Психологическая разрядка – ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗРЯДКА

Способы снятия стресса и эмоциональная разрядка

1. Голосовые техники

  1. «Да-да-да». В течение 5-10 минут постарайтесь ни на что не отвлекаться и проговаривать «да-да-да» с различными интервалами, интонацией и громкостью.
  2. «Разговор на незнакомом языке». Говорите, не задумываясь, любые пришедшие в голову бессмысленные звукосочетания, имитирующие разговорную речь.
  3. «Медитативное пение». Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, слегка приоткройте рот и пойте «А-У-М» с разной интонацией.
  4. «Гудение». Сидя, расслабившись, закрыв глаза, закрыв рот, издавайте мычащий звук.

2. Зрительные техники

  1. «Высокая энергия». Представьте себя яркое ночное небо. Выберите самую яркую ночную звезду. А теперь… проглотите её… Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!
  2. «Убежище». Представьте себе место, где вам всегда было хорошо, место, которое может послужить для вас убежищем от проблем. Представьте себя в этом месте, как вы в нём отдыхаете, отдаляясь от проблем и трудностей.
  3. «Отвлечение внимания». Сконцентрируйте свой взгляд на нейтральном предмете, перечислите все его качества, способы использования.

3. Дыхательные и медитативные техники

  1. «Передышка». Короткий вдох, длинный выдох: вдыхайте, считая до 5-ти, выдыхайте, считая до 7-ми.
  2. «Медитативное дыхание»
    . Примите удобную позу, расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять тип дыхания, а только следите за ним. Говорите себе: «Я чувствую свой вдох… чувствую выдох…». После регулярных тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации возрастают.
  3. «Антистрессин». Примите удобное положение. Глубоко вдохнув, задержите ненадолго дыхание. Выдохните. Снова глубоко вдохните и задержите дыхание. На этот раз выдох сопровождайте звуком «хаааааааа». Теперь дышите нормально, сосредоточив на этом внимание. При вдохе говорите себе: «Я», при выдохе – «расслаблен». Повторите упражнение 5 раз.

4. Двигательные и тактильные техники

  1. «Гора с плеч». Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднимите плечи, широко разведите их назад и опустите. Такой должна быть постоянно ваша осанка.
  2. «12 точек». Подвигайте глазами, широко зевните, покрутите шеей, поднимите и опустите плечи, расслабьте и поводите запястьями, сожмите и разожмите кулаки, 3 глубоких вдоха, прогнитесь в позвоночнике, напрягите и расслабьте бёдра, икры ног, покрутите ступнями, сожмите и расслабьте пальцы на ногах.
  3. «Самомассаж». Помассируйте межбровную область, заднюю часть шеи, челюсть, плечи, ступни.

5. Мыслительные техники

  1. «Простые утверждения». Повторяйте про себя следующие утверждения: «я спокоен, хладнокровен и собран», «всё в порядке», «всё будет хорошо» и т.п.
  2. «Насколько это плохо?». Ранжируйте свои чувства по шкале дискомфорта: 5 – агония, 4 – ощущение дискомфорта, которое невозможно терпеть более часа, 3 – весьма неприятное чувство, которое всё же можно вытерпеть, 2 – средний дискомфорт, 1 – слабый дискомфорт.
  3. «Непротивление». Думайте о раздражающем объекте как об источнике энергии, который прошёл мимо.

lyceum87.nnov.ru

Аффективная разрядка | ЧАСТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Аффективная разрядка – это то, с чем регулярно сталкиваются не только психолог и его клиенты, но и самые обычные люди в жизни. Просто не все понимают, что это такое, и не все знают, как это называется. Данная статья не претендует на учебник или энциклопедию по психологии. Мы всего лишь рассказываем, как выглядит аффективная разрядка глазами профессионального психолога. Как обычно, цель наших публикаций – просветительская. Мы стараемся расширить кругозор наших реальных и потенциальных клиентов, чтобы при личной встрече психолог и клиент разговаривали на одном языке, лучше понимали друг друга.

Обычно аффективной разрядкой называют некие ограниченные во времени и пространстве действия человека (локальное поведение), направленные на то, чтобы активно выразить вовне (например, в виде слез, физической активности, агрессивного поведения и т.п.) накопленные до того негативные переживания (например, подавленные аффекты, фрустрированное сексуальное влечение, запреты на агрессивные реакции и т.п.)

Звучит сложно, а суть очень проста. Если человек долго копил негативные эмоции, не имея возможности ни выразить эти эмоции вовне, ни изменить жизненную ситуацию, вызывающую эти эмоции, то велика вероятность аффективной разрядки – пикового выражения накопленных негативных эмоций вовне: с неконтролируемыми слезами или рыданиями, с активными движениями телом или мимикой, с неадекватными или социопатическими выходками, с пиковым (для данного человека) агрессивным или сексуальным поведением. При накоплении эмоционального напряжения выше некоего критического уровня (индивидуального для каждого человека!), сдерживаться человек уже больше не может, и он «разряжается», «взрывается» (трансформируя накопленные негативные эмоции в поведение, поступки), причем иногда делает это в экстремальной форме.

Позитивным примером аффективной разрядки является управляемый катарсис в кабинете психолога, психотерапевта, а негативным – неуправляемая агрессивная реакция в случае трансформации накопленного негативного аффекта в патологический аффект.

Это в самых общих словах. А теперь давайте подробнее и понятнее.

Ригидность аффекта

Существуют люди, склонные накапливать негативные эмоции больше, чем другие. Само явление такого накопления называется у клинических психологов ригидностью аффекта. Склонность накапливать негативные эмоции обусловлена несколькими причинами: тип нервной системы, психологический тип личности, характер, ценностные ориентации, воспитание и т.д.

Как правило, так называемые, хорошо воспитанные люди (воспитанные, чтобы быть вежливыми, старательными, послушными и всегда адекватными) значительно чаще страдают от накопленного негативного аффекта, чем воспитанные быть естественными, раскрепощенными и открыто выражать своё мнение или недовольство. Ведь хорошо воспитанные люди значительно чаще и больше подавляют себя, свои естественные потребности и эмоции. Но это не единственная причина. Как уже было сказано, имеют значение и другие причины, например, тип нервной системы, который является врожденным.

Так или иначе, в мире существует большое количество людей с ригидностью аффекта, т.е. склонных накапливать негативные эмоции и доводить свою эмоциональную сферу до состояния перегретого парового котла, готового взорваться в самый неподходящий момент. Помимо того, что это состояние некомфортно для жизни, оно имеет вполне серьезные риски:

– Социальный риск: аффективная разрядка в пиковой форме в неподходящем месте и в неподходящее время может здорово испортить человеку взаимоотношения с другими людьми, карьеру, репутацию и т.п.

– Биологический риск: накопленные негативные эмоции, воздействующие на человека длительное время, могут приводить к психосоматическим заболевания, которые ввиду своих стертых симптомов и неочевидных причин трудно диагностируются, и еще труднее лечатся.

В общем, получается ситуация: негативное эмоциональное напряжение копится, выражать неконтролируемо – плохо, не выражать – еще хуже. Идеальным выходом могло бы стать контролируемое выражение этих эмоций в форме катарсиса у психолога, психотерапевта, но не все люди доходят до психолога, и не на всех людей хватает хороших психологов.

Причины накопления негативного аффекта

Есть внутренние клинические причины накопления негативного аффекта. Существуют люди, которые раздувают в себе негативные переживания и накапливают их в себе в любых самых благоприятных условиях личной и социальной жизни. В какие бы условия благополучия, любви и заботы вы их ни поместили, они найдут повод испытывать негативные эмоции, накапливать их и «разряжаться» на окружающих. Близкие люди, сталкиваются с парадоксом, что сколько бы они ни старались для такого человека, результата не получается – человек всё равно недоволен, испытывает негативные эмоции и «взрывается» либо в форме скандалов (агрессии), либо в форме аутоагрессии (депрессивных пиков и кризисов). Дальнейшее наращивание социального и личного благополучия данного человека бессмысленно. Стараться воззвать к здравому смыслу, засыпать подарками, осчастливить заботой и любовью, – всё это бесполезно. У человека клиническое своеобразие психики. Он склонен к циклическому накоплению негативного аффекта и последующей разрядке на окружающих (реже на себя). Реально нужна помощь хорошего психолога, психотерапевта. В редких случаях нужна помощь психиатра.

Также есть внешние социальные и личные причины накопления негативного аффекта. Они встречаются значительно чаще, чем внутренние (клинические). Как правило, аффективная разрядка провоцируется в любых длительных ситуациях личного и социального неблагополучия: хроническое неблагополучие в личной жизни (при субъективной высокой значимости этой сферы), семейное психологическое или физическое насилие, длительные социальные и экономические кризисы, длительные военные действия и т.п.

Аффективная разрядка – естественная биологическая реакция: защита для психики от перегрузок и форма адаптации в субъективно трудной ситуации. Испытываешь стресс – взорвись, кричи, плачь, размахивай руками! Глядишь, и полегчало. Сможешь выдержать новую дозу стресса, если уж не получается отменить его в своей жизни. Испытываешь давление со стороны окружающих, агрессию в свой адрес, систематические издевательства – накопи напряжение (ответную агрессию, ненависть к обидчику) и взорвись ответной агрессией, прекрати издевательства над собой, покарай обидчика! Глядишь, тебе удалось изменить ситуацию в свою пользу. Так что, аффективная разрядка – нормальная адаптивная реакция. Проблемой она становится тогда, когда из адаптивной она превращается в дезадаптивную: вредит человеку, разрушает его личную жизнь и социальные отношения.

Некоторые типичные формы аффективной разрядки

1. Катарсис – осознанно спровоцированная психологом (психотерапевтом), контролируемая и управляемая психологом (психотерапевтом) разрядка накопленных негативных эмоций клиента с целью «обнулить» переживания клиента, вывести его из хронических эмоциональных страданий. Катарсис часто сопровождается чувствами временной потери сил, приятного опустошения и ощущением начала новой жизни у клиента психолога. В этом и заключается психотерапевтический эффект катарсиса.

2. Агрессивный патологический аффект – кратковременное психотическое состояние в виде взрывной реакции гнева и ярости. Как правило, с сильной двигательной активностью (часто агрессивной) и искаженным восприятием окружающей действительности. Патологический аффект опасен тем, что человек не контролирует свое поведение и может нанести физический вред окружающим или себе.

3. Суицидальная аффективная разрядка – попытка суицида у человека, накопившего негативное эмоциональное напряжение и не видящего для себя иного способа перестать испытывать эти субъективно невыносимые чувства. К суицидальной аффективной разрядке склонны люди с астенией нервной системы, с депрессивными тенденциями в психике, пережившие потерю близкого человека и не вышедшие из горевания, жертвы систематических издевательств и насилия (в том числе, психологического), не видящие путей выхода из травмирующей ситуации и т.п.

4. Аффективная разрядка с самоповреждениями – нанесение себе телесных повреждений, порезов, проколов, ушибов с целью разрядить накопленный аффект в форме испытания физической боли, чтобы отвлечь психику от субъективно невыносимых эмоциональных страданий на более сильные ощущения физической боли, а также переключить свои ощущения с эмоциональных на физические. Аффективная разрядка с самоповреждениями – может быть частью целой культуры выражения аффекта, это часто интериоризированные поведенческие реакции на накопленный негативный аффект, определенные социальные, семейные или религиозные традиции.

5. Аффективная разрядка с элементами бреда – кратковременное психотическое состояние, сопровождающееся неконтролируемыми человеком фантазийными образами и двигательной активностью. Классический пример: Иван Бездомный в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». К такой форме разрядки склонны люди с шизоидным типом характера (личности).

6. Демонстративная аффективная разрядка – пиковое демонстративное («театральное») поведение с целью привлечь внимание к своим эмоциональным страданиям, получить от окружающих сочувствие, эмоциональную поддержку, психологическую помощь и выполнение своих желаний с целью изменить свою субъективно невыносимую жизненную ситуацию. Может сопровождаться вульгарным сексуальным поведением, эмоциональным шантажом, демонстративными попытками суицида. К демонстративной аффективной разрядке склонны люди с истероидным типом характера (личности).

7. Коллективная аффективная разрядка – групповое экстремальное поведение с целью эмоционально разрядиться с помощью двигательной активности или социопатических поступков. Например, групповые психотические состояния на выступлениях поп-звезд, сеансах экстрасенсов, магов, колдунов. Например, случаи коллективной агрессии, сексуального насилия и т.п. Чрезвычайно мягкие, социально адекватные примеры коллективной аффективной разрядки в форме двигательной активности можно наблюдать, например, на карнавалах и в некоторых ночных клубах.

В принципе, аффективная разрядка – тема бесконечная, как для психолога, так и для обычного человека, интересующегося психологией. Важно помнить: аффективная разрядка – нормальная адаптивная реакция на длительные негативные переживания и субъективно невыносимые условия жизни. Но если что-то пошло не так, аффективная разрядка может испортить жизнь вам и вашим близким. И здесь нет смысла говорить себе, что вы личность и имеете право на свою особенную индивидуальную реакцию. Потому что право вы, конечно, имеете, но нет смысла портить жизнь, прежде всего, себе, а заодно и окружающим. Вам с этими окружающими еще предстоит потом как-то жить. В таком случае рациональнее изменить свою жизненную ситуацию к лучшему или найти более адекватные способы психологической разрядки. Если не получается, есть смысл обратиться к хорошему психологу.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

www.uspeshnie-mozgi.ru

Статья по психологии на тему: Эмоциональные разрядки на уроках

Эмоциональные разрядки на уроках 

Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках вызвана спецификой предметов: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений . Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы  усталость. Первые признаки утомления могут  проявляться в двигательном беспокойстве детей на 12 -14  мин. урока. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и  эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды  деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности .

Для этой цели необходимо повышение эмоционального наполнения учебных занятий, их привлекательности, смена деятельности учащихся, оптимизация процесса взаимодействия взрослого и  ребенка на занятиях позволят увеличить число положительно переживаемых эмоций, помогут снять  физическое и психоэмоциональное напряжение школьников, приведут к повышению умственной и  физической работоспособности в режиме учебного дня учащихся.

Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

•   оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;

• способствует психическому здоровью.

Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся давать ощущение радости.  Прием переключения внимания основан на свойственной детям школьного возраста подвижности нервных процессов и непроизвольности характера психической деятельности . Переключение внимания является важным приемом эмоциональной регуляции, если осуществляется целенаправленно, предварительно планируется педагогом, используется как с дидактической целью, так и для временной эмоциональной разрядки. С указанной целью можно использовать разнообразные игровые ситуации, звуковые сигналы, задания со сменой деятельности, задания на быстрое реагирование. К группе вербально -стилистических приёмов можно отнести  фольклор, юмор, крылатые слова. Учёные указывают, что использование таких приемов помогает активизировать любую деятельность,  предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять эмоциональное напряжение. 

Переключение деятельности для коррекции эмоций скуки или боязни может осуществляться как при помощи слов, так и при использовании цвета, музыки, жестовых сигналов, включения в работу предметов, наглядных пособий. К формам переключения деятельности на уроках относятся физкультминутки, физкультпаузы. Здесь уместно использовать крылатые фразы, мудрые мысли, игры — разминки, кричалки, музыкальные физминутки, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка,  которые доступны и могут быть использованы в работе с детьми школьного возраста.

Что такое эмоциональная разрядка или  релаксация? Релаксация –  это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

 Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить учебный материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.

Очень полезно для снятия эмоционального напряжения использование музыки. Музыка позволяет без волевых усилий активизировать работу на уровне непроизвольной регуляции выполняемых движений, облегчает выполнение работы, избавляет от опасных психофизических перенапряжений. Музыка формирует положительные эмоции, воспитывает чувство ритма, музыкальность, оказывает  терапевтический эффект.

Приведу в качестве примера некоторые виды разрядки, которые можно применить на уроках.

 Разрядка с использованием различного вида движения

 Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием. 

Истории со звуковыми эффектами. 

Данный прием релаксации, на мой взгляд, интересен тем, что позволяет “оживить” учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного приема заключается в следующем: (“роль звуковых»  эффектов” исполняют ученики) все участники делятся на группы (по 2 -3 человека), которые будут изображать какие — то персонажи, звуки, использовать мимику, жесты. Текст должен читаться медленно

(можно под тихую музыку). После тренировки темп постепенно убыстряется.

Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости и напряжения, является смех.  

Ожидание  необычного, особая заинтересованность также служит релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. 

Человек – существо разумное, но ленивое (возможны исключения). Как уменьшить гнусное влияние лени и ускорить процесс усвоения новых знаний? Один из способов –  мотиваторы. Мотиваторы — внешние по отношению к человеку раздражители, которые (если они соответствуют его потребностям и мотивам) побуждают человека к определенному поведению. 

Основная функция мотиваторов: ускорить достижение цели.

Мотиваторы выполняют следующие задачи:

уменьшают чувство лени

повышают умственную и физическую активность

повышают/понижают настроение

уменьшают дискомфорт от того или иного вида деятельности.

На уроках можно использовать позитивные мотиваторы.

Визуальные образы: различные изображения, связанные с поставленной целью.

Мотиваторы —   простые и доступные способы поднять  мотивацию учеников  и стимулировать их для достижения учебных целей. 

Можно так же использовать игры — разминки или энерджайзеры, направленные на повышение тонуса, групповой активности и энергии учеников . Ниже приводятся примеры игр, направленных на снятие  эмоционального напряжения .

Буги -Вуги (песенка)                     

Песенка сопровождается движениями, при этом движения повторяют слова. Слова почти не меняются, а меняется только часть тела, которая двигается (правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, голова ..). 

Руку правую – вперед, 

А потом ее – назад, 

А потом опять – вперед 

И немного потрясем. 

Мы танцуем Буги -Вуги, 

Поворачиваясь в круге. 

Вот, что мы поем! ХЭЙ! 

Бум-чики -бум (песенка)  

Песенка повторяется несколько раз, при этом меняется только характер пения: быстрее, медленнее, басом, шепотом и т.д. Ведущий поет строчку, остальные повторяют за ним. 

Пою я бум чики бум 

Пою я бум чики бум 

Пою я бум чики раки чики раки чики бум 

АГА! О -е! Еще раз! 

Верещагин, уходи с баркаса!  

Группа делится на три части. Первая часть начинает и повторяет слова: «Култых — бултых, култых -бултых». Вторая часть подхватывает и повторяет слова: «Чух — чух, чух — чух, чух — чух , чух -чух». Третья  часть вступает последней и один раз кричит слова: «Верещагин! Уходи с баркаса!» Когда третья часть  закончит кричать свои слова, все вместе должны очень громко сымитировать взрыв –  «БА — ааа — Х -ххххх!!!» 

Гол – мимо!  

Группа делится на две приблизительно равных команды «болельщиков». Одна команда по знаку ведущего – взмаху правой руки – хором говорит: “Гол!», другая – на взмах левой руки отвечает как можно более  ехидными голосами: «Мимо!» Ведущий «дирижирует» хором, делая движения руками то поочередно, то одновременно. 

Звериный хор  

Аудитория делится на четыре (оптимально) части. Каждой части дается звук какого -нибудь животного.

Например: ”Гав! Мяу! Бе — е! Хрю!” Используется мотив какой -нибудь легка песенки (“В лесу родилась елочка“ или “Во поле березка стояла” ). Мотив разучивается на каждый звук отдельно. Затем по знаку  ведущего должна вступать та или иная часть зала. 

Тыр! Пыр! Пулемет! (песенка)  

Слова сопровождаются движениями, поются с ускорением темпа. 

Тыр, пыр, пулемет! 

Выше крыши самолет. 

Бац артиллерия 

Скачет кавалерия. 

Кричалки  

“Два цветочка”.  Ведущий называет слова, а дети за ним  громко повторяют .

Два цветочка, два цветочка 

Ежики, ежики 

Наковальня, наковальня 

Ножницы, ножницы 

Бег на месте, бег на месте 

Зайчики, зайчики 

А теперь мы дружно скажем девочки и мальчики. 

“Как живешь”.  

Ведущий задает вопрос, а дети показывают ответ движением.

Как живешь? Вот так 

А плывешь? Вот так 

Ждешь ответ? Вот так 

Машешь вслед? Вот так 

Как бежишь? Вот так 

Утром спишь? Вот так 

Вдаль глядишь? Вот так 

Как шалишь? Вот так 

Еду на танке 

Повторять за ведущим громко слова.

Еду на танке  

Вижу корову 

В шапке ушанке 

С рогом здоровым 

Здравствуй, корова

Как поживаешь? 

Ду — ю — спик -инглишь? 

Чё обзываешь?

Чика — бум 

Повторять слова за ведущим

Чика -бум — крутая песня 

Будем петь её все вместе 

Если нужен классный шум 

Пойте с нами —  чика -бум 

Пою я —  бум — чика -бум 

Пою я —  бум — чика -бум 

Пою я —  бум — чика — рака — чика — рака — чика -бум 

А — а — а , о — е!

Ещё раз 

Побыстрее. Всё повторяется снова, только в более убыстренном варианте.

Запуск ракеты 

К запуску космической ракеты приготовиться 

— Есть! Приготовиться!!! (отдают честь) 

Пристигнугь ремни! 

-Есть пристигнугь ремни (хлопок перед собой) 

Включить контакты! 

—  Есть включить контакты (соединяют перед собой большие пальцы рук) 

Завести моторы!!! 

— Есть, завести моторы!! !(вращают большие пальцы рук и нарастающий гул)!!! 

Когда, гул стал громким, ведущий на пальцах ведет отсчет: 

5,4,3,2,1 пуск!! 

Все кричат: Ура! Ура! Ура! 

Мы –  Красивы 

Громко повторять за ведущим

Мы —  Красивы

Мы — Умны 

Мы —  Умелы, веселы

Мы —  Отличные от всех

Мы —  Грызём лесной орех

Давайте вместе с нами 

Пойдем за чудесами

Туда , где есть узоры

За реки и за горы

Где буе – буе –  раки

И где зимуют раки

Где дружно вау –  вау

Живет семейка Бау

«КОЛПАК» 

(говорить слова и показывать движения руками) 

Колпак мой треугольный, 

Треугольный мой колпак, 

А если он не треугольный, 

То это не мой колпак.  

(во время игры нужно убирать слова и заменять их движениями рук ) 

ПОЛ, НОС, ПОТОЛОК  

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите:

«Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если Вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого -то в четвертом ряду нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос». Игра может повторяться несколько раз с убыстрением темпа. В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа». 

Ипподром        

Цель: разгрузка, выход энергии, «покричать».

Ведущий: “Покажите мне ваши руки и ваши коленки. У всех есть две коленки? Тогда вперед! Будем сейчас участвовать в скачках на ипподроме. Повторяйте за мной». Участники повторяют движения за ведущим. «Лошади вышли к старту (хлоп — хлоп -хлоп вразнобой по коленям). Остановились на старте.

Помялись (тихонько хлопаем). На старт, внимание, марш! Гонка началась  (хлопаем быстро по коленям).

Барьеры (поднимаем руки, словно зависли над барьером). Каменная дорога (стучим кулаками по груди).

По болоту (дергаем себя за щеки). Песочек (трем ладонь о ладонь). Финишная прямая (очень быстро).  Ура!» 

Ловля моли 

Цель: активное вовлечение учеников  в игровой процесс, поднять общий тонус группы. 

Особенность: проводится стоя. 

Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как “хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее в доме развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли”. Далее ведущий предлагает всем участникам группы “убить по 10 штук моли”, и  первый демонстрирует “убивание моли” хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников,

по вещам в помещении и т.п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии. Прекращает упражнение ведущий с учетом меры вовлеченности всех участников в игру.

Шумовые спектакли  

Идея этих мини -спектаклей проста: участники разделяются на небольшие группы, каждой из которых  дается задание изобразить следом за ведущим тот или иной звук, имитирующий что -либо (пение птиц, громовые раскаты и т.д.). Ведущий репетирует с каждой группой один -два раза, а затем начинает рассказ, давая знак той или иной группе для начала их «партии». В заключение, как правило, все группы

исполняют свои партии вместе. 

Штурм Зимнего дворца.  

Этот мини — спектакль иллюстрирует шуточный рассказ ведущего об историческом событии — штурме Зимнего дворца в октябре 1917 года. «Прогремел выстрел «Авроры» (группа N 1: «Ба -бах!», группа N 2 изображает ворон: «Кар — кар -кар!»). Вооруженные солдаты и матросы бросились на штурм Зимнего (группа N 3: «Ураа!», группа N 2: «Кар — кар -кар!»). Кадеты, охраняющие Зимний, отстреливаются (группа N 4: «Тра — та — та — та — та!»; группа N 2: «Кар — кар -кар!»). Идет сражение (все группы). Зимний взят (группа N

3: «Ураа!»). Вы можете также проиллюстрировать любое из событий, которое имеет отношение к занятию или определенной дате. 

«Слон».  

Ведущий спрашивает у детей: «Вы знаете, как чихает слон? А хотите узнать?» Дети делятся на три части, каждая группа разучивает своё слово: 

первая — ящики 

вторая — хрящики 

третья — потащили 

А затем по взмаху руки ведущего все дети кричат одновременно — но каждая группа своё слово. Вот так чихает слон. 

«Хвалилки».  

Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой я молодец!» А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой ты молодец!»

КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ 

Если Ведущий говорит великаны — дети должны стать  на носки и поднять руки вверх ; если карлики — все должны присесть и вытянуть руки вперед. Ведущий может говорить и делать разные движения, детям главное не сбиться.

«Если весело живется, делай так» — веселая и легкая игра, понравится детям разных возрастов и взрослым. Можно играть под музыку. Движения повторяются за ведущим. Перед каждым движением повторяется: «Если весело живется, делай так».

Движения могут быть любыми, например: два хлопка в ладоши перед грудью; два щелчка

пальцами; один хлопок над головой; три хлопка за спиной; прыжок, и так далее, что придумает ведущий в момент игры. Игра заканчивается тем, что при последнем исполнении песенки после слов «делай так» повторяются сразу все движения. 

Таким образом, мы видим, что использование разнообразных приемов эмоциональной регуляции в режиме учебного дня позволяет снять психическое и физическое напряжение у школьников, что дает возможность повысить их умственную и физическую работоспособность, изменить отношение ребенка к учебной деятельности,  установить доброжелательные взаимоотношения между учителем – учеником, учеником – учеником, снять стрессовые состояния перед различными видами контроля, повысить значимость собственного Я, что вселяет уверенность в реальные возможности решения конкретных задач обучения и воспитания. 

Pages to the People

Контакт

Телефон:

Адрес:

nsportal.ru

Разрядка — это… Что такое Разрядка?

— 1. вообще – устранение эмоционального напряжения тем или иным образом; 2. в психоанализе – понятие подразумевает предварительное образование заряда напряжения, энергии, импульса или эмоции, снижение или ликвидация которого ведёт к снижению напряжения.


* * *
– процесс снятия, снижения уровня внутреннего напряжения, возникающего в результате накопления сексуальной энергии, психического возбуждения.

   Представления З. Фрейда о разрядке соотносились с пониманием психического аппарата, функционирующего таким образом, что в глубинах психики человека может происходить нарастание и снижение энергетического потенциала. Нарастание энергетического потенциала связано с желанием получения удовольствия, накоплением психической энергии, приводящим к росту внутреннего напряжения, нарушению стабильности и равновесия в системе психики. Разрядка напряжения свидетельствует о получении удовольствия, о восстановлении психического равновесия.

   Понятие разрядки было использовано З. Фрейдом для характеристики психического аппарата, описания его работы и психических процессов с «экономической» точки зрения. Психоаналитическая теория основывалась на признании положения, в соответствии с которым течение психических процессов автоматически регулируется принципом удовольствия: неудовольствие вызывает внутреннее напряжение, оно ведет к возбуждению, придающему такую направленность протекания психических процессов, которая в конечном счете совпадает с уменьшением этого напряжения, то есть с устранением неудовольствия или получением удовольствия.

   В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) З. Фрейд исходил из того, что психический аппарат обладает тенденцией «удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком уровне или по меньшей мере постоянном уровне». При этом он отмечал, что подобная тенденция психического аппарата подчиняется в качестве частного случая тенденции к устойчивости, рассмотренной немецким философом Т. Фехнером в 1873 г. в связи с обсуждением вопроса об ощущениях удовольствия и неудовольствия. Одновременно З. Фрейд принял выдвинутое венским врачом Й. Брейером (1842–1925) предположение о двух формах энергии: текущей свободно, «стремящейся к разряду» и покоящемся запасе психических систем.

   Согласно З. Фрейду, источником внутреннего раздражения служат влечения организма, являющиеся представителем всех действующих сил, возникающих внутри организма и переносимых на психический аппарат. Исходящие из этих влечений действия стремятся к разрядке нервных процессов. Однако в силу различного рода внешних и внутренних воздействий (запретов, страхов, нравственных норм поведения) может происходить сдерживание эмоций, вытеснение бессознательных влечений и желаний. Нарастающее внутреннее напряжение не получает полной разрядки. Оно частично снимается за счет образования невротических симптомов, но оказывается психически действенным и разрушающим человека изнутри. Если в процессе терапии достигается эффект отреагирования, то происходит разрядка энергии и снятие внутреннего напряжения.

   На этом принципе основывался катартический метод лечения истерии, использованный Й. Брейером, а затем и З. Фрейдом в начале его терапевтической деятельности. Позднее с возникновением психоанализа выяснилось, что терапевтическая работа значительно сложнее и не сводится к отреагированию как таковому. В рамках психоаналитического лечения основное внимание стало акцентироваться на проблемах сопротивления и переноса. Однако представления о накоплении в психике энергии, требующей своей разрядки, и о необходимости восстановления психического равновесия оставались важными положениями психоаналитической теории практики.

   Исходя из подобных представлений, австрийский психоаналитик В. Райх (1897–1957) пришел к выводу, что только полный спад возбуждения, оргазмная разрядка приводят к действительному удовлетворению, означающему преобразование возбуждения в теле и разгрузку генитального аппарата. Вместе с тем в работе «Функция оргазма» (1927) он подчеркивал, что у здорового человека возбуждение сменяется «приятной душевной и телесной разрядкой», в то время как у невротиков, страдающих оргастической импотенцией, происходят «частичные разрядки напряжения, подобные оргазму», но они не испытывают полного удовлетворения и чаще всего ощущают усталость, отвращение, досаду, равнодушие, а иногда даже ненависть к партнеру.

   Американский психоаналитик и психиатр Г.С. Салливан (1892–1949) рассмотрел некоторые способы разрядки напряжения страха, проявляющегося у человека. По его мнению, страх как чувственный аспект напряжения, порождаемого угрозой жизни или биологической целостности организма, снимается посредством устранения или избегания вызывающих его обстоятельств, нейтрализации или игнорирования опасной ситуации. Первым действенным средством разрядки напряжения и снятия страха у младенца является его плач. Во многих случаях плач младенца не приводит к немедленному устранению опасности, но тем не менее он обеспечивает проявление заботы со стороны матери. По мнению Г.С. Салливана, плач представляет собой эффективный способ разрядки напряжения, подходящий способ избежания или устранения младенцем вызывающих страх опасностей.

  

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

psychology_pedagogy.academic.ru

Материал на тему: Психологическая разрядка

Педагогический совет «Пути совершенствования

взаимодействия педагогов с

родителями детей дошкольного

возраста»

 «Психологическая зарядка»

1 Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».

2 Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача».

3 Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

4 Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

5 Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды,

все получиться так, как надо».

6 Руки на поясе, делая наклоны вправо — влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».

7 Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир

прекрасен — и я прекрасна».

8 Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

9 Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня

получается».

«Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».

Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.

Методика проведения.

А сейчас вам предлагается несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно «нет», «да», «иногда».

1 Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2 Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3 Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4 Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5 Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей

дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого

поручения?

6 Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

7 Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8 Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9 Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

10 Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11 Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12 Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13 Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14 У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?

15 Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16 Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится

испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще

не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности

общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить.

Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях.

Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

З очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение.

Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

nsportal.ru

Способы снятия стресса и эмоциональная разрядка

1. Голосовые техники.

  1. «Да-да-да». В течение 5-10 минут постарайтесь ни на что не отвлекаться и проговаривать «да-да-да» с различными интервалами, интонацией и громкостью.
  2. «Разговор на незнакомом языке». Говорите, не задумываясь, любые пришедшие в голову бессмысленные звукосочетания, имитирующие разговорную речь.
  3. «Медитативное пение». Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, слегка приоткройте рот и пойте «А-У-М» с разной интонацией.
  4. «Гудение». Сидя, расслабившись, закрыв глаза, закрыв рот, издавайте мычащий звук.

2. Зрительные техники.

  1. «Высокая энергия». Представьте себя яркое ночное небо. Выберите самую яркую ночную звезду. А теперь… проглотите её… Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!
  2. «Убежище». Представьте себе место, где вам всегда было хорошо, место, которое может послужить для вас убежищем от проблем. Представьте себя в этом месте, как вы в нём отдыхаете, отдаляясь от проблем и трудностей.
  3. «Отвлечение внимания». Сконцентрируйте свой взгляд на нейтральном предмете, перечислите все его качества, способы использования.

3. Дыхательные и медитативные техники.

  1. «Передышка». Короткий вдох, длинный выдох: вдыхайте, считая до 5-ти, выдыхайте, считая до 7-ми.
  2. «Медитативное дыхание». Примите удобную позу, расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять тип дыхания, а только следите за ним. Говорите себе: «Я чувствую свой вдох… чувствую выдох…». После регулярных тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации возрастают.
  3. «Антистрессин». Примите удобное положение. Глубоко вдохнув, задержите ненадолго дыхание. Выдохните. Снова глубоко вдохните и задержите дыхание. На этот раз выдох сопровождайте звуком «хаааааааа». Теперь дышите нормально, сосредоточив на этом внимание. При вдохе говорите себе: «Я», при выдохе – «расслаблен». Повторите упражнение 5 раз.

4. Двигательные и тактильные техники.

  1. «Гора с плеч». Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднимите плечи, широко разведите их назад и опустите. Такой должна быть постоянно ваша осанка.
  2. «12 точек». Подвигайте глазами, широко зевните, покрутите шеей, поднимите и опустите плечи, расслабьте и поводите запястьями, сожмите и разожмите кулаки, 3 глубоких вдоха, прогнитесь в позвоночнике, напрягите и расслабьте бёдра, икры ног, покрутите ступнями, сожмите и расслабьте пальцы на ногах.
  3. «Самомассаж». Помассируйте межбровную область, заднюю часть шеи, челюсть, плечи, ступни.

5. Мыслительные техники.

  1. «Простые утверждения». Повторяйте про себя следующие утверждения: «я спокоен, хладнокровен и собран», «всё в порядке», «всё будет хорошо» и т.п.
  2. «Насколько это плохо?». Ранжируйте свои чувства по шкале дискомфорта: 5 – агония, 4 – ощущение дискомфорта, которое невозможно терпеть более часа, 3 – весьма неприятное чувство, которое всё же можно вытерпеть, 2 – средний дискомфорт, 1 – слабый дискомфорт.
  3. «Непротивление». Думайте о раздражающем объекте как об источнике энергии, который прошёл мимо.  

lyceum87.nnov.ru

ПРОСТЕЙШИЕ ПРИЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗРЯДКИ. Всегда в хорошем настроении. Методы психорегуляции

ПРОСТЕЙШИЕ ПРИЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗРЯДКИ

Следует сразу же оговориться, что все приемы, предназначенные для поддержания хорошего настроения и снятия избыточной нервной напряженности, подходят и для эмоциональной разрядки. Однако в ряде случаев этого бывает недостаточно, так как уже произошел определенный функциональный сдвиг. Образно говоря, эмоциональный тонус дошел до критического порога. Необходимо снизить его величину как можно быстрее, иначе нервного взрыва не избежать. Как же предотвратить неожиданные слезы, неоправданные обвинения, грубые слова?..

Если вы не можете покинуть свое рабочее место, можно использовать упражнения для дыхания. При этом надо сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 10—15 секунд, а затем резко выдохнуть. Дыхательные упражнения лучше сочетать с мышечным напряжением и расслаблением. Например, сделать вдох, задержать дыхание, сжать руки в кулаки, напрячь мышцы рук, спины, живота, промежности. Резко выдохнуть, расслабить все мышцы тела, сделать несколько встряхивающих движений, как бы освобождаясь от всего плохого и ненужного. Повторить это упражнение несколько раз. В каждом конкретном случае нужно делать акцент на фазе разрядки.

Нельзя забывать о выражении лица. Сразу же взгляните в свое внутреннее зеркало, избавьте лицо от ненужных мышечных зажимов. При задержке дыхания слегка надувайте щеки, сделайте глотательные движения. После выдоха проведите по лицу рукой, как бы убирая выражение тревоги, злости, раздражения. Поднимите углы губ вверх, не забудьте про улыбку. Постарайтесь ощутить ее на лице.

Проведите рукой по мышцам шеи. Если они напряжены, наклоните голову вперед, назад, сделайте несколько вращательных движений. Можно слегка помассировать шею. Легкими движениями погладьте мышцы от плеча к уху. Слегка потрите подушечками пальцев заушные бугры. Это улучшает приток крови к голове и облегчает нервную разрядку.

Если нервное напряжение возникло перед обедом или в конце рабочего дня, большую пользу может принести ходьба.

Ходьба с целью эмоциональной разрядки должна строиться следующим образом. Сначала надо 3—5 минут пройти в быстром темпе. Это должно помочь отвлечься, максимально включить в работу мышечный и сердечно-сосудистый аппараты. Идти надо свободно, размашистой походкой, сохраняя правильную осанку. Дышать ровно, спокойно, может быть лишь немного более интенсивно выполняя вдох. Затем 1—1,5 минуты пройти в более медленном темпе и вновь ускорить шаг. Хорошо при этом ввести элемент соревнования. Например, догнать и обойти впереди идущего человека, пройти до намеченного пункта за заданное время. Через 3—5 минут нужно вновь сбавить темп. Полезно в такт шагов слегка напрягать мышцы рук, спины и живота, затем их расслаблять и время от времени делать встряхивающие движения. Например, на 4 шага — напряжение, на 6—10 шагов — расслабление. Ноги при этом не должны напрягаться. Идти все время следует легкой, свободной походкой.

В процессе ходьбы с целью эмоциональной разрядки можно использовать некоторые формулы са­моубеждения и самоприказов. Например: «Я успо­каиваюсь. С каждым шагом все плохое уходит. Возвращается уверенность, спокойствие, хорошее настроение».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *