Что такое Психогенетика? Психогенетика — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
Почему добропорядочные граждане бедствуют, а негодяи процветают? Почему ни в чем не повинные люди постоянно страдают от душевных невзгод, а убийцам и разжигателям войн все сходит с рук? Почему лавры процветания стяжают только обманщики и подлецы, а достойным людям достаются лишь синяки да шишки?
Оказывается, что человек на генетическом уровне наследует от своих предков не только «пучок» болезней,но и определённые ролевые модели поведения. Именно они заставляют человека, находящегося на вершине преуспевания, неожиданно бросать всё и катиться вниз по наклонной. Так или иначе, чтобы избавиться от клейма неудачника, следует разбираться не с самим конфликтом, а с наследственными причинами, которые вызвали к жизни тот или иной поведенческий паттерн. Именно эти открытия привели к появлению науки психогенетики.
Психогенетика — область знаний, пограничная между психологией и генетикой, предметом исследования в которой является соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании психологических особенностей человека.
Хотя эта проблема существует с древности, возникновение психогенетики как науки принято связывать с двумя работами Ф. Гальтона: книгой «Наследственность таланта», вышедшей в 1869 году и небольшой статьёй «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания», опубликованной в 1875. Они положили начало двум методам психогенетики: генеалогическому и близнецовому. В настоящее время также используют популяционный метод, который позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях.
Из названных методов максимально приближён к нашей обыденной жизни генеалогический метод. Далеко не каждый из нас имеет брата-близнеца, да и в масштабах человечества мыслить приходится не всегда. Но у каждого из нас есть предки, которые так или иначе продолжают оказывать влияние на нашу жизнь.
Например, если в роду у человека были репрессированные или раскулаченные предки, то из поколения в поколение передаются модели потери нажитого имущества (дефолты, крах банков, обманы, воровство, невыплата долгов или зарплат, невыполнения договоров и т.д.). Меняются только декорации
Другой пример: женщина долго не может выйти замуж, мужчины спустя какое-то время исчезают из её жизни в неизвестном направлении. В её семейной истории прадед погиб в гражданскую войну, дед пропал без вести в Великую отечественную, а отец бросил их, когда ей было года три. Из поколения в поколение повторяется модель ухода мужчин из семьи. Получается, женщина генетически предрасположена к потере мужчины (партнёра, мужа, друга).
Анализируя историю рода человека, можно увидеть повторяющиеся из поколения в поколения закономерности — законы рода. Таким образом, можно вычислить алгоритм, которому неосознанно следует человек, и разработать стратегию по модификации и преобразованию нежелательной модели поведения в эффективную.
IDEAL-метод Тойча
Поводом для создания авторского метода для доктора Тойча стало… свидание с его будущей женой Джоэл Мари Ноэл. Будучи в ресторане, Чампион обратил внимание на то, что его порция гораздо меньше по объёму, нежели порция его возлюбленной. С негодованием обратившись к официанту, он услышал: «Ваша порция весит ровно восемь унций — это наш нижний предел». Когда же Тойч обратил внимание официанта на тарелку своей спутницы, то услышал: «У нас есть нижний предел, но нет верхнего».
Вдохновлённый, Тойч стал читать лекции по психогенетике и вскоре основал академию IDEAL-метода, позволяющего разобраться в своих корнях и полностью изменить свою жизнь. Его книги стали бестселлерами: сотни людей смогли преодолеть свои страхи и добиться значительных успехов в карьере и взаимоотношениях. Среди его клиентов появились такие видные деятели мира сего, как Джордж Буш, Стивен Спилберг и Элизабет Тейлор.
Изменить код
Работу учёного-психогенетика часто сравнивают с работой детектива: здесь присутствует тот же самый скрупулёзный подбор данных, их вдумчивое сличение и сопоставление. Как работает психогенетик? Сперва он создаёт генограмму, в которой записывается картина жизненных ролей предков клиента. Впоследствии вдумчивый анализ трагического опыта своих пращуров и избавление от накопленного за поколения груза чужих ошибок дают клиенту возможность испытать опыт своеобразного «второго рождения».
По Тойчу, любая проблема может повторяться из поколения в поколение, пока не будет обнаружена и «обезврежена». Внимательное изучение своих корней позволяет преодолеть такие заболевания, как рак, язва желудка, и даже… СПИД. Не стоит забывать о том, что
как гены влияют на интеллект, характер и психическое здоровье
В англоязычной литературе для определения психогенетики используется термин «behavioural genetics» — «генетика поведения». Некоторые ученые говорят, что эта дисциплина лежит на стыке психологии, нейробиологии, генетики и статистики; другие считают ее областью психологии, которая просто использует методы генетики для изучения природы и происхождения индивидуальных различий у людей и животных. Последнее определение, кажется, ближе к сути этого научного направления, поскольку в центре его внимания лежит устройство и работа психики, а генетическая составляющая скорее представляется фактором, который на нее влияет.
Психогенетика пола: мальчик, которого растили как девочку
Различия в поведении у людей разного пола — один из вопросов, которыми занимается эта область. Хрестоматийным примером, определившим современные представления о психогенетике пола, считается случай Дэвида Реймера — мальчика, которого вырастили как девочку. Дэвид (у которого был брат-близнец) родился в небогатой канадской семье и в младенческом возрасте пережил несчастный случай, в результате которого потерял пенис. Реймеры долго не могли найти выход из сложившейся ситуации, а затем случайно узнали о теории Джона Мани (создателя термина «гендер»), который был уверен, что гендерная роль определяется воспитанием, а не ДНК. Данных, позволявших опровергнуть это, на тот момент не существовало.
Уровень развития хирургии не позволял провести реконструкционную операцию, и родители Дэвида решились на операцию по перемене пола, надеясь вырастить своего сына как дочь. Ребенку дали новое имя — Бренда. У Бренды были игрушки, одежда и занятия для девочек, брат относился к ней как к сестре, а родители — как к дочери. Однако вскоре стало ясно, что и психологически, и внешне девочка развивается по маскулинному типу. У Бренды не складывались отношения в школе (со сверстницами ей было неинтересно, а мальчики не хотели играть с девчонкой), и в дневнике она писала, что не имеет «ничего общего с матерью». В конце концов девочка стала задумываться о самоубийстве, и тогда родители решили рассказать ей правду. Бренда предприняла три неудачные попытки суицида, после чего решила вновь стать мальчиком. Она прошла гормональную терапию и перенесла операцию по восстановлению первичных половых признаков.
Теория доктора Мани оказалась опровергнута. Дэвиду выплатили значительную компенсацию за перенесенные страдания, однако его психологические проблемы так и не были до конца решены. Во взрослом возрасте Реймер женился и усыновил троих детей, однако вскоре после смерти брата, который погиб от передозировки антидепрессантов, все же покончил с собой. На тот момент ему было 38 лет.
Сегодня мы знаем, что гендер определяется генетически. Человека невозможно сделать мужчиной или женщиной за счет воспитания, давления или манипуляции: заложенные генетикой механизмы несопоставимо сильнее всего этого. Именно поэтому людям с диагнозом «трансгендерность» сегодня назначают операцию по перемене пола, чтобы привести биологический пол в соответствие с психологическим.
Фенилкетонурия: атака на нейроны
Влияние генетических механизмов на работу психики может проявляться не только в фундаментальных вопросах вроде гендера. Еще один пример — фенилкетонурия, наследственное нарушение метаболизма аминокислот, в первую очередь фенилаланина. Это вещество присутствует в белках всех известных живых организмов. В норме ферменты печени должны превращать его в тирозин, который в числе прочего необходим для синтеза нейротрансмиттеров. Но при фенилкетонурии необходимых ферментов нет или не хватает, так что фенилаланин становится фенилпировиноградной кислотой, токсичной для нейронов. Это приводит к тяжелому поражению ЦНС и слабоумию.
Фенилаланин содержится в мясе, птице, морепродуктах, яйцах, в растительной пище (в меньших количествах), а также в газированных напитках, жевательной резинке и других продуктах, так что для нормального умственного развития пациентам с фенилкетонурией в детстве нужно соблюдать диету и пить лекарства, содержащие тирозин.
Фенилкетонурия — яркий пример того, как генетический сбой, на первый взгляд не связанный с функциями мозга, сказывается на его работе критическим образом. При этом в конечном итоге судьба таких пациентов в детстве зависит от внешних факторов: при правильном лечении в интеллектуальном плане они развиваются наравне со сверстниками. Если же ребенок с нарушением обмена фенилаланина не получает лекарств и не соблюдает диету, его ожидает олигофрения, а это уже необратимый диагноз.
Конструктор патологии: как наследуется шизофрения
Сегодня ученые считают, что шизофрения, как и аутизм, передается по наследству. По данным исследований, вероятность заболеть ей составляет:
— 1%, если в семье диагноз раньше не наблюдался;
— 6%, если один из родителей страдает шизофренией;
— 9%, если она наблюдается у брата или сестры;
— 48%, если речь идет об одном из однояйцевых близнецов.
При этом какого-то конкретного «гена шизофрении» не существует: речь идет о десятках или даже сотнях фрагментов генома, в которых наблюдаются аномалии. Мы все являемся носителями тех или иных мутаций, в том числе и связанных с шизофренией, вот только они не оказывают на нашу жизнь никакого влияния до тех пор, пока не соберутся «все вместе».
Пока ученым не удалось найти аномалии, присутствие которых приводит к шизофрении. Тем не менее несколько проблемных зон в геноме человека им все же удалось обнаружить. Самым знаменитым среди них считается 16-я хромосома: отсутствие ее участка 16p11.2 может быть одним из факторов, лежащих в основе аутизма и умственной отсталости. Удвоение 16p11.2 также, видимо, приводит к аутизму, умственной отсталости, эпилепсии и шизофрении. Есть и другие хромосомные участки (15q13.3 и 1q21.1), мутации в которых могут быть связаны с психическими заболеваниями.
Вероятность унаследовать шизофрению для ребенка падает по мере увеличения возраста его матери. А вот в случае с отцом все наоборот: чем старше папа, тем выше такая вероятность. Причина заключается в том, что с возрастом у мужчин возникает все больше мутаций половых клеток, что ведет к появлению мутаций de novo у детей, тогда как для женщин это не характерно.
Специалистам еще предстоит решить ребус, который представляет собой генетическая архитектура шизофрении. Ведь де-факто эта болезнь передается по наследству много чаще, чем показывают генетические исследования, — даже если родственники оказываются разлучены и ведут совершенно разный образ жизни. Такая же картина, впрочем, наблюдается в случае наследственного ожирения, аномально высокого или аномально низкого роста и других генетически обусловленных параметров, которые отклоняются от нормы.
Ум от бабушки: наследственный IQ
Сегодня мы знаем, что многие параметры мозга передаются по наследству, а не становятся результатом воздействия внешней среды. Например, объем коры больших полушарий наследуется на 83%, а соотношение серой и белой материи у однояйцевых близнецов почти идентично. Уровень IQ, конечно, от величины мозга не зависит, но и он отчасти признается наследственным параметром на 50%.
К сожалению, о механизмах наследования высокого уровня IQ мы сегодня знаем не больше, чем о шизофрении. Сравнительно недавно 200 специалистов изучили фрагменты генома более чем 126 500 участников, но в результате обнаружили лишь то, что связанные с IQ кодирующие элементы находятся в 1-й, 2-й и 6-й хромосоме. Ученые уверены, что картина прояснится, когда в экспериментах будет принимать участие больше людей. Кроме того, в случае с IQ, похоже, нужна новая система вычленения нужных участков генома: искать нужно в Х-хромосоме. Исследователи давно отмечают, что мальчики страдают умственной отсталостью (IQ
Анна Козлова
генетик, специалист лаборатории спортивной фармакологии и питания Республиканского научно-практического центра спорта (Минск)
«Существует ряд наследственных заболеваний, одним из симптомов которых является умственная отсталость: как правило, это нарушения числа или структуры хромосом. Классический пример — синдром Дауна; менее известные — например, синдром Вильямса (синдром „лица эльфа“), синдром Ангельмана и так далее. Но бывают и мутации отдельных генов. Всего генов, в которых мутации могут приводить к умственной отсталости той или иной степени, по последним данным, более тысячи.
Кроме этого, есть ряд нарушений, которые имеют полигенную природу, — их еще называют мультифакториальными. Их появление и развитие обусловлено не только наследственностью, но и влиянием окружающей среды, причем если мы говорим о наследственных факторах, то это всегда результат действия не одного, а множества генов. Сегодня считается, что к таким заболеваниям относятся шизофрения, расстройства аутического спектра, расстройства депрессивного спектра (клиническая депрессия, послеродовая депрессия), биполярное аффективное расстройство (то, что раньше было известно как маниакально-депрессивный психоз), маниакальный синдром и др.
Если не говорить об очевидных хромосомных заболеваниях (скажем, синдром Дауна — трисомия 21-й хромосомы, синдром Вильямса — микроделеция участка хромосомы 7q11.23, и так далее), то существует, например, синдром ломкой Х-хромосомы, при котором происходит мутация конкретного гена в Х-хромосоме, что вызывает помимо всего прочего умственную отсталость. Вообще, с мутациями в Х-хромосоме связано довольно значительное количество таких патологий, и они неплохо изучены.
Относительно влияния наследственных факторов на IQ, насколько мне известно, пока нет точного и однозначного ответа (кроме ситуаций, когда одним из симптомов наследственного заболевания является снижение интеллекта). В целом генетически детерминируется только так называемая „норма реакции“, то есть диапазон вариативности признака, а то, как это реализуется в пределах диапазона, уже связано с условиями среды (воспитанием, тренировками, стрессом, условиями жизни). Считается, что интеллект — это как раз классический пример признака, для которого генетически детерминирован довольно широкий диапазон, а не конкретное значение IQ. Но при этом есть ряд полиморфных аллелей, для которых, например, показана ассоциация с сохранением уровня когнитивных способностей в условиях повышенных физических и психических нагрузок. По разным данным, влияние наследственных факторов на память составляет от 35% до 70%, а на IQ и внимание — от 30% до 85%».
Психогенетика занимается исследованием того, как наследственные факторы влияют на психические качества живого существа. Например, доказано влияние индивидуальных генетических особенностей на темперамент, агрессивность, показатели интроверсии-экстраверсии, поиск новизны, избегание вреда (ущерба), зависимость от вознаграждения (поощрения), IQ, память, внимание, скорость реакции, быстроту дизъюнктивного реагирования (реагирования на ситуации со взаимоисключающим выбором) и другие качества. Но в целом, в отличие от большинства морфологических и биохимических признаков, психические характеристики меньше зависят от генетики. Чем сложнее поведенческая деятельность человека, тем больше роль окружающей среды и меньше — генома. То есть для простых двигательных навыков наследуемость выше, чем для сложных; для показателей интеллекта — выше, чем для свойств личности, и тому подобное. В среднем (разброс данных, к сожалению, довольно большой: это связано с различиями методик, объемов выборок, недостаточным учетом популяционных особенностей) наследуемость психических характеристик редко превышает 50–70%. Для сравнения: вклад генетики в тип конституции достигает 98%.
Почему так? В частности, потому что в формировании этих признаков (сложных и комплексных) участвует огромное количество генов, а чем больше генов вовлечено в какой-либо процесс, тем ниже вклад каждого в отдельности. Например, если у нас есть десять разновидностей рецепторов, восприимчивых к одному нейромедиатору, и каждый кодируется отдельным геном, то снижение экспрессии или даже нокаут по одному из генов не выключат всю систему в целом.
Иконки: 1) A.L. Hu, 2) Aenne Brielmann, 3) Michael Thompson, 4) Alex Auda Samora — from the Noun Project.
Источник theoryandpractice.
что это такое, как появилась и ее методы
В последние 20 лет интерес к генетическим исследованиям стремительно растет. Уже обнаружили гены образованности, успешности, интеллекта, агрессивности, гиперактивности. Но перекроить в генетический код по своему желанию невозможно. Более того, превосходные гены могут не проявиться, если ребенок не получает правильного воспитания и образования. Наука психогенетика исследует взаимосвязь кода ДНК и среды, а также подходит к ответам на вопросы генетических рисков, толерантности к зависимостям, личных талантах.
Рассказываем об истории, методах исследования и практическом применении науки психогенетики.
Что такое психогенетика?
Психогенетика — пограничная область знаний на стыке психологии и генетики, изучающая влияние генетических факторов на поведение и их взаимосвязь с окружающей средой. ДНК людей совпадают на 99% и различаются на 1%. Казалось бы, немного, но это миллионы вариаций, имеющих огромное значение. Психогенетика исследует именно этот 1% вариаций и ищет ответы на вопросы об индивидуальных различиях между людьми. Например, не рассматривает проблему ожирения для человеческого вида в целом, а изучает, насколько на набор веса повлияли гены, а насколько родители, которые закармливали ребенка вредными продуктами.
В психогенетике не бывает только врожденного или только приобретенного. Речь идет именно о взаимодействии. Каждое индивидуальное качество – продукт унаследованных генов, которые проявились или не проявились в конкретной среде. Иными словами многие гены без подходящей среды могут вообще не проявиться, а потенциальные гении смогут проявить себя только при подходящем окружении, воспитании и полученном опыте.
До развития молекулярной генетики психологи предполагали, что индивидуальные различия между людьми создаются исключительно его окружением в первые годы жизни. Исследования ДНК доказали, что гены объясняют почти половину расхождений между людьми. Но однозначной взаимосвязи между геном и поведением установить нельзя. Между ними существуют промежуточные уровни (биохимический, физиологический, психологический), каждый из которых корректирует способности человека.
Пройти тест на психику
Психогенетика предполагает, что кроме наследственных заболеваний и когнитивных способностей человек получает от предков информацию о переломных моментах жизни (брак, рождение детей), свои психологические особенности, модели поведения, трудности с обучением, склонности к расстройствам. Это проявляется как лояльность к судьбе рода, вынуждающая человека повторять заложенную программу своих предшественников.
Кроме вопросов влияния наследственности на поведение психогенетика изучает:
- Феномены уникальности, неповторимость психологического облика каждого человека.
- Связь конкретных генов с конкретными особенностями и способностями.
- Возможность предсказать генетическую силу и генетическую слабость на уровне индивида.
- Влияние наследственных и социальных факторов на возрастные изменения, формирование девиантного и аддиктивного поведения.
В англоязычной литературе для этой дисциплины используют другой термин – «генетика поведения», но в русской терминологии такой перевод признается неравноценным. Все дело в истории исследования психологии. В своих работах русские ученые сопоставляли «поведение» с «деятельностью» или «двигательной активностью», единицей которого считается действие. Генетика поведения изучает наследование форм поведения и граничит с зоопсихологией. Наука психогенетика не измеряет действия, а изучает вариативность конкретных индивидуально-психологических черт человека.
История возникновения.
Интерес к взаимосвязи таланта и поведенческих особенностей в экстремальных жизненных ситуациях возник задолго до зарождения науки психогенетики. Еще в Древнем Вавилоне, Египте, Китае, Вьетнаме существовали испытания для людей, претендовавших на разные должности. Эти проверки включали не только физические, но эмоционально-поведенческие испытания в определенных условиях.
Интуитивное понимание психологической «неодинаковости» людей порождало новые науки. С Античных времен существовала физиогномика, которая учила распознавать индивидуальные особенности человека по его физическим характеристикам. В середине XVII века зародилась графология – область знаний о способах распознавания внутренних качеств человека по его письму.
Научное изучение индивидуальности началось с работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследственность таланта» (1869). Базой для психогенетики стала эволюционная теория Ч. Дарвина. В 30-х годах XX века общими усилиями генетиков, математиков, психологов сформировалась базовая методология. В 60-е годы психогенетика окончательно отделилась от психологической науки и сформировалась в отдельную научную дисциплину. Признанные авторитеты в этой области – британский профессор генетики Р. Пломин, американский генетик С. Райт, основоположник советской медицинской генетики С. Г. Левит.
Прикладная польза и методы исследования.
Конечно, точного процента или гарантии гениальности психогенетика не дает. Более того, наука не позволяет манипулировать генами, чтобы «улучшить породу». Зато помогает решать задачи в разных сферах жизни:
- Трудности в обучении, чтении, письме.
- Проблемы психоэмоциональной сферы (возможность проявления психических расстройств).
- Толерантность к алкоголизму, ожирению и другим зависимостям.
- Предрасположенность к психосоматическим заболеваниям.
- Наследуемость успехов в образовании.
- Возможности изменения учебной среды для того, чтобы ребенок мог выбирать и развивать свои таланты.
Методы для изучения уникальной взаимосвязи, взаимовлияния, корреляции биологического и социального в конкретной личности:
- Генеалогический. Метод исследования семей основан на простой логике: чем ближе родство, тем больше признаков наследуется. Применяется в основном в медицине и антропологии.
- Популяционный. Изучает распространение хромосомных аномалий в человеческих популяциях с учетом миграции, мировых катаклизмов, финансовых кризисов.
- Приемных детей. Этот социальный эксперимент изучает развитие детей, принятых на воспитание в чужие семьи. Исследуется генетическое сходство с биологическими родителями и с приемными – как показатель влияния среды.
- Близнецовый. Этот своеобразный биологический эксперимент оценивает соотношение роли среды и наследственности в формировании нормальных и патологических признаков. Помогает выявить наследственность таланта, черт характера, привычек, а также отследить влияние внешних факторов (воспитание, обучение, лечение).
Кроме перечисленных используют статистические, математические, молекулярно-генетические, цитогенетические методы.
Психогенетика доказывает: генетика и среда играют огромную роль, но сами по себе не бывают приговором. Все, что с нами происходит – учеба, смена работы, ссоры, расставания, – не пассивные события. Это все наша среда, которая взаимодействует с генетическим кодом. Знания о конкретном коде ДНК, отвечающем за вредные привычки, не позволяет его скорректировать. Зато возможно спрогнозировать проблемы, изменить среду так, чтобы предотвратить появление вредной привычки. И в этом сила знаний науки психогенетики.
Пройти тест на характер человека
Психогенетика — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Психогене́тика (греч. psychе — душа и греч. genesis — происхождение) — наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики[1][2]. В западной литературе чаще применяется термин «генетика поведения» (behavioral genetics)[3].
Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). В последние годы активно развиваются такие отрасли психогенетики как генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, генетика индивидуального развития[4], а также геномика поведения, изучающая влияние генетических эффектов на поведение и различные виды психопатологий[2].
Предмет психогенетики
Психогенетикой изучаются в первую очередь те психические и психофизические свойства человека, которые могут быть достоверно оценены и изучены. В частности, предметом исследования часто становится наследуемость и изменчивость:
- девиантных форм поведения;
- психических болезней;
- типов темперамента;
- типов мозговых ритмов[2].
Методы психогенетики
Так называют методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов.
- Метод близнецов является одним из наиболее информативных.
- Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный.
- При этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания, тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.
- Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение.
- Генеалогический метод — исследование сходства между родственниками в разных поколениях.
- Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников.
- Возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных.
- Этот метод применим главным образом в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью.
- Популяционный метод позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях.
- Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной, то есть представительной, позволяющей судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии.
- Анализ наследуемости нормальных психологических признаков — данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.
- Метод приемных детей — сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями — с другой.
- Методы предполагают обязательную статистическую обработку, специфическую для каждого метода. Наиболее информативные способы математического анализа требуют одновременного использования по крайней мере двух первых методов.
Роль психогенетики
См. также
Примечания
- ↑ Трубников В. И. Психогенетика. Юнита 1. — М.: Современный Гуманитарный Университет, 2000. — 71 с.
- ↑ 1 2 3 Психогенетика: Учебное пособие. Александров А. А. — СПб Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие») ISBN 5-94723-662-1
- ↑ Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Под ред. И. В. Равич-Щербо Психогентика. Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 447 с. — ISBN 5-7567-0232-6 http://www.pedlib.ru/Books/1/0187/1_0187-1.shtml
- ↑ Психогенетика // Кондаков И. Психологический словарь, 2000 г.
Ссылки
Литература
- Близнецы: учеб. пособие для вузов. Зырянова Н. М. — М.: Солитон, 2006.
- Генотип. Среда. Развитие: монография. Егорова М. С., Зырянова Н. М., Паршикова О. В., Пьянкова С. Д., Черткова Ю. Д. — М.:ОГИ, 2004.
- Методы психогенетики: учеб. пособие для вузов. Панкратова А. А. — М.: Солитон, 2006.
- Особенности учебной деятельности близнецов: учеб. пособие для вузов. Зырянова Н. М. — М.: Солитон, 2006.
- Психогенетика. Учебник для вузов. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. — Спб.: Питер, 2008, т.1. 406 с., т.2. 336 с.
- Психогенетика: Учебное пособие. Александров А. А. — СПб Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие») ISBN 5-94723-662-1
- Психогенетика. Учебник. И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. Равич-Щербо — М.; Аспект Пресс, 2000. — 447 с.
- Психогенетика: теория, методология, эксперимент. Малых С. Б. — М.:Эпидавр, 2004. — 414 с.
- Психологические очерки о близнецах. Семенов В. В., Кочубей Б. И., Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. — М.: Вопросы психологии, 2003.
Психогенетика — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Психогене́тика (греч. psychе — душа и греч. genesis — происхождение) — наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики[1][2]. В западной литературе чаще применяется термин «генетика поведения» (behavioral genetics)[3].
Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). В последние годы активно развиваются такие отрасли психогенетики как генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, генетика индивидуального развития[4], а также геномика поведения, изучающая влияние генетических эффектов на поведение и различные виды психопатологий[2].
Предмет психогенетики
Психогенетикой изучаются в первую очередь те психические и психофизические свойства человека, которые могут быть достоверно оценены и изучены. В частности, предметом исследования часто становится наследуемость и изменчивость:
- девиантных форм поведения;
- психических болезней;
- типов темперамента;
- типов мозговых ритмов[2].
Методы психогенетики
Так называют методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов.
- Метод близнецов является одним из наиболее информативных.
- Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный.
- При этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания, тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.
- Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение.
- Генеалогический метод — исследование сходства между родственниками в разных поколениях.
- Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников.
- Возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных.
- Этот метод применим главным образом в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью.
- Популяционный метод позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях.
- Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной, то есть представительной, позволяющей судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии.
- Анализ наследуемости нормальных психологических признаков — данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.
- Метод приемных детей — сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями — с другой.
- Методы предполагают обязательную статистическую обработку, специфическую для каждого метода. Наиболее информативные способы математического анализа требуют одновременного использования по крайней мере двух первых методов.
Роль психогенетики
См. также
Примечания
- ↑ Трубников В. И. Психогенетика. Юнита 1. — М.: Современный Гуманитарный Университет, 2000. — 71 с.
- ↑ 1 2 3 Психогенетика: Учебное пособие. Александров А. А. — СПб Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие») ISBN 5-94723-662-1
- ↑ Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Под ред. И. В. Равич-Щербо Психогентика. Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 447 с. — ISBN 5-7567-0232-6 http://www.pedlib.ru/Books/1/0187/1_0187-1.shtml
- ↑ Психогенетика // Кондаков И. Психологический словарь, 2000 г.
Ссылки
Литература
- Близнецы: учеб. пособие для вузов. Зырянова Н. М. — М.: Солитон, 2006.
- Генотип. Среда. Развитие: монография. Егорова М. С., Зырянова Н. М., Паршикова О. В., Пьянкова С. Д., Черткова Ю. Д. — М.:ОГИ, 2004.
- Методы психогенетики: учеб. пособие для вузов. Панкратова А. А. — М.: Солитон, 2006.
- Особенности учебной деятельности близнецов: учеб. пособие для вузов. Зырянова Н. М. — М.: Солитон, 2006.
- Психогенетика. Учебник для вузов. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. — Спб.: Питер, 2008, т.1. 406 с., т.2. 336 с.
- Психогенетика: Учебное пособие. Александров А. А. — СПб Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие») ISBN 5-94723-662-1
- Психогенетика. Учебник. И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. Равич-Щербо — М.; Аспект Пресс, 2000. — 447 с.
- Психогенетика: теория, методология, эксперимент. Малых С. Б. — М.:Эпидавр, 2004. — 414 с.
- Психологические очерки о близнецах. Семенов В. В., Кочубей Б. И., Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. — М.: Вопросы психологии, 2003.
Book: Психогенетика. Учебное пособие
Психогенетика. Учебное пособие
© Мандель Б. Р., 2015
© Издательство «ФЛИНТА», 2015
Введение
Сегодня «Психогенетика» одна из обязательных дисциплин в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего образования по специальности «Психология». Этим соответственно уже и указано на важность данного вузовского предмета для базового образования современного психолога. Именно психолога, поскольку психогенетические исследования ведутся в основном психологами. Специалисты в области генетики практически не осведомлены о достижениях в этой области науки, хотя сама психогенетика значительно обогатила психологию множеством фактов, сведений, данных, касающихся самых разных сфер и аспектов влияния среды на ход человеческого развития. И сегодня законченное образование психолога не может не включать знания по психогенетике. Психогенетика закладывает основы методологии изучения человека как существа биосоциального, тем самым расширяя и обогащая теоретические основы психологии, закладывая фундамент применения полученных знаний в практической работе психолога – практический психолог, работая с клиентом или с группой, используя различные средства всей окружающей среды, формирует или корректирует те или иные психологические качества человека, его поведенческий фенотип (совокупность характеристик, присущих индивиду на определенной стадии развития). Фенотип – результат взаимодействия генотипа и среды, и, работая со средой, психологу необходимо учитывать наследственность человека как сложной, самоорганизующейся живой системы, включенной, кроме биологического, еще и в социальный контекст. А это уже означает, что формирование индивидуальности происходит в контексте сложных многоуровневых взаимодействий. И, чтобы лучше разобраться в том, как на каждом этапе развития возникает тот или иной конечный результат этих взаимодействий, необходимо оперировать основными понятиями и фактами психогенетики.
Отсюда и установим, что основными целями и задачами освоения дисциплины «Психогенетика» являются:
– формирование представлений у будущего специалиста-психолога об относительной роли и взаимосвязи наследственных и средовых детерминант в вариативности психологических и психофизиологических признаков человека;
– формирование профессиональных компетенций практического психолога как специалиста и исследователя.
В связи с этим изучение основ психогенетики ставит перед собой решение следующих задач:
• изучение методов психогенетики и их разрешающей способности;
• исследование генотип-средовых соотношений;
• изучение роли генетических факторов в формировании интеллекта, темперамента, ряда психофизиологических функций;
• изучение относительной роли наследственности и среды в формировании асоциального поведения;
• формирование навыков применения генетических знаний в практической работе психологов.
В структуре основной образовательной программы (ООП) современного бакалавриата курс «Психогенетика» позволит создать условия для овладения необходимыми профессиональными компетенциями (вкупе с изучением «Психофизиологии», «Генетики человека», «Статистических методов психологических исследований»), позволяющими в дальнейшем перейти к изучению, например, «Психология семьи» и «Методологии и методика психологического исследования» и т. д., обеспечивающих подготовку бакалавра по профилю «Практическая психология». Дисциплина «Психогенетика» в ООП бакалавриата по направлению «Психология» является частью базового модуля (БЗ. Б.23) цикла общепрофессиональных дисциплин.
При изучении данной дисциплины предусматривается:
• проведение лекционных занятий;
• проведение семинарских занятий;
• самостоятельное изучение литературы, освоение теоретического материала и написание курсовой работы по одной из рекомендуемых тем;
• проведение итоговой контрольной работы в виде тестов по модулям и экзамена.
Компетенции, о которых мы сказали выше, будут следующими (см. ФГОС):
– в области практической деятельности предполагается:
• выявление специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам – ПК-5;
• психологическая диагностика уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека – ПК-6;
• прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях – ПК-7.
– в области научно-исследовательской деятельности предполагается:
• способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики – ПК-9.
В результате изучения дисциплины «Психогенетика» студент должен:
знать:
• основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группу и сообщества в зависимости от возрастных, тендерных и этнических особенностей;
• основы об
Психогенетика — это… Что такое Психогенетика?
Психогене́тика (греч. psychе — душа и греч. genesis — происхождение)— наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики[1][2]. В западной литературе чаще применяется термин «генетика поведения» (behavioral genetics)[3].
Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). В последние годы активно развиваются такие отрасли психогенетики как генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, генетика индивидуального развития[4], а также геномика поведения, изучающая влияние генетических эффектов на поведение и различные виды психопатологий[2].
Предмет психогенетики
Психогенетикой изучаются в первую очередь те психические и психофизические свойства человека, которые могут быть достоверно оценены и изучены. В частности, предметом исследования часто становится наследуемость и изменчивость:
- девиантных форм поведения;
- психических болезней;
- типов темперамента;
- типов мозговых ритмов;
[2].
Методы психогенетики
Так называют методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов.
- Метод близнецов является одним из наиболее информативных.
Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный. При этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания, тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение.
- Генеалогический метод — исследование сходства между родственниками в разных поколениях.
Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников. Возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных. Этот метод применим главным образом в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью.
- Популяционный метод позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях.
Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной, то есть представительной, позволяющей судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии.
- Анализ наследуемости нормальных психологических признаков данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.
- Метод приемных детей — сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями — с другой.
Методы предполагают обязательную статистическую обработку, специфическую для каждого метода. Наиболее информативные способы математического анализа требуют одновременного использования по крайней мере двух первых методов.
Роль психогенетики
См. также
Примечания
- ↑ Трубников В. И. Психогенетика. Юнита 1. — М.: Современный Гуманитарный Университет, 2000. — 71 с.
- ↑ 1 2 3 Психогенетика: Учебное пособие. Александров А. А. — СПб Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие») ISBN 5-94723-662-1
- ↑ Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Под ред. И. В. Равич-Щербо Психогентика. Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 447 с. — ISBN 5-7567-0232-6 http://www.pedlib.ru/Books/1/0187/1_0187-1.shtml
- ↑ Психогенетика // Кондаков И. Психологический словарь, 2000 г.
Ссылки
Литература
- Близнецы: учеб. пособие для вузов. Зырянова Н. М. — М.: Солитон, 2006.
- Генотип. Среда. Развитие: монография. Егорова М. С., Зырянова Н. М., Паршикова О. В., Пьянкова С. Д., Черткова Ю. Д. — М.:ОГИ, 2004.
- Методы психогенетики: учеб. пособие для вузов. Панкратова А. А. — М.: Солитон, 2006.
- Особенности учебной деятельности близнецов: учеб. пособие для вузов. Зырянова Н. М. — М.: Солитон, 2006.
- Психогенетика, Учебник для вузов. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. -Спб, Питер,2008,т.1. 406 с., т.2. 336 с.
- Психогенетика: Учебное пособие. Александров А. А. — СПб Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие») ISBN 5-94723-662-1
- Психогенетика, Учебник. И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. Равич-Щербо — М.; Аспект Пресс, 2000,- 447 с.
- Психогенетика: теория, методология, эксперимент. Малых С. Б. — М.:Эпидавр, 2004, — 414 с.
- Психологические очерки о близнецах. Семенов В. В., Кочубей Б. И., Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. — М.: Вопросы психологии, 2003.
генетика поведения | Определение, история и методы
Генетика поведения , также называемая психогенетика , изучение влияния генетического состава организма на его поведение и взаимодействия наследственности и окружающей среды в той мере, в какой они влияют на поведение. Вопрос о детерминантах поведенческих способностей и инвалидности обычно называют полемикой «природа-воспитание».
Британская викторина
Викторина по генетике
Сколько пар хромосом находится в организме человека?
Ранняя история
Связь между поведением и генетикой, или наследственностью, восходит к работе английского ученого сэра Фрэнсиса Гальтона (1822–1911), придумавшего фразу «природа и воспитание».Гальтон изучил семьи выдающихся людей своего времени и пришел к выводу, как и его кузен Чарльз Дарвин, что умственные способности передаются в семьях. Гальтон стал первым, кто использовал близнецов в генетических исследованиях, и первым ввел многие статистические методы анализа, которые используются сегодня. В 1918 году британский статистик и генетик Рональд Эйлмер Фишер опубликовал статью, в которой было показано, как законы наследования Грегора Менделя применяются к сложным признакам, на которые влияют многочисленные гены и факторы окружающей среды.
Первые поведенческие генетические исследования интеллекта и психических заболеваний у людей начались в 1920-х годах, когда стала популярной энвайронментализм (теория о том, что поведение является результатом негенетических факторов, таких как различные детские переживания), и до того, как злоупотребление генетикой нацистской Германией сделало понятие наследственного влияние отвратительное.Хотя генетические исследования человеческого поведения продолжались в течение следующих десятилетий, только в 1970-х годах в психиатрии преобладала сбалансированная точка зрения, признававшая важность природы, а также воспитания. В психологии это примирение продолжалось только в 1980-х годах. Сегодня многие поведенческие генетические исследования сосредоточены на выявлении конкретных генов, влияющих на поведенческие аспекты, такие как личность и интеллект, а также на такие расстройства, как аутизм, гиперактивность, депрессия и шизофрения.
Методы исследования
Количественные генетические методы используются для оценки чистого воздействия генетических факторов и факторов окружающей среды на индивидуальные различия в любых сложных признаках, включая поведенческие черты. Кроме того, молекулярно-генетические методы используются для идентификации конкретных генов, ответственных за генетическое влияние. Исследования проводятся как на животных, так и на людях; однако исследования с использованием животных моделей, как правило, дают более точные данные, чем исследования на людях, потому что и гены, и окружающая среда могут управляться и контролироваться в лаборатории.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодняПутем скрещивания родственных животных, таких как братья и сестры в течение многих поколений, получают почти чистые линии, у которых все потомство генетически очень схоже. Можно проверить генетическое влияние на поведение, сравнивая поведение различных инбредных линий, выращенных в одной и той же лабораторной среде. Другой метод, известный как селективное разведение, оценивает генетическое участие, пытаясь развести высокие и низкие крайности признака в течение нескольких поколений.Оба метода были применены к широкому спектру форм поведения животных, особенно к обучению и поведенческой реакции на лекарства, и это исследование предоставляет доказательства широкого влияния генов на поведение.
Поскольку у человека невозможно манипулировать генами и средой, используются два квазиэкспериментальных метода для выявления генетического влияния на индивидуальные различия в сложных чертах, таких как поведение. Метод близнецов основан на природной случайности, в результате которой рождаются однояйцевые (монозиготные, MZ) или разнояйцевые (дизиготные, DZ) близнецы.Близнецы MZ похожи на клонов, генетически идентичны друг другу, потому что произошли из одного и того же оплодотворенного яйца. С другой стороны, близнецы DZ развились из двух яиц, которые были оплодотворены одновременно. Как и другие братья и сестры, близнецы DZ только наполовину генетически схожи с близнецами MZ. В той степени, в которой изменчивость поведения вызвана факторами окружающей среды, близнецы DZ должны быть такими же похожими по поведенческим признакам, как и близнецы MZ, потому что оба типа близнецов воспитываются одними и теми же родителями в одном месте в одно и то же время.Если на этот признак влияют гены, то близнецы DZ должны быть менее похожи, чем близнецы MZ. Для шизофрении, например, конкордантность (риск того, что один из близнецов станет шизофреником, если другой — шизофренией) составляет около 45 процентов для близнецов MZ и около 15 процентов для близнецов DZ. Для интеллекта, оцененного с помощью тестов IQ, корреляция, индекс сходства (0,00 означает отсутствие сходства, а 1,00 означает полное сходство), составляет 0,85 для близнецов MZ и 0,60 для близнецов DZ для исследований во всем мире более чем 10 000 пар близнецов.Метод близнецов был надежно защищен как грубая проверка генетического влияния на поведение.
Метод усыновления — это квазиэкспериментальный план, основанный на социальной аварии, когда детей усыновляют вдали от своих биологических (биологических) родителей в раннем возрасте, тем самым устраняя влияние природы и воспитания. Поскольку методы-близнецы и методы усыновления сильно различаются, требуется большая уверенность, когда результаты этих двух методов сходятся к одному и тому же выводу — как это обычно бывает.Влиятельное исследование шизофрении в 1966 году, проведенное американским поведенческим генетиком Леонардом Хестоном, показало, что дети, усыновленные вдали от своих биологических матерей-шизофреников при рождении, имеют такую же вероятность стать шизофрениками (около 10 процентов), как и дети, воспитанные их биологическими матерями-шизофрениками. Двадцатилетнее исследование интеллекта приемных детей и их биологических и приемных родителей, начатое в 1970-х годах в Соединенных Штатах, показало возрастающее сходство от младенчества к детству до подросткового возраста между приемными детьми и их биологическими родителями, но отсутствие сходства между приемными детьми и их родителями. приемные родители.
В отличие от традиционных молекулярно-генетических исследований, которые фокусировались на редких нарушениях, вызванных единственной генетической мутацией, молекулярно-генетические исследования сложных поведенческих черт и общих поведенческих расстройств намного сложнее, потому что задействовано несколько генов, и каждый ген имеет относительно небольшой эффект. Однако некоторые гены, идентифицированные на животных моделях, способствовали лучшему пониманию сложных поведенческих расстройств человека, таких как нарушение чтения, гиперактивность, аутизм и деменция.
Роберт ПломинУзнайте больше в этих связанных статьях Britannica:
,психогенетика — определение — английский
Примеры предложений с «психогенетикой», память переводов








































Показаны страницы 1. Найдено 20 предложения с фразой психогенетика.Найдено за 5 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 1 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.
.психогенетика — определение — английский
Примеры предложений с «психогенетикой», память переводов








































Показаны страницы 1. Найдено 20 предложения с фразой психогенетика.Найдено за 5 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 1 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.
.