Примером материализации морализаторского подхода в политике служит – 123 —

Морализаторский подход в политике | Анализ

Во время избирательной кампании в белорусском публичном пространстве оживились дискуссии по вопросу участия или неучастия в выборах, которые после их завершения переросли в споры о том, принимать или отвергать полученные оппозицией мандаты. Однако уже задолго до этого эти разногласия  приняли форму противостояния двух довольно четко выраженных позиций – сторонников строгой морали (условно назовем их «морализаторы») и прагматиков. «Морализаторы» постоянно переводили спор в русло проверки действий оппозиционных политиков на соответствие моральным нормам и прямо или косвенно обвиняли своих оппонентов в аморальности. Об источниках и особенностях данного подхода я и хотел бы порассуждать подробнее.

Прежде всего, хочу обратить внимание на такую весьма характерную особенность «морализаторства», как абсолютизация зла. В статьях адептов морализаторского подхода нынешний политический режим без обиняков отождествляется со

злом, и это якобы оправдывает неизбежные жертвы в борьбе с ним. Это значит, что злом (нечестностью, предательством) так или иначе становится не только сотрудничество с режимом в той или иной форме, но и  участие в инициируемых режимом мероприятиях, в частности, в выборах (потому как они проводятся по навязанным правилам), и даже поддержка тех, кто в них участвует. Таким образом, «морализаторский» подход исключает всякое взаимодействие с властью в форме политической борьбы и ориентирует на ожидание лучших времен, дающих возможность сменить режим в одночасье (это может быть «Площадь», «Майдан» и пр.). В сущности, он ориентирует на революцию, хотя открыто этого и не признает.

На мой взгляд, использование «морализаторского» подхода возвращает нас к временам, когда в государствах еще не было политики (в смысле politics) как противостояния и борьбы противоположных интересов. Несогласные с решениями власти (думающие иначе, верящие в иных богов и пр.) могли существовать лишь за его пределами. Появление politics означало признание пестроты политического ландшафта, разнообразия политических интересов, притязаний различных социальных классов и групп на то, чтобы влиять на принятие политических решений. С этого момента (в разных странах и регионах по-разному) появилась политическая жизнь в современном смысле слова. В силу ряда причин в Беларуси этого до сих пор не произошло. Политическая жизнь здесь существует «в урезанном» виде, что дает повод некоторым противникам правящего режима перейти на позиции потестарной (дополитической) культуры. В такой культуре нет политической борьбы как легального, институционализированного противоборства интересов. Вместо политического противника есть враг, в борьбе с которым допустимо все средства, в том числе и война на уничтожение. Для обоснования этой войны используются самые сильные, как правило, моральные (обесчеловечивающие) аргументы – «исчадие ада», «нелюди», «абсолютное зло». В России для этой цели сегодня часто используется слово «фашист».

Дополитическая культура не знает или не признает политических форм борьбы, а, значит, и роли выборов и политических партий. Не удивительно, что носители этой культуры склонны к обесцениванию политики как таковой, усматривая в ней лишь обман, «грязное дело», политические манипуляции. Объявляя нынешнюю власть «абсолютным злом», «морализаторы» сбрасывают со счетов (не хотят видеть) тех белорусов, которые вполне сознательно поддерживают действующего президента и для которых он, вполне возможно, выступает чем-то вроде «абсолютного добра». Можно спорить о процентах, но в любом случае их количество весьма значительно.

Нет в этой картине мира и тех, кто считает нынешнюю власть просто «меньшим из зол». Это довольно многочисленная прослойка людей, которые просто боятся, чтобы с приходом оппозиции к власти в стране не стало еще хуже (которые боятся повторения украинского сценария). Что делать с этими людьми оппозиционному политику? Логика политической борьбы не знает иного ответа на этот вопрос кроме одного – просвещать, убеждать, агитировать. Логика «морализаторского» подхода иная – надо ждать, пока ситуацию станет настолько плохой, что эти люди сами все осознают и сметут все на своем пути в революционном порыве. Создается впечатление, что нынешняя ситуация (когда возможности политической борьбы в стране крайне ограничены) в чем-то «морализаторам» даже выгодна. Ведь она позволяет им сидеть сложа руки и мечтать о времени, когда без каких-либо особых усилий с их стороны все вдруг разрушится и даст им в руки всю полноту власти. Причем без долгой и утомительной политической борьбы. А произойдет это просто потому, что Лукашенко является «олицетворением зла», а его оппоненты – «олицетворением добра». При этом не надо особо думать о том, что делать с многочисленными сторонниками режима.

Но самое неприятное, пожалуй, что следует из «морализаторской» позиции, – это уход во «внутреннюю эмиграцию». Ожидание краха системы, напомню, заставляет желать худшего – скорейшего прихода тех времен, когда «все развалится». Последовательная реализация этой установки исключает всякий добросовестный труд и улучшение чего бы то ни было как непродуктивные и даже вредные. Ведь это способствует сохранению «зла». Невольно вспоминается ленинская рекомендация о том, чтобы «желать поражения своему правительству». Такой образ мыслей с неизбежностью делает человека невосприимчивым к любого рода положительным тенденциям, не позволяет замечать каких-либо позитивных изменений, делает политически глухим. Понятно, что с подобного рода установками нельзя идти к избирателю. Он этого попросту не поймет. И в этом смысле ориентация «морализаторов» на бойкот или неучастие в выборах выглядит вполне логичной и политически обоснованной. 

nmnby.eu

Политология.Тренинг 1 МТИ — решенные тесты Синергия, тест Синергия,бизнес практикум Синергия

Сдано на отлично!

К эмпирическим методам политологии относится:

Политический террор – это:

Что понимается под объектом политологии?

Основной регулятивной установкой в правовой сфере выступает:

На какие уровни делятся методы политологии?

Какая из перечисленных функций относится к функциям политологии?

В каком веке формируется специфическая политологическая проблематика?

В чем состоит автономный подход к связи морали и политики?

Примером материализации морализаторского подхода в политике служит:

Какому понятию соответствует определение: «Попытка ради получения политических дивидендов переориентировать общественное мнение в национальных интересах своего государства и переосмыслить историческое прошлое»?

Прославленным оратором в Древнем Риме был:

К теоретическим методам политологии относится:

С чьим именем связано формирование специфической политологической проблематики?

В чем заключается мобилизационная функция политики?

Кому принадлежат следующие слова: «…Нежелание заниматься политикой не освобождает от ее результатов»?

Кому принадлежат слова: «Правила нравственности и добродетели святее всех иных и служат основанием истинной политики»?

Продолжите фразу: «В общей политологии можно выделить два блока: политология теоретическая и политология …»

Кто ввел в научный оборот термин «политика»?

В XIX в. терроризм в России использовался членами организации:

Метод ивент-анализа – это:

Примером материализации какого подхода служит политическая практика М. Бакунина?

Ф. Лейбер стал читать курс политическлй теории в Колумбийском университете в:

Моделирование реальной политической ситуации предполагает такой метод как:

Политология — это:

Какой известный деятель мечтал об уничтожении капиталистического общества, надеясь построить совершенный строй — коммунизм?

xn--c1adalc1aweahc7n.xn--p1ai

Международные отношения и международная политика

Задание 391

Международные отношения – это система реальных связей между …

-государствами, межправительственными и международными организациями

Задание 392

Субъектами (акторами) международных отношений не являются …

— политические партии

Задание 393

Система мироустройства, представляющая собой совокупность наций-государств, ведущих самостоятельную внешнюю политику, была сформирована …

— Вестфальским договором 1648 года

Задание 394

Структура межгосударственных отношений в Европе, основанная на общем согласии наиболее могущественных европейских держав относительно территориального и политического статус-кво в Европе и стремления избегать военных методов для разрешения межгосударственных противоречий, была заложена …

— Венским конгрессом 1814–1815 годов

Задание 395

Система международных отношений, к основным чертам которой относят биполярность и наличие оружия массового поражения, была сформирована …

— Ялтинской и Потсдамской конференциями 1945 года

Задание 396

Вторая волна глобализации, проявившаяся в 90-е годы ХХ века, связана с …

— либерализацией

Задание 397

Важнейший фактор глобализации – это ____________, которые усиливают тенденцию к открытости межгосударственных границ.

— новые технологии

Задание 398

К новым вызовам и угрозам для системы международных отношений, которые появились на рубеже ХХ-ХХI вв., относят …

— международный терроризм и наркотрафик

Задание 399

К проблемам, не имеющим решений в рамках национальных государств, глобалисты относят …

— формирование трудовых ресурсов

Задание 400

Полицентризм в международных отношениях проявляется в …

-росте влияния разных субъектов мировой политики

Задание 401

К принципам современных международных отношений, сформулированных в середине 1970-х годов в г. Хельсинки, относится …

-нерушимость установленных границ

Задание 402

Специфичность международных политических процессов определяется …

-отсутствием единого легитимного центра принуждения

Задание 403

К негосударственным субъектам международных отношений относят …

— транснациональные корпорации

Задание 404

Глобальная проблема, которую впервые поставил в XIX веке английский экономист Томас Роберт Мальтус, связана с…

— ускоренным ростом населения планеты

Задание 405

Американский ученый Самуэль Хантингтон утверждает, что в настоящее время большое влияние на международные отношения имеет , причем со временем это влияние будет увеличиваться.

— цивилизационный фактор

Задание 406

Власть, которая имеет полную независимость во внутренних делах и внешних сношениях, называется …

-суверенной

Государство, в котором правительство ответственно перед парламентом, является..

 -парламентской монархией или парламентской республикой

Задание 407

Понятие полиархия введенное в оборот американским политологом Робертом Далем применяется для характеристики демократической политической системы.

Задание 408

Уклонение гражданина от политического участия, отказ от голосования на выборах, в референдумах называется абсентеизмом

Задание 409

Состояние относительного согласия большинства общества, основных социально-политических сил по важным вопросам политического развития системы, распределения власти, прав в обществе, а также ценностных ориентаций и норм называется консенсусом

Задание 410

Политические теории, являющиеся ценностно окрашенными системами аргументации, доказывающими преимущество того или иного государственного строя, называются нормативными

Задание 411

Сознательно сконструированный образ, отражающий свойства и качества субъекта, повышающий его привлекательность для общественности и позволяющий решить с его участием политические задачи, называется имиджем

Задание 412

Противоположностью автономному (добровольному)участию выступает __(принудительное) политическое участие мобилизованное

2 БЛОК

К функциями политики относят

-передачу социального опыта

-выражение и реализацию властно значимых интересов

Метод экспертных оценок применяют для…

-выявления взаимосвязи политики и других сфер жизни

-проверки гипотезы на непротиворечивость

Должностное лицо, являющееся членом правительства и не руководящее министерствами, но выполняющее отдельные поручения премьер-министра и имеющее право решающего голоса на заседаниях правительства, называется министром без портфеля

Целенаправленные воздействия групп интересов на органы власти с целью реализации своих специфических интересов могут принимать формы

лоббизма и митинга.

В РФ импичмент- процедура отстранения Президента от должности Федеральным Собранием РФ ипроцедура выдвижения обвинения против Президента РФ, которое регулируется нормами Конституции РФ

с точки зрения марксизма, идеология

-есть базис

— зависит от экономического устройства общества.

Особенность процесса массовой коммуникации состоит в том, что он носит внеличностный и однонаправленный характер.

Ассимиляцией называют слияние и поглощение группы меньшинства с доминирующей культурой.

Одним из элементов политики являются политические институты, примером которых можно назвать Российский союз промышленников и предпринимателей и Бундестаг.

К средствам внутренней политики государства относятся

-использование налогов и льгот

— регламентация социального поведения.

Согласно Конституции в составе РФ находятся субъекты:

-имеющие свой особый статус

-республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, что характерно для ассиметричной модели федерации.

Выборы считаются равными и всеобщими, когда в них участвуют все граждане, достигшие установленного законом возраста участвовать в выборах, и каждый избиратель обладает правом только одного голоса, имеющего равную силу с голосами всех остальных избирателей

Оппозиция, которая разделяет основные ценности, цели и принципы политической системы и осуществляет свою деятельность в форме протестных митингов и демонстраций, является внепарламентской и системной.

В понимании отношений политики и морали выделяют несколько подходов, сложившихся в общественно-политической мысли. «Мораль является ведущим ориентиром в политической деятельности», — утверждение, свойственное взглядам ПЛАТНОНА И АРИСТОТЕЛЯ

д конформизма — ведущей социально-политической основы тоталитарных и авторитарных режимов являются:

— некритическое принятие существующих вещей;

-следование господствующим требованиям и стандартам

3 БЛОК

Книга Самуэля Хантингтона, из которой взят фрагмент, называется..

-«Третья Волна. Демократизация в конце XX века»

В указанном фрагменте описываются процессы..

-демократизации

-революционный

Возникновение джерримандеризма (избирательной географии, или избирательной геометрии) обусловили

-выборность высших должностных лиц

-пропорциональная избирательная система

-мажоритарная избирательная система в один тур.

Во избежание джерримандеризма Верховный суд США в 1962 году признал такую практику незаконной и постановил, что

-округа формируются по принципу «один человек — один голос»

— все избирательные округа должны нарезаться существенно равными.

Установите соответствия между моделями и их названиями

-парламенская система, при которой члены парламента избираются по пропорциональной системе-(континентальный евпропейский вариант)

-паралментская система с выбором по мажоритарной системе- (карибский вариант)

-президентское правление с выборами по мажоритарной системе- (американский вариант (США))

Первыми этапами политической социализации являются..

-политизации

-идеализации

В данной цитате объектом критики К.Н.Леонтьева является

-либерализм

В общественно-политической мысли России в 30-40 годы Х1Х века основные дискуссии о пути развития российского государства были между

-славянофилами

— западниками.

В отечественной общественно-политической мысли в Х1Х веке сложилось три основных направления. Установите соответствия между направлениями общественно-политической мысли и их представителями:

-консервативное: К.П.Победоносцев и Л.А.Тихомиров.

-либеральное: П.Н.Милюков и Б.Н.Чичерин.

-радикальное: П.А.Кропоткин и П.Л.Лавров.

Согласно теории Шарля-Луи-Монтескье, условиями политической свободы являются

— разделение властей на 3 ветви

— принцип законности.

В политической теории Шарля-Луи-Монтескье раскрываются теории

-разделения властей

— правового государства.

Установите соответствие между ветвями и их функциями, согласно Коститутции РФ

— Исполнительная власть — подготовка и исполнение бюджета

-Законодательная власть проверка конституционности законов

-судебная власть -представительство интересов различных слоев общества

Исходя из приведенного отрывка, можно сказать, что Макс Вебер был сторонником следующего понимания политики:

-политика означает стремление к участию во власти к оказанию влияния на распределение власти.

Установите соответствие между видами участия в политики и лицами

-Профессиональное занятие политикой – депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 5 созыва.

-Участие в политике «по совместительству» — член Алтайского краевого регионального отделения РОДП «ЯБЛОКО».

-Участие в политике «по случаю» — избиратель, проголосовавший на выборах Президента Российской Федерации 04 марта 2012 года.

Страной, в которой в силу бипартизма у власти оказываются то партия «слонов», то партия «ослов», называется

-США

Наиболее влиятельными партиями этой страны являются

-республиканская партия

-демократическая партия

Установите соответствие между политическими понятиями и их содержанием

-политический символ –знак, выполняющий коммуникативную функцию

-политический имидж- образ политического лидера

-политическая реклама- способ скрытого социального управления

Согласно марксистскому подходу, гражданское общество

— как и государство, является надстройкой

— развивается наряду с семьей

-образует базис государства.

Форма правления, которую описывает Платон, называется

-демократией.

В истории политической мысли встречаются как сторонники, так и противники той или иной формы правления. Сторонниками демократического правления являются

— Роберт Даль

-Аренд Лейпхарт.

Установите соответствие между понятиями, введенными древними греками и их характеристиками

Охлократия — власть толпы

Олигархия — власть немногих

Аристократия — власть лучших

Марксистский подход к пониманию политики опирается на

-теорию классовой борьбы

— материалистическую концепцию истории

Установите соответствие между сферами жизнедеятельности и структурными элементами гражданского общества.

Экономическая сфера – акционерные общества, корпорации, индивидуальные собственники.

Социально-политическая сфера – профсоюзы, общественные организации, негосударственные СМИ.

Духовная сфера – свобода слова, независимость творческих и научных объединений от государственных структур.

Согласно типологии Маргарет Херманн, Гарри Трумэн дал характеристику лидера

-пожарного

Маргарет Херманн в своей типологии учитывает имидж политического лидера. В связи с этим она не будет рассматривать

-происхождение, наследственность лидера

— финансовые доходы лидера.

Установите соответствия между понятиями и их определениями:

-Класс как субъект политики – большая группа, характеризующаяся сплоченностью своих членов, определенным уровнем осознания своих общих интересов и целей

-Политическое лидерство – символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.

-Политическая элита – небольшая по численности привилегированная группа, обладающая возможностями влиять на принятие решений.

Признаками государства, кроме указанных, являются..

-наличие собственной территории

-наличие постоянного населения

 Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности и равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Россия является примером асимметричной и анэтической федерации

Зародыш будущего строя А.И.Герцен видел в русской крестьянской общине.

Идеи А.И.Герцена относятся к таким течениям русской общественной мысли, как русский социализм и западничество.

Установите соответствие между именами российских мыслителей близким по своим идеологическим взглядам:

-П.А.Кропоткин, М.А.Бакунин – П.-Ж.Прудон, М.Штирнер.

— Г.В.Плеханов, Ю.О.Мартов – К.Каутский, В.Либкнехт.

— П.Б.Струве,Б.Н.Чичерин – Дж.-С. Милль, Б.Констан.

Установите соответствие между формами государственного устройства и их чертами

-унитарное государство – административно-территориальные образования не имеют политической самостоятельности

— федерация – наличие конституции союза и административно-территориальные образований

— конфедерация-два или более государства

Установите соответствие между учеными, изучающими государство, и их концепциями

-Лоренц – концепция социального гос-ва

— Жан Жак руссо – концепция государства как аппарата

— Иммануил Кант – концепция правового государства

Жан Боден в общественно-политической мысли сформулировал концепцию ….суверенитета

в сша лоббизм является легальным и законным

джордж оруэлл описал тоталитарный политический режим

Гарольд Лассуэлл использовал метод контент-анализа.

В 30-50-е годы XX века в США активно рзвивался бихевиоральный подход к пониманию политики. Представителями не являлись:

-Парсонс

-Истон

Установите последовательность между исследовательскими подходами в политологии и их кратким описанием:

-бихевиорализм(основывается на изучении политического поведения, использовании количественных методов)

-институционализм(направлен на наблюдение,описание и анализ политических структур,их свойств и взаимосвязей..)

-системный подход(рассматривает политику как целостный,сложный феномен…)

Лоббизм относится к : -некоммерческим организациям

-политическим партиям

Установите соответствие между понятиями и их содержанием

-группы давления(организации,стремящиеся поддержать или помешать принятию решений государственными органами)

-группы интересов(объединения индивидов на основе общих интересов)

-общественные объединения(добровольные, некоммерческие формирования,созданные для реализации общих целей, указанных в уставе)

К признакам тоталитарного политического режима относят …

-единоличное правление тирана

-партийный контроль над всеми СМИ

…Кроме того, указано, что членство в организации является индивидуальным и добровольным…

Данная организация является …политической партией

Установите соответствие между типами политических партий и их отличительными признаками:

-партии с прямой структурой(состоят непосредственно из местных, региональных организаций и комитетом во главе с единым центром)

-кадровые партии(отсутствие фиксированного членства,есть лидеры,небольшой партийный аппарат, амморфная масса сторонников и активистов)

-партии «хватай всех»(построены как по территориальному, так и по производственно-территориальному принципам)

Общими для политических партий и сми являются функции …

-рекрутирования политической элиты

-получения,обработки и распространения информации

Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры входит в систему ООН и на основе пространственно-географического фактора является … организацией универсальной региональной

ЮНЕСКО является … организацией неправительственной международной

Установите соответствие между организациями и их типами:-НАТО(военно-политическая организация)

-ВТО(экономическая организация)-ЮНЕСКО(организация по специальным вопросам)

В 1951 году состоялся конгресс Социалистического интернационала…

В декларации утверждались принципы кооперат.социал, длит. стратегии, демократ.социализма

Основными принципами социализма являются (социальное равенство и социальная справедливость)

Установите соответствие между типами(видами)демократии и их содержанием:

1)политическая демократия- свобода слова,проф.движения,политическийплюрализм

  • 2)экономическая демократия — создание такой системы, в которой доминировали бы интересы всего общества, а не частной прибыли

  • 3)социальная демократия- торжество свободы, справедливости, солидарности при высоком уровне материального благосостояния всех членов общества

ТАСС заявил, что советское правительство отвергло требования америки и осудило блокаду, назвав ее пиратством и первым шагом к термоядерной войне…Описанная фаза международного конфликта-это фаза Активизация конфликта,Актуализация конфликта.

Карибский кризис 1962 г. является примером таких типов международных конфликтов, как(два варианта ответов)симметричный, в форме игры

Установите соответствие между типами режимов безопасности в современном мире и их характеристиками:

  1. режим общей безопасности — добровольный взаимный отказ от конфронтации

  2. режим коллективной безопасности-любой акт агрессии против кого-либо из участников подобной системы расценивается как агрессии против всех остальных ее участников

  3. режим безопасности на основе сотрудничества — поддержание неформального диалога представляется наиболее уместным и эффективным

Выборы — важнейший институт демократии ,т.к. является одной из форм выражения воли народа и его участия и политическом процессе.

Выборы президента США являются (два варианта ответа)

-косвенными, -альтернативными

Установите соответствие между понятиями, используемыми при описании выражения мнения народа, и их содержания:

  1. выборы-мнение или постановление, выраженное или принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного органа

  2. референдум-всенародное волеизъявление по какому-либо вопросу государственной или общественной жизни

3)инициатива-право определенной группы зарегистрированных избирателей потребовать вынесения на голосование сформированного ею вопроса

12 июня 1990 года был принят Закон СССР №1552-1 «О печати и других СМИ»…

Результатом данных мероприятий стал(-о)… отмена цензуры

Согласно типологии СМИ по техническим способам передачи информации, к СМИ относятся…

-радио

-периодическая печать

Установите соответствие между политическим режимом и описанием места и роли в нем СМИ.

  1. Тоталитарный режим-СМИ предельно политизированы и идеологизированы

  2. Авторитарный режим-СМИ выступают проводником идей лидера, не ограниченного никакими иделогоическими рамками

3)Демократический режим-Законодательно закрепленное многообразие форм собственности на СМИ, обеспечение их свободной деятельности

Согласно Конституции Италии 1947 года, правительство формировалось… (победившей на парламентских выборах партией(партийной коалицией))

В марте в 1960 года при активной поддержке Итальянского социального движения Фернандо Табронни был назначен Председателем Совета министров Италии. Он сформировал и возглавил собственный кабинет министров, однако тот продержался у власти только 123 дня, с 25 марта по 26 июля 1960 года. В целом за послевоенный период в стране сменилось свыше пятидесяти правительств. Средняя продолжительность существования одного кабинета министров составила около 10 месяцев.

Причинами описанной ситуации стали также

-Пропорциональная избирательная система,

-Отсутствие барьера парламентского представительства

Французский ученый Морис Дюверже выявил некоторые закономерности, связанные с избирательными и партийными системами.

Установите соответствие между видами избирательных систем и особенностями партийных систем:

  1. Пропорциональная система

  2. Мажоритарная система абсолютного большинства(в два тура)

  3. Мажоритарная система относительного большинства(в один тур)

  • Моноидеологическая система с одной партией

  • Многопартийная систем,состоящая из множества партий, склонных к союзам и коалициям

  • Многопартийная система, включающая множество гибких, стабильных и относительно независимых партий

  • Бипартийная система с чередованием независимых и стабильных у власти

Один из главных политических и военных деятелей Третьего рейха Генрих Гиммлер постоянно вел дневник, в котором описал строгие порядки в доме Гиммлера, поддерживаемы взыскательными родителями. Став взрослым,он идентифицировался с этими агрессорами, стал крайне агрессивным. Тем самым на бессознательном уровне он защищался от страха смерти и унижений, которые в детстве испытал в качестве жертвы. В то же время Гиммлер стал проецировать свою агрессию на других, особенно на евреев, которых немецкие нацисты считали своими исконными врагами.

При анализе личности «Кровавого пса Европы», как называли Генриха Гиммлера, использовали метод…

(психоанализа)

Установите соответствие между подходами к изучению политического поведения и их особенностями

  1. Ситуационный подход(Давид Истон)-Необходимо выявить взаимосвязь между человеком и факторами среды(физические, органические, социальные

  2. Теория политического обмен(Питер Блау) — Человек рассматривается как рыночное существо, эмоциональные порывы и стихийные поступки обойдены вниманием

  3. Теория конфликта(Гарри Экстайн) — Политическое поведение облекается в условные формы, предполагающие признаваемые способы разрешения спорной ситуации.

Автором эссе о принципе народонаселения 1803 года был Томас Мальтус

Экономическому либерализму 19 века свойственны такие ценности, как

-Создание максимальной свободы для частного предпринимательства

-Отмена регламентаций и ограничения личной инициативы со стороны государства

Установите соответствие между учеными, изучающими государство, и их концепциями.

  1. Лоренц фон Штейн-Концепция социального государства

  2. Жан-Жак Руссо — Концепция народного суверенитета

  1. Иммануил Кант – Концепция правового государства

По мнению Роберта Даля на разных территориях сложились определенные конфигурации органов государственной власти и избирательных систем.

Установите соответствие между моделями и их названиями:

  1. Парламентская система, при которой члены парламента избираются по пропорциональной системе — континентальный европейский вариант

  2. Парламентская система с выборами по мажоритарной системе — вестминстерский вариант

  3. президентское правление с выборами по мажоритарной системе- американский вариант(США)

Оценивая данный закон, правозащитники говорили о его несоответствии ____ правамчеловека. При (политическим или гражданским(личным)?)

В начале 90-х годов 20 века американский политолог Самуил Хангтингтон писал о перспективах развития человеческого сообщества следующее

  • конфликт между западными и незападными цивилизациями неизбежен

  • цивилизационный фактор будет усиливаться в международных отношениях

Установите соответствие между видами государств и их основополагающими принципами:

  1. теократическое государство- высшая государственная власть осуществляется духовенством

  2. правовое государство–верховенство права

  3. социальное государство — содействие росту благосостояния граждан

Уильям Блэкстон описал форму правления, которую называют-ограниченной монархией

-конституционной монархией

Описанная Уильямом Блэкстоном модель соответствует принципам -разделения власти

-парламентаризма

Установите соответствие между современными государствами и названиями нижних палат парламентов этих государств:

  1. Россия –Гос.Дума

  2. Германия – Бундестаг

  3. Великобритания–палата общин

Исследователи традиционно выделяют 3 типа режимов.

Установите соответствие между типами политических режимов и государствами, в которых они существуют:

  1. Тоталитарный режим-Фашистский режим в германии

  2. Авторитарный режим-Режим генерала Франко

  3. Демократический режим-Япония после второй мировой

«Российский футбольный» союз является …

Граждане России создали « Российский футбольный союз» в ходе реализации закрепленных в Конституции РФ

Жан Блондель предложил типологию групп интересов в широком социокультурном контексте.

Установите соответствие между типами групп интересов и их примерами:

  1. Группы по обычаю–Католическая церковь

  2. Группы защиты-Профсоюзы

  3. Группы поддержки–Антивоенные организации

Соляной поход является примером __ политического участия

Сторонниками ненасильственных действий в политике были

  • Ганди

  • Л.Н.Толстой

Установите соответствие между понятиями и их характеристиками.

  1. Политическое участие — Индивидуальные или групповые действия с целью влияния на власть любого уровня

  2. Политическое поведение- Различные отношения индивидов и групп к политической реальности и многообразных способах их выражения

3)Политическая мобилизация- Сосредоточение субъектом политики различных ресурсов для достижения своих целей,прежде всего сознания массовой поддержки со стороны граждан

Наряду с Максом Вебером подобное понимание политики разделяли

-Гарольд Лассуэл

-Карл Шмитт

Макс Вебер выделил 3 вида участия в политике.

Установите соответствие между видами участия в политике и лицами, участвующими в ней:

  1. Профессиональное занятие политикой–депутат Гос. Думы Федерального Собрания 5 созыва

  2. Участие в политике по совместительству–член Алтайского краевого регионального отделения РОДП «Яблоко»

  3. Участие в политике по случаю – избиратель, проголосовавший на выборах президента РФ 4 марта 2012 года

По мнению Роберта Даля, Люсьена Пая, Габриэля Алмонда, демократические реформы являются итогом успешной модернизации.

Установите соответствие между направлениями модернизации и их особенностями.

Экономическое -Углубление разделения труда, развиваются промышленность, торговля, сфера услуг

Социальное-Распространение индивидуализма, усиление профессиональной деятельности людей

Культурное-Секуляризация образования, наличие идейного и религиозного плюрализма, распространение массовой грамотности

Для описания многообразия авторитарных режимов используются различные понятия.

Установите соответствия:

1)Хунта–военное правительство пришедшее к власти после гос. переворота

2) Преторианство–режим, поддерживаемый по преимуществу наемными войсками.

3) Апартеид – политика расовой сегрегации полит. и экономичесокй дискриминации небелого населения ЮАР

Сторонниками демократической являются (Аренд Лейпхард, Роберт Даль)

Установите соответствие между формами правления, в которых реализуется данный принцип и их характеристиками:

  1. Парламентарная монархия(парламент осуществляется законодательная власть и формирует правительство(Япония))

  2. Парламентская республика(президент выполняет в основном представительские функции(Германия))

  3. Президентская республика(правительство несет ответственность перед президентом(США))

Макс Вебер описывает (харизму)

Согласно марксистскому подходу гражданское общество

— является надстройкой

-создает базу

-развивается вместе с государством

«Суть власти президента в том, чтобы объединить людей и попытаться убедить их делать то, что они должны делать без всякого убеждения»

Согласно Маргарет Херманн, Трумэн дал характеристику лидера (торговца)

55

studfile.net

Соотношение морали и политики

Оглавление:

1. Мораль как воплощение гуманизма.

2. Функциональная общность политики и морали.

3. Различия между политикой и моралью.

4. Основные точки зрения на взаимоотношение морали и политики. Морализаторский и автономистский подходы.

5. История и великие мыслители о соотношении политики и морали.

6. Политика – это всегда зло!

7. Компромиссный подход к соотношению политики и морали.

8. Институциализация нравственных требований.

9. Заключение.

1. Соотношение политики и морали.

Политика может по-разному воздействовать на общество: как служить орудием массового насилия в интересах господствующего меньшинства, так и выступать инструментом защиты свободы и прав граждан, поддержания в обществе порядка, законности и социальной справедливости. Гуманистическая роль политики в обществе обеспечивается через ее ориентацию на нормы морали.

Мораль (или нравственность, в дальнейшем между этими понятиями не будет проводиться различие, хотя нередко мораль трактуется как определенные общественные нормы и ценности, в то время как нравственность характеризует их субъективное усвоение) – особая сфера общественной жизни, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости и т.п. Идеи гуманизма, т.е. отношения к каждому человеку как к высшей ценности, составляют ядро, общечеловеческое содержание морали.

Соблюдение нор и требований морали не утилитарно для отдельных индивидов, не сулит им какой-нибудь непосредственной личной выгоды или пользы. Нравственное поведение отличает бескорыстность, высокогуманная мотивация. В то же время мораль утилитарна для всего человечества. Она – условие сохранения человеческого рода, отражает многовековой опыт человеческого общения и фиксирует те требования, выполнение которых необходимо обществу и всему человечеству. В моральном сознании эти требования становятся убеждениями, внутренними критериями оценки личностью собственных и чужих поступков. Как показывает опыт истории, аморализм приводит в конечном счете как к разрушению личности, так и к деградации всего общества.

2. Функциональная общность политики и морали

Мораль и политика как специализирующиеся на регуляции поведения людей секторы общества имеют как общие черты, так и отличия. Обе эти сферы вырастают из единого источника – противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека, с одной стороны, и его коллективной природой, «обреченностью» жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто человеком без других людей – с другой.

Мораль представляет собой внутриличностный способ удержания человека от опасных для общества искушений, разрешения противоречий между индивидом и всей общностью. Первоначально, на заре цивилизации небольшие человеческие коллективы – род, племя, могли обойтись без политики, регулируя взаимодействие людей и обеспечивая общественный порядок с помощью обычаев, традиций, различного рода табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких естественноисторических институтов социального контроля, как семья, община, церковь. Преобладание неополитического регулирования в обществе предполагало социальное равенство, а следовательно, низкий уровень конфликтности, сравнительную немногочисленность общностей людей и весьма простые формы их взаимодействия.

Когда же с усложнением общества и ослаблением традиционных форм социального контроля ритуально-нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными, появилось государство и особый вид деятельности по регулированию поведения людей с помощью специального аппарата принуждения, т.е. политика.

Таким образом, главные общественные функции морали и политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач. Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали как ее специфическое дополнение. Не случайно, отражая этот факт, мыслители древности рассматривали политику как одну из ветвей этики. Разделение политики и морали и учений о них впервые произвел лишь в конце XV – начале XVI Н. Макиавелли.

Политика выступает как бы формой объективации, внешнего выражения и материализации механизмов нра

mirznanii.com

МОРАЛИЗАТОРСТВО — это… Что такое МОРАЛИЗАТОРСТВО?

    МОРАЛИЗАТОРСТВО — понятие, обозначающее такие моральные высказывания или рассуждения, в которых оценка (осуждение) и инвектива оказываются привязанными (по заблуждению или лицемерию) к абстрактным критериям и доминируют над пониманием реального положения дел. Как морализаторство определяются не только этически неоправданные оценочно-императивные суждения, но и такие, в которых искажаются основополагающие моральные принципы. В живом нравственном сознании на существование морализаторства указывает тенденция недоверия к навязчивому моральному поучению (такое недоверие, как правило, не сопровождается сомнением в значимости моральных норм и установлений самих по себе).     Теоретическое осмысление проблемы морализаторства основывается на нескольких подходах. В гегелевско-марксистской традиции оно трактуется как подмена исследования специфических законов исторического развития абстрактной и внеисторической моральной оценкой общественных явлений. В таком понимании морализаторство проявляет себя как идеологическая защита бессильной социально-исторической практики. По С. Л. Франку, морализаторская оценка и проповедь обусловлены деструктивной экспансией морали в область трансцендентных ценностей (таких, как истина, красота, религиозность). Морализаторство предстает как гипертрофированная форма морального сознания, в которой мораль становится репрессивной инстанцией по отношению к эмпирическому миру (“моральная тирания”). Однако критика морализаторства в рамках двух этих подходов ведет к подспудной релятивизации морали, лишая ее автономии.     Возможен иной подход к проблеме морализаторства, при котором оно трактуется не в связи с нарушением внешних ограничений прав моральной оценки, а как прямое следствие пренебрежения теми границами, которые сама мораль ставит моральному поучению. В этом варианте морализаторство есть результат отождествления объективации морали или реально существующих объектов с самой моралью, с абсолютным и трансцендентным идеалом. В результате этой операции моральный идеал облекается в форму конкретизированного образа, соответствие или несоответствие которому становится принципом для создания особой нормативной сферы. При этом этическая нормативность насыщается дополнительным, паразитарным по отношению к морали содержанием, что позволяет придавать характер морального выбора ситуациям, где имеет место незначимое с точки зрения морали избегание или предпочтение. Морализатор имитирует трансляцию принудительной и самоочевидной моральной истины, в результате чего его контрагент перестает расцениваться как автономный индивид и лишается права на свободный выбор. Неприятие такого отношения воспринимается морализатором как бунт против морали, как выражение безнравственности. Фактически морализатор претендует на исключительные прерогативы морального судьи, а под его моральной беспристрастностью маскируется потребность в доминировании.     Морализаторский способ обращения к публике крайне притягателен для политика, пытающегося манипулировать массовым сознанием. Стремясь увеличить действенность своих призывов и обращений, он заинтересован в том, чтобы представить свою политическую программу как самое прямое и непосредственное выражение нравственных ценностей, сделать ее столь же универсализуемой, как моральное суждение. При этом сосуществование различных политических программ для морализирующего идеолога в принципе невозможно.

    А. В. Прокофьев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

dic.academic.ru

6. Возможна ли нравственная политика

Взаимоотношение нравственности и политики.

В мировой социальной жизни можно выделить 4 подхода к взаимоотношению политики и морали. Исторически первым из них является Морализаторский подход, в форме морального абсолютизма. означает, что политика имеет высоконравственные цели (общее благо, справедливость и т.п.) и не нарушает нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность и т.п.), используя нравственно допустимые средства. Этот подход к политике не утратил своего значения и в XX в. Представлен в идеологии христианско-демократического движения — одного из наиболее влиятельных политических движений современного мира. Подход, понимаемый как нравственный ориентир субъектов политики, их стремление сделать ее нравственной, учитывая при этом социальные реальности, способствует гуманизации политики. Попытки полностью подчинить политику нравственности в духе морального абсолютизма обрекают ее на неэффективность и тем самым компрометируют и мораль и политику.

Политика вне морали

Гипертрофированным отражением различий политики и морали является подход к их взаимоотношению, отделяющий эти две области общественной жизни друг от друга. Согласно второму подходу, политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в компетенции друг друга. Мораль — это дело гражданского общества, личной ответственности, политика — область противоборства групповых интересов, свободная от нравственности. Родоначальник этих взглядов Макиавелли. Он освободил исследование политики от религиозного и этического контроля, поставил в центр политического анализа проблему эффективности политики, способов и средств достижения целей. В своей работе «Государь» (1532 г.) он утверждал, что политика должна учитывать конкретное состояние общественных нравов, нравственную испорченность людей. Человек, желающий всегда делать добро, при безнравственном окружении ничего не добьется, не будучи реалистом, и погибнет. Если в народе не развиты гражданские добродетели и в обществе нарастает анархия, то ради спасения государства и порядка государь вправе использовать любые, безнравственные средства. В частной жизни он обязан руководствоваться общепринятыми нормами морали.

Макиавелли сохраняет мораль как регулятор частной жизни политиков, а также как благородную цель, оправдывающую безнравственные способы ее достижения. Неверно считать его апологетом полного отрыва политики от морали. Такой отрыв характерен для большевистских вождей России. Попытки освободить политику от нравственных оценок, поставить ее по ту сторону добра и зла, как правило, предпринимаются для того, чтобы оправдать антигуманные действия или, по крайней мере, вывести политику из-под критики. На самом деле они ведут к вмешательству политики в область морали и к ее разрушению.

Политика — это зло!

Игнорирование политикой нравственных ценностей делает ее аморальной. В реальной жизни безнравственность политики — широко распространенное явление. Это основание для трактовки политики и морали как непримиримых противоположностей — добра (морали) и зла (политики). Наиболее негативно оценивает политику анархизм. Политика и ее носитель — государство, писал М. А. Бакунин, «насилие, господство посредством насилия, замаскированного и откровенного. Зло, коренится в природе политики — во власти. Кто облечен властью, тот непременно сделается притеснителем и угнетателем общества». Власть развращает ее обладателей и вынужденных ей покоряться.

Близкой к анархизму общей оценки политики придерживается марксизм. Он трактует политику как неизбежное в условиях существования эксплуатации, классов и социального неравенства зло, область насилия. Зло необходимо использовать пролетариату для свержения эксплуататоров, подавления их сопротивления и построения неполитического коммунистического общества, основанного на социальном равенстве, общественном самоуправлении и свободе личности.

Выделяют причины, объясняющие кажущуюся и реальную аморальность политики:

1. Свойства власти распоряжаться материальными и духовными благами, судьбами людей. Это дает высокий престиж ее обладателям, влечет к государственной «кормушке» жаждущих личной славы и обогащения. Обладающий властью часто испытывает соблазн использовать ее в корыстных целях, а зависящий от нее чувствует почтение к сильным мира сего, стремление угодить, польстить начальству и т.п. Развращающее воздействие власти на управляющих и управляемых нарастает по мере ее концентрации и усиления бесконтрольности. Как говорил Д. Актон, «всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно».

2. Органическая связь политики с насущными интересами людей. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали «идея» неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от «интереса». Это можно отнести к нравственным идеям, по силе мотивации практического поведения обычно уступают материальным интересам. В политике реальные, прагматические интересы традиционно стояли на первом плане, оправдывая хитрость, ложь, убийства и др безнравственные поступки.

3.Обобщенность, безличность, представительность и опосредованность осуществления политических решений, облегчающие отступление от морали. Политические решения обычно принимаются от имени партии, народа, нации, класса и т.п. и касаются не конкретных личностей, а общих социальных групп и объединений. Те, кто принимает решения, как правило, их непосредственно не исполняют и часто не видят и не чувствуют негативных последствий своей политики.

4. Влияние на политику групповых ценностей и групповой морали, противоречащих общечеловеческим основам нравственности. Создать новую, классовую мораль, отличную от традиционной нравственности, были предприняты в странах бюрократического социализма. Противопоставление групповых интересов и ценностей общечеловеческой нравственности, подчинение морали политике на деле означает разрушение всякой морали. Пример вырождения морали — пропаганда в СССР как геройского поступка политического доноса пионера Павлика Морозова на своего отца.

Негативное влияние групповых ценностей и интересов на нравственность политиков и политики имеет место и в демократических странах, где политические лидеры обычно предпочитают не выносить сор из собственной партийной, часто утаивают неблаговидные факты.

5. Мультипликационный эффект политических злоупотреблений. Аморальные действия в высших эшелонах власти имеют свойство умножаться, нарастать. Это проявляется в том, что аморальный высший руководитель обычно стремится освободиться от честных работников или сделать их своими сообщниками, окружает себя угодными людьми.

Мультипликационный эффект злоупотреблений ведет к закрытости и вырождению правящей элиты. Его проявления особенно велики в жестко централизованных политических структурах со слабо развитыми автономией частей и контролем снизу. В России последних лет такой эффект проявился, в частности, в массовом распространении коррупции.

6. Ориентация политики на эффективность, достижение цели. Политические организации и движения создаются для реализации определенных целей. Пути и средства их достижения имеют для членов организация второстепенное значение, и облегчает возможность использования руководителями безнравственных средств. За результативность руководство несет ответственность перед членами организаций и электоратом. Средства и способы получения результатов мало кого интересуют и остаются в тени.

7. Конфликтность политики, ее функционирование как отношений друзей (союзников) — врагов (соперников), повышающие эмоциональную враждебность или напряженность между субъектами политики. Врагам или соперникам, очень редко стремятся делать добро, а это — важное требование нравственности.

8. Публичность политики, внимание к ней со стороны общества, высокие нравственные требования, предъявляемые гражданами к политическим лидерам. Политика затрагивает интересы многих людей. Ее главные творцы на виду у общества. Их считают наиболее компетентными и лучшими, достойными доверия людьми.

Политики оцениваются в двух качествах : деловых (компетентность, энергичность, умение руководить людьми) и человеческих, нравственных (порядочность, справедливость, забота о людях, готовность защищать их интересы). Из-за повышенной общественной значимости деятельности политиков объектом общественных суждений является их профессиональная, и личная жизнь. Судят политиков строго, чем рядовых граждан. Реальная политика, часто бывает далека от нравственности и считается многими «грязным делом». Полностью оторваться от морали политика не может, это ведет к компрометации самой политики и деградации всего общества. Осознание этого, равно как и претензия на реализм проявляются в следующем подходе к взаимоотношению политики и морали.

Компромиссный подход к соотношению политики и морали. Этика ответственности и этика убеждений М. Вебера.

Четвертый подход сегодня преобладает среди ученых и политиков. Он исходит из признания необходимости воздействия нравственности на политику, учитывающего специфику последней. Вебер считал, что не следует полностью разделять этику и политику, учитывать особенности политики. Не может существовать единого нравственного кодекса, одинаково применимого к деловым и сексуальным, к служебным и семейным отношениям, к друзьям и конкурентам и т.п. Этика должна учитывать особенности политики, главной из которых является применение насилия.

Вебер разделяет мораль на этику убеждений и этику ответственности. Этика убеждений означает неотступное следование нравственным принципам, независимо к каким результатам это приведет, не считаясь с затратами и жертвами.

Этика ответственности, предполагает учет конкретной обстановки, ориентацию политики на ее последствия, внутреннюю ответственность политиков за те результаты своих действий, которые можно предвидеть, готовность предотвратить большее зло, и с помощью зла меньшего. Соотношение этики ответственности и этики убеждений в реальных действиях должен определять сам политик.

Идеи Вебера о соотношении морали и политики получили широкое распространение. Они имеют ряд слабостей. Вебер сводит политику к легитимному использованию насильственных средств, ограничивая возможности влияния нравственности на политику. Задачи политики, намного сложнее, чем применение насилия. При решении ряда политических вопросов использование или угроза применения насилия могут повредить делу. Без гражданской ответственности, готовности к компромиссам, солидарности и кооперации политических факторов невозможно современное правовое государство. Выход содержания политики за пределы сферы применения насилия позволяет более широко использовать в ней нравственные ценности.

Институциализация нравственных требований(И.т.н.)

Понимание Вебера соотношения морали и политики освобождает политиков от закрепленной в конкретных институциональных нормах нравственной ответственности перед другими людьми и обществом. Решение вопроса о следовании нравственным принципам и применении средств для реализации политических целей оставляется на усмотрение самих политиков. Многие стоящие у власти вообще не задумываются о безнравственности своих действий. Оставлять моральную сторону политики без правового и общественного контроля — значит поощрять безнравственность в политике.

И.н.т. представляет собой их закрепление в нормах политических организаций и в праве, предполагает определенные санкции за нарушение моральных принципов. Такое институциональное закрепление морали — одно из важнейших условий гуманизации политики. Институты стимулируют нравственность в политике, и препятствуют ее влиянию. Б. Сутор отмечает для гуманизации политики и укрепления нравственности лучшим является тот строй, который отвечает человеческому характеру в его обычной амбивалентности: дурным наклонностям людей ставит необходимые ограничения, открывает максимально возможный простор для права и воли людей осуществлять саморазвитие, для их способности к добру».

Политические институты рассчитаны на обыкновенных граждан. Они способствовуют обычным людям в выражении их интересов, защите прав и выполнении обязанностей, побуждают соблюдать приемлемые для всех -государственные законы, обеспечивающие сочетание индивидуальной пользы с благом всего общества.

В современном мире центральным направлением и.н.т. к политике являются права человека. В соответствии с документами, принятыми мировым сообществом, они выступают универсальным критерием оценки гуманности политики, ее человеческого измерения.

Влияние нравственности на политику может осуществляться по направлениям. Это — постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и средств, учет в процессе деятельности моральных принципов, обеспечения эффективности политики. Выполнение этих требований в реальной политике — сложная задача. На практике ее гуманность зависит от методов и средств, используемых в процессе их достижения.

Заключение

Мир политического — это сложный и многослойный комплекс явлений, и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами.Важной задачей политологии является изучение закономерностей, основных норм и особенностей взаимодействия государств, региональных и всемирных организаций и других субъектов международных отношений в современных условиях. Эта проблема приобрела особую актуальность в наши дни, когда особенно значимо исследование механизмов принятия решений, ролей и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами.

Список литературы

  1. Емельянов, Б.В. Чичерин Б.Н. Политика как наука и деятельность / Б.В.Емельянов // Общество ревнителей русской философии. — 2002. — №5. – 13с.

  2. Зеркин Д.П. Основы политологи: Курс лекций. Ростов н/Д: “Феникс”, 1997. -101с.

  3. Зубков, С.А. Тенденции трансформации российской модели взаимосвязи политики, науки и техники в современных условиях / С.А.Зубков // Научные труды аспирантов и докторантов. — М.: Социум, 2006. — С.26.

  4. Кругликова, Г.А. Современная культурная политика: от идеи к практике Проект Ахей. — 2005. — №4. — С.34.

  5. Сморгунов, Л.В. Политическая философия и наука: от конфронтации к взаимовлиянию . Очерки по философии и культуре — СПб. Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — №5. — .214-228с.

  6. Соломатин, Я.И. О связи политологии и религии ..М..Аспект — 2006. М. -73с.

  7. Юревич, А.В. Наука и политика — 2006. –СПБ.Санк-Петербургское фил. общ. – 502с.

40

studfile.net

11.2. Моральные аспекты мировой политики

Мораль в мировой политике подразумевает оценку тех или иных действий на мировой арене с точки зрения того, насколько это хорошо или плохо, правильно или неправильно, нравственно или безнравствен­но. Само понятие «мораль» происходит от латинского слова mores, оз­начающего применение чего-либо на основе общепринятого — общих ценностей и традиций.

Перед политиками всегда возникали вопросы морали. Но ответы на них давались различные. Так, в «Мелосском диалоге» Фукидида афиняне связывают мораль с силой — более слабый должен принять то, что ему навязывает сильный. Этот постулат в дальнейшем был воспринят реалистской традицией в международных отношениях.

С моральными проблемами политики сталкиваются на каждом шагу и сегодня, начиная с продажи оружия и заканчивая организаци­ей помощи наиболее бедным странам. В последнем случае возникает вопрос: не окажется ли эта помощь в руках политической элиты, а наи­менее защищенные слои населения будут ее лишены, или — не будут ли подобные действия служить основой для развития иждивенческих настроений?

Проблема морали довольно часто встречается в риторике поли­тических и общественных деятелей. Нередко это имеет политическую подоплеку. Например, обращение к моральным аспектам политики постоянно прослеживалось в эпоху холодной войны.

Если одним из отцов-основателей международного права приня­то считать Г. Гроция, то этические начала современной мировой поли­тики во многом были заложены И. Кантом. Философ исходил из того, что участники социального взаимодействия (и государства в том чис­ле) изначально, по самой своей природе, ориентированы на сотрудни­чество для получения взаимной выгоды. При этом они могут сотруд­ничать, лишь уважая интересы и намерения друг друга. В этом случае им нет необходимости создавать некие властные структуры, которые их принуждали бы работать по правилам. Этими идеями руководство вались первые исследователи и практики, принадлежащие к школе политического идеализма. Представления И. Канта легли в основу идеи создания международных организаций. Предполагалось, что сотруд­ничество во имя общих целей будет закрепляться в последующем и та­кое поведение станет привычным.

Универсальны или обусловлены культурными особенностями моральные нормы? При ответе на этот вопрос существует два подхо­да. Первый подход исходит из невозможности сформулировать общие для всего человечества моральные принципы. Этот подход к морали в мировой политике называется релятивистским. Как пишут П. Виотти и М. Кауппи, моральные оценки тех или иных действий в этом случае могут быть даны только в контексте определенной культуры.

Представители данного направления отвергают существование универсальных человеческих норм и прав. Они подчеркивают, что мо­ральные принципы во многом обусловлены культурой и историей. На­пример, широко принятые в настоящее время представления о том, что демократия — это хорошо, а дискриминация по расовому, националь­ному, тендерному и прочим признакам — плохо, стали действительно таковыми лишь в XX столетии. На их основе принимались многие ре­шения. В то же время другие моральные принципы еще не стали обще­признанными. Это касается, например, уничтожения биологических видов, о чем шла речь в главе 10. Многие видят в уменьшении разно­образия живущих на Земле биологических видов проблему экономи­ческую (например, для фармакологической промышленности), а не мо­ральный ее аспект.

Противоположная позиция у тех, кто полагает, что существуют универсальные общечеловеческие нормы. К ним относятся, в частно­сти, представители либеральной школы. Говоря об универсальности моральных норм в мировой политике, М. Амстуц подчеркивает тот факт, что базовые представления едины для всех народов, и ссылается на ка­тегорический императив И. Канта: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого».

Веберовское различение «этики убеждений», основанной на веч­ных ценностях, и «этики ответственности», исходящей из важности последствий политических действий, имеет непосредственное отно­шение к вопросам морали в мировой политике. Если представители первого направления полагают, что цели и средства, используемые на международной арене, должны быть моральными, то приверженцы второго подчеркивают лишь необходимость того, чтобы моральному критерию отвечал конечный результат. Например, Дж. Най исходит из того, что внешняя политика, основанная на моральных принципах, дол­жна учитывать цели, средства и результаты предпринимаемых шагов.

В рамках первого подхода, ориентированный на оценку конечного результата, не является бесспорным. Последствия порой оказываются противоречивыми. Так, нередко экономическая выгода от реализации того или иного проекта (например, строительства гидроэлектростанции) вступает в противоречие с вредом, наносимым природе. Найти ответ в разрешении данной дилеммы весьма непросто. Даже когда эксперты приходят к согласию по фактической стороне дела, они нередко расходятся в моральных оценках проблемы.

Другим примером неоднозначности конечного результата, вызы­вающей дискуссии относительно моральных аспектов, может быть воп­рос об использовании ядерного оружия с более точным наведением. Казалось бы, оно и рациональнее, поскольку позволяет сократить по­тери среди мирного населения. Однако при этом совокупный эффект (в том числе экологические, отдаленные последствия заражения территории радиацией и т.п.), а также сам факт применения ядерного оружия, который во многом снимает моральную ответственность за нанесение ответного удара, делают возможность его использования с моральной точки зрения крайне уязвимой.

Американский исследователь М. Амстуц выделяет три основные моральные традиции в международных отношениях и мировой поли­тике:

  1. скептицизм в отношении морали;

  2. космополитизм;

  3. коммунитаризм.

Он пишет, что в основе скептицизма лежит этика ответственности, космополитизма — этика убеждений, коммунитаризма.

Скептицизм в отношении морали связан с политическим реализмом. Эта традиция, в отличие от цинизма, не отрицает наличия на мировой арене моральных принципов. Ее представители настаивают на том, что в мире не существует единых стандартов в отношении мора­ли. Государства должны руководствоваться своими национальными интересами, действуя при этом из соображений прагматизма и благо- разумности, а политические деятели — исходить из принципа рацио­нальности, просчитывая возможные последствия своих шагов. Этой традиции придерживались, в частности, бывший государственный сек­ретарь США Д. Ачисон, известный американский дипломат и иссле­дователь Дж. Кеннан и др.

Космополитизм наиболее тесно связан с кантовской традици­ей. Он основывается на убеждении о существовании в мире единой универсальной морали. Причем роли морали в мировой политике придается большое значение. Одним из наиболее ярких представите­лей космополитической традиции был президент США В. Вильсон. Сторонником этих взглядов был также президент США Дж. Картер.

Для представителей этой традиции важнейшей моральной про­блемой являются права человека. В рамках этой традиции считается аморально защищать национальные интересы в ущерб правам челове­ка, поэтому поддерживаются акты, связанные с гуманитарной интер­венцией ради защиты прав человека.

Коммунитаризм, как и космополитизм, исходит из представле­ний о существовании таких единых моральных норм и традиций, как равенство, экономическое процветание и т.п. Политические деятели должны руководствоваться и национальными интересами, и сообра­жениями морали. Представители этой традиции подчеркивают слож­ность любой ситуации, складывающейся на мировой арене, поэтому считают, что не существует простых и однозначных решений.

Проблема морали в мировой политике особенно остра в ситуа­ции вооруженного конфликта. Пример так называемого морального парадокса приводит М. Николсон. Он пишет, что убийство практиче­ски в любом обществе рассматривается как одно из тягчайших пре­ступлений, часто карающееся смертной казнью, а убийство противни­ка во время войны — как доблесть. Впрочем, далеко не все видят в этом примере парадокс. Так, для квакеров (членов религиозной христиан­ской общины) любое убийство является убийством. И с моральной точ­ки зрения всегда достойно осуждения.

Моральные установки, которые исходят из отрицания любой вой­ны, получили название пацифизма, а движения, исповедующие подоб­ные взгляды, — пацифистских. Своими корнями пацифизм уходит в пе­риод раннего христианства и отвергает использование любых насильственных методов. Кроме квакеров, пацифистских взглядов при­держивались М.Л. Кинг, М. Ганди и целый ряд других политических и общественных деятелей.

Во многом противоположны этим моральные принципы в отно­шении войны у тех, кто полагает, что любые вооруженные действия в интересах государства допустимы и поэтому могут быть оправдан­ными. Они исходят из реалистских представлений о роли государства. 11ричем история знает немало случаев, когда давались указания об уничтожении целых населенных пунктов только на том основании, что там среди мирного населения могли быть вооруженные противники.

Некое «срединное» положение между этими двумя точками зре­ния, как пишут Б. Рассет, X. Старр и Д. Кинселла, занимают те, кто полагает, что применение оружия является морально допустимым сред­ством в политике. Они исходят из коммунитаризма и считают, что, во- первых, все зависит от причин использования оружия. Например, одно дело самооборона, другое — завоевание. Во-вторых, важно, как ведет­ся война: страдает ли мирное население, как обращаются с военно­пленными, какое оружие применяется и т.п.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. В чем совпадают и в чем расходятся международные право и мо­раль?

    2. Какова роль понятия «суверенитет» в международном праве?

    3. Что представляют собой законы и обычаи войны (какие важ­ные международные документы в этой области были приняты)?

    4. Как в правовом отношении регулируется деятельность дипло­матических представительств за рубежом?

    5. Какие проблемы возникают в международном праве (каковы возможные подходы к их решению)?

    6. Являются ли моральные нормы универсальными или они обус­ловлены культурно-историческими особенностями?

    7. Каковы основные характеристики скептицизма, космополитиз­ма, коммунитаризма в области морали?

    8. Какие моральные подходы существуют в отношении примене­ния военных действий?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

      1. Всеобщая декларация прав человека. ГА ООН Юдекабря 1948 г.

      2. Статут Международного Суда.

      3. Устав ООН.

      4. Алексеева ТА. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2000.

      5. Дериглазова Л. Международное судебное и внесудебное право­судие // Международные процессы. 2008. Т. 6. № 1 (16). Ян­варь — апрель.

      6. Кулагин В.М. Политико-правовой режим современных между­народных отношений // Современные международные отно­шения / под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2000.

      7. Международное право : учебник / отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М. : Международные отношения, 1998.

      8. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М. : Гарда- рика, 2002.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *