Принципы воспитания в педагогике: Основные принципы воспитания

Основные принципы воспитания

Воспитание как основная задача современного общества

В любом современном обществе воспитание молодого поколения должно быть одной из приоритетных задач. Для этого необходима такая организация процесса обучения, которая базировалась бы на учете и знании объективных закономерностей развития ребенка как личности.

Определение 1

Принципы воспитания – это общие начальные положения, отображающие основные требования к содержанию, формам, методам и способам организации воспитательного процесса

В своем многообразии принципы воспитания могут наряду с педагогическим воздействием оказывать значительное влияние на жизнь детей. Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизнедеятельности. При этом нередко происходит сопротивление детей влиянию воспитателей и педагогов, отчуждение от них, противодействие действиям педагогов.

Именно поэтому, для успешного протекания воспитательного процесса важно помимо прямого воздействия, опосредованное, косвенное и долгосрочное воздействия на привычное поведение и сознание ребенка путем целенаправленного духовного насыщения всех сфер детской жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

По большому счету в принципах воспитания не нужно выделять основные и второстепенные (те, соблюдение которых можно отложить на «потом»). Только равноценность и одинаковое внимание ко всем принципам позволяет предупредить возможные нарушения и отклонения воспитательного процесса.

Принципы воспитания не представляют собой готовые и универсальные правила взаимодействия с обучающимися и детьми, они не заменяют ни опыта, ни знания, ни мастерства преподавателя и воспитателя. Воспитательное воздействие педагога может не вызывать результата или вызывать у ребенка отрицательные переживания, если несет в себе авторитарность и печать негатива. Крайне важно, чтобы в воспитательной работе заботливое и уважительное отношение к детям сочеталось с высокой требовательностью, сохранением порядка в работе и поведении, с опорой на положительные качества воспитанников.

Открывая перед обучающимися перспективы их развития и будущего роста, нельзя исключать трудности, которые испытывают воспитанники в процессе своего личностного формирования. Любая деятельность требует большого напряжения нервной энергии и физических сил. Это усугубляется тем, что постоянно необходимо овладевать новыми способами деятельности, совершенствовать усвоенные навыки поведения.

Основные принципы воспитания

Сегодня в системе образования используют достаточно много принципов воспитания.

В современных условиях основными принципами воспитания являются:

  1. Принцип гуманизма. Акцентируется на воспитанниках и обучающихся, предполагает уважение и требовательность к личности, признание ее человеческих и гражданских прав, веру в безграничные способности и возможности к совершенствованию.
  2. Принцип научности. Базируется на возрастные, половые и психологические особенности детей и обучающихся. Подразумевает широкое использование преподавателями и воспитателями достижений всех наук о человеке (педагогической, психологической и т.д.).
  3. Принцип природосообразности
    . Определяется как природными задатками индивида, так и его психофизиологическими возможностями, что обусловлено различными социальными и информационными явлениями.
  4. Принцип культуросообразности. Проявляется как совокупность всех многообразных форм духовной жизни общества, обусловливающих формирование и социализацию личности, молодого поколения, базируясь на ценностях мировой и национальной культуры.
  5. Принцип ненасилия и толерантности. Базируется на терпимости воспитателя и преподавателя к воспитаннику, отказ от каких-либо форм физического и психологического насилия.
  6. Принцип связи воспитания с жизнью. Предопределяет учет воспитателем и преподавателем демографических, социальных, экономических, экологических и других условий жизнедеятельности обучающихся и воспитанников.
  7. Принцип открытости воспитательных систем. Базируется на сочетании многообразных воспитательных моделей и жизненного опыта индивида. Организацию и создание на базе этого детских дошкольных учреждении открытого типа, социально-культурных, социально-педагогических и образовательно-культурных комплексов.
  8. Принцип вариативности деятельности. Отвечает за соответствие содержания педагогической деятельности изменяющимся интересам, потребностям и возможностям обучающихся.

Основные принципы отечественной системы воспитания

Современная отечественная система воспитания наряду с общепризнанными основными принципами использует следующие принципы:

  1. Принцип общественной направленности воспитания. Воспитание должно быть направлено на подготовку воспитанника к активной общественной жизни, на поддержание государственного строя, его органов власти и институтов, формирование социальных и гражданских качеств на основе принятых в государстве идеологии, то есть на реализацию социального заказа и формирование социально нужного типа личности. При рассогласовании целей гражданского общества, государства и личности осуществление этого принципа невозможно.
  2. Принцип взаимосвязи воспитания с трудом и жизнедеятельностью воспитанника. Реализуется через: привлечение обучающихся к посильной общественно-полезной деятельности; ознакомление с основами современного производства, расширение их кругозора, привитие культуру труда; подготовка обучающихся к осознанному выбору профессиональной деятельности; использование краеведческого материала местности на уроках и во внеурочной деятельности.
  3. Принцип опоры на положительные качества в воспитаннике. В задачи любого воспитателя и преподавателя входит нахождение в каждом конкретном случае основного ведущего звена. В воспитательном процессе можно опираться исключительно на терпение, сотрудничество, участие воспитателя в судьбе воспитанника; недопустимы конфронтация и противопоставление сил и позиций. Важно создание позитивного воспитательного фона при высоком уровне организации труда и отдыха, при спокойной деловой обстановке, заботе друг о друге. Не стоит акцентировать внимание на недостатках и промахах обучающихся.

Принципы воспитания — Студопедия

Главное дело вовсе не в изучении правил педагогики, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают. К.Д. Ушинский

Принципы (от лат. principium — начало, основа) — основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания (в педагогике) и соответственно организуют его содержание, формы и методы.

Под принципами воспитания

в педагогике принято понимать исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам. Они указывают ведущие направления воспитательной деятельности, характеризуют особый стиль воспитания и помогают творчески подойти к воспитательному процессу. Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач.

Принципы воспитания — своеобразные педагогические императивы; они декларируют, «что должно» делать воспитателю, чтобы закономерно строить процесс воспитания и достигать поставленных педагогических целей. Их вполне можно считать своего рода законами деятельности воспитателя.

О принципах воспитания, как и о закономерностях, нет единого мнения в педагогической литературе. В настоящее время существует множество подходов к определению принципов воспитания, так как сущность воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной педагогике понимаются неоднозначно.

Существуют достаточно традиционные принципы, на которых не одно столетие строилось воспитание (природосообразность, культуросообразность, гуманизация, принцип народности и др.). Есть принципы, имеющие авторство, т.е. впервые определившиеся в педагогической системе какого-либо выдающегося педагога и закрепившиеся в теории и практике воспитания (таковы некоторые принципы воспитательной системы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака).


Принципы воспитания — достаточно подвижное явление в теории воспитания. Всякое изменение цели воспитания, углубление теоретического обоснования его закономерностей вызывают к жизни новые принципы или уточнение уже существующих. Особенно заметная «модернизация» принципов воспитания в отечественной педагогике произошла в начале 1990-х гг. в связи с прекращением действия системы коммунистического воспитания.

Современные принципы воспитания представляют собой совокупность довольно бесспорных педагогических деклараций, направленных на определение гуманистических основ воспитания.


Общие принципы воспитания: гуманизация, гуманистическая направленность, природосообразность, культуросообразность, незавершимость, персонификация, дифференциация.

Дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип гуманизации — ведущий принцип, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Такая работа не совместима с методами стихийного, спонтанного развития детей.

Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отно­шений.

Данный принцип существенно влияет на все аспекты социализации и обеспечивает успешное освоение позитивных норм и ценностей, эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации, баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, развитие рефлексии и саморегуляции, формирование чувства собственного достоинства, ответственности и проч.

Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано на безусловном приоритете общих законов развития природы, научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, на учете пола и возраста. Целью же воспитания должно стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы. Для этого культивируются определенные этические установки по отношению к биосфере, планете, а также обращается внимание на формирование природоохранного и ресурсосберегающего поведения и соответствующего ему мышления.

Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание по принципу культуросообразности имеет целью приобщение человека к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом, выработку разнообразных способов адаптации к изменениям, которые происходят в нем самом и в окружающем мире, и умений находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Проблемой реализации этого принци­па является несовпадение, а иногда и существенное расхождение общечеловеческих ценностей культуры и ценностей конкретных этносов. Поэтому условием эффективности воспитания по принципу культуросообразности является нахождение баланса между ценностями различных культур и субкультур.

Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая требует развития личности на каждом возрастном этапе. Любой возрастной этап развития человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью (а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке есть что-то незавершенное, ибо, находясь в диалогических взаимоотношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности.

Принцип персонификации требует отношения к воспитаннику как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный принцип предполагает, чтобы и сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и так же расценивал каждого из окружающих людей. И педагоги, и воспитанники должны относиться к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей.

Персонификация — это и персонализация (процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности) педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Для удовлетворения потребности в персонализации и ее культурного «оснащения» воспитание должно организовать нравственный опыт общения с ровесниками, старшими и младшими (культура общения, поведения, культура семейных отношений).

Принцип дифференциации предполагает решение педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам воспитанников. Этот принцип занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Принцип дифференциации позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребенка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определенной категории учащихся.

Принципы социального воспитания: вариативность, коллективность, центрация на развитии личности, диалогичность, сочетание уважения и требовательности, опора на положительное, общественная направленность воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества. Для реализации этого принципа создаются многообразные типы и виды воспитательных организаций, цели и программы деятельности которых, основываясь на общечеловеческих ценностях, учитывают этнические особенности и местные условия. Так создаются новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов.

Принцип коллективности предполагает, что социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе, а также создает оптимальные условия для позитивного направления процессов самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Принцип центрации на развитии личности означает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, на создание условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.

Принцип диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс. Данный принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых. Содержанием этого процесса является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Диалогичность воспитания предполагает сохранение иерархии, которая обусловлена различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует соблюдения правил коммуникативной культуры.

Принцип сочетания уважения и требовательности. Суть этого принципа может быть рассмотрена и в структуре принципа гуманистической целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требований, но эти требования должны быть гуманными, предъявляться к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого воспитанника. В этом суть гуманизма: признание личности как ценности; уважение личности подразумевает предъявление к ней определенных требований и выполнение ею этих требований в качестве гарантии как сохранения и реализации ее собственных прав, так и обеспечения прав и свобод других членов общества. Мера требовательности определяется развитостью общественно-экономических условий и соответственно уровнем развития общественного сознания.

В практической воспитательной работе требования этого принципа наиболее ярко выражены А.С. Макаренко в его афо­ризме: как можно больше требовательности к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Требовательность — это определенный порядок, предсказуемость перспектив, защищенность. Воспитанники готовы принять даже повышенные требования, если уверены в искренней расположенности к ним воспитателя, если знают, что требования предъявляются не во имя отвлеченного понятия порядка, а в их интересах. Доверие и ненавязчивый контроль — важные условия соблюдения этого принципа.

Последовательная реализация предыдущего принципа связана с выполнением правила (принципа) опоры на положительное: в воспитании основной должна быть не борьба с недостатками, а развитие имеющегося положительного в воспитаннике, формирование положительных черт и качеств личности и тем самым вытеснение (или препятствование формированию и развитию) негативных.

Принцип общественной направленности воспитания (социальной адекватности воспитания) требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к решению разнообразных социальных задач. Реализация данного принципа возможна только на основе учета этих задач.

Рассмотрим взгляды некоторых ученых-педагогов на принципы воспитания.

Так, В.Г. Крысько выделяет такие принципы, как индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании; воспитание в группе и через коллектив; воспитание в процессе деятельности; сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них; опора на положительное в личности и группе; единство согласованности, преемственности в воспитании.

В.С. Селиванов к принципам воспитания относит целенаправленность, научность, доступность, индивидуальность, связь с жизнью, систематичность, активность, прочность, наглядность.

П.И. Пидкасистый к принципам воспитания причисляет ориентацию на ценности и ценностные отношения, принцип субъектности и принцип целостности.

В педагогической науке, кроме того, выделяют принципы управления деятельностью воспитанников: сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательность и активность учащихся в целостном педагогическом процессе; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; согласованность требований школы, семьи, общественности; сочетание прямых и параллельных педагогических действий; доступность и посильность; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности; прочность и действенность результатов образования, воспитания и развития.

Принципы воспитания

Основные принципы воспитания

Принципы воспитания представляют собой начальные установки, основные ориентиры, которые организуют и упорядочивают систему воспитательной работы. Принципы дают возможность предъявить общие требования к различным областям воспитательной деятельности и придать им единый, целостный характер.

Принципы воспитания тесно связаны с принципами обучения. Но при этом есть определенные различия, своя специфика у каждой категории, вытекающая из своеобразия процессов воспитания и обучения.

Основываясь на современных представлениях о воспитании можно выделить следующие основные принципы:

  • единство и взаимосвязь компонентов воспитательной системы;
  • ведущая роль педагога;
  • активная деятельность воспитанников;
  • связь воспитания с реальной жизнью;
  • опора на коллектив;
  • гуманизм;
  • самовоспитание.

Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

Принцип единства

Принцип проявляется в целостности, единстве системы и взаимосвязи всех компонентов, которые образуют воспитательный процесс. Данный принцип формирует требование многостороннего воздействия на личность посредством системы целей, взаимосвязи самовоспитания и воспитания, разнообразия направлений и, соответственно, содержания, необходимости применять комплекс соответствующих воспитательных методов и средств.

Готовые работы на аналогичную тему

Этот принцип предполагает комплексное применение всех составляющих, воспитательного процесса, а не изолированное. Он требует учитывать все факторы, участвующие в воспитании: учебное заведение, семья, трудовой коллектив, общественность. Во влиянии этих факторов должна быть согласованность.

Принцип ведущей роли педагога

Педагог является воплощением единства и целостности воспитательного процесса. Он обеспечивает согласованность его частей, последовательное применение принципов воспитания. Личный пример педагога — это самое эффективное средство воспитательного воздействия. Безусловно, воспитательный процесс предполагает активность самих обучаемых, но организатором данной активности и всего процесса воспитания, его субъектом всегда остается педагог. Поэтому к воспитателю, педагогу предъявляются очень высокие профессиональные требования.

Еще одна функция этого принципа заключается в недопустимости отступлений педагога от принципов воспитания. Недопустимо побуждение воспитанников к оказанию каких-либо личных услуг, поощрение угодничества, лести, подхалимства, попустительское отношение к одним и предвзятое отношение к другим воспитанникам. Такие нарушения безвозвратно подрывают авторитет педагога и наносят ущерб воспитательной деятельности.

Принцип активной деятельности

Принцип организации активной деятельности воспитанников подразумевает сочетание активного руководства педагога с активной деятельностью самих воспитанников.

Данный принцип основывается на том, что эффективное развитие индивида происходит только в результате его активной собственной деятельности.

Взаимосвязь воспитания и жизни

Сегодня принцип взаимосвязи воспитания и реальной жизни истолковывается как оказание помощи индивиду в его всестороннем развитии, жизненном и профессиональном самоопределении.

Реализации этого принципа способствует создание не только системы государственных учебных заведений, но и частных учебных заведений, в которых люди могут реализовывать свои интересы, не обязательно совпадающие с государственными.

Принцип гуманизма

Принцип гуманизма в процессе воспитания основывается, прежде всего, на вере в возможное достижение положительных результатов для каждого ребенка. Без веры сама воспитательная работа лишается своих основных ориентиров.

Этот принцип основывается на положительных задатках, которые в определенной степени присутствуют у любого человека. Следует выявлять и развивать положительные черты в человеке и с опорой на них решать задачи нравственного, эстетического и умственного воспитания. Опытный педагог, руководствуясь данным принципом, не скупится на добрые слова, даже если это только аванс на будущее. Этим он внушает воспитаннику уверенность в себе и в своем будущем, создает атмосферу взаимного сотрудничества и поддержки.

Гуманизм не исключает высокой требовательности в воспитании. Только при сочетании уважения, доверия и требовательности возможно эффективное решение задач воспитания.

Принцип опоры на коллектив

Эффект воспитания в значительной степени обусловлен воздействием групп в которых проходит процесс воспитания личности. Психологический климат таких групп является существенным фактором процесса воспитания. Этот принцип требует от педагога определять характер группы, регулировать социально-психологический климат в ней.

Принцип самовоспитания

Определение 1

Самовоспитание — это целенаправленная, полностью самостоятельная деятельность, которая ведет к наиболее эффективному развитию, совершенствованию личности.

Важность этого принципа продиктована изменением в современном социуме роли образования. Его роль сегодня выражается формулировкой: «Образование через всю жизнь», а не «Образование на всю жизнь».

Данный принцип овладения воспитанниками основных приемов самовоспитания, в частности: самоанализом, саморегуляцией, самооценкой и самоконтролем.

Замечание 1

Все перечисленные принципы взаимосвязаны между собой, они определяют целостность и единство воспитания, помогают искать пути повышения эффективности воспитательного процесса.

Методическая разработка ( группа) на тему: Педагогические принципы воспитания и обучения.

Методическая статья: Педагогические принципы воспитания и обучения.

Закономерности и принципы воспитания.

Принципы воспитания.

Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

Выделяют следующие основные принципы (Пидкасистый П.И., 1996):

  1. ориентация на ценностные отношения: постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога;
  2. принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я » в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе… будет другим… Ты этого хочешь? Это будет правильно?»;
  3. принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этому принципу соответствует: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «Нельзя» -«нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя» — эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

Союз трех принципов воспитания придает гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.                

Закономерности воспитания

Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Можно выделить следующие закономерности воспитания (Пидкасистый П.И., 1996):

  1. воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие — через физические упражнения; нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека; интеллектуальное — через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач;
  2. содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;
  3. соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор;
  4. только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;
  5. организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.

Ситуация успеха — это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом.

Закономерности и принципы обучения.

Закономерности и принципы обучения – это важные составляющие, которые присущи не только обучению, но и всем без исключения наукам и подсистемам общества. Определение закономерностей обучения во многом зависит от уровня развития гуманитарных и антропологических наук. Закономерность обучения – это система общих, существенных, объективных, необходимых и устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, а также компонентами процесса обучения, которые характеризуют их функционирование и развитие. Выделяют внутренние и внешние закономерности.

 Внутренние закономерности – это: подчинение результата обучение активности ученика и способом управления обучением, зависимость обучения от способа нахождения противоречия между познавательными (практичными) задачами и уровнем необходимых для их решения умений, знаний и навыков учащихся, их умственного развития.

Внешние  закономерности – это: развивающий и воспитывающий характер обучения, социальная обусловленность методов, целей и содержания обучения, зависимость полученных результатов обучения от особенностей контакта обучающего с элементами окружающего мира, осуществлении обучения в общении и на основе вебрально-деятельного подхода. к внешним закономерностям относится зависимость процесса обучения от общественных условий и процессов (уровня культуры, политической и экономической ситуации и т.д.). Под внутренними закономерностями подразумеваются связи между компонентами процесса обучения, например, между учеником, учителем и учебным материалом, между содержанием образования, целями, средствами, методами и формами обучения. Все эти закономерности можно считать точно установленными, так как они множество раз проверялись, подтверждались и объяснялись. Так как на процесс обучения всегда оказывают воздействия экономические, социальные, культурологические и др. явления, то по ходу дальнейшего развития гуманитарных наук будут устанавливаться новые закономерности процесса обучения.

Закономерности и принципы обучения тесно взаимосвязаны друг с другом. А все по той причину, что на основе закономерностей как раз таки и происходит формирование принципов. Под принципами понимаются общие положения, которые определяют требования к организации, содержанию, управлению и осуществлению процесса обучения. В педагогической науке в настоящее время сформулированы принципы культуро- и природосообразности, проблемности, оптимальности, системности, последовательности, доступности в воспитании и обучении и многие другие. Понимание принципов обучения дает возможность организовывать обучение в зависимости от его закономерностей, а также обоснованной определять цель, выбирать адекватные формы и методы обучения.

Принципы обучения можно разделить на общедидактические  и методические.

Общедидактические принципы обучения включают в себя принципы сознательности, доступности, посильности, прочности, наглядности, активности, воспитывающего обучения, индивидуализации.

  Методические принципы обучения – это принцип учета родного языка, принцип коммуникативной направленности и принцип интеграции и дифференциации.

Таким образом, закономерности и принципы обучения находятся в непосредственной связи друг с другом. Сначала возникают закономерности, а уже потом, ввиду их развития возникают принципы, развитие которых во многом связано также с разработкой новых концепций обучения и теорий.

Подборка педагогических статей по теме: Принципы как педагогическая категория.

  1. http://lingualguide.narod.ru/pedagogika.htm     М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко Педагогика Пособие для сдачи экзамена 2-е издание, переработанное и дополненное МОСКВА ■ ЮРАЙТ ■ 2005  Тема 6. ЗАКОНЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ
    ОБУЧЕНИЯ

            Понятие закона, закономерности и принципа обучения

            Обзор основных законов и закономерностей обучения

            Принципы и правила обучения

            6-4. Взаимосвязь принципов обучения.

2. http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/11.html  АЙСМОНТАС БРОНЮС БРОНЕВИЧ

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Педагогическая психология — одна из центральных профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения психологов, так и на формирование интереса к специализации в исследованиях по психологии обучения и в прикладной деятельности практического психолога.

Цель курса:
          — помочь студентам в освоении аналитического подхода к современным концепциям учения и формирования личности, к практике конструирования учебно-воспитательной ситуации.

3. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00004491_0.html    Руденко М.С.  Реферат по педагогическому мастерству. Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

4. http://rudocs.exdat.com/docs/index-471827.html?page=21  Под ред. П. И. Пидкасистого. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.  Научная картина воспитательного процесса предполагает описание закономерностей, управляющих ходом воспитания ребенка. Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.        

5. http://fb.ru/article/4333/zakonomernosti-i-printsipyi-obucheniya  Н.А.Карпова Закономерности и принципы обучения – это важные составляющие, которые присущи не только обучению, но и всем без исключения наукам и подсистемам общества.

6. http://www.pedlib.ru/Books/6/0374/6_0374-54.shtml Сивашинская Е.Ф. Современный уровень развития педагогической теории и практики позволяет сформулировать ряд закономерностей, а на их основе и принципов обучения. … Принципы обучения имеют исторический характер.

7. http://www.pedlib.ru/Books/4/0329/4_0329-90.shtml  Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой.

8. http://lingualguide.narod.ru/pedagogika.htm М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко.

Пособие для сдачи экзамена. Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Педагогика».

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/11.php  Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие.  Педагогика, писал А. С. Макаренко, самая диалектическая наука. Подтверждением тому является ярко выраженная противоречивость педагогического  процесса,  что является отражением диалектического закона единства и борьбы противоположностей.

10.http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BA%D0%BD.2_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C=13  Платонова Н.М., Капланская Е.И., Плыгунова В.Н. и др.

 Специфика проявления законов диалектики в педагогике • Законы и закономерности педагогического процесса • Понятие о принципах педагогического процесса • Принципы организации педагогического процесса • Принципы управления деятельностью воспитанников.

11. http://www.prepodi.ru/news/1173-novosti?showall=1 Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность. … На базе закономерностей формируются принципы воспитания.

12. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00125815_0.html Рубрика: Педагогика. Тип: Реферат. Добавлен: 03.12.2009. Понятие закона и закономерности, необходимость изучения законов в дидактике. Виды закономерностей и законов в обучении, их специфика для дидактической науки.

13. http://tgspa.ru/info/study/pedagog/uch_rab/uch_posobie/to4.htm  Закономерности и принципы процесса обучения. Дидактические закономерности, внешние и внутренние. … Дидактические закономерности – это устойчивые связи между условиями и результатами обучения.

14. http://www.prepodi.ru/news/1173-novosti?showall=1 Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность. … На базе закономерностей формируются принципы воспитания.

Классификация принципов воспитания

Общая характеристика

Под принципами воспитания понимают некие ценностные основания и основополагающие идеи воспитания человека, отражающие потребности общества, его уровень развития, требования к воспроизводству строго определенного типа личности.

Замечание 1

Принципы воспитания определяют содержание, цели, стратегию и методы воспитания, единое направление его реализации, стиль и способы взаимодействия субъектов воспитания.

К принципам воспитания выдвигаются единые требования (И.П. Подласый):

  1. Обязательность. Принципы воспитания требуют полного и обязательного воплощения в практику. Систематическое нарушение принципов значительно снижает эффективность всего процесса воспитания, подрывает его основы.
  2. Комплексность. Одновременное применение разных принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса.
  3. Равнозначность. В качестве общих фундаментальных положений принципы воспитания равнозначны.

Проблема воспитания в современной педагогике не имеет однозначного решения. У педагогов нет единого понимания сущности воспитательного процесса, соотношения воспитания и обучения. Принципы воспитания в совокупности образуют некую воспитательную систему.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы воспитания В. А. Сластенина. Метапринципы

В педагогической литературе существует огромное множество различных принципов воспитания. В. А. Сластенин предложил наиболее развернутую систему классификации, которая включает основополагающие принципы, сформированные на выявленных закономерностях в воспитательном процессе – метапринципы и частные принципы.

Метапринципы воспитания:

  1. Принцип непрерывного общего и профессионального развития. Является основным в системе гуманистических принципов. Закономерность принципа: чем гармоничнее социально-нравственное, общекультурное и профессиональное развитие индивида, тем более творческим и свободным становится человек в осуществлении культурно-гуманистической функции.
  2. Принцип природосообразности воспитания. Основывается на закономерности, которая связана с центрацией воспитательного процесса на развитие личности. Воспитание должно базироваться на научном понимании социальных и естественных процессов, согласовываться с законами развития человека и природы, формировать у индивида ответственность за самого себя и эволюцию ноосферы. Методы, формы, содержание воспитания должны учитывать половую и возрастную дифференциацию, организацию социального опыта.
  3. Принцип культуросообразности воспитания. Основывается на закономерности: развитие личности в соответствии с общечеловеческой культурой определяется ценностными основаниями воспитания. Воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях и выстраиваться в соответствии с учетом особенностей региональной и этнической культур: приобщение к разным пластам культуры (физической, бытовой, материальной, экономической, политической, нравственной, интеллектуальной, духовной, сексуальной и др.). Содержание, цели, методы воспитания культуросообразны, если учитывают сложившиеся в социуме стиль социализации и традиции.
  4. Принцип деятельностного подхода. Культура способствует развитию личности если она побуждает и активизирует ее к деятельности. Чем продуктивнее и разнообразнее деятельность, значимая для личности, тем эффективнее проходит овладение культурой (общечеловеческой и профессиональной).
  5. Принцип личностного подхода. Процесс социально-нравственного развития приобретает оптимальный характер, когда воспитанник является субъектом воспитания. Принцип основан на закономерности, обуславливающей единство в реализации личностного и деятельностного подходов.
  6. Принцип персонализации педагогического взаимодействия. Принцип требует адекватного включения в педагогический процесс личностного опыта (эмоций, переживаний, чувств, соответствующих им поступков и действий), а также отказа от ролевых масок.
  7. Принцип диалогического (полисубъектного) подхода. Указывает на то, что гармоничное развитие личности возможно только в условиях равноправного учебного сотрудничества.
  8. Принцип индивидуально-творческого подхода. Основан на закономерности, предопределяющей, что саморазвитие личности зависит от уровня творческой направленности и индивидуализации воспитательного процесса.
  9. Принцип профессионально-этической взаимоответственности. Основывается на закономерности: готовность участников педпроцесса принять на себя заботы о будущем нашего общества, о судьбах людей предполагает гуманистический образ жизни.

Частные принципы воспитания В. А. Сластенина

Частными принципами воспитания руководствуются в повседневной педагогической деятельности.

Частные принципы воспитания:

  1. Принцип воспитания и обучения в коллективе. Предполагает сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм организации педпроцесса. Товарищеская взаимопомощь, чувство ответственности и коллективизма развиваются и воспитываются только с помощью коллектива и в коллективе. В коллективе усваиваются правила поведения, общения, формируются организаторские навыки. Коллектив раскрепощает личность и открывает простор для ее гармонического и всестороннего развития.
  2. Принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой. Практика выступает источником познавательной деятельности, областью приложения результатов познания, объективным критерием истины.
  3. Принцип соединения воспитания и обучения с трудом на общую пользу. Труд создает основу для формирования морального облика и мировоззрения личности, для развития способностей и задатков. Коллективный труд формирует социально ценные личностно-деловые качества, обеспечивает накопление практического опыта общественного поведения.
  4. Принцип эстетизации жизни. Формирование эстетического отношения к действительности помогает развить у воспитанника высокий художественно-эстетический вкус, дает возможность узнать красоту эстетических идеалов.
  5. Принцип сочетания педагогического управления с формированием самостоятельности и инициативы воспитанников. Необходимым условием развития самостоятельности и инициативы является развитие самоуправления.
  6. Принцип уважения к личности воспитанника в сочетании с разумной к нему требовательностью.
  7. Принцип опоры на сильные стороны личности, положительное в человеке.
  8. Принцип согласованности требований учебного заведения, общественности и семьи.
  9. Принцип увлечения перспективами, формирования ситуаций ожидания. Осознание воспитанником своего успеха в каком-либо деле, ожидание его развития является сильным источником моральной стойкости и нравственного достоинства. В задачи каждого педагога входит помощь каждому воспитаннику наметить личные перспективы личностного роста и сопоставить их с перспективами развития общества и коллектива.
  10. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

Принципы воспитания в школе

Понятие о принципах воспитания

Определение 1

Принципы воспитания – это основные положения, выражающие требования к методам, средствам, приемам, содержанию и организации воспитательного процесса.

Принципы воспитания отражают специфику воспитательного процесса, организованного педагогом. Необходимо различать традиционные принципы и принципы воспитания. Разница заключается в цели, которая стоит перед каждым видом принципов.

К принципам воспитания предъявляются следующие педагогические требования:

  1. Обязательность. Данное требования подразумевает, что принципы воспитания – это не советы или рекомендации, которых можно придерживаться по желанию, а строго установленные требования, являющимися обязательными для каждого педагога, организующего процесс воспитания.
  2. Комплексность. Согласно данному требованию, при организации воспитательного процесса, педагог должен опираться не на один определенный принцип, а на их комплекс. При этом важным условием является то, что опора на принципы осуществляется не по очереди, а одновременно на все, то есть фронтально.
  3. Равнозначность. Предусматривает равнозначность каждого из принципов воспитания. Среди них нет главных или второстепенных, нет тех, которые необходимо выполнять в первую очередь, откладывая остальные. Равное отношение ко всем принципам гарантирует положительные результаты процесса воспитания.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Педагог в процессе организации воспитательно-образовательного процесса должен понимать, что принципы воспитания – это не готовые рецепты или универсальные правила, опора на которые гарантирует высокий результат. Принципы не могут заменить профессионального мастерства педагога, его личного и профессионального отношения к процессу воспитания.

Все принципы воспитания, на которые опирается педагог, во время организации воспитательно-образовательного процесса составляют единую систему. Исходя из того, какие принципы включены в систему воспитания, таков ее характер и направленность.

Характеристика основных принципов воспитания в школе

Процесс воспитания в школе предусматривает опору на следующие принципы:

  • Принцип гуманизации. Согласно данному принципу, педагогический процесс строится на основании уважительного отношения к правам и свободам каждого ребенка. Педагог должен воспринимать каждого учащегося как личность, которая имеет свою точку зрения, свое мнение, свои особенности и индивидуальности. Все участники воспитательного процесса, согласно принципу гуманизаци, имеют равные права и принимают в нем равное участие.
  • Принцип вариативности и инвариантности. Данный принцип направлен на использование педагогом в процессе воспитания учащихся различных методов, средств, приемов, технологий и инновационных подходов, разработанных и предложенных современной педагогикой и дидактикой. Опираясь на данный принцип, педагог использует не только актуальные методы и средства, но и осуществляет их подбор с учетом региональных и национальных особенностей учащихся.
  • Принцип поступательности. Данный принцип ориентирован на подбор методов и средств воспитания, в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей. Такой подход гарантирует максимальное использование возможностей каждого возрастного периода.
  • Принцип дифференциации. Согласно данному принципу педагог, при организации воспитательного процесса, должен учитывать возможности и способности каждого учащегося и исходя из этого, подбирать оптимальные методы и средства воспитания.
  • Принцип культуросообразности. Процесс воспитания учащихся должен быть основан на культуре того общества, в котором растет и развивается ребенок. Также очень важно учитывать национальные и исторические особенности культуры народа, к которому принадлежит ребенок. В процессе воспитания важно привить любовь не только к культуре своего народа, но и уважительное отношение к культуре и традиции других народов, формировать и развивать толерантное отношение.
  • Принцип демократизации. Данный принцип основан на создании таких условий, при которых все участники воспитательного процесса равны и принимают в нем равное участие. При таком подходе создаются условия для развития у учащихся таких качеств как инициативность, активность, познавательность и развивается творческий потенциал личности.
  • Принцип природосообразности. Данный принцип основан на том, что каждый человек – это часть природы. Соответственно наиболее оптимальным будет тот процесс воспитания, который основан на природном начале ребенка, учитывает его особенности и направлен на развитие качеств личности, заложенных от природы. Процесс воспитания должен быть максимально естественным, без оказания насилия на личность учащегося.
  • Принцип опоры на положительное. Согласно данному принципу, педагог, при организации воспитательного процесса, должен опираться на положительные качества учащихся, стремиться их развивать и совершенствовать.

Основные педагогические правила реализации принципов воспитания в школе

  1. Общественная направленность воспитания. Данное правило требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.
  2. Личностный подход. Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода.
  3. Единство воспитательных воздействий. Данное правило предполагает процесс взаимодействия педагогов школы и родителей учащихся, с целью определения единых методов, средств и приемов воспитания детей. Только в этом случае можно достичь воспитательной цели.

Принципы обучения и воспитания

Понятие принципов обучения и воспитания

Замечание 1

Принципы обучения и воспитания — это некие исходные положения, которые определяют характер педагогической деятельности.

В обучении и воспитании используется система дидактических принципов:

  • научность;
  • доступность;
  • систематичность обучения и воспитания;
  • наглядность;
  • самостоятельность и активность в усвоении знаний;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
  • связь обучения с жизнью.

Замечание 2

В основе организации процесса обучения и воспитания лежат ведущие дидактические принципы, которые реализуются на практике с учетом направленности педагогического процесса.

Специфические дидактические принципы обучения и воспитания учитывают основные требования и подходы к обучению.

Принципы обучения и воспитания

В своей деятельности преподаватели базируются на определенных дидактических принципах обучения и воспитания:

  1. Принцип научности. Способствует формированию научного мировоззрения, обеспечивает овладение обучающимися научными знаниями. Принцип основан на теории о познаваемости объективного мира, а также способности сознания человека давать правильное его отражение. В соответствии с принципом дети познают основы современных знаний в их историческом развитии, элементы научной методологии. У обучающихся вырабатывается устойчивая потребность в приобретении научных знаний (в том числе, самостоятельно). 1. Принцип последовательности и систематичности. В соответствии с данным принципом, учебный материал должен подаваться в соответствии с внутренней логикой изучаемой дисциплины и, в тоже время, отвечать индивидуальным и возрастным психологическим особенностям обучающихся. Систематичность в обучении предполагает овладение научными знаниями, навыками и умениями в строго определенном соответствии. Важно учитывать основные правила дидактики: проводить обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от близкого к далекому. Реализация данного принципа обеспечивает расширение познавательных возможностей, равномерное накопление и углубление знаний.
  2. Принцип связи теории с практикой. Принцип требует рационального сочетания теории с практическими навыками и умениями, соединения общего образования с общественно полезной деятельностью и трудовой подготовкой. Практика служит для закрепления, проверки истинности и применения усвоенных знаний.
  3. Принцип сознательности. Принцип требует такого построения учебного процесса, при котором обеспечивается усвоение и использование обучающимися знаний и умений. Он связан с инициативностью, активностью и самостоятельностью обучающихся. Основные черты сознательного обучения: ясное восприятие учебного материала; понимание пользы образования; использование в обучении наблюдений и личного опыта.
  4. Принцип наглядности. Обучение строится на основании конкретных образов. Наглядность способствует тому, что благодаря восприятию явлений и предметов окружающего мира формируются понятия, представления, развиваются речь и мышление. Наглядность обеспечивает связь между абстрактным и конкретным. На разных ступенях обучения характер и степень использования наглядности различны.
  5. Принцип доступности. Предполагает построение процесса, при котором учитывают индивидуальные, возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки, здоровье и эмоционально-волевая сфера ребенка. Методы обучения, программы и учебники разрабатываются в соответствии с этим принципом.
  6. Принцип прочности знаний, умений и навыков. Определяет основательность усвоения учебного материала, его устойчивое закрепление в памяти учащихся, свободное применение и воспроизведение на практике.
  7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. В учебном коллективе педагогическое воздействие строится исходя из особенностей развития каждого ребенка.
  8. Принцип природосообразности. В основе воспитания и обучения лежит научное понимание социальных и природных процессов.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 3

Воспитание ребенка должно выстраиваться в соответствии с законами природы, с учетом индивидуальных, возрастных, половозрастных и психофизических особенностей, сензитивных периодов развития.

Личностно-ориентированное образование

В современном педагогическом процессе делается акцент на личностно-ориентированное образование.

Личностно-ориентированное образование ориентировано на воспитание, обучение и развитие обучающихся и строится:

  • с учетом их индивидуальных особенностей — физиологических, возрастных, интеллектуальных, психологических;
  • с учетом образовательных потребностей;
  • с выделением групп обучающихся по способностям и знаниям, по профессиональной направленности;
  • с направленностью на разный уровень программного материала;
  • исходя из того, что каждый ребенок – это уникальная индивидуальность.

Процесс воспитания является необходимой составной частью социализации и развития ребенка. Воспитание дополняет педагогический процесс в целом, создает условия для систематического целенаправленного развития личности и основывается на общечеловеческих принципах.

Связь воспитания с другими факторами развития обучающихся отражает принцип целостности, который предполагает гармоничное и разностороннее и развитие личности, интеграцию воспитательных сил социума (семейное, социальное, школьное, религиозное воспитание). Принцип целостности означает непрерывность, единство требований и преемственность, взаимосвязь и последовательность воспитательных воздействий.

Целостный подход к воспитанию позволяет воспитать целостную личность в совокупности со всеми его особенностями (воля, память, мышление и т.д.).

Принцип культуросообразности определяет соответствие воспитания и обучения требованиям времени и среды, общечеловеческим ценностям культур. Он предполагает гармоничное соединение нравственных побуждений и внешних форм поведения.

Принципы и правила воспитания, система принципов воспитания

Глава 10. Принципы и правила вывода

В результате изучения этой главы учащийся должен:

знать системообразующий принцип естественности; система принципов обучения; правила реализации принципов обучения и воспитания;

уметь распознавать действие каждого принципа; учитывать принцип действия в проектируемых процессах; характеризовать процессы по полноте реализации принципов;

владеют правилами реализации принципов обучения.

Диагностические показатели:

Минимальное время (в минутах) для изучения материала темы — 122.

Сложность (в условных единицах от 1,00) изучаемого материала 0,76.

Время (в минутах), необходимое для полного овладения знаниями, составляет 214.

10.1. Система принципов вывода

Теоретическая педагогика стремится открыть объективные закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами образования.Эти законы дают педагогам представление об общей картине объективного развития образовательных процессов. Однако они не содержат прямых указаний к практической деятельности, а являются лишь теоретической базой для развития и совершенствования технологий обучения и воспитания. Практические указания по реализации реализации закреплены в правилах . Рассмотрим принципы и правила вывода.

Принципы обучения (единые принципы обучения и воспитания, принципы образовательного процесса) являются основными положениями, определяющими содержание, организационные формы и методы образовательного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.Принципы — важнейшие практически значимые модели обучения и воспитания. Как известно, есть много закономерностей, описывающих образовательный процесс. Их не всегда можно сохранить в памяти. Статус принципов получает важнейшие закономерности, которые становятся основой практической деятельности. В повседневной работе они полагаются на учителей. Поэтому принципы иногда рассматривают как практические положения организации учебного процесса. В принципах образования выражены нормативные основы обучения и воспитания, взятые в конкретно-исторической форме.Выступая как категории педагогики, принципы образования обобщают действие многих законов и выражают способов их применения на практике в соответствии с намеченными целями и конкретными условиями.

В педагогической интерпретации правило — это общее описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те рекомендации, которые раскрывают те или иные аспекты применения того или иного принципа обучения.

Правила занимают самую низкую ступень в иерархии педагогической теории и являются как бы переходным звеном от теории к практике. Исходя из правил, невозможно спрогнозировать развитие образовательных явлений, что лишний раз доказывает их практическую направленность. Правила обычно предоставляют учителям типичный способ действий в типичных ситуациях обучения и воспитания.

В еще более популярной интерпретации дидактические правила — это конкретные инструкции учителям о том, как действовать в типичной педагогической ситуации.Поэтому целесообразность усвоения этих правил вызывает возражения у некоторых теоретиков и практических учителей, которые считают, что неукоснительное соблюдение правил может отрицательно сказаться на развитии творческой инициативы. Основное внимание, по их мнению, следует уделить изучению теории, усвоению навыков ее творческого применения на практике.

Старая дореволюционная школа, напротив, ориентировалась на обучение учителей особым правилам учебно-воспитательной работы.Учебные пособия для учителей тех лет — это, по сути, сборник педагогических правил, рекомендаций, по возможности, на все случаи школьной жизни. Неудивительно, что все, что не соответствовало традициям и правилам, решительно пресекалось. Учитель должен был работать только по правилам.

Истина, как всегда, находится между крайностями. Нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного выполнения, ведь излишне усердное выполнение действительно может привести к скованию творческой инициативы учителей, но нельзя не отказаться от них совсем, чтобы не впасть в волюнтаризм обучения-воспитания »всячески.«В обучении и воспитании школьников, как и во всех других трудовых процессах, очень много стандартных, типовых ситуаций, когда учителю не нужно проявлять особого творчества, более того, это может навредить. Здесь просто необходимо действовать в соблюдение правил Напомним, какое значение придают правилам обучения и воспитания классики педагогики: Ю. А. Коменский, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Д. Дьюи.

Правила предписывают учителю выполнять определенные действия в данной ситуации, ориентировать его на выполнение определенных требований, но то, как это будет сделано, полностью зависит от учителя.Например, ученик опоздал на начало урока и появился в классе после звонка. Правило предписывает учителю осуществлять в этой ситуации воспитательное воздействие, поскольку любое нарушение дисциплины не должно оставаться незамеченным. Однако то, как учитель реагирует на это нарушение, полностью зависит от конкретной ситуации, личности ученика, характера задержки, сложившихся отношений и многих других причин.

Правила вытекают из принципов тренировки.Принципы реализуются через правила. В связи с этим правила можно назвать способами (средствами) реализации принципов. Остается добавить, что правила не только автоматически вытекают из принципов, но и являются обобщением практического опыта многих поколений учителей. Практический опыт обучения и воспитания наиболее четко закреплен в правилах (письменных или неписаных). С одной стороны, это играет положительную роль, поскольку сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции образования, с другой — отрицательная, потому что устанавливаются не только хорошие, но и плохие (в основном неписаные) правила, которые может быть очень сложно изменить. ,>

Сколько там правил? На этот вопрос лучше всего ответить словами К. Ушинского: «… Сами по себе эти правила не имеют границ: все они могут быть размещены на одном печатном листе, и из них можно сделать несколько томов. Это уже показывает, что основные дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают ».

Обычно правила имеют форму напоминаний учителю о том, что необходимо или чего не следует делать, чтобы выполнить требования этого принципа.Ответа на вопрос, почему нужно действовать так или иначе, они не содержат. Ответы на этот вопрос дают законы, закономерности и самое главное из них — принципы.

Зелье всех мудрецов

Правила основаны на принципах, принципы действуют через правила — такова диалектическая связь между ними. Почему правила реализации принципов еще называют правилами педагогического мастерства? Присмотритесь к работе профессионала и постарайтесь отфильтровать все, что вы видите и слышите, сквозь сито множества требований принципов.Что случится? Прежде всего, полное выполнение этих требований. Оказывается, хороший учитель — тоже хороший, в котором воплощены все многогранные требования. Правила реализации принципов — это уровень профессионализма, восхождение на который достигается высот педагогического мастерства при условии, конечно, не догматического, а творческого развития.

Как следует формулировать правила? Не иначе, как в виде советов — напоминаний, что делать, чтобы выполнить требования принципов.Ответов на вопрос — почему нужно так поступать — в правилах практически нет. Сравним педагогические правила с грамматическими. Последние указывают на необходимость выполнения определенных действий, но не раскрывают теории и механизм их выполнения. Например, правило разделения глагольного причастия по обе стороны запятой не объясняет, как найти этот поворот. Точно так же педагогические правила раскрывают только суть определенного требования. Креативность учителя в рамках правила состоит в том, чтобы найти конкретные способы, механизм реализации требований.Каждый из этих путей будет уникальным.

Непрерывность правил

Применяются ли классические правила обучения и воспитания, а также правила, действовавшие в советской школе, направленные на формирование всесторонне и гармонично развитой личности в рыночной педагогической системе, где другие цели и задачи ставятся перед школой, где их обучают и воспитывают? , полагаясь в первую очередь на личные потребности и запросы?

Особых правил образовательного процесса в рыночной школе нет, но, конечно, некоторые правила требуют изменений.В части, где правила относятся к учебному предмету, методам педагогической деятельности, они остаются неизменными, и

.

Педагогика: все, что вам нужно знать о практике обучения

«Как правило, в жизни знания приобретаются для использования. Но школьное обучение чаще соответствует метафоре Фрейре: со знаниями обращаются как с деньгами, которые нужно отложить в банк на будущее ». Сеймур Паперт, Детская машина: переосмысление школы в век компьютеров

Принципы и практика преподавания — это одновременно искусство и наука.Образование влияет на наши самые молодые поколения, оно вдохновляет детей мыслить по-другому и развивает критическое мышление в молодых, влиятельных умах.

В школе дети приобретают языковые, естественные и математические навыки, которые они могут использовать в дальнейшей жизни. Образование оказывает повторяющееся воздействие спустя долгое время после того, как дети становятся взрослыми.

Принципы обучения постоянно развиваются; совместное обучение, перевернутое обучение и глубокое обучение — все это основа современного класса.

Что такое педагогика?

Если обучение — это акт поощрения учебной деятельности посредством открытий и приобретенных знаний, то педагогика — это метод обучения, как академический предмет, так и теоретическая концепция.

В педагогике существует четыре основных профиля обучения:

  • Слушатели извлекают пользу из информации, представленной им в классе.Они учатся устно, слушая инструкции учителя и аудиозаписи.
  • Тактильные / кинестетические учащиеся усваивают знания посредством прикосновений и движений. Они предпочитают работать с практическими устройствами и учебными пособиями.
  • Зрительные ученики предпочитают видеть информацию, чтобы визуализировать взаимосвязь между идеями и концепциями, чтобы понять их.
  • Учащиеся, обучающиеся чтению и письму , предпочитают воспринимать информацию посредством чтения текстов.Эти учащиеся могут дополнительно усваивать информацию, уплотняя и перефразируя ее.

Сегодня учителя имеют преимущество в использовании традиционных методов обучения при одновременном использовании новых образовательных технологий для создания разнообразной, дифференцированной классной комнаты, готовой для учеников со смешанными способностями.

Хотите узнать, как учителя могут создать более дифференцированную среду? Ознакомьтесь с нашей инфографикой — переосмыслением современного класса.

Почему обучение должно быть совместным?

Совместное обучение — это метод активного обучения, основанный на принципе совместной работы двух или более студентов для достижения общей цели.Эти виды деятельности сильно различаются, но большинство из них сосредоточено на изучении учащимся или применении учебной программы, а не просто на точке зрения учителя.

Совместное обучение дает ученикам уверенность в том, что они могут учить и учиться у своих сверстников и учителей. Особенно в начальных школах совместное обучение поможет развить мягкие навыки в более раннем возрасте, помогая детям стать более эффективными коммуникаторами.

Различия между совместным обучением и совместным обучением могут быть взаимозаменяемыми для педагогов, однако совместное обучение побуждает учащихся добиваться индивидуального прогресса в тандеме с другими.Между тем совместное обучение способствует взаимозависимости подотчетности. Узнайте больше о преимуществах совместного обучения.

Узнайте, как совместный подход помогает развивать у учащихся навыки межличностного общения и как преодолевать препятствия на пути к совместному обучению, из нашего бесплатного руководства.

Что более эффективно — современное или традиционное обучение?

Сегодня в школьном образовании часто используются технологии и различные стили обучения.Однако многие современные методы обучения представляют собой эволюцию более традиционных методов обучения.

Ключ к расширенному и целостному обучению заключается в том, чтобы взять принципы как традиционного, так и современного обучения и объединить их для создания полностью иммерсивной учебной среды.

Наша инфографика показывает, как современные технологии помогают учителям придать своим традиционным методам обучения новый современный поворот.

Как учителя могут повысить вовлеченность учеников

Удержание внимания учеников — постоянная борьба учителей.Однако при использовании правильных инструментов и методов вовлечение учеников становится гораздо более достижимым.

Вовлеченность студентов можно измерить на трех уровнях:

  • Поведенческие Участие в демонстрации хорошего поведения в классе
  • Эмоциональное участие путем оценки того, что они изучают
  • Когнитивное взаимодействие посредством демонстрации максимальных усилий для понимания предмета

Чем больше воодушевлены и увлечены ученики, тем внимательнее они будут рассматривать предмет, способствуя более эффективному обучению.

Молодое поколение окружено технологиями, поэтому образовательные технологии могут быть сильным отличием в классе, чтобы поддерживать их вовлеченность, но при этом должны поддерживать потребности учеников и результаты обучения.

В конце концов, обучение должно доставлять удовольствие. Он должен побуждать к активности и стимулировать дискуссии среди учеников. Например, викторины могут способствовать активному участию учеников.

Загрузите наше бесплатное руководство, чтобы получить практические советы и рекомендации по повышению вовлеченности в вашу школу.

Поколение Z учится иначе, чем миллениалы и старшее поколение?

Рожденные после 1995 года считаются нео-миллениалами или поколением Z.Это самое технически подкованное поколение, использующее цифровые технологии. Итак, нужно ли учителям адаптировать свои методы обучения с учетом своих предпочтений? Или младшим школьникам просто нужно учиться так же, как и всем предшествующим поколениям?

Учащиеся младшего возраста могут предпочесть цифровой подход к обучению, но стоит отметить, что недостаточно использовать больше технологий ради этого. Между тем обучение неомилленариев — это особая техника, которая предполагает более широкое использование технологий и мультимедиа для обеспечения возможности обучения на 360 градусов.

Это связано с тем, что представители поколения Z или нео-миллениалы имеют разные предпочтения, цели и ценности по сравнению с предыдущими поколениями, даже миллениалами. Таким образом, некоторые эксперты по педагогике предложили адаптировать методы обучения к предпочтениям этой группы.

В отличие от старшего поколения, поколение Z лучше учится благодаря:

  • Интерактивные занятия
  • Совместные проекты
  • Практические задачи

Тем не менее, роль педагога по-прежнему остается наиболее важным аспектом обучения; интерактивные инструменты не могут заменить традиционную педагогику.

Прочтите, как новые подходы к современному обучению улучшают успеваемость учащихся и успеваемость в школе.

Как и почему учителя должны использовать социальные сети в обучении?

В мире цифровых технологий ученики окружены платформами социальных сетей. Может ли в образовании найти место социальным сетям, которые считаются в значительной степени отвлечением учителей или риском для электронной безопасности?

«Технологии, используемые в образовании, могут иметь положительный эффект.Однако социальные сети сегодня являются одной из самых серьезных проблем для поведения и вовлеченности в школе ». Заместитель директора, Хартлпул, Отчет о состоянии технологий в образовании, 2016/17

Тем не менее, в некоторых сценариях может быть полезно адаптировать платформы социальных сетей, такие как Twitter, Facebook и даже Snapchat, для современного класса.

  • Помогите ученикам исследовать темы и выявлять фейковые новости в Twitter
  • Развивайте совместное обучение и развивайте творческое мышление с Pinterest
  • Предложите ученикам рассказать о школьных мероприятиях с помощью Snapchat

Полное руководство по использованию Pinterest для поиска и обмена ресурсами для учителей и вдохновением учеников читайте в нашем блоге.

Почему перевернутое обучение эффективно?

Перевернутое обучение — это метод, который дает учащимся время дома, чтобы заняться предметом или темой, прежде чем приступить к выполнению соответствующих задач и практических занятий в школьные часы.

«Формальное обучение похоже на поездку на автобусе: водитель решает, куда едет автобус; пассажиры едут вместе. Неформальное обучение похоже на езду на велосипеде: гонщик выбирает пункт назначения, скорость и маршрут.Джей Кросс, «Неформальное обучение: новое открытие естественных путей, которые вдохновляют на инновации и производительность»

Три четверти опрошенных учителей сообщают о более высоком уровне вовлеченности в классе после внедрения перевернутого обучения. Так. почему обратное обучение так эффективно в современном классе?

Может быть, это гибкий подход?
Перевернутое обучение позволяет студентам получать доступ к материалам в удобное для них время.

Снижено ли бремя домашней работы?
Перевернутое обучение позволяет ученикам усваивать основную информацию дома и сохранять общие вопросы и предложения для часов занятий.

Существуют некоторые препятствия для реализации перевернутого обучения, такие как самодисциплина среди учеников и нехватка ресурсов, но в целом такой подход позволяет более активно проводить время в классе.

Чтобы изучить влияние совместной работы в классе и за его пределами, загрузите наше бесплатное руководство.

Что такое глубокое обучение?

Глубокое обучение позволяет студенту взять принципы из одной ситуации и применить их к другой.

Подготовка учеников к будущему может быть невероятно сложной задачей для учителей.

Тем более во все более управляемом данными, автоматизированном мире; Сегодняшние ученики растут в условиях, когда половина завтрашних рабочих мест еще не существует. Таким образом, овладение передаваемыми, реальными навыками даже более важно для сегодняшних учеников, чем вчерашние.

«Навыки, которым проще всего обучить, проверить метод и вспомнить, также легче всего автоматизировать». Отчет о непрерывном обучении, Институт директоров

Для глубокого обучения учащимся необходимо шесть основных навыков:

  • Сотрудничество
  • Творчество
  • Критическое мышление
  • Гражданство
  • Персонаж
  • Связь

Прочтите в нашем блоге, почему глубокое обучение следует применять в современной учебной среде.

Как в школах должны преподаваться классы для детей с разным уровнем подготовки?

Способность ученика к обучению не является синонимом его готовности или мотивации. Есть три основных условия обучения, которые влияют на подход ученика к обучению.

  • Готовность к обучению
  • Обучение Способность
  • Обучение Интерес

Преподавание в классе смешанного обучения проблематично; для вовлечения всего класса может потребоваться дифференцированное обучение.Учителя со смешанными классами полагаются на творческие методы обучения и интерактивные ресурсы. Важно, что учителя должны:

  • Индивидуализировать содержание обучения
  • Плюрализируйте свои методы обучения

Важно сначала определить различия между профилями обучения в классе. К ним относятся:

  • невидимка ребенок
  • Отстает от
  • правильное место, неправильное время ученик
  • Обучаемый с потенциальной специализацией
  • немотивированный ученик
  • отлично подготовлен ученик
  • нуждающийся ученик

Существуют методы дифференциации, которые можно использовать для вовлечения всех профилей учащихся.В конечном итоге участие является ключом к развитию мотивации и уверенности в классе.

,

Принципы преподавания в педагогике

Процесс обучения представляет собой сложную систему, включающую учебную деятельность как учителя, так и ученика, и основанную на реальных или предполагаемых схемах, которые становятся педагогическими принципами обучения.

Принципы обучения в педагогике можно разделить на общедидактические и методические. Общепедагогические принципы обучения в педагогике — это принципы, которые провозглашаются общедидактическими и обязательны при изучении любого предмета.

Методические принципы делятся на общие и частные методы обучения в педагогике. Общие принципы включают такие принципы, как: дифференцированный подход, использование различных упражнений, методов и методов обучения, определение конкретных ориентиров (демонстрация, объяснение, подкрепление), мотивация и комплексный подход к мотивации. Частные методы обучения включают такие принципы, как принцип устного ожидания, параллельное обучение, коммуникативная направленность, принцип устной основы.

Дидактические принципы обучения в педагогике включают принцип научности, систематичности и последовательности, ясности, осознанности и активности, доступности и выполнимости, принцип учета возрастных особенностей и принцип силы знаний, навыков и привычек учащихся.

Принцип научности заключается в формировании студентов в системе научных знаний, в анализе учебного материала, выявлении в нем важных, значимых идей, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании достоверных научных фактов и знаний, и в использовании принятых научных терминов.

Большую роль в реализации научного принципа играют технические средства обучения, видеозаписи, обучающие фильмы, кинопрограммы и т.д.

Принцип систематики предполагает, что знания и навыки будут неразрывно связаны и образуют целостную систему, то есть учебный материал будет усваиваться на трех уровнях: уровне размышления, понимания и усвоения. На первом уровне студент должен иметь общее представление о предмете, на втором уровне он должен овладеть теоретическими знаниями по предмету, а на третьем уровне — практическими навыками, которые достигаются в результате упражнений и тренировок.

Суть принципа доступности состоит в том, чтобы отразить принципы преемственности, постепенности и последовательности обучения. То есть сначала нужно выявить ранее сформированные знания, умения и навыки, а уже потом постепенно давать новые, не форсируя этот процесс и не пропуская определенные этапы. При организации обучения необходимо выбрать методы, средства и формы обучения, соответствующие уровню умственного, психологического и физического развития студента.

Принцип наглядности предполагает не просто иллюстрацию изучаемого предмета или явления, а использование целого набора инструментов, приемов и методов, обеспечивающих формирование более ясного и ясного восприятия передаваемых знаний. Большая роль в использовании визуального метода принадлежит словесным комментариям.

Например, при обучении некоторым моторакциям не просто показывайте то или иное упражнение, но и комментируйте его, заставляя ученика осознавать каждую фазу движения.Учащийся должен не только сформировать свое мотористическое представление об изучаемом действии, но и прочувствовать все особенности выполнения этого действия.

Принцип сознательности и активности основан на формировании у студентов мотивации, внутренней потребности в изучении того или иного материала, а также систематического приобщения к изучаемому материалу. Если ученик не хочет изучать тот или иной материал, то пользы от уроков не будет.

Принцип силы знаний, умений и навыков невозможен без выделения в учебном материале основного и увязки его со знаниями, уже имеющимися у обучающегося.Для того чтобы знания и умения стали внутренним достоянием ученика, необходимо включить их в систему убеждений и взглядов ученика. Также необходимо обеспечить постоянную связь учебного материала с практической деятельностью.

В принципах обучения и воспитания необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности. Однако в каждой группе школьников, как по возрасту, так и в каждом классе, нередко наблюдаются отдельные индивидуальные различия, которые проявляются в особенностях развития каких-либо психических процессов, в разнице в уровне развития способностей и в уровне развития способностей. направление интересов и потребностей.

Индивидуальные особенности мальчиков также отличаются от девочек. Все педагогические принципы обучения должны учитывать эти реально существующие различия. Ни в коем случае нельзя ожидать, что найдется какой-то полностью универсальный рецепт, подходящий на все случаи жизни.

p >> ,

Эффективная и адекватная педагогика | Учебный портал МИПО ЮНЕСКО

Эффективные учителя тщательно планируют и применяют соответствующую педагогику.

Обучение зависит от педагогических подходов, которые учителя используют в классе. В школах распространены различные педагогические подходы, но некоторые стратегии более эффективны и уместны, чем другие. Эффективность педагогики часто зависит от конкретного предмета, который будет преподавать, от понимания разнообразных потребностей разных учащихся, а также от адаптации к местным условиям в классе и окружающей среде.В целом, лучшие учителя верят в способность своих учеников учиться и тщательно используют целый ряд педагогических подходов, чтобы обеспечить такое обучение.

Проблемы и их обсуждение

Педагогика и ее формы: Педагогика относится к «взаимодействиям между учителями, учащимися, учебной средой и учебными задачами» (6, стр. 35). Этот широкий термин включает в себя то, как учителя и ученики взаимодействуют друг с другом, а также учебные подходы. реализовано на занятиях.Педагогические подходы часто варьируются от педагогики, ориентированной на учителя, до педагогики, ориентированной на учащегося; хотя эти два подхода могут показаться противоречащими друг другу, они часто могут дополнять друг друга в реализации образовательных целей — например, подход, ориентированный на учителя, может быть полезен для введения новой темы, в то время как подход, ориентированный на учащегося, может быть необходим, чтобы позволить учащимся изучить эти идеи и развить более глубокое понимание.

  • Педагогика, ориентированная на учителя: Педагогика, ориентированная на учителя, ставит учителя в центр учебного процесса и обычно опирается на такие методы, как лекция всего класса, заучивание наизусть и ответы хором (т.е., вызов и ответ). Этот подход часто критикуют, особенно когда ученики выполняют только задачи более низкого уровня и боятся учителя. (14) Однако обучение всего класса может быть эффективным, когда учителя часто просят учеников объяснять и развивать ключевые идеи, а не просто читать лекции. . (8)
  • Педагогика, ориентированная на учащегося: Этот педагогический подход имеет много связанных терминов (например, конструктивистский, ориентированный на учащихся, совместный, активный), но в основном основан на теориях обучения, предполагающих, что учащиеся должны играть активную роль в процессе обучения.Поэтому студенты используют предыдущие знания и новый опыт для создания знаний. Учитель облегчает этот процесс, но также создает и структурирует условия для обучения. В последние годы значительные исследования и пропаганда способствовали продвижению педагогики, ориентированной на учащихся, по экономическим, когнитивным и политическим причинам. (13) Некоторые исследования показывают, что этот подход может быть очень эффективным, но его также сложно измерить последовательно. (14) Это часто сложно. учителям перейти от педагогики, ориентированной на учителя, к педагогике, ориентированной на учащегося, и поэтому может потребоваться значительная поддержка, если это важная цель для данной системы образования.(10)
  • Учебный центр
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *