Психологическая грамотность – Психологическая грамотность — Психологос

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАММОТНОСТЬ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА — Студопедия.Нет

Наша многообразная жизнь постоянно ставит перед человеком массу проблем как профессиональных, так и личных. Они переплетаются, и человек ищет выход из противоречивых жизненных ситуаций. Как же его найти? Можно методом проб и ошибок, но это самый сложный путь с огромными нервно-психическими затратами. Лучше всего идти путем анализа своего поведения и поведения другого человека, предвидения последствий своих поступков и отношений с другими людьми, формирования умений управлять своим поведением, эмоциями, общением. Для этого нужна психологическая культура.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности.

Если исходить из понимания культуры как: а) системы специфически человеческих видов деятельности, б) совокупности духовных ценностей, в) процесса самореализации творческой сущности человека, то можно выделить следующие составляющие психологической культуры личности:

-психологическая грамотность,

-психологическая компетентность.

Психологическая грамотность представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями, умениями, символами, правилами и нормами в сфере общения, поведения и т.д. Может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта.

В определении психологической компетенции целесообразно придерживаться определения М.А.Холодной: “Компетентность — это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющих принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности”. В работах психологов рассматриваются отдельные стороны психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность и т.д.

Основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек знает, понимает, а компетентный — реально и эффективно может использовать знания в решении тех или проблем

 

ОСНОВНЫЕ УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЗНАНИЯ И ПОДСОЗНАНИЯ.

Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования познавательных процессов позволяют выделить три основных уровня психического отражения: сенсорно-перцептивный, представлений, вербально-логический.

Сенсорно-перцептивный уровень. В системе образного отражения этот уровень является базовым. Формируясь на самых начальных ступенях психического развития индивида, он не теряет своего значения в течение всей его жизни. Конечно, при переходах от одних возрастных ступеней к другим он изменяется, обогащается и трансформируется.

Ощущение и восприятие как исходные формы образного отражения возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений объективной действительности на органы чувств. Именно в этих формах, как отмечал В. И. Ленин, осуществляется превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Основная характеристика сенсорно-перцептивного отражения в том и состоит, что оно возникает в условиях непосредственного воздействия предметов и их свойств на органы чувств человека и развертывается в реальном масштабе времени. Человек воспринимает предмет в том месте, в котором тот находится, и в тот момент, когда тот действует на органы чувств.

Представление как ощущение и восприятие — феномен образного отражения. Но если ощущение и восприятие какого-либо предмета или его свойства возникают только при его непосредственном воздействии на орган чувств, то представление возникает без такого непосредственного воздействия. В этом смысле оно является вторичным образом предмета.

К уровню представлений относится широкий круг психических процессов, важнейший среди которых — образная память и воображение. Образная память — это фиксация и последующее воспроизведение образов, возникших при восприятии; воображение — творческий процесс, создание новых образов путем трансформаций и комбинаций тех, которые сохранились в памяти. По своему содержанию образ-представление, также как сенсорно-перцептивный образ, предметен. Но в отличие от ощущения и восприятия, которые «навязаны нашему уму извне» и в силу этого презентируются сознанию как жестко и однозначно отнесенные к объективной реальности, образ-представление имеет как бы самостоятельное существование в качестве феномена «чисто» психической деятельности.

Вербально-логическое мышление, речемыслительный процесс. В отличие от первых двух, относящихся к образному отражению, чувственному познанию, этот уровень — уровень понятийного отражения, рационального познания. Решая ту или иную задачу на этом уровне, субъект оперирует понятиями и логическими приемами, сложившимися в историческом развитии человечества, в которых зафиксирована общественно-историческая практика. На уровне понятийного мышления как бы разрываются ограниченные рамки индивидуального опыта, а точнее: в индивидуальный опыт включается огромный багаж знаний, выработанных человечеством.

studopedia.net

Грамотность психологическая — это… Что такое Грамотность психологическая?


Грамотность психологическая
Понятие впервые ввел Е. А. Климов. Рассматривая Г. п. в контексте культуры, он подчеркивая, что «психологическая грамотность не сводится к элементам осведомленности человека о фактах и зависимостях, характеризующих субъективный мир человека, но предполагает нек-рую специфическую воспитанность личности и определенный склад, направленность ума». В Г. п. входят: «душеведческая направленность» мышления; интерес к другому; владение элементами психол. познания, т. е. приемами экспресс-диагностики, зондирования в процессе беседы (Е. А. Климов, Б. С. Гершунский, Б. С. Ерасов). Значимым является сочетание Г. п. и толерантности. Психол. знания о себе рассматриваются как основа социальной адаптивности и успешности, саморазвития, саморегуляции и самокритики. В составе Г. п. также убежденность в возможности роста и развития. Г. п. представляет собой совокупность элементарных психол. знаний и умений, осваиваемых с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Подразумевается овладение психол. знаниями, фактами, представлениями, понятиями, законами, умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере О., поведения, деятельности. Г. п. проявляется в осведомленности по поводу функционирования разнообразных явлений психики в контексте науч. знания, житейского опыта. Также предполагается владение способами психол. познания и их применение в социальном поведении. Лит.: Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998. Т. Н. Щербакова

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.

  • ГЛОЗМАН Жанна Марковна
  • Группа как субъект общения

Смотреть что такое «Грамотность психологическая» в других словарях:

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения)

    — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… …   Большая советская энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Украинская Советская Социалистическая Республика —         УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна).          I. Общие сведения          УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… …   Большая советская энциклопедия

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Эстонская Советская Социалистическая Республика —         Эстония (Ээсти НСВ).          I. Общие сведения          Эстонская ССР образована 21 июля 1940. С 6 августа 1940 в составе СССР. Расположена на С. З. Европейской части СССР, на побережье Балтийского моря, между Финским (на С. ) и Рижским… …   Большая советская энциклопедия

  • социальная работа с беженцами и иммигрантами — а) профессиональная деятельность специалистов по оказанию помощи беженцам и иммигрантам в повседневной жизни для адаптации и восстановления их способности социального функционирования в новой иноэтнической среде; создание условий для преодоления… …   Этнопсихологический словарь

  • Войскунский, Александр Евгеньевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Войскунский. Александр Евгеньевич Войскунский …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ И ИММИГРАНТАМИ — а) профессиональная деятельность специалистов по оказанию помощи беженцам и иммигрантам в повседневной жизни для адаптации и восстановления их способности социального функционирования в новой иноэтнической среде; создание условий для преодоления… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Туркменская Советская Социалистическая республика — (Туркменистан Совет Социалистик Республикасы)         Туркменистан.          I. Общие сведения          Туркменская ССР образована первоначально как Туркменская область в составе Туркестанской АССР 7 августа 1921; 27 октября 1924 преобразована в… …   Большая советская энциклопедия

  • Достоевский, Федор Михайлови — писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… …   Большая биографическая энциклопедия


communication_psychology.academic.ru

уровни, особенности, динамика развития //Психологическая газета

Статья предоставлена номинантом Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2014 года: проект первый и проект второй

В отличие от других научных дисциплин, психология управления обладает некоторыми особенностями, связанными с предметной грамотностью конкретного субъекта. Психология известна обывателям как система жизненных событий, процессов и явлений. Наверное, нет такого человека, который в душе не считает себя психологом, а некоторые и вовсе открыто и довольно смело об этом заявляют. С другой стороны, как систему научных знаний, психологию знают единицы, в основном те, кто имеет соответствующее образование и занимается ею в научном, теоретическом или прикладном аспекте.

В настоящее время практически каждый человек связан с управлением. На работе мы проводим более восьми часов в день, и каждый выступает в роли либо сотрудника (подчинённого), либо руководителя (начальника), чаще всего, находясь в этих двух позициях одновременно – по отношению к вышестоящему менеджеру и к тому, кто находится у нас в непосредственном и в прямом подчинении. Как в обывательской, так и в организационной среде, приходится периодически сталкиваться с ошибочным представлением о том, что «управлению учиться не обязательно». Для того же, чтобы руководить людьми, достаточно быть наделённым определёнными властными полномочиями, например, иметь «лычки на погонах» или «маршальский жезл» (управленческая регалия зависит от высоты занимаемого положения). То есть, всего-навсего надо занять определённую ступеньку в должностной иерархии организации – и можно смело считать, что ты – руководитель! Для выполнения своих функциональных обязанностей вполне хватит так называемых житейских психологических представлений, здравого смысла, умения контактировать с людьми, то есть, находить с ними общий язык. Иногда в этом перечне упоминаются «хорошо поставленный командный голос», «крестьянская хитрость и смекалка» и т. п. Этот, первый, уровень психологической грамотности руководителя назовём «базовым, житейским». К сожалению, как показывает наш многолетний опыт консультативной и тренерской работы, на этом уровне находится подавляющее большинство руководителей – как считающих себя «ветеранами управленческого движения», так и тех, кто делает свои первые шаги в этой области профессиональной практики.

Несмотря на то, что для большого количества руководителей характерен именно первый уровень психологической грамотности, в последнее время, особенно в связи с кризисными событиями различной природы, наметилась устойчивая тенденция обращения некоторых управленцев к знаниям и опыту, накопленным психологической наукой и практикой. Такой интерес неслучаен и вполне закономерен: именно в области психологии руководитель может найти ответы на многие актуальные вопросы, связанные с организационно-управленческими феноменами, коммуникативными процессами и явлениями. Представители этой управленческой прослойки, например, чётко понимают, что:

  • ​стимулирование персонала в организации (в отдельно взятом структурном подразделении) должно строиться с учётом большого количества разнообразных, порой противоречивых и неоднозначных факторов: личностных особенностей сотрудников, групповых динамических переменных, рыночных реалий и т. д.;
  • при подготовке к сложным переговорам с важным партнёром необходимо опираться на знания особенностей и практическое использование различных коммуникативных стратегий, на умения грамотного позиционировать себя в переговорном процессе, работать с различными ролевыми масками, на владение технологиями личностного влияния и противодействия чужому негативному влиянию, и многое другое;
  • позиционирование товара в торговом зале (на стеллаже, полке) должно осуществляться на основе психологических закономерностей процесса восприятия.

Работа с персоналом, проведение маркетингового исследования, организация корпоративного обучения, реализация изменений на предприятии… Нет такой области деятельности современного управленца, в которой бы не нашлось места психологии либо она не играла ключевой роли, не вносила весомый вклад в процесс и результат работы, как самого руководителя, так и возглавляемого им структурного подразделения и, в целом, организации.

В связи с этим некоторые руководители, осознавая недостаток знаний в психологической области, активно добирают их, как на получивших в последнее время широкое распространение в образовательной практике программах МВА, так и на многочисленных тренингах, семинарах, деловых играх. Нацеленные на получение максимального управленческого (коммерческого, финансового и иного) результата, они из ситуации модельного, игрового взаимодействия в учебной группе переносят полученные знания, навыки, а также возникшие идеи в свою организационную среду. Такой уровень психологической грамотности назовём «вынужденно-прагматическим». На данном уровне возникает немало курьёзных ситуаций, когда полученный во время обучения опыт слепо и порой бездумно переносится на конкретную организационную среду, а также – на повседневную жизнь руководителя за пределами офиса.

В качестве примера – ситуация из отечественной образовательной практики. Трёхдневный тренинг по оперативному управлению, проводимый в будни, то есть в рабочие, дни. Наборная (открытая) группа, в которой работают восемнадцать человек, как собственники бизнеса, которые сами занимаются управлением своими предприятиями, так и наёмные руководители – в основном, топ-уровня. В течение первого дня, который проходит очень динамично, в оживлённых дискуссиях, с обменом опытом всеми участниками, рассматриваются факторы эффективности деятельности современного предприятия, роли и места в нём руководителей, их личностных и профессиональных характеристик, являющихся предпосылками успешности управленческой работы. Участники уходят с первого дня тренинга в 18 часов с домашним заданием – управленческой ситуацией, которую необходимо самостоятельно рассмотреть и принять по ней решение в роли руководителя предприятия.

Второй день начинается с проверки домашнего задания. Один из участников тренинга – владелец предприятия – при рассмотрении ситуации, предложенной для анализа и обсуждения, говорит о том, что она напоминает ему то, что в настоящий момент происходит в его организации. Поэтому он принял решение уволить одного из руководителей управлений. «Я понял, что он – самое слабое звено в нашей управленческой цепи, о чём открыто сказал вчера вечером всем руководителям топ-уровня на подведении итогов».

Оказывается, после окончания первого дня тренинга этот участник поехал на своё предприятие, обдумал сложившееся положение вещей, почитал домашнее задание, сопоставил две ситуации – реальную и учебную – и в 19 часов объявил руководителям о своём решении.

Было ли это решение принято на эмоциональной волне, которая сопровождала процесс взаимодействия участников на тренинге? Вряд ли. Применительно к данному собственнику бизнеса уместны такие характеристики, как прагматизм, ориентация на результат, сдержанность. Он пояснил группе принятое решение: «Я давно присматривался к этому руководителю, результаты работы которого меня не вполне удовлетворяли достаточно продолжительное время. У меня были определенные сомнения: «А, вдруг, человек изменится?» Вчера на тренинге я понял, что моим ожиданиям не суждено реализоваться. Я не хочу обманывать себя и других работающих на моём предприятии руководителей».

Третий уровень психологической грамотности руководителя назовем «осознанно продвинутым». На этом уровне находятся руководители, которые понимают, что управление – это и ответственная профессиональная деятельность, и наука, опирающаяся на достижения в смежных областях, прежде всего – в психологии. Управленческая сфера от житейских ситуаций отличается большим количеством неожиданных, противоречивых и с обывательской позиции необъяснимых процессов и явлений, в которых повседневный жизненный опыт человека не играет значимой роли. Неожиданный уход ключевых сотрудников из организации и последующий увод ими части бизнеса; «политические игры», в которые играют руководители структурных подразделений; дебиторская задолженность и хронические неплатежи – для того, чтобы разобраться и принять грамотное управленческое решение в этих и других подобных ситуациях одного только чутья и разрозненных психологических знаний недостаточно. Данный уровень психологической грамотности предполагает тесное взаимодействие руководителя с психологами, обращение как к внутренним специалистам, так и к внешним консультантам в конкретной области психологической практики (мотивация и стимулирование персонала, проведение организационных изменений, кадровый аудит и т. п.).

Как показывает наш консультативный и тренерский опыт работы с руководителями различных уровней, обращение многих из них к психологическим знаниям носит в настоящее время, к сожалению, фрагментарный и во многом вынужденный характер. Наиболее ярко это проявляется в вопросах обучения персонала и в проведении в корпоративном формате ставших весьма популярными в последнее время тренингов. Иногда доходит до абсурда. Многие руководители прибегают к тренингу как к некой палочке-выручалочке, видят в нём панацею от всех проблем, существующих в организации или в её отдельном структурном подразделении. Упали продажи – «Давайте проведём тренинг продаж!» (который по счёту?), выросла текучесть персонала – «Наше спасение – в мотивационном тренинге!» (для кого?), не дают покоя конфликты между сотрудниками – «Всех на тренинг командообразования!».

Слабо разбираясь в сути тренинговой организационной интервенции и тех процессах, как созидательных, так и разрушительных, которые ею могут запускаться, отдельные руководители, тем не менее, с поразительной настойчивостью обращаются к тренингу. Текущие организационно-управленческие реалии таковы, что проведение тренингов во многих отечественных компаниях стало не только полезным, но и очень модным занятием. Заказчик – конкретное должностное лицо организации, как правило, не понимает тех последствий, которые могут наступить в организации после проведённого тренинга. Руководствуясь известным принципом «Хотели как лучше…», руководители вместо ожидаемой пользы могут получить усугубление негативной ситуации и ещё большую проблему.

Известны случаи, когда после корпоративного (!) тренинга личностного роста для руководителей топ-уровня и среднего звена отношения между его участниками резко ухудшались («А я и не подозревала, какие скелеты находятся у него в шкафу! Это же надо, и как я с ним работала эти три года!?»). А после двухдневной мотивационной программы компанию покинула треть участников тренинга – специалистов по продажам («Теперь нам стало ясно, что нам недоплачивают. Пусть ищут дураков, которые будут на них горбатиться. А мы найдём себе другое место, где нас оценят по достоинству!»).

Для того чтобы руководитель не допускал подобных ошибок, он должен быть нацелен на профессиональное развитие как управленец, должен уделять внимание повышению уровня своей психологической грамотности и психологической культуры.

Зачем современному руководителю знания и навыки в области психологии управления? Гуру менеджмента Питер Друкер (2001), описывая организационно-управленческие и деловые реалии начала XXI века отмечает, что существует много успешно функционирующих организаций и талантливых руководителей, в то время как многие предприятия достигают лишь посредственных результатов. Ежедневно перед управленцем возникает масса проблем, все они требуют его внимания. Но кто может сказать ему, какие из них являются наиболее важными? Помочь разобраться в этом вопросе руководителю может знание основ эффективной самоорганизации, базирующейся на достижениях психологической науки.

Существует поговорка «У победы много отцов, а неудача (поражение) всегда сирота». Применительно к современной организации и к деятельности в ней руководителя, данная поговорка является не вполне корректной. Хотя многие руководители в ситуации неуспеха (провала, недостижения цели) назовут большое количество «объективных» причин, оказавших влияние на полученный результат (либо вообще отсутствие какого-либо результата), это не снимает с них ответственности. От воздействия нежелательных, неблагоприятных факторов не застрахована ни одна организация и ни один руководитель. Только почему-то один видит возможности, предоставляемые возникшей ситуацией, и принимает грамотное управленческое решение, а другой впадает в уныние, с головой уходит в процессную рефлексию («Ай-ай, как всё плохо!») и допускает большое количество ошибок. Первый опирается не только на свой управленческий опыт, но, грамотно организовав себя и своих подчинённых, использует психологические знания, актуальные для конкретной ситуации. Второй бесцельно мечется или чего-то выжидает (то есть бездействует). Одна и та же ситуация, два разных руководителя, два разных уровня психологической грамотности – два разных результата.

Нельзя не согласиться с точкой зрения Д.В. Степанова (2005) на проблему организационно-управленческой ответственности: хорошему управленцу должны быть известны приёмы действий в кризисных ситуациях, и если фирма гибнет от неблагоприятной конъюнктуры, это означает лишь то, что в изменившихся условиях деятельности была избрана неверная стратегия. А на ком лежит ответственность за разработку стратегии? На руководителе. Чиновники ставят палки в колеса. Ну а кто должен выстраивать с ними взаимоотношения? Руководитель! И не стоит оправдывать себя тем, что вы не нашли с ними общего языка.

Джим Коллинз (2004), исследовавший факторы, которые способствуют выведению организации в лидеры рынка в долгосрочной перспективе, на первое место поставил «руководителя 5 уровня». Одной из отличительных особенностей таких руководителей является то, что когда компания добивается успеха, они «смотрят в окно», приписывая все заслуги кому-то ещё, но не себе. Однако когда компания сталкивается с трудностями, они «смотрят в зеркало» и принимают всю ответственность на себя. Руководители компаний, которых Дж. Коллинз использовал в сравнительном анализе, делают прямо противоположное: они «смотрят в зеркало», когда речь заходит об успехе, и «смотрят в окно», когда нужно найти виновника неудач.

Список литературы:

  1. Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 288 с.
  2. Степанов, Д. В. Эффективное управление: команда, иерархия, единоначалие / Д. В. Степанов. – СПб.: Речь, 2005. – 144 с.
  3. Коллинз, Дж. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет… / Дж. Коллинз. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. – 303 с.

psy.su

Психологическая грамотность — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

psi-gram.livejournal.com

Психоэдукация или психологическая грамотность | Обучение астрологии, курсы по психологии, таро, консультации

Статьи Статьи по Психологии
  • Психологическая грамотность это, прежде всего, психологическая выносливость. Это состояние, при котором человек способен переносить нагрузку и ограничения без снижения эффективности деятельности и излишнего привлечения внимания к себе.

 Случай из практики: моя коллега и по совместительству ведущая рубрик «Психоэдукация», «Школа Материнства» и «Метафорические карты» в мае 2017 года родила двойняшек. В сентябре она приступила к своим прямым обязанностям: ведению курсов и консультированию. За четыре месяца работы она  ни разу не сослалась  на свою занятость или отсутствие времени для подготовке материала.

У нее есть помощники – муж и мама, которые заняты на своих рабочих местах весь рабочий день и оказывают ей помощь по мере своих возможностей.

Когда мы по телефону решаем рабочие моменты, то на мой вопрос: «Что делают девчонки?» она отвечает: «Они изучают пространство, я их попросила дать мне часик пообщаться». И мы часик общаемся. В эти минуты я понимаю, что рядом со мной работает не только профессиональный психолог и астролог, но и замечательный человек, который не обременяет своими заботами других и который способен на продуктивную деятельность даже при значительных жизненных нагрузках.

Разумеется, что и уровень профессионального доверия у нее тоже высокий. Консультации по психотерапии у этого психолога расписаны на 4 месяца вперед.

  • Психологическая грамотность — это позитивная картина мира и эмоционально здоровые убеждения, под влиянием которых происходит личностный рост человека.

Мировоззрение человека не формируется из ничего, оно  формируется из  знаний, записанных в сознание и подсознание в виде жизненных установок (программ) и представлений (образов).

Убеждения человека — это его основа: то, во что он верит по отношению к себе самому и по отношению к окружающему миру,  то,  что и  определяет все его решения, действия и его жизнь в целом.

Секреты успеха: Люди, желающие разбогатеть и преуспеть в жизни, изначально отсекают ограничивающие установки, мешающие им на жизненном пути.

Выявив какие-либо  помехи на пути к достижениям,  они заменяют их убеждениями, которые и ведут их к успеху и богатству. Великому Томасу Эдисону принадлежат слова: «Наиболее верный путь к успеху — всё время пробовать еще раз». Биографии многих успешных людей, включая его собственную, подтверждают эту истину.

  • Психологическая грамотность это умение конструктивно разрешать возникающие затруднения в отношениях или улучшать и нормализовать сложные  ситуации.

Это умение отличать полезное от несущественного, умение принимать ответственность за события собственной жизни без требований и ожиданий от других.

  • Психологическая грамотность это рациональный и системный подход  к жизни в целом. Умение считаться с реальностью жизненных процессов без идеализации кого бы то ни было или чего  бы то ни было.

Умение предвидеть последствия собственных действий, считаться и ними и принимать ответственность за них.

Пример из практики: В группе по астрологии проходила обучение симпатичная  молодая  девушка. В 19 лет она влюбилась в мужчину, который на добрых два десятка с лишним лет старше ее и без лишнего раздумывания вышла за него замуж. 

На неперспективность этих отношений указывали родители и близкие девушки, однако голос благоразумия в ней молчал —  заговорил голос, когда  в семье родился ребенок.

Естественно,  мужчина  немолодой, а значит уже «имеет свою историю» и ряд привычек, от которых отказаться сложно. В результате – разрыв отношений: мужчина живет своей жизнью, девушка – своей, ребенок  тоже своей –  в большинстве случаев с няней.

Это не единичная история молодой и неопытной девушки – это история людей, которые не могут или не желают предвидеть результат своих действий и нести за них ответственность.

Кто в проигрыше остался? Конечно, ребенок. И есть вероятность, что этот ребенок будет проигрывать по жизни не один раз. Или маме придется долго и грамотно работать над своими ошибками и своим поведением, чтобы ее отношения  не стали жизненным сценарием  ребенка.

  • Психологическая грамотность — это умение поддерживать себя и подбадривать других.

Цитаты известных людей в качестве поддержки в трудный период:

 «Поверь в тот факт, что есть ради чего жить, и твоя вера поможет этому факту свершиться.» Уильям Джеймс

«Ты не можешь менять направление ветра, но всегда можешь поднять паруса, чтобы достичь своей цели.» Оскар Уайлд

«Когда тебе станет очень худо — подними голову. Ты обязательно увидишь солнечный свет.» Дрю Берримор

«Пока мы крутим педали и рулим к цели, важно не забывать о прекрасном, открывающемся перед нами каждый день.» Пауло Коэльо

«Когда чего-нибудь сильно захочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы твое желание сбылось.» Пауло Коэльо

«Жизнь прекрасна, когда творишь ее сам.» Софи Марсо

 

 «Нет смысла в поиске места, где будет хорошо.  

Есть смысл научиться создавать это хорошо  в

 любом месте…»

 

 

ТЕГИ

astrolog-gres.com.ua

РОЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА | Опубликовать статью РИНЦ

Яударова Н. Ю.

ORCID: 0000-0001-8731-822X, Старший преподаватель, Чеченский государственный  университет

 РОЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Аннотация

Данная работа посвящена проблеме формирования и развития  в высшем учебном заведении профессиональной компетентности по работе с педагогическим составом образовательной организации у будущих бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование». В данной работе особенно большое значение придается повышению психологической компетентности педагогов образовательной организации через методы и технологии работы психологической службы. Статья будет интересна и полезна всем неравнодушным преподавателям. Любопытно, что цель нашего исследования в данной работе состояла в анализе зависимости повышения качества образования детей при профессиональном психологическом сопровождении образовательного процесса.

Ключевые слова: психологическая компетентность, психологическая грамотность, профессионализм.

Yaudarova N. Yu.

ORCID: 0000-0001-8731-822X, Senior Lecturer, Chechen State University

THE ROLE OF IMPROVING OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF THE MODERN TEACHER

 Abstract

This work is devoted to the problem of formation and development in the higher education institution of professional competence for work with teaching staff of educational organization at the future bachelors in ” Psycho- pedagogical education .” In this work, particular importance is attached to improving the psychological competence of teachers through educational organization methods and technologies of psychological services. The article will be interesting and useful to all indifferent teachers . Curiously, the goal of our research in this paper was to analyze the dependence of improving the quality of education for children with professional psychological support of the educational process.

Keywords : psychological competence, psychological competence, professionalism.

 

Детям Света нужны родители Света, учителя Света.

Мы должны, обязаны такими стать.

Ш.Амонашвили

Все учебники по традиционной педагогике говорят о том, что обучение, воспитание и развитие определяется тремя факторами: наследственностью, средой и окружением.  Шалва Амонашвили говорит, что «эти три материалистических измерения и диктовали нашему педагогическому сознанию свою волю, детищем чего стал наш авторитарный взгляд на Ребенка и наши силовые подходы к нему. Человечество  из века в век повторяет одну и ту же ошибку, считая  Ребенка глупым и желая силой сделать его умным; считая его строптивым и довольно злым и заставляя силой подчиниться своей воле, которая нам кажется и нравственной, и истинной; принимаем его, как простой сосуд, который упорно не желает наполняться чем-то хорошим, и, «ради его же блага», стараемся силой наполнить его. Ошибка кроется в нашем непонимании того, что духовная и естественная Природа Ребенка не терпит никакого насилия, какими благими намерениями ни было бы оправдано. Вот и обрывается связь. И воспитание, которому предписано быть самым божественным жизненным процессом на Земле, становится безжизненным и безобразным, становится пыткой и для Ребенка, и для нас»  [1, 22]

Насилие над кем бы то ни было, никогда не приводило к положительным последствиям. А если речь идет об образовании  ребенка, то нужно быть предельно внимательным и осторожным, потому что в наших педагогических руках  бесценная материя  детской души, от которой зависит наше будущее. Известный русский деятель, профессор Лесграфт писал в одном из своих сочинений по педагогике: «Самое существенное требование, какое необходимо предъявить воспитателю и учителю, берущему на себя обязанности руководить ребенком….это чтобы он понимал ребенка, его психические отправления, а равно и его индивидуальные свойства.». Педагогу, что бы понять и принять ребенка, а так же обучить, воспитать и развить его, нужно обладать психологической компетентностью, которая включает в себя умение успешно выстраивать образовательный процесс для каждого обучающегося. Сделать  это необходимо не путем «вбивания» ребенка, в какие то рамки. Не  лишая его, таким образом, своего мнения и исключительности своего мышления, что еще страшнее.  А нужно показывать на своем примере в первую очередь!, далее не навязывать, просто объяснять, что именно делается и для чего,  какая польза от этого будет и что случится, если этого не сделать. Нужен диалог между учителем и учениками. Диалог не простой, а в доступном формате, на «одном языке», в доброжелательной атмосфере. Федеральный государственный образовательный стандарт предписывает  учителю новые роли педагога  – роль фасилитатора, друга и тьютора. Освоить эти роли и реализовать предписания ФГОС может помочь педагог-психолог, прошедший профессиональную подготовку в ВУЗе по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Наше исследование будет опираться на гипотезу о том, что при профессиональной подготовке педагогов-психологов в ВУЗе, формируя и развивая у них профессиональную компетентность работы с педагогами, специалисты в данной области смогут повысить уровень психологических знаний у учителей, помогая выстроить образовательный процесс успешно для каждого ребенка.

Цель нашего исследования состоит в отслеживании зависимости повышения качества образования детей с помощью профессионального психологического  сопровождения образовательного процесса.

Методы:

1.Изучение научной литературы по данному вопросу.

2.Беседа с администрацией, педагогическим составом и обучающимися образовательных организаций Чеченской Республики.

3.Наблюдение за процессом психологического сопровождения в разных образовательных организациях.

4.Анализ, обработка, обобщение фактического  собранного материала.

5.Вывод.

Провести  исследование по вопросу психологического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС и отследить взаимосвязь профессиональной подготовки педагогов-психологов в работе с педагогическими кадрами в образовательном учреждении нас натолкнули данные из разных  организаций, занимающихся образованием детей. В одних заведениях, при профессиональном психологическом сопровождении образовательного процесса, качество образования значительно повышалось, и улучшался общий психологический климат, в других же таких положительных преобразований не наблюдалось. Проводя исследование по данному вопросу методами наблюдения за процессом психологического сопровождения и беседы с администрацией, педагогическим составом и обучающимися образовательных организаций Чеченской Республики,  удалось выяснить следующее:

– профессиональное психологическое сопровождение может преобразовать весь образовательный процесс;

– преобразование зависит от профессиональной компетентности самого психолога, осуществляющего сопровождение;

– повышение уровня образования зависит от умения психолога работать с участниками образовательного процесса;

– качественное преобразование во многом зависит от профессионализма руководителя и администрации образовательной организации.

Наблюдая за работой педагогов-психологов и отслеживая результаты профессиональной деятельности, нужно отметить, что психологи, уделяющие большое количество времени для повышения психологической компетентности учителей, воспитателей детских садов, улучшают качество образования сразу в нескольких направлениях.  Психологически  грамотный педагог сможет выстроить образовательный процесс, учитывая особенности каждого конкретного ребенка. Он сможет помочь детям быть компетентными в вопросах учения, то есть ребенок поймет, что умеет учиться, а это особенно важно для полноценного развития личности.  Далее благоприятный климат внутри каждого класса сможет обеспечить только психологически подкованный преподаватель.    Педагог, осведомленный в вопросах общей психологии вполне сможет справиться с профессиональным выгоранием на ранних стадиях самостоятельно.   И очень важно, что давать знания в такой форме, что бы их хотелось взять, а не вбивать насильно, сможет лишь учитель, имеющий психологическую компетентность.

В условиях модернизации образования, изменения ролей субъектов образования огромное значение имеет психологическое сопровождение. В  частности работа с педагогическим составом в просветительском направлении психологического сопровождения участников образовательного процесса. Обучая бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» работе с педагогами в просветительском направлении, нужно делать акцент именно на просвещение психологами учителей в вопросах общей психологии. Обязательно изучать возрастные особенности каждой ступени, психологические особенности каждого ребенка (модальность, тип темперамента, особенность характера, ведущее полушарие, скорость реакции мыслительной деятельности, сила нервной системы). Научить как  выстроить успешно образовательный процесс, зная все эти критерии.  Как  решить конфликтную ситуацию, с наименьшими потерями эмоционального здоровья всех участников конфликта. Психолог, который занимается просвещением педагогического состава во всех вышеперечисленных  вопросах добивается положительных преобразований гораздо быстрее, чем такой же специалист, но занимающийся всеми направлениями психологического сопровождения сразу. Выбирая более узкую сферу для начала работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, а затем,  пассивно отслеживая результаты и вмешиваясь лишь при необходимости.   Работая,  таким образом, во всех направлениях психологического сопровождения образовательного процесса, психолог получит ощутимый результат своей профессиональной деятельности.

При исследовании данной темы мы задавали следующие вопросы:

  1. Нужен ли в школе (детском саду) педагог-психолог?
  2. Кому может помочь педагог-психолог?
  3. Роль психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе?
  4. Влияет ли работа психолога на успешность обучения в вашем классе?
  5. Произошли ли изменения в образовательном процессе после появления в вашем учреждении педагога-психолога, если да, то какие?
  6. Кто из участников образовательного процесса больше всех нуждается в помощи со стороны психолога?
  7. Повлияла ли работа педагога-психолога лично на Вас, если да, то как?
  8. Ваши предложения для повышения успешности обучения детей?

В опросе приняли участие 126 человек. На первый вопрос практически все ответили – нужен. Самый популярный (87%) на второй вопрос – это всем. В третьем вопросе были получены разные ответы: от важнейшей роли в построении образовательного процесса до работы с детьми с ОВЗ и только. Большинство согласно с тем, что работа психолога влияет на успешность.

Отслеживая зависимость профессиональной подготовки к работе с педагогическими кадрами психологов работающих в области образования, можно сделать вывод, что именно работа с педагогами в вопросах психологического просвещения, принесет наибольшие положительные преобразования учебного процесса.

Данный вывод мы сделали из анализа проведенного исследования. Большинство   опрошенных педагогов (78%) показывали себя как  наиболее нуждающихся в помощи психолога при построении образовательного процесса. В предложениях 91% высказался за проведение занятий с педагогами по психологическому просвещению и развитию педагогического состава.

Б.А.Краевский в своей книге «Горе и радость детского возраста» описывает один интересный случай: «Одна девочка лет пяти или шести пришла однажды к воспитательнице с нежным выражением на лице и сказала: «Мне только что пришла в голову новая мысль, когда я увидела в деревне девочку в голубом платочке, которая плакала: я подумала, что хорошо было бы сделать что-нибудь для всех на свете». Когда воспитательница возразила, что это не возможно при всем нашем желании, девочка отвечала: «Однако мы за один раз можем помочь хоть одному человеку, а вместе это выйдет много»». В данной истории видно насколько ребенок видит важность   даже одного человека, который может изменить  весь мир. Педагоги-психологи просвещая педагога в вопросах общей психологии, помогают обучить, воспитать и развить гораздо большее количество людей, чем один, а если они будут заниматься просвещением не одного педагога, а например 10 или 15, то польза от этого так же значительно возрастет. Просвещать  педагогов должен настоящий профессионал в психологическом сопровождении образовательного процесса, а здесь как раз и важна подготовка кадров в ВУЗе.

Литература

  1. Ш.А.Амонашвили. Баллада о воспитании.,М 2007г
  2. А.Л. Венгер, В.И.Слободчиков,  Д.Б. Эльконин.  Проблемы детской психологии и научное творчество Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 1988.-№3.
  3. Основы педагогики и психологии высшей школы /под ред. A.B. Петровского. -М., 1986.
  4. В.И. Байденко, Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006г.
  5. Краткий психологический словарь / под ред. A.B. Петровского, М.П. Ярошевского. – М., 1998.

References

  1. Sh.A.Amonashvili. Ballada o vospitanii.,M 2007g
  2. A.L. Venger, V.I.Slobodchikov,  D.B. Jel’konin.  Problemy detskoj psihologii i nauchnoe tvorchestvo L.S. Vygotskogo // Voprosy psihologii. 1988.-№3.
  3. Osnovy pedagogiki i psihologii vysshej shkoly /pod red. A.B. Petrovskogo. -M., 1986.
  4. V.I. Bajdenko, Vyjavlenie sostava kompetencij vypusknikov vuzov kak neobhodimyj jetap proektirovanija GOS VPO novogo pokolenija: metod. posobie. – M.: Issledovatel’skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006g.
  5. Kratkij psihologicheskij slovar’ / pod red. A.B. Petrovskogo, M.P. Jaroshevskogo. – M., 1998.

research-journal.org

Нужны психологическая грамотность и психологическая культура

Руководители методического центра ЮОУО обратили внимание на не использованные еще ресурсы психологической службы образования, к которым относится прежде всего культурно-нравственный, гуманистический потенциал научной и практической психологии. С 2003-2004 учебного года в школах округа начался масштабный эксперимент по введению в систему общего среднего образования психологии как учебного предмета, цель которого психологическая грамотность и воспитание психологической культуры личности учащихся с 3-го по 11-й класс. Накопленный в образовательных учреждениях округа опыт может помочь решению задач, сформулированных в новых стандартах образования, в которых большое внимание уделяется вопросам психического, личностного и социального развития школьников, их воспитанию.
Почему проблемы воспитания растущего человека становятся все более актуальными? Это обусловлено все более снижающимся уровнем культуры населения страны. Общественно-политические и экономические явления последних десятилетий оказали отрицательное влияние на отношение человека к человеку, на отношение человека к обществу, к труду, к закону, к государству. Общественное сознание стало терять главное — понимание ценности человека, его жизни; люди стали эмоционально более глухими, циничными, часто не понимают и не хотят понимать чужого горя; происходит девальвация нравственных идеалов, обесценивание нравственных устоев, падение культуры речи, развиваются этнические предубеждения, формируется отношение к преступлению как явлению обыденному; в средствах массовой информации демонстрируется неуважение к человеку, его сокровенному внутреннему миру, жестокость, пошлость. Академик РАО Л.Буева отмечает, что в системе ценностных потенциалов, которые характеризуют нравственную атмосферу общества, на первый план выдвигаются такие ценности, как деньги, вещи, власть. Триада этих ценностей может иметь очень негативные последствия, ибо она напрямую ведет к разложению общества и растлению личности.
Изучение психологического аспекта социокультурной реальности выявляет ее негативное влияние на становление личности растущего человека, на нравственное развитие молодого поколения страны. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие культуры отношений, любви в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко с момента рождения попадает в зону риска — риска не стать человеком. Опыт школ ЮОУО, участвующих в эксперименте по преподаванию психологии как учебного предмета, убедительно показывает, что система общего среднего образования может сделать значительно больше для культурного развития общества, приобщив учащихся к психологической культуре.
Школьные годы — сензитивный период для приобщения человека к культуре и формирования его мировоззрения в контексте этой культуры, а потому школьное образование по своей сути призвано помогать растущему человеку войти в мир культуры, которая, собственно, и делает человека человеком. Любая образовательная программа в школе включает в себя много разных учебных предметов, каждый из которых представляет собой область определенной науки и дает возможность ученику соприкоснуться с этой наукой как частью общей культуры. Содержание любого учебного предмета вводит ребенка на доступном для него уровне в пространство своих культурных смыслов, значений, ценностей, расширяет тем самым мировоззренческий горизонт ребенка, создает условия для его развития, предоставляет ему возможность самостоятельного и осознанного выбора своего места в жизни. К сожалению, в этом поликультурном образовательном пространстве психология как наука о человеке сегодня не представлена, среди базовых ценностей культуры, которые вносят в это пространство различные науки, сам человек как ценность отсутствует. В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, вступающего во взаимодействие с окружающим миром. Это противоречие усиливается и тем, что в школьных программах сокращается объем предметов гуманитарного цикла, в том числе по литературе, в которой человек предстает в богатстве и сложности своих мыслей, чувств, переживаний, планов, сомнений, которая помогает ученику осознать назначение и ценность человеческой жизни, приобщиться к культуре человеческих отношений. Ослабление гуманитарной составляющей современного образования обедняет область духовной, психологической культуры личности. Нельзя не согласиться с Л.Буевой, отмечающей, что в настоящее время система образования «не обеспечивает ни человеколюбие, ни гуманистические формы общения и отношений. А этому тоже надо учить, ибо надеяться, что это может возникнуть и существовать стихийно, можно только в очень благополучной общественной среде».
Необходимость преподавания психологии в школе признавали крупнейшие отечественные психологи и педагоги (П.Блонский, Л.Божович, К.Корнилов, А.Нечаев, А.Петровский, Б.Теплов, Г.Фортунатов, Г.Челпанов). Они рассматривали преподавание психологии в школе как важное направление деятельности психологов в системе общего среднего образования, утверждали, что психология участвует в формировании целостного мировоззрения ребенка: раздвигает границы познаваемого им мира, позволяет лучше понимать себя, учит его позитивному взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с людьми, и с самим собой.
Школьник, достигнув определенного возраста, познает себя в физическом отношении. Признаки физиологической зрелости во многом самоочевидны. А понимание себя как личности — процесс сложный, так как знаниями о себе как человеке школьник не располагает. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочными. Неумение понять личностные проблемы, отсутствие представлений о возможных способах их разрешения нарушают позитивное отношение школьников к себе и другим, деформируют образ жизни в целом, толкают детей к социально не одобряемым формам поведения. Слабая ориентировка школьников в собственном внутреннем мире, в своих интеллектуальных и личностных качествах негативно сказывается на формировании важнейшего личностного образования — психологической готовности к самоопределению. Психологическая безграмотность затрудняет выбор своего жизненного пути, поэтому так важно дать каждому школьнику знания и средства, которые позволят ему научиться сознательно относиться к себе и окружающим, знать, понимать и учитывать индивидуальные возможности и особенности. Содержательный аспект психологической грамотности школьников собственно научная — пусть элементарная, но истинная — осведомленность о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека. Уроки психологии помогают учащимся постепенно понимать, как сложен и уникален внутренний мир каждого человека.
Психологическая грамотность — необходимый, но лишь первый минимальный уровень психологического образования, который закладывает основу для формирования психологической культуры личности. Психологическая культура — очень емкое и многоаспектное понятие, ее суть заключается в том, что человек, владея знаниями научной психологии, испытывает потребность и приобретает умения использовать эти знания в обществе с гуманистических позиций, в контексте общечеловеческих ценностей. Психологическая культура личности проявляется во всех областях человеческих отношений. Она основана на признании ценности внутреннего мира и многообразия проявлений личности каждого человека, не только проявляется во взаимодействии людей, но и обусловливает толерантный характер этого взаимодействия. В основе такого взаимодействия — стремление к взаимному пониманию, способность быть терпимым, снисходительным к не похожим на нас другим людям, особенностям их поведения и образу жизни. Толерантность порождается такими человеческими качествами, как доверие, честность, доброжелательность, ответственность, проявляется по отношению к людям другой культуры, национальности, вероисповедования, разных возрастных и социальных групп, исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас сталкиваемся на каждом шагу. Психологическая культура личности предполагает тонкость и богатство эмоциональной сферы человека, что позволяет ему воспринимать и понимать чувства и переживания других людей, откликаться на них, сострадать им, испытывать чувства совести, стыда, благодарности.
Психологическое образование, приобщение школьников к основам психологической культуры можно считать одним из существенных условий воспитания учащихся. Современная школа должна стать более конкурентоспособной в плане культурного развития учащихся, становления их человеческого достоинства, гуманистического мировоззрения. Выпускникам необходимо понимание того, что происходит в обществе, как вести себя в этом обществе по-человечески, как противостоять различным негативным влияниям. Знания психологии нужны каждому растущему человеку, какую бы профессию он для себя впоследствии ни выбрал — врача, учителя, политика, психолога, продавца, полицейского, банкира, юриста. Вне психологической культуры очень трудно воспитать молодое поколение в духе толерантности, сотрудничества, гуманизма. Приобщение людей к психологической культуре в школьном возрасте, быть может, приведет наше общество к пониманию ценности человека самого по себе вне зависимости от национальности, должности, возраста, вероисповедования, к пониманию ценности самой человеческой жизни. Изучение психологии в школе можно рассматривать в ракурсе воспитания ответственности самого человека за определение нравственного смысла своей жизни и нахождение путей его реализации.
Психологическая культура личности сама собой не возникает, она результат глубинного взаимодействия обучения, воспитания и развития человека. Психологическое образование можно рассматривать как инновационный подход к решению проблемы воспитания школьников, а психологическую культуру растущего человека — как показатель его нормального психического и психологического здоровья.

Ирина ДУБРОВИНА, академик Российской академии образования

www.ug.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *