Рефлексии это – РЕФЛЕКСИЯ — это… Что такое РЕФЛЕКСИЯ?

Что такое рефлексия — определение и примеры

Сегодня мы поговорим о таком важном явлении, который в психологии называют рефлексией. По убеждению многих специалистов, именно рефлексия делает человека человеком, отличая его от животных. Ведь именно она дает человеку возможность не только знать что-то или чувствовать, но и знать о своих переживаниях.

Так что знать об этом важном явлении должен каждый. Именно поэтому в данной статье мы рассмотрим этот вопрос более подробно.

Значение и появление термина

Сам термин рефлексия возник в философии и изначально являлся типом философского мышления, который был направлен на то, чтобы осмыслить и обосновать собственные предпосылки, требующие обращения собственного сознания на себя. Однако, на сегодняшний день, понятие рефлексия является намного расширенным и, переходя в психологию, стала расширенным понятием.

На сегодняшний день можно найти множество определений для термина, однако, самый понятный и для всех доступный – это следующее определение термина.

Рефлексию можно назвать умением индивида осознанным образом направлять свое внимание внутри себя, для того, чтобы просматривать собственное психическое пространство и сосредоточить свое внимание на том, что происходит внутри себя самого.

То есть, сказать иными словами, рефлексия дает возможность человеку следить за тем, что происходит у себя внутри на том или ином уровне сознания. Однако это не простая »слежка», так как рефлексия дает возможность в дальнейшем переосмысливать свои переживания и понять их.

Особой популярностью пользуется и определение рефлексии от психоаналитика А.В.Рассохина, который описывал личностную рефлексию как активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного.

Саморефлексией называют реакцию человека на самого себя, при этом термин рефлексия означает отражение не только себя, но и ситуации, в которой находишься, других людей.

Проявление в детстве

На самом деле, у детей отсутствует рефлексия. Детство отличается тем, что является этапом аффективным, это промежуток жизни где человеку (ребенку) свойственна быстрая и непосредственная реакция на все. А в тех случаях, когда по каким-то причинам это недоступно для детей, то включается бессознательное приспособление, в которых имеют свое особое значение психические защитные механизмы.

Ребенок и рефлексияРебенок и рефлексия

О самонаблюдении в детском возрасте не может быть и речи. Рефлексия »созревает» у человека благодаря контакту с другими, а потом развитие рефлексии продолжается у человека всю сознательную жизнь.

Человек и рефлексия

Со временем у психически здорового и зрелого человека развивается рефлексия до такой стадии, что он уже может сам организовать самопознание исходя из контактирования с окружающими.

Именно развитая рефлексия дает возможность человеку не отреагировать на внешние факторы аффективно, а наблюдать и отследить проявления тех или иных чувств, состояния и разобраться с ними, задавая себе вопрос и о том, как появились те или иные чувства, почему появилась такая ситуация и т.п.

То есть развитая рефлексия дает индивиду возможность обнаружить причинно-следственные, временные и другие связи и разобраться в самом себе.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для человека, который имеет развитую рефлексию, все в жизни может стать способствующим источником для более глубокого познания самого себя.

Рефлексия дает человеку возможность более четко понять себя, делает картину о себе более глубокой. Помимо того, познавая себя все лучше и лучше, у него появляются новые шансы и грани, о которых он раньше и не догадывался.

Но на самом деле это не так уж и легко дается человеку, особенно если у него есть переживания, которые связаны с болью и с негативными эмоциями. В этом случае для человека бывает очень болезненно и тревожно, а в некоторых случаях и стыдно, раскрывать самого себя при помощи рефлексии бывает просто невыносимо. Поэтому часто бывает так, что люди предпочитают избегать этого.

Отсутствие рефлексии

К сожалению, бывают случаи, когда у человека отсутствует рефлексия. Это происходит из-за нарушения восприятия, мышления у человека. В этом случае человек может впасть в две крайности.

В первом случае это приводит к тому, что у индивида преобладает рациональное видение и преобладают импульсы и аффект. Все это приводит человека к такому гнетущему состоянию, когда вокруг мерещится только опасность и он начинает защищаться от всех и от всего.

В этом случае, все попытки со стороны родных, друзей, близких и даже психолога помочь этому человеку еще больше усугубляет состояние. Более того, все это подтверждает его чувство небезопасности и того, что все вокруг враждебно к нему настроены.

Во втором случае у человека могут возникнуть чувство пустоты. А это происходит из-за того, что у индивида нет связи между какими-то событиями и внутренними мотивами. В этом случае у человека на все есть один готовый ответ – »не знаю».

Именно поэтому очень важно пройти терапию, для того, чтобы развить рефлексию. Так как именно на ее основе у человека выстраиваются база свойств и возможностей, которые просто необходимы индивиду в жизни.

Жизненный пример

Для того, чтобы было понятнее, давайте рассмотрим на примере, как наличие или отсутствие рефлексии влияет на поведение людей.

Всем знакома такая неприятная, но увы часто встречающая вещь как очередь. Не важно, что это за очередь, главное то, что разные люди всегда себя ведут по-разному в них.

ОчередьОчередь

Тут можно встретить разные варианты: к примеру, какой-то человек, увидев очередь, даже и не попробует встать в очередь и просто уйдет, решив, что легче отказаться от своей цели. А среди тех, кто все же решил стоять в очереди можно встретить раздосадованных людей, которые даже и не стараются скрыть это, они бывают очень эмоциональны, всю свою раздражительность и досаду они выплескивают на окружающих, как с помощью языка тела, так и словесно. Как может догадаться каждый, именно они становятся виновниками шумных скандалов в очередях.

Или же находят себе единомышленников, которым тоже неприятно стоять в очереди, но из-за меньшей агрессивности терпят все тихо.

Бывают и такие, которые без конца жалуются на всё и жаждут найти себе слушателя, который выслушает его и согласится во всем. И вот в таких мини-группах, могут создаться целые бурные дебаты, которые могут выходить далеко за пределы данной ситуации.

Бывают в очередях и такие личности, которые сами на себя принимают роль миротворца и начинают устанавливать порядок и следить за тем, чтобы в очереди не было нарушений.

По большей части люди будут смотреть в свои гаджеты, слушать музыку, читать или болтать по телефону… отрываясь оттуда время от времени, чтобы следить за очередью и только.

Могут встречаться и те, которые будут ходить из стороны в сторону, чтобы таким образом снять напряжение. А некоторые будут изучать интерьер и других людей, пристально следя за тем, что происходит вокруг.

Есть в очередях и такие, которые тихо стоят в сторонке, смотря на них можно подумать, что у них рефлексия, так как такое впечатление, что человек размышляет о чем-то, но это не рефлексия. В большинстве случаев мышление таких людей является перманентным перемалыванием навязчивых идей.

Могут быть и такие, которые начинают чувствовать телесный дискомфорт, и чем больше длится очередь, тем все это причиняет им телесное страдание. В этом случае можно наблюдать соматические реакции: может появиться кашель, тошнота, на коже могут появляться пятна, боль в желудке, если у человека есть проблемы с давлением, то может наблюдаться и повышенность давления, обморок и тому подобное.

Все это не имеет ничего общего с рефлексией. Это скорее способы реагирования, которые стали привычкой и, благодаря чему, человек на бессознательном уровне организует совладение с собственной агрессивностью.

Иными словами, в разных жизненных ситуациях человек поступает по-разному: кто-то ведет себя агрессивно и бурлит как кипящая кастрюля. Второй, избегая неприятностей, »прячется», отвлекаясь всем, чем может: заедает, слушает других, задумывается или просто болтает. У третьих же все переносится на телесные движения или состояния.

И как бы люди по-разному не отреагировали на те или иные ситуации, все равно основой этого является стремление ухода от тех переживаний, которые являются опасными для них. То есть человек делает все, чтобы избежать контакта со своим внутренним, чувственным содержанием.

В том случае, если человек способен на рефлексию, то у него будет другая реакция на собственную агрессию или же переживания. В первую очередь, рефлексирующий человек замечает, что с ним творится. Ведь он знает свои чувства и способен выдерживать их. И вот, всматриваясь вглубь самого себя, он заметит, что у него появилось раздражение, или внутренняя злоба. И когда он видит в себе проявление этих чувств, он не стремится, как большинство людей, убежать от собственных чувств и эмоций. Человек, у которого развита рефлексия, после того, как видит в себе проявление новых чувств, начинает обдумывать над тем, каким образом и вследствие чего появилась та или иная реакция.

После этого у него идет этап оценивания конкретных обстоятельств (может ли данная ситуация угрожать жизни или нет), и только после этого человек принимает решение (остаться или уйти).

Таким людям свойственно глубокое самоисследование, они задают вопрос самому себе: что именно в конкретном случае мне причиняет дискомфорт? Что я не могу выносить в этой ситуации?

Эти вопросы к самому себе дают возможность посмотреть внутрь себя, рефлексировать и понять свое внутреннее содержание, свои реакции.

Человек, у которого развита рефлексия, никогда не будет делать суждения, исходя из внешних обстоятельств. Он не скажет: »Вокруг одни уроды», »Что за государство», »Жизнь несправедлива», »Я никчемный слабак» и тому подобное.

На самом деле этого могут достичь лишь люди, у которых уровень рефлексии высок. Поэтому, если у вас сразу не получается, то не нужно переживать, так как ниже мы поговорим о том, как можно развивать рефлексию.

Как развивать в себе это качество?

На самом деле, поняв, каким важным является рефлексия, человек осознает, что необходимо развивать и поднимать в себе уровень рефлексии. К счастью, на сегодняшний день для этого есть много методик и возможностей.

К примеру, человек может научиться в тех или иных ситуациях вместо того, чтобы сразу раздражаться, проявлять агрессию, человек может задавать себе вопросы, которые будут некими »проводниками» во внутренний мир. Человек может задать себе такие вопросы:

АгрессияАгрессия
  • Почему я не могу держать себя в руках?
  • Что именно выводит меня из себя прямо сейчас?
  • Почему мне так тяжело?
  • Какие внешние проявлений моей агрессии, злости, обиды …?
  • Какие обстоятельства раньше меня приводили в такое же состояние?
  • Зачем я должен держать себя в руках в этой ситуации?

Когда человек задает себе эти и другие подобные вопросы, перед ним раскрывается картина. Человек может с легкостью увидеть, что его реакция на данную ситуацию это не что иное, как не пережитый опыт прошлого. А когда человек это осознает, то у него может наблюдаться снижение гнева, злости, обиды.

Если вернуться к нашему примеру с очередью, то у человека могут быть ассоциации с ранним детством, когда он все ждал свою маму, а она не приходила. Как бы странно это не казалось, все же символическое мышление делает с человеком и не такое. И когда человек осознает это, то ему бывает намного легче справиться с ожиданием.

Развивать рефлексию у себя человек может и с помощью психотерапевта. На сеансах психотерапии, с помощью специалиста, каждый может раскрыть в себе дар познания самого себя изнутри. Естественно, в начале, это бывает очень трудно и у разных людей это проявляется в разный промежуток времени: у кого на это могут уйти годы, кто-то может достичь успеха уже через месяц-другой. Тут все зависит от того, с каким человеком работает психотерапевт. Ведь чем выше степень пережитой боли у человека, тем труднее он раскрывается.

Однако, после того, когда человеку удается достичь рефлексии, то перед ним раскрываются новые возможности, меняется качество жизни и сама жизнь.

psihter.ru

рефлексия — это… Что такое рефлексия?

(от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял Р. со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и Р., трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств). Эта трактовка Р. стала главной аксиомой интроспективной психологии. В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний. Р. в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Р. — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма Р. — предметно-рефлексивные отношения. В сложном процессе Р. даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. P., таким образом, — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием к-рого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Традиция исследований Р. в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад — пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях. Отечественные исследователи (Г. М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания Р. ее необходимо рассматривать не на диаде, а на более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью.

psychology.academic.ru

рефлексия — это… Что такое рефлексия?

        РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio — обращение, отражение) — понятие, которое применяется для обозначения актов самосознания, самопознания, самоанализа, самооценки того, что можно было бы назвать «мышлением о мышлении». Часто это понятие используется в качестве синонима понятия «размышление», и в этом случае понятие Р., как бы отрывается от своей этимологической основы (от лат. reflexio — обращение назад) и приобретает весьма широкий смысл. Именно первый, «узкий» смысл понятия Р., связанной с выбором особого у т л а зрения, задаваемого переносом внимания с предмета, объекта на субъекта и его активность, на собственные познавательные возможности и средства, отвечает действительному (специфическому) содержанию этого понятия.

        Р. — форма опосредованного знания. Можно говорить о Р. обыденного сознания, которая сопряжена с анализом собственных поступков, их последствий и значения, знания, состояния своей психики или сознания. В данном случае речь идет о личностной форме Р., свойственной, впрочем, и теоретическому сознанию, когда исследователь анализирует основания и границы своего знания. В определенном смысле допустимо говорить и о надындивидуальных, надличностных формах Р., характерных, напр., для науки в целом или ее отдельных разделов. В этом случае под рефлексивностью научного знания понимается его самообращенность, наличие в нем механизмов и норм сознательного контроля над процессом его роста и функционирования. Наконец, когда происходит осмысление и осознание предельных оснований мышления, находящегося и творящего в контексте определенной культуры, то имеется в виду собственно философская Р., которая описывает внешние параметры деятельности, ее феноменологию, а не внутренние механизмы. Здесь имеет место своего рода отношение в духе принципа дополнительности: стремление точно описать феноменологию деятельности ведет к невозможности описания ее механизма, и наоборот (М.А. Розов).

        Вплоть до середины-конца 1960-х гг. в отечественной философской литературе категория «Р.» трактовалась как чуждая марксистской теории познания, как «термин буржуазной идеалистической философии». При этом подчеркивалось, что диалектический материализм отвергает термин «рефлексия» как теоретико-познавательное понятие (БСЭ. 2-е изд. Т. 36. С. 423—424). Тоталитарное общество нерефлексивно par excellence, но процессы в его недрах, в конечном счете, порождают формы критического осмысления существующего положения дел и оценки способов действия в условиях расширяющегося пространства свободного выбора.

        Ситуация здесь аналогична развитию сознания. Если на начальных стадиях сознание объектно ориентировано, направлено на других, нерефлексивно, то усложнение форм абстрагирования и обобщения, повышение удельного веса интроспекции ведет к формированию идеи субъекта; развитие самого сознания отпечатывается в истории возвратно-определительных местоимений и рефлексивных оборотов речи, фиксирующих обращение к самому себе. Так, средневековая культура слабо психологична (низкая степень осознания человеческой индивидуальности, сосредоточение на фактической стороне жизни, плохо развитая способность к эмпатии) и, соответственно, в незначительной степени рефлексивна; а в Новое время функционально-образные операции мышления уступают место семантическим и логическим операциям, связанным с разрешением ситуаций выбора путем критической оценки альтернатив. Чем крупнее альтернативы, тем мощнее Р., задающая ориентиры самоопределения. Эскалацию «Р.», по-видимому, начинает Ж.-Ж. Руссо в «Исповеди». Ее продолжили романтики, выковывая новоевропейский канон личности с ее свойством самоуглубления и саморефлексии (И. Кон). Прогресс до некоторого момента как бы стоил разуму меньших усилий, чем познание самого себя.

        Механизмы саморефлексии в науке также были интенсифицированы на неклассической стадии ее развития. Критическая составляющая Р. в науке, состоящая в пересмотре эталонов познавательной деятельности в ревизии, казалось бы, очевидных положений, на поверку нередко выявляющих их нетривиальный и проблематичный характер, является одним из ведущих механизмов роста научного знания. Благодаря критической, координирующей, упорядочивающей и регулирующей функции, Р. в науке играет роль фактора, обеспечивающего ее эффективную самоорганизацию.

        Взаимодействие рефлексивных и нерефлексивных элементов познания имеет место едва ли не в любой процедуре самоанализа. Р. предполагает существование некоторого смыслового фона истолкования, средств и инструментов понимания, которые отвечают исторически определенному арсеналу теоретических и практических возможностей субъекта. Вне этого фона ни понимание, ни истолкование и осмысление протекать не могут. Сам фон когда-то может стать предметом исследования, но его осознание предполагает появление нового нерефлексируемого смыслового фона, неявного знания. Таким образом, акт Р. сопровождается получением нового (явного) знания, равно как и нового неявного знания. Этот процесс «привязан» к конкретным уровням рефлексивности: и получаемое знание, и сопутствующее ему неявное знание оказываются относительными к уровню аргументации и типу рассуждений. Если исходить из типа аргументации, применяемой в процессе рефлексивных процедур в науке, и в известной мере из преследуемых целей, то рефлексивность научного знания можно дифференцировать на внутритеоретическую, метатеоретическую, междисциплинарную, общенаучную и философско-методологическую Р.

        В. А. Бажанов

        Р. — деятельность человека, направленная на осмысление и переосмысление своих собственных действий, отношений с окружающим миром и их законов; процесс самосозерцания, самопознания и саморазвития. Р. — один из основных предметов и методов философии, а затем и психологии. В философии выделяются несколько аспектов Р.: гносеологический (Сократ, Локк), метафизический (Аристотель, Плотин, Августин), онтологический (Гегель, Маркс), эпистемологический (Лейбниц, Фихте), методологический (Декарт, Кант, Гуссерль), этический (Платон, экзистенциалисты) и психологический (Нельсон). Современные философские трактовки Р.: 1) способность разума обращать свой взор на себя; 2) мышление о мышлении; 3) анализ знания с целью получения нового знания или преобразования знания неявного в явное; 4) самонаблюдение за состоянием ума или души; 5) выход из поглощенности жизнедеятельностью; 6) исследовательский акт, направляемый человеком на осознание себя, и т.п.

        Психологические модели Р. развиваются в рамках нескольких основных подходов. В кибернетическом и информационном подходах Р. уподобляется механизму обратной связи (Кулюткин, Сухобская) или взаимодействия матакогнитивных и когнитивных структур (Flavell, Dorner). В рамках нормативно-ролевого и деятельностного подходов Р. понимается как процесс отражения индивидами друг друга (Холмс, Ньюком, Лефевр, Лепский) или как выход на уровень метадеятельности (Алексеев, Щедровицкий). В экзистенциальном и гуманитарно-культурологическом подходах Р. определяется как процесс осмысления и переосмысления субъектом содержаний своего сознания, деятельности, общения и жизни в целом. Смысловая модель Р. объясняет феномены как репродуктивных, так и инновационно-сотворческих процессов в психической деятельности человека и организаций (Семёнов, Степанов).

        Р. может осуществляться и коллективным, и индивидуальным субъектом. Субъект может рефлектировать: а) ролевую или позиционную структуру и организацию коллективного взаимодействия; б) внутренний мир другого человека, мотивы и причины его поступков; в) свои поступки и образы собственного Я как индивидуальности; г) знания об объектах и способы действия с ним. Соответственно различаются: а) кооперативный, б) коммуникативный, в) личностный, г) интеллектуальный типы Р. (Степанов, Семёнов).

        Исследования, выявляющие специфику кооперативного аспекта Р., сосредоточены в психологии управления и в пограничных с ней прикладных науках и областях практики: в менеджменте, педагогике, проектировании, оргконсультировании, эргономике (Алексеев, Лефевр, Рубцов, Сазонов, Щедровицкий и др.). Выявлению специфики коммуникативного аспекта Р. посвящены социально-психологические исследования (Берлянд, Данилин, Найдёнов, Петровская, Растянников, Смирнова, Сопиков, Ушаков и др.). На исследование личностного аспекта Р. направлены работы Гуткиной, Зарецкого, Непомнящей, Новиковой, Слободчикова, Столина и др. При изучении когнитивных процессов, абстрактного и теоретического мышления Берцфаи, Давыдовым, Заком, Пиаже, Рейтером и др. ведутся исследования интеллектуального аспекта Р. Лавинообразное разворачивание исследований Р. в последние годы увенчалось разработкой в отечественной психологии целой системы рефлексивных методов диагностики и развития человека и организаций (Варламова, Кремер, Степанов, Сухоруков и др.).

        СЮ. Степанов

        Лит.: Розов М.А. Проблемы эмпирического анализа научного знания. Новосибирск, 1977; Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980; Проблемы рефлексии в науке. Куйбышев, 1983; Кон КС. В поисках себя (личность и ее самосознание). М., 1984; Швырёв B.C. Научное познание как деятельность. М, 1984; Юдин Б.Г. Методологический анализ науки как метод изучения науки. М., 1986; Огурцов А.П. Альтернативные модели анализ сознания: рефлексия и понимание // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987; Бажанов В. А. Наука как самопознающая систем а. Казань, 1991; Лефевр В.А. Рефлексия. М., 2003; Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы // Рефлексивные процессы и управление. 2003. № 1; Косовин И.Т. Проблема и контекст: О природе философской рефлексии // Вопросы философии. 2004. №11; Research and Reflexivity / Steier F. (ed.). L., 1991; Perry J Reference and Reflexivity. Stanford, 2001.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

epistemology_of_science.academic.ru

РЕФЛЕКСИЯ — Новейший философский словарь

РЕФЛЕКСИЯ — принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления. Как специальная проблема Р. выступала предметом обсуждения уже в античной философии: Сократ акцентировал задачи самопознания, Платон и Аристотель трактовали мышление и Р. как атрибуты божественного разума, через которые проявляется единство мыслимого и мысли. В философии средневековья Р. трактовалась как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его «умной энергии». Начиная с Декарта, Р. придается статус основного методологического принципа философии. В этом контексте Р. предполагала переход к предметному рассмотрению сознания наряду с переходом к самосознанию, т.е. к саморефлексии. Утверждалось, что благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, вокруг которого центрируется окружающий мир. Именно в таком контексте метафизика выступает как метафизика субъективности. В истории Р. как особого понятия принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии эволюции. Эмпирическая Р. связывается с именем Локка. Р. как источник познания, по Локку, носит чувственный, эмпирический, психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта. Логическая Р. связывается с именем Лейбница, который в стилистике различения умопостигаемого и чувственного мира характеризовал Р. как интеллектуальный процесс, придавая особую значимость всеобщему знанию и всеобщим истинам. Трансцендентальная Р. продолжила картезианскую парадигму, являвшуюся своеобразным синтезом логической и эмпирической трактовок Р. в «трансцендентальном единстве апперцепции»: «Я мыслю». Кант писал: «Рефлексия не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания…». В философии Гегеля Р. представляла собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка Р. представляла собой наиболее радикальную и вместе с тем первую критику философии Р.: Р., по Гегелю, снимает свои собственные моменты в движении к всеобщему. Действительным субъектом Р. становится понятие. Как чистое становление и самодеятельность, понятие как полагает, так и снимает моменты Р. Феноменология Гуссерля продолжила традицию Канта. Феноменологический метод ориентировался на исследование интенцио-нальной структуры сознания. В конце 19-20 в. знамением времени являются критика и возможные варианты преодоления философии Р. (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.). Специфические версии Р. были предложены в психологии и социологии. В психологии Р. — процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В социологии и социальной психологии Р. — не только знание и понимание субъектом (социальным актором) самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами (концепция «отраженного», или «зеркального» Я), способность мысленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет Р. (феноменологическая социология, этнометодология и др.). В этом смысле Р. — процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции). При этом «зеркала» (т.е. сознания субъектов) могут быть и «кривыми», т.е. неадекватно и искаженно воспроизводящими предмет Р. и точку зрения «другого» на этот предмет. Специфическую концепцию Р. предложила также системо-мыследеятельная (СМД) методология.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. рефлексия — РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio — обращение, отражение) — понятие, которое применяется для обозначения актов самосознания, самопознания, самоанализа, самооценки того, что можно было бы назвать «мышлением о мышлении». Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  2. Рефлексия — (лат. reflexio – обращение назад) 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) (филос.) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Словарь по культурологии
  3. рефлексия — Рефлексия, рефлексии, рефлексии, рефлексий, рефлексии, рефлексиям, рефлексию, рефлексии, рефлексией, рефлексиею, рефлексиями, рефлексии, рефлексиях Грамматический словарь Зализняка
  4. рефлексия — РЕФЛЕКСИЯ, и, ж. (книжн.). Размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. Склонность к рефлексии. | прил. рефлексивный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  5. РЕФЛЕКСИЯ — РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio — обращение назад) — англ. reflexion; нем. Reflexion. 1. Размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного псих, состояния. Социологический словарь
  6. рефлексия — Рефлексии, мн. нет, ж. [латин. reflexio – отклонение; размышление]. 1. Отражение света на поверхности предмета (физ.). 2. Размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания (псих.). Большой словарь иностранных слов
  7. рефлексия — 1. (поз.-лат. reflexio обращение назад) Размышление, самонаблюдение; осмысление собственных действий; в лингвистике: языковая Р. – осмысление собственной речевой деятельности. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  8. рефлексия — РЕФЛЕКСИЯ и, ж. РЕФЛЕКЦИЯ и, ж. reflexion, пол. reflexya <�лат. reflexio загибание, поворачивание. 1. устар. Мысль, размышление. Словарь галлицизмов русского языка
  9. Рефлексия — (от позднелат. reflexio — обращение назад, рефлексия) 1. размышление, самонаблюдение. 2. В философии — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов. Педагогический терминологический словарь
  10. Рефлексия — (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание… Большая советская энциклопедия
  11. рефлексия — орф. рефлексия, -и Орфографический словарь Лопатина
  12. рефлексия — рефле́ксия «размышление», уже в 1710 г., Шафиров; см. Смирнов 264. Через польск. refleksja из лат. refleхiō; см. Христиани 22. Этимологический словарь Макса Фасмера
  13. рефлексия — РЕФЛ’ЕКСИЯ, рефлексии, мн. нет, ·жен. (·лат. reflexio — отклонение; Размышление). 1. Отражение света на поверхности предмета (физ.). 2. Размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания (псих.). Толковый словарь Ушакова
  14. рефлексия — сущ., кол-во синонимов: 11 анализ своих мыслей и переживаний 1 дума 16 медитация 9 мысль 42 помысел 10 раздумье 14 размышление 20 самоанализ 5 самонаблюдение 4 самопознание 4 саморефлексия 1 Словарь синонимов русского языка
  15. Рефлексия — (лат. reflexus – отражение). Форма психической деятельности, проявляющаяся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций. Характерна для личностной интровертированности. Толковый словарь психиатрических терминов
  16. Рефлексия — (франц. réflexion размышление, обдумывание; от лат. reflecto, reflexurn поворачивать, обращать назад) форма теоретической деятельности, заключающаяся в осмыслении собственных психических процессов (эмоций, влечений, мыслей и др.) или действий. Медицинская энциклопедия
  17. рефлексия — -и, ж. книжн. Размышление, полное сомнений и колебаний, склонность анализировать свои переживания. — Я тоже заеден рефлексией, и непосредственного нет во мне ничего. Тургенев, Гамлет Щигровского уезда. [От лат. refiexio — отражение] Малый академический словарь
  18. РЕФЛЕКСИЯ — РЕФЛЕКСИЯ (от позднелат. reflexio — обращение назад) ,1) размышление, самонаблюдение, самопознание. 2) В философии — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Большой энциклопедический словарь
  19. рефлексия — РЕФЛЕКСИЯ Самонаблюдение, самопознание спортсменом самого себя, своего внутреннего мира, своих психических качеств и состояний. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  20. РЕФЛЕКСИЯ — (англ. reflection) — мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. Большой психологический словарь
  21. РЕФЛЕКСИЯ — РЕФЛЕКСИЯ – понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания… Новая философская энциклопедия
  22. рефлексия — рефлексия I ж. 1. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий; склонность к самоанализу (в философии). Толковый словарь Ефремовой
  23. рефлексия — РЕФЛЕКСИЯ -и; ж. [от лат. reflexio — обращение назад] Книжн. Размышление о своих чувствах, анализ своих переживаний. Предаваться рефлексии. Обнаружить склонность к рефлексии. // Осмысление чего-л., размышление над чем-л. Р. пьесы. Р. над языковым материалом. Толковый словарь Кузнецова
  24. Рефлексия — (позднелат. reflexio — обращение назад) обращенность сознания человека на самого себя, свой внутренний мир, на свои качества, состояние, на самонаблюдение и самопознание. Когда… Криминалистическая энциклопедия

gufo.me

Рефлексия – что это такое простыми словами

Содержание статьи:

Что такое рефлексия, что говорит об этом психология и как рефлексировать с пользой

Неожиданно, но считается, что именно умение рефлексировать выделяет человека из ряда млекопитающих. Это связано со способностью человека осознавать себя, знать чувства и желания.

Центральной идеей рефлексии является «Я есть». Успешное становление человека как личности напрямую зависит от того, насколько он осознает свой внутренний мир. Познание самого себя заключается в самонаблюдение.

Правильнее было бы говорить «рефлЕксия», при этом ударение падает на вторую Е. Происхождение термина связано с латынью, reflecto – обращение назад.

Рефлексия – способность давать верную характеристику поступкам, контролируя эмоциональный настрой м осуществляя контроль при проявлении чувств, приходить к правильным решениям, то есть умение направлять свои мысли и внимание внутрь себя.

Это переосмысление внутреннего «Я», критическое отношение к себе, сравнивая с другими и своего соответствия принятым нормам и правилам. Рефлексируя начинаешь наблюдать за собой со стороны.

Считается, что рефлексия вышла из философии. Которая обозначает ее как инструмент познания бытия человека. Среди древних философов считалось, что это единственно возможный способ отказаться от навязчивых мыслей, предрассудков различных стереотипов.

Фотография Рефлексия

Мыслю не мыслю

Французский католический философ и теолог Пьер де Шарден к рефлексии относился более широко чем просто знания, а и возможность их осознать. И подчеркивал, что доступно это лишь человеку, считающемуся высшим созданием на планете. В целом философские взгляды мыслителей схожи между собой.

В психологии рефлексию рассматривают как центральную ось самоанализа.

В психологии является базовым понятием, составляющим основу самоанализа, позволяющее расширить сознание. Рассмотрим такой вариант, если человеку самому сложно разобраться в следующей проблеме, что причинной негативного настроения есть постоянные мысли о негативе, другие люди навряд ли смогут помочь в этом.

Посиделки под деревом

Действие в рефлексии заключается в возможности силой воли прекратить обилие мыслей, воспринимая себя в существующей реальности.

Рефлексировать – уметь размышлять, анализировать, самопознавать себя. Можно научиться избегать ошибок, ответить на многие важные для себя вопросы (житейского или психологического толка), если правильно анализировать.

В результате человек учится рационально мыслить (рефлексировать), не считаясь с домыслами и фантазиями, и еще:

  • подвергать анализу и самоконтролю свое мышление;
  • давать оценку своему отношению к ситуации;
  • избегать негативных мыслей;
  • вырабатывает способность осознанного выбора;
  • открыв новые возможности.

Слаборазвитая рефлексия подталкивает индивида ежедневно допускать однотипные ошибки, каждый раз огорчаясь.

Так же «рефлексировать» применительно к субъекту, склонному сильно воспринимать все на свой счет, копаться в себе, чрезмерному волнению.

Услышав фразу о дураках вокруг, такой человек принимает это на себя, ища в себе отрицательные черты. Такого нужно избегать, нельзя все воспринимать буквально, всегда нужна мера. Невозможно иметь сильное желание что-то поменять в лучшую сторону, и ничего не делая продолжать жить в том же режиме – получите только неудовлетворенность.

Особенно считается важной конструктивная рефлексия, благодаря которой делаются верные выводы, используя их в дальнейшем позволит избежать шаблонных неудач.

Крайний вред приносит деструктивная рефлексия, при зацикливании на проблеме, на своем «не верном» поведении склонно изматывать человека. Иногда избавиться от преследующего чувства вины практически невозможно, за исключением гештальт-терапии.

Данное новшество пришло к нам из капиталистических стран. Тем самым желая вызвать чувство вина за социалистическое прошлое, забыв о своих темных пятнах истории. И не стоит на этом зацикливаться.

Рефлексия многообразна

В настоящее время наука определяет 7 способов:

  • коммуникативная (решение находится во взаимодействии с социумом),
  • связанная с личностью (необходимость коррекции сознания),
  • с интеллектуальными процессами (способствует вариативному мышлению, несколько решений одной проблемы),
  • сугубо философствующая (предается мыслям о жизни),
  • социальная (о себе мыслями других),
  • научная (посвящена исследованию новых способов, методов и теоретических аргументаций).

Известны 3 формы, и зависят от направления внимания:

  • ситуационная (размышление о происходящем в данное время и в данном месте),
  • ретроспективная (связана с опытом из прошлого, выводы делаются на анализе прошедших событиях),
  • перспективная (связана с загадыванием на будущее, настраивает на возможные предстоящие событиям).

Научитесь рефлексировать

Научиться рефлексировать несложно: следуйте представленным ниже рекомендациям, изучите задания, постоянно их выполняйте.

Что произошло, и в связи с чем это случилось необходимо анализировать.

Важно чтоб анализ был объективным: посмотреть на поступки со стороны, без предвзятости, не давая положительной или отрицательной оценки. В одном случае не позволяет увидеть промах, в другом, вызывает страх перед новым.

Смотря на себя со стороны озадачьтесь:

  • можно ли по другому поступить (несколько возможных вариантов),
  • а что можно избежать,
  • или вообще не делать,
  • может чем-то дополнить.

Могут возникнуть еще вопросы, главное рассмотреть ситуацию в различных ракурсах, тем самым выходя за ограничивающие сознание рамки и усовершенствуя подобные навыки в будущем.

Расширьте свое общение с окружающими, улучшая тем самым коммуникативный опыт, достигаете большего при понимании других.

Больше узнавайте окружающих людей, отличающихся от Вас. Ведь только познавая неиспытанное ранее становимся более гибкими. Делайте свои предположения и сверяйте их с реальностью, тренируя таким образом свой навык адекватно оценивать окружающую действительность.

Вечером «прокрутите» мысленно весь день.

Вспомните что хорошего или негативного произошло за минувший день. Почему случилось то или иное, вспоминая каждую мелочь. Сможете со временем правильно устанавливать связь между событиями и причинами, послужившими их возникновению.

Тогда однажды Вам не придется ужаснуться, придя в себя, и увидев не ту действительность, которая казалась. Не наступит депрессия или разочарование – да поможет Вам рефлексия!

bigjournal.ru

Рефлексия (философия) — это… Что такое Рефлексия (философия)?

Рефлекси́я — философское понятие, характеризующее форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ[1].

Содержание рефлексии

Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры (искусства, науки, религии и самой философии). В этом смысле рефлексия есть метод философии, посредством которого раскрывается специфика душевно-духовного мира человека[2]. Необходимо понимать, что именно рефлексия, наряду с использованием категориального языка, характеризует философскую форму мышления[3]. По большому счёту, вся философия является рефлексией разума, представляющей собой размышления о таких категориях, как акты и содержание чувств, представлений и мысли, рассуждения, как объективирующиеся в языке и соответствующих произведениях культуры, так и содержащиеся в собственно сознании[1].

Рефлексия в самопознании

Сознание познаётся при помощи самого себя, поскольку на сегодняшний день отсутствуют инструментальные средства для его непосредственного исследования. Хотя единомоментная направленность сознания на другой объект и на само себя не представляется осуществимой, возможно ретроспективное обращение внимания на работу собственного сознания. Кроме того, единая логическая структура сознания развёртывается во времени в качестве связи различных психических актов, что позволяет распределить внимание сознания на сторонний объект и на себя. Благодаря всему этому возможно так называемое расщепление или дублирование сознания, когда сознание анализирует свои собственные акты, посредством которых оно воспринимает, анализирует и объясняет тот или иной феномен[4].

В рамках многих философских теорий и концепций рефлексия рассматривается в качестве наиболее существенного свойства сознания[5][6][7]. В соответствии с этим воззрением только существа, способные быть осведомлёнными о состоянии своей психики, могут считаться сознательными. Однако такой подход отвергается сторонниками интенциональной концепции сознания, которые отводят свойству сознания рефлексировать роль маркера наиболее развитых форм сознания, а на центральное место ставят свойство сознания делать какой-либо объект своим содержанием[4][8][9].

Рефлексия и объективированное знание

Рефлексия разума о содержании знания, данного в языке, науке и других формах культуры (объективированного знания), формирует новые ценности, критически осмысляя привычные нормы человеческого знания и поведения. Таким образом осуществляется освоение мира культуры[1]. Рефлексия над системой объективированного знания заключается с одной стороны в его расчленении, формулировании допущений и идеализации, а с другой стороны в уточнении самого этого знания, отказе от подспудно принимавшихся предпосылок. В результате такой рефлексии выводится теоретическая система, отличающаяся относительно (относительно прежнего объективированного знания) истинным отражением некоторых реальных зависимостей в некоем контексте, которая, тем не менее, по-прежнему предполагает целый ряд допущений и определённое неявное «предпосылочное» знание[10].

Примечания

  1. 1 2 3 Огурцов А. П. Рефлексия // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2001. — Т. 3. — ISBN 5-244-00961-3
  2. Рефлексия // Большая советская энциклопедия / Гл. редактор А. М. Прохоров. — 3-е издание. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1975. — Т. 22.
  3. Громыко Ю. В. Схема и метод в рефлексии. Философия и наука. Понятие мыследеятельности // Введение в теорию мышления и деятельности. — М.: Пушкинский институт, 2005.
  4. 1 2 Винник Д. В. Рефлексивные и интенциональные состояния сознания: специфика и соотношение // Институт философии и права СО РАН Гуманитарные науки в Сибири. — Новосибирск, 2003. — № 1. — С. 11-15. — ISSN 0869-8651.
  5. Jaegwon Kim. Philosophy of Mind. — Colorado: Westview Press, 1998. — P. 165.
  6. Армстронг Д. М. Материалистическая теория сознания (глава 17) // Аналитическая философия: Избранные тексты : Сб.. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 164. — ISBN 5-211-02147-9.
  7. Иваницкий А. М. Сознание: Критерии и возможные механизмы // Мозг и разум : Сб.. — М.: Наука, 1994. — С. 165-166. — ISBN 5-02-008142-6.
  8. Гуссерль Эдмунд. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии = Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie / Пер. с нем. Михайлова А. В.. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — Т. 1. — С. 98-99, 170, 184, 188, 241. — ISBN 5-288-01804-9
  9. Мотрошилова Н. В. Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля // Вопросы философии. — 2000. — № 4. — С. 138. — ISSN 0042-8744.
  10. Лекторский В.А. Самосознание и рефлексия. Явное и неявное знание // Субъект, объект, познание / Отв. редактор В. Н. Садовский. — М.: Наука, 1980. — С. 261.

dic.academic.ru

что это такое, происхождение и определение

Мозг – настоящая вселенная внутри нас, достойная постоянного изучения. Но исследовать самого себя можно по-разному. Бесконечно погружаться в пучину самосознания или честно поговорить со своим «Я» и начать действовать. Анализировать свои ошибки или начать все заново, но с учетом прошлого опыта. Самопознание или рефлексия, помогает познать себя, но не способно изменить жизнь без усилий с нашей стороны. И все же: рефлексия – это хорошо или плохо? Почему рефлексирующего человека считают, скорее, скучным, нежели успешным? Как перестать решать проблемы на уровне ума и перейти к действию? В жизни стоит создавать события, чтобы было потом над чем порефлексировать.

Что такое рефлексия

Рефлексия — это мыслительный процесс, направленный вглубь своего сознания с целью разобраться в поступках, мыслях, чувствах, путем критических размышлений и наблюдения за своим психическим пространством. В переводе с латыни слово означает буквально «обращение назад», то есть – переживание прошлого опыта. Умение анализировать и делать выводы из предыдущих поступков считается одной из важнейших способностей человека, которая отличает его от остальных живых существ на земле.

Рефлексия изучается разными науками и в каждой существует определение этого понятия с небольшими дополнениями:

  • Элементарная – простейший анализ своих ошибок. Позволяет человеку самому делать выводы, чтобы не наступать на одни грабли дважды.
  • Научная – это способность критиковать научные выводы, методики, приемы, чтобы докопаться до истины в исследованиях.
  • Философская – способ обращение сознания вглубь себя для бесконечного самопознания. Считается важной и главной чертой характера всех известных философов.
  • Теологическая – размышления о бессмертии души вне тела путем самопознания и богопознания.
  • Психологическая – способность анализировать не только свои поступки, но и чувства, эмоции, состояния, переживания.

Просихождение рефлексии

Как многие научные понятия, рефлексия получила первое определение в античной философии. Пифагор и Гераклит трактовали это понятие как проявление высшего разума, способность человека вознестись над материальным миром, чтобы свободно размышлять о возвышенном. То есть – философствовать. Далее понятие дополняли Сократ, Платон, Аристотель. Именно на размышлениях о непрерывном самопознании построены знаменитые бесконечные диалоги древних философов.

С повышенным влиянием религии на жизнь людей сформировалось понятие рефлексии теологической. В ней больше внимания уделялось вере как единственному способу познать себя в неразрывной связи с высшими силами. Самые известные труды на это тему – Фомы Аквинского и Святейшего Августина.

С постепенным дифференцированием науки от церкви рефлексия становится признаком живого разума, который способен критически осмыслить ранние представления о природе и раскритиковать самые ненаучные. Первое научное понятие рефлексии ввел Декарт, далее его развивали Дж. Локк, Лейбниц, Кант, Гегель, Шопенгауэр и другие. Из такого обилия знаменитых фамилий становится понятно, что понятие рефлексии очень сложное и многогранное.

Как психологическое определение рефлексия формулируется в начале ХХ столетия. Концентрируется именно на процессе самопознания и самокритики. Психологи выделили отдельные понятия личностной рефлексии, которое помогает не растеряться в непростом мире. Личностная рефлексия в психологии делится на 3 вида:

  • Ситуативная – это анализ ситуации в настоящем.
  • Ретроспективная – оценка событий, которые проходили в далеком или недалеком прошлом.
  • Проспективная – предсказание будущего на основе анализа предыдущих действий.

Тему рефлексии активно исследовали не только философы и ученые. Глубокомысленное исследование своей индивидуальности изображали на полотнах художники, описывали писатели и поэты. Произведения Шекспира, Пушкина, Пруста, Бунина, Бердяева, Фрейда, Достоевского посвящены теме познания своей индивидуальности.

Современное определение рефлексии

В современном обиходе понятие рефлексии используется в другой трактовке. Благодаря современной пропаганде бесконечных достижений и активных действий самопознание уже не вызывает трепетного уважения. Наоборот, оно считается признаком бездействия и лени. Если кого-то называют «рефлексирующим», значит, о нем говорят как о депрессивном человеке, занимающимся унылым самокопанием. А уж если добавляют слово «интроверт», то с таким ни пообщаться, ни дел сделать невозможно. Иными словами – рефлексирующий человек в современном понятии бесконечно топчется на месте, тогда как другие дружными рядами достигают недостижимого.

Экстраверты и интроверты рефлексируют иначе?

Наше время – это время массового поклонения перед публичными людьми, экстремальными видами спорта и доступной информацией в социальных сетях. Наше время любит и ценит открытых людей, поэтому кажется, что оно принадлежит экстравертам. Интроверту – человеку с внутренним взглядом, обращенным внутрь себя, сегодня существовать непросто. Но это не значит, что общительные экстраверты не склонны к самокопанию, а интроверты занимаются исключительно исследованием внутреннего мира. Да, экстраверты и интроверты разные. По-разному они познают себя.

Экстравертная рефлексия более основана на знании внешнего мира. В процессе самопознания экстраверты рассматривают себя внутри понятия «мир-другие-Я» и постоянно удерживают связи со своим окружением. Но непрерывное активное общение иногда не дает возможности разобраться в себе, поэтому экстраверты чаще подвержены слиянию личности, подражанию, имитации.

Интровертная рефлексия больше направлена на самоисследование суверенного «Я». Интроверты чаще дистанцируются от окружения, больше концентрируются на собственных переживаниях, чувствах. Иногда даже слишком концентрируются, погружаются в себя настолько что создают впечатление необщительных или даже асоциальных личностей.

Человек – часть мира со своей вселенной внутри. Поэтому крайне редко можно встретить абсолютно открытых или закрытых для общения людей. Так что экстравертная и интровертная рефлексия – это не противопоставление понятий, а две части единого целого «человека вообще», наделенного лучшими душевными качествами.

2 стороны рефлексии в нашей жизни

Маленькие детки самокопанием не занимаются. Они уверены в себе и неотразимы. Именно поэтому психологи часто советуют вспомнить себя в детском возрасте и перестать критиковать свои поступки, поведение, мысли, чувства. В подростковом возрасте жизнь резко меняется. На фоне взбесившихся гормонов вместе с прыщами и недостатками фигуры приходит неуверенность в себе.

Кто-то получает отказ от первой любви, кто-то слышит критику родителей, кого-то дружно записывают в «клуб неудачников». Вот тут-то и начинаются проблемы. Если подросток не получает помощи от родителей или педагогов, он может зациклиться на собственных недостатках и стать одним из тех рефлексирующих нытиков, о которых с таким осуждениям пишут в сети.

Но, как говорится: «только мера определяет, быть веществу ядом или лекарством». Без здоровой самокритики, способности адекватно оценить свои поступки и поведение также далеко не уедешь. Так что же нам может дать правильно подобранная доза рефлексии?

Понять «кто я?» в любом возрасте

Сегодня можно прочитать или увидеть истории из жизни, которые описываются примерно одинаково: «взрослый человек имеет хорошую семью, детей, работу, машину, отпуск на море и при этом чувствует себя несчастным». Почему так случается? Потому что человек, который в детстве не сумел выстроить свое «Я» рано или поздно начинает страдать. Простой вопрос к себе: «кто я?» в любом возрасте вызывает замешательство.

Самопознание – это само+знание. То есть свое знание о самом себе. Не придуманное или навешанное, а свое внутреннее. Чтобы вытащить его изнутри психологи рекомендуют провести полную ревизию жизни:

  • Вспомнить детство, поблагодарить родителей за то, что они сделали. Если вы дожили до зрелого возраста, значит, родители отлично справились со своей ролью защитников и воспитателей.
  • Отделить себя от социальной роли и задуматься о внутренних потребностях. Самопознание – это постоянное развитие, поэтому развиваться стоит не только в социальном плане, но и в личном.
  • Набраться смелости, чтобы стать честным перед самим собой. Иногда страшно до дрожи признаться себе в том, что все, что имеешь или не имеешь з результат твоего действия или бездействия.

Дозированное, но упорное самокопание поможет взрослому человеку добиться от себя внятного ответа на вопрос «кто я?». Процесс этот длинный и творческий. Если отнестись к самопознанию ответственно, постепенно уходят роли, маски, видимость, надуманные недостатки и выплывает наружу Я-реальное, с которым жить намного проще. Человек постепенно перестает искать подтверждение извне, начинает доверять своим ощущениям, становится спокойнее и счастливее.

Понять важность настоящего момента

Наш мозг – хитрая супермашина, которая способна втянуть нас в проживание собственной жизни только через воспоминания или ожидания. То есть, вспоминая прошлое или надеясь на будущее, мы умудряемся игнорировать самую большую драгоценность – настоящий момент. Знание о себе – это хорошо. Но полученные знания нужно применить на деле.

И в один момент важно приостановить философствование, чтобы начать действовать. Успешные люди утверждают, что проблемы ума не могут быть решены на уровне ума. Все, что нам нужно для лучшей жизни уже есть. Пора применить это в действии.

Самое обидное, что мы привычно откладываем «на потом» не только неприятные дела, но и такие ожидаемые житейские радости:

  • Детские увлечения (танцы, музыка, спорт, путешествия, рисование).
  • Смену нелюбимой работы.
  • Изучение иностранного языка.
  • Поход в кинотеатр, прогулку в парке, встречу с друзьями, любимое кафе, интересную книгу, фотосессию,

Обидно, да? У этого явления даже появилось свое понятие – прокрастинация. Оно иррационально, потому что крадет главное – нашу жизнь. Конечно, можно бесконечно сетовать на происхождение, характер, «бесхребетность», долги и обязательства. А можно проанализировать свои предыдущие ошибки с одной целью – больше их не повторять. А еще – разработать цели и работать над их достижением.

По принципу бери-и-делай-прямо-сейчас работают все современные психотренинги и коучи. В условиях тренингов и мастер-классов искусственно создаются условия, в которых участники наконец-то начинают ДЕЛАТЬ, а не размышлять о делании. За наши деньги тренеры буквально пинают нас к нашей мечте. Заставляют сделать то, что мы откладывали долгие годы. И неудивительно, что человек после тренинга бегает с горящими глазами, пугая всех вокруг. Оказывается, что многого можно достичь гораздо меньшими усилиями. Как в истории про мужика, который все просил Бога выигрыша в лотерейный билет не покупал. Так вот, нужно просто купить лотерейный билет. Не просить чуда, а творить его самому.

Выводы

  • Самопознание – дело благородное и нужное. Способность анализировать свои эмоции, чувства, поступки, поведение делает нас людьми.
  • Рефлексия – это процесс дозированного самопознания. Чтобы она принесла пользу, теоретические знания стоит применять на деле.
  • Экстраверты и интроверты рефлексируют, но делают это по-разному. В совокупности они представляют лучшее понятие «человека вообще», способного поразмыслить над собой и действовать.

Маленькие дети и котики уверены в себе и неотразимы. Взрослым людям психологи советуют хоть ненадолго погружаться в состояние полной уверенности в себе без самокритики и самоедства.

wikigrowth.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *