая известность, потому что должна была уметь читать, писать по буквам и решать математические задачи, используя свое копыто для ответа. Многие скептики полагали, что вопрошающие и наблюдатели непреднамеренно сигнализировали Умному Гансу. Например, всякий раз, когда Умному Гансу задавали вопрос, поведение наблюдателей обычно вызывало у испытуемого определенное поведение, которое, в свою очередь, подтверждало их ожидания. Например, Умному Гансу предлагалось решить математическую задачу, и аудитория становилась очень напряженной, когда он приближал ногу к нужному числу, тем самым давая Гансу подсказку, необходимую для того, чтобы нажать правильное количество раз.[4]

Критика эффекта Пигмалиона

Педагогический психолог Роберт Л. Торндайк показали, что качество исследования Pygmalion о влиянии стимулирования ожиданий учителей на IQ было низким. Проблема с исследованием заключалась в том, что инструмент, используемый для оценки показателей IQ детей, имел серьезные недостатки.[5] Средний показатель интеллектуального интеллекта для детей в одном обычном классе находился в диапазоне отсталых, что является крайне маловероятным результатом в обычном классе в садовой школе. В конце концов Торндайк пришел к выводу, что находки Пигмалиона бесполезны. Более вероятно, что рост показателей IQ от замедленного диапазона был результатом регрессия к среднему не ожидания учителя. Более того, метаанализ, проведенный Рауденбушем[6] показали, что, когда учителя знакомились со своими учениками в течение двух недель, индукция до начала обучения была снижена практически до нуля.

Взгляды студентов на учителей

Учителя также страдают от детей в классе. Учителя отражают то, что проецируют на них их ученики. В ходе эксперимента, проведенного Дженкинсом и Дено (1969), учителя попадали в класс детей, которым было сказано быть внимательными или невнимательными к лекции учителей. Они обнаружили, что внимательные учителя оценили свои педагогические навыки как более высокие.[7] Подобные открытия Херрелла (1971) предполагают, что, когда учитель был предварительно подготовлен к классным комнатам как теплым или холодным, учитель начал тяготеть к их предварительному условию.[8] Чтобы развить эту концепцию, Кляйн (1971) провел такое же исследование с участием учителей, все еще не знающих о каких-либо предварительных условиях в классе, но с классом, полным единомышленников, которым было дано указание действовать по-разному в периоды в течение лекции. «Кляйн сообщил, что между поведением студентов в естественных и благоприятных условиях мало различий».[9] В более наблюдательном исследовании, направленном на устранение подобных Эффект хоторнаОппенландер (1969) изучил верхние и нижние 20% учеников шестого класса школы, которая отслеживает и организует своих учеников в соответствии с такими критериями. а б Bezuijen, Xander M .; ван ден Берг, Питер Т .; ван Дам, Карен; Тьерри, Хенк (2009). «Пигмалион и обучение сотрудников: роль лидерского поведения». Журнал менеджмента. 35 (5): 1248–1267. Дои:10.1177/0149206308329966.

дальнейшее чтение

внешняя ссылка

Можно ли управлять массами или эффект Розенталя

Краткое содержание:

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики!

«Верьте, и у вас получится»! Слышали о таком призыве? Звучит оптимистично, но почему-то не все верят в такое побуждение. Но можно перефразировать следующим образом: если у вас напрочь отсутствует вера в то, что все получится, то не нужно удивляться тому, что, в конечном счете, ничего так и не получилось.

Эффект Розенталя

Чтобы стало совсем понятно, что я имею в виду, приведу пример, так называемого, эффекта Розенталя (эффекта Пигмалиона). А состоит он в том, что человек, который твердо убежден в верности какой-то информации, сам не замечая того, выстраивает собственные действия таким образом, что получает фактическое подтверждение этой информации. Другими словами, качество наших ожиданий влияет на результаты наших действий. Это интересное явление, которое можно назвать, как «самоисполняющееся» пророчество, наблюдал и тщательно изучал американский психолог Роберт Розенталь.

Примеры из практики Р. Розенталя.

В 1963 году психолог Роберт Розенталь предложил своим студентам обучать крыс проходить лабиринты. Половине студентов он сказал, что их крысы гении, другой половине, что их крысы тупые. Те, кто обучал «способных» крыс, достигли лучших результатов, чем студенты, обучавшие «глупых» крыс. И конечно, никакой разницы между крысами на самом деле не было.
Учителям предоставляли разные классы и говорили, что у одних умные ученики, а у других не очень. На деле никакой разницы между учениками не было, но нетрудно догадаться, у каких учителей они добивались больших успехов.
Розенталь отправил в 12 разные психбольницы симулянтов, и каждому психиатры установили диагноз. Психолог потом от души публично посмеялся над докторами. Разумеется, психиатры очень обиделись. Тогда Розенталь провел еще один эксперимент: он публично заявил, что отправляет новую волну симулянтов в те же психушки. Психиатры распознали 41-го симулянта, вот только психолог снова смеялся от души, ведь он на самом деле никого не отправил. А психиатры отказали реальным душевнобольным в помощи. И снова они обиделись на Розенталя.

Что вы об этом думаете?

Получается, что если человек верит в некое полученное им предсказание, то, не осознавая этого, начинает вести себя так, что в итоге его решения и действия приводят к осуществлению данного пророчества. Что скажете, дорогие читатели? Верите ли вы в эффект Розенталя? Возможно ли при помощи методики Роберта Розенталя влиять на массы?

https://pikabu.ru/story/yeffekt_rozentalya_zachem_verit_v_svoi_silyi_7066259

Если эта тема вам интересна, оценивайте и комментируйте (исключительно в вежливой форме!). Всем здоровья и благополучия!

Дорогие мои постоянные и новые читатели! Всем рада! Читайте, комментируйте, делитесь мнениями, только не злитесь и не обижайте никого! Под моими публикациями запрещено оскорблять автора и форумчан, комментарии нарушителей просто удаляю. Всем отличного настроения, здоровья, успехов! Улыбнись Миру — и Мир улыбнётся тебе!

Роберт Розенталь

Более 50 лет Роберт Розенталь проводил исследования роли самоисполняющихся пророчеств в повседневной жизни и в лабораторных условиях. Особые интересы включают влияние ожиданий учителя на академическую и физическую успеваемость студентов, влияние ожиданий экспериментаторов на результаты их исследований и влияние ожиданий врачей на психическое и физическое здоровье их пациентов.

В это время он также изучал роль невербальной коммуникации в (а) посредничестве эффектов межличностного ожидания и (б) во взаимоотношениях между членами малых групп.Кроме того, он исследовал источники артефактов в поведенческих исследованиях и в различных количественных процедурах. В области анализа данных его особые интересы связаны с дизайном и анализом экспериментов, анализом контраста и метаанализом. Его последние книги и статьи посвящены этим областям анализа данных и природе невербального общения при взаимодействии учителя-ученика, врача-пациента, менеджера-служащего, судьи-присяжных и психотерапевта-клиента.

Профессор Розенталь является лауреатом нескольких национальных наград, включая избрание на получение статуса научного сотрудника Американской академии искусств и наук (2009 г.), Золотую медаль за достижения в области психологии Американского психологического фонда (2003 г.), Выдающаяся научная премия в области применения психологии (APA, 2002), Премия за выдающийся научный вклад (APA Division 5, 2002), Премия Джеймса МакКина Кеттелла (APS, 2001), Премия выдающегося ученого (SESP 1996), Премия AAAS за исследования в области поведенческих наук ( 1993, с Налини Амбади), Премия Дональда Кэмпбелла (SPSP, 1988) и Социально-психологическая премия AAAS (1960, с Кермитом Фоде).Он также был научным сотрудником Гуггенхайма, старшим научным сотрудником программы Фулбрайта и научным сотрудником Центра перспективных исследований в области поведенческих наук. Профессор Розенталь был сопредседателем рабочей группы по статистическим выводам Американской психологической ассоциации.

РОЗЕНТАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ



Роберт Розенталь (на фото) наиболее известен своими исследованиями и исследованиями проводились по эффектам ожидания экспериментатора, которые представляют собой влияние, которое исследователь может повлиять на результат эксперимента («Rosenthal’s Work», прим.д.). Первое заметное исследование, над которым он работал, было проведено с Фоде в 1963 году. Розенталь и Фоде провели две группы студентов-подопытных крыс; эти крысы были отнесены к разводке «лабиринт яркий »или« тусклый лабиринт », хотя на самом деле все они были стандартными лабораторными крыс, а не специально разводимых тем или иным способом. Результаты исследования показали, что студенты бессознательно влияли на производительность крыс, чтобы они соответствовали ожидаемые результаты между крысами «яркий лабиринт» и «тусклый лабиринт» («Rosenthal’s Работа », п.д.). Таким образом, Розенталь объяснил бы, что тот же эффект будет происходят с учителями и учениками.

Эксперимент Розенталя — обзор

Самое известное исследование Розенталя было проведено с Ленор Джейкобсоном в 1963 году в начальной школе к югу от Сан-Франциско, Калифорния (Spiegel, 2012). Его целью было выяснить, что будет, если учителя по-разному отреагировали бы на определенных учеников, если бы им сказали, что избранный ожидалось, что студенты получат больше информации и быстрее чем ученики в их классе.Чтобы проверить это, Розенталь выпустил Тест на Общие способности студентов в начале учебного года (Rosenthal’s Работа, н.о.). После того, как студенты завершили этот тест на IQ, некоторые из них были выбраны на случайные, чтобы быть студентами, которые должны были быть академическими выпускниками; Однако результаты теста не повлияли на выбор учеников класса (Bruns и др., 2000). Он продолжал наблюдать за взаимодействием учителей и студентов и решили провести еще один тест на IQ в конце исследования, чтобы увидеть как IQ улучшился у студентов, которые должны были стать успешными в учебе, по сравнению с контрольная группа (Spiegel, 2012).

Результаты Розенталя и Якобсона укрепили их гипотеза о том, что IQ «академиков» на самом деле будет выше, чем те из контрольной группы, хотя эти академические шаровары были выбраны в случайным образом (Bruns et al., 2000). Особенно у детей младшего возраста, таких как в 1 и 2 классах наблюдалась значительная разница в увеличении IQ. между студентами, выбранными в качестве академиков, и теми, кто не участвовал. А Причина этого в том, что дети младшего возраста могут испытывать большее влияние в значительной степени их учителями, которые являются уважаемыми авторитетами (Rosenthal’s Work, n.д.).

Выводы, продемонстрированные в исследовании, хорошо иллюстрируют эффект Пигмалиона или эффект Розенталя, который представляет собой явление, которое объясняет более высокие результаты людей, когда на них возлагаются большие ожидания их (Bruns et al., 2000). Например, учителя, участвующие в исследовании, могут незаметно, учитывая, что предполагаемые академические блумеры больше общались с людьми, очень обширная обратная связь, больше одобрения и добрые жесты, такие как кивки и улыбается (Spiegel, 2012). С другой стороны, учителя обычно платят меньше. внимание к ученикам с низкой ожидаемой успеваемостью, рассадите их подальше от учителей в в классе и предлагают меньше материалов для чтения и обучения (Bruns et al., 2000).

Изучите блок-схему выше и посмотрите видео ниже для получения дополнительной информации об эффекте Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона в повседневных ситуациях

Эффект Пигмалиона — как он работает

Роберт Розенталь, доктор философии — FABBS

Чествование ученых, внесших важный и продолжительный вклад в науку о разуме, мозге и поведении.

Роберт Розенталь, доктор философии


Заслуженный профессор психологии
Калифорнийский университет, Риверсайд
Эдгар Пирс, почетный профессор психологии
Гарвардский университет

Роберт Розенталь, заслуженный профессор Калифорнийского университета в Риверсайде, получил степень бакалавра искусств. и к.т.н. из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Более 40 лет его исследования были сосредоточены на роли самоисполняющихся пророчеств в повседневной жизни и в лабораторных условиях.Он провел новаторские исследования влияния ожиданий учителя на академическую и физическую успеваемость студентов, влияние ожиданий экспериментаторов на результаты их исследований и влияние ожиданий врачей на психическое и физическое здоровье их пациентов. Он также был пионером в изучении роли невербальной коммуникации в посредничестве эффектов межличностного ожидания и во взаимоотношениях между членами небольших рабочих групп и малых социальных групп.

Профессор Розенталь также внес значительный вклад в область источников артефактов в поведенческих исследованиях и в различных количественных процедурах. В области анализа данных его особые интересы связаны с дизайном и анализом экспериментов, анализом контраста и метаанализом. Его последние книги и статьи посвящены этим областям анализа данных и природе невербального общения при взаимодействии учителя-ученика, врача-пациента, менеджера-служащего, судьи-присяжных и психотерапевта-клиента.Он является сопредседателем Целевой группы по статистическим выводам Американской психологической ассоциации.

Исследование Розенталя послужило поводом для сотен исследований. Кроме того, он работал с десятками докторов наук. студенты, которые сами сделали выдающуюся карьеру. Розенталь является лауреатом многочисленных наград, включая Золотую медаль за достижения в области психологии от Американского психологического фонда, награду за выдающиеся научные применения психологии от APA, премию Джеймса МакКина Кеттелла, премию выдающегося ученого SESP, Премия AAAS за исследования в области поведенческих наук (совместно с Н.Амбади), премии SPSP Donald Campbell и социально-психологической премии AAAS (совместно с К. Фоде). Он также был научным сотрудником Центра перспективных исследований в области поведенческих наук и старшим стипендиатом программы Фулбрайта.

Лица, почитающие Роберта Розенталя:

Nalini Ambady, Университет Тафтса
Frank Bernieri, Oregon State University
* Peter Blanck, Syracuse University
Ross Buck, University of Connecticut
Judee Burgoon, University of Arizona
Harris Cooper, Duke Университет
Линда Дегнен, Университет Тафтса
Белла ДеПауло, Калифорнийский университет, Санта-Барбара
Мэри Аманда Дью, Медицинский центр Питтсбургского университета
* Роберт Фельдман, Массачусетский университет Амхерст
Susan Fiske, Принстонский университет
Говард Фридман, Калифорнийский университет
Дэвид Фандер, Калифорнийский университет, Риверсайд
Джудит Холл, Северо-Восточный университет
Тодд Хизертон, Дартмутский колледж
Моника Керн, Университет Кентукки
Рональд Риджио, Кларемон t McKenna College
Ralph Rosnow, Temple University
Дональд Рубин, Гарвардский университет

* Фонд FABBS благодарит доктораРоберту Фельдману и доктору Питеру Бланку за присвоение этой награды д-ра Розенталя и за руководство усилиями по распространению информации о его назначении.

Хотели бы вы чествовать доктора Розенталя?

Еще не поздно внести свое имя в список жертвователей! Вы можете сделать пожертвование на кампанию доктора Розенталя В честь… в любое время.

Пожертвовать

5 Книги и рассказы Роберта Розенталя по психологии и поведению

Наиболее известен своим интересом к самореализующимся пророчествам через невербальное общение, а также обширными исследованиями и новаторскими исследованиями эффекта Пигмалиона; Влияние, которое исследователь может оказать на результат эксперимента, влияние ожиданий учителя на академическую и физическую успеваемость студентов, а также влияние ожиданий врачей на психическое и физическое здоровье своих пациентов, Роберт Розенталь является известным и выдающимся специалистом. Профессор психологии.

Родился 2 марта 1933 года. Жизненный путь Розенталя начался в немецком городе Гиссен. Нет никаких подробностей относительно его ранней жизни и личности его родителей. Дело только в том, что в возрасте 6 лет он вместе с семьей покинул европейскую страну, чтобы переехать в США.

Как и в случае с Германией, подробности его жизни в Соединенных Штатах также нечеткие, поскольку неясно, в какой части страны поселилась его семья или где он учился в средней школе.Однако его академическая успеваемость свидетельствует о том, что он продолжал учиться в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, где в 1953 году получил степень бакалавра психологии. К 1956 году он выполнил требования для присуждения степени доктора философии. в том же учреждении, а затем продолжил работу преподавателем в Университете Северной Дакоты.

Роберт Розенталь провел пять лет в Дакоте, прежде чем в 1962 году перешел преподавать клиническую психологию в Гарвардский университет. Во время учебы в колледже Лиги плюща профессор психологии, который первоначально считался клиническим психологом, начал тяготеть к социальной психологии и, таким образом, стал смена.В 1992 году он стал заведующим кафедрой психологии в школе, а затем стал профессором психологии Эдгара Пирса в 1995 году, за четыре года до того, как он ушел из учебного заведения и переехал в Калифорнию.

Книги и рассказы Роберта Розенталя по психологии и поведению человека

Роберт Розенталь, занявший 84-е место среди наиболее цитируемых психологов 20-го века согласно обзору научного журнала «Обзор общей психологии», написал множество книг и эссе по психологии и поведению человека.В их числе:

1. Пигмалион в классе (1968)

Эта книга, написанная в соавторстве с Ленор Якобсон, призвана описать влияние ожиданий учителей на успеваемость учащихся первого и второго классов. Он пришел к выводу, что высокие ожидания приведут к лучшей успеваемости, в то время как низкие ожидания будут иметь противоположный эффект на учащегося.

2. Метааналитические процедуры социальных исследований (1984)

В этой книге, предназначенной для продвинутых студентов бакалавриата, аспирантов и исследователей, Роберт Розенталь использует достаточно деталей для описания метааналитических процедур, чтобы читатели могли выполнять их самостоятельно или использовать знания для их оценки при использовании другие.

3. Исследования суждений: дизайн, анализ и метаанализ (1987)

Розенталь пишет эту книгу, которая является идеальным ресурсом для продвинутых студентов-психологов и исследователей в области поведенческих и социальных наук, чтобы достаточно подробно описать план, анализ и метаанализ исследований, в которых используются человеческие суждения. Он делает это для того, чтобы читатели могли проводить такие исследования, а также оценивать их.

4. Начало поведенческих исследований: концептуальный учебник (1993)

Разработанный для студентов, не имеющих опыта работы со статистикой на уровне колледжа, Розенталь в вводном тексте этого метода исследования поведения показывает и дает студентам пошаговые инструкции по планированию эмпирического исследования, интерпретации данных, составлению отчетов и выводам.

5. Основы поведенческих исследований: методы и анализ данных (2008)

Это классический текст по методам исследования для продвинутых студентов и аспирантов. Книга разделена на две части; первая часть посвящена исключительно методам исследования, а вторая часть знакомит студентов с передовыми статистическими процедурами. Знание статистики является обязательным условием.

Читайте также: Барбара Эренрайх Книги, биография и факты об авторе

Награды и признание

На протяжении многих лет Розенталь, который работал с многочисленными студентами, сделавшими выдающуюся карьеру, и чья работа вдохновила на многочисленные исследования, был отмечен многочисленными наградами за работу, которую он проделал в области психологии.

В 1960 году он забрал домой премию Американской ассоциации развития науки AAAS за исследования в области поведенческих наук, а в 2003 году — Золотую медаль за достижения в области психологии от Американской психологической ассоциации. В том же году он был также избран членом Американской академии искусств и наук. Среди других примечательных наград, которые он получил, — премия Джеймса МакКина Кеттелла, награда выдающегося ученого SESP и премия SPSP Дональда Кэмпбелла.

Роберт Розенталь — Саффолкский университет

Доцент и заведующий кафедрой рекламы, связей с общественностью и социальных сетей

Отправить сообщение

Биография

Роберт Э.Розенталь, доктор философии является заведующим кафедрой рекламы, связей с общественностью и социальных сетей в Саффолкском университете в Бостоне. Он также был председателем отдела коммуникации и журналистики в течение 22 лет. Отмеченный наградами профессор, «Dr. Боб »преподает увлекательные и новаторские курсы для студентов и аспирантов в области политической коммуникации, популярной культуры, защиты и государственной политики, убеждения и лидерства. Он также читал курсы по программе Executive MBA в Саффолке. Его административный опыт включает работу в командах, занимающихся стратегическим планированием, повторной аккредитацией, финансами и бюджетами, оценкой, маркетингом и вопросами преподавателей.

В дополнение к своим обязанностям в университете доктор Боб более 30 лет работал международным бизнес-консультантом, специализирующимся на стратегических коммуникациях. В этом качестве он работал с крупными энергетическими и коммуникационными компаниями, финансовыми учреждениями, технологическими и строительными компаниями, а также государственными учреждениями для разработки стратегических коммуникационных сообщений и кампаний, а также коммуникационных компетенций отдельных руководителей. К нему обращались за советом по таким темам, как дерегулирование, предлагаемые частные инфраструктурные проекты, отношения со СМИ и стратегическое планирование.

Специалист в области политической коммуникации, доктор Боб более 100 выступал на телевидении и радио в качестве аналитика, давая представление о Массачусетсе и национальной политике, журналистике, рекламе и поп-культуре. Заядлый лыжник, гольфист и спортивный болельщик, он разработал инновационные образовательные и тренировочные программы, сочетающие физические нагрузки с развитием лидерских качеств. Доктор Боб получил степень бакалавра искусств. с отличием Бостонского колледжа и его степень магистра и доктора философии. по связям с общественностью Государственного университета Боулинг-Грин в Огайо.

Образование

  • доктор философии, Государственный университет Боулинг Грин
  • MA, Государственный университет Боулинг-Грин
  • BA, Бостонский колледж

Книг по медицине и наукам о здоровье @ Amazon.com


Роберт Розенталь — заслуженный профессор психологии Калифорнийского университета в Риверсайде. Он проработал 37 лет в качестве профессора Гарвардского университета, прежде чем присоединиться к факультету UCR в 1999 году, и известен во всем мире своей фундаментальной работой по статистическому анализу литературы по социальным наукам, влиянию ожиданий
и невербальному поведению (включая эффект Розенталя).Он является членом Американской ассоциации развития науки (AAAS), и среди его многочисленных премий и наград — стипендия Гуггенхайма. В течение примерно 50 лет исследования профессора Розенталя были сосредоточены на роли самоисполняющегося пророчества
в повседневной жизни и в лабораторных условиях. Особые интересы включают влияние ожиданий учителей на академическую и физическую успеваемость студентов, влияние ожиданий экспериментаторов на результаты их исследований и влияние ожиданий
врачей на психическое и физическое здоровье их пациентов.Более 40 лет он изучал роль невербальной коммуникации в (а) посредничестве эффектов межличностного ожидания и (б) во взаимоотношениях между членами небольших рабочих групп и небольших социальных групп, включая
учителей и учеников, врачей и пациентов. , взаимодействие менеджер-сотрудник, судья-присяжные и психотерапевт-клиент. Он работал председателем исследовательского комитета Института Байера по коммуникациям в сфере здравоохранения.

Ральф Рошнов — почетный профессор Фаддеуса Болтона в Университете Темпл, где он преподавал в течение 34 лет и руководил докторской программой в области социальной и организационной психологии.Он также преподавал в Бостонском университете и в качестве приглашенного профессора в Гарвардском университете. Он был главным редактором серии «Реконструкция общества» Oxford
University Press. Он был членом AAAS и APA с 1970 года и чартерным членом APS с 1988 года и более 43 лет сотрудничал с Робертом Розенталем над книгами и статьями по методам исследования и анализу данных. В области исследований и теории Роснов провел
исследований наложения смысла с точки зрения контекстуализма, слухов и сплетен, формирования отношения, социального познания и межличностной проницательности.Он опубликовал множество публикаций по каждой из этих тем. В настоящее время его интересует сфокусированный анализ данных и оценка размера эффекта.

Роберт Розенталь Гринберг Юридическая фирма Traurig Олбани, юрист по вопросам энергетики и окружающей среды

Роберт М. Розенталь специализируется в своей практике на вопросах экологического и энергетического права, включая судебные разбирательства и выдачу разрешений. Он имеет опыт работы с Законом о чистом воздухе, Законом о чистой воде и связанными с ним государственными программами, Законом Нью-Йорка об обращении с твердыми отходами и Законом о государственной службе Нью-Йорка.Он также концентрирует свою практику на рассмотрении Закона о государственной экологической экспертизе (SEQRA), судебных тяжбах, связанных с токсичными правонарушениями, реконструкции Браунфилдов, а также на правительственных, экологических и энергетических аспектах землепользования и недвижимости. Боб имеет обширный опыт ведения судебных разбирательств как в федеральных судах, так и в судах штатов, а также консультирует своих клиентов по вопросам соблюдения экологического и энергетического законодательства.

До прихода в фирму Боб работал помощником юрисконсульта по вопросам энергетики и окружающей среды в канцелярии губернатора Нью-Йорка.На этой должности Боб работал над рядом важных вопросов, включая реформу Управления энергетики Лонг-Айленда (LIPA), которая включала внесение поправок в устав LIPA и соглашение между LIPA и оператором услуг. Боб работал над принятием нового закона и постановлений о размещении электростанций в Нью-Йорке, а также над поправками к Закону о государственной службе, касающимися полномочий Комиссии по коммунальным услугам в отношении электроэнергетических компаний. Он также отвечал за консультирование государственных природоохранных и энергетических агентств по юридическим вопросам, а также за рассмотрение и утверждение предложенных этими агентствами постановлений для публикации в государственном реестре.С момента прихода в фирму Боб представлял нескольких клиентов при получении разрешений регулирующих органов для крупных газопроводов, объектов выработки электроэнергии (традиционные электростанции, солнечная и ветровая энергия) и свалок твердых отходов, а также участвовал в судебных процессах по нескольким судебным искам, касающимся соблюдения государственные и федеральные законы об окружающей среде. Боб также представлял клиентов в сфере энергетики перед независимым системным оператором Нью-Йорка, PJM и Федеральной комиссией по регулированию энергетики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *