Предмет патопсихологии: 1. Предмет и задачи патопсихологии

1. Предмет и задачи патопсихологии

Патопсихология – пограничная дисциплина, следовательно, возникает вопрос:  к какой из 2 областей (психиатрия и психология) она тяготеет, какой круг задач она может решать, на какие формы практического воздействия может претендовать.

Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии.

Так как патопси является психологической дисциплиной, ее предмет отличается от предмета психиатрии

 

Психиатрия

Патопсихология

Как медицинская наука прежде всего

—       направлена на выявление причин психической болезни

—       направлена на исследование синдромов и симптомов, типичных для того или иного заболевания

—       прогноз болезни на лечение и профилактику

Как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме

 

изучает закономерности психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме

 

Предмет патопсихологии – изучение психологических закономерностей нарушения или даже распада психики при различных психических заболеваниях в сопоставлением с нормой.

Ход рассуждения: от клинического описания нарушений к психологической классификации этих нарушений, раскрытию механизмов возникновения этих нарушений, установлению общих закономерностей функционирования психики при той или иной форме нарушения.

Объект исследования – у психиатрии и патопси один – нарушение психики у человека. 

 

Задачи.

1)   установление диагноза (но не на основании лабораторных исследований, а на основании комплексного клинического исследования)

2)   экспертизы:

  • воинская
  • трудовая – установить может ли человек продолжать трудовую деятельность или ему следует выйти на инвалидность.  Различают несколько феноменов:

агравация – преувеличение степени выраженности имеющихся нарушений. Задача психолога  выявить есть ли такие установки и определить может ли больной выполнять работу

диссимуляция – стремление приуменьшать  степень выраженности имеющихся нарушений. Задача та же.

  • судебно-психиатрическая – вопрос о вменяемости правонарушителя решается судом, на основании данных исследования

3)   охрана психического здоровья:

  • ·      мероприятия лечебного характера
  • ·      психокоррекция (например, трудовая – включение пациента в реальную трудовую деятельность меняет самооценку, отношение к себе и другим, порождает целенаправленную активность)

4)   коррекция и профилактика аномального развития у детей

5)   профилактика различных профессиональных заболеваний

6)   реабилитация 

 

Патопсихология — предмет, задачи, методы

патопсихология фотоПатопсихология — это практическая отрасль клинической психологии, которая изучает, с помощью психологических методов, расстройства психических состояний и их процессы. Патопсихология, осуществляя анализ патологических изменений, основывается на сопоставлении протекания психических процессов, характере формирования свойств личности, ее состояний в норме.

Предметом патопсихологии выступает психопатология, а ее задача заключается в психодиагностике, с целью обоснования лечения и уточнения медицинского диагноза.

Патопсихология непосредственно связана со специальной психологией (например, с дефектологией и олигофренопсихологией), что подтверждается учебными пособиями для дефектологических специальностей, а также психиатрией.

Итак, патопсихология это отрасль медицинской (клинической) психологии, которая получила свое развитие в стенах клиник психиатрии, как область практики и прикладная научная психологическая дисциплина.

Патопсихологию, как и нейропсихологию, относят к отечественной отрасли клинической психологии. У истоков ее создания были: Л.С. Выготский, Б. В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн.

Началом развития патопсихологии можно считать 1930-е годы, а в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы, она стала востребованной с целью восстановления психических функций у людей с военной травмой.

К 1970-м годам патопсихология достигает своего бурного развития. В эти годы были завершены основные труды отечественных патопсихологов. В это же время был заложен фундамент в подготовке специалистов-патопсихологов для психиатрических клиник. Ними стали первые отечественные практические психологи.

К середине 80-х годов прошлого столетия окончательно завершились теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии. В настоящее время осуществляется процесс разделения патопсихологии на отдельные направления.

В частности, как самостоятельная отрасль, из клинической патопсихологии отделилась судебная патопсихология.

Патопсихологическая диагностика

Диагностика патопсихологического эксперимента в плане процедуры исследования и анализа результатов по качественным показателям специфична и отличается от традиционных тестовых методов. При этом может оставаться классическим стимульный материал методик.

Анализ протокола патопсихологического исследования включает особую технологию, нуждающуюся в определенных навыках и умениях.

Основным принципом в построении экспериментальных приемов, которые направлены на исследование психики больных, выступает принцип моделирования психической деятельности, осуществляемой индивидом в учении, труде, общении. Моделирование выражается в том, что вычленяются действия человека, а также основные психические акты и организуется выполнение этих действий в несколько непривычных, искусственных условиях.

Очень многообразны качество и количество такого рода моделей: здесь и синтез, и анализ, и установление между предметами различных связей, расчленение, комбинирование, и т. д.

Большинство практических экспериментов заключается в том, что предлагают испытуемому выполнить определенную работу, действий «в уме» либо ряд практических заданий, а потом предельно точно регистрируют, каким именно способом человек действовал, и если ошибался, то какого типа и чем были вызваны эти ошибки.

Итак, патопсихология — это отрасль психологической науки, которая изучает изменения психической деятельности индивида вследствие соматических и психических заболеваний.

Ее данные имеют весомое практическое и теоретическое значение для разных отраслей психопатологии и психологии. В психологической современной науке встречается некорректное использование терминов и смешение понятий терминов в патопсихологии. В связи с этим возникает вопрос о разграничении понятий «патопсихология» и «психопатология».

Патопсихология выступает как психологическая, а не медицинская дисциплина.

Психопатология, являясь отраслью медицины, изучает общие особенности психических болезней, исследования их синдромов и симптомов, выявляя патогенетические механизмы психических нарушений.

Патопсихология — это психологическая дисциплина, исходящая из структуры и закономерностей развития психики в норме. Данная дисциплина изучает свойства личности и закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями протекания и формирования психических процессов в норме.

Итак, при всей близости патопсихология и психопатология разнятся своими предметами и объектом исследования. Поэтому задачи и проблемы, которые патопсихология решает своими методами и понятиями, не должны подменяться проблемами, которые находятся в компетенции врачей психиатров.

Например, установление клинического диагноза болезни и назначение соответствующего лечения является компетенцией психиатра, а психологическое исследование нарушений личности, ее мышления, умственной трудоспособности пациента, выявление сохранных психических функций для проведения коррекционно-восстановительной работы – это компетенция патопсихолога.

При определенных условиях иногда подростки и дети с нарушениями развития становятся объектом изучения патопсихолога. Например, при проведении воинской или судебно-психиатрической экспертизы подростка с легкой умственной отсталостью; при обследовании ребенка, которому требуется дифференцированная диагностика между синдромом раннего детского аутизма и детской шизофренией; при необходимости недобровольной психиатрической госпитализации ученика специальной школы в связи с нарушениями в поведении.

Нередко патопсихологу в своей практической деятельности требуется решать задачи, относящиеся к компетенции психолога. Например, при установлении или снятии диагноза «умственная отсталость» следует дать оценку обучаемости ребенка.

Прикладное значение патопсихологии очень трудно переоценить. Стоящие перед патопсихологом практические задачи нацелены на решение ряда вопросов психиатрической практики.

Важнейшей задачей практической отрасли клинической психологии является получение о психическом состоянии пациента дополнительных данных, о состоянии его эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности и личности в целом. Эти данные врачу необходимы для диагностики рассматриваемого заболевания.

И в этом помогает специальное экспериментально-психологическое исследование, которое выявляет многие признаки психических нарушений, определяя их взаимосвязь и структуру.

Патопсихологическое исследование, устанавливая личность и ее структуру нарушенной познавательной деятельности, позволяет патопсихологу получить дополнительные диагностические данные.

Вторую важную задачу, которую решает патопсихолог — это проведение с целью психиатрической экспертизы (воинская, трудовая, судебная) экспериментально-психологического исследования.

Также сложной задачей патопсихолога является исследование психической деятельности измененной под влиянием терапии. В этих случаях многократное исследование пациента однотипным набором методик дает возможность установить динамику изменений психики под влиянием терапии и подтвердить или опровергнуть эффективность назначенного лечения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Патопсихология: предмет, цели и задачи, место в структуре современного научного знания

Патопсихология — область клинической психологии, которая возникла на стыке психологии и психиатрии.

Термин «патопсихология» – ввел Бехтерев, 1903.

Патопсихология – наука о законах нарушений (изменений) психических процессов и свойств психической деятельности.

В отличие от: Психиатрия – изучение и помощь лицам с психическими болезнями.

Психопатология — часть медицины, посвященная описанию и изучению симптомов и синдромов при отдельных психических болезнях.

Патопсихология — психопатология: изучает объект: один, человек с психическими заболеваниями .

Метод психопатологии. Психологический – эксперимент, психиатрический – наблюдение.

Предмет психопатологии. Психопатология – характеристики проявлений, продуктов, результатов психического

нарушения; психология – закономерности нарушения психики, приводящие к этим

результатам.

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

Задачи патопсихологии:

-анализ структуры психических расстройств,

-установление степени снижения психических функций,

-дифференциальная диагностика,

-изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, или рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии.

Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций,

Патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.

Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии. В этом смысле ее можно причислить к прикладным областям знания.

В настоящее время в науке происходит чрезвычайно интенсивный процесс формирования междисциплинарных и прикладных областей. Существуют такие области, как биохимия, биофизика, химическая радиология и т.п. Этот процесс отпочкования от “материнской” науки, свидетельствующий о ее зрелости, коснулся и психологии: существует инженерная, детская, педагогическая, социальная психология, нейропсихология, патопсихология и т.п. Процесс отпочкования прикладных областей знаний обусловлен многими причинами, прежде всего научно- техническим прогрессом. В психологии к этим общим причинам добавляется еще одна — роль человеческого фактора. Стало очевидным, что многие, даже частные, проблемы педагогики, медицины и даже техники нельзя разрешить без учета человеческого фактора.

Предмет патопсихологии

Предмет и задачи патопсихологии

Определение 1

Патопсихология – это отрасль психологии, которая занимается изучением изменений психической деятельности при патологии мозга в сопоставлении с ее нормой.

Являясь прикладной отраслью психологии, патопсихология исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме.

Патопсихология, как интегративная область знаний о человеке, граничит с медициной и социологией.

Исследования, которые проводит патопсихология, всегда направлены на реального человека в его неразрывной взаимосвязи с социальной средой.

Есть смысл сказать о смешении понятий и некорректном использовании патопсихологических терминов. Важно разграничить понятия «психопатология» и «патопсихология».

Предмет патопсихологии определяет признание того, что она является психологической дисциплиной, а не медицинской.

Психопатология – это медицинская отрасль, которая занимается изучением общих особенностей психических заболеваний, выявлением патогенетических механизмов нарушений психики.

Готовые работы на аналогичную тему

Являясь психологической дисциплиной, патопсихология исходит из закономерностей развития психики в норме.

Психика соматических и психически больных людей является предметом патопсихологии, а в целом в рамках патопсихологии исследуются закономерности искажений отражательной деятельности мозга.

Перед патопсихологией стоят разнообразные практические задачи. Среди них:

  • Дифференциально-диагностическая – одна из важнейших задач практического патопсихолога, позволяющая получить дополнительные данные о психическом состоянии больного и, помогающая врачу поставить точный диагноз заболевания;
  • Задача исследования динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией – данная задача реализуется патопсихологами в условиях клиники. Дело заключается в том, что психопатологическая симптоматика в ходе лечения значительно изменяется, которые не всегда удается однозначно определить. Например, чтобы быстрее выписаться из отделения, больной с продуктивной симптоматикой, перестает демонстрировать наличие у себя бредовых идей или галлюцинаций, хотя сами расстройства могут сохраняться. В этом случае проводимое патопсихологическое исследование в процессе лечения, направленное на анализ всех компонентов психической деятельности, является объективным показателем влияния терапии на протекание болезни;
  • Участие в экспертной работе – ещё одна важная задача патопсихологии, особенно в проведении судебно-психиатрической, трудовой и воинской экспертизы. Экспертное заключение имеет большую значимость в судебно-психиатрической практике для того, чтобы принять судебное решение о вменяемости или невменяемости, мере ответственности за совершенные действия и др. Что касается воинской экспертизы, то здесь патопсихологические данные дают возможность для выявления проявлений шизофрении, олигофрении, психопатий, неврозов, ограничивающих несение воинской службы. В области трудовой экспертизы патопсихолог выявляет наличие психических заболеваний и в связи с этим насколько может быть снижена трудоспособность человека;
  • Следующая задача патопсихологии – это участие в реабилитационной работе. Проблемам реабилитации современная психология уделяет большое внимание, потому что реабилитационные мероприятия направлены на восстановление социального статуса больного человека;
  • Задача патопсихологии, связанная с участием её в психотерапии, должна проводиться не только по запросу врача-психиатра, но и под его руководством. Участие психологов в психотерапии необходимо, но вопрос о праве и возможности недостаточно регламентирован нормативными документами;
  • Задача исследования недостаточно изученных психических заболеваний решается патопсихологией реже остальных. Необходимые исследования проводятся на базе научно-исследовательских институтов.

Связь патопсихологии, психопатологии и специальной психологии

Патопсихология имеет тесную связь со многими дисциплинами, среди которых психиатрия, неврология, психопатология, психофизиология, общая психология, специальная психология, педагогика и др.

Патопсихология и психиатрия изучают психические расстройства человека, что является предметом их совпадения, но только с той разницей, что психиатрия практически не уделяет внимание тому, как протекают психические процессы у здорового человека. Клиническая психология, кроме того, занимается «пограничными психическими расстройствами», которые не являются болезнями.

Замечание 1

Таким образом, патопсихология и психиатрия имеют разную точку зрения на один и тот же предмет.

Психиатрия акцентирует свое внимание на соматической стороне психического расстройства, а клиническая психология – на специфике психологической реальности, которая возникает при психических расстройствах.

Патопсихология и психопатология связаны в области медицинской науки – психопатологии. И патопсихология, и психопатология работают с одним и тем же объектом – нарушением психической деятельности, поэтому они совпадают друг с другом, но рассматривают больных под разным углом зрения.

Патопсихология и неврология проявляют свои связи в концепции психоневрального параллелизма – это говорит о том, что в психической сфере каждому событию соответствует свое отдельное событие на уровне как центральной, так и периферической нервной системы.

Патопсихологию и психофармакологию связывают изучаемые последней психологические эффекты растений.

Существует связь патопсихологии, физиологии высшей нервной деятельности и психофизиологии, которая прослеживается в поиске корреляции между патопсихологическими процессами и их физиологическими коррелятами.

Факторы, которые противостоят возникновению психических и соматических расстройств совместно определяют патопсихология, валеопсихология, психогигиена, кроме этого все три науки совместно уточняют критерии психического здоровья.

Специальная психология и педагогика вместе с патопсихологией занимаются поиском путей коррекции проблемного поведения детей и подростков, которые возникают при нарушениях психического функционирования.

Патология и норма

Для патопсихологии такие категории как патология и норма неоднозначны.

Понятие нормы связывают со здоровьем, в то время как патология – это понятие болезни.

Рисунок 1. Патология и норма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Содержательное и научное определение того и другого понятия являются методологической проблемой.

В качестве базового критерия сравнения текущего и постоянного состояния человека используется категория нормы. Различают несколько видов нормы – идеальную, статическую, функциональную, социальную, индивидуальную норму и др.

Норма (нормальность) в самом широком смысле слова означают соответствие определенным стандартам, усредненным индивидуальным проявлениям, которые дают возможность человеку эффективно существовать как в обычных, так и меняющихся условиях.

Ряд психологов говорят о том, что норма – это оптимальный уровень психического функционирования. При оптимальном уровне человек может быть полноценным в любых условиях.

К критериям психического здоровья психологи относят:

  • постоянство своего Я, осознание и чувство непрерывности;
  • соответствие силе и частоте воздействий среды психической реакции человека;
  • критичность к своей деятельности и к себе самому;
  • ответственность за потомство и близких людей;
  • соответствие поведения общепринятым нормам и умение им управлять;
  • исходя из жизненных ситуаций изменять свое поведение;
  • умение планировать свою жизнь.

При любом отклонении от установленных норм говорят уже о наличии патологии, которая с точки зрения медицины трактуется как нарушение функционирования организма на биологическом уровне.

Клиническая психология рассматривает патологию даже тогда, когда отсутствуют биологические компоненты.

Ряд специалистов говорят о том, что понятие патологии не объясняет большого многообразия отклонений в психическом функционировании и предлагают использовать понятие «расстройство».

Психологи выделяют следующие критерии психического расстройства:

  • наблюдение реакций, которые превышают выявленную частоту их возникновения;
  • дисфункциональные состояния;
  • поведение, наносящее ущерб самому больному или окружающим его людям.

Замечание 2

Таким образом, если соотносить оба понятия, то здоровье предполагает наличие нормы, допуская при этом, отклонения от неё до пределов функциональной адаптивности к среде. Понятие «болезнь» уже понятия «патология», поскольку патологией считается болезнь и другие состояния без активных болезненных изменений, хотя уже являющихся отклонением от нормы.

Предмет патопсихологии, цели патопсихологического исследования

Патопсихология (от гр. Pathos- страдание, болезнь) является одним из направлений клинической психологии, изучающим особенности психической деятельности психически больных людей. Патопсихологию можно считать основой клинической психологии в связи с тем, что зарождение самой клинической (медицинской) психологии начиналось и происходило в недрах психиатрии. В последующем применение экспериментально — психологического метода исследования в других клинических дисциплинах привело к формированию новых отраслей клинической психологии (например, в рамках неврологии — нейропсихология). Как отдельный междисциплинарный раздел науки клиническая психология в России стала выделяться, а позже и преподаваться лишь в 60-е годы XX века. При этом разработка научной концепции клинической психологии велась с обеих сторон — и с медицинском, с психологической, что отразилось и в особенностях обучения по специальности «клиническая психология», осуществляемого как в медицинских университетах, так и на психологических факультетах немедицинских университетов.

Одно из первых определений патопсихологии принадлежит Б.В. Зейгарник [5]. Она пишет, что патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме; она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искаженной отражательной деятельности мозга.

В.В. Юрчук [цит. по 12] отмечает, что патопсихология — это отрасль медицинской психологии, которая исследует специфические закономерности нарушение психической деятельности, активности субъекта с учетом его психологических и соматических свойств и особенностей с самой болезни.

И.Ф. Мягков и С.Н. Боков [цит. по 12] подчеркивают, что основным предметом изучения патопсихологии являются закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

О.П.Росин [цит. по 12]  полагает, что предметом исследования патопсихологии является звено в структуре симптомообразования, которое предшествует патопсихологическим формированиям в патогенезе болезни. Более четко предмет патопсихологии обозначается с позиций практически-медицинской точки зрения, как изучение нарушенных и сохранных феноменов психической деятельности при психических заболеваниях. Объектом патопсихологического исследования является психически больной человек, а субъектом исследования выступает клинический психолог («патопсихолог»).

Цель патопсихологии — изучение закономерностей болезненного (патологического) искажения или распада психической деятельности психически больного человека и определение возможностей ее реконструкции с помощью методик практической психологии.

Одна из главных задач патопсихологии — получение дополнительных данных о психическом состоянии пациента — его познавательной деятельности, эмоциональной, мотивационной сферы и личности в целом с помощью психологических методов исследования. Экспериментально-психологическое исследование пациента позволяет выявить многие признаки психических нарушений, не обнаруживаемых в клинической беседе, определить структуру этих нарушений, их взаимосвязь с клиническими симптомами.

Не менее важной задачей патопсихологии является экспериментально-психологическое исследование нарушений и восстановление психической деятельности пациента в процессе лечения.

Другой важной задачей патопсихологии является проведение психологических исследований в экспертных целях (в рамках трудовой, военной, судебной экспертизы). В процессе экспертного исследования клинический психолог определяет прежде всего функциональное состояние личности индивидуума и его адаптивно-поведенческих ресурсов по отношению к требованиям объективных обстоятельств. Сложность подобных исследований заключается в том, что пациент часто заинтересован в результатах исследования, и может стремиться преуменьшить выраженность имеющихся болезненных нарушений (диссимуляция), либо усилить их (аггравация) или даже имитировать психические нарушения (симуляция).

Одной из практических задач, стоящих перед клиническим психологом, является психологическая реабилитация больных с физическими или психическими заболеваниями. В психиатрическом плане эта работа состоит в реадаптации и социально-психологической реабилитации больных психическими и наркологическими заболеваниями, в исследовании возможностей коррекции социального окружения пациента, коррекции его отношения к болезни, лечению, рецидивам, реакциям среды. Цель подобной деятельности клинического психолога — разработка рекомендаций, способствующих трудовой и социальной адаптации и реабилитации, вторичной и третичной психопрофилактике.

Важным аспектом участия клинического психолога в лечебном, реабилитационном и психопрофилактическом процессах является взаимодействие с семейным окружением больных с целью коррекции и нормализации межличностных отношений, оказания больному поддержки и формированию эффективного комплаенса.

В детской патопсихологии прибавляется еще одна важная задача, осуществляемая с опорой на диагностику характера психического расстройства у ребенка, — оценка психического развития и выбор фармакологических и психологических средств активации и нормализации психологического развития ребёнка.

Патопсихология, как раздел клинической психологии, тесно связанна с разделом клинической психиатрии – психопатологией, являющейся основным методом исследования в психиатрии. Общим для этих смежных клинических подходов (патопсихологии и психопатологии) является общность предмета их изучения — патология психической деятельности больного человека, а также соотношение нарушенных и сохранных психических процессов, свойств, состояний, неадекватного поведения.

При определении сущностных различий в психопатологических и патопсихологических исследованиях важно отдавать себе отчет в том, что предметом изучения психопатологии являются клинические симптомы и синдромы психических расстройств, а предметом патопсихологических исследований являются лежащие в основе выявленных симптомов и синдромов изменения в психических процессах, свойствах, состояниях и в механизмах организации поведения.

Греческое слово symрtoma означает совпадение, признак. Данное понятие в медицине утвердилось по отношению к клиническим проявлениям болезни (симптомам и их патогенетически объединенным совокупностям — синдромам).

Поскольку симптом представляет собою внешний признак какого-либо явления, его, как понятие, трудно использовать при оценке патопсихологических изменений. Последние тоже являются знаком патологии (семиотика=семиология=учение о знаках), однако здесь речь идет не столько о внешних проявлениях, сколько о внутренних механизмах. В этом отношении Ю.Ф.Поляков отмечал, что клинические психопатологические исследования выявляют закономерности проявлений нарушенных психических процессов, а экспериментально-психологические исследования отвечают на вопрос как именно нарушено течение психических процессов. В.М.Блейхер и соавт. [1] предпочитают при этом употреблять понятие не «симптома или синдрома», а понятие «регистр-расстройства».

Задача и психиатра, и медицинского психолога, таким образом, заключается в том, чтобы выявить внешние проявления психических нарушений (их симптомы и синдромы), а затем перейти к исследованию их внутренних основ, т.е. к изучению расстройств определенных психических функций. В этом смысле клинико-психологическое исследование (в т.ч. с применением экспериментов, опросников, тестов и т.п.) включает в себя два аспекта: патопсихологический и нейропсихологический.

Патопсихологический подход направлен на поиск основного радикала (регистра) расстройств, т.е. тех нарушений в психическом функционировании, которые обусловили определенные клинические синдромы.

Нейропсихологический подход позволяет определить структуры и зоны головного мозга, которые в норме обеспечивали данные психические функции, вышедшие теперь из строя.

При работе с конкретными больными вначале рекомендуется, определить какой из 2-х общих (интегративных) регистров расстройств имеется у данного пациента: психотический или допсихотический (т.н. «пограничный»).

Психотические расстройства и состояния характеризуются либо патологическим содержанием сознания и личности, либо выраженной их дезинтеграцией, нарушениями восприятия и смыслоообразования, наличием патологических восприятий и патологических идей (мыслей и смыслов), дезориентировкой и (или) патологической ориентировкой, некритическим к себе отношением и неспособностью адекватно понимать и осознавать ситуацию, неспособностью к адекватным оценкам и прогнозам (предвидениям), а также неспособностью адекватно организовывать свое поведение, руководить им и управлять собою.

Психотический регистр расстройств психики соответствует таким клиническим проявлениям заболеваний как делирий и другие состояния спутанности сознания, как галлюцинаторные и (или) бредовые синдромы, как выраженные аффективные расстройства настроения (депрессивные или маниакальные синдромы). К психотическому регистру расстройств относятся также состояния начального отсутствия или утраты когнитивных функций и адаптивных ресурсов: деменции, выраженные олигофрении, амнестические синдромы, выраженные патологические развития личности и её декомпенсации.

Допсихотические расстройства часто называют «пограничными» в том смысле, что они представляют собою психические нарушения такого регистра, который, с одной стороны, граничит с нормой, а с другой, — приближается к психотическому регистру. Все зависит от степени выраженности этих расстройств, однако для их констатации необходимо найти их конкретные проявления (симптомы и синдромы) и доказать путем психологического исследования, что при этом не нарушена ориентированность личности, имеется её сохранное самосознание и критическое к себе отношение, сохранены в основном также адекватные восприятия, суждения и способность организовывать свое поведение и управлять им.

К регистру допсихотических нарушений психики относятся проявления самых различных как психических, так и физических заболеваний: синдромы астенические, тревожные и депрессивные, обсессивные и фобические, соматоформные, ипохондрические, явления дереализации и деперсонализации. Сюда относятся также любые виды расстройств личности – без выраженных признаков патологического её развития и декомпенсации. Очевидно также, что зависимые состояния личности (от психоактивных веществ или от иных объектов аддикции) тоже представляют собою регистр допсихотических нарушений но опять же, если при этом личность является сохранной, не декомпенсированной.

Вместе с тем, границы между психотическим и допсихотическим регистрами расстройств психики являются относительными. В практической работе особенно важно учитывать, что любой признак допсихотического регистра расстройств может не только приблизиться по степени своей тяжести к границе психоза и стать «квазипсихотическим», но также перейти эту границу и стать собственно психотическим синдромом (например, — астеническая спутанность сознания, ипохондрическией бред, бредовая дереализация, параноиды страха, легкое когнитивное расстройство — перейти в деменцию и т.д.).

Наряду с общепатологическими понятиями психотического и допсихотического регистров расстройств психики практическую значимость имеет также типология психических нарушений, характерных для отдельных классов заболеваний. Доказано, что при этом не существует нозологически специфических психических расстройств, однако каждому классу психической патологии свойственны предпочтительные для него регистры расстройств и, следовательно, наиболее вероятные типы психических нарушений. Их выявление и изучение способствует более точной диагностике, пониманию механизмов их развития и более адекватному подбору средств лечения и средств психокоррекции.

Психоорганический регистр расстройств предпочтителен для психических заболеваний, обусловленных органическим поражением головного мозга или его дисфункцией: сосудистые и атрофически-дегенеративные процессы, черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания головного мозга, опухолевые поражения, отравления (острые, хронические), тяжелые физические заболевания с вторичным патогенным воздействием на головной мозг, нарушения обмена веществ и мн.т.п. Клинически при этом возможны любые психопатологические симптомы и синдромы, но этиопатогенетически предпочтительными являются расстройства сознания, амнестические синдромы, деменция, органическое изменение личности. Патопсихологической основой данных проявлений являются психоорганические нарушения когнитивной деятельности, снижение личности, расторможение эмоций и влечений, снижение способности концентрировать внимание, планировать и контролировать свою деятельность. При этом могут выступать признаки локальных поражений высших психических функций (речи, письма, гнозиса, праксиса и т.д.), особенности которых уточняются нейропсихологическими исследованиями.

Шизофренический регистр расстройств психики предпочтителен для шизофрении и шизофреноподобных психозов. В их развитии основную (этиопатогенетическую) роль играет врожденное несовершенство нейронных систем головного мозга и их взаимодействия (связей) между собою, выявляющееся либо спонтанно (под влиянием обычных жизненных нагрузок), либо вследствие дополнительных воздействий (стрессовых, экзогенных, органических).

Психопатологический объем расстройств шизофренического регистра включает в себя все симптомы и синдромы психических нарушений. Однако предпочтительной для данного регистра является совокупность клинических признаков особого рода. Прежде всего – это так называемая редукция энергетического потенциала, проявляющаяся эмоциональным и волевым снижением, спадом жизненного тонуса и активности – вплоть до апатических и абулических состояний. Типичными здесь являются также расстройства ассоциативных процессов с явлениями речевой бессвязности, остановок и соскальзываний в мышлении, стереотипных ассоциаций и т.п. Предпочтительны для шизофренического регистра расстройств и нарушения смыслообразования. Это могут быть различные необычно вычурные бредовые конструкции, но более всего на себя обращают внимание вычурность мыслей и их полисемантизм, идеаторные автоматизмы, разноплановость мышления, неологизмы, резонерство, символизм мышления и такие речевые расстройства, как шизофазия и т.д. Глубокие изменения в рамках шизофренического регистра расстройств претерпевает личность больных. Чаще всего она меняется радикально – по сущности всех своих основных свойств. В результате перед окружающим предстает совсем другой человек, отличающийся от прежнего своими интересами, убеждениями, взглядами, отношениями, самоотношением и т.д. При этом «новая» личность оторвана от реальных задач, отличается во всем «инакостью», необычностью, противоречивостью, амбитендентностью и амбивалентностью, утратой адаптивного потенциала и разумных позиций.

Аффективный регистр расстройств настроения клинически проявляется фазными состояниями эмоциональной угнетенности или приподнятости. Чаще отмечаются различной степени выраженности депрессивные расстройства. Они могут быть в любом классе психической патологии, но в наибольшей мере предпочтительны для маниакально-депрессивного психоза, для его мягкого варианта — циклотимиии, для приступообразных форм шизофрении, а также для «смешанного» шизоаффективного психоза. Депрессивные эпизоды могут быть обусловлены и глубокими личностно значимыми психическими травмами, и соматическими заболеваниями, и вследствие мозговых дисфункций.

Патопсихологические исследования при депрессиях должны проводиться с особой аккуратностью, поскольку главным при этом является не просто подтвердить замедление темпа ассоциаций и аффективную подавленность. Важно установить, насколько депрессия охватила психические процессы, пронизала свойства, мотивы и состояния личности, перестроила поведенческий профиль. Достаточно сказать, что при этом могут быть и ступор, и двигательные возбуждения; и временное слабоумие, и расстройства памяти; и бред, и суицидальное поведение; и глубокое изменение самооценки, самоотношения и отношения как к самым близким людям, так и к человечеству в целом.

Патохарактерологический регистр расстройств клинически проявляется различными вариантами истинных (ядерных) психопатий, именуемых также специфическими расстройствами личности. В этом ряду находятся и «нажитые» (неядерные, «краевые») психопатии, более понятные как психопатоподобные состояния, возникающие чаще всего вследствие экзогенных, экзогенно-органических или собственно органических поражений головного мозга. Вместе с тем существуют и психогенно обусловленные психопатоподобные изменения, получившие название патохарактерологических развитий под влиянием грубых длительных дефектов воспитания. Они представляют собою как бы искусственно сформированную психопатию.

При всех вариантах патохарактерологических проявлений путем патопсихологических исследований выявляется преобладание неадаптивных и дезадаптивных стратегий в организации поведения. Отмечаются отклонения в манерах и стиле взаимодействия с другими людьми, нарушается контроль над эмоциями и влечениями, нарушается восприятие «Я» во взаимоотношениях с «Другими», из-за чего наличествует личностный дистресс. Поведение в целом не может соответствовать ожиданиям окружающих и культурально сильно отличается от общепринятого.

Невротический регистр расстройств связан со стрессовыми воздействиями на личность, с переживаниями трудных жизненных ситуаций, а также с внутриличностными конфликтами. Особо склонны к невротическим и связанным со стрессом расстройствам личности с невротической акцентуацией или с невротическим личностным расстройством как таковым.

Клинически нарушения невротического регистра проявляются тревожными и фобическими симптомами, обессивно-компульсивными состояниями, диссоциативными (конверсионными) расстройствами, неврастенией, реакциями на острый стресс, посттравматическим стрессорным расстройством, расстройствами адаптации.

Патопсихологически у больных с невротическими нарушениями выявляются диссоциировнность «Я», глубокая личностная противоречивость, укорененные комплексы, вытесненные переживания, неотреагированные эмоции, неудовлетворенные базовые потребности, отклонения в психосексуальном развитии, неадаптивные фиксированные эмоциональные установки, тревожность личности и неуверенность в себе, неустойчивость в самооценке и самоотношении неадаптивное психологически защитное поведение, низкий уровень стрессоустойчивости.

Психосоматический регистр расстройств клинически проявляется психогенно обусловленными дисфункциями со стороны различных органов и систем организма, психосоматическими реакциями и более стойкими соматизированными психическими расстройствами, включая соматизированные депрессии. Сюда же относятся так называемые «органные» и системные «неврозы» («невроз» – сердца, «невроз» – желудка и т.п.). В этом же ряду находятся также ипохондрические состояния. Часто при выяснении анамнеза жизни у больных этого профиля удается определить наследственную и (или) конституциональную предрасположенность к психосоматическим расстройствам.

Патопсихологически у больных с психосоматическими расстройствами выявляются органная направленность эмоциональных реакций; повышенный тип личностной активности с чрезмерной мобилизацией физиологических систем организма; наличие алекситимии с перегрузкой выражения своих чувств на языке органов; повышенная готовность к «соматизации» переживаний; признаки невротичности личности с повышенной эмоциональной чувствительностью, утомляемостью, истощаемостью.

Личностный регистр расстройств имеет место практически при любом виде психической патологии, а также при серьезных физических заболеваниях. Личность всегда реагирует на развивающуюся болезнь, проявляет к ней свое отношение и тем или иным образом видоизменяется под влиянием болезни. Наиболее глубокие изменения личности происходят вследствие шизофрении, органических заболеваний и поражений головного мозга, вследствие зависимости от психоактивных веществ, после переживаний острых тяжелых стрессов, а также в результате тяжелых хронических психических травм. Существует и относительно самостоятельная форма личностной патологии – «специфические расстройства личности», ранее известные как психопатии.

При исследовании расстройств личности важно отграничивать их от патохарактерологических нарушений. Личность и характер неотъемлемы друг от друга, но характер является лишь структурно-функциональным компонентом личности. То же самое относится к интеллекту, памяти, знаниям, способностям, опыту, навыкам и другим ресурсам личности, без которых личность не в состоянии адаптироваться, но которые тоже не являются собственно личностью.

В свете сказанного, патопсихологическую оценку расстройств личности следует проводить одновременно в трех аспектах (сферах):

1. Расстройства личности, происходящие преимущественно в сфере её характера, темперамента, инстинктов, влечений и поведенческих паттернов.

2. Изменения личности, происходящие преимущественно за счет её когнитивного снижения.

3. Изменения личности, происходящие преимущественно в сфере её жизненных смыслов, убеждений, взглядов, отношений, интересов, самооценки и самоотношения, принципов, позиций, видов деятельности и образа жизни. Речь, таким образом, здесь может идти о глубоких патологических изменениях в содержании личности, в её личностных ценностях и в жизненной направленности. Типичный пример подобного рода трансформаций – патологические развития личности.

20. Теоретические проблемы патопсихологии — Сайт psymsuotvety!

Патопсихология является разделом психологии.

Предмет патопсихологии.  Ориентируется на предмет психологии.

Предмет психологии.

Психология- наука  о порождение

Предмет патопсихологии – изучение психологических закономерностей нарушения или даже распада психики (психической деятельности)при различных психических заболеваниях в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме.

 Ход рассуждения при патопсихологическом  анализе:

  1. От клинического описания (психиатрического) псих.  нарушений следующий шаг к психологической квалификаций этих нарушений в системе псих.  знаний
  2. Раскрытие механизмов возникновения этих нарушений
  3. Установление общих закономерностей функционирования психики при той или иной форме патологии.

Патопсихология как психологическая дисциплина – имея дела с клиническим описанием феномена переводит это описание первоначально на псих.  язык, дает характеристику в системе псих.  знания и это позволят в дальнейшем подойти к изучению псих.  механизмов возникновения болезней.

В итоге в патопсихологии:

  • ·         Предмет психологический
  • ·         Понятийный аппарат – психологический
  • ·         Методы исследования – психиологические (и тесты, и эксперимент).

Психика – формирующаяся прижизненно путем освоения человеческого опыта, усложняется ее структура, псих. процессы становятся опосредствованы – ВПФ.

  • ·         Источником развития является окружающий мир, социокультурная реальность, в в которую погружен человек,
  • ·          важнейшим условием человека является – мозг человека.
  • ·         Основной механизм – механизм присвоение, предполагающий активность человека для усвоения.

Иных общих основных закономерностей возникновения и развития психического отражения – не существует, если работать в рамках данной школы. Также как и в патологии, так и в норме – все эти вышеперечисленные принципы. 

 

Болезнь повреждает нервную систему, но человек с такой поврежденной системой человек продолжает жить: познавать, действовать, общаться с другими людьми, в процессе этой деятельности больного и образуются психопатологические явления. Говорила, что не вся психическая деятельность детерминирована мозгом, она детерминирована образом жизни человека.

 

Теоретические проблемы исследовании патопсихологии:

  • ·         Изучение психологических механизмов возникновение сложных патологических явлений  (бреда, галлюцинация, расстройств сознания).

Решена ли проблема генеза сложных патологических явлений в работах Бехтерева и Рубинштейн: нет, она только поставлена в них.

  • ·         Требование к методу исследования:

Метод должен создавать условия провоцирующие возникновение патологических явлений, метод должен создавать условиях для вариации и контроля за поведением, деятельностью пациента, этих условий, важный всегдашний ограничительный тезис: не навредить. 

Распад не есть негатив развития – есть ряд отличий между психикой ребенка и больного взрослого.

Некоторые стороны психической жизни приобретают чрезмерность в патологии. Распад не есть повторение в обратном порядке хода онтогенеза.

 Психика человека имеет сложное системное строение. Возникающий в условиях психической болезни дефект имеет сложное системное строение. Нескольки основных признаков сложного строения:

 Если нарушена какая-то одна сторона псих. деятельности, какой-то один признак этой деятельности то страдают все иные стороны псих. деятельности,  те которые, это нарушенное звено включено. Пример: при различных ормах органической патологии мозга (не локальная,а  диффузная – инфекционное поражение мозга, при интоксикации, массивных травмах), главный признак – повышенная истощаемость психической деятельности – невыносливость к нагрузкам как к психическим, так и физическим. Это отразиться на мотивации: быстрая истощаемость побуждений к деятельности; отразиться на процесс запоминания и воспроизведения: продуктивность эти процессов будет падать на фоне истощения; тоже самое о мышление и эмоции. Сложность системного строения дефекта состоит в том, что дефект имеет не только негативные, но и позитивные характеристики: дефект актуализирует процессы адаптации к нему и компенсации дефекта. Адаптация к дефекту – это как вариант развития в этих измененных болезнью условиях, эти эффекты адаптации (психические новообразования могут встраиваться в общую структуру, придавая дефекту сложную конфигурацию).

Сложность строения дефекта связана с тем, что больной человек начинает занимать в обществе иную позицию.  Дефект вызывает социальный вывих, для пациента позиция ущербности, ожидание негативной оценки со стороны других людей – это вносить свой вклад в общую картину дефекта.

 Проблемой патопсихологии становится: изучение компенсаторной адаптивной активности пациента в условиях болезни, с анализом оценкой той новой социальной позиции, которую начинает занимать пациент в обществе.

Требование к методу исследования при таком понимании проблемы:

Метод исследования должен позволять диагностику вот этой особой компенсаторной активности пациента, метод должен позволить оценить насколько способен человек адаптироваться к дефекту. Метод исследования должен нацеливать на диагностику зоны ближайшего развития пациента.  Метод должен открывать нам возможность оценить больного в сотрудничестве с другими людьми, таким методом может быть формирующий (обучающий) эксперимент.

  1.  Адаптация к условиям болезни и компенсация признаков дефекта может быть успешной и может быть и неуспешной. Позитивной и негативной. Если адаптационные механизмы больного не приводят к положительному эффекту, она может породить новые симптомы болезни. Это симптомы в отношении которых сам пациент выступает в качестве автора и творца, они психологические по генезу. В этой системной и сложной картине дефекта могут быть сочетания тех симптомов, которые порождает сам пациент и сама болезнь. В структуре дефекта симптомы разного генеза: первичные, которые корнями уходят в саму природу патологии, и вторичные – возникшие по механизму адаптации к болезни. Пример: грубое нарушение памяти, при многих формах патологии (эпилепсия, алкоголизм и т.д.) , характеризуется таким дефектом как конфабуляции. В патологии нет ничего такого, чего бы не было в норме – это не так – фасад то другой. Конфабуляции компенсаторный феномен, призванный  завуалировать реальное нарушение памяти, которые могут быть травматичны для больного при их осознании. Эти компенсаторно возникшие симптомы производное от собственной активности пациенте и его отношение к своему дефекту, проблемой исследования в этих условиях становится: изучение психологических механизмов, возникновение вторичного по генезу симптомокомлпекса. Требование к методу: метод должен создавать основу для дифференциации первичных и вторичных нарушений. 

+ проблемы (кратко)

 

  1. Изучение условий и психологических механизмов возникновения сложных патологических явлений. Требования к методу: он должен создавать условия, провоцирующие возникновение тех или иных патологических феноменов + варьирование условий и контроль за ними. Провоцируя патологические феномены, надо соблюдать основное деонтологическое правило – «не навреди!». Методологическая основа проблемы: Положение о социокультурной детерминации и прижизненном формировании ВПФ.
  2. Изучение той новой структуры психической деятельности, которая возникает у больных с различными формами патологии. Требования к методу: не только создавать условия, провоцирующие нарушения, которые далее оцениваются количественно, но и проводит качественный анализ. Методологическая основа проблемы: Распад психики не есть негатив её развития, но всегда некое новое качество её развития (Выготский).
  3. Изучение соотношений этих двух линий в структуре дефекта; изучение компенсаторного потенциала, который сохранен и содержится в психике больного. Требование к методу: он должен создавать условия для выявления, как распада, так и развития. Изучение обучаемости больного – ЗБР. Методологическая основа проблемы: Психика человека имеет сложное системное строение.
  4. Изучение механизмов формирования вторичного симптомокомплекса. Требования к методу: создание условий для дифференциации первичных и вторичных нарушений. Методологическая основа проблемы: В структуре дефекта могут быть выделены как первичные, так и вторичные нарушения; природа их различна.

 

Патопсихология: ее предмет и задачи

Патопсихология возникла на стыках психологии, психопатологии и психиатрии, в чем заслуга таких выдающихся отечественных деятелей, как Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Поляков и др.

Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга. Следовательно, при всей близости объектов исследования психиатрия и патопсихология отличны по своему предмету. Всякое забвение этого положения (т.е. положения о том, что патопсихология является психологической наукой) приводит к размыванию границ этой области знаний, к подмене ее предмета предметом так называемой «малой психиатрии». Проблемы и задачи, которые патопсихология должна решать своими методами и в своих понятиях, подменяются проблемами, которые подлежат компетенции самих психиатров, что приводит не только к торможению развития патопсихологии, но и не приносит пользы самой психиатрии.

Патопсихология, согласно Б. В. Зейгарник, изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Часто дискуссионным остается вопрос о разграничении предмета патопсихологии и психопатологии как раздела психиатрии. Это неизбежно, так как обе науки имеют дело с одним и тем же объектом – нарушениями психической деятельности. Как отмечает В. М. Блейхер, психопатология не сводится к патологическим изменениям психики. Это наука, не только описывающая клинические проявления нарушений психики, но и изучающая их механизмы, в том числе и психологические.

Задачи патопсихологии:

— Анализ закономерностей расстройства психики, в частности изменений личности психически больных;

— Психологическая диагностика нарушений психики больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной, военной экспертизы.

— Анализ патологических изменений осуществляется на базе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме.

  1. Патопсихология как междисциплинарная область знаний: ее связь с психопатологией и специальной психологией

Патопсихология тесно связана с такими дисциплинами, как психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, валеология, общая психология, психодиагностика, специальная психология и педагогика.

Связь патопсихологии с психиатрией. Психиатрия мало уделяет внимания тому, как протекают психические процессы в норме, у здоровых людей. Совпадающим предметом психиатрии и патопсихологии являются психические расстройства. Однако клиническая психология, кроме того, занимается такими расстройствами, которые болезнями не являются (так называемые «пограничные психические расстройства»). Фактически же современная психиатрия и патопсихология различаются не предметом, а точкой зрения на один и тот же предмет: психиатрия делает акцент на морфофункциональной (соматической) стороне психического расстройства, тогда как клиническая психология акцентирует внимание на специфике психологической реальности, возникающей при психических расстройствах.

Связь патопсихологии с психопатологией прослеживается в особой области медицинской науки — психопатологии. И патопсихология, и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом: нарушениями психической деятельности. Поэтому существует мнение, что эти дисциплины совпадают одна с другой и различаются только углом зрения, под которым они рассматривают больных людей. Б. В. Зейгарник утверждала, что патопсихология (в отличие от психопатологии) занимается изучением закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, тогда как психопатология якобы изучает только нарушенные психические функции.

Связь патопсихологии и неврологии проявляется в концепции психоневрального параллелизма: каждому событию в психической сфере обязательно соответствует отдельное событие на уровне нервной системы (не только центральной, но и периферической).

Связь патопсихологии и психофармакологии заключается в изучении последней психологических эффектов лекарственных средств. Сюда же можно отнести и проблему плацебо-эффекта при разработке новых лекарственных соединений.

Связь патопсихологии л физиологией высшей нервной деятельности и психофизиологией проявляется в поиске корреляций между патопсихологическими процессами и их физиологическими коррелятами.

Связь патопсихологии с валеопсихологией и психогигиеной заключается в совместном определении факторов, противостоящих возникновению психических и соматических расстройств, и уточнении критериев психического здоровья.

Связь патопсихологии со специальной психологией и педагогикой проявляется в поиске путей коррекции проблемного поведения детей и подростков, вызванного нарушениями психического функционирования или аномалиями личностного развития.

Патопсихология — предмет, задачи, методы

Патопсихология является практическим разделом клинической психологии, который изучает с использованием психологических методов психические расстройства и их процессы. Патопсихология, проводя анализ патологических изменений, основана на сопоставлении хода психических процессов, характера формирования черт личности, его условий в норме.

Предметом патопсихологии является психопатология, и его задачей является психодиагностика, чтобы обосновать лечение и уточнить медицинский диагноз.

Патопсихология напрямую связана со специальной психологией (например, с дефектологией и олигофренопсихологией), что подтверждается учебниками по дефектологическим специальностям, а также психиатрией.

Итак, патопсихология — это раздел медицинской (клинической) психологии, развившийся в стенах психиатрических клиник, как область практики и прикладной научно-психологической дисциплины.

Патопсихология, как и нейропсихология, относится к отечественной отрасли клинической психологии.Истоки его создания были: Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн.

Началом развития патопсихологии можно считать 30-е годы, а в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы она стала популярной с целью восстановления психических функций у людей с военной травмой.

К 1970-м годам патопсихология достигла своего быстрого развития. За эти годы основные работы отечественных патопсихологов были завершены.В то же время был заложен фундамент подготовки патопсихологов для психиатрических клиник. Они стали первыми отечественными практическими психологами.

К середине 80-х годов прошлого века теоретические дискуссии о предмете, задачах и месте патопсихологии окончательно завершились. В настоящее время процесс разделения патопсихологии на отдельные области продолжается.

В частности, как самостоятельная отрасль, судебная патопсихология отделена от клинической патопсихологии.

Патопсихологическая диагностика

Диагностика патопсихологического эксперимента с точки зрения методики исследования и анализа результатов по качественным показателям является специфической и отличается от традиционных методов испытаний. В этом случае стимулирующий материал техник может оставаться классическим.

Анализ протокола патопсихологического исследования включает специальную технологию, которая требует определенных навыков.

Основным принципом построения экспериментальных методик, направленных на изучение психики пациентов, является принцип моделирования психической деятельности, осуществляемой человеком в процессе обучения, работы и общения.Моделирование выражается в том, что выделяются человеческие действия, а также основные психические действия, а выполнение этих действий организовано в несколько необычных, искусственных условиях.

Качество и количество таких типов моделей очень разнообразны: здесь синтез и анализ, а также установление различных отношений между объектами, расчленение, сочетание и т. Д.

Большинство практических экспериментов состоят в том, чтобы попросить испытуемого выполнить определенную работу, выполнить действия «в уме» или выполнить ряд практических заданий, а затем они очень точно фиксируют, в каком методе действовал человек, и если он ошибался, что типа и чем вызваны эти ошибки.

Итак, патопсихология — это раздел психологической науки, который изучает изменения в психической деятельности человека в результате соматических и психических заболеваний.

Ее данные имеют важное практическое и теоретическое значение для различных отраслей психопатологии и психологии. В современной психологической науке существует неправильное использование терминов и путаница понятий терминов в патопсихологии. В связи с этим возникает вопрос о разграничении понятий «патопсихология» и «психопатология».

Патопсихология действует как психологическая, а не медицинская дисциплина.

Психопатология, как отрасль медицины, изучает общие особенности психических заболеваний, изучает их синдромы и симптомы, выявляет патогенетические механизмы психических расстройств.

Патопсихология — это психологическая дисциплина, исходя из структуры и закономерностей развития психики в норме. Эта дисциплина изучает свойства личности и законы распада психической деятельности в сравнении с закономерностями течения и формирования психических процессов в норме.

Итак, при всей близости патопсихология и психопатология различаются по своим предметам и объектам изучения. Поэтому задачи и проблемы, которые патопсихология решает своими методами и концепциями, не должны заменяться проблемами, которые входят в компетенцию психиатров.

Например, постановка клинического диагноза заболевания и назначение соответствующего лечения является компетенцией психиатра, а психологическое исследование расстройств личности, их мышления, умственных способностей пациента к работе, выявление безопасных психических функций К корректирующим и восстановительным работам относится компетенция патопсихолога.

При определенных условиях иногда подростки и дети с нарушениями развития становятся объектом изучения патопсихологом. Например, при проведении военного или судебно-психиатрического обследования подростка с легкой умственной отсталостью; при обследовании ребенка, которому необходим дифференцированный диагноз между синдромом аутизма в раннем детстве и детской шизофренией; при необходимости — принудительная психиатрическая госпитализация учащегося специальной школы в связи с нарушениями поведения.

Часто патопсихологу в своей практической деятельности необходимо решать проблемы, связанные с компетенцией психолога. Например, при установлении или снятии диагноза «умственная отсталость» следует оценить способность ребенка к обучению.

Прикладное значение патопсихологии очень трудно переоценить. Практические задачи, стоящие перед патопсихологом, направлены на решение ряда вопросов психиатрической практики.

Важнейшей задачей практического раздела клинической психологии является получение дополнительных данных о психическом состоянии пациента, состоянии его эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности и личности в целом.Эти данные необходимы врачу для диагностики данного заболевания.

В этом помогает специальное экспериментальное психологическое исследование, которое выявляет многие признаки психических расстройств, определяя их взаимосвязь и структуру.

Патопсихологическое исследование, устанавливающее личность и ее структуру нарушенной когнитивной деятельности, позволяет патопсихологу получить дополнительные диагностические данные.

Вторая важная задача, которую решает патопсихолог, — проведение экспериментального психологического исследования с целью психиатрической экспертизы (военное, трудовое, судебное).

Также сложной задачей патопсихолога является изучение психической активности, измененной под влиянием терапии. В этих случаях повторное исследование пациента с использованием одного и того же набора методов позволяет установить динамику психических изменений под влиянием терапии и подтвердить или опровергнуть эффективность назначенного лечения.

,

Статья о патопсихологии от The Free Dictionary

— раздел психологии, который изучает принципы нарушения психической активности и личностных характеристик, сравнивая их с принципами нормального формирования и развития личности.

Создание патопсихологии было тесно связано с развитием психиатрии. В конце 19-го века первые экспериментальные психологические лаборатории в психоневрологических учреждениях были основаны немецким психологом В.Вундта и русских психоневрологов В. М. Бехтерев и С. С. Корсаков. Первые руководства по применению методов экспериментальной психологии для изучения психически больных были опубликованы в начале 20-го века. Идеи Л. С. Выготского сыграли важную роль в развитии патопсихологии в СССР.

Исследования в области патопсихологии имеют большое значение для ряда общих методологических проблем психологии, таких как вопрос о взаимосвязи биологического и социального в развитии психики.Данные исследований в области патологической психологии показывают, что нарушение личности не указывает на освобождение биологических инстинктов и потребностей, а характеризуется прежде всего изменениями в человеческих мотивах и потребностях. Также было установлено, что принципы дезинтеграции психики не повторяют в обратном порядке этапы развития психики.

Результаты исследований в области патопсихологии используются в психиатрии в качестве диагностических критериев и в качестве вспомогательных средств при установлении степени интеллектуального нарушения, при проведении оценок (судебная, профессиональная и военная), а также при расчете эффективности лечения, особенно при назначении психофармакологических агенты.Они также используются при анализе нарушений умственной деятельности, связанных с опасными профессиями, и при принятии решения о том, как восстановить трудоспособность.

Патопсихология применяет экспериментальные методы, основным принципом которых является качественный анализ психических нарушений как опосредованной и мотивированной деятельности. Патопсихологический эксперимент позволяет актуализировать не только умственные операции, но и мотивы пациента. В педиатрической патопсихологии, особенно хорошо развитой области, были разработаны специальные методы, такие как учебный эксперимент, основанный на предложении Выготского «зоны ближайшего развития».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бернштейн, Н. А. Клинические приемы психологического исследования душевнобольных, 2-е изд. М., 1922.
Зейгарник, Б. В. Патология мышления. , Москва, 1962.
Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности. Вопросы экспериментальной патопсихологии. Москва, 1965. [Сборник статей.]
Коган В. М. (составитель). Принципы и методы психологического исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. Москва, 1967 г.
Вопросы патопсихологии. , М., 1970.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии …. Москва, 1970.
Рубинштейн С.Я. Психология умственного отсталого школьника. Москва, 1970.
Психологические исследования, фас. 3: Проблемы патопсихологии. Москва, 1971.
Кэмерон Н. Психология расстройств поведения. Бостон, 1947.
Рей, А. Монография клиники психологии. Невшатель-Париж, 1952.
Левицкий А. Психология клиники в мире. Познань, 1968 г.

.
Патопсихология это что? Экспериментальные методы патопсихологии

Патопсихология — одна из специфических отраслей науки. Данные, полученные в ходе исследования в рамках данной дисциплины, имеют большое теоретическое и практическое значение. Остановимся более подробно на основах патопсихологии.

общие характеристики

В современной научной среде, некоторые смеси различных понятий, неправильное использование определенных терминов.В связи с этим возникает естественная потребность в разделении патопсихологии и психопатологии. Последний считается отраслью медицинской науки. Он ориентирован на изучение синдромов, симптомов заболеваний психической системы. В рамках этой дисциплины изучаются различные виды нарушений и их механизмы. Патопсихология основана на закономерностях строения и развития психики. Он исследует и сравнивает распад личностных качеств с нормальным ходом процессов.Таким образом, обе эти науки имеют сходные объекты изучения, но разные предметы.

Задачи

Патопсихология — наука, целью которой является получение дополнительной информации о состоянии пациента. В частности, его изучению подвержены его познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера, личность в целом. Эта информация необходима для диагностики. Экспериментальные методы патопсихологии позволяют выявить множество признаков нарушений, установить их структуру и связь друг с другом.

Еще одной важной задачей, являющейся дисциплиной, является проведение исследований для экспертизы (судебной, военной, трудовой). В процессе такой процедуры специалист может установить структуру нарушений и их связь с сохраненными сторонами деятельности психики или провести дифференциальную диагностику. Такое исследование влечет за собой определенные трудности. Они в первую очередь связаны с интересом пациента. В связи с этим пациент может минимизировать проявления нарушений, усилить их или даже сделать вид, что избегает ответственности или получает инвалидность.Другой проблемой, решаемой патопсихологией, является изучение изменений под влиянием терапии. В таких случаях используются одни и те же наборы приемов. При повторном исследовании с их помощью устанавливаются динамика состояния, определяется эффективность лечения.

Дополнительные функции

В последние годы экспериментальная патопсихология стала использоваться для решения двух дополнительных задач. Первое связано с реабилитационными мероприятиями. В ходе своего поведения специалисты уделяют большое внимание раскрытию безопасных сторон личности и психики пациента.Кроме того, изучается социальная среда пациента, характер взаимоотношений с другими людьми, учебные и трудовые ресурсы. Задача такого исследования — разработать рекомендации, которые способствовали бы более быстрой реабилитации. Вторая самостоятельная функция специалистов — это их участие в психотерапевтической деятельности. Здесь, однако, стоит отметить, что вопрос участия врача в них недостаточно регулируется на законодательном уровне.

Развитие науки

Как самостоятельная отрасль психопатологии начал формироваться в начале 20-го века. Наиболее четкие представления о предмете науки отражены в работах Бехтерева. По его мнению, патопсихология — это процесс изучения аномальных проявлений на начальных этапах формирования системы. В институте, организованном Бехтеревым, читались различные курсы. В то же время, сразу же была проведена четкая линия, разделяющая патопсихологию и психопатологию.

Внутренние показатели

С самого начала развитие отрасли основывалось на твердых естественнонаучных традициях. Формирование принципов и приемов осуществлялось под влиянием работ Сеченова. Он придавал особое значение связям между психологией и психиатрией. Бехтерев стал преемником Сеченова на этом пути. Он считается основателем патопсихологического отделения в психологической науке. Представители его школы разработали множество методов исследования психически больных.Даже сегодня они широко используются в дисциплине. Сформулированы основные принципы исследования:

  1. Применение комплекса методик.
  2. Проведение качественного анализа психических расстройств.
  3. Индивидуальный подход.
  4. Сравнение результатов изучения пациентов с информацией о здоровых людях по полу, возрасту, уровню культуры.

Детская патопсихология

До того, как работы Зейгарника появились в науке, существовало мнение, что при ряде невротических заболеваний поведение пациента начинает переходить на более низкий уровень, который отражает определенную стадию развития ребенка.Основываясь на этой концепции, многие ученые пытались выявить соответствие между процессом распада личности и конкретной стадией детства. Например, Кречмер подошел к мышлению от шизофренического до подросткового развития. В 1966 году на 8-м Международном конгрессе Ажурейагерра (швейцарский ученый) защитил взгляд на многоуровневую психическую дезинтеграцию от высших до низших форм. Такие выводы были основаны на ряде наблюдений:

  1. При некоторых заболеваниях пациенты теряют способность выполнять сложные виды деятельности.Вместе с этим они сохраняют простые навыки.
  2. Некоторые формы расстройств поведения и когнитивной деятельности напоминают действия и мышление ребенка.

Лурия, Зейгарник, Рубинштейн: патопсихология и биологические паттерны

Данные этих исследователей касались нарушения мышления, чтения и письма у пациентов с сосудистыми заболеваниями, болезнью Альцгеймера, у которых были травмы головного мозга. На основании полученной информации новая точка зрения была обоснована.Он заключался в том, что на течение психического заболевания влияют биологические закономерности. Они не могут повторять принципы и этапы развития. Даже когда заболевание поражает определенные отделы мозга, психика пациента не приобретает структуру ребенка на ранней стадии развития. Тот факт, что пациент не может рассуждать и мыслить на высоком уровне, указывает на потерю сложных форм познания и поведения. Но это не значит, что он возвращается на детскую сцену.

Теория Мясищева

Это также сыграло важную роль в развитии патопсихологии. Согласно теории, человеческая личность представляется как система взаимоотношений человека и окружающего его мира. Такие взаимодействия отличаются сложной структурой и выражаются в умственной деятельности. Болезнь вносит изменения и разрушает сложившуюся систему отношений. Эти нарушения, в свою очередь, могут спровоцировать болезнь. Благодаря этому противоречию Мясищев исследовал психозы.

,

Патопсихология

В последнее время наука перестала иметь строгие правила: сегодня названия «биохимия» и «биофизика» никого не удивят, но оказывается, что процесс стирания каркаса начался давно. В 30-х годах прошлого века на стыке психологии и психиатрии сформировалась новая научная дисциплина — патопсихология. Что находится в сфере интересов этой науки, мы также должны узнать.

Как появилась наука о патопсихологии?

Как наука, патопсихология начала свое развитие в 1930-х годах, во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время, когда появилось много людей с военными травмами, чьи умственные функции необходимо было восстановить.Но бурное развитие науки достигает к 1970-м годам. Именно тогда основы российской патопсихологии были изложены в трудах первых практических психологов нашей страны. Наконец, споры о задачах, предмете и месте патопсихологии были завершены к 1980-м годам. Сегодня идет процесс разделения науки на отдельные направления, например, сегодня сложилось направление судебной патопсихологии.

Предмет и объект патопсихологии

Патопсихология изучает психические расстройстваПроцессы и состояния с помощью психологических методов.В то же время патологические изменения анализируются на основе сравнения с течением и характером формирования психических процессов и состояний у индивидов, психические показатели которых соответствуют норме. Исходя из определения, можно сказать, что патопсихология является практическим разделом медицинской психологии, предметом которого является изучение закономерностей формирования психопатологий, а объектом считается аномалии и психические расстройства различных проявлений, но сходные в небольшой степени тяжести, то есть граничит с нормальным (здоровым) состоянием.

Синдромы патопсихологии

Синдром — это сочетание симптомов расстройства личности или процессов познания, которое происходит по определенной схеме. В психопатологии рассматриваются следующие синдромы:

  • шизофреник;
  • олигофреник;
  • Аффективно-эндогенный;
  • Экзогенно органический;
  • Личность-ненормальная;
  • Эндогенно-органический;
  • психогенно-невротический;
  • Психогенно-психотический.

Принципы патопсихологии

Существуют различные подходы к проведению патопсихологических исследований. Отечественный опыт проведения таких исследований позволяет выделить следующие принципы:

  1. Психологический эксперимент. Позволяет исследовать психические расстройства как расстройства деятельности. Он направлен на качественный анализ форм психических расстройств, раскрытие механизмов такой деятельности и путей ее восстановления.
  2. Принцип качественного анализа. Выявляются особенности хода психических процессов человека посредством анализа ошибок, возникших при выполнении экспериментальных заданий.
  3. Идентичные психопатологические симптомы могут вызываться разными механизмами и свидетельствовать о разных состояниях. Поэтому каждый симптом должен оцениваться в сочетании с полноценным исследованием.
  4. Исследование проводится с помощью таких задач, которые актуализируют умственные операции, используемые человеком в своей деятельности.Причем актуализация должна касаться личного отношения человека к своей работе, ее результатам и к себе.
  5. Патологический эксперимент должен не только обнаружить структуру измененных форм умственной деятельности, но и сохранить их. Это необходимо для восстановления нарушенных функций.
  6. Эксперимент должен учитывать отношение человека к опыту. Часто люди с нарушенной психикой отказываются выполнять задачи, и тогда исследователь должен искать обходные пути для эксперимента.
  7. При патологических исследованиях используют большое количество методик. Это потому, что процесс распада психики не является одноуровневым процессом, и для идентификации всех механизмов требуются разные методы.

Проблемы патопсихологии затрагивают психологов любых специальностей и специальностей, поскольку ни одна из них не исключает профессионального общения с психически нездоровыми людьми.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *