Рефлексивность это: РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — это… Что такое РЕФЛЕКСИВНОСТЬ?

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — это… Что такое РЕФЛЕКСИВНОСТЬ?

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ

англ. reflexivity; нем. Reflexivitat. 1. Одно из свойств нек-рых отношений, когда каждый элемент множества находится в данном отношении к самому себе. 2. Состояние или качество рефлексии.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

Синонимы:

Смотреть что такое «РЕФЛЕКСИВНОСТЬ» в других словарях:

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — (в математике и л о г и к е) – свойство бинарных (двуместных, двучленных) отношений. Отношение R, определенное на нек ром множестве (классе), наз. р е ф л е к с и в н ы м, если для любого элемента x этого множества имеет место xRx (т.е. x… …   Философская энциклопедия

  • Рефлексивность — В математике бинарное отношение R на множестве X называется рефлексивным, если всякий элемент этого множества находится в отношении R с самим собой. Формально, отношение R рефлексивно, если . Если это условие не выполнено ни для какого элемента… …   Википедия

  • рефлексивность — сущ., кол во синонимов: 1 • рефлективность (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — см. Импульсивность. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — (reflexivity) 1. Способность, которой обладает объяснение (теория), когда обращается к самому себе, например, социология познания, социология социологии. 2. (Особенно в этнометодологии и символическом интеракционизме) идея о том, что наши… …   Большой толковый социологический словарь

  • рефлексивность, транзитивность, симметричность — Свойства отношения эквивалентности. Рефлексивность – эквивалентность элемента самому себе, транзитивность – переходность в рамках аксиом эквивалентности. Симметричность – способность к сохранению признаков после изменений …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Рефлексивность —         свойство бинарных (двуместных, двучленных) отношений (См. Отношение), выражающее выполнимость их для пар объектов с совпадающими членами (так сказать, между объектом и его «зеркальным отражением»): отношение R называется рефлексивным,… …   Большая советская энциклопедия

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — одно из свойств бинарных отношений. Отношение Rна множестве Аназ. р е фл е к с и в н ы м, если aRa для любого . Примерами рефлексивных отношений являются равенство, эквивалентность, порядок. Т. С. Фофанова …   Математическая энциклопедия

  • рефлексивность — рефлекс ивность, и …   Русский орфографический словарь

  • рефлексивность — Syn: возвратность …   Тезаурус русской деловой лексики

Рефлексивность — это… Что такое Рефлексивность?

Рефлексивность
        свойство бинарных (двуместных, двучленных) отношений (См. Отношение), выражающее выполнимость их для пар объектов с совпадающими членами (так сказать, между объектом и его «зеркальным отражением»): отношение R называется рефлексивным, если для любого объекта х из области его определения выполняется xRx. Типичные и наиболее важные примеры рефлексивных отношений: отношения типа равенства (См. Равенство) (тождества (См. Тождество), эквивалентности (См. Эквивалентность), подобия (См. Подобие)
и т.п.: любой предмет равен самому себе) и отношения нестрогого порядка (любой предмет не меньше и не больше самого себя). Интуитивные представления о «равенстве» (эквивалентности, подобии и т.п.), очевидным образом наделяющие его свойствами симметричности (См. Симметричность) и транзитивности (См. Транзитивность), «вынуждают» и свойство Р., поскольку последнее свойство следует из первых двух. Поэтому многие употребительные в математике отношения, по определению Р. не обладающие, оказывается естественным доопределить таким образом, чтобы они становились рефлексивными, например, считать, что каждая прямая или плоскость параллельна самой себе, и т.п.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы:

Смотреть что такое «Рефлексивность» в других словарях:

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — (в математике и л о г и к е) – свойство бинарных (двуместных, двучленных) отношений. Отношение R, определенное на нек ром множестве (классе), наз. р е ф л е к с и в н ы м, если для любого элемента x этого множества имеет место xRx (т.е. x… …   Философская энциклопедия

  • Рефлексивность — В математике бинарное отношение R на множестве X называется рефлексивным, если всякий элемент этого множества находится в отношении R с самим собой. Формально, отношение R рефлексивно, если . Если это условие не выполнено ни для какого элемента… …   Википедия

  • рефлексивность — сущ., кол во синонимов: 1 • рефлективность (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — англ. reflexivity; нем. Reflexivitat. 1. Одно из свойств нек рых отношений, когда каждый элемент множества находится в данном отношении к самому себе. 2. Состояние или качество рефлексии. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — см. Импульсивность. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — (reflexivity) 1. Способность, которой обладает объяснение (теория), когда обращается к самому себе, например, социология познания, социология социологии. 2. (Особенно в этнометодологии и символическом интеракционизме) идея о том, что наши… …   Большой толковый социологический словарь

  • рефлексивность, транзитивность, симметричность — Свойства отношения эквивалентности. Рефлексивность – эквивалентность элемента самому себе, транзитивность – переходность в рамках аксиом эквивалентности. Симметричность – способность к сохранению признаков после изменений …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — одно из свойств бинарных отношений. Отношение Rна множестве Аназ. р е фл е к с и в н ы м, если aRa для любого . Примерами рефлексивных отношений являются равенство, эквивалентность, порядок. Т. С. Фофанова …   Математическая энциклопедия

  • рефлексивность — рефлекс ивность, и …   Русский орфографический словарь

  • рефлексивность — Syn: возвратность …   Тезаурус русской деловой лексики

Рефлексия и рефлексивность

Как уже отмечалось, важными качествами, определяющими успешность деятельности, являются рефлексия и рефлексивность. Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Рефлексия (лат. reflexes — обращение назад) — отражение, а также исследование познавательного акта. Термин «рефлектировать» означает обращать сознание на самого себя, размышлять над своим психическим состоянием. В различных философских системах термин «рефлексия» имел и имеет различное содержание. «Локк считал рефлексию источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутреннее действие сознания, тогда как ощущение имеет своим предметом внешние вещи. Для Лейбница рефлексия не что иное, как внимание к тому, что в нас происходит. По Юнгу, идеи -это рефлексия над впечатлениями, получаемыми извне». Зубовский рефлексию описывал как способности, приобретающие материал для познания, обозначаемые как «чувство внутреннего».

При всех различиях общим в понимании рефлексии является то, что она характеризует направленность на внутренний мир в различных его качествах и проявлениях. Это могут быть и эмоциональные состояния и переживания, и явления совести, и действия сознания.

Важно подчеркнуть, что рефлексия характеризуется теми же способностями, что и способности познания объективного мира, но они приобретают специфические черты, определяемые предметом познания, т.е. субъектом самопознания. Рефлексивность будет выступать как качество личности, характеризующее направленность познания на себя.

Для дальнейшего анализа рефлексии и рефлексивности уместно обратиться к работам С.Л. Рубинштейна 40-х гг. XX в. Исследуя психологическую природу мыслительных процессов, он писал: «Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Направляясь на ту или иную цель, на решение определенной задачи, всякий реальный мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Такое начало предполагает и определенный конец. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача. Весь процесс мышления в целом представляется сознательно регулируемой операцией.

С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие мыслящего субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное или разряженное в конце. Вообще реальный мыслительный процесс связан со всей психической жизнью индивида. В частности, поскольку мышление теснейшим образом связано с практикой и исходит из потребностей и интересов человека, эмоциональные моменты чувства, выражающего в субъективной форме переживания, отношение человека к окружающему, включаются в каждый интеллектуальный процесс и своеобразно его окрашивают. Мыслит не «чистая» мысль, а живой человек, поэтому в акт мысли в той или иной мере включается и чувство».

Мы привели здесь эту обширную цитату для того, чтобы не пересказывать мысли С.Л. Рубинштейна, а анализировать эти мысли, выраженные в авторском тексте. И здесь необходимо выделить следующее.
• Нельзя анализировать мышление в отрыве от мыслящего субъекта. «Мыслит не «чистая» мысль, а живой человек». В мыслительный процесс вовлечена личность.
• Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом действия, направленным на разрешение определенной задачи. В структуре этого действия Рубинштейн выделял: потребности и поступки человека, цель (заключенная в задаче), условия (которыми задается задача).
• «Весь мыслительный процесс в целом представляется сознательно регулируемой операцией», точнее было бы сказать, операциями, так как он определяется системой интеллектуальных операций.
• Сознательность мыслительного процесса обеспечивается проверкой, критикой и контролем. «Осознание стоящей перед мышлением задачи (точнее было бы сказать, стоящей перед субъектом задачи, которая разрешается в мыслительном процессе) определяет все течение мыслительного процесса. Он совершается как система сознательно регулируемых интеллектуальных операций. Мышление соотносит, сопоставляет каждую мысль, возникающую в процессе мышления, с задачей, на разрешение которой направлен мыслительный процесс, и ее условиями».

Необходимо подчеркнуть, что в мышлении порождаются мысли, с которыми далее работает субъект опять же в процессах мышления. Мышление работает с мыслями.

Изучая процесс мышления и разрешения проблемы, С.Л. Рубинштейн писал: «Поставленная проблема во всем многообразии своих объективных свойств и принципов включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых свойствах и качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из проблемы, таким образом, как бы «вычерпывается» все новое содержание, она как бы поворачивается каждый раз своей новой стороной, в ней выявляются все новые свойства».

Это очень близко к тому, что говорил И.М. Сеченов. Каждый поворот предмета и вычерпывание соответствующего содержания есть новая мысль. Именно состав этих мыслей и характеризует содержание предмета. В этих процессах порождаются содержание психики. Несомненно, что содержание психики обогащается и за счет усвоения понятий, но сами понятия усваиваются продуктивно, когда они связаны с чувственными данными.

Обеспечивая содержательную основу действию или поступку, мышление работает с содержанием психики, которое может как осознаваться, так и не осознаваться.

Работа с содержанием осуществляется с помощью интеллектуальных операций. И этот процесс мышления, как мы уже отмечали, по Рубинштейну, характеризуется мотивами, целями, процессами программирования и принятия решений (работой с различными схемами), проверкой и контролем. Работа эта осуществляется с помощью интеллектуальных операций.

Можно с уверенностью утверждать, что мышление, как деятельность, реализуется функциональной психологической системой деятельности.

«Сознательность мысли, — отмечал Рубинштейн, -проявляется в своеобразной ее привилегии: только в мыслительном процессе возможна ошибка; только мыслящий человек может ошибаться»38. Благодаря рефлексии эта ошибка осознается и в деятельность вносятся коррективы, с учетом которых мыслительная задача, в конечном счете, разрешается или субъект отказывается от ее решения, признавая ее невыполнимой для себя в настоящее время.

Приведенный выше анализ психологической природы мыслительного процесса показывает, что мышление включает в себя осознание мыслительного процесса в выборе интеллектуальных операций, соотнесенных с условием задачи, а также операциях проверки и контроля. Иными словами, мыслительный процесс включает в себя и рефлексию. Исключив из мыслительного процесса рефлексию, мы разрушим его, так что вряд ли есть основания рассматривать рефлексию в отрыве от процесса мышления. Следовательно, едва ли есть основания говорить о рефлексии как об отдельной способности.

Мышление не осмысливает само себя (это не мышление о мышлении), оно выступает как функция субъекта, разрешающего значимую для него задачу (проблему).

Субъект, организуя свою мыслительную деятельность, осознает (рефлектирует) ход решения задачи, руководствуясь представлением о результате. Но так как задача разрешается процессом мышления, то он осознает ход мысли, связанной с ее решением. Организации хода своих мыслей и контролю за ними в соответствии с условиями задачи можно научиться.

Это прекрасно иллюстрируют занятия математикой — там этому и учат. Но в таком случае результат научения — это не способности, а знания, умения и навыки. Обобщенное умение отслеживать свои действия (умственные и практические) и анализировать их правильность переходят в качество личности. Таким образом, если ранее мы констатировали, что нельзя рефлексию вырвать из целостного мыслительного процесса, то теперь утверждаем, что может существовать такое качество личности (благоприобретенное), как рефлекивность.

Рефлексивность как качество личности будет способствовать успешному выполнению любой деятельности, направляя мыслительный процесс, организуя его и управляя им. Личность через рефлексивность будет управлять решением задачи, течением своих мыслей.

Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что существуют способности личности, которые, в частности, проявляются в рефлексивности интеллектуальных систем. Как и способность познавать других, так и способность познавать самого себя являются способностями личности.

Говоря о профессиональных способностях, мы должны учитывать рефлексию как способность, проявляющуюся в профессиональной деятельности.

Рефлексия есть способность сознавать, способность узнавать, познавать себя, отражать самого себя в психических проявлениях. Рефлексия осуществляется теми же психическими процессами, что и познание внешнего мира, но обращены эти процессы на самого себя. Все дело в этой обращенности. Вопрос заключается в том, что лежит в ее основе, каков ее механизм — обратной связи или специфический?

Обратная связь обеспечивает субъекта информацией о том, достигли ли его действия желаемой цели. Она работает на основе сличения. Совесть работает на принципе обратной связи на основе сличения нравственной сущности субъекта с нравственностью его поступка. Совесть задает вектор поведения. Но это происходит на основе предвидения нравственных последствий планируемого поступка.

Рефлексия направлена на познание самого себя, собственного «я». Это процесс познания себя. Результатом рефлексии является знание о себе.

И так же, как познание и знание осуществляются на основе взаимодействия субъекта с объектом (предметом) познания, так и познание себя должно осуществляться на основе взаимодействия человека с самим собой. Но тогда позволительно и необходимо поставить вопрос: а в чем же должно заключаться это взаимодействие? Как и любой процесс взаимодействия, процесс познания себя должен иметь мотив, который задает вектор познания: я хочу узнать свои способности, свои личностные качества, мотивацию своих поступков и т.д.

Я могу это сделать с помощью определенных тестов. Но что в данном случае они будут собой представлять? Они будут представлять собой стандартизированные виды деятельности, которые, по предположению их создателей, позволят по результатам выполнения тестов сделать заключение о моих сущностных качествах, которые я стремлюсь узнать.

Таким образом, речь идет о познании некоторых сущностей, которые непосредственно не наблюдаются как внешним наблюдателем, так и самим субъектом. Значит и внешний наблюдатель, который хочет познать меня (как предмет познания), и я сам, жаждущий познать себя (как предмет самопознания), находимся в одинаковой ситуации. И значит, чтобы познать себя, я должен обратиться к результатам своей деятельности и поведения, а точнее, к анализу результатов своего поведения и деятельности. По успехам я буду судить о способностях и личностных качествах. Следовательно, субъект в целях познания себя включает себя в деятельность, в которой предположительно должны проявиться определенные качества, и по результатам этой деятельности (поведения) делает заключение о них. Следовательно, в акте рефлексии присутствуют два момента:
• целенаправленное включение себя в деятельность;
• анализ результатов с позиции их обусловленности своими сущностными качествами.

Целенаправленное включение, в свою очередь, предполагает:
• мотивацию познания себя;
• знание о сущностных качествах, социально значимых или, в узком смысле, значимых для деятельности;
• знания о видах жизнедеятельностных актов, в которых могут проявиться познаваемые сущностные качества самого себя.

Таким образом, мы видим, что механизм обратной связи является составной частью механизма рефлексии. Детерминантой самопознания является мотивация самопознания. Весь процесс самопознания пронизан процессами принятия решений на основе определенных знаний (сами знания отбираются в процессе принятия решения о том, на какие знания можно опираться, какие знания можно использовать) и результатов жизнедеятельности.

Проведенный анализ показывает необходимость различать рефлексию как процесс познания себя и рефлексивность как качество личности. Рефлексия и рефлексивность не являются идентичными понятиями. Рефлексивность — качество личности, определяющее рефлексию как процесс. При этом в рефлексии следует выделять рефлексию личностную (направлена на познание себя в своих сущностных качествах как субъекта социального поведения) и деятельностную (направлена на отражение своей психической деятельности, реализующей цели предметно-практической и теоретической деятельности). Несомненно, что эти две формы взаимосвязаны в реальной жизнедеятельности человека.

Изучение рефлексии и рефлексивности — две самостоятельные задачи, требующие своей методологии и теоретического понимания. В совокупности с субъект-ностью, субъективностью и индивидуальностью эти категории позволяют осмыслить важнейшие детерминанты трудового поведения, его направленность и эффективность.

Рефлексивность это

Читать PDF
373.28 кб

Рефлексивность как один из необходимых признаков интегративных умений

Панова Л. П.

Данная статья посвящена одному из методологических механизмов системы образования интеграции, а также необходимому признаку рационального сознания рефлексии. В статье рассматривается содержание понятия «интегративное умение».

Читать PDF
198.88 кб

Саногенная рефлексивность как профессионально значимое качество личности педагога

Гасанова Диана Имиралиевна

Автор характеризует разнообразные подходы к выделению структурных компонентов личности педагога, его деятельности и общения, разные взгляды на особенности и своеобразие его профессиональной компетентности.

Читать PDF
310.75 кб

Концептуальные основы рефлексивно-адаптивного подхода к построению интеллектуальных информационных с

Кравченко Юрий Алексеевич

Рассмотрены концептуальные основы рефлексивно-адаптивного подхода к построению интеллектуальных информационных систем.

Читать PDF
171.75 кб

Теоретические основы рефлексивно-ориентированной концепции педагогического образования

Стеценко И. А., Дебердеев М. П.

Читать PDF
112.65 кб

Рефлексивно-контекстная модель формирования компетентности бакалавров

Сигида Евгений Антонович, Лукьянова Инна Евгеньевна

Рассматриваются различные направления исследований, позволяющие создать необходимые ус- ловия для формирования компетентности бакалавров.

Читать PDF
479.32 кб

Рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология как системный подход в самоуправлении качеством пре

Ахмедьянов Загир Уразбекович

В статье описывается рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология с позиции системного подхода. Рассматривается одна из ключевых возможностей технологии самоуправление качеством предметного обучения.

Читать PDF
68.41 кб

Методология проектирования образовательных практик последипломного образования на основе рефлексивно

Метаева Валентина Александровна

Читать PDF
286.07 кб

Некоторые методы реализации рефлексивно-деятельностного подхода при подготовке будущих экономистов в

Гущина Галина Анатольевна

В данной статье раскрыта проблема формирования активности при обучении будущих экономистов, как аспекта их профессиональной подготовки, обосновано применение рефлексивно-деятельностного подхода при работе со студентами, показаны м

Читать PDF
339.45 кб

Рефлексивно-деятельностный подход как механизм профессионального становления студента

Осипова Татьяна Павловна

Автор рассматривает рефлексивно-деятельностный подход как способствующий достижению в профессиональном образовании студента основных целей, выделяет принцип акмеологического сопровождения в реализации потенциалов профессионального

Читать PDF
792.78 кб

Рефлексивно-пиктографические задания в контексте формирования педагогической культуры будущего учите

Корчагина Л. Г.

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования педагогической культуры будущего учителя на основе рефлексивно-пиктографических заданий (РПЗ).

Читать PDF
0.00 байт

Использование рефлексивно-деятельностного подхода при подготовке будущих специалистов в вузе

Гущина Галина Анатольевна

Рефлексия как феномен качества управления – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

О рефлексивности применительно к экономике в последнее время говорить стало модно. Это заметно и по тем мероприятиям, которые проводятся в Вышке: буквально неделю назад на праздновании десятилетия МИЭФ профессор Ариэль Рубинштейн рассказывал о том, что ответ на когнитивный (требующий сложного логического построения, или другими словами рефлексивный) вопрос требует больше времени, чем ответ на вопрос инстинктивный. Бывший советник Президента Андрей Илларионов на недавнем семинаре «Теория и практика экономических реформ конца ХХ века в СССР и России» говорил, что поведение индивидуума или социальной группы вплоть до целого государства может быть рефлективным (не путать с рефлексивным) или институциональным (что как раз очень близко именно к рефлексивному поведению). На этом он, по сути, построил свою теорию развития человечества.

 

И вот теперь на заседании Экспертного Клуба мировой политической экономики 5 июня состоялся мастер-класс главного научного сотрудника Института философии РАН профессора Владимира Лепского на тему «Рефлексивные технологии в мировой экономике и мировой политике». Заседание клуба прошло в здании Государственного университета – Высшей школы экономики на Покровском бульваре и было организовано совместно с Советом по внешней и оборонной политике (СВОП) и редакцией журнала «Россия в глобальной политике». Модератором дискуссии уже традиционно выступил вице-президент Клуба, заведующий кафедрой мировой политики ГУ-ВШЭ Сергей Кортунов.

 

 

«У нас сегодня сложная тема, может даже показаться, что скучная, но нескучный докладчик, я бы даже сказал, веселый, умеющий даже об очень сложных вещах говорить интересно и с юмором», — начал заседание Клуба мировой политической экономики Сергей Кортунов и предоставил слово докладчику.

То, с чего начал свое выступление профессор Лепский, могло неподготовленному слушателю показаться несколько неожиданным. «Сегодня мы наблюдаем явный кризис в управлении. Российская академия наук ни в одной сфере не имеет отношения к управлению. Научная база, с помощью которой до сих пор изучались эти процессы, не удовлетворяет практиков. Наука просто не успевает. Нормативный подход не работает. Нормой уже стал выход за рамки нормы. В результате целостность социального управления потеряна».

Говоря об управлении, Владимир Лепский имел в виду по большей части управление на предприятиях. Казалось бы, при чем тут такая тема, как рефлексивные технологии в политике и экономике? Речь должна была бы идти о глобальном, о государстве, о международной политике, о глобализации, а вовсе не о том, как устроить производственный процесс. Но именно на уровне предприятий и могут быть разработаны и опробованы новые технологии в управлении. По словам профессора Лепского, в науке сейчас разрабатывается новое нетрадиционное направление, которое позволит преодолеть возникший кризис. «Объектный подход уже никого не удовлетворяет. Объект изучения влияет на теорию о нем, а наличие теории в свою очередь влияет на объект. Рефлексия – это способность систем строить модели самих себя и других систем и видеть себя строящими такие системы. Это основа рефлексивных технологий», — начал объяснять, о чем идет речь, Владимир Лепский. «Например, есть так называемый «принцип дополнительности» Бора, который говорит, что объект может быть рассмотрен объективно только с разных точек зрения одновременно. Неклассическая наука рассматривает  в комплексе и объект, и инструмент изучения, и субъект».

За счет использования этих принципов были разработаны рефлексивные технологии, которые могут использоваться как на микро, так и на макроуровне, даже на уровне ядерного сдерживания. Например, возможно рефлексивное управление, рефлексивное программирование или рефлексивное имитационное моделирование.

То есть у каждого объекта системы стимулируется рефлексивное поведение, в результате все — от высшего менеджера до последнего уборщика — начинают руководствоваться в своей деятельности не просто соображениями получения личной прибыли, но интересами системы, в которую, каждый из них включен.

Люди начинают думать, как сделать так, чтобы система развивалась и процветала. Владимир Лепский привел в пример Японию с ее корпоративной культурой. Он считает, что на японских предприятиях успешно и уже давно применяются именно рефлексивные технологии, то есть то, о чем в России сейчас только начинают говорить. «В управлении на предприятии может быть реализован реактивный или рефлексивный подход. Реактивный подход предполагает, что сотрудник, столкнувшийся с проблемой, начинает искать один из типовых способов ее решения. Если типового способа решения не находится, то он оказывается в тупике. Рефлексивный же подход заставляет каждого сотрудника в этой ситуации вставать над проблемой и переходить на качественно иной уровень ее понимания», — говорил Лепский. «Но если все увлекутся рефлексией, то работать будет некому, именно поэтому необходимо научиться ею управлять», — заметил он.

Еще один пример использования рефлексивного поведения, приведенный Лепским, — это история финансиста с мировой известностью Джорджа Сороса. Его знаменитое высказывание о том, что доллар продолжит падать, привело к тому, что все участники валютного рынка бросились скупать евро. В результате Сорос существенно выиграл. По сути, было использовано рефлексивное поведение игроков рынка, для которых Сорос был непререкаемым авторитетом. По законам рынка падение доллара должно было уже закончиться, но заявление такого признанного специалиста, как Сорос, привело к его продолжению. Да и сам Сорос повел себя рефлексивно.

После общей части своего доклада профессор Лепский перешел к  рассмотрению российских реалий. Он объяснил многие неудачи в российской политике, экономике и управлении следующими фактами. По данным Левада-центра, 62% россиян считают, что не влияют на происходящее в стране, 35% — что влияют крайне мало, и лишь 3% считают, что влияют довольно существенно. По мнению Лепского, эти три процента состоят из той элиты, которая была сформирована в 1990-е годы. По классификации профессора, это менялы, либералы-идеалисты, разрушители и мародеры-мифологи. «То есть не было у нас субъектов российского развития», — сделал вывод Владимир Лепский. «Все эти элиты просто не были ориентированы на развитие, у них были другие задачи».

По этой же причине у нас так тяжело реализуется переход на инновационный путь развития. «Блестящие инновационные идеи не проходят просто потому, что у нас властвует объектный подход, который порождает неэффективность и откаты», — сказал Лепский. Нет у нас и нормальной организации экспертизы, без которой невозможно эффективное развитие инноваций. То есть не решен вопрос создания экспертного сообщества, и он не будет решен, пока не произойдет переход к объектно-субъектному управлению.

Аналогичная ситуация наблюдается и в политике. Профессор Лепский привел в пример Китай, где детям еще в школе преподают стратагемы, которые используются при ведении войн, и не только обычных, но и информационных. Такие технологии активно использовались во время Второй мировой войны как Гитлером, так и Сталиным, но они это делали на интуитивном уровне. А у китайцев это происходит на уровне рефлексов. «Если придется на информационном поле воевать с Китаем, то это будет возможно только при условии технической инновационной поддержки, просто потому, что на человеческом уровне китайцы будут принимать правильные решения гораздо быстрее любого европейца.

 

К концу лекции, когда профессору Лепскому начали задавать вопросы, разговор пошел уже не столько о рефлексивных технологиях, сколько вообще о России, ее роли в мире и о ее будущем. «Россия не сможет стать лидером, если не будет выработана светская духовность. Я предлагал православной церкви выстроить социальную оболочку для этого, но у них слишком неповоротливая структура. Однако только в случае создания системы светской духовности мы сможем предложить миру новые способы и основы жизнедеятельности. И заметьте, только у России есть основы для этого. Ни ислам, ни Китай, ни США не способны предложить ничего для гармонизации мира. Во всех этих культурах есть деление мира на людей и недочеловеков, а в российской культуре, в православии нет», — говорил Владимир Лепский. Однако времени для таких кардинальных качественных изменений практически не осталось. «Есть мнение, что если ничего не изменится, то через пару лет Россия развалится, а сборка начнется только к 2015 году», — сказал Лепский. Если этот прогноз верен, то, скорее всего, Россия обречена, ведь необходимые изменения — это не только технический или научный вопрос, но и культурная проблема, а значит, на ее решение требуется немало лет. Быстро такие процессы не происходят.

 

И те наблюдения российской действительности, которые представил аудитории профессор Лепский, только подтверждают, что быстрого решения тут нет. «Необходимы государственные стратегические центры, а у нас только негосударственные, но они слабы. Некоторые из них пытаются заниматься выработкой стратегии, но большинство (центр Глеба Павловского, к примеру) – это технологические центры, которые делают ровно то, за что платят», — говорил Лепский.

Есть у профессора претензии и к российским журналистам. Он рассказал, что на встрече в Доме журналистов он пытался объяснить нашим акулам пера и микрофона, что можно быть субъектом развития, а можно субъектом рыночной экономики. Последнее означает затачивать потребителя под свои цели, «чтобы бабла срубить». Владимир Лепский с сожалением отметил, что наши журналисты именно такие. «Это ужасно!», — сказал он.

И в заключение мастер-класса профессор Лепский с грустью заметил, что у нас нет «духовной аристократии»: «Абрамович – это не аристократия. Он способен только вместо дачи придумать очень большую дачу, а вместо байдарки – яхту с противоракетной обороной». «Капитализм – это тупиковое направление. Будущее за социализмом, но мягким, как в Норвегии», — резюмировал он.

 

Сложно сказать, оправдаются ли в ближайшем будущем кризисные ожидания профессора Лепского. Однако подход, о котором он рассказывал на мастер-классе в Клубе мировой политической экономики, без сомнения, заслуживает самого пристального внимания со стороны российского экспертного сообщества. Тенденции и проблемы, которые отмечает профессор, — это объективная реальность, и даже если они не приведут к глобальному краху в масштабах государства, это вовсе не означает, что на них  можно закрывать глаза.

 

Европин Дмитрий

Обозреватель Экспертного канала ВШЭ-OPEC

 

7 июня 2007

 

7 июня, 2007 г.


Подпишись на IQ.HSE

Голубева Е.В. Профили рефлексивности молодых людей с разным опытом отношений в родительской семье

DOI: 10.24411/2308-8079-2019-00007

УДК 159.955.4

ПРОФИЛИ РЕФЛЕКСИВНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

C РАЗНЫМ ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ

Голубева Е.В.

В статье рассматривается проблема рефлексивности как интеллектуально-личностного ресурса у лиц с разным опытом отношений в родительской семье. Построены профили рефлексивности у лиц с благоприятным и неблагоприятным опытом отношений. Показано, что у лиц с неблагоприятным опытом отношений повышен показатель рефлексии настоящего, что можно рассматривать и как последствие сложившейся семейной ситуации, и как ресурс для преодоления негативных переживаний, связанных с прошлым опытом. 

Ключевые слова: рефлексивность, опыт, отношения в родительской семье, интеллектуально-личностный ресурс.

 

PROFILES OF REFLEXIVITY OF YOUNG PEOPLE

WITH DIFFERENT EXPERIENCE OF RELATIONS IN PARENTAL FAMILY

Golubeva E.V.

The article reviews the problem of reflexivity as an intellectual and personal resource of people with different experience of relations in the parental family. The author constructs profiles of reflexivity in individuals with favourable and unfavourable experience of relations. It shows that in individuals with unfavourable experience of relationships an indicator of present reflection is increased, which can be viewed both as a consequence of the family situation and as a resource for overcoming negative experiences associated with past experience.

Keywords: reflexivity, experience, relationships in the parental family, intellectual and personal resource.

 

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00029 А.

 

Стремительные социальные и технологические изменения в современном обществе вызывают все больший интерес ученых к проблеме психологических ресурсов. Психологические ресурсы личности представляют собой такие ее резервы, которые позволяют человеку справляться со сложными или угрожающими событиями, сохранять психическое здоровье личности [16].

Ресурсы могут быть разделены на внутренние (аспект «я») и внешние (аспект «социальная среда») [13].

Внешние ресурсы – это такие ресурсы, в которых можно найти социальную поддержку (брак, наличие близких друзей и родственников, участие в неформальных и формальных группах) [11].

Самым важным внешним ресурсом является родительская семья, потому что желание быть принятым фигурами привязанности является центральным мотивом человека. Привязанность и теплота родителя жизненно важны в детстве, но их значимость сохраняется и во взрослом возрасте и принимает форму опыта отношений в родительской семье. Опыт отношений в родительской семье (благоприятный или неблагоприятный) оказывает влияние на формирование многих внутренних ресурсов личности [см.: 2; 6; 14]. 

Внутренние ресурсы – это такие ресурсы, которые обеспечивают самоподдержку. Они могут быть условно разделены на личностные и интеллектуальные. 

К личностным ресурсам относят:

– психологические убеждения, такие как оптимизм, самоконтроль и ощущение осмысленности [16];

– готовность и уверенность [15];

– уверенность в себе, эффективные копинг-стратегии, высокий уровень выносливости и ответственности, мотивация к успеху, внутренний локус контроля, гармоничная идентичность [9] и др.

Под интеллектуальным ресурсом понимают интерактивные проявления когнитивных и личностных составляющих. Среди последних чаще всего выделяют такие, как саморегуляция эмоциональных состояний, произвольная мотивация, рефлексия, самопонимание и уровень притязаний, история жизни и опыт значимых отношений.

Особый интерес представляет рефлексия как компонент интеллектуального ресурса, являющаяся условием сознательного смыслоизменения [5]. Рефлексивность представляет собой способность к рефлексии. Рефлексивность – это способность человека анализировать свой внутренний мир (прошлую, настоящую и будущую деятельность), а также внутренний мир других людей и взаимоотношения с ними. 

В исследованиях последних лет изучается связь рефлексивности с жизнеспособностью человека [7], его саморазвитием [1], совладающим поведением [10]. Рефлексивность рассматривается как детерминанта структурной организации внутреннего мира человека в целом [4].

Выделяют ретроспективную рефлексию, ситуативную и проспективную рефлексию, а также рефлексию общения [3]. Ретроспективная рефлексия (рефлексия прошлого) представляет собой анализ выполненной деятельности, ее причин, содержания и результатов. Ситуативная рефлексия (рефлексия настоящего) заключается в анализе актуальной деятельности, соотнесение ее с настоящими условиями. Проспективная рефлексия (рефлексия будущего) – это анализ будущей деятельности, ее прогноз и планирование. Рефлексия общения – это анализ взаимодействия с другими людьми. Эти виды рефлексии могут быть представлены в виде профиля рефлексивных способностей.

Таким образом, целью настоящего исследования явилось построение профилей рефлексивности молодых людей с разным опытом отношений в родительской семье.

В эмпирическом исследовании приняли участие 120 человек в возрасте 18-23 лет, студенты Южного федерального университета.

В качестве методик исследования использовались:

1. Биографический опросник (BIV) [12]: шкалы «Семья» – субъективное описание семейной ситуации в детстве и юности; «Воспитание» – воспитательное воздействие родителей [8, с. 62-84].

2. Методика определения уровня рефлексивности [3].

По сочетанию характеристик семейной ситуации и воспитательного воздействия родителей были выделены 2 группы студентов: с благоприятным (74 человека), и неблагоприятным (46 человек) опытом отношений в родительской семье. Затем из группы с благоприятным опытом отношений случайным образом были отобраны 46 человек так, чтобы группы были уравнены по количеству участников.

Обработка результатов показала, что общий уровень рефлексивности в группе с благоприятным опытом отношений в родительской семье (ср. знач. 125,67; станд. откл. 17,33) схож с общим уровнем рефлексивности в группе с неблагоприятным опытом отношений (ср. знач. 124,87; станд. откл. 12,12). Статистическая обработка результатов подтверждает это утверждение (сумма рангов для группы с неблагоприятным опытом = 2086, сумма рангов для группы с благоприятным опытом = 2192, Uэмп. = 1005, p = 0,68). Поэтому общий уровень рефлексивности оказался не зависящим от опыта отношений в родительской семье.

Однако в профилях рефлексивности двух групп респондентов можно наблюдать некоторые особенности (см. рисунок 1). 

Если показатели рефлексии прошлого и рефлексии общения в профилях практически совпадают, то показатели рефлексии настоящего и рефлексии будущего разнятся.

Эти наблюдения подтверждены статистически (см. таблицу 1). В группе лиц с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье уровень рефлексии настоящего выше, а уровень рефлексии будущего ниже, чем в группе с благоприятным опытом отношений.

Рисунок 1.

Профили рефлексивности молодых людей с разным опытом отношений в родительской семье

Таблица 1.

Статистическая обработка результатов с помощью критерия U-Манна-Уитни

Особый «статус» рефлексии будущего для лиц с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье подтвержден также при помощи процедуры факторного анализа (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Статистическая обработка результатов с помощью факторного анализа

У лиц с благоприятным опытом отношений в родительской семье все показатели рефлексии объединены в один униполярный фактор, т.е. между ними есть сильные положительные связи, и при увеличении или уменьшении одного остальные меняются в том же направлении. А у лиц с неблагоприятным опытом показатели рефлексии «разбились» на два фактора, причем из первого фактора «выпал» показатель рефлексии настоящего, т.е. он изменяется независимо от других.

Такие особенности профилей рефлексивности у двух групп респондентов могут определяться семейной ситуацией, в которой они воспитывались. Прежде всего, стоит отметить неоднозначность самого феномена рефлексивных способностей: с одной стороны, они обусловливают сложность и богатство внутреннего мира личности, а, с другой стороны, могут тормозить принятие решений и др. 

Так, неблагоприятный опыт отношений в родительской семье (например, конфликтные отношения, неустойчивый стиль воспитания и др.) могут заставить ребенка проявлять повышенную настороженность в ситуациях повседневной жизни, напряженно обдумывать свои слова и поступки, что может приводить к повышению показателей рефлексии настоящего в более взрослом возрасте. Неблагоприятная семейная ситуация также затрудняет планирование будущей деятельности, т.к. родители могут не уделять достаточно внимания помощи детям и подросткам в формировании у них временной перспективы.

С другой стороны, обнаруженный повышенный показатель рефлексии настоящего у лиц с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье можно рассматривать как ресурс в преодолении негативных последствий прошлого опыта. Высокий уровень рефлексивных способностей в области настоящего будет способствовать реализации первого блока психолого-консультативной работы, который предполагает отреагирование актуальных эмоциональных переживаний по поводу проблемной ситуации (чувств в настоящем) и создает готовность к переходу к следующим блокам – поиску причин проблемы (мысли в прошлом) и поведенческих альтернатив по решению проблемы (действия в будущем).

 

Список литературы:

1. Бехтер А.А. Рефлексивность как ресурс саморазвития субъекта образовательного пространства // Проблемы высшего образования. 2014. № 1. С. 92-95.

2. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Опыт отношений в родительской семье как предиктор психологического благополучия молодых людей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 358-362.

3. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. № 5. С. 45-57.

4. Карпов А.В., Воронова Т.А. Рефлексивность как детерминанта структурной организации внутреннего мира человека // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 3. С. 104-110.

5. Карпова, Ю.А. Интеллектуальный ресурс человека в контексте инновационного развития // Инновации. 2011. № 1 (147). С. 19-22.

6. Кибальченко И.А., Голубева Е.В. Множественный регрессионный анализ влияния опыта отношений в родительской семье на формирование личностного ресурса молодежи // Вестник науки. 2018. Т. 4. № 7 (7). С. 71-75.

7. Лактионова А.И. Взаимосвязь смысловых образований и рефлексивности с жизнеспособностью человека // Психологический журнал. 2017. № 5. С. 27-40.

8. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб, Речь. 2006. 176 с.

9. Baeva I.A., Kondakova I.V., Laktionova E.B. Psychological resources of adults who experienced violence in childhood [Электронный ресурс] // The European proceedings of social & behavioural sciences. 2018. URL: http://doi.org/c7b6 (дата обращения: 25.05.2019). 

10. Bechter, A.A. Reflexivity as a control factor of personal coping behavior // Вестник РУДН. Серия Психология. 2014. № 1. С. 67-72.

11. Berkman L.F., Syme S.L. Social networks, host resistance, and mortality: A nine year follow-up of Alameda County residents // American Journal of Epidemiology. 1979. Vol. 109. P. 186-204.

12. Jäger R.S. Biographisches Inventar zur Diagnose von Verhaltensstörungen, BIV. Göttingen [ua]: Hogrefe, 1976. 55 S.

13. Hobfoll S.E. (2002). Social and Psychological Resources and Adaptation. Review of General Psychology. 2002. Vol. 6. No. 4. P. 307-324.

14. Mallers M.H., Charles S.T., Neupert S.D., Almeida D.M. (2010). Perceptions of childhood relationships with mother and father: daily emotional and stressor experiences in adulthood // Developmental Psychology. 2010. Vol 46 (6). P. 1651-1661

15. Santisi G., Magnano P., Platania S., Ramaci T. Psychological resources, satisfaction, and career identity in the work transition: an outlook on Sicilian college students // Psychology Research and Behavior Management. 2018. Vol. 11. P. 187-195.

16. Taylor S.E., Kemeny M.E., Reed G.M., Bower J.E., Gruenewald T.L. Psychological resources, positive illusions, and health // The American psychologist. 2000. Vol. 55 (1). P. 99-109.

 

Сведения об авторе:

Голубева Елена Валериевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, Россия).

Data about the author:

Golubeva Elena Valerievna – Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Psychology and Safety Life Activity Department, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia).

E-mail: [email protected]

Значение слова «рефлекси́вный»

рефлексировать

рефлексивность

ая, ое; рефлекси́вен, вна, вно.

[рефле]кси́вный

1. Психол.Характеризующийся наличием рефлексии, основанный на рефлексии; склонный к рефлексии; рефлективный (2 зн.).

Рефлексивное восприятие действительности. Рефлексивное усвоение информации. Рефлексивный человек. Руководитель должен быть рефлексивен.

2. Физиол.То же, что рефлекто́рный (2 зн.).

Рефлексивная реакция на болевой раздражитель. Резким рефлексивным движением отмахнуться от насекомого.

3. Матем.Обладающий рефлексивностью (2 зн.).

Отношения тождества и эквивалентности являются рефлексивными. Подобие рефлексивно.

Данные других словарей

Большой толковый словарь русского языка

Под ред. С. А. Кузнецова

рефлекси́вный

-ая, -ое; -вен, -вна, -вно.

1. = Рефлекти́вный.

Р-ое движение.

Важность рефлексивности в качественных исследованиях — Delve

Что такое рефлексивность?

По своей сути качественное исследование позволяет исследователям получить полное представление о предмете посредством правдивых сообщений и знаний из первых рук. Чтобы обеспечить точность этого типа исследования, полезно работать с закодированными данными, а это означает, что информация должна быть организована и помечена для выявления различных отношений и тем.

Как только данные закодированы, вы можете действовать рефлексивно.Как правило, рефлексивность включает в себя проверку собственных суждений, практик и систем убеждений в процессе сбора данных. Цель рефлексивности состоит в том, чтобы выявить любые личные убеждения, которые могли случайно повлиять на исследование.

Во время рефлексивности вы должны быть готовы подвергнуть сомнению свои собственные предположения. Исследователь играет неотъемлемую роль в процессе сбора данных, особенно во время качественных исследований. Рефлексивность смещает часть внимания с субъектов на исследователя.Это требует общего признания того факта, что исследователи являются динамичной частью качественного процесса и активно влияют на результат проекта.

Reflex vs. Reflect

Не заблуждайтесь, рефлексивность не является неотъемлемой частью рефлексивности. Любой хороший исследователь размышляет над своими данными и выносит о них суждения. Рефлексивность продвигает этот процесс гораздо дальше и включает в себя активное изучение человека, выносящего суждения. Например, качественный исследователь, который ведет себя рефлексивно, может спросить: «Мои убеждения заставляют меня предполагать, что мои данные указывают на определенный вывод?»

Если ваши основополагающие системы убеждений, политические взгляды или другие предубеждения потенциально могли повлиять на результат исследования, вы должны их указать.Рефлексивность — это средство сделать именно это. Однако рефлексивность также порождает несколько новых дилемм.

Потенциальные ловушки рефлексивности

Рефлексивный процесс — отличный инструмент, который может помочь вам подтвердить качественное исследование. При этом можно сделать чрезмерный акцент на рефлексивности. Слишком большое значение рефлексивности может привести к тому, что вы будете связывать каждое решение с ненужными системами отсчета, что чрезмерно усложнит окончательный вариант вашего исследования.

Если вы хотите включить рефлексивность в свой процесс, не создавая непреднамеренного мозгового тупика, сосредоточьтесь на проблеме. Вместо того чтобы описывать каждое отдельное рефлексивное суждение, сосредоточьтесь на конкретных проблемах. Просто объясните, как взаимодействие между исследователем и исследованием может включать в себя модель интерпретации.

Почему рефлексивность необходима в качественных исследованиях?

Рефлексивность необходима в качественном исследовании, потому что эта область сильно зависит от информации, которую предоставляют участники.Поскольку опросы, обсуждения и интервью проводятся исследователями, на информацию, собранную в ходе качественных исследований, могут влиять лежащие в их основе убеждения.

Основная цель рефлексивности — осознавать предубеждения исследователя и то, как они влияют на результат исследования. В некоторых исследовательских подходах вы можете стремиться уменьшить предвзятость, тогда как в других вы можете использовать предвзятость исследователя в качестве основного инструмента для получения знаний.

Несмотря на потенциальные недостатки, рефлексивность жизненно важна, когда речь идет о качественном исследовании.Существует бесчисленное множество способов, которыми предвзятость исследователя может повлиять на исследование. К ним относятся:

  • Путь данных собрана

  • Выбор методов сбора данных

  • Как информация проанализирована

  • Как сообщается данные

Качественные исследования по своей природе субъекта независимо от того, насколько хорошо разработан проект, поэтому вы должны включить рефлексивность в свой исследовательский процесс.

Рефлексивность

Рефлексивность — это признание своей роли в исследовании. Как качественный исследователь, вы являетесь частью исследовательского процесса, и ваш предыдущий опыт, предположения и убеждения будут влиять на исследовательский процесс. Рефлексивность исследователя — это тип критического осмысления позиции, которую вы занимаете как исследователь, и того, как вы учитывали эту позицию в своем исследовании.Это важный способ установить строгость в качественных исследованиях, подобно процессам определения инструментов измерения достоверности в количественных исследованиях.

Быть рефлексивным означает быть внимательным к:

  1. Культурным, политическим, социальным и идеологическим истокам собственной точки зрения и голоса.
  2. Точки зрения и голоса тех, у кого вы берете интервью или наблюдаете.
  3. Мнения тех, кому вы сообщаете о своем исследовании.

Например, Nabreesa рассказала о том, как ее прошлый опыт работы врачом и исследования в области общественного здравоохранения повлияли на ее исследования и интерес к теме ее исследований.

Леони также упомянула о своем опыте решения этических проблем в ветеринарной практике и о том, как она хотела изменить этическое образование для ветеринаров. Небольшой отрывок из тезиса Леони показывает, как рефлексивность может быть включена в раздел методов исследования:

Как практикующий ветеринар, работающий с мелкими животными, я понимал, что во время интервью с коллегами мне нужно стараться оставаться нейтральным, отбрасывая свои собственные мнения и реакции, а также слушать с точки зрения исследователя.Однако мне было трудно быть полностью объективным и отбросить в сторону свой личный опыт и, таким образом, занять инсайдерскую позицию.

Обсуждая, как он разработал свои вопросы для опроса, Кэмерон также проиллюстрировал пример рефлексивности исследователя (признавая, что его опыт в симуляционном обучении повлиял на разработку вопросов для опроса):

Первоначально я разработал вопросы для опроса на основе моего опыта обучение симуляционному обучению. Я также сослался на литературу о современной известной практике SBE.

Ресурсы

  • Ватт, Д. (2007). О том, как стать качественным исследователем: ценность рефлексивности. Качественный отчет, 12(1), 82-101. Получено с http://go.unimelb.edu.au/dm56
  • Hiller, A.J., & Vears, D.F. (2016). Рефлексивность и клиницист-исследователь: управление неправильными представлениями участников. Журнал качественных исследований, 16(1), 13-25.
  • Гиллам Л. и Гийемен М. (2018 г.) Преодоление недоверия между комитетами по этике исследований и исследователями.В Ипхофен, Р., и Толич, М. (ред.). (2018). Справочник SAGE по этике качественных исследований (стр. 263-276). Лондон, Великобритания: Мудрец.

Что такое «рефлексивность?» | IB Психология

Рефлексивность — это процесс осмысления двунаправленных отношений между исследователем и исследованием. (Изображение: bigstock)

Обновлено в июле 2020 г.

Что такое рефлексивность?

  • Рефлексивность – это процесс постоянного осмысления исследователем исследовательского процесса; в основе рефлексивности лежит идея самосознания.

Учащиеся должны быть в состоянии «объяснить использование рефлексивности в качественных исследованиях», что означает определение термина и объяснение того, как и почему он используется в качественных исследованиях и , используя детали из стимула в экзаменационной работе для поддержки объяснение. Никаких ограничений не нужно.

Подробнее…

IB Психология: Это для «старой» программы (экзамены в мае и ноябре 2018 года).


Как рефлексивность используется в качественных исследованиях?

  • Исследователи могут практиковать рефлексивность в своих исследованиях несколькими способами, например, вести дневник, поддерживать открытый диалог и дискуссии со своими коллегами или просто внутренне размышлять о процессе исследования.
  • Рефлексивность можно разделить на два типа: перспективная и ретроспективная . Проспективная рефлексивность относится к влиянию исследователя на исследование, тогда как ретроспективная рефлексивность относится к влиянию исследования на исследователя (Attia and Edge, 2016). Понимание двунаправленных отношений между исследователем и исследованием является важной концепцией качественной методологии.

Найдите множество обучающих ресурсов для качественных методов в нашем пакете поддержки учителей.

Почему рефлексивность используется в качественных исследованиях?

  • Одной из целей проспективной рефлексивности является обеспечение достоверности результатов за счет снижения вероятности того, что исследователь предвзято отнесется к исследованию.
  • Рефлексивность также может помочь исследователям осознать, как ценности, мнения и опыт, которые они привнесли в исследование, могут быть положительными.
  • Рефлексивность действительно важна в качественном исследовании, потому что существует множество способов, которыми предвзятость исследователя может повлиять на исследование, от создания инструментов сбора данных до сбора данных, их анализа и составления отчетов.Это связано с субъективным характером качественных данных и методологии. Хотя предвзятость может повлиять на количественные исследования, ее легче контролировать, чем в качественных исследованиях.
  • Другая цель ретроспективной рефлексивности состоит в том, чтобы исследователь осознал, как исследовательский процесс повлиял на него. Понимание этих эффектов может быть важной частью исследовательского процесса. (см. пример здесь). Во многих качественных исследованиях исследователь может быть в более тесном контакте со своим предметом изучения по сравнению с количественными исследованиями, поэтому вероятность воздействия исследования на исследователя также выше.

 


Подробнее…

  • Исследование рефлексивности (ссылка)
  • Стать рефлексивным исследователем (ссылка)
  • Преимущества и проблемы рефлексивности (ссылка)
  • Размышления о рефлексивности (Ссылка)
  • Понимание результатов исследований – ретроспективная рефлексивность (ссылка)

Трэвис Диксон — преподаватель психологии IB, автор, руководитель семинара, экзаменатор и модератор IA.

Глоссарий социальных исследований

________________________________________________________________

Рефлексивность

определение ядра

Рефлексивность — это термин, который имеет довольно разные значения в разных контекстах: в общем, он означает «размышление», а конкретно, как часть социальных исследований, рефлексивность — это процесс, посредством которого исследователь размышляет над процессом сбора и интерпретации данных.

пояснительный контекст

Рефлексия имеет несколько значений в повседневном использовании, и они отражены в термине рефлексивность.


На самом простом уровне отношение является рефлексивным, если оно является самореферентным (т. е. одна часть реляционного утверждения отражает другую), например, «башня такая же высокая, как она сама». Здесь «столь же высокий, как» является рефлексивным.


На втором уровне рефлексивность относится к процессу размышления, а не просто размышлению.Первый является активным процессом, второй пассивным. Так, например, в этнографии исследователь (обычно) должен быть рефлексивным, то есть размышлять над собранными данными. (Этнографическая рефлексивность обычно предполагает отражение воздействия исследователя на данные). рефлексивность обычно считается центральным во всех вариантах этнографического исследования.

 

Рефлексивность в этнографическом исследовании предполагает две вещи. Во-первых, требуется, чтобы исследователи размышляли над исследовательским процессом, чтобы оценить влияние их присутствия и их методов исследования на характер и объем собираемых данных.Грубо говоря, исследователи должны учитывать, в какой степени респонденты говорили им то, что хотели услышать; подавлял ли исследователь(и) респондентов; ограничивал ли формат сбора данных тип собираемых данных и так далее.


Во-вторых, и, вероятно, более важно, этнографическая рефлексивность требует, чтобы исследователи критически осмысливали теоретические структуры, которые они извлекли из своего этнографического анализа. Опять же, грубо говоря, ожидается, что исследователи переосмыслят свои доказательства, используя другие возможные модели, чтобы мыслить нестандартно.Этнографы должны не просто вписывать детали в заранее сформированную схему, но и пытаться реформировать схему, чтобы увидеть, имеют ли детали другое значение.

 

Некоторые комментаторы ожидают, что этот двойной рефлексивный процесс будет открыто обсуждаться в отчете об этнографическом исследовании.

 

На практике рефлексивность применима ко всем формам непосредственных исследований; то есть все исследователи должны применять рефлексивный подход к собираемым ими данным. Это часто упускается из виду в количественных исследованиях, где данные приобретают объективистский характер после преобразования в статистику, которой можно манипулировать.


Третий уровень рефлексивности действует на простом философском уровне, на уровне референтного парадокса типа «это предложение ложно».


Четвертый уровень является более сложным философским, а именно, идея рефлексивности как самосознания (т.е. отражения самого себя). Проблема возможности и следствий самосознания так же стара, как философия. Однако в последнее время рефлексивность в этом смысле стала серьезной проблемой.Современное отрицание возможности познания (как в структурализме, семиотике, культурном релятивизме, зависимости теории от наблюдения и т. д.) поднимает рефлексивную проблему, а именно. откуда можно знать, что знание невозможно?

См. обзор книги Хилари Лоусон «Рефлексивность: постмодернистское затруднительное положение» Ли Харви (1985), посвященный исследованию саморефлексивности.


На пятом уровне рефлексивность используется как средство критики. Такая критика использует подход, который пытается показать, что теория, представленная в самом тексте, рефлексивно отрицает возможность теории.(Например, Гегель применяет рефлексивную критику в своей работе с кантовской философией.)


На шестом уровне рефлексивность трактуется позитивно как альтернатива знанию. Это довольно сложное и спорное понятие. Возможно, это подход, принятый Нейцше, Хайдеггером и Деррида, которые одобряют рефлексивность и рассматривают проблему написания текста в свете последствий его собственной рефлексивности. Они пытались использовать рефлексивность как положительную силу и ослабить рефлексивность, переходя от предмета к тексту.Они предлагают разные решения проблемы; Ницше выступает за анархическое утверждение; Хайдеггер предлагает бесконечную отсрочку; а Дерридада предлагает постоянное распутывание. Каждая из них предлагает новый способ языка, а вместе с ним и разные понятия истины и ценности. Однако все они противостоят рефлексивности в процессуальных терминах и, таким образом, отрицают возможность «истины» или «ложности».

аналитический обзор

Глоссарий сайта социологической теории McGraw-Hill (2004) определяет «рефлексивность» как

:

Это включает в себя самосознание, а также все те аспекты современной жизни, которые контролируются.

 

В качестве примера наихудших эксцессов некоммикативной социологии

Донохью (2008, стр. 344–345) предлагает следующую оценку рефлексивности:

В основе своей рефлексивность является причинной связью социальной функции. В этом отношении рефлексивность связана с переоценкой: социальная «деятельность» постоянно пересматривается и переопределяется посредством использования информации, относящейся к этой деятельности (Giddens, 1994: 86). Однако рефлексивность — это не просто «размышление» или «наблюдение».Фергюсон (1997: 225) описывает рефлексивность как «цикличность социального знания», и в рамках этой парадигмы существуют рефлексивные (активные) реакции индивидов и институтов. Когда институты ведут себя «рефлекторно», они реагируют на последствия существовавшей ранее «простой современности». По сути, институциональные рефлекторные (активные) реакции создают новые рамки (и пространства внутри этих рамок) для индивидуумов, над которыми они могут размышлять. Важно отметить, что именно эти реакции соответственно изменяют институциональные процессы, на которые реагируют индивиды (Beck, 1994; Ferguson, 1997). : 224).Следовательно, существует круговая связь между рефлексом и отражением (Beck, 1994; Ferguson, 1997). [Возможный перевод: рефлексивное социальное действие — это постоянный процесс размышлений, новых действий и дальнейших размышлений]

 

сопутствующие вопросы

 

смежные области

См. также

этнография

постмодернизм

Исследование реального мира Раздел 1.11

Источники

Бек, У., 1994, «Переосмысление политики: к теории рефлексивной модернизации», в Бек, У., Гидденс, А. и Лэш, С. (ред.) Рефлексивная
Модернизация, Кембридж: Polity Press, стр. 1–55.

Донохью, Дж., 2008, «Приказы об антиобщественном поведении (ASBO) в Великобритании, контекстуализирующие риск и рефлексивную модернизацию», Социология, 42 (2), стр. 337–55.

Фергюсон, Х., 1997, «Защита детей в новое время: защита детей и общество риска», Социальная работа с детьми и семьей, 2(4), стр.221–34.

Гидденс, А., 1994, Beyond Left and Right, Cambridge, Polity Press.

Лоусон, Х., 1985, Рефлексивность: затруднительное положение постмодерна, Лондон, Хатчинсон.

McGraw-Hill, 2004, Sociological Theory: Glossary, доступно по адресу http://highered.mcgraw-hill.com/sites/0072817186/student_view0/glossary.html, по состоянию на 14 мая 2013 г., страница недоступна 20 декабря 2016 г.


авторское право Lee Harvey 2012–2022


НОВЕЛ
Верх

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Главная

Рефлексивность в качественных исследованиях – QualPage

На этой неделе приглашенным блогером является Луис Р.Альварес-Эрнандес. Луис — доктор философии по социальной работе. Кандидат в Университете Джорджии и докторант Совета по образованию в области социальной работы. Его исследования сосредоточены на благополучии латиноамериканцев, ЛГБТК+ и иммигрантских сообществ, с особым вниманием к опыту людей, живущих на стыке этих идентичностей. Преподавание и исследования Луиса основаны на более чем 10-летнем опыте работы двуязычным (английский и испанский) социальным работником в сфере психического здоровья и здравоохранения, а также на критических и феминистских теориях.

Посмотреть скринкаст

Рефлексивность — это термин, широко используемый в качественных исследованиях и литературе. Однако аспиранты, не знакомые с качественной терминологией и процессами, могут счесть этот термин запутанным. Этот пост и скринкаст призваны ответить на три вопроса, которые могут возникнуть у аспирантов при первом знакомстве с рефлексивностью: (1) что такое рефлексивность в качественных исследованиях?, (2) почему мы используем рефлексивность в качественных исследованиях? и (3) как Могу ли я использовать рефлексивность в своих качественных исследованиях? Далее следует введение в рефлексивность в качественных исследованиях, ее роль и шаги, которые могут предпринять начинающие исследователи, чтобы начать изучение рефлексивности.

Что такое рефлексивность в качественных исследованиях?

Качественные исследователи часто занимаются изучением своей позиции по отношению к явлению и людям, переживающим его. Субъективный характер качественного исследования признается путем установления его идентичности (т. е. гендерной идентичности, гендерного представления, класса, образования, сексуальной ориентации, расы, этнической принадлежности, возраста, языка, культуры и т. д.) и контекста (т. е. иммиграционного статуса, др.) позиционность способствует построению исследовательского процесса и выводов.Эту позиционность можно исследовать с помощью рефлексивности (Swaminathan & Mulvihill, 2018).

Роулстон (2010) определил рефлексивность в исследованиях как «способность исследователя иметь возможность сознательно обращаться к себе в связи с получением знаний по темам исследования» (стр. 116). Следовательно, рефлексивность помогает исследователю изучить их позиционность и понять, как она строит знания. Рефлексивность выходит за рамки «рефлексии» в том смысле, что она исследует наши отношения с другими (т.э., участники исследования и сайт) (Roulston, 2010). Creswell and Poth (2018) добавляют, что позиция исследователя будет влиять на все аспекты исследования.

Исследователи «позиционируют себя» в качественном исследовании. Это означает, что исследователи сообщают (т. е. в разделе, посвященном методу, во введении или в других местах исследования) свой опыт (например, опыт работы, культурный опыт, историю), как это влияет на их интерпретацию информации в исследовании. и что они должны получить от исследования (стр.44). Следовательно, рефлексивность исследователя должна начинаться как можно раньше. Вовлечение в рефлексивность на протяжении всего исследовательского процесса позволит понять значение властных структур и обеспечить достоверность исследования.

Почему мы используем рефлексивность в качественных исследованиях?

Понимание значения, которое люди придают своей жизни, является важной частью качественных исследований, особенно таких традиций, как феноменология. Опыт исследователя формирует то, как это значение понимается, и оно важно для других (Smith et al., 2009). Однако «мир определяется структурированными властными отношениями, основанными на расе, поле, классе, сексуальной ориентации, ограниченных возможностях или религии» (Merriam & Tisdell, 2016, стр. 62). Причина использования рефлексивности заключается в том, чтобы гарантировать, что исследователь не увековечивает репрессивные структуры в рамках исследования и по отношению к его участникам. Надежность — еще одна причина для рефлексивности. Надежность качественного исследования указывает на то, насколько хорошо исследование соответствует его цели и дизайну.Это особенно важно для качественных исследований, поскольку исследователь является инструментом сбора и анализа данных. Более того, в отличие от большинства количественных исследований, результаты качественных исследований не могут быть ни воспроизведены, ни обобщены. Следовательно, надежность качественных исследований должна быть установлена ​​через достоверность, переносимость и надежность. Достоверность связана с тем, насколько результаты соответствуют реальности. Переносимость, с другой стороны, связана с обобщаемостью читателя или пользователя.Более того, надежность качественных исследований связана не с воспроизводимостью результатов, а с согласованностью между результатами и собранными данными. Каждый из этих компонентов надежности (достоверность, переносимость и надежность) может быть достигнут с использованием различных подходов. Участие в рефлексивности способствовало бы повышению достоверности исследования.

Как я могу использовать рефлексию в своих качественных исследованиях?

Качественные исследователи могут участвовать в рефлексивности посредством (1) записи комментариев участников и мыслей исследователя во время интервью, (2) записи как можно скорее после интервью и (3) разработки и постоянного редактирования заявления исследователя о субъективности.Эти процессы не отделены от процесса анализа данных, а встроены в него. Начинающие исследователи могут начать погружаться в процесс рефлексивности, спрашивая себя: «Что я знаю? Откуда мне знать то, что я знаю? Что формирует и сформировало мою точку зрения? Каким голосом я делюсь своей точкой зрения? Что мне делать с тем, что я нашел?» (Patton 2014, цитируется по Marshall & Rossman, 2016, стр. 118). На эти вопросы следует периодически отвечать на протяжении всего исследовательского процесса. Тем, кто плохо знаком с качественными исследованиями, может быть полезно заниматься рефлексивностью с помощью творческих методов.Например, можно заниматься рефлексивностью, используя художественные и творческие подходы (McCaffrey & Edwards, 2015). Более того, процесс транскрипции интервью может служить возможностью для рефлексии (Shelton & Flint, 2019). Качественные исследователи имеют в своем распоряжении много других процессов, чтобы задействовать рефлексивность. То, как человек занимается рефлексивностью, будет зависеть от связей, которые мы стремимся установить, исследования и уровня осведомленности исследователя. В конечном счете, то, как исследователь участвует в рефлексивности, должно дополнять значение данных, участников, документов и наблюдений, которые определяют вопрос исследования.

Рефлексивность открывает двери новым возможностям, теоретизированию, пониманию и смыслу. Будучи рефлексивными, качественные исследователи могут лучше понять себя как личности и как социологов. Рефлексивность – это инструмент методологически обоснованного исследования, включающего исследователя как часть конструкции смысла.

Каталожные номера

Кресуэлл, Дж. В., и Пот, К. Н. (2018). Качественное исследование и дизайн исследования: выбор из пяти подходов (4-е изд.). МУДРЕЦ.

Маршалл, К., и Россман, Великобритания (2016). Разработка качественного исследования (6-е изд.). МУДРЕЦ.

Маккефри, Т., и Эдвардс, Дж. (2015). Встреча искусства с искусством: методы, основанные на искусстве, повышают рефлексивность исследователя в исследованиях с пользователями психиатрических служб. Журнал музыки Терапия , 52 (4), 515–532. https://doi.org/10.1093/jmt/thv016

Мерриам, С. Б., и Тисделл, Э. Дж. (2016). Качественные исследования: руководство по разработке и внедрению (4-е изд.). Джосси-Басс.

Роулстон, К. (2010). Рефлексивное интервьюирование: руководство по теории и практике . МУДРЕЦ.

Шелтон, С.А., и Флинт, Массачусетс (2019). Значение транскрипции в поощрении рефлексивности исследователя. Примеры использования методов исследования SAGE . https://www.doi.org/10.4135/9781526477705

Смит, Дж. А., Флауэрс, П., и Ларкин, М. (2009). Интерпретативный феноменологический анализ: теория, метод и исследование .МУДРЕЦ.

Посмотреть автосохранение

Сваминатан, Р., и Малвихилл, Т. М. (2018). Преподавание качественных исследований: стратегии привлечения новых ученых . Гилфорд Пресс.

Дополнительные ресурсы см. в разделе

.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Родственные

Определение рефлексивности

Что такое рефлексивность?

Рефлексивность в экономике — это теория, согласно которой существует петля обратной связи, в которой восприятие инвесторов влияет на экономические основы, что, в свою очередь, меняет восприятие инвесторов.Теория рефлексивности уходит своими корнями в социологию, но в мире экономики и финансов ее главным сторонником является Джордж Сорос. Сорос считает, что рефлексивность опровергает большую часть господствующей экономической теории и должна стать основным направлением экономических исследований, и даже делает грандиозные заявления о том, что она «порождает новую мораль, а также новую эпистемологию».

Ключевые выводы

  • Рефлексивность — это теория, согласно которой петли положительной обратной связи между ожиданиями и фундаментальными экономическими факторами могут вызывать ценовые тенденции, которые существенно и устойчиво отклоняются от равновесных цен.
  • Основным сторонником рефлексивности является Джордж Сорос, который во многом приписывает ей свой успех в качестве инвестора.
  • Сорос считает, что рефлексивность противоречит большинству основных направлений экономической теории.

Понимание рефлексивности

Теория рефлексивности утверждает, что инвесторы основывают свои решения не на реальности, а скорее на своем восприятии реальности. Действия, возникающие в результате такого восприятия, влияют на реальность или основные принципы, которые затем влияют на восприятие инвесторов и, следовательно, на цены.Этот процесс является самоусиливающимся и имеет тенденцию к нарушению равновесия, в результате чего цены становятся все более оторванными от реальности. Сорос рассматривает мировой финансовый кризис как иллюстрацию теории. По его мнению, рост цен на жилье побудил банки увеличить ипотечное кредитование, а, в свою очередь, увеличение кредитования способствовало росту цен на жилье. Без сдерживания роста цен это привело к ценовому пузырю, который в конечном итоге лопнул, что привело к финансовому кризису и Великой рецессии.

Теория рефлексивности Сороса противоречит концепциям экономического равновесия, рациональных ожиданий и гипотезе эффективного рынка.В господствующей экономической теории равновесные цены подразумеваются реальными экономическими принципами, определяющими спрос и предложение. Изменения экономических основ, таких как потребительские предпочтения и реальная нехватка ресурсов, будут побуждать участников рынка повышать или понижать цены на основе их более или менее рациональных ожиданий относительно того, что экономические основы подразумевают в отношении будущих цен. Этот процесс включает как положительную, так и отрицательную обратную связь между ценами и ожиданиями в отношении основных экономических показателей, которые уравновешивают друг друга при новой равновесной цене.В отсутствие серьезных препятствий для передачи информации об экономических основах и участия в сделках по взаимно согласованным ценам этот ценовой процесс будет способствовать быстрому и эффективному движению рынка к равновесию.

Сорос считает, что рефлексивность бросает вызов идее экономического равновесия, поскольку она означает, что цены могут постоянно отклоняться от равновесных значений на значительную величину с течением времени. По мнению Сороса, это связано с тем, что процесс ценообразования является рефлексивным, и в нем преобладают петли положительной обратной связи между ценами и ожиданиями.Как только происходят изменения в экономических основах, эти петли положительной обратной связи заставляют цены ниже или выше нового равновесия. В некотором смысле нормальная отрицательная обратная связь между ценами и ожиданиями в отношении экономических основ, которая уравновешивала бы эти петли положительной обратной связи, терпит неудачу. В конце концов, тенденция меняется на противоположную, как только участники рынка осознают, что цены оторвались от реальности, и пересматривают свои ожидания (хотя Сорос не считает это отрицательной обратной связью).

В качестве доказательства своей теории Сорос указывает на цикл подъема-спада и различные эпизоды ценовых пузырей, за которыми следует ценовой обвал, когда широко распространено мнение, что цены сильно отклоняются от равновесных значений, подразумеваемых экономическими фундаментальными принципами. Он часто ссылается на использование рычагов и доступность кредита в инициировании процесса, а также на роль плавающих обменных курсов в этих эпизодах.

Рефлексивность: некоторые методы для интерпретирующих исследователей — Аннетт Маркхэм

Техника 2: Неформальные описания и критика инструментов смыслообразования

Определить все способы смотреть на мир невозможно, но определить даже некоторые из наших собственных фильтров и линз — рефлекторная задача, которую стоит выполнить.Независимо от того, используете ли вы список, карту или диаграмму, ваша цель состоит в том, чтобы определить, как онтология и эпистемология разыгрываются при использовании конкретных инструментов. Вот пример того, как это может быть реализовано. Ниже я задаю несколько вопросов о своей точке зрения исследователя.

Какова моя перспектива?
Я этнограф, занимаюсь исследованием отношения пользователей к технологиям. Моя деятельность в этой области основывается на моем использовании и знакомстве с интерпретативными качественными методами, риторической критикой, феминизмом и критической теорией.Я обычно считаю, что интерпретации должны быть получены, связаны и подтверждены какими-то данными, собранными на месте. (о, и я использую слово «данные» только что, чтобы определить, что я собираю. О, и я использую слово «собирать» вместо «генерировать», чтобы рассказать о том, как данные поступают ко мне (О, и я только что использовал слово «данные»). слово «приходит ко мне» как будто я не являюсь активным участником этого процесса творения))

Какие методы я обычно использую при сборе данных?
Рисование, отображение ситуаций.Интервью и включенное наблюдение напрямую, а исследовательские журналы — косвенно. Я постоянно пишу в своем исследовательском журнале, в котором записываю как свои непосредственные наблюдения, так и свои мысли о своих наблюдениях. Мои вредные привычки при написании исследовательских журналов: я склонен крутиться в рефлексивных кругах, пока не теряю фокус на явлении. Я могу бесконечно сомневаться в себе. Другая моя тенденция — смешивать непосредственные наблюдения, мои мысли об этой области и мои мысли или заметки о концептуальном/теоретическом чтении по теме.

Какие методы я использую при анализе данных?
Как человек, называющий себя этнографом, я был сбит с толку тем фактом, что единственным методом, который я намеренно не считаю инструментом, является этнография. С моей точки зрения, этот термин больше описывает образ мышления или эпистемологический подход, чем конкретный набор интерпретационных процедур. Я считаю, что «этнографии» как инструменту или набору методов не хватает процедурной специфичности, необходимой для систематического анализа фактических полевых данных.Осмысление в этнографическом смысле достигается не одним лишь мышлением или письмом; Мне нужны другие инструменты, которые помогут мне приблизиться к осмыслению.

Итак, опять же, что я использую для интерпретации мира?
Сначала я просто переворачиваю свой ящик с инструментами и пробую разные подходы. Все, что можно рассматривать как данные, на каком-то уровне является «текстом». Будь то интервью или наблюдение, визуальное или вербальное, его можно прочитать и проанализировать как текст, иногда более буквально, чем в других случаях.Как бы мне ни хотелось, чтобы это было иначе, это, как правило, мой выбор, и поэтому я признаю, что я ориентирован на текст.

Я много заимствую у методов риторической критики, потому что систематические процедуры помогают систематизировать данные на ранних этапах процесса. Я мог бы провести метафорический или нарративный анализ. Я нахожу эти методы особенно полезными при разбиении структуры текста на тематические категории, которые затем можно изучать дальше, используя и другие смыслообразующие линзы. Позже в процессе я использую методы деконструкции, в основном как способ игры с различными типами возможных значений.Я деконструирую, чтобы обратить внимание на то, как события могли бы произойти в противном случае, или как могли бы быть переписаны истории, аргументы или веб-сайты. Я экспериментирую с переворачиванием двоичных файлов или их преувеличением. Это полезно как аналитический инструмент, но также и как рефлексивный инструмент для рассмотрения того, как мои собственные двоичные файлы работают в моем анализе. Я предпочитаю отображать идеи визуально, используя сильно модифицированную версию карты ситуационного анализа Адель Кларк. Обычно я стараюсь следовать процедурам конструктивистской обоснованной теории в качестве руководства для отбора проб и поиска тем и категорий, но в итоге оказываюсь менее систематическим, чем, по моему мнению, требует метод.

Иногда в глубине души я думаю о разговорном анализе, но я не применяю этот метод так строго, как это практикуется в Соединенных Штатах. Скорее, я думаю о предпосылках этого подхода, изучая стенограммы интервью и разговоров. Я использую идею генеалогии, предложенную Фуко, оглядываясь назад, чтобы найти различие, которое создает различие. Я считаю, что работа Фуко способствует формированию мышления, а не предоставляет конкретные процедуры, поэтому я склонна использовать ее как макроуровень интерпретации на более поздних стадиях моего мышления, а не на ранних стадиях тщательного анализа текстов.После того, как я проведу грубый анализ, используя ряд методов, я приступаю к более точному анализу, используя более узкий набор инструментов.

Что еще может сделать мою работу непонятной для кого-то другого?
Я смешиваю методы интерпретативной, постмодернистской и критической школ исследований. У меня потенциально непоследовательное теоретическое обоснование. Например, я думаю, что существует такая вещь, как логический «аргумент», но также верю в постмодернистские предпосылки, отвергающие бинарное мышление или «один правильный ответ».Я также различаю методы построения исследования, методы сбора данных, методы анализа данных, методы интерпретации и методы письма. Другим это может показаться беспорядочным или несоизмеримым, хотя на самом деле это не так, потому что я заимствую идеи из нескольких школ мысли.

Даже мое определение «Качественного интернет-исследования» может кому-то показаться совершенно странным. Особенно, если бы они знали, что я думаю обо всем процессе и продукте через идею ремикса.

Я предлагаю этот конкретный и несколько многословный пример, потому что считаю, что эта техника может быть весьма эффективной при обнаружении нюансов собственных предпосылок.Это создает ясность относительно формального и неформального подхода к исследованию. Полезно помнить, что у каждого исследователя будет своя история — уникальная комбинация отправных точек, тенденций, привычек и фильтров для наблюдения и осмысления мира в интеллектуальном смысле. Сколько из этого включено в любой окончательный отчет? Скорее всего не сильно, если что.